Как говорит гусь и гусенок

Опубликовано: 20.04.2024

Все животные понимают русский язык. И кошки, и собаки, и куры, и утки. Только гуси не понимают. Скажешь им что-нибудь, и они загалдели, кто во что горазд. Друг друга перебивают, переспрашивают. Пока голову не заморочат и мне, и себе – не остановятся. Я уже забуду, что говорил, а они все горланят.

Гуси – народ компанейский, общительный, разговорчивый. Каких женщин-кумушек можно не кормить, дай только косточки всем перемыть. Так и гуси без разговору чахнут. Говорливые. За три версты слышно, где они купаются.

Чтобы установить взаимопонимание с гусями, приходится изучать гусиный язык. Язык как язык, но трудный, трудней китайского. Я имею в виду произношение.

Чтобы прекратить галдеж, надо сказать:
- ГА - га. – С ударением на первый слог. В гусином языке большое значение имеет и тон, как в китайском, и ударение. Говорить надо без русского акцента, на чистом гусином, иначе не поймут – бестолковые. Я написал «ГА – га», а говорить надо вроде как кряхтишь, что-то похожее, когда говоришь нет –«Не – а».

Скажешь так, все враз замолкают, у них с этим строго. Понятливые. Не то, что дети и внуки – говоришь, говоришь, в одно ухо влетает, в другое вылетает.

Затем можно сказать им другое слово, похожее, но с ударением на втором слоге.
- га-ГА. – это в переводе будет означать «Хватит трепаться, всем траву щипать!». И никто не спорит. А если один заспорит, то можно призвать к порядку – как ребенка скользящим по темечку, так гусенка тычком в основание крыльев. Так, слегка. Замах – он страшнее удара.

Кстати, многие собак, кошек бьют за провинку. Бесполезно, у них так не принято, поэтому им непонятно, что вы этим хотите сказать. Надо взять за шиворот и потрясти. Тогда совершенно понятно. Можно за ухо потрепать.

Однажды в инкубаторе вывелось много гусят, а водить их некому. Ну, да так вырастут. Все гусята ладные, а один не уродился – меньше всех.

На нашем дворе гадких гусят не бывает. Строго соблюдаются гуманизм, права человека.
Но все подростки – жестокие. Чуть подросли гусята, стали маленького тюкать.

Присяду я во дворе гусят с рук кормить, а маленький не подходит. Поймаешь взглядом и подзовешь и его, и подхвалишь. А кто его тюкнет, того поругаешь по-ихнему. Еще и по-русски пристыдишь – «что это вы, молодой человек, так нехорошо поступаете?».

Когда стал я его выделять, все поняли, что тюкать его нельзя. А он смышленее всех оказался. Эти увальни стоят, думают, а он уже сообразил, что гулять надо и почапал вперед всех.

Решил я его вожаком – водилой назначить. Для этого каждому гусенку индивидуально надо было не один раз объяснить, кем я его назначаю. Представляете, сколько работы! Но всех уговорил - все его власть признали. Зато и хороший водила из него получился – ни одного гусенка не потерял.

Чтобы гусята хорошо росли, надо с ними обязательно разговаривать и в глаза глядеть, и похваливать. Это и дети любят – возможно, кто не знает. Встречусь с гусенком взглядом и скажу ему от души – «ты красивый!». Он верит!

Потом другому прямо в глаза – «ты хороший!». Третьему - «А ты почему не подходишь, стесняешься?». Подойдет, и ему скажешь – «ты лучше всех!». Тут какой-нибудь уже хваленый подойдет вплотную, скосит голову и спрашивает – «А я?». Приходится его заверять, что я просто так сказал, а на самом деле это он лучше всех. Верит! И дети верят.

Как все стадо перехвалишь и вечер настал.

Все звери любят в глаза смотреть. Если у вас «сердце остыло и выцвели очи», значит, вы редко смотрите людям в глаза. Значит, постарели, общаетесь мало.

У белых гусей глаза голубые-голубые, а у серых – карие.

А еще гуси – бродяги. Не любят на одном месте пастись. И пошли, и пошли. А тебе не хочется. Сидишь удобно, читаешь книжку. Тогда время от времени надо говорить «Га», «Га». В переводе – «тут хорошая трава». И внимательно слушать, кто что болтает. Гусь траву щиплет, но время от времени голову подымет и сболтнет что-нибудь.

Как услышишь, кто-нибудь скажет – «надоело тут» или «трава невкусная», надо сразу же без промедления пресекать такого диссидента. Тут можно и по гусиному, и по матушке. Русскую матушку все народности признают.

Но если допустишь вольнодумство и уже двое-трое одно загогочат, у них сразу же назначается голосование. Я, конечно, свое гагакаю, стараюсь погромче, поэнергичней. Подхалимы ко мне присоединяются. Но по- моему редко случается. Их больше. Смотрю, и подхалимы к ним переметнулись. А как все они пришли к единому мнению, про одно загоготали, тут никакая сила их не пересилит. Приходится подчиняться и переходить на новое место.

Команду дашь на дальний переход, и пошел. Старшой за тобой, остальные за нами, друг за другом. Гуси ходят гуськом.

Вроде голосовали дружно, но один гусек обязательно продолжает траву щипать, будто не слышал. Крикнешь, он спохватится, испугается, что один остался, и бежать – догонять со всех ног. И так каждый раз! У людей так же.

Иногда подшутишь. Идешь, ведешь их, но понемногу заворачиваешь и опять на то же место приведешь. Они доверчивые, как и люди, за вожаком хоть куда. Но мне стыдно маленьких обманывать.

Перейдешь на новую полянку, крикнешь зычно. И все закричали - «ой, братцы, как хорошо на свете жить!».

Чтобы размяться, другой раз скажешь - «полетели, полетели», и по-гусиному, и по-нашему, еще и руками машешь. И сам бежишь с ними. Они крыльями машут, летят вприпрыжку низко над землей. Красота! То гусей как будто мало было, а когда они белоснежные огромные крылья развернут, неоглядная стая стала. Белым-бело кругом. Так бы и полетел с ними на юг. Над полями, над лесами, над долами. Но тяжела задница, и у меня, и у них.

У людей – мужчины говорят басом, а у женщин голоса высокие, звонкие. Женщины лучше поют.
У гусей наоборот. У гусаков - голоса высокие, звонкие. А у гусынь голос, как у мужика с похмелья.
Так и отличают гусака от гусыни.
Поэтому мне легче под гусыню придуриваться. Но если приспичит, и гусаком могу, только недолго, и слова выбираю попроще.

Люди любят всех под себя подравнивать. Гусятам кашу варят, будто они ребята, а не гусята. В результате зобики у гусяток заклеиваются, и дохнут они бедненькие.

Хорошо, я сразу спросил у одной гусыни – мамаши, почему она кашу не варит. Она в ответ концом крыла у виска покрутила. Поэтому я с первого дня, с первого часа кормлю гусят дробленым зерном. Яйцо вкрутую покрошу и отдельно даю.

Так что с гусями наладить взаимопонимание не так уж трудно. И гусиный язык – интересный.

Сегодня начнем с животных.

1. Поиграйте с ребенком в ХАРАКТЕРИСТИКИ - загадки.

Называйте ему прилагательные, а малыш должен угадать кто это из животных? Например, рыжая, хитрая, кто это? Конечно, лиса.

Далее, можно поменяться местами. Пусть теперь ребенок загадывает вам загадки, а вы будете отгадывать, что это за животное?

2. Изучаем части тела животных. Как правильно сказать? У лисы хвост - лисий, а у зайца тогда какой ? У медведя? У волка? По такому же принципу задаем вопросы ребенка по поводу всех частей тела: ушки, хвостик.

3. Как по разному можно назвать зайца? Пусть малыш придумает как можно больше названий: зайчик, зайчонок, заюша, косой, серый. Как можно по разному назвать волка, медведя, лису?

4 . Вспомните, как называются все члены семьи у животных. Обратите внимание, что папа - селезень, а мама -утка, что в семействе домашних птиц, вообще, все названия разные: папа -петух, мама - курица, ребенок - цыпленок.

Семья коз: козел, коза, козленок.

Семья гусей: гусь, гусыня, гусенок.

Семья коров: бык, корова, теленок.

Семья медведей: медведь, медведица, медвежонок.

Семья львов: лев, львица, львенок.

Семья лошадей: жеребец, кобыла, жеребенок.

Семья кошек: кот, кошка, котенок.

Семья павлинов: павлин, пава, птенец павлина.

Семья слонов: слон, слониха, слоненок.

Семья волков: волк, волчица, волчонок.

Семья дятлов: дятел, самка дятла, птенец дятла.

Семья свиней: боров, свинья, поросенок.

Семья кур: петух, курица, цыпленок.

Семья страусов: страус, страусиха, страусенок.

Семья индеек: индюк, индюшка, индюшонок.

Семья лосей: лось, лосиха, лосенок.

Семья антилоп: самец антилопы, антилопа, детеныш антилопы.

Семья собак: кобель, сука, щенок.

КАК РАЗВИТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА? РУБРИКА

КАК РАЗВИТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА? РУБРИКА

КАК РАЗВИТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА? РУБРИКА

Будет здорово, если вы заранее на компьютере подготовите картинки этих животных и аудио-звуки, как они говорят. Об этом далее.

5 . Вспомните, как кто говорит? ГУСЬ - гогочет, корова - мычит. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЕМЕЙСТВО ДОМАШНИХ ПТИЦ. они все говорят по разному.

Гусь, гусыня, гусенок - гогочет.

Тигр, тигрица, тигренок - рычит.

Медведь, медведица, медвежонок - ревет.

Еж, ежиха, ежонок - фыркает.

Лис, лиса, лисенок - тявкает.

Конь, лошадь, жеребенок - ржет.

Селезень, утка, утенок - крякает.

Хряк, свинья, поросенок - хрюкает.

Кот, кошка, котенок - мяукает.

Бык, корова, теленок - мычит.

Козел, коза, козленок - блеет.

Петух - кукарекает, курица - кудахчет, цыпленок - пищит.

КАК РАЗВИТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА? РУБРИКА

6. Обсудите с ребенком, что может делать каждое животное? Например, корова? Она мычит, бегает, ест траву, бодается, смотрит, дает молоко, машет хвостом, может отелиться. Пройдитесь по всем известным ребенку животным.

Благодарю за лайки и комментарии. Задавайте вопросы.

Подписывайтесь на мой канал.

Бесплатные развивашки и чек-листы для детей здесь.

Другие развивающие речь занятия для детей здесь

Содержимое публикации

Конспект непрерывной образовательной деятельности в первой младшей группе

по познавательному развитию (математическое развитие)

Тема: «Гуси с гусятами»

Цель: учить чередовать предметы по размеру и цвету путем зрительного обследования формы.

Образовательные:

- закреплять понятия «большой - маленький», понятия «один – много»;

- учить чередовать предметы по цвету и размеру через дидактическую игру «Гуси с гусятами»;

- учить понимать содержание стихотворения Н. Клоковой «Гуси», договаривать слова и фразы, звукоподражать.

Развивающие:

- способствовать развитию умения применять приемы зрительного обследования формы, цвета и размера геометрических фигур;

- развивать равновесие, навыки хождения по ограниченной площади, укреплять мышцы туловища с помощью подвижной игры «Через речку».

Воспитательные:

- воспитывать отзывчивость, любовь к животным.

Методы и приемы: наглядный, словесный (обьяснение), проблемная ситуация, игровое упражнение, практический (раскладывание предметов, чередуя по цвету и размеру)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, математическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание игрушек одинаковых на вид, но разных по размеру (кошка-котенок, собака-щенок, петушок-цыпленок), дидактические игры «Геометрические фигуры», «Цветные ежики», «Мышки в домике», «Закрой окошко», «Принеси, что назову», «Помоги матрешке найти свои игрушки», «Что лишнее?», «Чего не хватает?», «Что изменилось?», «Найди пару», «Сделай узор», «Фонарики» (по Воскобовичу), «Какой мячик больше?», «Какой это формы?», «Найди такую же», «Елочки-грибочки».

Демонстрационный материал: иллюстрация «Гуси», круги белого, желтого, синего, красного, зеленого цветов, ребристая доска, коврограф, игрушка-гость.

Раздаточный материал: индивидуальные поля для выполнения задания по количеству детей, набор геометрических фигур (круги большие и маленькие, белого, желтого и синего цветов) по количеству детей.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

В группе стоит магнитная доска на ней картинка, на которой изображены гусь и гусята. Рядом стоят стульчики по количеству детей.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребятки. Я сегодня пришла в сад и встретила куколку Олю. Она была грустная. Оля увидела на картинке птичку, о которой ничего не знает. Давайте поможем Оле! (дети соглашаются).

2. Основная часть.

Педагог обращает внимание детей на картинку, на которой изображен гусь.

Воспитатель: - Ребята, кто это? (гусь)

Воспитатель: - А сколько гусей на картинке? (1)

Воспитатель: - А как вы думаете, какой гусь по размеру? (большой)

Воспитатель: - Какого цвета? (белый)

Воспитатель: - У гуся рот или клюв? (клюв)

Воспитатель: - Ножки или лапки? (лапки)

Воспитатель: - Ручки или крылья? (крылья)

Воспитатель: - А вы знаете, что умеет гусь делать? (летать, плавать).

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: - Как гусь щиплет травку?

Вышли гуси погулять -

Свежей травки пощипать.

Вот так, вот так

Свежей травки пощипать.

Дети изображают при помощи пальцев рук «клювик» гуся и выполняют движения за воспитателем.

Воспитатель: - Молодцы! Покажите, как гусь ходит.

Дети встают со стульчиков и имитируют движения гуся, повторяя за воспитателем.

Звуковая культура речи.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, гусь умеет разговаривать. Как он говорит? (га-га-га).

Воспитатель: - Я знаю про гуся и гусят стихотворение. Послушайте и помогите мне рассказать его для нашей гостьи Оли.

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут,

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га-га-га!».

Воспитатель повторяет стихотворение несколько раз, побуждая детей рассказывать вместе. Дети договаривают слова и фразы.

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: - Какой у гуся клюв? Покажите.

Дети вытягивают губы вперед и пытаются открыть ротик.

Воспитатель показывает картинку с изображением гусят.

Воспитатель: - Скажите, кто это? (гусята).

Воспитатель: - Гусята большие или маленькие? (маленькие).

Воспитатель: - А сколько гусят на картинке - один или много? (много).

Воспитатель: - Маленькие гусята какого цвета? (желтые).

Воспитатель: - Гусята детки гуся.

Воспитатель: - Пойдемте со мной, покажем Оли, что умеют и любят гуси.

Воспитатель приглашает детей подойти к коврографу и показывает круги разного цвета.

Воспитатель: - Как называется эта фигура? (круг)

Воспитатель: - Кто скажет, какого цвета этот круг? (белый). А этот? (желтый, зеленый, красный, синий).

Воспитатель: - Гуси умеют и любят плавать. Давайте сделаем для наших гусей водичку, пусть поплавают. Из кругов какого цвета мы будем делать водичку? (синего).

Воспитатель: - Молодцы, правильно! Синего цвета бывает водичка, когда ее много. Синими кружками мы изобразим водичку.

Воспитатель выкладывает друг за другом круги синего цвета на коврографе и предлагает детям помочь.

Воспитатель: - Вот какая речка у нас получилась. Теперь гусь и гусята смогут плавать.

Воспитатель: - Возьму белый круг. Он большой или маленький? (большой). Это будет гусь.

Воспитатель на коврографе над синими кружками прикрепляет большой белый кружок.

Воспитатель: - Беру желтый кружок. Он большой или маленький? (маленький). Это будет гусенок. Сначала «плывет» гусь, потом гусенок.

Воспитатель на коврографе над синими кружками, следом за белым прикрепляет маленький желтый кружок. Далее предлагает помочь детям.

Воспитатель: - Ребята, вы большие молодцы. У наших гуся с гусятами есть друзья, и они тоже хотят поплавать. Поможем им? (да). Пойдемте со мной.

Дети с педагогом подходят к ребристой доске.

Воспитатель: - На пути у нас речка, чтобы не промочить ножки пройдем по мостику.

Дети проходят самостоятельно по ребристой доске (2-3раза).

Воспитатель: - Садитесь за стол. У каждого из вас есть «речка» и гуси с гусятами. Пустите их поплавать на речку. Сначала плывет гусь, потом гусенок. Затем снова гусь, за ним гусенок…

Дети садятся за столы и на индивидуальных полях пытаются выложить гуся и гусят самостоятельно. Педагог оказывает помощь тем детям, которые испытывают затруднения.

Воспитатель: - Очень хорошо! Вы все справились. Молодцы!

Воспитатель: - Теперь наша кукла Оля знает, что за птичка была на картинке.

3.Заключительная часть:

Воспитатель: - Оля и гусь с гусятами говорят вам «спасибо» и «до свидания».

От Древнего Египта до борьбы с «санкционкой»: образ гордой птицы в мировой культуре

Гусь в мифологии


Фрагмент росписи в гробнице Небамона. Фивы, около 1350 года до н. э. © British Museum

Миграции гусей в целом совпадают с солнечным циклом: после осеннего равноденствия они улетают на юг, после весеннего — возвращаются на север. Во многих древних мифологиях это сделало дикого гуся важным солярным символом. У южных народов (египтян, греков, римлян) прилет гусей символизировал наступление зимы. В дельте Нила птицы появлялись аккурат к зимнему солнцестоянию, когда день начинает прибывать. Так что для египтян прилет гусей означал возрождение Солнца. В их мифологии Солнце родилось из яйца, снесенного Великим Гоготуном.

Соответственно, у северян (кельтов, германцев, славян) отлет гусей означал конец лета, а их возвращение было предвестием весны: они как бы носят с собой тепло. Перелетная стая гусей в северном фольклоре — враждебная сила: достаточно вспомнить русских гусей-лебедей, которые служат Бабе-яге и похищают маленького Иванушку. Кстати, «гуси-лебеди» — это не сборище разных птиц, а однородная стая: лебедь — ближайший родственник дикого гуся, их часто смешивали, так что выражение «гуси-лебеди» — это примерно как «травушка-муравушка».

Согласно мифологической трактовке «Гусей-лебедей», братец Иванушка — это юноша, проходящий обряд инициации, а сестрица Аленушка — помогающая ему жрица. Гуси-лебеди выступают в роли психофоров, то есть переносчиков душ между мирами. Подобными функциями диких гусей наделяли многие северные мифологии, в том числе сибирские.

Медумские гуси


Роспись гробницы в Медуме © Museum of Cairo

Гробница в Медуме (Мейдуме) сооружена в первой половине III тысячелетия до нашей эры, еще до того, как египтяне начали строить пирамиды. В 1871 году, исследуя эту гробницу, француз Огюст Мариет и итальянец Луиджи Вассали обнаружили в одном из помещений великолепную роспись, ныне известную как «Медумские гуси». Вассали снял роспись со стены по кускам и заново собрал в музее в Булаке (Мариет был его основателем, а Вассали — куратором). Ныне роспись хранится в Каирском музее и считается одним из главных шедевров древнеегипетского искусства. Впрочем, в 2015 году директор итальянской археологической миссии в Египте Франческо Тирадритти заявил, что считает «Гусей» подделкой. Известно, что Вассали был отличным художником. Стиль «Гусей», в том числе реалистичность изображения, уникален для Древнего Египта. Трещины, по мнению Тирадритти, не похожи на те, которые появились бы при снятии росписи со стены. И это не говоря о том, что такого разнообразия гусей (на росписи представлены три вида птиц) в Древнем Египте не водилось. Сомнения Тирадритти остаются предметом ожесточенной дискуссии среди египтологов.

Гусь как сексуальный символ


Афродита верхом на гусе. Фрагмент росписи чаши. Греция, около 460 года до н. э. © British Museum

Греки и римляне чаще имели дело с домашними гусями, чем с дикими. Тут на первый план выступает сексуальная символика. Во-первых, домашние гуси моногамны. Во-вторых, сексуально возбужденный гусь ведет себя очень характерно: вытягивает шею и покачивает ею, так что в ней видится что-то фаллическое. Наконец, в-третьих, гусыня откладывает и высиживает яйца непрерывно, что делает ее идеальной матерью. Именно поэтому в Риме гуси жили при храме Юноны, богини брака и материнства.

По поведению таких священных птиц (не только Юнониных гусей) особая жреческая коллегия — авгуры — проводила ауспиции, официальные гадания, по которым определяли распорядок народных собраний.

Сократ клянется гусем


Сократ. Фрагмент фрески Пьетро Перуджино. Италия, 1497–1500 годы © Collegio del Cambio, Perugia

Ученики Сократа, сохранившие немало его изречений, сообщали, в частности, что он довольно часто клялся собакой, бараном или гусем. В том, что это означает, современные исследователи не вполне уверены. Возможно, Сократ тем самым демонстрировал пренебрежение к суетным клятвам. Возможно, имеются в виду животные, которых, по идее, надо принести в жертву при произнесении клятвы; Сократ же бросает: «клянусь гусем» — так мы говорим «ей-богу» или «бог свидетель», не подразумевая при этом серьезной апелляции к божественному авторитету. Наконец, это может быть проявлением благочестия: Сократ говорил «клянусь гусем» вместо, например, «клянусь Зевсом», чтобы не поминать бога всуе.

Гуси Рим спасли


Гуси спасают Рим. Гравюра Джона Лича из книги «История Рима в картинках». 1850 год © Wikimedia Commons

Эту историю мы знаем от Тита Ливия — римского историка рубежа нашей эры («История Рима от основания города», книга V, глава 47). Она произошла в начале IV века до нашей эры, когда Римская республика была молода и еще не выступила за пределы Италии. С севера пришли сеноны — кельтское племя во главе с Бренном. Римляне называли их, как и всех кельтов, галлами. Они разгромили римское войско и разграбили город. Последним оплотом римлян был Капитолийский холм — укрепленный сакральный центр города, где стояли главные храмы. От голода стражу сморил сон, уснули даже собаки. А вот гуси, посвященные Юноне (и лишь поэтому до сих пор не съеденные), не спали. И когда враги под покровом ночи попытались прорваться на Капитолий, они подняли гогот и перебудили римлян. Атака была отбита. Римлянам все равно пришлось откупаться от Бренна, но заслуга гусей, спасших остатки римской чести, не забыта по сей день.

Лучшая в мире подтирка


Гаргантюа. Гравюра Гюстава Доре. 1873 год © Fine Arts Museums of San Francisco

В 13-й главе «Повести о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля» Франсуа Рабле вкладывает в уста своего героя, совсем еще юного, легендарное рассуждение о подтирке. Гаргантюа перечисляет множество вещей, которые он использовал для этой операции, как то: разнообразные предметы дамского гардероба и домашнего обихода, головные уборы, растения, животные… В конце концов он пришел к выводу, что лучшая в мире подтирка — это пушистый гусенок, который, во-первых, мягонький, а во-вторых, тепленький. «И напрасно вы думаете, — заключает Гаргантюа свое рассуждение, — будто всем своим блаженством в Елисейских полях герои и полубоги обязаны асфоделям, амброзии и нектару, как тут у нас болтают старухи. По-моему, все дело в том, что они подтираются гусятами…» Вкладывал ли Рабле какой-то особый символизм в столь непочтительное обращение с гусенком, остается только догадываться.

Матушка Гусыня


«Сказки матушки Гусыни». Фронтиспис рукописи Шарля Перро. 1695 год © Morgan Library and Museum

Матушка Гусыня, рассказывающая детишкам сказки и поющая песенки, — образ европейского фольклора, популяризованный в конце XVII века французским писателем Шарлем Перро. Большинство сказок из сборника Перро основаны на фольклорных мотивах, но переработаны в духе классицистической басни. Английские «Песенки матушки Гусыни» появились в XVIII веке.

По-видимому, матушка Гусыня — это просто стереотипный образ деревенской женщины, но существует множество легенд о ее реальном прототипе. По одной из версий, это Берта Бургундская, супруга французского короля Роберта II Благочестивого (972–1031), которая была известна как Берта Гусеногая (видимо, из-за косолапости) и славилась как прекрасная рассказчица. По другой версии, матушка Гусыня — это одна из жен Айзека Гуза (англ. goose — «гусь»), жившего в Бостоне во второй половине XVII века. Первую жену мистера Гуза звали Элизабет, вторую — Мэри.

Гусь в русской литературе


Октябрьская улица в Тарусе. 1953 год © pastvu.com

Гусь — символ провинциальности и убожества. Особенно если он появляется в описании города: тогда он — верный признак неизжитой деревенской сущности. У Гоголя в начале «Ревизора» Городничий выговаривает судье Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяпкину: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично…» В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» весь сыр-бор разгорается из-за того, что один назвал другого гусаком.

В том же сатирическом ключе образ гуся обыгрывается в «Золотом теленке», где Паниковский крадет птицу в Арбатове, а Бендер потом его непрестанно этим третирует. В конце концов Паниковский разражается страстным монологом: «Бендер, вы знаете, как я вас уважаю, но вы ничего не понимаете! Вы не знаете, что такое гусь! Ах, как я люблю эту птицу! Это дивная жирная птица, честное, благородное слово. Гусь! Бендер! Крылышко! Шейка! Ножка! Вы знаете, Бендер, как я ловлю гуся? Я убиваю его, как тореадор, — одним ударом. Это опера, когда я иду на гуся! „Кармен“. »

В стихотворении Николая Заболоцкого «Городок» к издевке примешивается нешуточная тоска:

Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!

Гусь в гастрономии


Иллюстрация из книги «Mrs Beeton’s Book of Household Management». Англия, 1860-е годыЖареный гусь — в центре. © Wikimedia Commons

Обычай запекать гуся на Рождество, по-видимому, укоренен в символическом значении этой птицы как вестника смены времен года. Рождество приурочено к зимнему солнцестоянию, которое так или иначе отмечали едва ли не во всех языческих культурах. А гусь — птица солнечная (см. выше, «Гусь в мифологии»). К этой трапезе гуся откармливали весь год.

Особая история — фуа-гра. Это очень древний деликатес, он описан еще в поваренной книге Апиция (IV век) под названием iecur ficatum — «инжирная печень», поскольку для увеличения печени гусей рекомендовали откармливать инжиром. Это венец кулинарных извращений: во-первых, чудовищно дорого и потому страшно престижно; во-вторых, для получения фуа-гра гусей (или уток) принудительно перекармливают, буквально пихая еду им в глотку при помощи специальной трубки (эта процедура называется «гаваж»).

Говорят, гуси и сами по себе склонны к перееданию и не испытывают чувства насыщения. Как бы там ни было, во многих странах мира гаваж либо запрещен особым законом, либо подпадает под законы о жестоком обращении с животными.

Помимо всего прочего фуа-гра — блюдо французское, а значит, претенциозное. Это делает его символом снобизма, в отличие от «купеческой» икры.

Смесь

— «Жили у бабуси два веселых гуся» — то ли украинская, то ли русская народная песенка, по которой детей в музыкальной школе учат одноголосой мелодии.

— В фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» 1962 года Алексей Баталов играет физика-ядерщика по фамилии Гусев. Совершив открытие, герой сетует: «Фамилия у меня подгуляла. Вольт! Ампер! Кюри! 500 вольт — звучит, 1000 ампер — звучит, 850 рентген — тоже звучит, хотя не очень весело. А тут Гусев. Ну что ж, единицу интенсивности излучения придется назвать „гусь“. Наша установка мощностью 50 гусей. Глупо».


Экспонаты Музея хрусталя в городе Гусь-Хрустальный © Wikimedia Commons

— Через Владимирскую и Рязанскую области протекает река Гусь. На ней стоят города Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный. В первом находится знаменитый стекольный завод, во втором некогда был чугунолитейный.

P. S. «Дави гусей — спасай Россию»

12 августа 2015 года в райцентре Апастове в Татарстане представители Россельхознадзора, Роспотребнадзора и прокуратуры обнаружили в магазине три тушки гусей. Их привезли из Венгрии, но сопроводительных документов то ли не было вовсе, то ли с ними было что-то не так. На основании указа президента России «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 29 июля 2015 года, гуси подлежали уничтожению. Что и было исполнено: трех мертвых птиц вывезли в поле и переехали бульдозером.

Это душераздирающее видео стало главным мемом кампании по борьбе с «санкционкой», развернувшейся в России в конце лета 2015 года. Поговорка «Дави гусей — спасай Россию» родилась тогда сразу во многих умах. Предоставим читателю судить, символом чего являются в этом контексте гуси.

Годовалый гусь, который еще недавно был призом на масленичных гуляньях в Долгопрудном, поселился в одной из городских квартир. Ради спасения птицы племянник Евгении Бушуевой забрался на шестиметровый столб и выиграл приз. Евгения рассказала в интервью Москве 24, как живет гусь в новых условиях и готовы ли кошки-соседки делить с ним общую жилплощадь.

Вместо духовки – в свою квартиру


Вручение гуся победителю Михаилу, племяннику Евгении. Фото: instagram.com/dolgoprudnyofficial

На масленичных гуляньях в Долгопрудном Евгения Бушуева увидела, что в одном из конкурсов разыгрывают, помимо мультиварок и фенов, белого гуся. "Люди начали шутить по поводу того, какой будет вкусный гусь с яблоками на окончание Масленицы и что "перед постом его съедим". Еще там были двое мужчин, которые реально кричали, что они его зажарят", – рассказала женщина.

Для победы в конкурсе и получения одного из призов, включая гуся, смельчакам в рамках русской традиции требовалось залезть на шестиметровый столб. Чтобы избавить гуся от участи праздничного блюда, Евгения обратилась за помощью к племяннику.

Птицу назвали Блинчиком в честь праздника. "Главный символ Масленицы – блинчик, что, в свою очередь, символ солнышка. А теперь гусь – солнышко для меня", – говорит Евгения.


Пернатый живет в квартире уже неделю и за это время успел обосноваться. Первое время он стрессовал, мог шипеть на других. Но теперь постепенно становится ручным, прижимается к хозяйке. "Может дать себя погладить, почесать, глазки закрывает от такой нежности, – улыбается Евгения. – Гуси умные как собаки. Он уже понимает, что я его веду купать, не вырывается".

В питании Блинчик тоже довольно избирателен. Несмотря на то что гусей в основном кормят зерном и комбикормом, он выбирает пищу поинтереснее.

Зато в отсутствие Евгении гусь умудрился съесть два цветка на кухне. Хотя в целом Блинчик очень тихий, гогочет редко и никаких неудобств не доставляет. "Единственное, мы мечтаем сейчас о каком-то памперсе или приспособлении. Потому что он не кошка, которая целенаправленно идет в туалет в лоток. Он идет и тут же делает свои делишки. Спасают пеленки", – говорит Евгения.

Жизнь с кошками


Гусю приходится делить жилплощадь с двумя кошками – Грушей и Норой. Пока у них не очень получается подружиться. "Первые два дня кошки стрессовали и не вылезали из-под дивана – не понимали, кого я привела. Гусь на них шипит, пугает, они к нему не подходят. Но постепенно привыкают", – отмечает хозяйка.

Блинчик не сильно претендует на территорию четырехлапых. Чаще он сидит на кухонном окне и смотрит на улицу или любуется собой в отражении шкафа в коридоре. Возможно, думает, что это сородич, поэтому часами может сидеть рядом с ним.

Осмелев за неделю, гусь стал ходить с гордо вытянутой головой. И даже воркует перед Евгенией, как перед своей гусыней.

Женщина рассказала, что в быту с двумя животными и птицей появилось больше суеты, приходится раз по 6 в день мыть полы. "Когда есть 1–2 животных дома, то появление еще кого-то – это уже само собой разумеющееся. Как с детьми. А они мне как дети", – улыбается Евгения.


Она также рассказала, что ни в коем случае не отдаст гуся в цирк или контактный зоопарк.

"Если будем отдавать на ферму, то только знакомым, у кого уже есть утки, индюки и гуси, где он будет просто гулять. И мы будем знать, что его держат для яиц, а не для мяса", – добавила хозяйка.

Летом Евгения планирует выгуливать Блинчика на улице и на даче, поэтому уже сделала замеры для шлейки. А пока подписчики гуся в Instagram начали предлагать ему подружек. Первая на очереди – гусыня Глаша, которая уже ждет Блинчика в гости.

© 2012 – 2020

  • Вакансии
  • Обратная связь
  • Контакты
  • Размещение рекламы
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Instagram
  • Telegram
  • Viber
  • ICQ

Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.

Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».

Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Почта: mosmed@m24.ru.

Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Источник и правообладатель информации о курсах валют - ПАО «Московская биржа». По условиям распространения информации обращаться на ПАО «Московская биржа». Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».

Читайте также: