Как ласково называют гуся

Опубликовано: 16.04.2024

Действительно гуманная педагогика - приобщающая детей к процессу созидания самих себя. Ш. Амонашвили

четверг, 6 февраля 2014 г.

Лексическая тема: Домашние птицы

Отгадай загадку!

Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Всех бужу, хоть часов не завожу.
(Петух)

Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Цыпленок)

Красные лапки, щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)

Катится бочка, нет в ней не сучочка.
(Яйцо)

Пальчиковая гимнастика “Курочка”

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем руками по коленям)
А за ней ребятки – желтые цыплятки
(шагаем пальчиками по столу)
Ко – ко – ко, ко – ко – ко, не ходите далеко!
(грозим пальчиком)
Лапками гребите
(загребаем ручками),
Зернышки ищите.
(клюем пальчиками зернышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем руками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьем)

Дидактическа игра "Кто как кричит?"

Гусь — гогочет,
утка — крякает,
курица — кудахчет,
петух — кукарекает,
цыпленок — пищит,
индюк — балбочет.

«Назови родителей!»

У цыпленка — курица, петух;
у индюшонка — индюшка, индюк;
у утенка — утка, селезень;
у гусенка — гусыня, гусак.

«Один — много»

Гусь — гуси — много гусей,
утка — утки — уток,
петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
ииндюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.

«Назови ласково»

Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки.

Физминутка “Индюк”

Ходит по двору индюк (Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача, (Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился.
Сгоряча затопал, (Потопать ногами)
Крыльями захлопал. (Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (Сцепить округленные руки перед грудью)
Или медный самовар,
Затряс бородою (Помотать головой)
Понесся стрелою. (Бег на месте)

«Сравни и назови по образцу»

Красивый — красивее, мягкий — мягче,
твердый — тверже, длинный — длиннее,
корокий — короче, добрый — добрее,
злой — злее, сильный — сильнее,
слабый — слабее, высокий — выше,
низкий — ниже, толстый — толще,
тонкий — тоньше.

Игра “Что не так?”

Кошка мычала на диване.
Собака лает на своих.
Лошадь дает яйца.
Коза клюёт молоко.

“Какое слово самое короткое?”

Собака, кот, корова, коза.
Петух, индюк, гусь, курица.

Игра “Что общего и чем отличаются?”

Синица и гусь.
Курица и утка.




Для домашнего чтения:

Гуси-гусенята

Гуси-гусенята на ножки
Красные надели сапожки
И пошли гуськом, вереницей,
Чтоб воды в корыте напиться.
Напились воды десять братцев,
Начали в корыте купаться.
Хорошо купаться в корыте!
Гуси-гусенята, плывите!

Пищат живые шарики,
Пшено клюют с руки.
Не знаю, где тут курочки,
А где тут петушки.
Кудахчет громко курица,
Взволнованна она:
Наверно, детям маленьким
Нельзя давать пшена.

Утята и цыплята
( Отрывок )
Мама-курица важно шла по двору и вела своих цыплят. Шла неторопливо, потому что цыплята то и дело находили еду и останавливались, чтобы склюнуть червячка или семечко.
А навстречу шла мама-утка. Шла быстро, а утята так же быстро бежали за ней. Они не останавливались и не обращали внимания на червяков и семена растений, не обращали внимания на крошки хлеба и зернышки. Удивились цыплята, хотели даже спросить, куда это так спешат утята, но не успели: мама-утка пролезла в щель забора, и утята – за ней.
Самый любопытный цыпленок решил все-таки посмотреть, что же там, за забором, и куда торопились утята. Выглянул он – и даже клювик открыл от удивления. За забором был пруд, а по этому пруду плавали утята. Плавали – и то и дело опускали в воду головки. А когда поднимали – у них в клювах что-то было. Значит, в воде они находят еду! Но самое интересное – не это. Ведь утятам тоже был один или два дня от роду. А вот они не только бегать уже умели, но и плавать очень хорошо.
По Ю. Дмитриеву

Почему Петух кричит трижды в ночь
(Сказка)
В старину у Петуха хвост был самый красивый, а Павлин ходил кургузый. Был у него хвост, да так – не хвост, а одно недоразумение. Завидовал Павлин Петуху.
Вот однажды пришел Павлин к Петуху и говорит:
– Петух, а Петух! Одолжи мне свой хвост, а то мне в гости идти нужно, так охота принарядиться.
– Да что ты, – говорит Петух, – разве хвост одалживают?
– Да ведь я отдам! – говорит Павлин.
– А когда отдашь?
– Да как из гостей приду. Может, вечером, может, в полночь, а то и до утра прогуляю.
Отдал ему Петух свой хвост. Павлин расфуфырился и был таков!
Сидит Петух без хвоста и ждет, когда Павлин из гостей вернется. Вот и вечер наступил, а Павлина все нет.
Вскочил Петух на забор и запел: “Ку-ка-ре-ку!”
Не идет Павлин. Глядь – полночь настала, темень – хоть глаза выколи. “Эх, – думает Петух, – как бы Павлин не заблудился”. Вскочил Петька и давай кукарекать. Кричал, кричал – нет, не идет Павлин. Опять задремал Петух, да не спится ему – хвост жалко. Вскочил Петух на рассвете. Опять закричал Петька:
– Ку-ка-ре-ку! Павлинушка! Иди сюда!
А какое там “сюда”! Павлин за ночь до самой Индии добежал, да там и поселился. Поминай его как звали.
Много лет прошло, много воды утекло, уж и хвост новый у Петуха вырос, а он все никак не может успокоиться.
Вот и кричит он с тех пор каждую ночь трижды – как знать, может, и вернет Павлин старый Петькин хвост.

“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”,
“Хаврошечка”,
“Зимовье”,
“Полкан и медведь”,
“Бычок-черный бочок, белые копытца”,
“Бременские музыканты”,
“Три поросенка”,
“Петушок– золотой гребешок”.
“Соломенный бычок – смоляной бочок”.
Н. Носов. “Живая шляпа”.

Автор: Даутова Миляуша Салаватовна

Организация: МБДОУ ДСКВ №86 «БЫЛИНУШКА»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

Дети должны знать:

- понятие «домашние птицы»;

- как называется помещение, где живут домашние птицы;

- чем эти птицы питаются;

- название частей тела, чем оно покрыто(различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);

- о пользе домашних птиц для человека;

- для чего люди разводят домашних птиц;

Существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

Прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;

Глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Дидактические игры и упражнения.

  1. Игра «Назови ласково»

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:

Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т.п.

  1. Игра«Собери семью»

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию и образованию форм родительного падежа имен существительных с предлогом У и без предлога, образованию существительных с суффиксами: -онок, -ёнок, -ат, -ят. Развитие зрительного внимания.

Оборудование: на магнитной доске вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и картинки птенцов по одному и группами.

Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых птиц.

Логопед говорит: "Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?" Предлагается детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.

у утки - утенок, у гусыни - . у индюшки - . у курицы - . .

  1. Игра «ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?»
    Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
    Хвост (чей?) – куриный, гусиный….
    Глаза (чьи?) – утиные, индюшачьи…
  2. Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.

Ход игры: Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

у человека - дети, а у птиц - птенцы.

у человека - нос, а у птицы - . . .

у животных - шерсть, а у птиц - . . .

у кошки - лапы, а у птиц - . . .

  1. Игра «Кто как кричит?».Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
    Гусь — гогочет,
    утка — крякает,
    курица — кудахчет,
    петух — кукарекает,
    цыпленок — пищит,
    индюк — балаболит.
  2. Игра «Назовите родителей»
    У цыпленка — курица, петух;
    у индюшонка — индюшка, индюк;
    у утенка — утка, селезень;
    у гусенка — гусыня, гусак.
  3. Игра «Назови, какой и какая птица?»
    Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
    И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
  4. Игра«Один — много»
    Гусь — гуси — много гусей,
    утка — утки — уток,
    петух — петухи — петухов,
    курица — куры — кур,
    селезень — селезни — селезней,
    гусенок — гусята — гусят,
    гусыня — гусыни — гусынь,
    утенок — утята — утят,
    индюк — индюки — индюков,
    индюшка — индюшки — индюшек,
    индюшонок — индюшата — индюшат.
  5. Игра «Назови ласково»
    Петух — петушок — петушки,
    зерно — зернышко — зернышки,
    курица — курочка — курочки,
    цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
    утка — уточка — уточки,
    гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
    гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
    утенок — утеночек — утятки,
    индюшка — индюшечка — индюшечки,
    индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
    яйцо — яичко — яички,
    крыло — крылышко — крылышки.
  6. Игра «Сравни и назови по образцу»
    Красивый — красивее, мягкий — мягче,
    твердый — тверже, длинный — длиннее,
    корокий — короче, добрый — добрее,
    злой — злее, сильный — сильнее,
    слабый — слабее, высокий — выше,
    низкий — ниже, толстый — толще,
    тонкий — тоньше.
  7. Игра «Кого не стало?».

Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать всех изображенных птиц по семьям.

Гусь - гусыня - гусята, (петух, селезень, индюк.) Затем один из членов семьи убирается и логопед спрашивает: «Кого не стало?»

  1. Игра «Какое слово не подходит?»

Цель: Развитие слухового внимания.

Ход игры: Логопед называет слова и предлагает детям назвать«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.

Индюк, индеец, индейка, индюшата.

  1. Упражнение «Кто лишний?»

Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи, мышления.

Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.

Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.

Индюк, утка, клёст, гусыня.

Синица, утка, индюк, петух.

Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.

Перо, крыло, клюв, утка.

  1. Упражнение «Запомни слова»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.

Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.

Петушок, курица, цыпленок, цыплята..

Гусь, индюк, петух, утка.

  1. Игра «Исправь ошибку»

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления

Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.

У утки - гусята, у индюшки - цыплята,

у курицы - утята, у гусыни - индюшата.

  1. Игра: «Закрытая картинка»

Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: На магнитную доску помещается картинка изображением к доске, что бы дети не видели изображения перелётной птицы.

Ход: Дети задают вопросы ведущему, чтобы узнать, что это за птица. На вопросы детей ведущий может отвечать только «да» или «нет».

- Эта птица перелётная? Зимующая? Оседлая?

- У неё грудка красная? Белая? Желтая и т.д.?

- У неё крылья Заострённые? Закруглённые?

После отгадывания картинка открывается. Дети видят птицу.

  1. Игра «Угадай кто это?»

Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать

загадки по опорным словам.

Ход игры: Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).

Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (курица).

Ку-ка-ре-ку - стерегу! (петух).

Пить-пить-пить - воды попить! (цыпленок)

Кря-кря- ищу червя! (утка).

  1. Игра «Какая домашняя птица?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.

Ход игры: Кудахчет - . кукарекает- . крякает - . гогочет - .

  1. Игра «Кто как передвигается?»

Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря.

Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопрос: "Кто как передвигается?

Утка (что делает?) - ходит, плавает, летает. Индюшка-…, курочка-…

Развитие общих речевых навыков.

Стихотворение «Курица с цыплятами»

Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Игра “ ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ”

Наши уточки с утра -

Кря -кря -кря! Кря - кря - кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)

Наши гуси у пруда -

Га - га - га ! Га - га - га !(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки -“крылья” назад.)

Наши курочки в окно-

Ко -ко-ко! Ко -ко -ко!(Останавливаются, встают лицомв круг, бьют руками по бокам.)

А как Петя - петушок

Ранним - рано поутру

Нам споет : ку -ка -ре-ку!(Встают спиной в круг, вытягиваютшею вверх, поднимаются на цыпочки.)

Диалог «Курочка-рябушка»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

- Курочка-рябушка, куда ты идёшь?

- Курочка-рябушка, за чем идёшь?

- Курочка-рябушка, зачем тебе вода?

- Цыплят поить. Они пить хотят,

На всю улицу пищат: ПИ-пи-пи!

Диалог «Гуси и волк»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

- Гуси вы, гуси, красные лапки!

Где вы бывали? Что вы видали?

- Мы видали волка: Унёс он гусёнка,

Да самого лучшего, да самого большого.

- Гуси вы, гуси, красные лапки!

Щиплите вы волка. Спасайте гусёнка.

Пальчиковая гимнастика.

Первый, второй - шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,

Третий, четвёртый - за водой. начиная с большого , а со слов

А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать

Позади бежал шестой.и разгибать пальцы обеих рук.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался.

Громко- громко запищал:

« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Игра “Гусь”

(кумыкская народная песенка)

- Где ладошка? Тут?

- На ладошке пруд?

Это гусь молодой.

Средний – гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда - в живот!

Игра “УТОЧКА”

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.(“Идут” двумя пальчиками по столу,переваливаясь.)

Вела детей за собою,

И малого, и большого,( Загибают безымянный палец; большой палец.)

И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого.( Загибают указательный палец.)

Игра «Сколько было утят в стае?»

Как-то летним вечерком

Утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

Первый среди них – вожак.

Идёт гордо: «Крак-кряк-кряк!»

У трёх других утят

Спинки жёлтые блестят.

А последний поотстал.

Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг,

Вызвав у утят испуг,

Ещё двое выбегают,

Место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем:

Сколько было утят в стае?

Загадки.

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня . (цыплёнок).

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)

Тексты для чтения: А. Барто « На птичьем дворе», Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».

Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:

Каков внешний вид?

Кто у этой птицы детёныши?

Какую пользу приносит?

Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. И была у него мама – курица. Звали её Пеструшка. Она очень любила цыпленка и кормила его червячками.

Как – то появился во дворе злой черный кот. Вот такой. И прогнал Пеструшку со двора. Цыпленок остался один.

Вдруг он видит: взлетел на забор петух, вытянул шею и во все горло закричал:

- Кукареку! Я ли не молодец! Я ли не удалец!

Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и, что было силы, запищал:

Но споткнулся и шлепнулся в лужу.

В луже сидела лягушка. Она увидела цыпленка и засмеялась:

- Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!

Цыпленку стало обидно. Но тут к нему подбежала мама – курица и пожалела его.

Цель: совершенствование грамматического строя речи

Задачи:

  • Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
  • Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
  • Совершенствование умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
  • Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные (д/игра «Чья, чей, чье?»);
  • Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково»);
  • Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ище- (д/игра «Хвастуны»);
  • Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?»).
  • Развитие логического мышления (отгадывание загадок);
  • Развитие зрительного внимания и памяти (д/игра «Кого не стало?»);
  • Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку»)
  • Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много»)
  • Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
  • Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
  • Контроль над правильным звукопроизношением.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия). – Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением. (логопед читает загадки и выставляет картинки с изображением домашних птиц)

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» — поет … (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

— Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

Либо белый, либо сизый,

Либо пёстрый, в детстве – лысый,

Любит сесть он где повыше

Например, под самой крышей.

Там сидит, воркует он –

Быстрокрылый почтальон. (Голубь)

— Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Верно! Тема нашего занятия сегодня — домашние птицы.

  1. Беседа по вопросам на изученную тему.

— А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).

– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!

— А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)

— Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)

— Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)

— Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!

  1. Игра «Кто как разговаривает?»— Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос. Образец: петух — кукарекает.

гусь – шипит, гогочет

— Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!

  1. Игра «У кого кто в семье?»– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

голубь – голубка — голубята

  1. Пальчиковая гимнастика «Утята».– А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику)

Раз, два — шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы на правой руке,

Три, четыре — за водой. начиная с большого, а со слов

А за ними плёлся пятый

Позади бежал шестой. Загибать пальцы на левой руке, начиная с большого.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался.

Громко- громко запищал: Сжимать и разжимать кулаки.

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

  1. Игра «Расхвали»

— Ребята, домашние птицы очень любят когда их расхваливают, давайте сделаем им приятно и похвалим.

Петух, какой? – красивый, важный, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой, громкоголосый.

Курица, какая? – толстая, пёстрая, неуклюжая, глупая, пестрокрылая,

Индюк, какой? – большой, большехвостый, разноцветный, толстый

Селезень, какой? – красивый, разноцветный, ширококлювый,

Утка, какая? – заботливая, медлительная, ширококлювая, красноклювая,

гусь, какой? – большой, толстый, задиристый, важный, белоголовый, длинношеий,

  1. Игра «Чья, чей, чье?».

— ребята, подскажите чей хвост у петуха?. –петушиный хвост. (Логопед показывает картинку)

Перо, курицы (гуся, утки, петуха, индюка, ) (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…

Хвост, (курицы, гуся, утки) (чей?) – куриный, гусиный….

Глаза, курицы (утки, индюка) (чьи?) – утиные, индюшачьи…

Клюв утки (курицы, индюшки, гуся, петуха) (чей?) – утиный, куриный, индюшачий, гусиный, петушиный

Крыло утки (индюшки, петуха) (чьё?) – утиное, индюшачье, петушиное.

Нога гуся (петуха, цыплёнка, индюшонка) (чья?) – гусиная, петушиная, цыплячья, индюшачья.

  1. Игра с мячом «Один-много», — А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки – много уток (логопед дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая)

курица – курицы, — много куриц,
петух – петухи – много петухов,
гусь – гуси – много гусей,

утка – утки – много уток,

индюк – индюки – много индюков,

селезень – селезни – много селезней,

голубю – голуби – много голубей,

индюшка – индюшки – много индюшек,

гусыня – гусыни – много гусынь,

голубка – голубки – много голубок,
гусенок – гусята – много гусят,
утенок – утята – много утят,
индюшонок – индюшата – много индюшат,

цыпленок – цыплята – много цыплят,

голубёнок – голубята – много голубят

— Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

  1. Игра «Хвастуны». – Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)Образец:Петух говорит у меня не голос, а голосище,

Индюк – у меня не хвост, а хвостище,
Утка – у меня не лапы, а лапищи,
Гусь – у меня не шея, а шеища,
Курица – у меня не крыло, а крылище,
Селезень – у меня не клюв, а клювище,

Гусыня – у меня не перо, а перище.

у голубя – не глаза, а глазищи,

  1. Игра «Кого не стало?» — А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» (не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)

  1. Игра с мячом «Назови ласково». – Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.Например,Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее логопед задает про каждую домашнюю птицу отдельно)

петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,

голубь – голубок,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

  1. Игра «Родственные слова»

Крыло, крылышко, крылья, крылатый, окрылённый, подкрылок;

Перо, пёрышко, перья, перьевой, перьями;

Хвост, хвостик, хвосты, хвостище, хвостатый, бесхвостый;

Петух — петь, пение, петушиный, петушок, петушиться,

Итог. – Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы логопеда).

Сладкова Екатерина Александровна
учитель-логопед, МБ ДОУ «Детский сад №227»
г. Новокузнецк, Кемеровская область

Не имеете понятия, какую кличку дать гусю? В этом вам поможет список представленный на этом сайте, в данном списке были собраны самые крутые, необычные, прикольные, смешные, красивые и оригинальные имена для гусей, как для мальчиков, так и для девочек.

2500+ самых оригинальных кличек для гусей

Наиболее часто домашним любимцам дают какое-нибудь легкое и простое русское, японское, немецкое, английское или французское имя. При выборе клички для гуся следует помнить, что имя не должно быть длинным, ведь сложное имя животное просто не сможет запомнить.

Надеюсь, что вам удастся подобрать подходящее имечко для вашего пернатого друга. Выбирайте только хорошие имена, удачи!

Самые крутые и лучшие (ТОП-50)

Ясень
Дрим
Фузбит
Джет
Дьявол
Пелен
Хортица
Хэмингуэй
Шмель
Ящерка
Тэмхас
Цирано
Уэйф
Министр
Лунтик
Барт
Глори
Пуська
Эдмунда
Бакси
Хьюберт
Каори (ароматная)
Ким
Гаджет
Тимьян
Маяк
Галл
Кнопочка
Амон-Ра
Хиппи
Токтар
Найти
Исидор
Сурия (солнце)
Чиор
Чензано
Амулет
Принц
Кэт-Чуп
Фан
Блум
Топик
Рэкки
Чиор
Малик (ангел, повелевающий адом)
Лунная
Серафим
Цитадель
Аико (любимое дитя)
Леброн
Никитка

Простые и легкие

Осин
Чингиз
Стан
Дама
Валерьян
Шелдон
Ишель
Левша
Любимчик
Руслан
Юкон
Минда (мудрость и знания)
Центурион
Асад
Мэнди
Палладий
Неджи
Хрустик
Гиа
Флоренция
Чебур
Дерика
Чисбарсел
Дэймон (красавчик-вампир)
Осирис
Шами
Камелот
Сол (бог солнца в Древнем Риме)
Монгут («корона, коронованный)
Сейбл (обладательница соболиного окраса)
Симба
Жардин,Жером
Гарди
Хайдар
Нeгр
Пипер
Себастьян
Мяус
Лорд Волан-де-Морт
Батлер
Цайд
Фуман (недовольство)
Вета

Красивые

Уил
Земеля
Арлетт
Адора (восхитительная, обожаемая)
Изюминка
Роллс
Зигроид
Амфитер
Тор
Месси
Викенд
Балтазар
Амелия
Коберт (черный)
Габриела (сила от Бога)
Хирон
Апсара (ангельская)
Чинита
Грейя
Амфисбен
Габриэль
Коптик
Курт
Алезан
Милена
Крош
Жигол
Альтаир
Аарон
Малой
Бэлль
Юсичка
Косуля
Фалько
Умбер
Северянка
Тодос
Табаско
Ринти
Аннабель
Джетт/Коул (угольно-черный)
Галинка
Ислей
Янжели
Млад
Бальтазар
Металлика

Прикольные и смешные

Тато
Ништяк
Букашка
Астма
Пеупери
Шармэль
Фреди
Калибер
Геймер
Олби (белый)
Мед
Флоризель
Валяка
Гага
Пуф
Гулена
Октавий
Яджер
Рапсик
Морозец
Фелиций
Радон
Элдвин
Серджио
Франц
Юрка
Джэд
Карай
Цейс
Чемми
Штефа
Котофеич
Муму
Аборигенка
Тойя
Фэнтази
Джерри
Юра
Лютен (ночное проказливое существо)
Шугар
Букашка
Тепра
Ягула

Популярные

Эльбар
Сюрприз
Корнкет
Симмер
Даджи
Звездоцап
Руна
Санрио
Лара
Зумер
Мануэлла
Ребел
Элипс
Чинара
Финни
Селим
Евстигней
Юта
Фарадей
Ремус
Дося
Тефтель
Цукерберг
Суми (ясный)
Томи
Смуглянка
Дернис
Криста
Чародейка
Кальция
Добромир
Фая
Лил Бит
Тарик (яркая звезда)

Необычные, интересные и оригинальные

Барабулька
Азра
Сестричка
Виспурр
Арета
Есито (правильный, прилежный)
Дума (ангел молчания)
Агип
Гилла
Альман
Томасина
Васимолик
Габел
Бланш
Мист (туман по анг.)
Цэн
Вильда
Близард
Серый Джек
Цэна
Грат
Нюрик
Бенжамин
Шир
Ярофей Котофеевич
Олива
Бруклин
Дэвидсон
Шенди
Шаурма
Леонсия
Астра
Аддо (отец, дух)
Плюша
Грат
Ксаро
Айвор

Для черного

Блэк
Гриф
Дарклайт
Даркли (тьма)
Багирка
Даркли (тьма)
Данко
Бaгирa
Гранита
Бec
Грифон
Блэк
Даниэль
Гранита
Даркли (тьма)
Багирка
Дайтон
Дария
Багира
Биагира
Вителотт Нуар («живой черный)
Вернер («охраняющий)
Биагира
Блэк
Бaгирa
Дайтон
Грифон
Адгам (черный)
Геенна (Ад в Новом Завете)
Версаче
Геенна (Ад в Новом Завете)
Дарге
Биагира

Для белого

Белянка
Велес
Белый Клык
Альбинос
Вигл
Альбино
Блэк Вельвет
Вечность
Веточка
Веточка
Блэк Баккара
Альпин
Блэк Вельвет
Арктик
Вайт
Арктика
Вигл
Альбинос
Белло
Блонди
Габби
Белянка
Беленус
Альпин
Вайти
Габби
Вигл
Белянка
Блондик
Альва (светлый)
Блэк Баккара
Блондин
Альва (светлый)

Для рыжего

Данута
Айден (кельт. огонь)
Дарина
Веллас
Данута
Вера Рубин
Ардон (бронзовый)
Вера Рубин
Абрик (Абрикос)
Айден (кельт. огонь)
Веллас

Для серого

Гэвин
Грэйсон
Гэвин
Азэлстан (благородный камень, так можно назвать кота серого окраса)
Азэлстан (благородный камень, так можно назвать кота серого окраса)
Грэй
Грималкин
Грай (серый)
Аргирис (серебряный)
Азэлстан (благородный камень, так можно назвать кота серого окраса)
Данон
Граучо
Аргентум
Вжив
Верунчик
Вейхауз
Грэй
Аргентум
Азэлстан (благородный камень, так можно назвать кота серого окраса)
Грэй

Русские

Ванилин
Болт
Вигдис (богиня войны)
Греза
Барашка
Грэг
Филька
Куду (наперсток)
Вандал
Ирон Мэн
Боек
Гордый
Хавроня
Буська
Хондо (воинственный)
Буpый
Филька
Буратино
Везунчик
Барашка
Всеволод
Владмир
Воевода
Бонька
Бронька
Абрам
Гром
Буратино
Хондо (воинственный)
Гарик
Марсель Арлан
Варька
Бронза
Жорик
Марсель Арлан
Воля
Буpый
Блик
Баян
Гордый
Верея
Вениамин
Насси
Геля
Бантик
Бандит
Гегемон

Английские

Япик
Зяма
Раптор
Золотая
Зорган
Ален
Шантик
Мэдди
Абрахам
Веллер
Хаб
Ремингтон
Тасман
Ешкан
Дедрик (народный правитель)
Айскрим
Ева
Орта
Фраккас
Тьери
Блю Скай
Марин (морской)
Лейла
Капкейк
Ре (свежий ветер)
Девлин
Елисей
Филлипс
Оделия (богатая)
Юнота
Квин Мяу
Декер
Барклей
Бэкки
Ниссан
Металлик

Немецкие

Канди
Маня
Стелла
Сигизмунд Карлович
Сет
Фрум
Элен
Боди (кельт.)
Берк
Найдена
Сигизмунд Карлович
Джордан
Вейс
Редл
Сарой (цвета лотоса)
Дымка
Жемчуг
Ноел
Гэлл
Ангелика (ангельская)

Французские

Бастион
Адье
Госпар
Виктория
Госпар
Бардо
Блесс
Витуар (победитель, победа)
Бушар (сильный)
Бернар
Госпар
Гарсон
Бордо
Блэсс
Гаскон
Гарсон
Блэсс
Бордо
Веткоп
Гравюра
Готье
Безе
Антуанетта
Балерион
Бомонд
Ажур
Бастьян
Грегор
Гарнерри

Японские

Верон
Акиро
Байсэ (яп.)
Акира
Аморэ (любимый)
Айкидо (дорога к гармонии, душевному равновесию)
Аанг
Акико
Акито (осенняя)
Аюму (летающая во сне)

Редкие

Никса
Тоська
Лирой (король)
Гараф
Нерина
Измаил
Флаш
Кэйган (наблюдатель, зоркий глаз)
Яврик
Беноца
Вазилин
Доу
Варвара
Харпи
Глейсер
Дагир
Ангелос (небесное существо)
Есмон
Оклахома
Альбар
Чантира (луна)
Чеpтёнок
Тикки
Бланшфлер (белый цветок)
Робин
Вельможа
Нейлин
Умир
Циана
Макс
Варган
Хризантемум
Идеал
Убон (индийское имя, популярное в Таиланде)
Ликадье
Балгайр
Хэлла
Сноу
Фаякс
Энди
Вилма
Кайзер
Тeнь

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: птицы, грач, аист, жаворонок, скворец, стриж, трясогузка, гусь, утка, журавль, селезень, соловей, ласточка, кукушка, воробей, снегирь, клест, синица, голубь, ворона, галка, дятел, кормушка, корм, туловище, лапка, хвост, крыло, клюв, голова, перья, яйцо, гнездо, птенец, голод, холод, хлебные крошки, зерно, рябина, забота, помощь, жилище людей, сова; глаголов: прыгать, перелетать, подметать, махать крыльями, сидеть, голодать, подкармливать, насыпать, воровать, чирикать, каркать, ворковать, трещать, долбить, лечить, утащить, зимовать; прилагательных: черный, проворный, белобокая, пестрая, сизокрылый, серый, задорный, веселый, голодный, зимующие; наречий: голодно, холодно, жалко, высоко, низко, мало, далеко, близко.

Следим за правильным употреблением в речи предлогов: С, НА, НАД, К, ОТ, ПОД, ИЗ-ПОД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО.

Упражнение «Один много»

Грач — грачи — грачей жаворонок — жаворонки — жаворонков

птица — птицы — птиц скворец — скворцы — скворцов

стриж — стрижи — стрижей трясогузка — трясогузки — трясогузок

аист — аисты — аистов гусь — гуси — гусей

журавль — журавли — журавлей утка — утки — уток

селезень — селезни — селезней ласточка — ласточки — ласточек

соловей — соловьи — соловьев кукушка — кукушки — кукушек

яйцо — яйца — яиц птенец — птенцы — птенцов

лебедь — лебеди — лебедей гнездо — гнёзда — гнёзд

яйцо — яйца — яиц птенец — птенцы — птенцов.

Упражнение "Назови ласково"

голубь – голубок птенец — птенчик

перо — перышко голова — головка, головушка

соловей — соловушка шея — шейка

жаворонок — жаворонушек крыло — крылышко

скворец — скворушка гусь — гусёк, гусёнок

утка — уточка лебедь — лебёдушка

гнездо — гнездышко журавль — журавушка, журка

трясогузка — трясогузонька аист — аистёнок

Упражнение «У кого — кто»

У грача — грачата, у скворца — . и т.д.

«Назови детеныша» (детям 6 лет)

Грач — грачонок — грачата аист — аистенок — аистята

стриж — стриженок — стрижата журавль — журавленок — журавлята

кукушка — кукушонок — кукушата лебедь — лебеденок — лебедята

скворец — скворчонок — скворчата утка — утенок — утята

гусь — гусенок — гусята

Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).

Грач вылетел . гнезда.

Грач прилетел . гнездо.

Грач подлетел . гнезду.

Грач кружит . гнездом.

Грач сел . ветку.

Грач ходит . пашне.

«Закончи предложение».

На дереве гнездо, а на деревьях . (гнезда).

На ветке сук, а на ветках .

В гнезде птенец, а в гнездах — .

На дворе дерево, а в лесу — .

Упражнение "Кто как голос подает?"

Ворона – каркает грач — кричит “гра”

Воробей – чирикает кукушка — кукует

Голубь - воркует журавль — курлычет

Ласточка — щебечет жаворонок — звенит

Соловей — заливается, свистит, щелкает

“Угадай и назови”

У какой птицы самая длинная шея? . (У лебедя.)

. самые длинные ноги? . (У цапли, журавля.)

. самый длинный клюв? . (У цапли.)

какие птицы лучше всех поют? . (Соловьи.)

. подражают пению других? . (Скворцы.)

«Четвертый лишний». Составление сложносочиненных предложений со словами потому что.

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай);

ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка);

петух, индюк, курица, ворона (ворона);

журавль, аист, цапля, грач (грач).

Упражнение "Посчитай птиц"

(3-4-х перелетных птиц).

1 кукушка, 2 кукушки, 5 кукушек…

Упражнение "Чей, чья, чьё, чьи?"

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.

Закончи предложения.

Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).

«Скажи, какая(ой)?» (детям 6 лет)

Клин лебедей — лебединый,

Упражнение "Скажи одним словом".

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют .

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют .

У вороны черные крылья, поэтому её называют .

У дятла длинный клюв, поэтому её называют .

У снегиря красная грудка, поэтому его называют ….

Упражнение "Узнай птицу по описанию".

Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

Упражнение "Скажи наоборот" (для детей от 5 лет)

Воробей маленький, а ворона .

У синицы хвост короткий, а у сороки .

Голубь тяжелый, а воробей .

У синицы клюв тонкий, а у вороны .

Сколько птиц Ритмично сжимать и разжимать кулачки

К кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей, На каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей, загибать по одному пальчику

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек! опять сжимать и разжимать кулачки

Выучить наизусть стихотворение. Рассмотреть картинки, перечисленных в нем птиц.

Снегирь сорока, и клёст, и синицы –

зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

мы будем кормить их, конечно же, сами.

Загадывание загадок:

На шесте — дворец, во дворце — певец,

А зовут его — . (скворец).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней? Кто же это? . (Соловей.)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)

Аисты (С, Р)

Зарос в деревне старый пруд

Тут летом аисты живут

На липе вековой.

С утра летят на росный луг,

И клювами трещат.

Подняться в небо учат двух

А те глядят на старый пруд

Со страхом, но вот-вот

Над липой крыльями взмахнут

И – в первый свой полет.

Арифметика (С, Р)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Прилетело на урок? Т. Белозеров

Ласточка (Л)

Ты с чем пришла? —

За морем бывала,

Воробьи (Л, Р)

Дождь со снегом пополам,

Плохо бедным воробьям,

Нет у них квартиры.

Очень плохо им в морозы,

На глазах замерзли слезы.

Солнце, выйди поскорей

И воробушков согрей! Н. Шаманадзе

Читайте также: