В какой стране гусь священная птица

Опубликовано: 23.04.2024

Абашевская и Андроновская культуры ,вне всякого сомнения, связанные и являющиеся культурой гансов-гуннов, начали развитие в бассейне реки Обь, откуда распостранились вплоть до Эллады и Дании, Китая и Индии, но большинство людей этой культуры остались на просторах Евразии, оставив основу теперешнего народа России. Культовым животным, наряду с медведем, был и гусь-лебедь,упоминаемые в сказках русского народа неразрывно. Впрочем, подобные,даже скорее,идентичные сказания наблюдаются и в Померании и Дании и Швеции, куда доходили гунны-гансы в эпоху бронзы. Само название этого племени связано с гусем,ведь по-немецки ганс-гусь.и естесственно,что сказки и сказания с гусем многочисленны-Гуси-Лебеди выступают во многих сказках. Но ранее, гусь был предметом культа-это животное, как в мифах о Аполлоне, который был выходцем тоже с Севера, уносило душу умершего в Страну мертвых. О этом говорят многочисленные статуэтки этих птиц в захоронениях скифов, сармат и гуннов. Но в эпоху бронзы гуси изображались схематически, в виде меандра.

Андроновская керамика.схематическое изображение гуся. ставшее впоследствии меандром Эллады

бассейн реки Обь, деревянные ковши с головой гуся.

Мумия из Египта с меандром.Очевидно,гиксосы. Начало второго тысячелетия до н.э.

меандр, абашевская культура.

кадр из мультфильма.Жили у бабуси два веселых гуся.

Жили у бабуси
Два весёлых гуся, —
Один — серый,
Другой — белый,
Два весёлых гуся.

Вытянули шеи,
У кого длиннее,-
Один — серый,
Другой — белый,
У кого длиннее.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки, —
Один — серый,
Другой — белый,
Спрятались в канавке

Вот кричит бабуся: —
Ой, пропали гуси,
Один — серый,
Другой — белый,
Гуси мои, гуси.

Выходили гуси,
Кланялись бабусе
Один — серый,
Другой — белый,
Кланялись бабусе.

Серебряная чаша с изображением лебедей. ГИМ, Москва

Сарматское захоронение, видна статуэтка гуся

У сарматов, также гусь сопровождал в посмертии. Очевидно,судя по сказкам, должен был улететь с душой умершего на прародину, далекий Север. По мокшански Гусь- маци, -хть , роследнее близко слову ХАНТ

Лебедь из Пазырыкского кургана.

У саков лебедь так же был сакральным существом, чья функция была доставить душу умершего в загробный мир. Вспомним упряжку из лебедей Аполлона.

Лишним доказательством того,что гунны-гансы в третьем тысячелетии достигли Эллады, доказывают и культ лебедя-гуся, связанный с культом Аполлона и Артемиды.

В ряду мно­го­чис­лен­ных живых атри­бу­тов Апол­ло­на лебедь по пра­ву зани­ма­ет глав­ное место. Популяр­ность моти­ва «Апол­лон и лебеди» засвиде­тель­ст­во­ва­на на про­тя­же­нии всей антич­но­сти. Эта кра­си­вая гор­дая пти­ца сопро­вож­да­ет боже­ст­вен­ных близ­не­цов Апол­ло­на и Арте­ми­ду «самых пре­лест­ных меж слав­ных потом­ков Ура­на» (Hes. Theog., 920). Ино­гда на лебеде (а чаще на гусе, судя по вазо­пи­си) появ­ля­ет­ся «золотая Афро­ди­та» или ее сорва­нец Эрот (но это уже позд­ний элли­низм).

Поэты и фило­со­фы часто назы­ва­ют лебедя пти­цей Апол­ло­на (H. h., XXI. 1 sq; Sapph. frg. 147b, Pla­to, Phed., 85b.), «голо­си­стым пев­цом бога», «самой певу­чей из птиц» (Call. Hymn., II, 5; IV, 249), «любим­цем муз» (Eur. Ip­phig. T., 1103—1105), «пифий­ским и делос­ским» (Aris­toph. Av., 870). «Длин­но­ше­ею радо­стью Апол­ло­на» вели­ча­ет лебедя Вак­хи­лид (Dyph., 16). Мотив «лебеди­ной пес­ни» не был изве­стен в древ­но­сти, его нет у Гоме­ра, Геси­о­да, а так­же в гоме­ро­вых гим­нах. Напро­тив, лебедь в свя­щен­ных местах Апол­ло­на поет посто­ян­но, сла­вя рож­де­ние бога на Дело­се (Call., II, 250—254), или пред­ве­щая его появ­ле­ние (II, 5; Aris­toph. Av., 769—770), или рас­пе­вая в стране гипер­бо­ре­ев гим­ны во вре­мя свя­щен­но­дей­ст­вий. Как сооб­ща­ет Эли­ан (De nat. an., XI, 1), в это вре­мя с Рипей­ских гор сле­та­ют­ся тучи лебедей, «они обле­та­ют храм, как бы очи­щая его сво­им поле­том», а затем чин­но рас­са­жи­ва­ют­ся на огра­де хра­ма, «пред­став­ляя собой зре­ли­ще вели­че­ст­вен­ное по мно­же­ству и кра­со­те». Когда же пев­цы начи­на­ют сла­вить бога в сопро­вож­де­нии кифа­ри­стов, «тогда и лебеди сооб­ща при­со­еди­ня­ют­ся к пению и нико­им обра­зом нигде не поют несклад­но или неточ­но», вир­ту­оз­но испол­няя мело­дию, подоб­но опыт­ным пев­цам, руко­во­ди­мым хоре­гом. И целый день «выше­на­зван­ные пер­на­тые пев­цы все вме­сте про­слав­ля­ют и вос­пе­ва­ют бога».

Близнецы с Алатырь-острова. Дети мертвой матери.

От Древнего Египта до борьбы с «санкционкой»: образ гордой птицы в мировой культуре

Гусь в мифологии


Фрагмент росписи в гробнице Небамона. Фивы, около 1350 года до н. э. © British Museum

Миграции гусей в целом совпадают с солнечным циклом: после осеннего равноденствия они улетают на юг, после весеннего — возвращаются на север. Во многих древних мифологиях это сделало дикого гуся важным солярным символом. У южных народов (египтян, греков, римлян) прилет гусей символизировал наступление зимы. В дельте Нила птицы появлялись аккурат к зимнему солнцестоянию, когда день начинает прибывать. Так что для египтян прилет гусей означал возрождение Солнца. В их мифологии Солнце родилось из яйца, снесенного Великим Гоготуном.

Соответственно, у северян (кельтов, германцев, славян) отлет гусей означал конец лета, а их возвращение было предвестием весны: они как бы носят с собой тепло. Перелетная стая гусей в северном фольклоре — враждебная сила: достаточно вспомнить русских гусей-лебедей, которые служат Бабе-яге и похищают маленького Иванушку. Кстати, «гуси-лебеди» — это не сборище разных птиц, а однородная стая: лебедь — ближайший родственник дикого гуся, их часто смешивали, так что выражение «гуси-лебеди» — это примерно как «травушка-муравушка».

Согласно мифологической трактовке «Гусей-лебедей», братец Иванушка — это юноша, проходящий обряд инициации, а сестрица Аленушка — помогающая ему жрица. Гуси-лебеди выступают в роли психофоров, то есть переносчиков душ между мирами. Подобными функциями диких гусей наделяли многие северные мифологии, в том числе сибирские.

Медумские гуси


Роспись гробницы в Медуме © Museum of Cairo

Гробница в Медуме (Мейдуме) сооружена в первой половине III тысячелетия до нашей эры, еще до того, как египтяне начали строить пирамиды. В 1871 году, исследуя эту гробницу, француз Огюст Мариет и итальянец Луиджи Вассали обнаружили в одном из помещений великолепную роспись, ныне известную как «Медумские гуси». Вассали снял роспись со стены по кускам и заново собрал в музее в Булаке (Мариет был его основателем, а Вассали — куратором). Ныне роспись хранится в Каирском музее и считается одним из главных шедевров древнеегипетского искусства. Впрочем, в 2015 году директор итальянской археологической миссии в Египте Франческо Тирадритти заявил, что считает «Гусей» подделкой. Известно, что Вассали был отличным художником. Стиль «Гусей», в том числе реалистичность изображения, уникален для Древнего Египта. Трещины, по мнению Тирадритти, не похожи на те, которые появились бы при снятии росписи со стены. И это не говоря о том, что такого разнообразия гусей (на росписи представлены три вида птиц) в Древнем Египте не водилось. Сомнения Тирадритти остаются предметом ожесточенной дискуссии среди египтологов.

Гусь как сексуальный символ


Афродита верхом на гусе. Фрагмент росписи чаши. Греция, около 460 года до н. э. © British Museum

Греки и римляне чаще имели дело с домашними гусями, чем с дикими. Тут на первый план выступает сексуальная символика. Во-первых, домашние гуси моногамны. Во-вторых, сексуально возбужденный гусь ведет себя очень характерно: вытягивает шею и покачивает ею, так что в ней видится что-то фаллическое. Наконец, в-третьих, гусыня откладывает и высиживает яйца непрерывно, что делает ее идеальной матерью. Именно поэтому в Риме гуси жили при храме Юноны, богини брака и материнства.

По поведению таких священных птиц (не только Юнониных гусей) особая жреческая коллегия — авгуры — проводила ауспиции, официальные гадания, по которым определяли распорядок народных собраний.

Сократ клянется гусем


Сократ. Фрагмент фрески Пьетро Перуджино. Италия, 1497–1500 годы © Collegio del Cambio, Perugia

Ученики Сократа, сохранившие немало его изречений, сообщали, в частности, что он довольно часто клялся собакой, бараном или гусем. В том, что это означает, современные исследователи не вполне уверены. Возможно, Сократ тем самым демонстрировал пренебрежение к суетным клятвам. Возможно, имеются в виду животные, которых, по идее, надо принести в жертву при произнесении клятвы; Сократ же бросает: «клянусь гусем» — так мы говорим «ей-богу» или «бог свидетель», не подразумевая при этом серьезной апелляции к божественному авторитету. Наконец, это может быть проявлением благочестия: Сократ говорил «клянусь гусем» вместо, например, «клянусь Зевсом», чтобы не поминать бога всуе.

Гуси Рим спасли


Гуси спасают Рим. Гравюра Джона Лича из книги «История Рима в картинках». 1850 год © Wikimedia Commons

Эту историю мы знаем от Тита Ливия — римского историка рубежа нашей эры («История Рима от основания города», книга V, глава 47). Она произошла в начале IV века до нашей эры, когда Римская республика была молода и еще не выступила за пределы Италии. С севера пришли сеноны — кельтское племя во главе с Бренном. Римляне называли их, как и всех кельтов, галлами. Они разгромили римское войско и разграбили город. Последним оплотом римлян был Капитолийский холм — укрепленный сакральный центр города, где стояли главные храмы. От голода стражу сморил сон, уснули даже собаки. А вот гуси, посвященные Юноне (и лишь поэтому до сих пор не съеденные), не спали. И когда враги под покровом ночи попытались прорваться на Капитолий, они подняли гогот и перебудили римлян. Атака была отбита. Римлянам все равно пришлось откупаться от Бренна, но заслуга гусей, спасших остатки римской чести, не забыта по сей день.

Лучшая в мире подтирка


Гаргантюа. Гравюра Гюстава Доре. 1873 год © Fine Arts Museums of San Francisco

В 13-й главе «Повести о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля» Франсуа Рабле вкладывает в уста своего героя, совсем еще юного, легендарное рассуждение о подтирке. Гаргантюа перечисляет множество вещей, которые он использовал для этой операции, как то: разнообразные предметы дамского гардероба и домашнего обихода, головные уборы, растения, животные… В конце концов он пришел к выводу, что лучшая в мире подтирка — это пушистый гусенок, который, во-первых, мягонький, а во-вторых, тепленький. «И напрасно вы думаете, — заключает Гаргантюа свое рассуждение, — будто всем своим блаженством в Елисейских полях герои и полубоги обязаны асфоделям, амброзии и нектару, как тут у нас болтают старухи. По-моему, все дело в том, что они подтираются гусятами…» Вкладывал ли Рабле какой-то особый символизм в столь непочтительное обращение с гусенком, остается только догадываться.

Матушка Гусыня


«Сказки матушки Гусыни». Фронтиспис рукописи Шарля Перро. 1695 год © Morgan Library and Museum

Матушка Гусыня, рассказывающая детишкам сказки и поющая песенки, — образ европейского фольклора, популяризованный в конце XVII века французским писателем Шарлем Перро. Большинство сказок из сборника Перро основаны на фольклорных мотивах, но переработаны в духе классицистической басни. Английские «Песенки матушки Гусыни» появились в XVIII веке.

По-видимому, матушка Гусыня — это просто стереотипный образ деревенской женщины, но существует множество легенд о ее реальном прототипе. По одной из версий, это Берта Бургундская, супруга французского короля Роберта II Благочестивого (972–1031), которая была известна как Берта Гусеногая (видимо, из-за косолапости) и славилась как прекрасная рассказчица. По другой версии, матушка Гусыня — это одна из жен Айзека Гуза (англ. goose — «гусь»), жившего в Бостоне во второй половине XVII века. Первую жену мистера Гуза звали Элизабет, вторую — Мэри.

Гусь в русской литературе


Октябрьская улица в Тарусе. 1953 год © pastvu.com

Гусь — символ провинциальности и убожества. Особенно если он появляется в описании города: тогда он — верный признак неизжитой деревенской сущности. У Гоголя в начале «Ревизора» Городничий выговаривает судье Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяпкину: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично…» В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» весь сыр-бор разгорается из-за того, что один назвал другого гусаком.

В том же сатирическом ключе образ гуся обыгрывается в «Золотом теленке», где Паниковский крадет птицу в Арбатове, а Бендер потом его непрестанно этим третирует. В конце концов Паниковский разражается страстным монологом: «Бендер, вы знаете, как я вас уважаю, но вы ничего не понимаете! Вы не знаете, что такое гусь! Ах, как я люблю эту птицу! Это дивная жирная птица, честное, благородное слово. Гусь! Бендер! Крылышко! Шейка! Ножка! Вы знаете, Бендер, как я ловлю гуся? Я убиваю его, как тореадор, — одним ударом. Это опера, когда я иду на гуся! „Кармен“. »

В стихотворении Николая Заболоцкого «Городок» к издевке примешивается нешуточная тоска:

Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!

Гусь в гастрономии


Иллюстрация из книги «Mrs Beeton’s Book of Household Management». Англия, 1860-е годыЖареный гусь — в центре. © Wikimedia Commons

Обычай запекать гуся на Рождество, по-видимому, укоренен в символическом значении этой птицы как вестника смены времен года. Рождество приурочено к зимнему солнцестоянию, которое так или иначе отмечали едва ли не во всех языческих культурах. А гусь — птица солнечная (см. выше, «Гусь в мифологии»). К этой трапезе гуся откармливали весь год.

Особая история — фуа-гра. Это очень древний деликатес, он описан еще в поваренной книге Апиция (IV век) под названием iecur ficatum — «инжирная печень», поскольку для увеличения печени гусей рекомендовали откармливать инжиром. Это венец кулинарных извращений: во-первых, чудовищно дорого и потому страшно престижно; во-вторых, для получения фуа-гра гусей (или уток) принудительно перекармливают, буквально пихая еду им в глотку при помощи специальной трубки (эта процедура называется «гаваж»).

Говорят, гуси и сами по себе склонны к перееданию и не испытывают чувства насыщения. Как бы там ни было, во многих странах мира гаваж либо запрещен особым законом, либо подпадает под законы о жестоком обращении с животными.

Помимо всего прочего фуа-гра — блюдо французское, а значит, претенциозное. Это делает его символом снобизма, в отличие от «купеческой» икры.

Смесь

— «Жили у бабуси два веселых гуся» — то ли украинская, то ли русская народная песенка, по которой детей в музыкальной школе учат одноголосой мелодии.

— В фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» 1962 года Алексей Баталов играет физика-ядерщика по фамилии Гусев. Совершив открытие, герой сетует: «Фамилия у меня подгуляла. Вольт! Ампер! Кюри! 500 вольт — звучит, 1000 ампер — звучит, 850 рентген — тоже звучит, хотя не очень весело. А тут Гусев. Ну что ж, единицу интенсивности излучения придется назвать „гусь“. Наша установка мощностью 50 гусей. Глупо».


Экспонаты Музея хрусталя в городе Гусь-Хрустальный © Wikimedia Commons

— Через Владимирскую и Рязанскую области протекает река Гусь. На ней стоят города Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный. В первом находится знаменитый стекольный завод, во втором некогда был чугунолитейный.

P. S. «Дави гусей — спасай Россию»

12 августа 2015 года в райцентре Апастове в Татарстане представители Россельхознадзора, Роспотребнадзора и прокуратуры обнаружили в магазине три тушки гусей. Их привезли из Венгрии, но сопроводительных документов то ли не было вовсе, то ли с ними было что-то не так. На основании указа президента России «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 29 июля 2015 года, гуси подлежали уничтожению. Что и было исполнено: трех мертвых птиц вывезли в поле и переехали бульдозером.

Это душераздирающее видео стало главным мемом кампании по борьбе с «санкционкой», развернувшейся в России в конце лета 2015 года. Поговорка «Дави гусей — спасай Россию» родилась тогда сразу во многих умах. Предоставим читателю судить, символом чего являются в этом контексте гуси.

Это досмотренная версия страницы
показать/скрыть подробности

ТочностьВыборочно проверено
Полнотабазовая
Читаемостьприемлемая

Символически значимы образы как дикого, так и домашнего гуся.

В первом случае гусь выступает по преимуществу солярным символом, благодаря сезонным миграциям, совпадающим с солнечными равноденствиями — говорят, что гусь «следует за солнцем». В ряде языков понятия солнца и гуся передаются сходными языковыми элементами. В космогонических мифах гусь нередко выступает как птица хаоса, но вместе с тем и как творец вселенной, снёсший золотое яйцо — солнце.

Хорошо выражен сексуальный символизм гуся, основанный с одной стороны на фаллообразности вытянутой и покачивающейся шеи у возбуждённого гуся, с другой — непрерывность высиживания и новой кладки яиц гусыней. Кроме того, замечено, что супружество гуся и гусыни не знает измен.

Домашний гусь чаще всего предстаёт в образе болтливого, по-матерински заботливого и глуповатого существа.

Солнечный и благотворный символизм дикого гуся во многом совпадает с символизмом лебедя, нередко они взаимозаменяемы, особенно в кельтской традиции.

Гуси на египетской настенной росписи. Период Древнего Царства, IV династия. Медум

Содержание

  • 1 Основные значения:
  • 2 Древний Восток
  • 3 Египет
  • 4 Античность
  • 5 Северная традиция
  • 6 Славяне
  • 7 Сибирь
  • 8 Китай
  • 9 Индуизм
  • 10 Гностицизм
  • 11 Христианство
  • 12 Астрономия/логия
  • 13 Гадания
  • 14 Геральдика
  • 15 Психология
  • 16 Искусство
  • 17 Ad vocem
  • 18 Примечания и комментарии

В шумерской традиции гуси посвящены богу(богине ?) домашнего хозяйства и скотоводства Бау — древнейшее упоминание домашнего гуся.

Солнечная птица: дикие гуси появляются в дельте Нила во время зимнего равноденствия, как бы возвещая возрождение светила. Выступает посланцем богов, посредником между Небом и Землёй.

Гусь Нила, «Великий Гоготун» или «Великий Клекочущий» — создатель мира: он снёс Космическое яйцо, из которого вылупилось Солнце — Амон-Ра.

В день зимнего солнцестояния, гуси приносились в жертву как символ возвращающегося Солнца.

  • Геба (Себа) — бога Земли;
  • Тота;
  • Осириса;
  • Исиды;
  • Гора.

Гусь служит эмблемой фараонов (как символ Солнца, воплощением которого и является фараон). При вступлении на престол очередного фараона, было принято выпускать четырёх гусей — на все стороны Света (как вестники).

Иероглиф, изображающий гуся служит для написания слова «сын» (Ф. Порталь).

Поскольку европейские дикие гуси отправляются на зимовку на Средиземноморское побережье (к Чёрному и Каспийскому морям), для греков и римлян их прилёт был знаком наступления зимы.

В греческой мифологии гусь, подобно лебедю, выполняет роль перевозчика душ умерших в подземное царство.

Также символизирует любовь, хорошую хозяйку.

  • Геры (Юноны) — птица т. н. Пхудуха;
  • Аполлона — как солнечного бога;
  • Гермеса — как посланника богов;
  • Пейто (Пеифо, Пеито), подруги Гермеса — как богини ораторского искуства и убеждающей речи;
  • Диониса;
  • Ареса (Марса);
  • Афродиты-Киприды;
  • Эрота — верховое животное;
  • Приапа — как властителя всепоглощающей страсти и плодовитости — верховое животное;
  • Опс.

По свидетельству современников, Сократ любил клясться гусём.

В мифе о Филемоне и Бавкиде гусь получает защиту богов: когда старики ради пришедших инкогнито Юпитера и Меркурия решают зарезать и зажарить гуся, тот метнулся к богам. Юпитер сказал: "Эта птица не должна погибнуть, отныне мы её оберегаем, ибо мы — боги! [1] .

На щите Энея был изображён серебряный гусь, окружённый вызолоченными кружочками, что отпугивало галльских воинов [2] .

В Риме на Капитолийском холме содержались священные гуси, посвящённые Юноне Монете (по другой версии Марсу). По их поведению и аппетиту, жрецами трактовались благоприятные или неблагоприятные ауспиции — предсказания. Эти гуси при осаде в 390 г. н. э. Рима галлами под предводительством Бренна (Бреннуса) оповестили своим гоготаньем защитников города о нападении галлов с тыла. С того времени «капитолийские гуси» служат эмблемой бдительности, а также неожиданного косвенного вклада в важное дело.

В кельтском эпосе — символ войны и атрибут воинственных богов. Как и лебедь, выступает посредником между людьми и миром духов.

У британцев (бритов ?) гусь (вместе с зайцем и куропаткой) — табуированная птица, употребления которой в пищу запрещено [3] .

У крестьян многих стран распространён обычай пускать гусей на сжатое поле.

Гусь, приготавливаемый на день Св. Михаила и на Рождество, олицетворяет убывающую и возрастающую силу солнца.

К рудиментам древних представлений (обрядов) относится популярная игра в гуся (гусей) — с помощью бросания костей, находить дорогу в лабиринте… Возможно, следует вспомнить и русскую игру: «Гуси-гуси, га-га-га!»

В ряде сибирских традиций известен т. н. «гусиный дух», ведавший судьбой.

Выступает «ездовым животным» для души умершего.

Дикий гусь — небесная птица, ян, мужество, свет, воодушевление, скорость, осень.

Из-за регулярности сезонных миграций рассматривается как птица-посланник, приносящая добрые вести.

Подобно утке, служит символом супружеских верности и счастья. По обычаю, его дарят молодожёнам на свадьбу как талисман, помогающий любви в браке.

В искусстве Китая и Японии на первый план выступает значение гуся как осенней птицы, связываемого благодаря этому с Луной.

Хамса — вахана Брахмы, изображается как дикий гусь (или как лебедь).

В его образе представляется созидательный принцип (некто самосущий).

Означает также свободу от уз (духовная чистота конечной свободы), духовность, преданность, учение и красноречие.

В представлении браминов гусь помогает душам вырваться из непрерывного круга существования.

Рассматривается как воплощение Святого Духа, жизни, возрождения…

Символ предусмотрительности и бдительности.

Олицетворение бдительности и провидения.

Жертвенная птица, традиционное блюдо на день святого Мартина (11 ноября) и на Рождество.

Атрибут Св. Мартина Турского — согласно легенде, святой умер, объевшись на дружеском ужине гусиным жиром.

В Средние века в Европе гуси — ездовые животные ведьм и колдуний.

Соотносится с зодиакальным знаком Водолея.

В гадании по снам — не слишком щедрая похвала, вознаграждение.

  • Образ бессмысленной глупости — убийство гуся, кладущего золотые яйца в басне Эзопа.
  • Книга Шарля Перро «Сказки матушки Гусыни».
  • Гусь, за которым гонится старик вокруг обеденного стола, — Филемон и Бавкида.
  • Сюжет «Гусыни брата Филиппе (Бальдуччи)»
Боккаччо, «Декамерон», 4: вступление

Филиппе, некий флорентиец, овдовел и удалился вместе с единственным своим сыном в горы, чтобы оградить его от дьяволов города. Так было, пока сын не вырос и не отправился сопровождать отца во Флоренцию. По пути они повстречали компанию девушек, возвращавшихся со свадьбы. «А это что такое?» — спросил сын. «Не обращай внимания, — ответил отец. — Это молодые гусыни, от них только беда». Отец сделал юноше выговор за его желание взять одну из них с собой домой.

Сюжет встречается во французской живописи рококо: молодой человек спрашивает своего престарелого родителя по поводу проходящей мимо группки болтающих девушек.

  • «Выпь, обезьяна и старый лис не имели пары — каждый для себя. Тут появилась гусыня, и всех сразу „поженила“ на себе».
У. Шекспир «Напрасные усилия любви»
  • В Старой Англии «винчестерскими гусями, гусынями» называли тех, кто болен венерической болезнью [4] , а также проституток.
  • «Глупый как гусь», «Провинциальная гусыня» — наивная, восторженная или самонадеянная глупость, провинциальность;
  • «Ходить гусем»;
  • «Хорош гусь!»
  • «Был слышен голос гуся среди лебединых песен…»
Вергилий «Буколики»
  • «А пусть все другие народы знают, что поляки — не гуси, свой язык имеют!»
Н. Рей «Зверинец»

Пословицы и поговорки:

  • «Три невесты, два гуся — вот и ярмарка вся!»
  • «Гусиная кожа» — холод, страх;
  • «Как с гуся вода» — всё нипочём;
  • «Гуси кричат, крыльями посвистывают» — примета начавшихся ветров, ветер, душа, дух…
  • «Гусиный шаг» — в старой прусской армии: маршировать, очень высоко поднимая ноги;
  • «Серые гуси» — современное жаргонное название солдат-наёмников.

Абашевская и Андроновская культуры ,вне всякого сомнения, связанные и являющиеся культурой гансов-гуннов, начали развитие в бассейне реки Обь, откуда распостранились вплоть до Эллады и Дании, Китая и Индии, но большинство людей этой культуры остались на просторах Евразии, оставив основу теперешнего народа России. Культовым животным, наряду с медведем, был и гусь-лебедь,упоминаемые в сказках русского народа неразрывно. Впрочем, подобные,даже скорее,идентичные сказания наблюдаются и в Померании и Дании и Швеции, куда доходили гунны-гансы в эпоху бронзы. Само название этого племени связано с гусем,ведь по-немецки ганс-гусь.и естесственно,что сказки и сказания с гусем многочисленны-Гуси-Лебеди выступают во многих сказках. Но ранее, гусь был предметом культа-это животное, как в мифах о Аполлоне, который был выходцем тоже с Севера, уносило душу умершего в Страну мертвых. О этом говорят многочисленные статуэтки этих птиц в захоронениях скифов, сармат и гуннов. Но в эпоху бронзы гуси изображались схематически, в виде меандра.

Андроновская керамика.схематическое изображение гуся. ставшее впоследствии меандром Эллады

бассейн реки Обь, деревянные ковши с головой гуся.

Мумия из Египта с меандром.Очевидно,гиксосы. Начало второго тысячелетия до н.э.

меандр, абашевская культура.

кадр из мультфильма.Жили у бабуси два веселых гуся.

Жили у бабуси
Два весёлых гуся, —
Один — серый,
Другой — белый,
Два весёлых гуся.

Вытянули шеи,
У кого длиннее,-
Один — серый,
Другой — белый,
У кого длиннее.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки, —
Один — серый,
Другой — белый,
Спрятались в канавке

Вот кричит бабуся: —
Ой, пропали гуси,
Один — серый,
Другой — белый,
Гуси мои, гуси.

Выходили гуси,
Кланялись бабусе
Один — серый,
Другой — белый,
Кланялись бабусе.

Серебряная чаша с изображением лебедей. ГИМ, Москва

Сарматское захоронение, видна статуэтка гуся

У сарматов, также гусь сопровождал в посмертии. Очевидно,судя по сказкам, должен был улететь с душой умершего на прародину, далекий Север. По мокшански Гусь- маци, -хть , роследнее близко слову ХАНТ

Лебедь из Пазырыкского кургана.

У саков лебедь так же был сакральным существом, чья функция была доставить душу умершего в загробный мир. Вспомним упряжку из лебедей Аполлона.

Лишним доказательством того,что гунны-гансы в третьем тысячелетии достигли Эллады, доказывают и культ лебедя-гуся, связанный с культом Аполлона и Артемиды.

В ряду мно­го­чис­лен­ных живых атри­бу­тов Апол­ло­на лебедь по пра­ву зани­ма­ет глав­ное место. Популяр­ность моти­ва «Апол­лон и лебеди» засвиде­тель­ст­во­ва­на на про­тя­же­нии всей антич­но­сти. Эта кра­си­вая гор­дая пти­ца сопро­вож­да­ет боже­ст­вен­ных близ­не­цов Апол­ло­на и Арте­ми­ду «самых пре­лест­ных меж слав­ных потом­ков Ура­на» (Hes. Theog., 920). Ино­гда на лебеде (а чаще на гусе, судя по вазо­пи­си) появ­ля­ет­ся «золотая Афро­ди­та» или ее сорва­нец Эрот (но это уже позд­ний элли­низм).

Поэты и фило­со­фы часто назы­ва­ют лебедя пти­цей Апол­ло­на (H. h., XXI. 1 sq; Sapph. frg. 147b, Pla­to, Phed., 85b.), «голо­си­стым пев­цом бога», «самой певу­чей из птиц» (Call. Hymn., II, 5; IV, 249), «любим­цем муз» (Eur. Ip­phig. T., 1103—1105), «пифий­ским и делос­ским» (Aris­toph. Av., 870). «Длин­но­ше­ею радо­стью Апол­ло­на» вели­ча­ет лебедя Вак­хи­лид (Dyph., 16). Мотив «лебеди­ной пес­ни» не был изве­стен в древ­но­сти, его нет у Гоме­ра, Геси­о­да, а так­же в гоме­ро­вых гим­нах. Напро­тив, лебедь в свя­щен­ных местах Апол­ло­на поет посто­ян­но, сла­вя рож­де­ние бога на Дело­се (Call., II, 250—254), или пред­ве­щая его появ­ле­ние (II, 5; Aris­toph. Av., 769—770), или рас­пе­вая в стране гипер­бо­ре­ев гим­ны во вре­мя свя­щен­но­дей­ст­вий. Как сооб­ща­ет Эли­ан (De nat. an., XI, 1), в это вре­мя с Рипей­ских гор сле­та­ют­ся тучи лебедей, «они обле­та­ют храм, как бы очи­щая его сво­им поле­том», а затем чин­но рас­са­жи­ва­ют­ся на огра­де хра­ма, «пред­став­ляя собой зре­ли­ще вели­че­ст­вен­ное по мно­же­ству и кра­со­те». Когда же пев­цы начи­на­ют сла­вить бога в сопро­вож­де­нии кифа­ри­стов, «тогда и лебеди сооб­ща при­со­еди­ня­ют­ся к пению и нико­им обра­зом нигде не поют несклад­но или неточ­но», вир­ту­оз­но испол­няя мело­дию, подоб­но опыт­ным пев­цам, руко­во­ди­мым хоре­гом. И целый день «выше­на­зван­ные пер­на­тые пев­цы все вме­сте про­слав­ля­ют и вос­пе­ва­ют бога».

Близнецы с Алатырь-острова. Дети мертвой матери.

Добрый день!

Фонтан

Фонтан «Гуси» в городе Минске

ЗООЛОГИЯ. Птицы. Отряд ГУСЕОБРАЗНЫЕ

Говорят, что гусь — это птица, приносящая всем благо, символизирующая нам взлеты и падения, но обычно всегда поднимающаяся вверх для новых свершений.

ПОКРОВИТЕЛЬСТВО. Гусь считается птицей Даждьбога.

Растение есть — Гусиный лук, хорошее лакомство для гусей.

Дикий гусь в городе Вава

Дикий гусь в городе Вава

ИЗ ИСТОРИИ: Известен интересный исторический факт о том, что гуси, услышав тихо приближающиеся к городу большое вражеское войско, своим громким клекотом предупредили всех защитников города, и тем самым спасли Рим. И символизирует с тех пор гусь бдительность и довольно неожиданный вклад в нужное дело.

В СКАЗАНИЯХ. Говорят, что когда русалкам становится скучно, они завертывают за спиной у гусей их крылья одно за другое.

-гуси Ордынской

рисунок Марины Ордынской

В СЛАВЯНСКИХ ЛЕГЕНДАХ.

Согласно одному из мифов, бог Ра появился на этот свет из яйца, которое снёс гусь, что звался Великий Гоготун.

Интересно, что Ока, приток славянской Ра-реки (Волги), имеет среди своих многочисленных притоков – Гусь и Москву.

Имя Москва в своих корнях имеет Мося — старославянского бога. А у Мося священным животным был гусь.

Больше всего нам, конечно, в сказках Гуси-Лебеди из одноименной сказки знакомы.

Птицы сильные, вот жаль только, что отрицательному персонажу служили: что Баба-Яга говорила, то и делали.

гуси-ивашка из дворца пионеров 2

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ имеют гуси-лебеди, что служили Бабе-Яге.

Но служили верно. Вот попросила она упитанного мальчика принести — гуси так и сделали…

На кадре из мультфильма «Ивашка из Дворца Пионеров» момент перевоспитания: гуси возвращают Ваню обратно.

1-гусь-терешечка

ТЕРЕШЕЧКА.

В этой русской народной сказке мальчику помогает ободранный гусенок.

Именно он на своих крыльях приносит Терешечку обратно, к родимому дому.

В благодарность гусенка откормили да отпоили, и на волю-волюшку выпустили. С тех пор стал он широко своими крыльями махать, да впереди стада гусиного летать да и Терешечку добрым словом вспоминать.

1-гусь Мартин

ГУСЬ МАРТИН.

Мартином звали любимого маминого гуся в сказке Сельмы Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». Мартин проявил себя как настоящий друг, он помогал Нильсу в трудных ситуациях и, главное, Мартин сумел отстоять право Нильса жить к гусиной стае, хотя Нильс — и человек. Увы, но для гусиной стаи «человек» — это звучит плохо!

1-кулинария-гусь-диво

МНОГОРАЗОВЫЙ ГУСЬ. Удивительного гуся подарил мужику Леший. Стоит только сказать: Встряхнись гусь, встрепенись гусь, да скорее иди на сковородку ложись. Гусь тут же перышки сбросит, на сковородку уляжется — и готов к запеканию. А потом гуся можно оживить, и на следующий день — снова запечь. Помимо кулинарного многоразового использования, обладал этот гусь и другой способностью — мог «приклеивать» к себе чужих людей. Встречается в сказке «Диво дивное, чудо чудное»

В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА:

«Гусиная кожа»,

Гусь лапчатый

  • А ты тоже гусь лапчатый, так и норовишь на шею девочке усесться! Зачем заставляешь себя господином называть? Почто над ней издеваешься? Тоже мне, султан‑паша нашелся… А.Прозоров, Возвращение (Ведун-12)

«Гуси Рим спасли»

Гусь свинье не товарищ

Передвижение гусиным шагом — на присядках.

Как с гуся вода

Не дразни гусей — не провоцируй! не делай гадостей, ибо реакция окружающих тебе может не понравиться.

Ну ты и гусь! — так говорят тому, кто тебя удивил чем-то не совсем положительным. Обычно так отзываются о мелких мошенниках (ну он и гусь)

СИМВОЛИКА. Гусь символизирует свободу и чуткость,чистоту и супружескую верность.

1-лебедь Брахмы

У ДРУГИХ НАРОДОВ

Гусь — священная птица египетского бога Амон-Ра.

ЕЗДОВОЕ ЖИВОТНОЕ. Именно им в Индии служит Гусь у Брахмы. Правда, некоторые утверждают, что это Брахме служит не Гусь, а Лебедь.

ПАМЯТНИКИ ГУСЯМ есть в разных городах:

  • в Минске есть фонтан «Гуси».
  • -В Канаде, в провинции Онтарио, есть города Вава, что в переводе значит — «дикий гусь». Естественно, что там тоже есть памятник гусю.1-гусь- - Территория Фермеров-

Встречается в игре «Территория Фермеров»

 Гусь на гербе Убинского района, г.Стерлитамак и г.Уржум

Гусь на гербе Убинского района, г.Стерлитамак и г.Уржум

Гусь на гербе Убинского района Новосибирской области, г.Стерлитамак, Башкирия и г.Уржум, Кировской области

1-гусь-трускавец

Гусь в геральдике или на гербах каких городов есть гуси?

Гусь есть на гербе г.Череповец (Львовская область Украины)

герб города Гусь-Хрустальный

герб города Гусь-Хрустальный

А еще красивый гусь на гербе города Гусь-Хрустальный

гусь на гербе Поседарье

гусь на гербе Поседарье

Гусь есть на гербе общины Поседарье (Хорватия)

(651) Подборка выполнена для сайта

Читайте также: