Чем корова отличается от лошади психиатр

Опубликовано: 04.05.2024

Без смеха заполнять не смог. Некоторые вопросы сформулированы столь не иллюзорно, что как не ответишь, всё равно псих без вариантов)

























Обычный тест. Некоторые вопросы сформулированы так, что мгновенно выявляют враньё. А вот смысла особого, в этих тестах нет. Агрессивность не особо выявляется, и как то объективно отсечь от оружия, законно, нельзя (диплом прямо по этой теме).

Да вы почитайте, пункт сейчас не припомню точно: согласны ли вы с тем, что у вас редко бывают слуховые галлюцинации. Как не ответь, либо редко, либо часто, но бывают. Или любиЛИ ли вы родителей. Живы-здоровы, люблю в настоящем времени глагола, как не ответь лажа выходит. Эти тесты слишком костны и примитивны. И никак не отловят больных маниакально депрессивным психозом, такой бы отвечал так, чтобы " этот жалкий, наивный раб™ " ни о чём не догадался)

Я всегда знал, что истинные психи, это врачи психиатр. 😀 В юности при поступлений. мне был задан на медкомиссии вопрос, чем отличается корова, от лошади. 😀 Я до сих пор этот день помню.

Еще вопрос был - Перестали ли вы выпивать по утрам?
Я врача спросил, у нее нормально ли с головой, и какой ответ правильный.

Сказала, что правильный ответ - Перестал.
😀

Сегодня было веселей, ассоциативные картинки, и тесты на внимательность, но за исключением теста матрицы Равена (http://psycabi.net/testy/717-t. lekta-vzroslykh ) , всё на уровне детей младшего дошкольного возраста) разложить там карточки по группам - человечков с кузнечиками в одну стопку, машинки с комодами в другую..))) Вспомнил детство.

Однако весело у Вас в Питере, проходят "медкомиссию" 😀

Как я понимаю, это лохотрон. Отъём денег. Потому, особого значения нет, какие тесты использовать.
В любых тестах нет смысла. С точки зрения закона. А деньги отжать можно любыми.
Серьёзные тесты на внимательность есть. Меня давно, году в 95-ом, по службе (уроды) направили на повторную комиссию, так вот из 16 (или 15) картинок три не понял. Даже без ограничения времени, после самого теста, просто не понял, как ни старался. Думал кирдык, а оказывается 9 - хорошо, 10-11 отлично.

Напомнило.
Лет 10 назад проходил собеседование при устройстве на работу в одну контору. Психолог со мной сожительствовал минут 40. Какого цвета небо, куда течет Волга. Мне уж скучно стало.
Ну и под конец дает она мне листик разлинованный на 9 клеток - как крестики нолики, только большой. Просит нарисовать в каждой ячейке по любому знаку, символу, букве и т.д. Чо хошь кароче.
Говорит, типа это самый козырный тест, по которому мы про Вас сразу все скажем и ничего утаить не удастся.
А у меня в то время дочка маленнькая на компе играла в квест "Не верь в худо". Может помните - пластилиновая бродилка забавная с товарищем Глинко и злым Виндуосом))))
И там в одном из заданий надо было ввести 12 символов в определенном порядке, а предварительно этот порядок надо было узнать в другом задании. По памяти однозначно не прокатывало, приходилось зарисовывать, т.к. символы были условно "сложные": не дорисованное лицо робота, антенна, тарелка каши на боку, цветок (ну эт как я их называл). И поскольку я ребенку помогал игрулю проходить не один раз - я большинство этих символов помнил))))
Ну сижу. думаю - фигли тупо рисовать кружочки и стрелки. Дай ка. Ну и по пырику 9 фигур из 12-ти в эти клетки и загнал))))
А марисабэль (психолог) эта сам процесс не видела - отвернулась, с кем то там трындела.
Я говорю - все, готово!
Она руку протягивает, листок забирает (еще пока в него не смотрит), встает собирается уходить обрабатывать результаты, на ходу начинает произносить фразу "Сейчас мы про Вас ВСЁ! и узнаем. ", опускает взгляд на листок. и у нее вырывается:
- а батюшки! Что же это все значит то.
И уходит из комнаты!
Я прождал еще 30 минут после этого. Ко мне больше никто не пришел))))
Я просто ушел.
Так судьба не сложилась у меня с этой "АОЗТЖОПЭИнкорпорэйтед"))))
Все что не делается - к лучшему!

Это не всегда так. Но раз от разу веселее. Вот в НД пришёл. 5 лет назад просто печать поставили, а тут уже раздеваться полностью пришлось, искали нет ли "дорожек" на венах. Во всех местах. Даже за мошонку заглянули, прошу извинить за подробности)) Причём поводов к тому никаких, поведение и внешний вид адекватные, лицо интеллигентное) комар разве что за руку укусил, а другую котенок поцарапал. осматривавшая сестричка сразу так и сказала, а врач - таджик какой-то, перестраховаться решил видимо)

"Во всех местах. Даже за мошонку заглянули" спасибо Парни, сто лет так не ржал. эскулапы жгут по полной)) старика Фрейда на них нет 😀

очень сильно напомнило тест, который проходили бойцы для получения допуска к несению караульной службы.

А как отвечать, ведь там сплошные утверждения? Да - Нет? или можно развёрнуто? сколько времени даётся?

Не так категорично. Вопросов на честность несколько. 150 вопросов - это экспресс-тест. Но и в нём есть определение степени честности.
Прикол в том, что вывод об абсолютной лживости, т.е. полной негодности теста, никак на выдачу оружия повлиять не может. Патологический врун - не повод для признания психбольным. Тем более психологом.

Поясните пожалуйста, а с таким вопросником сколько времени занимает прием одного "пациента" в ПНД ? Или там предлагается просто "написать и сдать", а проверять (и ставить на учет) будут уже после положительного заключения?

опросник на дом дали. А тест Райвена на месте решал.

Я принципиально перехожу дорогу всегда только на зеленый. Уступаю сидячие места женщинам, даже если мне не угрожает штраф. Тест явно этого не учитывает.

Chrono

Я принципиально перехожу дорогу всегда только на зеленый. Уступаю сидячие места женщинам, даже если мне не угрожает штраф. Тест явно этого не учитывает.

Учитывает. Потому вопросов несколько. И при глубоком обследовании, тестов - несколько. Мало того, многие тесты требуют 'усыпления бдительности'. Потому время ограничивается или даются они при определённой усталости. Сначала на внимание и т.п., а когда человек устанет (это довольно быстро), выясняют то что нужно, на фоне уменьшения способностей к 'фантазии'.
Но для выявления псих.больных используются другие методы. Потому, тесты эти бесполезное занятие. Даже если выявят склонность к агрессии, состояние близкое к суициду, полную неспособность к аналогиям и отвлечённому мышлению, лживость, то это не повод для признания человека недееспособным. Это обычный психологический портрет. Для ведомства это имеет значение, там где гражданин служит. Для закона об оружии - не имеет. Для очищения карманов от денег - весьма способствует.

Я бы посмотрел этот тест.

Не, без ключей смысла нет.

Это законно вообще требовать решать подобные тесты? Может они еще в стационар предложат лечь на недельку, чтобы печать в справке поставить.
У нас проще: пара вопросов на адекватность, обращался ли раньше за психиатрической помощью, не беспокоят ли головные боли, еще военный билет смотрят. 1 минута и осмотр пройден.

все ищем кому это выгодно. Вопросник составлен питерским институтом, предлагается в пиртерских же ПНД. Видимо ктото статистику набирает для докторской по карательной психиатрии.

эти тесты не стоят бумаги которую на них потратили.так-отрыжка лженауки.

Извините, но чуть поподробнее. То есть теперь у Вас получение печатей из ПНД и НД занимает как минимум 2 посещения этих заведений ?

Копытами брат. копытами. Конина (как животное) принадлежит к непарнокопытным, а говядина к парнокопытным. Пожалуй это всё, что я помню из лекций по животноводству 😀

Следующий СТРЕЛОК
спокойнее

все ищем кому это выгодно. Вопросник составлен питерским институтом, предлагается в пиртерских же ПНД. Видимо ктото статистику набирает для докторской по карательной психиатрии.


хренов
Копытами брат. копытами. Конина (как животное) принадлежит к непарнокопытным, а говядина к парнокопытным. Пожалуй это всё, что я помню из лекций по животноводству


хренов

Копытами брат. копытами. Конина (как животное) принадлежит к непарнокопытным, а говядина к парнокопытным. Пожалуй это всё, что я помню из лекций по животноводству 😀

Таки где это вы видели непарнокопытную рогатую лошадь!? 😀

Корова дает молоко, а на лошади верхом ездят.
Еще у лошади есть грива.
И у лошади еще отваливаются металлические предметы, которые принято при входе прибивать на счастье.

На этом мои познания горожанина по отличию лошади и коровы заканчиваются.

Да это обычный тест СМИЛ такое проходят при поступлении в органы.В интернете есть программа и ключи к расшифровке,можно потренироватся и подогнать себя под кого угодно.

😀 Вот для ТАКОГО контингента вопрос "Перестали ли вы выпивать по утрам?" видимо ОЧЕНЬ актуален!

А я-то думал, что в "госструктурах" всё чётко и стандартизировано. А тут в одном диспансере один тест, в другом другой, в третьем вообще нет(что считаю верным). Мдя. Ещё одним иллюзиям пришёл конец :-)

------------------
Сколь бы ни был остёр меч - язык,всё же,поострее будет

- интересно.
В вузе я не то, чтобы оголтело увлекался психологией, но, поскольку образование получал педагогическое в том числе, на психологию у нас нехило налегали.
Прочитанное меня весьма повеселило.
Людям реально делать нехрен. - а в более тесной компании я бы не преминул выразиться, что данный тест - хуйня полная.
Про то, как примерно статистически по результатам многостраничных тестилок выписываются "характеристики личности", я знаю. Но тест этот - реально полная хрень. Низкоуровневое порево.

Уважаемый президент РФ!
Знали бы Вы, какой хернёй страдают чиновники и госструктуры в стране, которой Вы не первый десяток лет пытаетесь управлять.
(вот написАл, и подумал: если бы в критические моменты нашей истории страна таки развалилась и обанкротилась, то бардак и махновщина началась бы такая, по сравнению с которой уркаина покажется детской песочницей. )

Эти тесты пригодны лишь для того, чтобы выявить конкретно ненормального, если чел немного менее псих, то он распознает заведомо провокационные вопросы и ответит так как правильно чтобы не спалиться как психу. Хотя сам будет считать по иному.
У психиаторов есть прикол - абсолютно нормальных людей нет, есть недообследованные..
А вообще, были исследования не помню где смотрел, суть - любой психиатор на много более псих с точки зрения психиатрии, чем среднестатистический человек.

Это обычная профанация.
Врач в психдиспансере не имеет права поставить диагноз препятствующий получению разрешения на оружие. Однако кушать то ему надо, а значит надо делать вид что он трудиться.

Такой тест с похожими вопросами, а может быть с этими же самыми проходил в военкомате еще лет 10 назад.
Помню когда получал свою первую лицензию, был еще студентом химфака. Психиатр задал вопрос "чем отличается золото от серебра?" ну я не думая ответил - атомной массой, строением электронной оболочки.
По взгляду врача сразу понял, что мой ответ не совсем верны.
Подумал. Продолжил, рассказал что золото более инертно и еще что-то.
По взгляду понял, что возможно нужного штампа мне не видать.
Потом врач мне сказал, что правильный ответ - ценой!

Chrono

Это не всегда так. Но раз от разу веселее. Вот в НД пришёл. 5 лет назад просто печать поставили, а тут уже раздеваться полностью пришлось, искали нет ли "дорожек" на венах. Во всех местах. Даже за мошонку заглянули, прошу извинить за подробности)) Причём поводов к тому никаких, поведение и внешний вид адекватные, лицо интеллигентное) комар разве что за руку укусил, а другую котенок поцарапал. осматривавшая сестричка сразу так и сказала, а врач - таджик какой-то, перестраховаться решил видимо)

*ц, а в задницу не заглянули? Спасибо коррупции, что эту хренову справку можно просто купить. Идиотизм.

на основании чего ? в законе написано, что только больным нельзя, либо больной либо подписывать

х з как относится к психологам и тестам-учился в педвузе,сильно интересовался психологией
когда проходил медкомиссию для устройста в зону отвечал на тест для устраивавшихся(не помню название,но вопросов много)-мог нае_тб этот тест,потом собеседование с психологом было-отвечал честно,хотя мог сказать ,то,что ей нужно(вряд ли бы раскусили-препод по психологии сильным специалистом была+сам глубоко интересовался).-не стал делал все честно,
когда устроился в зону(после института прошло 2-3 месяца)-девчонка психолог(максимум на 5 лет старше)-дала отвечать на какой то тест для сотрудников,ответил честно-было интересно,что выявят,какие изменения ,,из студента в дубака,,произошло
так она мне чуть ли скандал не устроила-ты обманывал,врал при ответах,такого результата как у тебя нет в ответах
примерно на 5 году работы-уже другой психолог-майор,дала задание нарисовать что угодно
Вспомнился фильм,,особенности то ли охоты то ли рыбалки,,-дача Кузьмича,его строения
нарисовал черными и красными цветами то ли костер то ли еще какую-то картинку-Кузьмича вспомнил,потому что у него на заимке было тихо и спокойно,а я тогда работал в сизо(постоянно кипиш,нервотрепка)
меня потом психолог затр_хала(сорри за мат),но так и было вопросами типа,,ты с чего стал о самоубийстве думать,, ,,что у тебя произошло,, ,,как ты себя чувствуешь,,-все потому что в моем рисунке ей суицидальные мотивы увидились,я объясняю,,красный огонь,черный-дрова,,горит костер,объясня про фильм-или не верит или не доходит
потом еще полгода зае_ывали и непосредственный начальни и психолог-не хочу ли я ,,вешаться,,
самый прикол,что именно в те месяца я себя окуенно чувствовал и никаких дурных мыслей даже близко не было

сейчас в уис не работаю(уволился),работаю на продуктовом складе-каждый год проходим медкомиссию,есть и психолог
на вопрос ,,служил в армии,,-я отвечаю,,нет,,
,,поему,,-,,сначала не хотел,потом сами не брали,,(сначала была отсрочка по уис,потом уже возраст вышел),интересно наблюдать за реакцией врача,когда он переваривает мой ответ

по юности проходил тесты в пнд(отправили после второго сотрясения и постоянные головные боли) и результат им не понравился. ничего толком не сказали. позже мне нужна была справка для устройства на работу, спокойно выдали. Я ещё вспоминал про тесты в пнд, переживал, что не дадут справку и писец. В итоге я подумал, что всё норм и расслабился. но при попытке получить справку для водительского мне отказали. Я был в шоке. Кружили мне голову несколько дней, опять тесты и в итоге говорят НЕТ. Во избежании срочной госпитализации пришлось тихо свалить без ругани. ХЗ что теперь делать. На одном портале говорилось о том, что если не вызывают и сам не ходишь к ним, то снимают отметку. но это бред т.к. я не виделся с пнд примерно 15 лет.
Права очень нужны, а что делать теперь не знаю. жесть какая-то.

У нас в Москве на Юрьевском переулке тоже такую ботву выдают. Не на 150 вопросов, но на 50 точно. И вопрос про красный свет там, кстати, был. Проходил 2 раза, на оружие и на ВУ, абсолютно одинаковые тесты и абсолютно одинаково в них никто не смотрит. Еще были вопросы про то чем круг от квадрата отличается и чем кошка от кита, солнце от луны и прочая ерунда. Кому и зачем все это нужно я так и не понял, потому что и туда никто не смотрел, по факту просто подпись врача в справке и все.

Вам смешно, а я этот тест раза три проходил, когда на срочную службу собирался - в военном комиссариате, распределителе, и в учебке непосредственно.

Это разновидность Миннесотского опросника (MMPI). Только его надо быстро проходить (на компе, 1-2 секунды на принятие решения Y/N), а не вдумчиво на дому. Тогда он эффективен. Те, кто "путаются в показаниях" его вообще пройти не могут. 😊 Ещё его не прошёл ГГ фильма "Машинист" 😊 Очень правильно, что его стали вводить в ПНД 😊

Не соглашусь. Вполне авторитетная и не вчера придуманная методика. Сабж - советский вариант американского теста.
https://ru.wikipedia.org/wiki/MMPI
http://psylab.info/%D0%9C%D0%B. %BD%D0%B8%D0%BA

Для тех, кто его боится сдавать 😊 http://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/ (ничего скачивать не нужно из рекламных баннеров 😊 , всё проходится онлайн)

Я знаю, что люди на кончике пера открывали планеты и прочие невидимые объекты вселенной. Так что выявить опасного человека с помощью дурацких вопросиков вообще не проблема 😊 У опасного человека от них триггер начинает чесаться 😀

А теперь тесты еще надо проходить. Раньше нужна была справка, что не состоишь на учете.

Всё возможно.
Меня в 2015 году кто-то из этих чертей в халатах на флюрографию отправил, чтобы свою справку выдать.
Благо, много времени это не заняло, и было абсолютно бесплатным.

Пздц какой-то. Регламент-то есть где-нибудь. Сидеть решать тесты нет ни малейшего желания. Справка выдается за 10 минут, не? Помню, зашел, сказал нужна справка, что не состою на учете для оружия. На меня посмотрели и чего-то написали на листочке, печать поставили. А потом оказалось, что всего за 100 р мне такую же справку бы сделали там же, где 046 😊)

Методика применяется для ис­следования мышления (процессов анализа, синтеза, операции сравнения).
Больного просят сказать, чем похожи и чем отличают­ся два понятия. Для сравнения предлагаются пары слов, ко­торые отвечают следующим условиям:

  • слова можно объединить более общим понятием (трамвай и автобус - транспорт; ворона и воробей - птицы), причем подобное обобщение может быть более сложным (сказка и песня - произведение искусства; глаз и ухо - орга­ны чувств; газета и радио - средства информации и т. п.);
  • больному предлагаются несравнимые понятия, та­кие как: река - птица; ось - оса; ботинок - карандаш; муха - дерево и т. п. Умение самостоятельно выделить нерешаемую задачу характеризует критичность мышления здорового че­ловека.

Больному предлагается 10-15 пар слов из следующего списка:

  • голод - жажда
  • сказка - песня
  • глаз - ухо
  • газета - радио
  • поощрение — наказание
  • волк – луна
  • ось - оса
  • ботинок - карандаш
  • корзина - сова
  • муха - дерево
  • яблоко - вишня
  • ворона - воробей
  • дуб - береза
  • лыжи - коньки
  • корова - лошадь
  • летчик - танкист
  • трамвай - автобус
  • золото - серебро
  • река - птица
  • озеро - река
  • дождь - снег
Можно разобрать с больньм 1-2 пары понятий. Обя­зательно объяснить больному, что надо начинать с определе­ния сходства. Первая пара несравнимых понятий предъявля­ется без специального предупреждения. Экспериментатор тщательно регистрирует поведение больного, его высказыва­ния и ответ. Затем больному дается дополнительная инст­рукция: «Встречаются такие пары слов (понятий), которые несравнимы. В таком случае вы должны ответить: «Их срав­нивать нельзя». Больше эту инструкцию не повторяют, про­сто регистрируют ответы больных при работе со следующи­ми несравнимыми понятиями. Всего предлагается 3-5 пар несравнимых понятий.

Обработка и анализ полученных данных

Анализ по­лученных данных начинается с оценки доступности для больного самого процесса сравнения и обобщения. Прежде чем сравнивать понятия, больной должен выделить крите­рий, по которому он будет проводить сопоставление. Поэто­му в первую очередь отмечается: самостоятельно ли справ­ляется больной с этой задачей; если ему понадобилась по­мощь, то какая, сумел ли он перенести процесс обучения на дальнейшую работу.
Затем надо обратить внимание на степень обобщенно­сти критерия сравнения, которым преимущественно пользу­ется больной (абстрактный, конкретный, псевдоабстракт­ный). Уточнить эгоцентричность процесса сравнения, отме­тить, пользуется ли больной «слабыми» признаками понятий как критерием сравнения. При этом особое внимание надо уделить работе с «несравнимыми понятиями». В норме ха­рактерны затруднения при переходе к ним, здоровый человек либо отказывается проводить сравнение этих слов, либо пе­реходит на очень широкий уровень сравнений (муха и дерево относятся к живой природе). Важно, что при этом в норме отмечаются оценочные реплики: «Эта задача не такая, как другие», что свидетельствует о высоком уровне критичности мышления.
В норме уже с 12-14 лет дети с соответствующим об­разованием могут проводить сравнение понятий, вьщеляя в качестве критерия существенный признак понятий, проводя сравнение на достаточно абстрактном уровне (см. описание методики «Пиктограмма»).
Иногда отмечается использование конкретного крите­рия сравнения (плащ и пальто - то, что мы носим). Обычно организующей помощи достаточно, чтобы здоровый человек исправил подобные ошибки.
При различных органических заболеваниях головного мозга, которые приводят к снижению уровня обобщения, конкретизации мышления, процесс сравнения проводится в основном на конкретном уровне: дуб и береза - растут в ле­су; лыжи и коньки - нужны зимой для катания; глаз и ухо - оба находятся на голове и т. п. При этом для многих пар больные вообще не могут подобрать критерий сравнения, считая их совсем разными: «Ворона большая, а воробей ма­ленький, ворона воробья заклевать может - ничего нет похо­жего».
Больные критичны к своим затруднениям, активно ищут помощи психолога, исправляют свои ошибки, но в дальнейшем опять в качестве критерия сравнения использу­ют конкретные признаки понятий.
При шизофрении мышление характеризуется иска­женным процессом обобщения, больные используют для сравнения псевдоабстрактные критерии или «слабые», мало­значимые признаки понятий. «Дождь и снег - предметы влажности, перемещающиеся вокруг земли», «ворона и во­робей - состоят из одинакового «количества слогов». Боль­ные шизофренией не испытывают замешательства при пере­ходе к несравнимым понятиям: «Ось и оса - имеют в середи­не продолговатость; созвучны»; «Муха и дерево - муха шумит при полете и дерево при ветре тоже шумит»; «Ботинок и карандаш - оставляют след» и т. п. Подобное использование второстепенных, малозначимых признаков и псевдоабстрак­ций в качестве критерия обобщения не снимается обучением.
При различных пограничных заболеваниях можно от­метить личностную окраску мышления. Выбирая критерий обобщения, больные опираются на собственные вкусы и пристрастия. Личностная окраска может проявиться в объяс­нениях: «Золото и серебро - терпеть не могу всего этого, из-за денег и сына погубили» (сын больной был убит при ограб­лении).
Под редакцией профессора М. В. Коркиной.

Как влияет ковид на психическое состояние, что такое long-covid и поможет ли физкультура справиться с нейро-ковидом

Психиатр Менделевич: «Есть понятие long-COVID, и его последствия могут носить необратимый характер»
Фото: inkazan.ru

Сегодня один из татарстанских телеграмм-каналов опубликовал информацию о самоубийстве 60-летней жительницы Казани, якобы из-за перенесенного ею коронавируса. Как сообщила глава республиканского штаба по борьбе с COVID-19 Лейла Фазлеева в ходе прямого эфира в «Инстаграме», пациентка «прошла лечение в одной из больниц, поражение легких составило 1-2 процента, выписали ее с положительной динамикой, но несмотря на это, женщина приняла решение уйти из жизни». Какое все-таки влияние коронавирус оказывает на психическое здоровье переболевших им людей — этот вопрос стал темой очередного прямого эфира, прошедшего в Instagram-аккаунте оперштаба. На вопросы пользователей соцсети и Лейлы Фазлеевой ответил известный российский врач-психиатр Владимир Менделевич.

Быть рациональным и здравым человеком

Лейла Фазлеева: Владимир Давыдович, коронавирус и суицид, как вы прокомментируете это сложное сообщение?

Владимир Менделевич: Любой уход из жизни — это трагедия, и мы выражаем соболезнование семье погибшей женщины. Если с научной точки зрения и практической — психологической и психиатрической посмотреть на это, то это довольно частое явление. Если сравнить ковид, как тяжелое расстройство, субъективно тяжелое — объективно у вас были другие эксперты, они описывали, что происходило с организмом, какие последствия. Субъективно, у человека очень тяжелые переживания в связи с болью — мы не знаем как эта женщина переносила ковид, мы не знаем, какие были последствия после него, потому что бывает очень много физических осложнений, слабость, вялость, мы не знаем, как сказался ковид на ее социальном статусе, о том, что происходило в семье, вокруг — мы гадаем с вами.

Нам известно, что, например, при онкологических заболеваниях на тяжелых стадиях, особенно у пациентов с хронической болью, суициды — нередкое явление. Поэтому человек пропускает через себя болезнь, все чувствует, он может быть эмоционально тревожным, и он может выбрать такой конец, неадекватный выход из ситуации. В этой ситуации еще нужно разбираться, но мне очень жаль, что это произошло.


Фото: Ринат Назметдинов

Лейла Фазлеева: Что же каждому из нас делать? Есть те, кто боится заразиться — они не перенесли и еще не привились. Есть те, кто привился и живет своей историей. Но если ты перенес ковид, то какие действия вы нам посоветуете, чтобы ни в коем случае не прийти к такому серьезному и страшному решению?

Владимир Менделевич: У нас в психологии, психиатрии и других науках, связанных с человековедением, есть представление о гармоничном реагировании и дисгармоничном. Как правильно реагировать? Во-первых, быть рациональным и здравым человеком: нужно изучать, по любому поводу, не только коронавирус, знать вероятность заражения при разных формах поведения, вероятность тяжелого течения — эти цифры мы можем ведь дать, то есть врачи могут дать данные, сколько из тех, кто заболел, перенес тяжело ковид или заболевание было средней тяжести. И здравый смысл покажет нам, что в реальности — это очень опасное заболевание, потому что это заболевание не сравнимое с гриппом. Грипп — это вирусная болезнь, влияющая в большей степени на легочную систему. А коронавирус влияет, как правило, не только на дыхательную систему, это системное заболевание, оно влияет на все .

Если есть вероятность заражения, а никто не застрахован от этого, нет таких людей, даже если они соблюдают всевозможные способы предохранения от ковида. Значит, я готовлюсь: надеюсь на лучшее, но готовлюсь к худшему, я готовлюсь и знаю, что буду делать, если вдруг это заболевание появится. В этом ряду стоит вакцинация. Что предприму, чтобы не заболеть — например, вакцинацию.

Я стараюсь быть здравым рациональным человеком, стараюсь не быть субъективным и суеверным. Столько разных разных фактов влияет на адекватность-неадекватность реагирования на ковид. Если бы я был художником, который десятилетиями не выходит из своей студии, то я выбрал бы одну тактику исходя из опыта. Я человек довольно активный и в год совершал до 150 перелетов, и риск существенно возрастал. Поэтому для того, чтобы сделать шаг по возращению к нормальной жизни, я выбрал для себя один из путей — это вакцинация, при этом она не отменила у меня ношение респиратора второй серии. Я летаю в самолетах, я его не снимаю и не питаюсь в самолете. Вакцинация — это не гарантия 100%-ной, полной защиты человека . Нет таких возможностей. Сформируется иммунитет у населения, тогда мы будем расширять свои ареалы.


Фото: Максим Платонов

Я ждал научных исследований, и слова, сказанные кем бы то ни было, даже высокими людьми, для меня не факт, для меня истинным фактом является публикация в серьезных научных журналах. И я выбирал из двух отечественных вакцин, потому что импортные не завезены в Россию. Я честен перед вами и честен перед слушателями — нужно принимать решения здраво — это моя жизнь, жизнь моих близких.

За год количество людей с тревожными расстройствами не увеличилось

Лейла Фазлеева: Как влияет коронавирус на психику человека, какие уже за год, как началась пандемия, можно сделать выводы?

Владимир Менделевич: Очень много исследований по этому поводу проведено в мире. Я слежу за китайскими, американскими исследованиями, мне это важно, нужно понять, действительно ли их психическое расстройство обусловлено ковидом. Напрямую же связи не может быть, вирус же сам не может вызвать мысль о том, чтобы не жить. Это целая цепочка, после которой человек может прийти к такой трагической развязке.

Научные данные очень разнятся. Мой клинический опыт показывает, что за год количество людей с тревожными расстройствами не увеличилось, а я вижу большое количество людей. Мою практическую позицию подтверждают несколько широкомасштабных исследований в России, которые показывают, что уровень тревоги и депрессии в стране остался за этот год на прежнем уровне . Но мы стали больше волноваться по поводу возможности заболеть, но это не значит, что это волнение перешло в патологическую стадию. Это даже здорово — повышенный, а не патологический уровень тревожности — это человека мобилизует, чтобы принимать решения здраво. А есть мировые исследования, которые показывают, что тревожных, депрессивных и прочих психических расстройств стало больше. Вот кому верить? Время покажет, какие точно есть данные.

Я бы хотел порадоваться за Татарстан, что в одном из очень известных меджурналов мы с коллегой опубликовали статью, в которой описали уникальный случай психического расстройства при ковиде не со знаком минус — тревога, депрессия, паранойя, а со знаком плюс. У одной из моих пациенток была эйфория, маниакальное состояние с избыточной активностью, но она вела себя совершенно неадекватно. Мы ее полечили, все быстро прошло. Это уникальный случай для мировой литературы.


Фото: Ринат Назметдинов

Что самое опасное с точки зрения психики? Есть понятие long-COVID, когда ковид в некоторых случаях не заканчивается с выздоровлением. Его последствия могут быть, хотя еще не все нам известно сегодня, но его последствия иногда могут носить необратимый характер в нейропсихиатрической сфере. Есть данные, что после выписки из стационара после коронавируса, человек жалуется: «я не соображаю, у меня плохая память, я трудно подбираю слова, вообще это не я, я не понимаю, куда нажать в смартфоне, чтобы было правильно» и прочие реакции.

Этот нейро-ковид — это нарушение когнитивных функций. Сегодня врачи, специалисты, ученые крайне внимательно следят за этим процессом. Не исключено, что нейро-ковид может приводить к болезни Альцгеймера и другим деменциям.

Лейла Фазлеева: Да, многие говорят, что после ковида психическое состояние меняется. А как человеку самому понять, что состояние после перенесенного коронавируса уже патологическое или у близких тебе людей? Что дальше делать?

Владимир Менделевич: Если человек субъективно ощущает, что ему это мешает. Например, не может справляться с прежней работой, с прежней интеллектуальной деятельностью — это повод обратиться к специалисту, потому что если перейдет в патологию — поздновато уже будет. Глядя со стороны, если мы видим, как человек тормозит, не соображает, не надо ждать, что это состояние обретет клиническую болезнь. Здесь не нужен психиатр, нужен невролог, у них есть способы лекарственные, другие способы, чтобы уменьшить нарушение когнитивных функций — внимание, память, интеллект — вот на это влияет ковид. Посмотрите как мы далеко ушли от ОРВИ, нам не было известно год назад о таких последствиях.

Год назад мы думали, ну переждем полтора месяца, все закончится, оказалось все не так. Мы столкнулись — и это совершенно новое для медицины, общества и человечества заболевание, такого никогда не было.

И я не рекомендовал бы обращаться к народным средствам, которые рекомендуют противники научного подхода.


Фото: Ринат Назметдинов

Лейла Фазлеева: Существуют, вы говорили, способы обрести душевное равновесие, попытаться поработать с собой, что если ощущаешь изменения. Как можно восстановить душевное равновесие, если не нужно обращаться к специалисту?

Владимир Менделевич: Я считаю, что быть абсолютно спокойным и радостным, когда люди вокруг умирают от коронавируса — это неадекват быть совершенно спокойным. Быть начеку — это нормально. Поэтому давайте перенесем вопрос душевного спокойствия в будущее, когда мы победим это заболевание. Вот «испанка» длилась полтора года, я еще в марте прошлого года в одном из интервью это упомянул и мне казалось, что при современном уровне медицины с ковидом можно справиться за месяца полтора. Сейчас уже год прошел, скоро будет полтора. И успокоение может сыграть злую шутку, не надо успокаиваться, надо быть начеку.

Мы живем в период кризиса доверия, никто никому не верит

Лейла Фазлеева: Можно ли выделить категорию людей, которая наиболее склонна, к тому, что появится депрессия, повысится тревожность и она будет неадекватной?

Владимир Менделевич: Я бы выделил даже две группы. Первая группа людей — это, в принципе, мнительные и тревожные по характеру. Их много вокруг нас, которые не только из-за коронавируса, они по любому поводу могут паниковать, бояться любого заражения, чутко реагируют на любую медицинскую информацию, и на них воздействовать очень сложно. Потому что это характер, а мнительный характер переделать чем-либо очень сложно, так они воспитаны, такой у них темперамент.

А вот вторая группа — это группа людей, которых я, честно говоря, даже не могу понять. Это люди, которые не хотят верить никакой научной информации. Они во всем мире есть, но у нас их очень много. Так вот такие люди создают панику, помните мы были на одном круглом столе, они же завели всех своей тревожностью, крикливостью, истеричностью, бытовой паранойей. Пусть эти люди говорят, но они должны дискутировать со специалистами, которые могут им противостоять. Это и не больные психически люди, но их поведение очень похоже на состояние психически нездорового человека — отрицание реальных фактов, неспособность видеть, что есть на самом деле и упорствование в своей позиции.


Фото: Максим Платонов

Лейла Фазлеева: Если говорить о людях, которые вообще в принципе отрицают эффективность вакцины, как, по вашему мнению, отделять зерна от плевел, кому доверять, мы все сегодня в информационном потоке невероятного уровня и фейковых новостей много, так что разбираться во всем достаточно сложно.

Владимир Менделевич: У меня нет простого ответа на ваш вопрос. Для того, чтобы человек стал рациональным в сфере коронавируса, он должен стать рациональным вообще, он должен уметь отделять зерна от плевел вообще во многих областях жизни. Тут мы не дорабатываем. Кто именно? Ученые, которые не проводят так активно, как в советское время, научно-популярных лекций. На ТВ между тем приоритет отдан иррациональным передачам типа «Битва экстрасенсов», тайнам каким-то, заговорам и так далее, в общем какая-то мистика и мифология. А где передачи, которые могли бы дать человеку хотя бы крохи знаний?

Оппоненты сегодня утверждают, что вакцина опаснее, чем само заболевание. Так давайте их сводим в «красную зону», покажем данные по смертности — люди, конечно, не очень верят госстатистике. У вакцины не описаны какие-то серьезные, массовые последствия. Я себе не враг, ради пропаганды я бы не стал прививаться — это глупость полная, я бы свою семью не отдал в жертву, чтобы заниматься проведением линии вакцинации.

Нам говорят, вы не знаете отдаленные последствия. Так никто не знает, но когда грозит тебе смерть, то, наверное, можно ориентироваться на те данные, которые получены за последние месяцы. Я не хочу комментировать глупые и наивные разговоры по поводу внедрения в геном человека — это глупость. Люди так же в ГМО верят, что оно меняет ДНК человека — это неправда, и большое количество этих ошибочных представлений.


Фото: Максим Платонов

Нельзя сравнить априори три вакцины — «Спутник V», Pfizer и Moderna, потому что не проводилось сравнительного исследования. Это наука. И вопрос — зачем сравнивать, какое значение, если одна лучше, другая хуже. А вот отследить последствия, как Европа сделала в отношении AstraZeneca, независимые исследования провести, есть ли последствия. И связей пока не нашли или нашли кое-что, что ограничивает показания к ее применению для некоторых людей. Мы «Спутник V» тоже делаем не каждому. Человек должен сам разобраться, кому верить.

Мы живем в период кризиса доверия, никто никому не верит. Как сделать так, чтобы люди поверили? Наверное, говорить им правду.

Лейла Фазлеева: Вопрос задал наш зритель. «Переболел коронавирусом и периодически отмечаю у себя депрессию. Вроде бы все хорошо, работа, семья, дети, но иногда просто накрывает. Раньше не думал, что у мужчин могут быть такие проблемы. Это же временно?»

Владимир Менделевич: Как врач не могу, не видя пациента, говорить о прогнозе. По статистике те, кто перешел после ковида к когнитивным расстройствам, болезни Альцгеймера и прочим патологиям — их не очень большое количество. Большая часть пациентов выходит из этого состояния и полностью восстанавливаются. Скорость восстановления зависит от состояния организма, деятельности головного мозга и других факторов. То есть эти явления временные и мы нашему подписчику скажем, что высока вероятность, что все это пройдет.

Лейла Фазлеева: Если говорить о занятиях физической культурой и спортом, ЗОЖ, прогулки на улице — это как вариант восстановления состояния здоровья психического, да или нет?

Владимир Менделевич: Есть исследование, говорящее о том, что болезнь Альцгеймера можно замедлить с помощью усиленных физических нагрузок. Они очень тесно связаны с функциональной деятельностью мозга. Я каждый день прохожу 5 км, начиная с марта прошлого года. Тогда была идея подготовить свои легкие, а еще, чтобы занять себя как-то на изоляции. И активный образ жизни я рекомендую и как ученый, и как обычный человек.

«Горючим материалом» для лошади служат, как известно, различные растительные вещества — лошадь животное травоядное. Ей, как и корове, приходится подолгу пастись, наполняя свой кишечник объёмистой и малопитательной травой (в связи с этим у неё сильные ноги, опирающиеся о землю крепкими копытами, и соответственной длины шея). Однако органы пищеварительного аппарата лошади отличаются от соответствующих органов коровы.

Лошадь не жуёт жвачки и не имеет рубца (вообще желудок у неё не подразделён на отдельные камеры). Поэтому она должна сразу, тут же на пастбище, пережёвывать свой корм. У неё имеется для этого сильно развитый зубной аппарат; особенности его строения отражаются и на форме лицевых костей черепа, очень длинных, образующих вытянутую, лошадиную морду (рис. 452).

Отсутствие у лошади рубца до некоторой степени возмещается значительным развитием слепой кишки (рис. 453), в которой пища подвергается брожению (сравните с грызунами и жвачными), но общая длина кишечника у лошади только в 10 раз превышает длину тела (сравните с коровой и овцой). Поэтому организм лошади менее приспособлен к питанию грубыми объёмистыми кормами, чем организм коровы, и ей приходится давать больше сильных кормов — овса или ячменя.

Зубы. Достаньте череп лошади и рассмотрите на нем устройство зубного аппарата (рис. 452). Сосчитайте число зубов различных категорий на верхней и нижней челюсти; если на верхней челюсти окажутся клыки, то это значит, что череп принадлежал жеребцу. Сравните зубной аппарат лошади и коровы (или другого жвачного).

Для размельчения пищи лошадь, подобно корове, перетирает или перемалывает её между верхними и нижними зубами. Зубы при этом изнашиваются и стираются, что можно заметить и на живой лошади, если рассмотреть её резцы (почему у лошади резцы стираются гораздо сильнее, чем у коровы?).

Вначале у жеребёнка появляются временные молочные зубы; после двух лет молочные зубы выпадают и постепенно сменяются постоянными, которые служат лошади до конца её жизни. Таким образом, по состоянию зубного аппарата, то есть по смене зубов, и по тому, насколько зубы оказываются стёртыми, можно бывает определить возраст лошади, что обыкновенно и делают при покупке (рис. 454).

Резцы (как молочные, так и постоянные) появляются у лошади в определённой последовательности. Сначала появляется пара передних резцов (их называют зацепами), за ними прорезывается следующая пара — так называемые средние резцы — и, наконец, по краям — ещё третья, самая задняя пара резцов — окрайки.

Таким образом, зацепы бывают старше остальных зубов, раньше их сменяются, если это были молочные зубы (в возрасте 2,5 лет) и прежде других начинают стачиваться у взрослой лошади. Наоборот, окрайки появляются позднее, а поэтому позднее сменяются у молодых лошадей (к 4–5 годам) и менее других бывают стёрты у лошадей более старшего возраста.

Стирание резцов изменяет их жевательную поверхность (рис. 454). На молодом зубе здесь имеется углубление в виде ямки, или чашечки. На более старых зубах края чашечки постепенно стираются, она становится более мелкой и наконец совсем исчезает. Дальше по мере изнашивания зубов постепенно изменяются и очертания их стёртой поверхности: вначале она имеет форму узкого овала, далее этот овал увеличивается в ширину, а после 8 лет постепенно переходит в треугольник.

При этом длина зубов остаётся почти неизменной, так как по мере изнашивания зубы постепенно подрастают (сравните с грызунами).

Изменение стёршихся резцов у лошади как признак её старения (а следовательно, и понижения стоимости) послужило основой для пословицы «дарёному коню в зубы не смотрят».

Череп лошади

Рис. 452. Череп лошади

Пищеварительный канал лошади (схематизировано)

Рис. 453. Пищеварительный канал лошади (схематизировано)

1 — пищевод; 2 — желудок; 3 — двенадцатиперстная кишка; 4 — тонкие кишки; 5 — слепая кишка; 6 — петли толстой кишки; 7 — прямая кишка (стрелками указано направление движения пищи).

Взаимодействие с лошадьми – это не просто спорт и времяпровождение, но это еще и очень полезно. В психологии даже есть такое понятие как иппотерапия, то есть терапия с помощью лошадей.

Лошадь психотерапевт

Взаимодействие с животными, в нашем случае с лошадьми, оказывает комплексный эффект - как физиотерапевтический, так и психотерапевтический.

Еще Гиппократ утверждал, что больные поправляются быстрее, если они ездят верхом. Он рекомендовал езду на лошади для меланхоликов – особенно галоп – просто не возможно быть в спокойном состоянии духа на такой скорости! Кто ездил верхом – меня поймет.

Во время верховой езды сердцебиение может ускориться до 170 ударов в минуту, но это никак не сказывается на сердечной мышце. Поэтому Иппотерапия очень полезна в период реабилитации после инсульта, инфаркта, различных травм, полезна для больных рассеянным склерозом, заболеваниями органов таза и т.д. иппотерапия специализируется также на работе с особенными детками, т.е. с аутистическим спектром, ДЦП, олигофрения, ЗПР, гиперактивность и многие другие.

Еще во времена царской России раненых на период реабилитации часто отправляли не в санатории и дома отдыха, а в конюшни ухаживать за лошадьми.

Особенно полезна езда верхом на лошади для деток, но и о взрослых тоже забывать не стоит.

Так в чем же конкретно польза от катания верхом? Давайте рассмотрим поэтапно.

1) Знакомство с Лошадью и первый контакт.


Польза начинается с первого контакта с животным. Когда посетитель (взрослый или ребенок) пришел в конюшню и увидел животное. Большое, красивое и грациозное.

Вспомните, какие у Вас были ощущения, когда Вы впервые увидели лошадь?

Это что-то большое, сильное, красивое, полное энергии… Иногда немного пугающее, но одновременно вызывающее желание прикоснуться к этому всему, повзаимодействовать.

Прежде чем сесть на лошадь, необходимо наладить с ней контакт. Т.е. подойти, погладить, посмотреть в глаза, может быть покормить, перебирать руками гриву, расчесать или заплести косичку… И надо все сделать так, чтобы лошадь разрешила это с собой сделать.


Все это уже несет в себе элемент психотерапии. Одно только мерное жевание лошади сравни медитации. Кто-то выбирает для себя позу лотоса и мантру ОМ (это уже касательно взрослых), а кто-то мерное жевание лошади или покачивание тела во время верховой езды. Чем-то, на уровне памяти тела, спокойная ходьба на лошади напоминает укачивание, как в младенчестве. И автоматически мы погружаемся в то состояние покоя, умиротворенности и безопасности, какое было в совсем глубоком детстве.

На данном этапе дети учатся устанавливать здоровые взаимоотношения, быть более чуткими и внимательными, учатся заботиться, доверять себе и окружающему миру (что такое большое животное несет не опасность, а защиту, уверенность и добро). Особенно это полезно для деток с аутистическим спектром или для деток, которые не умеют дружить и общаться, замкнутые… (в современном мире всему этому способствуют планшеты и то, что часто деток не отдают в детский садик, где они приобретают очень важный опыт общения).

Лошадь тоже выражает свои эмоции, ребенок следит за ней и начинает подражать.

Через общение с лошадью они постепенно раскрепощаются, и незаметно для себя переносят опыт общения с лошадью в повседневные взаимоотношения.


Когда ребенок видит лошадь, то она кажется ему очень большой. Логично, что ребенок боится, сомневается, испытывает опасения… Может смущать запах лошади, ее ржание… но одновременно с этим, ребенок хочет прокатиться. Так он учится преодолевать свои страхи, повышает самооценку и обретает уверенность в себе.

Здесь наступает следующий этап, когда ребенок садится на лошадь.

2) Сесть на лошадь


Первый раз когда ребенок садится на лошадь, то чаще всего его сажают на лошадку без седла, для того чтобы был контакт кожа к коже, чтобы ребенок мог почувствовать тепло (температура лошади на 1,5 – 2 градуса выше, чем у человека), живую энергию лошади. Ребеночек учится координировать свои движения, концентрируется на ощущениях в своем теле и учится прислушиваться к другому (к лошади), отслеживать как его действия сказываются на другом. Это тоже один из элементов коммуникации.


Сажать на лошадь можно даже самых маленьких! Это способствует развитию мелкой моторики и стимулирует речь.

Улучшается память (надо запомнить что и в какой последовательности делать, что лошади нравится, а что нет), внимание, активность, обучаемость. У ребенка есть сумасшедший стимул! А самое главное, что все это происходит инстинктивно, незаметно.


Особенно хорошо работает иппотерапия с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания, когда действия деток импульсивны, они не отслеживают последствия своего поведения, у них снижено внимание. Любые непослушные детки становятся более чуткими и внимательными к окружающим после опыта общения с лошадьми.

3) Верховая езда на лошади

Во время верховой езды лошадь и всадник в идеале действуют как единое целое.


Улучшается координация движений, развивается вестибулярный аппарат, езда на лошади улучшает походку и опять же, это все на инстинктивном уровне.

В зависимости от скорости передвижения варьируются эмоциональные ощущения… при медленной езде - это сродни медитации и расслаблению… чем быстрей, тем более сильные эмоции мы испытываем… Выплескиваем агрессию, переживания, которые в последствии заменяются чувством радости и удовлетворения, ощущением наполненности энергией.


Кроме того, когда ты едешь на лошади, появляется ощущение Победителя, ощущение успешности и уверенности в себе. Появляется бесценный опыт преодоления трудностей и препятствий (как во взаимоотношениях с лошадью, так и реальных барьеров) – и все это под чутким руководством тренера. Эти ощущения важны для ребенка в процессе становления его личности, они важны для взрослого на любом его жизненном этапе.


В борьбе с ежедневным стрессом, профессиональным выгоранием или пережитыми травматическими переживаниями иппотерапия также является бесценным инструментом. Лошадь сочувствует, понимает и принимает человека таким, какой он есть. Не осуждая и не оценивая, а просто позволяет ему быть в состоянии здесь и сейчас. Есть люди склонные уходить в свои фантазии и переживания, как многие любят говорить: «Копаться в себе». Так вот, когда Вы верхом на лошади, то Вам точно будет не до своих переживаний. Все мысли будут сосредоточены на том, что происходит в данный момент.

Когда взрослый подходит к лошади после работы… уставший… вокруг сплошное напряжение, стрессы, конфликты… проблемы… Ты подходишь к этому большому и спокойному животному, чувствуешь легкий запах пережеванной травы, запускаешь пальцы в гриву, ощущаешь под пальцами шелковую шерсть, смотришь в эти прекрасные глаза… и чувствуешь умиротворение – жизнь налаживается.

Очень полезна верховая езда и для пожилых людей. Когда лошадь начинает идти, то у всадника оказываются задействованы те же мышцы, что и при ходьбе или при беге (зависит от скорости), но нет никакой нагрузки на суставы. Это дает возможность снова почувствовать себя молодым, сильным и быстрым.


Положительные эмоции и восторг от катания на лошади бесценны!

В целом, овладевая верховой ездой, Вы занимаете позицию «всадника», появляется ощущение уверенности в себе, ощущение, что Вы влияете на свою жизнь и происходящее. И Вы все-таки делаете это.

Читайте также: