Что общего у эвм с коровой

Опубликовано: 03.05.2024

Занятие для учащихся 9-х классов

Представленное занятие входит в состав программы «Я выбираю профессию».

Цель программы: представление информации о мире профессий, оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, открытие перед юношами и девушками перспектив дальнейшего личностного роста, помощь молодым людям в определении своих жизненных планов и выстраивании алгоритма действий.

Задачи программы:

– формирование актуального для подростков «информационного поля»;

– обеспечение средствами самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию;

– формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

После знакомства с редкими, экстремальными профессиями проводится турнир «Клуб знатоков профессий». Учащиеся имеют возможность посоревноваться в знаниях, а также получить информацию о новых современных профессиях.

Психолог. Представьте, что вы являетесь членами клуба знатоков профессий. У вас разгорелся спор о том, кто лучше знает мир профессий. Спор разделил вас на две половины – красные и синие (раздаются карточки красного и синего цвета в произвольном порядке). Прошу вас разделиться на две группы по цвету карточек.

Вы обратились к председателю клуба, то есть ко мне, с просьбой помочь вам разрешить этот спор. Я принимаю решение провести турнир на знание профессий, где каждый из вас сможет доказать, что он является лучшим знатоком.

Первый тур. Разминка

Психолог. Вам предстоит назвать профессию, о которой говорится в задании. На обсуждение – 30 секунд.

«Угадай профессию»

1. Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со спины. Назовите мою профессию. (Дирижер.)

2. К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус – негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание — гипотония, то есть пониженное артериальное давление. Мне сложно планировать личную жизнь, так как я часто отсутствую дома. (Бортпроводник.)

3. Я работаю с пропановой горелкой. Работаю на ногах, стоя у печи при температуре 60–90 градусов. Ни одно учебное заведение не обучает этой профессии. (Стеклодув.)

4. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите имя царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел. (Петр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, маляр. )

5. Что общего у ЭВМ и коровы? (Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор – оператор ЭВМ и оператор машинного доения.)

6. Мы на закате с поля возвращались.
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветренно качалась
По-за плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки. (Поэт.)

7. Кем бы могли работать в наши дни:

– Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (пародистом);

– Красная шапочка (социальным работником);

– кот Матроскин из Простоквашино (коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).

8. В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара и врача. Что в ящике? (Ложка. Музыканты-ложкари; врач в домашних условиях проверяет горло больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.)

Психолог. Многие иностранные слова в последнее время вошли в нашу повседневную жизнь и понятны без перевода. Сегодня практически каждый знает, что такое хот-дог, круасcан, поп-корн. Почти всем известно, что мышью называют не только млекопитающее, но и необходимую комплектующую деталь компьютера. А вот слова, обозначающие профессии, понятны не всем. Такие названия, как «трейдер», «медиапленнер», «риелтор», «стрингер», привлекают внимание и вызывают необъяснимый трепет, особенно у людей старшего поколения. Откуда появляются новые профессии и что означают незнакомые названия? На эти вопросы нам ответят наши эксперты.

Эксперты. На Западе эти профессии возникли гораздо раньше, чем в России. Поэтому недавно появившиеся специалисты выходят на российский рынок с уже готовыми иноземными названиями, которые поражают слух своим диковинным звучанием. Далеко не все могут правильно выговорить эти слова с первого раза.

С развитием рыночных отношений в условиях конкуренции у любого производства возникает необходимость так преподнести свой товар, чтобы его захотели купить. Появились специалисты, которые занимаются продвижением новых товаров на рынке:

• менеджеры по рекламе.

Второй тур. Задания на эрудицию

Психолог. Для того чтобы определить, какая из команд является наиболее эрудированной, выполним следующие задания.

Сейчас вам будет предложена какая-то буква. Ваша задача – назвать профессии, начинающиеся с этой буквы, то есть показать, насколько хорошо вы знаете мир профессий. Каждая команда должна написать как можно больше профессий на предложенную букву за 1 минуту. По прошествии минуты команды зачитывают профессии. У кого список получился длиннее, тот и получает жетон.

Эксперты. В век компьютеризации возникли профессии программиста, системного администратора и системного инженера. А с развитием Интернета появились специалисты виртуальной реальности: веб-дизайнеры, веб-программисты.

Сегодня человек может купить, продать, обменять жилье. Нужно только обратиться к риелтору, который, подобрав и проанализировав варианты, предложит клиенту подходящие условия.

Психолог. Сейчас я зачитаю необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те из них, которые, по-вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике подходят.

• Самая зеленая
• Самая сладкая
• Самая денежная
• Самая общительная
• Самая смешная
• Самая серьезная
• Самая экстремальная
• Самая короткая
• Самая редкая

Эксперты. Новые специалисты помогают эффективно работать, отдыхать и выбирать виды досуга. Здесь трудятся: и менеджеры по туризму, и крупье, и сомелье, и диджеи. Немало профессий возникло благодаря развитию шоу-бизнеса. Чтобы привлечь уже достаточно избалованного зрителя, продюсерам, имиджмейкерам, PR-менеджерам, шоуменам приходится прикладывать значительные усилия.

Психолог. Сегодня у потребителя большой выбор товаров и услуг. Чтобы помочь разобраться в этом, появляются новые специалисты, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии.

Третий тур. Творческий конкурс

Психолог. Задание этого тура позволит нам посмотреть, насколько вы творческие люди, как у вас развито воображение.

Представьте, что у вас есть друзья – двойняшки, которые пригласили вас на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение нескольких минут вы, посовещавшись с командой, должны придумать, какой сделать подарок. При этом важно помнить три условия:

подарок должен содержат намек на их профессии;

подарок должен быть с изюминкой, то есть веселым, необычным (предполагается что друзья – это люди с юмором, которые не обидятся, если им подарят что-то необычное);

подарок должен быть доступным вам по цене.

Сначала определим, кто они по профессии, какого они возраста, пола, затем – какова будет цена подарка. Также вам необходимо предположить, какое у каждого из них любимое блюдо, и придумать для вечеринки каждому интересный и необычный маскарадный костюм. Все это вам необходимо изобразить на ватмане при помощи карандашей и красок. Время – 5 минут. Затем команды защищают свой получившийся рисунок с объяснениями.

Несмотря на всю несерьезность этого задания, оно позволило нам рассмотреть особенности профессий в неожиданных ракурсах, а следовательно, лучше осознавать эти особенности.

Таким образом, знатоками профессий является команда, которая набрала больше всего жетонов. Она получает диплом о победе в турнире, а другая команда получает диплом участника турнира.

Примеры вопросов по профориентационной тематике

1. Вопросы с использованием «черного ящика»

Вопрос В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике? Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

Вопрос Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел. Ответ: Петр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др. Блиц-игра (3 вопроса за 1 минуту, на обдумывание каждого вопроса – 20 сек.)

Вопрос Кто был профессионалом: – в литературе и медицине (ответ: А.П. Чехов); – в музыке и химии (ответ: А.П. Бородин); – в литературе и дипломатии (ответ: А.С. Грибоедов). Источник: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Вопросы можно оформить более интересно.

Вопрос Звучит музыка из оперы «Князь Игорь». Какой еще профессией владел автор данного музыкального произведения? Ответ: А.П. Бородин – химик. Источник: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Вопрос Мальчик розу увидал, Розу в чистом поле, Аромат ее впивал, Любовался вволю. Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гете. В какой еще области человеческой деятельности известно его имя? Ответ: в области естествознания, а именно ботаники. Гете – автор работы «Опыт о метаморфозе растений». В приведенном четверостишии, таким образом, дается подсказка «знатокам».

3. Вопросы с участием сказочных персонажей

Вопрос: Кем бы могли работать в наши дни: – Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (ответ: пародистом). – Красная Шапочка (ответ: социальным работником). – Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин (ответ: коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).

4. Вопросы с демонстрацией каких-либо предметов

Вопрос На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон и ножницы. Представители какой профессии пользовались данными средствами в своей работе? Ответ: цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец – за щеку).

5. Вопросы, связанные с историей профессий

Вопрос В какую профессию сегодня превратилась профессия трубочиста? Ответ: слесарь-водопроводчик.

Вопрос Выдь на Волгу, чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется, То бурлаки идут бечевой. Кем работают сегодня представители этой профессии? Ответ: мотористами-рулевыми. 6. Вопросы на основе пословиц, поговорок, произведений живописи и литературы. Вопрос «Работа у нас такая – доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. В Ярославле есть профучилище и техникум, в которых можно получить эту профессию. Назовите профессию и учебные заведения. Ответ: профессия – повар. Ее можно получить в ПУ № 9, в торгово-экономическом техникуме. Пословица: «Добрый повар стоит доктора». Вопрос: Назовите профессию, имеющую место в современном производстве, определить которую поможет персонаж романа А. Дюма-отца «Королева Марго» Екатерина Медичи. Ответ: профессия травильщицы, широко распространенная в современном химическом производстве. 7. Вопросы-шутки Вопрос Какую профессию вы посоветуете выбрать двум очень разговорчивым женщинам, любящим говорить по поводу и без повода? Ответ: профессию трепальщицы, которая широко распространена в современном ткацком производстве.

Вопрос Что общего у ЭВМ с коровой? Ответ: профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения). Источник: 2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник. Минск, 1986. С. 286, 287.

Вопрос Мы на закате с поля возвращались, Ядреным потом стылый воздух пах. У каждого обветренно качалась По-за плечом рубашка на граблях. Назовите профессию человека, написавшего эти строки? Ответ: поэт.

8. Вопросы типа «Угадай профессию» Вопрос «Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию». Ответ: дирижер.

Вопрос Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские. Ответ: профессия машинист – машинистка.

Вопрос Представитель какой профессии управляет процессами: диффузией и ферментацией? Ответ: повар, кулинар-кондитер.

ПРОСЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Ведущий: Первый конверт Блиц Задание:

1. Кто на работе играет и получает за это не выговор, а заработную плату? Актеры.

2. Какой водитель смотрит на землю свысока? Пилот.

3. Кем были по профессии герои мультфильма Чип и Дейл? Спасателями.

Ведущий: Вопрос «черного ящика». Внесите черный ящик.

Вопрос: В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Внимание вопрос? Что лежит в ящике?

Ответ: ложка. Музыканты-ло­жечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

Ведущий: Видео вопрос: Какие на свете профессии есть? Их много, их – море, их – просто не счесть: Учитель, водитель, врач, адвокат, Политик, чиновник и бюрократ,

Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,

Юрист, парикмахер, разносчик газет… Их много, их – море, их – просто не счесть! Все важные в мире профессии есть!

Внимание вопрос: Назовите 5 основных типов классификаций профессий? Ответ: 1. Человек – природа 2. Человек – техника 3. Человек – человек 4. Человек – знаковая система 5. Человек – художественный образ

Ведущий: у нас простой вопрос

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел,

которыми он владел.

Ведущий: Ответ: Петр 1

Ведущий: Простой вопрос: «Работа у нас такая — доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача.

Ответ: Повар, пословица: «Добрый повар стоит доктора»

Ведущий: Вопрос - с выносом:

На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон и ножницы. Представители, какой профессии пользовались данными средствами в своей работе?

Ответ: цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец — за щеку).

Ведущий: Игра со зрителями: Я Вам буду называть профессии в мужском роде, Вы должны назвать эту же профессию, в женском и наоборот.

• Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)

• Она - стюардесса, он - … (стюард)

• Она - медсестра, он - … (медбрат)

• Он - доктор, она - … (доктор)

• Он - водолаз, она - … (водолаз)

• Он - гимнаст, она - … (гимнастка)

• Он - поэт, она - … (поэтесса)

• Он - штукатур, она - … (штукатур)

• Он - повар, она - … (повар)

• Он - портной, она - … (портниха)

Ведущий: Вопрос от - черный ящик

Данные орудие труда имеют одно название, но применяются в профессии штукатура моляра и врача лора, назовите эти предметы?

Ведущий: Ответ: шпатель строительный и медицинский.

Ведущий: Команде выпал - Блиц вопрос 2

Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”?

Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита?

Человек, какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? Ответ: Дровосек.

Ведущий: Уважаемые знатоки вопрос с выносом. Внесите предметы

На подносе выносятся крупа, чек, гиря, пачка влажных салфеток. Представители, какой профес­сии используют данные предметы в своей работе? Ведущий: Ответ: продавец.

Ведущий: И у нас музыкальная пауза (попурри из песен).

Ведущий: И мы продолжаем игру.

Видео вопрос: от Анастасии У.

Это условие математической задачи, а сейчас внимание вопрос - какие три условия должны выполняться при выборе профессии?

Внимание ответ: Хочу, могу, надо.

Мы на закате с поля возвращались,

Ядрёным потом стылый воздух пах,

У каждого обветрено качалась по – за плечам

Рубашка на граблях.

Ведущий: Внимание вопрос - Назовите профессию человека написавшего эти строки. Ответ: ( Поэт)

Ведущий: Крутите, волчок и Вам достается простой вопрос

Внимание вопрос: Кто варит кроме повара? Минута пошла.

( Предварительные итоги) пословицы о труде.

Ведущий: И пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам посмотреть видео отчет по экскурсиям на предприятия и учебные заведения города.

Ведущий: Жюри подвело итоги и готовы огласить результаты. Награждение команд.

Рефлексия: Ребята вам понравилась наша игра? Какой вопрос на ваш

взгляд более интересный? Были ли трудные вопросы?

Что ?Где? Когда? В Мире профессий.

Задачи: активизация процесса профессионального самоопределения; расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий; повышение информированности о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях региона.

Материалы и оборудование: игровое поле, рулетка, секундомер, гонг, конверты с вопросами, реквизит для представления вопросов, музыка, табло результатов.

Правила игры. В игре могут принимать участие несколько команд.

Игра рассчитана на учащихся 7-11 классов. Состав команды 4—6 человек.

Игра начинается с представления команд. Очередность представления определяется жеребьевкой.

Если команда не дает правильного ответа, то на вопрос могут отвечать болельщики. Это правило дает возможность активизировать всю аудиторию и включить ее в игру. По решению жюри команде, болельщики которой дали правильный ответ, могут начисляться дополнительные баллы.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

3 балла — за правильный и полный ответ;

2 балла — если ответ не совсем точный;

1 балл — за правильный ответ, данный болельщиками команды.

Если дан неправильный ответ или у команды и ее болельщиков нет ответа, балл не присуждается.

1. «Черного ящика»

В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?

Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой: сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

2. Вопросы об известных людях, которые достигли профессиональных высот в самых разнообразных областях:

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел. Ответ: Петр I - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.

Источник: Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. I . М: Аванта+, 1995. С. 49

3. Вопросы с участием сказочных персонажей

Кем бы могли работать в наши дни:

Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (ответ: пародистом)

Красная Шапочка (ответ: социальным работником)

• Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин (ответ: коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).

4. Вопросы с демонстрацией каких-либо предметов

На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон и ножницы. Представители какой профессии пользовались данными средствами в своей работе?

Ответ, цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец — за щеку).

6. Вопросы на основе пословиц, поговорок, произведений живописи и литературы

«Работа у нас такая — доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия срав нивается с профессией врача. Назовите профессию .

Ответ, профессия - повар.

Пословица: «Добрый повар стоит доктора».

Источник: Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь.

М.: Школа-Пресс, 1994. С. 391

7. Вопросы-шутки

Что общего у ЭВМ с коровой?

Ответ, профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения).

Источник: 2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник. Минск, 1986. С. 286, 287

Китайцы говорят «тайкунавт», американцы – «астронавт». А как говорим мы? (космонавт).

Кого боится «дело» в русской пословице. (мастера).

Свой первый полет он совершил на голубом воздушном шарике, а ведь мог бы и на зеленом. Кто это? (Винни Пух).

Кого и жарким летом можно каждый день видеть на катке?
(Того, кто работает на асфальтоукладчике, т.е. катке.)

12 . вопрос.

Представителя какой профессии больше всего интересуют права человека?
(Инспектора ГАИ-ГИБДД.)

Дополнительные вопросы:

«Закончи пословицу (поговорку)».

Ведущий начинает пословицу (о труде, игроки её заканчивают.

Терпение и труд. (всё перетрут).

Какие труды, такие и. (плоды).

Маленькое дело лучше большого. (безделья)

С мастерством люди не родятся, а добрым ремеслом . (гордятся).

Птицу узнают в полёте, а человека. (в профессии)

Была бы охота - будет ладиться. (работа).

Труд человека кормит, а лень. (портит).

Без труда не выловишь и. (рыбку из пруда).

Хорошая работа мастера. (хвалит).

За много дел не берись, а в одном. (отличись).

Как звали первую женщину-летчицу? (Баба-Яга).

Подведение итогов. Награждение победителей.


Полный текст
Вакансии
Курсы
Консультации

Ответы на вопросы и задания интеллектуально-познавательной профориентационной викторины команды МОУСОШ №1 г. Буя

Вопросы на 2 балла.

1. Назовите специальность:

2. фотомодели, телеведущей Оксаны Федоровой - юрист

3. киноактера Михаила Галустяна - экономист

4. телеведущей, светской львицы Ксении Собчак - политолог

5. актера разговорного жанра, телеведущего, киноактера Павла Воли - учитель русского языка и литературы

певца А. Розенбаума - врач скорой помощи

6. Знаете ли вы…

ü Кем по профессии был ? - врач

ü Кем по профессии был ? - моряк, лесоруб, золотоискатель

ü Как называется домашний учитель-воспитатель? - гувернёр

ü Кем по профессии был великий математик Ф. Виет? - юрист

ü Кто изучает птиц? - орнитолог

ü Кем по профессии была жена изобретателя Шурика в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»? - киноактриса

ü Наёмный рабочий в России XVI— конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. - бурлак

ü Кем по профессии были знаменитые братья Гримм? - юристы

7. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел. Петр1, плотник, кузнец, токарь, оружейник, моряк, кораблестроитель

8. Назовите, орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача - ложка

9. Что общего у ЭВМ с коровой? оператор ЭВМ и оператор машинного доения

10. Назовите профессии:

ü Самая зеленая – эколог, цветовод, садовник

ü Самая сладкая – кондитер

ü Самая денежная – банкир, кассир, бухгалтер

ü Самая красивая – модель, манекенщица

ü Самая детская - воспитатель

ü Самая чистая – уборщица, дворник

ü Самая смешная - клоун

ü Самая общительная – учитель, доктор

ü Самая серьезная – судья, адвокат, нотариус

ü Самая железная – сталевар, кузнец

11. Соотнесите фото к названию.

Микробиолог

1 микробиолог

2 Агрохимик

6 Зоотехник

8 Ветеринар

9 Орнитолог










12. Хаос профессий

Соберите название профессий по ломаным прямым

Начинать со звёздочки.

Вопросы на 3 балла

1. Вам предлагаются группы слов, которые характеризуют ту или иную профессию, а вы должны угадать эту профессию.

Характерные признаки

Название профессии (ответы)

Рисунок, проект, план, город, гармони, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники

архитектор

Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье

портной

Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность

юрист

Красота, волосы, ножницы, прическа, стиль, шампунь, краска, клиент

парикмахер

Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент

Слесарь-сантехник

Лицо, красота лица, обработка и макияж лица

визажист

Верстак, рубанок, станок, древесин, мебель, мастерская

столяр

Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим.

артист

Ясли, детский сад, игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие

воспитатель

Белый халат, больной, поликлиника, диагноз

библиотекарь

Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция факт

журналист

Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкция, свежий воздух, стена, кладка

строитель

Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай

агроном

Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло

пекарь

Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет

Контролер банка

2. В таблице перечислены критерии выбора профессии. Пожалуйста, проставьте номера или напишите словами, какие из представленных критериев считаются основными, правильными. Из перечисленных девяти – правильные только три. Подумайте! –1, 3, 5.

Иду в это учебное заведение, так как его диплом котируется на рынке труда при трудоустройстве

Выбираю эту профессию, так как она модная, престижная, ее представителям многие завидуют

Основываю свой выбор на своих способностях

Выбираю эту профессию, так как мне нравиться математика

С этой профессией у меня всегда будет возможность трудоустройства

Пойду в это учреждение, так как у меня нет четкого ориентира

Основываю свой выбор на своем интересе

Возможность учится, и работать с друзьями

Хотя я и не знаю тонкостей этой профессии, но мне очень нравиться работать с цифрами

3. Из букв данного слова составьте как можно больше других слов, связанных с профессиями, специальностями.

Авиаконструктор

Конструктор, Авиатор, Инструктор, Конвоир

Нотариус, танкист, артист, воин, куратор, нота, рука, струна, рот, строка, оратор, трактор, курс, сурок, вино, вина, рост, тон, курсор, танк, утка, сутки, куст, нос, тур, турнир, турник.

4. Попробуйте по загадкам – синквэйн определить – о какой группе профессий идет речь?

Синквэйн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка – название синквэйна,

2-я строка – два прилагательных,

3-я строка – три глагола,

4-я строка – фраза на тему синквэйна, характерная особенность профессии,

5-я строка – существительное.

Например: 1. Учитель.

2. Терпеливый и деликатный.

3. Знающий, умеющий, целеустремленный.

4. Счастье находит в детях.

А) Считающий, ответственный.

Получить полный текст
Подготовиться к ЕГЭ
Найти работу
Пройти курс
Упражнения и тренировки для детей

Учитывает, осваивает, исполняет.

Сохраняет средства для предприятия - экономист

Б) Многогранный, экстравагантный.

Творит, украшает, создает.

Всегда неповторимый результат труда - дизайнер

В) Разбирающийся, предприимчивый.

Чертит, конструирует, внедряет.

Может обслуживать технику и руководить - инженер

Г) Бдительный, бесстрашный.

Контактирует, организовывает, отвечает.

Награждают, присваивая внеочередное звание - следователь-полицейский

5.
Представители какой профессии пользовались данными средствами в своей работе?



Огурец – овощевод

Скальпель - хирург

Ножницы – мастер маникюра и педикюра

Флакон - парфюмер

Вопросы на 3 балла.

1. Боги и профессии.

Еще в древности профессии были настолько почитаемыми занятиями, что каждой из них покровительствовал свое божество. Вам необходимо узнать древнегреческого бога, назовите профессии людей, которые им поклонялись, и предположить покровителями каких профессий в наше время они могут быть.

Артемида - военный

Зевс – политик

Апполон - искусствовед

Диана – охотник

Гермес - продавец



2. Из истории профессий

С помощью подсказок из истории профессий назовите эти профессии.

ü Эта профессия относится к одной из старейших. Уже в Древней Индии существовали люди, которые вели учёт по сельскохозяйственному производству. В России эта должность была официально учреждена Петром I в начале XVIII века. В переводе с немецкого это слово означает "книговед", так как раньше все сведения записывали в специальную книгу. На изображение международного герба людей этой профессий солнце, весы, кривая Бернулли и девиз: "Наука, доверие, независимость". ( бухгалтер)

ü В переводе с греческого эта профессия означает "искусство украшать". Её история тесно связана с уровнем развития культуры, естествознания, медицины. Первый справочник, содержащий простейшие сведения по этой специальности, появился еще в V тысячелетии до н. э. (он был написан на папирусе). (косметолог)

ü Уже в древности возникло и на протяжении всей истории человечества усиливалось стремление разумно организовать город - место жизни множества людей. История донесла до нас легенды о первых методах работы Александра Македонского, задумавшего основать город Фарос. Он призвал для этого мастеров и приказал им начертить план города, ориентируясь на план местности, но под рукой у них не оказалось мела, и они начертили на черной земле план города ячменной мукой. Древнегреческие мастера знали многое из того, что необходимо и сегодня, например, что направление улиц должно учитывать рельеф местности и направление господствующих ветров. (архитектор)

ü Первыми представителями этой профессии были римские жрецы – понтифики.
В годы правления в Ходжи эта профессия в стране была запрещена на том основании, что в абсолютно справедливом обществе люди этой профессии просто не нужны. (юрист)

ü Эта профессия появилась еще до нашей эры. Самые красивые города мира Венеция, Париж, Санкт – Петербург – дело рук людей этой профессии. (каменщик)

ü Еще лет 15 назад о данной профессии, равно как и мерчендайзера или супервайзера, никто не слышал. Сегодня без команды этих специалистов не обходится ни одно предприятие, деятельность которого связана с необходимостью доставки всевозможных грузов. Однако во времена Византийской империи представителями этой профессии считались люди, которые разрабатывали план перемещения армии во время военных действий. Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались «……..», они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912 гг.) профессия определялась, как искусство снабжения армии и управления её запасами, включая подготовку каждого военного похода.(логист)

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

«Профориентационный урок для учащихся 1-11 классов»

Деловая игра

"Выбор профессии"

(для среднего школьного возраста)

методист МБОУДО «Детский технопарк

«Кванториум- Дом пионеров»

г. Альметьевска Республики Татарстан

Макарова Ирина Витальевна

г. Альметьевск 2020г

"Лежит дорога к счастью через труд.

Пути иные к счастью не ведут"

Цель : Развитие интеллектуальных способностей учащихся среднего школьного возраста в игровой деятельности

Ознакомить учащихся с разными видами профессий.

Помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии;

Развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.

Воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.

Оборудование:

— компьютерная презентация;
— брошюры о профессиях;
— высказывания о профессиях;
— картинки с изображением профессий;

I. Вступительное слово

Педагог:– Здравствуйте, ребята! Вы сейчас – учащиеся школы, но не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие – это база вашей дальнейшей взрослой жизни. Когда вы закончите школу, придет пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными.

Итак, перед вами пока не стоит сверхзадача выбора профессии, вы только начинаете «приглядываться» к тому, что вам больше по душе и интересам. Сегодня мы с вами приоткроем дверь в мир профессий. Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь. Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы с вами проведём деловую игру в ваше будущее, и попробуем себя в разных видах деятельности.

Сначала разделимся на две команды: 1 команда – «Искатели», 2 команда – «Романтики».

Разминка-юморинка

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Рвач ➙ в - медицинский работник (врач).

Сопло ➙ п - дипломатический представитель (посол).

Терка ➙ а - театральная и кинематографическая профессия (актер).

Марля ➙ м - «разноцветный» рабочий (маляр).

Фиакр ➙ ф - волшебная цирковая профессия (факир).

Кредитор ➙ д - руководитель предприятия (директор).

Старина ➙ с - младший медицинский рабочий (санитар).

Водосток ➙ с -животноводческая профессия (скотовод).

Авдотка ➙ а - юридическая профессия (адвокат).

Травинка ➙ а -продавец старины (антиквар).

Альков ➙ к - мастер ручной ковки (коваль).

К улон = к (весёлая цирковая профессия)
Водосток = с – – – – – – – (животноводческая профессия)
Кредитор = д – – – – – – – (руководитель предприятия, начальник)

Кроссворд «Профессии»

По горизонтали. 3. Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.) 1. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.) 8. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.) 11. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.) 12. Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.) 13. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер.) 14. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.) 15. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.) 17. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.) 18. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.) 19 Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.) 20. Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.) 21. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.) 22. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.) 23. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)

По вертикали . 1. Специалист по обработке дерева. (Столяр.) 2. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.) 4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.) 5. Специалист по передаче информации с помощью волн. (Радист.) 6. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.) 9. Работник торговли. (Продавец.) 10. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.) 14. Рабочий на стройке. (Каменщик.) 16. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала. (Редактор.)

t1593163071aa.jpg

«Угадай профессию»

Педагог. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим. Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

а) занимается логикой;

б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

в) организует конференции и научные саммиты.

Ответ: Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

а) работает на компьютере;

б) разрабатывает программы;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Ответ: Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.

В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

а) работает на рынке ценных бумаг;

б) тот, кто изучает рынок;

в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Ответ: Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

а) ищет деньги и возможности для организации;

б) фанат, которого занимает звезда;

в) изучает пути развития предприятий.

Ответ: Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

а) связан с политикой;

б) специалист по связям с общественностью;

в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Ответ: PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

Ответ: Имиджмейкер - специалист по созданию имиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж - вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.

«Подумай – посчитай»

Педагог. В наше время растет спрос на инициативных и предприимчивых работников. В недалеком будущем и вы пополните их ряды.

1. В каждой группе назовите лишнее слово:

- Сельдь, кит, акула, камбала, треска. (Кит - это млекопитающее.)

- Хельсинки, Вашингтон, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Оттава, Бонн. (Нью-Йорк — единственный город в группе, не являющийся столицей.)

- Васил, яколоб, напельси, корсиба, дарнамин. (При перестановке букв получаются такие слова: «слива», «яблоко», «апельсин», «абрикос», «мандарин». В слове «яблоко» недостает буквы А.)

2. В нижнем ряду найдите слово, которое имеет что-то общее с каждым словом верхнего ряда:

- Хозяйка, владелец, строй.

- Город, машина, змея, вой, мужчина, страх. (К слову «вой» и каждому слову верхнего ряда можно добавить корень домо-.)

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

б) Сергей Михалков;

в) Джанни Родари.

2. Где работает брокер?

3. За чем мужчина обращается к флористу?

в) за морепродуктами.

4. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?

5. Где работает крупье?

6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

7. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

9. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался шкрабом?

в) учитель (шкраб - школьный работник).

10. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?

11. Что делает визажист?

б) пластические операции;

12. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

13. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

14. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

15. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

Педагог: Предлагаю вам некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать профессию, которая в наибольшей степени соответствует, например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Банкир.

самая зелёная профессия (садовник, лесник);

самая сладкая профессия (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар);

самая детская профессия (воспитатель, помощник воспитателя, учитель);

самая смешная профессия (клоун);

самая общительная (учитель, журналист);

самая серьёзная (атомщик);

самая умная (учёный, профессор);

самая белая (врач);

самая зубастая (стоматолог);

самая творческая профессия (музыкант, художник);

самая новаторско -ремонтная (дизайнер).

«Разные профессии»

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. Профессий всех не сосчитать! Надо закончить предложения, а вы какие можете назвать?

Поезд водит… (машинист).
Пашет поле… (тракторист).
Самолётом правит… (лётчик).
Клеит книжки… (переплётчик).
В школе учит нас… (учитель).
Строит здания… (строитель).
Красит стены нам… (маляр).
Столы делает… (столяр).
Песни нам поёт… (певец).
Торговлей занят… (продавец).
На станке ткёт ткани… (ткач).
От болезней лечит… (врач).
Лекарства выдаст нам… (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).
Нарисует нам… (художник).
Сапоги сошьёт… (сапожник).
С другого языка переведёт… (переводчик).
Исправит кран… (водопроводчик).
Часы чинит… (часовщик).
Грузит краном… (крановщик).
Рыбу ловит нам… (рыбак).
Служит на море… (моряк).
Хлеб убирает… (комбайнёр).
В шахте трудится… (шахтёр).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто всё знает – молодец!

«Профессионалы - Бюро находок»

Кому принадлежат эти вещи человеку, какой профессии? (В мешке находится набор различных инструментов. Надо определить , кому они принадлежат).

1. Кисточка, карандаш, краски – (художнику)
2. Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы – (швее)
3. Ручка, тетрадь, книга – (учителю)
4. Молоток, гвозди, долото, отвёртка – (плотнику)
5. Лампочка, розетка, индикатор – (электрику)
6. Письма, газеты, сумка – (почтальону)
7. Градусник, шприц – (врачу)
8. Расческа, ножницы – (парикмахеру)
9. Парик, костюм – (актеру)

– А теперь весёлая компания, удвой своё внимание!

«Внимание - лишний инструмент»

В цепочке слов найдите лишний предмет:

1) кисть – клей – линейка – спица – ножницы (спица)
2) Игла – нитки – гвоздь – напёрсток – сантиметровая лента (гвоздь)
3) Кастрюля – ложка – тёрка – крючок (крючок)
4) Пряжа – нож – спицы – ножницы (нож)

«Пословицы о труде и профессиях»

Умелые руки … (не знают скуки)
Делу время – … (потехе час)
Какие труды, … (такие и плоды)
Кто любит труд, … (того люди чтут)
Хочешь есть калачи – … (не сиди на печи)
Без труда … (не вынешь и рыбку из пруда)
Кто не работает, … (тот не ест)
Труд человека кормит, … (а лень портит)

«Кем бы могли работать в наши дни»

Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (пародистом)

Красная Шапочка (социальным работником)

Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин (предпринимателем).

Выдь на Волгу, чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется,
То бурлаки идут бечевой. (мотористами-рулевыми.)

«Вопрос на засыпку»

Представители этой профессии говорят: «Работа у нас такая — доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. Назовите эту профессию и пословицу. (профессия – повар, пословица: «Добрый повар стоит доктора».)

Вопрос-шутка. Что общего у ЭВМ с коровой? (профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения).

– Молодцы, ребята! Прекрасно справились со всеми заданиями. Важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 с. (Дети рисуют фигурки.) Теперь подсчитайте количество треугольников. А теперь посмотрите ключ к тесту на слайде.

Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Педагог: Итак, наше мероприятие подошло к концу, пришло время подводить итоги. Дети усаживаются в круг. Нам бы хотелось услышать ваши ответы. Высказывайте свое мнение!

1. Любой ли профессией может овладеть человек?

2. К каким качествам человека предъявляет требование профессия?

3. Что такое склонность, интерес?

4. Связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов?

5. Способности - дар природы или результат труда человека? Ребята обсуждают предложенные им вопросы, делятся своими мнениями.

Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии. Вопрос выбора профессии за один день не решить. Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека, но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Педагог. Спасибо всем за размышления. Ребята, на ваших столах находятся смайлики. Если мероприятие вам понравилось, и вы узнали что-то новое для себя – поднимите весёлый смайлик, нет – грустный. Ведь главное: счастье – это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни и профессии.

За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

– Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела
– До свидания! До новых встреч!

Читайте также: