Чем шире кот тем чешире рот
Опубликовано: 15.05.2024
Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот — совсем не тот, что чешет языком.
И вовсе не чеширский он от слова «чешуя»,
А просто он волшебный кот, примерно как и я.
Чем шире рот,
Тем чеширей кот.
Хотя обычные коты имеют древний род,
Но Чеширский Кот —
Совсем не тот,
Его нельзя считать за домашний скот!
Улыбчивы мурлыбчивым, со многими на ты
И дружески отзывчивы чеширские коты.
И у других — улыбка, но… такая, да не та.
Ну так чешите за ухом Чеширского Кота.
- Следующий стих → Владимир Высоцкий — Шляпник
- Предыдущий стих → Владимир Высоцкий — Причитания Синей Гусеницы
Читать похожие стихи:
- Владимир Высоцкий — Куплеты нечистой силы
- Владимир Высоцкий — Мореплаватель-одиночка
- Владимир Высоцкий — Песня Вани у Марии
- Владимир Высоцкий — Дорожный дневник: Часть XII
- Владимир Высоцкий — Вооружён и очень опасен
Отзывы к стихотворению:
- Стихи Александра Пушкина
- Стихи Михаила Лермонтова
- Стихи Сергея Есенина
- Басни Ивана Крылова
- Стихи Николая Некрасова
- Стихи Владимира Маяковского
- Стихи Федора Тютчева
- Стихи Афанасия Фета
- Стихи Анны Ахматовой
- Стихи Владимира Высоцкого
- Стихи Иосифа Бродского
- Стихи Марины Цветаевой
- Стихи Александра Блока
- Стихи Агнии Барто
- Омар Хайям: стихи, рубаи
- Стихи Бориса Пастернака
- Стихи Самуила Маршака
- Стихи Корнея Чуковского
- Стихи Эдуарда Асадова
- Стихи Евгения Евтушенко
- Стихи Константина Симонова
- Стихи Ивана Бунина
- Стихи Валерия Брюсова
- Стихи Беллы Ахмадулиной
- Стихи Юлии Друниной
- Стихи Вероники Тушновой
- Стихи Николая Гумилева
- Стихи Твардовского
- Стихи Рождественского
- Евгений Онегин
- Бородино
- Я помню чудное мгновенье (Керн)
- Я вас любил, любовь еще, быть может
- Парус (Белеет парус одинокий)
- Письмо матери
- Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
- Не жалею, не зову, не плачу
- Стихи о советском паспорте
- Я памятник себе воздвиг нерукотворный
- У лукоморья дуб зеленый
- Ночь, улица, фонарь, аптека
- Сказка о царе Салтане
- Жди меня, и я вернусь
- Ты меня не любишь, не жалеешь
- Что такое хорошо и что такое плохо
- Кому на Руси жить хорошо
- Я пришел к тебе с приветом
- Незнакомка
- Письмо Татьяны к Онегину
- Александр Пушкин — Пророк
- Анна Ахматова — Мужество
- Николай Некрасов — Железная дорога
- Сергей Есенин — Письмо к женщине
- Александр Пушкин — Полтава
- Стихи о любви
- Стихи для детей
- Стихи о жизни
- Стихи о природе
- Стихи о дружбе
- Стихи о женщине
- Короткие стихи
- Грустные стихи
- Стихи про осень
- Стихи про зиму
- Стихи о весне
- Стихи про лето
- Смешные стихи
- Матерные стихи
- Стихи с добрым утром
- Стихи спокойной ночи
- Стихи про семью
- Стихи о маме
- Стихи про папу
- Стихи про бабушку
- Стихи про дедушку
- Стихи о войне
- Стихи о родине
- Стихи про армию
- Стихи про школу
- Стихи о музыке
- Стихи для малышей
- Стихи о доброте
- Стихи на конкурс
- Сказки в стихах
- Популярные стихи Пушкина
- Популярные стихи Лермонтова
- Популярные стихи Есенина
- Популярные басни Крылова
- Популярные стихи Некрасова
- Популярные стихи Маяковского
- Популярные стихи Тютчева
- Популярные стихи Фета
- Популярные стихи Ахматовой
- Популярные стихи Цветаевой
- Популярные стихи Бродского
- Популярные стихи Блока
- Популярные стихи Хайяма
- Популярные стихи Пастернака
- Популярные стихи Асадова
- Популярные стихи Бунина
- Популярные стихи Евтушенко
- Популярные стихи Гумилева
- Популярные стихи Рождественского
- Другие поэты
Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта
Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).
Первое упоминание Владимиром Высоцким о славном племени кошачьих появляется в его песне «О переселении душ»:
…Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком.
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?
Так кто есть кто, так кто был кем –
…………………..мы никогда не знаем.
Кто был никем, тот станет всем!
………………….. – задумайтесь о том.
Быть может, тот облезлый кот
…………………..был раньше негодяем,
А этот милый человек
…………………..был раньше добрым псом.
Да, не очень-то пожаловал добрыми словами Владимир Семёнович кота при «первой встрече» в своих строках: облезлый он какой-то, да и до реинкарнации или последнего перевоплощения был – ВОЗМОЖНО (спасибо…) – негодяем! Не очень светлый образ кота. Хотя на фоне попугая, свиньи и гадюки – ещё и ничего. Ведь от негодяйства-то, возможно после переселения в этой жизни ничего и не осталось… К тому же это только для тех, кто верит что «хорошую религию придумали индусы»…
Более «продвинутый» образ другого кота предстаёт перед читателем или слушателем песни-антисказки «Лукоморья больше нет». Это кот, переживший разрушение и обвал сказочного послепушкинского «Лукоморья», предстаёт как образ приспособившегося к новым переменам героя, являвшегося ранее Главным Сказочником. Он уже не только поёт, но и загибает анекдоты. И хоть ходит, но не по цепи:
…Здесь и правду ходит кот,
Как направо – так поёт,
Как налево – так загнёт
Анекдот.
Но, учёный сукин сын,
Цепь златую снёс в торгсин,
И на выручку один –
В магазин.
Как похоже на девяностые годы прошлого века, да и на сегодняшние дни смахивает. Всё есть: - и «бывший дядька их морской» со своим участком под Москвой, и «колдун – врун, болтун и хохотун», и ковёрный самолёт», сданный в музей… «И невиданных зверей, дичи всякой, - нету ей: понаехало за ней егерей!»… А писалось-то это Высоцким в июне-сентябре 1967 года! А как сегодня…
Но кот – «сукин сын» (хоть и учёный) всё же не смог стойко выдержать перестроечно-реформаторские усилия здоровенных жлобов, что «порубили все дубы на гробы» и ободрали его, кота зелёный сруб: «дядька ихний сделал сруб» из сказочного дуба, по которому когда-то кот расхаживал, рассказывая сказки…
…Как-то раз за божий дар
Получил он гонорар:
В Лукоморье перегар
На гектар!
Но хватил его удар,
Чтоб избегнуть божьих кар,
Кот диктует про татар
Мемуар.
Ты уймись, уймись тоска
У меня в груди!
Это только присказка,
Сказка впереди.
Тоска в груди у автора? Да, но вряд ли это тоска по коту, сошедшему с цепи… Автор понимает, чувствует, что «сказка впереди»! Нет «Лукоморья»! А спаленный вертопрах, подпоивший бабку-ведьму, и дом спалил… И кот без дуба и цепи срывается в «перегар на гектар». Антисказка «Лукоморья больше нет» - поэтическое предвиденье развала страны, которого Высоцкий уже не застал?
Впрочем, коты в строках Высоцкого появляются вскоре в песне «Ярмарка» - в более оптимистической обстановке эмоционального упоения ярмаркой:
…Вон Емелюшка щуку мнёт в руке,
Щуке быть ухой, вкусным варевом,
Черномор кота продаёт в мешке –
Слишком много кот разговаривал.
Говорил он без тычка,
Без задорины –
Все мы сказками слегка
Объегорены.
Не скупись, не стой, народ,
За ценою,
Продаётся с цепью кот
С золотою.
Это как бы один из вариантов, одна из версий продолжения истории «лукоморного кота». Не продал он свою золотую цепь в магазине «Торгсине», теперь и его продают вместе с цепью… Значит не получилось у кота свободной продажи «божего сказочного дара» - попался в рабство Черномору? Ну и нравы – так и хочется подумать. А впрочем, не расплата ли это за то, что «все мы сказками слегка объегорены»? Сказки-то кот рассказывал – значит, Черномор кота к ответу правильно призвал? Но в контексте всей песни не верится этому:
Запрудили мы реку` -
Это плохо ли?
На кисельном берегу
Пляж отгрохали.
Но купаться нам пока
Нету смысла,
Потому у нас река
Вся прокисла.
Кот ли виноват в нашей (тогдашней и сегодняшней) прокисшей реке и в кисельных берегах? Это вряд ли, как говорится…
В 1975 году Владимир Высоцкий на фирме «Мелодия» записывает свои песни для дискоспектакля по книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». В Грампластинку не уложились ещё три текста Высоцкого из этой серии стихов и песен, в которой коты и кошки – одни из самых заметных фигур-героев строчек поэта. «Первая песенка Алисы» посвящена её играм с кошкой:
Я страшно скучаю, я просто без сил,
И мысли приходят, маня, беспокоя,
Чтоб кто-то куда-то меня пригласил,
И там я увидела что-то такое.
Но что именно, право, не знаю.
Все советуют наперебой:
- Почитай! – Я сажусь и читаю.
- Поиграй! – Я сажусь и играю,
Всё равно я ужасно скучаю!
Сэр, возьмите Алису с собой!
Мне так бы хотелось, хотелось бы мне,
Когда-нибудь выйти из дома,
И вдруг оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, где всё по другому.
Но что именно, право, не знаю.
Все советуют наперебой:
- Почитай! – Ну, я с кошкой играю..
- Поиграй! – Я сажусь и читаю,
Всё равно я ужасно скучаю!
Сэр, возьмите Алису с собой.
А в песенке «Падение Алисы» кошка уже приобретает новое фантастическое качество «летучести»:
Догонит ли в воздухе, или шалишь,
Летучая кошка летучую мышь?
Собака летучая – кошку летучую?
Зачем я себя этой глупостью мучаю.
В «Песне Мыши» ещё бы мышь не пела о кошке! Конечно, поёт:
… И так от лодыжек дрожу до ладошек,
А мне говорят про терьеров и кошек.
А вдруг кошкелот на меня нападёт,
Решив по ошибке, что я мышелот…
В первоначальном варианте этого стихотворения были строки:
…Покрашена синей тушью
Она до льдышек-ладошек.
А я эти ужасы слушаю
Про грубых собак и кошек.
Мне страшно, я с каждой минутою
Всё путаю, путаю, путаю.
Когда б превратились мы в китомышей,
Котов и терьеров прогнали б взашей!
Ах, это была бы смешная охота –
Котов и терьеров на кашмышелота!
Ах, жаль, что я лишь
Обычная мышь!
Максимум внимания котам уделён Владимиром Высоцким в стихотворении «Чеширский кот». У него своё представление о том, что такое «чеширский кот»:
Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот совсем не тот, что чешет языком,
И вовсе не чеширский он от слова «чешуя»,
А просто он – волшебный кот, примерно как и я.
Вот когда Владимир Семёнович почувствовал себя «котом»! Он считает, что настоящие чеширские волшебники – и улыбчивы, и дружелюбны:
…Чем шире рот, тем чешире кот,
Хотя обычные коты имеют древний род,
Но Чеширский Кот совсем не тот,
Его нельзя считать за домашний скот!
Улыбчивы, мурлывчивы, со многими на «ты»,
И дружески отзывчивы Чеширские коты.
И у других улыбка, но такая, да не та.
Ну так чешите за ухом Чеширского Кота!
А в стихотворении «Запоминайте: приметы – это суета, стреляйте в чёрного кота…» поэт не жалеет кота – чёрного… Да и в песне «Кто-то высмотрел плод…» коту автором отводится роль образа невыдающегося, занятого повседневным скучным делом, правда жизненно необходимым - ловлей мышей:
…Он начал робко с ноты «до»,
Но не допел её, не до…
Не дозвучал его аккорд, аккорд
И никого не вдохновил.
Собака лаяла, а кот
Мышей ловил…
В песне «Горизонт» Чёрный кот выполняет роль одного из серьёзных препятствий на пути движения автора к финишу – далёкому горизонту:
…Наматывая мили на кардан,
Я еду параллельно к проводам.
Но то и дело – тень перед мотором –
То чёрный кот, то кто-то в чём-то чёрном.
Таким образом, у Высоцкого образ Кота положителен, пожалуй, только в цикле стихов «Алиса в стране чудес», а в остальных стихотворениях и песнях кот у него несёт некую сумму отрицательных чёрточек: кот, несущий неясную опасность, кот-разрушитель, кот-сукин сын…
Впрочем, хватало Владимиру Семёновичу других образов и аллегорий для расцвечивания стихов: волки, кони, птицы… И люди.
Коты же Владимиру Высоцкому виделись чаще именно такими, как он их и показал в своих песнях – объегоривающих народ сказками. Очевидно, в этом заслуга самих "котов"… Но ведь и «улыбчивых, мурлывчивых» котов поющий Поэт умел разглядеть.
* - рис. свой: картина «Алиса в Стране Чудес»
Приветствую, Валерий! Хорошая прогулка по песням Владимира Высоцкого, посвящённая одному представительно-образному герою его аллегорий. С праздниками и новых исследований! С дружеским!
Спасибо, Анатолий! - Рад, что понравилось.
С праздниками января! Удачи во всех делах и начинаниях!)))
Первое упоминание Владимиром Высоцким о славном племени кошачьих появляется в его песне «О переселении душ»:
…Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком.
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?
Так кто есть кто, так кто был кем –
…………………..мы никогда не знаем.
Кто был никем, тот станет всем!
………………….. – задумайтесь о том.
Быть может, тот облезлый кот
…………………..был раньше негодяем,
А этот милый человек
…………………..был раньше добрым псом.
Да, не очень-то пожаловал добрыми словами Владимир Семёнович кота при «первой встрече» в своих строках: облезлый он какой-то, да и до реинкарнации или последнего перевоплощения был – ВОЗМОЖНО (спасибо…) – негодяем! Не очень светлый образ кота. Хотя на фоне попугая, свиньи и гадюки – ещё и ничего. Ведь от негодяйства-то, возможно после переселения в этой жизни ничего и не осталось… К тому же это только для тех, кто верит что «хорошую религию придумали индусы»…
Более «продвинутый» образ другого кота предстаёт перед читателем или слушателем песни-антисказки «Лукоморья больше нет». Это кот, переживший разрушение и обвал сказочного послепушкинского «Лукоморья», предстаёт как образ приспособившегося к новым переменам героя, являвшегося ранее Главным Сказочником. Он уже не только поёт, но и загибает анекдоты. И хоть ходит, но не по цепи:
…Здесь и правду ходит кот,
Как направо – так поёт,
Как налево – так загнёт
Анекдот.
Но, учёный сукин сын,
Цепь златую снёс в торгсин,
И на выручку один –
В магазин.
Как похоже на девяностые годы прошлого века, да и на сегодняшние дни смахивает. Всё есть: - и «бывший дядька их морской» со своим участком под Москвой, и «колдун – врун, болтун и хохотун», и ковёрный самолёт», сданный в музей… «И невиданных зверей, дичи всякой, - нету ей: понаехало за ней егерей!»… А писалось-то это Высоцким в июне-сентябре 1967 года! А как сегодня…
Но кот – «сукин сын» (хоть и учёный) всё же не смог стойко выдержать перестроечно-реформаторские усилия здоровенных жлобов, что «порубили все дубы на гробы» и ободрали его, кота зелёный сруб: «дядька ихний сделал сруб» из сказочного дуба, по которому когда-то кот расхаживал, рассказывая сказки…
…Как-то раз за божий дар
Получил он гонорар:
В Лукоморье перегар
На гектар!
Но хватил его удар,
Чтоб избегнуть божьих кар,
Кот диктует про татар
Мемуар.
Ты уймись, уймись тоска
У меня в груди!
Это только присказка,
Сказка впереди.
Тоска в груди у автора? Да, но вряд ли это тоска по коту, сошедшему с цепи… Автор понимает, чувствует, что «сказка впереди»! Нет «Лукоморья»! А спаленный вертопрах, подпоивший бабку-ведьму, и дом спалил… И кот без дуба и цепи срывается в «перегар на гектар». Антисказка «Лукоморья больше нет» - поэтическое предвиденье развала страны, которого Высоцкий уже не застал?
Впрочем, коты в строках Высоцкого появляются вскоре в песне «Ярмарка» - в более оптимистической обстановке эмоционального упоения ярмаркой:
…Вон Емелюшка щуку мнёт в руке,
Щуке быть ухой, вкусным варевом,
Черномор кота продаёт в мешке –
Слишком много кот разговаривал.
Говорил он без тычка,
Без задорины –
Все мы сказками слегка
Объегорены.
Не скупись, не стой, народ,
За ценою,
Продаётся с цепью кот
С золотою.
Это как бы один из вариантов, одна из версий продолжения истории «лукоморного кота». Не продал он свою золотую цепь в магазине «Торгсине», теперь и его продают вместе с цепью… Значит не получилось у кота свободной продажи «божего сказочного дара» - попался в рабство Черномору? Ну и нравы – так и хочется подумать. А впрочем, не расплата ли это за то, что «все мы сказками слегка объегорены»? Сказки-то кот рассказывал – значит, Черномор кота к ответу правильно призвал? Но в контексте всей песни не верится этому:
Запрудили мы реку` -
Это плохо ли?
На кисельном берегу
Пляж отгрохали.
Но купаться нам пока
Нету смысла,
Потому у нас река
Вся прокисла.
Кот ли виноват в нашей (тогдашней и сегодняшней) прокисшей реке и в кисельных берегах? Это вряд ли, как говорится…
В 1975 году Владимир Высоцкий на фирме «Мелодия» записывает свои песни для дискоспектакля по книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». В Грампластинку не уложились ещё три текста Высоцкого из этой серии стихов и песен, в которой коты и кошки – одни из самых заметных фигур-героев строчек поэта. «Первая песенка Алисы» посвящена её играм с кошкой:
Я страшно скучаю, я просто без сил,
И мысли приходят, маня, беспокоя,
Чтоб кто-то куда-то меня пригласил,
И там я увидела что-то такое.
Но что именно, право, не знаю.
Все советуют наперебой:
- Почитай! – Я сажусь и читаю.
- Поиграй! – Я сажусь и играю,
Всё равно я ужасно скучаю!
Сэр, возьмите Алису с собой!
Мне так бы хотелось, хотелось бы мне,
Когда-нибудь выйти из дома,
И вдруг оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, где всё по другому.
Но что именно, право, не знаю.
Все советуют наперебой:
- Почитай! – Ну, я с кошкой играю..
- Поиграй! – Я сажусь и читаю,
Всё равно я ужасно скучаю!
Сэр, возьмите Алису с собой.
А в песенке «Падение Алисы» кошка уже приобретает новое фантастическое качество «летучести»:
Догонит ли в воздухе, или шалишь,
Летучая кошка летучую мышь?
Собака летучая – кошку летучую?
Зачем я себя этой глупостью мучаю.
В «Песне Мыши» ещё бы мышь не пела о кошке! Конечно, поёт:
… И так от лодыжек дрожу до ладошек,
А мне говорят про терьеров и кошек.
А вдруг кошкелот на меня нападёт,
Решив по ошибке, что я мышелот…
В первоначальном варианте этого стихотворения были строки:
…Покрашена синей тушью
Она до льдышек-ладошек.
А я эти ужасы слушаю
Про грубых собак и кошек.
Мне страшно, я с каждой минутою
Всё путаю, путаю, путаю.
Когда б превратились мы в китомышей,
Котов и терьеров прогнали б взашей!
Ах, это была бы смешная охота –
Котов и терьеров на кашмышелота!
Ах, жаль, что я лишь
Обычная мышь!
Максимум внимания котам уделён Владимиром Высоцким в стихотворении «Чеширский кот». У него своё представление о том, что такое «чеширский кот»:
Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот совсем не тот, что чешет языком,
И вовсе не чеширский он от слова «чешуя»,
А просто он – волшебный кот, примерно как и я.
Вот когда Владимир Семёнович почувствовал себя «котом»! Он считает, что настоящие чеширские волшебники – и улыбчивы, и дружелюбны:
…Чем шире рот, тем чешире кот,
Хотя обычные коты имеют древний род,
Но Чеширский Кот совсем не тот,
Его нельзя считать за домашний скот!
Улыбчивы, мурлывчивы, со многими на «ты»,
И дружески отзывчивы Чеширские коты.
И у других улыбка, но такая, да не та.
Ну так чешите за ухом Чеширского Кота!
А в стихотворении «Запоминайте: приметы – это суета, стреляйте в чёрного кота…» поэт не жалеет кота – чёрного… Да и в песне «Кто-то высмотрел плод…» коту автором отводится роль образа невыдающегося, занятого повседневным скучным делом, правда жизненно необходимым ловлей мышей:
…Он начал робко с ноты «до»,
Но не допел её, не до…
Не дозвучал его аккорд, аккорд
И никого не вдохновил.
Собака лаяла, а кот
Мышей ловил…
В песне «Горизонт» Чёрный кот выполняет роль одного из серьёзных препятствий на пути движения автора к финишу – далёкому горизонту:
…Наматывая мили на кардан,
Я еду параллельно к проводам.
Но то и дело – тень перед мотором –
То чёрный кот, то кто-то в чём-то чёрном.
Таким образом, у Высоцкого образ Кота положителен, пожалуй, только в цикле стихов «Алиса в стране чудес», а в остальных стихотворениях и песнях кот у него несёт некую сумму отрицательных чёрточек: кот, несущий неясную опасность, кот-разрушитель, кот-сукин сын…
Впрочем, хватало Владимиру Семёновичу других образов и аллегорий для расцвечивания стихов: волки, кони, птицы… И люди.
Коты же Владимиру Высоцкому виделись чаще именно такими, как он их и показал в своих песнях – объегоривающих народ сказками. Очевидно, в этом заслуга самих котов… Но ведь и «улыбчивых, мурлывчивых» котов поющий Поэт умел разглядеть.
* - рис. свой: картина «Алиса в Стране Чудес»
Да, подборка отличная! Многие слова уже подзабылись из песен, а вот теперь, благодаря Вам, Валера, опять "всплыли" - спасибо. Читала и улыбалась "чеширской улыбкой".
А это моя "дань" кошачьему роду-племени:
http://www.stihi.ru/2013/09/15/5431
С теплом, Людмила
Спасибо, Людмила - рад, что понравилось
По Вашей ссылке прошёл - Ода Котам очень понравилась. Мой отзыв - там!
Удачи и добра!)))
С теплом,Валерий
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Первое упоминание Владимиром Высоцким о славном племени кошачьих появляется в его песне «О переселении душ»:
…Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком.
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?
Так кто есть кто, так кто был кем –
…………………..мы никогда не знаем.
Кто был никем, тот станет всем!
………………….. – задумайтесь о том.
Быть может, тот облезлый кот
…………………..был раньше негодяем,
А этот милый человек
…………………..был раньше добрым псом.
Да, не очень-то пожаловал добрыми словами Владимир Семёнович кота при «первой встрече» в своих строках: облезлый он какой-то, да и до реинкарнации или последнего перевоплощения был – ВОЗМОЖНО (спасибо…) – негодяем! Не очень светлый образ кота. Хотя на фоне попугая, свиньи и гадюки – ещё и ничего. Ведь от негодяйства-то, возможно после переселения в этой жизни ничего и не осталось… К тому же это только для тех, кто верит что «хорошую религию придумали индусы»…
Более «продвинутый» образ другого кота предстаёт перед читателем или слушателем песни-антисказки «Лукоморья больше нет». Это кот, переживший разрушение и обвал сказочного послепушкинского «Лукоморья», предстаёт как образ приспособившегося к новым переменам героя, являвшегося ранее Главным Сказочником. Он уже не только поёт, но и загибает анекдоты. И хоть ходит, но не по цепи:
…Здесь и правду ходит кот,
Как направо – так поёт,
Как налево – так загнёт
Анекдот.
Но, учёный сукин сын,
Цепь златую снёс в торгсин,
И на выручку один –
В магазин.
Как похоже на девяностые годы прошлого века, да и на сегодняшние дни смахивает. Всё есть: - и «бывший дядька их морской» со своим участком под Москвой, и «колдун – врун, болтун и хохотун», и ковёрный самолёт», сданный в музей… «И невиданных зверей, дичи всякой, - нету ей: понаехало за ней егерей!»… А писалось-то это Высоцким в июне-сентябре 1967 года! А как сегодня…
Но кот – «сукин сын» (хоть и учёный) всё же не смог стойко выдержать перестроечно-реформаторские усилия здоровенных жлобов, что «порубили все дубы на гробы» и ободрали его, кота зелёный сруб: «дядька ихний сделал сруб» из сказочного дуба, по которому когда-то кот расхаживал, рассказывая сказки…
…Как-то раз за божий дар
Получил он гонорар:
В Лукоморье перегар
На гектар!
Но хватил его удар,
Чтоб избегнуть божьих кар,
Кот диктует про татар
Мемуар.
Ты уймись, уймись тоска
У меня в груди!
Это только присказка,
Сказка впереди.
Тоска в груди у автора? Да, но вряд ли это тоска по коту, сошедшему с цепи… Автор понимает, чувствует, что «сказка впереди»! Нет «Лукоморья»! А спаленный вертопрах, подпоивший бабку-ведьму, и дом спалил… И кот без дуба и цепи срывается в «перегар на гектар». Антисказка «Лукоморья больше нет» - поэтическое предвиденье развала страны, которого Высоцкий уже не застал?
Впрочем, коты в строках Высоцкого появляются вскоре в песне «Ярмарка» - в более оптимистической обстановке эмоционального упоения ярмаркой:
…Вон Емелюшка щуку мнёт в руке,
Щуке быть ухой, вкусным варевом,
Черномор кота продаёт в мешке –
Слишком много кот разговаривал.
Говорил он без тычка,
Без задорины –
Все мы сказками слегка
Объегорены.
Не скупись, не стой, народ,
За ценою,
Продаётся с цепью кот
С золотою.
Это как бы один из вариантов, одна из версий продолжения истории «лукоморного кота». Не продал он свою золотую цепь в магазине «Торгсине», теперь и его продают вместе с цепью… Значит не получилось у кота свободной продажи «божего сказочного дара» - попался в рабство Черномору? Ну и нравы – так и хочется подумать. А впрочем, не расплата ли это за то, что «все мы сказками слегка объегорены»? Сказки-то кот рассказывал – значит, Черномор кота к ответу правильно призвал? Но в контексте всей песни не верится этому:
Запрудили мы реку` -
Это плохо ли?
На кисельном берегу
Пляж отгрохали.
Но купаться нам пока
Нету смысла,
Потому у нас река
Вся прокисла.
Кот ли виноват в нашей (тогдашней и сегодняшней) прокисшей реке и в кисельных берегах? Это вряд ли, как говорится…
В 1975 году Владимир Высоцкий на фирме «Мелодия» записывает свои песни для дискоспектакля по книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». В Грампластинку не уложились ещё три текста Высоцкого из этой серии стихов и песен, в которой коты и кошки – одни из самых заметных фигур-героев строчек поэта. «Первая песенка Алисы» посвящена её играм с кошкой:
Я страшно скучаю, я просто без сил,
И мысли приходят, маня, беспокоя,
Чтоб кто-то куда-то меня пригласил,
И там я увидела что-то такое.
Но что именно, право, не знаю.
Все советуют наперебой:
- Почитай! – Я сажусь и читаю.
- Поиграй! – Я сажусь и играю,
Всё равно я ужасно скучаю!
Сэр, возьмите Алису с собой!
Мне так бы хотелось, хотелось бы мне,
Когда-нибудь выйти из дома,
И вдруг оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, где всё по другому.
Но что именно, право, не знаю.
Все советуют наперебой:
- Почитай! – Ну, я с кошкой играю..
- Поиграй! – Я сажусь и читаю,
Всё равно я ужасно скучаю!
Сэр, возьмите Алису с собой.
А в песенке «Падение Алисы» кошка уже приобретает новое фантастическое качество «летучести»:
Догонит ли в воздухе, или шалишь,
Летучая кошка летучую мышь?
Собака летучая – кошку летучую?
Зачем я себя этой глупостью мучаю.
В «Песне Мыши» ещё бы мышь не пела о кошке! Конечно, поёт:
… И так от лодыжек дрожу до ладошек,
А мне говорят про терьеров и кошек.
А вдруг кошкелот на меня нападёт,
Решив по ошибке, что я мышелот…
В первоначальном варианте этого стихотворения были строки:
…Покрашена синей тушью
Она до льдышек-ладошек.
А я эти ужасы слушаю
Про грубых собак и кошек.
Мне страшно, я с каждой минутою
Всё путаю, путаю, путаю.
Когда б превратились мы в китомышей,
Котов и терьеров прогнали б взашей!
Ах, это была бы смешная охота –
Котов и терьеров на кашмышелота!
Ах, жаль, что я лишь
Обычная мышь!
Максимум внимания котам уделён Владимиром Высоцким в стихотворении «Чеширский кот». У него своё представление о том, что такое «чеширский кот»:
Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот совсем не тот, что чешет языком,
И вовсе не чеширский он от слова «чешуя»,
А просто он – волшебный кот, примерно как и я.
Вот когда Владимир Семёнович почувствовал себя «котом»! Он считает, что настоящие чеширские волшебники – и улыбчивы, и дружелюбны:
…Чем шире рот, тем чешире кот,
Хотя обычные коты имеют древний род,
Но Чеширский Кот совсем не тот,
Его нельзя считать за домашний скот!
Улыбчивы, мурлывчивы, со многими на «ты»,
И дружески отзывчивы Чеширские коты.
И у других улыбка, но такая, да не та.
Ну так чешите за ухом Чеширского Кота!
А в стихотворении «Запоминайте: приметы – это суета, стреляйте в чёрного кота…» поэт не жалеет кота – чёрного… Да и в песне «Кто-то высмотрел плод…» коту автором отводится роль образа невыдающегося, занятого повседневным скучным делом, правда жизненно необходимым ловлей мышей:
…Он начал робко с ноты «до»,
Но не допел её, не до…
Не дозвучал его аккорд, аккорд
И никого не вдохновил.
Собака лаяла, а кот
Мышей ловил…
В песне «Горизонт» Чёрный кот выполняет роль одного из серьёзных препятствий на пути движения автора к финишу – далёкому горизонту:
…Наматывая мили на кардан,
Я еду параллельно к проводам.
Но то и дело – тень перед мотором –
То чёрный кот, то кто-то в чём-то чёрном.
Таким образом, у Высоцкого образ Кота положителен, пожалуй, только в цикле стихов «Алиса в стране чудес», а в остальных стихотворениях и песнях кот у него несёт некую сумму отрицательных чёрточек: кот, несущий неясную опасность, кот-разрушитель, кот-сукин сын…
Впрочем, хватало Владимиру Семёновичу других образов и аллегорий для расцвечивания стихов: волки, кони, птицы… И люди.
Коты же Владимиру Высоцкому виделись чаще именно такими, как он их и показал в своих песнях – объегоривающих народ сказками. Очевидно, в этом заслуга самих котов… Но ведь и «улыбчивых, мурлывчивых» котов поющий Поэт умел разглядеть.
* - рис. свой: картина «Алиса в Стране Чудес»
Да, подборка отличная! Многие слова уже подзабылись из песен, а вот теперь, благодаря Вам, Валера, опять "всплыли" - спасибо. Читала и улыбалась "чеширской улыбкой".
А это моя "дань" кошачьему роду-племени:
http://www.stihi.ru/2013/09/15/5431
С теплом, Людмила
Спасибо, Людмила - рад, что понравилось
По Вашей ссылке прошёл - Ода Котам очень понравилась. Мой отзыв - там!
Удачи и добра!)))
С теплом,Валерий
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
-Цитатник
Универсальные заправки для салатов от Джеймса Оливера "Всегда добавл.
Куриное филе в сливочном соусе + 43 рецепта куриных запеканок .
15 советов для садоводов Весна всё больше захватывает власть. Лично у меня за окном всё зелене.
Паштет печеночный "про запас" Моя семья очень любит домашний печеночный паштет. Но так.
Капустно-мясной пирог на творожном тесте Это был эксперимент и весьма удачны.
-Метки
-Рубрики
- рецепты (261)
- приветы (188)
- Дача. (175)
- Природа (120)
- городские картинки (97)
- Прогулки по Питеру (93)
- Кулинарный словарь. (86)
- Карелия. (42)
- спортивное (40)
- Забавное. (23)
- необычные памятники (22)
- Новогодние хлопоты. (20)
- Окрестности Питера. (19)
- котофото (19)
- малые города (14)
- Снукерное (5)
- Пословицы. (4)
- Рецепты от Элги. (3)
-Музыка
-Фотоальбом
наш кот 16:01 03.01.2008 Фотографий: 23
-Поиск по дневнику
-Статистика
Волшебный кот ^___^
Julia Valeeva
Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот - совсем не тот, что чешет языком;
И вовсе не чеширский он от слова "чешуя",
А просто он - волшебный кот, примерно как и я.
Чем шире рот -
Тем чешире кот,
Хотя обычные коты имеют древний род,
Но Чеширский Кот -
Совсем не тот,
Его нельзя считать за домашний скот!
Улыбчивы, мурлыбчивы, со многими на "ты"
И дружески-отзывчивы чеширские коты,-
И у других улыбка, но - такая, да не та.
Ну, так чешите за ухом Чеширского Кота!
( Вл. Высоцкий)
By Anna Richards, SR., 1895 (After Tenniel)
Michael Hague
by Plemiaш
Michael Hague
Svankmajer Jan
Anne Jewett
Заика Оксана
by I.Urbinati
Szegedi Katalin
В.Оленберг "Семья Чеширского Кота"
Joanna Scott Murals
Заика Оксана
Szegedi Katalin
Молдавский В.Ф.
©
by Аiris
by Maggie Taylor
Читайте также: