Как гуси рим спасли 5 вопросы

Опубликовано: 22.04.2024

В IV веке до н.э. галлы, пришедшие из-за Альп, захотели захватить земли союзных Риму этрусков. Римляне отправили трёх братьев Фабиев чтобы выяснить, что это за пришельцы и надо ли с ними воевать. В лагере галлов с ними беседовал сам вождь Бренн. Он сказал им, что поскольку жители Этрурии имеют земли больше, чем могут обработать, галлы требуют, чтобы лишнюю землю отдали им для поселения. Когда послы спросили, по какому же праву галлы выдвигают такое требование, Бренн ответил, что по праву оружия. Послы возвратились в этрусский город Клузий, на который и нацелились галлы.

Вскоре клузийцы вступили в бой с галлами, Фабии тоже присоединились к ним. Во время сражения один из Фабиев увидел скачущего впереди него галла в блестящих доспехах. Он выехал на коне из этрусского строя и напал на галла. Ударом копья Фабий убил врага и сбросил его с коня. Спешившись, он начал снимать доспехи с убитого, и в этот момент его узнал кто-то из галлов. Когда Бренну донесли, что римские послы участвуют в бою, а один из них даже убил знатного галльского юношу, он разгневался до такой степени, что приказал прекратить бой и готовиться к походу на Рим.

Но сперва галлы потребовали у римлян выдачи Фабиев. Сенат стал обсуждать создавшееся положение. Многие сенаторы признали требование галлов справедливым и настаивали на выдаче Фабиев, или по крайней мере того из братьев, который убил галльского воина. Но род Фабиев был знатен и славен, поэтому сенаторы не решились выдать Фабиев каким-то дикарям. Отказывать в выдаче, однако, тоже было опасно. Тогда сенат постановил передать решение народному собранию. А собрание не только отказало галлам в их требованиях, но и избрало всех трех Фабиев в число военных трибунов с консульскими полномочиями. Этим римляне ещё более разозлили Бренна, который счёл, что они включили преступников в число глав своего государства.

Галлы побеждают римлян. Современная иллюстрация.

Решающая битва римлян с войском галлов состоялась 18 июля 390 г. до н.э. и обернулась страшным поражением Рима. Она произошла на берегу притока Тибра, маленькой речки Аллии. Немногие оставшиеся в живых римские воины позорно бежали в ближайший город Вейи. День 18 июля впоследствии был назван «днем Аллии» и объявлен несчастливым: в течение многих веков в этот день римляне не начинали никаких дел. А тогда, после поражения, в Риме началась паника. Многие горожане разбежались по другим городам и ближайшим сёлам. Городские святыни спешно прятали, закапывали, некоторые из них увозили из Рима.

Битва с галлами. Рельеф этрусского саркофага из Кьюзи, III в. до н.э.

Оставшиеся в Риме стали совещаться, что же делать дальше. Заслуженный воин и бывший консул Марк Манлий предложил укрыться на Капитолии и там переждать осаду. Его совет показался римлянам разумным. На Капитолий отнесли оружие и все необходимое для того, чтобы выдержать осаду. Галлы поначалу медлили, опасаясь ловушки, но потом вошли в оставленный своими защитниками город. Разорив и почти полностью уничтожив Рим, галлы попытались взять штурмом Капитолий. Но тот был хорошо укреплен, везде были расставлены караулы, а в местах, где вероятнее всего мог прорываться неприятель, стояли отборные отряды воинов. Когда галлы поднялись почти до середины склона Капитолийского холма, римляне провели вылазку и сбросили их вниз. Не сумев взять крепость приступом, Бренн приступил к осаде.

Галлы лезут на Капитолий. Иллюстрация XIX века.

Однажды ночью галлы решили подняться по почти отвесному склону, надеясь застать римлян врасплох. В этом месте был выставлен небольшой римский отряд, но часовой, смена которого пришлась на это время, заснул, так что галлы беспрепятственно поднялись почти к вершине. Но неподалёку находился храм Юноны, а за его оградой жили посвящённые ей гуси. Услышав поднимающихся галлов, гуси подняли крик, который разбудил римских воинов. Первым проснулся Манлий. Он сразу же схватился за оружие и ударом щита сбросил в пропасть поднявшегося галла. Таким образом, попытка галлов овладеть последним оплотом Рима провалилась. Все прославили Манлия, не забыли и заслугу гусей Юноны. С тех пор стали говорить, что гуси спасли Рим. Часовой же, проспавший нападение галлов, был казнен.

ЗАВОЕВАНИЕ РИМОМ ИТАЛИИ

Объясните значение слов

  • Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, Сенатом в Древнем Риме), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, в большинстве случаев исключающей наследственный или иной, невыборный способ передачи власти.
  • Консул — высшая выборная должность в Древнем Риме эпохи республиканского правления. Всегда выбиралось два консула. Срок их правления составлял 1 год. Сначала оба консула были из патрициев, но в результате борьбы плебса за расширение своих прав с 367 года до н.э. один из консулов избирался из плебеев. Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали Сенат, председательствовали в нем, назначали диктаторов (должность единоличного правителя, назначавшегося в чрезвычайных ситуациях сроком на 6 месяцев) и т. д. В особых обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями. Институт консулов утратил государственную власть с образованием Империи.
  • Народный трибун — выборное должностное лицо, призванное защищать права плебса в Древнем Риме. Народные трибуны имели право присутствовать на заседаниях Сената и пользоваться правом вето, отклоняя решения Сената, если они ущемляли права плебса. Трибуны пользовались неприкосновенностью, которая была принята патрициями не сразу, а в результате революционных действий плебеев, обязавшихся убивать каждого, кто посягнет на жизнь трибуна.
  • Пра­во вето — полномочие, данное одному лицу или группе лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения. В Древнем Риме правом вето могли пользоваться народные трибуны, имевшие возможность отменить решение Сената, а также консулы, каждый из которых мог отменить решение другого.

1. Как изменилось управление в Риме после изгнания седьмого царя?

После изгнания седьмого царя Тарквиния в 509 году до н.э. в Риме была провозглашена Республика (в переводе с латинского «общественное дело». Это означало, что отныне в Древнем Риме все органы управления стали выборными и коллегиальными. Римляне стали избирать двух консулов сроком на один год. В результате борьбы плебса за расширение своих гражданских прав появились народные трибуны, призванные защищать права плебеев и имевшие полномочия пользоваться правом вето в Сенате патрициев.

2. Как возникли крылатые выражения: «гуси Рим спас­ли», «горе побеждённым», «пиррова победа»?

Выражение «гуси Рим спасли» появилось после опустошительного нашествия галлов, которые разбили римлян, опустошили и сожгли Рим. Выжившие римляне закрепились на Капитолийском холме с крутыми склонами. Во время одной из атак галлов Капитолийского холма, гуси, жившие при храме Юноны, подняли шум, вовремя разбудив спавшую обессиленную стражу. Так римлянам удалось отбить коварную атаку и начать переговоры с галлами.

Выражение «горе побежденным» (vae victis) подразумевает, что условия всегда диктуют победители, а побеждённые должны быть готовы к любому трагическому повороту событий. Выражение связано с событиями 390 г. до н. э. Римляне потерпели сокрушительное поражение от Бренна — вождя галльского племени. Консулы, магистраты и выжившие римские воины закрепились на Капитолийском холме. Среди защитников Капитолия начался голод. В то время как в городе Вейи наделённый диктаторскими полномочиями Марк Фурий Камилл собирал новую армию, консулы Рима договорились с Бренном о выкупе в тысячу фунтов (327 кг) золота. Взвешивать выкуп пришлось фальшивыми гирями врага. Римляне пытались возражать, и Бренн, с унизительными для них словами «Горе побеждённым», положил сверху гирь свой тяжёлый меч. Во время спора в городе появилась армия Камилла, который, как диктатор, объявил решение консулов недействительным. Прибывшая армия Камилла освободила город. Так что римляне ничего не заплатили галлам.

«Пиррова победа» — победа, доставшаяся слишком высокой ценой, равносильная поражению. Происхождением это выражение обязано битве при Аускуле в 279 году до н. э. Тогда эпирская армия царя Пирра в течение двух дней вела наступление на войска римлян и сломила их сопротивление, но потери были столь велики, что Пирр заметил: «Если мы одержим ещё одну победу над римлянами, то окончательно погибнем» или, по другой версии, «Если я одержу ещё одну такую победу над римлянами, у меня не останется ни одного воина из тех, что прибыли вместе со мной».

3. Как римляне поступали с землями, отобранными у побеждённых народов Италии?

Завоевывая народы Италии, римляне забирали часть земель в государственную собственность. Эти земли распределялись между римскими патрициями, а впоследствии в разделе стали принимать и римские плебеи.

Поработайте с картой (см. с. 213)

Определите, какой была террито­рия Римской республики в конце VI (6-го) века до н. э. Какой она стала к середине III (3-го) века до н. э.? Чем объяснить происшедшие пере­мены?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 45

В конце VI века до н.э. территория Римской республики охватывала лишь небольшую территорию вокруг Рима, включая несколько близлежащих городов (на карте территория обозначена черной пунктирной линией). К середине III века до н.э. в результате завоевательных походов территория Римской республики охватывала уже практически весь Аппенинский полуостров, включая южные греческие города-колонии (на карте территория обозначена фиолетовой линией).

Поработайте с датами

Подсчитайте, сколько лет Римом правили семь царей.

Царский период в истории Древнего Рима длился 244 года (с 753 по 509 до н. э.). За это время на царском престоле Рима сменилось 7 царей:

  • Ромул (753-716 год до н. э.)
  • Нума Помпилий (715-674 год до н. э.)
  • Тулл Гостилий (673-642 год до н. э.)
  • Анк Марций (642-617 год до н. э.)
  • Луций Тарквиний Приск (616-579 год до н. э.)
  • Сервий Туллий (578-535 год до н. э.)
  • Луций Тарквиний Гордый (535-509 г. до н. э.)

Татьяна Богданова

Легенду о том, как гуси Рим спасли, думаю все из школьной программы помнят. Но недавно у нас с мужем возник спор о достоверности представленной информации.

Памятник гусям

Как гуси Рим спасли

Когда я впервые в школе услышала эту легенду, я рассматривала её немного через другую призму. Что спасли, я не сомневалась, но вот каким путем. Изначально я, конечно, не поверила в сторожевые навыки данного вида птиц, так как каждое лето проводила у бабушки в деревне, и за ее гусями ничего подобного не замечала. Да, это можно немного оправдать тем, что там были не домашние, а дикие гуси, но все же. У этих животных даже никаких анатомических предпосылок к обостренному обонянию нет.

В школе я рассматривала миф о спасении Рима гусями с позиции провианта. Город был осажден галлами, римлянам не было чего есть, и их спасли гуси в прямом смысле этого слова. Но теперь, когда немного углубилась в вопрос, понимаю, что моя изначальная версия была ошибочна. В те времена люди были очень набожными и съесть гусей, которые были святыми и принесенными в дар богине Юноне, думаю, они бы не решились. Существует несколько объяснений этой легенды:

Дикие гуси

  • гуси услышали врагов и разбудили всех;
  • гуси — это галлы, и римлян спас галл, который их предупредил;
  • гуси расшумелись из-за того, что стража хотела ими полакомиться.

Моя истина этого вопроса

Муж же рассматривал эту легенду в ракурсе Ливия летописца — гуси почуяли врагов и смогли разбудить консула Марка Манлия, который поднял всех остальных, когда начал убивать врагов и бросать их со стены.

Все бы хорошо, но вот даже, несмотря на то, что храм Юноны, в котором были гуси, расположен практически впритык к стене, этого времени все равно бы не хватило. Поэтому я думаю, что вопрос провианта все-таки имеет место быть. Скорее всего, стража не выдержала и решила полакомиться святой птичкой, гуси соответственно подняли шум, а дальше все пошло так, как рассказывает нам легенда.

Легенда

Это просто удачное стечение обстоятельств, которое не просто спасло римлян от смерти, но и их репутацию богоугодников.

TravelAsk

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!

Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!

Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!

Катя Иванченко

Совершенно недавно сидели мы компанией и играли в интеллектуальные игры на смартфоне. Команда, в которой я играла, проиграла, из-за того, что мы не знали легенды о том, как гуси спасли Рим. Честно признаться, я никогда не слышала о ней. И так мне стыдно стало после этого, что я сразу же, как приехала домой, начала гуглить эту тему. Что поделать, если любознательность взяла верх.


История о том, как Рим спасли гуси

Вкратце история о том, что во время войны между римлянами и галлами, галлы осадили Рим. Осада длилась очень долго, а съедобные запасы все истощались. Когда, все съели, в городе оставались еще гуси, однако римляне боялись к ним притронутся, ведь это были те самые святые гуси, что жили в храме богини Юноны. Только мысли о свирепом гневе богини и останавливали защитников, чтобы не съесть гусей.


История продолжается тем, что один из воинов проснулся от шума, который издавали гуси. Он подошел узнать, что является причиной столь странных звуков. И увидел галла, который тайно пытался пробраться в город. Римлянин сбросил врага со стены, а тот, падая, поднял шум. На шум откликнулись и другие гуси, которые и разбудили всех защитников.


Почему римляне собак били

С тех пор, как гуси спасли город, у римлян появился праздник. На этом празднике прославляли гусей, как истинных спасителей города. Но самым удивительным для меня стало то, что в этот праздник римляне били собак палками. И били, пока последние не умирали. Все это потому, что собак, они считали предателями. Ведь именно собаки должны были учуять врага и поднять шум, вместо гусей. Хотя, как утверждают многие историки, собак римляне уже давно съели, и поэтому не было кому поднимать шум.


Существуют еще такие интересные факты, связанные с выражением «гуси Рим спасли»:

  • впервые это выражение использовал в своей книге Тит Ливий «История от основания города»;
  • все события из легенды происходили в Капитолии — место где заседал сенат;
  • римляне победили в этой войне с фразой « Рим надо защищать железом, а не золотом».

Токарев Дмитрий

Я недавно побывал в Риме — когда-то столице Римской империи. Посмотрев на Колизей и прочие достопримечательности, побывал и на Капитолийском холме, где наткнулся на необычный памятник гусям. Признаюсь, до этого историю про спасение гусями Рима я слышал только вскользь. Теперь же захотел узнать подробнее.


Как гуси римских солдат спасали

История эта, как ни странно, точного подтверждения не имеет, но основана на реальных событиях. В V веке до н. э. в самом разгаре было противостояние племен галлов и римлян. Римская империя тогда еще не была основана. Из серии комедийных фильмов про Астерикса и Обеликса я знал, что галлам было нелегко противодействовать Риму, и они прибегали к разного рода хитростям. В фильме это было чудодейственное зелье, в реальности частенько проводились засады и скрытые набеги.


В то время в Риме существовали культы, одним из которых был культ Юноны — богини брака и рождения. Ее животными считались гуси и павлины. Именно гусей держали в рамках культа на Капитолийском холме. В то время галлам удалось захватить Рим в результате неожиданного набега, а остатки римской армии укрылись от галлов на Капитолийском холме. Положение римлян было ужасное, они голодали и ждали поддержки. Легенда гласит, что под покровом ночи галлы пытались застать врасплох уставших сонных римлян, но тех разбудили гуси, которые начали громко гоготать. Римские солдаты проснулись и смогли дать отпор варварам. Таким образом гуси спасли остатки римской армии.

Капитолийский холм

Рим основан на семи холмах, один из них — Капитолийский. Побывав на нем, я увидел не только памятник гусям, но и целый ряд красивых исторических мест:

  • Капитолийская площадь. Мне больше всего понравился узор, который лучше рассматривать с высоты.
  • Лестница Кордоната. Очень красивое сооружение, подниматься по которому несложно, так как лестница пологая.
  • Копия конной статуи Марка Аврелия — последнего из так называемых «хороших императоров». Он также был философом, а отрывки из его работ разбирали на цитаты.
  • Базилика Санта-Мария-ин-Арачели. В этом помещении можно прочувствовать церковный дух Рима.

Я даже не знал, что автором большинства скульптур и сооружений является знаменитый итальянский архитектор XV века Микеланджело Буонарроти.

В IV веке до н.э. галлы, пришедшие из-за Альп, захотели захватить земли союзных Риму этрусков. Римляне отправили трёх братьев Фабиев чтобы выяснить, что это за пришельцы и надо ли с ними воевать. В лагере галлов с ними беседовал сам вождь Бренн. Он сказал им, что поскольку жители Этрурии имеют земли больше, чем могут обработать, галлы требуют, чтобы лишнюю землю отдали им для поселения. Когда послы спросили, по какому же праву галлы выдвигают такое требование, Бренн ответил, что по праву оружия. Послы возвратились в этрусский город Клузий, на который и нацелились галлы.

Вскоре клузийцы вступили в бой с галлами, Фабии тоже присоединились к ним. Во время сражения один из Фабиев увидел скачущего впереди него галла в блестящих доспехах. Он выехал на коне из этрусского строя и напал на галла. Ударом копья Фабий убил врага и сбросил его с коня. Спешившись, он начал снимать доспехи с убитого, и в этот момент его узнал кто-то из галлов. Когда Бренну донесли, что римские послы участвуют в бою, а один из них даже убил знатного галльского юношу, он разгневался до такой степени, что приказал прекратить бой и готовиться к походу на Рим.

Но сперва галлы потребовали у римлян выдачи Фабиев. Сенат стал обсуждать создавшееся положение. Многие сенаторы признали требование галлов справедливым и настаивали на выдаче Фабиев, или по крайней мере того из братьев, который убил галльского воина. Но род Фабиев был знатен и славен, поэтому сенаторы не решились выдать Фабиев каким-то дикарям. Отказывать в выдаче, однако, тоже было опасно. Тогда сенат постановил передать решение народному собранию. А собрание не только отказало галлам в их требованиях, но и избрало всех трех Фабиев в число военных трибунов с консульскими полномочиями. Этим римляне ещё более разозлили Бренна, который счёл, что они включили преступников в число глав своего государства.

Галлы побеждают римлян. Современная иллюстрация.

Решающая битва римлян с войском галлов состоялась 18 июля 390 г. до н.э. и обернулась страшным поражением Рима. Она произошла на берегу притока Тибра, маленькой речки Аллии. Немногие оставшиеся в живых римские воины позорно бежали в ближайший город Вейи. День 18 июля впоследствии был назван «днем Аллии» и объявлен несчастливым: в течение многих веков в этот день римляне не начинали никаких дел. А тогда, после поражения, в Риме началась паника. Многие горожане разбежались по другим городам и ближайшим сёлам. Городские святыни спешно прятали, закапывали, некоторые из них увозили из Рима.

Битва с галлами. Рельеф этрусского саркофага из Кьюзи, III в. до н.э.

Оставшиеся в Риме стали совещаться, что же делать дальше. Заслуженный воин и бывший консул Марк Манлий предложил укрыться на Капитолии и там переждать осаду. Его совет показался римлянам разумным. На Капитолий отнесли оружие и все необходимое для того, чтобы выдержать осаду. Галлы поначалу медлили, опасаясь ловушки, но потом вошли в оставленный своими защитниками город. Разорив и почти полностью уничтожив Рим, галлы попытались взять штурмом Капитолий. Но тот был хорошо укреплен, везде были расставлены караулы, а в местах, где вероятнее всего мог прорываться неприятель, стояли отборные отряды воинов. Когда галлы поднялись почти до середины склона Капитолийского холма, римляне провели вылазку и сбросили их вниз. Не сумев взять крепость приступом, Бренн приступил к осаде.

Галлы лезут на Капитолий. Иллюстрация XIX века.

Однажды ночью галлы решили подняться по почти отвесному склону, надеясь застать римлян врасплох. В этом месте был выставлен небольшой римский отряд, но часовой, смена которого пришлась на это время, заснул, так что галлы беспрепятственно поднялись почти к вершине. Но неподалёку находился храм Юноны, а за его оградой жили посвящённые ей гуси. Услышав поднимающихся галлов, гуси подняли крик, который разбудил римских воинов. Первым проснулся Манлий. Он сразу же схватился за оружие и ударом щита сбросил в пропасть поднявшегося галла. Таким образом, попытка галлов овладеть последним оплотом Рима провалилась. Все прославили Манлия, не забыли и заслугу гусей Юноны. С тех пор стали говорить, что гуси спасли Рим. Часовой же, проспавший нападение галлов, был казнен.

Цель- познакомить с двумя рассказами Л.Н Толстого «Волга и Вазуза» и «Как гуси Рим спасли».

1)обучать выразительному чтению;

2) развить умение анализировать литературные произведения;

3) воспитывать любовь к литературе.

Планируемые результаты : прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге, формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыслять нравственные ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н Толстого.

I .Организационный момент

II .Актуализация знаний

III .Изучение новой темы «Волга и Вазуза»

1.Рассказы о реках Волга и Вазуза

2. Словарная работа (Хвалынское царство, болото, сажень, верста)

3.Первичное восприятие текста и анализ «Волга и Вазуза»

4.Физкультминутка «Что манит птицу»

5.Обобщающая беседа и выведение идеи произведения.

IV . Изучение новой темы «Как гуси Рим спасли»

1.Рассказ о Риме.

2. Словарная работа(галлы, римляне, кремль, Капитолий, сенаторы, жрецы)

3.Первичное восприятие текста «Как гуси Рим спасли»

4. Обобщающая беседа и выявление идеи произведение

V .Подведение итогов

Оборудование: презентация, цветочки, учебник, физическая карта России.

I .Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Альбина Равильевна, и сегодня урок литературного чтения буду вести я. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением.

II .Актуализация знаний

-На прошлых уроках вы читали рассказы известного писателя Л.Н Толстого. Какие рассказы Л.Н Толстого вам уже известны? («Лев и собачка», «Лебеди», «Акула» и т.д). А какие из них вам нравятся больше и почему? (ответы детей) Сегодня мы познакомимся ещё с двумя произведениями Л.Н Толстого.

III .Изучение новой темы «Волга и Вазуза»

- Сейчас я вам прочитаю загадку, а вы должны её отгадать

Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится.
(Река)

-Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? (о реке)

-А какие реки вы знаете? (ответы детей)

Откройте на странице 60 и прочитайте название произведения. Как вы думаете, о чем будет говориться в сказке? (о реках).

-Почему вы думаете, что этот рассказ о реках (по название реки Волга)

1.Рассказы о реках Волга и Вазуза

-Ребята, а вы знаете что-нибудь про эти реки? ( да, Волга большая река)

-Но сначала я вам рассказу про Волгу и Вазузу.

Волга одна из крупнейших рек в России. Её длина 3530 км. На берегу Волги расположены много больших и маленьких городов. Она является одним из самых знаменитых символов России.

Вазуза -это небольшая река которая впадает в Волгу.

2. Словарная работа

-Ребята как вы понимаете Хвалынское царство, болото, сажень, верста.

Хвалынское царство - это древнерусское название Каспийского моря. Каспийское море находиться на юге России, и в нее впадает Волга.

Болото - Это очень сильно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями. В болоте обычно происходит накопление неразложившихся растительных остатков.

Сажень — старорусская единица измерения расстояния.

Верста- русская единица измерения расстояния .

Оставшковский уезд сейчас это Тверская область.

3.Первичное восприятие текста и анализ «Волга и Вазуза»

-Давайте начнем читать. Сначала начну я, а вы продолжите.

-Понравилась ли вам сказка? (ответы детей)

-Что вам запомнилось? (ответы детей)

-Какие герои вам встретились? (Волга и Вазуза)

4.Физкультминутка «Что манит птицу»

-Ну, я вижу, что вы немного устали давайте отдохнем.

5.Обобщающая беседа и выведение идеи произведения.

-Давайте теперь прочитаем это произведение ещё раз.

О чем начали спорить Волга и Вазуза? (О том, кто из них умнее и кто лучше проживет)

Как решили спор Волга и Вазуза( кто быстрее доберется до Хвалынского царства) Найдите этот момент

Как Вазуза, обманула Волгу? ( Когда Волга спала, Вазуза ушла) Найдите этот момент

Чего испугалась Вазуза, когда её догнала Волга? (Наказания Волги)

Как простила Волга свою сестру? ( Волга взяла сестру с собой)

Откуда начнется Волга? (в Оставшковском уезде)

Откуда начинается Вазуза? (в горах)

Найдите отличия Волги от Вазузы (Вазуза весной раньше ломает лёд и проходит, а Волга позднее. Волга шире, чем Вазуза)

Кто вам больше понравился Волга или Вазуза? ( ответы детей)

Правильно ли поступила Волга, простив свою сестру Вазузу? (да, потому что нужно уметь прощать)

Какой вывод вы можете сделать для себя ? (нельзя обманывать никого, потому что ложь всегда станет явной)

Бывало ли так что вы кого-нибудь обманывали ?( ответы детей)

IV . Изучение новой темы «Как гуси Рим спасли»

-Сейчас я вам прочитаю ещё одну загадку, слушайте внимательно.

Он шипит и тянет шею,
нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь.
Кто же это, дети. (Гусь)

-Как вы думаете о чем мы будем читать во втором произведении? (о гусях)

-Давайте познакомимся ещё с одним известным произведением Л.Н Толстого «Как гуси Рим спасли»

Ребята, а вы когда-нибудь видели гусей?(ответы детей)

-А какие они? Опишите ( Гусь травоядная птица. Питается травой и семенами растений. Гуси могут своим клювам обрывать ягоды, есть стручки, злаки и некоторые овощи. Лапы длинные. Гуси обладают густым опереньем, плотный пуховой покров предохраняет птицу от холодов.)

Прочитайте название произведения. О чем в нем будет говориться? (ответы детей)

1.Рассказ о Риме .

Рим — один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи . Ныне Рим столица Италии. В Древние времена Рим был могущественной империей в мире. В Риме является одним из самых красивых мест, там много достопримечательностей, музеев и театров.

2. Словарная работа

Перед тем, как начать читать текст, давайте рассмотрим непонятные слова

Галлы – это племя которые обитали на территории современной Европы.

Римляне - это народ который жил в Риме

Кремль- это крепость

Капитолий -храм в Риме

Сенаторы- члены одного из высших государственных органов власти в Древнем Риме .

Жрецы- посредники между богами и людьми.

3.Первичное восприятие текста «Как гуси Рим спасли»

-Давайте начну читать я, а вы продолжите.

Понравился ли вам рассказ? Чем? ( ответы детей)

Что вам особенно запомнилось? (ответы детей)

4. Обобщающая беседа и выявление идеи произведения

-Давайте теперь прочитаем это произведение ещё раз.

На кого напали галлы? (на римлян)

Куда убежали римляне? (некоторые убежали из города, а другие спрятались в кремле)

Кто остался в городе ? (сенаторы)

Почему галлам хотелось разграбить Капитолий (потому что там много богатств)

Как галлы решили попасть в Капитолий. Прочитайте ( Ночью галлы украдкою полезли из под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали копья и мечи)

Кто почуял опасность? (гуси)

Как римляне прогнали галлов? Зачитайте (Один римлянин проснулся , бросился к стене и сбил . )

Какая традиция завелась у римлян после этого случая? (они стали отмечать праздник)

Найдите описание этого праздника (Жрецы идут наряженные по городу…)

Как вы, думаете римляне были благодарны гусям? Почему? (ответы детей)

Что нового узнали из этого произведения? (что даже животные могут помочь нас и спасти от опасности)

-Чему учит это произведение? ( нужно быть смелым)

-А у вас есть домашние животные? (да)

-Помогают ли она вам, и чем? (ответы детей)

V .Подведение итогов

С какими произведениями мы сегодня познакомились? («Волга и Вазуза» и «Как гуси Рим спали»)

Кто автор? (Л.Н Толстой)

Какое произведение вам понравилось больше? Почему? (ответы детей)

1.Домашнее задание

Выразительно читать рассказы. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся рассказу.

Если вам понравился урока поднимите зеленые цветочки, а если нет то красные.

Я вижу, что урок понравился всем. Спасибо ребята за урок. До свидания!

Читайте также: