Как делают хрусталь в гусь хрустальном

Опубликовано: 20.04.2024

Город в городе

У проходной Гусевского хрустального завода нас встречает Галина Власова - наш проводник в мир сверкающих алмазных граней, замысловатых форм и хрупкой роскоши. Галина Михайловна местная, гусевская, вся ее профессиональная жизнь, как и многих горожан, связана с заводом. Начинала у станка, потом получила специальность технолога - училась в вузе без отрыва от производства, а последние несколько лет Власова и экскурсовод, и летописец, и хранитель музейных фондов. Кажется, про секреты мастерства стеклоделия и историю «хрустального города в городе» она знает все. С легкой грустью вспоминает, что когда-то градообразующее предприятие имело в штате 6000 рабочих. Работать на заводе было престижно и выгодно, традиции блюли, новаторство поддерживали.

- Да и сейчас есть чем похвастаться, - патриотично заявляет Галина Михайловна и ведет нас. в магазин.

Торговая точка при ГХЗ - небольшое помещение, а ассортимент достоин масштабных выставочных залов. На витринах - изобилие, разнообразие форм и цветов: вот сапфировая ваза, вот красный бокал, тут черно-белый графин и зеленые рюмки-лафитники. Однако цены «кусачие»: красиво, но дорого.

- Эта работа не может стоить дешево, - уверяет Власова. - Вы сейчас сами увидите, какой это тяжелый труд - на каждом этапе производства. Хотя я не удивляюсь реакции. Мы всех гостей-туристов приводим в магазин. Сначала говорят: «Ой, как дорого!» - а после экскурсии уже считают, что и недорого вовсе. Ведь практически каждое изделие - эксклюзив, ручная работа. И специалисты у нас уникальные.

Один из таких уникальных специалистов - гравер Максим Морозов. Недавно он стал дипломантом Всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2018».

На завод пришел подмастерьем - вырос в мастера. Азы гравировки осваивал под началом Владимира Анатольевича Митрофанова.

«Келья» Максима заставлена, развернуться негде: в ящиках в ожидании чуда томятся бутыли и вазы. На каждую гравер нанесет тончайший рисунок и все - ручками-ручками.

По миллиметру Максим протравливает хрустальную поверхность оставленных пустыми линз-окон: скоро здесь вырастут деревья, на ветках угнездятся диковинные птицы.

Закладка - по «рецепту»

Переходы, лестницы, коридоры. И вот мы у «мартеновских печей». Галина Михайловна была права: изготовление хрустальной красоты - работа архисложная, тяжелая.

На возвышении-полукружье бурлят печи, поигрывая апельсиновым пламенем. В печных горшках варится стекломасса - основа будущих шедевров.

Сварить хрусталь - как сотворить авторское блюдо. Ингредиенты: смесь песка, поташа и свинца - закладываются в горшок с вечера и строго по «рецепту».

Правильный хрусталь, а именно такой производит Гусевской хрустальный завод, содержит 24% оксида свинца. От плюмбума (свинец по латыни Plumbum; в таблице Менделеева обозначается символом Pb. - Прим. авт.) зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придает именно свинец.

Жар ощущается даже у подножия печей. Наверху и вовсе с непривычки невыносимо. Хрустальную основу варят при очень высокой температуре - 1450 градусов, а придают форму - при 1200 градусах.

Жаростойкие выдувальщики

Возле печей сегодня работает бригада Евгения Гусева. Суеты нет, но все происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм, четко зная, кто и что должен делать в конкретный момент. Иначе нельзя: чуть зазеваешься - весь труд насмарку, да и зевать возле огнедышащих печей и горелок опасно.

Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. В каждом движении - четкость.

На одном конце трубки - медовая капля, на другом - резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда (так было и сто лет назад, и двести) рабочий использует силу своих легких. Вот и сейчас, на наших глазах, молодой крепкий мужчина - помощник бригадира Владимир Катков набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.

В новейшей истории завод сделал ставку на яркость - однотонные цветные изделия или изделия с цветным накладом. В производстве они сложнее, но результат стоит усилий. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бесцвет. Позже наклад украсят рисунком - прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь.

Сочетание цветов - самое разное. При нас в горшках варили бирюзу, кобальт (он дает глубокий синий цвет), бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен - для красного, марганец - для фиолетового, медь - для зеленого. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.

Колпак сними, стакан охлади

После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов.

Опытный выдувальщик Сергей Дубровин, работающий по соседству с основными силами бригады Гусева, при нас за несколько минут сотворил несколько цветных стаканов. Помощница перенесла их в лер, а оттуда они поступят для дальнейшей обработки.

Для начала стаканы избавят от колпаков - верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Все в порядке? Тогда милости просим - на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам.

Глаз - алмаз

На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская или, как еще ее называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга.

Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассеченные крестом. Они плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность или, напротив, оставляют «воздух», давая нам возможность всмотреться в спокойную гладь элитного стекла.

На алмазном участке шумно - работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд - конвейер, на самом деле - индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший шестой разряд - любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный!

Но прежде чем приступить к резьбе по хрусталю, надо на чугунной шайбе обработать острые после срезки колпака края изделия, а потом нанести разметку рисунка. Сегодня на разметке работает шлифовщица Елена Масальская. Белым маркером Елена наносит орнамент на вазу-корзинку и передает ее мастеру.

Жужжит алмазный круг, режет хрусталь, в умелых руках шлифовщика вертится ваза, постепенно покрываясь замысловатым узором. Михаил Еремеев на гусевском заводе работает сорок лет. Сколько хрустальной красоты прошло через его станок - подсчитать невозможно, но интерес к работе не потерян. Сейчас, говорит, еще интереснее стало: помимо изделий, выполненных в традиционном мальцовском стиле, ГХЗ выпускает современные - с учетом новых тенденций и спроса.

- С нашими художниками не заскучаешь, - смеется Михаил. - Всегда что-нибудь новенькое придумают! Был заказ на хрустальные ракеты, парусник - сложно, но интересно. Сейчас вот делаю вазу, которую придумала наша молодая художница Березина. У молодежи свое видение, позволяющее заводу идти в ногу со временем.

На алмазном участке мы, кстати, встретились с молодым талантливым художником - Светланой Березиной, лауреатом множества престижных выставок и конкурсов. Светлана - выпускница Петербургской художественно-промышленной академии. Родом из Челябинска, но вот уже несколько лет живет в Гусе, работает на заводе и создает поистине уникальные хрустальные композиции. В своих произведениях Березина использует не только возможности огранки и цвета, но и. дары природы. Веточками, шишками или ракушками по замыслу художника обкладываются формы, в которые заливается огненный хрусталь. Под действием высокой температуры природный материал разрушается и прогорая остается контуром на внешней поверхности хрусталя. Шедевр!

Последний штрих

Чтобы грань стала прозрачной, нужна химобработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой - она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани.

Когда все этапы пройдены, продукция подвергается строгому контролю. На торговые прилавки попадет только лучшее, проверенное отделом качества. Начальник ОТК Ирина Глебова знает толк в хрустале: заметит даже незначительные дефекты, безжалостно отправляет хрусталь-неудачник на переплавку или на доведение до ума мастерам-алмазчикам.

- Мы должны поддерживать репутацию, блюсти бренд, - говорит Ирина Николаевна. - Все знают, что гусевской хрусталь - это качество, это красота, традиции и безопасность. Недаром же мошенники, торгующие простым стеклом, пытаются выдать свой товар за наши изделия. Но простое стекло так блестеть не будет, не заиграет, не зазвучит. Да и вес, например, салатника или графина подскажет покупателю, хрусталь он держит в руках или стеклянную подделку.

Каждое изделие ГХЗ снабжают логотипом-наклейкой, упаковывают в фирменные коробки и отправляют в магазины. Особо интересные образцы хрустального искусства, копии авторских заказных работ останутся на заводе.

Интересно было бы заглянуть в этот музей хрусталя на производстве. Наш провожатый Галина Михайловна любезно соглашается показать журналистам «ВВ» образцовую.

Это просто праздник какой-то!

В образцовой - образцовый порядок, а собранная коллекция, пожалуй, составит конкуренцию Музею хрусталя. Впрочем, это и есть настоящий музей.

Образцовые кладовые были созданы в 1835 году специальным царским указом, чтобы стать школой для мастеров. За два с половиной века Гусевской завод скопил несметные хрустальные сокровища. Достаточно напомнить, что в 1981 году завод передал в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника около 6500 изделий, которые хранились в кладовой.

Но и сегодня коллекция ГХЗ поражает роскошью и разнообразием экспонатов. В образцовой собраны авторские композиции из цветного хрусталя на отвлеченные темы. Здесь же - выполненные по эскизам художников штофы, графины, фужеры, рюмки, запущенные в массовое производство и снискавшие популярность у покупателей. На почетном месте - заказные сувениры для корпораций, федераций и випов.

Вот, например, большая составная ваза фиолетового цвета с алмазной гранью и портретом патриарха Алексия II. Поодаль - хрустальный символ «Яндекса», призы для музыкантов и артистов, победителей фестивалей и конкурсов. Отдельный стенд - для спортивных наград: боксерские перчатки, баскетбольные мячи и массивный кубок футбольных чемпионов России из стекла высшей пробы. Знаменитую хрустальную сову для знатоков «Что? Где? Когда?» изготавливали тоже в Гусе.

Рассмотреть все экспонаты образцовой кладовой за раз невозможно. Щедрость алмазных граней, доведенных до совершенства, роспись, золочение, сочетание причудливых форм и ярких цветов. В каждой детали, в каждом изгибе застывшего хрустального кружева - мастерство. Побывать в образцовой Гусевского завода - это как окунуться в сказочное зазеркалье, перешагнуть черту между реальностью и фантазией. Реальность, впрочем, такова: гусевской хрусталь - это наше национальное достояние.

Интернет магазин хрусталя: производство хрусталя

Само слово "хрусталь" имеет греческие корни. Словом \"кристалл\" греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя - так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь - это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь - хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

История появления и свойства хрусталя

Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. От процентного содержания оксида свинца зависят "вокальные" способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета - добавляют кадмий или соединения золота, для розового - кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.
В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.
Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. \"алмазная грань\"), шлифовкой.
После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.
После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделию тщательно моют, и если необходимо наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

Прошлое, настоящее и будущее хрусталя

Хрусталь в России всегда ценили и любили. У нескольких поколений он оставался мерилом роскоши и очень выгодным вложением денег. Хрусталь действительно никогда не теряет ни в популярности, ни в цене.

В каждой советской семье, наверное, была продукция Гусевского хрустального завода – одного из старейших предприятий по производству хрусталя в Европе. Основан завод аж в 1756-м году.

Пребывая в городе Гусь-Хрустальный (Владимирская область), мы и не знали, что можно попасть на завод и воочию посмотреть как делают # хрусталь. Но по окончанию экскурсии в местном музее хрусталя , нам предложили посетить ещё и производство.

Сколько стоит экскурсия?

Цена довольно высокая. За троих заплатили 2400 рублей. Для тех, кто хочет ещё и пофотографировать процесс есть дополнительная плата.

Стеклодувный цех

Начинается экскурсия с главных действующих лиц – стеклодувов. По мне, так это самая интересная её часть.

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как это происходит?

Полуфабрикатом для хрусталя является шихта, которую плавят в печи при температуре 1500 °С. Шихта – это смесь кварцевого песка, поташа и оксида свинца.

Небольшая масса хрусталя из печи берётся концом стеклодувной трубки.

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Затем она выдувается до необходимого размера и помещается в нужную форму.

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Довольно быстро изделие обретает свои очертания.

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Есть, кстати, и другие стеклодувные трубки – с резиновой грушей на конце. Самостоятельно дуть в такие не нужно.

А это формочки для различных изделий.

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

После того как изделие сформировано, его отправляют на обжиг. Он необходим для равномерного остывания хрусталя. В печи конвейерного типа температура постепенно падает от 500 до 100 градусов.

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Цех огранки

Следующий этап, как экскурсии, так и технологии производства – это огранка хрусталя.

Заготовки стаканов перед огранкой

Здесь также конвейер и изделие передаётся из рук в руки, от мастера к мастеру.

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Сначала на изделие наносится разметка, затем, другими мастерами, уже нарезаются узоры.

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Грани начинают наносить от самого большого алмазного круга, постепенно двигаясь к самому маленькому.

Обратите внимание, что на круги подают воду, чтобы пыль не попала в дыхательные пути сотрудников.

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Магазин хрусталя

Завершается экскурсия в магазине, он здесь же – при заводе.

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Цены на хрусталь, конечно, высоковаты. Стакан для виски за 1800 рублей. Спасибо, я лучше из дешёвого стекла попью))

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Как делают хрусталь – экскурсия на Гусевском хрустальном заводе

Здесь же в магазине, оформляют посылку до вашего адреса. Дело в том, что в цехе стеклодувов, делают хрустальную фигурку специально для вас, какую попросите. Сразу её забрать, естественно, не получится, поэтому её отправляют вам почтой.

Так что, # экскурсия выходит не такой уж и дорогой. С учётом цен на хрусталь, стоимость её практически отбивается))

Название городу Гусь-Хрустальный дала река Гусь и наличие вышеописанного завода. По этой же реке, только в Рязанской области, несколько веков назад был основан железоделательный завод. Посёлок получил название Гусь-Железный .

Там вы на экскурсию не попадёте, завод канул в лету. Зато от основателей рабочего посёлка и завода братьев Баташёвых (по слухам являвшихся масонами) в Гусе-Железном сохранилась удивительная псевдоготическая церковь.


Михаил Филин 2 декабря 2018


Родина гусевского хрусталя, по праву считающегося одной из визитных карточек нашей страны, - город Гусь Хрустальный во Владимирской области. Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку.

Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА

История промысла – это история семьи, поскольку основателем мальцовского стекольного района является Аким Мальцов, построивший первый завод. После уже его дети и внуки продолжили строительство, создавая новые заводы и фабрики, каждая со своей специализацией.

общий вид фабрики Нечаева-Мальцева

(Общий вид фабрики фабрика Нечаева-Мальцева)

Внук Акима – Иван Мальцов специально уезжал за границу, чтобы там изучить тонкости европейских технологий выпуска хрусталя самого высокого класса. Полученные знания он внедрил на своих заводах, которые вскоре стали лучшими в стране. Подтверждением тому стала «большая золотая медаль», завоеванная продукцией на выставке в Санкт-Петербурге в 1833 г., а в 1835 году гусевский хрусталь стал известен всему миру.

В то время лидерство на мировой арене по выпуску цветного стекла и изделий из хрусталя оставалось за чешскими мануфактурами, славившимися богемским стеклом. Когда Николай I, в эскорте которого состоял Иван Мальцов, побывал в Чехии с монаршим визитом, промышленник не упустил возможности купить рецепт изготовления богемского стекла, немедленно внедренный на заводах в Гусе Хрустальном.

фабрика Нечаева-Мальцева

(Виды фабрики Нечаева-Мальцева)

Дальнейшая история поселка – это история успеха, не прервавшаяся и в советские годы. Население теперь уже города росло, а продукция пользовалась успехом. Так продолжалось до 1996 года, когда завоевав свою последнюю награду – престижный международный кубок «Золотой Меркурий» за сбережение историко-архитектурного наследия города, заводские цеха прекратили свою работу. На тот момент в городе проживало уже 76 тыс. человек и каждый 10-ый горожанин работал на хрустальном заводе.

Из-за непростой экономической обстановки с 90-х голдов в Гусе Хрустальном, завод так и не был полностью запущен. В декабре 2013 года удалось запустить только один – 4-ый цех, который работает и сейчас, выпуская художественные произведения стекольного искусства.

КАКОЙ ОН – ГУСЕВСКИЙ ХРУСТАЛЬ

изделия из стекла и хрусталя

(Изделия из стекла и хрусталя)

Изобрели хрусталь в Англии. Там возникла идея улучшить качество стекла, введя в состав расплава окислы свинца. Этот прием дал хрустальным произведениям их звучный «голос», необыкновенную прозрачность и непередаваемую игру граней. Каждая фабрика использует свои «секретные составы», где процентное содержание добавок определяет блеск, голос и красоту хрусталя.

хрустальный лебедь

Гусевский хрусталь содержит 24% оксида свинца, дающие изумительные оптические свойства готовым изделиям и плотность. Помимо окислов свинца в расплав входят соединения мышьяка и сурьмы, борная кислота. Цвет зависит от других добавок: синий – кобальт, красный – кадмий, розовый – кремний, зеленый – окись меди, фиолетовый – окислы марганца.

хрустальная лошадка

При Мальцевых окрашивание хрусталя выполнялось коллоидным золотом и урановыми окислами. Стоили такие произведения очень дорого, но обладали уникальной красотой. Украшения весьма многообразны: это и гравированные рисунки, нанесение алмазных граней, резьба, шлифование. Отшлифованные грани резного хрусталя создают те самые узнаваемые радужные отблески, так хорошо знакомые нам с детства. В советские годы в доме непременно должны были быть рюмочки или бокалы их гусевского хрусталя, вазы и блюда, и другие изделия, без которых не могло обойтись праздничное застолье.

Гусевский хрустальный завод цех

(Цех по производству хрусталя)

Сегодня Гусь Хрустальный предлагает ценителям не только огромный ассортимент всевозможных изделий из цветного и прозрачного хрусталя, но и изготовление на заказ эксклюзивных работ, а также авторский хрусталь. Скульптуры, вазы, наборы бокалов, украшения интерьера – все это по эскизу заказчика мастера воссоздадут и вложат в работу частицу своей души.

Сувенирный гусевский хрусталь

(Сувенирный Гусевский хрусталь, музейный экспонат)

В последние годы изюминкой ассортимента завода стала сувенирная продукция, особенного новогодние елочные игрушки. Их изготавливают вручную. Расплавленная хрустальная капля режется на части ножницами, мастер создает уникальное произведение, которое после закаляется в печи при температуре 1200 градусов. Использование в работе нескольких оттенков стекла и точно выверенные движения рук мастера рождают на свет необыкновенно красивые изделия, каждое из которых – неповторимо.

История Гусевского хрустального завода!, фото № 1

Изделия Гусевского хрустального завода – коллекционная ценность
Старинные изделия Гусевского хрустального завода известны практически каждому коллекционеру и ценителю старины. Такой антиквариат ведет свою историю с 1756-го года, когда купец А. Мальцов открыл при речке Гусь хрустальный завод. Изначально на заводе работало всего шестьдесят человек, однако со временем Мальцов начал уделять внимание не только качеству изготавливаемой посуды, но и совершенствованию и расширению производства.

История Гусевского хрустального завода!, фото № 2

История Гусевского хрустального завода!, фото № 3

На завод помимо отечественных материалов в большом количестве доставлялись привозные. Производство было оснащено самыми современными на те времена инструментами. При заводе была создана специализированная школа мастеров, позволявшая совершенствовать качество выпускаемой продукции.
На Гусевском хрустальном заводе изготавливался достаточно широкий ассортимент продукции, однако главным изделием производства был бесцветный хрусталь, украшенный гравировкой и шлифовкой. Со временем старинные изделия из стекла на Гусевском заводе стали расписывать эмалью. Продукция производства, изготавливавшаяся в конце восемнадцатого столетия, использовалась для удовлетворения запросов среднего и мелкого купечества, чиновников и духовенства. Такой особенностью заказов объяснялся и выбор сюжетов при создании гравировки.

История Гусевского хрустального завода!, фото № 4

Работники завода специализировались на выпуске каретных стекол, а также разных зеркальных «рукоделий». Предметы старины, изготавливавшиеся на заводе, были популярными и дорогостоящими. Зеркальное стекло часто использовалось для исполнения старинного русского обычая – подарка невесте от жениха. Кроме того, на Гусевском заводе создавались зеленые и белые стекла.

В период с начала до середины девятнадцатого столетия на производстве был налажен выпуск свинцового хрусталя, ничем не уступавшего английскому. С появлением новых материалов изменилась и техника украшения изделий. На первое место вместо росписи и гравировки стало выдвигаться гранение, позволявшее сделать акцент на неповторимой радужной игре и блеске хрусталя.
В это время на заводе выпускалась не только старинная посуда, но и бутылочные изделия, листовое стекло и разнообразная хрустальная продукция. Со второй четверти девятнадцатого столетия большое внимание уделялось цветному стеклу. Старинные изделия Гусевского завода неоднократно принимали участие в мануфактурных выставках, удостаиваясь за качество продукции золотых медалей. Производство нередко получало заказы от Придворного ведомства на изготовление сервизов для императорских дворцов.

История Гусевского хрустального завода!, фото № 5

Изделия завода пользовались популярностью не только в губернии, но и во всех городах России. На производстве изготавливались хрустальные предметы для разных кругов покупателей. С 1856 года Гусевской завод начал специализироваться на выпуске самой простой посуды – стопок, графинов, солонок, рюмок, стаканов, доступных по цене для всего народа. Предприятие всегда откликалось на веяния эпохи, быстро принимало и воплощало технические и стилистические новшества, появлявшиеся в разных странах мира. Многие изделия Гусевского завода приобретались для музеев и часто экспортировались на территорию Европы. На рубеже девятнадцатого и прошлого столетия по разнообразию приемов и методов украшения хрустальных изделий завод не знал равных.
В начале двадцатого столетия отечественное стеклоделие пережило глубокий кризис, однако Гусевской завод, пережив промышленные трудности, все же сумел остаться на плаву.

Читайте также: