Как подает голос корова глагол

Опубликовано: 15.04.2024

Выполнить упражнение 7, 9 в разделе «Домашние животные».

Прочитайте ребёнку рассказ «Кролик».

Папа купил Ване кролика. Кролик был красивый. У него мягкая шерсть, длинные уши, короткий хвостик. Кролик любил морковку, капусту. Он сидит в клетке и быстро-быстро грызёт морковку.

Задайте вопросы по тексту: какой был кролик? Какая шерсть у кролика? Что он любит? Где живёт кролик? Как он грызёт морковку?

Попросите ребёнка пересказать текст.

Заучить стихотворение – загадку «Щенок».

* Он забавный, неуклюжий, прямо в нос меня лизнул.

Пробежался он по луже и хвостом слегка вильнул.

Я чесал его за ухом, щекотал ему живот.

Стал он самым лучшим другом и теперь у нас живёт.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Звуки Д – согласный, твёрдый, звонкий.

Т – согласный, твёрдый, глухой.

Назвать слова со звуком Д, со звуком Т, определить позицию звука в слове.

Определять порядок звуков в словах: дом, кот, дым, ток. Называть гласный звук, который слышится в данном слове.

4. Дописать буквы:

Д Т

(Д) (Т)

5. Читать:

ДА ДАМ ТА ТАМ

ДО ДОМ ТО ТОМ

ДУ ДУБ ТУ ТУТ

ДЫ ДЫМ ТЫ

Списать слова дом, дуб, там, тут

Обучение грамоте

Звуки Д – Т.

Звук Д – согласный, твёрдый, звонкий.

Звук Т – согласный, твёрдый, глухой.

Вспомнить слова со звуком Т, со звуком Д.

3. Запоминать и повторять ряды слогов, слов:

ДА – ТА – ТА ТО – ТО – ДО

ДЫ – ДЫ – ТЫ ТУ – ТУ – ДУ

ДОМ-ТОМ-ТАНК

ДОМ-ТОМ-ТАНК-ДЫНЯ

ТУФЛИ-ТАПКИ-КЕДЫ

ТУФЛИ-ТАПКИ-КЕДЫ-ДОМА

4. Букву Д – зачеркнуть, букву Т – подчеркнуть:

Д Т П Л Д Н П Т Л Д Х Т Ч Д Л П Т Д К Д

Тема: «Домашние птицы».

1. Знать названия домашних птиц, их птенцов:

Петух, курица, цыплёнок.

Утка, селезень, утёнок.

Гусь, гусыня, гусёнок.

Индюк, индейка, индюшонок.

2. Образовывать множественное число существительных и употреблять их в родительном падеже:

Цыплёнок – цыплята – много цыплят

Утёнок – утята – много утят.

Гусёнок – гусята – много гусят.

Выполнить упражнения №2, 4 в альбоме.

Вспомнить, как называются птицы, которые умеют плавать (водоплавающие). Почему у гусей и уток лапки с перепонками?

5. Выполнить упражнения для развития логического мышления:

· По речке плыли три курочки и два петуха. Сколько птичек плыло по речке? (Нисколько, куры и петухи не плавают).

· В курятнике жили два гуся и две гусыни. Сколько птиц было в курятнике? (Нисколько, гуси не живут в курятнике).

· Сначала закукарекал один индюк, потом ещё один. Сколько индюков кукарекало? (Нисколько, индюки не кукарекают).

Придумать продолжение к рассказу, рассказать по картинкам (стр. 11, альбом)

Обучение грамоте

Звук И – гласный.

Определить место звука в словах: ива, малина, ноги, игла, кубик, домик, руки.

3. Найти букву И, подчеркни:

И Ы Ц Н И Ч Х П Т И В К Н И Д Л Ш И Й И П Ц Н И

4. Зачеркни «неправильные» буквы:

И И И И и И и

Запомни: перед буквой И согласные читаются мягко.

6. Читать:

ИМ ИН ИП ИК ИХ ИТ ИД

МИ НИ ПИ КИ ХИ ТИ ДИ

КИТ ТИК И-ВА

Списать слова кит, ива.

Тема: «Мебель»

· Закрепить навык обобщения. Назови одним словом: диван, кровать, стул, стол…

· Попросите ребёнка показать следующие части мебели: ножки, сиденья, подлокотники, ручки, дверцы, спинки, ящики, столешницы, полки.

· Попросите ребёнка рассказать о назначение предметов мебели. Зачем нужен письменный, компьютерный, обеденный, журнальный столы.

· Выполнить упражнения №6, 7, 11 в разделе «мебель».

· Побеседуйте с ребёнком о бережном отношении к мебели.

· Заучить стихотворение.

Мебель в доме берегут:

Создаёт она уют.

Дом без мебели пустой

И как будто нежилой.

Мы за стол садимся есть,

Стул нам нужен, чтобы сесть,

На диване или в кресле

Смотрим фильм мы интересный.

С полки книги мы берём,

В шкаф одежду мы кладём,

А удобная кровать

Нам нужна, чтоб сладко спать!

Тема: «Мебель»

  • Закрепить навык обобщения. Назови одним словом: диван, кровать, стул, стол…
  • Попросите ребёнка показать следующие части мебели: ножки, сиденья, подлокотники, ручки, дверцы, спинки, ящики, столешницы, полки.
  • Попросите ребёнка рассказать о назначение предметов мебели. Зачем нужен письменный, компьютерный, обеденный, журнальный столы.
  • Выполнить упражнения №6, 7, 11 в разделе «мебель».
  • Побеседуйте с ребёнком о бережном отношении к мебели.
  • Заучить стихотворение.

Мебель в доме берегут:

Создаёт она уют.

Дом без мебели пустой

И как будто нежилой.

Мы за стол садимся есть,

Стул нам нужен, чтобы сесть,

На диване или в кресле

Смотрим фильм мы интересный.

С полки книги мы берём,

В шкаф одежду мы кладём,

А удобная кровать

Нам нужна, чтоб сладко спать!

Тема: «Мебель»

  • Закрепить навык обобщения. Назови одним словом: диван, кровать, стул, стол…
  • Попросите ребёнка показать следующие части мебели: ножки, сиденья, подлокотники, ручки, дверцы, спинки, ящики, столешницы, полки.
  • Попросите ребёнка рассказать о назначение предметов мебели. Зачем нужен письменный, компьютерный, обеденный, журнальный столы.
  • Выполнить упражнения №6, 7, 11 в разделе «мебель».
  • Побеседуйте с ребёнком о бережном отношении к мебели.
  • Заучить стихотворение.

Мебель в доме берегут:

Создаёт она уют.

Дом без мебели пустой

И как будто нежилой.

Мы за стол садимся есть,

Стул нам нужен, чтобы сесть,

На диване или в кресле

Смотрим фильм мы интересный.

С полки книги мы берём,

В шкаф одежду мы кладём,

А удобная кровать

Нам нужна, чтоб сладко спать!

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Звуки

Г – согласный, звонкий, твёрдый.

ГЬ – согласный, звонкий, мягкий.

Вспомнить слова с этими звуками.

Определить места звук Г в словах: гуси, огонь, грибы, нога, глаза, гром, магазин.

4. Найти и подчеркнуть букву Г:

Г П Р Т Ч З Г П Т Б Д К Г П З Г Ъ К Г

5. Зачеркни «неправильные» буквы:

Г Г г г г Г Г

6. Читать слоги:

ГА

ГО

ГУ

ГЫ

ГИ

Списать все слоги в тетрадь.

Обучение грамоте

1. Звуки:

Г – согласный, твёрдый, звонкий.

К – согласный, твёрдый, глухой.

Предложите ребёнку назвать слова со звуком К, затем со звуком Г. Определить позицию звука в придуманном слове.

3. Предложите ребёнку запомнить и повторить ряды слогов и слов:

ГА-ГА-КА ГО-ГО-КО

ГЫ-ГЫ-КЫ КУ-ГУ-КУ

КЭ-ГЭ-КЭ КОТ-КОМ-ГОД

ГАМАК-КУЛЁК ГАМАК-КУЛЁК-ВАГОН

4. В ряду букв найти буквы Г и подчеркнуть, буквы К – зачеркнуть:

К У Г Р Т У К Г Д Х В Б Т П Р К Т Ч В К Й Г

5. Читать слоги и слова:

ГА-КА ГО-КО ГЫ-КЫ

ГУ-КУ ГИ-КИ

КОТ ГОД КИТ

ТОК КОМ МАК

Списать слова кит, мак.

Обучение грамоте

  1. Звуки:

Г – согласный, твёрдый, звонкий.

К – согласный, твёрдый, глухой.

  1. Предложите ребёнку назвать слова со звуком К, затем со звуком Г. Определить позицию звука в придуманном слове.
  2. Предложите ребёнку запомнить и повторить ряды слогов и слов:

ГА-ГА-КА ГО-ГО-КО

ГЫ-ГЫ-КЫ КУ-ГУ-КУ

КЭ-ГЭ-КЭ КОТ-КОМ-ГОД

ГАМАК-КУЛЁК ГАМАК-КУЛЁК-ВАГОН

  1. В ряду букв найти буквы Г и подчеркнуть, буквы К – зачеркнуть:

К У Г Р Т У К Г Д Х В Б Т П Р К Т Ч В К Й Г

  1. Читать слоги и слова:

ГА-КА ГО-КО ГЫ-КЫ

ГУ-КУ ГИ-КИ

КОТ ГОД КИТ

ТОК КОМ МАК

  1. Списать слова кит, мак.

Обучение грамоте

  1. Звуки:

Г – согласный, твёрдый, звонкий.

К – согласный, твёрдый, глухой.

  1. Предложите ребёнку назвать слова со звуком К, затем со звуком Г. Определить позицию звука в придуманном слове.
  2. Предложите ребёнку запомнить и повторить ряды слогов и слов:

ГА-ГА-КА ГО-ГО-КО

ГЫ-ГЫ-КЫ КУ-ГУ-КУ

КЭ-ГЭ-КЭ КОТ-КОМ-ГОД

ГАМАК-КУЛЁК ГАМАК-КУЛЁК-ВАГОН

  1. В ряду букв найти буквы Г и подчеркнуть, буквы К – зачеркнуть:

К У Г Р Т У К Г Д Х В Б Т П Р К Т Ч В К Й Г

  1. Читать слоги и слова:

ГА-КА ГО-КО ГЫ-КЫ

ГУ-КУ ГИ-КИ

КОТ ГОД КИТ

ТОК КОМ МАК

  1. Списать слова кит, мак.

Тема: Транспорт

Предложите ребёнку назвать транспорт.

2. Назвать транспорт:

Водный…..

Воздушный….

Наземный…

Подземный…

Назвать части машины (колесо, кабина, багажник, руль, мотор), самолёта (крылья, шасси, салон, хвост).

4. Учить детей находить сходства и различия между различными предметами. Сравнить трамвай и автобус, самолёт и теплоход (использовать иллюстрации из альбома).

Выполнить упражнения №7, 8 на странице 29.

6. Загадайте ребёнку загадку и заучите:

Я в любое время года,

И в любую непогоду,

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй (метро).

Предложите ребёнку нарисовать любимый вид транспорта.

Тема: Транспорт

Предложите ребёнку назвать транспорт.

2. Назвать транспорт:

Водный…..

Воздушный….

Наземный…

Подземный…

Назвать части машины (колесо, кабина, багажник, руль, мотор), самолёта (крылья, шасси, салон, хвост).

4. Учить детей находить сходства и различия между различными предметами. Сравнить трамвай и автобус, самолёт и теплоход (использовать иллюстрации из альбома).

Выполнить упражнения №7, 8 на странице 29.

6. Загадайте ребёнку загадку и заучите:

Я в любое время года,

И в любую непогоду,

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй (метро).

Садовничая Тамара Григорьевна
Конспект логопедического коррекционного занятия «Домашние животные»

Цели занятия:

Коррекционно- образовательные:

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, образование однокоренных слов). Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей фонематический слух и восприятие;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- расширять словарь антонимов;

-активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- развивать словообразование и словоизменение.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Оборудование: фигурки домашних животных и их детенышей, ноутбук, кассета с записью голосов домашних животных, конверт с пазлами «Домашние животные», массажные мячики.

Логопед приглашает ребенка в кабинет, организует приветствие, предлагает занять место за столиком. Предлагает опустить руку в корзинку и найти там игрушки.

Логопед: Посмотри на игрушки, которые ты достал из корзинки. Кто это?

Ребенок: Это домашние животные.

Логопед: Назови их.

Ребенок: корова, коза, лошадь, свинья.

Логопед: Обрати внимание на то, что все домашние животные грустные. Знаешь почему? Они потеряли своих детенышей. Посмотри вокруг и помоги животным найти малышей.

Ребенок выполняет задание логопеда.

Логопед: А теперь расскажи о том, где прятались детеныши. Построй красивые предложения.

Ребенок: Теленок прятался под деревом. Ягненок стоял на мостике. Поросенок сидел в ящике. Жеребенок выглядывал из-за куста.

2. Объявление темы.

Логопед: Думаю, ты уже догадался, что мы сегодня будем говорить о домашних животных.

3. Развитие мелкой моторики.

Логопед: А сейчас мы разогреем ручки.

-Эта ручка правая (массажный мячик в правой руке)

-Эта ручка левая (массажный мячик в левой руке)

- я на мячик нажимаю и зарядку делаю (катаем мяч между ладонями).

-Будет сильной правая (мячик в правой руке)

- Будет сильной левая (мячик в левой руке)

- Будут ручки у меня ловкие, умелые.

3. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р».

Логопед: А сейчас зарядка для язычка. Давай сделаем несколько упражнений. Первое упражнение называется «Грибок». Широко открой рот, присоси язык к небу. Удерживай его пока я буду считать до 10.

Упражнение выполняется 3-4 раза. После каждого выполнения логопед предлагает ребенку проглотить слюну и отдохнуть.

Логопед: Следующее упражнение «Лошадка» тебе хорошо знакомо. Широко открой рот и медленно пощелкай язычком, как будто лошадка цокает копытами.

Упражнение выполняется 20-30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает ребенку проглотить слюну и отдохнуть.

Логопед: И последнее упражнение называется «Пулемет». Широко открой рот, поставь кончик языка за верхние зубы, на бугорки,быстро произнеси: «Д-Д-Д-Д-Д-Д», как будто строчишь из пулемета.

Упражнение также выполняется 20-30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает ребенку проглотить слюну и отдохнуть.

4. Логопед включает ноутбук. Звучат голоса животных. Логопед выключает ноутбук.

Логопед: Где мы с тобой только что побывали? Что там услышали?

Ребенок : Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних животных.

Логопед: Перечисли их.

Ребенок: Мы услышали голоса коровы, лошади, овцы, свиньи, собаки, кошки.

Логопед: Как подает голос собака?

Ребенок: Она лает.

Логопед: А кошка?

Ребенок: Она мяукает.

Логопед: А свинья?

Ребенок: Свинья хрюкает.

Логопед: А ты знаешь, как подают голос корова, лошадь, овца?

Ребенок: корова кричит «Му!»

Логопед: Корова мычит. Повтори, пожалуйста, новое слово. Что делает корова?

Ребенок: Корова мычит.

Логопед: А как подает голос лошадь?

Ребенок:Она кричит: «И-го-го!»

Логопед: Лошадь ржет. Повтори, пожалуйста, новое слово. Что делает лошадь?

Ребенок: Лошадь ржет.

Логопед: Как подает голос овца?

Ребенок:Овца кричит: «Бе-е-е».

Логопед: Овца блеет. Повтори, пожалуйста, новое слово. Что делает овца?

Ребенок: Овца блеет.

5. Развитие лексико- грамматических категорий.

Беседа о домашних животных с опорой на слайды. (Прилагается).

Имитация игры на гармошке.

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки,

Головой слегка качаем,

Руки к верху поднимаем.

6. Работа с пазлами «Домашние животные».

Логопед дает ребенку конверты с пазлами, состоящими из 4-8 частей.

Логопед: Достань из конверта пазлы и собери картинки. Изображения домашних животных на доске будут для тебя подсказкой.

Ребенок выполняет задание.

Логопед: Молодец. Ты быстро справился с заданием. Кто у тебя на картинке? Подбери как можно больше слов об этом животном, отвечающих на вопрос «Какая?»

Ребенок: Это корова. Она большая, рогатая, хвостатая, умная, добрая.

7. Итог занятия.

Логопед: О ком мы сегодня говорили на занятии? Какие новые слова о домашних животных ты узнал?

Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией «Домашние и дикие животные» Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в деревню» (домашние животные). Средняя группа
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в деревню» (домашние животные). Средняя группа .

Конспект занятия «Домашние животные» для детей подготовительной группы Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи по теме “Домашние животные и их детеныши”. Задачи: Коррекционно-образовательные: •.

Конспект занятия по окружающему миру «Домашние животные и их детёныши» в первой младшей группе Задачи. Познакомить детей с домашними животными и их детёнышами, учить называть и сравнивать их по величине; учить отвечать на вопросы;.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой» Тема: Домашние животные зимой. Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные -Обогащать словарь по теме,.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшей группы «Домашние животные и их детёныши»
Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшей группы «Домашние животные и их детёныши» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшей группы «Домашние животные и их детёныши» Если встретишь ты корову, Не страшись.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание,.

Конспект занятия по рисованию «Мир вокруг нас. Домашние животные. Мой любимый котёнок» в подготовительной группе
Конспект занятия по рисованию «Мир вокруг нас. Домашние животные. Мой любимый котёнок» в подготовительной группе Интеграция ОО:" Социально - коммуникативное развитие", Познавательное развитие ", Речевое развитие ", " Художественно - эстетическое развитие.

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. "Предисловии"

НОЯБРЬ
1-я и 2-я неделя

Дикие животные наших лесов и подготовка их к зиме

1. Советую рассмотреть малышом иллюстрации с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Сформировать обобщающее понятие "дикие животные", "звери". Затем попросить ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы). Помочь запомнить названия.


2. Рассказать о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Помочь запомнить информацию.


3. Закрепить в словарном запасе ребенка название диких животных и их детенышей.


4. В качестве экскурсии посетить зоопарк.

5. Упражнение "Угадай кто это?" - учимся подбирать существительные к прилагательным.

    Бурый, косолапый, неуклюжий .
    Серый, зубастый, страшный .
    Хитрая, пушистая, рыжая .
    Маленький, длинноухий, пугливый .
    Серый . косолапый . хитрая . колючий .

6. Упражнение "Кто как подает голос" на подбор глаголов к существительным.

    Лиса - тявкает.
    Медведь - .
    Волк - .
    Белка - .
    Еж - ..

7. Упражнения в словообразовании.

    "Кто у кого"
    У медведицы - медвежонок (медвежата).
    У лисицы - .
    У белки - .
    У волчицы - .
    У ежихи - .
    У зайчихи - .

"Назови семью"
Папа - медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок/
Папа - волк, мама - . детеныш - .
Папа - еж, мама - . детеныш - .
Папа - заяц, мама - . детеныш - .
Папа - лис, мама - . детеныш - .

  • "Назови ласково"
    Заяц - зайчишка, зайка, зайчик.
    Лиса - .
    Медведь - .
    Волк - .
    Еж - .
    Белка - .

  • 8. Упражнение "Кому что дадим?" на употребление дательного падежа существительного.

      Мясо дадим волку.
      Малину и мед - .
      Морковку, капусту - .
      Яблоко, мышку - .
      Орехи и грибы - .

    9. Упражнение "Скажи, когда много" на употребление существительного в родительном падеже множественного числа.

      Один волк в лесу, а в стае много волков.
      Одна белка - много .
      И т.д.

    10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.

      Один волк, два волка, 3 . 4 . 5 .
      Одна волчица, две волчицы, 3 . 4 . 5 .
      Один волчонок, два волчонка, 3 . 4 . 5 .
      И т.д.

    11. Развитие связной речи. Пересказ с опорой на вопросы.
    Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя глаголы "выбежала", "побежала", "убежала".

      Лиса
      Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.
    - Кто выбежал на полянку?
    - Куда побежала лиса?
    - Что было потом?


    12. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

      Под соснами, под елками живет клубок с иголками.
      (еж)

    Быстрый, маленький зверек по деревьям прыг-скок.
    (белка)

    Летом по лесу гуляет, а зимой в берлоге отдыхает.
    (медведь)
    14. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

      Зайчик
      Зайчик серый скачет ловко,
      В лапках у него морковка.
      (Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.)

    15. Развитие слуховой памяти.
    Выучить стихотворение (по выбору)

    Почему грибы на елке
    На сучках висят верхом?
    Не в корзинке, не на полке,
    Не во мху, не под листком -
    У ствола и среди веток
    На сучки они надеты.
    Кто устроил их так ловко?
    Кто с грибов очистил сор?
    Это белкина кладовка,
    Это белкин летний сбор!
    (Е. Трутнева)

    Как на горке - снег, снег,
    И под горкой - снег, снег,
    И на елке - снег, снег,
    И под елкой - снег, снег,
    А под снегом спит медведь.
    Тише, тише.
    Не шуметь!
    (И. Токмакова)
    16. Ознакомление с художественной литературой.
    Прочитать ребенку:
    - рассказы Н. Сладкова "Кто куда", "Под снегом",
    - русские народные сказки "Колобок", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка", "Теремок".

    1. Советую рассмотреть ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Поговорить с ребенком, какие дикие животные живут в наших лесах. Познакомить с новыми животными, такими, как барсук, лось, кабан. Уточнить понимание обобщающего понятия "дикие животные".


    2. Вспомнить о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Помочь запомнить информацию.


    3. Вспомнить задки о диких животных.


    4. В качестве экскурсии посетить зоопарк.


    5.Вопросы для проверки знаний ребенка.

      - Как можно назвать одним словом: медведя, лису, волка, зайца?
      - Почему этих животных называют дикими?

    6. Упражнение "Назови признак" на подбор существительных к прилагательным.

      Медведь, какой? (бурый, косолапый, неуклюжий)
      Волк, какой? (серый, зубастый, страшный)
      Лиса, какая? (хитрая, пушистая, рыжая)
      Заяц, какой? (маленький, длинноухий, пугливый)

    7. Упражнения на подбор глаголов к существительным.

      "Кто как подает голос"
      Лиса - тявкает.
      Медведь - .
      Волк - .
      Белка - .
      Еж - .
      Кабан - .
      Барсук - .

    Медведь (что делает?) - спит, переваливается, косолапит .
    Лиса (что делает?) - .
    Волк (что делает?) - .
    И т. д.
    8. Упражнения в словообразовании.

      "Кто у кого"
      У медведицы - медвежонок (медвежата).
      У лисицы - .
      У белки - .
      У волчицы - .
      У ежихи - .
      У зайчихи - .

    "Назови семью"
    Папа - медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок/
    Папа - волк, мама - . детеныш - .
    Папа - еж, мама - . детеныш - .
    Папа - заяц, мама - . детеныш - .
    Папа - лис, мама - . детеныш - .

  • "Назови ласково"
    Заяц - зайчишка, зайка, зайчик.
    Лиса - .
    Медведь - .
    Волк - .
    Еж - .
    Белка - .
    Барсук - .
    Кабан - .
    Лось - .

  • 9. Учимся образовывать притяжательные прилагательные. Упражнение "Чей хвост?"
    Желательно использовать картинки с изображением хвостов животных.

      Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос "Чей это хвост?"
    Как закрепление материала желательно выполнить упражнение "Измени слова по образцу".

      Нос лисы - лисий нос.
      Лапа лисы - лисья лапа.
      Глаза лисы - .
      Нора лисы - .
      И т. д.

    10. Упражнение "Кому что дадим?" на употребление существительного в дательном падеже.

      Мясо дадим волку.
      Малину и мед - .
      Морковку, капусту - .
      Яблоко, мышку - .
      Орехи и грибы - .

    11. Упражнение "Скажи, когда много" на употребление существительного в родительном падеже множественного числа.

      Один волк в лесу, а в стае много волков.
      Одна белка - много .
      И т.д.

    12. Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.

      Один волк, два волка, 3 . 4 . 5 .
      Одна волчица, две волчицы, 3 . 4 . 5 .
      Один волчонок, два волчонка, 3 . 4 . 5 .
      И т.д.
    Составить предложения со словосочетаниями: "две белки", "пять белок", "два волка", "пять волков" и т. д. (развитие связной устной речи).

    13. Упражнение "Наоборот" - учимся подбирать антонимы.

      Лось большой, а заяц - .
      Белка слабая, а волк - .
      У волка хвост длинный, а у медведя - .
      Лиса - хищное животное, а заяц - .

    14. Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность

      Заяц
      У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.
    В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.

      Заяц зимой
      Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух.
    - Где спит зимой заяц?
    - Чем питается зимой заяц?
    - Кто враги зайца?
    - Что спасает зайца от врагов?


    15. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

      Пышный хвост торчит с верхушки.
      Что за странная зверюшка?
      Шелушит орехи мелко.
      Ну конечно, это .
      (белка)

    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пышный хвост-краса,
    Кто это? .
    (лиса)

    Не барашек и не кот,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая для лета,
    Дл зимы - другого цвета.
    (заяц)
    16. Развитие мелкой моторики. Упражнеия для пальчиков.

      Сидит белка на тележке,
      Продает она орешки
      (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
      Лисичке - сестричке,
      Воробью,
      Синичке,
      Мишке толстопятому,
      Заиньке усатому.
      (Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
      Кому в платок,
      Кому в зубок,
      Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

    17. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

      Зайчик.
      Маленькому зайчику
      На сырой ложбинке
      Прежде глазки тешили
      Белые цветочки.
      Осенью расплакались
      Тонкие былинки,
      Лапки наступают
      На желтые листочки.
      Хмурая, дождливая
      Наступила осень,
      Всю капусту сняли,
      Нечего украсть.
      Бедный зайчик прыгает
      Возле мокрых сосен.
      Страшно в лапы волку
      Серому попасть.
      Думает о лете,
      Прижимает уши,
      На небо косится -
      Неба не видать.
      Только б потеплее,
      Только бы посуше.
      Очень неприятно
      По воде ступать.
      (А. Блок)

    18. Ознакомление с художественной литературой.
    - Впомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.
    - Прочитать украинскую народную сказку "Рукавичка". Уточнить какую сказку она напоминает. ("Теремок") Что общего в этих сказках? В чем различие?
    - Прочитать сказку "Лиса и волк".
    - Прочитать рассказы Н. Сладкова "Кто куда", "Под снегом".

    Комментарии к статьям
    Развитие речи. Ноябрь

    07.11.2007, 09:51
    Анна С.

    Отличный материал! Вы помогаете не только родителям, но и начинающим логопедам. СПАСИБО!
    14.11.2007, 21:52
    Ирина Амирановна

    Материал действительно интересен и может быть использован не только начинающими логопедами,но и специалистами со стажем.Спасибо. 20.11.2007, 17:40
    светлана

    еще можно сыграть в онлайн и гру голоса животных звуковоое лото и найди маму
    07.11.2009, 16:45
    Надежда

    Спасибо за материал! Мой сын ходит в логопедическую группу и ваша статья помогает заниматься более существенно дома. Или повторять пройденное. 09.11.2009, 23:58
    Лилия

    Спасибо большое, очень интересно и удобно пользоваться вашими рекомендациями. Мне и сыну нравится все - и стихотворения мы учим, и загадки отгадываем, и речь развиваем. Вот только споткнулась на рекомендации к занятиям в ноябре (1-2 неделя) - Прочитать ребенку:
    - рассказы Н. Сладкова "Кто куда", "Под снегом". Не могу их нигде найти. В библиотеке много книг, но рассказов с такими названиями нет, еще искала в интернете - но результат тот же. Подскажите, какими рассказами можно заменить данные произведения, или в какой именно книге они находятся?
    15.11.2009, 12:43
    Оксана Сергеевна

    Ответ.(09.11.2009,Лилия)
    Рассказы можно найти в книге Н.Сладкова "Сказки леса"(серия Библиотека Школьника).Книга есть в продаже в Озоне по цене 52 рубля.
    11.08.2011, 18:12
    Светлана Владимировна

    Оксана Макерова, спасибо Вам, за помощь в решении самой трудной проблемы наших современных детей -речи! 16.01.2012, 11:34
    надежда

    Огромное спасибо,очень познавательный материал.
    15.11.2015, 11:50
    Елена

    Спасибо, мне очень понравилась подборка заданий.

    2. глагольный словарь.

    3. словарь существительных.

    4. словарь прилагательных.

    Проще всего начать с объяснения сложных слов: «Почему самолет называется самолетом? Самокат? Самовар?» - Сам летает, сам катается, сам варит чай… Лучше выбирать слова, которые состоят из тех слов, значение которых ребенку уже известно: рыболов – ловит рыбу; спортзал – зал для спорта. Слово для объяснения предъявлять лучше, произнося его по частям, через небольшую паузу: «рыбо лов». После того, как объяснение сложных слов будет освоено, можно переходить к словам, образованным с помощью приставок и суффиксов.

    А) рыболов, вездеход, ледокол, водопой, снегопад, водопад, листопад, самолет, самовар, самокат, самосвал, сенокос, сеновал, водолаз, скалолаз, пылесос, мясорубка, соковыжималка, бледнолицый, краснокожий, светловолосый…

    Б) подорожник (по дорожник), подоконник (под оконник), холодильник, снеговик, снежинка, Снегурочка, подосиновик, дождевик, ….

    Подобные забавы со словами позволяют в дальнейшем избежать множества проблем с усвоением русской орфографии, потому что один из принципов орфографии (морфологический) предполагает, что части слова (корни в том числе) всегда пишутся одинаково, но первым делом, нужно эти самые корни слышать и узнавать в словах.

    Обогащение словарного запаса ребенка за счет глаголов.

    Способы передвижения животных:

    Обращаем внимание ребенка на то, что кошки бегают, а птицы летают. По мере того, как у ребенка увеличивается словарный запас, задаем вопрос: «Кто еще летает?»

    Птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы – летают

    Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки – плавают

    Змеи, гусеницы, черви, ящерицы – ползают

    Кузнечики, лягушки, зайцы – прыгают

    Кошки, собаки, лошади, гепарды – бегают.

    В дальнейшем можно добавить «Кроме животных, кто (что) еще умеет летать, прыгать, плавать…(вертолет, самолет, мячик…)

    Действия одного и того же животного.

    Пример: собака стоит, сидит, лежит, спит, бежит, лает, ест, играет.

    Кто как голос подает

    В самом начале своего речевого развития ребенок пользуется так называемыми звукоподражаниями, т.е. животных обозначает не именами существительными – кошка, собака – а теми звуками, которые издают эти животные. В дальнейшем звукоподражания заменяются настоящими словами, но очень долго ребенок произносит так: «Собака говорит Гав!» Свяжите два знакомых понятия «Собака» и «говорит» новым понятием «лает».

    Ребенок: «Собака говорит Гав!»

    Мама: «Да! Собака лает Гав! А кошка. »

    Что чем делают?

    Словарь существительных

    3 года: одежда, обувь, игрушки, посуда, животные,

    4 года: дикие и домашние животные, птицы, фрукты, овощи

    5 лет: деревья, ягоды, дикие и домашние птицы,

    6 лет: транспорт, инструменты, электроприборы, бытовые приборы, профессии

    Данное разделение тем по возрастам не значит, что раньше 4-х лет не давать детям слова «береза», «пила»…, если эти понятия встретились в жизни. Точно также не стоит трехлетнему малышу втискивать в голову жуткие слова, значения которых не каждый взрослый знает: «кардиган», «жакет»… (Вообще лучше давать своему ребенку те слова, которыми вы пользуетесь сами, потому что вам с ним жить всю жизнь и желательно понимать друг друга).

    Возрастные рамки предполагают, что к указанному возрасту ребенок должен знать обобщающее слово, предметы, которые входят в обобщающее понятие и могут исключить лишний предмет.

    Первоначальное накопление словаря проходит в повседневной жизни:

    Мама: «Малыш, помоги маме убрать со стола посуду. Тарелки, чашки, блюдца – это посуда. А еще: сахарница, хлебница – тоже посуда, их тоже нужно убрать со стола».

    Мама: «Сложи свою одежду на стул. Сложил? Молодец! Положи на стул свои носочки, они ведь тоже одежда».

    В дальнейшем можно поиграть с мячом, как в «Съедобное – несъедобное»: «Я тебе бросаю разные слова, а ты лови только фрукты, а остальные слова не лови».

    Игра «Кто больше назовет предметов на заданную тему»

    «Исключение 4-го лишнего» развивает не только словарный запас, но и мышление.

    Классификация предметов: «Назови одним словом».

    Одежда: платье, пальто, куртка, шуба, рубашка, майка, брюки, штаны, футболка, кофта, плащ, ветровка, юбка, майка, джинсы, шорты, свитер, трусы, шарф, варежки, перчатки, носки, гольфы, колготки, дождевик, пыльник, кардиган, жакет, пиджак, жилет, комбинезон, купальник, плавки.

    Головные уборы: шапка, кепка, шляпа, панама, бескозырка, фуражка.

    Обувь: сапоги, туфли, ботинки, полуботинки, кеды, кроссовки, валенки, сандалии, тапочки, босоножки, галоши, боты, мокасины.

    Фрукты: яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, ананас, кокос, киви, слива, абрикос, персик, хурма.

    Овощи: капуста, огурец, морковь, перец, репа, редька, баклажан, помидор (томат), лук, картофель (картошка), редис (редиска), репа, свекла (свёкла),

    Ягоды: виноград, клубника, черешня, вишня, крыжовник, малина, смородина, брусника, черника

    Дикие животные: заяц, лиса, волк, медведь, ёж, барсук, хомяк, хорёк, енот, олень, лось, кабан, ласка, белка, обезьяна, тигр, лев, жираф, буйвол, газель, слон, барс, зубр, рысь, бобр, нутрия, шакал, гиена, леопард, ягуар, гепард, антилопа, крокодил, бегемот, пума, коала, панда, песец, соболь.

    Домашние животные: корова, коза, лошадь, свинья, кошка, собака, овца, осел, свинья, кролик.

    Домашние птицы: курица, петух, индюк, утка, гусь

    Дикие птицы: чайка, голубь, ворона, сорока, синица, сокол, ястреб, гриф, орел, воробей, попугай, цапля, страус, колибри, трясогузка, канарейка, павлин, кондор, грач, соловей, кукушка, зяблик, скворец, иволга, удод, чибис, цапля, аист, лебедь.

    Мебель: стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать, сервант, комод, табурет, скамейка, лавка, полка, буфет, сервант, секретер, бюро, пуфик, тахта, софа, кушетка, колыбель, люлька.

    Транспорт: машина, автомобиль, самосвал, грузовик, автобус, трамвай, троллейбус, метро, поезд, самолет, пароход, электричка, аэроплан, лодка, велосипед, корабль, теплоход, шхуна, фрегат, яхта, баржа, самокат, скутер.

    Посуда: тарелка, вилка, ложка, нож, чайник, чашка, стакан, блюдце, сковорода, кастрюля, дуршлаг, бокал, фужер, самовар

    Игрушки: кукла, машинка, мишка, зайчик, пирамидка, мяч, юла, скакалка, кубики,

    Деревья: береза, ель, сосна, дуб, ива, тополь, яблоня, сирень, груша, каштан, кедр, пихта, кипарис, пальма, клён, черёмуха, верба, липа, ирга, лиственница

    Инструменты: пила, топор, молоток, рубанок, клещи, дрель, долото, кисть, мастерок, отвес, напильник, игла, метла, веник, ножницы, лопата, грабли, коловорот, лом, отвертка, клещи, кусачки, штангенциркуль.

    Электрические приборы: пылесос, холодильник, стиральная машина, фен, телевизор, музыкальный центр, магнитофон, видеомагнитофон, дивидиплеер, миксер, блендер, кухонный комбайн, компьютер, ноутбук, принтер, сканер, ксерокс.

    Профессии: учитель, строитель, врач, ветеринар, парикмахер, продавец, спасатель, писатель, журналист, артист, художник, музыкант, танцор, певец, актёр, дирижёр, билетёр, сапожник, портной, швея, инженер, слесарь, пекарь, аптекарь, звонарь, писарь, библиотекарь, косарь, столяр, булочник, кондитер, кондуктор, водитель (шофёр), маляр, дизайнер, программист, пианист, флейтист, органист, виолончелист, скрипач, трубач, солдат, офицер, артиллерист, танкист, сапёр, шахтёр, кузнец, садовод, доярка, птичница, кинолог.

    С 4-х лет начинают осознанное изучение названий детенышей. Сначала предлагаются для запоминания слова, которые образуются от той же основы: тигр – тигренок. Позже детеныши домашних животных – они наиболее сложны для образования и запоминания: корова – теленок.

    Детеныши животных и птиц

    У тигра – тигренок

    У льва – львенок

    У слона – слоненок

    У лисы – лисенок

    У мышки – мышонок

    У лягушки – лягушонок

    У козы – козленок

    У осла – осленок

    У вороны – вороненок

    У орла – орленок

    У медведя – медвежонок

    У верблюда – верблюжонок

    У волка – волчонок

    У зайца – зайчонок

    У кролика – крольчонок

    У белки – бельчонок

    У кошки – котенок

    У индюка – индюшонок

    У коровы – теленок

    У лошади – жеребенок

    У свиньи – поросенок

    У овцы – ягненок

    У курицы – цыпленок

    У собаки – щенок

    Словарь прилагательных (признаков)

    Понятия «большой – маленький» ребенок усваивает достаточно рано – еще до двух лет. Помочь ему в этом можно изменяя интонацию: «Медведь – большой (произносим басом, как медведь), а мышка – маленькая (высоким голосом, как мышка)

    Б) Какие ты знаешь цвета?

    Сначала необходимо научиться соотносить предметы по цвету: «Выбери кубик такого же цвета». «Выбери все кубики одного цвета, потом другого». Первоначально берем 2 цвета, выбираем из них. Затем из трех. Постепенно вводят названия цветов. «Возьми желтый карандаш. Желтый, как солнышко. Какой карандаш ты взял?» - «Желтый»

    Три первых цвета – основные цвета – красный, желтый, синий.

    Из каких цветов состоит радуга? Нарисуй (соблюдайте последовательность: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан –

    красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

    «Какого цвета небо (синее, голубое, серое…), солнце (желтое, оранжевое, красное…), трава (зеленая, желтая, коричневая…), …». «Какого цвета твоя куртка, шапка, любимая рубашка,… Какого цвета у тебя была вчера рубашка?»

    Дополнительные цвета:

    Черная черника,

    Зеленая зелень,

    Голубая голубика,

    Сиреневая сирень,

    Фиолетовая фиалка,

    Розовая роза,

    Малиновая малина,

    Желтый желток,

    Коричневая кора,

    Белая побелка (белила),

    Синяя синька (слива)

    В) Каковы продукты на вкус? – соль (соленая), сахар, лимон, лук.

    (Дайте ребенку попробовать эти продукты)

    Что ещё бывает соленое, сладкое, кислое, горькое, пресное?

    Слова – антонимы (противоположные по значению).

    Предварительно уточнить понимание значений слов «одинаковый», «разный», «похожий», «противоположный».

    Игра «Скажи наоборот»: «Я говорю хороший, а ты говоришь плохой».

    Дерево высокое, а кустик – (какой?) – низкий.

    Слон большой, а мышонок маленький.

    Дорога широкая, а тропинка узкая.

    Книга толстая, а тетрадка тонкая.

    У девочек волосы длинные, а у мальчиков короткие.

    Ночь темная, а день светлый

    Большой – маленький.

    Высокий – низкий.

    Широкий – узкий.

    Длинный – короткий.

    Толстый – тонкий (о книге)

    Толстый – худой(о человеке)

    Полный – худой(о человеке)

    Полный – пустой.

    Старый – молодой (о человеке)

    Старый – новый (о журнале)

    Светлый – темный.

    Черный – белый.

    Пушистый – колючий.

    Гладкий – шершавый.

    Сладкий – горький.

    Трудолюбивый – ленивый.

    Чистый – грязный.

    Весёлый – грустный.

    Трусливый – смелый, храбрый.

    Добрый – злой.

    Лживый – честный.

    Умный – глупый.

    Грубый – вежливый.

    Болтливый – молчаливый.

    Сильный – слабый.

    Горячий – холодный.

    Яркий – тусклый.

    Дикие животные

    1. это дикие животные (лиса, белка, заяц, ёж, лось, волк, медведь). Они живут в лесу, поэтому их ещё называют лесными. Они сами заботятся о своих детёнышах, сами добывают себе корм, строят жилища.
    2. какого цвета? Многие животные почти всегда одного цвета: лиса – рыжая, медведь – коричневый (бурый). Но у некоторых животных цвет шерсти зимой и летом разный. Заяц зимой белый, а летом – серый. Белка летом рыжая, а зимой – серая.
    3. кто где живёт?

    Белка живёт в дупле. Дупло – это отверстие в стволе дерева.

    Медведь живёт в берлоге,

    лиса живёт в норе,

    1. кто чем питается? Животные которые питаются травой, листьями, корой называются травоядными, а животные, которые питаются животными называются хищными. Что ест лиса? Волк, ёж, …….
    2. кого как назовём?

    Заяц всех боится, значит, он какой? трусливый

    Лиса осторожно пробирается, значит она какая ? осторожная (хитрая,

    Медведь любит сладкое (косолапый, неуклюжий, сластёна)

    У ежа иголки, он какой? Колючий

    Белка (проворная, быстрая, прыгучая)

    6. Угадай кто это?

    - мохнатый косолапый – (медведь)

    - серый колючий – (ёж)

    - рыжая прыгучая – (белка)

    - рыжая хитрая хищная – (лиса)

    - серый злой – (волк)

    Загадай мне загадку.(ребенок называет признаки – мама отгадывает)

    Про ёжика – колючий, маленький…

    3. величина (большой – маленький, длинный короткий)

    4. вкус (сладкий, горький, кислый, хрустящий, саленный, вкусный)

    5. где растёт (овощи – на земле или в земле, фрукты – у нас или в тёплых странах)

    6. что можно приготовить (сок, пюре, добавлять в щи, суп, борщ, есть свежим).

    - большой, зелёный, овальный, хрустящий, растёт на земле, едят свежим. (огурец)

    - зелёная, большая, круглая, хрустящая, растёт на земле, едят свежей. (капуста)

    - красный, маленький, круглый, вкусный, растёт на земле, едят свежим. (помидор)

    - красная, большая, круглая, сладкая, растёт в земле, добавляют в борщ. (свёкла)

    Тема: Посуда

    · Какая посуда бывает?

    Кастрюля, сковорода, чайник, половник – кухонная посуда

    Чашка, блюдце, - чайная посуда

    Вилки, ложки, ножи – столовые приборы

    Кастрюля состоит из: стенок, донышка, ручек и крышки

    Сковорода: стенки, донышко, ручка

    Чайник: стенки, донышко, крышка, носик, ручка

    ФРУКТЫ

    Придумать загадки про фрукты:

    жёлтый, кислый, овальный (лимон)

    большое, красное, вкусное, сладкое (яблоко)

    большая, треугольная, зелёная, сладкая, вкусная (груша)

    маленькая, круглая, синяя, сладкая (слива)

    колючий, овальный, жёлтый, сладкий (ананас)

    домашние животные

    · Назвать все части тела животного:

    - корова (копыта, ноги, хвост, туловище, голова, рога_

    - лошадь (голова, туловище, копыта, хвост, грива)

    · Какую пользу приносят?

    - корова даёт молоко

    - лошадь перевозит людей

    - свинья даёт мясо

    - собака охраняет дом

    - кот ловит мышей

    - овца даёт шерсть,

    Лошадь в конюшне

    Корова в коровнике

    Свиньи в свинарнике

    Собака в конуре

    · Когда собирается много коров – стадо

    Много лошадей – табун

    Много овец – отара

    Много собак – стая

    · Кого я загадала?

    - голова, туловище, копыта, рога, живёт в коровнике, даёт молоко

    - голова, туловище, копыта, грива, живёт в конюшне, перевозит людей

    Кот – кошка – котёнок (пушистый – пушистая- пушистенький)

    Пёс – собака – щенок (рыжий – рыжая – рыженький)

    Козёл – коза – козлёнок (серый – серая – серенький)

    Баран – овца – ягнёнок (белый – белая – беленький)

    Конь – лошадь – жеребёнок (молодой – молодая – молоденький)

    Бык – корова – телёнок (чёрный – чёрная – чёрненький)

    Боров – свинья – поросёнок (

    Птицы:

    1. покажите птиц, обращая внимание на её характерные признаки: «это синичка, у неё жёлтая грудка с чёрным «галстуком»; это грач, он весь чёрный…..».

    Покажи и назови птиц.

    Как называется птица, у которой красная грудка, птицу у которой длинные ноги и длинный клюв….

    Как ты догадался, что это снегирь, это грач (ребёнок указывает самые яркие признаки птицы)

    · У птицы есть две лапки; клюв, которым она клюёт зёрна червяков; два крылышка, хвост; тело покрыто пухом и перьями.

    · Покажи, где у птички клюв, хвост, и т.д.

    · Назови части тела птиц

    3. кто как голос подаёт?

    · Ворона кричит «кар». Она каркает. Сова кричит «ух». Она ухает. Воробей «чик – чирик». Он чирикает. Синица – «тинь». Она тинькает. Голубь – «Ур». Воркует.

    4. Птицы перелётные и зимующие.

    · Некоторые птицы улетают осенью в тёплые края. Это перелётные птицы: грач, скворец, ласточка, снегирь, и т.д. птицы, которые остаются зимовать в наших краях, - это зимующие птицы: воробьи, синицы, вороны и другие.

    · Где живут птицы? (гнёздо – это место для жилья)

    · У совы – совёнок

    У грача – грачонок

    У вороны воронёнок

    У аиста – аистёнок

    У скворца – скворчонок

    8. придумаем слова:

    · Если у птицы длинный хвост она – длиннохвостая

    Если длинные ноги - длинноногая

    Если чёрные крылья – чернокрылая

    Если у птицы белые бока – белобокая

    Если у птицы красная грудка – красногрудая

    Если у птицы круглая голова – круглоголовая

    1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

    Игра «Кто как передвигается»

    Цель: обогащение и уточнение глагольного словаря.

    Инструкция: Скажи, кто как передвигается?

    Оборудование: предметные картинки.

    Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, кто как передвигается.

    (Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает)

    Игра «Кто как голос подает»

    Цель: обогащение и уточнение глагольного словаря.

    Инструкция: скажи, кто как голос подает?

    Оборудование: предметные картинки.

    Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, кто как подает голос.

    ( Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кош­ка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудах­чет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка кря­кает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит).

    Игра «Узнай по описанию»

    Цель: обогащение и уточнение словаря прилагательных.

    Инструкция: послушай загадку и скажи, о ком она.

    Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?

    Желтый, овальный, кислый. Что это?

    Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?

    Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?

    Оборудование: предметные картинки.

    Ход проведения. Ребенку предлагается послушать загадки и отгадать их. При правильном ответе предъявляется предметная картинка и ребенка просят еще раз назвать прилагательные, описывающие ее.

    Игра «Сравни и объясни»

    Цель: работа над многозначными словами.

    Инструкция: подумай, как появилось слово?

    Оборудование: предметные картинки.

    Ход проведения. Дети должны самостоятельно предположить, как появилось данное значение слова, уточнить его, подобрать синонимы, включить словосочетание в предложение.

    Лексический материал: Сыплет черемуха снегом – сыплет муку – сыплет дождь – сыплет

    частушки. Сыплет – роняет что-то частое, мелкое, сеет. Можно ли сказать «сыплет ливень»?

    Нельзя, потому что во время ливня капли крупные, сильные, как струи. Поэтому ливень бьет, хлещет.

    Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

    Инструкция: Отгадай предмет по названию его частей.

    Оборудование: предметные картинки.

    Лексический материал: Носок, пятка, голенище, каблук, молния, подошва – сапог.

    Ход проведения. Ребенку предлагается послушать названия частей предмета и отгадать, что это за предмет. После правильного ответа предъявляется картинка с отгадкой, ребенка просят заново назвать все перечисленные части и показать их.

    2. ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

    Игра «Из чего – какой?»

    Цель: обучение словообразованию относительных прилагательных с суффиксом –Н-.

    Оборудование: картинки с изображением свеклы, моркови, томата, яблока, картофеля.


    Инструкция: послушай и ответь на вопросы.

    Ход проведения: ребенку показывают картинки с овощами и фруктами и просят ответить на вопрос:

    - Сок из моркови какой?

    - Паста из томата какая?

    - Салат из свеклы какой?

    - Суп из картофеля какой?

    - Пюре из яблок какое?

    Игра «Кто что делает?»

    Цель: обучение словообразованию приставочных глаголов.

    Оборудование: картинки с изображением действий.


    Ход проведения и инструкция: ребенку показывают картинки и предлагают ответить на вопрос:

    - Что делает мальчик?

    - Что делает девочка?

    - Что делает попугай?

    Игра «Назови ласково»

    Цель: обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Инструкция: сегодня мы пойдем в гости к кукле. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

    Оборудование: кукла и вещи из кукольного домика.

    Ход проведения. Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

    Игра «Два брата ИК и ИЩ»

    Цель: обучение употреблению существительных с суффиксами -ик и -ищ.

    Инструкция и ход проведения:

    - Жили два брата. Одного звали ИК, он был малень­кий и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий домик, ИЩ - большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)У ИКА был носик, а у ИЩА.

    В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ро­тик - ротище, лобик - лобище, глазик - глазище, ручки - ручищи, ножки - ножищи. Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ - значит предмет большой.

    А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете от­вечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

    Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).

    Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детены­шей)?»

    Цель: обучение употреблению названий детенышей животных.

    Оборудование: предметные картинки с изображением семейки животных.

    Инструкция и ход проведения: На доске картинка по сказке «Три медведя».

    - Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказ­ку «Три медведя»)

    - Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа - медведь Михаил Иванович, мама - медве­дица - Настасья Петровна, детеныш - медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя - это медведь, медведица и мед­вежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш на­зываются по-разному.

    Дети называют по картинкам папу, маму и детены­ша (можно и детенышей во множественном числе) живот­ных: лис - лиса - лисенок, заяц - зайчиха - зайчонок, волк - волчица - волчонок, еж - ежиха - ежонок, лев - львица - львенок, тигр - тигрица - тигренок, слон - слониха - слоненок.

    - А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык - корова - теленок, пес - собака - щенок, кролик - крольчиха - крольчонок, кот - кошка - котенок)

    3.ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

    Игра «Огород»

    Цель: обучение составлению предложений с предлогами «над», «под», «с», «из».

    Оборудование: предметные картинки с изображением овощей.

    Инструкция и ход проведения: - Сейчас я, приглашаю вас в огород.

    Есть у меня огород

    Каждый год на нем растет:

    Назовите хором, что? (Выставляются картинки, на которых изображены овощи: редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста.) Отыщите для меня овощи, которые растут над землей и под землей. (Например, огурец растет над землей. В случаях затруднений используется иллюстрация).

    Расскажите, как их собирают? (Редьку, репу – выдергивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустиков.)

    Игра «Что с чем?»

    Цель: уточнение формы творительного падежа

    Инструкция: рассмотри картинки и ответь на вопросы.

    Ход проведения. Ребенку предлагается:

    1. Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с конфетами, с вареньем, с булкой, с пирожным и т.д.).

    2. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с грибами, ваза с цветами.

    Игра «Зимние забавы»

    Цель: составление простых предложений по картинкам.

    Оборудование: предметные картинки.

    Инструкция: рассмотри картинки и скажи, что делают ребята.

    Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, чем заняты ребята зимой. Обращается внимание на последовательность слов в предложении, их связь друг с другом.

    Игра «Где что растет?»

    Цель: употребление существительных в форме предложного падежа.

    Оборудование: предметные картинки.

    Инструкция: растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

    Ход проведения. На доске слева - картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

    Дети отвечают на вопросы и передвигают картинки. Картинка овощей располагается около изображения огорода и т.д.

    Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

    Игра «Сравни»

    Цель: составление предложений с союзом «а».

    Оборудование: предметные картинки.

    Инструкция: дополни предложения.

    Ход проведения. Ребенку предлагается выбрать из предложенных картинок подходящие по смыслу предложения. Затем ему необходимо воспроизвести предложение самостоятельно с опорой на картинки.

    Читайте также: