Почему почему нам корова скажет му

Опубликовано: 27.04.2024

Зарина Ахматова

Журналист, шеф-редактор Интернет-журнала Vласть

Фото Жанары Каримовой и из личного архива Г. Нурахуновой

Когда в детстве выбираешь профессию, кажется, что это на всю жизнь. Единственный и правильный выбор. В 1985 году я училась в пятом классе, тогда же влюбилась в литературу, а вместе с ней в учительницу литературы и решила, что это - самая лучшая на свете профессия.

  • 2015-12-21 15:15:00+06:00
  • 13031

Выбор вуза после школы был очевиден – филфак КазГУ. Забегая вперед, скажу, что все пять лет в университет я занималась творчеством Анны Ахматовой, потом вышла замуж за Андрея, родила дочку и назвала ее Анной.

Но вернемся к студенчеству. Я нарочно говорю «КазГу», а не «КазНУ» - мне довелось поступить именно в Каз ГУ им. Кирова, ведущий в те годы вуз в Казахстане. Правда окончила я уже КазНУ им. Аль Фараби. За время моей учебы хрустнула и надломилась одна эпоха, уступив место другой. Уже к середине первого курса не понадобился комсомольский билет, хотя Ленина мы тогда еще конспектировали и обязательную осеннюю ноябрьскую демонстрацию помню отчетливо.


А потом события замелькали, как в телевизионной графике – крах СССР, декларация о независимости, отмена рублей, введение тенге, забвение государственного телеканала, открытие новых коммерческих.

И ты такая молодая, и кажется, все по плечу, и ветер в лицо. Это сейчас я понимаю, что начала свою телевизионную карьеру в эпоху так называемого «картонного» телевидения: в начале 90-х на студиях начинавшего тогда свою историю коммерческого телевидения, декорации изготавливались из картона. На другие просто не было средств. Потому и основным жанром тогдашнего «независимого» ТВ были новости и коммерческие объявления. Многим сегодняшним телеведущим пришлось пройти эту школу.

Это был 93-й год, я уже училась на третьем курсе. Тогда уже взошла звезда ведущей Динары Егеубаевой. Она тоже читала объявления в эфире. Она была такая красивая, такая свободная! Читала, как все мы тогда, какие-то дурацкие тексты: «Продам щенка». Но, боже мой, как же красиво она это делала! Кажется, весь город прилипал к экрану, чтобы ее увидеть. И мне тогда захотелось быть, «как Динара». Вселенная меня услышала. Тогда начинала свою работу телестудия «ТВ-М» под руководством Сергея Владимировича Дуванова. У нас был общий знакомый Жандарбек Сарсебаев, он позвал меня в студию, познакомил с Дувановым, тот увидел девочку с большими глазами и длинными волосами, посадил перед камерой и сказал: «Давай. Можешь». Вечером я вышла в эфир. Коммерческий отдел целый день собирал эти объявления, а вечером я их зачитывала. Как Динара Егеубаева. Это было невероятно!

Я тоже читала какую-то ерунду: «Куплю квартиру - ниже Комсомольской не предлагать».

Сергей Владимирович Дуванов всегда очень тонко чувствовал время и законы телевидения – он безостановочно придумывал что-то новое. Через какое-то время он решил, что ведущая должна стоять рядом с крутящейся конструкцией – тумбой, с которой она будет срывать эти объявления, прежде чем зачитывать. Я помню - искали какие-то подшипники, придумывали, как закрепить конструкцию. Мы хотели, чтобы пошла реклама. И она пошла; сейчас вспоминаешь, и думаешь: «Господи, что мы только не зачитывали в прямом эфире». Какие-то аккумуляторы… Полгода мы продержались.

Через несколько месяцев Дуванов позвал меня и сказал: «Все, хватит объявлений, теперь это будет не тумба, а тумба-юмба. Мы будем мультфильмы показывать». Так появилась детская передача, куда звонили дети и отвечали на вопросы по отрывкам показанных мультфильмов. Я тогда и представить не могла, насколько это точное попадание! Это сейчас, знаете, понимаю - уже 23 года на телевидении работаю, такого успеха больше не повторила.


В какой-то из периодов студия переехала на вышку, Кок-Тобе. Мне, как тогда казалось, построили шикарную декорацию, выделили целый угол, раскрасили эту тумбу. Затем Дуванов сказал, что нужно приглашать детей в программу, чтобы показать, кто наш зритель. Дети просто созданы для телевидения. Это много позже, моя подруга, писательница Лиля Калаус сформулировала, что у меня тяга к чистой энергии. Но тогда я об этом не задумывалась. Просто с удовольствием приходила вечером в студию.

Моя совершенно дикая слава оказалась для меня неожиданной. Мы выходили из дома с мамой, она говорила: «Очки и шляпу надень, иначе никуда с тобой не пойду». Узнавали же на улицах как? Не очень интеллигентно, орали: «Эй, «Тумба-Юмба», мультик покажи!»

В то время я еще работала в школе, преподавала русский язык и литературу. И получалось так, что тех детей, которых в воскресенье целый час развлекала в прямом эфире, в понедельник я шла учить. Но никто меня не воспринимал как строгую Галию Мансуровну.

И через несколько лет я вдруг подумала: «Ну, чем я занимаюсь!» Но родители отговорили уходить.

На радио была, все, наверное, помнят, программа - концерт по заявкам, и когда Дуванов слышал, как радийщики поздравляют своих, он всегда говорил: «Чего вы, как в совке, лишь бы что-нибудь спереть с завода». Я так хорошо это запомнила, этими принципами, которые он в нас тогда заложил, я до сих пор руководствуюсь. Он из нас выдавливал совок.

Потом я ушла работать на «Хабар», но до сих пор вспоминаю Сергея Владимировича с теплотой. Однажды я пришла к нему на лекцию, просто сказать: «Здравствуйте, спасибо вам за все, вы меня помните?» Он помнит. Он привил нам уважение к профессии и профессионализм. Высокая планка. Я до сих пор не вру себе. Вы говорите, что это все не вяжется друг с другом – Дуванов ушел в оппозицию, а я – на «Хабар». Но я занимаюсь программами, которые стараюсь делать так, как он учил нас. Для меня Дуванов - это не оппозиционер, а очень нравственный человек и высокий профессионал в телевидении.

«Тумба-Юмба», которая начиналась на телеканале «ТВ-М», просуществовала почти пять лет и закончила свою историю на «Шахаре».

С годами у меня появилась соведущая Настя Козлова - маленькая девочка. У нас еще была ростовая кукла - слоненок. Это тоже придумал Дуванов. Мы купили специальную плюшевую ткань, заказали костюм. В него одевали актера - Маулена Халыкова, он тогда был студентом академии им. Жургенова. С ним была такая занимательная история, его жена тоже смотрела «Тумбу-Юмбу», она тоже прекрасно помнит слоненка из детской программы. Маулен шутит, что, решающим аргументом в пользу того, что девушка ответила ему согласием, стало то, что он рассказал ей об этом факте своей биографии.


У нас был художник - Толя Иванов (Анатолий Вайскопф, сейчас журналист радио «Немецкая волна» - V), он был автором декораций. Тумбу надо было раскручивать вручную, и когда она останавливалась, Дуванов меня ругал. Добрый Толик (из сострадания, надо полагать) стоял за ней и в прямом эфире ее раскручивал.

У нас был замечательный видео-инженер Дима Коренчук, он все прямые эфиры начинал так - кричал из аппаратной: «Спокойствие, только спокойствие! Как себя увидишь на мониторе, так и начинай». Я это на всю жизнь запомнила.

В эфир мы выходили в том, что покупали, чаще – на базаре, или сами шили. Все мои наряды для ТВ придумывала и шила моя тетя, рукодельница. Правда. Денег было не очень много. Но это не казалось важным. Было какое-то ощущение стиля и понимание, в чем нельзя появляться в «телевизоре», но специально имиджем никто не занимался. Это я уже на «Хабаре» узнала, что бывает такая штатная единица, как гример и стилист.

Программа перестала выходить в 1998. Там было много факторов - у меня были личные причины. Я была на последнем месяце беременности. Сергей Владимирович уже тоже ушел с телевидения в журналистику.

Следующий телевизионный подарок судьбы – это программа «Топ-малыш», проект Агентства «Хабар». Собственно, и сам «Хабар» - место, где многому научилась. Задуманный Арманом Карабаевым (тогда генеральным продюсером «Хабара») как небольшая пятиминутная рубрика, адресованная молодым родителям программа за 12 лет жизни в эфире превратилась в 30-минутный познавательный журнал для детей и родителей. С настоящими декорациями, которые превращались то в кухню, то в лабораторию эксцентричного ученого, то в детскую.


Ответы на все детские «Почему?» легко, играючи давал наш студент Потомучкин в исполнении актера театра им. Лермонтова Дильмурада Джамбакиева. Очень модный и умный удав Суперстарчик появлялся на экране благодаря стараниям актера Василия Хохлова. А рубрику «Топ-ням-ням» вела неподражаемая фея, то есть актриса Ольга Насонова. Но главный наш герой – Неменешка, он «оживал» в руках директора театра «Зазеркалье» Надежды Майбо. Этого, пожалуй, самого любимого героя программы создал художник Рамиль Усманов. Он же придумал это емкое и нестандартное имя – Неменешка. С самого начала образ этой куклы был «Почемучка», а программу мы адресовали всем Почемучкам Казахстана. Рамиль придумал казахский синоним этого слова. Так и появился Неменешка. Название сразу всем понравилось, а когда в адрес программы пришло такое письмо: «Здравствуй, дорогой Неменешка. Ты мой тезка. Меня дома все только так и зовут, потому что я часто задаю вопросы», мы поняли, что попали в точку и с куклой и с ее именем.

Первый режиссер «Топ-малыша» - Ринат Абдулхаликов, «татарский мальчик». Он – автор и композитор песенки, которая каждое воскресенье будила маленьких казахстанцев: «Почему, почему, нам корова скажет «Му»? Лед растает, улетит на небо? Кто поможет всерьез нам ответить на вопрос: Что? Где? Как? Зачем и почему?»

Долгое время я была продюсером другой программы на «Хабаре» - «Лидер XXI века». Там тоже были курьезы. Ведущий задает вопрос: «Из города Киева, из логова змеиного я взял не жену, а колдунью. Так писал своей жене, великой поэтессе Николай Гумилев». На мониторах – фотография Анны Ахматовой, всем известный портрет - горбоносый профиль. Ребенок смотрит и говорит: «Илья Муромец». Ну, логика есть, конечно же – ритм стиха. Но в эфир выдали – забавно было.

А еще мне посчастливилось работать в 90-х на фестивале «Азия Дауысы» с Муратом Иргалиевым и Александром Пономаревым. Они обратили на меня внимание и пригласили меня ведущей на Медеу, в 1996-м году. Я потом надолго застряла там – вместе с коллегами мы делали дневники «Азия Дауысы» и «Жас Канат». Но первый опыт был не самый лучший. Я облажалась со страшной силой. Я вела концерты, но никогда не было опыта на огромном стадионе, где ты себя не слышишь. Мы выходили на сцену с Гульнарой Дусматовой, у нее это получалось блестяще. Я у нее училась. Меня для видео-версии Пономарев потом вырезал, ругал сильно: «Ну, чего ты орешь?» Ну, а как не орать? Никто не объяснил ничего, барахталась, как могла. Потом я бросила вести концерты, стала делать «Дневники Азия Дауысы». Мне было интересно – закадровые тексты, сюжеты. У меня даже осталась фотография с Александром Малининым. Не то, чтобы нравился. Просто интервью у него взяла. Было принято так – со звездами фотографироваться.


Помню, хотелось у Николая Расторгуева взять интервью. А мы же «Дневники» - мы так этим гордились! – у нас есть право везде проходить первыми. А Расторгуеву же совершенно все равно, кто мы. Он видит – журналисты и металлическим голосом отрезает: «Пресс-конференция в 5». А осадочек остался.

Это было счастливое время - 90-ые. И хотя, как только их не клянут сейчас, но я вот не помню, чтобы не было еды, и трупы по улицам. Как-то все тогда получилось - слава, любовь, ребенок. Мне очень хотелось попасть в телевизор, как Динаре Егеубаевой, и все сбылось. Мы, кстати, познакомились потом. Я очень боялась к ней подойти. Это же Егеубаева! Галина Вишневская! Не меньше. А она оказалась совершенно не звездным человеком, очень интеллигентным, приятным, совершенно удивительная.

В то время, конечно, казалось: сейчас закончится моя «Тумба-Юмба», и я пойду делать настоящие программы, займусь серьезной журналистикой, как Парфенов! А сейчас я понимаю, что именно тогда все и было по-настоящему - несерьезно, весело, на картонке, но очень искренно, с мыслями о зрителе.

Галия Нурахунова, продюсер телеканала «Білім және Мәдениет» (Агентство «Хабар»). Продюсер ток-шоу «Золотая середина», ведущая и продюсер «История одного шедевра», автор сценария «Кайырлы тан», «Бармысын, баурым?»

Партнер проекта "Богатое прошлое" Bank RBK

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять. Или шесть:
Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!

А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

- Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?

- Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!

А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.

- Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?

Но он только "му" да "му",
А к чему, почему -
Не пойму!

- Повесьте, пожалуйста, трубку!

А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!

А потом позвонила свинья:
- Пришлите ко мне соловья.
Мы сегодня вдвоём с соловьем
Чудесную песню споём.
- Нет, нет! Соловей
Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!

И снова медведь:
- О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского ежа!

И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели
Позвонили и запели:
- Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?

- Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!

Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!

Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
- Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?

Что за глупые газели!

А вчера поутру
Кенгуру:
- Не это ли квартира Мойдодыра?

Я рассердился да как заору:
- Нет! Это чужая квартира.
- А где Мойдодыр?
- Не могу вам сказать.
Позвоните по номеру сто двадцать пять.

Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть.
Но только я лёг -
Звонок!
- Кто говорит?
- Носорог.
- Что такое?
- Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
- В чём дело?
- Спасите!
- Кого?
- Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото.
- Провалился в болото?
-Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придёте,-
Он утонет, утонет в болоте,
Умрёт, пропадёт
Бегемот.

- Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!

Ox, нелёгкая это работа -
Из болота тащить бегемота!

Комментарии

Работаю в интернет магазине в Москве. Этот стих про мою работу. Вспомнил его как клиент позвонил и начал просить `спасти бегемота`, после того как он `калоши съел`
Дмитрий Атеев, 15.05.2018

Этот стих вообще не про детей, он про мою работу))) работа с населением в офисе. только повзрослев поняла его настоящий смысл))) каждое слово в точку)))
Наталья, 26.06.2017

Читала Чуковского старшенькому сыну в свое время - ему нравился именно `Телефон`. Да в основном только Чуковского старший и воспринимал, а еще Маршака. Младшенький совсем непоседа, не любит, когда ему чтото читают, слушать не хочет совсем. Но как только беру книжку ` Телефон` - садится рядом и затихает.
Ярослава, 27.03.2017

А мне в `Тараканище` смешно, когда гиппопотам кричит: `Эй, быки и носороги, выходите из берлоги. `. Медведи, наверное, тоже удивились.
Лиза, 28.03.2016

это стихотворение программировало общество потребления 90-х, которое сыграло в ящик
Кенгуру, 16.03.2016

Слушайте, а в детстве вы этого не читали и не слышали! И детям не читали?!
13.11.2015

С рождения внука (ему уже 6 месяцев), читаю ему по памяти отрывки этого стихотворения, и как только слышит стих, сразу улыбается и замирает, чтобы снова и снова послушать. Вот такой чудесный Чуковский.
капризка, 30.07.2015

мой братик смеялся с начала до конца и 3 раза попросил у меня прочитать с начала
said, 24.11.2014

Очень смешно на корпоративках обыгрывать этот текст в лицах,весело!
татьяна, 04.07.2014

Зто про наших детей они целыми днями сидят на телефонах и компьюторах и такая дребедень целый день
Любовь, 20.01.2014

Очень сильно сказано! Года над такими стихами не властны!
Павел Леонидович, 19.12.2013

У нас на работе такая же ерунда))) целый день..работю в популярном спорт.комплексе.
Дина, 05.12.2013

Это больше похоже на наш call- центр
Евгений, 29.11.2013

Отправил строчки про калоши своим заядлым должникам:) Может, наконец, рассчитаются
Михаил, 03.09.2013

здорово читали на работе всем коллективом , было весело

Над такими произведениями не властны годы. Оно будет актуально всегда. Я от смеха строчку про глупых газелей тоже прочел только с третьего раза.
Шедевр.

Сергей, 19.04.2013

Недавно слышал
у меня зазвонил телефон
кто говорит?
дорожное радио всегда с вами
выигрывайте каждый день до 5000 рублей
отправь смс на такойто номер с таким то словом
А потом ведущий в конце говорит
`и такая дребедень целый день`
РРРРР, 10.04.2013

Повзрослев, дети поймут, насколько глубокий в этих строках заложен смысл, когда тебе каждый день звонит, то тюлень то олень, из Коллекторского Агенства (. и будут с улыбкой отвечать на звонки.)
Николай, 19.03.2013

Часто вспоминаю этот стих во время рабочего дня, особенно строки про тюленей и оленей! Работаю в тех. поддержке.
Александр, 24.09.2012

Служба поддержки в явном виде.
24.07.2012

Каждая строчка про меня! Каждое слово! И почему-то не смешно.
Вера, 19.05.2012

Ну прямо про нашу работу). Скорая помощь.
KEN, 03.04.2012

с трертьего раза получилось правильно прочесть строчку:`Ах, в уме ли вы, газели`. )))
валодька, 13.02.2012

счастливый. ни мобильника,ни компа не было. и звонили звери - а не культурологи.
марк, 11.12.2011

то тюлень..то олень , .. а еще на работе то козлы то бараны. Нужно дополнить стихотворенье для работников офисов)))
Таня, 29.11.2011

Чуковский в конце жизни страдал сильной бессонницей. Об этом пишет в воспоминаниях его дочь Лидия Чуковская. Так что `Я три ночи не спал, я устал` - это вполне автобиографично. Как и то, что ему постоянно звонили с просьбами самые разные люди, и он многим помогал. Звонки часто будили его, когда, наконец, удавалось заснуть после изнурительного периода бессонницы. Так что можно только восхищаться, с каким легким чувством юмора он об этом пишет.
Vida W, 30.07.2011

Елена,не сердитесь на г-на Чуковского.Пусть его оправдывает хотя бы тот факт,что стихи эти написаны 85 лет назад,в 26-м году.Тогда еще носили калоши и иногда даже пудами меряли.
Кирилл, 20.06.2011

Чуковский - замечательный детский поэт, но сколько же у него архаизмов! Все силы уходят на то, чтобы объяснить ребенку, что такое калоши, кочерга, пуд, кушак и т.д.
Елена, 18.06.2011

Какое там детство. Это мой рядовой рабочий день.
И, заметьте, никто ничего не предлагает.
Все только просят, всем что-то надо.
Сергей, 07.06.2011

детство вспомнила. хотя на работе тоже самое. то тюлень..то олень)))
Евгения, 27.04.2011

    :)

Сразу вспоминается детство и кто-нибудь из родителей читающий это ВЕЛИКОЕ произведение, которое сейчас пытаюсь читать внучке.
Владислав, 25.04.2011

ПРЯМ В ДЕТСТВО ОКУНУЛАСЬ))))
VIKI, 07.04.2011

Почему мы любим собак, едим свиней и носим шкуры коров. Мелани Джой (часть 1)

В ведение в карнизм, мировоззрение, которое позволяет нам есть одних животных и не позволяет есть других.

О величии нации и её нравственном развитии можно судить по тому, как она обращается с животными

Махатма Ганди

Представьте на минутку следующую ситуацию. Вы — гость(я) на изящном званом ужине. Вы сидите в окружении других гостей за пышно накрытым столом. В зале тепло, огонь от свечей трепещет в отражении хрустальных бокалов, ведутся расслабленные беседы. С кухни доносятся аппетитные ароматы изысканных яств. Вы не ели весь день, и в животе у вас бурлит.

Наконец, после некоторого ожидания, которое длилось, казалось, целые часы, ваша подруга, закатившая этот пир, появляется из дверей кухни с кастрюлей кипящего пикантного рагу. Комнату заполняют ароматы мяса, пряностей и овощей. Вы накладываете себе щедрую порцию и, проглотив несколько кусочков нежной плоти, просите у подруги рецепт.

— С удовольствием расскажу, — говорит она. — Для начала тебе понадобится два с половиной килограмма хорошо маринованного мяса золотистого ретривера, а потом.

Золотистого ретривера? Вероятно, вы замираете с непрожёванным куском во рту, когда понимаете смысл её слов: мясо у вас во рту — собачье.
Что теперь? Вы продолжаете есть? Или вас выворачивает от осознания того факта, что у вас на тарелке золотистый ретривер, и вы только что отведали какую-то его часть? Быть может, вы отделите мясо и съедите только овощи? Если вы принадлежите к большинству американцев, то от известия о том, что вас потчевали собачатиной, ваше наслаждение сменится отвращением. Возможно, вам внушают омерзение даже овощи, потому что соседство с мясом их испортило.

Но давайте предположим, что ваша подруга засмеется и скажет, что разыграла вас. Что на самом деле это мясо вовсе не золотистый ретривер, а говядина. Как вы теперь отнесётесь к вашей еде? Полностью ли вернулся к вам аппетит? Сможете ли вы снова вкушать блюдо с тем же энтузиазмом, с каким делали это изначально? Несмотря на то, что некоторых людей может заинтриговать идея поедания собачатины, в США такие люди составляют меньшинство, в то время как в этой книге описывается в целом американский опыт. вашей тарелке — это та же самая еда, что и несколько секунд назад, вы продолжите испытывать частичный дискомфорт; дискомфорт, который может преследовать вас и в следующий раз, когда вам подадут говяжье рагу.

Что здесь происходит? Почему определённая еда вызывает подобные эмоциональные реакции? Как такое возможно, чтобы пища, названная одним словом, воспринималась в качестве деликатеса, а при другом наименовании становилась практически несъедобной? Главный ингредиент рагу — мясо — на самом деле вообще не изменился. Он как был плотью животного, так ею и остался. Он просто стал — вернее, якобы стал, да и то лишь на мгновение — мясом другого животного. Отчего же у нас столь кардинально различные реакции на говядину и собачатину?

Ответ на все эти вопросы может быть сформулирован всего одним словом: восприятие. Мы реагируем по-разному на разные виды мяса не потому, что они отличаются физически, а потому что мы их по-разному воспринимаем.

Проблема с поеданием собак

Одна из причин, по которым мы столь по-разному воспринимаем говядину и собачатину, заключается в том, что мы по-разному смотрим на коров и собак. Наиболее частый — и, как правило, единственный — контакт, какой мы поддерживаем с коровами, возникает тогда, когда мы едим их плоть или надеваем их шкуры. Между тем, для огромного числа американцев наши взаимоотношения с собаками немногим отличаются от взаимоотношений с людьми. Мы обращаемся к ним по именам. Мы прощаемся, когда уходим, и здороваемся, когда возвращаемся. Мы делим с ними кровать. Мы с ними играем. Мы покупаем им подарки. Мы носим их фотографии в бумажниках. Мы таскаем их к врачу, если они заболевают, и можем потратить тысячи долларов на лечение. Мы хороним их, когда они нас покидают. Они смешат и огорчают нас. Они — наши верные спутники, наши друзья, наша семья. Мы любим их. Мы любим собак и едим коров не потому, что они фундаментально различаются — коровы, как и собаки, имеют чувства, предпочтения и сознание, — а потому, что по-разному их воспринимаем. И, следовательно, наше восприятие различных видов мяса тоже варьируется.

Примечательно, что люди разных культур воспринимают одно и то же мясо по-разному. Например, реакция индуистов на говядину вполне может быть такой же, как реакция американского христианина на собачатину.

У нас есть общие представления обо всех объектах, включая животных. Животное, например, может быть классифицировано как жертва, хищник, вредитель, компаньон или еда. То, как мы классифицируем животное, в свою очередь, определяет то, как мы к нему относимся — охотимся на него, удираем от него, истребляем его, любим его или едим его. Между категориями могут встречаться совпадения (животное может быть и жертвой, и едой), но когда речь заходит о мясе, то животное — либо еда, либо не еда. Иными словами, у нас есть общее представление, которое классифицирует, какое животное съедобно, а какое — нет.

Интересно становится тогда, когда нам подсовывают мясо животного, которое мы классифицировали, как несъедобное: мы автоматически представляем себе живое существо, от которого оно было получено, и склонны чувствовать отвращение при одной мысли, что его можно есть. Процесс восприятия движется в данной последовательности: мясо золотистого ретривера (раздражитель) – несъедобное животное (убеждение/восприятие) - образ живой собаки (мысль) - отвращение (чувство) - отказ или нежелание есть (действие).

Давайте вернёмся на воображаемый званый ужин, когда вам сказали, что вы едите золотистого ретривера. Если бы такая ситуация действительно возникла, вы бы продолжали чувствовать те же запахи и ощущать тот же вкус, что и секунды тому назад. Но теперь ваш разум, вероятно, сформировал образ золотистого ретривера, например, бегущим по саду за мячиком или свернувшимся калачиком у камина. Вместе с такими эмоциями обыкновенно приходит сопереживание и тревога за собаку, которую убили, а вместе с ними и отвращение при мысли о поедании этого животного.

И наоборот, если вы сродни большинству западных людей, то при поедании говядины вы вовсе не рисуете себе картину коровы, которую убили, чтобы приготовить для вас это мясо. Вместо этого вы видите только «еду» и фокусируетесь на её вкусе, аромате и текстуре. Когда люди контактируют с говядиной, они обычно пропускают ту часть процесса восприятия, которая выстраивает ментальную связь между мясом и живым существом. Разумеется, все в курсе, что говядину получают от коров, но когда мы её едим, мы имеем свойство избегать думать на эту тему.

Мы считаем приемлемым есть коров, но не собак, поэтому воспринимаем коров, как съедобных животных, а собак — несъедобными, и действуем соответствующим образом. И этот процесс цикличен; не только наши убеждения в конечном счёте влияют на наши действия, но и наши действия усиливают наши убеждения. По мере того, как мы продолжаем воздерживаться от мяса собак и есть коров, мы всё больше укрепляем наши убеждения относительно того, что коровы съедобны, а собаки — нет.

Привычный вкус

Большинство наших вкусовых предпочтений, в сущности, приобретённые. Иначе говоря, при всей широте восприятия вкусового спектра, нам нравится то, что, как мы усвоили, нам должно нравиться.

Невзирая на то, что вкусовые предпочтения во многом обусловлены культурой, люди по всему миру склонны рассматривать свои предпочтения, как рациональные, а всякое отклонение — как оскорбительное и омерзительное. Например, многим людям отвратительно при мысли об употреблении молока, добытого из коровьего вымени. Другие не в состоянии постичь поедание бекона, ветчины, говядины или курицы. Третьи видят в употреблении яиц употребление эмбрионов (каковыми яйца технически и являются). А теперь представьте, каково вам было бы кушать хорошо прожаренного тарантула (волосы, клыки и всё прочее), как это делают люди в Камбодже; паштет из кислых, маринованных яичек барана, как это практикуют некоторые гурманы в Исландии; или эмбрионы утки — яйца, которые уже оплодотворились и содержат частично сформировавшихся птиц с перьями и зародившимися крыльями — как в некоторых регионах Азии. Когда речь заходит о продуктах животного происхождения, все вкусы — приобретённые.

Недостающее звено

То, как мы реагируем на перспективу поедания собак и других несъедобных животных, представляет собой странный феномен. Куда более странно, однако, то, что мы не реагируем на перспективу поедания коров и других съедобных животных. Когда дело касается таких животных, в нашем процессе восприятия присутствует необъяснимый пробел, недостающее звено; мы не в состоянии выстроить связь между мясом и его источником. Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему из десятков тысяч видов животных люди выбрали лишь нескольких, кого они готовы есть? Что поражает в нашем выборе между съедобными и несъедобными животными, так это не наличие отвращения, а его отсутствие. Почему нам не противно есть крайне ограниченное число видов животных, которых мы считаем съедобными?

Имеющиеся данные позволяют утверждать, что отсутствие у нас отвращения — это в большой степени, если не полностью, явление приобретённое. Мы не рождаемся с готовыми общими представлениями; они выстраиваются. Наши общие представления проистекают из очень тщательно структурированной системы убеждений. Эта система диктует, какие животные съедобные, и позволяет употреблять их, защищая от чувства какого-либо эмоционального и психологического дискомфорта, когда мы это делаем. Система учит нас, как не чувствовать. Наиболее очевидное ощущение, которого мы лишаемся, это отвращение, но за ним скрывается эмоция, куда более важная для нашего ощущения себя: наше сопереживание.

От эмпатии к апатии

Главный инструмент системы — это психическое онеменение, психологический процесс, с помощью которого мы отключаемся, ментально и эмоционально, от нашего опыта, даём себе «онеметь». Само по себе психическое онемение не является злом; это нормальная, неизбежная часть повседневной жизни, позволяющая нам функционировать в непредсказуемом и полном насилия мире и справляться с болью, если мы становимся жертвами насилия. Психическое онемение адаптивно и даже благотворно, когда помогает вам справляться с насилием. Но оно принимает неадекватную форму, становится деструктивным, когда используется для того, чтобы попустительствовать насилию, даже если это насилие творится далеко на скотобойнях, где животных превращают в куски мяса.

Главная защита системы — это незаметность. Незаметность позволяет нам, скажем, употреблять говядину, не представляя себе животное, которое мы едим; она маскирует от нас наши мысли. Незаметность также помогает нам безопасно отгораживаться от неприятного процесса выращивания и убийства животных ради мяса. Первый шаг — это разобраться с тем, что такое мясо. Второй — разрушить незаметность системы, изобличив её принципы и практики, которые скрывались с самого начала её зарождения.

Глава 2. Карнизм: «Просто так устроен мир»

Задумайтесь, без самоцензуры, какие слова приходят вам на ум, когда вы представляете себе собаку. А потом проделайте то же самое, но уже со свиньей. Затем остановитесь и сравните ваши описания этих животных. Замечаете разницу? Когда вы думали о собаке, вы, вероятно, мысленно произнесли слово «милая»? «Верная»? А когда представляли свинью, не крутились ли в вашей голове слова «пот» и «грязь»? Вы не называли свинью «грязной»? Если ваши слова совпадали с теми, что я упомянула, то вы относитесь к большинству.

Собаки — это, разумеется, наши друзья и члены семьи, тогда как свиньи — еда.

Когда наше отношение и поведение по отношению к животным столь непоследовательны, и эта непоследовательность не ставится под вопрос, мы можем смело сказать, что живем в обществе абсурда. Потому что это абсурд, когда мы любим собак и едим свиней и не можем объяснить, почему мы так поступаем.

Многие из нас проводят немало минут в аптечном ряду, размышляя, какую зубную пасту приобрести. И при этом большинство из нас никогда не задумывалось над тем, почему мы едим животных определенных видов. Наш потребительский выбор стимулирует индустрию, которая убивает 10 миллиардов животных в год только в Соединенных Штатах. Если мы решаем поддерживать эту отрасль, и лучшее объяснение, которое мы можем найти нашему решению, сводится к словам о том, что просто так устроен мир, то у нас явно что-то не так. Что может заставлять целое общество отключить мозги и даже не замечать этого? И хотя вопрос звучит довольно сложно, ответ на него очень прост: карнизм.

Карнизм

Термин «мясоед» изолирует практику употребления плоти, словно она отделена от убеждений и ценностей человека. Но является ли поедание мяса поведением, которое существует независимо от системы убеждений?

В большинстве индустриальных стран мира мы едим мясо вовсе не потому, что нам приходится это делать; мы едим его, потому что так решаем. Нам не нужно мясо для выживания или для того, чтобы сохранить здоровье; миллионы здоровых вегетарианцев-долгожителей уже доказали верность этого утверждения. Мы едим мясо только потому, что мы всегда это делали, а также потому, что нам нравится его вкус. Большинство из нас ест животных просто потому, что так устроен мир.

Карнизм — это система убеждений, в рамках которой поедание животных определенных видов считается этичным и приемлемым. Карнисты — люди, которые едят мясо — не равнозначны плотоядным. Выживание плотоядных животных зависит от мяса. Карнистов нельзя назвать и всеядными. Всеядное животное, как человеческое, так и нечеловеческое, имеет физиологическую способность переваривать и мясо, и растительную пищу. Но, подобно «плотоядному», «всеядный» — это термин, характеризующий чье-либо биологическое строение, а не философские воззрения. Карнисты едят мясо не потому, что нуждаются в нём, а потому что выбрали такой тип питания, а выбор всегда проистекает из убеждений.

Пасётся корова с утра на лугу

Пасётся корова с утра на лугу.
Я мимо Бурёнки пройти не смогу.
Нарву преогромный ромашек букет.
Вручу непременно и крикну «Привет!»

Корова мне скажет с поклонами «му-у-у!»
Не знаю, как вы, но её я пойму.
Протяжное «му-у-у!» - это тоже «привет!»,
«Спасибо – му-му - мой любимый сосед!»

Как жаль, что боюсь я корову чуть-чуть,
Ведь может Бурёнка меня и боднуть?!
Боднуть? Но за что? И рогов вовсе нет!
Тем более я – самый ближний сосед!

Сейчас вот возьму и свой страх поборю.
Сегодня. Нет, завтра букет подарю!

Фото из интернета

  • ««
  • «
  • 197
  • 198
  • 199
  • 200
  • 201
  • 202
  • 203
  • 204
  • 205
  • »
  • »»



И вовсе не стыдно! За мной в детстве индюк гонялся, так до сих по их обхожу, хоть и вижу редко! :-)))
Спасибо, Ирочка!
с теплом,




Спасибо, Дмитрий, за визит!
Творческих находок и удачи во всех делах!


Елена Леонова 23.08.2018 19:23:32
Отзыв: положительный
Я с этой Бурёнкой и сам был знаком.
Кормила частенько меня молоком.
Не бойся её! Ей приятен привет!
И завтра она ждёт ромашек букет!
с теплом и улыбкой, Елена



Ту Бурёнку знают все,
Кто гуляет по росе:-)))
Спасибо, Леночка! Радостной осени!
С теплом,




Спасибо, Филипп, за понимание:-)))
Степлом и самыми добрыми пожеланиями


Анатолий Хребтюгов 28.08.2013 09:56:57
Отзыв: положительный
У меня соответствующая загадка есть:

А-а! Я знаю почему,
Говорит она мне - М-у
Это так она поет
Тем, кто ей траву дает!



Но вчера не пела Сашке
За подсохшие ромашки.
Я принёс мешок с травой,
Мне мотнула головой! -
До чего ж она права -
Лучше свежая трава! :-)))
Спасибо.



А вчера мой друг привёз
Не траву ей, а силос!
Головой она мотнула
И КаМАЗ его боднула!



Наталья Котикова 30.05.2013 14:40:18
Отзыв: положительный
Наташенька, чудные стихи!
И на картинке корова - ПРЕЛЕСТЬ!



Спасибо, Натали! Рада тебе очень! :-)))
С теплом, Наташа



Света Лучик 19.04.2013 08:54:48
Отзыв: положительный
Социально значимое стихотворение! Прекрасно написано. Вспомнила, как в детстве сын увидел бычка во дворе. Он от страха так закричал, что муж в окно выпрыгнул и на помощь побежал ( благо был первый этаж). С улыбками!
Наташенька, если есть время, то прочти новую сказку " В сказочном городе". Очень важно для меня твоё мнение! С уважением, Света



А мой племянник кошку живую увидел в первый раз, в полтора года, тоже кричал!:-)))
Спасибо, Светочка! Я написала тебе письмо.
С теплом, Наташа



Спасибо, Милочка! Я тоже в детстве боялась даже теляток! Да и сейчас коров стараюсь подальше обойти!Вдруг, и вправду боднёт!? :-)))


Людмила Н 12.02.2013 12:59:44
Отзыв: положительный
Читать Ваши стихи одно удовольствие.
Спасибо. :))))))))))



Спасибо ВАМ, Людочка! :-)))
С теплом



Ольга Удачная 10.02.2013 01:35:34
Отзыв: положительный
Наташенька,СПАСИБО. ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ КОРОВА.
Ваша рыжая корова,
Будет нынче нездорова:
Съела ноту.Ноту МУ
Для чего? И почему?
Усачёв всё описал,
И восьмой её назвал.
А Мадатов песню спел
Про коровий беспредел
Приглашаю на детскую песню Восьмая нота. https://www.chitalnya.ru/work/734001/ Ольга



Спасибо, Оля!
Наша милая корова
Быть не может нездорова,
Ведь жуёт она ромашки
Прямо с грядки у Наташки! :-)))
С улыбкой



Галина Владимирская 08.02.2013 19:24:48
Отзыв: положительный
"Такая корова нужна самому"-замечательная .
С большим теплом



Спасибо, Галочка! :-)))
С теплом и добрыми пожеланиями



Страха, может, никакого,
Но довольна ли корова?
Может, любит незабудки? -
Не поймёт с ромашкой шутки!? :-)))
Спасибо, Владимир!
С улыбкой



Валентина Масалова 07.02.2013 23:48:10
Отзыв: положительный
Съела Бурёнка цветов три букета -
Пьём молоко теперь с привкусом лета:
Нет молока ни вкусней, ни полезней -
Нас защищает от всяких болезней.
Наташенька, молодец! Отличное стихотворение!


Съела букет, постояла минутку
И попросила ещё незабудку!:-)))
Валечка, отличный экспромт! Спасибо.
С теплом, Наташа



Людмила Саблина 07.02.2013 22:26:04
Отзыв: положительный
Коровка не бодается,
Сама она пугается!

Замечательный стишок! Здорово!



Не бодачая корова?
Это ж просто суперклёво!
Будет мне она подружкой,
Приходить к ней буду с кружкой -
Ест сухарь она пока,
Выпью кружку молока! :-)))
Спасибо.
С улыбкой



Людмила Адерихина 07.02.2013 20:36:19
Отзыв: положительный
Эта Буренка любит цветы,
И будем мы с нею на ТЫ!
Не стану ее я бояться,
С ней весело будем смеяться.

Наташенька, очень веселое и трогательное стихотворение! Большое спасибо! Самые светлые и добрые пожелания! С улыбкой,Люда


Подхожу я к ней с букетом,
С тёплым , радостным приветом,
А она всегда за то,
Скажет "МУ", вильнув хвостом!
Спасибо, Людочка! Всегда ВАМ рада!:-)))
С теплом, Наташа



Светлана Светлая 07.02.2013 17:47:52
Отзыв: положительный
Замечательно, Наташенька!

Такой остроумный финал, что любой страх останется за дверью!



Спасибо, Светик!:-)))
С улыбкой


Musorshik 07.02.2013 13:28:27
Отзыв: положительный
улыбнулся))))))
спасибо.


Спасибо, Дима, за улыбку!:-)))
С теплом

Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. При нарушении правил сайта и официального судебного запроса Администрация сайта предоставит все необходимые данные об авторе-нарушителе.

Сайт Курия Сергея Ивановича

bik_7_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Культурная зоология»

В предыдущих частях я уже упоминал некоторые выражения и прозвища, так или иначе, связанные с коровами и быками. Однако далеко не все. И начать, наверное, стоит с главного — откуда произошли названия самих героев статьи? Названия эти древние, поэтому установить их точное происхождение крайне трудно. Но кое-какие обоснованные предположения у лингвистов всё-таки есть.

Что общего у быка и букашки?

Допустим, мало кто сомневается, что слово «корова» имеет общее индоевропейское происхождение и в его основе лежит корень «рогатый» (по древнегреч. «keraos», по лат. «cornu»).
По поводу слова «вол» существовало немало гипотез, из которых более обоснованной является та, где его связывают со словом «великий» (в данном случае — «крупный», ср. со словом «вельможа»).
Но, наверное, самой забавной является этимология названия «бык». Оно происходит от праславянского «bykъ» — звукоподражательного слова, означающего протяжное гудение «бу-у-у». Поэтому и огромный бык, и крохотная букашка — в этимологическом плане — ближайшие родственники.

Кстати. о букашках… Всем нам известен красный жучок с чёрными пятнышками по прозвищу «божья коровка». Почему жучка назвали коровкой до сих пор неясно. По одной из версий это связано со свойством коровки выделять при опасности желтоватую ядовитую жидкость, напоминающую молочко. Согласно другой версии, название происходит не от слова «корова», а от слова «каравай» (раньше его произносили «коровай»), который насекомое напоминает своей круглой формой. Ну, а раз такое красивое, похожее на солнышко, насекомое прилетало «с неба», то почему бы нашим предкам не наградить его эпитетом «божья»?

bik_7_02

Это не единственный пример, когда «коровьими» прозвищами награждали животных других видов. Например, «морской коровой» называли ныне истреблённую представительницу отряда сирен (напоминающих тюленей с хвостом дельфина). Назвали за массивное грузное тело и привычку пастись в зарослях ламинарии (водоросли, которую мы знаем, как «морскую капусту»).

bik_7_03

Иллюстрация John Lockwood Kipling к повести Р. Киплинга «Белый котик», изображающая морских коров.

А среди земноводных мы можем встретить лягушку-быка, которая оправдывает своё прозвище дважды. Во-первых, она очень большая (до 25 см в длину), во-вторых, её утробное кваканье напоминает бычий рёв.

bik_7_04

Лягушка-бык.

На травке у леса густого
Паслась луговая … корова.
А рядом, водою плеская,
Ныряла корова … морская.

А где-то на дерево ловко
Карабкалась божья … коровка.
Везде успевают коровы,
Коровы, они … будь здоровы.

(из песни Сергея Никитина)

Зачем корове прыгать через луну?

Если англичанин испытывает восторг, или, говоря нашими словам, пребывает «на седьмом небе от счастья», то он вполне может употребить выражение «Over the moon» (букв. «над луной», «выше луны»).
Причём здесь луна? — спросите вы. Дело в том, что данное выражение — прямая цитата из детского фольклорного стишка, впервые напечатанного в сборнике «Песенки матушки Гусыни» 1765 года. Буквально он переводится так:

Эй, диддл-диддл!
Кот и скрипка.
Корова прыгнула выше луны,
Пёс засмеялся, увидев такое веселье,
А блюдо убежало вместе с ложкой…

bik_7_05

Надо сказать, что и русскоязычным детям этот стишок может быть неплохо знаком. Ведь, кто только не переводил его на русский язык — С. Маршак, Г. Кружков, Л. Яхнин, Д. Селивёрстова…

Пер. С. Маршака:

Играет кот на скрипке,
На блюде пляшут рыбки,
Корова взобралась на небеса.
Сбежали чашки, блюдца,
А лошади смеются.
— Вот, — говорят, — какие чудеса!

Пер. Г. Кружкова:

Эй, кошка и скрипка,
Пляши, да не шибко,
Щенок на берёзе заржал.
Корова подпрыгнула —
Выше луны! —
И с ложкой подносик сбежал.

Этот незатейливый шуточный сюжет нашёл отражение и в других произведениях английской литературы. Например, в сказке П. Трэверс «Мэри Поппинс» рассказывается удивительная история рыжей коровы. Однажды на её рога упала звезда, отчего корова начала плясать и никак не могла остановиться. Пришлось обратиться за советом к самому королю.

«— Попробуйте … подпрыгнуть выше Луны. Может быть, это поможет. В общем, стоит попытаться.
…— Государь, — сказала Корова, — позволю себе напомнить вам, что я приличная, воспитанная скотина и мне с детства внушали, что прыжки — неподходящее занятие для дамы!».

Прыжок через луну действительно излечил корову, но с этого момента обычная жизнь стала казаться ей скучной.

bik_7_06

Рис. Arthur Rackham и William Wallace Denslow.

Ещё одну (откровенно ироничную) обработку фольклорного сюжета можно найти во «Властелине Колец» Д. Р.Р. Толкина. Речь идёт о песне, которую Фродо исполнял в трактире «Гарцующий рони». Толкин сочинил на основе «Hey Diddle, Diddle!» очень длинную и подробную историю, где кроме кота, пса и ожившей посуды мы встречаем ещё Лунного Человека. Исследователь Толкина — Томас Шиппи — даже считал, что в этой песне автор, как бы, имитировал процесс «восстановления первоисточника», от которого впоследствии остался лишь абсурдный детский стишок.

…Тут корова вдруг взвилась
В небо, будто птица,
Долетела до луны.
Поглядела с вышины —
Ох, не воротиться!

На луне она живет.
Но не в том потеха.
На заре веселый пёс
Зубы скалить стал всерьёз —
Озверел от смеха…

(пер. А. Кистяковского)

Почему качается бычок?

Что касается русской поэзии для детей, то там самым известным представителем крупного рогатого скота, безусловно, является герой стихотворения Агнии Барто. Стихотворение было впервые напечатано ещё в 1936 году и вошло в, не побоюсь этого слова, гениальный цикл «Игрушки». Недаром стихи из этой книги буквально разобрали на цитаты. Здесь и брошенный под дождём зайка, и мишка с оторванной лапой, и лошадка, и мячик, который уронила в реку Таня… И, конечно же, тот самый несчастный бычок.

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.

bik_7_07

Рис. Владимира Конашевича.

О популярности стишка свидетельствует то, что народ даже переиначил одну из строчек на «Вот досочка кончается…», сделав его ритм более однородным.
В 1936 году любому ребёнку было понятно, что речь идёт об игрушке с подвижными ногами, закреплёнными на проволочке. Если поставить такого бычка на наклонную плоскость и слегка толкнуть. то он начнёт спускаться вниз, перебирая ножками (и, наверняка, в конце пути упадёт). Уже в моём детстве, пришедшемся на 1970-е годы, подобные игрушки встречались редко. Ну, а сегодняшний ребёнок и вовсе нуждается в пояснениях, иначе стихотворение Барто покажется ему предсмертным воплем бычка-самоубийцы. Впрочем, есть информация, что подобных бычков снова начали производить.

bik_7_08

Коль мы уж коснулись детской поэзии, то нельзя не упомянуть ещё одно забавное стихотворение Сергея Михалкова «Как старик корову продавал», основанное на русской народной сказке. Говоря современным языком, это — притча о воздействии «агрессивной» рекламы. Старик долго не мог продать тощую корову, пока за дело не взялся смышлёный паренёк. Последний так расхвалил товар, что в итоге сам хозяин передумал его продавать.

…— Да так ли! Уж выглядит больно худой!
— Не очень жирна, но хороший удой.
— А много ль корова дает молока?
— Не выдоишь за день — устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
— Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому —
Такая скотина нужна самому!

Продолжение следует…

Автор: Сергей Курий
февраль 2021 г.

Читайте также: