Чем шире кот тем чешире рот

Опубликовано: 15.05.2024

Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот — совсем не тот, что чешет языком.
И вовсе не чеширский он от слова «чешуя»,
А просто он волшебный кот, примерно как и я.

Чем шире рот,
Тем чеширей кот.
Хотя обычные коты имеют древний род,
Но Чеширский Кот —
Совсем не тот,
Его нельзя считать за домашний скот!

Улыбчивы мурлыбчивым, со многими на ты
И дружески отзывчивы чеширские коты.
И у других — улыбка, но… такая, да не та.
Ну так чешите за ухом Чеширского Кота.

  • Следующий стих → Владимир Высоцкий — Шляпник
  • Предыдущий стих → Владимир Высоцкий — Причитания Синей Гусеницы

Читать похожие стихи:

  1. Владимир Высоцкий — Куплеты нечистой силы
  2. Владимир Высоцкий — Мореплаватель-одиночка
  3. Владимир Высоцкий — Песня Вани у Марии
  4. Владимир Высоцкий — Дорожный дневник: Часть XII
  5. Владимир Высоцкий — Вооружён и очень опасен

Отзывы к стихотворению:

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Первое упоминание Владимиром Высоцким о славном племени кошачьих появляется в его песне «О переселении душ»:

…Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком.
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?

Так кто есть кто, так кто был кем –
…………………..мы никогда не знаем.
Кто был никем, тот станет всем!
………………….. – задумайтесь о том.
Быть может, тот облезлый кот
…………………..был раньше негодяем,
А этот милый человек
…………………..был раньше добрым псом.

Да, не очень-то пожаловал добрыми словами Владимир Семёнович кота при «первой встрече» в своих строках: облезлый он какой-то, да и до реинкарнации или последнего перевоплощения был – ВОЗМОЖНО (спасибо…) – негодяем! Не очень светлый образ кота. Хотя на фоне попугая, свиньи и гадюки – ещё и ничего. Ведь от негодяйства-то, возможно после переселения в этой жизни ничего и не осталось… К тому же это только для тех, кто верит что «хорошую религию придумали индусы»…
Более «продвинутый» образ другого кота предстаёт перед читателем или слушателем песни-антисказки «Лукоморья больше нет». Это кот, переживший разрушение и обвал сказочного послепушкинского «Лукоморья», предстаёт как образ приспособившегося к новым переменам героя, являвшегося ранее Главным Сказочником. Он уже не только поёт, но и загибает анекдоты. И хоть ходит, но не по цепи:

…Здесь и правду ходит кот,
Как направо – так поёт,
Как налево – так загнёт
Анекдот.
Но, учёный сукин сын,
Цепь златую снёс в торгсин,
И на выручку один –
В магазин.

Как похоже на девяностые годы прошлого века, да и на сегодняшние дни смахивает. Всё есть: - и «бывший дядька их морской» со своим участком под Москвой, и «колдун – врун, болтун и хохотун», и ковёрный самолёт», сданный в музей… «И невиданных зверей, дичи всякой, - нету ей: понаехало за ней егерей!»… А писалось-то это Высоцким в июне-сентябре 1967 года! А как сегодня…
Но кот – «сукин сын» (хоть и учёный) всё же не смог стойко выдержать перестроечно-реформаторские усилия здоровенных жлобов, что «порубили все дубы на гробы» и ободрали его, кота зелёный сруб: «дядька ихний сделал сруб» из сказочного дуба, по которому когда-то кот расхаживал, рассказывая сказки…

…Как-то раз за божий дар
Получил он гонорар:
В Лукоморье перегар
На гектар!
Но хватил его удар,
Чтоб избегнуть божьих кар,
Кот диктует про татар
Мемуар.

Ты уймись, уймись тоска
У меня в груди!
Это только присказка,
Сказка впереди.

Тоска в груди у автора? Да, но вряд ли это тоска по коту, сошедшему с цепи… Автор понимает, чувствует, что «сказка впереди»! Нет «Лукоморья»! А спаленный вертопрах, подпоивший бабку-ведьму, и дом спалил… И кот без дуба и цепи срывается в «перегар на гектар». Антисказка «Лукоморья больше нет» - поэтическое предвиденье развала страны, которого Высоцкий уже не застал?
Впрочем, коты в строках Высоцкого появляются вскоре в песне «Ярмарка» - в более оптимистической обстановке эмоционального упоения ярмаркой:

…Вон Емелюшка щуку мнёт в руке,
Щуке быть ухой, вкусным варевом,
Черномор кота продаёт в мешке –
Слишком много кот разговаривал.

Говорил он без тычка,
Без задорины –
Все мы сказками слегка
Объегорены.
Не скупись, не стой, народ,
За ценою,
Продаётся с цепью кот
С золотою.

Это как бы один из вариантов, одна из версий продолжения истории «лукоморного кота». Не продал он свою золотую цепь в магазине «Торгсине», теперь и его продают вместе с цепью… Значит не получилось у кота свободной продажи «божего сказочного дара» - попался в рабство Черномору? Ну и нравы – так и хочется подумать. А впрочем, не расплата ли это за то, что «все мы сказками слегка объегорены»? Сказки-то кот рассказывал – значит, Черномор кота к ответу правильно призвал? Но в контексте всей песни не верится этому:

Запрудили мы реку` -
Это плохо ли?
На кисельном берегу
Пляж отгрохали.
Но купаться нам пока
Нету смысла,
Потому у нас река
Вся прокисла.

Кот ли виноват в нашей (тогдашней и сегодняшней) прокисшей реке и в кисельных берегах? Это вряд ли, как говорится…
В 1975 году Владимир Высоцкий на фирме «Мелодия» записывает свои песни для дискоспектакля по книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». В Грампластинку не уложились ещё три текста Высоцкого из этой серии стихов и песен, в которой коты и кошки – одни из самых заметных фигур-героев строчек поэта. «Первая песенка Алисы» посвящена её играм с кошкой:

Я страшно скучаю, я просто без сил,
И мысли приходят, маня, беспокоя,
Чтоб кто-то куда-то меня пригласил,
И там я увидела что-то такое.

Но что именно, право, не знаю.
Все советуют наперебой:
- Почитай! – Я сажусь и читаю.
- Поиграй! – Я сажусь и играю,
Всё равно я ужасно скучаю!
Сэр, возьмите Алису с собой!

Мне так бы хотелось, хотелось бы мне,
Когда-нибудь выйти из дома,
И вдруг оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, где всё по другому.

Но что именно, право, не знаю.
Все советуют наперебой:
- Почитай! – Ну, я с кошкой играю..
- Поиграй! – Я сажусь и читаю,
Всё равно я ужасно скучаю!
Сэр, возьмите Алису с собой.

А в песенке «Падение Алисы» кошка уже приобретает новое фантастическое качество «летучести»:

Догонит ли в воздухе, или шалишь,
Летучая кошка летучую мышь?
Собака летучая – кошку летучую?
Зачем я себя этой глупостью мучаю.


В «Песне Мыши» ещё бы мышь не пела о кошке! Конечно, поёт:

… И так от лодыжек дрожу до ладошек,
А мне говорят про терьеров и кошек.
А вдруг кошкелот на меня нападёт,
Решив по ошибке, что я мышелот…

В первоначальном варианте этого стихотворения были строки:

…Покрашена синей тушью
Она до льдышек-ладошек.
А я эти ужасы слушаю
Про грубых собак и кошек.

Мне страшно, я с каждой минутою
Всё путаю, путаю, путаю.

Когда б превратились мы в китомышей,
Котов и терьеров прогнали б взашей!
Ах, это была бы смешная охота –
Котов и терьеров на кашмышелота!

Ах, жаль, что я лишь
Обычная мышь!

Максимум внимания котам уделён Владимиром Высоцким в стихотворении «Чеширский кот». У него своё представление о том, что такое «чеширский кот»:

Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот совсем не тот, что чешет языком,
И вовсе не чеширский он от слова «чешуя»,
А просто он – волшебный кот, примерно как и я.

Вот когда Владимир Семёнович почувствовал себя «котом»! Он считает, что настоящие чеширские волшебники – и улыбчивы, и дружелюбны:

…Чем шире рот, тем чешире кот,
Хотя обычные коты имеют древний род,
Но Чеширский Кот совсем не тот,
Его нельзя считать за домашний скот!

Улыбчивы, мурлывчивы, со многими на «ты»,
И дружески отзывчивы Чеширские коты.
И у других улыбка, но такая, да не та.
Ну так чешите за ухом Чеширского Кота!


А в стихотворении «Запоминайте: приметы – это суета, стреляйте в чёрного кота…» поэт не жалеет кота – чёрного… Да и в песне «Кто-то высмотрел плод…» коту автором отводится роль образа невыдающегося, занятого повседневным скучным делом, правда жизненно необходимым - ловлей мышей:

…Он начал робко с ноты «до»,
Но не допел её, не до…
Не дозвучал его аккорд, аккорд
И никого не вдохновил.
Собака лаяла, а кот
Мышей ловил…

В песне «Горизонт» Чёрный кот выполняет роль одного из серьёзных препятствий на пути движения автора к финишу – далёкому горизонту:

…Наматывая мили на кардан,
Я еду параллельно к проводам.
Но то и дело – тень перед мотором –
То чёрный кот, то кто-то в чём-то чёрном.

Таким образом, у Высоцкого образ Кота положителен, пожалуй, только в цикле стихов «Алиса в стране чудес», а в остальных стихотворениях и песнях кот у него несёт некую сумму отрицательных чёрточек: кот, несущий неясную опасность, кот-разрушитель, кот-сукин сын…
Впрочем, хватало Владимиру Семёновичу других образов и аллегорий для расцвечивания стихов: волки, кони, птицы… И люди.
Коты же Владимиру Высоцкому виделись чаще именно такими, как он их и показал в своих песнях – объегоривающих народ сказками. Очевидно, в этом заслуга самих "котов"… Но ведь и «улыбчивых, мурлывчивых» котов поющий Поэт умел разглядеть.

* - рис. свой: картина «Алиса в Стране Чудес»

Приветствую, Валерий! Хорошая прогулка по песням Владимира Высоцкого, посвящённая одному представительно-образному герою его аллегорий. С праздниками и новых исследований! С дружеским!

Спасибо, Анатолий! - Рад, что понравилось.

С праздниками января! Удачи во всех делах и начинаниях!)))

Первое упоминание Владимиром Высоцким о славном племени кошачьих появляется в его песне «О переселении душ»:

…Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком.
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?

Так кто есть кто, так кто был кем –
…………………..мы никогда не знаем.
Кто был никем, тот станет всем!
………………….. – задумайтесь о том.
Быть может, тот облезлый кот
…………………..был раньше негодяем,
А этот милый человек
…………………..был раньше добрым псом.

Да, не очень-то пожаловал добрыми словами Владимир Семёнович кота при «первой встрече» в своих строках: облезлый он какой-то, да и до реинкарнации или последнего перевоплощения был – ВОЗМОЖНО (спасибо…) – негодяем! Не очень светлый образ кота. Хотя на фоне попугая, свиньи и гадюки – ещё и ничего. Ведь от негодяйства-то, возможно после переселения в этой жизни ничего и не осталось… К тому же это только для тех, кто верит что «хорошую религию придумали индусы»…
Более «продвинутый» образ другого кота предстаёт перед читателем или слушателем песни-антисказки «Лукоморья больше нет». Это кот, переживший разрушение и обвал сказочного послепушкинского «Лукоморья», предстаёт как образ приспособившегося к новым переменам героя, являвшегося ранее Главным Сказочником. Он уже не только поёт, но и загибает анекдоты. И хоть ходит, но не по цепи:

…Здесь и правду ходит кот,
Как направо – так поёт,
Как налево – так загнёт
Анекдот.
Но, учёный сукин сын,
Цепь златую снёс в торгсин,
И на выручку один –
В магазин.

Как похоже на девяностые годы прошлого века, да и на сегодняшние дни смахивает. Всё есть: - и «бывший дядька их морской» со своим участком под Москвой, и «колдун – врун, болтун и хохотун», и ковёрный самолёт», сданный в музей… «И невиданных зверей, дичи всякой, - нету ей: понаехало за ней егерей!»… А писалось-то это Высоцким в июне-сентябре 1967 года! А как сегодня…
Но кот – «сукин сын» (хоть и учёный) всё же не смог стойко выдержать перестроечно-реформаторские усилия здоровенных жлобов, что «порубили все дубы на гробы» и ободрали его, кота зелёный сруб: «дядька ихний сделал сруб» из сказочного дуба, по которому когда-то кот расхаживал, рассказывая сказки…

…Как-то раз за божий дар
Получил он гонорар:
В Лукоморье перегар
На гектар!
Но хватил его удар,
Чтоб избегнуть божьих кар,
Кот диктует про татар
Мемуар.

Ты уймись, уймись тоска
У меня в груди!
Это только присказка,
Сказка впереди.

Тоска в груди у автора? Да, но вряд ли это тоска по коту, сошедшему с цепи… Автор понимает, чувствует, что «сказка впереди»! Нет «Лукоморья»! А спаленный вертопрах, подпоивший бабку-ведьму, и дом спалил… И кот без дуба и цепи срывается в «перегар на гектар». Антисказка «Лукоморья больше нет» - поэтическое предвиденье развала страны, которого Высоцкий уже не застал?
Впрочем, коты в строках Высоцкого появляются вскоре в песне «Ярмарка» - в более оптимистической обстановке эмоционального упоения ярмаркой:

…Вон Емелюшка щуку мнёт в руке,
Щуке быть ухой, вкусным варевом,
Черномор кота продаёт в мешке –
Слишком много кот разговаривал.

Говорил он без тычка,
Без задорины –
Все мы сказками слегка
Объегорены.
Не скупись, не стой, народ,
За ценою,
Продаётся с цепью кот
С золотою.

Это как бы один из вариантов, одна из версий продолжения истории «лукоморного кота». Не продал он свою золотую цепь в магазине «Торгсине», теперь и его продают вместе с цепью… Значит не получилось у кота свободной продажи «божего сказочного дара» - попался в рабство Черномору? Ну и нравы – так и хочется подумать. А впрочем, не расплата ли это за то, что «все мы сказками слегка объегорены»? Сказки-то кот рассказывал – значит, Черномор кота к ответу правильно призвал? Но в контексте всей песни не верится этому:

Запрудили мы реку` -
Это плохо ли?
На кисельном берегу
Пляж отгрохали.
Но купаться нам пока
Нету смысла,
Потому у нас река
Вся прокисла.

Кот ли виноват в нашей (тогдашней и сегодняшней) прокисшей реке и в кисельных берегах? Это вряд ли, как говорится…
В 1975 году Владимир Высоцкий на фирме «Мелодия» записывает свои песни для дискоспектакля по книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». В Грампластинку не уложились ещё три текста Высоцкого из этой серии стихов и песен, в которой коты и кошки – одни из самых заметных фигур-героев строчек поэта. «Первая песенка Алисы» посвящена её играм с кошкой:

Я страшно скучаю, я просто без сил,
И мысли приходят, маня, беспокоя,
Чтоб кто-то куда-то меня пригласил,
И там я увидела что-то такое.

Но что именно, право, не знаю.
Все советуют наперебой:
- Почитай! – Я сажусь и читаю.
- Поиграй! – Я сажусь и играю,
Всё равно я ужасно скучаю!
Сэр, возьмите Алису с собой!

Мне так бы хотелось, хотелось бы мне,
Когда-нибудь выйти из дома,
И вдруг оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, где всё по другому.

Но что именно, право, не знаю.
Все советуют наперебой:
- Почитай! – Ну, я с кошкой играю..
- Поиграй! – Я сажусь и читаю,
Всё равно я ужасно скучаю!
Сэр, возьмите Алису с собой.

А в песенке «Падение Алисы» кошка уже приобретает новое фантастическое качество «летучести»:

Догонит ли в воздухе, или шалишь,
Летучая кошка летучую мышь?
Собака летучая – кошку летучую?
Зачем я себя этой глупостью мучаю.


В «Песне Мыши» ещё бы мышь не пела о кошке! Конечно, поёт:

… И так от лодыжек дрожу до ладошек,
А мне говорят про терьеров и кошек.
А вдруг кошкелот на меня нападёт,
Решив по ошибке, что я мышелот…

В первоначальном варианте этого стихотворения были строки:

…Покрашена синей тушью
Она до льдышек-ладошек.
А я эти ужасы слушаю
Про грубых собак и кошек.

Мне страшно, я с каждой минутою
Всё путаю, путаю, путаю.

Когда б превратились мы в китомышей,
Котов и терьеров прогнали б взашей!
Ах, это была бы смешная охота –
Котов и терьеров на кашмышелота!

Ах, жаль, что я лишь
Обычная мышь!

Максимум внимания котам уделён Владимиром Высоцким в стихотворении «Чеширский кот». У него своё представление о том, что такое «чеширский кот»:

Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот совсем не тот, что чешет языком,
И вовсе не чеширский он от слова «чешуя»,
А просто он – волшебный кот, примерно как и я.

Вот когда Владимир Семёнович почувствовал себя «котом»! Он считает, что настоящие чеширские волшебники – и улыбчивы, и дружелюбны:

…Чем шире рот, тем чешире кот,
Хотя обычные коты имеют древний род,
Но Чеширский Кот совсем не тот,
Его нельзя считать за домашний скот!

Улыбчивы, мурлывчивы, со многими на «ты»,
И дружески отзывчивы Чеширские коты.
И у других улыбка, но такая, да не та.
Ну так чешите за ухом Чеширского Кота!


А в стихотворении «Запоминайте: приметы – это суета, стреляйте в чёрного кота…» поэт не жалеет кота – чёрного… Да и в песне «Кто-то высмотрел плод…» коту автором отводится роль образа невыдающегося, занятого повседневным скучным делом, правда жизненно необходимым ловлей мышей:

…Он начал робко с ноты «до»,
Но не допел её, не до…
Не дозвучал его аккорд, аккорд
И никого не вдохновил.
Собака лаяла, а кот
Мышей ловил…

В песне «Горизонт» Чёрный кот выполняет роль одного из серьёзных препятствий на пути движения автора к финишу – далёкому горизонту:

…Наматывая мили на кардан,
Я еду параллельно к проводам.
Но то и дело – тень перед мотором –
То чёрный кот, то кто-то в чём-то чёрном.

Таким образом, у Высоцкого образ Кота положителен, пожалуй, только в цикле стихов «Алиса в стране чудес», а в остальных стихотворениях и песнях кот у него несёт некую сумму отрицательных чёрточек: кот, несущий неясную опасность, кот-разрушитель, кот-сукин сын…
Впрочем, хватало Владимиру Семёновичу других образов и аллегорий для расцвечивания стихов: волки, кони, птицы… И люди.
Коты же Владимиру Высоцкому виделись чаще именно такими, как он их и показал в своих песнях – объегоривающих народ сказками. Очевидно, в этом заслуга самих котов… Но ведь и «улыбчивых, мурлывчивых» котов поющий Поэт умел разглядеть.

* - рис. свой: картина «Алиса в Стране Чудес»

Да, подборка отличная! Многие слова уже подзабылись из песен, а вот теперь, благодаря Вам, Валера, опять "всплыли" - спасибо. Читала и улыбалась "чеширской улыбкой".
А это моя "дань" кошачьему роду-племени:
http://www.stihi.ru/2013/09/15/5431
С теплом, Людмила

Спасибо, Людмила - рад, что понравилось

По Вашей ссылке прошёл - Ода Котам очень понравилась. Мой отзыв - там!
Удачи и добра!)))
С теплом,Валерий

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Первое упоминание Владимиром Высоцким о славном племени кошачьих появляется в его песне «О переселении душ»:

…Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком.
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?

Так кто есть кто, так кто был кем –
…………………..мы никогда не знаем.
Кто был никем, тот станет всем!
………………….. – задумайтесь о том.
Быть может, тот облезлый кот
…………………..был раньше негодяем,
А этот милый человек
…………………..был раньше добрым псом.

Да, не очень-то пожаловал добрыми словами Владимир Семёнович кота при «первой встрече» в своих строках: облезлый он какой-то, да и до реинкарнации или последнего перевоплощения был – ВОЗМОЖНО (спасибо…) – негодяем! Не очень светлый образ кота. Хотя на фоне попугая, свиньи и гадюки – ещё и ничего. Ведь от негодяйства-то, возможно после переселения в этой жизни ничего и не осталось… К тому же это только для тех, кто верит что «хорошую религию придумали индусы»…
Более «продвинутый» образ другого кота предстаёт перед читателем или слушателем песни-антисказки «Лукоморья больше нет». Это кот, переживший разрушение и обвал сказочного послепушкинского «Лукоморья», предстаёт как образ приспособившегося к новым переменам героя, являвшегося ранее Главным Сказочником. Он уже не только поёт, но и загибает анекдоты. И хоть ходит, но не по цепи:

…Здесь и правду ходит кот,
Как направо – так поёт,
Как налево – так загнёт
Анекдот.
Но, учёный сукин сын,
Цепь златую снёс в торгсин,
И на выручку один –
В магазин.

Как похоже на девяностые годы прошлого века, да и на сегодняшние дни смахивает. Всё есть: - и «бывший дядька их морской» со своим участком под Москвой, и «колдун – врун, болтун и хохотун», и ковёрный самолёт», сданный в музей… «И невиданных зверей, дичи всякой, - нету ей: понаехало за ней егерей!»… А писалось-то это Высоцким в июне-сентябре 1967 года! А как сегодня…
Но кот – «сукин сын» (хоть и учёный) всё же не смог стойко выдержать перестроечно-реформаторские усилия здоровенных жлобов, что «порубили все дубы на гробы» и ободрали его, кота зелёный сруб: «дядька ихний сделал сруб» из сказочного дуба, по которому когда-то кот расхаживал, рассказывая сказки…

…Как-то раз за божий дар
Получил он гонорар:
В Лукоморье перегар
На гектар!
Но хватил его удар,
Чтоб избегнуть божьих кар,
Кот диктует про татар
Мемуар.

Ты уймись, уймись тоска
У меня в груди!
Это только присказка,
Сказка впереди.

Тоска в груди у автора? Да, но вряд ли это тоска по коту, сошедшему с цепи… Автор понимает, чувствует, что «сказка впереди»! Нет «Лукоморья»! А спаленный вертопрах, подпоивший бабку-ведьму, и дом спалил… И кот без дуба и цепи срывается в «перегар на гектар». Антисказка «Лукоморья больше нет» - поэтическое предвиденье развала страны, которого Высоцкий уже не застал?
Впрочем, коты в строках Высоцкого появляются вскоре в песне «Ярмарка» - в более оптимистической обстановке эмоционального упоения ярмаркой:

…Вон Емелюшка щуку мнёт в руке,
Щуке быть ухой, вкусным варевом,
Черномор кота продаёт в мешке –
Слишком много кот разговаривал.

Говорил он без тычка,
Без задорины –
Все мы сказками слегка
Объегорены.
Не скупись, не стой, народ,
За ценою,
Продаётся с цепью кот
С золотою.

Это как бы один из вариантов, одна из версий продолжения истории «лукоморного кота». Не продал он свою золотую цепь в магазине «Торгсине», теперь и его продают вместе с цепью… Значит не получилось у кота свободной продажи «божего сказочного дара» - попался в рабство Черномору? Ну и нравы – так и хочется подумать. А впрочем, не расплата ли это за то, что «все мы сказками слегка объегорены»? Сказки-то кот рассказывал – значит, Черномор кота к ответу правильно призвал? Но в контексте всей песни не верится этому:

Запрудили мы реку` -
Это плохо ли?
На кисельном берегу
Пляж отгрохали.
Но купаться нам пока
Нету смысла,
Потому у нас река
Вся прокисла.

Кот ли виноват в нашей (тогдашней и сегодняшней) прокисшей реке и в кисельных берегах? Это вряд ли, как говорится…
В 1975 году Владимир Высоцкий на фирме «Мелодия» записывает свои песни для дискоспектакля по книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». В Грампластинку не уложились ещё три текста Высоцкого из этой серии стихов и песен, в которой коты и кошки – одни из самых заметных фигур-героев строчек поэта. «Первая песенка Алисы» посвящена её играм с кошкой:

Я страшно скучаю, я просто без сил,
И мысли приходят, маня, беспокоя,
Чтоб кто-то куда-то меня пригласил,
И там я увидела что-то такое.

Но что именно, право, не знаю.
Все советуют наперебой:
- Почитай! – Я сажусь и читаю.
- Поиграй! – Я сажусь и играю,
Всё равно я ужасно скучаю!
Сэр, возьмите Алису с собой!

Мне так бы хотелось, хотелось бы мне,
Когда-нибудь выйти из дома,
И вдруг оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, где всё по другому.

Но что именно, право, не знаю.
Все советуют наперебой:
- Почитай! – Ну, я с кошкой играю..
- Поиграй! – Я сажусь и читаю,
Всё равно я ужасно скучаю!
Сэр, возьмите Алису с собой.

А в песенке «Падение Алисы» кошка уже приобретает новое фантастическое качество «летучести»:

Догонит ли в воздухе, или шалишь,
Летучая кошка летучую мышь?
Собака летучая – кошку летучую?
Зачем я себя этой глупостью мучаю.


В «Песне Мыши» ещё бы мышь не пела о кошке! Конечно, поёт:

… И так от лодыжек дрожу до ладошек,
А мне говорят про терьеров и кошек.
А вдруг кошкелот на меня нападёт,
Решив по ошибке, что я мышелот…

В первоначальном варианте этого стихотворения были строки:

…Покрашена синей тушью
Она до льдышек-ладошек.
А я эти ужасы слушаю
Про грубых собак и кошек.

Мне страшно, я с каждой минутою
Всё путаю, путаю, путаю.

Когда б превратились мы в китомышей,
Котов и терьеров прогнали б взашей!
Ах, это была бы смешная охота –
Котов и терьеров на кашмышелота!

Ах, жаль, что я лишь
Обычная мышь!

Максимум внимания котам уделён Владимиром Высоцким в стихотворении «Чеширский кот». У него своё представление о том, что такое «чеширский кот»:

Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот совсем не тот, что чешет языком,
И вовсе не чеширский он от слова «чешуя»,
А просто он – волшебный кот, примерно как и я.

Вот когда Владимир Семёнович почувствовал себя «котом»! Он считает, что настоящие чеширские волшебники – и улыбчивы, и дружелюбны:

…Чем шире рот, тем чешире кот,
Хотя обычные коты имеют древний род,
Но Чеширский Кот совсем не тот,
Его нельзя считать за домашний скот!

Улыбчивы, мурлывчивы, со многими на «ты»,
И дружески отзывчивы Чеширские коты.
И у других улыбка, но такая, да не та.
Ну так чешите за ухом Чеширского Кота!


А в стихотворении «Запоминайте: приметы – это суета, стреляйте в чёрного кота…» поэт не жалеет кота – чёрного… Да и в песне «Кто-то высмотрел плод…» коту автором отводится роль образа невыдающегося, занятого повседневным скучным делом, правда жизненно необходимым ловлей мышей:

…Он начал робко с ноты «до»,
Но не допел её, не до…
Не дозвучал его аккорд, аккорд
И никого не вдохновил.
Собака лаяла, а кот
Мышей ловил…

В песне «Горизонт» Чёрный кот выполняет роль одного из серьёзных препятствий на пути движения автора к финишу – далёкому горизонту:

…Наматывая мили на кардан,
Я еду параллельно к проводам.
Но то и дело – тень перед мотором –
То чёрный кот, то кто-то в чём-то чёрном.

Таким образом, у Высоцкого образ Кота положителен, пожалуй, только в цикле стихов «Алиса в стране чудес», а в остальных стихотворениях и песнях кот у него несёт некую сумму отрицательных чёрточек: кот, несущий неясную опасность, кот-разрушитель, кот-сукин сын…
Впрочем, хватало Владимиру Семёновичу других образов и аллегорий для расцвечивания стихов: волки, кони, птицы… И люди.
Коты же Владимиру Высоцкому виделись чаще именно такими, как он их и показал в своих песнях – объегоривающих народ сказками. Очевидно, в этом заслуга самих котов… Но ведь и «улыбчивых, мурлывчивых» котов поющий Поэт умел разглядеть.

* - рис. свой: картина «Алиса в Стране Чудес»

Да, подборка отличная! Многие слова уже подзабылись из песен, а вот теперь, благодаря Вам, Валера, опять "всплыли" - спасибо. Читала и улыбалась "чеширской улыбкой".
А это моя "дань" кошачьему роду-племени:
http://www.stihi.ru/2013/09/15/5431
С теплом, Людмила

Спасибо, Людмила - рад, что понравилось

По Вашей ссылке прошёл - Ода Котам очень понравилась. Мой отзыв - там!
Удачи и добра!)))
С теплом,Валерий

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

-Цитатник

Универсальные заправки для салатов от Джеймса Оливера "Всегда добавл.

Куриное филе в сливочном соусе + 43 рецепта куриных запеканок .

15 советов для садоводов Весна всё больше захватывает власть. Лично у меня за окном всё зелене.

Паштет печеночный "про запас" Моя семья очень любит домашний печеночный паштет. Но так.

Капустно-мясной пирог на творожном тесте Это был эксперимент и весьма удачны.

-Метки

-Рубрики

  • рецепты (261)
  • приветы (188)
  • Дача. (175)
  • Природа (120)
  • городские картинки (97)
  • Прогулки по Питеру (93)
  • Кулинарный словарь. (86)
  • Карелия. (42)
  • спортивное (40)
  • Забавное. (23)
  • необычные памятники (22)
  • Новогодние хлопоты. (20)
  • Окрестности Питера. (19)
  • котофото (19)
  • малые города (14)
  • Снукерное (5)
  • Пословицы. (4)
  • Рецепты от Элги. (3)

-Музыка

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии наш кот
наш кот 16:01 03.01.2008 Фотографий: 23

-Поиск по дневнику

-Статистика

Волшебный кот ^___^

Julia Valeeva

Юлия_Валеева._Чеширский_кот.jpg - image uploaded to Picamatic

Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот - совсем не тот, что чешет языком;
И вовсе не чеширский он от слова "чешуя",
А просто он - волшебный кот, примерно как и я.

Чем шире рот -
Тем чешире кот,
Хотя обычные коты имеют древний род,
Но Чеширский Кот -
Совсем не тот,
Его нельзя считать за домашний скот!

Улыбчивы, мурлыбчивы, со многими на "ты"
И дружески-отзывчивы чеширские коты,-
И у других улыбка, но - такая, да не та.
Ну, так чешите за ухом Чеширского Кота!

( Вл. Высоцкий)


264483.JPG - image uploaded to Picamatic




22116175_img_007Milo_Winter.jpg - image uploaded to Picamatic



By Anna Richards, SR., 1895 (After Tenniel)

2467014079_d93be39246_o.jpg - image uploaded to Picamatic


Alice-with-Cheshire-Cat-Giclee-Print-C12011816Silicon_Valley.jpg - image uploaded to Picamatic



Michael Hague



Plemiaш.jpg - image uploaded to Picamatic

by Plemiaш



Michael Hague

автор_-_ludik.jpg - image uploaded to Picamatic



Svankmajer Jan



Anne Jewett

0c1b7f97f7d4.jpg - image uploaded to Picamatic

Заика Оксана

Ilaria_Urbinati.jpg - image uploaded to Picamatic

by I.Urbinati

179Szegedi_Katalin.jpg - image uploaded to Picamatic

Szegedi Katalin



В.Оленберг "Семья Чеширского Кота"



Joanna Scott Murals



Заика Оксана

Szegedi_Katalin.jpg - image uploaded to Picamatic

Szegedi Katalin

Молдавский_В._Ф.jpg - image uploaded to Picamatic

Молдавский В.Ф.

2576_d37a6795ed645b94350461d3596571b0_cat.jpg - image uploaded to Picamatic

©

AlisaKot.jpg - image uploaded to Picamatic

Аiris_3.jpg - image uploaded to Picamatic

by Аiris

72049584_7MFZSg7p.jpg - image uploaded to Picamatic

by_Maggie_Taylor.jpg - image uploaded to Picamatic

by Maggie Taylor

Читайте также: