Кто такой хомяков в истории

Опубликовано: 25.03.2024

Алексей Хомяков

На закате «Перестройки» православное общество столкнулось с не вполне характерной для него задачей. Казалось бы, годы гонений прошли, уже не было необходимости прятать нательные крестики, также как и ходить в храм, озираясь, «огородами». Более того, Священное Писание, давеча покупаемое у спекулянтов за две зарплаты, уже можно было совершенно бесплатно обрести у многочисленных заезжих миссионеров. Да и мудрый и степенный новопреставленный Патриарх Пимен с молодым и деятельным новопоставленным Патриархом Алексием регулярно выступали с голубых экранов Центрального Телевидения.

Но в то же время среди православных стали появляться серьезные расхождения, касающееся не только и не столько вопросов сугубо внутрицерковных. У многих появилась потребность в открытой социально-политической рефлексии (а у иных и деятельности), преломленной через призму православного миропонимания. Однако именно это и стало основой для разделения социально-рефлексирующих верующих на несколько «лагерей», ключевые из которых, по аналогии с политическими, принято называть «либеральным» и «консервативным».

Разумеется, устойчивые штампы, согласно которым церковные «либералы» хором читают Бердяева и Шмемана, помышляя об экуменизме и переводе богослужений на русский язык, а «консерваторы» молятся на портреты Победоносцева и Тихомирова (разумеется, оных не читая), мечтая о Самодержавии, Народности и посрамлении (а еще лучше – уничтожении) еретиков и иноверцев – имеют мало общего с реальностью. С другой стороны, основные тренды, в целом, выявлены верно – христианско-универсалистский и православно-самобытнический, хотя к «либерализму» и «консерватизму» основы обоих имеют очень отдаленное отношение.

И именно на последнем мне бы сегодня хотелось остановиться немного подробнее, не вдаваясь в детали разногласий, но рассмотрев один из истоков самобытнического направления в православной социальной и историософской мысли – большинству известное еще со школьной скамьи славянофильское движение середины позапрошлого века. Сделаю я это на примере одного из его основателей – великого русского мыслителя Алексея Степановича Хомякова, 150-летний юбилей памяти которого мы отмечаем сегодня.

Родился Алексей Хомяков 1 (13) мая 1804 года в семье представителя древнего дворянского рода (корни Хомяковых уходят в XVI век, хотя, по некоторым данным, сам род намного древнее), отставного гвардии поручика. Степан Хомяков, по описанию современников, отнюдь не придерживался почвеннического мировоззрения, но, напротив, был страстным англоманом и даже входил в число основателей знаменитого Английского Клуба в Москве. Однако другая страсть владела им куда сильнее – отец А.С. Хомякова был одержим карточной игрой и, в итоге, в своем же клубе, он проиграл почти все семейное состояние, больше миллиона рублей. После этого, как метко подмечает Сергей Хоружий в своей книге «Современные проблемы православного миросозерцания», «…в семействе произошла гендерная революция: мать философа, Мария Алексеевна Киреевская, дама сильного, властного, гордого характера, отстранила мужа от ведения дел и стала сама главою дома».

Нельзя сказать, чтобы эта «революция» отрицательно повлияла на формирование юного Алексея, который в итоге получил великолепное образование, позволившее в 1819 году 15-летнему Хомякову перевести с латыни очерк Тацита «Германия» (отрывок из перевода спустя 2 года был опубликован в «Трудах общества любителей российской словесности» при Московском университете). А уже в 17 лет Алексей сдал в Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. Разумеется, историческая степень не вполне соответствовала современной, однако здесь Хомякова можно сравнить, разве что с «кумиром» «православных универсалистов» Владимиром Сергеевичем Соловьевым. Последний был утвержден в кандидатской степени «лишь» в 20 лет.

Но далеко не это самое удивительное в начальном периоде хомяковской биографии. В итоге, так и не став ученым-математиком, молодой кандидат наук поступил на военную службу (сначала в Астраханский кирасирский полк, но через год перевелся в Петербург в конную гвардию, где увлекся поэзией – первые стихотворения молодого поэта увидели свет в альманахе Рылеева и Бестужева «Полярная звезда»). Но в 1825 году, не дожидаясь декабристского мятежа, в котором принимали участие и близкие знакомые Хомякова, молодой поручик оставил в 1825 году, уехав за границу.

ph3

Вдали от Родины Алексей Хомяков, еще до этого сблизившийся с кружком «любомудров», активно изучал немецкую классическую философию (в основном, И. Канта, И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга), занимался живописью, а также написал историческую драму «Ермак». И здесь очень важно отметить, что в мировоззрении молодого мыслителя в тот период западные философские влияния достаточно органично сочетались с глубокой православной религиозностью и искренним патриотизмом. Как позднее напишет в своих воспоминаниях о Хомякове его личный друг – другой славянофил «первой волны» Александр Кошелев: «Я знал Хомякова 37 лет, и основные его убеждения 1823 г. остались те же и в 1860 г.».

В 1828-1829 годах Хомяков из патриотических побуждений добровольно принял участие в русско-турецкой войне (участвовал в боях в Белорусском гусарском полку, был отмечен наградами за храбрость и мужество). По окончании войны А.С. Хомяков вышел в отставку, решив заняться хозяйством в своих имениях Тульской, Рязанской и Смоленской губерний, а также литературным трудом. Одним из первых сочинений 30-х годов стала вторая историческая драма «Дмитрий Самозванец». Однако я не стану останавливаться на драматургическом и поэтическом творчестве мыслителя, но перейду непосредственного к его социально-политическому, историософскому и богословскому творчеству, принесшему А.С. Хомякову всемирную известность.

В течение 30-х годов XIX века у мыслителя сложилась стройная система взглядов, которую несколько позднее критики назовут «славянофильством», термином, который сами ранние славянофилы использовали крайне редко. Итогом мировоззренческой эволюции Хомякова стало написание им статьи «О старом и новом», изначально не предназначавшейся для печати и прочитанной зимой 1838-1839 гг. на одной из «сред» И.В. Киреевского в Москве. Именно в этой работе Хомяковым были обозначены ключевые темы дальнейших дискуссий славянофилов и западников: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в её теперешнюю организацию. Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»

Не буду вдаваться в детали той внутриславянофильской полемики, которая возникла после прочтения Хомяковым этой статьи, замечу лишь, что другой выдающийся родоначальник славянофильства – хозяин вышеупомянутых «сред» Иван Киреевский написал на нее развернутый ответ. Полагаю, что тем читателям, которые уже одолели первую половину моего очерка, было бы небезынтересно познакомиться с обоими текстами не в пересказе.

Свои историософские взгляды Алексей Хомяков изложил в уникальном для того времени произведении «Семирамида», увы, так и незаконченном, но при этом самом большом по объему творении мыслителя. В «Семирамиде» мыслитель предпринял попытку систематического изложения смысла мировой истории, попытку, на тот момент сравнимую разве что с «Философией истории» Гегеля.

История у Хомякова представлена в виде многовековой борьбы двух противоположных духовных начал, названных им по именам двух древних цивилизаций «иранской» и «кушитской». Первое из них является символом свободы духа, второе – «преобладания вещественной необходимости». При этом сам А.С. Хомяков не абсолютизировал то или иное начало, но отмечал относительность данного деления, полагая, что «История уже не знает чистых племен. История не знает также чистых религий». И в то же время, единственным народом, сохранившим вплоть до XIX века иранский культурный и религиозный тип, мыслитель считал русский народ. При этом, критикуя Запад, Алексей Хомяков отнюдь не идеализировал российское прошлое, хотя и уповал на «воскресение Древней Руси», хранившей православный идеал соборности.

И именно на соборности, как одной из ключевых категорий философского и богословского творчества Хомякова (более того, он первым внес эту категорию в русский философский дискурс), стоит остановиться несколько подробнее, поскольку именно в соборности, по мнению мыслителя, и заключается основа русской самобытности. Разумеется, сам соборный идеал изначально не является чисто общественным, социальным, но зиждется на вероисповедном принципе, заключенном в девятом, экклесиологическом, члене «Символа веры»: «[Верую] во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Но, исходя из именно этого идеала, по мнению Хомякова, должна выстраиваться (а, если быть точнее, то «нисходить») социальная вертикаль – благодатное органическое единство верующего народа на основе Православной веры. В данном случае, помимо историософских произведений Хомякова имеет его крайне важный текст 40-х годов, опубликованный лишь в 1864 году, то есть уже после смерти автора. Это – относительно небольшая статья «Церковь одна», в которой Хомяков катехизически изложил собственное видение Церкви как живого организма: «Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати».

При этом очень важно отметить, что в основе своей критике Запада, а, точнее, западного общества Хомяков затрагивает очень важный гносеологический момент: отвергая с, по сути, интуитивистских позиций западный рационализм (опять-таки «кушитское» начало), мыслитель обосновывает необходимость цельного знания (т.н. «живознания»), источником которого также выступает соборность («совокупность мышлений, связанных любовью»). При этом в качестве основы западного отвержения «живого знания» Хомяков совершенно справедливо вычленяет католицизм, который, начиная еще с досхизматических времен (в частности, Блаженного Августина), пошел по сугубо рационалистическому пути.

Критикуя католицизм, Хомяков отмечал в последнем такой существенный недостаток, как ничем не ограниченное господство иерархии. С точки зрения мыслителя, то, что западная церковь фактически превратилась в институт власти, в корне противоречит духу христианского учения. С другой стороны, западный протестантизм в еще большей степени противоречит христианскому идеалу, поскольку является отступлением от апостольских и святоотеческих канонов и проявлением крайнего религиозного индивидуализма.

И в то же время, А.С. Хомякова нельзя назвать консервативным мыслителем. Так, он был последовательным сторонником реформирования России, в некоторых моментах более радикальным, чем некоторые либералы-западники. При этом, оставаясь славянофилом, он был противником западнического идеала «правового государства», справедливо считая основой общественной жизни не право, но нравственность. При этом, как и многие либералы, он выступал за освобождения крестьян с землей (что для того времени было очень радикальным суждением), а также выступал против цензуры, за свободу слова и печати.

На этом основании Николай Бердяев пришел в итоге даже к такому парадоксальному выводу, как: «Хомяков был, в сущности, либералом и демократом с народнической и антигосударственной окраской». Однако категоричность сего суждения осталась на совести талантливого, но очень часто противоречивого и непоследовательного автора (который, кстати, отнюдь не осуждал Хомякова, но, напротив, «защищал» от во многом вполне обоснованной критики со стороны священника Павла Флоренского).

И в то же время сам А.С. Хомяков, безусловно, считал православную монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, хотя при этом выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землей», возникшее в России в результате западнических реформ Петра I.

К сожалению, Хомяков прожил не столь долгую жизнь, а потому не смог ответить на многие вопросы, которые были заданы ему уже после его кончины. Скончался же мыслитель исключительно по-христиански. Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, он заразился и очень быстро болезнь его сломила. Скончался Алексей Степанович 23 сентября (5 октября) 1860 года в своем родовом селе Спешнево-Ивановском, после чего его прах был перевезен в Москву и погребен на кладбище Свято-Данилова монастыря.

В 1931 году прах Хомякова перенесли на Новодевичье кладбище. И, по некоторым данным, когда тело Алексея Степановича эксгумировали, оно оказалось нетленным. Хотя одно это, конечно же, не является основанием для канонизации, о необходимости которой несколько лет назад поговаривали некоторые исследователи жизни и творчества этого великого русского философа.

Друзья, хотя сегодня и не день памяти этого удивительного человека, тем не менее более подробно познакомившись с его биографией, он произвел на меня глубокое впечатление. Появилось жгучее желание поделится с вами его кратким жизнеописанием в целом и отдельными весьма любопытными фактами из его жизни. Итак, поговорим сегодня об Алексее Степановиче Хомякове, в большей степени известного нам русским людям как основоположника раннего славянофильства.

Алексей Степанович прожил короткую жизнь. Чуть более долгую, чем Иван Васильевич Киреевский.

Он родился 1 мая 1804 года. И умер 23 сентября 1860 года. Отец — Степан Александрович Хомяков. Мать — Мария Алексеевна — урожденная Киреевская.

Алексей Степанович Хомяков не имел религиозного слома и религиозного обретения, которое имел Киреевский. А этот слом и обретение психологически всегда делают человека решительным поборник той истины, которую он сам обрёл с таким трудом. Обрёл с трудом, а потому старается и другим донести эту Истину.

Алексей Степанович был гениальным спорщиком. Абсолютный гений спора! Человек гигантской образованности, колоссальной начитанности. Ещё юношей, будучи совсем мальчиком, он стал страстным поборником освобождения славян и греков от турок. Происходило первое греческое восстание и освободительная война, где умер Байрон. Его поймали и вернули домой. Он был 17-ти лет. Он мечтал жизнь свою положить за освобождение славян и братьев православных греков, так как чувствовал с ними какую-то особую общность. Однако в в университет он поступил на физико-математическое отделение. Закончил его очень хорошо. Человек невероятно одаренный. Он писал прекрасную поэзию. Писал драмы. Писал философские полемические произведения. Прекрасно управлял своими имениями. Надо вам сказать, что его мать - Мария Алексеевная и отец — Степан Александрович были на грани разорения в следствии того, что отец проиграл в карты миллион златых рублей. Тогда мама отстранила папу от управления делами. Взяла управление в свои руки и через некоторое время хозяйственные дела Хомяковых пошли блестяще. Он от мамы воспринял этот серьезный деловой дар. И много занимался своими хозяйственными делами и имениями. Был таким современным помещиком. Внедрял новые методы агропользования. На лондонской выставке он получил патент на бесшумный паровой двигатель. Такой, знаете ли, был ренессансный человек. Во всем талантливый, его называли русским Джова́нни Пи́ко де́лла Мира́ндола , по своей гениальности.

Джова́нни Пи́ко де́лла Мира́ндола - итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. https://ru.citaty.net/avtory/dzhovanni-piko-della-mirandola/sobstvennost/?o=popular

В 1825 году он отправляется во Францию. Учится живописи. Сумел написать свой автопортрет (кстати изображения в начале статьи это и есть его автопортрет). Он пишет драму «Ермак». Посещает Италию, Швейцарию, Чехию. Встречается с чешскими профессорами.

Не забудем — ему 21 год. Представляете?! На много ли нынче способна наша русская молодёжь в таком возрасте? Кстати, Майк Тайсон стал чемпионом мира в 20 лет.

Источник фото: Яндекс картинки

Он становится кавалерийским офицером. Как порядочный дворянин идет в армию. Во время войны 27-28 годов с Турцией на Балканах участвует в этой войне. Изучает заодно Болгарию. До нас дошла характеристика Хомякова его генералом графом О́стен-Са́кеном , которое он написал после смерти:

Граф Дми́трий Ерофе́евич О́стен-Са́кен. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org

«Образование его было поразительным. Какое возвышенное направление имела его поэзия. Он не увлекался направлением века, поэзией чувственной. У него всё нравственно, духовно, возвышенно. Ездил верхом отлично. Прыгал через препятствия в вышину человека. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Строго исполнял все посты по уставу православной церкви. А в праздничные и воскресные дни посещал все богослужения. В то время было ещё значительное число вольнодумцев, деистов, и многие глумились над выполнением уставов церкви, утверждая, что они установлены для черни. Но Хомяков внушил к себе такую любовь и уважение, что никто не позволил себе коснуться его верования. Впрочем он был далеко выше чувства мелкого стыда, и жалкое глумление не волновало бы его. Хомяков не позволял себе носить вне службы одежду из тонкого сукна, даже дома. И отвергнул позволения носить жестяные герасы (нагрудник) вместо железных полупудового веса, несмотря на малый рост и с виду слабое телосложение. Относительно терпения и перенесения физической боли обладал он в высшей степени спартанскими качествами".

Есть ещё одно удивительное замечание относительно его военной деятельности. Хомяков участвовал в сражениях. Был одним из первых кавалеристов, высоко подняв саблю, скакал и вёл за собой других. Но он никогда не опускал саблю на человека.

Источник фото: https://www.culture.ru/events/510309/planshetnaya-vystavka-kazachestvo-na-gosudarevoi-sluzhbe

Никогда он не старался кого-либо убить или поранить. Он всех призывал на сражения, но всегда потом вкладывал саблю в ножны. Он только поднимал свою саблю, но не разил врагов.

В 1847 году вновь поездка в Германию и Чехию. Его главное произведение это «Записки по всемирной истории», а также очень интересен опыт катехизическо изложения учения о церкви. Он вступал в полемику с католическими епископами, с англиканскими богословами, и его произведения публиковались по всей Европе, но не в России. Интересно, что эти произведения нравились Николаю I. Николай I читал его с удовольствием, но не разрешал печатать, считал, что это неприлично для России, невозможно. 5 июля 1836 года Хомяков обвенчался с сестрой поэта Языковой Екатериной Михайловой. Языковой Екатериной Михайловой

Языкова Екатерина Михайлова. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org/

Хомякову было суждено тяжелое испытание. Жена умерла несколькими годами ранее, чем он. Они бесконечно любили друг друга. И после этого Хомяков стал таким абсолютным подвижником, не позволяя себе ничего. Он пишет: «Боже мой, - пишет он, в эти последние годы своей жизни. - сколько времени я потратил на эти обеды, рестораны, бессмысленные диспуты, а надо молиться и работать" .

Есть предание, что как-то раз воры в эти последние годы хотели ограбить его имение. И только и ждали, когда все уснут. Так и не дождались, потому что в одном окне до рассвета горел свет. Барин молился всю ночь.

Вот такой удивительный человек был Алексей Степанович, сочетавший в себе черты сильной волевой личности, военного кавалериста, успешного хозяйственника, философа, публициста, поэта, художника и что важно для православного, смиренного молитвенника, наделенного глубокой истинно православной духовностью. Как говорится:

Публикация подготовлена на основании лекции по "Истории западной философии" профессора Андрея Борисовича Зубова".

Друзья, если кому интересен формат моего канала, то ниже вы увидите ссылки на последние наиболее читаемые и наиболее комментируемые публикации:

5 октября 1860 года умер великий апологет самобытности и мировой значимости Русского мира. Основатель славянофильского движения, богослов, философ, поэт, изобретатель, полиглот, знавший 32 языка, отец девяти детей Алексей Степанович Хомяков

Таинственен путь русских мыслителей, так же как таинственна и закрыта от людских празднолюбопытных взоров всякая глубокая душа человеческая. Очень сложно объяснить феномен возрастания духа людей сильных, волевых, глубоко верующих и не склонных к публичным рефлексиям своих настроений.

Почти все современники, кроме крайних его недоброжелателей, вспоминают об Алексее Степановиче Хомякове (1804-1860 гг.) как об очень приятном, энергичном и веселом человеке. Для некоторых это внешнее поведение было трудно соединимо с представлением о серьезности и глубине духовной жизни, и они обманывались, называя Хомякова человеком, сугубо погруженным в бытовой мир деревенской барской жизни. По-видимому, Алексей Степанович допускал в свой внутренний мир очень немногих или даже вообще никого, а приоткрывался он лишь случайно, да и то лишь внимательным и деликатным людям.


Алексей Хомяков в молодости. Автопортрет. Фото: www.globallookpress.com

Существует рассказ Ю. Ф. Самарина (1819-1876 гг.) об одном виденном им собственными глазами случае из жизни Алексея Хомякова, в котором он невольно стал свидетелем проявления духовного мира знаменитого славянофила. Произошло это вскоре после смерти Екатерины Михайловны, жены Хомякова, в январе 1852 года.

Жизнь его раздвоилась, — пишет Самарин, — днем он работал, читал, говорил, занимался своими делами, отдавался каждому, кому до него было дело. Но когда наступала ночь и вокруг него все улегалось и умолкало, начиналась для него другая пора. Раз я жил у него в Ивановском. К нему съехалось несколько человек гостей, так что все комнаты были заняты, и он перенес мою постель к себе. После ужина, после долгих разговоров, оживленных и его неистощимою веселостию, мы улеглись, погасили свечи, и я заснул. Далеко за полночь проснулся от какого-то говора в комнате. Утренняя заря едва-едва освещала ее. Не шевелясь и не подавая голоса, я начал всматриваться и вслушиваться. Он стоял на коленях перед походной своей иконой, руки сложены крестом на подушке стула, голова покоилась на руках. До слуха моего доходили сдержанные рыдания. Это продолжалось до утра. Разумеется, я притворился спящим. На другой день он вышел к нам веселый, бодрый, с обычным своим добродушным смехом. От человека, всюду его сопровождавшего, я слышал, что это повторялось почти каждую ночь.

Исследователи, изучавшие жизнь и творчество А. С. Хомякова, конечно, если они способны к погружению в духовные составляющие крупных личностей, всегда писали о нем с нескрываемым удивлением. Его человеческая и писательская цельность удивляла не одно поколение пытавшихся понять процесс вызревания его гения. «Мы не знаем, — писал о Хомякове один из самых глубоких исследователей русской мысли, — как сложился его твердый духовный и умственный характер. Из того, что мы знаем о его молодых годах, сложение его мировоззрения мало объясняется. Создается впечатление, что Хомяков "родился", а не "стал"» (Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 271).

Но это впечатление и у самого протоиерея Георгия Флоровского вскоре заменяется убеждением, что цельность духа у Хомякова — это результат его закаленности, прошедшей, быть может, через многие испытания и искушения, о которых история русской мысли просто не знает из-за отсутствия свидетельств.

Родившись в родовитой московской дворянской семье 1 мая (по старому стилю) 1804 года, Алексей Хомяков рос мальчиком впечатлительным, увлекающимся, с пытливым к разнообразным знаниям умом. Мать Хомякова (урожденная Киреевская), женщина властная, энергичная, умная и глубоко верующая, вероятно, имела сильное влияние на формирование личности Алексея. Она смогла привить сыну религиозную настроенность и церковное мировоззрение, заметные в нем уже с самого раннего возраста. Всю свою жизнь А. С. Хомяков соблюдал все посты, не пропускал праздничные и воскресные богослужения.

А ведь его юность выпала на времена, быть может, самые вольнодумные, заквашенные на революционных масонских и декабристских мечтаниях.


Фото: Sasha_Ivv / Shutterstock.com

Существует несколько известных рассказов из его детства, частично раскрывающих черты характера Хомякова и указывающих на способность тогдашних русских дворянских семей давать не только утонченное светское образование, но и цельное христианское воспитание. Так, обучаясь латинскому языку у аббата Boivin и заметив опечатку в папской булле, которую они переводили на русский язык, маленький Алексей спросил аббата, как тот может считать папу непогрешимым, если римский понтифик делает орфографические ошибки.

Интересен и рассказ о том впечатлении, которое произвел на десятилетнего Хомякова и его старшего брата Санкт-Петербург, показавшийся братьям языческим городом, в котором от них потребуют переменить веру. Они поклялись друг другу лучше претерпеть мучения, чем изменить Православию.

Столь же характерна для пылкой натуры, повсюду ищущей правды, и попытка семнадцатилетнего Алексея бежать из дома в Грецию на помощь православным грекам, восставшим против турецкого владычества. Накопив немного денег, достав фальшивый паспорт и длинный нож, юноша пустился в этот далекий путь, но, к счастью для него, был пойман недалеко от Москвы.

В 1821 году последовала его первая публикация — части перевода «Германии» Тацита.

Далее Алексей Хомяков оканчивает математическое отделение Императорского Московского университета со степенью кандидата наук, и отец в 1822 году отдает его в Астраханский кирасирский полк. Весной 1823 года он переводится в лейб-гвардии Конный полк в Санкт-Петербург.

Здесь Хомяков сводит множества знакомств, в том числе и с будущими декабристами, вступая с ними в многочисленные споры, считая всякий военный бунт безнравственным. Он приводил декабристов в бешенство, доказывая им, что они выступают за установление в России тирании вооруженного меньшинства, а вовсе не за свободу.

В середине 1825 года сам Алексей Хомяков выпрашивает бессрочный отпуск и уезжает на два года в Европу, большую часть времени находясь в Париже. Затем участвует в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, где проявляет воинскую смелость и мужество.

В 1837 году умирает А. С. Пушкин, постепенно начинает ослабевать поэтический накал начала XIX столетия, приходит время философских размышлений. В преддверии знаменитых «сороковых годов» со статьи «О старом и новом» (1839 г.), по сути, начинается печатная проповедь славянофильского учения. Встает во весь свой гигантский рост вопрос о самобытности России, о ее дальнейшем онтологическом выборе пути развития.

А. С. Хомяков оптимистически утверждал этот новый путь. «Мы будем продвигаться вперед смело и безошибочно, — писал он в своем рассуждении "о старом и новом", — занимая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными, спрашивая у истории Церкви и законов ее — светил путеводительных для будущего нашего развития и воскрешая древние формы жизни русской, потому что они основаны на святости уз семейных и на неиспорченной индивидуальности нашего племени. Тогда в просвещенных и стройных размерах, в оригинальной красоте общества, соединяющего патриархальность быта областного с глубоким смыслом государства, представляющего нравственное и христианское лицо, воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью».

Сам А. С. Хомяков был удивительно разнообразным человеком. Его дочь Мария Алексеевна вспоминала о своем отце так:

А С любил всякое состязание (соревнование) словесное, умственное или физическое; он любил и диалектику, споры и с друзьями, и с знакомыми, и с раскольниками на Святой (в Кремле), любил и охоту с борзыми как природное состязание, любил скачки и верховую езду, игру на биллиарде, и шахматы, и с деревенскими соседями в карты в длинные осенние вечера, и фехтование, и стрельбу в цель» (Отдел письменных источников Государственного Исторического Музея).

Он был столь многосторонен, что С. Т. Аксаков говорил о нем, что «из Хомякова можно выкроить десять человек, и каждый будет лучше его».

Во всем этом он был абсолютно неподражаем, обаятелен и запоминаем. Хорошо его знавшие люди вспоминали, что основными чертами его характера были простота и веселость.

В «Былом и думах» Герцен (идейный противник славянофильства) писал о Хомякове следующим образом:

Ум сильный, подвижной средствами и неразборчивый на них, богатый памятью и быстрым соображением, он горячо и неутомимо переспорил всю свою жизнь. Боец без устали и отдыха, он бил и колол, нападал и преследовал, осыпал цитатами и остротами.

(Герцен А. И. Былое и думы. Ч. II. гл. XXX).

Одной из главных тем размышлений А. С. Хомякова была тема Церкви, смысл которой идеально передает название одной из его работ — «Церковь — одна». Он очень тонко чувствовал отличность Православной Церкви от католичества и протестантства и много писал об этом. Веру он понимал как общее дело: «Ты понимаешь писание, во сколько творишь дела, угодные мудрости, в тебе живущей. Но мудрость, живущая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе как члену Церкви, и дана тебе отчасти, не уничтожая совершенно твою личную ложь, — дана же Церкви в полноте истины и без примеси лжи. Посему не суди Церкви, но повинуйся ей, чтобы не отнялась от тебя мудрость».


Церковный опыт, святоотеческая традиция были главным мерилом церковности в его трудах. Католическому авторитету он противополагает свободу, но свободу, основанную не на праве, а на обязанности и единомыслии с Церковью.

Особое место в его творчестве занимают «Записки по всемирной истории», в которых начала исторического развития устанавливаются в связи с религиозным чувством и религиозными идеями. В дальнейшем эту историософскую инициативу А. С. Хомякова развил и продолжил Л. А. Тихомиров в своем капитальном труде «Религиозно-философские основы истории».

Из учения о Церкви А. С. Хомяков выводит и свою антропологию, главным постулатом которой является утверждение не самодостаточности личности как таковой. «Отдельная личность, — утверждает А. С. Хомяков, — есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад» (Полное собрание сочинений. Т. I. С. 161). Он говорит о том, что в каждой личности борются два начала: свободы и необходимости. Исходя из такого понимания, он выделяет два типа личности: одни, в которых преобладает принцип свободы (иранский тип, как он называет); другие, в которых господствует принцип необходимости (кушитский). Окончательное раскрытие иранского типа личности он видит в христианстве.

Основой его гносеологии был постулат о том, что «истина недоступна для отдельного мышления, доступна только совокупности мышлений, связанных любовью», причем любовью именно христианской и в Церкви. «Познание божественных истин, — пишет А. С. Хомяков, — дано взаимной любви христиан и не имеет другого блюстителя, кроме этой любви».

Таким образом, любой философский или историософский вопрос для А. С. Хомякова был неотъемлемо сопряжен с христианским учением. Это не было случайностью, поскольку сам А. С. Хомяков стремился к построению именно «христианской философии». Все, что он делал, он делал с убеждением, что поймут его только потомки. Так, еще в 1845 году в письме к Юрию Самарину он писал:

Мы должны знать, что никто из нас не доживет до жатвы, и что наш духовный и монашеский труд пашни, посева и полотья есть дело не только Русское, но и всемирное.

А позже тому же Самарину он напишет такие строки:

Мы передовые; а вот правило, которого в историях нет, но которое в истории несомненно: передовые люди не могут быть двигателями своей эпохи; они движут следующую, потому что современные им люди еще не готовы. Разве к старости иной счастливец доживет до начала проявления своей собственной, долго носимой мысли.

С осознанием невозможности увидеть плоды христианского возрождения во главе с православной Россией философ-славянофил умер 23 сентября 1860 года по старому стилю от холеры, от которой очень успешно лечил тысячи своих крестьян.

Русский религиозный писатель, философ, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук (1856); выступал за отмену крепостного права.

Отец Степан Александрович Хомяков (умер 1836) и мать Мария Алексеевна Киреевская (1771-1857) происходили из старинных дворянских родов. Получил домашнее образование. В детстве изучил французский, немецкий, английский и латинский языки. Позднее к ним добавились санскрит, греческий, еврейский.

В 1821 году держит при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. В 1822 году Хомяков поступил на военную службу в Астраханский кирасирский полк, через год перевелся в конную гвардию в Петербург. В начале 1825 года он временно оставил службу и выехал за границу. Хомяков посетил Париж, где занимался живописью, был в Швейцарии и Северной Италии, затем через земли западных славян вернулся в Россию. В это время им была закончена трагедия в стихах «Ермак». По возвращении жил попеременно в Москве и в Петербурге, сотрудничал в «Московском Вестнике» Д.В. Веневитинова.

Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 годов: поступил в Белорусский гусарский полк, состоял адъютантом при генерале кн. В.Г. Мадатове. После заключения мира Хомяков вышел в отставку в чине штаб-ротмистра и с тех пор больше уже не служил. За участие в боевых действиях он получил Орден святой Анны 3-ей степени.

В 1836 году Хомяков женился на сестре поэта Н.М. Языкова Екатерине Михайловне (1818-1852). У Хомяков было девять детей: два сына умерли в раннем возрасте, семеро: пять дочерей и два сына дожили до совершеннолетия. Среди них Д.А. Хомяков (1841-1919) – религиозный мыслитель и Н.А. Хомяков (1850-1925) – председатель III Государственной думы.

В 1838 году А.С. Хомяков приступает к своему основному историческому сочинению – «Записка о всемирной истории» («Семирамида») (часть 1-2; опубликована в 1871-1873 годах). Этот обширный труд, представляющий собой обзор мировой истории с точки зрения славянофильского учения, остался незаконченным.

Основные положения славянофильской доктрины впервые были изложены Хомяковым в статье «О старом и новом» (1839 год), не предназначавшейся для печати и прочитанной на одном из вечеров И.В. Киреевского. С тех пор в журналах «Москвитянин», «Московских сборниках», позднее в «Русской беседе», а также в салонах А.П. Елагиной и Аксаковых Хомяков отстаивает свои взгляды и получает широкую известность как полемист и оратор. Так, полемика с Грановским длилась с 1845 по 1847 годы.

В 1847 году Хомяков с женой и старшими детьми совершил путешествие в Германию, Англию, Францию и Прагу.

В начале 50-х годов XIX века Хомяков все больше начинает интересоваться вопросами религии. В трех брошюрах, изданных за границей под общим названием «Несколько слов православного христианина о западных верованиях» (1853-1858 годы), он выступает защитником православия.

С 1856 года участвовал в редакции журнала «Русская беседа». В 1857 году благодаря его усилиям возродилось «Общество любителей русской словесности» при Московском университете, председателем которого он оставался до смерти.

В сентябре 1860 года Хомяков поехал в село Ивановское Рязанской губернии, где заболел холерой и скоропостижно скончался. Похоронен в Даниловом монастыре.

В поэзии Xомякова преобладают историко-публицистические мотивы, он выступает за сближение славянских народов. Его творчеству свойственна полемическая направленность: критика католицизма, протестантизма, «западничества», немецкого классического идеализма.

Развивал учение о «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте), характеризующей не только природу христианской церкви, но и человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым «соборность» трактуется Хомяковым как общий метафизический принцип устройства бытия. В дальнейшем это учение Хомякова стало одной из основ концепции всеединства и личности в русской религиозной философии (В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк).

Хомяков обратил внимание на специфику народной жизни, серьезно анализировал сельскую общину, считая ее здоровым началом и единственным самобытным гражданским учреждением, уцелевшим в русской истории.

Мировая история по Хомякову – это история народов, каждый из которых представляется как коллективная личность, наделенная определенным характером и историческим призванием. Специфичный характер русской истории Хомяков видел в православии как единственном источнике просвещения на Руси. Усвоение высшим сословием чужеродных начал западной цивилизации привело, по Хомякову, к разрыву между просвещенным общество м и народом, достигшим апогея в послепетровскую эпоху. Возвращение к исконным началам – единственный путь к созданию самобытной национальной культуры.

Сочинения:

24 стихотворения. М., 1844.

Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1900-1904.

Стихотворения и драмы / Вступ. ст. Б. Ф. Егорова. Л., 1969.

Алексей Хомяков. Автопортрет. 1842 год.

13 мая 1804 года родился Алексей Хомяков, основатель славянофильства

Личное дело

Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) родился в Москве в старинной дворянской семье. Отец – Степан Александрович Хомяков, мать – Марья Алексеевна, урожденная Киреевская. Родители Хомякова постарались дать детям тщательное домашнее образование; особенное внимание обращено было на языки: Алексей в детстве изучил французский, немецкий, английский и латынь. Успехи в последней позволили ему в 15-летнем возрасте перевести очерк Тацита «Германия» (отрывок из перевода спустя 2 года был опубликован в «Трудах общества любителей российской словесности» при Московском университете).

Поступил в Московский университет. В 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук. Этому едва не помешало греческое восстание против турецкого ига 1821 года: Хомяков обзавелся фальшивым паспортом, накопил денег, купил нож и отправился было на помощь угнетенным. Юношу задержали возле Сухаревской заставы.

Впрочем, с точными науками ему все равно оказалось не по пути: боевой дух оказался сильнее. В 1822 году Хомяков избрал – как оказалось, тоже временно – военную карьеру, определившись в Астраханский кирасирский полк. Через год перевелся в Петербург в конную гвардию. Именно на столичный период службы приходятся его первые стихотворные опыты.

В 1825 году временно оставил службу и уехал за границу; занимался живописью в Париже, написал историческую драму «Ермак», вызвавшую противоречивые отзывы; Александр Пушкин, в частности, находил в ней «очаровательную прелесть поэзии». Активно изучал немецкую классическую философию – Канта, Гегеля и Шеллинга по преимуществу.

Последним эпизодом военной карьеры Хомякова стала русско-турецкая война 1828–1829 годов. Именно она, по мнению исследователей, укрепила Хомякова в приверженности славянской идее: «Проезжая по местам, – вспоминал он, – куда еще не доходило русское войско, я был приветствуем болгарами, не только как вестник лучшего будущего, но как друг и брат». По окончании войны он в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в свое имение, решив посвятить себя хозяйству.

Сельский быт увлек Хомякова – в отличие от многих русских литераторов, ему не надо было добывать хлеб насущный печатным словом. Хомяков всегда выступал за договорные, полюбовные отношения помещиков с крестьянами и сам небезуспешно стремился таковые установить (а с приходом к власти Александра II выступил за освобождение крестьян). Он занимался сахароварением и винокурением, изобрел ружье, превосходившее по дальнобойности современные аналоги, и сеялку, на которую получил английский патент. Увлекся охотой, хорошо разбирался в собаках, о которых даже написал статью.

Параллельно продолжаются историко-философские изыскания Хомякова. В 1839 году в компании единомышленников он прочитал статьь «О старом и новом», в которой были сформулированы основные положения славянофильства. По мнению исследователей, то был своего рода ответ на первое, самое знаменитое «Философическое письмо» Петра Чаадаева, опубликованное в 1836 году, в котором историческое прошлое России было подвергнуто резкой критике. В статье Хомяков поставил ключевые вопросы, ставшие основой для дальнейшей полемики с западниками:

«Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию. Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»

В 1838 году он приступил к главному своему сочинению – «Запискам по всемирной истории». Опубликованы фрагменты работы (которую сам Хомяков называл «И.и.и.и.», а Николай Гоголь окрестил «Семирамидой», судя по всему, имея в виду ее «разветвленность») были уже после его смерти. Хотя она осталась незавершенной, исследователи указывают на наличие у автора четкого плана изложения и сформировавшейся системы взглядов – иначе было бы невозможно сгруппировать тот огромный массив фактов, которым оперировал Хомяков.

История у Хомякова предстает в виде многовековой борьбы двух противоположных духовных начал, названных им по именам двух древних цивилизаций «иранской» и «кушитской». Первое из них является символом свободы духа, второе – «преобладания вещественной необходимости». Сам Хомяков признавал относительность данного деления, говоря, что история уже не знает «чистых племен и чистых религий». В то же время единственным народом, сохранившим до XIX века «иранский» культурный и религиозный тип, мыслитель считал русский народ.

С 1836 года Хомяков состоял в браке с сестрой поэта Николая Языкова Екатериной Михайловной. Она скончалась в 1852 году, оставив семерых детей. Самым известным отпрыском Хомякова стал Николай Алексеевич, один из основателей партии октябристов, первый председатель Государственной думы III созыва (1907–1910).

Алексей Хомяков заболел холерой, занимаясь лечением крестьян во время эпидемии. Скончался 5 октября 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне Липецкая область). Был похоронен в Даниловом монастыре рядом с Николаем Языковым и Николаем Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит


Основатель славянофильства – одного из первых оформившихся движений общественной мысли в России. Вывод, к которому Хомяков приходит в статье «О старом и новом»: «старую Русь надобно – угадать». По мнению философа, «лучшие инстинкты души русской, образованной и облагороженной христианством, воспоминания древности неизвестной, но живущей в нас тайно, произвели все хорошее, чем мы можем гордиться». «Теперь все прежние начала могут, должны развиваться и разовьются собственною своею неумирающею силою. Западным людям приходится все прежнее отстранять, как дурное, и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и жизнь», – такова была «рамочная» программа славянофилов, созданная Хомяковым. Всемирную задачу России Хомяков видел в том, чтобы освободить человечество от одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием Запада.

О чем надо знать

Единственно приемлемой формой правления для России Хомяков видел монархию; и социализм, и капитализм он считал следствием упадка Запада, который увлекся конкуренцией и пренебрег кооперацией. Философ выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землей», возникшее в России в результате реформ Петра I – именно славянофилы первыми обратили внимание на крестьянство. Особое внимание они уделяли феномену общины, на которую Хомяков возлагал большие надежды – по его мнению, эта форма самоорганизации должна стать приемлемой не только для крестьян, но и для других социальных групп.

Примечательно, что несмотря на близость к официальной идеологии, славянофилы так и не смогли найти с властью общего языка. Николай Бердяев отмечал: «Славянофильство беспокоило, тревожило официальную власть, она не в силах была справиться с этим явлением, осмыслить его. Власть лучше понимала либералов и революционеров, знала, как нужно относиться к ним, как справиться с этим явным врагом. Но славянофилы выставляли лозунги "православие, самодержавие, народность", слишком знакомые и близкие власти, и оставались ей чуждыми, далекими, непонятными».

Прямая речь

О современном состоянии России:

В судах черна неправдой черной
И игом рабства клеймена,
Безбожной лести, лжи тлетворной
И лени мертвой и позорной
И всякой мерзости полна!

О предназначении России:

О, вспомни свой удел высокой!

Былое в сердце воскреси

И в нем сокрытого глубоко

Ты духа жизни допроси!

Внимай ему – и, все народы

Обняв любовию своей,

Скажи им таинство свободы,

Сиянье веры им пролей!

О своей матери и о воспитании вообще: «Она была благородным и чистым образчиком своего времени; и в силе ее характера было что-то, принадлежащее эпохе более крепкой и смелой, чем эпохи последовавшие. Что до меня касается, то знаю, что, восколько я могу быть полезен, ей обязан я и своим направлением, и своей неуклончивостью в этом направлении, хотя она этого и не думала. Счастлив тот, у кого была такая мать и наставница в детстве, а в то же время какой урок смирения дает такое убеждение! Как мало из того доброго, что есть в человеке, принадлежит ему? И мысли, по большей части, сборные, и направление мыслей, заимствованное от первоначального воспитания».

О Петре I: «Воля железная, ум необычайный, но обращенный только в одну сторону, человек, для которого мы не находим ни достаточно похвал, ни достаточно упреков, но о котором потомство вспомнит только с благодарностью».

О Западе: «Нам стыдно бы было не перегнать Запада. Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою. Чем дальше они оглядываются, тем хуже и безнравственнее представляется им общество».

О недопустимости вооруженного восстания: «Что такое войско? Это – собрание людей, которых народ вооружил на свой счет: оно служит народу. Где же будет правда, если эти люди, в противоположность своему назначению, начнут распоряжаться народом по своему произволу».

О стихах и прозе: «Без притворного смирения я знаю про себя, что мои стихи, когда хороши, держатся мыслью, то есть прозатор везде проглядывает и, следовательно, должен, наконец, задушить стихотворца».

О католиках и протестантах: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства».

Командир Хомякова Ф.В. Остен-Сакен о подчиненном: «Образование его было поразительно превосходно, и я во всю жизнь свою не встречал ничего подобного в юношеском возрасте. Какое возвышенное направление имела его поэзия! Он не увлекался направлением века в поэзии чувственной. У него все нравственно, духовно, возвышенно. Ездил верхом отлично. Прыгал через препятствия в вышину человека. На эспадронах дрался превосходно. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Строго исполнял все посты по уставу православной Церкви и в праздничные и воскресные дни посещал все богослужения. Он не позволял себе вне службы употреблять одежду из тонкого сукна, даже дома, и отвергнул позволение носить жестяные кирасы вместо железных полупудового весу, несмотря на малый рост и с виду слабое сложение. Относительно терпения и перенесения физической боли обладал он в высшей степени спартанскими качествами».

Александр Герцен о Хомякове-полемисте: «Хомяков был действительно опасный противник; закаленный бретер диалектики, он пользовался малейшим рассеянием, малейшей уступкой. Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной эрудицией, он, как средневековые рыцари, караулившие богородицу, спал вооруженный. Во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего славянского воззрения все на свете – от казуистики византийских богословов до тонкостей изворотливого легиста. Возражения его, часто мнимые, всегда ослепляли и сбивали с толку».

Николай Бердяев о Хомякове-богослове: «Хомяков был первым светским богословом в православии, первым свободным богословом. В этом его неумирающее значение. Богословская сила Хомякова вытекала из твердости его природы, в основе которой лежал камень Церкви. Без Хомякова славянофильское мировоззрение не получило бы такой яркой церковной окраски, оно осталось бы религиозно расплывчатым и неопределенным. Если Хомяков и не был учителем Церкви, то, во всяком случае, был церковным учителем славянофилов. Среди славянофилов не было другого человека, церковно столь твердого, столь верного».

12 фактов об Алексее Хомякове

  • Отец Хомякова проиграл в карты более миллиона рублей; дела семьи поправились, только когда за них взялась мать
  • Обучаясь латыни, Хомяков однажды нашел ошибку в папской булле и поинтересовался у аббата-преподавателя, как он после этого может считать папу непогрешимым
  • Мать Хомякова взяла с сыновей клятву хранить целомудрие до свадьбы, пригрозив в противном случае лишить благословения
  • За мужество в боях во время русско-турецкой войны Хомяков был награжден орденом Святой Анны
  • Первые стихотворения Хомякова увидели свет в альманахе «Полярная звезда», хотя идеи декабризма не были ему близки
  • Хомяков в разной степени владел по одним данным двадцатью, по другим – тридцатью языками
  • Славяновил Хомяков в некоторых вопросах был англоманом – он считал, что умственной силой англичане обязаны верности старине, чему русским неплохо было бы у них поучиться
  • Хомяков переложил на русский повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» под названием «Светлое Воскресение»; действие было перенесено в Россию, а Рождество заменено Пасхой
  • Крестным отцом сына Хомякова Николая был Николай Гоголь
  • Хомяков был председателем Общества любителей Российской словесности при Московском университете
  • Хомяков был преданным адептом гомеопатии и даже на смертном одре отказался от другого лечения
  • Николай Бердяев посвятил Хомякову монографию и несколько статей

Материалы об Алексее Хомякове

Читайте также: