Откуда выражение антипкин щенок

Опубликовано: 22.04.2024








Историю одних из самых популярных фразеологических оборотов разбираем вместе с профессором
Государственного института русского языка им. Пушкина Ириной Лешутиной.

Втирать очки

Есть мнение, что значение этого фразеологизма связано не с оптикой, а с игральными картами, а точнее, с игрой в «очко». Ещё в XIX в. игроки научились хитрить, меняя, к примеру, четвёрку на пятёрку. Поэтому и выражение означает «обманывать» или «вводить в заблуждение». Кстати, такой способ обмана был описан ещё Пушкиным в «Пиковой даме».

Тютелька в тютельку

Сама «тютелька» происходит от слова «тютя», обозначающего «удар», и описывает процесс попадания топором в одно и то же место в столярных работах. Сегодня у выражения два значения: «максимальная точность действий» и «сходство предметов до мельчайших деталей».

Играть на нервах

По официальной версии, после открытия врачами древности нервов в организме человека их стали называть по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом — «nervus». И поэтому раздражающие действия получили свой фразеологизм — «играть на нервах».


Мальчик для битья

Выражение имеет литературные корни. Мы его можем встретить в романе Марка Твена «Принц и нищий». В XV–XVIII вв. при маленьких принцах находились специальные мальчики-пажи для побоев, которых ругали за провинности и плохую учёбу будущего короля. В чём был смысл такого наказания? Дело в том, что принц был очень привязан к своему пажу, и подразумевалось, что при каждом ударе, наносимом мальчику, принц должен был испытывать чувство вины. Это выражение употребляют, когда хотят подчеркнуть, что злость срывают на другом человеке.

И ежу понятно

Есть две версии. Первая говорит о том, что выражение выдернуто из стихотворения Маяковского («Ясно даже и ежу — /этот Петя был буржуй»). Слово «ёж» было использовано поэтом для соблюдения рифмы. Народную популярность эта фраза получила после её использования братьями Стругацкими в повести «Страна багровых туч».

Вторая версия отсылает к середине прошлого века, когда в СССР были популярны физико-математические школы-интернаты. Из-за большого количества учеников классы имели литеры от А до И. Но в классы с литерами Е, Ж, И попадали ученики, которые позже присоединялись к основной программе. Поэтому их ученики постарше называли «ежами» и говорили, хоть программа и сложна, она и «ежу понятна».


Не в своей тарелке

Считается, что это калька с французского языка, где слово «assiette» имеет значение как «тарелка», так и «расположение гостей за столом». Русское дворянство, прекрасно знавшее французский язык, часто применяло это выражение в первом значении, даже там, где это было неуместно. На неверный перевод указывал и Пушкин, но тем не менее выражение в таком значении прочно закрепилось в русском языке.

Скелет в шкафу

Из-за того что в Британии до 1832 г. не было разрешено препарировать тела мёртвых даже в медицинских целях, врачи могли иметь доступ лишь к телам казнённых преступников. И зачастую оставляли скелет бывшего заключённого. себе, чтобы проводить опыты и дальше. Естественно, это было незаконно и хранилось в строжайшей тайне. Единственным местом, где можно было спрятать скелет, был шкаф. Поэтому сейчас, когда говорят «скелет в шкафу, подразумевают что-либо тайное, секретное.

Зарубить на носу

Носом в данном выражении называется не часть лица, а специальную бирку, которую в прошлые века неграмотные люди носили с собой. На ней ставили зарубки для учёта долгов, оставляли заметки и пр., чтобы ничего не забыть. Сегодня это выражение применяется в значении «запомнить».


Всыпать по первое число

Раньше, вместо того чтобы поставить двойку, учеников в школах били розгами. Для этого нанимали специального человека. Если же ученику доставалось сверх меры, то все последующие наказания откладывались до первого числа нового месяца. Поэтому сейчас это выражение означает «сильно наказать».

Сирота казанская

Это выражение появилось во времена взятия Казани Иваном Грозным. Пленных татарских князей царь пытался сделать союзниками и задабривал подарками. Для того чтобы показать своё «бедственное положение» и выгадать больше царской милости, татарские князья специально хотели казаться жалкими и пострадавшими. Видя это, русские бояре называли их в шутку «сиротами казанскими».

Репродукция картины Виктора Васнецова «Царь Иван Грозный» из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Но есть и ещё одна версия происхождения этого выражения. Тогда же, после взятия Казани, многие дети остались сиротами. По приказу царя их раздавали по русским семьям. И в этом случае выражение «сирота казанская» употреблялось уже без иронии.

Голубая кровь

И снова обратимся к истории, правда, к испанской. Дело в том, что испанская знать не раз указывала всему миру на то, что её кровь никогда не смешивалась с кровью иноземцев. Испанские гранды гордились поэтому своей бледной кожей, на которой были видны даже голубые вены. Собственно, это и дало им возможность утверждать, что в их жилах течёт благородная кровь. С тех пор аристократов, избранных и тех, кто выделяется своим положением в обществе, называют «голубая кровь».

Дать добро

Появился этот фразеологизм благодаря военно-морскому флоту. В дореволюционной русской азбуке буква «Д» называлась «добро». Морской же флаг под этой буквой говорил: «Согласен, разрешаю». Поэтому название буквы и значение флага слились в одно выражение: «Дать добро». В широкую речевую практику оно вошло после фильма «Белое солнце пустыни»: «Таможня даёт добро».


Проходить красной нитью

Есть две версии происхождения этого выражения, и обе связаны с воровством казённого имущества. В первом случае фразеологизм относят к временам, когда в Голландии в XVII в. воровали паруса на флоте. Чтобы предотвратить хищения, было принято решение в парусину вплетать красную нить. Это позволяло отличать казённую ткань. Вторая версия также связана с флотом, но только английским. Там тоже воровали. канаты. И с той же целью в них вплетали красную нить так, чтобы её невозможно было убрать. Сегодня это выражение используется, когда говорят о главной мысли чего-либо.

Дойти до ручки

В Древней Руси пекли калачи в форме замка. Специально выпекали ручку замка, чтобы удобно было держать и есть калач. Когда калач съедался, ручка выкидывалась или её доедали нищие. Про тех же, кто съедал калач полностью, говорили, что он в крайней нужде и таким образом «дошёл до ручки».


Реветь белугой

Выражение берёт начало от кита белухи. Дело в том, что этот зубатый кит, которого раньше называли «белуга», издаёт очень громкий рёв. Поэтому к людям, которые громко или сильно плачут, применяют выражение «реветь белугой». Интересно, что рыба семейства осетровых белуга, как и все рыбы, молчалива.

Растекаться мыслью по древу

Это выражение обязано своим появлением неточному переводу одной из строк «Слова о полку Игореве». В изначальном тексте было: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Слово «мысь/мысию» приняли за «мысль», тогда как с древнерусского языка оно переводится как «белка». Сегодня это выражение означает «говорить много, не по делу».

От редакции. В день летнего солнцестояния, пришедшегося ровно 75 лет назад на 22 июня, случилось событие, спустя 1418 дней после которого, история в самом крупном из бараков Черной Железной Тюрьмы, в общем-то, и закончилась – чем-то вроде свадьбы, даром, что у Золушки-анорексички платье было расшито стальными осколками, а у принца изо рта пахло гарью и миндалем. Последней сюжетной вспышкой стало рождение первенца, благополучно приземлившегося между Смеловкой и Подгорным, и дальше была только долгая счастливая жизнь, лишь изредка нарушаемая странными снами: про рождение нового солнца над Новой Землей, про бетонный саркофаг рядом с обезлюдевшим городом, про гигантскую пирамиду, сложенную из крыльев бабочек. Закончилась эта жизнь или нет так до конца и не ясно – показания составлявших ее свидетелей расходятся.

Рассказы нашего нового автора, первый из которых публикуется сегодня на «Катабазии», имеют раскидистую генеалогию, прочно коренящуюся в теле русскоязычного безвременья прошлого века. Однако из-за распада связи времен вряд ли можно ответить, чье влияние оказалось сильнее: Андрея Платонова – или, например, Пелевина периода «Хрустального мира», конъюнктурной литературы 40‑х – 50‑х годов – или издевательских стилизаций Сорокина, копирующего и выкручивающего до абсурда словоформы тех лет. Сама автор, отдавая дань всем им, называет также имена Масодова, Мамлеева, разные академические издания по славянской мифологии и православным сектам, исследования новейшего фольклора вроде «Рогов и копыт Генералиссимуса» Архипова, дискурс про связь «гроба на колесиках» с «черными воронками», мультипликацию Федулова, кинофильмы Кобрина и Юфит… А так же собственные стихийные наработки в области советологии и современного городского фольклора, наследующего фольклору прошлых десятилетий. Весь грубо очерченный временем ландшафт отечественного магического некрореализма.

По словам автора, страна, которую иной раз хочется сравнить с обледенелым монолитом, представляется ей, напротив, чем-то бесконечно-пустотным, состоящим из паутины лакун и каверн в постпамяти нескольких поколений. Карстовыми пещерами, в которые постоянно просачиваются иррациональные, хтонические силы из иных пределов. Перекрестком посреди пустыря, проходом в жуткое запределье. Околдованный уроженкой Старого Петергофа Лу Саломе, юный поэт Рильке написал некогда, что, де «только Россия граничит с Богом». Возможно, проживи он на пару десятков лет дольше, то нашел бы, что добавить к этой фразе, например – на тему пограничных конфликтов. Такой Россия и предстает между строк в «Антипкиной правде»: страной-междумирьем, страной-перекрестком, страной-пограничным расстройством, полем битвы старых и новых богов, прячущихся среди плакатных лозунгов и похоронок.

Мы надеемся, что за этим рассказом – лаконичными, в общем-то, вратами-стилизацией в пустыню названных выше образов – последуют новые, поскольку автор говорит, что ей есть, что сказать.

artek1930126

АНТИПКИНА ПРАВДА

Антипка, сказали, родился кривым. Бабы по всему селу долго орали, дом обносили горящими вениками. Мамаша Антипки, Дарья, лежала на большой печи и все еще продолжала тужиться. По полу маслеными пирожками блестели клочья плаценты. Повитуха Сэржу из соседнего мокшанского села разводила руками и косила куда-то в угол. Там, на длинной дубовой скамье сидел Антипкин отец – рябой и угрюмый Миха-косарь. Рядом с Михой, справа от его сухой руки, лежал маленький кулечек с «городскими деньгами» – Миха получал от государства отчисления за ранение в гражданскую. Сэржу ежилась, укрываясь большим серым платком, похожим на распластанного по плечам кота, высчитывая примерный гонорар. Повитух в районе не одобряли, но Дарья сама отказалась ехать в центральный родильный дом – хотела рожать в своем «куте», как принято у мокшан. Теперь вот помрет наверняка. Плацента до конца не отошла, надо бы впрягать коней и тащиться на ночь глядя к роддому – будить старого лохматого доктора из центра, уговаривать быстроглазых медсестричек. Не дай бог, думала Сэржу, вызнают про повитуху. Каждый месяц ведь проводят просветительские работы. И все без толку.

Антипка лежал в деревянной колыбели без звука, брошенный всеми, как пустой кошель. На его щеке, покрытый красноватой слизью, пошевеливался отросток, похожий на недорощенный эмбрион. Сэржу еще раз высунулась в гулкое, с вынутыми стеклами, окно, к бабам из соседних домов, ожидавшим исхода родов, и крикнула: «кривой! ну что вам еще! расходитесь!»

– Ох, что же это будет, – по-старушечьи запричитал Миха. Антипка открыл рот и громко, безысходно закричал.

Близнец был совершенно живой и срастался с Антипкой по линии щеки. Прямо под глазом ребенка бугром вздымался его маленький, чуть примятый старческий затылок, а тельце с недоразвитыми руками и загнутым, словно у арабского джинна хвостиком вместо ножек, свободно болталось в воздухе. Лицо уродца находилось все время в Антипкином рту, туда же было обращено и его собственное темное отверстие, вечно издававшее неприятные булькающие звуки. Урод ничего не ел, но не подыхал. Сэржу запретила трогать близнеца до трех лет – а потом, обещала, заговорят, как бородавку, он и отвалится. Дарья ждала, а пока выпускала Антипку гулять только на задний двор, к своей красноглазой тупой козе. Коза непрестанно жевала лебеду, а ребенок смотрел куда-то в землю. Отросток шевелился на щеке, словно пытался убежать. Сэржу раз в неделю приводила Настасью из соседней Леми – у Настасьи были страшные черные глаза и длинная юбка, делавшая ее похожей на монахиню – черноризницу. Настасья быстро-быстро щелкала сухими пальцами над головой ребенка и бормотала по-русски заговоры. Антипка смотрел куда-то в землю, а отросток на щеке начинал особенно громко булькать. Один раз Антипку возили в центр – доктор говорил, что урод называется паразитическим близнецом, которого в детстве нужно было резать, а теперь уж поздно. Но Дарья знала, что ребеночек-то нагулянный, не от Михи. Вот и уродец выступил. Такой крест. В этом ее убеждала и Настасья, быстро-быстро щелкая сухими пальцами.

uchis-strelyat

К трем годам Антипка не научился даже ложки держать, ходил под себя. Одно только любил – бегать, да на заднем дворе землю жрать. Как земли нажрется, так урод на щеке распухает, розовеет, как солнышко на закате, и булькает самодовольно. Настасья говорила, урод жизнь из Антипки сосет, а сам питается землей, грязью питается, значит. На грязи и растет. Дарья боялась спать рядом с Антипкой и по осенним ночам тихонько ставила его колыбель ближе к открытому окну. Миха по целым дням пропадал в соседней Леми, косил траву, помогал мужикам чинить вдовьи избы. Ночью Дарья часто смотрела на его лицо, возвышавшееся над печью как темная груда камней, и ей становилось страшно от его большого рябого носа, похожего на паразитического близнеца. Дарья ждала, когда Сэржу наконец придет с Настасьей заговаривать урода.

Вечер опустился. На дальнем пятачке улицы орали ребята под гармонь, лапали девок. Изба Дарьи, стоявшая на самом отшибе, словно плыла по огромной грязной луже. Света не зажигали, сумерничали. Антипкин урод громко булькал в сыновнем рту. Вдруг за околицей захлюпало. Дарья быстро высунулась в окно, как птичка из часов. Настасья и Сэржу перешептывались у самого входа.

Быстро прошли в избу, зажгли свет. Настасья достала откуда-то десять маленьких иконок, разложила вокруг сидящего на полу Антипки. Сэржу косилась на окно – нет ли активистов. Но активисты все лапали девок на дальнем пятачке и пели что-то громкими помойными голосами про Колчака и какие-то штаны. Настасья достала из рукава несколько церковных свечек и сказала «Ну, начнем». Дарья подумала, что как будто в первый раз слышит от нее что-то кроме молитвы.

«Отче наш иже еси» заголосила Сэржу, и тут Урод на щеке у Антипки изогнулся как тетива и, щелкнув маленькими пальчиками, забулькал страшно прямо в Антипкин рот. Тот вытаращил глаза, словно собираясь заплакать, а потом вдруг заговорил мужским хрипловатым басом «и еси на небеси хуй соси! да не тряси! крысы, мысы, лососи. Коси перси не коси, доски на гробы неси!». Дарья пискнула как резиновая игрушка под ногой. Кошка прыгнула на печь и вылупилась оттуда бесовыми своими глазенками. «Хуй!» добротно повторил Антипкин урод через раскрытый Антипкин рот. «Война будет, доски готовь на гробы, дура». Сказал он уже серьезнее. Антипкины глаза заволокло прозрачной пленкой, как у спящей совы. Сэржу и Настасья истово крестились.

22 июня началась война.

Миху забрали, жрать стало нечего, зато активисты поутихли. Настасья потихоньку наговорила соседкам про Урода – мол, сказывает судьбу!

Стали к Дарье ходить. Больше молодые бабы и мамаши. В селе мужиков почти не осталось, только дед-Пшеничка, которого до войны хотели отправить далеко в Сибирь за то, что пшеницу ворованную в сапогах проносил. Но вот война началась, забыли. Бабы ходили тайно, по ночам, да и сама Дарья сделалась как кошка – днем спит, кормит Антипку грязью – больше ничего ребенок не ест, а ночью будит его потихоньку, раскладывает кругом иконки, как Настасья тогда, и начинает молитву. Как первые два слова скажет – урод надувается и орет «хуй соси!», а потом Дарья пальцем на бабу укажет и спрашивает: скажи, мол, что будет с рабом Божиим Андреем?

Урод отвечает «раб божий Андрей царь длинных мудей на войне клепается в штаны усирается от бомбежки чадит андрюха в штаны дудит получит контузию поедет в грузию шашкой бошки порубит девку местную отлюбит ляжет в Оспиталь а как начнется ферваль сюда прикатит и Аленку обрюхатит!»

Ну, Аленка давай реветь, а к февралю смотришь – Андрей и правда возвращается. Придет Катюха, у которой сын семнадцатилетний тайно на фронт сбег. И про него урод знает – «Осипка – шпана, лужа говна, в земле валяется без руки пробавляется, в поле подох как герой, маршал народный, хер благородный». Катюха сидит, синяя как мертвец, лица на ней нет, а через день похоронка.

Пионеры-Ставрополь-1924

Пошла про урода слава то ли как про святого, то ли как про беса. Тайно Антипку заворачивали в тряпки, в три платка, одевали как девочку, и водили в соседнюю Лемь – там только отчего-то предсказывал урод сплошные смерти. Но бабы верили, плакали, ждал, что и их урод «обнесет». В церкви подпольно крестили урода, а про Антипку и забыли уже все – вроде как урод главный. Молодые бабы все боялись, как бы комсомольские активистки не узнали, к кому они на моленье ходят. Из центра приезжала молоденькая медичка, проверить мальчика с паразитическим близнецом – Антипка пердел, ел землю у нее на глазах. Хорошенькая медичка морщилась, но указания давала. Паскуда жертвенная. Дарья откуда-то стала чувствовать вдруг ко всем кроме урода невероятное отвращение. И голос его мужской, хриплый, теперь Дарью успокаивал, и больше она не ставила Антипкину кровать под самое окно. Люди приносили за откровения уродовы деньги, а в церкви в Леми по выходным он и вовсе распоясался – пел на клиросе густым басом, хуями ругался – священники все спускали, потому, как в церковь официально никому ходить не разрешалось, но раз такое дело – война. Какое время, говорили старенький поп, такие и святые, куда уж тут без хуев. Урод рыгал смачно сквозь Антипкин рот и говорил «и умер я непознанным в тени детей своих». Дарья смотрела в остекленевшие глаза Большого сына, как она теперь называла Антипку, и крестилась. Воистину, воистину, вторили старухи у клироса.

К февралю за уродом стали записывать. Собрали книжку откровений, которую набожные бабы потихоньку передавали по селу. Там говорилось, что урод будет жить покуда живет Антипка, а потом переселится в тело молодой беременной и через то станет жить вечно, пока найдутся в Эрзани, Леми и окрестностях те, кто готов в него верить. Говорилось там, что должен был урод прийти на сто лет раньше, чтобы застать белого царя, да опоздал и застал только красного. В писании урода сказано было, что красный царь не человек, как белый царь, а вроде большой машины, которая перемалывает кости людские и через то строит главные города, такие как Москва и Петербург. У активистов, говорилось в писании, вырастает серый хвостик от того, что испускает на них лучи эта большая красная машина каждый раз, когда они ездят в главные русские города. Активисты забывают мокшанскую речь и присягают на верность красному царю. Было время, когда в мире всюду правили люди. Но теперь у красного царя и соперники стали большие машины. Коричневый царь из германии, который зовется ФЮРА, и цветные цари из-за океанов по-разному испускают лучи на своих детей, оттого в мире все воюют. Тех же, кого забрали на фронт, непременно будут облучать, и вернутся они оттуда все сплошь с серенькими хвостами. Красный царь хочет, чтобы те, у кого есть серенькие хвосты могли его накормить, так что он научит их писать и считать по-русски, и тогда во всех самых маленьких деревнях начнут люди звонить по круглому аппарату большой красной машине и продавать в города своих жен и детей. Будут эти серохвостые люди писать письма и докладные, чтобы поскорее накормить красного царя. В Москве и Петербурге, говорил Урод, так уже делают очень давно, с самого того дня как красный царь убил белого царя.

1458548749177439858

Старухи и набожные бабы крестились и охали. Активисток стали сторониться, а иные мамаши пытались даже раздеть своих дочерей, чтобы вызнать у них про серый хвостик. Красного царя стали бояться даже больше чем страшного коричневого ФЮРА.

В марте убили комсомолку Олесю, дочку Катюхи. Ночью бабы раздели ее, пустили по селу, лупя горящими вениками и начитывая вслух откровения из антипкиной правды. До самого оврага ее догнали, а там забили граблями. Труп так и оставили, в назидание. Крови было много, и хвостик было не разглядеть.

Урод теперь все время пел или разговаривал, а сам Антипка похудел, осунулся и часто плакал пока Урод спал.

Дарья начала есть землю, чтобы причаститься святой правды, да только не помогало. Страшно было по ночам – вдруг постучит в окно Миха с сереньким хвостом. Еще и медичка, стервоза, могла приехать в любой момент.

Как зацвела верба в соседнюю Лемь посыпались похоронки. Теперь бабы радовались – значит мужья не вернутся и не смогут продать их большому красному царю. Лемские и Эрзанские совсем перестали ездить в центр, и боялись что со дня на день приедет какая-нибудь комиссия, выяснять куда пропала Олеся. Но никто не ехал – война, не до комиссий.

Однажды утром Дарья проснулась от страшного хрипа. Ежась от сквозняка пробежала босыми пятками через всю горницу к колыбельке, в которой до сих пор спал Антипка.

Хрипел уродец, страшно дергаясь на мальчиковой щеке и колотя маленькими ручками по розовой, похожей на яблочко коже. Дарьины глаза расширились в страхе – Антипка своими молочными зубами перемалывал уродову голову, втиснутую в его розовую детскую щеку.

Через неделю мужики на грузовике обнаружили Олесины останки в овраге. Хоронили ее в закрытом гробу, но через медичку по всему селу прошел слух – у девки не было хвоста.

10778_original

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Всем муууууррррр, мои дорогие друзья. Сегодня бы хотелось обсудить тему любви\нелюбви нас - красивых, умных, преданных, ласковых, хитрых представителей усато-полосатых и вечно гавкающих и рычащих собак)))) Миф или правда? И вообще откуда пошло это выражение "и жили они как кошка с собакой". Давайте разбираться вместе.

Значение фразеологизма

Как кошка с собакой (жить) – постоянно ссорясь, враждуя.

Происхождение фразеологизма

Как это часто бывает с фразеологизмами с животными, фразеологизм «как кошка с собакой» скорее всего произошел из наблюдений за тем, как взаимодействуют между собой в жизни кошка с собакой. А взаимодействуют они обычно враждебно.Наверное это наиболее яркий и близкий образ непрекращающихся вражды и междоусобиц для нас, и уж тем более - для наших предков, живших в деревнях.

Надо отдать должное, что именно это выражение наиболее часто использовали писатели мировой литературы в своих произведениях.

- "В прошлую зиму она со своей мамой ездила в Лондон, и там в неё влюбился молодой лорд, даже хотел жениться, но его родные были против. И что же вы думаете, они сговорились с мисс Джорджианой бежать! Но их выследила мисс Рид, из зависти, видно. Так они с тех пор с сестрой грызутся как кошка с собакой". (Ш. Бронте, «Джейн Эйр»)

-"Мечта, которая поддерживается и развивается в нас воспитанием, и сущность, которую находят в свете вместо мечты своей, — это кошка с собакой: им ужиться нельзя. " (В. Даль, «Мичман Поцелуев»)

- "Теперь ты с мужем, как кошка с собакой, так поневоле в его башку-то придет, что, значит, ты его не любишь, а любишь другого. (А. Островский, «Грех да беда на кого не живёт»)

- "Когда дела нет, настоящего, серьезного дела, тогда деятели живут, как кошки с собаками, и начинают между собою разные дрязги за принципы и убеждения. (Ф. Достоевский, «Последние литературные явления»)

- «Она рада, что я ударил фельдшера, — думал доктор, прислушиваясь к голосу акушерки. — Ведь она жила с фельдшером, как кошка с собакой, и для нее праздник, если его уволят. И сиделки, кажется, рады. Как это противно!» (А. Чехов, «Неприятность»)

- "Гальке шел семнадцатый год, но девка она была крупная и уже давно переросла Степаниду что ввысь, что вширь. Мир их почему-то не брал, и они жили как кошка с собакой; когда в избе становилось тесно, выскакивали во двор и крыли друг друга на всю деревню таким криком, что соседские собаки, оглядываясь, с поджатыми хвостами переходили на другую сторону улицы. (В. Распутин, «Живи и помни»).

Фото взято из открытого источника

Почему враждуют коты и собаки

Мы, коты — хищники, и к любому животному, которое превосходит нас в размерах, относимся подозрительно и враждебно. Мы бесшумны и грациозны, прекрасно ориентируюемся в темноте и умеем нападать исподтишка, защищая свое пространство. Усатики обожают ласку, но позволяют гладить себя только тогда, когда это им необходимо. Мы умны, малообучаемы и своенравны. Из звуков нам присуще мурлыканье, шипение и мяуканье.

Собаки — социальные животные , и им тяжело дается одиночество. Бродячие псы собираются в стаи, а домашние в отсутствие хозяина подвывают или скучают у коврика. У лающих питомцев очень развит охотничий инстинкт. Они рычат, когда злятся, любят погонять во дворе кошек, птиц, ежиков. Это очень преданные животные, которые готовы до последнего защищать своих хозяев.

Исходя из особенностей характера питомцев, несложно понять, почему иногда они нетерпимы по отношению друг к другу. Животные по-разному себя ведут, выражают эмоции, «разговаривают». Неудивительно, что они с опаской относятся друг к другу.

Если завести щенка и котенка практически одновременно, им легче приспособиться к совместному проживанию, что позволит избежать конфликтов.

Фото взято из открытого источника

Мир на долгие годы

Ученые считают, что основная причина вражды между котами и собаками — непонимание «языка» друг друга. Например, когда коты злятся, они виляют хвостом из стороны в сторону. Такой жест у собак означает радость и приветствие. Если кошка мурлычет, она довольна. Собачье рычание выражает агрессию.

Этого щенка хозяйка просто выставила на мороз. Фото: центр защиты животных «Бездомный Пес. Соседи».

Ласковая, любопытная, трогательная… По собачьим меркам, Стеша – еще совсем ребенок, ей только десять месяцев. Но малышка успела понять, как это – быть ненужной, ее предали уже трижды. Разные люди, отговорки тоже у всех свои: оказалась беспородной, вылезла аллергия, все грызет. Результат один: брошенная хозяевами, Стеша оказалась на улице. Ее историю рассказали «Комсомольской правде – Красноярск» в центре защиты животных «Бездомный Пес. Соседи».

Пролежала в сугробе 6 часов

Стешу нашли на Свободном (Красноярск) в конце декабря прошлого года. Позже выяснилось: хозяйка выставила питомицу за дверь – на мороз. Дрожащая собака в растерянности металась по двору, заглядывала в глаза прохожим. Только что она была домашней и вот…

Белый Mersedes появился, будто ниоткуда – увернуться Стеша не успела. Благо удар был не очень сильным. Взвизгнув от боли, кинулась наутек, отбежала, рухнула на снег. В сугробе она пролежала шесть часов. Пока кто-то из прохожих не сжалился – вызвал волонтеров.

Стеша попала на улицу - и в тот же день ее сбила машина. Фото: центр защиты животных «Бездомный Пес. Соседи».

Они бросили клич по соцсетям: ищем хозяев! Отвезли раненую Стешу к ветеринару. Оказалось, у нее сильный ушиб задней части. Вскоре собака поправилась. Зоозащитники удивлялись: как она очутилась на улице? Воспитанная, деликатная, приучена к выгулу. Притом совершенно не агрессивная. За что с ней так?

Ожидая помощи, собака пролежала в сугробе шесть часов. Фото: центр защиты животных «Бездомный Пес. Соседи».

«Рассел» за копейки

Впрочем, через несколько дней объявились бывшие владельцы малышки, сразу несколько. Но возвращать собаку себе никто из них не думал.

Что же случилось со Стешей? Первые хозяева купили ее через сайт объявлений. Давно мечтали о джек-рассел-терьере, модная нынче порода. Вот и присмотрели: черно-бело-рыжую кроху предлагали за копейки. Понятно, без документов. «Ну а что тратиться? Зачем нам бумажки?» - по рукам ударили быстро.

Выросла не джек-расселом, такой была претензия первых хозяев. Фото: центр защиты животных «Бездомный Пес. Соседи».

Месяца три поиграли с неуклюжей малышкой. А после спохватились: расселом тут и не пахнет, дворняжка обыкновенная. И неважно, что она к ним привязалась, ходила хвостиком. Порода (а, точнее, ее отсутствие) оказалась важнее. Так что моментально уступили попавшую в немилость питомицу новой хозяйке – молодой женщине.

Напакостила – за дверь

Для Алины* порода щенка значения не имела. Она с удовольствием возилась с лопоухим приобретением. Но особенно не воспитывала – за изгрызенные обои (у Стеши резались зубки) не ругала.

Но тут произошло непредвиденное. У Алены – она недавно забеременела - вдруг появилась аллергия. Расстроилась, конечно: жаль отдавать собаку, но здоровье дороже. Опубликовала на интернет-ресурсе объявление – никакой реакции. Тогда собралась увезти питомицу в другой город к бабушке и дедушке.

Но подвернулся новый вариант, ей позвонили. «Собака – прелесть, - щебетали в трубке. – Я о такой давно мечтала. Забираю немедленно!». И Стеша со всем «приданым» перекочевала к новой хозяйке Катерине* – на съемную квартиру.

Она очень ласковая и трогательная, а еще любит учиться, узнавать что-то новое. Фото: центр защиты животных «Бездомный Пес. Соседи».

Но продержалась там пару недель, не больше. В первый же день умудрилась огорчить владелицу. «Грызет углы и мебель», - констатировала Катерина. Повторимся: целенаправленно собаку не воспитывал никто. Откуда ей знать, как себя вести?

К тому же Катя ждала ребенка, заниматься с животным времени не было совсем. В один из дней заметив следы зубов на ножке стула, взвилась. И выставила Стешу на улицу, не обращая внимания на жалобный скулеж.

Не игрушка - любимица

Три хозяйки – три потери. Не факт, что их не было больше, говорят волонтеры. Они поставили собаку на ноги, сделали для нее ветпаспорт, стерилизовали. И главное – нашли передержку.

- Стеша – золотой ребенок, - рассказывает семья, давшая ей временный приют. – Мы все полюбили это чудо. Если бы не разные весовые категории с нашим песиком, он у нас меньше кошки, поэтому не получается всем вместе гулять, скорее всего, мы оставили Стешеньку себе насовсем. Очень умная и добрая собака. Понимает команды «место», «сидеть», «даи лапу». Кстати, ничего не грызет. Может попробовать на вкус обои, если только оставишь одну на о-о-о-чень долгий срок. И то необязательно.

Передержка – это отлично. Но собаке нужен свой дом. Слишком много пережила, слишком часто предавали. Но Стеша не потеряла веру в людей.

Сейчас малышка на передержке. но ей нужен свой дом. Фото: центр защиты животных «Бездомный Пес. Соседи».

- Характер идеальный! - говорят волонтеры. – Не любит оставаться одна. Ей надо играть, учиться чему-то новому, быть любимицеи . Если у вас нет времени, она не ваш вариант. Это не то животное, которое будет лежать как предмет декора. Нужны активные хозяева, готовые подолгу гулять с неи в теплую погоду, а не по 15 минут. Также Стеше необходимы игрушки и косточки. Обожает детей, равнодушна к кошкам, с собаками, в принципе, тоже дружна, если собака крупная и воспитанная. Может немного ревновать хозяина к другой собаке. Поэтому лучше еи быть единственнои . Но на одной из передержек прекрасно ужилась с пятью собаками.

СЕМЬЯ ДЛЯ СТЕШИ

- Мы составили «фоторобот» будущих хозяев, продолжают зоозащитники. - В идеале это семья с подросшими детьми, где уже точно знают, что аллергии на животных нет ни у кого. В свое жилье! Не съемное. Чтобы кормили собаку, как полагается, а не костями и колбасой. Чтобы знали, что собаку, как и ребенка, надо воспитывать, играть с ней и ухаживать. Чтобы понимали, что собака может и будет линять! А это значит нужно быть готовым к уборке и вычесыванию. Словом, ищем новых ответственных взрослых хозяев!

Если вы хотите взять Стешу в свою семью, пишите на номер 8 913 197 48 38 (лучше WhatsApp или Viber), Алена.

(*имена хозяек изменены).

Обновлено 23 февраля. После стерилизации у Стеши обнаружился перитонит и как следствие панкреатит. Волонтеры отвезли собаку в ветклинику. Но помочь ей не удалось - малышка не выжила.

Почему собака старается лизнуть меня прямо в рот?

Собаки совершенно искренне привязываются к своим хозяевам, не упуская случая горячо поблагодарить их за любовь и заботу. «Горячая благодарность» реализуется по-разному – многое, если не все, зависит от самого питомца, особенностей его темперамента и характера. Так, многие хозяева ощущают на своем лице прикосновения горячего собачьего языка. Признаем честно – подобная форма проявления любви не всем по душе. Более того, собака лижет языком не только щеки, но и старается попасть прямо в рот. Постараемся объяснить эту поведенческую особенность.

Приветствие и выражение приязни. Самое логичное объяснение – голос природы. Давайте посмотрим, как ведут себя собаки в «обычных» условиях. Ситуация: встречаются две собаки, начинается знакомство. Первым делом проявляется интерес к интимной области, расположенной под хвостом. Но так происходит не всегда: почувствовав симпатию, животные начинают облизывать друг другу морды, стараясь при этом попасть в губы. Никаких затейливых подтекстов нет. Первое: собаки полностью доверяют друг другу. Второе. Губы товарища (особенно если он перекусил совсем недавно) хранят запахи его завтрака или обеда.

Форма вежливого извинения. Собаки умеют не только крепко дружить, но и ссориться. Что же, всякое бывает в жизни! Но в ссоре обычно кто-то бывает не прав (или находит в себе силы признать неправоту). У нас, людей, разработан целый этикет на этот счет. А вот извиняющаяся собака попытается лизнуть своего визави прямо в рот. Собаки умны, они за тысячелетия эволюции научились прекрасно читать эмоции по человеческим лицам. Вот хозяин расстроился по причине неподобающего поведения питомца. Умное животное старается загладить вину. Так что оцените и (по возможности!) простите. Только что перед вами извинились за огорчения и проступок.

Выпрашивание еды и (или) «вкусняшек». Слабонервных читателей просим этот абзац пропустить. А всем остальным поведаем неудобную правду. Дикие собаки и волки заботились и заботятся о своих малышах – щенках и волчатах. Волки и собаки, чтобы ни говорили эксперты, являются близкими родственниками, у них поразительно схожи многие модели поведения. Как быстро и безопасно донести найденную еду до логова? Животные поедают свои находки, а сразу по возвращении срыгивают корм. Малыши быстро учатся, они понимают, откуда они сейчас получат свою еду. Вылизывая рот родителям, они как бы поторапливают – мы проголодались, давай быстрее. Удивительно, но модель поведения оказалась живучей. Облизывая рот хозяина, питомец просит или покормить его, или угостить лакомством.

Подчинение и уважение. Моделей демонстрации подчинения у собак несколько, и облизывание морды (или лица человека) – одна из них. Рассматриваем ситуацию, сложившуюся в стае, когда собаки решили выяснить, кто из них главный. Вот схватка закончилась, победитель празднует победу. Побежденный униженно показывает, что понял свое истинное место, и начинает вылизывать морду своему сопернику. В некоторых случаях и не надо драки, чтобы пес продемонстрировал безусловное подчинение более сильному («доминирующему») товарищу по стае.

Семья – это тоже своеобразная стая. Место вожака в идеале занимает хозяин. Собака, облизывая рот хозяина, старается показать, что принимает свою роль, беспрекословно подчиняется и уважает владельца. Постарайтесь определить, что именно хочет сказать питомец, норовя залезть в рот. Понимаем, что подобное поведение далеко не всем доставляет удовольствие. Но вы должны найти иной способ показать, что принимаете «дань уважения», не отвергаете своего питомца. Вы – подлинный хозяин.

Просто любовь и привязанность. В вашей семье могут преобладать и другие отношения, не замешанные на иерархичности и безусловном подчинении. Хорошо, когда в доме живет любовь, питомец чувствует себя полноправным членом семьи, старается принимать участие во всех делах. У вас практикуется совместное времяпрепровождение, «обнимашки» и «целовашки» - приготовьтесь получать ответные ласки.

В семье несколько питомцев, и все они живут в мире и согласии? И в этом случае вы можете наблюдать, как животные заботливо ухаживают, вылизывают друг друга. Собаки обмениваются запахами, принимают на себя запахи тех, кого любят. С точки зрения животных, это высшая степень любви и доверия.

Собака безо всяких скрытых контекстов показывает, что любит хозяина и счастлива находиться рядом с ним. С точки зрения нашего авторского коллектива, это прекрасно!

Читайте также: