Как делают чучело кота

Опубликовано: 25.03.2024

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Профессиональных музейных таксидермистов в Калининградской области совсем немного. Если быть точным, всего один — старший специалист сектора природы Калининградского музея Николай Целовальник. «Афиша Нового Калининграда» напросилась в гости в его мастерскую и узнала, откуда берется материал для будущих чучел, что такое «олений жемчуг», и какие заказчики — самые странные.

Рыжий кот и другие добытчики материала для чучел

— Жил у нас при музее кот Рыжик. Он был гегемоном ближайших дворов, всех гонял, часто появлялся с рваными ушами, и вообще был крайне самостоятельным. Все его очень любили. Буквально за стенкой у нас находится электрическая подстанция, которая постоянно привлекала котов то ли своим теплом, то ли ещё чем. Они любили найти щелку и залезть туда. В итоге в обесточенный район периодически приезжала аварийка и вынимала поджаренные останки несчастного котика. Не минула сия чаша и Рыжего. Он туда влез, его долбануло, но этот гад выжил. Сначала ходил чумной, помятый, потом ничего, оклемался. Я как проходил мимо него, так здоровался, чесал ушко, поговорим с ним всегда, помурлыкаем.

На одной из девятиэтажек недалеко от нашего музея жила семья пустелег, маленьких соколов. У нас в коллекции не было самца пустельги. Старенькая непрезентабельная самка была, а красивого сокола для рассказов о городской экологии не было. А это очень интересно, это единственный сокол, который живет у нас в городе. И вот я иду на работу, подхожу к Рыжему, говорю: «Рыжий, смотри, пустельги летают, а у меня нет такой птицы». И пошёл дальше. Не помню, как долго я возился в мастерской, выхожу — сидит на пороге Рыжий, перед ним — хотите верьте, хотите нет — самец пустельги. Рыжик, это мне? Он , развернулся и ушёл.

А вообще погибших, сбитых животных приносят самые разные люди, помогают охотники. В годы я сам получил охотничий билет, даже ездил несколько раз, на потом понял, что если ты берешь в руку ружье, в тебе просыпается дикий архетип охотника. Я решил, что мне этого не надо, мне и так хватает работы с животными. В нашей маленькой Калининградской области материала достаточно и без того, чтобы я стрелял.

1.jpg

«Если ты пришел делать чучело из домашнего животного, тут явно не так»

— Основные заказчики — это музеи, художественные школы, ну и коллекционеры, охотники. В одной художественной школе дети постоянно отрывали хвост моему попугаю ара. Приходилось регулярно реставрировать.

Недавно я делал остеологический материал — череп и шейные позвонки жирафа — для юннатского отдела зоопарка. Кстати, у жирафов самые длинные позвонки среди животных. Интересно, что у всех млекопитающих одна схема шейного отдела позвоночника — у всех семь позвонков. Начиная от кита и дельфина, заканчивая человеком.

Бывало, хозяева животных просили сделать чучела своих питомцев. В таком случае я говорю: «Вы смотрели фильм „Окно в Париж“? Вот посмотрите и больше не приходите». Там главная героиня — таксидермист. Посмотрите, все сразу поймете. Домашнее животное — кот, собака — это практически член семьи. И если ты пришел делать из него чучело, то тут явно не так.

Os penis и «олений жемчуг»

— Это коллекция косточек из половых членов животных. Самая крупная из них принадлежит белому медведю, который сейчас находится на ледоколе «Красин». Дальше — бурый медведь, гималайский, волк, енотовидная собака, лиса и, , куница. Это обычное коллекционирование. Охотники, например, собирают так называемый «олений жемчуг». Это недоразвитые клыки — круглые косточки, каждая из которых имеет свой рисунок. Их оформляют в золото, серебро, делают заколки и брошки.

з.jpg
3.jpg
2.jpg
4.jpg
5.jpg
7.jpg
8.jpg
9.jpg

Подготовка шкурки: препарировать, выделать, продубить

— Приступая к работе, первым делом необходимо осмотреть животное, имеющиеся на нем дефекты. Может быть повреждена шкура, шерсть, утеряны перья. И если мелкие дефекты можно устранить, то крупные — это уже никуда не годится. Приходится браковать материал.

Потом идет «препаровка», то есть аккуратная съемка шкуры через небольшие разрезы. Снял шкуру, остается туша. С нее снимается чертеж. Главное в чертеже — определить расстояние между суставами, длину конечностей, все охваты, объемы. Чем подробнее чертеж, тем более жизненной, реалистичной будет скульптура. При этом важно снимать чертежи именно с обесшкуренного животного, потому что шерсть дает дополнительный объем и большую погрешность.

После снятия шкурку надо засолить и хранить несколько дней на холоде. После — постирать и обезжирить. Остатки жира всегда привлекают насекомых. И даже великолепная тонкая работа в итоге будет съедена кожеедом или молью, если шкурка неправильно подготовлена.

Для меня главное, чтобы прошла кислотная выделка, чтобы шкура была продублена, законсервирована и способна впитывать в себя другие растворы. В частности, инсектициды, чтобы защитить её от вредителей, насекомых.

Мышцы и «колбаски» из деревянной стружки

— Параллельно готовим скульптуру. Сейчас с этим проще — можно купить готовую в Москве или Питере и потом «подогнать» её. Это подходит для трофейных вариантов, для охотников. Там стандартные размеры и позы. Работа для музея, создание биогруппы — это совсем другая история, другие задачи. Приходится делать скульптуру по старинке, самостоятельно. Берешь опорную доску, арматуру (ее толщина зависит от величины животного), крепишь, делаешь некое подобие железного скелета и начинаешь наращивать мышцы. Как мы раньше это делали: брали древесную стружку, сматывали из нее «колбаски» в виде мышц, делали такого «соломенного бычка», приматывая «мышцы» к скелету.

Конечно, для музея чаще делаю скульптуры сам, хотя иногда беру и заготовки. Их удобство в том, что ты лишаешься львиной доли тяжелой физической работы, которая выматывает тебя ещё до того, как ты приступишь к настоящему творчеству. А так ты берешь манекен, подгоняешь его под размеры шкуры по чертежам и занимаешься конкретно животным. Заготовки позволяют бросить все силы на тонкую доработку, точное воспроизведение животного.

Шкурка выделана, пропитана, скульптура готова, ты уже поломал голову, в какой позе животное будет стоять, что и как ты завернешь, когда ты побегал по берегу моря, нашел нужные коряги, приволок в мастерскую пару мешков, придумал, как это будет, на чем это будет стоять, начинаешь делать чучело.

6.jpg

«Чуть неправильный угол — у животного появляется астигматизм»

— Когда у тебя готов манекен, когда ты все собрал, ты занимаешь творчеством. Хорошо выделанную шкуру, пропитанную начинаешь надевать, зашивать, приклеивать, работаешь с мелкой пластикой. Очень важно передать выражение глаз: чуть неправильный угол — у животного появляется косоглазие, астигматизм. Если у животного есть особенности рисунка на шкуре, надо очень скрупулёзно до миллиметра подвигать кожу, фиксировать булавочками, чтобы кожа сохранила ровные линии, чтобы не было перекосов. Иногда глаз замыливается и ты не замечаешь неточностей, а потом приходишь на следующий день, хватаешься за голову и начинаешь всё исправлять, пока не высохло.

Изготовление одного чучела зависит от размеров животного. Есть этапы, длительность которых никак не изменишь. Например, принесли мне хорька, я его препарировал, почистил. Теперь как минимум сутки он должен пролежать в дубильном растворе. Для небольшого хорька суток хватит. Потом я достаю шкурку и дорабатываю ее, дочищаю. И после она должна снова провисеть сутки, а то и двое, пропитаться инсектицидами. Всего дня уходит на обработку шкуры. За это время я делаю скульптуру, готовлю детали. Сама работа по сборке мелкого или среднего — это один день. Когда делал волка, до ночи тут сидел, потому что работу нужно закончить до того, как высохнет шкура. Если шкурка подсохла — все, подправить шерсть не удастся.

Самый тяжелый момент в работе, тяжелый физически и, скажем так, не очень чистоплотный — это, конечно, обработка шкуры. Мездрение снять и обрезать — это да, неприятно. Но самое, конечно, неприятное, это когда не получается, а такое бывает. Не пошло и всё тут, хоть скальпель об стену швыряй. У меня было такое, что нет контакта с животным. Начинаешь рвать и метать, почему не идет.

Как ни странно, но даже с мертвым животным важно найти контакт. Я всегда говорю: «Ты прости меня, я не виноват в твоей смерти. Мне тебя принесли. Я постараюсь воссоздать твой облик». И знаете, помогает.

а.jpg
в.jpg
б.jpg
г.jpg
д.jpg
е.jpg
ж.jpg
и.jpg

«Господи, как можно такой гадостью заниматься»

— Несомненно, таксидермист должен уметь рисовать и чертить. Слава богу, у меня есть , наши художники, которых я зову и говорю: «, покритикуйте, где что не так». Кроме того, надо знать биологию. Вот, например, хорек. Думаю, я поставлю его на подставку, где будет передано место его обитания, уголок природы. Если животное живет около воды, то нужно передать берег водоема. Для ондатрочки нужно будет сделать хатку, воду, растительность, ракушки.

Надо очень хорошо знать анатомию животного, его повадки. Хорек может изогнуться как угодно. Они, в , все такие, куньи. А ондатрочка, наоборот, сидит комочком. Шкуру можно сделать как угодно, можно из этой ондатры хорька сделать. Но это, будет, конечно, сомнительно.

Таксидермии я обучался в рижском музее природы. На выборе профессии сказалась учеба на биологическом факультете. Все это было близко. Правда, когда на практическом занятии я первый раз чайку резал, думал: «Господи, как можно такой гадостью заниматься». А потом появилась цель воссоздавать, воспроизводить. Но, конечно, невозможно точно повторить то, что сделал Бог.

Мне нравится видеть результат своих трудов, нравится, когда в музей приходят дети, бегут к животным, им рассказывают о них. Плохо, когда, как говорит мой питерский коллега Юрий Стариков, «покемонов» делают, неумелые работы. Дети должны видеть красоту природы, а не человеком сделанные уродства.

Я занимаюсь таксидермией 30 лет. Раньше мне присылали студентов из университета на обучение. Они год побегают: «Николай Иванович! Буду вам помогать». Я потрачу год, а потом — . Такое было раз, два, три. Больше не хочу.

Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград».


Честно сказать , с большим трудом представляю , как из любимого животного можно сделать чучело ?

Хотя мы все разные , и возможно кто-то не хочет расставаться с любимцем даже после его смерти.

Таксидермисты редко берутся за изготовление чучел домашних животных , да и стоят их услуги очень дорого, поэтому придется выполнить эту довольно сложную работу самостоятельно.

Чучело любого животного делают одинаково.

Ознакомиться с подробностями можно на этом сайте.



Можно попробовать сшить всем известного кота Саймона, это легкий и беспроигрышный вариант. В оригинале советуют шить из флиса, но, мне кажется, можно и из любого другого материала. Вот тут можно найти выкройку. Хотя Саймон уже сам по себе как выкройка.


Не так давно появилась статья на эту тему. В ней сообщается, что ученые создали технологию, благодаря которой древесина становится такой же прочной как сталь, но в то же время ее вес на много меньше. Новый материал назвали ультракомпактной древесиной. Ее получили путем кипячения блока из дерева в в водном растворе сульфита натрия, в который добавлена натриевая щелочь. В результате этого процесс из дерева частично удалили прочные структурные полисахариды, лигнин и гемицеллюлозу. Теоретически это должно было бы ослабить древесину, но процесс еще не окончен. Далее блок сдавливают прессом из металлических пластин при температуре 100 градусов. Давление порядка 50 атмосфер.

Уже был проведен ряд экспериментов с полученным материалом. В Интернете можно найти видеозапись, которая подтверждает пуленепробиваемость ультракомпактной древесины. Снаряд. который движется со скоростью 30м/с с легкостью пробивает древесину, но "вязнет" в ультракомпактной древесине той же толщины.


Георгиевская ленточка - знак победы на 9 мая. Это великий праздник и незабываемое торжество, - большая Победа - поэтому открыта с ленточкой невероятно популярна.

  • Самое простое, из чего сделать георгиевскую ленточку для открытки - из бумаги.

поделка с открыткой и георгиевской ленточкой из бумаги

Из бумаги можно по-разному показать символ.

Самое простое, что выполнить под силу даже ребенку - бумажная аппликация.

Для аппликации нужны черная и оранжевая цветная бумага, а также картон для самой открытки и бумага для элементов украшения (звездочки, ордена, цветы и др.).

поделка с открыткой и георгиевской ленточкой из бумаги

Кроме простейшей аппликацию, рисунок может быть нанесен не из полосок бумаги, а из резаной на много мелких частей гофробумаги или из шариков от скомканной пальцами салфетки, а также из заготовок - "торцовочек".

Участки открытки промазывают клеем, затем присыпают нарезанными кусочками (квадратиками, полосочками, шариками) из гофробумаги или обклеивают "торцовочками". Вместо порезанной мелко бумаги, также можно мелко нарезать нитки или шерсть (фото справа):

поделка с открыткой и георгиевской ленточкой из нарезки бумаги и ниток

Поделка "бумажная" георгиевская ленточка для открытки может быть выполнена в технике "квиллинг", как на фото - заставке к вопросу. Квиллинг - это составление украшения из фигурных деталей - небольших, свернутых особенным образом, полосочек.

  • Георгиевская ленточка из пластилина для открытки в технике пластилинографии.

Пластилин приклеить к картоновой основе можно из полосочек, множества скрученных мелких шариков, пластин и т. д.

поделка с открыткой и георгиевской ленточкой из пластилина

  • Поделка с открыткой георгиевской ленточкой из ткани. Георгиевскую ленточку можно приклеить из любой ткани оранжевого и черного цвета - из фетра, хлопковой ткани, из атласных и репсовых ленточек и др.

Можно приклеить или завязать бантик из обычной георгиевской ленточки.

  • Открытку с георгевской ленточкой можно сделать из вышивки крестиком или гладью. Для такой техники необходимо владеть навыками вышивки крестиком/ гладью (схемы есть по выделенной ссылке.).

поделка с открыткой и георгиевской ленточкой вышивка крестиком

  • Георгиевскую ленточку для открытки можно сделать из бисера. Есть разные способы, как выполнить такую открытку.

Во-первых, бисер можно приклеить, как есть, при помощи клея. А можно сперва нанизать бисерины на нитки из красного и черного цвета, а затем приклеить к открытке.

Можно, во-вторых, сначала сплести украшение с бисером из ниток/лески/ проволоки, а затем приклеить.

поделка с открыткой и георгиевской ленточкой из бисера

Есть еще другие способы, например, из подручных преметов, пуговиц и др.

Дмитрий Романов побывал в мастерских московских таксидермистов и узнал, сколько стоит сделать чучело любимого кота и почему мертвое животное нельзя изображать в ситуации, унижающей его достоинство.

Этот материал впервые был опубликован в августовском номере журнала «Афиша».

Заяц и зайчиха сидят на золотистом фоне. На ней фата, он в по-клоунски пестром галстуке-бабочке. Дальше заяц один, и, судя по повисшим ушам и пустой бутылке водки, он изрядно пьян; на стене висит копия первой, свадебной фотографии. На третьем снимке заяц вытаскивает спиннингом щуку, которая больше его раза в два. Учитывая, что персонажи композиций — чучела некогда живых зверей, выложенная в группе таксидермистов в «ВКонтакте» серия может служить эталоном плохого вкуса.


Таксидермия в современном виде появилась в XVIII ве­ке. В те времена шкуры набивали опилками и ватой, сейчас надевают на основу из легкого и прочного полиуретана. Пик увлечения таксидермией выпал на Викторианскую эпоху — тогда крупнейшие музеи мира собрали большую часть своих коллекций. В России бум начался в 1990‑е, и до 2014 года спрос на услуги таксидермистов был стабилен, но с падением рубля интерес поубавился: изготов­ление чучела носорога за год подорожало с 400 тысяч рублей до миллиона. Таксидермические изделия, впрочем, успели заполонить страну. Редкие виды сохранены в госу­дарственных коллекциях, экзотические особи из Африки — в частных, головы кабанов висят на стенах ресторанов, а шкуру тигра фотографы засняли на полу кабинета премьера Медведева.

Многие кошки, чучела которых хранятся в запасниках Дарвиновского музея, отдали жизни в ходе научных исследований советских ученых в 1920-е. Среди важных открытий того времени — закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, открытый Николаем Вавиловым.

Многие кошки, чучела которых хранятся в запасниках Дарвиновского музея, отдали жизни в ходе научных исследований советских ученых в 1920-е. Среди важных открытий того времени — закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, открытый Николаем Вавиловым.

Фотография: Григорий Поляковский

Ведущий научный сотрудник Дарвиновского музея Игорь Фадеев показывает мне превосходную венгерскую гончую. Здоровая шерсть переливается в искусственном свете благородной коррозией, мускулистые лапы помнят долгие дни охоты, однако печальные глаза свидетельствуют о необратимости физиологических изменений. Шея животного покрыта паутинкой белесых шрамов, шкура кажется тоньше рисовых блинов и, очевидно, вскоре порвется. «Можно, конечно, попробовать силикон», — мой собеседник тоже делается печальным, нежно приопускает собачью голову, и та подчиняется. Обмотанный красным флагом конь в углу смотрит в пол, дюжина лисиц траурно молчит из шкафа, бессильное от скорби тело медведя поддерживает коряга. «Это все из-за кислоты — старая технология, собаку уже не спасти», — констатирует Фадеев. Венгерская гончая умерла 60 лет назад.

Ученый тщательно гонит смерть прочь из разговора о таксидермии. «Корреспондент «Афиши» однажды брал у меня интервью: из полуторачасовой беседы напечатали только предложения, в которых был глагол «убивать», — так он объясняет, почему не будет называть вещи своими именами. Чуть раньше я звонил владельцу частной таксидермической мастерской Александру Корсакову с просьбой об интервью. Уговорить его было непросто, Корсаков тоже недоволен своим медиаобразом: «Однажды поговорил с «Московским комсомольцем», так меня в заголовке назвали «убийцей под маской художника».

Тем временем в катакомбах музейного запасника Фадеев демонстрирует якутскую корову. Вид не самый распространенный, поэтому для работы пришлось выписать респуб­ликанского мастера; Дарвиновский по итогам подрядной сделки обеднел на 87 тысяч рублей. В заповедном углу — домашние кошки. «Можно глянуть?» Пауза, как будто я сделал предложение матримониального толка. Ученый хмурится, но отвечает да, и я кручу замок. Черные и рыжие, мурластые и остромордые, бокастые и поминиатюрнее. Правда, сказать «как живые» можно от силы про треть.

Таксидермия птиц предполагает огромный объем тонкой работы, которую сложнее выполнять, обладая стандартной мужской антропометрией.

Таксидермия птиц предполагает огромный объем тонкой работы, которую сложнее выполнять, обладая стандартной мужской антропометрией.

Фотография: Григорий Поляковский

— Это кошки еще из 1920‑х.

В США — стране, где больше всего таксидермистов на душу населения, — и Западной Европе заказы на чучела кошек и собак составляют большую часть дохода мастеров. Стоимость формируется исходя из репутации таксидермиста, сложности работы и цены расходных материалов и варьироваться может от 60 до 1500 долларов за типового кота.

Когда в прошлом году умерла моя кошка, я тоже ­рассматривал вариант увековечить ее в виде шкуры на болванке, однако в итоге решил обойтись кремацией: «Не факт, что ей самой бы понравилось». Тогда я еще не знал, что для российских таксидермистов работа с домашними животными — табу. «Это этический момент, — объясняет при встрече Корсаков. — Используемые для чучел стеклянные глаза не повторят взгляд умершего животного».

На любое табу найдутся нарушители. Александр Сидельников из студии «Лось» имеет опыт изготовления ­чучел кошек, однако заказов мало: «В России не принято». С felis silvestris catus Сидельников будет работать по стандартной цене для некрупного млекопитающего — от 10 ты­сяч рублей. Его клиенты порой бывают недовольны, когда не узнают именно свою особь. Тем же вечером в пивной приятельница, услышав, что я был у таксидермиста, ин­тересуется, во сколько ей обошлось бы чучело ее кота. «Он еще жив, — говорит она. — Но все-таки уже 17 лет».


Фотография: Григорий Поляковский

Этические стандарты таксидермистов устанавливаются на международных и национальных чемпионатах. Жюри большинства соревнований не примет работу, если она изображает страдания животного. Грань тут порой эфемерна. С одного конкурса сняли скульптуру запутавшегося в колючей проволоке оленя, а на другом с успехом прошла работа, изображающая волков, напавших на кабана. Второе важное условие — животное нельзя показывать в ситуации, унижающей его достоинство. Чаще всего по этому критерию отбраковывают излишний натурализм вроде вываливающихся из брюшной полости внутренних органов. Но и здесь есть противоречивые прецеденты: призы давали и за натюрморт из раздавленных на дороге ежей. Тем не менее вся дискуссия ведется вокруг того, встречаются ли в природе те или иные ситуации. Есть ли вообще у животных достоинство, которое можно задеть?

После рассказа о кошках Сидельников упоминает еще одну распространенную категорию заказов, по сравнению с которой зарисовки из жизни мертвых зайцев кажутся чем-то приемлемым. «Один мужик принес медвежий член и попросил сделать на его основе серебряную ложку, — вспоминает таксидермист. — Но когда вернулся за работой, переосмыслил ситуацию: «Я что, получается, чай хлебать из члена буду?!» Среди охотников ценятся ­пенисы медведей и волков, чуть меньше — кабанов, утверждает Сидельников. Как правило, их размещают под головой или черепом животного. Немного стыдно спрашивать, приходилось ли таксидермисту воплощать ту самую матерную идиому, но, к счастью, Сидельников рассказывает сам. «Вот такие они! — мастер отрезает рукой метровый ломоть воздуха. — Даже биту из члена моржа приходилось делать. Спутницы клиентов часто просят показать, но трогать решаются не все».

Медведя (справа) застрелил офицер КГБ, на досуге увлекавшийся охотой. Долгое время трофей хранился у него дома, но в преклонном возрасте хозяин подарил чучело Дарвиновскому музею.

Медведя (справа) застрелил офицер КГБ, на досуге увлекавшийся охотой. Долгое время трофей хранился у него дома, но в преклонном возрасте хозяин подарил чучело Дарвиновскому музею.

Фотография: Григорий Поляковский

К антропоморфным сценкам отношение в среде таксидермистов неоднозначное. По словам Корсакова, чаще всего заказывают медведя, держащего в лапах поднос: «Чтобы водку ставить». При этом он сам не осмеливается назвать эту практику дурным вкусом. Сидельников тоже берет заказы на антропоморфов, хотя чаще его просят изготовить ложные патологии вроде двуглавых ворон или гибриды — кабанов с рогами, которых чучельник кличет чертями. Я описываю найденные в «ВКонтакте» примеры очеловеченных композиций еще одному столичному таксидермисту. После третьего эпизода в нем загорается злость узнавания. «Знаю я этого гондона», — скалится он на коллегу. Хранитель Дарвиновского музея Фадеев объясняет популярность антропоморфных традицией и ссылается на работы Уолтера Поттера — британского таксидермиста XIX века, который наряжал котят в платья и рас­саживал их пить чай с печеньем. Желающих поглазеть было так много, что власти Лондона удлинили ближайшую к его музею железнодорожную платформу.

Полностью заменить таксидермические работы голограммами или искусственными копиями в музеях едва ли получится: как объясняет Фадеев, по чучелам разных периодов ученые отслеживают эволюционные особенности видов, а хранящаяся в шкуре ДНК содержит информацию о генетических изменениях — в будущем, вероятно, мы сможем клонировать вымерших животных. Валентина и Оксана, таксидермисты Дарвиновского музея, соглашаются взять меня подмастерьем. Необходимо оформить витрину, имитирующую Сунгирь — стоянку доисторических людей, обнаруженную во Владимирской области. В центре композиции — могила подростков-кроманьонцев, брата и сестры. Вокруг — звери и птицы, которых они могли встречать 25 тысяч лет назад. Не хватает двух тетеревов.


Фотография: Григорий Поляковский

Самца и самку извлекают из запасников музея. Мне придется снять их, привинченных проволокой, с веток, пропылесосить и подкрасить самцу глаза — алая пигментация со временем пожелтела. Даже первый шаг дается с трудом — с птиц начинают осыпаться перья, я чуть не отрываю себе палец плоскогубцами и прошу о помощи. На меня смотрят снисходительно. Присверлив тетерок к сунгирскому дереву, я вспоминаю историю, которую рассказывал Фадеев. Совсем юная американка отнесла скончавшуюся птицу в музей, где ту превратили в чучело, а потом вернулась через 100 лет с праправнучкой. Чучело было на месте, они сфотографировались на память. Я пред­ставил, как тащу правнука в Дарвиновский: «Видишь вон ту птичку? А знаешь, кто покрасил ей глаз?» Меня картинка почему-то не прельщает. Я прошу работу погрязнее.

Шкура курицы породы брама — при жизни она выглядела будто одетой в барскую шубу — пролежала в морозилке около года. Спасибо консервации в мелкой соли, курица пахнет скорее деликатесами, нежели трупом. У меня в руке скальпель, я должен удалить жировую пленку с изнанки — так в чучеле не заведутся насекомые. Требуется найти баланс между прикладываемой силой и углом наклона инструмента. После пяти минут вверенная мне область шкуры вся в мелких дырках, а ароматический спектр сместился ближе к мертвечине — брама размораживалась.

— Тоже выходит не очень, насколько я понимаю.

— Ну ладно, можешь вырезать ей глаза.

Так я нашел свою специализацию внутри ремесла.

Крокодила сдали в Дарвиновский музей таможенники, изъявшие его у возвращавшегося из Таиланда туриста. Фотограф «Афиши» придумал, как обыграть дурновкусие этой работы и одновременно проиллюстрировать городскую легенду о рептилиях в канализации.

Крокодила сдали в Дарвиновский музей таможенники, изъявшие его у возвращавшегося из Таиланда туриста. Фотограф «Афиши» придумал, как обыграть дурновкусие этой работы и одновременно проиллюстрировать городскую легенду о рептилиях в канализации.

Фотография: Григорий Поляковский

Валентина и Оксана рекомендуют мне Анатолия Александрова — технологического авангардиста в мире таксидермии. В центре его студии стоит раскуроченный динозавр, на полках — искусственные головы человекообразных приматов и слепок лица самого Александрова. Рядом сидит чучело небольшого крокодила, пронзенное несколькими шприцами. Смахивает на произведение современного искусства с социальным уклоном, но, оказывается, шприцы нужны для дела — в них состав, поддерживающий форму рептилии. Основная сфера деятельности Александрова называется «пластическая реконструкция биологических объектов», в том числе древних гоминидов, которых он делает по заказу музеев или для выставочных проектов. «У меня два образования, я скульптор и зооинженер, работал на «Мосфильме», где приобщился к дорогим американским материалам». По заказу Дарвиновского Александров три года назад сделал чучело очковой медведицы по кличке Ли, скончавшейся от старости в Московском зоопарке. Она была последней особью в России, но для Александрова помимо статистики важна и история. Ли назвали в честь жены британского натуралиста Джеральда Даррелла, который некогда подарил зоопарку ее ­родителей. Появление на свет медведицы к тому же совпало с кратковременным приездом четы Даррелл в Москву. «Ей было 30 лет, пенсионный возраст, чудовищное искривление черепушки, шкура на заднице протерлась», — вспоминает Александров. Последний факт объясняет, почему Ли запечатлена в сидячей позе, нога на ногу.

У окна возвышается манекен трубкозуба — «Что-то вроде питающейся термитами лысой кошки с хоботом». Череп для модели Александров сделал на 3D-принтере: доступен был только образец с мелкой особи, таксидермист его оцифровал и напечатал в нужном масштабе. Впрочем, пока доступные принтеры позволяют напечатать манекен лишь в виде сложного для сборки конструктора. «Мышь или некрупная птица? Почему бы нет». Еще одна технология, продвигаемая Александровым, — трехмерная фотография объектов на месте добычи. «Всего нужно около 24 фотографий, — прикидывает таксидермист. — И у тебя есть объемная модель». Например, это помогает при лепке или станковом выращивании носов антилоп, у которых очень сложная конфигурация ноздрей.

Глаза — единственная внешняя часть любого чучела, которую всегда делают из искусственных материалов. Так называемые русские глаза знают таксидермисты во всем мире. Придуманные еще советскими мастерами, они умеют отражать свет, как настоящие.

Глаза — единственная внешняя часть любого чучела, которую всегда делают из искусственных материалов. Так называемые русские глаза знают таксидермисты во всем мире. Придуманные еще советскими мастерами, они умеют отражать свет, как настоящие.

Фотография: Григорий Поляковский

Таксидермисты не видят в своем ремесле метафизики, несмотря на то что, по сути, предлагают животным вторую жизнь — в мире вещей. Эта жизнь, как и обычная, тоже складывается и заканчивается по-разному. Кажется, судьбы чучел после мастерской — единственная область, где можно однозначно сказать «хорошо» или «плохо».

Исполинский ньюфаундленд по кличке Егор был ­питомцем полпреда СССР в Эстонии Кузьмы Ники­ти­на. Во время войны дипломат отправился в эвакуацию, а собака прибилась к охране одного из московских заводов, где стала чудовищем — откусывала носы, выбивала глаза, вследствие чего была переименована в Буяна. Особенно пес не любил пьяных. Напав на выпившего милиционера, Буян получил пять пуль из нагана, одну в голову, но выжил. После войны собаку возили в гигантской клетке по выставкам, на одной из них он встретил Никитина, снова сделался ласковым и провел остаток жизни на партийных дачах. Сейчас чучело собаки лоснится черной шерстью в запаснике Дарвиновского, его греют с боков десятки других псов поменьше. Пуля так и осталась в голове.

Безымянная лисица и безымянный барсук жили в лесах к северу от Москвы, пока их не застрелил безымянный охотник и не сбыл неким таксидермистам. Чучела сегодня продаются на вернисаже в Измайлово. Они стоят под дождем. Лапы барсука неестественно выгнулись, глаза лисицы будто вытекают, а брыли тянутся к земле, как капли. Юная француженка Алиса садится между лисой и барсуком, хватает каждого за шкирку, выдирая немного шерсти. Алису фотографируют родители.

Table of Contents:

  • Расходные материалы:
  • Шаг 1: собери материалы
  • Шаг 2: Эскизы
  • Шаг 3: вырезать шаблон
  • Шаг 4: Поместите шаблон
  • Шаг 5: вырезать шаблон
  • Шаг 6: Начните шить
  • Шаг 7: Шитье Детали и Хвост
  • Шаг 8: Шьем Уши
  • Шаг 9: Лилипад и датчик света
  • Шаг 10: Кодирование
  • Шаг 11: Материал Хвост и Шить Тело
  • Шаг 12: Наполните и закончите шить тело
  • Шаг 13: добавь ошейник
  • Шаг 14: добавь хвост
  • Шаг 15: Поздравляем!


Это Учебное пособие поможет вам пройти через все шаги по созданию собственного чучела Grumpy Cat, который загорается при выключении света.

Расходные материалы:

Шаг 1: собери материалы


Для этого проекта вам понадобится:

3) несколько кусочков белой бумаги

4) набивка для шитья (5 долларов от Walmart)

5) 2 куска меховой белой ткани (можно найти в любом магазине ремесленных изделий)

6) 1 большой кусок меховой коричневой ткани

7) 1 кусок коричневого, серого, синего, розового и кремового фетра

8) вышивка ниткой и иглой

9) горячий клеевой пистолет

10) 6 красных светодиодных фонарей - $ 3,95 за 5 от Sparkfun.com (http://www.sparkfun.com/products/10044)

11) проводящая нить

12) датчик освещенности - $ 7,95 от Sparkfun.com (http://www.sparkfun.com/products/8464)

13) Lilypad Arduino - $ 24,95 от Sparkfun.com (http://www.sparkfun.com/products/12049)

Шаг 2: Эскизы


Рисование эскизов - одна из самых важных частей этого проекта. Полезно иметь справочные фотографии / эскизы, на которые можно сослаться, когда вы запутались или не можете вспомнить, где должны были шить. Я использовал первую фотографию в качестве руководства, чтобы нарисовать свой шаблон для кошки. Я нарисовал все отдельные части (тело, уши, нос, глаза, хвост и т. Д.) На листах белой бумаги. Я также нарисовал эскиз того, как мне нужно прикрепить мои светодиодные лампы к Lilypad и датчику света, чтобы он работал после завершения.

Шаг 3: вырезать шаблон


После того, как у вас есть эскизы каждой из частей кошки, пришло время вырезать их для вашего шаблона! Не стесняйтесь делать части вашей кошки такими большими или маленькими, как вы хотите. Просто имейте в виду, что гораздо труднее не пересекать схемы, когда вы делаете тело менее 8 дюймов в высоту и воротник шириной менее 1-1,5 дюйма.

Шаг 4: Поместите шаблон


Теперь пришло время поместить ваш шаблон в соответствующий кусок войлока, который вы позже вырезаете.

Тело: белый нечеткий материал

Хвост: коричневый нечеткий материал

Уши: коричневый нечеткий материал (большая часть уха), коричневый войлок (треугольник сзади уха) и кремовый войлок (треугольник спереди уха)

Глаза: коричневый войлок (большая часть глаза), синий войлок (средняя полукруг), серый войлок (маленькая полукруг)

Нос: розовый войлок

Воротник: коричневый войлок

Шаг 5: вырезать шаблон


Убедившись, что у вас есть каждый кусок на ткани нужного цвета, начните резать! Попробуйте прикрепить бумагу к ткани с помощью швейной иглы, если вам трудно разрезать кусочки без движения бумаги.

Шаг 6: Начните шить


Теперь пришло время начать шить вашу кошку вместе. Используйте коричневую вышивальную нить, чтобы пришить глаза (большие коричневые вырезы из войлока) на верхней половине тела вашей кошки. Затем горячим клеем голубые части глаз, а затем серые на коричневые. Теперь вы будете горячим клеем розовый нос под глазами. Для глаз горячим клеем кремовые войлочные треугольники на передней части ушей и коричневые войлочные треугольники на задней части.

Шаг 7: Шитье Детали и Хвост


Теперь мы будем добавлять забавные детали для вашей кошки. Вышить розовую линию, идущую прямо вниз от носа с перевернутой U-образной формой на конце. Используйте ту же розовую нить для вышивания, чтобы добавить «НЕТ» к круглой части ошейника вашей кошки. Возьмите два куска нечеткого коричневого шаблона, который вы вырезали для хвоста, и соедините их, чтобы нечеткие части соприкасались. Вы будете шить по периметру хвоста, оставляя отверстие в конце (прямая часть, где вы бы прикрепили его к кошке), чтобы вы могли вывернуть его наизнанку. Таким образом, нить, где вы шьете, не будет видна. После сшивания хвоста используйте пальцы, чтобы вытащить хвост наизнанку, чтобы он снова стал нечетким снаружи.

Шаг 8: Шьем Уши


Пришейте уши к задней части тела коричневой нитью для вышивания.

Шаг 9: Лилипад и датчик света


Теперь вы будете шить заднюю часть коричневого ошейника на вашей кошке под носом. Вам также понадобятся два круга (один немного больше, чем у вашего Lilypad, а другой немного больше, чем у вашего датчика освещенности) из серого или коричневого фетра, чтобы шить ваш Lilypad и датчик освещенности. Пришейте верхнюю часть большего круга к среднему низу воротника. Другой будет пришиваться к правому нижнему углу большого круга. Используя эскиз с самого начала и проводящую нить, начните шить на светодиодные фонари и подключите их к датчику освещенности. Затем, используя ту же проводящую нить, прошейте схему вашего датчика освещенности к вашему Lilypad.

Шаг 10: Кодирование


Теперь, когда у вас есть все ваши светодиодные фонари, Lilypad и датчик освещения, вы захотите поработать над кодированием, чтобы вы могли проверить свои фары и убедиться, что они работают. Вы будете выполнять всю свою кодировку в приложении Arduino, которое вы можете загрузить на свой компьютер. Фотографии проведут вас через все, что вы должны набрать, чтобы убедиться, что ваши огни будут включаться и выключаться. Я запрограммировал свои огни так, чтобы 3 лампы с левой стороны мигали и затем погасли. Затем 3 индикатора на правой стороне мерцают впоследствии.

Как показано на первой фотографии, вы должны назвать и дать значение вашим источникам света и установить для них правильный номер. В этом случае правому положительному положению присваивается значение 2, а левому положительному положению - значение 11. Затем вам необходимо установить их в качестве выходных данных в разделе «void setup».

Для того, чтобы источники света мерцали, вы должны иметь левое положительное и правое положительное значение как низкое в соответствии с оператором if и digitalWrite. «Остальное» также установлено на низком уровне. Это показано на 2-й фотографии.

Затем вы должны проверить свои источники света, чтобы найти самые высокие и самые низкие цифры, чтобы поместить их в ваш digitalWrite, как показано на 3-ей фотографии. Вы можете изменить эти числа в зависимости от того, насколько быстро или медленно вы хотите, чтобы они мерцали.

Шаг 11: Материал Хвост и Шить Тело


Теперь вы наполните хвост своей начинкой и отложите ее в сторону. Поместите две части тела вашей кошки так, чтобы они были лицом друг к другу. Когда вы смотрите на это, они должны быть лицом к лицу с «неправильным» путем. Используйте свою вышивальную нить, чтобы шить вокруг тела кошки, оставляя два отверстия: вокруг ушей и внизу. Зазор будет использован, чтобы вывернуть кошку наизнанку так, чтобы она теперь смотрела в правильном направлении. Он также будет использоваться для набивки тела.

Шаг 12: Наполните и закончите шить тело


Переверните свою кошку наизнанку, чтобы вы могли теперь правильно видеть лицо. Наполните тело своей кошки начинкой и используйте свою вышивальную нить, чтобы закрыть промежуток в основании кошки.

Шаг 13: добавь ошейник


Используйте горячий клей, чтобы склеить края верхней части коричневого войлока для воротника над огнями, чтобы все ваши схемы теперь были скрыты. Кроме того, горячим клеем свою вышитую "НЕТ" кусок над Lilypad, чтобы скрыть его. Только горячим клеем сверху, чтобы не наносить горячий клей на свой Lilypad.

Шаг 14: добавь хвост


Используя вашу вышивальную нить, пришейте набитый хвост к задней части кошки.

Шаг 15: Поздравляем!


Теперь, когда ваша кошка готова, выключите свет и наблюдайте, как она мерцает!

Таксидермия: между искусством, чудом и ремеслом

Таксидермия – это не про такси. Это про чучела из шкурок животных. Явление в Кузбассе настолько редкое, что профессиональных чучельников во всем регионе можно пересчитать по пальцам одной руки. Один из них – призер чемпионата России Василий Казаков – незадолго до нового года вернулся из Литвы, где находился по приглашению чемпиона мира и Европы Кястуса Бибартаса. Кемеровский мастер рассказал о том, зачем, как и для кого делаются чучела, как далеко шагнула от пыльных музейных волков современная таксидермия и почему в Кузбассе никто не делает чучела домашних питомцев.

Таксидермия: между искусством, чудом и ремеслом

Финишная доводка трофейной головы медведя. Фото: Ирина Соловьева

В защиту таксидермиста

Кто-то при одном слове «чучело» брезгливо фыркает и называет таксидермистов живодерами и патологоанатомами. В этот момент в Кузбассе расстраивается как минимум один таксидермист. «Мы ж ни в чем не виноваты, – с улыбкой признается Василий Казаков. – Никто не убивает животных ради чучела. Это, как правило, охотничьи трофеи или умершие в цирках и зоопарках звери. Нет в нашем деле ничего постыдного и шокирующего».


«Охота на зайца» работа, представленная на чемпионате Европы.

У многих неприятие этой работы связано с мыслью о том, что таксидермисты только и делают, что потрошат трупы животных. Но и это не совсем так. Бывает, иногда мастера просят своих клиентов не трогать головы и лапки животных, нести прямо с ними, потому что редкий охотник и уж тем более человек, в этом деле несведущий, сможет грамотно их обработать, не повредив. Но, как правило, таксидермисты работают с заранее снятыми шкурами, выделывают их, солят, проводят химическую обработку, чтобы они не имели запаха и не «сыпались», а потом натягивают на специальные формы и придают им не только реалистичный, но и завершенный художественный образ.

Мотают на ус… лапу и все тело

Еще одно заблуждение: многие считают, что чучела животных чем-то набивают, как мягкие игрушки. «Мне порой задают такие вопросы – а чего вы в медведя запихали, что он так красиво стоит», – признается Василий. Раньше это мнение было довольно близко к истине. Правда, чучела не набивали, а мотали. На проволочный каркас наматывали стружку. И вот тут есть момент непростой для неподготовленной психики: чтобы поза животного была максимально естественной, мастер сохранял его тушку в холодильнике, а во время работы доставал и всячески крутил перед собой – сгибал лапки в соответствии с выбранной позой и смотрел, как будет реагировать на это скелет и весь мышечный каркас, ведь в момент поворота животного где-то появляются складочки, где-то увеличиваются или уменьшаются объемы. Все это надо измерить и учесть. И не дай бог ошибиться хотя бы на сантиметр. Насмарку может пойти вся кропотливая работа, и в результате от реалистичности и эстетики творения останется лишь уродливое чучело.

В конце 90-х годов в отечественной таксидермии все поменялось, и она перешла на новый этап развития. Теперь шкурки натягивают не на стружку и солому, а на манекены, которые отливаются по форме из специальной пены. Чтобы животное выглядело не «как на паспорт», ему нужно придать динамическую позу. Для этого манекен режется по суставам и складывается, как нужно мастеру.


Этот манекен совсем скоро станет чучелом барсука – идет шлифовка заготовки из пенопропилена.

Часть манекенов кемеровские таксидермисты отливают сами, а формы животных, которых приходится делать нечасто, заказывают в Москве и Санкт-Петербурге. «К примеру, однажды в новокузнецком зоопарке умер кенгуру, а в кемеровском передвижном зоопарке – лев, – рассказал Василий Казаков. – Их привезли к нам. Дикобраз вот у нас лежит сейчас, ждет своего часа. Африка и Австралия к нам попадает редко, поэтому занимать место в мастерской такими манекенами нет смысла».

Сам по себе манекен – зрелище, скажем прямо, страшноватое. Напоминает тушку животного с мышечными рельефами, скользкую и весьма неприглядную. Но зато потом, когда на него натянут шкурку, животное получится максимально реалистичным. Для оживления чучела у таксидермистов есть свои фишки. К примеру, нос живого зверя мокрый, а значит, он должен блестеть. Для придания этого блеска в краску добавляются специальные вещества. Даже глаза животных сохраняют светоотражающий эффект.

«Особенно сложно добиться естественного блеска и окраса при изготовлении чучел рыб, – рассказал наш собеседник.

– Для этого используется полупрозрачная краска-аэрограф с металлическим блеском. Иначе рыба будет выглядеть, как пластиковая игрушка.

Любопытно, что степень этой реалистичности оценивается не только клиентом и зрителем в категориях «верю/не верю» или «нравится/не нравится», но и международным жюри на самых настоящих таксидермических чемпионатах России, Европы и даже мира.

Зависшие во времени

Ощущения на таких чемпионатах можно испытать, мягко говоря, необычные. Как будто жизнь шла своим чередом, но в какой-то момент время остановилось, как в фильме. А зрители вне законов этого времени могут ходить и смотреть на замерших животных, которые через мгновение снова оживут. Кажется, стоит моргнуть – и кабан, подкинувший волка на своих клыках, продолжит борьбу с хищником. Рысь замерла в прыжке, зацепив когтем вспорхнувшего глухаря, а гепард завис в полете над антилопой. А вот два волка набросились на лося – жертва испуганно отстранилась, а хищники вполоборота приготовились к прыжку, одна секунда – и все будет кончено. Время для этих животных остановилось навсегда. Но если зритель забывает об этом, если верит в ее продолжение, переживает целый спектр эмоций и дорисовывает в своем воображении эти картинки, а не шарахается неприязненно от чучел, как от мертвых тел, значит, мастер все сделал правильно.

А вот судьи подходят к оценкам таксидермических работ не с эмоциональной, а с практической точки зрения. Они оценивают не столько уровень художественного воплощения замысла, а то, насколько добротно и качественно сделано само чучело: смотрят обработку шкурки, точность анатомического соответствия. Иногда судьи даже проверяют наличие у животного половых органов и прощупывают каждый пальчик. Вот и получается, что таксидермист одновременно и художник, и ремесленник, и биолог-анатом.

Василий Казаков сегодня – единственный делегат от Кузбасса, участвующий во всероссийских чемпионатах по таксидермии. В 2016 году он стал призером, а в 2017 – чемпионом и призером России в двух номинациях.

Соболь, с которым Василий Казаков участвовал в чемпионате, был подарен космонавту Алексею Леонову, у которого, к слову сказать, собрана целая таксидермическая коллекция. Изделия кемеровских мастеров в качестве статусных подарков разъезжаются не только по Кузбассу и стране, но и далеко за ее пределы – в Италию, Грецию и даже Ватикан.

От мастера к ученику

Так что мастера-таксидермисты в Кузбассе есть. Но, что удивительно, профессии такой официально в нашей стране не существует, более того, этому искусству нигде не учат. Причем не только в Кузбассе, но и в России в целом. Поэтому таксидермисты в основном самоучки. Кто очень хочет, тот всегда найдет и нужные книги, и журналы, и информацию в интернете. А кому везет больше, находят своего мастера. Для Василия Казакова им стал Николай Белоусов, который и завез в 80-х годах таксидермию в наш регион из Алма-Аты. Будучи еще школьником, Николай Ильич попал в таксидермическую мастерскую при Казахском государственном университете к известному мастеру-таксидермисту Эвольду Радионову, который и научил его основам и некоторым секретам таксидермии. Затем Николай Белоусов поступил на биофак в КемГУ и начал делать чучела для кафедры зоологии. Когда их стало неприлично много, родилась идея создать музей, а потом было выделено помещение под первую в Кузбассе таксидермическую мастерскую. Долгое время Николай Ильич вел музейное дело и приобщал студентов к таинству оживления животных и птиц. Мастер мог на занятии собрать птичку с нуля, комментируя процесс. Многие студенты – биологи тогда часами пропадали в мастерской с таксидермистами, в том числе и наш герой, который в 2008 году поступил на биологический факультет КемГУ. А уже через год полноценно включился в работу мастерской. Правда, делом жизни таксидермия для Василия Казакова стала не сразу – после окончания университета он успел отслужить по контракту в отряде специального назначения «Кузбасс», побывать в горячих точках, попробовать себя в рукопашном бое и ММА. Но неожиданно для себя и близких нашел свое предназначение в работе с чучелами животных.


Николай Белоусов, руководитель кемеровской таксидермической мастерской «Медведь» и первооткрыватель таксидермии в Кузбассе.

Тем временем мастерская КемГУ перестала быть нужной университету. Работники мастерской долго не горевали, переехали за город и открыли собственную художественную таксидермическую мастерскую «Медведь», сохранив контакты с музеями области и охотниками. Сейчас их трое. Учитель Николай Белоусов занимается изготовлением чучел птиц и рыб. В зоне ответственности мастера Василия Казакова – млекопитающие. Недавно у мастеров появился помощник Александр Калиночкин. «Александр в свое время пришел в музей на экскурсию, – рассказал Василий, – и заинтересовался. Начинал под нашим руководством с азов – обработки шкур, отливки манекенов. Теперь он может собирать чучела. Мы вместе растем и стараемся повышать свой уровень, ездим по семинарам, которые проходят на чемпионатах. Это единственный шанс в нашем деле получить свежую информацию о новых материалах, методах работы и т.д. В 2017 году на одном из таких чемпионатов я познакомился с литовским мастером, чемпионом мира и Европы Кястусом Бибартасом. Он посмотрел мои работы и пригласил к себе в гости, поучиться. На протяжении двух недель мы работали вместе в одной мастерской. Я делал чучела, а он оценивал, советовал, как можно сделать лучше».


Александр Калиночкин в процессе работы над головой марала. Манекен готов, глаза с рогами на месте – осталось натянуть шкуру и проработать мелкие детали.

Желание клиента не всегда закон

«Чаще всего нам заказывают лис, барсуков и медведей, – рассказал наш собеседник. – Птиц много делаем – глухарей, уток, тетеревов. А вот волка всего выбили, есть только проходящий».

Изготовление таксидермического изделия – процесс длительный и довольно дорогой. Выделка шкуры занимает около месяца, несколько дней уходит на сборку чучела и около двух недель – на его сушку. По стоимости самая дешевая птичка обойдется заказчику в четыре тысячи рублей, рыбы в среднем стоят от десяти тысяч, а медведь в полный рост – от 60 тысяч рублей и выше.

Таксидермист как художник может предложить сюжет композиции, но последнее слово по позе и эмоции животного всегда остается за заказчиком. «Иногда приходит человек, смотрит на спокойного медведя с раскрытой пастью и высказывает недовольство от излишней лояльности свирепого хищника. Мы отбираем фото, видео, считываем животную мимику и делаем из лояльного мишки медведя-агрессора», – рассказал мастер.

А вот изготовление чучел домашних животных для таксидермистов, кемеровских в том числе, – табу. «Периодически поступают звонки от людей, которые хотят сделать чучело из своего домашнего любимца, – признался Василий. – Некоторые подыскивают мастера заблаговременно, еще до смерти стареющего животного. Но мы считаем это негуманным, ведь домашние животные – это почти члены семьи. Да и воссоздать ту эмоцию, которую знает и помнит хозяин, невозможно».

Кузбасские таксидермисты – сторонники натурализма, пробующие себя в области таксидермического арта – росписи по черепам. Ждут своего часа необычные скелетные композиции и даже образцы сложнейшего совмещения чучел с коваными изделиями. А значит, перспективы развития и реалистичного, и авторского, и спортивного направления в кузбасской таксидермии весьма велики.

Читайте также: