Что означает снегом понесло вереницею гусей

Опубликовано: 16.04.2024

Задания по литературе для 2 класса Какое настроение создаёт стихотворение? Найди слова, которые подтверждают твоё мнение.

Объясни значение слов «снегом понесло», «вереницею гусей».


Стихотворение Ивана Бунина "Первый снег" создает скорее грустное, нежели веселое настроение, потому что автор описывает как он прощается с осенью. Конечно, любое время года по своему прекрасно, и зима столь же восхитительная, как и лето или весна, но в данном случае автор использует глагол Простились, а это создает ощущение утраты, которая не может радовать.

Объясним словосочетания из этого стихотворения.

Снегом понесло - первый снег после бури падает на поля, его несет ветер. Мы понимаем, что снег не просто кружится в воздухе, он скорее напоминает метель.

Вереницею гусей - гуси собираются в долгий перелет на зимовку в теплые края, собираются в стаю и летят вереницею - один за другим.


Слова взяты из стихотворения И. Бунина "Первый снег". "Первым снегом понесло - это означает подул ветер со снегом, означает начало холодов, начало зимы.

Вереница - это расположение нескольких или многих одинаковых предметов в одну цепь, один за другим. Вереницею гусей - значит гуси идут друг за дружкой, цепочкой, стаей.


В стихотворении Бунина "Первый снег" нет веселья, хотя и грустным это стихотворение назвать нельзя. Все-таки выпал на землю первый снег, а это явление радостное - встреча зимы. Но происходит оно на фоне прощания с перелетными птицами - гусями, а прощание уже грустное явление. Поэтому настроение от этого стихотворение противоречивое - и грусть и радость одновременно.

Снегом понесло означает что ветер несет снег на поля и на село, засыпает их. Мы ощущаем движение снега и порывы ветра.

Вереницею гусей означает, что гуси летят стаей, один гусь за другим, цепочкой, вереницей.


По этому стихотворения Валентина Берестова очень сложно судить каким же был характер у щенка. Гораздо проще рассказать про маму-кошку, ведь это она главная героиня стихотворения "Кошкин щенок". Она ухаживает за своим приемным сыном, умывает его, вылизывает.

Про самого щенка автор говорит, что это был милый, ласковый и скромный сынок. То есть щенок обладал очень добродушным характером, с удовольствием умывался, вернее позволял приемной маме умывать его. Наверное, как все щенки, этот щенок также любил играть, баловаться, но так ведут себя все дети.

Когда щенок вырос, он стал большой собакой, которая полюбила купаться в реке, потому что мама-кошка привила ему любовь к чистоплотности.


Для меня сюжет стихотворения Хармса "Что это было" остается загадкой, мне кажется это просто игра воображения, стремление к оригинальности.

Что могло пронестись по реке на металлических крючках. И как это вообще представить? Рыболовные крючки у него были или просто крючки, что-то изогнутое? А дальше появляются странные дощечки и опять что это? Может скейтборд, и летающая доска как в "Назад в будущее". Тогда Хармс описывает встречу с инопланетянином или гостем из будущего.

Но скорее всего это шутка, литературное хулиганство, к которому так тяготел Хармс.

Поэтому читать это стихотворение можно и весело и с наигранным недоумением.


Отец поблагодарил сына за то, что он сказал правду. Мальчик оказался смелым и честным. Хоть он и очень боялся наказания за разбитую чашу, трясся от страха, вероятно боясь наказания, он все таки признался отцу .


"Страшный рассказ" Чарушина - это одновременно и история страхов маленьких мальчиков, которым довелось остаться дома одним в темноте, и история с веселым неожиданным концом. Поэтому напряжение, которое нагнетается в рассказе странными звуками в конце рассказа спадает.

Как мы будем читать этот рассказ?

Начало рассказа читаем спокойно. Но уже когда мальчик Шура говорит, что ему не страшно, начинаем понижать голос. И дальше пока мальчики перечисляю, чего они не боятся голос постепенно опускается до трагического шепота.

И тут раздаются страшные звуки. Этот момент следует особо выделить голосом, возвысив интонацию.

Звуки шагов выделять отдельно, медленно: Топ. топ. шлеп.

А концовку рассказ прочитать обычным голосом, словно ничего и не было.


Мудрая Сова в сказке Бианки "Сова" обиделась на старика. когда тот сказал ей, что никакой он ей не друг, не нравится мол ему вид совы и ее угрюмость.

Но сова сразу предупредила старика, что если она не полетит ночью на его поле, то мышей некому будет пугать.

Старика это не испугало и мыши разогнали всех шмелей.

Опять сова предупреждает старика - нет шмелей, не будет клевера. Но старик снова ее не слушает

И действительно не уродился клевер на поле.

А сова опять предупреждает, что корове мол клевер нужен, но старик и тут не слушает сову и остается без молока.

Только тогда старик понял, как права была сова и помирился с ней.

Мы познакомимся:

  • с произведениями о зиме русских поэтов, послушаем музыкальность стихотворного текста.

Мы научимся:

  • сравнивать произведения разных поэтов на одну тему;
  • рисовать словесные картины зимней природы с помощью слова.

Мы будем учиться:

  • наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;
  • чувствовать ритм и мелодику стихотворения.


— Мне нравится зима. Я всегда жду её прихода с нетерпением. Даже летом я часто вспоминаю зиму. Закрою глаза и представляю: снежинки падают такие ажурные и сверкающие. Тихо. Папа принёс колючую ёлочку. Скоро Новый год.

— Да ты как поэт. Так хорошо рассказал, что захотелось праздника, подарков.

— Я просто вообразил зиму, а поэты пишут стихи, где строчки рифмуются.

— Правильно. Но стихи — это не только созвучие строк. В них обязательно должны быть ритм, мелодия. Когда их читаешь, то они звучат как музыка. Всё увиденное поэт передаёт в своих произведениях так, что можно легко представить живые картины. Чтобы быть поэтом, надо иметь богатое воображение, фантазию, уметь выражать в словах свои чувства. И этому ты уже немного научился.

Зимние загадки

Снег на полях,
Лёд на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает?

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья убирает.

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я — главная.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.

Проверяем свои знания

  1. Отгадай загадки, найди отгадки.

Первый снег

Сравни стихи разных поэтов о первом снеге.

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Проверяем свои знания

  1. Какое настроение создаёт стихотворение? Найди слова, которые подтверждают твоё мнение.
  2. Объясни значение слов «снегом понесло», «вереницею гусей».
  3. Нарисуй словесную картину к стихотворению.

(В сокращении)

    Светло-пушистая
    Снежинка белая,
    Какая чистая,
    Какая смелая!
    Дорогой бурною
    Легко проносится,
    Не в высь лазурную,
    На землю просится.
    В лучах блистающих
    Скользит, умелая,
    Средь хлопьев тающих
    Сохранно-белая.
    Но вот кончается
    Дорога дальняя,
    Земли касается
    Звезда кристальная.
    Лежит, пушистая,
    Снежинка смелая.
    Какая чистая,
    Какая белая!

Проверяем свои знания

  1. Найди слова, которые помогают представить снежинки.
  2. Придумай небольшой рассказ на тему «Люблю природу русскую».

Утром кот
Принёс на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре —
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок.
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!


Проверяем свои знания

  1. Каким настроением проникнуты стихотворения о первом снеге (грустным, спокойным, радостным)?
  2. Одинаково ли изображён первый снег?
  3. Что интересного ты нашёл в каждом стихотворении?
  4. Выучи наизусть понравившиеся строки.
  5. Придумай рассказ о первом снеге. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Проверяем свои знания

  1. Почему зима названа чародейкою?
  2. Можно ли утверждать, что это стихотворение передаёт любовь поэта к своей Родине, к её природе? Обсудите с другом.

(В сокращении)

    Поёт зима — аукает,
    Мохнатый лес баюкает
    Стозвоном сосняка.
    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далёкую
    Седые облака.

    А по двору метелица
    Ковром шелковым стелется
    Но больно холодна.
    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые,
    Прижались у окна.

Проверяем свои знания

  1. Какие картины зимней природы представляются тебе при чтении стихотворения?
  2. Как поэт говорит о метелице? Метелица — метель, вьюга. Как ещё можно назвать это явление природы?
  3. Опиши метель, используя свои личные наблюдения. Употребляй при этом слова снег, вьюга, мороз.
  4. Обрати внимание, как поэт оживляет зимнюю природу: зима поёт, аукает, баюкает.

Берёза

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине.
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Анализ стихотворения Брюсова Первый снег

Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной.

В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.

По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями.

Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, раскрывается:

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте стихотворения много восклицательных предложений:

Серебро, огни и блестки –

Целый мир из серебра.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным провидением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать:

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Это стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передано воодушевление лирического героя от встречи с первым снегом.

Итак, «Первый снег» В.Я. Брюсова описывает одно из природных явлений и выражает чувства лирического героя, его очарованность первым снегом.

Русскую зиму часто описывали и описывают в стихотворениях. Она настолько красива, что, конечно, достойна такой популярности. Первый снег радует, как первый дождь, первый цветок. Но какое странное, завораживающее и неживое описание первого снега вышло из-под пера В. Брюсова. Такое ощущение, что описывает не поэт, а ювелир: так много серебра и жемчугов. «Целый мир из серебра» – это очень красиво и очень неуютно. По замыслу автора, перед нами обыкновенное чудо преображения, волшебства, мечты, снов. Черно-голые, бедные, гнущиеся под холодным ветром березки вдруг защеголяли в великолепных зимних шубах, в драгоценных уборах. Перевоплощение настолько неожиданно, что реальность стала вымыслом, а вымысел – реальностью.

Серебро, огни и блестки, –

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Привычная жизнь, проникая в сказочный мир, соприкасаясь с ним, приобретает иной, новый смысл. Засыпало снегом экипажи, запорошило пешеходов, и они торопятся унести это серебро домой. Но в тепле сказочное серебро тает и превращается в воду, поэтому, чтобы вновь ощутить сказочность зимы и сохранить ее дары, нужно вновь выйти на улицу, насладиться первым снегом.

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Первый снег – предшественник зимы, любимых праздников, подарков, таинственных гаданий, катаний на санках, это приближающаяся зимняя рождественская сказка, символ чистоты, святости. Каждый Новый год люди загадывают желания, надеются, что их мечты сбудутся. Зимняя сказка щедра, как сказочные волшебники, и красива, как волшебницы. Она дарит часть своей красоты и щедрости людям, очаровывая их, играя, мечтая вместе с ними.

Жизни с грезою игра…

Ювелирная зима преображается в иную драгоценность – способность мечтать, изменять реальность.

Анализ стихотворения Брюсова Первый снег (сочинение)

(1 вариант)

Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной.

В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.

По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями.

Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, раскрывается:

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте стихотворения много восклицательных предложений:

Серебро, огни и блестки –

Целый мир из серебра.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным провидением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать:

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Это стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передано воодушевление лирического героя от встречи с первым снегом.

Итак, «Первый снег» В.Я. Брюсова описывает одно из природных явлений и выражает чувства лирического героя, его очарованность первым снегом.

Русскую зиму часто описывали и описывают в стихотворениях. Она настолько красива, что, конечно, достойна такой популярности. Первый снег радует, как первый дождь, первый цветок. Но какое странное, завораживающее и неживое описание первого снега вышло из-под пера В. Брюсова. Такое ощущение, что описывает не поэт, а ювелир: так много серебра и жемчугов. «Целый мир из серебра» – это очень красиво и очень неуютно. По замыслу автора, перед нами обыкновенное чудо преображения, волшебства, мечты, снов. Черно-голые, бедные, гнущиеся под холодным ветром березки вдруг защеголяли в великолепных зимних шубах, в драгоценных уборах. Перевоплощение настолько неожиданно, что реальность стала вымыслом, а вымысел – реальностью.

Серебро, огни и блестки, –

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Привычная жизнь, проникая в сказочный мир, соприкасаясь с ним, приобретает иной, новый смысл. Засыпало снегом экипажи, запорошило пешеходов, и они торопятся унести это серебро домой. Но в тепле сказочное серебро тает и превращается в воду, поэтому, чтобы вновь ощутить сказочность зимы и сохранить ее дары, нужно вновь выйти на улицу, насладиться первым снегом.

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Первый снег – предшественник зимы, любимых праздников, подарков, таинственных гаданий, катаний на санках, это приближающаяся зимняя рождественская сказка, символ чистоты, святости. Каждый Новый год люди загадывают желания, надеются, что их мечты сбудутся. Зимняя сказка щедра, как сказочные волшебники, и красива, как волшебницы. Она дарит часть своей красоты и щедрости людям, очаровывая их, играя, мечтая вместе с ними.

Жизни с грезою игра…

Ювелирная зима преображается в иную драгоценность – способность мечтать, изменять реальность.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Где твое личико смуглое Некрасова
    Произведение относится к жанру романтической поэзии и повествует о расставании с любимой. Возлюбленная того, от чьего лица ведется повествование остается неназванной.
  • Анализ стихотворений Пушкина
  • Анализ стихотворения Пушкина Брожу ли я вдоль улиц шумных
    Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия. Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни. Важно, что оно осознаётся самим поэтом в молодости.
  • Анализ поэмы За далью — даль Твардовского
    Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» — это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс
    Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком

«Первый снег» анализ стихотворения Брюсова

Шестнадцать строк с заголовком «Первый снег» были опубликованы в 1985 году и вошли в один из первых сборников Валерия Брюсова «Шедевры». В этом искрометном стихотворении поэт отразил свои впечатления от преображения унылого городского пейзажа. Чудо произошло после того, как улицы, деревья и дома украсил первый снег.

Пейзажная лирика была характерна для русской литературы XVIII и XIX века. Многие мастера поэтического слова восторженно выражали свое восхищение природой родной страны. Но, как правило, это касалось описания сельских ландшафтов

или просторов дикой природы.

Валерий Брюсов одним из первых русских поэтов воспел красоту заснеженного города.

Поздняя осень в столице — картина мрачная и безотрадная: хмурое небо, черные деревья, грязь на дорогах и тротуарах. И вдруг за ночь все вокруг преображается, превращается в волшебную сказку. Поэт восхищен и потрясен этой чудесной и мимолетной переменой городских декораций.

Обычное природное явление представляется лирическому герою-наблюдателю восхитительным сном, грезой, видением.

В ритмах большого и шумного города практически ничего не изменилось, он продолжает жить своей привычной

суетой: спешат пешеходы, проносятся экипажи… Но зимняя сказка превращает окружающий мир в нечто нереальное, вызывает восторг и ожидание чуда. Первый снег у Брюсова выступает символом долгожданного обновления и чистоты.

Для такого лирического описания Валерий Яковлевич использовал четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой. Оригинальный поэтический тандем придает стихотворению особую легкость и торжественность. Эмоции героя передаются многочисленными восторгами, а на бумаге — восклицательными знаками.

Литературоведы часто указывают на то, что в «Первом снеге» присутствует всего один глагол, который, скорее всего, означает не действие, а цвет. Роль сказуемых удачно выполняют существительные. В результате возникает статичное, но четкое и контрастное изображение зимнего города.

Сверкающий на солнце снег подчеркивают многочисленные оттенки белого цвета, а также искусно подобранные «искрящиеся» слова: огни, блестки, серебро, жемчуг, белый, горят, озарены. Единственным контрастом выступает оригинальный антоним «черно-голые». В воображении читателя сразу возникает хорошо знакомая картина: еще вчера темные и голые деревья оделись в великолепные снежные наряды.

Обычно цвет передается прилагательными, но в этом стихотворении Брюсова главенствуют существительные. Из 53 слов текста, исключая союзы и предлоги, их насчитывается ровно 40. Красоту окружающего городского пейзажа мягко оттеняет целый ряд близких по значению слов: грезы, призраки, сны, волшебство, мечтания, очарование.

Они же и создают восторженное настроение автора, придают мимолетность этой снежной столичной сказке.

Характерная для символизма «жизни с грезою игра» приобретает у Брюсова оттенок преклонения перед божественным совершенством природы. Эти мотивы передает обычное для иконописного стиля сочетание белого и лазури, а также строки о том, что «жизнь людей и жизнь природы полны новым и святым».

Для выплеска эмоций поэт использует сочные метафоры: «горят березки», «предметы старой прозы», а также красивую гиперболу «целый мир из серебра». Еще один интересный прием Валерия Брюсова — аллитерация. Стихотворение наполнено свистящими и шуршащими согласными.

Они создают эффект тишины: едва слышно поскрипывание снега под ногами. Ритм шагов возникает в результате повторений некоторых слов: «мир», «жизнь», «грезы».

Повторяются также две строки стихотворения — вторая и последняя. Валерий Брюсов удачно применил здесь кольцевую композицию: начинается и заканчивается произведение словом «серебро». Это создает ощущение завершенности и гармонии.

Стихотворение Брюсова «Первый снег» — восхищение совершенством природы, «воплощение мечтаний» о прекрасном и возвышенном. Оно сродни основополагающим принципам Валерия Яковлевича — с помощью искусства достичь божественных высот, проникнуть в неземной идеальный мир духа. Многие критики уверены, что в «Первом снеге» Брюсову удалось прикоснуться к этой мечте.

Подробное решение часть 1 (страница) 190–196 по литературе для учащихся 2 класса, авторов Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 2018

  • Гдз рабочая тетрадь по Литературе за 2 класс можно найти тут

Сравни стихи разных поэтов о первом снеге.

Устное задание, прочитай разные стихи о первом снеге и сравни их

1. Какое настроение создаёт стихотворение? Найди слова, которые подтверждают твоё мнение.

Стихотворение Ивана Бунина "Первый снег" создает скорее грустное, нежели веселое настроение, потому что автор описывает как он прощается с осенью. Конечно, любое время года по своему прекрасно, и зима столь же восхитительная, как и лето или весна, но в данном случае автор использует глагол Простились, а это создает ощущение утраты, которая не может радовать.

2. Объясни значение слов «снегом понесло», «вереницею гусей».

Снегом понесло — первый снег после бури падает на поля, его несет ветер. Мы понимаем, что снег не просто кружится в воздухе, он скорее напоминает метель.

Вереницею гусей — гуси собираются в долгий перелет на зимовку в теплые края, собираются в стаю и летят вереницею — один за другим.

3. Нарисуй словесную картину к стихотворению.

Мы видим поля и леса глубокой осенью. Поля мне представляются черными, кое-где вспаханными и засеянными озимыми культурами. Лес стоит пустой и даже листва с деревьев облетела. Стоит сухая погода и светит солнце.

Неожиданно к вечеру начинает холодать и поднимается ветер. Одинокий охотник потуже запахивает свой кафтан и поправляет ружье. Ночью ветер шумит и бьется в сельские дома, пытается сорвать крышу, но к рассвету чуть стихает и из подоспевших туч на село падает первый густой снег.

Все сразу становится белым-бело, и поля и леса. Охотник выйдя в поле видит как над ним пролетает последняя стая диких гусей.

1. Найди слова, которые помогают представить снежинки.

Характеристика снежков — Круглы, белые, круглые кому, которыми хорошо играть в одну интересную игру зимой.

2. Придумай небольшой рассказ на тему «Люблю природу русскую».

Как можно не любить русскую природу я не знаю. Она поистине прекрасна. В любое время года.

Конечно, каждая пора имеет свои прекрасные особенности.

Зимой снег и мороз создают праздничное, сказочное настроение.

Весна пробуждает в человеке самые светлые чувства своей свежестью и благоуханием.

Лето согревает солнечным теплом и зовет человека поближе к природе.

Осень своим буйством красок создаёт пейзажи невиданной красоты. Закаты, сливающиеся с красно-оранжевыми, желтыми и фиолетовыми одеждами деревьев действительно восхитительны.

1. Каким настроением проникнуты стихотворения о первом снеге (грустным, спокойным, радостным)?

2. Одинаково ли изображён первый снег?

Нет, у каждого поэта по-своему.

3. Что интересного ты нашёл в каждом стихотворении?

И.А. Бунин «Первый снег». Первый снег вызывает у поэта грустное настроение. («Зимним холодом пахнуло на поля и на леса», «Белой скатертью полей»). Автор использует такие художественные средства (эпитеты), от которых веет холодом, тоской. К. Бальмонт «Снежинка». Читая стихотворение К. Бальмонта, мы представляем ясный, солнечный, тихий, безветренный день. Снежинка у поэта «светло-пушистая, белая, чистая, смелая", сравнивается с "звездой хрустальной". Эпитеты и сравнения у Бальмонта вызывают в читателях чувство радости, светлой чистоты, восхищения красотой первого снега. Я.Л. Аким «Первый снег». Это детское стихотворение поэта. Дети связывают с первым снегом ожидание праздника, веселья. Автор передаёт радостное настроение. Первый снег «имеет вкус и запах», «он кружится, лёгкий новый».

4. Выучи наизусть понравившиеся строки.

Устное задание, выучи строки из стихотворения наизусть.

5. Придумай рассказ о первом снеге. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Моё самое любимое время года — это зима. В это время город превращается в сказку, заставляя всех людей поверить в чудо и волшебство.

Мне нравится наблюдать, как первый снег медленно, но нежно ложится на замёрзший асфальт, на голые деревья. И спустя час улицы становятся белыми-белыми.

Ребята быстро выбегают во дворы играть в снежки, лепить снежных баб и кататься на санках. А некоторые взрослые, скрепя зубами, раскрывают свои большие зонты, надевают перчатки и стремительно бегут домой — этим людям сложно поверить в чудо. Однако большая часть городских жителей рада, для них это больше, чем праздник, это — волшебство.

1. Почему зима названа чародейкою?

Зиму часто называют волшебницей и чародейкой за ее способность так изменять облик природы, что вместо привычных нам картин возникают сказочные чертоги и сказочные узоры.

2. Можно ли утверждать, что это стихотворение передаёт любовь поэта к своей Родине, к её природе? Обсудите с другом.

Зима действительно великая чародейка и Тютчев это прекрасно показал. Его стихотворение проникнуто любовью к природе своей земли, своей Родины. Автор с любовью и восхищением описывает наблюдаемые им картины.

1. Какие картины зимней природы представляются тебе при чтении стихотворения?

В своем стихотворении "Поет зима — аукает" Сергей Есенин описывает метель, вьюгу, зимнее явление природы, при котором сильный мороз сопровождается сильным ветром и снегом, который даже не сыпется с неба, а большей части сдувается ветром.

Мне почему-то представляется путник, который идет сквозь снег и ветер, кутаясь в теплую шубу, тулуп, но он не спасает его от пронизывающего ветра. Он отворачивает от ветра лицо и видит мохнатый, заснеженный лес.

А с подоконника за человеком наблюдают воробьи, которым так же холодно и которые жмутся друг к друге и к теплому окну.

2. Как поэт говорит о метелице? Метелица — метель, вьюга. Как ещё можно назвать это явление природы?

В своем стихотворении "Поет зима" Сергей Есенин рассказывает о таком погодном явлении как Метелица или Вьюга. Поэт не разделяет эти два понятия, просто говорит про метелицу, что она "стелется", то есть идет вдоль земли, как поземка. А про вьюгу говорит, что она "ставнями стучит".

И Метелица и вьюга таким образом представляют собой ветер со снегом. такую погоду мы также называем бураном, пургой, даже поземкой.

3. Опиши метель, используя свои личные наблюдения. Употребляй при этом слова снег, вьюга, мороз.

Метель началась внезапно. Задул холодный ветер, налетели свинцовые тучи и пошел мелкий и липкий снег. Но скоро похолодало и мороз превратил мягкие снежинки в острые иглы, которые вонзаясь в лицо казалось проникали до самых костей, начисто срывая кожу. Ветер завыл дурными голосами, видимость упала практически до нуля. Люди торопились домой натягивая до конца капюшоны теплых курток.

4. Обрати внимание, как поэт оживляет зимнюю природу: зима поёт, аукает, баюкает.

Конечно в своем стихотворении "Поет зима — аукает" Сергей Есенин очень образно и красиво описал и метелицу, и вихри снежные и вьюгу и сравнится с ним нет никакой возможности. Чего стоит одна только строчка "Ковром шелковым стелется".

Урок 1

Тема урока: Односоставные предложения. Основные группы.

Цель урока: формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

Задачи урока:

1. Повторить состав простого предложения, подвести к пониманию термина «односоставное предложение».
2. Научить отличать двусоставные предложения от односоставных предложений.
3. Формировать культуру речи учащихся.
4. Совершенствовать умения анализировать текст.
5. Приобщать к творчеству И.А.Бунина.

Оборудование урока: портрет И.А.Бунина, эпиграф урока, схема основных групп односоставных предложений (Приложение 1); слайды по этапам урока (Приложение 2); учебник «Русский язык 8-й класс», «Просвещение» 2006 год.

Методические приёмы: повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения; самостоятельная работа.

Структура урока:

1. Организационный момент урока.
2. Повторение ранее изученного.
3. Знакомство с темой урока.
4. Упражнения на закрепление изученного.
5. Упражнения творческого и развивающего уровня.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой «Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений» (Слайд № 1)

Ребята, вы знаете, что новый материал мы изучаем на примере произведений одного поэта или писателя. Односоставные предложения мы будем изучать на произведениях И.Бунина.

Поэзия и проза Бунина — это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы. Редкостно выразителен бунинский язык. Бунин – знаток души каждого слова. (Слайд №1)

Подумайте и скажите, какие задачи мы будем преследовать в течение нашего урока? (Ответы детей, после чего на слайде № 2 появляются задачи урока.)

2. Повторение изученного

Работу мы начнём с синтаксической разминки. Внимательно прочитайте стихотворение И.Бунина. (Слайд № 3)

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала.
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Каждое произведение Бунина — это раздумье писателя, раздумье о жизни, о мире, обо всем, чем живет человек, и, конечно, о России. Бунин — необыкновенный мастер пейзажа. Внимательно прочитайте ещё раз текст стихотворения.

  • Найдите эпитеты. (Ответы детей)
  • В чём особенность употребляемых поэтом глаголов? (Ответы детей)
  • Выполните синтаксический разбор последнего предложения из стихотворения «Первый снег» И.А.Бунина

3. Изучение новой темы

Подлежащее и сказуемое мы называем основой предложения, его главными членами. Можем ли мы решить, какой из этих членов предложения главнее? Любое ли предложение содержит и подлежащее, и сказуемое? Если один из главных членов предложения отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения? (Краткое обсуждение.) Решить спор нам поможет стихотворение Ивана Алексеевича Бунина. (На слайде № 4 появляется текст стихотворения «Апрель» и учитель читает его вслух.)

АПРЕЛЬ

Туманный серп, неясный полумрак,
Свинцово-тусклый блеск железной крыши,
Шум мельницы, далекий лай собак,
Таинственный зигзаг летучей мыши.
А в старом палисаднике темно,
Свежо и сладко пахнет можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.


Обратите внимание, каким языком описывает Бунин И.А. картину апреля. Какие языковые средства использует поэт? Какое общее впечатление создаётся от «картины» Бунина И.А.

Рассмотрим первое предложение. Найдём главные члены предложения. (Сложное предложение, состоящее из 6-ти простых предложений, где в грамматической основе присутствует только подлежащее.) Понятен ли смыл первого предложения? (Ответы детей.)

Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения (подлежащего или сказуемого), называются односоставными.

Физминутка (момент релаксации под музыку)

Закрепление по учебнику (п.20, стр.93). (Слайд № 5)

Прочитайте правило на странице 93.

Что нового вы узнали из правила? (Односоставные предложения могут быть как распространёнными так и нераспространёнными.) Определите распространённость предложений в стихотворении «Апрель».

4. Упражнения для закрепления

I. Работа с текстом. Прочитайте внимательно отрывок из произведения И.Бунина «Сосны» (Текст на индивидуальных карточках и на слайде № 6. Для сильных учащихся на карточках пропущены буквы, для слабых – текст записан полностью.)

1) Воздух по-прежнему был резок и морозен, и миллионы м..льчайших игл и крестиков тускло поблескивали на солнце, кружась в воздухе. Бор и воздух слегка затуман..вались, — только на г..ризонте к югу ясно и зелено было ледя..ое небо. Снег пел и визжал под санями, когда я бежал на лыжах в село. Там я долго мерз на паперти. Отв..рили дверь в церковь, откуда вместе с зап..хом воска тоже пахнуло холодом. («Сосны».)

- В чём особенность описания природы у Бунина в рассказе «Сосны». Какие языковые средства использует писатель?

2) Остановимся поподробнее на предложениях с главным членом предложения сказуемым. Вспомним сначала, какие формы имеет глагол, какими средствами выражаются его формы и какое значение они имеют. (Ответы детей.)

- изъявительное …
- условное …
- повелительное …

Выпишите односоставное предложение и подчеркните главные члены предложения, обозначив наклонение глагола. (При проверке учащиеся объясняют написание пропущенных букв.)

3) Запишите под диктовку миниатюру «Петухи». Подчеркните односоставные предложения, укажите их вид. Найдите все орфографические и пунктуационные трудности.

На охотничьем ночлеге, с папиросой на пороге избы, после ужина. Тихо, темно, на деревне поют петухи. Выглянула из окошечка сидевшая под ним, в темной избе, хозяйка, послушала, помолчала. Потом негромко, подавляя приятный зевок:

— Что ж это вы, барин, не спите? И уж не рано, петухи опевают ночь.

Как вы понимаете последнее предложение? В чём особенность слова «опевают»?Приведите слова с приставкой о-, которая вносила бы то же значение.

4) А. Твардовский к сборнику стихотворений И. Бунина в серии «Поэтическая Россия» написал такие слова (Слайд № 7):

«Целый рассказ (пусть небольшой по объему) Бунин мог написать ради одного слова. Так, рассказ «Петухи» написан ради слова «опевают» (петухи опевают ночь). Зато какого слова! Попробуйте перевести его на иностранный язык. Как бы хорошо вы ни знали этот язык, в переводе все равно получится «воспевают», «поют», «славят», но не «опевают». Ведь опевают — это как бы обводят песенной каймой. Попробуйте сказать это в одном слове! Тут та последняя точность, последняя близость с языком, которая бывает только у больших художников слова».

5) Упражнения творческого характера. «Нарисуйте» свою картину по типу бунинской.

* * *
Бледнеет ночь. Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стеклах холоднее.

Еще усадьба спит. В саду еще темно,
Недвижим тополь матово-зеленый,
И воздух слышен мне в открытое окно,
Весенним ароматом напоенный.

Уж близок день, прошел короткий сон -
И, в доме тишины не нарушая,
Неслышно выхожу из двери на балкон
И тихо светлого восхода ожидаю. (1888)


5. Итог урока

Вернёмся к началу урока. Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой? Смогли ли мы реализовать поставленные задачи? Что узнали нового на уроке? Ещё раз объясните смысл высказывания М.Горького (на примерах изученных произведений).

6. Домашнее задание

1. Стр. 93, правило, упр. 203;

2. Во время изучения темы «Односоставные предложения» (5 уроков) учащимся даётся задание составить творческий альбом стихов поэта. (Выбрать несколько стихотворений И. А. Бунина, собрать их в сборник и поместить вступительную статью.)

Читайте также: