Что такое кошачьи рефлексы

Опубликовано: 07.05.2024

Александр Борисович Коган

Основы физиологии высшей нервной деятельности

(издание второе, переработанное и дополненное)

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Со времени первого издания «Основ физиологии высшей нервной деятельности» (Москва, 1959) прошло около 30 лет. Это был первый опыт создания учебника по предмету, который только что был введен в учебные планы студентов биологических специальностей. За прошедшее время наши знания в области физиологии высшей нервной деятельности чрезвычайно расширились, получили развитие многие направления, возникшие за последние годы, появились новые разделы, углубился нейрофизиологический анализ механизмов работы мозга, во многом изменились подходы к познанию природы мыслительной деятельности человека, появились новые возможности практического использования знания высших функций мозга.

Все это потребовало коренной переработки учебника, замены устаревшего материала новым, пополнения книги накопившимися за это время фактами и идеями. Особое внимание уделено главам частной физиологии высшей нервной деятельности у разных видов животных, где биолог соответствующей специальности (ихтиолог, энтомолог, герпетолог, орнитолог и др.) может получить интересующие его сведения. Основательно переработаны главы физиологии высшей нервной деятельности человека. Они содержат результаты многочисленных, продолжающих накапливаться психофизиологических и нейропсихологических исследований и могут представлять интерес не только для физиологов биологического профиля, но также для психологов, врачей и педагогов.

Конечно, и после такой переработки учебник не лишен некоторых недостатков и погрешностей. Поэтому автор будет признателен всем, кто поможет избежать их в дальнейшем своими замечаниями и советами.

Автор выражает благодарность сотрудникам Института нейрокибернетики и кафедры физиологии человека и животных Ростовского государственного университета им. М.А. Суслова: Т.В Алейниковой, М.X. Закиян, О.Ф. Маркштедер, Т.А. Амелиной, Е.В. Яковлевой, И.Ф. Калмыкову, оказавшим большую помощь в подготовке данного учебника к печати.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Курс физиологии высшей нервной деятельности читается в университетах, педагогических, медицинских и сельскохозяйственных высших учебных заведениях. Однако учебника по этой дисциплине студенты не имеют. Вытекающие отсюда чрезвычайные трудности преподавания побудили к попытке составить такой учебник для биологов.

Первоисточником и основой этой молодой науки бесспорно должен оставаться монографический труд И.П. Павлова «Лекции о работе больших полушарий головного мозга». Ценными пособиями являются изданный Ленинградским университетом «Курс лекций по физиологии высшей нервной деятельности» Э. Айрапетянца, В. Балакшиной, К. Быкова, Н. Подкопаева и А. Риккль под редакцией акад. К.М. Быкова (1941) и прочитанные на курсах по усовершенствованию врачей «Лекции по физиологии высшей нервной деятельности» акад. Л.А. Орбели (1945).

За последние годы Львовский университет издал краткое пособие для студентов и врачей «Физиология высшей нервной деятельности» Я.П. Склярова под редакцией Г.В. Фольборта (1955), а в издании Московского университета вышли «Лекции по сравнительной физиологии высшей нервной деятельности» Л.Г. Воронина (1957). Последние обобщают большой материал работы автора «Лекций» в этой области. В перечисленных пособиях студент-биолог найдет систематическое изложение основ учения об условных рефлексах.

К настоящему времени накопился громадный материал по частной физиологии высшей нервной деятельности животных и человека. Собрано очень много, правда пока разрозненных, фактов изучения условных рефлексов у животных разных классов, отрядов и видов. В связи с этим встал вопрос и об использовании фактов, накопленных экспериментальной психологией, освободив их от антропоморфических толкований. Наконец, имеется уже немалое число случаев разнообразнейшего прикладного использования условных рефлексов в практике медицины, педагогики, сельского хозяйства. Все эти сведения, несомненно нужные учащемуся, введены в учебник и заняли в нем свое место.

Учебник написан для биологов. Поэтому он построен в сравнительном и, когда это было возможным, в эволюционном плане. Частная физиология высшей нервной деятельности выделена в большой самостоятельный раздел, потребовавший особенно много труда и внимания. В этом разделе мы хотели собрать для биологов разных специальностей конкретный материал описания и, по возможности, физиологического объяснения поведения изучаемых ими животных. Здесь, к примеру, энтомолог должен найти собранные и систематизированные сведения о высшей нервной деятельности насекомых, ихтиолог — о высшей нервной деятельности рыб, орнитолог — птиц и т.д.

На учебнике несомненно отразились некоторые «трудности роста» сравнительного направления в физиологии высшей нервной деятельности.

Первая трудность заключается в том, что по многим важным понятиям и терминам в этой области еще отсутствует единое понимание как их содержания, так и границ применения. Можно ли, например, говорить об условных рефлексах у червей? По этому вопросу мнения ведущих исследователей, даже непосредственных учеников И.П. Павлова, расходятся. Другая трудность создается бесконечным разнообразием методик и методических вариаций, часто препятствующих сравнению результатов, получаемых в разных исследованиях. Наконец, многочисленные проблемы — «белые пятна» в сравнительном изучении условных рефлексов — чрезвычайно затрудняют обобщение наличного материала. Пожалуй, трудно найти такие акты или свойства рефлекторной деятельности, которые были бы последовательно прослежены на всех основных представителях, особенно на переломных этапах эволюции животного мира. Поэтому раздел частной физиологии получился более феноменологическим, чем сравнительным или эволюционным.

Просмотр корректур перед выходом учебника в свет показал, что за время, прошедшее после сдачи рукописи в печать, в области физиологии высшей нервной деятельности появилось много новых фактов и обобщений. К сожалению, по техническим причинам только малую их часть удалось включить дополнительно в текст.

Полностью отдавая себе отчет в слабых местах этого учебника по новой дисциплине, автор с благодарностью примет все замечания и советы, которые ему будут даны.

В процессе тысячевековой эволюции мира животных развивалась их способность гибко адаптировать свое поведение к условиям окружающей среды. Эта способность достигла высочайшего совершенства в функциях нервной системы, особенно с развитием исключительно ценных для выживания свойств: фиксации следов пережитых событий. Такая память, в широком смысле этого слова, позволяла каждой особи действовать, исходя из собственного жизненного опыта, показывала связь событий в окружающем мире, а при формировании мозга человека явилась основой механизмов его мыслительной деятельности.

Над инертными, врожденными, общими для всех особей вида формами поведения, реализуемыми безусловными рефлексами, возникают и развиваются гибкие, приобретаемые путем жизненного опыта индивидуальные формы поведения, которые реализуются в простейших проявлениях в виде условных рефлексов. Такая высшая нервная деятельность развивается и совершенствуется, обеспечивая все более гибкое и тонкое приспособление поведения к меняющимся условиям окружающей среды.

Учение о высшей нервной деятельности, ознаменовавшее материалистический научный подход к пониманию природы разумного поведения и явлений психики, является великим достижением отечественной научной мысли. Его основы заложены трудами И.М. Сеченова и И.П. Павлова, оно творчески развивается в исследованиях советских ученых.

Разделы

  • болезни кошек
    • Кошачьи заболевания глаз
    • Причины и способы устранения неприятного запаха изо рта у кошки
    • Пищеварительная система кошки
    • Причины рвоты у кошек
    • Болезни почек
    • Заболевания дыхательной системы у кошек
    • Каннибализм и другие патологии у кошек при родах
    • Кошачьи болезни кожи
    • Кошачьи глаза
    • Выделения у кошек из глаз и носа
    • Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) у кошек
    • Если кот пьет много жидкости
    • Запоры у котов
    • Болезни мочевыделительной системы
    • Болезни половой системы у котов
    • Выпадение и грыжа матки у кошек
    • Слабый рост и выпадение шерсти
    • Кошачий нос
    • Инфекции дыхательных путей у котов
    • Болезни кошек при воспалении ротовой полости
    • Плохой аппетит у кошек
    • Лечение поноса у кошки
    • Заболевания нервной системы у котов
    • Как осуществляется кастрация кошек и котов
    • Ожирение у домашних кошек и котов
    • Кошачий кожный покров и его производные
    • Опухоли
  • выбор кошки
    • Поведение котенка в новом доме и адаптация
    • Как помочь котенку адаптироваться в новом доме
    • Выбор кошки и породы
    • Кот или кошка: кто лучше?
    • Кошка кусается и царапается: что делать?
    • Игры и общение с кошками
    • Покупка котят: на что обратить внимание
    • Как выбрать кошку, которой предстоит жить в квартире
    • Взрослая кошка или котенок
    • Придумать имя для кошки и установить контакт
  • генетика
    • Предупреждение генетических дефектов
    • Генетические болезни породистых кошек
    • Британские кошки мраморного окраса
    • Британская кошка черепахового окраса
    • Разведение кошек и основы селекции
    • Мутации кошек, связанные с породой
    • Селекция кошек и способы ее проведения
    • Британская кошка белого окраса
    • Окрас табби у британских кошек
    • Британская кошка шоколадного окраса
    • Генетические болезни кошек разных пород
    • Окрас шерсти
    • Словарь генетических терминов
    • Золотой окрас британских кошек
    • Британская кошка тигрового окраса
    • Британские кошки — только прямоухие
    • Кошки с белыми пятнами и окрасом
    • Красный окрас у кошек
  • инфекция
    • Аскариды у кошек
    • Кокцидиоз у кошек
    • Трихомоноз у кошек
    • Правила вакцинации кошек
    • Дегельминтизация и вакцинация домашних кошек
    • Инфекционная панлейкопения кошек
    • Вирус иммунодефицита кошек
    • Анкилостомы у кошек
    • Лямблии у кошек
    • Зооантропонозы кошек
    • Эктопаразиты кошек. Часть 1
    • Как уберечь кошек от бытовых травм
    • Инфекционный ринит
    • Лейкоз
    • Цестоды у кошек
    • Криптоспоридиоз у кошек
    • Организация контроля кишечных паразитов в питомнике
    • Эктопаразиты кошек. Часть 2
    • Инфекционные болезни кошек: лечение, диагностика, симптомы
    • Инфекционный перитонит
  • как понять кошку
    • Странное поведение кошки: че объяснить?
    • Как одомашнивание сказалось на характере кошек
    • Характер кошки и его виды
    • Отношение кошки к человеку
    • Кошка и ребенок в доме
  • кошка в доме
    • Место для кошачьего отдыха
    • Игры для котят и взрослых кошек
    • Смогут ли ужиться кошка с собакой?
    • Предметы для кошек и прочие принадлежности
    • Кошачье дерево
    • Почему ей необходимо точить когти?
    • Сможет ли кошка дружить с другими животными?
    • Стоит ли заводить вторую кошку?
    • Яд для кошек: что ядовито для этих животных
    • Как вывести блох у домашней кошки
    • Как научить кошку командам
    • Обустройство балкона для безопасности кошки
    • Ядовитые растения для кошек и другие опасности
    • Как лучше назвать британскую кошку
  • лечение кошек
    • Утопление кошек: как помочь пострадавшему любимцу
    • Помощь кошке, получившей тепловой или солнечный удар
    • Когда вашему коту нужна скорая помощь
    • Фиксация кошки: как сделать, чтобы питомец сидел смирно
    • Как ухаживать за беременной кошкой и принимать у нее роды
    • Как сделать кошке искусственное дыхание. Массаж сердца коту
    • Паразиты у котов: блохи, глисты, ушные клещи
    • Сотрясение у кота. Травматический шок у кошек
    • Как помочь кошке при отравлении
    • Помощь коту при удушье. Что делать, если питомец задыхается
    • Признаки болезни у котов
    • Помощь кошкам при поражении током
    • Как делать уколы кошкам
    • Все о температуре у кошек
    • Как давать кошке таблетки и другие лекарства
    • Что делать, если у кошки панлейкопения
    • Как помочь кошке, получившей рану или змеиный укус
    • Лечение непроходимости кишечника, запора и поноса у кошек
    • Оказание первой помощи кошке при обморожении и переохлаждении
    • Помощь кошке, получившей ожог
    • Остановка кровотечения у кошек
    • Укусы клещей и других насекомых у кошек
    • Как закапывать коту капли
    • Как измерить коту пульс
    • Что делать, если кошка упала с высоты?
    • Как перевозить кошку, получившую травмы
  • обустройство питомника
    • Основные принципы обустройства питомника
    • Уход за кошкой в питомнике
    • Обустройство питомника для кошек по секторам
    • Разведение кошек в домашних условиях
    • Аксессуары для кошек в питомнике
    • Как ухаживать за кошкой в питомнике
  • питание
    • Рацион здоровой кошки
    • Энергетические потребности кошки
    • Как кормить кошку и как приучить ее к новому корму?
    • Как правильно кормить домашнюю кошку?
    • Полноценное питание для кошки
    • Программы правильного питания для кошек и их цели
  • поведение
    • Коррекция поведения кошек. Проблемы поведения
    • Расстройства у кошки, вызванные ограничением пространства
    • Общение британских кошек
    • Прогулки на поводке
    • Когда котята начинают ходить: переходный период и социализация
    • Рефлекс у новорожденных кошек
  • породы
    • Бенгальская кошка
    • Британская короткошерстная
    • Восточная короткошерстная
    • Девон-рекс
    • Калифорнийская в блестках
    • Корат
    • Мандарин
    • Мэнская кошка
    • Американская жесткошерстная
    • Ангорская кошка
    • Бирманская священная
    • Бурманская кошка
    • Гавана
    • Европейская короткошерстная кошка
    • Канадский сфинкс
    • Корниш-рекс
    • Манчкин
    • Немецкий рекс
    • Американский бобтейл
    • Балийская кошка
    • Бомбейская кошка
    • Бурмилла
    • Голубоглазка
    • Египетская мау
    • Кимрийская кошка
    • Лаперм
    • Мэйн-кун
    • Норвежская лесная
    • Абиссинская кошка
    • Американский керл
  • размножение
    • Выбор производителя
    • Осложненные роды у кошки
    • Отсутствие течки у кошек
    • Как принимать роды у кошек. Часть 1
    • Анатомия половых органов кошек
    • 11 основных причин абортов у кошек. Часть 2
    • Бесплодие у кошек при затяжных и нормальных течках
    • Течка у кошек и предотвращение ее
    • Ветеринарный контроль
    • Патологии родов
    • Как принимать роды у кошек. Часть 2
    • Сексуальная активность кошек и управление их половым поведением
    • Признаки беременности у кошек
    • Бесплодие у кошки
    • Методы наблюдения за половыми циклами кошки
    • Осложнения после родов у кошки
    • Половая зрелость у кошек.
    • Уход за кошкой в период беременности
    • 11 основных причин абортов у кошек. Часть 1
    • Проблема бесплодия кота
  • рост
    • Рост и развитие котят
    • Рост и развитие котенка: факторы, влияющие на рост
    • Искусственное вскармливание кошек
    • Вскармливание котят
    • После родов: что нужно делать и как определить пол котят?
    • Рост и развитие котят
    • Смертность у котят при родах и в первые дни жизни
    • Как идет развитие котенка?
    • Группы крови у кошек
    • Кошка бросила котят
  • уход за кошкой
    • Подготовка кошки к выставке
    • Как ухаживать за шерстью кошки
    • Уход за кошкой перед выставками и в обычное время

Чтобы завести котенка заранее установите контакт с заводчиком. Некоторые люди делают это даже до рождения котят. Владельцу требуется особь с некоторыми особенностями характера. Зная это, заводчик может посоветовать ту или иную породу. Выставки кошек и общение заранее помогают наладить контакт с животным.

Многочисленные исследования показывают, что поведение родителей очень сильно влияет на контакт котенка с людьми, наследственность, отношения заводчика к котятам, социализация и некоторые другие факторы. Важнее всего отношение маленького зверя к матери, так как на ранних этапах он ей во всем подражает маме. Все эти факторы закладывают личность детеныша.

В течение первых недель жизни котенок будет развиваться. Именно тогда важно корректировать поведение. Заводчику в процесс ухода вмешиваться, как правило, не нужно.

Восемь недель – момент, когда формируются основы будущего характера. Тогда малыша следует воспитывать и человеку. Заводчик в это время должен проинструктировать будущих владельцев, чтобы избежать проблем в будущем.

Перинатальный период

Вкус и обоняние развиваются перед рождением. В конце беременности плоды особо чувствительны к эмоциональным перепадам матери. Если кошка спокойна, плод находится также под успокаивающим действием.

Неонатальный период

После рождения котята полностью зависят т матери. Этот период длится до момента, когда новорожденный откроет глаза. В течение всего этого времени органы чувств неразвиты. Малыши спят 90% часов в сутках, а когда просыпаются, сосут мать. Ориентируются они по теплу.

Молозиво в первые сутки жизни обеспечивает котятам иммунитет.

Рефлексы

В течение неонатального периода котят приобретают первичные рефлексы.

Рефлекс укрытия. До 16-й недели котята прячут голову и нос в что-нибудь мягкое и теплое.

Сосательный рефлекс. Действует с рождения до 4-й недели.

Ориентировочный рефлекс. Работает с рождения. Если дотронуться до макушки котенка, он повернет голову на раздражитель.

Рефлекс Галанта. Действует с рождения. Если человек проводит пальцем по одному боку малыша, тот повернет голову в сторону и изогнет тело.

Чесание. Появляется со второго дня жизни. Действует до конца 4-й недели. При почесывании груди или шеи котенок выпускает когти на задних ногах.

Мигательный рефлекс. Появляется с третьего дня жизни. Полностью формируется в конце 9-го. Если коснуться век, детеныш сомкнет их.

Тактильный рефлекс. Устанавливается на пятом дне. На первом месяце жизни сменяется на зрительный рефлекс. Котенок ощупывает незнакомую поверхность подушечками лап.

Зрачковый рефлекс. Появляется на втором часу после открытия глаз. Зрачок сужается при попадании света.

Зрительный рефлекс. Устанавливается на 22-28 дне жизни. Котенок видит предметы и понимает расстояние до них.

Благодаря рефлексу сосания дети могут кормиться. В норме он присутствует с рождения. Если ребенок переохладился, то рефлекс может исчезнуть. Измеряйте ректальную температуру животного. Она не должна упасть меньше 32ᵒC.

Второй важный рефлекс – укрытие. Он дает котенку тепло и способность находить сосок.

Малыши в первые недели жизни не умеют контролировать работу сфинктеров. Поэтому котятам необходима стимуляция промежности, которая помогает расслабить анус. Мать вылизывает их, помогая сходить в туалет.

Если детеныши лишены родителя, заводчик должен его заменить.

Привязанность матери к потомству

С первых дней жизни у кошки возникает особая привязанность к потомству, основанная на тактильных, обонятельных и слуховых ощущения. После рождения она интенсивно вылизывает своих котят. Иногда слишком сильно, вплоть до повреждений. Но это помогает им избавиться от плодных оболочек и получить материнский запах.

При кесаревом сечении важно не повредить соски и не переборщить с антисептиками.

Котята пока не привязаны к матери по-настоящему, а просто зависят от нее. В это период легко подложить чужой приплод под бочок к кошке.

Этология кошек.

  • Кошки
  • Воспитание


Этоло́гия — полевая дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Другими словами, этология — это изучение жизни особи в естественной для неё среде.

Начать, пожалуй, стоит с того, что кошка это социализированное животное.Кошку нельзя рассматривать как "гуляющую саму по себе".

Одомашнивание началось еще в период античности и связывается с божественным вознесением кошек и желанием человека приблизиться к богу. Способствовало же социализации, концентрация пищи в городах и селах. Кошки собирались стаями и поселялись в каком-то ограниченном (например порт) пространстве.

Рассмотрим унитарные реакции (или поведенческие акты) из которых состоит любой кошачий поступок:

  • Мотивация - связывание памяти с поиском цели. Важнейший элемент любого поступка.
  • Взаимодействие с целью - непосредственное исполнение того или иного позыва, вызванного мотивацией.
  • Покой после достижения цели - животное успокаивается добившись того, чего оно хотело.

Теперь обратимся к более общему рассмотрению поведения кошки. Все поступки можно разделить на три большие группы:

1. Безусловные рефлексы (инстинкты). Этот вид реакций относят к наследственной программе (памяти вида). Эта память заложена при рождении и присутствует на протяжении всей жизни. В свою очередь инстинкты можно подразделить на: витальные (боль, голод, жажда, температурное восприятие. ), зоосоциальные (половые, родительские, эмоционального резонанса. ), саморазвития (исследовательские, игровые, манипуляционные действия, инстинкт свободы. )

2. Условные рефлексы. Рефлексы приобретенные в процессе жизни. С помощью них, животное доводит свои инстинкты до совершенства. В результате вырабатывается индивидуальная память животного, правда реакция на те или иные действия (события) может угасать со временем. На основе условных рефлексов основаны три типа обучения кошек:

  • Инструментальное обучение. Это обучение и положительным и отрицательным подкреплением. Т.е. животное необходимо поощрять за успехи и ругать за проступки. Очень важно не путать отрицательное подкрепление и наказание. Это совершенно разные понятия. К тому же, никогда нельзя наказывать кошку за проступок в прошлом, она все равно его не помнит и может неадеквадно воспринять Ваши претензии.
  • Латентное обучение. Это обучение кошки без видимого подкрепления (фактически самообучение). Например: Вы привезли кошку в новый дом и дали ей возможность обследовать его. Это и будет латентным обучением.
  • Инсайтное обучение. Это самообучение кошки, при котором она методом проб и ошибок находит решение на поставленую для себя задачу. Например: Кошка учится открывать дверь. Толкает лапами от себя, дверь не открывается (ОШИБКА), тогда она подцепляет ее лапами и тянет на себя (УСПЕХ). Теперь она сразу запомнила этот способ как удачный и наверняка применит его в другом случае.

3. Рассудочная деятельность. Научным путем доказано, что кошки обладают логическим мышлением, но лишены творческого. Нашими учеными доказано, что некоторые кошки могут решать отдельные не повторяющиеся задачи, специфическими способами. Это может служить доказательством рассудительного мышления. В результате опытов, было установлено, что кошки способны к экстерполяции (способность прогнозировать траекторию движения предмета после его резкого исчезновения из поля зрения) и они способны понять, что приманку нельзя спрятать в плоскости, для этого необходимо объемное тело.

Этапы развития котенка:

  1. Пренатальный (предродовой). Этот период наступает примерное через две недели после вязки. Кошка начинает беречь себя. С этого момента ей необходимо больше внимания, т.к. чем ласковей относиться к кошке с этого момента, тем стрессоустойчивей будут котята.
  2. Неонатальный (до 2-х недель жизни). В этот период происходит активный физический рост и совершенствование инстинктов.
  3. Переходный период (от 2-х до 3-х недель). Происходит развитие и проявление социальных признаков и поведенческих актов. С этим периодом связывают импритинг (обучение матерью).
  4. Социализация (от 3-х до 10 недель). Формируются лидеры в помете, происходит становление целого ряда социальных аспектов. После 45 дней игры котят становятся "предметными".
  5. Ювенильный (после 10 недель). Происходит образование условных рефлексов, на основе личного опыта.
  6. Половое созревание.

Важные моменты при выращивании котенка:

  • Хендлинг (взятие в руки) - чем чаще брать новорожденного котенка в руки, тем более оно стресоустойчив.
  • Обогащенная среда - чем более разнообразна среда (интерьер, события, атмосфера) роста, тем более развитым вырастает котенок.
  • Социализация

А вот некоторые моменты которые очень важно знать про беременность:

  • Ложная беременность это нормальный механизм выкармливания чужих котят. Чаще всего он проявляется у высокомолочных кошек, живущих в прайде (стае).
  • Суперфетация - течка кошки на 3-6 нед. беременности. В случае, если провести повторную вязку, то один из пометов может мумифицироваться, либо произойдет выкидыш.В латентной фазе эмбрион может покоиться долгое время, а потом снова начать свое развитие.

Стоит отметить, что кошки не могут общаться как люди, однако они способны передавать определенные сигналы. С помощью этих сигналов кошки идентифицируют особи или группы и предсказывают поведение окружающих.

Отличают три вида сигналов:

  • Хемокоммуникационные (Запах) : Моча, железы на теле.
  • Зрительные коммуникации : Взгляд, царапанье, поза.
  • Звуковая коммуникация : фоновые звуки, сигнальные звуки.

Стоит отметить, что у кошек и собак (например) разный язык символов, однако выучить такой способ общения может и кошка и собака. Это сродни иностранному языку для человека.

Доминирование и территориальность.

На своем учатке кошка доминантна, однака доминантность уменьшается с удалением от своего участка.

  • Доминанты (легко входят и выходят из стресса).
  • Субдоминанты (способны занимать место доминантов).
  • Низкоранговые (самое низшее звание в прайде).

При этом способом решения конфликтов между этими видами является агрессия. Повязанная кошка теряет доминантность, а родившая приобретает. Человек - это суперкошка! Должен всегда стоять Выше всех кошек в семье и обязан следить за порядком.

Различают четыре вида агрессии: территориальную, иерархическую, половую и родительскую. Необходимо очень четко различать все виды агрессии, чтобы знать против чего принимать меры.

Территории (моча). Чаще всего меткам подвергаются "входящие" предметы или вещи суперкошки (человека). Например кровать. Причиной может послужить страх или доминантное положение кота/кошки. Выходов много, но подходить могут далеко не все:

  • Кастрация
  • Обустройство шумных или гремящих предметов в местах меток
  • Если ходит в постель, то необходимо объяснить что это небезопасно (например мокрой тряпкой)
  • Установка большего кол-ва туалетов
  • Использование ароматических масел с цитрусовым ароматом.
  • Установка собственных меток на вещи животного
  • Социальные. Если стоит вопрос о порче мебели котенком, то можно попробовать предоставить ему когтеточку с метками другой кошки.
  • Если кошка портит вещи (носки, цветы. ), то ей остро не хватает Вашего внимания.
  • Вселение нового животного.
  • Животное должно быть неполовозрелым
  • Подселять лучше к течной кошке
  • В случае агрессии, держать одного (попеременно) в клетке
  • Выпускать только в своем присутствии.
  • Возможно применить встречу на нейтральной территории.
  • Можно попробовать перенести запах "старожила" на новичка (влажное полотенце)

Думают ли животные? - традиционный вопрос, который задает себе человек. Ученые отвечают на этот вопрос по-разному. Пока поведение животных изучалось лишь в лабораториях физиологическими методами, ответ гласил: нет, не думают, у них одни инстинкты и рефлексы.

Но когда исследования переместились в естественную среду - лес, поле - и поведение животных стало рассматриваться во взаимодействии с ней, ответ изменился; да, думают, но их мышление особенное, не такое, как у людей.

Все многообразие поведения животных базируется на трех "китах":

    • безусловных рефлексах, или инстинктах,
    • условных рефлексах, или обучении,
    • элементарной рассудочной деятельности.

Потребность организма в чем либо называется мотивацией. Это может быть голод, страх или желание размножаться. Потребностей много, но преобладает больше какая-нибудь одна. Более сильная мотивация включает механизм, который соединяет воспоминания об объектах внешней среды и приводит к действиям. Голодная кошка отправляется на охоту за мышкой или начинает выпрашивать у хозяев корм, т.е. проявляет целенаправленное действие.

Любой инстинкт можно разбить на унитарные реакции:

1) поиск цели,

2) взаимодействие с уже обнаруженной целью,

3) покой после произведенного действия.

Кот мыслитель
У человека все мотивации связаны с сильнейшими субъективными переживаниями - эмоциями. Косвенные физиологические данные и биохимические показатели крови говорят о том, что животные тоже испытывают эмоции: они умеют и радоваться, и огорчаться. Впрочем, в этом ни один владелец кошки или собаки и так не сомневается!

Итак, инстинкт - это память вида , развившаяся в ходе эволюции. Отдернуть от огня лапу или начать хватать маленький шевелящийся предмет, похожий на мышь, является для кошки инстинктивным поведением, которому ее не надо учить. Оно дано ей от рождения и сохраняется до самой смерти.

Раньше ученые любили задаваться вопросом - мудр или слеп инстинкт? В самом деле, привязанная на веревочку бумажка мышкой не является, но кошка ее ловит! Сам по себе инстинкт не мудр и не глуп: он ориентирован на одни и те же условия среды, стереотипен в своих проявлениях и приводится в действие очень простыми стимулами. Иногда он поспевает за изменениями среды, а иногда - нет. То, что годилось в природе, не срабатывает, скажем, в доме. Однако в целом видовая память все же меняется, хотя и медленно.

Человек одомашнил собаку, которая уже являлась высоко социализированным животным: охота на крупных копытных требовала консолидированных усилий всех членов стаи. Ловля мышей и птиц - основное занятие кошек - наоборот, располагало к одиночному образу жизни. Человек одомашнил кошку, видя в ней священное животное. Лишь позднее он стал использовать ее как помощницу, оберегавшую запасы зерна от крыс и мышей. Наличие еды, сконцентрированной в одном месте, заставило кошку изменить свои привычки: произошел переход от существования семейными группами к более сложным стайным отношениям.

Существуют разные классификации инстинктов. Одна из них подразделяет все инстинкты на три группы:

    • витальные - к группе относятся все инстинкты, обеспечивающие жизнедеятельность организма: пищевой, питьевой, сна и т.д.
    • зоосоциальные - группа включает инстинкты, помогающие животным взаимодействовать друг с другом: половой, родительский, территориальный, иерархический, а также эмоционального резонанса.

      Половой инстинкт помогает упорядочить взаимоотношения между особями разного пола;

      родительский - обеспечивает заботу о потомстве;

      территори альный и иерархический - обусловливают создание разных форм сообщества животных.

    • саморазвития - исследовательский, игровой и имитационный инстинкты. Эти инстинкты позволяют осваивать новые территории, знакомиться с различными предметами и повторять действия других животных - как своего, так, в какой-то мере, и чужого вида

Зоосоциальные и инстинкты саморазвития наиболее интересны для понимания вопроса, думают ли животные. Все наши самые возвышенные чувства - любовь, дружба, поиск истины и стремление к прекрасному - появились именно на их основе, т.е. имели предпосылки в животном мире для своего возникновения.

Инстинкт эмоционального резонанса опровергает представление о том, что в животном царстве - сплошная борьба. Конкуренция, конечно, присутствует, но не в ущерб виду.

Явление эмоционального резонанса было открыто во время опытов на крысах: если в одной клетке сидела особь, подвергнувшаяся стрессу, то у крыс в соседних клетках биохимические показатели крови тоже менялись в сторону проявления стресса.

К эмоциональному резонансу, попросту говоря,сочувствию, способны животные разных видов. Возможно, именно этим объясняются факты лечебного воздействия кошек, когда они чувствуют, что хозяину плохо и ложатся на больные места. Человеку становится лучше от их тепла и, в свою очередь, от их сочувствия. В литературе описаны случаи, когда преданная, как и собака, кошка погибала от тоски в случае смерти хозяина.

Подавление того или иного инстинкта может привести к невротическим реакциям. Если кошку держать, скажем, в клетке, не давать знакомиться с новым, лишить общения с себе подобными или людьми, то мы получим настоящего, как и в случае с человеком, невротика!

Условный рефлекс - это индивидуальная память животного , навыки, которые вырабатываются при жизни каждой особи. Естественно, что способность обучаться помогает выживанию. Любой инстинкт требует "доводки" с помощью условного рефлекса. Например, сосание - врожденная реакция новорожденного котенка. Но как именно сосать, чтобы доставалось больше молока - этому необходимо научиться. Поэтому инстинктивное поведение всегда обрастает условными рефлексами.

Классический условный рефлекс был описан еще И. Павловым: основной стимул (еда) сочетается с добавочным стимулом (звонком), в результате чего за действием этого добавочного стимула следует слюноотделение. Он проводил свои опыты на собаках.

Метод "проб и ошибок" или инструментальное обучение было изучено американским ученым Е. Л. Торндайком как раз на кошках.

Он помещал кошку в ящик с вертикальными щелями, через которые была видна пища. Сначала голодная кошка скреблась в ящике и пыталась дотянуться до приманки лапками, потом случайно нажимала на запирающий механизм - дверца открывалась и кошка добиралась до пищи. На третий-четвертый раз кошка запоминала, как открывается ящик, и уверенно нажимала на запор. Впоследствии было доказано, что инструментальный метод является основным видом обучения. Он опирается на отрицательное или положительное подкрепление.

Существуют и другие виды обучения. Например, привыкание - снижение реакции на стимул. Скажем, если приучить кошку прибегать за едой после какого-либо сигнала, а потом перестать вознаграждать ее действия, то рано или поздно она отвыкнет реагировать на этот сигнал.

Однако у кошек есть реакции, которые не угасают: например, они способны часами караулить у мышиной норы, даже если мышь не высовывается. Если бы предки современных кошек перестали "верить", что мыши когда-нибудь выйдут из нор, то вымерли бы с голода.

Еще один вид обучения - латентное - осуществляется в скрытой форме: кошка, впервые вывезенная на дачу, осторожно обходит участок, запоминая рельеф местности без видимого подкрепления.

Кот научился открывать дверь
Существует также инсайт-обучение, или "озарение", когда животное для решения какой-либо задачи объединяет в одно действие две реакции на разные стимулы. Например, кошки обучаются открывать двери, засовывая под них передние лапки и потягивая дверь на себя. С помощью похожих движений они манипулируют мелкими предметами - от бумажки до дохлой мыши. А ведь дверь на них совсем не похожа! Единожды удачно открыв дверь, они пользуются этим приемом всю жизнь.

Импринтинг - "запечатление" - мгновенное запоминание в особо чувствительные, короткие периоды жизни. Например, в четырехнедельном возрасте котята "запечатлевают" свою маму, братьев и сестер как особей своего вида, а заодно и человека как члена своей семейной группы, а в семинедельном возрасте они "запечатлевают" мышку как основную добычу. Если маленькие котята не видят человека, то они вырастут дикими и их придется приручать, как диких животных.

Котята и мышка
Точно так же множество домашних кошек не знает, как ловить мышей - в подходящем возрасте их никто этому не научил.

Условные рефлексы, в отличие от инстинктов, не передаются по наследству. Однако у животных существуют физиологические предпосылки к тому или иному виду обучения. К тому же в семьях стайных животных, совсем как у людей, складываются традиции. Например, у мамы-крысолова вырастают котята, умеющие справляться с этим сильным и смелым зверьком.

Сочетание наследственной программы - инстинктов и приобретенных при жизни условных рефлексов - могут дать полную картину "ума" кошек. И все же это еще не ум.

Ближе всего к "уму" в человеческом понимании стоит элементарная рассудочная деятельность - способность животных, столкнувшихся с новой для себя ситуацией, с первой попытки строить правильную модель поведения. В ее основе лежит умение животных выявлять простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающего мира, и оперировать ими для решения своих задач.

Элементарную рассудочную деятельность изучал Л. В. Крушинский и представители его школы. В частности, они проводили опыты по экстраполяции - "опережению", т.е. умению животных проследить за движущимся объектом, исчезнувшим из поля зрения, и построить как бы мысленную траекторию его движения. Для рыб и лягушек, например, скрывшейся из поля зрения приманки более не существует - они тут же забывают о ней. Пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие способны к экстраполяции.

Хищные звери, к которым относятся и кошки, решают подобные задачи прекрасно. Правда, Франсуа Доре из Канады получил несколько иные результаты, чем Л. В. Крушинский.

Канадские исследователи проводили с кошками тесты на постоянство объектов - видимая приманка вдруг исчезала. Ее прятали либо на глазах у кошки, либо за ширмой. Выяснилось, что кошки не понимают последствий невидимого перемещения объекта. Они искали приманку там, где видели ее в последний раз или около этого места, не пытаясь "угадать" путь ее перемещения.

Известно, что птицы и звери оперируют такими абстрактными понятиями, как объемность и размер фигур: они понимают, что приманку можно скрыть лишь в объемном, а не плоском теле, да еще и более крупного размера, нежели сама приманка.

Они легко запоминают геометрические фигуры, за которыми "прячется" приманка, и отличают круг от квадрата или ромб от треугольника.

В ряде экспериментов кошки справлялись с этими задачами. Однако работа с кошками бывает затруднена тем, что они - животные весьма эмоциональные. Возможно, что некоторые задачи они не решают не потому, что оказываются "глупее" собак, а потому, что больше "волнуются".

Вероятно, в природе кошки имеют представление о таких абстрактных понятиях, как "больше - меньше" и "подобное - различное".

Многие заводчики сталкивались с тем, что кошки-мамы "знают", сколько у них котят: при исчезновении части из них или даже одного котенка они принимаются лихорадочно искать отсутствующих, а не находя - долго не могут успокоиться.

Как и другие хищники, в природных условиях они выполняют обязанности "санитаров", вылавливая, в первую очередь, слабых и больных животных. Их привлекают те особи, которые отличаются от других по внешнему виду или поведению. Они начинают на них охотиться. И в то же время кошки относятся с осторожностью к совсем новой и незнакомой добыче, пока не убедятся,
что она не представляет для них опасности. Так что зачатками логического мышления они, без сомнения, обладают.

Котик любуется в зеркало на свое отражение
Мышление предполагает наличие самосознания. Его предшественником у животных является самопознание. Кошки иногда обращают внимание на собственное отражение в зеркале, но быстро теряют к нему интерес. В этом они уступают дельфинам и обезьянам, которые узнают собственное изображение на экране и фотографиях, причем узнают не только себя, но и других членов своего сообщества, включая экспериментаторов. При этом они могут сообщать в той знаковой системе, которой их обучают, кого именно они видят. Впрочем, и того ума, который отпущен на долю кошек, им вполне хватает!

МОБУ «Физико – математический лицей» г. Оренбург

Секция: БИОЛОГИЯ

Выработка условного рефлекса у домашнего кота

Бурлуцкий Виктор,

ученица 4Б класса МОБУ «Физико - математический лицей» г. Оренбург

Руководитель:

Нерощина Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования ГБУ ДО «ООДТДМ им.

Выработка условного рефлекса у домашнего кота….………………………. 6

Глава 1. Эксперимент с котом Джокером………………………..…………..6

Глава 2. Проверь свои рефлексы..………………………………..…………..7

Список используемых источников……………………………………………. 9

Если одни и те же действия повторяются, твой мозг запоминает, что когда происходит определённое событие (например, звенит звонок), за ним, скорее всего, следует другое событие (перемена). Это условный рефлекс.

Часто популярная реклама использует принцип условных рефлексов . Тот, кто делает рекламу, рассчитывает, что зритель начнёт связывать определённый продукт.

Организм человека всегда реагирует на раздражение чувствительных образований рецепторов. Такие реакции называются рефлексами.

Некоторые рефлексы достаются нам от рождения, они называются безусловными рефлексами.

Но, кроме безусловных, существуют и условные рефлексы, формирующиеся на протяжении всей жизни в результате обучения и приспособления.

Слюноотделение (как у собак Павлова) не задействуют мышление. Это безусловный рефлекс. У людей, как и у собак, есть много безусловных рефлексов.

Условный рефлекс у человека явление достаточно устойчивое, реагирующее как на отрицательные, так и на положительные раздражители. Привить рефлекс можно собакам, кошкам, хомякам, мышам-песчанкам и даже рыбам(!), если повторять упражнения регулярно. Приручение животного может занять месяцы. Продолжительность зависит от того, насколько постоянно проводятся тренировки и насколько умён питомец.

То, что рефлексы могут быть условными и безусловными (основные различия приведены в Приложении №1), первым понял русский учёный Иван Павлов . Помогли ему в этом опыты с собаками, которые он проводил в 1890-е годы. Всем известно, что у собак выделяется слюна, когда они едят. Это врождённый рефлекс. Но именно Павлов доказал, что выделение слюны может стать условным рефлексом. Перед тем, как дать собаке еду, учёный стал включать лампочку. Он повторял это много раз, измеряя количество выделенной слюны. В результате такого опыта учёный показал, что слюна у собаки начинала выделяться ещё до того, как приносили еду - как только загоралась лампочка! Даже если после этого собаку не кормили.

Павлов провёл множество экспериментов, и они помогли ему разработать теорию условных рефлексов. Именно он открыл многое из того, что мы знаем о процессе обучения людей и животных.

Часто популярная реклама использует принцип условных рефлексов. Тот, кто делает рекламу, рассчитывает, что зритель начнёт связывать определённый продукт (например, отбеливатель для зубов) с привлекательным образом из ролика (например, знаменитостью).

Актуальность работы заключается в распознавании того, что является безусловным рефлексом и не зависит от нас, и того, что навязывается нам не всегда в благих целях (например, реклама) и то, что мы можем изменить (анализ такого условного рефлекса, как вождение автомобиля, и его корректировка Приложение №2).

Цель: исследовать процесс выработки условного рефлекса у моего домашнего кота.

1. Провести опыт по выработке условного рефлекса у домашнего кота.

2. Определить время и место кормления.

3. Сделать выводы о процессе и времени, затраченном на выработку условного рефлекса.

Методы исследования : наблюдение, эксперимент, анализ, синтез обобщение.

Объект исследования : кот Джокер.

Предмет исследования: процесс приема в пищу молока.

Выработка условного рефлекса у домашнего кота

Глава 1. Эксперимент с котом Джокером

Я хочу провести научный эксперимент, как профессор Павлов. У меня есть кот по кличке Джокер, я буду выработать у него условный рефлекс. Привить рефлекс можно собакам, кошкам, хомякам, мышам-песчанкам и даже рыбам(!), если повторять упражнения регулярно.

Выбираю определённое время дня, когда я смогу кормить Джокера. Это 10.30.

Нахожу новое место для кормёжки. Передвигаю миску для молока в другое место (но так, чтобы её было легко найти) – угол кухни.

Наливаю молоко коту каждый день в одно и тоже время всегда на одном и том же месте.

Наблюдаю за питомцем до кормёжки и после. Записываю наблюдения в блокноте.

Приручение животного может занять месяцы. Продолжительность зависит от того, насколько постоянно проводятся тренировки и насколько умён питомец. В ходе эксперимента можно заметишь, что животному требуется всё меньше времени, чтобы прийти на место кормёжки. В один прекрасный день питомец будет ждать тебя там, куда ты приносишь еду.

Где был кот до еды

Сколько времени прошло, прежде чем кот пришел есть

Заметил не сразу

В ванной комнате

Вывод: Мой кот Джокер оказался очень умным, мне хватило 11 дней для выработки у Джокера условного рефлекса – ровно в 10:30 каждый день он ждет молока. С 5 дня эксперимента я заметил, что кот начиная с 10 часов стал находить меня в доме, становиться ласковым и начинать выпрашивать молока. Потом он начал подходить к миске, т.е. он понял, что молоко ему налью именно я и именно в этом месте (Приложение №3).

Глава 2. Проверь свои рефлексы

Слюноотделение (как у собак Павлова) не задействуют мышление. Это безусловный рефлекс. У людей, как и у собак, есть много безусловных рефлексов. Хочешь узнать какие? Эти простые опыты тебя поразят.

Тебе понадобится: друг!

Сидя на диване или на стуле друг кладет ногу на ногу. Проверь, чтобы нога, которая лежит сверху, могла свободно раскачиваться.

Ребром ладони (будто наносишь рубящий удар каратиста) аккуратно стукни по ноге друга чуть ниже колена. Осторожно! Если ты займешь неправильное место, друг лягнет тебя!

Это называется коленным рефлексом. Легкий удар по сухожилию под коленом вызывает автоматическое сокращение мышцы бедра. Напряженная мышца тянет колено, и нога выбрасывается вперед. Врачи часто проверяют этот безусловный рефлекс, чтобы убедиться, что твои нервы и мышцы работают правильно.

Все равно зажмурился

Тебе понадобится: стеклянная дверь или окно, ватные шарики, друг.

Встань с другом по разные стороны стеклянной двери или окна.

Брось ватный шарик, целясь другу в лицо.

Хотя шарик не может попасть в твоего товарища, он все равно зажмурится! Теперь поменяйтесь ролями.

Что происходит? Твой друг только что продемонстрировал мигательный рефлекс. Этот безусловный рефлекс помогает защищать глаза от повреждений. Кстати ты моргаешь примерно 15 раз в минуту.

Вывод: Безусловные рефлексы – это врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители. Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, выделение слюны при виде пиши). Безусловные рефлексы — природный запас готовых, реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида. Они осуществляются с помощью спинного и низших отделов головного мозга. Сложные комплексы безусловных рефлексов проявляются в виде инстинктов.

Нам не надо думать о безусловных рефлексах, чтобы они сработали. Тогда зачем им связь с головным мозгом? Представляете, у некоторых рефлексов ее и нет! Простые реакции – вроде коленного рефлекса или отдергивания руки от горячего – контролируются спинным мозгом. Сигналы от рецепторов идут не в головной мозг, а отправляются коротким путем в спинной мозг , где моментально обрабатываются и вызывают сокращение мышц.

Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельной особи. Условные рефлексы возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга.

Условный рефлекс у человека - явление достаточно устойчивое, реагирующее как на отрицательные, так и на положительные раздражители. Возьмем, к примеру, вождение машины, и определенный маршрут, по которому вы ездите чаще всего. Заметьте, что после его преодоления вы вряд ли сможете вспомнить те движения рук и ног, которые сопутствуют вождению машины. И, таким образом, сам процесс вождения есть условный рефлекс.

Таким образом ,

организм человека всегда реагирует на раздражение чувствительных образований рецепторов. Такие реакции называются рефлексами.

некоторые рефлексы достаются нам от рождения, они называются безусловными рефлексами.

но, кроме безусловных, существуют и условные рефлексы, формирующиеся на протяжении всей жизни в результате обучения и приспособления.

Вывод : Мы провели эксперимент с моим котом Джокером, который заключался в следующем. В течение 11 дней я наливал коту молоко в одно и то же время в 10:30. С пятого дня эксперимента я начал замечать изменения в поведении кота – он начал привыкать к режиму, это проявлялось в том, что он начинал за мной ходить. К 11 дню эксперимента у Джокера выработался условный рефлекс – в 10.30. он сидел около миски и ждал молоко.

Список используемых источников:

Беккер Хелейн /Сам себе ученый! Научные ответы на веселые вопросы: исследования и эксперименты. – 2-е издание –М.: 2016. - 144с.

Человек. Полная энциклопедия. /Ю.К.Школьник. – М.: Эксмо, -2014. – 256с.

Интервью с Асеевым К.В. 1978 г.р., проживающим в г. Оренбурге.

Читайте также: