Будут ли кошки в раю по исламу

Опубликовано: 16.05.2024


Всевышний Аллах создал человека и вселенную, чтобы они служили Ему, и этот мир является для всех его обитателей, в том числе и для животных, временным пристанищем. Следовательно, все они покинут этот бренный мир и предстанут в День Суда перед своим Создателем. А все животные, которые являются частью этой Вселенной, были сотворены всевышним Аллахом на благо человека, как сказал Всевышний Аллах в Священном Коране:

هُوَ الَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى الارْضِ جَمِيعاً

(смысл): «Он – Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле». (сура Аль-Бакара, 29)

Как известно, после смерти в Судный День все живые существа, в том числе и животные, будут воскрешены, так же, как будут воскрешены все люди и джинны. Но животные, в отличие от человека и джиннов, не имеют никакого представления о смерти, воскрешении, Судном Дне и т.д. В хадисе, который приводит Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لو أن البهائم تعلم من الموت ما تعلمون ما أكلت منها سمينا

«Если бы животные знали, подобно людям, о предстоящей смерти, то вы не ели бы жирного мяса», то есть животные не смогли бы есть досыта, дабы стать тучными.

Но, несмотря на это, все живые существа будут воскрешены в Судный день, собраны для отчета и воздаяния, и после недолгого отчёта тела животных будут обращены в землю.

Ибн Касир пишет об этом следующее:

«Слова Всевышнего Аллаха:

وإذا الوحوش حشرت

"… И когда (дикие) животные столпятся" (сура Ат-Таквир: 5), то есть будут собраны, как об этом сказал Всевышний Аллах в другом аяте:

وما من دابة في الأرض ولا طائر يطير بجناحيه إلا أمم أمثالكم ما فرطنا في الكتاب من شيء ثم إلى ربهم يحشرون

(смысл): "И нет ни одного животного на земле и ни одной птицы, летающей в небе на своих крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам, о люди. Не упустили Мы в Книге (в Коране) ничего. Потом [в День Суда] к своему Господу они будут собраны (для расчета и воздаяния)" (сура Аль-нам: 38).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Все творения будут собраны, даже мухи" (Ибн Абу Хатам). Такого же мнения придерживаются Ар-Рабиʻ ибн Хайсам, Ас-Суди и другие. Такое же толкование этому аяту даёт и Каттада (да будет доволен им Аллах): "Поистине, все эти создания умрут, и потом Всевышний Аллах примет по отношению к ним решение, которое он пожелает"». («Тафсир Ибн Касир»)

Затем все эти творения Всевышнего Аллаха, после того как возместят свои права между собой в отместку того, что совершали на этом свете, будут превращены в землю (прах). В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

فيقضي الله بين خلقه، الجن والإنس والبهائم، فإنه ليقيد يومئذ للجماء من ذات القرون، حتى إذا لم يبق تبعة عند واحدة لأخرى، قال الله: كونوا ترابا، فعند ذلك يقول الكافر: يا ليتني كنت ترابا، ثم يقضي الله سبحانه بين الجن والإنس .

«…Затем Всевышний Аллах рассудит между всеми Своими творениями: джиннами, людьми и животными. Поистине, в этот День даже безрогие поквитаются с рогатыми, все они возместят свои права между собой. Потом Всевышним Аллахом им (живым существам) будет сказано: "Станьте прахом!", и в этот момент скажет неверующий: "Лучше бы и мне быть прахом!" (сура ан-Наба, 40). И после этого Всевышний Аллах рассудит между людьми и джиннами». (Ибн Джарир А-Табари)

Также от Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

فإذا فرغ من القصاص بين الدواب قال لها كوني تراباً

«Когда (в Судный День) Всевышний Аллах завершит суд между животными, и они поквитаются между собой, Он скажет животным: "Станьте прахом!"».

Как мы видим из вышеприведённого, все животные после смерти будут воскрешены и после отчёта на месте сбора будут обращены в землю.


В досточтимых хадисах Посланника Господа ﷺ передаётся, что в Раю будет всё, что только могут пожелать его обитатели, также Раю будут птицы и животные, о которых не знает никто, кроме Создателя. В данном материале мы расскажем о некоторых из них.

لَّهُمْ فِيهَا مَا يَشَاءُونَ خَالِدِينَ كَانَ عَلَى رَبِّكَ وَعْدًا مَّسْئُولًا

«В этих садах благоденствия у них будет всё, что они хотят, и будут они вечно наслаждаться благами. Всё это блаженство, о котором они просили, – обещание Аллаха им в ответ на их просьбу. Поистине, обещание Аллаха никогда не нарушается!» (смысл 16 аята суры «аль-Фуркан», тафсир «аль-Мунтахаб»).

В другом аяте Бог говорит:

لَكُمْ فِيهَا مَا تَشْتَهِي أَنفُسُكُمْ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَدَّعُونَ

«В дальней жизни у вас будет всё, что вы пожелаете из услад и доброй пищи. И будет вам приветствие Господа Прощающего, Милосердного» (смысл 31 аята суры «Фуссылат», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Животные

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт от Посланника Аллаха ﷺ :

Смысл: «Всевышний Аллах говорит: "Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека, не говоря уже о том, что вам было дано узнать"». Передав это, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) прочёл нижеследующий аят:

فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему» (смысл 17 аята суры «ас-Саджда», тафсир «аль-Мунтахаб»). Этот хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим.

Коран

Ибн Касир, комментируя эти слова Аллаха, пишет: «Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз – т.е. никто не знает величие того, что Аллах скрыл от них из райских садов, вечного блаженства и услад. Никто не ведает об этом так же, как они скрывали свои благодеяния, Аллах скрыл от них их награду. Ибо воздаяние аналогично действию».

Хасан аль-Басри сказал: «Люди скрывали свои деяния, и Аллах скрыл то, что ни одно око не видывало, и что не описать умом человечьим». Это передал ибн Абу Хатим.

Говоря коротко, в Раю верующих ожидает то, что не видели их глаза, не слышали их уши и что они не могли себе даже представить.

Что касается райских животных, из хадисов нам известно, что в Раю будут следующие из них:

1. Птицы

Птицы

وَلَحْمِ طَيْرٍ مِّمَّا يَشْتَهُونَ

«В раю для них – (…) и мясо птиц из тех, что они пожелают» (смысл 20-21 аятов суры «Аль-Ваки’а», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Анас сообщил, что Пророк ﷺ изрёк: «Птицы в Раю подобны шеям верблюдов, питающихся с райских деревьев». Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха, должно быть, эти птицы прекрасны!» Пророк ﷺ ответил: «Те, кто будет есть их, прекраснее их». Он сказал это трижды, и добавил: «И поистине я хочу, что бы ты был среди тех, кто будет есть их» (имам Ахмад).

В своем комментарии к этому аяту Катада привёл хадис, в котором сообщается, что Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха, я думаю, что эти птицы прекрасны, как и сами обитатели Рая». На что Посланник Всевышнего ﷺ ответил:

من يأكلها والله ياأبا بكر أنعم منها، وإنها لأمثال البخت وإني لأحتسب على الله أن تأكل منها يا أبا بكر

«Те, кто ест их, Абу Бакр, клянусь Аллахом, прекраснее их. Они похожи на шеи верблюдов. Я прошу Аллаха, чтобы ты вкусил их, о, Абу Бакр».

Птица

Абу Бакр ибн Абу ад-Дунья передал от Анаса ибн Малика, что, когда Посланника Аллаха спросили об «аль-Кяусаре», он сказал:

نهر أعطانيه ربي عز وجل في الجنة، أشد بياضاً من اللبن وأحلى من العسل، فيه طيور أعناقها، يعني: كأعناق الجزر

«Это река, которую мне мой Господь подарил в Раю. Её вода белее, чем молоко, слаще чем мёд, и к ней слетаются птицы, чьи шеи похожи на шеи верблюдов». ‘Умар сказал: «Наверное, они прекрасны». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Те, кто ест их, прекраснее их». Хадис передали имамы Ахмад и ат-Тирмизи.

‘Абдулла ибн Мас’уд сообщил, что однажды Пророк ﷺ сказал ему:

إنك لتنظر إلى الطير في الجنة، فتشتهيه، فيخر بين يديك مشويا

«Если ты, увидев птицу в Раю, пожелаешь её съесть, то она окажется перед тобой в уже в готовом (жареном) виде». Хадис передали имамы Абу На’им и Ибн ‘Ади.

2. Кит

Кит

عن أنس رضي الله عنه قال: بلغ عبد الله بن سلام مقدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة فأتاه فقال: إني سائلك عن ثلاث لا يعلمهن إلا نبي، قال: ما أول أشراط الساعة وما أول طعام يأكله أهل الجنة ومن أي شيء ينزع الولد إلى أبيه ومن أي شيء ينزع إلى أخواله، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (خبرني بهن آنفا جبريل)، قال: فقال عبد الله ذاك عدو اليهود من الملائكة، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (أما أول أشراط الساعة فنار تحشر الناس من المشرق إلى المغرب وأما أول طعام يأكله أهل الجنة فزيادة كبد حوت وأما الشبه في الولد فإن الرجل إذا غشي المرأة فسبقها ماؤه كان الشبه له وإذا سبق ماؤها كان الشبه لها قال أشهد أنك رسول الله)، رواه البخاري والطبراني وأحمد .

В достоверном хадисе от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Узнав о приезде в Медину Пророк ﷺ , Абдуллах ибн Салям (да будет доволен им Аллах), который в то время был иудеем, пришёл к нему и сказал: "Я хочу спросить тебя о трёх вещах, которые может знать только пророк: что станет первым предзнаменованием Часа (Конца Света), чего в первую очередь отведают оказавшиеся в Раю и почему ребёнок иногда похож на своего отца, а иногда на свою мать?" Посланник Аллаха ﷺ ответил: "Обо всём этом мне только что сообщил Джибриль", Абдуллах воскликнул: "Ведь он является врагом иудеев из числа ангелов!" После этого Пророк ﷺ сказал: "Что касается первого предзнаменования этого Часа, то (им станет) огонь, который погонит людей (к месту сбора) с востока на запад; что касается первой еды, которую отведают обитатели Рая, то ею станет доля печени кита; что же касается сходства ребёнка, (то здесь дело обстоит так): если во время полового сношения вода мужчина опережает воду женщины, то (ребёнок получается) похожим на него, если же вода женщины опережает его воду, то (ребёнок становится) похожим на неё". Услышав ответ, Абдуллах воскликнул: "Свидетельствую, что ты − Посланник Аллаха!"». Хадис передал имам аль-Бухари.

3. Бык

Бык

عن أبي سعيد الخدري رضي الله عنه عن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: ((تكون الأرض يوم القيامة خبزة واحدة، يتكفؤها الجبار بيده، كما يتكفأ أحدكم خبزته في السفر نزلاً لأهل الجنة) فأتى رجل من اليهود، فقال: بارك الرحمن عليك يا أبا القاسم، ألا أخبرك بنزل أهل الجنة يوم القيامة؟ قال: بلى قال: تكون الأرض خبزة واحدة كما قال النبي – صلى الله عليه وسلم – فنظر النبي – صلى الله عليه وسلم – إلينا، ثم ضحك حتى بدت نواجذه ثم قال: ألا أخبرك بإدامهم؟ قال إدامهم بالام ونون. قالوا: وما هذا؟ قال: (ثور ونون، يأكل من زائدة كبدهما سبعون ألفاً))، رواه البخاري ومسلم. قال النووي رحمه الله في شرح مسلم: «أما النون فهو الحوت باتفاق العلماء.. وأما زائدة الكبد وهي القطعة المنفردة المتعلقة في الكبد، وهي أطيبها ».

Сообщается, что Абу Саид аль-Худри сказал: «Посланник Аллаха ﷺ поведал нам:

«В День Воскрешения Земля станет одной хлебной лепёшкой, и Величественный Владыка сделает её ровной, подобно тому, как вы лепите тесто для хлеба во время поездок. И сделает его угощением для жителей Рая».

После того, как Пророк ﷺ сказал это, пришёл некий иудей и спросил: «Да благословит тебя Милостивый Аллах, о Абуль-Касим, а не рассказать ли мне о том, какое угощение будет подано обитателям Рая в день Воскрешения?» Пророк ﷺ ответил: «Да, конечно». Иудей сказал: «Земля в тот день превратится в одну хлебную лепёшку…», и он рассказал то же самое, что сказал Пророк ﷺ . Тогда Посланник Всевышнего ﷺ посмотрел на нас и засмеялся так, что были видны его зубы, и сказал: «А не поведать ли тебе, что им будет подано с хлебом? Это будет бык и рыба». Сподвижники спросили: «Что это значит?»*. Он ответил: «Это значит бык и рыба. И кончик от их печени будет кушать семьдесят тысяч человек». Хадис передает имам Муслим.

*Здесь Пророк ﷺ использовал мало распространённое слово «балям» ( بالام ), что переводится и как бык и как вол, и поэтому сподвижники попросили его разъяснить это слово.

4. Овцы

Овца

В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Господа ﷺ изрёк:

امْسَحُوا رُغامَ الغَنَمِ وطَيِّبُوا مَرَاحَها وصَلُّوا في جانِبِ مَرَاحِها فإنّها مِنْ دَوَابِّ الجَنّةِ

«Вытирайте слизь с овец* и очищайте их загон, молитесь рядом с их загоном, ибо поистине, они из числа животных Рая». Этот хадис передал аль-Байхаки в «аль-Ма’рифа».

*Имеется в виду, что овец следует содержать в чистоте и ухаживать за ними, как об этом говорит имам аль-Мунави в «Файдуль-Кадир».

5. Верблюд

Верблюд

Абу Мас’уд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сказал:

عن أبي مسعود الأنصاري رضي الله عنه قال جاء رجل بناقة مخطومة فقال هذه في سبيل الله فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (لك بها يوم القيامة سبع مائة ناقة كلها مخطومة)، رواه مسلم وأحمد والنسائي والطبراني بطرق عديدة. قال النووي رحمه الله في شرح مسلم: «أي: فيها خطام، وهو قريب من الزمام. قيل: يحتمل أن المراد له أجر سبعمائة ناقة، ويحتمل أن يكون على ظاهره، ويكون له في الجنة بها سبعمائة كل واحدة منهن مخطومة يركبهن حيث شاء للتنزه، كما جاء في خيل الجنة ونجبها وهذا الاحتمال أظهر ».

«Некий человек пришёл к Посланнику Всевышнего ﷺ , ведя с собой верблюда, одетого в хитам, и сказал: "Это на пути Аллаха". Пророк ﷺ промолвил: "В Судный День ты получишь 700 верблюдов, одетых в хитам"». Хадис передали имамы Муслим и аль-Хаким.

Имам Навави, комментируя этот хадис в «Шархуль Муслим», пишет: «Хитам – это вещь, подобная уздечке. Говорится: возможно, что целью слов Пророка ﷺ было то, что в Раю его ожидает награда, как за пожертвование семисот верблюдов. Также возможно, что имелся в виду прямой смысл, и его в Раю будут ожидать семьсот верблюдов, каждый из которых будет с хитамом, на которых он будет развлекаться, ездя, где пожелает, как это пришло о райских лошадях и их превосходстве, и это мнение более правильное». А Аллах знает лучше.

6. Лошадь

Лошадь

عن ابن بريدة عن أبيه قال جاء رجل إلى النبي صلى الله عليه وسلم فقال: يا رسول الله إني أحب الخيل ففي الجنة خيل، قال: (إن يدخلك الله الجنة فلا تشاء أن تركب فرسا من ياقوتة حمراء تطير بك في أي الجنة شئت إلا ركبت) رواه والترمذي

Ибн Бурайда передаёт от своего отца, что некий человек пришёл к Посланнику Господа ﷺ и сказал:

«О Посланник Аллаха, я сильно люблю лошадей, будут ли в Раю лошади?» На что Пророк ﷺ ответил: «Если Аллах введёт тебя в Рай, то у тебя будет там лошадь из красного яхонта, на которой ты будешь летать, где пожелаешь». Этот хадис передал имам Ахмад.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

В отличие от многих других животных, кошки пользуются особым положением среди мусульман. Причина тому - отношение к ним самого Пророка Мухаммада и выросший на исламской почве народный фольклор

ДУШАНБЕ, 5 апр — Sputnik. Коран и шариат не только формируют религиозное мировоззрение сотен миллионов людей во всем мире, но и весьма подробно определяют повседневную жизнь мусульман. Какую одежду носить, с кем вступать в брак, как вести бизнес – ответы на все эти вопросы в той или иной форме исламские богословы предлагают искать именно в священных текстах.

Неудивительно, что регламентация быта коснулась и братьев наших меньших, в частности - кошек. "Как относится ислам к кошкам", "хадисы о кошках", "отношение ислама к домашним животным" - вот самые популярные запросы на тематических форумах для мусульман.

Кошка рядом с человеком

О том, что на самом деле говорит Коран и Сунна о пушистых любимцах и как отношение к кошкам может влиять на загробную жизнь, попытался разобраться Sputnik Таджикистан.

По примеру Пророка

Ислам позволил человеку украшать дом посредством того, что он пожелает, если это не является запретным. В принципе то же касается и животных: если оно не считается однозначно нечистым, его можно держать в качестве питомца.

Если брать собак – то здесь все непросто. Богословы столетиями спорят, является ли собака нечистым животным, так как существует очень уж много хадисов и аятов, дающих слишком широкий простор для толкования.

А вот с мурчащими питомцами все куда яснее – ислам относится к кошкам с большой теплотой. К примеру, кошка - единственное животное, которому разрешен вход в мечеть.

Чтобы понять, почему исламская традиция столь благостно относится к усатым и хвостатым, стоит упомянуть наиболее известные предания о жизни пророка Мухаммада.

Серая кошка

Так, существует одна легенда, прочно укоренившееся в исламской фольклорной традиции, о любимой кошен пророка Муиззе. Предание гласит, что пророк Мухаммад во время похода на Ухуд, увидел, как она вскармливает грудных котят, и дабы воины не затоптали ненароком пушистое семейство, поменял маршрут движения солдат.

А однажды Муизза улеглась спасть на полу халата Мухаммада во время его молитвы. И по окончании намаза пророк предпочел отрезать кусок от рукава, только бы не потревожить сон животного. После пробуждения кошка, как гласит легенда, — низко поклонилась пророку Мухаммаду за такой поступок.

Рай и ад за котят

Свидетельством благожелательного отношения к кошкам еще во время формирования исламской уммы является само имя одного из известных сподвижников пророка - Хазрати Абу Хурайра, что означает "отец котят". Приняв ислам, он прибыл в Медину и после все время находился рядом с Мухаммадом, посвящая себя изучению ислама и собирая хадисы.

Вообще при рождении его нарекли языческим именем Абд аш-Шамс - "раб солнца", но как-то он с котенком на плече (а Абу Хурайра с детства любил животных) шел по улице и встретил пророка Мухаммада, назвавшим мальчика "маленьким отцом котят". По легенде с этого момента и сам Абу Хурайра представлялся посторонним не иначе как "отец котят".

Также, согласно поверью, пророк запретил продавать кошек как товар, а один из питомцев Абу Хурайра спас пророка от смерти, убив змею, которая уже приготовилась напасть.

Молитва в мечети, архивное фото

В суфийской традиции есть еще одна легенда о неком Абу Бакре Аш-Шибли, которому во сне голос свыше сказал: "Тебе были отпущены грехи. Помнишь ли холодный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка? Ты взял его и спас от смерти, согрев под плащом. Из-за этого котенка прощены твои прегрешения".

К слову, в исламе вообще поощряет заботу о тех, кто не может помочь себе сам, а в священных текстах не раз отмечается, что сострадания заслуживает не только кошка.

Так, в хадисе, переданном богословом Мухаммадом аль-Бухари (2363 ), со слов упомянутого Абу Хурайра есть слова пророка Мухаммада: "Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю.

Увидев это, он сказал себе: "Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня". После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи - ред.)".

Слушатели Мухаммада спросили: "О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?" На что он ответил: "Награда полагается за все живое".

Котопоезд а Японии

Но если сострадательное отношение к животным может быть основанием для прощения прегрешений и вхождения в рай, то, напротив – тех, кто обидел беззащитное создание, может ждать жестокая кара. "К тому, кто не проявляет милосердия к творениям Всевышнего, Аллах также не проявит милосердия", - говорится в хадисе Бухари (5538).

В одном их достоверных хадисов, собранных аль-Бухари, пророк отмечает, что некая женщина была замучена и брошена в ад, из-за кота, которого она держала взаперти, не имеющего возможности поймать себе добычу, пока он не умер от голода.

Кошачья чистота

Согласно требованиям Корана, мусульмане очень щепетильно относятся к правилам религиозной чистоты. В случае, если человек перед молитвой не совершил ритуальное омовение или осквернил себя наджасом - веществом, к которому запрещено прикасаться без необходимости, - его молитва может быть не принята Господом.

Исламские улемы столетиями спорят о том, что вне четко оговоренного Кораном списка считать наджасом, а что нет. Однако богословы сходятся в одном: слюна кошки, в отличие от большинства иных животных, не является нечистой.

Так, Айша, жена пророка Мухаммада, во время намаза увидела, как кошка ела пищу, стоящую на полу. Завершив молитву, Айша, немало не брезгуя, стала есть после животного, сказав, что раз пророк делал молитвенное омовение водой, которую пили кошки, то и вкушать пищу, к которой они прикоснулись, – не грех.

Выставка самых редких домашних кошек в Ботаническом саду МГУ Аптекарский огород

В исламских источниках данное предание описывается обычно так: "Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привел слова матери о том, как ее послали с блюдом (харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала знак поставить блюдо на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Айша закончила молитву, то поела, взяв еду с того места, приведя слова Мухаммада: "Они не нечистые, они – ваши домочадцы!"

Есть предание и о раннем исламском богослове и хадисоведе Абуль-Хаттабе Катаде ибн Диама, который в присутствии своей племянницы дал кошке испить из сосуда, где была налита вода для омовения. На удивленный вопрос родственницы он также, как и Айша, привел слова Мухаммада "Кошки - не грязные. Они смешаны с вами". Таким образом он подчеркивал, что раз питомец делит с человеком кров, то и не стоит бояться делить с ним и стол.

Не плачь, я с тобой

Кроме того, в одном из самых достоверных сборников хадисов Сахих Муслима (511) четко говорится - "молитву разрывают (проходящие перед молящимся) женщина, осел и пес, а предохраниться от этого можно чем-то вроде прута для погона скота".

И если следовать принципу – что не запрещено, то разрешено, кошка никак не может нарушить молитву мусульманина.

Почтение к хвостатым

Исламская традиция наложила колоссальный отпечаток на национальные обычаи сотен восточных народов. Потому не трудно найти множество реальных примеров, когда кошки в той или иной мусульманской стране пользовались любовью как простых жителей, так и власть предержащих.

Особняком здесь стоит Турция, где покровительство пушистым питомцам граничит с обожанием.

Турецкий кот

Так, последний самодержавный султан Османской империи Абдул-Хамид II просто обожал кошек, а его любимцем был белый длинношерстный кот по прозвищу Ага Эфенди.

А насчет Исмаила Саиба Сенджера, начальника знаменитой Библиотеки Баязида в Стамбуле, точно известно, что ученый муж кормил сотни кошек. По этой причине Библиотеку Баязида называли "Библиотекой кошек".

А сам блистательный Стамбул, истинную столицу государства, многие справедливо называют "городом кошек". Обилие усатых и хвостатых хищников, свободно гуляющих по улицам и заходящих в дома и мечети, давно стало визитной карточкой города.

Отношение к кошкам в разных религиях было разным, но в основном их подозревали в связях с потусторонними силами и даже сжигали на кострах, как ведьм. Чуть реже — признавали божеством, как это было, например, в Египте. В исламе кошке тоже принадлежит особое место. Ей, единственной из животных, позволен вход в мечеть и полная свобода действий там. Где хочешь, там и валяйся. И никто не обидит, не прогонит.


Все началось еще с любимой кошки Пророка Мухаммада. Звали ее Муэцца и была она белоснежной разноглазой красавицей. Хотя, по некоторым легендам, она была абиссинской, табби, и даже сплошь черной. (легенды мало заботятся о том, чтобы соответствовать друг другу) Одно известно точно — она была кошечкой.

Пророк любил ее настолько, что никогда не тревожил ее сна, а воду, которую она пила, использовал для омовения перед молитвой. Так же она любила спать на его коленях во время проповедей. В общем, вела себя как любая любимая домашняя кошка. Однажды киска уснула на рукаве хозяйского халата, приготовленного для утренней молитвы. Не долго думая, Мухаммад отрезал рукав, на котором дремал зверек, и оделся. Когда Мухаммад вернулся после молитвы, Муэцца проснулась и поклонилась Пророку, а он трижды ее погладил. Хотя, я думаю, гладил он ее много раз.

Согласно легенде, котики лишали Мухаммада элементов одежды не единожды. Безвестный больной котенок пришел и умостился на краю халата Пророка, пока тот общался с учениками. Урчал, топтался, да так и уснул в тепле. Когда Мухаммаду нужно было уходить, он не смог заставить себя прогнать котенка, и опять отрезал полу одежды в угоду хвостатому.

Конечно, кошки платили ему добром за добро. Помимо обычной оплаты теплом и мурлыканьем, которым кошки одаривают нас, Пророку они спасали жизнь. Например, однажды кошка убила змею, забравшуюся в рукав и собиравшуюся ужалить Мухаммада. Опередив Пророка, собиравшегося надеть одежду с затаившейся в ней смертью, кошка отважно прыгнула на рукав, загрызла змею и гордо показала добычу Мухаммаду. Была ли это Муэцца? За свое спасение Пророк коснулся лба кошки и навсегда оставил на нем четыре четкие линии, отмечая благословенное животное.

Так и видится картина — дрожащая от волнения ладонь Мухаммада касается лба кошки, а в ответ раздается уверенное тррр-тррр… Кроме того, из-за того, что рука Посланника Аллаха коснулась спинки животного, коты почти никогда не падают на спину, но приземляются на лапки. Еще Мухаммад запретил продавать котов за деньги, или обменивать на товары. Это свободное существо, а не собственность, с уважением считал Пророк.

Любовь Мухаммада к котам разделяли и его близкие. Так, друг Пророка Абд аль Рахман даже заслужил прозвище Абу Хурайра, отец котов, поскольку всюду, куда бы он ни шел, с ним был котенок. Кроме того, будучи смотрителем мечети, он заботился о том, чтобы окрестные коты были всегда сыты. Из-за этого кошачье племя в самой мечети значительно увеличилось. Котопапа свое прозвище оправдывал.

Хадисы, предания ислама, передают рассказ Мухаммада о женщине, не кормившей кошку и запершей ее так, что кошка не могла ловить мышей. От голода кошка погибла, а женщина за это преступление направилась в ад. А вот другая женщина, проститутка, увидев бродячего пса, сняла свою туфлю и напоила из нее собаку, и за это благодеяние удостоилась прощения. Хоть пес и не кошка, но эта легенда учит относиться с добром ко всем живым тварям.

И вот, со времен Пророка кошки почитаются всеми мусульманами. И не просто почитаются! В их честь слагались стихи, мурлыканье кошки суфии сравнивали с исполнением зикра — ритмичным повторением имени бога, из-за чего усатых-полосатых использовали в больницах, веря в целебную силу их мурлыканья. Коты даже ставились в пример другим мусульманам.

Как-то грамматик ибн Бабшад сидел с товарищем на крыше Каирской мечети и перекусывал. Мимо по карнизу проходила кошка, и ученый бросил ей несколько кусочков. Кошка схватила их и убежала. Затем вернулась опять и мяуканьем потребовала добавки. Она возвращалась несколько раз, и ученые решили проследить за ней. Каково же было их удивление, когда кошка привела их к крыше, на которой сидел слепой кот. Ему она и носила угощение. Бабшад был так тронут этим, что в тот же день отказался от всего своего имущества, прожив остаток жизни в бедности, полагаясь только на милость Бога, который добр даже к слепым котам.

Суфийские легенды рассказывают также о коте шейха, помогавшем учителям наводить порядок в школе (чем не прообраз миссис Норрис из Гарри Поттера?). Однажды этот кот пожертвовал собой ради спасения дервишей. Другой шейх, Абу Бакр аль Шибли после своей смерти явился во сне одному из учеников и поведал, что попал в рай. Однако такой милости он удостоился не за религиозное рвение. Аллах сказал ему: "Помнишь ли холодный снежный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка. Ты взял его и согрел под плащом. Из-за этого котенка ты и прощен".

В XIII веке мамлюкский султан Египта и Сирии аль-Захир Бейбарс повелел основать особый "кошачий сад", где кошки Каира могли бы найти убежище, еду и питье в любое время. С тех пор это место многократно переходило из рук в руки, но указ султана исполнялся неукоснительно, и исполняется по сей день. Каждый вечер тысячи каирских кошек стекаются в сад, куда приходят люди с полными корзинами еды для них. Какие бы перемены ни сулил новый век, кошки должны быть накормлены.

С кошками связаны и суеверия. Согласно им, добрый дух гарина ночью поселяется в кошке. Поэтому ни копты, ни мусульмане не смеют ударить кота, особенно вечером, боясь разгневать гарину.

И сегодня многие исламские города наводнены кошками, которых холят, лелеют и пускают везде, куда бы это свободолюбивое, но удивительно ласковое существо ни решило пройти. Ведь после смерти кот попадает прямо в рай, где может рассказать о вашей доброте Пророку.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

В различных религиях и государствах отношение к кошкам не было одинаковым. Так, например, у скандинавских протестантов они считаются символом измены и разврата. Ну а в некоторых религиях их, наоборот, почитают и даже поклоняются им. Какое же место принадлежит кошке в исламе? Попробуем разобраться в этом в данной статье.

кошки в исламе

Почитание кошек

Прежде всего стоит отметить тот факт, что кошки в исламе всегда почитались и ценились. Связано это с тем, что сам пророк Мухаммед обожал их. В истории этой религии существует множество легенд о том, как кошки спасали людей. В общих чертах можно сказать, что кошка – это на самом деле животное, которое обладает некими магическими силами. Не секрет, что они очищают жилище человека от негативной энергии. Большинство религий относится к кошкам весьма почтительно. Так, например, в христианских общинах ходила легенда о том, что маленького Иисуса приходила греть белая пушистая кошечка.

Пророк Мухаммед

Пожалуй, одной из самых важных фигур в исламе был последний из пророков - посланник Аллаха Мухаммед. У него была белая красивая кошка с разноцветными глазами. Её звали Муизза. Он очень любил её и ценил. Пророк Мухаммед никогда не беспокоил любимое животное. Если Муизза спала на одежде, которую он собирался надевать, он выбирал для себя что-нибудь другое. Ходит легенда о том, что однажды, когда пророку нужно было идти на утреннюю молитву, он обнаружил, что она спит на рукаве его одеяния. Нечего другого он надеть не мог в этот день. По этой причине он аккуратно обрезал рукав, чтобы не побеспокоить любимую кошку. Так, на молитву он пришел в халате без рукава.

кошка во сне ислам

Был и еще один случай, когда пророку Мухаммеду пришлось отрезать часть своей одежды. Однажды во время беседы со своими учениками в саду, он увидел, что маленькое пушистое создание топчется и мурчит на краю его халата. Когда пророк закончил свою речь, котик уже мирно там спал. Чтобы не будить милое создание, он обрезал край своего халата.

Спасение пророка Мухаммеда

Положительное отношение к кошкам в исламе сформировалась еще и из-за того, что одна из представителей кошачьих спасла посланника Аллаха от укуса змеи. Одним утром, когда он начал одеваться, он увидел, что его любимица Муизза рычит и не пускает его к одежде. Когда из рукава халата выползла змея, кошка поймала её и убила. После этого пророк Мухаммед стал еще больше любить Муиззу. Существуют также сведения, что воду, которую пила кошка, он использовал для умывания после молитвы. Так, можно сделать вывод, что мусульмане считают пушистых созданий чистыми животными.

Говорят, кошки падают только на 4 лапы неспроста. Пророк Мухаммед постоянно гладил пушистых животных и таким образом благословил их.

Отец котят

Жил в Медине и еще один человек, который очень любил кошек. Его звали Абдуррахман ибн Сахр ад-Давси аль-Ямани. Но Мухаммед дал ему прозвище Абу Хурайра, что в переводе означает отец котят. Он действительно очень любил маленьких пушистиков. Рядом с ним всегда находилось несколько котят, которых он часто гладил и кормил разными вкусностями. Он был очень добр к ним и учил этому других. Некоторые утверждают, что Абу Хурайра всегда носил одного из котят в своем рукаве.

кошка в доме в исламе

Шариат и кошки

Конечно же, мусульмане чтят свои практические религиозные предписания и неукоснительно следуют им. В Коране есть законы относительно многих животных, в том числе и котов. Там сказано, если человек приручил маленькое пушистое существо, он несет за него ответственность. За жестокое обращение к кошкам в исламе каждый мусульманин будет отправлен в ад. Существует даже история об одной женщине, которая держала кошку взаперти без еды, и за это Аллах её наказал. Так, если же мусульманин берет в дом кота, он должен заботиться о нём, а иначе будет отвечать перед высшим судом. Кроме того, существует даже теория, что в Судный день, животное предстанет рядом с человеком, и их будут судить вместе.

Сафие-султан

Еще одна великая мусульманская фигура, которая любила кошек – это наложница османского султана Мурада III Сафие-султан. В сериале «Империя Кёсем», который наверняка смотрели многие, она постоянно держит на руках свою белоснежную красавицу турецкой породы Елизавету. По сюжету фильма кошку подарила ей королева Елизавета Тюдор. В сериале просматривается очень почтительное отношение к животному. Её буквально все носят на руках, у неё красивые вышитые подушки и очень дорогое украшение на шее. Конечно же, в сериале события немного искажены. На самом деле Сафие-султан нашла кошечку в саду, обогрела её и приютила. Но в целом, положительное отношение к кошкам в исламе действительно показано правильно. Этому свидетельствуют и гравюры Жан-Батиста, на которых все члены правящей династии изображены с этими животными в руках. Это кошки стамбульской и анкарской пород.

кошка в исламе священное

Приметы и суеверия

Кошка в исламе – священное животное, а значит, с ним связано много различных примет. В целом все они носят позитивный характер, так как пушистое существо почитается и ценится. Кроме того, многие из суеверий вполне совпадают с приметами в православии.

Так, например, считается, что не человек выбирает себе кота, а как раз-таки наоборот. Если животное приходит в дом, для этого есть определенные причины. И ни в коем случае нельзя выгонять кота и закрывать перед ним двери. Это может принести семье много неудач.

Если к одинокой женщине приблудился котенок, значит, в скором времени она встретит свою любовь и у неё наладится жизнь. Коты словно талисманы охраняют своих хозяев и помогают им во всем. Говорят, что иногда животное может принять на себя удар, который предназначался его хозяину. Тогда кот начнет сильно болеть или даже может умереть.

отношение к кошкам в исламе

В целом, кошка в доме в исламе – это символ благополучия и счастья. Если она произвольно убегает, значит в вашем жилище слишком плохая энергетика.

В любом случае, в исламе все приметы и суеверия основываются только на одном простом правиле: «Всё происходит по воле Аллаха». Если к дому приходит кошка, значит, он желает, чтобы она там жила. И не следует этому противиться.

В исламе про кошек говорится не так мало. Например, некоторые просветленные мусульмане утверждают, что кошки видят джинов (духов в арабской мифологии). Они могут на них просто смотреть или же рычать. Также кошки умеют лечить. Они всегда приходят на больное место и ложатся там. Таким образом, они забирают весь недуг на себя.

Ежегодно 8 августа отмечается всемирный день кошек. Инициатором этого праздника является Международный фонд по защите животных. Они призывают не обижать пушистых друзей, а наоборот, любить их. Кроме того, этот праздник призывает всех заботиться об уличных питомцах.

Вот еще одно достаточно важное правило. Кошка в исламе – священное животное и его нельзя кастрировать. Это считается жестокостью по отношению к пушистому другу. И согласно шариату за такой поступок мусульманин будет отвечать перед Аллахом.

Цвет котенка

Считается, что цвет домашнего питомца также имеет большое значение. В мусульманских странах встречаются кошки разных пород, но наибольшее уважение заслуживают именно белые. Так, у пророка Мухаммеда был котенок именно такого окраса. Черная кошка в исламе не считается плохим знаком. Она также заслуживает хорошего отношения и не является предвестником бед. Большой популярностью также пользуются кошки с разноцветными глазами. Считается, что они наиболее приближены к Аллаху и обладают некоторыми магическими навыками. В христианстве же особое внимание уделяют трехцветным кошечкам. Считается, что они приносят в дом удачу и везение.

кошка в исламе священное животное

Суфийские истории

Еще одно подтверждение того, что кошкам в исламе отведено особенное место – это множество суфийских притч об этих питомцах. В этих историях пушистые зверьки выступают в роли помощников. Они жертвуют собой ради дервишей и шейхов, решают многие вопросы, поддерживают султанов. Суфии также пересказывали множество легенд о домашних питомцах и сравнивали их мурчание с чтением молитвы в исламе. Кошка во сне, по их мнению, символизировала благосклонность Аллаха. Так, значит, человек, которому снился сон с участием четвероногого друга, вел праведную жизнь и чтил все законы Корана. Интересно, что в православной вере толкование сна о коте практически противоположно. Так, если христианину приснилась кошка, значит, его ждут неудачи.

В исламском искусстве пушистые питомцы также были в почете. О них писали стихи и поэмы, рисовали на холстах и даже изготавливали различные предметы обихода в виде этих животных. Существует немало турецких сказок про котов. Например, одна из самых популярных: «Как мыши решили повесить кошке на шею колокольчик». В данном произведении высмеивается глупость мышей.

Учитывая всё вышенаписанное, можно сделать вывод, что мурок в исламе почитали и любили. Кроме того, считается, что все они произошли от степных кошек, проживающих на Ближнем Востоке. Это единственное животное, которому разрешен вход в мечеть. Так, даже сейчас в Стамбульской мечети живет много милых котиков.

черная кошка в исламе

Каждый верующий мусульманин ни имеет права их обижать, бить, выгонять из дома, оставлять без еды. За жестокое отношение к животным человек попадет в ад. Мусульмане верят, что кошки наделены особой силой. Они могут отомстить за плохое отношение к ним. Как бы там ни было, но человек не должен чувствовать себя полным хозяином над беззащитными четвероногими друзьями.

Читайте также: