Что умеет делать кот в цирке

Опубликовано: 30.04.2024

Есть сведения, что ещё в Древнем Египте охотники использовали дрессированных кошек, чтобы они в густых зарослях дельты Нила ловили и приносили птиц и рыб. Может быть, эти кошки принадлежали охотникам, а может быть, тем, кому шла добыча. Однако, для некоторых кошек египтяне выделяли участок земли, весь доходе которого шёл на их содержание.

Сведения о выступлении кошек «на потеху публике» появились значительно позже. К примеру, г-н Менье с 1872 по 1875 годы наблюдал на улицах Лондона маленький цирк на колёсах, где в клетке были канарейки, щеглята, воробьи. «Весь этот крохотный пернатый мирок, - пишет далее г-н Менье, - жил в замечательной дружбе с красивым котом тигровой масти, который безропотно позволял товарищам клевать себя и в то же время предобродушно посматривал на полдюжины маленьких мышат, преспокойно игравших между его лапами.»

Примеры выступления кошек в цирках можно найти и в художественной литературе. Откроем книжечку И. Деркачёва «Среди животных», изданной в 1905 г. В рассказе «Пантелен» читаем:

«Самая знаменитая труппа четвероногих актёров принадлежала одному французу. Он давал свои представления в окрестностях Парижа в 1865 году. Труппа состояла из пуделей, болонок и кошек.»

В другом рассказе «Кошка-танцор» Деркачёв пишет:

«Научить кошку какому-нибудь искусству очень трудно. Если хотите выучить её фокусу, то вы должны быть с нею очень кротки и гораздо терпеливее, чем этого требует от вас собака». Далее автор рассказывает про русского солдата, выучившего кота танцевать под дудочку камаринского, который не только ходил на задних лапках, но и перевёртывался, кувыркался.

Можно предположить, что солдат подсмотрел нечто характерное в поведении кота, закрепил это своей системой дрессуры и под плясовую веселил всю роту на привалах. Он учёл и использовал всё, что коту было дано природой, но более всего он «любил их, как только любят детей».

Знаменитый французский натуралист Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707-1788) полагал, что кошек нельзя дрессировать, ибо «нельзя побороть вложенные в них инстинкты праздности и разбойнических наклонностей». И только через 100 лет это заявление было опровергнуто. Кошки стали выступать: ходить по горлышкам бутылок, по канату, ездить верхом на собаках, участвовать в пантомимах и антрэ.

Настоящие цирковые дрессировщики считали дрессуру кошек скорее укрощением, подводя их под категорию маленьких хищников, и никогда не доверяли их когтям. Некоторые дрессировали кошек очень

Никогда не были уверены в их поведении на арене под звуки музыки, свет прожекторов, шум разновозрастной публики.

Поначалу номера с кошками предполагали показывать в клетках, но репетиции показали, что это будет жалким зрелищем. А почему бы не показать пародию на дрессировку хищников? Например, можно одну группу кошек покрасить «под тигров», другим - надеть на шею «гривы», вместо рослого дрессировщика выпустить карлика. Сказано- сделано, В1880 г в окрестностях города Лилля (Франция) на манеже показали первую пародию с использованием выкрашенных кошек и юноши-карлика 17-и лет, ростом в 62 см. Успех был ошеломляющим! Роль мнимого укротителя сводилась лишь к эффектной работе хлыстом и поклонам почтеннейшей публике. «Хищники», пугаясь щёлкающих звуков хлыста «очень натурально» прыгали и носились по клетке. С этим номером объездили всю Европу и всё шло хорошо, пока однажды на воскресном утреннике в бродячем цирке городка Бопре Сюр-Сон не произошло ужасное событие. Возможно, по неосторожности, хлыстом сильно задели одного кота (а может и подстегнули его - кто знает), и тот бросился на очередного «укротителя» лилипута, вцепившись ему в лицо. Это спровоцировало и других котов, которые в один миг оказались на маленьком человечке, облепив его, как муравьи. Исполнитель роли дрессировщика надолго выбыл из строя, замены ему после такого инцидента не нашли и номер больше не возобновляли.

Тем временем дрессура кошек делала большие успехи. Коты стали ходить по горлышкам бутылок, «служить», прыгать через горящие обручи и т. п. Пришёл громкий успех к новым «кошачьим повелителям»: Те-шоу, Бартон, Мисс Клэр, Мисс Аба-ди. Особенно прославился голландец Боннетти, который удивительно понимал природу кошек, их психику, инстинкты. Боннетти, изучив все кошачьи повадки, у одного из своих «артистов» использовал утончённую манеру брать пищу только с тарелки, у другого - сибаритство, у третьего - изысканную вежливость. Его группа из 20 артистов составилась, можно сказать из «отборных» котов. Дрессировщик был неутомим в работе. Он часами занимался с кошками, пользуясь только ласковыми словами и лакомством. Все животные выделывали самые замысловатые трюки и объездили со своим покровителем все города Европы.

Лучшим из лучших в его труппе был, несомненно, кот Томек, который прыгал через 14 стульев, как писали в афишах, «без разбега. », то есть по команде с места. К великому огорчению Боннетти, ранней весной в Брюсселе «любимец публики» исчез. Его долго искали, но безрезультатно. Было обещано вознаграждение и вот, на крыше одного из домов заприметили похожего кота в погоне за усатой красавицей. На «знаменитого артиста» организовали настоящую облаву, но всё было напрасно. Перепрыгивая на соседнюю крышу, Томек разбился насмерть. Боннетти был безутешен и в дальнейшем так и не нашёл замену талантливому коту.

Но уже в конце XIX в выступали и с такими номерами, которые иначе, как шарлатанство назвать нельзя. Например, популярностью, увы, пользовались знаменитые «поющие кошки». Непритязательная публика хохотала до упаду не думая, каким гнусным методом ублажает её слух так называемый «дрессировщик». Трюк основывался на действии электрических разрядов. Подготавливался помост подобие стола с несколькими ящичками (обычно хватало двух-трёх), в которые сажали наряженных кошек и пристёгивали так, чтобы зрители эту «хитрость» не заметили. В ящичках находились оголённые провода, соединённые с батареей, а сбоку помоста - кнопка, которой незаметно для публики пользовался «дрессировщик», он же дирижёр кошачьего дуэта, трио или целого хора.

В начале представления шёл рассказ о «трудностях спевки», потом объявлялся «репертуар» (какая-нибудь словесная абра-кадабра) и начинался концерт. Обычно «дирижёру» помогал ковёрный клоун (для отвлечения публики) или другой помощник, в то время, как незаметно нажимались кнопки. Кошки истошно вопили, публика «подтягивала», хлопала в ладоши, вызывала на «бис».

Такие номера варьировались и сошли с подмостков провинциальных театров только к 20-м годам XX в.

Кстати, набирать кошек для очередного «концерта» не составляло труда - их просто отлавливали перед представлением в нужном количестве, а после выступления отпускали на все четыре стороны. Подобные трюки, никак не связанные с настоящей дрессурой, проделывали с курами, гусями, зайцами, применяя к этим зверям разные другие «хитрые штучки».

До выхода на арену знаменитых братьев Дуровых, в конце XIX в с кошками в разные годы выступали в цирке Чинизелли клоун Вильям Ольшанский, клоун Козлов, у которого кошки мчались на спинах собак и перескакивали через горящие обручи. Очень простенький номер с кошкой показывал клоун Бабушкин. Он просто сажал ее на табурет и читал вот такие стишки:

Господа, вот картошка, Я даю ее кошке. Она повернется А вы бейте в ладошки И кричите: «Браво кошке!»

Перед первой мировой войной (1914 г) публику удивляла дрессировщица Смарагда с 14-ю кошками. Писали и о другой женщине - мисс Бранди, которая показывала 18 кошек. Они прыгали в огненные кольца, ходили на передних и задних лапах, лавировали между горящими керосиновыми лампами, а также балансировали на отверстиях этих ламп. Этот последний номер никогда более никто не повторил.

Дрессура русского цирка связана с именами Ан. и Вл. Дуровых, которые отбросили методы «выколачивания» нужных результатов из четвероногих. У Анатолия Дурова первоначально было мало животных, а 4-х кошек он добавил лишь в 1890 г, которые проделывали у него разные «фокусы» не хуже людей. Кот у него ходил, например, по канату. Владимир Дуров достигал поразительных результатов, по его выражению, только вкусотерапией. И у него в номере «Железная дорога крыс» (1892 г) участвовали кошки, где роль начальника станции доверили, конечно, коту. Все, что происходило на арене, клоун остроумно комментировал. Позже, в Театре зверей им. Дурова, в спектакле «терем-теремок», среди пятидесяти животных выступала серая пушистая кошка Дымка. По ходу действия она привозила на тележке мешки с мукой, которую перетаскивали на кухню поварята - крысы. А в концертном номере выступал кот Барсик. Он ловко ходил по колышкам, расстояние между которыми было порядочным - 20 сантиметров.

И сейчас цирковые артисты включают в программы отдельные номера с дрессированными кошками и даже строят целые представления,- рассчитанные на большой «творческий коллектив - усатых артистов». В 1991 г Ю. Куклачёв создал «Театр кошек», а впервые на арену с кошками клоун вышел в 1971 г. В одном из интервью Куклачёв сказал: «Кошки «родили» меня». Когда же его называют дрессировщиком, он вполне серьёзно отвечает: «Ещё не известно, кто кого дрессирует, я их или они меня.»

Очень многие владельцы кошек обучают их нехитрым трюкам. Во Франции, например, хозяин играет с котом в пинг-понг (эти кадры показывали по телевизору). Мужчина, как и полагается, с ракеткой в руке, а вот полосатый гладкошерстный кот отбивает через сетку шарик лапами. Киносъёмка запечатлела такие пассы кота, после которых его хозяин признал себя побеждённым. А ведь «техника обучения» проста. Известно, что все кошки любят погонять лёгкий шарик, а француз стал этот шарик поднимать с пола и бросать коту. Тот ударял по нему лапой, шарик опять попадал в пол и отскакивал. Потом хозяин взял в руку ракетку, кота приучили к поверхности стола и постепенно игра превратилась в интересное спортивное зрелище. Только последовательность, терпение и ещё раз, терпение помогли французскому хозяину сделать своего кота знаменитым теннисистом.

А чем хуже наши коты? Знавала я многих, которые и лапку умели подавать, и прыгали через обруч, но только один из них, кот с редкостным именем Мюллер, обучался цирковым премудростям, вероятно по методу дедушки Дурова - на любви к вкусненькому. Жил кот - красавец и умница - в семье супругов Мамыриных в Ленинграде. Его хозяин, наблюдательный Борис Александрович (по профессиифизик), играя с котом, закрепил многократным повторением, лакомыми кусочками и похвалой способности кота. Маленький домашний цирк создавался шаг за шагом для гостей, внучки, для себя и. .для самого кота. Кот подавал лапку, играл в перетягивание каната, танцевал лезгинку, выполнял команды: служи, ложись, кругом, барьер, кольцо, пора спать, пожар (бежал звонить в колокольчик) и многие другие. А ещё он крутил шарманочку, прыгал через обруч, , «музицировал» на пианино, звонил в колокольчик, приглашая к столу и ел, сидя на отдельном стуле, с вилочки. С тех пор прошло много лет, но я больше не встречала такого талантливого кота в отдельно взятой семье. Конечно, котов с цирковыми задатками много, вот только хозяевам их недосуг развивать.

Так с чего же начинать обучение кошки какому-нибудь не сложному трюку? С любви, ласки и терпения. С игр и наблюдений. Почаще берите в ладонь кошачью лапку - с этого когда-то начал обучение «хорошим манерам» нашего кота Акбара мой старший брат, и кот до конца своих дней приветствовал всех «лап-копожатием». И помните: никакого принуждения, нужно лишь учесть и использовать всё, что кошке дано природой. Только не ждите сиюминутных результатов.

Вот что рассказал Анонимный Алкоголик, бывший некогда дрессировщиком, одной любительнице кошек, утверждавшей, что кошку никто не сможет обучить.

Подробная инструкция

Бытует расхожее мнение, что кошки, якобы, дрессировке не поддаются, а знаменитый Театр кошек Куклачева — то самое исключение, которое подтверждает правило. Но мнение это не состоятельно. Еще в Чеховской «Каштанке» фигурирует дрессированный кот по имени Федор Тимофеевич.

Конечно, если попытаться дрессировать домашнего жирного Барсика, пять лет живущего в вашем доме безо всякого дела и отворачивающегося от колбасы, то у вас едва ли что-нибудь получится.

Однажды я начал дрессировать своего котенка, которому было всего три месяца от роду, а еще через три месяца он уже умел:

Как выучить свою кошку цирковым трюкам?

В этой статье я подробно опишу, как добиться таких результатов, так что вы сможете выдрессировать свою кошку, да еще придумать множество других трюков.

Сначала несколько слов о биологических особенностях felis domestica, или обыкновенной домашней кошки.

Самый интересный период в жизни кошки (для ее хозяина) — это период детства и юности.

Как выучить свою кошку цирковым трюкам?

Двухмесячный котенок уже вполне уверенно передвигается, смешно бегает, пытается прыгать. В три месяца он уже абсолютно сформировавшийся хищник, только маленький. Это самый подходящий возраст для начала обучения.

В шесть месяцев кошка, и в девять-десять котик, начинают проявлять интерес к противоположному полу и становятся менее пригодны для обучения. К этому времени вы должны заложить основные навыки, потому что в дальнейшем кошка сможет обучаться только будучи беременной, а кот — если поблизости нет «невест». Кастрированные коты и стерилизованные кошки готовы обучаться в течение всей жизни без перерывов до самой глубокой старости.

Как выучить свою кошку цирковым трюкам?

Злейший враг науки — сытое брюхо. Кошку можно дрессировать только на голодный желудок, и только за пищевое поощрение, никакого наказания и прочего насилия она не потерпит. Поэтому, если вы женщина, и у вас по отношению к котенку просыпается материнский инстинкт, так что вам непреодолимо хочется покормить «несчастного малыша», то как дрессировщик кошек вы не состоитесь.

Сказанное вовсе не значит, что котенок должен жить впроголодь, вовсе нет. Он должен нормально питаться, чтобы расти, но получать эту еду он будет или в процессе обучения, или через некоторое время после окончания занятий.

Пищевым поощрением для кошки является ее естественная пища — мясо. Хорошо если ваш котенок любит слегка подваренное мясо, его удобнее нарезать на маленькие кусочки, и оно не прилипает к рукам и мебели. Из-за прилипшего к пальцу кусочка сырого мяса я не раз получал весьма болезненные укусы острыми как иголки молочными зубками. Итак, мясо нарезается на возможно мелкие кусочки: ведь чем мельче кусочек, тем больше этих кусочков можно скормить до момента насыщения, и тем дольше можно тренировать котенка. Но следует также учитывать возраст ученика, и не слишком затягивать уроки — ведь маленькие дети быстрее утомляются. Сухой корм не подходит для тренировки кошек, так как пока котенок разгрызет шарик, он забудет все, чему его учат.

Первое, чему вам предстоит научить вашего малыша — обучить его учиться, то есть дать ему понять, что кусочек мяса он получает не просто так, а за правильно выполненное действие. При этом, прежде чем дать зверьку корм, следует обязательно произнести какое-либо ласковое слово, например «хорошо!». Это вырабатывает условный рефлекс на это слово (всегда одинаковое). Когда рефлекс выработается, поощрением будет уже само слово, и можно будет иногда не давать корм, заставляя животное экспериментировать — это нужно для усложнения трюков.

Начинать надо с самого простого и естественного для котенка — прыжков с тумбы на тумбу.

Как выучить свою кошку цирковым трюкам?

«Тумбами» могут служить любые устойчивые предметы: табуретки, стулья, древесные чурбаки. Начинаем с тумб одинаковой высоты. Устойчивость обязательна — если табуретка хоть раз упадет или покачнется, то котенок испугается надолго, если не навсегда.

Итак, ставим две тумбы на расстоянии двух пальцев друг от друга. На одну сажаем котенка, на вторую на глазах у него кладем кусочек мяса. Важный момент: заготовленный запас корма должен находиться вне видимости зверька, он должен видеть только один кусочек, иначе он будет следить за миской, а не за вашими руками. Котенок голоден, сегодня он еще не завтракал, поэтому он тут же перепрыгивает на соседнюю тумбу и проглатывает мясо. Вы, не теряя времени, подкладываете новый кусочек на первую тумбу. Если вы сделали это на глазах у котенка, то он немедленно прыгнет обратно. Скажите «хорошо», но мяса больше не давайте.

Дайте котенку прийти в себя, пусть он покрутится на тумбе, может быть, перепрыгнет туда-сюда, но все эти действия никак не поощряются. Затем незаметно возмите кусочек мяса в левую руку, а правой рукой сделайте жест, будто вы положили кусок на пустую тумбу. Если котенок прыгнет и начнет искать корм, то немедленно дайте ему мясо из левой руки прямо в рот или положите перед ним.

Когда вы добьетесь, что котенок станет прыгать за пустой рукой, а мясо получать чуть позже, повторите это раз десять, не больше, и заканчивайте первый урок. Котенок не должен выполнять много однообразных упражнений подряд, иначе ему станет неинтересно, и он невзлюбит тренировки.

Через полчаса (примерно) после окончания урока котенка следует покормить (не до отвала) и дать ему полную свободу действий.

Второй урок можно проводить в тот же день во второй половине дня. Если котенок спит, то сначала поиграйте с ним веревочкой, чтобы он хорошенько проснулся.

Как выучить свою кошку цирковым трюкам?

Начинать второй урок следует не с того, чем закончился первый, а с того, чем он начинался. Этот прием называется «Возвращение в детский сад» и позволяет животному легче вспомнить усвоенное на предыдущем уроке. «Возвращение в детский сад» — обязательное начало любого последующего урока, в дальнейшем я не буду специально на нем останавливаться.

Итак, на одной тумбе котенок, на другой — кусочек мяса. Прыжок — «хорошо». Обратный прыжок уже по жесту пустой руки. «Хорошо» — мясо. И так еще 2-3 раза. «Детский сад» окончен. Двигаемся дальше.

Дальше мы будем постепенно увеличивать расстояние между тумбами, пока оно не достигнет дистанции легкого прыжка вашего воспитанника. Увеличивать расстояние надо по несколько сантиметров за раз, чтобы котенок ничего не заметил. К концу второго урока зверек, сам того не заметив, уже научится перепрыгивать расстояние в 30-40 см. Довольно на сегодня. Через час можно скормить котенку остатки его дневного рациона.

Третий урок будет посвящен не усложнению трюка, а подведению поведения животного под стимульный контроль. Что это значит? Котенок должен выполнять трюк только по команде, а не по своему желанию. Если ваш котенок будет прыгать с тумбы на тумбу, а вы кормить его за это мясом, то, значит, это он вас выдрессировал, а не вы его. Это очень важный момент. Собственно дрессировка начинается только сейчас. Нужно набраться терпения и решимости не поощрять котенка ни за какие прыжки, совершенные им по собственной инициативе.

Начнем. Котенок, возможно, уже сам вспрыгнул на тумбу в ожидании занятия. Возвращаемся в «детский сад» — устанавливаем половину того расстояния между тумбами, что было в конце второго урока. Пустая рука делает жест, будто кладет мясо, котенок прыгает, звучит «хорошо» и дается мясо.

Теперь нужно придумать команду, по которой котенок будет выполнять этот трюк. Лучше всего сочетать словесную команду (это может быть любое четкое и короткое слово, например «Прыг!» или «Jump!») с командным жестом. Тем более что жест у нас уже почти закреплен — это жест, которым мы будто бы клали мясо. Его нужно постепенно упрощать, пока он не сведется к указанию пальцами на пустую тумбу.

Итак, продолжаем дрессировку. Произнесите команду «Прыг!» и сделайте привычный для котенка жест. Он прыгнет, вы его похвалите («хорошо») и дадите корм. Повторите это 3-4 раза. Затем сделайте небольшую паузу. Скорее всего, котенок сам прыгнет на пустую тумбу. Но вы не должны ни хвалить его за это, ни давать пищевого поощрения.

Он может прыгать туда-сюда несколько раз, пока ему не надоест. Он или усядется, разочарованный, на тумбе, либо вообще спрыгнет на пол. Верните его на место и дайте команду «Прыг!» одновременно с жестом. Он прыгнет. Поощрите его словесно и мясом. Повторите немедленно 2-3 раза. Снова пауза. И все по-новой. И так до тех пор, пока котенок в ожидании команды не будет спокойно оставаться на тумбе, никуда не прыгая.

Едва ли на это хватит одного урока. С первого раза котенок, скорее всего, ничего еще не поймет. Если вы заметили, что зверек сбит с толку, прекращайте занятие. На следующих уроках повторяйте все то же самое, до тех пор, пока ученик не станет прыгать только по команде. (Не забывайте про «детский сад»!)

Это чрезвычайно важно и обуславливает успех всего дальнейшего обучения. Научившись выполнять по команде один трюк, животное на всю жизнь привыкнет обучаться, и последующие трюки освоит уже проще. Поэтому соберите все ваше терпение, всю вашу волю, но доведите первый трюк до полного стимульного контроля, не жалея времени. Это будет борьба характеров — кто кого дрессирует. А у кошек весьма сильный характер.

И вот, наконец, ваш котенок полностью освоил свой первый трюк — перепрыгивает с тумбы на тумбу по вашей команде, а если команды не получает, то спокойно сидит на тумбе. Не требуйте слишком многого, котята непоседливы, не пытайтесь заставить его сидеть больше 30 секунд без дела. Для выработки навыка неподвижного сидения требуется отдельный курс дрессировки.

Больше всего в Театре кошек меня поразила одна кошка, спокойно лежавшая весь спектакль на какой-то арке над сценой как живая декорация. Я и принял ее за декорацию, пока в конце спектакля она не спустилась по команде Куклачева. Вот высший пилотаж в дрессировке кошек! Я бы не смог такого сделать.

А вашему котенку предстоит осваивать новый трюк — прыжки через обруч. Обруч диаметром 30-40 сантиметров следует изготовить из ивового прутика, или толстого алюминиевого провода в яркой изоляции — чтобы он был хорошо виден и котенку, и зрителям. Прежде чем начинать обучение, следует познакомить зверька с новым предметом, просто положив его на пол и дав котенку обнюхать, не нужно только позволять играть с ним.

Как выучить свою кошку цирковым трюкам?

В сущности, этот трюк ничем не отличается от первого, просто между тумбами помещается обруч, сначала на уровне тумб, и постепенно поднимается все выше и выше, пока котенку не придется потрудиться, чтобы пролететь через него. Не требуйте невозможного, помните, что важно отработать трюк, а увеличить его параметры всегда просто, особенно по мере роста животного. Я не стану так же подробно расписывать обучение этому трюку — вы уже поняли суть процесса и без труда сами разобьете его на уроки.

Обращу ваше внимание на несколько моментов:

1. Если вы собираетесь в дальнейшем выполнять этот трюк, используя тумбы, то команду можно оставить ту же, что и для прыжков. А если впоследствии планируете приучить котенка прыгать через обруч с пола или на диване, то команда должна быть другой, и командный жест тоже. Это необходимо обдумать заранее, переучить потом будет трудно.

2. Для более четкого и быстрого выполнения этого трюка, после того, как вы подведете навык под стимульный контроль, потратьте несколько уроков на следующее: поощряйте котенка словом «хорошо» после каждого прыжка, а вот мясо давайте не всегда. Иногда, безо всякой системы, ограничивайтесь только словесным поощрением. Это называется варьируемое подкрепление. Оно заставит зверька думать, и он будет стараться выполнить трюк лучше. И пусть усвоит на будущее — настоящим поощрением является похвала, а мясо — только дополнительный стимул.

3. Немедленно убирайте обруч после прыжка, иначе котенок, не получив мяса, начнет скакать туда-сюда, заставляя вас оставлять его без поощрения вообще.

Следующий обязательный трюк — вставание на задние лапы. Почему-то у дрессировщиков принято использовать для этого трюка команду «OFF» или, по-нашемуЮ «Оффчик».

Начиная обучать этому навыку, зажмите кусочек мяса между ладонью и большим пальцем, дайте котенку учуять мясо, а затем поднимайте ладонь, заставляя котенка подниматься на дыбы. А сами приговаривайте «Офф», так как вас будут сильно царапать острейшие коготки. Когда котенок поймет, что от него хотят, мясо больше не берите, ладонь держите вне досягаемости лапок зверька, а мясо давайте другой рукой. Давать мясо следует, когда котенок еще стоит на задних лапках, иначе вы закрепите опускание, а не поднятие на дыбы.

Как выучить свою кошку цирковым трюкам?

Лучше выполнять этот трюк тоже на тумбе, тумба так же дисциплинирует котенка, как ребенка — классная комната.

Какие еще трюки выучить со своим любимцем, решать уже вам: можно ходить по буму, можно прыгать через препятствие, делать «змейку» между ног, подавать лапу, валиться набок, да мало ли что вам придет в голову. Теперь вы c вашим котенком стали другими — он научился и полюбил учиться, а вы — обучать.

Напоследок дам вам два совета из практики профессиональных дрессировщиков:

Как отучить животное от нежелательных действий.

Нужно потратить несколько уроков, прервав обучение основному трюку, на закрепление нежелательного действия и подведения его под стимульный контроль. То есть нужно придумать отдельную команду для этого нежелательного действия и добиться выполнения этого действия по команде, причем выполнение должно быть безусловным. После этого можно возвращаться к работе над прерванным трюком — нежелательное действие отныне будет выполняться только по команде, представляя собой отдельный трюк.

Как научить животное экспериментировать с целью заставить его прыгать выше, бежать быстрее, мяукать громче.

Для этого служит уже знакомое нам варьируемое подкрепление: пищевое поощрение не каждый раз, а с неправильными интервалами.

Зверек выполнил трюк, получил словесное поощрение («хорошо»), а мяса не получил. Снова команда, он снова выполняет трюк, на этот раз получив и то, и другое. Потом несколько раз получит все сразу, а затем целых два раза не получит мяса. А потом три раза подряд получит. Этот режим варьируемого подкрепления хорошо ввести в повседневную практику (разумеется только для полностью отработанных трюков). И когда настанет день, что надо будет увеличивать высоту прыжков или скорость пробежки, то вы можете спокойно, не боясь огорчить и разочаровать котенка, не давать ему мяса несколько раз подряд, что заставит его стараться, экспериментировать, пытаться понять, что он делает не так. Как результат, отдельные прыжки станут выше, тут уж зевать нельзя, надо поощрять ученика по полной программе.

Подробная инструкция. Часть 1

Бытует расхожее мнение, что кошки, якобы, дрессировке не поддаются, а знаменитый Театр кошек Куклачева — то самое исключение, которое подтверждает правило. Но мнение это не состоятельно. Еще в Чеховской «Каштанке» фигурирует дрессированный кот по имени Федор Тимофеевич.

Как научить свою кошку цирковым трюкам? Подробная инструкция. Часть 1

Конечно, если попытаться дрессировать домашнего жирного Барсика, пять лет живущего в доме, то у вас едва ли что-нибудь получится.

Однажды я начал дрессировать своего котенка, которому было всего три месяца от роду, а еще через три месяца он уже умел:

  1. Прыгать с табуретки на табуретку.
  2. Прыгать через обруч.
  3. Вставать на задние лапы и подавать мне переднюю.
  4. Хрипло мяукать.

И все это, заметьте, по команде, а не по собственному желанию.

В этой статье я подробно опишу, как добиться таких результатов, так что вы сможете выдрессировать свою кошку, да еще придумать множество других трюков.

Сначала несколько слов о биологических особенностях felis domestica, или обыкновенной домашней кошки. Самый интересный период в жизни кошки (для ее хозяина) — это период детства и юности. Двухмесячный котенок уже вполне уверенно передвигается, смешно бегает, пытается прыгать. В три месяца он уже абсолютно сформировавшийся хищник, только маленький. Это самый подходящий возраст для начала обучения.

В шесть месяцев кошка, и в девять-десять котик, начинают проявлять интерес к противоположному полу и становятся менее пригодны для обучения. К этому времени вы должны заложить основные навыки, потому что в дальнейшем кошка сможет обучаться только будучи беременной, а кот — если поблизости нет «невест».

Кастрированные коты и стерилизованные кошки готовы обучаться в течение всей жизни без перерывов до самой глубокой старости.

Злейший враг науки — сытое брюхо. Кошку можно дрессировать только голодную и только за пищевое поощрение, никакого наказания и прочего насилия она не потерпит. Поэтому, если вы женщина и у вас по отношению к котенку просыпается материнский инстинкт, так что вам непреодолимо хочется покормить «несчастного малыша», то как дрессировщик кошек вы не состоитесь. Это вовсе не значит, что котенок должен жить впроголодь, нет. Он должен нормально питаться, чтобы расти. Но получать эту еду он должен или в процессе обучения, или через несколько часов после окончания занятий.

Пищевым поощрением для кошки является ее естественная пища — мясо. Хорошо, если ваш котенок любит слегка подваренное мясо, его удобнее нарезать на маленькие кусочки, и оно не прилипает к рукам и мебели. А то из-за прилипшего к пальцу кусочка сырого мяса я не раз получал весьма болезненные укусы острыми как иголки молочными зубками.

Итак, мясо нарезается на возможно мелкие кусочки: ведь чем мельче кусочек, тем дольше можно тренировать котенка. Но следует также учитывать возраст ученика, ведь маленькие дети быстрее утомляются. Сухой корм не подходит для тренировки кошек, так как пока котенок разгрызет шарик, он забудет все, чему его учат.

Первое, чему вам предстоит научить вашего малыша — обучить его учиться, то есть дать ему понять, что кусочек мяса он получает не просто так, а за правильно выполненное действие. При этом, прежде чем дать зверьку корм, следует обязательно произнести какое-либо ласковое слово, например «хорошо!». Это вырабатывает условный рефлекс на это слово (всегда одинаковое). Когда рефлекс выработается, поощрением будет уже само слово, и можно будет иногда не давать корм, заставляя животное экспериментировать — это нужно для усложнения трюков.

Начинать надо с самого простого и естественного для котенка — прыжков с тумбы на тумбу. «Тумбами» могут служить любые устойчивые предметы: табуретки, стулья, древесные чурбаки. Устойчивость обязательна — если табуретка хоть раз упадет или покачнется, то котенок испугается надолго, если не навсегда.

Итак, ставим две тумбы на расстоянии двух пальцев друг от друга. На одну сажаем котенка, на вторую на глазах у него кладем кусочек мяса. Важный момент: заготовленный запас корма должен находиться вне видимости зверька, он должен видеть только один кусочек, иначе он будет следить за миской, а не за вашими руками.

Котенок голоден, сегодня он еще не завтракал, поэтому он тут же перепрыгивает на соседнюю тумбу и проглатывает мясо. Вы, не теряя времени, подкладываете новый кусочек на первую тумбу. Если вы сделали это на глазах у котенка, то он немедленно прыгнет обратно. Скажите «хорошо», но мяса больше не давайте.

Дайте котенку прийти в себя, пусть он покрутится на тумбе, может быть, перепрыгнет туда-сюда, но все эти действия никак не поощряются. Затем незаметно возьмите кусочек мяса в левую руку, а правой рукой сделайте жест, будто вы положили кусок на пустую тумбу. Если котенок прыгнет и начнет искать корм, то немедленно дайте ему мясо из левой руки прямо в рот или положите перед ним.

Когда вы добьетесь, что котенок станет прыгать за пустой рукой, а мясо получать чуть позже, повторите это раз десять, не больше, и заканчивайте первый урок. Котенок не должен выполнять много однообразных упражнений подряд, иначе ему станет неинтересно и он невзлюбит тренировки.

Через час после окончания урока котенка следует покормить (не до отвала) и дать ему полную свободу действий.

Второй урок можно проводить в тот же день во второй половине дня. Если котенок спит, то сначала поиграйте с ним веревочкой, чтобы он хорошенько проснулся.

Начинать второй урок следует не с того, чем закончился первый, а с того, чем он начинался. Этот прием называется «Возвращение в детский сад» и позволяет животному легче вспомнить усвоенное на предыдущем уроке. «Возвращение в детский сад» — обязательное начало любого последующего урока, в дальнейшем я не буду специально на нем останавливаться.

Итак, на одной тумбе котенок, на другой — кусочек мяса. Прыжок — «хорошо». Обратный прыжок уже по жесту пустой руки. «Хорошо» — мясо. И так еще 2−3 раза. «Детский сад» окончен. Двигаемся дальше.

Дальше мы будем постепенно увеличивать расстояние между тумбами, пока оно не достигнет дистанции легкого прыжка вашего воспитанника. Увеличивать расстояние надо по несколько сантиметров за раз, чтобы котенок ничего не заметил. К концу второго урока зверек, сам того не заметив, уже научился перепрыгивать расстояние в 30−40 см. Довольно на сегодня. Через час или два можно скормить котенку остатки его дневного рациона.

Третий урок будет посвящен не усложнению трюка, а подведению поведения животного под стимульный контроль. Что это значит? Котенок должен выполнять трюк только по команде, а не по своему желанию. Если ваш котенок будет прыгать с тумбы на тумбу, а вы кормить его за это мясом, то, значит, это он вас выдрессировал, а не вы его. Это очень важный момент. Собственно дрессировка начинается только сейчас. Нужно набраться терпения и решимости не поощрять котенка ни за какие прыжки, совершенные им по собственной инициативе.

Начнем. Котенок, возможно, уже сам вспрыгнул на тумбу в ожидании занятия. Возвращаемся в «детский сад» — устанавливаем половину того расстояния между тумбами, что было в конце второго урока. Пустая рука делает жест, будто кладет мясо, котенок прыгает, звучит «хорошо» и дается мясо.

Теперь нужно придумать команду, по которой котенок будет выполнять этот трюк. Лучше всего сочетать словесную команду (это может быть любое четкое и короткое слово, например «Прыг!» или «Jump!») с командным жестом. Тем более что жест у нас уже почти закреплен — это жест, которым мы будто бы клали мясо. Его нужно постепенно упрощать, пока он не сведется к указанию пальцами на пустую тумбу.

Увлекательную дрессировку продолжим в следующей части.

Опции темы
  • Версия для печати
  • Отображение
    • Линейный вид
    • Комбинированный вид
    • Древовидный вид
  • Основатель движения, Administrator, координатор по Израилю,

    Великий Гроссмейстер Пурпур Народный реферер ​ purpur.jpg

    Куклачёв и его кошки

    На смёпках с 1 Израильской

    Хочу переделать мир. Кто со мной?

    Основатель движения, Administrator, координатор по Израилю,

    Великий Гроссмейстер Пурпур Народный реферер ​ purpur.jpg

    На смёпках с 1 Израильской

    Хочу переделать мир. Кто со мной?

    Старший Гроссмейстер

    Юрий Куклачев и его театр кошек

    Народный артист России, создатель первого в мире театра кошек, дрессировщик и просто добрый и позитивный человек - все это всемирно известный клоун Юрий Куклачев.

    Уже много десятков лет он неутомимо радует людей своим искрометным талантом. При упоминании его имени перед внутренним взором вмиг всплывает улыбающееся лицо клоуна, на плечах и голове которого гордо восседают домашние кошки. Эти животные, как известно, существа непослушные, отчасти ленивые и очень независимые, как говорят, "гуляющие сами по себе".


    История Юрия Куклачева напрочь опровергает эту теорию: в его руках они превращаются в послушных и покорных усатых-полосатых зверьков. Он стал первым человеком, способным научить различным трюкам и сделать цирковыми артистами кошек, которые, как казалось, абсолютно не поддаются никакому влиянию. Как говорит главный знаток кошачьей психологии, Юрий Куклачев, кошек не нужно дрессировать, они вообще дрессуре не поддаются, кошек нужно воспитывать.




    Родился главный кошатник России 12 апреля 1949 года в Москве в семье инженеров. Еще в детстве, однажды увидев по телевизору выступление Чарли Чаплина, он твердо решил, что станет клоуном, которого будет знать весь мир. После 8-го класса молодой человек пошел учиться в полиграфическое училище, а по вечерам занимался в Народном цирке при Доме культуры. Стать на шаг ближе к мечте Куклачеву помогла счастливая случайность: в 1967 году талантливого юношу заметили на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности и пригласили в Московское училище циркового искусства, где он освоил большое количество различных жанров. Закончив учебу, молодой артист приступил к работе в государственном цирке.


    Долгое время Юрий гастролировал и совершенствовался в различных жанрах, находился в исканиях наиболее близкого образа в клоунаде, однако все время его не покидало желание создать нечто новое, уникальное, чего раньше не было в мире циркового искусства.


    Сама жизнь помогла Юрию Куклачеву создать неповторимый образ своего героя. Однажды во время прогулки по парку молодой человек услышал жалобное мяуканье в кустах. Подойдя ближе, он увидел там грязного котенка с сильно воспаленными глазами. Переполненный состраданием, он просто не мог оставить животное в беде, ведь беззащитный комок точно не выжил бы в таком состоянии. Юрий поднял его, посадил за пазуху и отнес домой, где хорошенько отмыл и накормил. Это была первая кошка в жизни Куклачева.




    Тогда и началась новая эра в профессиональном становлении великого артиста. По ночам Юрий учил своего маленького хвостатого циркача, которому дал имя Кутька, вставать на задние лапы, подбегать по команде и ходить между ногами. Однако, когда в доме появился еще один котенок, первенец убежал и уже никогда не вернулся.




    В феврале 1975 году Куклачев впервые выступил в Московском цирке с номером, основной артисткой которого была домашняя кошка. Представление стало настоящей сенсацией и вызвало бурную реакцию у зрителей. Слух об этом событии быстро распространился по всей Москве, ведь кошки считались недрессируемыми животными, но пушистая Стрелка сумела переубедить скептиков.


    Номер представлял собой примерно такую картину: на арену вышел клоун в синем костюме, украшенном белым горохом, на плече у него сидела кошка Стрелка, а следом семенил пес Паштет. Само появление веселой компании вызвало овации и громкий смех зрителей. Наиболее поразительным было то, что пушистая циркачка чувствовала себя на сцене очень комфортно и убегать никуда не собиралась.




    В 1990 году в Москве был открыт частный театр “Кошкин дом”. На сегодняшний день его репертуар насчитывает более 10 спектаклей. Кроме режиссеров, актеров и сценаристов в нем находится 120 хвостатых артистов.


    Как утверждает Юрий, он не только помнит имена всех кошек, он даже знает характер каждой из них, что именно они любят, как кого правильного взять, в каком месте погладить, чтоб им было максимально удобно и комфортно. И, конечно, все подопечные отзываются на свои клички. Кошки живут в просторных стеклянных вольерах со всеми удобствами.




    Уходом за животными занимаются 10 человек. Кроме того, в театре есть три ветеринара, раз в три недели проводящие осмотр каждой кошки. На питание животных, которое состоит из натуральной еды и сухих кормов, в квартал приходится тратить огромное количество денег – более 500 тысяч рублей. Обязательная составляющая рациона – мясо. Для своих артисток “кошачий папа” покупает на проверенной птицефабрике курицу, которую им дают в сыром или отварном виде.








    Юрий Куклачев – человек с неиссякаемым запасом энергии и творческого запала. В свободное от гастролей время он снимается в кино, пишет книги, рисует, занимается резьбой по дереву и регулярно проводит "Уроки Доброты" в различных образовательных учреждениях. Также он стал основателем образовательного проекта "Международная Ассоциация Школа Доброты”.




    Главного знатока кошек постоянно засыпают вопросами о методе воспитания его подопечных, которых, как раньше считалось, просто нереально заставить исполнять цирковые номера.


    Юрий Куклачев утверждает, что единственно верное правило, которого следует придерживаться в процессе взаимодействия с кошками, – любить их всем своим сердцем. Тогда они обязательно ответят взаимностью, покажут, что умеют, и будут с радостью учиться всему новому. Эти независимые животные подчиняются и слушаются, только бы получить хоть капельку любви и ласки от дорогого им человека.




    По словам Юрия, для достижения успеха в отношениях, прежде всего, необходимо добиться расположения кошки, чтобы она привязалась и доверяла своему хозяину. Питомцы должны радоваться его появлению, с нетерпением ждать общения с ним. Куклачев считает, что это залог хороших результатов.


    Кошки – прирожденные актрисы. Юрий утверждает, что на их мордочках можно разглядеть 34 различных выражения. Система общения с будущими хвостатыми артистами цирка заключается в умении наблюдать, понимать особенности характера и находить присущий каждому из них талант. Обнаружив таковой, необходимо дать ему развитие, закрепить с помощью определенных приемов, а затем придумать из этого отдельный номер или целое шоу. Эффект такого метода не заставит себя долго ждать.




    Занятия со своими кошками дрессировщик начинает в форме игры, в которой наиболее ярко раскрываются способности и возможности отдельного животного. Они все такие же разные, как и люди, и каждая имеет свою яркую индивидуальность.


    Одна может смело и высоко прыгать, другая не боится делать сальто, третья уверенно шагает, стоя на задних лапах. Кошка сама дает знать, что ей ближе всего, Куклачеву остается всего лишь поощрять то, чем она любит заниматься. Только так можно добиться положительных результатов.




    Однажды одна из любимиц клоуна по имени Стрелка забралась в кастрюлю. Увидев это, Юрий немного пожурил ее, а затем вытащил оттуда. Но кошка не сдалась, она вновь залезла в кухонную утварь и смотрела на хозяина обиженным взглядом. Тогда его осенило: ведь то, что проделывала Стрелка, вполне подойдет в качестве номера для демонстрации в цирке, который позже получил название “Кот и повар”.




    Что касается времени, необходимого на выявление способностей и подготовку номера, то здесь очень трудно определить конкретные цифры. Бывает по-разному: час, два, а порой – месяц, год, а то и еще больше.








    Часто люди сетуют на то, что в методах, используемых дрессировщиком, имеет место жесткое обращение, потому что дрессура, по их мнению, обязательно должна быть сопряжена с насилием. Юрий всегда спокойно реагирует на подобные заявления, ведь его совесть перед усатыми-полосатыми абсолютно чиста.


    Те, кто сомневается в гуманности отношения Куклачева к своим любимцам, пусть попробует подвергнуть кошку жесткой дрессуре – у них однозначно ничего не получится, в ответ животное только начнет царапаться и брыкаться. Причем питомцы Юрия очень любят, постоянно норовят целоваться и ласкаться, а кошка, как известно, животное очень злопамятное, и, если человек хоть раз обидел ее, любезничать с ним она точно не будет.




    По мнению Куклачева, кошки – загадочные животные с необъяснимыми способностями, которые до сих пор до конца не изучены. Их невозможно обмануть, они очень глубоко видят человека, больше, чем многие себе представляют. Кроме того, кошки абсолютно точно определяют какая от кого исходит энергия – добрая или злая.


    Установив с ними контакт, можно обнаружить, что эти животные умны, одухотворены и очень привязчивы. К тому же, Куклачев твердо верит в их целебные способности - в его семье на здоровье никто не жалуется.

    Юрий с женой и одним из питомцев:




    Сейчас у Юрия Дмитриевича дома обитает 30 пушистых питомцев. Своим любимицам он предоставил целый этаж, где есть полно пространства для комфортного существования животных. За кошками ухаживают два человека, которые кормят их, купают и занимаются всеми необходимыми процедурами.


    Люди часто интересуются, как кормить кошек, чтобы они были такими же красивыми, как у Куклачева. Юрий уверяет, что здесь нет никакого секрета, главное придерживаться графика питания. Нельзя, чтобы в мисочке постоянно находился корм, питаться они должны в определенное время. Котята – 4 раза в день, взрослые особи – 2. У любимцев “кошачьего папы” – определенный рацион, основу которого составляет свежее мясо, так как оно для кошек обязательно.


    Среди питомцев Куклачева есть несколько настоящих звезд. Некоторые из них принимали участие в рекламных роликах: Бориска рекламировал кошачий корм “Китикет”, а кошечка Бэсси и котенок Грэй снимались в роликах про “Вискас”. Особая гордость кошачьей семьи клоуна – кот Бегемот, который удостоился роли в вышедшем в 2005 году телесериале “Мастер и Маргарита”.

    Кот Борис (фото - Антон Галкин):




    Кот Грэй (фото - Антон Галкин):




    Фотографии с разных выступлений театра Куклачева:

    Спектакль «Королева кошек» в Театре кошек Ю.Куклачева.







    Не Бобик

    Юрий Куклачев часто рассказывает, что его путь в клоуны был не самым простым. В детстве один родственник задал ему простой вопрос — кем он хочет быть? И маленький ребенок не спал ночь, перебирал профессии. Он отказался от идеи быть водителем, врачом. потом решил стать летчиком — но оказалось, что его мутит даже на качелях. Тогда же отпала мысль о том, чтобы стать моряком. А потом этот восьмилетний малыш увидел по телевизору Чарли Чаплина — и понял, что нашел свою цель. «Оказалось, что я тоже могу рассмешить».

    Куклачев оказался на редкость целеустремленным — впрочем, наверное, другие и не становятся звездами. С четвертого класса он пытался поступить в цирковое училище, ему год за годом отказывали, но он не сдавался. Случайно попал в народный цирк — и начал там активно заниматься. Из школы, правда, ушел, поступил в ПТУ, учился на печатника, подрабатывал в издательстве «Молодая гвардия».

    Юрий Куклачев, 1976 г.

    Типичный клоун

    В 16 лет Куклачев стал лауреатом всесоюзного конкурса (его отметил председатель жюри, знаменитый Олег Попов), и он все же поступил в цирковое училище — после семи безуспешных попыток. Правда, сразу после поступления он серьезно поранил ногу, едва не «подсел» на морфий, который ему кололи, чтобы снять боль от заживающего нерва. Его даже собирались отчислить «как инвалида», но директор училища заступился — и через несколько лет в СССР появился еще один клоун — Юрий Куклачев.

    Олег Попов.

    Ему и вновь встреченный на жизненно пути Олег Попов посоветовал искать свой стиль, потому что таких же клоунов — миллион. Куклачев совету внял, но поиски заняли несколько лет. А нашел на улице, в кустах — маленького котенка, который получил кличку Кутька.

    Кошки, кошки, кошки

    Дрессировке кошки не поддаются — в отличие, например, от более крупных хищников семейства кошачьих. Но та ниша в цирке была занята, как раз тогда формировалась династия Запашных. А вот с кошками до Куклачева никто не работал.

    С этим номером у него получилось попасть в московский цирк, выступление понравилось Леониду Брежневу. Клоуна с необычными питомцами приметили иностранные импресарио, последовали и первые зарубежные гастроли, причем прямо в Канаду. Там кошки Куклачева приглянулись и канадскому премьер-министру.

    Все это происходило не без сложностей — и паспортов не выдавали, и требовали не брать с собой жену. Но в итоге все складывалось успешно — иностранцы требовали только «клоуна с кошкой» и получали его.

    Юрий Куклачев с дрессированной кошкой на арене цирка, 1976 г.

    В 1990-м Куклачев ушел из Госцирка и организовал свой собственный театр кошек; власти Москвы выделили ему помещение бывшего театра «Призыв» на Кутузовском проспекте.

    Тогда же он начал проводить «уроки доброты» для детей и подростков. Первый из них прошел в 1989 году в Париже; сейчас эти уроки превратились в образовательный проект «Школа доброты», с методическими пособиями и развлекательными уроками в том числе и в детских исправительных учреждениях.


    Нет секрета


    Кошки упоенно карабкались на верхотуру, а потом высматривали место, куда можно перепрыгнуть, охотились за «мышкой» — пушистым мячиком на резинке (к слову, успешно). Одна из кошек спокойно сидела на высокой трапеции, которую Куклачев ронял туда и сюда; секрет, оказалось, был в том, чтобы кошка падала в сторону хвоста — если она видит, что происходит, то тут же спрыгивает и убегает.

    В общем, после такого представления кажется, что повторить эти простые трюки дома достаточно легко. Немного терпения — и пусть твой любимец не будет ходить на передних лапах, но уж по двум брусьям точно пройдет. Не пройдет. Или сделает это не так, как в театре кошек. Но, скорее всего, не сделает совсем. Просто не захочет. Уговаривать их умеет только Куклачев.

    «Он, наверное, и сам кот, — рассказывает жена артиста Елена Куклачева. — Он находил и находит себе собратьев, которые ему помогают в работе. Он вкладывает в каждую кошку свою энергетику и свои знания, они становятся акробатами, потому что Юра стоит на руках, и смешными клоунами. Они выходят на сцену и удивляют даже нас, хорошо с ними знакомых. Одно точно: если кошку не погладить, она никогда не расскажет, чего ей хочется».

    Читайте также: