В какой стране гусь священная птица
Опубликовано: 26.11.2023
Абашевская и Андроновская культуры ,вне всякого сомнения, связанные и являющиеся культурой гансов-гуннов, начали развитие в бассейне реки Обь, откуда распостранились вплоть до Эллады и Дании, Китая и Индии, но большинство людей этой культуры остались на просторах Евразии, оставив основу теперешнего народа России. Культовым животным, наряду с медведем, был и гусь-лебедь,упоминаемые в сказках русского народа неразрывно. Впрочем, подобные,даже скорее,идентичные сказания наблюдаются и в Померании и Дании и Швеции, куда доходили гунны-гансы в эпоху бронзы. Само название этого племени связано с гусем,ведь по-немецки ганс-гусь.и естесственно,что сказки и сказания с гусем многочисленны-Гуси-Лебеди выступают во многих сказках. Но ранее, гусь был предметом культа-это животное, как в мифах о Аполлоне, который был выходцем тоже с Севера, уносило душу умершего в Страну мертвых. О этом говорят многочисленные статуэтки этих птиц в захоронениях скифов, сармат и гуннов. Но в эпоху бронзы гуси изображались схематически, в виде меандра.
Жили у бабуси
Два весёлых гуся, —
Один — серый,
Другой — белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи,
У кого длиннее,-
Один — серый,
Другой — белый,
У кого длиннее.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки, —
Один — серый,
Другой — белый,
Спрятались в канавке
Вот кричит бабуся: —
Ой, пропали гуси,
Один — серый,
Другой — белый,
Гуси мои, гуси.
Выходили гуси,
Кланялись бабусе
Один — серый,
Другой — белый,
Кланялись бабусе.
У сарматов, также гусь сопровождал в посмертии. Очевидно,судя по сказкам, должен был улететь с душой умершего на прародину, далекий Север. По мокшански Гусь- маци, -хть , роследнее близко слову ХАНТ
У саков лебедь так же был сакральным существом, чья функция была доставить душу умершего в загробный мир. Вспомним упряжку из лебедей Аполлона.
Лишним доказательством того,что гунны-гансы в третьем тысячелетии достигли Эллады, доказывают и культ лебедя-гуся, связанный с культом Аполлона и Артемиды.
В ряду многочисленных живых атрибутов Аполлона лебедь по праву занимает главное место. Популярность мотива «Аполлон и лебеди» засвидетельствована на протяжении всей античности. Эта красивая гордая птица сопровождает божественных близнецов Аполлона и Артемиду «самых прелестных меж славных потомков Урана» (Hes. Theog., 920). Иногда на лебеде (а чаще на гусе, судя по вазописи) появляется «золотая Афродита» или ее сорванец Эрот (но это уже поздний эллинизм).
Поэты и философы часто называют лебедя птицей Аполлона (H. h., XXI. 1 sq; Sapph. frg. 147b, Plato, Phed., 85b.), «голосистым певцом бога», «самой певучей из птиц» (Call. Hymn., II, 5; IV, 249), «любимцем муз» (Eur. Ipphig. T., 1103—1105), «пифийским и делосским» (Aristoph. Av., 870). «Длинношеею радостью Аполлона» величает лебедя Вакхилид (Dyph., 16). Мотив «лебединой песни» не был известен в древности, его нет у Гомера, Гесиода, а также в гомеровых гимнах. Напротив, лебедь в священных местах Аполлона поет постоянно, славя рождение бога на Делосе (Call., II, 250—254), или предвещая его появление (II, 5; Aristoph. Av., 769—770), или распевая в стране гипербореев гимны во время священнодействий. Как сообщает Элиан (De nat. an., XI, 1), в это время с Рипейских гор слетаются тучи лебедей, «они облетают храм, как бы очищая его своим полетом», а затем чинно рассаживаются на ограде храма, «представляя собой зрелище величественное по множеству и красоте». Когда же певцы начинают славить бога в сопровождении кифаристов, «тогда и лебеди сообща присоединяются к пению и никоим образом нигде не поют нескладно или неточно», виртуозно исполняя мелодию, подобно опытным певцам, руководимым хорегом. И целый день «вышеназванные пернатые певцы все вместе прославляют и воспевают бога».
Близнецы с Алатырь-острова. Дети мертвой матери.
От Древнего Египта до борьбы с «санкционкой»: образ гордой птицы в мировой культуре
Гусь в мифологии

Фрагмент росписи в гробнице Небамона. Фивы, около 1350 года до н. э. © British Museum
Миграции гусей в целом совпадают с солнечным циклом: после осеннего равноденствия они улетают на юг, после весеннего — возвращаются на север. Во многих древних мифологиях это сделало дикого гуся важным солярным символом. У южных народов (египтян, греков, римлян) прилет гусей символизировал наступление зимы. В дельте Нила птицы появлялись аккурат к зимнему солнцестоянию, когда день начинает прибывать. Так что для египтян прилет гусей означал возрождение Солнца. В их мифологии Солнце родилось из яйца, снесенного Великим Гоготуном.
Соответственно, у северян (кельтов, германцев, славян) отлет гусей означал конец лета, а их возвращение было предвестием весны: они как бы носят с собой тепло. Перелетная стая гусей в северном фольклоре — враждебная сила: достаточно вспомнить русских гусей-лебедей, которые служат Бабе-яге и похищают маленького Иванушку. Кстати, «гуси-лебеди» — это не сборище разных птиц, а однородная стая: лебедь — ближайший родственник дикого гуся, их часто смешивали, так что выражение «гуси-лебеди» — это примерно как «травушка-муравушка».
Согласно мифологической трактовке «Гусей-лебедей», братец Иванушка — это юноша, проходящий обряд инициации, а сестрица Аленушка — помогающая ему жрица. Гуси-лебеди выступают в роли психофоров, то есть переносчиков душ между мирами. Подобными функциями диких гусей наделяли многие северные мифологии, в том числе сибирские.
Медумские гуси

Роспись гробницы в Медуме © Museum of Cairo
Гробница в Медуме (Мейдуме) сооружена в первой половине III тысячелетия до нашей эры, еще до того, как египтяне начали строить пирамиды. В 1871 году, исследуя эту гробницу, француз Огюст Мариет и итальянец Луиджи Вассали обнаружили в одном из помещений великолепную роспись, ныне известную как «Медумские гуси». Вассали снял роспись со стены по кускам и заново собрал в музее в Булаке (Мариет был его основателем, а Вассали — куратором). Ныне роспись хранится в Каирском музее и считается одним из главных шедевров древнеегипетского искусства. Впрочем, в 2015 году директор итальянской археологической миссии в Египте Франческо Тирадритти заявил, что считает «Гусей» подделкой. Известно, что Вассали был отличным художником. Стиль «Гусей», в том числе реалистичность изображения, уникален для Древнего Египта. Трещины, по мнению Тирадритти, не похожи на те, которые появились бы при снятии росписи со стены. И это не говоря о том, что такого разнообразия гусей (на росписи представлены три вида птиц) в Древнем Египте не водилось. Сомнения Тирадритти остаются предметом ожесточенной дискуссии среди египтологов.
Гусь как сексуальный символ

Афродита верхом на гусе. Фрагмент росписи чаши. Греция, около 460 года до н. э. © British Museum
Греки и римляне чаще имели дело с домашними гусями, чем с дикими. Тут на первый план выступает сексуальная символика. Во-первых, домашние гуси моногамны. Во-вторых, сексуально возбужденный гусь ведет себя очень характерно: вытягивает шею и покачивает ею, так что в ней видится что-то фаллическое. Наконец, в-третьих, гусыня откладывает и высиживает яйца непрерывно, что делает ее идеальной матерью. Именно поэтому в Риме гуси жили при храме Юноны, богини брака и материнства.
По поведению таких священных птиц (не только Юнониных гусей) особая жреческая коллегия — авгуры — проводила ауспиции, официальные гадания, по которым определяли распорядок народных собраний.
Сократ клянется гусем

Сократ. Фрагмент фрески Пьетро Перуджино. Италия, 1497–1500 годы © Collegio del Cambio, Perugia
Ученики Сократа, сохранившие немало его изречений, сообщали, в частности, что он довольно часто клялся собакой, бараном или гусем. В том, что это означает, современные исследователи не вполне уверены. Возможно, Сократ тем самым демонстрировал пренебрежение к суетным клятвам. Возможно, имеются в виду животные, которых, по идее, надо принести в жертву при произнесении клятвы; Сократ же бросает: «клянусь гусем» — так мы говорим «ей-богу» или «бог свидетель», не подразумевая при этом серьезной апелляции к божественному авторитету. Наконец, это может быть проявлением благочестия: Сократ говорил «клянусь гусем» вместо, например, «клянусь Зевсом», чтобы не поминать бога всуе.
Гуси Рим спасли

Гуси спасают Рим. Гравюра Джона Лича из книги «История Рима в картинках». 1850 год © Wikimedia Commons
Эту историю мы знаем от Тита Ливия — римского историка рубежа нашей эры («История Рима от основания города», книга V, глава 47). Она произошла в начале IV века до нашей эры, когда Римская республика была молода и еще не выступила за пределы Италии. С севера пришли сеноны — кельтское племя во главе с Бренном. Римляне называли их, как и всех кельтов, галлами. Они разгромили римское войско и разграбили город. Последним оплотом римлян был Капитолийский холм — укрепленный сакральный центр города, где стояли главные храмы. От голода стражу сморил сон, уснули даже собаки. А вот гуси, посвященные Юноне (и лишь поэтому до сих пор не съеденные), не спали. И когда враги под покровом ночи попытались прорваться на Капитолий, они подняли гогот и перебудили римлян. Атака была отбита. Римлянам все равно пришлось откупаться от Бренна, но заслуга гусей, спасших остатки римской чести, не забыта по сей день.
Лучшая в мире подтирка

Гаргантюа. Гравюра Гюстава Доре. 1873 год © Fine Arts Museums of San Francisco
В 13-й главе «Повести о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля» Франсуа Рабле вкладывает в уста своего героя, совсем еще юного, легендарное рассуждение о подтирке. Гаргантюа перечисляет множество вещей, которые он использовал для этой операции, как то: разнообразные предметы дамского гардероба и домашнего обихода, головные уборы, растения, животные… В конце концов он пришел к выводу, что лучшая в мире подтирка — это пушистый гусенок, который, во-первых, мягонький, а во-вторых, тепленький. «И напрасно вы думаете, — заключает Гаргантюа свое рассуждение, — будто всем своим блаженством в Елисейских полях герои и полубоги обязаны асфоделям, амброзии и нектару, как тут у нас болтают старухи. По-моему, все дело в том, что они подтираются гусятами…» Вкладывал ли Рабле какой-то особый символизм в столь непочтительное обращение с гусенком, остается только догадываться.
Матушка Гусыня

«Сказки матушки Гусыни». Фронтиспис рукописи Шарля Перро. 1695 год © Morgan Library and Museum
Матушка Гусыня, рассказывающая детишкам сказки и поющая песенки, — образ европейского фольклора, популяризованный в конце XVII века французским писателем Шарлем Перро. Большинство сказок из сборника Перро основаны на фольклорных мотивах, но переработаны в духе классицистической басни. Английские «Песенки матушки Гусыни» появились в XVIII веке.
По-видимому, матушка Гусыня — это просто стереотипный образ деревенской женщины, но существует множество легенд о ее реальном прототипе. По одной из версий, это Берта Бургундская, супруга французского короля Роберта II Благочестивого (972–1031), которая была известна как Берта Гусеногая (видимо, из-за косолапости) и славилась как прекрасная рассказчица. По другой версии, матушка Гусыня — это одна из жен Айзека Гуза (англ. goose — «гусь»), жившего в Бостоне во второй половине XVII века. Первую жену мистера Гуза звали Элизабет, вторую — Мэри.
Гусь в русской литературе

Октябрьская улица в Тарусе. 1953 год © pastvu.com
Гусь — символ провинциальности и убожества. Особенно если он появляется в описании города: тогда он — верный признак неизжитой деревенской сущности. У Гоголя в начале «Ревизора» Городничий выговаривает судье Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяпкину: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично…» В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» весь сыр-бор разгорается из-за того, что один назвал другого гусаком.
В том же сатирическом ключе образ гуся обыгрывается в «Золотом теленке», где Паниковский крадет птицу в Арбатове, а Бендер потом его непрестанно этим третирует. В конце концов Паниковский разражается страстным монологом: «Бендер, вы знаете, как я вас уважаю, но вы ничего не понимаете! Вы не знаете, что такое гусь! Ах, как я люблю эту птицу! Это дивная жирная птица, честное, благородное слово. Гусь! Бендер! Крылышко! Шейка! Ножка! Вы знаете, Бендер, как я ловлю гуся? Я убиваю его, как тореадор, — одним ударом. Это опера, когда я иду на гуся! „Кармен“. »
В стихотворении Николая Заболоцкого «Городок» к издевке примешивается нешуточная тоска:
Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!
Гусь в гастрономии

Иллюстрация из книги «Mrs Beeton’s Book of Household Management». Англия, 1860-е годыЖареный гусь — в центре. © Wikimedia Commons
Обычай запекать гуся на Рождество, по-видимому, укоренен в символическом значении этой птицы как вестника смены времен года. Рождество приурочено к зимнему солнцестоянию, которое так или иначе отмечали едва ли не во всех языческих культурах. А гусь — птица солнечная (см. выше, «Гусь в мифологии»). К этой трапезе гуся откармливали весь год.
Особая история — фуа-гра. Это очень древний деликатес, он описан еще в поваренной книге Апиция (IV век) под названием iecur ficatum — «инжирная печень», поскольку для увеличения печени гусей рекомендовали откармливать инжиром. Это венец кулинарных извращений: во-первых, чудовищно дорого и потому страшно престижно; во-вторых, для получения фуа-гра гусей (или уток) принудительно перекармливают, буквально пихая еду им в глотку при помощи специальной трубки (эта процедура называется «гаваж»).
Говорят, гуси и сами по себе склонны к перееданию и не испытывают чувства насыщения. Как бы там ни было, во многих странах мира гаваж либо запрещен особым законом, либо подпадает под законы о жестоком обращении с животными.
Помимо всего прочего фуа-гра — блюдо французское, а значит, претенциозное. Это делает его символом снобизма, в отличие от «купеческой» икры.
Смесь
— «Жили у бабуси два веселых гуся» — то ли украинская, то ли русская народная песенка, по которой детей в музыкальной школе учат одноголосой мелодии.
— В фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» 1962 года Алексей Баталов играет физика-ядерщика по фамилии Гусев. Совершив открытие, герой сетует: «Фамилия у меня подгуляла. Вольт! Ампер! Кюри! 500 вольт — звучит, 1000 ампер — звучит, 850 рентген — тоже звучит, хотя не очень весело. А тут Гусев. Ну что ж, единицу интенсивности излучения придется назвать „гусь“. Наша установка мощностью 50 гусей. Глупо».
Экспонаты Музея хрусталя в городе Гусь-Хрустальный © Wikimedia Commons
— Через Владимирскую и Рязанскую области протекает река Гусь. На ней стоят города Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный. В первом находится знаменитый стекольный завод, во втором некогда был чугунолитейный.
P. S. «Дави гусей — спасай Россию»
12 августа 2015 года в райцентре Апастове в Татарстане представители Россельхознадзора, Роспотребнадзора и прокуратуры обнаружили в магазине три тушки гусей. Их привезли из Венгрии, но сопроводительных документов то ли не было вовсе, то ли с ними было что-то не так. На основании указа президента России «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 29 июля 2015 года, гуси подлежали уничтожению. Что и было исполнено: трех мертвых птиц вывезли в поле и переехали бульдозером.
Это душераздирающее видео стало главным мемом кампании по борьбе с «санкционкой», развернувшейся в России в конце лета 2015 года. Поговорка «Дави гусей — спасай Россию» родилась тогда сразу во многих умах. Предоставим читателю судить, символом чего являются в этом контексте гуси.
Точность | Выборочно проверено |
Полнота | базовая |
Читаемость | приемлемая |
Символически значимы образы как дикого, так и домашнего гуся.
В первом случае гусь выступает по преимуществу солярным символом, благодаря сезонным миграциям, совпадающим с солнечными равноденствиями — говорят, что гусь «следует за солнцем». В ряде языков понятия солнца и гуся передаются сходными языковыми элементами. В космогонических мифах гусь нередко выступает как птица хаоса, но вместе с тем и как творец вселенной, снёсший золотое яйцо — солнце.
Хорошо выражен сексуальный символизм гуся, основанный с одной стороны на фаллообразности вытянутой и покачивающейся шеи у возбуждённого гуся, с другой — непрерывность высиживания и новой кладки яиц гусыней. Кроме того, замечено, что супружество гуся и гусыни не знает измен.
Домашний гусь чаще всего предстаёт в образе болтливого, по-матерински заботливого и глуповатого существа.
Солнечный и благотворный символизм дикого гуся во многом совпадает с символизмом лебедя, нередко они взаимозаменяемы, особенно в кельтской традиции.
Содержание
- 1 Основные значения:
- 2 Древний Восток
- 3 Египет
- 4 Античность
- 5 Северная традиция
- 6 Славяне
- 7 Сибирь
- 8 Китай
- 9 Индуизм
- 10 Гностицизм
- 11 Христианство
- 12 Астрономия/логия
- 13 Гадания
- 14 Геральдика
- 15 Психология
- 16 Искусство
- 17 Ad vocem
- 18 Примечания и комментарии
В шумерской традиции гуси посвящены богу(богине ?) домашнего хозяйства и скотоводства Бау — древнейшее упоминание домашнего гуся.
Солнечная птица: дикие гуси появляются в дельте Нила во время зимнего равноденствия, как бы возвещая возрождение светила. Выступает посланцем богов, посредником между Небом и Землёй.
Гусь Нила, «Великий Гоготун» или «Великий Клекочущий» — создатель мира: он снёс Космическое яйцо, из которого вылупилось Солнце — Амон-Ра.
В день зимнего солнцестояния, гуси приносились в жертву как символ возвращающегося Солнца.
- Геба (Себа) — бога Земли;
- Тота;
- Осириса;
- Исиды;
- Гора.
Гусь служит эмблемой фараонов (как символ Солнца, воплощением которого и является фараон). При вступлении на престол очередного фараона, было принято выпускать четырёх гусей — на все стороны Света (как вестники).
Иероглиф, изображающий гуся служит для написания слова «сын» (Ф. Порталь).
Поскольку европейские дикие гуси отправляются на зимовку на Средиземноморское побережье (к Чёрному и Каспийскому морям), для греков и римлян их прилёт был знаком наступления зимы.
В греческой мифологии гусь, подобно лебедю, выполняет роль перевозчика душ умерших в подземное царство.
Также символизирует любовь, хорошую хозяйку.
- Геры (Юноны) — птица т. н. Пхудуха;
- Аполлона — как солнечного бога;
- Гермеса — как посланника богов;
- Пейто (Пеифо, Пеито), подруги Гермеса — как богини ораторского искуства и убеждающей речи;
- Диониса;
- Ареса (Марса);
- Афродиты-Киприды;
- Эрота — верховое животное;
- Приапа — как властителя всепоглощающей страсти и плодовитости — верховое животное;
- Опс.
По свидетельству современников, Сократ любил клясться гусём.
В мифе о Филемоне и Бавкиде гусь получает защиту богов: когда старики ради пришедших инкогнито Юпитера и Меркурия решают зарезать и зажарить гуся, тот метнулся к богам. Юпитер сказал: "Эта птица не должна погибнуть, отныне мы её оберегаем, ибо мы — боги! [1] .
На щите Энея был изображён серебряный гусь, окружённый вызолоченными кружочками, что отпугивало галльских воинов [2] .
В Риме на Капитолийском холме содержались священные гуси, посвящённые Юноне Монете (по другой версии Марсу). По их поведению и аппетиту, жрецами трактовались благоприятные или неблагоприятные ауспиции — предсказания. Эти гуси при осаде в 390 г. н. э. Рима галлами под предводительством Бренна (Бреннуса) оповестили своим гоготаньем защитников города о нападении галлов с тыла. С того времени «капитолийские гуси» служат эмблемой бдительности, а также неожиданного косвенного вклада в важное дело.
В кельтском эпосе — символ войны и атрибут воинственных богов. Как и лебедь, выступает посредником между людьми и миром духов.
У британцев (бритов ?) гусь (вместе с зайцем и куропаткой) — табуированная птица, употребления которой в пищу запрещено [3] .
У крестьян многих стран распространён обычай пускать гусей на сжатое поле.
Гусь, приготавливаемый на день Св. Михаила и на Рождество, олицетворяет убывающую и возрастающую силу солнца.
К рудиментам древних представлений (обрядов) относится популярная игра в гуся (гусей) — с помощью бросания костей, находить дорогу в лабиринте… Возможно, следует вспомнить и русскую игру: «Гуси-гуси, га-га-га!»
В ряде сибирских традиций известен т. н. «гусиный дух», ведавший судьбой.
Выступает «ездовым животным» для души умершего.
Дикий гусь — небесная птица, ян, мужество, свет, воодушевление, скорость, осень.
Из-за регулярности сезонных миграций рассматривается как птица-посланник, приносящая добрые вести.
Подобно утке, служит символом супружеских верности и счастья. По обычаю, его дарят молодожёнам на свадьбу как талисман, помогающий любви в браке.
В искусстве Китая и Японии на первый план выступает значение гуся как осенней птицы, связываемого благодаря этому с Луной.
Хамса — вахана Брахмы, изображается как дикий гусь (или как лебедь).
В его образе представляется созидательный принцип (некто самосущий).
Означает также свободу от уз (духовная чистота конечной свободы), духовность, преданность, учение и красноречие.
В представлении браминов гусь помогает душам вырваться из непрерывного круга существования.
Рассматривается как воплощение Святого Духа, жизни, возрождения…
Символ предусмотрительности и бдительности.
Олицетворение бдительности и провидения.
Жертвенная птица, традиционное блюдо на день святого Мартина (11 ноября) и на Рождество.
Атрибут Св. Мартина Турского — согласно легенде, святой умер, объевшись на дружеском ужине гусиным жиром.
В Средние века в Европе гуси — ездовые животные ведьм и колдуний.
Соотносится с зодиакальным знаком Водолея.
В гадании по снам — не слишком щедрая похвала, вознаграждение.
- Образ бессмысленной глупости — убийство гуся, кладущего золотые яйца в басне Эзопа.
- Книга Шарля Перро «Сказки матушки Гусыни».
- Гусь, за которым гонится старик вокруг обеденного стола, — Филемон и Бавкида.
- Сюжет «Гусыни брата Филиппе (Бальдуччи)»
Филиппе, некий флорентиец, овдовел и удалился вместе с единственным своим сыном в горы, чтобы оградить его от дьяволов города. Так было, пока сын не вырос и не отправился сопровождать отца во Флоренцию. По пути они повстречали компанию девушек, возвращавшихся со свадьбы. «А это что такое?» — спросил сын. «Не обращай внимания, — ответил отец. — Это молодые гусыни, от них только беда». Отец сделал юноше выговор за его желание взять одну из них с собой домой.
Сюжет встречается во французской живописи рококо: молодой человек спрашивает своего престарелого родителя по поводу проходящей мимо группки болтающих девушек.
- «Выпь, обезьяна и старый лис не имели пары — каждый для себя. Тут появилась гусыня, и всех сразу „поженила“ на себе».
- В Старой Англии «винчестерскими гусями, гусынями» называли тех, кто болен венерической болезнью [4] , а также проституток.
- «Глупый как гусь», «Провинциальная гусыня» — наивная, восторженная или самонадеянная глупость, провинциальность;
- «Ходить гусем»;
- «Хорош гусь!»
- «Был слышен голос гуся среди лебединых песен…»
- «А пусть все другие народы знают, что поляки — не гуси, свой язык имеют!»
Пословицы и поговорки:
- «Три невесты, два гуся — вот и ярмарка вся!»
- «Гусиная кожа» — холод, страх;
- «Как с гуся вода» — всё нипочём;
- «Гуси кричат, крыльями посвистывают» — примета начавшихся ветров, ветер, душа, дух…
- «Гусиный шаг» — в старой прусской армии: маршировать, очень высоко поднимая ноги;
- «Серые гуси» — современное жаргонное название солдат-наёмников.
Абашевская и Андроновская культуры ,вне всякого сомнения, связанные и являющиеся культурой гансов-гуннов, начали развитие в бассейне реки Обь, откуда распостранились вплоть до Эллады и Дании, Китая и Индии, но большинство людей этой культуры остались на просторах Евразии, оставив основу теперешнего народа России. Культовым животным, наряду с медведем, был и гусь-лебедь,упоминаемые в сказках русского народа неразрывно. Впрочем, подобные,даже скорее,идентичные сказания наблюдаются и в Померании и Дании и Швеции, куда доходили гунны-гансы в эпоху бронзы. Само название этого племени связано с гусем,ведь по-немецки ганс-гусь.и естесственно,что сказки и сказания с гусем многочисленны-Гуси-Лебеди выступают во многих сказках. Но ранее, гусь был предметом культа-это животное, как в мифах о Аполлоне, который был выходцем тоже с Севера, уносило душу умершего в Страну мертвых. О этом говорят многочисленные статуэтки этих птиц в захоронениях скифов, сармат и гуннов. Но в эпоху бронзы гуси изображались схематически, в виде меандра.
Жили у бабуси
Два весёлых гуся, —
Один — серый,
Другой — белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи,
У кого длиннее,-
Один — серый,
Другой — белый,
У кого длиннее.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки, —
Один — серый,
Другой — белый,
Спрятались в канавке
Вот кричит бабуся: —
Ой, пропали гуси,
Один — серый,
Другой — белый,
Гуси мои, гуси.
Выходили гуси,
Кланялись бабусе
Один — серый,
Другой — белый,
Кланялись бабусе.
У сарматов, также гусь сопровождал в посмертии. Очевидно,судя по сказкам, должен был улететь с душой умершего на прародину, далекий Север. По мокшански Гусь- маци, -хть , роследнее близко слову ХАНТ
У саков лебедь так же был сакральным существом, чья функция была доставить душу умершего в загробный мир. Вспомним упряжку из лебедей Аполлона.
Лишним доказательством того,что гунны-гансы в третьем тысячелетии достигли Эллады, доказывают и культ лебедя-гуся, связанный с культом Аполлона и Артемиды.
В ряду многочисленных живых атрибутов Аполлона лебедь по праву занимает главное место. Популярность мотива «Аполлон и лебеди» засвидетельствована на протяжении всей античности. Эта красивая гордая птица сопровождает божественных близнецов Аполлона и Артемиду «самых прелестных меж славных потомков Урана» (Hes. Theog., 920). Иногда на лебеде (а чаще на гусе, судя по вазописи) появляется «золотая Афродита» или ее сорванец Эрот (но это уже поздний эллинизм).
Поэты и философы часто называют лебедя птицей Аполлона (H. h., XXI. 1 sq; Sapph. frg. 147b, Plato, Phed., 85b.), «голосистым певцом бога», «самой певучей из птиц» (Call. Hymn., II, 5; IV, 249), «любимцем муз» (Eur. Ipphig. T., 1103—1105), «пифийским и делосским» (Aristoph. Av., 870). «Длинношеею радостью Аполлона» величает лебедя Вакхилид (Dyph., 16). Мотив «лебединой песни» не был известен в древности, его нет у Гомера, Гесиода, а также в гомеровых гимнах. Напротив, лебедь в священных местах Аполлона поет постоянно, славя рождение бога на Делосе (Call., II, 250—254), или предвещая его появление (II, 5; Aristoph. Av., 769—770), или распевая в стране гипербореев гимны во время священнодействий. Как сообщает Элиан (De nat. an., XI, 1), в это время с Рипейских гор слетаются тучи лебедей, «они облетают храм, как бы очищая его своим полетом», а затем чинно рассаживаются на ограде храма, «представляя собой зрелище величественное по множеству и красоте». Когда же певцы начинают славить бога в сопровождении кифаристов, «тогда и лебеди сообща присоединяются к пению и никоим образом нигде не поют нескладно или неточно», виртуозно исполняя мелодию, подобно опытным певцам, руководимым хорегом. И целый день «вышеназванные пернатые певцы все вместе прославляют и воспевают бога».
Близнецы с Алатырь-острова. Дети мертвой матери.
Добрый день!
Фонтан «Гуси» в городе Минске
ЗООЛОГИЯ. Птицы. Отряд ГУСЕОБРАЗНЫЕ
Говорят, что гусь — это птица, приносящая всем благо, символизирующая нам взлеты и падения, но обычно всегда поднимающаяся вверх для новых свершений.
ПОКРОВИТЕЛЬСТВО. Гусь считается птицей Даждьбога.
Растение есть — Гусиный лук, хорошее лакомство для гусей.
Дикий гусь в городе Вава
ИЗ ИСТОРИИ: Известен интересный исторический факт о том, что гуси, услышав тихо приближающиеся к городу большое вражеское войско, своим громким клекотом предупредили всех защитников города, и тем самым спасли Рим. И символизирует с тех пор гусь бдительность и довольно неожиданный вклад в нужное дело.
В СКАЗАНИЯХ. Говорят, что когда русалкам становится скучно, они завертывают за спиной у гусей их крылья одно за другое.
рисунок Марины Ордынской
В СЛАВЯНСКИХ ЛЕГЕНДАХ.
Согласно одному из мифов, бог Ра появился на этот свет из яйца, которое снёс гусь, что звался Великий Гоготун.
Интересно, что Ока, приток славянской Ра-реки (Волги), имеет среди своих многочисленных притоков – Гусь и Москву.
Имя Москва в своих корнях имеет Мося — старославянского бога. А у Мося священным животным был гусь.
Больше всего нам, конечно, в сказках Гуси-Лебеди из одноименной сказки знакомы.
Птицы сильные, вот жаль только, что отрицательному персонажу служили: что Баба-Яга говорила, то и делали.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ имеют гуси-лебеди, что служили Бабе-Яге.
Но служили верно. Вот попросила она упитанного мальчика принести — гуси так и сделали…
На кадре из мультфильма «Ивашка из Дворца Пионеров» момент перевоспитания: гуси возвращают Ваню обратно.
ТЕРЕШЕЧКА.
В этой русской народной сказке мальчику помогает ободранный гусенок.
Именно он на своих крыльях приносит Терешечку обратно, к родимому дому.
В благодарность гусенка откормили да отпоили, и на волю-волюшку выпустили. С тех пор стал он широко своими крыльями махать, да впереди стада гусиного летать да и Терешечку добрым словом вспоминать.
ГУСЬ МАРТИН.
Мартином звали любимого маминого гуся в сказке Сельмы Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». Мартин проявил себя как настоящий друг, он помогал Нильсу в трудных ситуациях и, главное, Мартин сумел отстоять право Нильса жить к гусиной стае, хотя Нильс — и человек. Увы, но для гусиной стаи «человек» — это звучит плохо!
МНОГОРАЗОВЫЙ ГУСЬ. Удивительного гуся подарил мужику Леший. Стоит только сказать: Встряхнись гусь, встрепенись гусь, да скорее иди на сковородку ложись. Гусь тут же перышки сбросит, на сковородку уляжется — и готов к запеканию. А потом гуся можно оживить, и на следующий день — снова запечь. Помимо кулинарного многоразового использования, обладал этот гусь и другой способностью — мог «приклеивать» к себе чужих людей. Встречается в сказке «Диво дивное, чудо чудное»
В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА:
«Гусиная кожа»,
Гусь лапчатый
- А ты тоже гусь лапчатый, так и норовишь на шею девочке усесться! Зачем заставляешь себя господином называть? Почто над ней издеваешься? Тоже мне, султан‑паша нашелся… А.Прозоров, Возвращение (Ведун-12)
«Гуси Рим спасли»
Гусь свинье не товарищ
Передвижение гусиным шагом — на присядках.
Как с гуся вода
Не дразни гусей — не провоцируй! не делай гадостей, ибо реакция окружающих тебе может не понравиться.
Ну ты и гусь! — так говорят тому, кто тебя удивил чем-то не совсем положительным. Обычно так отзываются о мелких мошенниках (ну он и гусь)
СИМВОЛИКА. Гусь символизирует свободу и чуткость,чистоту и супружескую верность.
У ДРУГИХ НАРОДОВ
Гусь — священная птица египетского бога Амон-Ра.
ЕЗДОВОЕ ЖИВОТНОЕ. Именно им в Индии служит Гусь у Брахмы. Правда, некоторые утверждают, что это Брахме служит не Гусь, а Лебедь.
ПАМЯТНИКИ ГУСЯМ есть в разных городах:
- в Минске есть фонтан «Гуси».
- -В Канаде, в провинции Онтарио, есть города Вава, что в переводе значит — «дикий гусь». Естественно, что там тоже есть памятник гусю.
Встречается в игре «Территория Фермеров»
Гусь на гербе Убинского района, г.Стерлитамак и г.Уржум
Гусь на гербе Убинского района Новосибирской области, г.Стерлитамак, Башкирия и г.Уржум, Кировской области
Гусь в геральдике или на гербах каких городов есть гуси?
Гусь есть на гербе г.Череповец (Львовская область Украины)
герб города Гусь-Хрустальный
А еще красивый гусь на гербе города Гусь-Хрустальный
гусь на гербе Поседарье
Гусь есть на гербе общины Поседарье (Хорватия)
(651) Подборка выполнена для сайта
Читайте также: