Сколько гусят было у белого гуся носов

Опубликовано: 17.04.2024

\u0411\u0435\u043b\u044b\u0439 \u0433\u0443\u0441\u044c \u0441\u0430\u043c \u0432\u044b\u0445\u0430\u0436\u0438\u0432\u0430\u043b \u043c\u0430\u043b\u0435\u043d\u044c\u043a\u0438\u0445 \u0433\u0443\u0441\u044f\u0442, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0435\u0440\u044f\u043b\u0438 \u0441\u0432\u043e\u044e \u043c\u0430\u0442\u044c. \u0415\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0435\u0445\u0430\u043b\u0430 \u043c\u0430\u0448\u0438\u043d\u0430. \u041e\u043d \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0434\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u043b \u0431\u043b\u0438\u0436\u0435 \u0441\u0442\u0430 \u0448\u0430\u0433\u043e\u0432 \u043a \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c \u043f\u0443\u0448\u0438\u0441\u0442\u044b\u043c \u043f\u0438\u0442\u043e\u043c\u0446\u0430\u043c.

\u041e\u0434\u043d\u0430\u0436\u0434\u044b \u0432\u0435\u0441\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043d\u0435\u0437\u0430\u043f\u043d\u043e \u043d\u0430\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432\u0438\u0445\u0440\u044c. \u041d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0441\u044f \u043b\u0438\u0432\u0435\u043d\u044c \u0441 \u0433\u0440\u0430\u0434\u043e\u043c. \u0412\u0441\u0435 \u0433\u0443\u0441\u0438 \u0441 \u0433\u0443\u0441\u044f\u0442\u0430\u043c\u0438 \u043f\u043e\u0431\u0435\u0436\u0430\u043b\u0438. \u041d\u043e \u0433\u0440\u0430\u0434 \u0441\u044b\u043f\u0430\u043b\u0441\u044f \u043d\u0430 \u0438\u0445 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u044b, \u0438 \u043c\u0430\u043b\u0435\u043d\u044c\u043a\u0438\u0435 \u0433\u0443\u0441\u044f\u0442\u0430 \u0433\u0438\u0431\u043b\u0438 \u043f\u043e \u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u0435. \u0422\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0411\u0435\u043b\u044b\u0439 \u043d\u0435 \u0434\u0432\u0438\u0433\u0430\u043b\u0441\u044f \u0441 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0430, \u0441\u043f\u0440\u044f\u0442\u0430\u0432 \u0433\u0443\u0441\u044f\u0442 \u043f\u043e\u0434 \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c \u0442\u0435\u043b\u043e\u043c. \u041a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0434\u043e\u0436\u0434\u044c \u043a\u043e\u043d\u0447\u0438\u043b\u0441\u044f, \u043f\u0438\u0441\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c \u0443\u0432\u0438\u0434\u0435\u043b \u043d\u0430 \u0437\u0435\u043b\u0435\u043d\u043e\u043c \u043b\u0443\u0433\u0443 \u043d\u0435\u043f\u043e\u0434\u0432\u0438\u0436\u043d\u0443\u044e \u0431\u0435\u043b\u0443\u044e \u0442\u043e\u0447\u043a\u0443. \u042d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b \u0431\u0435\u043b\u044b\u0439 \u0433\u0443\u0441\u044c. \u041e\u043d \u043b\u0435\u0436\u0430\u043b \u043c\u0435\u0440\u0442\u0432\u044b\u0439, \u00ab\u0440\u0430\u0441\u043a\u0438\u043d\u0443\u0432 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0447\u0438\u0435 \u043a\u0440\u044b\u043b\u044c\u044f \u0438 \u0432\u044b\u0442\u044f\u043d\u0443\u0432 \u043f\u043e \u0442\u0440\u0430\u0432\u0435 \u0448\u0435\u044e\u00bb. \u041d\u043e \u0432\u0441\u0435 \u0434\u0432\u0435\u043d\u0430\u0434\u0446\u0430\u0442\u044c \u043f\u0443\u0448\u0438\u0441\u0442\u044b\u0445 \u043a\u043e\u043c\u043e\u0447\u043a\u043e\u0432 \u0443\u0446\u0435\u043b\u0435\u043b\u0438 \u0438 \u0432\u044b\u0441\u044b\u043f\u0430\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0440\u0443\u0436\u0443, \u043f\u043e\u0434\u0431\u0438\u0440\u0430\u044f \u0443\u0446\u0435\u043b\u0435\u0432\u0448\u0438\u0435 \u0433\u0440\u0430\u0434\u0438\u043d\u044b.

\u0415\u0441\u043b\u0438 \u0431\u044b \u043f\u0442\u0438\u0446\u0430\u043c \u043f\u0440\u0438\u0441\u0432\u0430\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0437\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f, \u0442\u043e \u0411\u0435\u043b\u043e\u043c\u0443 \u0433\u0443\u0441\u044e \u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043b\u043e \u0431\u044b \u0434\u0430\u0442\u044c \u0437\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f. ">]" data-test="answer-box-list">

nosovadascha20

«Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать звание адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями». Так начинается рассказ «Белый гусь». Этот гусь был самой важной птицей во всей округе. На него засматривались лучшие гусыни деревни. елый гусь у Носова интересен всем: и своим внешним видом, и повадками, и отважным и гордым нравом. Но самое интересное и необычное заключается в том, что эта «глупая птица» совершила настоящий подвиг

Белый гусь сам выхаживал маленьких гусят, которые потеряли свою мать. Ее переехала машина. Он никого не подпускал ближе ста шагов к своим пушистым питомцам.

Однажды весной внезапно налетел вихрь. Начался ливень с градом. Все гуси с гусятами побежали. Но град сыпался на их головы, и маленькие гусята гибли по дороге. Только Белый не двигался с места, спрятав гусят под своим телом. Когда дождь кончился, писатель увидел на зеленом лугу неподвижную белую точку. Это был белый гусь. Он лежал мертвый, «раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею». Но все двенадцать пушистых комочков уцелели и высыпали наружу, подбирая уцелевшие градины.

Если бы птицам присваивали звания, то Белому гусю следовало бы дать звание героя.

Класс: 4

1. Организационный момент.

Что бы в жизни не ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети
И раскаянья жгучего мгла,
Есть тоска невозможных желаний,
Беспросветный, нерадостный труд
За десяток счастливых минут.
Все же вы не слабейте душою,
Как придет испытаний пора, -
Человечество живо одною
Круговою порою добра…

– Одним из самых главных и, к сожалению, на сегодняшний день дефицитных человеческих качеств является доброта. Быть добрым, значит быть отзывчивым, обладать чувством сострадания ко всему живому.

Учиться добру можно по-разному: на жизненных примерах людей, которые вас окружают, на достойных поступках литературных и коногероев.

Но сегодня на уроке примером для подражания будут не только люди. Мы станем учиться добру у природы. Еще в ХVIII веке немецкий поэт Иоганн Зейме сказал: “Познакомьтесь ближе с чистою природой, и вы скоро познакомитесь с добродетелью. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вам нужно, и столько мужества, сколько вы захотите ”.

Поэтому главным героем, наставником на уроке будет представитель животного мира – Белый гусь, герой одноименной новеллы Е. И. Носова.

Сейчас прозвучало слово, незнакомое для вас: новелла. Что это за литературный термин и лексическое значение других непонятных из текста слов мы обязательно чуть позже узнаем.

Иногда человеку для выражения чувств, более глубокого понимания действительности не хватает земного языка. И вот тогда на помощь приходит “более красноречивый язык – музыка” (П. И. Чайковский). Именно она поможет мне вести сегодняшний урок, а вам ярче и глубже оценить нашего героя: его характер, его проказы, его подвиг. “Ведь без музыки жизнь была бы неполной, глухой, бедной…” (Д. Шостакович).

А теперь давайте посмотрим, в чем истоки таланта писателя, откуда у него такое дарование писать о самом добром, задевать струны души. Я хочу рассказать вам о Евгении Ивановиче Носове.

2. Знакомство с биографией писателя.

Евгений Иванович родился в 1925 году под Курском в селе Толмачеве. Отец будущего писателя был мастеровым человеком – он работал слесарем, молотобойцем в кузнечном цехе, котельщиком. Его дед в свое время тоже кузнечил. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу глубочайшее уважение к труду, “умение видеть сквозь будни красивую сторону … любого ремесла”.

Будучи мальчишкой, Евгений Иванович любил ходить в ночное с дедом. Кони, росные травы, костерок, студеное предрассветье. Слияние с природой сильно вдохновляло будущего писателя.

Следует добавить к тому, что Женя был по природе романтиком: играл в игры, которые сам придумывал, увлекался кораблями, зачитывался книгами о путешествиях и приключениях. Еще малышом, взобравшись на колени к отцу, он с восхищением следил, как тот вырезает из бумаги ножницами забавные фигурки лошадей и собак. Мальчик просил вырезать буденовца, трактор или самолет, но отцовского умения недоставало для этих “заказов”. И вот пятилетний Женька сам начинает пристально вглядываться в окружающий мир, старается с помощью ножниц, а потом и карандаша воспроизвести, “удержать” все, что его поражает. Уже подростком он перерисовывает в семейный альбом великое множество цветных изображений зверьков и птиц.

Евгений Иванович сохранил и развил в себе это живописное восприятие.“Я и в самом деле, когда что-нибудь описываю, непременно спрашиваю себя: “А как это можно нарисовать красками?” Поэтому в любом рассказе светятся множеством тончайших оттенков живые краски огромного мира.

Евгению Ивановичу было 18 лет, когда он ушел на фронт, артиллеристом. Свидетель многих крупных сражений. Удостоен многих наград: “За отвагу” и “За победу над Германией”. Май 1945 года – ранение, госпиталь. Евгений Иванович испытал на себе беды и тяготы войны. Он понял, что жизнь дается только один раз: нужно любить ее, любить людей, любить все живое и делать добро.

Ему было двадцать лет, когда он выписался из госпиталя с пособием по инвалидности. Е.И. думает продолжить учебу, ведь до войны он закончил восьмой класс. Но когда он вошел к девятиклассникам теперь, после госпиталя, в выцветшей гимнастерке, поблескивая медалями и орденами, ребята дружно встали, приняв его за нового учителя…

Школу пришлось оставить, тем более что надо было зарабатывать на жизнь. Носов уезжает в Казахстан, начинает работать в одной из местных газет – сперва художником-оформителем (пригодилось былое увлечение), потом – литературным сотрудником. Эта работа и стала той завершающей школой, в которой сложилось мастерство Евгения Ивановича.

В своих произведениях Е. И. Носов одинаково глубоко воспринимает красоту природы и красоту человеческой души. Он никогда не выступал в качестве детского писателя. Однако многие его рассказы, конечно же, доступны, а главное – нужны вам, тем, кто готовится вступить в более взрослую жизнь.

3. Словарная работа.

На доске предлагается перечень слов из текста и уточняется их лексическое значение.

Новелла – литературный жанр, в центре которого важное событие, случай, раскрывающий характер героя, с острым, захватывающим сюжетом и неожиданным концом, финалом.

(Для сравнения можно дать и определение понятия “рассказ”.)

Рассказ – литературный жанр; в нем описывается одно или несколько событий, случай из жизни героя, со спокойным развертыванием сюжета.

Отмель – мель, идущая от берега.

Плес – широкое водное пространство между островами.

Армада – о большом военном флоте (например: морская армада, воздушная армада).

Гомон – громкий шум от множества голосов, звуков.

Дюжина – количество 12. Употребляется в шутливой форме о числе 13 (чертова дюжина).

Привада – корм для приманки зверей, птиц.

Кильватер– волновая струя, остающаяся позади идущего судна. Кильватерный строй (из текста) – строй гусят, плывущих один за другим.

4. Работа над содержанием текста.

Перед нами текст повествование, значит, его можно разделить на три части.

(С помощью ребят ведется работа по озаглавливанию частей текста. Приблизительно это выглядит так:

1. Своенравный Белый гусь.
2. Бедствие.
3. Жизнь продолжается.

Возможны и другие варианты.)

А). Разбор первой части произведения.

– Ребята, как вы думаете, какое значение этой части? (Знакомство с героем, раскрываются его черты характера.)

– Кем перед нами предстал герой новеллы? С кем его сравнивает автор ? (С адмиралом.)

– Итак, наш герой – “адмирал”. Так ли это? Докажите мне текстом.

(Выправка, походка, тон, ходил важно, никогда не бежал, даже если припустит за ним собака, высоко и неподвижно держал шею, упругие полутораметровые крылья, звонкий голос, не признавал никого.

Красивая птица: белоснежные тугие перья как глыба рафинада, белоснежный китель, клюв цвета апельсиновой корки, на него засматривались лучшие гусыни.)

– Да, автор подбирает слово, оно действительно живописно. Перед нами “живые краски огромного мира”, “удивительного мира”. Какой музыкой наполнилась ваша душа, когда говорили о гусе – адмирале? (Торжественная, нежная и т.д.)

– Конечно же, у каждого своя музыка, свое видение героя. Предлагаю вам послушать музыку, в которой я увидела Белого гуся. (Ребята слушают музыку.)

– Теперь давайте прочитаем начало текста под эту музыку, чтобы ярче для нас, и для наших гостей предстал Белый гусь. (Чтение с продолжением до стр. 233 “…Но самое главное …”)

– Ребята, а какие взаимоотношения сложились у автора с нашим героем? (Поясняют цитатами из текста до стр. 234 “…Очевидно, Белый гусь считал…”)

– Но, что мы видим дальше? Как автор называет Белого гуся в следующей сцене. Адмиралом ли? (Нет, на сей раз это “буйный папаша”, “легкомысленная птица”. Это задира, забияка.)

– И до какого момента у вас о нем остается такое мнение? И есть ли ему оправдание? (Степка, хозяин гуся, доводит до нашего сознания то, что все это делал гусь – отец, глава большого семейства, у которого двенадцать гусят-сироток, их мать погибла.)

– Значит, буйность героя автором оправданы. Белый гусь действительно не такой, как все его собратья. И свидетельство тому поступок, о котором пойдет речь во второй части нашего произведения.

Б). Разбор второй части новеллы.

– В произведении появляется новый персонаж, новый герой. Это туча – хищник, который “пожирает все на своем пути”. Какие средства выразительности речи использует автор для яркости представления?

(Сравнения: тяжелой стеной; как мешок; расплавленным свинцом.
Олицетворения: росла, пожирала, поднималась, свирепствовала…)

– А теперь давайте воспроизведем происходившее, всю картину нарастания бури. (На доске ведется запись глаголов, помогающих представить картину бедствия.)

– Итак, глаголы нам помогли ощутить возрастающее напряжение в природе.

– Как вели себя герои второго плана? (Суета. Ответы подтверждают цитатами из текста.)

– Как вел себя наш главный герой на протяжении всей бури? (Стр. 236 “…Белый гусь сидел, высоко вытянув шею…”)

– Посмотрите – снова перед нами гусь-адмирал; он мужествен, он – герой! Почему гусь не побежал спасаться? (Он не мог бросить своих детей, он в ответе за судьбу двенадцати “одуванчиков”, как ласково называет гусят Евгений Иванович.)

В). Разбор третьей части новеллы.

(Под музыку учитель читает третью часть стр. 236.)

“. Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце.

Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь.

Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри стекала струйка крови.

Все двенадцать пушистых “одуванчиков”, целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусенок с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.

Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.

Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.”

– Какие чувства переполнили ваши сердца при чтении этого эпизода? (Боль, грусть, печаль…)

– А стоило ли идти на смерть? (Да. Ради спасения двенадцати жизней.)

– Почему я назвала эту часть “Жизнь продолжается”? (Глупый гусенок, который вскарабкался на спину своего отца, своими чертами характера, напористостью, уверенностью, старанием, силой воли напоминает своего отца.)

– И снова гусь похож на адмирала. Он и в смерти прекрасен, он мужественно принял смерть и теперь лежал, “широко раскинув могучие крылья”. Автор гордится своим героем. О величии любви говорит он нам, о красоте подвига, поэтому и не скрывает своего восхищения.)

5. Вывод, впечатления по новелле.

– Какова основная мысль новеллы? (Любовь ко всему живому.)

– Какие чувства остались у вас после прочитанного? (Ответы детей.)

– Одним из средств выразительности речи являются фразеологические обороты, которые украшают ее, делают образной. Вы знаете, что одни из них возникли из наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из сказок, загадок, песен, литературных произведений.

Сейчас мы вспомним несколько фразеологизмов, связанных с повадками животных, их характером, образом жизни. Я буду говорить начало крылатой фразы, а вы ее концовку.

Голоден как
Хитер как
Труслив как
Здоров как
Грязный как .
волк.
лиса.
заяц.
бык.
свинья.

– А теперь вспомните, что может быть связано с рыбой? (Нем как рыба.)

– С сорокой? (Болтлив как сорока.)

– А давайте придумаем фразеологизм, связанный с героем нашего урока. И пусть поистине эта фраза станет действительно крылатым выражением. И большой честью будет удостоен тот, кого сравнят с Белым гусем. (Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный, любящий, благородный, своенравный и т. д. как Белый гусь.)

– Я благодарю всех за урок и надеюсь, что он не пройдет бесследно. Ведь на любви, доброте построено все произведение, как и вся жизнь. И давайте попробуем своими поступками опровергнуть изречение, сказанное еще в X веке до нашей эры греческим философом Гераклитом: “Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом – дикими”.

6. Домашнее задание.

  1. Можно придумать свою концовку, с менее трагическим концом.
  2. Написать отзывы о прочитанном.
  3. Найти и прочитать произведения, где главными героями будут животные, поступки которых могут являться примером для нас.

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Носов Евгений Иванович

Книга "Где просыпается солнце?"

Оглавление

БЕЛЫЙ ГУСЬ

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • »
  • Перейти

БЕЛЫЙ ГУСЬ

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал её к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого пёрышка.

Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды.

Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо неё прямо к шее был прикреплён огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, по воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники.

Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге[1]. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокалённые солнцем песчаные пляжи — его, самые сочные участки луга — тоже его.

Но самое главное — то, что плёс, на котором я устроил приваду[2], Белый гусь считал тоже своим. Из-за этого плёса у нас с ним давняя тяжба. Он меня просто не признавал. То он кильватерным строем ведёт всю свою гусиную армаду прямо на удочки да ещё задержится и долбанёт подвернувшийся поплавок. То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то это с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонялками и прятками под водой. Они — устраивают с соседней стаей драку, после которой долго по реке плывут вырванные перья и стоит такой гам, такое бахвальство, что о поклёвках и думать нечего.

Много раз он поедал из банки червей, утаскивал куканы с рыбой. Делал это не воровски, а всё с той же степенной неторопливостью и сознанием своей власти на реке. Очевидно, Белый гусь считал, что всё в этом мире существует только для него одного, и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Стёпке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Стёпкина мать сварит из него щи со свежей капустой.

Этой весной, как только пообдуло просёлки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон. По дороге заехал в деревню, наказал Стёпке, чтобы добыл червей и принёс ко мне на приваду.

Белый гусь уже был там. Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают в куске сахара.

Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.

А он ударил крыльями по спицам, отскочил и снова ударил.

Это кричал Стёпка. Он бежал с банкой червей по тропинке.

Стёпка схватил гуся за шею и поволок. Гусь упирался, хлёстко стегал мальчишку крыльями, сшиб с него кепку.

— Вот собака! — сказал Стёпка, оттащив гуся подальше. — Никому прохода не даёт. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.

Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают жёлтые головки из травы.

— А мать-то их где? — спросил я Стёпку.

— Гусыню машина переехала.

Стёпка разыскал в траве картуз и помчался по тропинке к мосту. Ему надо было собираться в школу.

Пока я устраивался на приваде, Белый гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал пёстро-рыжий бычок с обрывком верёвки на шее. Гусь набросился и на него.

i_008.jpg

Телёнок взбрыкивал задом, пускался наутёк. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок верёвки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом, опомнившись и ещё пуще разозлившись, долго гнался за телёнком, выщипывая из ляжек клочья рыжей шерсти. Иногда бычок пробовал занять оборону. Он, широко расставляя передние копытца и пуча на гуся фиолетовые глаза, неумело и не очень уверенно мотал перед гусем лопоухой мордой. Но как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые крылья, бычок не выдерживал и пускался наутёк.

i_009.jpg

Под конец телёнок забился в непролазный лозняк и тоскливо замычал.

«То-то». — загоготал на весь выпас Белый гусь, победно подёргивая куцым хвостом.

Короче говоря, на лугу не прекращался гомон, устрашающее шипение и хлопанье крыльев, и Стёпкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу.

— Совсем замотал гусят, дурная твоя башка! — пробовал стыдить я Белого гуся.

«Эге! Эге! — неслось в ответ, и в реке подпрыгивали мальки. — Эге. » Мол, как бы не так!

— У нас тебя за такие штучки враз бы в милицию.

«Га-га-га-га…» — издевался надо мной гусь.

— Легкомысленная ты птица! А ещё папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение…

Переругиваясь с гусем и поправляя размытую половодьем приваду, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжёлой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унёс вверх.

Гуси перестали щипать траву, подняли головы.

Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.

Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы.

Вдруг по козырьку кепки что-то жёстко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные спицы, и к моим ногам скатилась белая горошина.

Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града. Исчезла деревня, пропал из виду недалёкий лесок. Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась. С треском лопались просечённые лопухи кувшинок.

Гуси замерли в траве, тревожно перекликались.

Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и всё поглядывал на тучу, осторожно склоняя голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.

i_010.jpg

Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

Гуси не выдержали и побежали. Они бежали, полузачёркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и жёлтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.

А гуси всё бежали, пригибаясь к земле, тяжёлыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши — те немногие, которые ещё успели добежать. Я с головой закутался в плащ. К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной с четвертинку пилёного сахара. Плащ плохо спасал, и куски льда больно секли меня по спине.

По тропинке с дробным топотом промчался телёнок, стегнув по сапогам обрывком мокрой верёвки. В десяти шагах он уже скрылся из виду за серой завесой града.

Где-то кричал и бился запутавшийся в лозняке гусь, и всё натужнее звякали спицы моего велосипеда.

Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце.

Под солнечными лучами белый, запорошённый луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошёл ближе. То был Белый гусь.

Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они разбрелись по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусёнок, с тёмной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака.

Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.

Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусёнок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.

1. Внешний вид и адмиральское поведение Белого гуся.
2. Борьба рассказчика с гусем за плёс.
3. Лютование Белого гуся.
4. Внезапный ливень с градом.
5. Самоотверженная смерть Белого гуся.

Пересказ кратко

Белый гусь был весьма важной птицей. Двигался он степенно, словно предварительно обдумывал каждый шаг. Никогда не бегал. Даже по самой грязной дороге мог пройти, не запачкав ни одного пёрышка. Длинную шею этот гусь почти всегда держал прямо. Имел большой клюв апельсинового цвета, на котором красовалась какая-то огромная шишка, похожая на кокарду. Словом, ему вполне можно было бы присвоить звание адмирала.

Белый гусь принадлежал мальчику Стёпке и пользовался популярностью у деревенских гусынь. Он считал всё своим: и луг, и песчаные пляжи, и отмели, и плёс. Из-за плёса между гусем и рассказчиком давно велась борьба. Белый гусь всякий раз умудрялся устроить что-нибудь такое, что о хорошей рыбалке не могло быть и речи.

Весной рассказчик собрался на плёс половить рыбу и попросил Стёпку принести червей. Белый гусь уже был на лугу. Заметив рассказчика, бросился драться. Подоспевший Стёпка схватил его за шею и отволок подальше. Он объяснил, что гусь лютует из-за гусят. Малыши – сироты. Их мать переехала машина.

Вдруг на небо наползла туча. Вокруг потемнело. Начался ливень. Потом пошёл град, рассекая листья кувшинок. Гуси легли в траву, пряча под крыльями выводки. В конце концов они не выдержали свирепствование дождя с градом и кинулись прятаться в кусты лозняка, под береговыми обрезами. Некоторые прыгали в воду прямо с обрыва. Уцелевшие малыши побежали за ними.

Ливень прекратился внезапно. То тут, то там виднелись погибшие гусята. Луг, согретый лучами солнца, постепенно оттаял. И только на его середине осталась белая кочка. Когда рассказчик подошёл к ней ближе, понял, что это – мёртвый Белый гусь. Ценой собственной жизни он спас дюжину гусят. Самый неугомонный из них вскарабкался на спину гусака и смотрел на открывшийся перед его взором удивительный сверкающий мир.

Читать краткое содержание Белый гусь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Носов. Краткие содержания произведений

  • Автомобиль
  • Белый гусь
  • Варька
  • Весёлая семейка
  • Витя Малеев в школе и дома
  • Дневник Коли Синицына
  • Дружок
  • Живая шляпа
  • Живое пламя
  • Замазка
  • Заплатка
  • Затейники
  • Клякса
  • Красное вино победы
  • Кукла
  • Метро
  • Милиционер
  • Мишкина каша
  • На горке
  • Незнайка в Солнечном городе
  • Незнайка на Луне
  • Огородники
  • Огурцы
  • Приключения Незнайки и его друзей
  • Приключения Толи Клюквина
  • Радуга
  • Ступеньки
  • Телефон
  • Три охотника
  • Тридцать зёрен
  • Трудный хлеб
  • Фантазеры
  • Федина задача
  • Шумит луговая овсяница

Картинка или рисунок Белый гусь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Роман «Преступление и наказание» заканчивается тем, что Раскольников идет в полицию и признается в

Спустя 30 лет автор вспоминает свое детство, школу, одноклассников, первую учительницу. Вспоминает историю с рукавичкой, самую яркую из школьных лет. В то время он учился в первом классе.

юбимый всеми Шерлок Холмс снова участвует в запутанном и необычном деле. К нему за помощью приходит король Богемии. Накануне своей свадьбы, он очень обеспокоен тем, что имея некогда роман и известной оперной дивой Ирэн Адлер

Однажды в зимнюю пору ночь застала двух животных в густом лесу среди осин. Это была взрослая лосиха с олененком. Наступивший декабрьским утром рассвет сопровождался розовым оттенком небес. Лес будто еще дремал под белоснежным покрывалом.

Родился знаменитый писатель в 1925 году. Он работал в жанре реализма. Мальчик рос в рабочей семье в Курской области, он непосредственно еще с малых лет принимал участие во всех производственных делах своей семьи.

Максюченко Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

ГОУ ЛНР «Комиссаровская школа №31»

Урок литературы в 5 классе на тему:

«Внеклассное чтение. Е.И. Носов. «Белый гусь»: изображение подвига птицы, самопожертвование во имя спасения своих птенцов»

Цель урока: познакомить учащихся с писателем и содержанием его рассказа; продолжить работу над умением определять идею произведения, развивать навыки анализа, отбора художественного материала, необходимого для раскрытия главной мысли рассказа; формировать навыки создания ассоциативного видео и аудио ряда на основе изучаемого произведения; развивать ассоциативное и логическое мышление, речь; воспитывать характер и умение преодолевать в себе страх, быть готовыми совершать героические поступки.

Оборудование: портрет писателя, ребус, аппликации к рассказу, песня «Огромное небо», отрывки из музыкальных произведений.

Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и

движется жизнь.

И.С. Тургенев. «Воробей»

I. Организационный момент.

Психологическая зарядка:

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь к соседу справа, улыбнитесь. Повернитесь к соседу слева, улыбнитесь. А теперь с хорошим настроением начнем наш урок – урок литературы.

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

1. Продолжите моё предложение (метод «Цепочка»):

- На прошлом уроке внеклассного чтения мы познакомились с писателем … (В.М.Гаршиным),

- его произведением… («Сказка о розе и жабе»),

- которое запомнилось мне тем, что… (роза подарила больному мальчику радость, она жила для других, а жаба жила только для себя, и о ней все забыли).

- Нравятся ли вам произведения о животных? Чем они привлекают вас?

- Какие из них вам запомнились, произвели впечатление?

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

ІV. Восприятие нового материала.

Слово учителя.

Даты жизни писателя: 1925 – 2002г.г.

Место рождения: город Курск (Россия).

Большая часть событий в жизни Е.И.Носова относится к прошлому веку: учёба в школе, тревожные дороги Великой Отечественной войны, которые он прошёл солдатом-артиллеристом, тяжёлое ранение; затем работа художником-оформителем, учёба в Москве на Высших литературных курсах, любимый писательский труд.

Родился Евгений Иванович в трудовой деревенской семье и с детства полюбил природу речных заводей, лугов, полей и дубрав… Всё своё время он проводил в лесу, на реке, собирал грибы и ягоды, рыбачил. Будущий писатель учился видеть и слышать природу, интересовался названиями деревьев и трав, повадками зверей и птиц, тайнами рыбной ловли. А со временем он уже умел увиденное и услышанное мастерски изобразить на холсте, увлекательно о нём рассказать. Так появились на свет его произведения, которые с неослабевающим интересом читают взрослые и дети.

То, что увидел писатель однажды во время рыбалки на реке Сейм, на которой расположен его родной город Курск, подсказало ему сюжет одного из лучших рассказов. Название этого рассказа зашифровано в ребусе. Разгадайте его.

Беседа с классом.

- Понравилось ли вам прочитанное произведение?

- О чём данный рассказ? Какое событие в нём является главным?

(Главное событие – трагическая гибель Белого гуся во время страшной грозы. Он не убежал к реке, спасая себя, как все остальные. Распластав огромные крылья, гусь-отец защитил от града своих гусят, а сам погиб).

- На какие части можно разделить этот рассказ и каким в них предстаёт Белый гусь?

(На три: в первой – события до грозы, гусь – забияка, командир и трогательно заботливый отец; во второй – действие во время грозы, когда Белый гусь совершает подвиг – спасает своих гусят от града; в третьей – ситуация после грозы).

- С кем автор сравнивает Белого гуся? Почему с адмиралом? (адмирал – воинское звание высшего командира военно-морского флота, и все у гуся «было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями»).

- Как ходил гусь? Почему он никогда не бежал, «даже если за ним припустит собака»?

(Покажите с помощью раздвигания и сдвигания пальчиков на руках своеобразный веер. Это похоже на то, как Белый гусь собирал перепонки на лапах, ведь автор сравнивает это с веером. Выровняйте спинки, вытяните шеи, представьте, что на голове у вас стакан воды. Так Белый гусь умел держать длинную шею).

- Как выглядел Белый гусь? Почему на Белого гуся засматривались «лучшие гусыни деревни»?

( Выразительное чтение отрывка из рассказа от слов «Стоял он, залитый солнцем…» до слов «… точно так же, как они просвечивают кусок сахара» на фоне мелодии «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского).

- Какими основными качествами обладает, на ваш взгляд, Белый гусь в первой части рассказа?

- Какие аппликации могут нам представить эти качества наглядно, визуально?

1-я аппликация «Гордость (независимость)» : квадрат зеленого цвета, из верхнего левого угла которого идут 5-7 полосок желтого цвета, символизирующих солнце, и треугольник белого цвета, напоминающий наконечник стрелы и как бы пронзаемый «лучами солнца».

2-я аппликация «Смелость»: красная звезда на черном фоне, символизирующем страх. Звезда - это смелость, которая как бы раздвигает страх (черный фон), побеждая его.

3-я аппликация «Любовь»: на розовом фоне (символ отцовской любви и нежности) помещены 12 желтых кружков, собранных в середине листа в большой круг, обрамленный зеленым веночком (гусята, желтые комочки, спрятавшиеся в зеленой травке). Розовый фон (любовь) как бы оберегает, защищает детей).

- Что же происходит дальше (надвигается гроза) и как это событие описывается рассказчиком?

- Какие словесные средства использует Е. Носов для того, чтобы показать происходящие события? Какова их роль в рассказе?

- Как реагируют на все это находившиеся на лугу птицы? Что они при этом испытывают? Каким образом (цвет, визуальные образы) можно это передать в аппликации?

(Чувство страха, которое испытывают герои, можно изобразить следующим образом: полоса серого цвета переходит в полосу темно-серую, а она в свою очередь – в черную. Страх приходит постепенно, он растет вместе с тучей, которая принесла с собой грозу, а затем поглощает, как бы проглатывая тебя полностью, и не знаешь, куда деться. Так гроза нагнала страх на гусиное стадо. Сначала «гуси перестали щипать траву, подняли голову» - это серый цвет в аппликации, а затем гуси, растопырив крылья, полетели в траву. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны поднятые головы» - это уже темно-серый цвет, и, наконец, «гуси замерли в траве, тревожно перекликаясь», страх поглотил их полностью. Так появляется черный цвет.)

- Но гроза свирепствует все больше. Что же происходит с гусями? («Гуси не выдержали и побежали».) Какое чувство является главным в таком их поведении? (Трусость. Гуси побежали, забыв о своих детях.) Как вы себе представляете образ трусости? Как может выглядеть визуально это чувство? (По серому фону вертикальные темно-серые волнистые линии – когда страшно, тебя начинает трясти, отсюда и изображение волн.)

3.Чтение учителем фрагмента рассказа.

( От слов «Гуси не выдержали и побежали…» до слов «… в реку сыпались малыши – те немногие, которые еще успели добежать») и его комментарий: так бежали трусливые гуси, позабыв о своих детях. Они не слышали жалобного писка гусят, не видели своих «желтых одуванчиков», «иссеченных градом» и поникших в траве; гусей гнал страх. Они стремились к одному: убежать и, спрятавшись, самим спастись ).

4. Продолжение беседы с классом.

- Как ведет себя во время грозы Белый гусь и чем для него гроза заканчивается?

(Чтение фрагмента рассказа от слов «Белый гусь сидел, высоко вытянув шею…» до слов «…тихо копошилась дюжина гусят». Комментарий учителя: Маленьким гусятам было тепло и уютно под отцовскими крыльями. Они не знали, что их отец идет на смерть, спасая их. Туча умчалась, град закончился).

- Какая же картина предстала перед рассказчиком после грозы?

- Как называется поступок, при котором кто-то спасен ценою чьей-то жизни? (Подвигом.)

Подвиг – это то, что прорывается сквозь страх. Тот, кто преодолевает черту, за которой есть и смелость, и бесстрашие, совершает подвиг.

- Как вы предлагаете изобразить подвиг наглядно средствами аппликации? (Черный фон листа бумаги, который прочерчивает ярко-оранжевая полоса, как вспышка молнии.)

- Каким должен быть тот, кто совершает подвиг? (Гордым, храбрым , бесстрашным, умеющим любить).

- Поняли ли гусята, что произошло?

(Чтение фрагмента рассказа от слов «Все двенадцать…» до слов «…уцелевшие градины»). Почему? (Они были слишком малы и беззаботны.)

- Но был среди гусят один, который отличался от остальных. Чем? (Во-первых, внешне: у него была «темная ленточка на спине»; во-вторых, своей настойчивостью и упорством. Все хотел взобраться на крыло отца и взобрался, добился своего.

Чтение фрагмента рассказа от слов «Один гусенок…» и до конца. Действительно, перед гусенком «открылся удивительный мир». По его упорству и настойчивости видно, что он может стать достойным преемником своего отца.)

5. Словесное озвучивание картинок-аппликаций к рассказу.

(Демонстрируются все шесть аппликаций, представляющих собой своеобразный видеоряд содержания произведения Е. Носова.)

Задание. Опишите словами музыку, которая могла бы соответствовать той или иной картинке .

(«Гордость (независимость)» - уверенная, символизирующая независимость музыка. «Смелость» - решительная, боевая. «Любовь» - плавная, нежная, ласковая. «Страх» - пронизывающая ужасом, леденящая безысходностью. «Подвиг» - торжественная, триумфальная. «Трусость» - дребезжащая, неровная, спотыкающаяся.)

6. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений ( учащиеся показывают карточки, на которых написаны слова: «гордость», «смелость», «любовь», «страх», «трусость», «подвиг», которые, по их мнению, соответствуют отрывкам звучащей музыки).

- Помогает ли прочтению литературного произведения его «перевод» в музыкально-изобразительную плоскость?

V. Подведение итогов урока.

Что для нас, людей, интересно, а может и поучительно в этом произведении Е. Носова?

Озвучивание опережающего домашнего задания:

- рассказ ученицы о героическом поступке бывшей ученицы школы Демченко Лилианы, которая, жертвуя собой, тушит пожар (г. «Народная трибуна», ст. «Комсомольский поступок», 1984г.)

2. Составление синканта к слову подвиг.

1) Подвиг.

2) Яркий, запоминающийся, оставляющий след (в душе).

3) Запоминается, впечатляет, побуждает (к действию).

4) «В жизни всегда есть место подвигу» (М. Горький) или

Подвиг – «незримый прочный след в чужой душе на много лет» (Л.Мартынов).

5) Вспышка яркой звезды (или молния) в темном небе.

СИНКАНТ – пятистрочие, строящееся следующим образом:

определение (какое понятие);

действие, производимое понятием (глагол);

высказывание, связанное с понятием;

ассоциативный образ (можно рисунок).

3. Заключительное слово учителя.

Чтение отрывка из стихотворения Л. Мартынова:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Прослушивание песни «Огромное небо».

Обращение к эпиграфу урока:

Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

VI. Рефлексия.

Интерактивное упражнение «Микрофон»:

- Сегодня на уроке я понял…

- Сегодня на уроке я узнал …

- Сегодня на уроке я научился …

- Главный вывод, к которому я пришел, читая данный рассказ…

VІІ. Домашнее задание:

Составить устный отзыв о рассказе Е.И. Носова «Белый гусь».

Читайте также: