Как правильно гогочут или гогочат гуси

Опубликовано: 26.03.2024

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: распадение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «гусь»

Синонимы к словосочетанию «гуси гогочут»

Предложения со словосочетанием «гуси гогочут»

  • И гуси гоготали ещё, ели из корыта.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «гуси гогочут»

  • При всяком шорохе сторожевой гусь тревожно загогочет, и все откликаются, встают, выправляются, вытягивают шеи и готовы лететь; но шум замолк, сторожевой гусь гогочет совсем другим голосом, тихо, успокоительно, и вся стая, отвечая ему такими же звуками, снова усаживается и засыпает.

Сочетаемость слова «гусь»

  • дикие гуси
    жареный гусь
    белые гуси
  • гусей пасти
    с гусем под мышкой
  • стаи гусей
    стадо гусей
    крик диких гусей
  • гуси летят
    гуси гогочут
    гуси улетели
  • не дразнить гусей
    пасти гусей
    посмотреть на гуся
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «гоготать»

  • гуси гогочут
    солдаты гоготали
    парни гоготали
  • гогоча от удовольствия
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «гусь»

ГУСЬ , -я, род. мн. -е́й, м. Дикая и домашняя крупная водоплавающая птица сем. утиных с длинной шеей. Гуси громко кричат, шлепая красными лапами по придорожным лужам. Голубов, Сотворение века. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «гоготать»

ГОГОТА́ТЬ , -гочу́, -го́чешь; несов. 1. Издавать резкие отрывистые крики, похожие на звуки „го-го-го“ (о гусях). (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Разбор по составу слова «гусь» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «гоготать» (морфемный разбор)

Значение слова «гусь»

ГУСЬ , -я, род. мн. -е́й, м. Дикая и домашняя крупная водоплавающая птица сем. утиных с длинной шеей. Гуси громко кричат, шлепая красными лапами по придорожным лужам. Голубов, Сотворение века.

Значение слова «гоготать»

ГОГОТА́ТЬ , -гочу́, -го́чешь; несов. 1. Издавать резкие отрывистые крики, похожие на звуки „го-го-го“ (о гусях).

Предложения со словосочетанием «гуси гогочут»

И гуси гоготали ещё, ели из корыта.

Синонимы к словосочетанию «гуси гогочут»

  • домашние гуси
  • пара гусей
  • стадо гусей
  • голодная скотина
  • на пастбище коров
  • (ещё синонимы. )

Ассоциации к слову «гусь»

  • птица
  • мурашка
  • гусар
  • перья
  • клюв
  • (ещё ассоциации. )

Сочетаемость слова «гусь»

  • дикие гуси
  • гусей пасти
  • стаи гусей
  • гуси летят
  • не дразнить гусей
  • (полная таблица сочетаемости. )

Сочетаемость слова «гоготать»

  • гуси гогочут
  • солдаты гоготали
  • гогоча от удовольствия
  • (полная таблица сочетаемости. )

Морфология

  • Разбор по составу слова «гусь»
  • Разбор по составу слова «гоготать»

Правописание

  • Как правильно пишется слово «гусь»
  • Как правильно пишется слово «гоготать»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Найдено определений: 63 гогот
гогот

II м. разг.-сниж.

Громкий, резкий и несдержанный смех, хохот.

ГО́ГОТ, гогота, мн. нет, муж. Крик гусей, гоготанье (обл.).

|| перен. Громкий, резкий, несдержанный хохот (разг. фам.). Встретили его воплем и гоготом.

1. Крик гусей.

2. перен. То же, что хохот (прост. неод.).

ГО́ГОТ -а; м.

1. Крик гусей.

2. Разг. = Хо́хот.

1. Крик гусей.

[Крик горлинки и звон колокольчика] перекрикивает гогот бесчисленного гусиного стада, засевшего в дремлющих камышах. Левитов, Степные выселки.

Громкий, несдержанный хохот.

[У речки] слышался плеск воды и довольный гогот купающихся красноармейцев. Шолохов, Они сражались за Родину.

го́гот, го́готы, го́гота, го́готов, го́готу, го́готам, го́готом, го́готами, го́готе, го́готах

сущ., кол-во синонимов: 10

Общеслав. Суф. производное от удвоенного звукоподражания го-го (суф. -ъt-, ср. топот, грохот, хохот и др.).

гоготавший
гоготавший

из прич. по гл. гоготать 1.

прил., кол-во синонимов: 39

гоготание
гоготание

1. процесс действия по гл. гоготать

2. Звуки, возникающие в процессе такого действия.

ГОГОТА́ТЬ, -очу́, -о́чешь; несов.

гоготанье
гоготанье

ГОГОТА́НЬЕ, гоготанья, ср. Действие по гл. гоготать. Крик гусей.

Действие по знач. глаг. гоготать, а также звуки этого действия; гогот.

На прудах плавали гуси и утки, оглашая воздух кряканьем и нестерпимо шумным гоготаньем. Эртель, Гарденины.

гогота́нье, гогота́нья, гогота́ний, гогота́нью, гогота́ньям, гогота́ньем, гогота́ньями, гогота́ньях

сущ., кол-во синонимов: 9

ржание, гомерический хохот, хохот, смех, хохотня, гогот, галдеж, хохотанье

- Смех на гусиный манер.

гоготать
гоготать

I несов. неперех.

Издавать резкие крики, похожие на "го-го-го" (о гусях).

II несов. неперех. разг.-сниж.

Громко, резко и несдержанно смеяться, хохотать.

ГОГОТА́ТЬ, гогочу, гогочешь, несовер. Издавать гоготанье (о гусях).

|| перен. Шумно, резко хохотать (разг. фам.). Чего ты гогочешь?

ГОГОТА́ТЬ, -очу, -очешь; несовер.

1. О гусях: издавать характерные звуки, похожие на «го-го-го».

2. То же, что хохотать (прост. неод.).

| совер. прогоготать, -очу, -очешь.

| однокр. гоготнуть, -ну, -нёшь.

| сущ. гоготание, -я, ср.

ГОГОТАТЬ, гоготание, гогот и пр. см. го.

ГОГОТА́ТЬ -гочу́, -го́чешь; нсв.

1. Издавать резкие отрывистые звуки, похожие на звуки "го-го-го" (о гусях). На реке гогочут гуси.

2. Разг. = Хохота́ть. Г. во все горло. Что вы тут гогочете?

◁ Гогота́нье, -я; ср. Гуси оглашали воздух громким гоготаньем. Прекратите г.!

-гочу́, -го́чешь; несов.

1. Издавать резкие отрывистые крики, похожие на звуки „го-го-го" (о гусях).

На реке звонко и резко гогочут по утрам гуси. Бунин, Антоновские яблоки.

Громко, несдержанно смеяться; хохотать.

Мы бросаемся вслед за ним и гогочем от удовольствия. Полторацкий, В родных краях.

гоготать (иноск.) - голосить, громко кричать, громко хохотать, кричать "го-го" (звукоподр. смеха - "го-го-го", с намеком на го-го охотников, на гоготание гусей), громко шуметь

Ср. То закричит: "добирайся, собачки!

Да не давай ему, вору, потачки!"

То заорет: "го-го-го! - ту! ту!! ту. "

Вот и нашли - залились на следу.

Некрасов. Псовая охота. 2.

Ср. (Народ) на площади. кричит, гогочет, гремит.

Гоголь. Сорочинская ярмарка.

гогота́ть, гогочу́, гого́чет

гогота́ть, гогочу́, гого́чешь

гогота́ть, гогочу́, гого́чем, гого́чешь, гого́чете, гого́чет, гого́чут, гогоча́, гогота́л, гогота́ла, гогота́ло, гогота́ли, гогочи́, гогочи́те, гого́чущий, гого́чущая, гого́чущее, гого́чущие, гого́чущего, гого́чущей, гого́чущих, гого́чущему, гого́чущим, гого́чущую, гого́чущею, гого́чущими, гого́чущем, гогота́вший, гогота́вшая, гогота́вшее, гогота́вшие, гогота́вшего, гогота́вшей, гогота́вших, гогота́вшему, гогота́вшим, гогота́вшую, гогота́вшею, гогота́вшими, гогота́вшем

Морфологический разбор – это подробное описание слова как части речи с указанием всех имеющихся у него признаков (постоянных и непостоянных).

Данный вид языкового анализа позволяет закрепить и систематизировать имеющиеся знания по морфологии.

Части речи по схеме

Порядок морфологического разбора

Выполнить этот вид разбора несложно. Для этого нужно знать общие принципы подобного анализа и порядок его выполнения, который одинаков для всех частей речи.

Универсальный план морфологического разбора:

  1. Выписать текстовую форму слова, определить его частеречную принадлежность и общекатегориальное значение.
  2. Указать начальную форму (нач.ф.).
  3. Охарактеризовать грамматические признаки:
  • постоянные (неизменяемые) – по начальной форме;
  • непостоянные (изменяемы) – по текстовой форме.
  1. Указать, каким членом предложения является.

Морфологический разбор знаменательных частей речи

Морфологический разбор существительных

Анализ существительного производится по представленному плану, при этом нужно охарактеризовать его грамматические признаки.

Постоянные:

Непостоянные:

Пример разбора существительного

На крылечке сидел котенок.

Крылечке – существительное

Начальная форма (н.ф.) – крылечко.

Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2 склонение; в предложном падеже, в единственном числе. (нар., неодуш, ср. р., 2 скл., в предл. п., в ед. ч.). Обстоятельство.

Советы

  1. Начальная форма имени существительного – именительный падеж(им.п.), единственное(ед.ч.) число (кто? что?).
  2. Будьте внимательны при определении падежа имени существительного в предложениях типа « Солнце закрыло облако ». Помните, что в том случае, когда формы именительного и винительного падежа совпадают, необходимо обращать внимание на смысл предложения. Так, в данном случае слово « солнце » стоит в винительном падеже, а слово « облако » в именительном.
  3. Не допустите ошибку при определении грамматической категории одушевленности/неодушевленности у слов « кукла », « мертвец », « утопленник », « ладья », « ферзь » и некоторых других. Эти существительные одушевленные, так как их окончания в формах родит.п множ.ч. и винит.п. множ.ч. совпадают.

Морфологический разбор прилагательных

Прилагательное анализируется в соответствии с представленным планом, при этом слово характеризуется по следующим его основным признакам.

Постоянные:

Непостоянные:

  • форма (полная/краткая) - для качественных прилагательных;
  • степень сравнения - для качественных прилагательных;
  • падеж;
  • число;
  • род – для прилагательных в форме единственного числа.

Пример разбора прилагательного

Летние ночи тихи и безлунны.

Тихи – прилагательное

Начальная форма – тихий.

Качественное, в краткой форме, в именительном падеже, во множественном числе. Сказуемое.

Советы

  1. Начальная форма имени прилагательного – имен.п., единств.ч., м.р.( чей? какой?).
  2. Краткие прилагательные предложении выступают в роли сказуемого.
  3. Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного определяются по слову (существительному, местоимению), от которого к нему задается вопрос.
  4. Род для прилагательных не является постоянным признаком, поэтому во множественном числе его определить нельзя.

Морфологический разбор числительных

При характеристике числительного следует указать его грамматические признаки.

Постоянные:

  • порядковое/ количественное;
  • простое/сложное.

Непостоянные:

  • падеж;
  • число (для порядковых числительных);
  • род (для порядковых числительных в ед. ч.).

Пример разбора числительного

Игрока под седьмым номером в середине первого тайма дисквалифицировали.

Первого – числительное

Начальная форма – первый.

Порядковое, простое; в родительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. Определение.

Советы

  1. Начальная форма порядковых числительных– имен.п., единств.ч., м.р. (какой? который по счету?).
  2. Начальная форма количественных числительных – имен.п., единств.ч. (сколько?).
  3. Порядковые числительные в предложении, как правило, являются определениями.
  4. Не пытайтесь определить число количественных числительных – в 99% случаев это невозможно.

Морфологический разбор местоимений

Признаки, которые необходимо указать при характеристике местоимения перечислены ниже.

Постоянные:

  • разряд по значению (личное, возвратное и т.д.).
  • склонение (Склонение местоимений онлайн).

Непостоянные:

  • падеж;
  • число (если есть);
  • род (если есть).

Пример разбора местоимения

Она посмотрела в мою сторону и чуть заметно улыбнулась.

Она – местоимение.

Начальная форма – она.

Личное; в именительном падеже в женском роде, в единственном числе. Подлежащее.

Советы

  1. Начальная форма местоимения – имен.п., единств.ч., м.р. (кто? что? какой? чей? сколько?).
  2. Следует отличать личные местоимения в падежных формах от притяжательных. В этом помогут вопросы. Сравните:
  • вижу (кого?) его – личное в родит. п.
  • (чей?) его шарф – притяжательное.

Морфологический разбор наречий

Наречие не склоняется и не спрягается и является неизменяемой частью речи. У него отсутствуют непостоянные признаки. При выполнении морфологического разбора указывается только разряд по значению (времени, места, причины и т.д.).

Пример разбора наречия

Мишка бросился назад.

Назад – наречие.

Н.ф. – назад.

Места, не изменяется. Обстоятельство.

Советы

  1. Вопросы-ориентиры – где? когда? как? почему? зачем?
  2. В предложении чаще всего является обстоятельством, хотя в некоторых случаях может выступать в роли определения. Пример: кофе (какой?) по-турецки

Морфологический разбор глагола

При характеристике глагола следует указать следующие основные признаки.

Постоянные:

  • возвратный/невозвратный;
  • переходный/непереходный;
  • вид;
  • спряжение (Спряжение глаголов онлайн).

Непостоянные:

  • наклонение;
  • время, лицо, род (у глаголов в изъявит. накл.);
  • число.

Пример разбора глаголов

Максим громко насвистывал веселую песенку.

Насвистывал – глагол.

Начальная форма – насвистывать.

Невозвратный, переходный, несовершённый вид, I спряжение; в изъявительном наклонении, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде. Сказуемое.

Советы

  1. Вопросы-ориентиры для начальной формы глагола – что делать? что сделать?
  2. У глаголов в форме прошедшего времени нельзя определить лицо, зато можно определить рол; у глаголов в форме настоящего и будущего времени – наоборот: можно определить лицо, нельзя – род.

Морфологический разбор причастий

В причастии сочетаются основные морфологические признаки глагола и имени прилагательного.

Постоянные:

  • вид;
  • время;
  • возвратность, переходность (для действит. причастия).

Непостоянные:

  • полная/ краткая форма (для страдат. причастия);
  • падеж;
  • число;
  • род – для причастий в форме единственного числа.

Пример разбора причастия

Падающие на землю снежинки были прекрасны.

Падающие – причастие.

Начальная форма – падающий.

Несовершённый вид, настоящее время, невозвратный, непереходный; в именительном падеже, во множественном числе. Определение

Советы

  1. Вопрос-ориентир для начальной формы – какой?
  2. Краткие причастия в предложении всегда являются сказуемыми.

Морфологический разбор деепричастий

В деепричастии сочетаются основные морфологические признаки глагола и наречия. Как и наречие, деепричастие не изменяется. Как у глагола, у деепричастия можно определить:

  • вид;
  • возвратность;
  • переходность.

Пример разбора деепричастия

Прогуливаясь по саду, Борис размышлял о смысле жизни.

Прогуливаясь – деепричастие.

Н.ф. – прогуливаясь.

Несовершённый вид, возвратный, непереходный; не изменяется. Обстоятельство.

Советы

  1. Вопрос-ориентир – как? каким образом.
  2. В предложении всегда является обстоятельством.

Морфологический разбор служебных частей речи

Непостоянные признаки у служебных частей речи отсутствуют. При синтаксическом анализе определяются только постоянные.

Для предлогов:

  • простой/составной;
  • непроизводный/производный.

Для союзов:

  • простой/составной;
  • сочинительный/подчинительный.

Для частиц:

Пример разбора

Старое дерево росло бы около дома еще долго, но случилось непредвиденное.

Около – предлог

Простой, производный; не изменяется. Членом предложения не является.

Но – союз

Простой, сочинительный; не изменяется. Членом предложения не является.

Бы – частица

Формообразующая; не изменяется. Членом предложения не является.

Советы

Следует отличать производные предлоги от наречий. Сделать это несложно. Нужно запомнить:

  • к предлогу нельзя задать вопрос;
  • предлог всегда находится рядом с существительным.

Пример: Я посмотрел вокруг (наречие). / Он оббежал вокруг дома (предлог).

Морфологический разбор междометия

Грамматические признаки междометий

Междометие – это неизменяемая часть речи. При морфологическом анализе производится только характеристика постоянных признаков:

  • непроизводное/производное;
  • значение.

Пример разбора междометия

Эй, подойди сюда!

Эй – междометие

Непроизводное, выражает побуждение к действию; не изменяется. Членом предложения не является.

Морфологический разбор «гогочат»:

«Гогочат»

Грамматический разбор

Смотрите также:

Морфологический разбор слова «гогочат»

Фонетический разбор слова «гогочат»

Карточка «гогочат»

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Биктимирова Екатерина Викторовна

Целью данного занятия является знакомство со звуками г-гь и буквами Г,г.

ВложениеРазмер
g-g_nod.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 31»

в подготовительной к школе логопедической группе

для детей с ТНР.

Тема: «Звуки [г] - [г']. Буквы Г, г»

Рязань, 2014 год

Цель : познакомить со звуками [г] - [г'], буквами Г, г.

  • Познакомить со звуками [г] - [г'].
  • Упражнять в акустико-артикуляционной характеристике звуков [г]-[г’].
  • Упражнять в выделении их среди звуков, в слогах, из состава слова
  • Упражнять в дифференцировании звуков по твёрдости-мягкости.
  • Упражнять в звуковом анализе слов.
  • Упражнять в чтении слогов.
  • Упражнять в письме букв.
  • Упражнять в конструировании буквы из картона.

  • Развивать правильно дыхание.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать зрительное восприятие, память, мышление, внимание.
  • Развивать связную речь.

  • Воспитывать самодисциплину.
  • Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
  • Воспитывать чувство эмпатии.

Оборудование : предметная картинка с изображением гусыни с гусятами; предметные картинки с изображением гусыни и гусенка; индивидуальные зеркала; предметные картинки с изображением гнома, гвоздей, гриба, пингвина, тигра, бегемота, сапог, гитары, снегиря, гири; карточки зеленого и синего цвета с колокольчиками для обозначения звуков; карточки для чтения; тетради; простые карандаши; полоски картона двух длин.

  1. Оргмомент . Игра «Самый внимательный»

Логопед называет первый звук в имени ребенка. Ребенок садится, когда слышит свой звук.

  1. Артикуляционная гимнастика
  • Двигать нижней челюстью вправо-влево.
  • «Улыбочка»
  • Сглотнуть слюну.

  1. Знакомство со [г], [г']

На пруд шагает Капитан,

За ней - матросы по пятам.

(Гусыня и гусята)

Логопед вешает на доску картинку с изображением гусыни и гусят.

- Молодцы! К нам сегодня в гости пришла гусыня Гыса со своими гусятами.

- Скажите, как гогочет гусыня?

- Молодцы! Послушайте: га. Назовите первый звук

- А как гогочат гусята? Послушайте: гя-гя-гя. Назовите первый звук.

  1. Дыхательная гимнастика «Гуси шипят»

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс.

Под счет «раз, два, три, четыре» дети вытягивают шею, произносят на удлиненном выдохе [ш]. Повторить 4-5раз в медленном темпе.

  1. Анализ артикуляции [г], [г']. Характеристика звуков

- Произнесите [г], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите о произношении [г].

Губы в улыбке. Зубы обнажены, разомкнуты. Кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки языка упирается в мягкое небо. Воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и мягким небом. Голос включается.

- Произнесите [г']. Расскажите, как вы его произносите.

При произношении [г'] кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед вместе с детьми охарактеризовывает звуки.

Звук [г] согласный, твердый, звонкий.

Звук [г'] согласный, мягкий, звонкий.

  1. Развитие фонематического слуха

  • Игра «Хлопни – топни» (среди звуков)

Когда дети слышат [г], хлопают в ладоши. Когда слышат [г'], топают ногами.

Упражнение проделывается стоя.

Гуси громко гоготали,

Свои звуки называли.

Звуки их определи.

Хлопни или топни ты.

К, м, сь, з, г, р, гь, ль, нь, д, бь, т, г, гь.

  • Игра «Эхо» (в слогах)

Дети повторяют за логопедом.

Упражнение выполняется индивидуально.

Га – гя – га Го –гу –го Ги – ге – гэ

Ги – гу –ге Гу – гы- га Гэ – ге –гэ

Аг – ог – иг Гы – ги – гэ Га – го –ги

  • Игра «Помоги гусыне Гысе и гусенку Гисе»

- Ребята, гусыня и гусенок Гися приготовили для вас картинки с нашими звукми. Но вот только пока шли от своего пруда, все картинки смешались. Поможем разделить их. Гусыня несла картинки со звуком [г], а гусенок Гися – со звуком [г'].

На магнитной доске прикреплены картинки предметные. Дети выходят к доске, берут картинку и прикрепляют ее к гусыне или к гусенку в зависимости от звука внутри слова.

  1. Физминутка «Гусь»

На лугу гуляет гусь,

Хотьба на месте.

Эту птицу я боюсь:

Скрестить руки на груди.

Гусь шипит и нападает,

Соединять руки перед собой и разъединять.

Кверху крылья распускает.

Хворостинку я возьму,

Убегать теперь ему.

  1. Знакомство с буквами Г, г

Гусыня гогочет: «Га – га – га!»

Какую букву принесла вам она?

- Молодцы! Букву Г. Посмотрите на большую и маленькую буквы г. Скажите, из скольких элементов они состоят? Какие это элементы, назовите. Чем похожи и чем отличаются буквы?

Не гусь, не галка буква Г ,

А цапля на одной ноге.

  1. Письмо буквы в воздухе, на столе. Конструирование буквы Г

Дети пишут букву Г указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.

Затем логопед раздает детям по две полоски разной длины, и дети при помощи клея конструируют букву Г.

  1. Развитие пространственных представлений . Игра «Зачеркни неправильно написанные буквы Г»

На доске мелом нарисованы знаки.

- Ребята, гусыня для вас приготовила еще одно задание. Зачеркните неправильно записанные буквы Г.

  1. Чтение слогов

Логопед на доске магнитной вывешивает карточки с слогами. Причем там есть слоги не с буквой Г. Дети индивидуально выходят, находят с нужной буквой слог, читают его и присаживаются на место.

  1. Печатание буквы

Дети печатают буквы Г, г в своих тетрадях простым карандашом.

- Ребята, с какими звуками познакомились?

-Чем звуки похожи и чем отличаются?

- Из каких элементов состоит буква Г?

- Приведите примеры слов со звуками [г], [г'].

Логопед вместе с детьми анализирует работу детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".

В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания.


Конспект итогового занятия в подготовительной к школе логопедической группе.

Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе, которое проводится с целью выявить знания и умения детей с первоначальным диагнозом ОНР при выхо.


Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах. Закрепление знаний по теме "Перелетные птицы"».

Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах; закрепление знаний по теме «Перелетные птицы». .


Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звуки ф-фь"

Целью данного занятия является знакомство со звуками ф-фь, их дифференциация.


Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звук ж. Буквы Ж,ж"

Целью данного занятия является знакомство со звуком [ж] , буквами Ж, ж.


План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми.


Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме:"Звук и буква С"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: "Звук и буква С".

Читайте также: