Почему корову хаврошечка называет корову коровой матушкой

Опубликовано: 15.04.2024

Образ неправильной семьи

Все беды Крошечки-Хаврошечки берут начало в неправильно устроенной семье. Вместо любви и заботы о ближнем, здесь властвуют искажённые понятия об этих добродетелях. Такие люди охарактеризованы как небоящиеся Бога.

…есть и такие (люди – прим. ред.), которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка

Какие люди не боятся Бога? Наверное, те люди, которые потеряли с ним связь и имеют только земные житейские попечения, прежде всего, о самих себе. Недаром в сказке по отношению к семье Хаврошечки употреблено уничижительное, не персонифицированное словосочетание «эти люди», да и само слово «семья» в сказке не употребляется.

Почему же они «не боятся Бога»? Мачеха приютила сироту – Хаврошечку, но не из-за любви к ближнему, а для корыстных интересов, используя труд Хаврошечки на своё благо. Наверное, такие люди морально себя оправдывают тем, что раз они взяли попечение о сироте, то могут распоряжаться её судьбою по своему усмотрению т. к. та им «непомерно должна» за оказанную милость. «Эти люди» лишили сироту не только воли (внешней), но и любви, о чем можно сделать вывод по фразе: «слова доброго никогда не слыхала».

Признаков неправильной семьи в сказке хватает. В прежнюю очередь – это образ отца, который занимает подчиненное положение и во всем слушается супругу. Он хоть и не хотел резать корову-кормилицу, но испугался жены, показав кто на самом деле глава этого печального семейства. Малодушие главы семьи не раз изобличалось в русских сказках. Вспомните, это и «Морозко» (Поучительно-нравственные смыслы в сказке «Морозко»), и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и многие другие.

В чём проявляется неправильное устроение семьи?

Во-первых, в том, как воспитываются дети. У мачехи было три родные дочки, которые слыли ленивицами и сплетницами. Мачеха лично заставляет их подслушивать и следить за Хаврошечкой. Видимо она не испытывает угрызений совести по этому поводу. Дочек не возмущает повеление матери о слежке за Хаврошечкой. Мачеха не только губит свою совесть, переступая нравственные понятия о достоинстве, но и аморально поступает по отношению к своим дочкам, прививая им такую же мораль. Еще раз подтверждается известная поговорка: яблоко от яблони недалеко падает. А в Евангелие от Матфея об этом сказано так:

Мф.7:17 . Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

И не зря Хаврошечка является сиротинушкой, что не отождествляет её с этой неправильной семьей, подчеркивается её внешность ко злу, живущем в семье.

Во-вторых, в том, какое положение в семье занимает глава семейства. Муж был полностью подконтролен злой мачехе, он исполнял все что та велит. В итоге, не желая конфликта с женою, он поступает вопреки интересам семьи и режет корову – кормилицу, ради угоды и страхом перед супругой.

Почему так все происходит? Да потому что «Бога не боятся».

Почему у дочерей столько глаз

У дочерей злой матери было разное количество глаз – от одного до трех. Если с двумя старшими дочерями Хаврошечка справляется, то с «трехглазкой» не смогла. Здесь речь идет не о торжестве зла, как явления неистребимого, но о том что оно всегда неусыпно. Можно это воспринять как посыл к жизни, о том, что зло всегда сопровождает человека, но относится к нему нужно без отчаяния или сочетания с ним. Клеветники, зложелатели, сплетники всегда будут сопровождать человека, но не стоит издерживать свою жизнь чтобы всем угодить или предотвратить все плохие обстоятельства – это невозможно. Какому принципу учит сказка? Можно углядеть следующий принцип: делай что должен, и будь что будет.

Хаврошечка – образ веры надежды и любви

Несмотря на всё то, что претерпевает Хаврошечка в семье, она не отвечает злом, а со смирением выполняет всю тяжелую работу, которую ей поручают. Безусловно, в ней живет любовь к ближнему. Со всеми тяготами и невзгодами она делится с коровой, которую называет матушкой. Когда работа становится непосильной, та помогает ей через чудо (в одно ухо влезь, в другое вылези и все исполнится).

После того, как младшая сестра – «трехглазка» узнала о том, что корова помогает Хаврошечке, мать повелела зарезать помощницу падчерицы.

После гибели коровы, Хаврошечка выполнила всё то, что та ей наказала: мяса не ела, а косточки захоронила и поливала. Почему наказала не есть мяса? Что бы та не разделила зло, сотворенное «этими людьми». Заметим, что к убийству коровы причастны все члены семьи: матерь – руководила, сестры – следили за Хаврошечкой, отец – зарезал корову. Хаврошечка голодала, но к мясу не прикоснулась, точно выполнив наказание. Корова-матушка ничего не сказала для чего она дает такие поручения и ничего не обещала, то есть Хаврошечка выполнила ее наказы без какой-то будущей выгоды, а лишь веря в то, что она делает (делай что должен, и будь что будет).

Аллюзии на христианство

Очень интересные символы можно увидеть в образах и персонажах сказки. Корова в сказке именуется корова-матушка. Часто в Православии Церковь называют матерью (вспомните известную поговорку: кому Бог Отец, тому Церковь – мать). Хаврошечка бежит к коровушке за утешением, а та не только приносит ей утешение, но и совершает чудо. Не за утешением ли многие из нас идут в Храм? Не чудо ли часто происходит после наших молитв?

В дальнейшем корова-матушка погибает, но из её косточек вырастает дерево, что может символизировать Воскресение и жертву Христову. Причем это дерево является живым, но не для всех: «Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились». Сестрам же яблони с дерева, как символ райских плодов, оказались недоступны, что в целом является олицетворением недоступности Небесных благ для людей нечестивых.

Может быть, на примере Хаврошечки и для нас здесь метафорично зашифрован такой посыл, что Христос жив для тех, кто в него верит и ему верен.

Таким образом, в сказке прослеживается аллюзия не только на взаимосвязь жертвы Христовой и Церкви, но и на торжество Воскресения в целом, что позволяет сказать нам что в данной сказке присутствуют архетипные черты пасхального произведения (пасхального типа).

Цели:

  • Развитие навыков правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения.
  • Формирование умений, необходимых для анализа произведения и характеристики героев.
  • Развитие связной речи.
  • Воспитание трудолюбия.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийная презентация (Приложение 1),
  • раздаточные карточки.

1. Сообщение темы и цели урока.

- В течение нескольких уроков мы с вами читали сказки. Сегодня мы познакомимся еще одной сказкой. На этом уроке присутствуют ваши родители. Давайте порадуем их правильным выразительным чтением, рассказами, покажем, чему мы научились.

2. Поговорим о сказках.

- Какие бывают сказки? (Сказки о животных, бытовые)

- Какие сказки о животных вы знаете?

- Какие сказки относятся к бытовым? (Бытовые сказки - сказки про быт, про простую жизнь. Героями являются простые люди).

- На свете очень много сказок. Но не все же сказки про животных и про быт. Еще какие сказки бывают? (Волшебные).

- Как вы думаете, какие сказки относятся к волшебным сказкам?

(В этих сказках происходят чудеса, волшебства. В сказке есть что-то чудесное, фантастическое.)

По словарю Ожегова слово "волшебный" имеет следующее значение - действующий волшебством, обладающий чудодейственной силой.

Значит, в волшебных сказках есть чудодейственная сила, что-то чудесное, фантастическое.

- Какие волшебные сказки вы читали?

3. Разгадывание кроссворда.

Сегодня мы познакомимся с волшебной сказкой, а как называется эта сказка, узнаем, разгадывая кроссворд.

Вопросы кроссворда:

  1. Назовите героя сказки, который нашел денежки, пошел на базар и купил самовар. (Муха)
  2. Имя курочки, которая снесла золотое яичко. (Ряба)
  3. Как звали братика Аленушки, которого собрали с собой гуси- лебеди. (Иванушка)
  4. Он дружок зверям и детям,
    Он живое существо,
    Но таких на белом свете
    Больше нет ни одного.
    Потому что он не птица,
    Ни тигренок, ни лисица,
    Ни котенок, ни щенок,
    Ни волчонок, ни сурок:
    Но заснята для кино
    И известна всем давно
    Эта милая мордашка,
    Что зовется . (Чебурашка)
  5. Стоит в поле. Он не низок, не высок. (Теремок)
  6. Эта героиня была на балу и потеряла хрустальную туфельку. (Золушка)
  7. А дорога - далека, а корзина - нелегка.
    Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
    - Кто это говорит? (Медведь)
  8. Красна девица грустна,
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко,
    Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
  9. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,
    Отгадайте без подсказки, из какой ушел я сказки? (Колобок)
  10. В какой сказке понадобилась сила мышки? (Репа)

- С какой сказкой мы сегодня познакомимся? (Русская народная сказка "Хаврошечка"). (слайд 4)

4. Словарная работа.

- В этой сказке встречаются такие слова. Прочитаем слова и значения этих слов. (слайд 5)

  • Пуд - старинная русская мера веса, равная 16,38 кг.
  • Прясть - скручивая (волокна), делать нити.
  • Ткать- изготовлять (ткать материал) из нитей.

В древности готового полотна не было. Не было материала, из которого мы сейчас можем шить себе красивое платье, рубашку. Все это нужно было делать руками. Сначала нужно было прясть. Пряли самопрялкой или куделем (слайды 6-7). Затем начали ткать на ткацком станке (слайд 8).Готовое полотно весной белили на снегу, чтобы этот холст был белым. Потом складывали или катали в трубы. А только потом можно было из этого полотна сшить себе одежду. Сколько нужно было работать, чтобы получить красивое платье или рубашку.

Давайте, ребята, посмотрим на рубашку из холста. Такую рубашку носили чувашские мальчики и парни. Очень красива рубашка с чувашской вышивкой. Чувашский народ свою одежду украшал вышивкой. Известно высказывание чувашского педагога, просветителя И.Я.Яковлева: "У чувашского народа сто тысяч слов, сто тысяч песен и сто тысяч вышивок". А вот полотенце, тоже с чувашской вышивкой.

Познакомимся дальше со значениями слов (слайды 9-10).

  • Рябая коровка - пестрая с пятнами другого цвета
  • Заморили- в этой сказке: замучили
  • Распеклась на солнышке - пригрелась
  • Затрагивать- говорить
  • Лихо- зло
  • Наливное (яблоко) - сочное, созревшее.

6. Чтение сказки.

7. Анализ произведения.

- Почему сказка "Хаврошечка" относится к волшебным сказкам?

- Назовите главных героев сказки.

- Почему девочку звали Крошечкой - Хаврошечкой?

- Какая она? ( Ребята выбирают из предложенных слов слова, характеризующие Хаврошечку.

(Добрая, сирота, хорошая, трудолюбивая, послушная, работящая)

- Как жилось Хаврошечке у трех дочерей хозяйки?

- Как об этом говорится в сказке?

- Как относится хозяйка к Хаврошечке и как к своим дочерям?

- Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? Найдите в сказке отрывок и прочитайте.

Выберите, как в сказке Хаврошечка называет свою корову? Почему? (слайд 11)

Коровушка.
Коровушка любимая.
Коровушка - матушка.
Коровка моя.

- Как относилась корова к Хаврошечке? лов аврошесенных слов те слов

(Заботилась, переживала, беспокоилась, помогала, любила, ласкала, успокаивала, утешала, переживала)

- Как узнала хозяйка, что девочку помогает корова?

- Какая была последняя просьба коровушки?

- Прочитайте то место, где описывается какая яблонька выросла из косточек коровы?

- Почему Одноглазке, Двуглазке, Триглазке яблоня не дала яблок?

- Кто из героев больше всего понравился в этой сказке? Почему?

- Читая эту сказку, за кого вы переживали и почему?

- У каждого народа свои сказки, но встречаются и похожие сказки. Вот, например, "Медведь - дурень" похожа на сказку "Маша и медведь".

- У чувашского народа нет ли сказки похожей на "Хаврошечку"?

(Сказка "Пурнеске" похожа на эту сказку. Там тоже девочка маленькая и зовут ее Пурнеске. Эта девочка спряталась в ухо коровы. Хозяин по приказу своей жены режет корову).

- Коровушка - матушка! Меня бьют - журят. Хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

- Спи, глазок, спи, другой!

- Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

- Режь, да и только!

- Коровушка - матушка! Тебя резать хотят.

- А ты, красна девица, моего мяса не ешь. Косточки мои собери, в платочек завяжи. В саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

- Девицы - красавицы, которая из вас мне яблочки поднесет, та за меня замуж пойдет.

- Какие рисунки можно было бы нарисовать к этой сказке?

Выбери пословицу, которая выражает основную мысль сказки.

(слайд 19)

  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Сделав худо, не жди добра.
  • В одно ухо слушает, а в другое выпускает.
  • За добро добром и платят.

Обобщение: В сказке всегда добро побеждает зло. Расскажите, как была награждена за свою доброту и трудолюбие Хаврошечка.

Умные дети – счастливые родители


? с. 44
Что делает Крошечку-Хаврошечку ГЕРОИНЕЙ сказки? Замечаешь ли ты что-то особенное в ее имени? А в её положении в семье? Есть ли у неё связь с волшебным миром?

Вспомним особенности ГЕРОЯ волшебной сказки (он — младший в семье или сирота; трудолюбив; мал ростом; дурачок — с житейской точки зрения; у него есть связь с волшебным миром). По каким признакам можно предположить, что именно Крошечка-Хаврошечка будет ГЕРОИНЕЙ волшебной сказки? Она — сирота; в отличие от своих приёмных сестёр трудолюбива: «она и подаёт, она и прибирает, она и за всё отвечает»; мала ростом — недаром её прозвали Крошечкой. В семье её не любят, обижают: «их и обшивала, для них пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала… бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят». К тому же у девочки есть связь с волшебным миром: волшебное животное — рябая корова, которая затем превращается в яблоню с серебряными ветвями и золотыми листьями.

Те задания, которые хозяйка даёт Хаврошечке, удалось бы выполнить без участия волшебного помощника?

Задания, которые даются Крошечке-Хаврошечке, для обычной девочки невыполнимы: «К завтрашнему дню велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать». (В пуде более 16 кг; таким образом, за одну ночь девочке нужно напрясть, наткать и побелить более 80 кг ткани.) Без волшебного помощника с подобным заданием никто бы не справился.

? с. 45
Почему Хаврошечка называет корову «коровой-матушкой»?
С какими древними представлениями связано то, что Хаврошечке нужно влезть в одно ухо коровы, а вылезти из другого, чтобы трудная работа была выполнена?

Лишь к рябой корове девочка может приласкаться, пожаловаться на горькую долю. Корова всегда помогает и добрым словом («красной девицей» называет она ласково бедную сиротку), и действием: «влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано». Именно поэтому рябая корова для Хаврошечки — «корова-матушка».

Можно рассказать, что наши предки — славяне относились к корове по-особенному: она была для них настоящей кормилицей-«матушкой», давая молоко, сыр, масло, без чего не выжить суровой зимой. Потерять же корову для крестьянской семьи было настоящей бедой и порой грозило голодной смертью. Неудивительно, что именно корова является тотемным животным, кормилицей и защитницей крестьян.

Чтобы выполнить трудную работу, Хаврошечке необходимо переместиться из обычного мира в мир волшебный, для чего она и должна влезть в одно ухо своего волшебного помощника — коровы, а из другого вылезти.

Можно ли сказать, что Хаврошечке сначала помогает тотемное животное, а потом — тотемное растение? Случайно ли, что листья на яблоньке золотые, а веточки серебряные? Тебе уже встречалось похожее дерево? В каком произведении?

После того как злые хозяева разделались с рябой коровой, Хаврошечке помогает яблоня, выросшая из костей коровы. Яблоня эта непростая: «Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается». Подобное описание яблоньки и её происхождение — выросла за короткий срок из костей коровы — говорят о том, что дерево это тотемное, волшебное. Недаром яблоня продолжает опекать сироту, как это делала раньше корова. Во многих сказках и мифах встречается дерево, похожее на волшебную яблоню из этой сказки. Можно вспомнить древнегреческое сказание о Персее: Персей уносит золотые яблоки с волшебного дерева из сада царя Атланта. Яблоня с золотыми яблоками есть и в сказке «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк».

Как купец выбирает себе невесту: что для него самое главное? Восстановлен ли нарушенный ПОРЯДОК в конце сказки?

Купец выбирает невесту, у которой есть волшебный помощник: злые сёстры не смогли сорвать яблоко для купца, к Хаврошечке же «веточки приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того купца, и он на ней женился». Таким образом, жених ценит не богатство или красоту невесты, а её связь с волшебным миром.
Порядок и справедливость восстановлены в конце сказки: «И стала она в добре поживать, лиха не знать».

Что общего в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»?

Главные герои этих двух сказок похожи друг на друга: Иванушка-дурачок из «Сивки-бурки» — младший в семье и, судя по прозвищу, житейским умом не отличается; Крошечка-Хаврошечка — сирота, самая маленькая в приютившей её семье. Они оба трудолюбивы, тогда как их братья/сёстры ленивы и засыпают на посту. И у Иванушки-дурачка, и у Крошечки-Хаврошечки есть связь с волшебным миром, имеются и волшебные помощники (у Иванушки — Сивка-бурка, у Хаврошечки — корова, а затем яблоня). Обоих оценили именно за связь с волшебным миром: Иван женится на царевне Елене Прекрасной, а Хаврошечка получает в мужья «богатого, кудреватого, молодого» купца. Таким образом, справедливость в обеих сказках восстановлена, и герои в награду получают безбедную и счастливую жизнь.

Фальклорна-этнаграфiчны i лiтаратурна-мастацкi альманах
фалькларыстаў філалагічнага факультэта
Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта

Хуткая дапамога

Рубрыкі

  • Дзьмухавец у Вязынцы. Фота Міхася Кенькі
  • Асобы
  • Фальклорная практыка
  • Oral History
  • Хуткая дапамога
  • Запрашэнне да творчасці. Нашы факультатывы
  • Філалагічныя гульні
  • Традыцыйная духоўная культура і мы
  • Нашы перакладчыкі фальклору і блізкіх да яго літаратурных твораў

Я лечу! Возношусь! Поднимаюсь под самые облака! Теперь я знаю, для чего живу на свете!

Карел Чапек. Семя одуванчика.

Папярэднія нумары:

Сябры альманаха:

Клименок Жанны (1 курс бел. фил.)

КСР “Исторический комментарий к сказке”

Задача моей работы – найти историческую базу волшебной сказки.

Хаврошечка живет с мачехой и тремя сёстрами - Одноглазкой, Двуглазкой и Триглазкой. Мачеха каждый день нагружает сиротку непосильной работой: ей нужно наткать немыслимое количество полотна, напрясть, побелить и т. д. День ото дня трудовой план Крошечки возрастает. Конечно, сама бы девушка не справилась, к счастью, на помощь ей приходит волшебная коровушка, единственный друг сиротки. За проворной “ткачихой” принимаются следить сёстры, но она усыпляет их своим приговором: “Спи, глазок, спи, другой”. Правда когда приходит черед дежурить Триглазке, Крошечка теряет бдительность и забывает усыпить её третье око. Всё оказывается известно мачехе, и та заставляет мужа убить корову. Перед смертью бурёнка напутствует девочку: мяса моего не ешь, а кости закопай и обильно поливай. Далее сюжет разворачивается более оптимистично для Хаврошечки и заканчивается свадьбой.

Вот краткое содержание сказки “Крошечка-Хаврошечка”.

Так, попробую проанализировать волшебные мотивы внутри фольклорного текста и отыскать для них исторические реалии. Начнем с момента, когда девушка-сирота обращается к корове как единственному сочувствующему существу. Лирически наполняется каждое действие бедной труженицы Хаврошечки: “Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать”. Далее мы видим вежливое обращение девушки “Коровушка-матушка”. Это не просто речевой этикет! Называние коровы матушкой даёт нам прямую отсылку к древней традиции почитания предков и веры в переселение души, а также содержит остатки языческих верований. Безусловно, покланение тотемному животному связывалось с определёнными обрядами и ритуалами. Родственный союз человека и тотема-покровителя виделся таким образом нашим предкам вполне возможным. О связи языческих обрядов и сказочных мотивов говорится также в книге Владимира Яковлевича Проппа “Исторические корни волшебной сказки”:

“Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое генетическое объяснение. Так, например, в сказке рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой. Такой обычай или обряд действительно имелся. Кости животных почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались”. [Сказка и обряд, с.119]
Зачем Хаврошечка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой? Порассуждаем. Исполняя предсмертную просьбу своей доброй помощницы, Крошечка-Хаврошечка совершает, как мне видится, ритуальное действие жертвоприношения. Обратимся к тексту сказки:
Побежала Хаврошечка к коровушке:
– Коровушка-матушка! Тебя хотят резать.
– А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.
Следует пояснить. В просьбе “не ешь моего мяса” отражён запрет есть тотемное животное, которое является помощником и тотемным предком. (Об этом сказано в книге В.Я.Проппа “Исторические корни волшебной сказки”: Благодарные животные, с.243-244). Именно так, ведь корова для сироты Хаврошечки – и мать, и помощник. Также В.Я.Пропп считает, что многие волшебные предметы могут представлять собой части тела животного (в данном случае это кости коровы), которые морфологически родственны волшебным помощникам. Так как же можно растолковать таинственное закапывание косточек коровы Хаврошечкой по сюжету сказки? Здесь также следует искать реальную историческую основу? Несомненно. Это не просто элемент страшилки для детей или мрачное мироощущение русского народа, загадка сокрыта гораздо глубже. Это обрядность, сакральный смысл которого необходимо соотнести со следующими археологическими фактами:

“Кости животных составляли основную часть среди остатков жертвоприношений на святилищах всех народов мира. Сохранение костей животных, по поверьям, являлось залогом их возрождения, а кости съеденных на общественном пиру животных обладали магической силой. Корова была связана с аграрными культами, а облака считались небесными коровами, дающими дождь. Чтобы вызвать дождь, надо было закопать кости коровы в землю и полить их водой. В сказках кобыльей голове и костям коровы приписывалась волшебная сила”. [www.archeologia.ru]

Таким образом, важный древний языческий обряд нашел своё творчески переосмысленное изображение в виде волшебного мотива народной сказки. Давно люди верили, что тотемное животное должно в конечном счёте возродится. Фольклорный текст также демонстрирует нам реинкарнацию в образе яблоньки “с наливными яблочками, золотыми листвицами да серебряными веточками”, символизирующей переселение души волшебного животного-тотема.
Необходимо отметить тот факт, что культ священной коровы, распространённый в древней Индии, сохраняет свою актуальность до сегодняшнего дня в индуизме. Она олицетворяет изобилие, чистоту, святость и рассматривается как саттвическое (благостное) животное. Также как и Мать-Земля, корова является символом принципа бескорыстного жертвования. Индусы почитают корову как материнскую фигуру. У древних египтян, в свою очередь, существовал ритуал жертвоприношения быка богам. В таком широком контексте обожествление коровы как тотемного животного у славян выглядит вполне объяснимым.

Возвращаясь к фольклорному тексту, отмечу роль, так называемого, животного-помощника в счастливом финале сказки “Крошечка-Хаврошечка”, где коровушка (на тот момент уже яблонька) устраивает судьбу девушки:
“Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать”.

Литературное чтение, 3 класс.

Тема: Русская народная сказка «Хаврошечка».

Цель: обобщить знания детей по теме ,,Волшебная сказка’’.

1)продолжить знакомство с историческими корнями волшебной сказки и учить находить в сказке следы обрядов;

2)учить применять знания о сказках при знакомстве с новым сюжетом;

3) вызвать интерес к изучению сказок;

4) развивать фантазию, воображение;

5) формировать систему читательских умений.

Здоровьесберегающие компоненты урока :

-смена видов деятельности;

Развивать УУД:

Коммуникативные (умение высказывать своё мнение, работа в паре, в группе, умение обсуждать)

Познавательные (поиск информации, извлечение информации)

Регулятивные (принятие цели, постановка учебных задач, самопроверка и самооценка, выполнение плана, самооценка, удержание цели).

Оборудование:

Презентация Power Point , приложения для групп и пар к уроку, «наливные яблоки», листики и цветочки.

Содержание учебного материала,

Содержание учебного материала, деятельность учащихся.

Тихо девочки за парты сели.

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Речевая разминка. На слайде.

Произнести фразы: «Дай мне игрушку!», «Не дам!», как гром, дождик и мышка.

2.Актуализация знаний о сказках.

- игра в парах «Четвёртый лишний»

Петушок - золотой гребешок, боярин, братья, жерновцы.

Иванушка – дурачок, Царевна - лягушка, пшеница, Сивка – бурка.

- что объединяет все эти слова?

- Что такое сказка?

- какие виды сказок знаете?

-Чем они отличаются?

-Какие сказки мы читаем?

Учащиеся находят лишнее: братья, Царевна-лягушка.

- русские народные сказки.

- сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок (дети отвечают)

-Волшебная, бытовая, о животных.

3.Граница знания и незнания. Проблемная ситуация.

- С какой целью мы повторили материал по сказкам?

4. Целеполагание, тема урока.

- Правильно, мы сегодня изучаем русскую народную сказку стр.42.

-Давайте определим цель, которую мы ставим перед собой?

- Что означает слово Хаврошечка, как вы думаете? (*стр. 169) Попробуйте поработать с именем как бы еще называли человека с таким именем?(Пример: Лена, Елена,Ленуша, Леночка…)

- Подберите синонимы к слову хавронья.

искажен. имя, Февронья. | Свинья.

-и, род. мн. -ний, ж. (разг шута.). То же, что свинья (в 1 знач.). Вывалялось в грязи

хрюшка, свинья, чушка, грязнуля

-А что хотели бы узнать вы из сказки с таким названием?

-Проанализировать произведение с точки зрения магии чисел, слов должны быть волшебные предметы, троекратные повторы, борьба добра и зла, вознаграждение героя.

Февро́ния (также Евфросиния ; разг. Февро́нья ; прост. Хавро́ния, Хавро́нья ) — женское русское личное имя ; восходит к др.-греч. букв. «благомыслящая, радостная».

Производные: Февро́ньюшка; Февро́ня; Фе́ва; Фе́ша; Хавро́нья; Хавро́ха; Хавро́ша; Хо́вря (Хо́вра); Хо́ря.

5. Постановка учебной задачи.

Назовите дальнейший план действий. Что мы сейчас будем с вами делать?

Читать, отвечать на вопросы. Проанализируем сказку и докажем, что она волшебная.

6. Открытие новых знаний.

Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Раскрутись скорее,

К кому нитка привела?

Сказку слушать нам пора!

Сейчас вы прослушаете сказку. Будьте внимательны и запоминайте: Отмечайте непонятные слова.

восприятие текста, проверка первичного восприятия текста.

Разбор сложных слов после прочитанного.

А сейчас поработаем в парах сменного состава и начнем анализировать сказку.

Затем продолжение анализа сказки на местах

Еще несколько вопросов возникло ребята.

- Какая эта сказка по виду? Докажите.

Хаврошечка выполняла обычную домашнюю работу или перед ней ставят трудные задачи?

( Как выполняла трудную работу Царевна – лягушка? В чём разница?)

Вы уже обратили внимание, какого цвета корова и как к ней обращается героиня сказки. Это случайные детали?

- Почему корову называет Хаврошечка «коровой матушкой»?

С какими древними представлениями связано то, что необходимо влезть в одно ухо и вылезти из другого? ( если затруднения стр.170*)

- От чего засыпают обе сестры?

- Почему из косточек коровы вырастает дерево?

- Случайно ли это яблонька, да еще такая необычная? Зачитайте.

-Понравилась вам сказка?

( Чтение подготовленными учениками ).

Разбирают непонятные слова.

Работают в парах сменного состава над вопросами.

Магия волшебного слова.

8.Применение способа действия.

В парах поработайте над вторым вопросом на стр.47.

Сказка ложь , да в ней намек ! Добрым молодцам урок .

Какой урок может дать нам эта сказка?

Сравнивают сказки «Хаврошечка» и «Сивка - бурка»

-Как вы думаете, что сегодня на уроке было для вас главным, интересным?

-Достигли поставленной цели?

-Кому хотели бы сказать спасибо?

У вас на столе лежат наливные яблочки, зеленые листочки и розовые цветочки. Если у вас настроение хорошее и все получилось на уроке поднимите яблочки, были небольшие затруднения – цветочки, пока трудно делать выводы – покажите зеленые листики.

Рефлексируют свою работу на уроке.

з адание на выбор

Подготовить вопросы для викторины по волшебным сказкам.

Попробовать придумать свою волшебную сказку.

Стр.47 последние два вопроса.

-Молодцы ребята! Хорошо поработали.

Выбирают домашнее задание по силам.




  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Логотип

Логотип

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей


Розыгрыш ЦЕННЫХ ПРИЗОВ среди ВСЕХ участников
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Дударева Инна МихайловнаНаписать 590 11.03.2018

Номер материала: ДБ-1307915

  • Другое
  • Конспекты
    11.03.2018 147
    11.03.2018 196
    11.03.2018 859
    11.03.2018 129
    11.03.2018 338
    11.03.2018 259
    11.03.2018 173
    11.03.2018 1703

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: