Как хоронили кошек в древнем египте

Опубликовано: 15.05.2024

Когда человек начал жить рядом с кошкой, неизвестно. Из разных источников это время составляет многие тысячи лет, однозначного ответа нет. Но точно известно, когда кошки были приручены древними египтянами - случилось это в третьем тысячелетии до нашей эры.

Приручение кошек диктовалось суровыми условиями жизни египтян. Эта страна, на тот период времени, являлась преимущественно аграрной. Возникала огромная проблема с нашествием грызунов, змей и прочих сельскохозяйственных вредителей. Именно для этих целей, древние египтяне возжелали соседства семейства кошачьих. Кроме этого, очень остро стоял вопрос чумы, основным распространителем которой являются крысы. Поэтому соседство людей и кошек было жизненно необходимо.

Кошек, в то время, мог себе позволить только зажиточный и богатый человек. Но очень скоро, в силу своей плодовитости, они размножились и жили практически в каждом доме. Очень скоро за пользу, которую приносили кошки, их стали отождествлять с богами.

И без того любимицы египтян, очень скоро стали охраняться и перешли под опеку религии. Было запрещено ругать питомца за шалости и провинности, за это следовало суровое наказание. Убийство священного животного каралось смертной казнью. Убийцу приносили в жертву, дабы душа убиенного животного попала к богам. Семья убийцы изгонялась, а ее жилище подвергалось сожжению. Кошек хоронили со всеми почестями и регалиями, практически как фараонов. Им воздвигались склепы и памятники.

Изображения кошек присутствуют на всех письменах древних египтян. Именно из того времени, зародилась традиция первой в дом пускать кошку. Египтяне свято верили, что это животное отгоняет злых духов и исцеляет болезни. Недаром больше половины египетских богов имеют голову большой кошки.

 Бастет - богиня любви и плодородия

Отдельного внимания заслуживают представители мужского рода семейства кошачьих. Котов мог завести только представитель высшей знати. Ведь самец - это продолжатель рода. Для скрещивания особей отбирались самые достойные. Кот жил в доме в отдельном помещении, к нему до конца жизни был приставлен слуга. Рацион сильного пола кошачьих приравнивался к пиршеству фараонов. Существовали специальные лекари и «шаманы», которые занимались излечением больных животных. Помет питомцев собирался и высушивался. Из него изготавливались всевозможные снадобья и зелья, которые охотно употреблялись египтянами в качестве лекарств и микстур.

 Кошка в Египте и ее слуги

Самая знаменитая скульптура обожествляющая кошку — это сфинкс. Бытует поверье, что изначально это был склеп, где хоронили кошек богатых вельмож и фараонов. Останки кошачьих находят в пирамидах и местах захоронения важных персон и по сей день. Как правило, места захоронения священных животных осыпаны золотом и множеством украшений.

 Скульптура Сфинкса

 Египетская мумия кошки

В нынешнее время египтяне позабыли наставление предков. Кошка по-прежнему является священным животным, однако ее больше не боготворят и не оберегают. Праздно расхаживающих бездомных животных, можно наблюдать в этой стране на каждом углу. Держать питомца в своем доме, более не считается необходимостью, современные нравы диктуют свои неумолимые устои. Приютов и прочих организаций в этой стране нет. Все бездомные животные предоставлены сами себе. Но нужно отметить, что каждый гражданин считает своим долгом позаботиться о тех кошках, которые обитают в непосредственной близости от его места жительства. Поэтому священные животные чувствуют себя вольготно. Ведь, как известно, кошка гуляет сама по себе.

Совсем недавно мы рассказывали о том, что в Египте было сделано самое крупное за последнее столетие археологическое открытие. Дело в том, что местным археологам удалось найти как минимум 30 мумий, которые не были тронуты разбойниками. Эта находка может рассказать нам очень многое о жизни древних египтян, но знаете ли вы, что тысячи лет назад на родине фараонов мумифицировали даже кошек? Правда, вскрыть внутренности таких мумий практически невозможно из-за их хрупкости, однако недавно французским ученым все-таки удалось взглянуть во внутренности бальзамированного тела животного. В этом им помогли рентгеновские снимки и технология 3D-моделирования.


Примерно так и выглядит большинство мумий кошек

По данным французского издания Le Figaro, изученная мумия кошки была найдена в начале XX века и хранилась в Музее изобразительных искусств города Ренн. Годами ранее ученым удалось только рассчитать примерный возраст мумифицированного животного — тело было подвергнуто бальзамированию около 2,5 тысячи лет назад. Однако узнать, в каком именно виде сохранилось тело под древними слоями бинта, ученым все никак не удавалось.

Как мумифицировали кошек?

Так как развязать слои тысячелетних повязок было крайне опасно из-за риска повреждения внутренностей, исследователи решили прибегнуть к помощи высоких технологий. Сначала они просканировали мумию при помощи рентгена и выяснили, что именно скрывается за слоями бинтов. На основе полученных данных ученые создали 3D-модели внутренностей кошачьей мумии и распечатали полупрозрачную модель бальзамированного тела.


Мумия кошки из музея изобразительных искусств

К удивлению исследователей, внутри мумифицированной фигуры не было кошачьего черепа — вместо него древние египтяне поместили шарик из ткани. Также внутри отсутствовали позвонки и кости ребер, но зато были пять задних лап и три хвоста. Впрочем, ученые затем поделились, что некоторые мумии кошек вовсе не содержат в себе скелета. Возможно, некоторые части животных использовались для какого-либо ритуала, а все остальные фрагменты тела оставались внутри мумифицированных фигурок.

Почему египтяне поклонялись кошкам?

Многим из нас еще со школьных времен известно, что в Древнем Египте кошки пользовались огромным уважением. Дело в том, что в те времена эти пушистые создания ассоциировались со множеством богов. Например, богиня веселья и радости Баст часто изображалась с головой кошки. Именно когда между этой богиней и кошками возникло равенство, пушистых созданий и начали мумифицировать.


Внутренности мумии древнеегипетской кошки

Кошки были настолько почитаемыми, что при ее смерти члены семьи в знак скорби сбривали себе брови. Также древнегреческий историк Геродот писал, что при пожарах люди иногда входили в горящие дома чтобы убедиться, что внутри не остались кошки.

Впрочем, со временем интерес к кошкам в Египте постепенно начал угасать. Они остались жить в некоторых домах в качестве питомцев, но поклоняться им и жертвовать своими жизнями во имя их здоровья уже мало кто хотел. А причиной потери интереса к этим животным стал императорский указ, подписанный в 390 году.


Трехмерная модель мумифицированной кошки

Напоследок хочется добавить, что о месте кошек в жизни древних египтян можно узнать в бельгийском документальном фильме «Кошки Египта. От божества до убожества» 2004 года. Там как раз рассказывается об их культовом статусе и причинах становления обычными домашними питомцами.


Свободное общение и обсуждение материалов




Не так давно ученые использовали ДНК одного из древнейших английский скелетов (10 000 лет), чтобы выяснить, как выглядели первые жители Британии. Впрочем, ДН…


В ходе 14-дневной экспедиции ученые обнаружили 20 новых видов животных. 🐸🐍 Все они обитают на территории Боливии, а именно в долине Зонго, который является изолированным от всего остального мира местом. Среди этих созданий оказались весьма интересные животные, о которых точно стоит рассказать.


Мало кто знает, но японская компания Sony начала свою историю на поприще видеоигр с того, что помогала Nintendo разработать дисковый привод для их консоли Su…

Расположенная на пересечении Африки, Азии и Европы, земля Египта включает в себя горячие, песчаные пустыни, пересекающиеся извилистыми ходами Нила, который держит свой путь в Средиземное море. Древние египтяне оставили огромное наследие, которое помогает нам понять множество интересных аспектов их жизни и культуры, одним из которых является своеобразное отношение к кошкам.

Кошек в Древнем Египте называли “Mau”, и с самого начала это животное занимало особое место в качестве защитника зерновых культур в стране, так как кошки убивали грызунов и змей. Благодаря этому кошки стали рассматриваться в качестве защитников и как результат, были одомашнены. Более того, сравнения ДНК показывают, что многие виды современных кошек являются потомками египетских.

Божественная роль кошек в Древнем Египте. Кот, Древний Египет, Длиннопост

Древние египтяне восхищались дружелюбными, игривыми и интеллектуальными чертами кошек. Существует достаточно исторических и археологических доказательств того, что кошка была неотъемлемой частью обычной древнеегипетской семьи.

Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший в Древний Египет, упомянул в одном из своих путешествий важность домашних кошек. Геродот писал, что в Древнем Египте любимая кошка считалась другом и членом семьи. Когда кошка умирала, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь.

В пустыне на окраине города Бени Хасан в 1888 году египетский фермер наткнулся на захоронение нескольких тысяч кошек. Их тела были искусственно мумифицированы, что говорит о трепетном отношении к ним со стороны хозяев.

Некоторые древние боги и богини изображены в виде больших кошек. В облике домашней кошки была представлена богиня Бастет. Все кошки считались ее проявлением, а сама Бастет изображалась в виде молодой женщины с кошачьей головой. По той причине, что домашние кошки были известны своим таинственным и скрытным характером, а также способностью видеть в темноте, Бастет и все ее земные проявления стали ассоциироваться с царством мертвых.

Божественная роль кошек в Древнем Египте. Кот, Древний Египет, Длиннопост

Согласно Геродоту, популяции кошек вокруг храмов города Бубастис были настолько большими, что их регулярно приносили в жертву богине, а тела мумифицировали и продавали паломникам в качестве реликвий. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, ее погребали с игрушками, любимыми ею при жизни и даже с мумиями мышей. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный в том числе и золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенные саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э).

Кошки стали очень важным и общим священным символом, стали появляться на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний.

Древнее египетское законодательство запрещало убийство кошек, за исключением, конечно, когда это делалось для жертвенных целей. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищени собственности фараона. Более того, когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

С кошками связана любопытная история, по которой (согласно историку Птолемею), в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они были хорошо видны (по другой версии кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога вплоть до завоевания страны греками.

Вершины своей земной славы кошки достигли, несомненно, в Египте. В эпоху Среднего царства, при XI-XVII династиях (2040-1785 гг. до н. э.) , жрецы заботились о них как о храмовых животных. Одним из центров «кошкопоклонников» был Город Солнца, из греческих источников известный нам как Гелиополис. Не редкостью там было изображение бога Солнца Ра в кошачьем облике. Огромная статуя кошки в этом городе была техническим уникумом. Она расширяла и сужала зрачки в зависимости от положения солнца; одновременно это были и часы: каждый час божественное животное выпускало фонтанчик воды.. .

Но основным центром культа кошек, расцвет которого относится к XXII династии (950-800 гг. до н. э.) , стал город Бубастис в Нижнем Египте. Именно здесь и в Бени-Хасане найдены древнейшие захоронения кошек, и не отдельные, а целые кладбища. Владычицей Бубастиса и покровительницей кошек была богиня Баст (Бастет).. .


Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой. В левой руке у нее было зеркало (или корзина) , а в правой – музыкальный инструмент систрум . Как правило, она была облачена в одеяние зеленого цвета. .

Вообще кошка была наиболее чтимым в Древнем Египте животным. Преступления против кошек карались смертью. Часто атрибутом женщины-Баст была эгида с головой кошки. Так была подтверждено представление о связи кошки с идеей женственности, и поныне сохранившееся в культуре многих народов. Но образ кошки – «младшего родственника» льва – обнаруживает также связь с идеей царственности. Кошка-Баст и богини-львицы Тефнут и Сехмет, почитавшиеся как Око Ра, имеют много общего, а иногда и вообще смешиваются в древнеегипетской культуре: Баст иногда могла изображаться и с головой львицы. В связи с этим Баст также приобрела функции солнечного Ока. Баст отождествлялась и с богинями неба – Мут, Хатор, Пахт; а позже она выступает и как ипостась Исиды – Лунной богини и Великой Матери.

Кошачий культ в Древнем Египте принял крайние формы.. .
В церемонии бальзамирования и погребения тел кошек принимали участие все члены семьи, по этому поводу совершались регулярные паломничества в Бубастис. Траурная процессия много дней спускалась вниз по течению Нила до этого места, чтобы захоронить набальзамированную кошку. Все скорбящие в знак траура сбривали себе брови. Даже для самой бедной семьи было бы позором не похоронить свою кошку согласно обычаям, поэтому они отдавали последнее, чтобы совершить паломничество в Бубастис, где специальные жрецы совершали церемонию захоронения. Обряд начинался с жертвоприношения богине Баст, чье золотое изображение – Кошка – стояло в центре храмового комплекса. Огромное количество людей, собравшихся из различных областей Египта, стекалось затем к кладбищу, чтобы под руководством жрецов захоронить мумию с соблюдением множества ритуалов. В могилу кошки клали драгоценные кушанья и игрушки. .


Истоки содружества человеки и кошки теряются в песке египетских пустынь. Среди иероглифических надписей в пирамидах – гробницах фараонов V и VI династий (ок. 2700 г. до н. э. ) – встречаются уже и иероглифы со значением «кошка» . Названия кошки в Древнем Египте, по-видимому, были звукоподражаниями – «МАУ» или «МИУ» . Первые изображения кошек в Египте датированы примерно 1800 г. до н. э. , а древнейшие захоронения – концом XV – началом XIV вв. до н. э. Многовековую давность имеют изображения домашней кошки из Иерихона. При раскопках в Анатолии (Турция, близ селения Хацилар) обнаружились статуэтки женщин, занятых кормлением кошек и игрой с ними (6-е тысячелетие до н. э.) . Древнейшие наскальные рисунки этих зверей найдены в Иордании, есть сведения о содержании кошек в Месопотамии (3-е тысячелетие до н. э.

В 30 километрах к югу от Каира, рядом с поселением Саккара находится один из некрополей Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н. э. ) — Мемфиса. Уже в конце XX века на востоке Саккары археологи нашли огромный кошачий некрополь у подножия холма, на котором в эпоху Нового царства стоял храм богини Бастет, женщины с головой кошки. Весь ансамбль получил название Бубастион — в переводе с греческого "Святилище Бастет".
Изучая вырубленные в скалах гробницы вельмож Нового царства, ученые обнаружили множество скелетов и мумий кошек. Начиная с XI века и вплоть до греко-римкого периода (332 год до н. э. — 395 год) , в катакомбах Бубастиона были погребены десятки тысяч животных.
Древние егопитяне любили и почитали кошек — об этом говорят многочисленные папирусы и росписи на стенах гробниц. Как и другие священные животные — напрмер, соколы, ибисы, крокодилы, — кошки выступали посредниками между богом и людьми. Египтяне видели в кошке воплощение богини Бастет (греки называли ее Бубастис) .
Изображали богиню в виде женщины с головой кошки, вокруг которой резвятся котята. В руках Бастет держит музыкальный инструмент систр. Иногда ее отождествляли с другими богинями-львицами — богиней влаги Тефнут, богиней войны и палящего солнца Сехмет и богиней неба Хатор. .

Среди останков кошек встречаются два вида животных — дикий камышовый кот и одомашненная степная кошка. Археологи собрали данные и о возрасте животных, во многих случаях удалось определить и причину смерти.
Большинство найденных скелетов принадлежат котятам не старше 6 месяцев. Есть среди них молодые коты в возрасте от полутора до года. Более двух третей животных были убиты — кому-то размозжили череп, других задушили.
В Древнем Египте только жрецы могли принести в жертву кошку. Остальным египтянам за подобное преступление грозила смертная казнь.
Кошек в Бубастионе находят в двух позах. Одни напоминают кеглю — лапы и хвост у них сложены вдоль тела. Другие вытянули лапы, а иногда и хвост, в стороны. Может быть, мумии относятся к разным эпохам? Или у них разное предназначение? Археологам еще предстоит выяснить этот вопрос.
Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличаются от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мирони отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками.
Археологам также попалось несколько ложных мумий — пустые или неполные коконы, в которых лежит пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую "второсортную" мумию, египтянин тем не менее имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.
Не исключено, что хитрые жрецы намеренно наживались на торговле фальшивками. Мумии пользовались большим спросом, и, наверное, животных не всегда хватало. Храмовые работники просто не успевали вырастить нужное количество кошек для мумификации. Вот и прибегали к таким маленьким уловкам. Главное — себе не в убыток.


Они живут рядом с нами уже более 10 тысяч лет и до сих пор остаются самыми таинственными и загадочными существами.

На протяжении веков к семейству кошачьих относились по-разному. Им приписывали сверхъестественные и мистические свойства, которые часто пугали и отталкивали суеверных граждан, доходя порой до кровопролития.


Но в истории было время, которое кошки, если бы могли говорить, смело бы назвали золотым — в прямом и переносном смысле.

Речь идет, конечно же, о Древнем Египте, где грациозных животных буквально обожествляли. Их увековечивали на папирусе и плитах гробниц. На эти цели не жалели никаких средств и драгоценных металлов.


Образ кошки был тесно связан с понятиями добра, любви, плодородия, материнства и защитной силы. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек и молились, чтобы боги послали им столько же детей, сколько котят изображено на их амулетах.

Богиня домашнего очага

Недалеко от дельты Нила в городе Бубастис находился религиозный центр богини-кошки Бастет. Она была дочерью верховных богов Осириса и Изиды и занимала особое место в египетской мифологии.


Богиню домашнего очага, олицетворявшую солнечный и лунный свет, часто изображали как женщину с кошачьей головой.

Дети носили амулеты с изображением Бастет, чтобы богиня защищала их от болезней и укусов скорпионов. В отдельных случаях, им даже делали татуировки с изображением кошки.

Но Бастет была не единственной богиней в кошачьем обличье. В древнеегипетской Книге мертвых можно встретить изображение Великого Мату – светлого кота, спасающего людей от змея Апопа, олицетворяющего хаос и зло.


Мумификация

Древнеегипетские кошки напоминали современных представительниц абиссинской породы. Они были среднего размера, худощавыми, рыжеватого окраса. Сегодня мы знаем об этом благодаря кошачьим мумиям, которых нашли археологи.


Смерть кошки была настоящей трагедией для любой египетской семьи. Траур по умершему животному длился около 70 дней, а члены семьи в это время брили головы и брови в знак утраты.

Умерших животных оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и бальзамировали. Чтобы домашние любимицы «хорошо себя чувствовали» в загробном мире, к ним в могилу клали игрушки, с которыми те любили играть при жизни.


Мумия помещалась в известняковый или деревянный саркофаг, иногда украшенный золотом, если животное обитало в доме богача.

Страсти по кошачьим

Культ кошки однажды сыграл с египтянами злую шутку. Персидский царь Камбиз II, зная о священном статусе животного, использовал запрещенный прием при осады пограничного города Пелузия в 525 году до н. э.

Армия персов, по рассказам греческих историков, не могла захватить укрепленный город, и пошла на хитрость. Камбиз велел каждому солдату нести кошку в качестве живого щита.


Фараон Псамметих III не мог отдать приказ атаковать, ведь от копий и стрел могли пострадать невинные кошки. Египтяне сдались без боя, а персидский царь Камбиз основал 27-ю династию, завоевав Египет.

Товарно-кошачьи отношения

На берегах Нила кошек приручили за тысячу лет до распространения в других странах. Египтяне сами всячески препятствовали тому, чтобы кошек вывозили, ведь это значило, что животных отняли у фараона — за это преступление грозила смертная казнь.

Зная о ценности египетских кошек, финикийские торговцы, рискуя жизнью, похищали и продавали животных в другие страны. Египетские путешественники, зная об этой нечистоплотности в товарных делах, покупали и выкрадывали кошек, если видели их в чужих краях.


Но настолько влиятельный и заразительный культ кошек не мог слишком долго оставаться в стороне. Статуэтки, амулеты и музыкальные инструменты с изображением кошек были найдены в Тулузе (Франция), а на территории Великобритании археологи обнаружили массовые захоронения кошек.

Около 1500 года до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму и Китай, но кошка оставалась редким зверем вплоть до начала нашего тысячелетия.

Читайте также: