Как бог создал кота

Опубликовано: 16.05.2024

Когда то давным-давно (лет то мне много, могу и так написать) появилась у нас женой возможность отправиться в паломнический рейс по святым местам: остров Афон – Кипр - Порт Саид – Хайфа – Вифлием – Иерусалим и обратно.

Начало из Одессы на круизном лайнере «Дмитрий Шостакович». Забавное, надо вам сказать, путешествие получилось ! Кораблик не большой, 4-х палубный, всего на нем отплыло из Одессы в это увлекательное плавание = 840 человек.

620 человек, собственно паломников, это батюшки всех рангов и мастей, монахи и монашки и всякие другие церковные сословия. 160 человек экипаж с обслугой и нас простых смертных, но любознательных = 60 человек.

Собственно воспоминаний много, но особенно интересен был батюшка Флориан . Плыли (шли) мы сначала по Черному морю, затем через Дарданеллы попали в Средиземное. Это я пишу, что бы было понятно, что времени свободного между «Святынями» было очень много, нужно было чем то заняться… Батюшки со всей свитою уже два раза устраивали «Крестных ход» по палубам корабля, защитили кораблик надежно ! Стало ясно, что Бог не позволит нам утонуть и все стали спать спокойно. Ну а по вечерам… Батюшки расползались по барам и ресторанам (живые же и нормальные мужики, только пузатые и бородатые), вот там то мы и познакомились с Флорианом, он был с Украины с мужским церковным хором.

Как они пели в Храме Господнем в Иерусалиме !
Мурашки по коже, но это уже другая история, может потом (когда нибудь) доберусь. Так вот мы по вечерам сидели с батюшкой в очередном баре (любил Флориан спиртное разнообразие и был великим рассказчиком). Не было в те времена смартфонов и диктофонов, поэтому могу передать только свой вольный пересказ Флориана.

Вот собственно что у меня вышло:

- Бог создал собаку, чтобы она любила человека.
- А кота он создал для того, чтобы кот учил человека.

В древних землях на краю света, в песках пустыни, ученые обнаружили совершенно незнакомое им издание Книги Бытия.

Зачем БОГ создал кота ?

Вот что в ней было написано.

«.. .И сказал Адам Богу:
— Боже, когда я был в саду, ты каждый день гулял со мной. Теперь я тебя не могу видеть каждый день и постепенно забываю о глубинах твоей любви ко мне. Я одинок.

И ответствовал Бог:
— Не вопрос, парень! Я создам для тебя приятеля, который всегда будет с тобой и явится воплощением моей любви к тебе. Невзирая на твои капризные, детские, эгоистические требования, этот приятель примет тебя таким, какой ты есть, и будет любить тебя, как люблю тебя я.
И сотворил Бог новое животное, чтобы оно всегда и во всем было верным другом Адаму. И это было хорошее животное. И возрадовался Бог.
И возрадовалось новое животное. Оно всегда было радо находиться подле Адама. Оно всегда дружелюбно виляло своим хвостом.

И сказал Адам:
— Боже! Я уже дал имена всем животным на земле, и все хорошие имена кончились, Я не могу придумать, как назвать это новое животное.
И сказал тогда Бог:
— Не вопрос, парень! Раз уж я создал это животное, чтобы оно являлось отражением моей любви к тебе, пусть и его имя будет отражением моего имени. Давай перевернем мое имя и назовем так эту тварь !
(по-английски «Бог» — «GOD», а «собака» — «DOG»).

Нарекаю, сказал БОГ, я его Собакой.

Зачем БОГ создал кота ?

И жила Собака вместе с Адамом, и была она человеку «верным другом и помощником. И Адам был доволен. И Бог выл доволен. И Собака была довольна. И виляла она хвостом.

Но вот однажды к Богу явился Ангел и сказал:
— Боже, если бы ты видел, что стало с Адамом! Он преисполнился гордыни. Он ходит, как павлин, выпятив грудь вперед. Он считает, что он достоин поклонения и боготворения. Собака научила его этому, постоянно виляя хвостом перед ним и прислуживая ему. Собака вбила ему в голову, что он достоин обожания, но никто не доказал ему обратного.

И сказал тогда Бог:
— Не вопрос, парень! Я сотворю ему еще одного приятеля, который постоянно будет с ним и который будет воспринимать его таким, какой он есть. Этот приятель будет нашему Адаму периодически напоминать, что он не пуп земли и может обойтись без излишнего обожания.
И создал Бог Кота.

Зачем БОГ создал кота ?

И Кот не обращал никакого внимания на Адама
и не подчинялся его приказам.

Каждый раз, когда Адам заглядывал в бездонные глаза Кота, он понимал, что он, Адам, вовсе не центр Вселенной и не царь природы.

из книги О. Бояновой «Игры, в которые играют Боги».

Летние вечера у нас на севере долгие. Время позднее, а на дворе светло, воробьи суетятся, а за ними внимательно присматривают кошки, удобно расположившись на дощатом заборе. Наша компания уже собралась чаёвничать вокруг шипящего и брызгающего паром самовара.


Кружки наполнились душистым чаем, оставалось решить, как пить — вприкуску или в накладку. Вдруг Славка, мельком глянув на кошек, вслух удивился:

— А это чья? У нас в деревне такой нету!

— Ты что, всех кошек знаешь? — усмехнулся дед Матвей.

— Да, всех. И кошек и собак, — твердо ответил Славка. — Эта — чужая!

— Значит, прелагатай явился.

— Дед, а ну­-ка поясни! Что ещё за прелагатай, — взвился любознательный дедов любимец.

— А это, Славка, древнеё слово, от прадедов к нам пришло, а означает оно разведчик и посланец богов.

— Дед, ты что­-то не того… Кошка — посланец богов! — засомневался Славка.

— Много ты знаешь, — обиделся дед.

И непонятно было, кому интереснее — Славке послушать, или деду рассказать. Да и мы дружно поддержали парнишку. Дед дал себя поуговаривать, но вот, наконец, прозвучали волшебные слова:

— А дело было так:. Когда Бог Родъ — Прародитель Всего Сущего, породил Богов и обустроил Землю с помощью своего старшего сына — Сварога, то решил Он отойти в сторонку, чтобы отдохнуть. Бог Родъ собрал вместе своих детей и внуков, объявил о своём решении и назначил своим заместителем Сварога.



Так Бог Сварогъ стал называться Небесным Отцом, а его супруга Богиня Лада — Небесной Матерью. Были и другие распоряжения. Прародитель дал советы, как следить за порядком и как продолжать обустраивать Землю, заботиться о людях и во всем помогать им.

«Ну, что же, — подумал Бог Родъ, — вроде бы всё сказал, всё объяснил, все Правила и Заповеди (Конъ) огласил. Дети должны жить самостоятельно»! Прародитель уже поднялся, собираясь удалиться в свои Небесные Хоромы, где он предполагал предаваться созерцанию, но вспомнил, что забыл сказать ещё об одном Правиле — узнавать, что думают о Правилах те, кого они касаются. Правда, Бог Родъ не очень-то верил, что услышит что-нибудь дельное, но на всякий случай вернулся к своему трону и спросил:

— Может будут какие-то пожелания, может что-то не ясно, не понятно?

Все молчали, переглядывались, но ничего никому в голову не приходило. Прародитель Всего Сущего, уже предвкушавший блаженный отдых, очень обрадовался этому молчанию и с лёгкой Душой повернулся к двери. В это время Макошь — Богиня Мудрости и Ведовства, негромко спросила:

— Мне вот что непонятно. Ты же сказал, что мы должны следить за порядком, помогать людям.

— Да, сказал, — ответил Ей Бог Родъ, в Душе укорив себя за то, что сам нарушил ещё одно Правило — не возвращаться, а то пути не будет. — Дело-то в чём?

— А как мы будем узнавать, где и что происходит, передавать друг другу известия, узнавать, что у людей происходит? — не смутилась Богиня Макошь. — Мы же друг другу не всегда можем известие передать, образы мутные получаются, часто понимаем их по-разному. Я вот, давеча, предупредила Ладу, Небесную Мать, чтобы она за дочкой присматривала. А как Лада это поняла, говорить не хочется…[1]

Богиня Лада весело рассмеялась:

— Да уж, Макошь, ты права. И поняла я не так, и сделала не так, а что получилось, уж лучше помолчать.

Макошь тоже рассмеялась и продолжила:

— Бог Сварогъ, так тот, после этого случая стал птицу Алконост с приказом присылать, а она пока облетит всех…


Боги задумались. Они что-то слышали о событиях, связанных с дочерью Лады и Сварога, дело было деликатное, много об этом не распространялись. Однако, Богиня Макошь права: всё получилось из-за не правильно понятого предупреждения. Бог Родъ помнил это событие, но в то время что-то ещё отвлекло его внимание. И вот сейчас, видно, пришло время заняться этим. Мысль чётко передавать сообщения сразу же увлекла Прародителя. Он, уже не думая об отдыхе, перешёл к своему рабочему столу, собрал оставшиеся с прошлых творений какие-то кусочки и крошки, сосредоточился, начал мять их пальцами, крутить так и так, прикидывать.

— Да, — посоветовал Сварогъ, Бог-Кузнец, умелец на все руки. — Нужен инструмент. Или изделие. Для связи. Передал — получил ответ.

— А что ещё им можно будет делать? — заинтересовался Велесъ — Бог с многочисленными обязанностями во всех трёх мирах, Хозяин всего дикого мира.

— Хорошо бы, он сам мог передвигаться между мирами, быть не только вестником, но и разведчиком. Сам бы узнавал, где, что происходит, о чём разговоры идут, и передавал своему хозяину.

— Каждому Богу тогда надо собственный такой инструмент иметь! — предложил прижимистый Дый — Бог Богатства, не любивший делиться своим добром с другими.

— Тогда их много надо делать, — прикинул Бог Сварогъ.

— А пусть сможет само создавать себе подобных, — Лада, Небесная Мать, хорошо понимала, как важен этот процесс.

— И пусть плодовитое будет! — озаботился Ярила — Бог Плодородия. Боги заулыбались: плодовитость самого Ярилы становилась уже легендой.

— А что! — вскинулся Ярила. — Это же очень важно!

— Да кто бы спорил, — успокоил сына Бог Велесъ.

— Вот если бы оно могло видеть сквозь миры и время, тогда его можно будет использовать в магических ритуалах, — подсказал Чернобогъ, повелитель Нави, под началом которого были маги и чародеи.

— И видеть невидимое, слышать неведомое, менять судьбы! — мечтательно добавила Богиня Макошь, а Её помощницы — Богини Доля и Недоля согласно и враз кивнули.

Бог Родъ, слушая эти пожелания, продолжал что-то лепить, что-то отбрасывать, что-то ещё подбирать со стола и приделывать то сюда, то туда. Покрутив в руках то, что получилось, подумал и спросил:

— А как с размером? Большое делать?

— Зачем большое? Не прокормишь, — возразил Бог Дый.

— А кормить могло бы себя само, охотиться, — добавила Девана — Богиня Охоты.

— И пушистое, чтобы детям — как живая игрушка была. Дети, играя, будут учиться любить живых существ, — Богиня Лада, как всегда, была полна заботы о воспитании детей.

— Ого! Игрушка! — возразила Богиня Девана. — Это же охотник будет, с когтями и зубами, да поострее! И двигался должен безшумно!

Бог Родъ обратился к сыну Сварогу:

— Сын мой, Сварогъ. Как помирить женщин? И ласковый чтоб был, и чтобы с детьми играл, и когти с острыми зубами всегда наготове были?

— Это так сразу и не сообразишь, — помедлил с ответом Бог Сварогъ.

— А если спрятать когти в лапки? — только хитроумный Бог Велесъ умел находить решение, устраивающее всех. — Тогда, пока ласкают его, когти будут спрятаны, начнут обижать — зубы и когти в дело пойдут. Быстро дети отучатся от жестокости, когда отпор будут получать.

— Да, — согласилась Лада, — это всем подходит. Ты, как, Девана, считаешь?

Своенравной Деване тут уж нечего было возразить, и она кивнула, соглашаясь. Бог Родъ ещё что-то прилепил, огладил получившееся изделие и подал знак, требующий внимания:

— Так, смотрите. Вот, что у нас получилось!

Получился прелагатай — посланец Богов, разведчик неведомого, соглядатай невидимого. Вот такой длины, — Бог Родъ немного развёл руки. — Вот такой высоты, — руки слегка приподнялись над столом.

— Вот такой ужины, — длани Бога Рода слегка раздвинулись. — Тело гибкое, шкурка пушистая, мягкая, шаг неслышный, слух острый, слышит неслышимое, взгляд загадочный, полон чар и магии, хорошо видит Богов и существ из остальных миров, любит магов, чародеев и темноту, в крови течёт ярилин хмель и плодовитость, любит приходить ниоткуда, уходить в никуда.

С помощью этого существа Боги могут общаться между собой, делиться известиями. Но даже Бог — Хозяин, не должен ему приказывать, может только просить что-то сделать, так как существо имеет собственный независимый разум, и вправе поступать так, как считает нужным. Оно подчиняется только воле Создателя Всего Сущего, то есть мне. И всё, что узнаёт разведчик, тут же становится известным мне и Богу Сварогу, моему заместителю, независимо от того, кто хозяин этого существа. С любыми тайнами от меня и Бога Сварога — покончено.

Бог Родъ зорко глянул на детей и внуков:

— Что-нибудь ещё предложите?

— Да, неплохо бы называть как-то. А то существо и всё, неясно как-то, — предложил Даждьбогъ — Бог Света. Он любил порядок во всём и не любил темноту.

— Правильно, — поддержал Хорсъ — Бог Солнца. Он всегда поддерживал Даждьбога.

— А как назовём? — это Стрибогъ — Бог Ветра и пространства, проникая во все щёлки, любил задавать вопросы.

Родъ-Прародитель подумал и предложил:

— Давайте назовём в честь Богини Макоши, которая первая это придумала.

— Да, — раздумчиво сказал Бог Велесъ. — Ты, Батюшка Родъ, кого создал? Это и помощник Богов, и маг, и вестник — всё в одном звере [2] объединилось, как в Судьбе, которая ещё называется КОШ и вмещает многое — и Рок ти Уроки и Предназначение. Значит, этого зверя можно так и назвать — Кош, в честь Матери Коша — Макоши. Но так, как зверь будет тесно связан с Богом Родомъ и Его сыном — Сварогомъ, то добавим руну «Союз, Единение» - «Ка». Получаем Кош Ка. А уж каждый Бог — Хозяин будет выбирать для своей кошки то имя, какое захочет. Всем понравилось название нового зверя.

— Кошка, кошка, кошка…— с разными интонациями смаковали Боги новое слово.

Оно вместило всё — и цель создания, и все, на что способен зверь. Слово текло, ускользая и исчезая. Но, в то же время, в слове зримо ощущалась гибкость зверя и шёлковистость его шкуры. За ним скрывалась тайна. Бог Родъ был доволен. Он любил творчество. Создание же такого зверя, как кошка, превосходило всё ранее созданное — объём малый, а столько заложено!

Родъ-Прародитель снова сосредоточился, и на рабочем столе возник небольшой зверёк с серой в полоску, лоснящейся шкуркой. Бог Родъ погладил зверька, под ладонью потрескивали и разлетались синие искры.


— Вот вам и кошка! — весело провозгласил Он. — Существо первое. Какие будут замечания? — осведомился Прародитель, по-прежнему ласково поглаживая кошку.

Та вдруг хищно потянулась, сверкнули зелёные глаза с вертикальными зрачками, неуловимым движением кошка свернулась в клубок и вдруг замурлыкала — громко, размеренно, удивительно успокаивающе. Все пришли в восторг. Бог Родъ поднял кошку, ещё раз ласково погладил и передал её Богине Макоши.

— Получай, Мать Коша, свой инструмент! По твоей просьбе создан, ты и будешь Богиней-Покровительницей кошек. Все Роки, Уроки и Судьбы в твоих руках, добавим ещё и судьбы кошачьи.

Богиня Макошь бережно приняла кошку, та уютно устроилась у неё на коленях и довольно заурчала. Бог Родъ снова вернулся к рабочему столу. Под его руками на этот раз возникла кошка с чёрной гладкой шкуркой. Она открыла глаза удивительного янтарного цвета, огляделась и прямо со стола перепрыгнула, как перелетела, настолько был стремителен этот прыжок, прямо в руки Бога Велеса.


— Ого! — восхитился Бог Родъ, — эта сама хозяина выбрала!

И началось созидание!

Под руками Прародителя возникали новые кошки: чёрные, полосатые, рыжие. Боги разбирали их, как блины в праздник Комоедицы. Морена — Богиня Зимы и Смерти, закапризничала:

— Хочу беленькую и пушистую, с голубыми глазами!


— Тебе лучше подойдёт чёрная, вот как у меня! — на коленях у Чернобога разлёгся здоровенный чёрный котище.

— Я для всей Нави таких разведу. Всем магам и чародеям велю магические ритуалы с участием чёрных кошек совершать. Очень впечатляюще получится!

— Нет! — заупрямилась Морена.— Хочу беленькую под цвет моей зимней шубки! И глазки голубенькие, как Небеса в ясный морозный денёк! Батюшка Родъ, ну, пожалуйста!

Когда Богиня Морена пускала в ход просительную улыбку, никто, даже Родъ-Прародитель, не мог ей противиться.

— Да будет так, — добродушно отозвался Небесный Отец. И вот уже Богиня Морена ласкает белоснежную пушистую красавицу с голубыми глазами.

Бог Ярила, который по многим причинам недолюбливал Богиню Морену, тихонько пробурчал, поглаживая своего рыжего, под стать цвету его волос, громадного кота:

— Посмотрим, посмотрим, какие котятки у твоей белянки пойдут!


— Да уж не рыжие! Пусть лучше чёрные! — парировала Богиня Морена.

Все насмешливо наблюдали этот вечный спор весеннего Солнца и уходящей Зимы. Но тут Бог Чуръ — Хранитель рода людей в мире Яви, — скромно спросил:

— А как будет в Явном мире, у людей? У них тоже будут кошки?

— Конечно, — отозвался Бог Родъ, — Как же мир Яви без кошек? Нужно же нам знать, что там делается, в этой Яви? Вот, выбирай парочку, кота да кошечку, а там они быстро расплодятся.

Бог Чуръ помедлил немного, помолчал, а потом неожиданно для всех попросил:

— А можно ещё кое-что в кошку добавить? Чтобы, к примеру, кошки ещё и охраняли людей.

Вот огонь в очаге, — Бог Чуръ обратился к Богу Огня — Семарглу. — Не обижайся, Семаргл, но сын твой, Агуня, не всегда послушным бывает. Нет-нет, да и вырвется на волю. А люди спят. Так вот, чтоб кошки могли бы получать сигнал, что Бог намерен пошалить, да и вывести людей из избы. Или, бывает, лютый Змей под Землёй заворочается, а на Земле — беда нахлынет: избы рушатся, реки разливаются. Кошки почувствовали бы первыми его шевеленье, предупредили бы людей. Да мало ли чего бывает…

Бог Родъ мысленно подумал: «Да, Чуръ дело говорит! Нужно ещё кое-что доделать».

— Правильно, Чуръ. Я специально для Яви сделаю особых кошек — хранительниц домашнего очага.

Все у них будет так, как у кошек миров Нави, Слави и Прави, но и ещё важные качества — хранить и любить жилище, в котором они поселятся, погоду предсказывать, о гостях предупреждать, всякую нечисть разгонять, а с домовыми дружить, оба одно дело будут делать — благость в жилище охранять. Бог Родъ снова начал что-то лепить, добавлять, приглаживать.

— Ну, вот, сварганил! Существо второе, улучшенное! Это — специальные кошки для мира Яви.

На столе сидел шикарный серый кот, тщательно вылизывающий шкурку.


— Ух ты! — восхитился кто-то. — Какой красавец!

— А вот ему и подружка нарядная.

Движение рук — и появилась кошечка с интересной окраской — трёхцветной.

— Трёхцветная кошка-богатейка счастье и богатство в дом принесёт, и от пожара обережет, и злых людей отвадит, — пояснил Родъ-Прародитель. — Забирай подарок, Чуръ.


Тот подхватил кошек и как-то незаметно исчез. Бог Родъ улыбнулся ему вслед:

— Ишь, заторопился, людской заступник. Молодец. Всем Богам нужно о людях думать, а не только Богу Чуру. Не будет людей — не понадобятся и Боги.

— Как это? — опять встрял Стрибогъ — Бог Ветра и Пространства.

— А подумай на досуге. Или Отца спроси, он знает.

Родъ-Прародитель не любил, когда его перебивали, особенно, так легкомысленно, лишь бы спросить. Все умолкли, продолжая поглаживать зверьков, уютно устроившихся на коленях. Комната наполнилась негромким урчанием кошек, и незаметно все Боги ощутили чувство полного единения и согласия. Боги Родъ и Сварогъ переглянулись. Бог Велесъ перехватил этот обмен взглядами.

— Да, «инструмент» что надо! — подтвердил он. — Хорошо сработано, Батюшка Родъ!

Тот довольно улыбнулся:

— Всё, дети мои! Пора мне на покой! — и ушёл, не оглядываясь.

Вот так по Воле Рода-Прародителя, по желанию Макоши — Богини Судьбы, были созданы кошки — разведчики, посланцы, соглядатаи Богов, магические и таинственные звери, но, в то же время, — хранители очага и жилища, в котором они решали поселиться. И вот тогда-то, благодаря кошкам, возникла пословица: «Бог всё видит, всё слышит, всё знает».

Дед Матвей многозначительно замолчал, ожидая отклика. Но мы молчали, а на заборе всё ещё сидели три кошки и, не отрываясь, внимательно следили за людьми. Вот чужая кошка равнодушно отвернулась, зевнула, показав острые зубки, и вдруг исчезла.

— Только что была и уже её нет! Пошла докладывать! — восхитился Славка.

— Точно, — подтвердил дед и принялся потягивать свой душистый медовый чай.

[1] Редакция сайта Родобожие просит уважаемых читателей простить это, и далее по тексту — подобные, мягко выражаясь, не здравомысленные утверждения автора, поскольку вы читаете не Веды, а сказ, изложенные в образах, понятных широкому кругу современных читателей. Прим. ред.

[2] Зверь: З — Зело (Очень, Чрезвычайно) Верь. Звери настолько верят Богам-Покровителям, что не боятся жить в дикой Природе, полностью доверяя Им свою жизнь. Звери знают, что их жизнь прервётся только тогда, когда их Главная Жива (Божественная Суть) получит возможность перейти на более высокую ступень эволюции в тело более высокоразвитого зверя. Поэтому одни их них — смиренно, другие — с радостью принимают свою смерть в дикой Природе, как переход на новую ступень развития. Прим. ред.


Летние вечера у нас на севере долгие. Время позднее, а на дворе светло, воробьи суетятся, а за ними внимательно присматривают кошки, удобно расположившись на дощатом заборе. Наша компания уже собралась чаёвничать вокруг шипящего и брызгающего паром самовара.
Кружки наполнились душистым чаем, оставалось решить, как пить — вприкуску или в накладку. Вдруг Славка, мельком глянув на кошек, вслух удивился:
— А это чья? У нас в деревне такой нету!
— Ты что, всех кошек знаешь? — усмехнулся дед Матвей.
— Да, всех. И кошек и собак, — твердо ответил Славка. — Эта — чужая!
— Значит, прелагатай явился.
— Дед, а ну-ка поясни! Что ещё за прелагатай, — взвился любознательный дедов любимец.
— А это, Славка, древнеё слово, от прадедов к нам пришло, а означает оно разведчик и посланец богов.

— Дед, ты что-то не того… Кошка — посланец богов! — засомневался Славка.
— Много ты знаешь, — обиделся дед.
— Так расскажи!
И непонятно было, кому интереснее — Славке послушать, или деду рассказать. Да и мы дружно поддержали парнишку. Дед дал себя поуговаривать, но вот, наконец, прозвучали волшебные слова:
— А дело было так:. Когда Бог Родъ — Прародитель Всего Сущего, породил Богов и обустроил Землю с помощью своего старшего сына — Сварога, то решил Он отойти в сторонку, чтобы отдохнуть. Бог Родъ собрал вместе своих детей и внуков, объявил о своём решении и назначил своим заместителем Сварога.

Так Бог Сварогъ стал называться Небесным Отцом, а его супруга Богиня Лада — Небесной Матерью. Были и другие распоряжения. Прародитель дал советы, как следить за порядком и как продолжать обустраивать Землю, заботиться о людях и во всем помогать им.

«Ну, что же, — подумал Бог Родъ, — вроде бы всё сказал, всё объяснил, все Правила и Заповеди (Конъ) огласил. Дети должны жить самостоятельно»! Прародитель уже поднялся, собираясь удалиться в свои Небесные Хоромы, где он предполагал предаваться созерцанию, но вспомнил, что забыл сказать ещё об одном Правиле — узнавать, что думают о Правилах те, кого они касаются. Правда, Бог Родъ не очень-то верил, что услышит что-нибудь дельное, но на всякий случай вернулся к своему трону и спросил:
— Может будут какие-то пожелания, может что-то не ясно, не понятно?
Все молчали, переглядывались, но ничего никому в голову не приходило. Прародитель Всего Сущего, уже предвкушавший блаженный отдых, очень обрадовался этому молчанию и с лёгкой Душой повернулся к двери. В это время Макошь — Богиня Мудрости и Ведовства, негромко спросила:
— Мне вот что непонятно. Ты же сказал, что мы должны следить за порядком, помогать людям.
— Да, сказал, — ответил Ей Бог Родъ, в Душе укорив себя за то, что сам нарушил ещё одно Правило — не возвращаться, а то пути не будет. — Дело-то в чём?
— А как мы будем узнавать, где и что происходит, передавать друг другу известия, узнавать, что у людей происходит? — не смутилась Богиня Макошь. — Мы же друг другу не всегда можем известие передать, образы мутные получаются, часто понимаем их по-разному. Я вот, давеча, предупредила Ладу, Небесную Мать, чтобы она за дочкой присматривала. А как Лада это поняла, говорить не хочется…

Богиня Лада весело рассмеялась:
— Да уж, Макошь, ты права. И поняла я не так, и сделала не так, а что получилось, уж лучше помолчать.
Макошь тоже рассмеялась и продолжила:
— Бог Сварогъ, так тот, после этого случая стал птицу Алконост с приказом присылать, а она пока облетит всех…

Боги задумались. Они что-то слышали о событиях, связанных с дочерью Лады и Сварога, дело было деликатное, много об этом не распространялись. Однако, Богиня Макошь права: всё получилось из-за не правильно понятого предупреждения. Бог Родъ помнил это событие, но в то время что-то ещё отвлекло его внимание. И вот сейчас, видно, пришло время заняться этим. Мысль чётко передавать сообщения сразу же увлекла Прародителя. Он, уже не думая об отдыхе, перешёл к своему рабочему столу, собрал оставшиеся с прошлых творений какие-то кусочки и крошки, сосредоточился, начал мять их пальцами, крутить так и так, прикидывать.
— Да, — посоветовал Сварогъ, Бог-Кузнец, умелец на все руки. — Нужен инструмент. Или изделие. Для связи. Передал — получил ответ.
— А что ещё им можно будет делать? — заинтересовался Велесъ — Бог с многочисленными обязанностями во всех трёх мирах, Хозяин всего дикого мира.
— Хорошо бы, он сам мог передвигаться между мирами, быть не только вестником, но и разведчиком. Сам бы узнавал, где, что происходит, о чём разговоры идут, и передавал своему хозяину.
— Каждому Богу тогда надо собственный такой инструмент иметь! — предложил прижимистый Дый — Бог Богатства, не любивший делиться своим добром с другими.
— Тогда их много надо делать, — прикинул Бог Сварогъ.
— А пусть сможет само создавать себе подобных, — Лада, Небесная Мать, хорошо понимала, как важен этот процесс.
— И пусть плодовитое будет! — озаботился Ярила — Бог Плодородия. Боги заулыбались: плодовитость самого Ярилы становилась уже легендой.
— А что! — вскинулся Ярила. — Это же очень важно!
— Да кто бы спорил, — успокоил сына Бог Велесъ.
— Вот если бы оно могло видеть сквозь миры и время, тогда его можно будет использовать в магических ритуалах, — подсказал Чернобогъ, повелитель Нави, под началом которого были маги и чародеи.
— И видеть невидимое, слышать неведомое, менять судьбы! — мечтательно добавила Богиня Макошь, а Её помощницы — Богини Доля и Недоля согласно и враз кивнули.

Бог Родъ, слушая эти пожелания, продолжал что-то лепить, что-то отбрасывать, что-то ещё подбирать со стола и приделывать то сюда, то туда. Покрутив в руках то, что получилось, подумал и спросил:
— А как с размером? Большое делать?
— Зачем большое? Не прокормишь, — возразил Бог Дый.
— А кормить могло бы себя само, охотиться, — добавила Девана — Богиня Охоты.
— И пушистое, чтобы детям — как живая игрушка была. Дети, играя, будут учиться любить живых существ, — Богиня Лада, как всегда, была полна заботы о воспитании детей.
— Ого! Игрушка! — возразила Богиня Девана. — Это же охотник будет, с когтями и зубами, да поострее! И двигался должен безшумно!

Бог Родъ обратился к сыну Сварогу:
— Сын мой, Сварогъ. Как помирить женщин? И ласковый чтоб был, и чтобы с детьми играл, и когти с острыми зубами всегда наготове были?
— Это так сразу и не сообразишь, — помедлил с ответом Бог Сварогъ.
— А если спрятать когти в лапки? — только хитроумный Бог Велесъ умел находить решение, устраивающее всех. — Тогда, пока ласкают его, когти будут спрятаны, начнут обижать — зубы и когти в дело пойдут. Быстро дети отучатся от жестокости, когда отпор будут получать.
— Да, — согласилась Лада, — это всем подходит. Ты, как, Девана, считаешь?
Своенравной Деване тут уж нечего было возразить, и она кивнула, соглашаясь. Бог Родъ ещё что-то прилепил, огладил получившееся изделие и подал знак, требующий внимания:
— Так, смотрите. Вот, что у нас получилось!

Получился прелагатай — посланец Богов, разведчик неведомого, соглядатай невидимого. Вот такой длины, — Бог Родъ немного развёл руки. — Вот такой высоты, — руки слегка приподнялись над столом.
— Вот такой ужины, — длани Бога Рода слегка раздвинулись. — Тело гибкое, шкурка пушистая, мягкая, шаг неслышный, слух острый, слышит неслышимое, взгляд загадочный, полон чар и магии, хорошо видит Богов и существ из остальных миров, любит магов, чародеев и темноту, в крови течёт ярилин хмель и плодовитость, любит приходить ниоткуда, уходить в никуда.

С помощью этого существа Боги могут общаться между собой, делиться известиями. Но даже Бог — Хозяин, не должен ему приказывать, может только просить что-то сделать, так как существо имеет собственный независимый разум, и вправе поступать так, как считает нужным. Оно подчиняется только воле Создателя Всего Сущего, то есть мне. И всё, что узнаёт разведчик, тут же становится известным мне и Богу Сварогу, моему заместителю, независимо от того, кто хозяин этого существа. С любыми тайнами от меня и Бога Сварога — покончено.

Бог Родъ зорко глянул на детей и внуков:
— Что-нибудь ещё предложите?
— Да, неплохо бы называть как-то. А то существо и всё, неясно как-то, — предложил Даждьбогъ — Бог Света. Он любил порядок во всём и не любил темноту.
— Правильно, — поддержал Хорсъ — Бог Солнца. Он всегда поддерживал Даждьбога.
— А как назовём? — это Стрибогъ — Бог Ветра и пространства, проникая во все щёлки, любил задавать вопросы.
Родъ-Прародитель подумал и предложил:
— Давайте назовём в честь Богини Макоши, которая первая это придумала.
— Да, — раздумчиво сказал Бог Велесъ. — Ты, Батюшка Родъ, кого создал? Это и помощник Богов, и маг, и вестник — всё в одном звере объединилось, как в Судьбе, которая ещё называется КОШ и вмещает многое — и Рок ти Уроки и Предназначение. Значит, этого зверя можно так и назвать — Кош, в честь Матери Коша — Макоши. Но так, как зверь будет тесно связан с Богом Родомъ и Его сыном — Сварогомъ, то добавим руну «Союз, Единение» — «Ка». Получаем Кош Ка. А уж каждый Бог — Хозяин будет выбирать для своей кошки то имя, какое захочет. Всем понравилось название нового зверя.
— Кошка, кошка, кошка…— с разными интонациями смаковали Боги новое слово.

Оно вместило всё — и цель создания, и все, на что способен зверь. Слово текло, ускользая и исчезая. Но, в то же время, в слове зримо ощущалась гибкость зверя и шёлковистость его шкуры. За ним скрывалась тайна. Бог Родъ был доволен. Он любил творчество. Создание же такого зверя, как кошка, превосходило всё ранее созданное — объём малый, а столько заложено!

Родъ-Прародитель снова сосредоточился, и на рабочем столе возник небольшой зверёк с серой в полоску, лоснящейся шкуркой. Бог Родъ погладил зверька, под ладонью потрескивали и разлетались синие искры.

Источник: из книги О. Бояновой «Игры, в которые играют Боги».

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

БОГ СОЗДАЛ КОШКУ.



Бог создал кошку из земных страстей:
От каждой небольшую взял щепотку.
Открытости - у маленьких детей,
У них же - вид обманчивый и кроткий.
Решительности взял он у мужчин,
Стремленье к удивительным открытьям
/Откроешь дверь - за ней кошачий сын
Сидит и приглашенья ждет. - Войдите!/
От женщин - страсть и нежность. И ещё.
Особый взгляд, глядящий прямо в сердце,
И мимолётный, острый, над пдечом.
И "шерстяную" песенку из детства.
/Феликс Кактус /

В моем доме, где бы я ни жила, постоянно обитали кошки. Люблю эти существа за несуетность, молчаливое обожание, преданность, дружелюбие. Я никогда не покупала их, а подбирала с улицы бездомных и выхаживала их. Они помнят это и благодарны, ведь теперь у них появился ДОМ ! Сейчас, в Испании, у меня их трое:Маша, Ана, Бланка. Каждая имеет свой характер, привычки и форму общения со мной.

Это "матриарха" всех кошек- МАША-самая независимая, гуляющая "сама по себе", гроза всех местных кошек да и собак тоже. В то же время -любимица местной детворы. Когда Маша "возлегает" на своей любимой подстилке на подоконнике, поглядеть на неё приводят малышей, но все прекрасно знают, что погладить себя она позволит далеко не всем.
Особенно обожает, когда её гладят мужские руки/эдакая кокетка!/ Она провожает хозяев на работу и зачастую поджидает в том же месте, где её остановили, чтобы она не вышла на автомобильную дорогу.
К своим компаньонкам - двум другим кошкам - относится со строгостью, дабы знали, "кто в доме хозяйка". Они могут ворчать друг на друга, проводить "разборки", пуская в ход свои когтистые "кулаки", но когда ко двору приближается "инородец": чужой кот или собака,- тут все дружно несутся защищать родное "гнездо".
В последнее время Маша на меня в обиде, за то что, как ей кажется, я много внимания уделяю моему новому приобретению-чёрному кролику.
Так и хочется сказать:"Машенька, ты всегда останешься моей ПЕРВОЙ испанской кошкой, которая вот уже девять лет разделяет со мной и хорошее и не очень в моей жизни "за морем". А первую любовь не забывают!
Кстати, непревзойденная охотница !


Это кошка АНА, она- "вещь в себе": замкнутая, пугливая, не идущая на контакт ни с кем, кроме меня. Да и то, она это делает только по собственной инициативе, а не по моей. Ана не из тех кошечек, которых запросто можно взять на руки и погладить. Я это делаю только тогда, когда она сама приходит ко мне и ласкается, трётся о ноги. /Оне позволили себя приласкать!/
Вспоминается случай, как Ана "дала жару" всей ветеринарной клинике, когда ей делали операцию по стерилизации."Наивные и доверчивые" врач и ассистент решили взять её на руки из клетки-контейнера, в котором я её принесла, а потом всем составом клиники ловили нашу Ану по потолкам, жалюзи, полкам в кабинете. Об этом мне со смехом рассказывала врач уже потом, после операции, а тогда им было не до смеха, судя по царапинам, оставленным моей Аной на руках ассистента.
Ана-молчуха,- так я называю эту кошку. Она, действительно, молчалива и подает голосок только в исключительных случаях, когда, например, её , как ей кажется, пытаются обделить рыбкой. Самое парадоксальное, что эта "дичка" в прошлом, сейчас самая неразлучная со мной кошка: она сопровождает меня по дому всюду, а ночью-это верный "сфинкс" у моих ног. / Вот она слева от меня лежит на кресле и внимательно следит за тем, как я работаю с компом. Всех остальных "в радиусе километра" не видно./ Ана 8 лет с нами. Фотогеничная особа.

. БЛАНКА/Белая/ Это кошка-настоящий нахалёнок. Самое интересное, что она сама пришла к нам в дом. Кто-то выбросил котят. Этот смышленый котёнок увязался за моей кошкой Машей, которая как всегда по ночам обходила "дозором владенья свои". Утром открываю дверь на машин "зов" и вижу вместо одной кошки-кошку "с половинкой": Машу и беленького котенка, который умильно задрав мордочку просит пустить его в дом. Это и была Бланка.
Она и осталась такой, умеющая выпросить всё, что захочет, используя свои коронные "трючки":лесть, ласку, некую назойливость даже, но в умеренных дозах. Однако всё это действует безотказно, так как устоять против умильности её мордахи не может никто. Ещё один "коронный" трюк нашей Бланки - манипуляции лапами: она так трогательно протягивает лапу и преданно заглядывает тебе в глаза, выпрашивая вкусненькое, что всегда добивается своего. А ещё может "похлопать" тебя по плечу, обращая тем самым на себя внимание. Представьте картинку:сижу одна "ноченькой темною", смотрю телевизор-напала на какой-то фильм-"ужастик"- вдруг кто-то меня трогает за плечо в кульминационный момент ужасов на экране. Ощущение, сами понимаете, не из приятных, не потому, что тебя, оказывается, потрогал своей мягкой лапой "ласковый и нежный зверь"- Бланка, а потому что это было так НЕОЖИДАННО, прямо до мурашек по коже. А Бланке просто стало скучно, ей захотелось привлечь немнго внимания к своей коварной особе.
И ещё у Бланки есть самое издюбленное место для "релакса". большой меховой медведь. На это место никто из других кошек и не пытается претендовать! Бланка с нами 7 лет!
Вот такие они-мои любимицы!

Степень доместикации различных видов животных может быть различной в зависимости от потребностей человека. В процессе доместикации, под влиянием новых условий среды и искусственного отбора у животных появились признаки, отличающие их от диких сородичей, причем тем более значительные, чем больше труда и времени затрачивал человек на получение животных с необходимыми ему свойствами. Вместе с тем, как пишет Дориан К. Фуллер из Института археологии Университетского колледжа, Лондон (UCL), "все одомашненные животные имеют определенные характерные признаки (хотя и не обязательно, чтобы все домашние животные имели все из нижеперечисленных признаков одновременно)". К характерным признакам доместикации животных относятся:

- изменение в размере: укорочение конечностей, у крупных животных - уменьшение размеров тела, у мелких - возможно увеличение в размере и более широкая морфологическая вариативность различных частей тела;
- большая покорность, послушание, понятливость, а также большая длительность ювенильных характеристик у животных, неотения (эволюционный процесс развития, в результате которого детские формы поведения сохраняются и во взрослом возрасте);
- нарушение дикого типа системы спаривания, утрата доминирования самцов, снижение полового диморфизма;
- изменение распределения жира, сокращение мышечной массы;
- изменения в типе шерсти и шерстного или перьевого покрова;
- изменение окраса, ослабление значения природной защитной окраски.

доместикация подвида Felis silvestris catus
Теперь рассмотрим признаки доместикации применительно к домашним кошкам. В процессе одомашнивания кошки, как и все одомашниваемые животные, подвергались отбору со стороны человека. Среди уже прирученных кошек человек отбирал тех, в поведении которых менее проявлялся страх и как следствие этого агрессия по отношению к человеку, и которые были более спокойными и ласковыми, более контактными.

Изменение в размере

Отбор по поведению вызвал множество изменений как в физиологии, так и в морфологии кошек. Ближневосточная дикая кошка Felis silvestris lybica значительно мельче Европейской лесной кошки F. s. silvestris. Длина головы и тела без хвоста - от 45 до 75 см, длина хвоста - 20-38 см, вес - от 3 до 6,5 кг. Однако она несколько крупнее средней домашней кошки F. s. catus, средняя длина тела которой без хвоста - 60 см, длина хвоста - 25-35 см, а вес составляет 2,5-6,5 кг.

Хотя у крупных пород вес достигает 6-9 кг, а у представителей такой породы, как сибирская кошка и мейнкун - 11,5-13 кг. Вместе с тем сообщается и о совсем мелких кошках весом менее 1,8 кг. К интересным выводам пришла Карен Оверолл в книге "Клинические методы коррекции поведения собак и кошек". Она отмечает, что "у современных кошек не наблюдается значительных вариаций размеров тела", потому что "для человека было бы слишком опасно пытаться установить симбиотические взаимоотношения с видами, более крупными, чем F. s. lybica" из-за характерного охотничьего поведения скрадом.

доместикация подвида Felis silvestris catus
Кроме того, диапазон размеров домашних кошек относительно невелик в связи с тем, что кошек разводили не для выполнения различных служебных задач, как, скажем, собак, которые должны были помогать человеку пасти овец, охотиться, охранять и выполнять другие, несвойственные дикому зверю функции.

Кроме общего изменения размеров тела в сторону уменьшения со времени начала доместикации кошек с ними произошли и другие анатомо-морфологические изменения, включая укорочение челюсти, изменение постава ушей и длины и формы хвоста. В результате названных морфологических изменений, произошедших с домашней кошкой в процессе доместикации и дальнейшей селекции с целью создания пород кошек, в настоящее время у домашней кошки выделяются 4 конституциональных типа, совпадающие с описанными типами темперамента и конституции еще древними учеными, которые, как пишет в книге "Аборигенные кошки России" российский фелинолог О. С. Миронова, "отражают" особенности телосложения животных. При этом у животных, как и у человека, разные типы телосложения сочетаются с определенными формами поведения, темпераментами".

"Тяжелый, массивный, костистый, приземистый - гиперстенический тип. Тело и конечности несколько укорочены, ширина груди, спины, крупа увеличена по сравнению с животными среднего, нормостенического, типа. Это спокойные, даже несколько медлительные и меланхоличные животные".

"Крепкий, мускулистый, костистый, пропорциональный - нормостенический, атлетический тип. Конечности средней длины, пропорции соответствуют животным дикого или уличного типа с живым, подвижным, уравновешенным темпераментом".

"Крепкий, сухой, достаточно костистый, высоконогий - нормостенический сухой тип кошек с увеличенными показателями длины и высоты и с очень возбудимой нервной системой, экспрессивным темпераментом, свойственным восточным кошкам".

доместикация подвида Felis silvestris catus
"Легкий, нежный, тонкокостный, высоконогий астенический тип конституции при чрезмерно возбудимом, неуправляемом темпераменте встречается у экстремализированных сиамских кошек" .

Большая покорность и неотения

Далее человек отбирал животных с признаками неотении, когда ювенильные (инфантильные) характеристики превалируют над взрослыми, в частности в поведении, что способствует зависимости от человека. В результате такого отбора у кошек развилась модификация гормонального баланса, проявляющаяся, в основном, в уменьшении размера надпочечников и их гормонов и в уменьшении размера головного мозга, в результате чего ослабилась чувствительность кошек к стрессу, вызванному неблагоприятными воздействиями жизни и размножения в антропогенной среде, т. е. в непосредственной близости к человеку.

В среднем мозг домашних животных (собаки, кошки, свиньи, коровы, овцы) весит на 25% меньше, чем мозг их диких собратьев. Интеллект животного зависит от соотношения веса мозга и веса тела и анатомии мозга. Среди подвидов Felis silvestris дикая европейская кошка F. s. silvestris при весе около 8 кг у самцов и 4 кг у самок имеет самый большой размер мозга - 37 г и 31 г соответственно. За ней следует ближневосточная или иначе северо-африканская кошка F. s. lybica, вес мозга которой составляет около 30 г.

доместикация подвида Felis silvestris catus
Вес мозга домашней кошки в среднем составляет 27,6 г - 1,5 г для котов и 26,5 - 1,5 г для кошек. У крупного кота весом 9 кг вес мозга составил 28,25 г. (Robert W. Williams et al, "Rapid Evolution of the Visual System: A Cellular Assay of the Retina and Dorsal Lateral Geniculate Nucleus of the Spanish Wildcat and the Domestic Cat"). Если взять средние показатели: общий вес - 3,3 кг, вес мозга - 30 г, то вес мозга взрослой кошки составляет примерно 1/11 или 0,9% от общего веса тела.

Для сравнения: у человека средний вес мозга составляет 2% от общего веса. Приблизительная длина мозга кошки - 5 см, а средняя длина тела кошки без хвоста - 60 см, т. е. длина мозга составляет 1/12 от ее общей длины, площадь поверхности мозга кошки составляет 83 см 2 . Площадь поверхности мозга современного взрослого человека составляет примерно 1350-1400 см2.

У разных пород кошек размер и вес мозга варьируется в пределах 10-15%. Вместе с тем, по размеру или весу мозга нельзя судить об интеллекте кошки, так как специальных научных исследований в этой области не проводилось. Однако очень многие согласятся, что каждый день наши усатые любимцы поражают нас своими исключительными интеллектуальными способностями, которые открываются только при непосредственном общении с ними.

З. Л. Арушанян,
фото Е. Кенунен

Читайте также: