Какого цвета была любимая корова хаврошечка

Опубликовано: 09.05.2024

Сказка "Крошечка- Хаврошечка".

    Какова главная мысль сказки?

Какая основная мысль сказки?

Характеристика главных героев.

  • Описание главных героев.

  • Главная мысль сказки "Крошечка-Хаврошечка­ " мне представляется в том, что беды и несчастья, которые обрушиваются на человека, обязательно должны смениться светлой полосой в жизни. Как утверждает русская пословица, в счастье и несчастье помогает.

    Хаврошечка осталась сиротой, ее не любили люди, у которых она жила, она лишилась единственного друга, но именно смерть коровушки стала причиной счастливого конца этой сказки. Именно из ее косточек выросла яблоня, и Хаврошечку заметил красавец-купец, барин.

    Характеристика главных героев:

    Крошечка-Хаврошечка: добрая и отзывчивая девушка, работящая, не злопамятная, красивая, жалостливая.

    Хозяйка и ее дочери: злые и завистливые, черствые, эгоистичные, жадные.

    Коровушка: рябая корова, волшебный помощник Хаврошечки, верный друг, бескорыстный и самоотверженный.


    "Крошечка-Хаврошеч­ ка", главная мысль сказки:

    Сказка говорит читателю о том, что добрым людям по жизни сопутствует удача. Если ты делаешь окружающим добро, то оно обязательно к тебе вернется. И наоборот. Если ты злой и завистливый, то зло вернется к тебе. Такой закон жизни.

    Характеристика героев сказки:

    Мачеха - злая, не любит свою падчерицу, заставляет ее работать с утра до вечера.

    Крошечка-Хаврошечка, сирота, добрая и трудолюбивая девочка.

    волшебная корова, которая помогала девочке выполнять трудную работу.

    Сводные сестры Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка, ленивые и коварные. Они выдали секрет Крошечке-Хаврошечки своей матери. В результате она зарубила корову.

    Барин, которого Крошечка-Хаврошечка угостила яблоком, и который на ней потом женился.



    Эта сказка о маленькой девочке-сироте, которая попадает в чужой дом, где с ней плохо обращались заставляя много работать. Единственным другом девочки стала корова, но злая хозяйка велит зарезать её. Из закопанных Крошечкой-Хаврошечко­ й костей коровы, вырастает чудесная яблоня и Хаврошечка, угостив молодого барина яблоком, выходит за него замуж.

    Темой этой сказки можно назвать несправедливость, когда добрые, честные и работящие люди вынуждены работать на других.

    Основная мысль заключается в том, что скромность, отзывчивость, доброта и любовь способны противостоять злу и ненависти и побеждать. Зло и ненависть не проходят бесследно и корова даже после смерти сумела помочь Крошечке-Хаврошечке и наказать злую хозяйку со своими ленивыми дочерями.

    Главными персонажами этой сказки являются:

    • Сама Крошечка-Хаврошечка – трудолюбивая, скромная, красивая девушка;
    • Рыжая корова , Коровушка, животное, умеющее совершать чудеса, ценящая трудолюбие и доброе к себе отношение;
    • Мачеха, злая, жадная старуха, мечтающая Хаврошечку извести;
    • три ленивых и некрасивых дочери старухи, это Одноглазка, Двухглазка и Трехглазка.
    • Молодой и красивый барин, пожелавший взять в жены Хаврошечку.



    Сказочная история о доброй и трудолюбивой девочке-сиротке и о злой мачехе появилась как отражение живущего веками в людях убеждения, что в борьбе добра и зла в конце концов побеждает добро. Будь таким, как героиня этой сказки, добрым, трудолюбивым, кротким, и тогда тебя ждёт счастье. Это главная мысль произведения.

    Крошечка-Хаврошечка осталась сиротой, что само по себе уже не делает её жизнь лёгкой, к тому же девочке приходится терпеть издевательства старой злобной мачехи и её ненаглядных дочек Одноглазки, Двуглазки, Триглазки, которые не отличались ни красотой, ни трудолюбием. Однако сиротка незлобива и терпит такое отношение, лишь украдкой льёт слёзы и жалуется своей подружке - коровушке. На стороне девочки силы добра, чудесная корова помогает ей во всём. И в конце сказки Крошечка вознаграждена за свои достоинства. Счастливый финал сказки - встреча девушки с молодым богатым парнем, который берёт её за себя замуж.


    Крошечка-Ховрошечка просто чудная сказка, которая чем-то похожа на "Золушку", но мне она милее т.к больше в ней нашего, русского, славянского.

    Тут есть несколько главных героев.

    • Во-первых, это сама Хаврошечка - милая и трудолюбивая девушка с покладистым характером, но к сожалению она жила не с мамой и папой, а с теткой и ее дочерьми, которые нагружали девушку тяжелой работой.
    • Во-вторых, Коровушка, которая помогала Хаврошечке и была ей верным другом.
    • В-третьих, тетка и три ее дочери Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка. Злые, ленивые, завистливые.
    • Из второстепенных персонажей - барин.


    Главная мысль этой сказки в том, что нужно быть работящей, доброй и честной и как бы тяжело тебе не было по жизни, но потом все равно она тебя наградит.


    Сказка про "Крошечку-Хаврошечку­ " отдалённо напоминает и схожа с аналогичными сюжетами сказок, где девочка работает не покладая рук, часто у неё есть злая мачеха и даже сёстры, но в конце таких сказок всегда все получают по заслугам, трудолюбивые награду, ленивые и злые наказаны. Аналог похожих сказок : "Морозко", "Золушка" и другие.

    Главной героиней сказки выступает сама обладательница названия этого произведения.

    Есть у неё тётка с дочерьми, которых зовут: Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка - отрицательные герои.

    У Хаврошечки есть Коровушка, её помощь неоценима, благодаря ей девочка выживает в таких условиях.

    Барин - герой второстепенного характера.

    Сказка учит трудолюбию, доброте, и что всё вознаграждается. Зло - наказано.


    Сказка "Крошечка-Хаврошечка­ " - это история про милую девушку, которая много трудилась, потому что находилась у чужих людей, которые не щадили: старуха заставляла делать работу, а три ее дочери ленились.

    Была одна добрая душа. которая всегда выслушивала Хаврошечку - корова, которая девушку жалела и что бы не случилось, находила выход: только из уха в ухо переберешься, а вся работа сделана.

    В подобных сказках старание вознаграждается, потому что милому человеку, чуткому душой, всегда что-то помогает в жизни, будь это добрые люди, а может родная корова, которая приходит на выручку, как у персонажа сказки.

    Трудолюбие и скромность всегда вознаграждаются, это положительная черта. А вот лень, зависть, недобрые намерения - это отрицательные черты, которые в жизни тоже подводят их обладателей, а в сказках показаны наглядно.

    Главные герои - крошечка Хаврошечка - девушка, добрая и милая, отзывчивая, просит помощи у коровы, высказывает, как тяжко живется.

    Рыжая коровушка Хаврошечки - сказочное существо, обладающее возможностью творить чудеса, благодарящая девушку за ее характер и наставляющая.

    Старуха - изводит Хаврошечку, злая и алчная героиня.

    Три сестры старухи - Одноглазка, Двуглазка, Триглазка - ленивые, непривлекательные и неумные девушки.

    Барин - женится на той девушке, которая самая чутка, умеет яблочко сорвать и не наткнуться на ветки.


    чка": какова основная тема сказки, характеристика героев?">

    Читательский дневник по русской народной сказке "Крошечка-Хаврошечка"

    Автор: устное народное творчество.

    Название произведения: "Крошечка-Хаврошечка".

    Число страниц: 15.

    Жанр произведения: русская народная сказка.

    Главные герои: девочка Хаврошечка, Коровушка, дочери Одноглазка, Двуглазка и Триглазка.

    Характеристика главных героев:

    Крошечка-Хаврошечка — бедная девушка, оставшаяся сиротой.

    Трудолюбивая, хозяйственная и добрая.

    Преданная и честная.

    Мачеха — злобная женщина.

    Заваливала девочку тяжёлой работой.

    Жадная и скупая.

    Одноглазка, Двуглазка, Триглазка — ленивые и скупые.

    Корова — добродушное животное.

    Любила Хаврошечка и помогала ей во всем.

    Краткое содержание сказки "Крошечка-Хаврошечка" для читательского дневника

    Одна семья приютила у себя девушку-сиротку по имени Хаврошечка.

    Только жизнь ее не была сладкой: все время хозяйка закидывала ее работой.

    А у хозяйки были еще три дочери — Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, которые только и знали, что отдыхать и ничего не делать.

    Хаврошечка все выполняла по дому, а когда ей плохо было, она бежала в поле и жаловалась Коровушке.

    Коровушка жалела девушку и говорила ей залезть в одно ушко и вылезти через другое - и вся работа была выполнена.

    Как-то хозяйке стало интересно, кто Хаврошечке помогает и приказала она дочерям следить за сиротой.

    Только Одноглазка уснула в лесу, а за ней и Двуглазка, и так ничего и не узнали.

    Но когда в лес пошла Триглазка, Хаврошечка усыпила два глаза, а про третий забыла.

    Дочь рассказала обо всем матери, и старуха приказала зарезать Коровушку.

    Коровушка попросила Хаврошечку не есть ее мясо, а косточки собрать и похоронить в саду.

    Девушка так и сделала.

    Спустя много лет на том месте выросла чудная яблоня.

    Мимо двора проезжал красивый юноша.

    Он сказал, что та девушка, которая угостит его яблочками, станет его женой.

    Пытались дочери нарвать яблок, но ничего у них не вышло.

    А перед Хаврошечкой яблоня склонилась.

    Так Хаврошечка вышла замуж и стала жить хорошо.

    План пересказа произведения "Крошечка-Хаврошечка"

    1. Хаврошечка осталось сиротой и попала к другой семье.

    2. Сиротку завалили домашней работой.

    3. Дочери хозяйки.

    4. Хаврошечка жалуется своей Коровушке.

    5. Вылезет девушка с ушка коровы - и вся работа готова.

    6. Хозяйка отправляет Одноглазку следить за Хаврошечкой.

    7. Одноглазка засыпает в лесу.

    8. Двуглазка идет с Хаврошечкой в лес и засыпает.

    9. Хозяйка отправляет Триглазку с сиротой.

    10. Хаврошечка убаюкала два глаза, а про третий забыла.

    11. Хозяйка приказывает зарезать корову.

    12. Коровушка приказывает сиротке схоронить свои косточки в саду.

    13. Яблоня в саду.

    14. Юноша просит дочерей принести им яблоко.

    15. Яблоня подняла высоко свои ветви.

    16. Хаврошечка срывает яблоко и угощает юношу.

    17. Юноша женится на Хаврошечке.

    Детский рисунок — иллюстрация русской народной сказки "Крошечка-Хаврошечка"

    Детский рисунок - иллюстрация русской народной сказки

    Главная мысль сказки:

    Основная идея сказки — это тема добра и зла, где добро всё-таки побеждает.

    Главная мысль сказки заключается в том, что если творить добрые дела и быть бескорыстным, то судьба наградит тебя счастьем, а зло всегда будет наказано.

    Чему учит русская народная сказка "Крошечка-Хаврошечка"

    Сказка учит нас быть добрыми, бескорыстными и надеяться на лучшее.

    Сказка учит нас ни сдаваться, ни терять надежду и не опускать руки, ведь каждое добро будет оценено по достоинству.

    Сказка учит нас не лениться, не ябедничать и не делать плохо другим.

    Сказка учит нас быть трудолюбивыми, хорошо относится как к людям, так и к животным.

    Краткий отзыв о сказке "Крошечка-Хаврошечка" для читательского дневника

    Сказка "Крошечка-Хаврошечка" мне очень понравилась.

    Главным героем сказки является сиротка Хаврошечка, у которой доброе и отзывчивое сердце.

    Хаврошечка была трудолюбивой девочкой и выполняла всю работу по дому, пока дочери хозяйки бездельничали.

    У Хаврошечки была помощница и подруга — Коровушка.

    К ней девушка приходила поплакаться и пожаловаться.

    Коровушка помогала девушке и выполняла кое-какую работу вместо нее.

    Немало страданий выпало на долю Хаврошечки, но она стойко все выдержала.

    А в награду она получила красивого и сильного жениха.

    Я считаю, что сказка про Хаврошечку учит нас не терять надежду и верить, что хорошее еще впереди.

    На примере Хаврошечки нам следует тоже учиться трудолюбию, скромности и ценить близких людей.

    Отрывок, поразивший больше всего:

    — Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.

    И бросились три сестры одна перед другой к яблоне.

    А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

    Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают.

    Образ неправильной семьи

    Все беды Крошечки-Хаврошечки берут начало в неправильно устроенной семье. Вместо любви и заботы о ближнем, здесь властвуют искажённые понятия об этих добродетелях. Такие люди охарактеризованы как небоящиеся Бога.

    …есть и такие (люди – прим. ред.), которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка

    Какие люди не боятся Бога? Наверное, те люди, которые потеряли с ним связь и имеют только земные житейские попечения, прежде всего, о самих себе. Недаром в сказке по отношению к семье Хаврошечки употреблено уничижительное, не персонифицированное словосочетание «эти люди», да и само слово «семья» в сказке не употребляется.

    Почему же они «не боятся Бога»? Мачеха приютила сироту – Хаврошечку, но не из-за любви к ближнему, а для корыстных интересов, используя труд Хаврошечки на своё благо. Наверное, такие люди морально себя оправдывают тем, что раз они взяли попечение о сироте, то могут распоряжаться её судьбою по своему усмотрению т. к. та им «непомерно должна» за оказанную милость. «Эти люди» лишили сироту не только воли (внешней), но и любви, о чем можно сделать вывод по фразе: «слова доброго никогда не слыхала».

    Признаков неправильной семьи в сказке хватает. В прежнюю очередь – это образ отца, который занимает подчиненное положение и во всем слушается супругу. Он хоть и не хотел резать корову-кормилицу, но испугался жены, показав кто на самом деле глава этого печального семейства. Малодушие главы семьи не раз изобличалось в русских сказках. Вспомните, это и «Морозко» (Поучительно-нравственные смыслы в сказке «Морозко»), и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и многие другие.

    В чём проявляется неправильное устроение семьи?

    Во-первых, в том, как воспитываются дети. У мачехи было три родные дочки, которые слыли ленивицами и сплетницами. Мачеха лично заставляет их подслушивать и следить за Хаврошечкой. Видимо она не испытывает угрызений совести по этому поводу. Дочек не возмущает повеление матери о слежке за Хаврошечкой. Мачеха не только губит свою совесть, переступая нравственные понятия о достоинстве, но и аморально поступает по отношению к своим дочкам, прививая им такую же мораль. Еще раз подтверждается известная поговорка: яблоко от яблони недалеко падает. А в Евангелие от Матфея об этом сказано так:

    Мф.7:17 . Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

    И не зря Хаврошечка является сиротинушкой, что не отождествляет её с этой неправильной семьей, подчеркивается её внешность ко злу, живущем в семье.

    Во-вторых, в том, какое положение в семье занимает глава семейства. Муж был полностью подконтролен злой мачехе, он исполнял все что та велит. В итоге, не желая конфликта с женою, он поступает вопреки интересам семьи и режет корову – кормилицу, ради угоды и страхом перед супругой.

    Почему так все происходит? Да потому что «Бога не боятся».

    Почему у дочерей столько глаз

    У дочерей злой матери было разное количество глаз – от одного до трех. Если с двумя старшими дочерями Хаврошечка справляется, то с «трехглазкой» не смогла. Здесь речь идет не о торжестве зла, как явления неистребимого, но о том что оно всегда неусыпно. Можно это воспринять как посыл к жизни, о том, что зло всегда сопровождает человека, но относится к нему нужно без отчаяния или сочетания с ним. Клеветники, зложелатели, сплетники всегда будут сопровождать человека, но не стоит издерживать свою жизнь чтобы всем угодить или предотвратить все плохие обстоятельства – это невозможно. Какому принципу учит сказка? Можно углядеть следующий принцип: делай что должен, и будь что будет.

    Хаврошечка – образ веры надежды и любви

    Несмотря на всё то, что претерпевает Хаврошечка в семье, она не отвечает злом, а со смирением выполняет всю тяжелую работу, которую ей поручают. Безусловно, в ней живет любовь к ближнему. Со всеми тяготами и невзгодами она делится с коровой, которую называет матушкой. Когда работа становится непосильной, та помогает ей через чудо (в одно ухо влезь, в другое вылези и все исполнится).

    После того, как младшая сестра – «трехглазка» узнала о том, что корова помогает Хаврошечке, мать повелела зарезать помощницу падчерицы.

    После гибели коровы, Хаврошечка выполнила всё то, что та ей наказала: мяса не ела, а косточки захоронила и поливала. Почему наказала не есть мяса? Что бы та не разделила зло, сотворенное «этими людьми». Заметим, что к убийству коровы причастны все члены семьи: матерь – руководила, сестры – следили за Хаврошечкой, отец – зарезал корову. Хаврошечка голодала, но к мясу не прикоснулась, точно выполнив наказание. Корова-матушка ничего не сказала для чего она дает такие поручения и ничего не обещала, то есть Хаврошечка выполнила ее наказы без какой-то будущей выгоды, а лишь веря в то, что она делает (делай что должен, и будь что будет).

    Аллюзии на христианство

    Очень интересные символы можно увидеть в образах и персонажах сказки. Корова в сказке именуется корова-матушка. Часто в Православии Церковь называют матерью (вспомните известную поговорку: кому Бог Отец, тому Церковь – мать). Хаврошечка бежит к коровушке за утешением, а та не только приносит ей утешение, но и совершает чудо. Не за утешением ли многие из нас идут в Храм? Не чудо ли часто происходит после наших молитв?

    В дальнейшем корова-матушка погибает, но из её косточек вырастает дерево, что может символизировать Воскресение и жертву Христову. Причем это дерево является живым, но не для всех: «Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились». Сестрам же яблони с дерева, как символ райских плодов, оказались недоступны, что в целом является олицетворением недоступности Небесных благ для людей нечестивых.

    Может быть, на примере Хаврошечки и для нас здесь метафорично зашифрован такой посыл, что Христос жив для тех, кто в него верит и ему верен.

    Таким образом, в сказке прослеживается аллюзия не только на взаимосвязь жертвы Христовой и Церкви, но и на торжество Воскресения в целом, что позволяет сказать нам что в данной сказке присутствуют архетипные черты пасхального произведения (пасхального типа).

    Странную сказку для обучения грамоте коров почему-то выбрала Полина Гагарина. Крошечка-Хаврошечка странная сказка, и там корова с одной стороны очень продвинутая и может много, а с другой стороны покорна судьбе и готова спокойно отнестись к тому, что её режут. И самое интересное, что у неё нет даже имени! А вот девочка- Человек, что с ней дружит и пользуется её добротой имеет имя Крошечка-Хаврошечка. Мясо разных животных ест эта девочка, и только мясо своей подруги коровы не ест по её просьбе. И на её костях потом выращивает яблоки, и с помощью них выходит замуж за барина. Ещё в семье, куда её взяли пожить, живут две девушки-мутанты. У одной один глаз, у второй два глаза, а у третей целых три! Не простая эта семья, ведь почему-то за умение что-то делать полезное, кроме молока зарезали корову!

    Гагарин сидел и думал, что же с этой странной, и на его взгляд, крайне вредной сказкой сделать. С одной стороны он уважал выбор тёлки Полины, как-никак грамотная она и Библиотекой в Милых Мурках заведует, с другой стороны, сказка всё больше ему не нравилась. Ведь ничему хорошему она коров не учила, а покорность судьбе на Медвежьих Землях не понимали. Особенно не понимали то, как можно, зная что тебя зарезать хотят, обладая крепкими рогами, не биться за свою жизнь. Вообще эта корова была свободной, гуляла по пастбищу, могла и сбежать в лес к медведям! Медведи бы её резать людям не разрешили. Да и люди ли жили в той семье? Человек там был только один – подруга коровы Крошечка-Хаврошечка. А кто были эти многоликие и многоглазые?

    Ещё барин какой-то странный был, медвежонок Гагарин представлял барина, как барана. Баринов он никогда и нигде не видел, эти твари на Медвежьих Землях совсем не водились. Зачем подруге коровы надо было выходить за этого барина-барана замуж? Почему вместе с коровой не ушла в лес к медведям жить? Медведи коров, если те на них не нападают сами, не обижают. А девочка могла бы в мурзилки пойти, ведь она тоже странная была. Превращалась в очень маленькую крошечку и лазила в голове у своей подруги коровы.

    И чем больше Гагарин думал над этой сказкой, тем больше у него возникало вопросов. Он конечно знал, что в русской волшебной сказке всё не так, как написано. И надо знать, что означают все персонажи, потому что сказки у этих русских волшебные, то есть совсем не простые. Но Гагарин этого не знал и не хотел знать! Он же не Пропп какой-нибудь, он простой медвежонок Гагарин. И ему срочно надо обучить коров, вольных коров, живущих на вольных Коровьих Землях грамоте. Простая задача, а сказка сложная, коровы могут вопросы задавать, а медвежата на них ответить не смогут. Надоело думать Гагарину, и он взял и написал правильную, по его понятиям, сказку. Сказку, основанную на реальных событиях в Душистых Мишках. И назвал её «Крошечка-Хаврошечка на Медвежьих Землях».

    С этой сказкой пошёл к коту Василию, тот её прочитал и одобрил сюжет. Василий возглавлял Политуправление, занимался идеологией на Медвежьих Землях и их окрестностях. И он признал сказку идеологически правильной и годной для обучения коров. Вот эта сказка.

    Хаврошечка-Крошечка,
    или Крошечка-Хаврошечка на Медвежьих Землях

    Жила-была девочка в семье, где-то там, где живут люди и держат коров. Если быть точным, то через речку от Воловьих Лужков, жила она там, где сейчас кончаются Медвежьи Земли, и начинаются Енотовые Земли, подчиняющиеся Большим Енотам. И ещё рядом с девочкой жил тёлка Хаврошечка. За маленький рост девочку прозвали Крошечкой. Тёлка Хаврошечка росла быстро, а девочка Крошечка медленно. И всё потому, что Хаврошечка ела сочную траву, а девочку кормили наверное совсем плохо. Если бы тёлка не стала коровой и не родила бычка, и не делилась им с девочкой, то девочка могла бы совсем издохнуть от голода.

    Дело в том, что всю семья у девочки вымерла, ведь люди живут тесно в своих поселениях, слабые и много болеют. Потому что едят своих ближних друзей, коров и кабанов, а не питаются правильной пищей, которую надо есть людям. Родители Крошечки ушли как-то зачем-то к Глазастой, и не вернулись домой больше. Глазастая сказала, что скоропостижно скончались от Лихоманки какой-то родители девочки, и их сражу же закопали, чтобы Лихоманка не распространялась больше, успокоилась на время. Вот девочку Крошечку, бычка, сына коровы Хаврошечки и саму корову прибрали к своим рукам какие-то странные существа, жившие своей семьёй и по своим понятиям, их все называли Глазастыми, хотя выглядели они почти как люди, но с глазами у них было странно. У младшего поколения в этой семье были проблемы с глазами, глаза были какие-то сумасшедшие и их было не пойми сколько. Наверное, это были генетические мутации, либо в этой семье жрали мухоморы всё время или ещё какую-нибудь гадость, либо дело было ещё хуже. Но это не важно, важно было то, что они были постоянно смотрящими за всеми и везде. Три дочери Глазастой матери сидели и смотрели, что происходит в мире, да матери своей докладывали об этом.

    Крошечку заставляли работать как рабыню, а корову Хаврошечку есть траву и давать много молока. А сына её зарезали и съели! Корова это хорошо запомнила и решила жестоко тем людям Глазастым отомстить, об этом и рассказала своей подружке Крошечке. Но была зима, и они ждали весну, чтобы отомстить, а потом уйти в леса к медведям, через реку. И жить там вольно. От медведей назад к людям выдачи нет! На Медвежьих Землях свои законы и понятия, там если кого-то убили и съели, то родня убитого может отомстить. Это нормально.

    Девочке Крошечке не давали впадать в зимнюю спячку. Ведь всем известно, чтобы медвежата и человеческие детёныши хорошо росли, им надо много спать. А Крошечке спать не давали, а работать заставляли. Но наступила весна и появилась сочная трава. Можно было идти в лес на постоянное место жительство. За лето устроить хорошую берлогу, отъесться, и приготовится к следующей зиме. Измельчала совсем Крошечка, могла уже залазить в ухо корове Хаврошечке и там она спала и пряталась от семьи Одноглазки, Двуглазки и Триглазки и их матери Глазастой. Муж Глазастой был тихий, добрый и слабый. Он жалел корову и Крошечку, но сам всего боялся.

    План мести был готов, и однажды в конце весны, после половодья, корова перешла реку вброд и стала пастись на Воловьих Лужках, которые, как известно, всегда принадлежали Медвежьим Землям. Люди иногда туда заходили, но ходили и оглядывались, чтобы не попасть в лапы мишек.

    Один медведь вышел из кустов, где видимо сидел, подошёл к корове Хаврошечки и спросил, что она тут делает? Не заблудилась ли она, и зачем на её спине так много мешков привязано? Тут из уха Хаврошечки вылезла девочка Крошечка и рассказала о том, что сделали с сыном коровы люди из семьи Глазастой. Мишка пообещал, что медведи не обидят и пустят жить на свои Медвежьи Земли девочку и корову. Девочка же с собой притащила много семян разных растений, потому что понимала, что надо пищу самой себе будет выращивать на Медвежьих Землях, три мешка с разными семенами были привязаны к спине коровы. Медведю понравилась идея выращивать растения самим на Медвежьих Землях. И всё-то девочка предусмотрела, кроме семян были ещё инструменты для обработки почвы и много других полезных вещей. Зимой всю свою вольную жизнь продумали девочка и корова. Ещё у неё были саженцы разных фруктовых деревьев с собой, хорошо приготовилась умная девочка к жизни на Медвежьих Землях, очень за это её похвалил мишка.

    Тем временем мать по имени Глазастая послала Одноглазку за Хаврошечкой. Та увидела, что корова на Медвежьих Землях пасётся, и стала кричать, чтобы та возвращалась обратно. Но корова Хаврошечка делала вид, что она совсем тупая и не понимает ничего. Пришлось Одноглазке переходить реку вброд. Она сильно ругалась на Хаврошечку и говорила, что отведёт её домой и зарежет! Напугать хотела, а может быть и поесть мяса вдоволь летом. Это теперь уже не важно.

    -Тупая корова! Иди домой! Резать тебя будем. – Высказала свою точку зрения на будущее коровы Одноглазка и взяла в руки хворостину.
    -Как моего сына хотите зарезать и меня? - Спокойно глядя в одинокий глаз Одноглазки спросила Хаврошечка. – Попробуйте взять, посмотрим кто кого!
    -Подожди, сейчас с сёстрами и матерью вернусь и топор принесём. Зарубим тебя прямо здесь, шкуру снимем с тебя и мясо на лодке к себе отвезём!
    -Ну-ну. Попробуйте. – Сказала корова, отвернулась от Одноглазки и стала спокойно жевать траву.

    Одноглазке ничего не оставалось, как вернуться домой, взять топор, верёвки, лодку и всей Глазастой семьёй начать переправу на Воловьи Лужки. Только один муж Глазастой отказался резать корову и никуда из дому не пошёл. Он и бычка не резал, Глазастая с дочками это дело сами сделали. Глазастая часто била своего мужа за то, что он плохо работал и был добр к живым существам. Называла Глазастая своего мужа Баран, но тот стойко выносил побои, но оставался при своём мнении. Упрямый был очень, хотя и хилый. Он считал, что бить будут, но совсем не убьют, не для того в мужья его взяли. Мужей всегда у людей трудно достать было, их жёны мучали часто, но убивали редко.

    А когда Глазастые высадились на Медвежьих Земля из лодки и пошли на корову с топором, то Крошечка вылезла из уха коровы и встала перед ней!

    -Моя корова! Не смейте её трогать! – Грозно сказала маленькая девочка Крошечка. – Убирайтесь отсюда, убийцы бычков!
    -Да мы и тебя прихлопнем как муху и рыбам скормим! – Засмеялась Глазастая. – Мяса в тебе только на корм одного сома хватит!
    -Убьём обеих тупых тварей, Человеческую девчонку и корову непослушную! – Высказалась Триглазка, любимая младшая дочь Глазастой.
    - А я и от мяска Крошечки не откажусь! – Улыбнулась Двуглазка. – Её родители были вкусные, хоть и тощие.
    -Так это вы убили моих родителей?! – Закричала Крошечка. – Вы убили, а не Лихоманка.
    -А мы и есть Лихоманки. – Засмеялась Глазастая. – Мы Лихо приманиваем. Я и мои дочери только этим и живём. Готовься к своей смерти теперь, много уже слишком про нас знаешь.
    - По какому праву вы явились на Медвежьи Земли? – Вдруг раздался голос медведя из-за спины Глазастой. – Нам Лихо и те, кто его притягивают или манят, Лихоманки поганые, на Медвежьих Землях не нужны!

    Лихоманки не стали ничего отвечать, а сразу же бросились на медведя, превращаясь на ходу в клубок змей. Тысячи ядовитых тварей неожиданно появились из тел членов семьи Глазастой. И не справился бы мишка один с такой неожиданной напастью, но Хаврошечка и Крошечка тоже бросились в битву. А удар копытом у коровы любую змею превратит в мокрое место. Да и Крошечка ловко действовала серпом, она кроме семян ещё и инструменты для выращивания растений с собой взяла. Серпом же она владела мастерски.

    Не успели полностью превратится Глазастые в змей, перебиты были быстро. Их кости закопали на холме рядом с Воловьими Лужками. А змеиные тела испарились в воздухе сразу же, столько в них было ярости и огня.

    -Я Мирча, - сказал медведь, закончив дело Спасибо вам, я бы один с этими Лихими людьми не справился.
    -Я – Крошечка. – Представилась девочка. – Спасибо тебе, мы бы без тебя были съедены.
    -Я – Хаврошечка. – Представилась медведю корова. Твоих медвежат я буду всегда угощать своим молоком. Спасибо тебе за помощь.

    А на холме, прямо над закопанными костями Глазастых девочка высадила саженец яблони. Яблони хорошо растут на костях врагов. И польза от тех яблок всем большая, да и яблоки вкусные получаются.

    Через несколько дней на Воловьи Лужки явился молодой Человек. Корова спокойно паслась, и не обратила сначала на него никакого внимания, корова Человека не боялась, привыкла к людям. Ведь охрана Медвежьих Земель это дело мишек, а корова производством молока занималась. Медведю Мирче молоко нравилось, да и Крошечка пока только им и питалась. Но когда Человек с коровой заговорить, то по голосу она узнала его сразу узнала, это был муж Глазастой. А с виду на того хилого старика совсем не походил! Но этого молодого Человека Хаврошечка совсем не боялась, она всё ему рассказала, что тут было с Глазастыми. Он сильно радовался, что Лиходеев Глазастых победили, сам он, как оказалось, попал Лиху в плен, когда пошёл гулять на Енотовые Земли в человеческом обличии. Там его и поймала Лиходейка Глазастая и сделало своим мужем. Ей нужен был муж, чтобы работал на неё и её дочерей, а то они жили хорошо, а ничего не делали. Это было подозрительно. А молодой Человек, на самом деле, оказался изначально мишкой. Просто был на Енотовых землях в человеческом облике, там по другому нельзя, все человекообразными ходят.

    Скоро появился медведь Мирча, который, как оказалось, тихонько наблюдал из кустов за Человеком. Увидев медведя, Человек бросился его обнимать. Мирча был отцом этого медведя, который, пока ещё был в Человеческом виде. Мирча часто приходил к реке, ждал из-за неё возвращение своего сына. И тот вернулся только благодаря Крошечке и Хаврошечке. Крошечка и Хаврошечка хорошо прижились на Медвежьих Землях, потому что были умные и жили своим умом.

    Ещё было много всего разного, но прочитать про самую первую корову на Медвежьих Землях Хаврошечку и её подругу Крошечку можно только в Медвежьей Библиотеке. Книги про это есть только в Читальном зале и доступны лишь грамотным коровам. Ведь это их история.

    Гагарин был очень доволен написанным текстом, ведь это была настоящая правдивая сказка. Это сказание знали многие мишки, да и самого главу синдиката гороховых мишек Мирчу можно было то расспросить, если что хочешь уточнить. Правда, участники давних событий носили другие имена. Но чем плохи имена Крошечка и Хаврошечка? Да и нынешние коровы едят груши и яблоки, которые выращены из саженцев первоначально завезённых Крошечкой на спине своей Хаврошечки. Это потом ещё много сортов с Енотовых Земель мишки добыли и груш, и яблок. А яблоня, посаженная на костях Лиходеев, до сих пор жива и приносит много яблок каждую осень. Кости у Лиходейские оказались очень питательными для яблони. Надо будет показать место, где растёт эта яблоня Коровам. Сказки от Гагарина правдивые, а не то, что Полина придумала читать коровам, та сказка, какие-то враки людей!

    Гагарин не знал, есть ли в Медвежьей Библиотеке ещё книги о Крошечке и Хаврошечке. Но если нет, до момента, когда коровы станут грамотными, он успеет их написать! А Мирча всё-всё ему расскажет как было на самом деле. Мирча уважал Гагарина, а Гагарин уважал Мирчу. Медвежонок и медведь были уважаемыми Личностями на Медвежьих Землях.

    Цели:

    • Развитие навыков правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения.
    • Формирование умений, необходимых для анализа произведения и характеристики героев.
    • Развитие связной речи.
    • Воспитание трудолюбия.

    Оборудование:

    • компьютер,
    • мультимедийная презентация (Приложение 1),
    • раздаточные карточки.

    1. Сообщение темы и цели урока.

    - В течение нескольких уроков мы с вами читали сказки. Сегодня мы познакомимся еще одной сказкой. На этом уроке присутствуют ваши родители. Давайте порадуем их правильным выразительным чтением, рассказами, покажем, чему мы научились.

    2. Поговорим о сказках.

    - Какие бывают сказки? (Сказки о животных, бытовые)

    - Какие сказки о животных вы знаете?

    - Какие сказки относятся к бытовым? (Бытовые сказки - сказки про быт, про простую жизнь. Героями являются простые люди).

    - На свете очень много сказок. Но не все же сказки про животных и про быт. Еще какие сказки бывают? (Волшебные).

    - Как вы думаете, какие сказки относятся к волшебным сказкам?

    (В этих сказках происходят чудеса, волшебства. В сказке есть что-то чудесное, фантастическое.)

    По словарю Ожегова слово "волшебный" имеет следующее значение - действующий волшебством, обладающий чудодейственной силой.

    Значит, в волшебных сказках есть чудодейственная сила, что-то чудесное, фантастическое.

    - Какие волшебные сказки вы читали?

    3. Разгадывание кроссворда.

    Сегодня мы познакомимся с волшебной сказкой, а как называется эта сказка, узнаем, разгадывая кроссворд.

    Вопросы кроссворда:

    1. Назовите героя сказки, который нашел денежки, пошел на базар и купил самовар. (Муха)
    2. Имя курочки, которая снесла золотое яичко. (Ряба)
    3. Как звали братика Аленушки, которого собрали с собой гуси- лебеди. (Иванушка)
    4. Он дружок зверям и детям,
      Он живое существо,
      Но таких на белом свете
      Больше нет ни одного.
      Потому что он не птица,
      Ни тигренок, ни лисица,
      Ни котенок, ни щенок,
      Ни волчонок, ни сурок:
      Но заснята для кино
      И известна всем давно
      Эта милая мордашка,
      Что зовется . (Чебурашка)
    5. Стоит в поле. Он не низок, не высок. (Теремок)
    6. Эта героиня была на балу и потеряла хрустальную туфельку. (Золушка)
    7. А дорога - далека, а корзина - нелегка.
      Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
      - Кто это говорит? (Медведь)
    8. Красна девица грустна,
      Ей не нравится весна,
      Ей на солнце тяжко,
      Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
    9. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,
      Отгадайте без подсказки, из какой ушел я сказки? (Колобок)
    10. В какой сказке понадобилась сила мышки? (Репа)

    - С какой сказкой мы сегодня познакомимся? (Русская народная сказка "Хаврошечка"). (слайд 4)

    4. Словарная работа.

    - В этой сказке встречаются такие слова. Прочитаем слова и значения этих слов. (слайд 5)

    • Пуд - старинная русская мера веса, равная 16,38 кг.
    • Прясть - скручивая (волокна), делать нити.
    • Ткать- изготовлять (ткать материал) из нитей.

    В древности готового полотна не было. Не было материала, из которого мы сейчас можем шить себе красивое платье, рубашку. Все это нужно было делать руками. Сначала нужно было прясть. Пряли самопрялкой или куделем (слайды 6-7). Затем начали ткать на ткацком станке (слайд 8).Готовое полотно весной белили на снегу, чтобы этот холст был белым. Потом складывали или катали в трубы. А только потом можно было из этого полотна сшить себе одежду. Сколько нужно было работать, чтобы получить красивое платье или рубашку.

    Давайте, ребята, посмотрим на рубашку из холста. Такую рубашку носили чувашские мальчики и парни. Очень красива рубашка с чувашской вышивкой. Чувашский народ свою одежду украшал вышивкой. Известно высказывание чувашского педагога, просветителя И.Я.Яковлева: "У чувашского народа сто тысяч слов, сто тысяч песен и сто тысяч вышивок". А вот полотенце, тоже с чувашской вышивкой.

    Познакомимся дальше со значениями слов (слайды 9-10).

    • Рябая коровка - пестрая с пятнами другого цвета
    • Заморили- в этой сказке: замучили
    • Распеклась на солнышке - пригрелась
    • Затрагивать- говорить
    • Лихо- зло
    • Наливное (яблоко) - сочное, созревшее.

    6. Чтение сказки.

    7. Анализ произведения.

    - Почему сказка "Хаврошечка" относится к волшебным сказкам?

    - Назовите главных героев сказки.

    - Почему девочку звали Крошечкой - Хаврошечкой?

    - Какая она? ( Ребята выбирают из предложенных слов слова, характеризующие Хаврошечку.

    (Добрая, сирота, хорошая, трудолюбивая, послушная, работящая)

    - Как жилось Хаврошечке у трех дочерей хозяйки?

    - Как об этом говорится в сказке?

    - Как относится хозяйка к Хаврошечке и как к своим дочерям?

    - Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? Найдите в сказке отрывок и прочитайте.

    Выберите, как в сказке Хаврошечка называет свою корову? Почему? (слайд 11)

    Коровушка.
    Коровушка любимая.
    Коровушка - матушка.
    Коровка моя.

    - Как относилась корова к Хаврошечке? лов аврошесенных слов те слов

    (Заботилась, переживала, беспокоилась, помогала, любила, ласкала, успокаивала, утешала, переживала)

    - Как узнала хозяйка, что девочку помогает корова?

    - Какая была последняя просьба коровушки?

    - Прочитайте то место, где описывается какая яблонька выросла из косточек коровы?

    - Почему Одноглазке, Двуглазке, Триглазке яблоня не дала яблок?

    - Кто из героев больше всего понравился в этой сказке? Почему?

    - Читая эту сказку, за кого вы переживали и почему?

    - У каждого народа свои сказки, но встречаются и похожие сказки. Вот, например, "Медведь - дурень" похожа на сказку "Маша и медведь".

    - У чувашского народа нет ли сказки похожей на "Хаврошечку"?

    (Сказка "Пурнеске" похожа на эту сказку. Там тоже девочка маленькая и зовут ее Пурнеске. Эта девочка спряталась в ухо коровы. Хозяин по приказу своей жены режет корову).

    - Коровушка - матушка! Меня бьют - журят. Хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

    - Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.

    - Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

    - Спи, глазок, спи, другой!

    - Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

    - Режь, да и только!

    - Коровушка - матушка! Тебя резать хотят.

    - А ты, красна девица, моего мяса не ешь. Косточки мои собери, в платочек завяжи. В саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

    - Девицы - красавицы, которая из вас мне яблочки поднесет, та за меня замуж пойдет.

    - Какие рисунки можно было бы нарисовать к этой сказке?

    Выбери пословицу, которая выражает основную мысль сказки.

    (слайд 19)

    • При солнышке тепло, при матери добро.
    • Сделав худо, не жди добра.
    • В одно ухо слушает, а в другое выпускает.
    • За добро добром и платят.

    Обобщение: В сказке всегда добро побеждает зло. Расскажите, как была награждена за свою доброту и трудолюбие Хаврошечка.

    Читайте также: