Что такое браунинг кота

Опубликовано: 07.05.2024

( Отрывки из романа "Мастер и Маргарита")



. Воланд положил свою тяжелую, как будто каменную, и в то же время горячую, как огонь, руку на плечо Маргариты, дернул ее к себе и посадил на кровать рядом с собою.

- Ну, уж если вы так очаровательно любезны, - проговорил он, - а я другого ничего и не ожидал, так будем без церемоний. - Он опять наклонился к краю кровати и крикнул: - Долго будет продолжаться этот балаган под кроватью? Вылезай, окаянный ганс!

- Коня не могу найти, - задушенным и фальшивым голосом отозвался из-под кровати кот, - ускакал куда-то, а вместо него какая-то лягушка попадается.

- Не воображаешь ли ты, что находишься на ярмарочной площади? - притворяясь рассерженным, спросил Воланд. - Никакой лягушки не было под кроватью! Оставь эти дешевые фокусы для Варьете. Если ты сейчас же не появишься, мы будем считать, что ты сдался, проклятый дезертир.

- Ни за что, мессир! - заорал кот и в ту же секунду вылез из-под кровати, держа в лапе коня.

- Рекомендую вам. - начал было Воланд и сам себя перебил: - Нет, я видеть не могу этого шута горохового. Посмотрите, во что он себя превратил под кроватью.

Стоящий на задних лапах и выпачканный пылью кот тем временем раскланивался перед Маргаритой. Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы кота были вызолочены.

- Ну что же это такое! - воскликнул Воланд. - Зачем ты позолотил усы? И на какой черт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?

- Штаны коту не полагаются, мессир, - с большим достоинством отвечал кот.- Уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги? Кот в сапогах бывает только в сказках, мессир. Но видели ли вы когда-либо кого-нибудь на балу без галстука? Я не намерен оказаться в комическом положении и рисковать тем, что меня вытолкают в шею! Каждый украшает себя, чем может. Считайте, что сказанное относится и к биноклю, мессир!

- Не понимаю, - сухо возражал кот, - почему, бреясь сегодня, Азазелло и Коровьев могли посыпать себя белой пудрой, и чем она лучше золотой? Я напудрил усы, вот и все! Другой разговор был бы, если бы я побрился! Бритый кот - это действительно уж безобразие, тысячу раз согласен признать это. Но вообще, - тут голос кота обидчиво дрогнул, - я вижу, что ко мне применяют кое-какие придирки, и вижу, что передо мною стоит серьезная проблема - быть ли мне вообще на балу? Что скажете вы мне на это, мессир?

И кот от обиды так раздулся, что, казалось, еще секунда, и он лопнет.

- Ах, мошенник, мошенник, - качая головой, говорил Воланд, - каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту. Садись немедленно и прекрати эту словесную пачкотню.

- Я сяду, - ответил кот, садясь, - но возражу относительно последнего. Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволите выражаться в присутствии дамы, а вереницу прочно увязанных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, и сам Аристотель.

- Шах королю, - сказал Воланд.

- Пожалуйста, пожалуйста, - отозвался кот и стал в бинокль смотреть на доску.

- Итак, - обратился к Маргарите Воланд, - рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака - кот Бегемот. С Азазелло и Коровьевым вы уже познакомились, служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать.

Красавица Гелла улыбалась, обратив к Маргарите свои с зеленью глаза, не переставая зачерпывать пригоршней мазь и накладывать ее на колено Воланду.

- Ну, вот и все, - закончил Воланд и поморщился, когда Гелла особенно сильно сжала его колено, - общество, как вы видите, небольшое, смешанное и бесхитростное.

Он умолк и стал поворачивать перед собою свой глобус, сделанный столь искусно, что синие океаны на нем шевелились, а шапка на полюсе лежала, как настоящая, ледяная и снежная.

На доске тем временем происходило смятение. Совершенно расстроенный король в белой мантии топтался на клетке, в отчаянии вздымая руки. Три белых пешки - ландскнехты с алебардами - растерянно глядели на офицера, размахивавшего шпагой и указывавшего вперед, где в смежных клетках, белой и черной, виднелись черные всадники Воланда на двух горячих, бьющих копытами конях.

Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигурки были живые.

Кот, отставив от глаз бинокль, тихонько подпихнул своего короля в спину. Тот в отчаянии закрыл лицо руками.

- Плоховато дельце, дорогой Бегемот, - тихо сказал Коровьев ядовитым голосом.

- Положение серьезное, но отнюдь не безнадежное, - отозвался Бегемот, - больше того: я вполне уверен в конечной победе. Стоит хорошенько проанализировать положение.

Этот анализ он начал производить довольно странным способом, а именно стал строить какие-то рожи и подмигивать своему королю.

- Ничего не помогает, - заметил Коровьев.

- Ай! - вскричал Бегемот. - Попугаи разлетелись, что я и предсказывал!

Действительно, где-то вдали послышался шум многочисленных крыльев. Коровьев и Азазелло бросились вон.

- А, черт вас возьми, с вашими бальными затеями! - буркнул Воланд, не отрываясь от своего глобуса.

Лишь только Коровьев и Азазелло скрылись, мигание Бегемота приняло усиленные размеры. Белый король наконец догадался, чего от него хотят, вдруг стащил с себя мантию, бросил ее на клетку и убежал с доски. Офицер брошенное королевское одеяние накинул на себя и занял место короля, i Коровьев и Азазелло вернулись.

- Враки, как всегда, - ворчал Азазелло, косясь на Бегемота.

- Мне послышалось, - ответил кот.

- Ну, что же, долго это будет продолжаться? - спросил Воланд. - Шах королю.

- Я, вероятно, ослышался, мой мэтр, - ответил кот, - шаха королю нет и быть не может.

- Повторяю, шах королю.

- Мессир, - фальшиво-тревожным голосом отозвался кот, - вы переутомились: нет шаха королю!

- Король на клетке g2, - не глядя на доску, сказал Воланд.

- Мессир, я в ужасе, - завыл кот, изображая ужас на своей морде, - на этой клетке нет короля.

- Что такое? - в недоумении спросил Воланд и стал глядеть на доску, где стоявший на королевской клетке офицер отворачивался и закрывался рукой.

- Ах ты, подлец, - задумчиво сказал Воланд.

- Мессир! Я вновь обращаюсь к логике, - заговорил кот, прижимая лапы к груди, - если игрок объявляет шах королю, а короля между тем уже и в помине нет на доске, шах признается недействительным.

- Ты сдаешься или нет? - прокричал страшным голосом Воланд.

- Разрешите подумать, - смиренно ответил кот, положил локти на стол, уткнул уши в лапы и стал думать. Думал он долго и наконец сказал: -Сдаюсь.

- Убить упрямую тварь, - шепнул Азазелло.

- Да, сдаюсь, - сказал кот, - но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников! - Он поднялся, и шахматные фигурки полезли в ящик.

. Между тем время приближалось к обеду, и тогда там, где велось следствие, раздался телефонный звонок. С Садовой сообщали, что проклятая квартира опять подала признаки жизни. Было сказано, что в ней открывали окна изнутри, что доносились из нее звуки пианино и пения и что в окне видели сидящего на подоконнике и греющегося на солнце черного кота.

Около четырех часов жаркого дня большая компания мужчин, одетых в штатское, высадилась из трех машин, несколько не доезжая до дома № 302-бис по Садовой улице. Тут приехавшая большая группа разделилась на две маленькие, причем одна прошла через подворотню дома и двор прямо в шестое парадное, а другая открыла обычно заколоченную маленькую дверку, ведущую на черный ход, и обе стали подниматься по разным лестницам к квартире № 50.

В это время Коровьев и Азазелло, причем Коровьев в обычном своем наряде, а вовсе не во фрачном праздничном, сидели в столовой квартиры, доканчивая завтрак. Воланд, по своему обыкновению, находился в спальне, а где был кот - неизвестно. Но, судя по грохоту кастрюль, доносившемуся из кухни, можно было допустить, что Бегемот находится именно там, валяя, как обычно, дурака.

- А что это за шаги такие на лестнице? - спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашке с черным кофе.

- А это нас арестовывать идут, - ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.

- А-а, ну-ну, - ответил на это Коровьев.

Подымающиеся по парадной лестнице тем временем уже были на площадке третьего этажа. Там двое каких-то водопроводчиков возились с гармоникой парового отопления. Шедшие обменялись с водопроводчиками выразительными взглядами.

- Все дома, - шепнул один из водопроводчиков, постукивая молотком по трубе.

Тогда шедший впереди откровенно вынул из-под пальто черный маузер, а другой, рядом с ним, - отмычки. Вообще, шедшие в квартиру №50 были снаряжены как следует. У двух из них в карманах были тонкие, легко разворачивающиеся шелковые сети. Еще у одного - аркан, еще у одного - марлевые маски и ампулы с хлороформом.

В одну секунду была открыта парадная дверь в квартиру № 50, и все шедшие оказались в передней, а хлопнувшая в это время в кухне дверь доказала, что вторая группа, с черного хода, подошла также своевременно.

На этот раз если и не полная, то все же какая-то удача была налицо. По всем комнатам мгновенно рассыпались люди и нигде никого не нашли, но зато в столовой обнаружили остатки только что, по-видимому, покинутого завтрака, а в гостиной на каминной полке, рядом с хрустальным кувшином, сидел громадный черный кот. Он держал в своих лапах примус.

В полном молчании вошедшие в гостиную созерцали этого кота в течение довольно долгого времени.

- М-да. действительно здорово, - шепнул один из пришедших.

- Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, - недружелюбно насупившись, проговорил кот, - и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

- Исключительно чистая работа, - шепнул один из вошедших, а другой сказал громко и отчетливо:

- Ну-с, неприкосновенный чревовещательный кот, пожалуйте сюда.

Развернулась и взвилась шелковая сеть, но бросавший ее, к полному удивлению всех, промахнулся и захватил ею только кувшин, который со звоном тут же и разбился.

- Ремиз, - заорал кот, - ура! - И тут он, отставив в сторону примус, выхватил из-за спины браунинг. Он мигом навел его на ближайшего к нему человека, но у того раньше, чем кот успел выстрелить, в руке полыхнуло огнем, и вместе с выстрелом из маузера кот шлепнулся вниз головой с каминной полки на пол, уронив браунинг и бросив примус.

- Все кончено, - слабым голосом сказал кот и томно раскинулся в кровавой луже, - отойдите от меня на секунду, дайте мне попрощаться с землей. О мой друг Азазелло! - простонал кот, истекая кровью. - Где ты? - Кот перевел взгляд угасающих глаз на дверь в столовую.- Ты не пришел ко мне на помощь в момент неравного боя. Ты покинул бедного Бегемота, променяв его на стакан - правда, очень хорошего - коньяку! Ну что же, пусть моя смерть ляжет на твою совесть, а я завещаю тебе мой браунинг.

- Сеть, сеть, сеть, - беспокойно зашептали вокруг кота. Но сеть, черт знает почему, зацепилась у кого-то в кармане и не полезла наружу.

- Единственное, что может спасти смертельно раненного кота, - проговорил кот, - это глоток бензина. - И, воспользовавшись замешательством, он приложился к круглому отверстию в примусе и напился бензина. Тотчас кровь из-под верхней левой лапы перестала струиться. Кот вскочил живой и бодрый, ухватив примус под мышку, сиганул с ним обратно на камин, а оттуда, раздирая обои, полез по стене и через секунды две оказался высоко над вошедшими, сидящим на металлическом карнизе.

Вмиг несколько рук вцепились в гардину и сорвали ее вместе с карнизом, отчего солнце хлынуло в затененную комнату. Но ни жульнически выздоровевший кот, ни примус не упали вниз. Кот, не расставаясь с примусом, ухитрился махнуть по воздуху и вскочить на люстру, висевшую в центре комнаты.

- Стремянку! - крикнули снизу.

- Вызываю на дуэль! - проорал кот, пролетая над головами на качающейся люстре, и тут опять в лапах у него оказался браунинг, а примус он пристроил между рожками люстры. Кот прицелился и, летая, как маятник, над головами пришедших, открыл по ним стрельбу. Грохот сотряс квартиру. На пол посыпались хрустальные осколки из люстры, треснуло звездами зеркало на камине, полетела штукатурная пыль, запрыгали по полу отработанные гильзы, полопались стекла в окнах, из простреленного примуса начало брызгать бензином. Теперь уж не могло идти речи о том, чтобы взять кота живым, и пришедшие метко и бешено стреляли ему в ответ из маузеров в голову, в живот, в грудь и в спину. Стрельба вызвала панику во дворе.

Но длилась эта стрельба очень недолго и сама собою стала затихать. Дело в том, что ни коту, ни пришедшим она не причинила никакого вреда. Никто не оказался не только убит, но даже ранен; все, в том числе и кот, остались совершенно невредимыми. Кто-то из пришедших, чтобы это окончательно проверить, выпустил штук пять патронов в голову окаянному животному; кот бойко ответил целой обоймой. И то же самое - никакого впечатления ни на кого это не произвело. Кот покачивался в люстре, размахи которой все уменьшались, дуя зачем-то в дуло браунинга и плюя себе на лапу. У стоявших в молчании внизу на лицах появилось выражение полного недоумения. Это был, вероятно, единственный случай, когда стрельба оказывалась совершенно недействительной. Можно было, конечно, допустить, что браунинг кота - какой-нибудь игрушечный, но о маузерах пришедших этого, никак нельзя было сказать. Первая же рана кота, в чем уже не было ни малейшего сомнения, была не чем иным, как фокусом и свинским притворством, равно как и питье бензина.

Сделали еще одну попытку добыть кота. Был брошен аркан, он зацепился за одну из свечей, люстра сорвалась. Удар ее потряс, казалось, весь корпус дома, но толку от этого не получилось. Присутствовавших окатило осколками, а кот перелетел по воздуху и уселся высоко под потолком на верхней части золоченой рамы каминного зеркала. Он никуда не собирался удирать и даже, наоборот, сидя в сравнительной безопасности, завел еще одну речь.

- Я совершенно не понимаю, - говорил он сверху, - причин такого резкого обращения со мной.

И тут эту речь в самом начале перебил неизвестно откуда послышавшийся тяжелый низкий голос:

- Что происходит в квартире? Мне мешают заниматься.

Другой, неприятный и гнусавый, голос отозвался:

- Ну конечно, Бегемот, черт его возьми!

Третий, дребезжащий, голос сказал:

- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора.

- Извините, не могу больше беседовать, - сказал кот с зеркала, - нам пора.

Бегемот


Бегемот из телесериала "Мастер и Маргарита" 2005 года.

Настоящее имя:

Пол:

Вселенная:

Род занятий:

Команда:

Возраст:

Место действия:

Россия.jpg
Россия (СССР)

Оружие:

Способности:

Враги:

Кот Бегемот — вымышленный персонаж романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита", кот-оборотень и любимый шут Воланда.

Имя кота происходит от фразы секретарши Анны Ричардовны, которая охарактеризовала кота следующим образом: "черный, здоровый, как бегемот."

Содержание

  • 1 Способности
  • 2 Оружие
  • 3 Галерея
  • 4 Источники

Способности

Кот Бегемот ходит на задних лапах, как человек, и использует при этом свои передние лапы как руки — с их помощью он передает монету за проезд, цепляется за трамвай, держит вилку, стреляет из браунинга. Использует он свои передние лапы и для рукоприкладства: вместе с Азазело Бегемот избил Варенуху. Кстати, в этом фрагменте Бегемот несколько изменил свою форму: он выглядел как низкорослый толстяк в рваной кепке и с кошачьей рожей.

Кот Бегемот имеет невероятную силу, о чем свидетельствует происшествие во время выступления Воланда в Варьете, когда кот оторвал голову Бенгальскому:

Интересно, что голова после этого продолжала функционировать и Бенгальский звал на помощь доктора. После мольб зрителей о том, что бы фокусники вернули голову Бенгальского на место, кот, прицелившись поаккуратнее, нахлобучил голову на шею, и она точно села на свое место, как будто никуда и не отлучалась. Кот обмахнул лапами фрак конферансье, после чего на нем исчезли следы крови.


Бегемот в человеческом облике и со шпагой, фотоиллюстрация Ретрограда.

Кроме того, Бегемот, вместе с другими членами свиты Воланда, за мгновенье переместил Лиходеева из Москвы в Ялту, расстояние между которыми — более 1500 км! Способен кот телепортироватья и сам — он может неожиданно появляться и исчезать. Бегемот очень ловкий, о чем говорит эпизод, когда он отбивал передними лапами летящие в него игральные карты. На следующий день после выступления в Варьете, кот зашел в канцелярию зрелищной комиссии, а когда его прогнали оттуда словом "брысь", он вернулся уже в своей человеческой форме, и сделал председателя комиссии, Прохора Петровича, абсолютно невидимым — за его столом продолжал сидеть и двигаться лишь пустой костюм, без головы и рук.

Позже, превратившись сначала в бархатный берет, а затем в маленького черного котенка, Бегемот исцарапал лысину буфетчику Варьете Андрею Фокичу Сокову. Во время Великого балла Бегемот превратил шампанское, наполняющее бассейн, в коньяк.

Как видно из сцены перестрелки Бегемота с ОГПУ, он обладает неуязвимостью, и, вероятно, наделил этим свойством и своих противников. Кроме того, он продемонстрировал способность к телекинезу, подняв с пола свой пистолет, находясь при этом на люстре.

На Воробьевых горах Бегемот продемонстрировал еще одну свою способность — свист:

Оружие

Кот_Бегемот_против_НКВД_(Мастер_и_Маргарита)

Кот Бегемот против НКВД (Мастер и Маргарита)

Перестрелка Бегемота с бойцами ОГПУ в телесериале "Мастер и Маргарита" 2005 года.

Помимо когтей, естественного оружия Бегемота, он умеет управляться со шпагой (которая у него, как и у других членов свиты Воланда, имеет серебряную рукоять) и пистолетом Browning M1910 (в сериале 2005 г., очевидно, по ошибке, был показан револьвер "Бульдог"). Однако, с последним он обращается не очень ловко, что видно из сцены, произошедшей после Великого балла. После того, как Азазело продемонстрировал свои навыки в стрельбе, кот захотел покрасоваться, и сказал, что перекроет рекорд рыжего демона. Для этого он попросил у Азазело два пистолета (в романе они часто ошибочно называются револьверами). Когда кот отвернулся, Маргарита наметила на игральной карте два очка и спрятала её под подушку. Кот, не оборачиваясь, выстрелил, однако в карту под подушкой не попал: одна пуля убила сову, а вторая — разбила часы. Однако Воланд заметил, что Бегемот "стреляет порядочно", а промахнулся нарочно.

Продемонстрировать все свои навыки обращения с пистолетом Бегемот смог, когда в квартиру №50 пришли сотрудники ОГПУ, вооруженные маузерами, арканом и сетями. Когда милиционеры кинули на кота сеть, но, непонятно из-за чего, промахнулись, он, отставив в сторону примус, выхватил из-за спины браунинг. Бегемот мигом навел его на ближайшего к нему стоящего, но тот успел выстрелить раньше, однако, как выяснилось немного позже, пуля не принесла коту никакого ущерба. Бегемот сначала прыгнул на карниз, а затем на люстру, где в лапах у него снова оказался браунинг, из которого он начал стрелять по представителям ОГПУ. Следует отметить, что люстра все это время качалась из стороны в сторону, как маятник, и попасть по коту было еще сложнее. Впрочем, пули снова не наносили никакого ущерба Бегемоту, как, впрочем, и милиционерам. Позже, услышав голос Воланда, Бегемот плеснул вниз бензином, и этот бензин сам собою вспыхнул, выбросив волну пламени до самого потолка, после чего черный кот исчез, а в квартире №50 начался пожар.

Цитаты Бегемота из книги М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

― Отчего Грибоедов загорелся?
― Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали.

― Я побежал в кладовку, спас сёмгу. Я побежал в кухню, спас халат.

― Единственное, что может спасти смертельно раненного кота, — это глоток бензина.


Краткое содержание - "Откровения кота Бегемота"

Кот Бегемот всегда оплатит проезд, когда лезет в трамвай; никогда не предложит даме водки; и непременно вынесет самое важное из горящего ресторана (семгу, например). Все самые-самые цитаты кота Бегемота заботливо собраны именно здесь. Только вас и ждут.

Зачем стоит перечитать цитаты кота Бегемота из книги "Мастер и Маргарита"?

- Чтобы вспомнить то, что вы и так знаете:
- как узнать, что в праздничную ночь гостей разделяют на два сорта;
- и на что Азазелло променял старого друга;
- и почему котам не стоит вообще-то говорить ты.

А теперь, цитаты кота Бегемота - песнь песней.

― Это водка? – слабо спросила Маргарита.
― Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
― Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Я побежал в кладовку, спас сёмгу. Я побежал в кухню, спас халат.

Кот Бегемот - спаситель главных ценностей.

― Я побежал в кладовку, спас сёмгу. Я побежал в кухню, спас халат.

― Каким отделением выдан документ? — спросил кот, всматриваясь в страницу. Ответа не последовало.
― Четыреста двенадцатым, - сам себе сказал кот, водя лапой по паспорту, который он держал кверху ногами, - ну да, конечно! Мне это отделение известно! Там кому попало выдают паспорта! А я б, например, не выдал такому, как вы! Глянул бы только раз в лицо и моментально отказал бы!

― Ваше присутствие на похоронах отменяется.

― Я не могу стрелять, когда под руку говорят!

― Теперь главная линия этого опуса ясна мне насквозь.

― Воланд: Отчего Грибоедов загорелся?
― Бегемот: Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали.

Отчего Грибоедов загорелся?

― Что ты делаешь? — страдальчески прокричал мастер, — Марго, не позорь себя!
― Протестую, это не позор.

― Что рубить дрова, я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете.

― Опять началась какая-то чушь — заметил Воланд.
― Слушаю и продолжаю — ответил кот.

― Слушаю, мессир, - сказал кот, - если вы находите, что нет размаха, и я немедленно начну придерживаться того же мнения.

― Вранье!
― И интереснее всего в этом вранье то, - сказал Воланд, - что оно - вранье от первого до последнего слова.
― Ах так? Вранье? - воскилкнул кот, и все подумали, что он начнет протестовать, но он только тихо сказал, что история рассудит нас.

― Пошел вон, - сказал ему Воланд.
― Я еще кофе не пил, - ответил кот, - как же это я уйду? Неужели, мессир, в праздничную ночь гостей за столом разделяют на два сорта?

― Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

― У меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому, - напыжившись, воскликнул кот, танцуя на чемодане, чтобы умять в него все экзмепляры сохраненного романа.

― Домработницы все знают, - заметил кот, многозначительно поднимая лапу, - это ошибка думать, что они слепые.

― Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, недружелюбно насупившись, проговорил кот, - и еще считаю долгом предупредить, что кот - древнее и неприкосновенное животное.

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.

― Все кончено, - слабым голосом сказал кот и томно раскинулся в кровавой луже, - отойдте от меня на секунду, дайте мне попрощаться с землей.

― О мой друг Азазелло! - простонал кот, истекая кровью, - где ты? - кот завел угасающие глаза по направлению к двери в столовую, - ты не пришел ко мне на помощь в момент неравного боя. Ты покинул бедного Бегемота, променяв его на стакан - правда, очень хорошего - коньяку. Ну что же, пусть моя смерть ляжет на твою совесть, а я завещаю тебе мой браунинг.

― Единственное, что может спасти смертельно раненого кота, — это глоток бензина.

― Ба! Да ведь это писательский дом. Знаешь, Бегемот, я очень много хорошего и лестного слышал про этот дом. Обрати внимание, мой друг, на этот дом! Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов.
― Как ананасы в оранжереях, - сказал Бегемот и, чтобы получше полюбоваться на кремовый дом с колоннами, влез на бетонное основание чугунной решетки.

― Вы не Достоевский, – сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
― Ну, почем знать, почем знать, – ответил тот.
― Достоевский умер, – сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
― Протестую, – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!

Прощание с Москвой.

― Прервал молчание соскучившийся Бегемот.
― Разрешите мне, мэтр, свистнуть перед скачкой на прощанье.

― Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, оказался худельньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.

Конец

Единственное, что может спасти смертельно раненого кота, — это глоток бензина.

И ведь что интересно.

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела:

- не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

- Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем.

Чему как бы учат нас цитаты кота Бегемота из книги "Мастер и Маргарита"?

Кот - древнее и неприкосновенное животное. И еще котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

Читайте хорошие книги - и будет вам счастье.
И помните: Достоевский бессмертен!

Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:

А еще можно подписаться на выпуски нашей рассылки. И получить подарок - книгу "365 цитат о любви". Самые трогательные, неожиданные и смешные.

Ссылки по теме

Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита" на Википедии.

Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.

Уильям Шекспир. Все цитаты. О, вспомните о славных мертвецах! Их подвиги для мира воскресите!

Там, где нас нет. Михаил Успенский. Ты смотри - сироту всякий норовит обидеть!

Плоть и кость Дзэн. Можно ли курить во время медитации?

Проверка на прочность легенд о завещании, самоубийстве, надгробии Булгакова, а также о Сталине и котиках

Булгаков и котики


Михаил Булгаков. 1920-е годыС дарственной надписью от Булгакова жене Любови Белозерской: «Маме Любе, нежно любимой, и ее Муке и Флюшке. 1928 г. 19 ноября Москва». Музей М. А. Булгакова

Часто думают, что Булгаков был кошатником, и, на первый взгляд, этому множество подтверждений. Самый знаменитый персонаж свиты Воланда — кот Бегемот — одновременно и автор самых известных афоризмов («Не шалю, ни­кого не трогаю», «Кот — древнее и неприкосновенное животное», «Разве я поз­волил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»). Вторая жена Булгакова Любовь Белозерская вспоминала, что прототипом Бегемота стал серый котенок Флюшка, украденный с их форточки неизвестным злодеем. В квартире Булга­кова на Большой Пироговской кроме Флюшки жили еще кошки — Булгаков иногда сочинял за них записки жене. Например, когда ее долго не было дома:

«Токуйю маму
Выбрассит вяму
Уважающийся Кот

В действительности отношения Булгакова с домашними животными были сложнее. В детстве и юности у него дома в Киеве не держали ни кошек, ни со­бак. Они появились только в середине 1920-х, когда писатель женился на Бело­зерской. Она вспоминала позднее:

«Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал — был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку».

Гораздо дружелюбнее Булгаков был со щенком Бутоном, принесенным с улицы и ставшим всеобщим любимцем. На двери квартиры Булгаковых одно время даже висела карточка «Бутон Булгаков. Звонить два раза», но она вызва­ла недоумение у фининспектора, и ее сняли.


Щенок Бутон Музей М. А. Булгакова

И в прозе Булгакова самые пронзительные моменты связаны именно с соба­ками. Сразу вспоминаются, конечно, «милейший пес» Шарик из «Собачьего сердца», превращенный в «такую мразь, что волосы дыбом встают», то есть в человека с навсегда врезающимся в память «вчера котов душили, душили», и преданная остроухая собака Понтия Пилата Банга, разделившая с хозяином двенадцать тысяч лун одиночества в горах («кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»).

Менее известен пес Жак из фантастической пьесы Булгакова «Адам и Ева» — его хозяин изобрел средство против смертоносного газа, но не успел спасти верную собаку, когда весь Ленинград погиб от внезапной атаки:

«Е ф р о с и м о в. Жак освещает мою жизнь… (Пауза.) Жак — это моя собака. Вижу, идут четверо, несут щенка и смеются. Оказывается — вешать. И я им заплатил двенадцать рублей, чтобы они не вешали его. Теперь он взрослый, и я никогда не расстаюсь с ним».

Настоящим другом в художественном мире Булгакова оказывается именно собака.

Булгаков и морфий

Один из наиболее мощных мифов о Булгакове — это миф о писателе-морфини­сте, сочинившем свои самые сильные вещи в измененном состоянии сознания. Часто поклонники писателя именно этим объясняют дьявольскую силу булга­ковского романа и его мистическое визионерство. Этот миф, как и многие дру­гие, имеет реальную основу, но причудливым образом искаженную и заново рассказанную.

Впервые эта тема зазвучала в 1927 году с публикацией повести «Морфий» в журнале «Медицинский работник». Повесть примыкает к циклу во многом автобиографических рассказов «Записки юного врача» — в них Булгаков опи­сывает свою работу врачом в селе Никольском Сычевского уезда (Смоленская губерния) в 1916–1917 годах. Именно там он случайно инфицировался дифте­ритом, был вынужден ввести себе антидифтеритную сыворотку — и потом морфий, чтобы избавиться от мучительных болей.

Привыкание произошло быстро и незаметно. Булгаков безуспешно пытался справиться с зависимостью и, видимо, тайно от родных ездил в московскую клинику для лечения или консультации, но безрезультатно. Самым тяжелым временем для него стала ранняя весна 1918 года, когда писатель вернулся до­мой в Киев. Потрясение от революции и болезни совпало с Гражданской вой­ной и ее ужасами, насильственной мобилизацией, — все эти впечатления тща­тельно описаны и проанализированы в повести «Морфий».

Однако почти чудом Булгакову удалось вылечиться от морфинизма — осенью 1921 года он приехал в Москву уже здоровым человеком. Так что здесь можно сказать точно: Булгаков под кайфом ничего не писал. Это самый настоящий миф.

Булгаков и самоубийство

Еще один миф о Булгакове связан со смертоносным оружием. В своих мемуарах литературовед Владимир Лакшин приводит рассказ третьей жены Булгакова Елены Сергеевны о том, как Булгаков в самое тяжелое время, когда он практи­чески был объявлен вне закона, собирался стреляться, а потом передумал и в знак судьбоносных перемен выбросил револьвер в пруд:

«В 1929 году, „лишенный огня и воды“, Булгаков готов был наняться рабочим, дворником — его никуда не брали. После разговора по теле­фону со Сталиным, когда ему была обещана работа в Художественном театре, он бросил револьвер в пруд. Кажется, в пруд у Новодевичьего монастыря».

У нас нет других прямых свидетельств об этом случае. Достоверно известно лишь одно: револьвер (или браунинг) был важным мотивом в жизни Булгакова и постоянно повторяющейся деталью в его произведениях.

У самого Булгакова был, , браунинг еще со времен Гражданской войны: его упоминает его первая жена Татьяна Лаппа, описывая их киевскую жизнь в 1918 году. Именно браунинг фигурирует в рассказе «Вьюга», главный герой которого, молодой врач, заблудившись в метель, отстреливается от стаи волков. В другом произведении, «Я убил», врач Яшвин рассказывает, как он из браунинга застрелил жестокого полковника, истязавшего людей.

Оружие у Булгакова тесно связано и с темой самоубийства. Из браунинга застрелился доктор Поляков в повести «Морфий»; о самоубийстве размышляет (и крадет браунинг у друга) главный герой и альтер эго автора писатель Максу­дов в романе «Записки покойника»; Воланд в одной из редакций романа «Ма­стер и Маргарита» дает поэту револьвер.


Михаил Булгаков (лежит в центре) с матерью Варварой Михайловной, братьями и сестрами и другом Борисом Богдановым (крайний справа) на даче в Буче. 1900-е годы Музей М. А. Булгакова

Сам Булгаков в юности стал единственным свидетелем самоубийства школь­ного товарища, с которым он сидел за одной партой. Эта смерть потрясла Булгакова-врача. Татьяна Лаппа вспоминала позднее:

«Когда Михаил вошел, тот лежал в постели — видимо, раздетый. Миха­ил хотел закурить. Борис сказал:
— Ну, папиросы можешь взять у меня в шинели.
Михаил полез в карманы шинели, стал искать и со словами „Только тепейка (так называли они на гимназическом, видимо, еще жаргоне копейку) одна осталась“ повернулся к Борису. В этот момент раздался выстрел».

В феврале 1940 года смертельно больной писатель спрашивал жену Елену Сергеевну: «Ты мо­жешь достать у Евгения То есть у Евгения Шиловского, крупного со­ветского военачальника, бывшего мужа Еле­ны Булгаковой. револьвер?»

Мысль о самоубийстве впервые появилась у Булгакова в 1930 году: доведенный до отчаяния, фактически погибающий («мой корабль тонет») писатель написал знаменитое письмо правительству СССР. В очень откровенном и подробном письме Булгаков объяснял полную свою невозможность быть писателем в СССР, пророчил собственную скорую гибель и просил отпустить его за грани­цу. Письмо было адресовано в том числе Сталину, Молотову, Кагановичу, Ка­линину и Ягоде. В дни, когда писатель напряженно ждал ответа и решения своей участи, пришло известие о самоубийстве Владимира Маяковского. 18 апреля в квартире Булгакова раздался телефонный звонок, и уже на следую­щий день Булгакова приняли на работу во МХАТ ассистентом-режиссером.

Возможно, в действительности Булгаков не выбрасывал револьвер в пруд после решающего звонка. Мы даже не знаем точно, приехал ли он в Москву с брау­нингом, или оружие кануло в Лету вместе с окончившейся Гражданской вой­ной и приключениями Булгакова на Кавказе.

Несомненно одно: весной 1930 года Булгаков был готов к смерти, и самоубий­ство виделось ему почти единственным выходом из невыносимого положения.

Булгаков и Сталин








Когда заходит речь о взаимоотношениях Булгакова и Сталина, первое, что при­ходит в голову, о чем говорят или спрашивают, — это «общеизвестный факт», что Сталин очень любил «Дни Турбиных» и смотрел спектакль во МХАТе 15 раз. Иногда появляются формулировки «более 15 раз», «более 16» и даже «более 20 раз»! Об этом (почти всегда вскользь и в скобках) упоминают булга­коведы, специалисты по театру и литературные критики. Автор книги о Булга­кове и театре Анатолий Смелянский замечает: «Один из самых внима­тельных зрителей „Турбиных“ (он смотрел спектакль не менее пятнадцати раз), Сталин…»

Об этом же как о само собой разумеющейся и всем известной вещи пишет Вла­димир Лакшин, предваряя небольшой заметкой сборник воспоминаний о Бул­гакове: «Известно, что Сталин, судя по протоколам спектаклей МХАТа, смотрел „Дни Турбиных“ не менее 15 раз». Это, кажется, единственный раз, когда вме­сте с упоминанием этих цифр появилась туманная ссылка на загадочные про­токолы МХАТа.

По-видимому, этот миф уходит корнями в 1969 год, когда появилась статья Виктора Петелина о Булгакове «М. А. Булгаков и „Дни Турбиных“» («Огонек», 1969, том XI), в которой сообщались именно эти сведения о 15 посещениях Сталиным спектакля «Дни Турбиных».

В коллекции Музея Булгакова хранится статья о Булгакове, в которой рядом со ссылкой на статью Петелина ясным почерком второй жены Булгакова Любови Евгеньевны Белозерской твердо выведено: «Это липа!»

Возможно, таинственные протоколы спектаклей МХАТ отыщутся в архиве театра, но пока мы можем лишь повторить вслед за Любовью Белозер­ской: «Это липа».


Примечания к статье о Михаиле Булгакове с комментарием Любови Белозерской Музей М. А. Булгакова

Булгаков и Гоголь

Булгаков любил Гоголя и был знатоком его произведений. Гоголевские инто­нации слышны в рассказах и повестях Булгакова, в его письмах друзьям и до­машних семейных шутках. В 1922 году Булгаков напечатал фельетон «Похо­ждения Чичикова» о том, как оборотистый помещик объявился и широко раз­вернулся в нэповской Москве. Писатель любил читать этот рассказ на своих литературных вечерах. В начале 1930-х годов Булгаков написал для МХАТа инсценировку «Мертвых душ», сочинял киносценарий по «Мертвым душам». Третья жена Булгакова Елена Сергеевна уже в 1930-е годы дала ему прозвище Капитан Копейкин, а друг Булгакова, художник Петр Вильямс, уверял писа­теля, что тот пишет, как Гоголь.

На могиле писателя на Новодевичьем кладбище стоит надгробный камень — «Голгофа». По распространенному преданию, эта гранитная глыба стояла рань­ше на могиле Гоголя. С разными вариациями эта история повторяется в воспо­минаниях критика Владимира Лакшина и актера Григория Конского. Сейчас этот миф о мистической посмертной связи Гоголя и Булгакова стал широко известным фактом и практически общим местом.

Истоки этого мифа объясняются в письме Елены Cергеевны Булгаковой брату писателя Николаю:

«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Ми­ши — достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, — я увидела глубоко запря­тавшуюся в яме глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос объяснил, что это Голгофа с могилы Гоголя, снятая с мо­гилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле — Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя».

Однако правда ли это, неизвестно. Рассказ директора мастерской — един­ственное свидетельство происхождения камня, да и то ненадежное, никаких подтверждений этой легенде до сих пор не найдено. Возможно, на могиле Булгакова действительно стоит камень с могилы Гоголя — а возможно, это обычный гранит, превратившийся со временем в мощный культурный символ.

Булгаков и трамвай


Трамвайные пути на Сретенке. Москва, 1932 год ТАСС

В действительности все обстоит, как обычно, немного сложнее. Булгаков почти всегда точен в городских деталях (исключение составляют лишь несколько адресов) — в романе с легкостью узнается Москва 1930-х годов. Тем удивитель­нее, что о трамвае на Малой Бронной не известно почти ничего. То есть изве­стно, что трамвайных путей сейчас там нет, а дальше начинаются версии и до­гадки. С одной стороны, на московских картах тех лет трамвайные пути на Пат­риарших не обозначены. Первая жена Булгакова, жившая с ним на Большой Са­довой, утверждает, что никаких трамваев на Малой Бронной отродясь не быва­ло. Значит, Булгаков придумал этот трамвай?

С другой стороны, булгаковед Борис Мягков разыскал газетную заметку 1929 года, в которой сообщалось о скором появлении трамвайной линии на Ма­лой Бронной и Спиридоновке. Значит, не придумал? Но была ли построена эта линия — неизвестно.

И тогда появилась третья версия: трамвай ходил, Булгаков все правильно напи­сал, но это была грузовая линия, поэтому на картах ее не обозначали. В пользу этой версии, как кажется, говорит фотография с раскопок на Малой Бронной, на которой отчетливо видны старые рельсы, но достоверность этой фотогра­фии тоже вызывает вопросы.

Тем не менее трамвай стал одним из устойчивых московских мифов — на Чи­стых прудах трамвай маршрута «А» начали называть «Аннушка», и это еще больше запутало дело. Если Берлиоза убили на Патриарших, почему «Аннуш­ка» на Чистых? Или это были Чистые пруды? А где тогда сами пруды?

Простая, казалось бы, история в действительности оказывается загадочной и неясной. Сейчас можно сказать лишь одно: никаких достоверных свидетель­ств существования трамвайных линий, описанных Булгаковым, пока не обнару­жено. Скорее всего, трамвайные пути были придуманы для чрезвычайно эф­фектной сцены на любимых писателем Патриарших.

Булгаков: человек и пароход

Все перечисленные мифы объединяет одно обстоятельство — так или иначе они имеют под собой хотя и зыбкое, но все же реальное основание. Одновре­менно с такими мифами существуют истории, появление которых совершенно не поддается никакому логическому объяснению. Точнее их было бы называть уже даже не мифами, а полноценными мистификациями.

Один из таких невероятно популярных сюжетов называется «Тайное завещание Мастера» (иногда «Неизвестное завещание Булгакова»). Якобы Булгаков заве­щал половину своих гонораров за роман «Мастера и Маргарита» (когда его напечатают) тому, кто первым после публикации романа придет на его могилу и возложит цветы. Журналист Владимир Невельский первым пришел на моги­лу Булгакова и повстречал одиноко стоящую у могилы женщину — вдову писа­теля Елену Сергеевну. Она настойчиво попросила у него адрес и телефон, а спу­стя несколько дней прислала большой денежный перевод. (Никто из поклонни­ков этой истории не задался вопросом, что делала на кладбище Елена Сергеев­на и сколько месяцев ей пришлось стоять неподалеку от могилы, ожидая пер­вого почитателя с цветами.) На полученные таким удивительным образом деньги Владимир Невельский купил катер и назвал его «Михаил Булгаков» Не путать с теплоходом «Михаил Булгаков», и поныне курсирующим летом по Волге. . Катер, к удовольствию петербургских зевак, ежедневно доставлял журналиста из Лисьего Носа Лисий Нос — поселок на берегу Финского залива. на работу — редакцию на набережной реки Фонтанки.

Как часто бывает в таких случаях, детали трогательного повествования варьи­руются: годом встречи с Еленой Сергеевной на кладбище называется то 1969-й, то 1968-й (роман печатался в журнале «Москва» в ноябре 1966-го и январе 1967-го); вдова писателя то звонит в Ленинград по телефону, чтобы рассказать Невельскому о завещании, то присылает письмо; часто в истории фигурируют три белые хризантемы и даже букетик мимозы из романа.

Как и положено легенде, часть ее посвящена обстоятельному рассказу о том, как было утрачено главное сокровище и почему не сохранились доказатель­ства. Катер Булгакова якобы со временем износился — «обветшалый корпус» сожгли мальчишки, а бережно сохраненный журналистом фрагмент борта с буквами в итоге потерялся. В архиве Елены Сергеевны не сохранилась по­сланная ей фотография легендарного катера, как, впрочем, не найдены и следы переписки героев этой истории. Стоит ли говорить, что сама вдова Булгакова нигде и никогда не упоминала этот мелодраматический сюжет.

Совсем недавно дочь уже покойного Владимира Невельского рассказала, что это действительно была мистификация — всю историю от начала и до конца придумали и пустили в народ ее отец с приятелем. Тем не менее легенда пере­жила своих создателей и до сих пор согревает сердца многих поклонников Михаила Булгакова.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Memories

Бегемотово

Около четырех часов жаркого дня большая компания мужчин, одетых в
штатское, высадилась из трех машин, несколько не доезжая до дома N 302-бис
по Садовой улице. Тут приехавшая большая группа разделилась на две
маленьких, причем одна прошла через подворотню дома и двор прямо в шестое
парадное, а другая открыла обычно заколоченную маленькую дверку, ведущую на
черный ход, и обе стали подниматься по разным лестницам к квартире N 50.
В это время Коровьев и Азазелло, причем Коровьев в обычном своем
наряде, а вовсе не во фрачном праздничном, сидели в столовой квартиры,
доканчивая завтрак. Воланд, по своему обыкновению, находился в спальне, а
где был кот -- неизвестно. Но судя по грохоту кастрюль, доносившемуся из
кухни, можно было допустить, что Бегемот находится именно там, валяя дурака,
по своему обыкновению.
-- А что это за шаги такие на лестнице? -- спросил Коровьев, поигрывая
ложечкой в чашке с черным кофе.
-- А это нас арестовывать идут, -- ответил Азазелло и выпил стопочку
коньяку.
-- А, ну-ну, -- ответил на это Коровьев.
Подымающиеся по парадной лестнице тем временем уже были на площадке
третьего этажа. Там двое каких-то водопроводчиков возились с гармоникой
парового отопления. Шедшие обменялись с водопроводчиками выразительным
взглядом.

-- Все дома, -- шепнул один из водопроводчиков, постукивая молотком по
трубе.
Тогда шедший впереди откровенно вынул из-под пальто черный маузер, а
другой, рядом с ним, -- отмычки. Вообще, шедшие в квартиру N 50 были
снаряжены как следует. У двух из них в карманах были тонкие, легко
разворачивающиеся шелковые сети. Еще у одного -- аркан, еще у одного --
марлевые маски и ампулы с хлороформом.
В одну секунду была открыта парадная дверь в квартиру N 50, и все
шедшие оказались в передней, а хлопнувшая в это время в кухне дверь
показала, что вторая группа с черного хода подошла также своевременно.
На этот раз, если и не полная, то все же какая-то удача была налицо. По
всем комнатам мгновенно рассыпались люди и нигде никого не нашли, но зато в
столовой обнаружили остатки только что, по-видимому, покинутого завтрака, а
в гостиной на каминной полке, рядом с хрустальным кувшином, сидел громадный
черный кот. Он держал в своих лапах примус.
В полном молчании вошедшие в гостиную созерцали этого кота в течение
довольно долгого времени.
-- М-да. действительно здорово, -- шепнул один из пришедших.
-- Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, -- недружелюбно
насупившись, проговорил кот, -- и еще считаю долгом предупредить, что кот
древнее и неприкосновенное животное.
-- Исключительно чистая работа, -- шепнул один из вошедших, а другой
сказал громко и отчетливо:
-- Ну-с, неприкосновенный чревовещательский кот, пожалуйте сюда.
Развернулась и взвилась шелковая сеть, но бросавший ее, к полному
удивлению всех, промахнулся и захватил ею только кувшин, который со звоном
тут же и разбился.
-- Ремиз, -- заорал кот, -- ура! -- и тут он, отставив в сторону
примус, выхватил из-за спины браунинг. Он мигом навел его на ближайшего к
нему стоящего, но у того раньше, чем кот успел выстрелить, в руке полыхнуло
огнем, и вместе с выстрелом из маузера кот шлепнулся вниз головой с каминной
полки на пол, уронив браунинг и бросив примус.
-- Все кончено, -- слабым голосом сказал кот и томно раскинулся в
кровавой луже, -- отойдите от меня на секунду, дайте мне попрощаться с
землей. О мой друг Азазелло! -- простонал кот, истекая кровью, -- где ты? --
кот завел угасающие глаза по направлению к двери в столовую, -- ты не пришел
ко мне на помощь в момент неравного боя. Ты покинул бедного Бегемота,
променяв его на стакан -- правда, очень хорошего -- коньяку! Ну что же,
пусть моя смерть ляжет на твою совесть, а я завещаю тебе мой браунинг.
-- Сеть, сеть, сеть, -- беспокойно зашептали вокруг кота. Но сеть, черт
знает почему, зацепилась у кого-то в кармане и не полезла наружу.
-- Единственно, что может спасти смертельно раненного кота, --
проговорил кот, -- это глоток бензина. -- И, воспользовавшись
замешательством, он приложился к круглому отверстию в примусе и напился
бензину. Тотчас кровь из-под верхней левой лапы перестала струиться. Кот
вскочил живой и бодрый, ухватив примус под мышку, сиганул с ним обратно на
камин, а оттуда, раздирая обои, полез по стене и через секунды две оказался
высоко над вошедшими, сидящим на металлическом карнизе.
Вмиг руки вцепились в гардину и сорвали ее вместе с карнизом, отчего
солнце хлынуло в затененную комнату. Но ни жульнически выздоровевший кот, ни
примус не упали вниз. Кот, не расставаясь с примусом, ухитрился махнуть по
воздуху и вскочить на люстру, висящую в центре комнаты.
-- Стремянку! -- крикнули снизу.
-- Вызываю на дуэль! -- проорал кот, пролетая над головами на
качающейся люстре, и тут опять в лапах у него оказался браунинг, а примус он
пристроил между ветвями люстры. Кот прицелился и, летая, как маятник, над
головами пришедших, открыл по ним стрельбу. Грохот потряс квартиру. На пол
посыпались хрустальные осколки из люстры, треснуло звездами зеркало на
камине, полетела штукатурная пыль, запрыгали по полу отработанные гильзы,
полопались стекла в окнах, из простреленного примуса начало брызгать
бензином. Теперь уж не могло идти речи о том, чтобы взять кота живым, и
пришедшие метко и бешено стреляли ему в ответ из маузеров в голову, в живот,
в грудь и в спину. Стрельба вызвала панику на асфальте во дворе.
Но длилась эта стрельба очень недолго и сама собою стала затихать. Дело
в том, что ни коту, ни пришедшим она не причинила никакого вреда. Никто не
оказался не только убит, но даже ранен; все, в том числе и кот, остались
совершенно невредимыми. Кто-то из пришедших, чтобы это окончательно
проверить, выпустил штук пять в голову окаянному животному, и кот бойко
ответил целой обоймой. И то же самое -- никакого впечатления ни на кого это
не произвело. Кот покачивался в люстре, размахи которой все уменьшались, дуя
зачем-то в дуло браунинга и плюя себе на лапу. У стоящих внизу в молчании на
лицах появилось выражение полного недоумения. Это был единственный, или один
из единственных, случай, когда стрельба оказалась совершенно
недействительной. Можно было, конечно, допустить, что браунинг кота --
какой-нибудь игрушечный, но о маузерах пришедших этого уж никак нельзя было
сказать. Первая же рана кота, в чем уж, ясно, не было ни малейшего сомнения,
была не чем иным, как фокусом и свинским притворством, равно как и питье
бензина.
Сделали еще одну попытку добыть кота. Был брошен аркан, он зацепился за
одну из свечей, люстра сорвалась. Удар ее потряс, казалось, весь корпус
дома, но толку от этого не получилось. Присутствующих окатило осколками, а
кот перелетел по воздуху и уселся высоко под потолком на верхней части
золоченой рамы каминного зеркала. Он никуда не собирался удирать и даже,
наоборот, сидя в сравнительной безопасности, завел еще одну речь.
-- Я совершенно не понимаю, -- говорил он сверху, -- причин такого
резкого обращения со мной.
И тут эту речь в самом начале перебил неизвестно откуда послышавшийся
тяжелый низкий голос:
-- Что происходит в квартире? Мне мешают заниматься.
Другой, неприятный и, гнусавый голос отозвался:
-- Ну, конечно, Бегемот, черт его возьми!
Третий, дребезжащий, голос сказал:
-- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора.
-- Извините, не могу больше беседовать, -- сказал кот с зеркала, -- нам
пора. -- Он швырнул свой браунинг и выбил оба стекла в окне. Затем он
плеснул вниз бензином, и этот бензин сам собою вспыхнул, выбросив волну
пламени до самого потолка.
Загорелось как-то необыкновенно, быстро и сильно, как не бывает даже
при бензине. Сейчас же задымились обои, загорелась сорванная гардина на полу
и начали тлеть рамы в разбитых окнах. Кот спружинился, мяукнул, перемахнул с
зеркала на подоконник и скрылся за ним вместе со своим примусом. Снаружи
раздались выстрелы. Человек, сидящий на железной противопожарной лестнице на
уровне ювелиршиных окон, обстрелял кота, когда тот перелетал с подоконника
на подоконник, направляясь к угловой водосточной трубе дома, построенного,
как было сказано, покоем. По этой трубе кот взобрался на крышу.
Там его, к сожалению, также безрезультатно обстреляла охрана,
стерегущая дымовые трубы, и кот смылся в заходящем солнце, заливавшем город.

Читайте также: