Как относились к кошкам на руси

Опубликовано: 26.03.2024

На Руси кошка оценивалась как 3–4 коровы. Кошка защищала дом и хозяина на физическом и астральном уровне. Любимице Велеса было позволено всё. А убивший кота или кошку мог лишиться удачи на долгие 7 лет.

Доподлинно не известно когда кошки появились на Руси. Одни утверждают, что их привезли лишь в VII - X веке нашей эры. Другие считают, что кошки были верными спутниками славян задолго до начала отсчёта современного календаря. Вторая версия вероятно ближе к истине, ведь многие поверья о кошках напрямую связаны с язычеством.

Кошка (кот) на Руси считалась чистым животным. Усатым любимцам всегда позволялось многое, ведь обидеть кота, значит обидеть домового. Славяне верили, что кошки могут видеть и жить одновременно в нескольких мирах. Они были связующим звеном между миром живых, миром мёртвых, и миром потусторонних сущностей.

Россия, природа, берёзы, фото https://pixabay.com/ru/

Кот — это живой оберег от сглаза, тёмных сущностей, несчастий, хворей. Считалось что животное оберегает от зла не только хозяина, но и жилище, домашнюю скотину. Кошки — особо почитались русским народом. Они были хранителями домашнего очага. Выгнать кота (кошку) из двора, согласно верованиям тех времён, приводило к разладу и скандалам в семье. По этой причине, на Руси никогда не прогоняли из дома даже чужих котов, если он пришёл, значит именно тут на него возложена некая важная миссия. Четвероногим любимцам причисляли дружбу с домовым. Отсюда и пошла традиция, актуальная по сей день, когда первую в новым дом запускают именно кошку. А вот человек, по злому умыслу забравший жизнь у кота, по поверьям лишался удачи на 7 лет, мог утратить здоровья, потерять рассудок.

Кот, фото https://pixabay.com/ru/

Во времена язычества кошка стоила как 3–4 коровы. Плата за неё осуществлялась, как правила серебром, наиболее благородным и чистым из металлов. В Древней Руси кошки не были так сильно распространены, как в наше время, и это ещё одна причина их высокой стоимости. Ведь помимо мистических качеств, кошку ценили и за вполне реальные поступки. Животное истребляло грызунов, тем самым помогая сохранять урожай от вездесущих вредителей. Также кошки успешно противостояли змеям, которые в те времена нередко проникали в дома и хозяйственные постройки крестьян.

https://pixabay.com/ru/

Ещё несколько интересных фактов и поверий о кошках:

  • Покровителем кошек считался языческий Бог Велес.
  • Кошка — единственное животное, которому было позволено заходить в святилища, церкви.
  • Как мужчина относится к кошкам, так и будет относиться к своей жене.
  • Без кошки не изба.
  • Трёхцветная кошка приносит максимум счастья в дом.

Коты умеют успокаивать и убаюкивать детей, защищать от болезней и напастей злых духов.

Некоторые удивительные свойства кошек сегодня подтверждены научными исследованиями. Так вибрации, которые исходят от кошек во время мурлыканья, действительно благотворно влияют на состояние здоровья человека. А умение кошек интуитивно предчувствовать различные катаклизмы, пожары, стихийные бедствия, на самом деле способно спасти внимательного хозяина и его имущество от надвигающийся беды.

В отличие от Европы, кошки на Руси никогда не попадали в опалу. Славяне всегда относились к кошкам с почтением и трепетом.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, и берегите своих кошек.

Э кзотический товар в дохристианскую эпоху и единственное животное в православном храме, охранник картинных галерей и персонаж русского фольклора. Вспоминаем, как кошки появились на Руси и стали «служить» в монастырях, царских дворцах и даже на городских рынках.

Кот на вес серебра


Первых кошек мореходы привезли на Русь еще в дохристианскую эпоху. Экзотические звери были ценным товаром: стоимость кота вплоть до XV века была сопоставима с ценностью здорового пахотного животного — вола. За кошку платили гривнами — серебряными слитками в 205 граммов. Если убил чужое животное, случайно или злонамеренно, приходилось платить ее хозяину компенсацию — одну гривну и здоровое животное взамен убитого.

Единственное животное в храме


В католических странах средневековой Европы кошек считали приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и сжигали их на кострах. В православных же странах к ним относились с точностью до наоборот. На Руси кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей можно было заходить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священников на долгие годы.

Портрет царского кота


Прижились кошки и при дворе. Они жили в царских покоях, с некоторых даже писали портреты. В 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет кота царя Алексея Михайловича. В Эрмитаже хранится гравюра, которую выполнил с этого рисунка чешский художник Вацлав Холлар. Долгое время считалось, что она создана во времена Ивана Грозного, однако это опроверг коллекционер и историк искусства Дмитрий Ровинский. В 1884 году он описал гравюру в своей книге «Материалы для русской иконографии»: «Лист этот очень редок. Чижев видел в Дрездене экземпляр этого кота, без года, обрезанный снизу, а потому и приписал его Царю Иоанну Грозному; Снегирев повторил эту ошибку в своих Лубочных Картинках».

Для охраны амбаров и устрашения мышей


Сын Алексея Михайловича Петр I считал котов животными, которые могут приносить пользу. В одном из указов он повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Любимого кота Петра I звали Василием. Царь взял его в 1724 году из дома голландского купца, который торговал на Вологде, — Петр Великий часто бывал у него в гостях.

Коты-крысоловы из Казани


Кошачью кампанию против вредителей продолжила императрица Елизавета Петровна. В 1745 году государыня приказала прислать специально для Зимнего дворца 30 кладеных (кастрированных) котов-крысоловов. Котов привезли из Казани: считалось, что казанские коты — искусные охотники на грызунов.

  • Домашние животные российских императоров
  • Книжные памятники России: от «Апостола» до первой рекламы
  • 5 историй любви известных художников

Охранники картинных галерей


Екатерина Великая кошек недолюбливала, однако без них было не обойтись. Императрица не только не изжила котов из Эрмитажа, но и придала им новый статус «охранников картинных галерей». Императрица повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет». В «комнатные» брали тех, что хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой — в основном это были кошки породы русская голубая.

Коты в русских пословицах


К концу XVIII века кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они жили не только при церквях и в домах богатых людей, но и в избах крестьян. Это отразилось и в фольклоре. В 1853 году русский естествоиспытатель, писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа» — кошки упоминались в 75 из них.

«Вроде спорта — у кого кот толще»


В городах кошки «работали» в основном на рынках. Им жилось вольготно и сыто. Журналист Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали ценных хранителей товара. Им даже разрешали сидеть на прилавках в перерыве между охотой на грызунов.

Кошки блокадного Ленинграда


В годы блокады почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Поэтому в городе быстро размножились крысы. В апреле 1943 года в Ленинград завезли 5 тысяч дымчатых котов из Ярославля, а потом еще эшелон котов из Сибири. Советский писатель Леонид Пантелеев в блокадном дневнике записал: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей». Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а сторож зарабатывал 120 рублей. Четырехлапых бойцов отправили в музеи и подвалы уцелевших жилых домов. Через некоторое время они очистили город от грызунов.

Кот как достопримечательность


Коты до сих пор «работают» в Эрмитаже — не в выставочных залах, но во дворах и подвалах. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, если приезжаешь в Петербург.


Современному человеку трудно поверить в то, что еще тысячу лет тому назад домашних кошек на Руси практически не существовало. Это теперь бытует пословица: «Без кота – дом сирота». Но, в древние времена кошки настолько были редкостны, что их стоимость приравнивалась стоимости трех коров или стаду баранов. Хотя были и животные, которые ценились наравне с кошками. Об этих и многих других интересных фактах из жизни домашних питомцев - далее, в нашем обзоре.

Кот Алабрыс. Лубок, конец 17 в.

По предположению историков первых одомашненных пушистых зверьков в Россию начали завозить мореплаватели. Миграция кошек началась очень медленно, вначале с южной ее части, а потом постепенно распространилась на север и восток. По результатам раскопок, на территории современных русских городов Пскова и Ярославля, а также некоторых прибалтийских городов первые кошки появились к VI-VII векам, а к VII-IX столетию кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Иван Билибин. Пир у царя Салтана. 1904.

Кошка, появившаяся в русских землях еще до принятия христианства, почиталась как священное животное, сопровождавшее языческого бога Велеса. После принятия православной веры языческое божество заменили покровителем скота - святым Власием. Именно поэтому, кличка Васька стала самым распространенным именем для кота.

Кошка в православном храме

Борис Кустодиев. Московский трактир. 1916.

Так исторически сложилось, что Католическая церковь в Средневековье объявила кошек исчадьем ада, приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и призвала массово истреблять их, сжигая на кострах. А вот православные священнослужители сразу прониклись к «коткам» (именно так в старину называли кошек) и взяли под свою защиту.

Главной причиной такого покровительства было то, что пушистые зверьки охраняли съестные запасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в православные церкви. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для входа кошек.

Кошка – дорогой экзотический товар на вес серебра

К. Маковский. Разговоры по хозяйству.

Разумеется, что в самом начале "заселения" русских земель, кошки в жилищах простых смертных не водились вовсе, так как эти экзотические животные были им попросту не по карману. Их могли позволить себе царские семьи и очень зажиточные люди. Так, в патриархальной Москве кошка считалась ценным имуществом и непременным атрибутом благополучия и достатка в доме.

Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей.

Так, все же, сколько на самом деле стоила кошка в старину? Заглянув в историческую летопись, можно прочесть официальные записи, которые гласят, что стоило это существо громадных денег. До наших времен дошел уникальный документ, сделанный в XIV столетии, где была точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, и другого домашнего скота. Этот своеобразный исторический указ назван «Правосудьем митрополичьим», и является одним из древнейших, где кошка впервые была упомянута как домашний зверь.

К. Маковский. Утренний чай.1891.

В документе речь шла о денежных штрафах, предполагаемых за хищение домашних животных. Разумеется, что величина штрафа в полной мере зависела от ценности украденного животного и косвенно определяла его стоимость: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна».

Павел Федотов. Сватовство майора. 1848–1849. Государственная Третьяковская галерея.

В старину гривна приравнивалась слитку серебра массой 205 граммов, а кун составлял 50-ю часть гривны. Таким образом, кошка, оцененная в три гривны, приравнивалась к незаменимому в хозяйстве волу, а также собаке. К слову, в три гривны оценивались три резвых молодых скакуна, целое стадо баранов или же три коровы. А вот, чтобы заработать 3 гривны, даже при очень высоком жаловании, положенном князем Ярославом строителям древнего киевского храма, надо было трудиться, не разгибая спины около двух месяцев.

Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886.

Что любопытно, кошку в старину могли не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого народа имелось предостаточно. На редкостного зверя смотрели косо, так как был слишком подвижным и любознательным, с вредоносными и бесовскими повадками. Кошки шныряли по чужим погребам, чуланам да птичникам, пытаясь урвать лакомый кусок. Поэтому бедный люд считал, что от них исходит зло, и разумеется, совершенно не было грехом отплатить пронырам той же монетой.

Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха за чаем.

Тем не менее, кошка была в то время такой редкостью, что за ее кражу взимался огромный штраф, превышающий тот, который полагался за кражу коровы. За случайное или намеренное убийство чужой кошки кроме выплаты штрафа в одну гривну преступник был обязан приобрести потерпевшему другую кошку.

Именно из-за своей дороговизны, первоначально кошка, как редкостная невидаль и полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Но постепенно, зверь диковинный стал заселять и в дома победнее.

Царские коты

Портрет кота царя Алексея Михайловича. / Кот Петра Великого - Васька.

Разумеется, прижились кошки и при императорских дворцах, кладовые помещения которых также очень страдали от грызунов. Жили они и в царских покоях, а с некоторых любимцев даже писали портреты. Так, в 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет любимого кота царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого. В Эрмитаже и по сей день хранится гравюра, которую выполнил с графического рисунка чешский художник Вацлав Холлар.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 .

У Петра I был также любимый кот по кличке Василий. В 1724 году царь взял его у одного голландского купца. Царь, сразу же оценив пользу, приносимую этими животными, тут же издал указ: «Иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения».

А императрица Елизавета Петровна в 1745 году приказала казанскому губернатору доставить из Казани специально для Зимнего дворца 30 котов лучших пород и человека, который ухаживал бы за ними. В то время считалось, что казанские зверьки - лучшие крысоловы.

Николай Тархов. Кошки у окна. 1909.

А вот Екатерина II, хотя и не особо жаловала кошек, возложила на них еще более важную миссию: они стали хранителями картинных галерей, ведь от грызунов страдали не только кладовые со съестными припасами, но и произведения искусства, написанные маслом. Именно с того времени коты в Эрмитаже прижились и стали знамениты не менее, чем шедевры живописи или скульптуры.

Николай Бодаревский. Любимчик. 1905. Частное собрание.

А также императрица, придав животным новый статус, повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет» . К «комнатным» относились избранные, которые хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой. В основном к таковым относились кошки породы русская голубая.

Кошка - хозяйка в крестьянских избах, на рынках и любимый персонаж народного фольклора

Горохов Иван Лаврентьевич (1863-1934). В крестьянской избе.

И лишь концу XVIII столетия кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они хозяйничали не только при церквях, дворцах и домах богачей, но и массово появились в избах крестьян.

Кирилл Лемох, Утро в швейцарской, 1874г.

В городах кошки также "были при деле". "Работая" в основном на рынках, им жилось достаточно вольготно и сыто. Так, литератор Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали и гордились своими охранниками товара. Сытым, огромным котам даже разрешалось сидеть на прилавках. А между самими торговцами это было вроде состязания — у кого кот толще.

Иван Крамской. Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской). 1882 год.

Именно с того времени полюбившиеся всем ценные животные стали не только персонажами русского народного фольклора и литературы, а также значимыми образами изобразительного искусства. И что любопытно, когда в 1853 году русский писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа», выяснилось, что кошки упомянуты в нем 75 пословицах.

Павел Федотов. Офицер и денщик. 1850 год.

Как коты Ленинград спасли

Мало кто знает, но после снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной, кошки буквально спасли город от нашествия крыс. В блокадное время почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Вследствие чего город быстро наводнили крысы, что привело к ужасающим последствиям. Советский литератор Леонид Пантелеев в блокадном дневнике сделал запись: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей» . Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а зарплата сторожа составляла 120 рублей.

Николай Ярошенко (1846-1898), Женщина с кошкой.

В апреле 1943 года, после снятия блокады, правительством было принято экстренное решение - в Ленинград завезти пять тысяч дымчатых котов из Ярославля, а немногим позже - эшелон котов из Сибири. "Мяукающая дивизия" четырехлапых бойцов была распределена по музеям, подвалам и уцелевшим жилым домам города. Через некоторое время Северная столица, благодаря кошкам, была очищена от грызунов.

Богданов-Бельский Н. П. (1868-1945). Женский портрет.

К слову сказать, коты до сих пор состоят на "службе" при Питерском Эрмитаже, охраняя подвалы и запасники, где хранятся художественные экспонаты. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, приезжая Петербург.

Зинаида Серебрякова, Портрет Наташи Лансере с кошкой.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, давая интервью «Литературной газете» в 2014 году, отметил: «Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». И они действительно это заслужили.

Вот так, постепенно кошка в России стала хранительницей дома, приобретя славу вещуньи будущего и проводницы в потусторонний мир.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кошка на Руси

Кот Казанской, ум астраханской, разум сибирской. Лубок. Россия. XVIII век
Иллюстрация: ru.wikipedia.org

Есть очень много книг о породах кошек, о том, как ухаживать за ними, правильно кормить, и даже о лечебном воздействии кошек на людей. Но сложно найти книги, рассказывающие о распространении этих хвостатых в нашей стране (именно в России, а не где-нибудь в Африке или на Ближнем Востоке). Большинство людей считает, что кошки у нас были испокон веков. Как в детском мультфильме – вышла из дикого леса дикая тварь. Всегда имея их под рукой, мы не привыкли – или перестали – смотреть на это существо как на некий духовный символ. Так посмотреть умел Чехов. Когда во время своей поездки на Сахалин А.П.Чехов обходил на острове ссыльных и вникал в их тяжелую жизнь, его поразил неустроенный, временный быт поселенцев. «Там чувствуется, - писал Чехов, - отсутствие чего-то важного; нет деда и бабки, нет старых образов и дедовской мебели, стало быть, хозяйству недостает прошлого, традиций. Нет красного угла, или он очень беден и тускл, без лампады и украшений, - нет обычаев; нет кошки…». Как видно, среди примет духовной жизни писатель числит и присутствие в ней кошки. Недаром же, у наших предков в ходу было выражение: «Без кота – дом сирота».

Давно уже домашняя кошка обитает в наших краях. Наиболее ранние сведения о ней дают археологические находки.

Приведу данные Всеволода Карпова «Трактат не только о кошке» (Ежегодник «На суше и на море», 1987). На территории бывшего СССР самые древние останки домашней кошки найдены в Армении, при раскопках развалин древней урартской крепости VII века до н.э. Тейшебаини. В одном из винных сосудов был обнаружен скелет кошки – возможно, погналась за мышкой и угодила в пустой кувшин. Также останки древней кошки были найдены в развалинах античного города Ольвии в Северном Причерноморье. Археологи датируют найденные кошачьи косточки VI веком до н.э. Появление самых первых экземпляров домашней кошки именно в Урарту и Ольвии закономерно. В тех местах оживленно торговали с соседними странами, с греческими колониями, и даже с Египтом, т.е. были накатанные дороги для проникновения домашней кошки на новые земли. Позднее, на рубеже старой и новой эры, домашние кошки появляются в других античных городах Северного Причерноморья – Танаисе, Нимфее, Фанагории и др. Как видно, кошки предпочитают жить в больших и богатых городах. В селениях никаких следов кошек не обнаружено. Скифы тоже знавали кошек, хоть и в единичных экземплярах.

В начале нашей эры путь от берегов Черного моря в суровые северные земли будущих российских городов был не очень гладким, а кошачье поголовье не отличалось изобилием, поэтому мода на кошек продвигалась на север медленно. Во II-V веках н.э. археологи отмечают появление домашней кошки в трех поселениях, существовавших на территории Одесской, Черкасской и Кировоградской областей. В каждом из этих поселений найдено по одной кошачьей особи. Не подумайте, что археологи плохо работают. Просто, очень уж редким было в те времена это существо. В VI-VII веках кошка появляется в лесных краях – останки ее найдены при раскопках вблизи Ярославля, а также в древнем Пскове. Затем в VII-IX веках, кошка попадает в Старую Ладогу, в тот же период она была известна в Среднем Поволжье, а в X-XIII веках – в землях Древней Руси. Археологические находки ее отмечены в Новгороде, старой Рязани, Москве, Киеве. А вот в древнерусском охотничьем городе Гродно, скрытом дремучими лесами с изобилием дикого зверя, домашняя кошка не была известна вплоть до XIII века. Интересные находки сделаны при раскопках погребений X-XI веков в Ярославском Поволжье. Ученые вскрыли там около 600 курганов, из которых 200 выделялись одной особенностью – в них найдены останки жертвенных животных. И только в двух курганах из 200 найдены кошачьи кости, причем оба раза это были женские погребения.

Любопытные раскопки относятся к разорению Киева татаро-монголами в 1240 году, когда город сгорел. В первом случае, когда возник пожар, в доме никого не было, но взаперти осталась кошка, а хозяйка кошки – девочка, не забыла о своей любимице и попыталась спасти ее, но погибла под обвалившимся горящим зданием. Во втором случае останки кошки найдены у большого деревянного ларя с россыпью горелых зерен разных злаков на полу – там хранились запасы хлеба. То есть кошка погибла «на службе».

Сколько же стоила кошка? Сугубо официальные записи Московской Руси говорят о том, что кошка представляла в былые времена ценное имущество. И стоила она громадных денег. До нас дошел замечательный документ XIV века, в котором точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, и других домашних животных. Это своеобразный свод законов, который историки называют «Правосудье митрополичье». Он является одним из древнейших исторических документов на Руси, в котором упомянута кошка как домашний зверь. Она появляется в статье, определяющей наказание – денежный штраф – за хищение домашних животных. Естественно, что величина штрафа зависела от ценности украденного животного и косвенно говорила о его стоимости: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». В те времена, гривна – это слиток серебра массой 205 граммов, куна – 50-я часть гривны. Таким образом, кошка оценивалась в три гривны – так же, как и незаменимый в хозяйстве вол. Кошка приравнивалась к трем резвым скакунам или к целому стаду баранов! 1 кошка=3 коровы. Одна лишь собака ценилась столь же высоко. Чтобы заработать 3 гривны, даже при сказочном жалованье, положенном князем Ярославом строителям древней киевской церкви, надо было трудиться, не разгибая спины два месяца.

К XIV веку кошка стала заметным деловым животным. Первыми оценили кошку в этом качестве святые отцы и, дабы пресечь участившиеся хищения ценного зверя, поставили его под защиту подходящей статьи церковного свода законов. Но и тогда еще кошачье поголовье на Руси было невелико. Кошку в те времена могли не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого люда имелось немало. На редкостное создание смотрели косо. Кошка – животное подвижное и любознательное, с вредоносными и бесовскими повадками, шныряет по чужим погребам, чуланам да птичникам, а владеют ею лишь богатые. Всё зло от них, так не грех и отплатить им.

Естественно, что такой дорогой предмет был не по средствам даже зажиточным людям, не говоря уже о бедняках. Поэтому, первоначально кошка, как редкостная невидаль и полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Но постепенно, зверь диковинный стал «просачиваться» и в круги победнее, т.е. широкое распространение кошек на Руси началось лишь с XIV века.

132

Экзотический товар в дохристианскую эпоху и единственное животное в православном храме, охранник картинных галерей и персонаж русского фольклора.

Вспоминаем, как кошки появились на Руси и стали «служить» в монастырях, царских дворцах и даже на городских рынках.

Кот на вес серебра

Кошки на Руси

Первых кошек мореходы привезли на Русь еще в дохристианскую эпоху. Экзотические звери были ценным товаром: стоимость кота вплоть до XV века была сопоставима с ценностью здорового пахотного животного — вола. За кошку платили гривнами — серебряными слитками в 205 граммов. Если убил чужое животное, случайно или злонамеренно, приходилось платить ее хозяину компенсацию — одну гривну и здоровое животное взамен убитого.

Кошки на Руси

«Аще кто собаку оубьетъ ли кошку, вины гривна, а собаку в собаки место, а кошка в кошки место».
Сборник законов «Метрополичье правосудие», XIII век

Единственное животное в храме

Кошки на Руси

В католических странах средневековой Европы кошек считали приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и сжигали их на кострах. Кошки на Руси
В православных же странах к ним относились с точностью до наоборот. На Руси кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей можно было заходить в храм. Кошки на Руси
К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священников на долгие годы.Кошки на Руси
Кошки на Руси

Портрет царского кота

Кошки на Руси

Прижились кошки и при дворе. Они жили в царских покоях, с некоторых даже писали портреты. В 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет кота царя Алексея Михайловича. В Эрмитаже хранится гравюра, которую выполнил с этого рисунка чешский художник Вацлав Холлар. Долгое время считалось, что она создана во времена Ивана Грозного, однако это опроверг коллекционер и историк искусства Дмитрий Ровинский. В 1884 году он описал гравюру в своей книге «Материалы для русской иконографии»: «Лист этот очень редок. Чижев видел в Дрездене экземпляр этого кота, без года, обрезанный снизу, а потому и приписал его Царю Иоанну Грозному; Снегирев повторил эту ошибку в своих Лубочных Картинках».

Для охраны амбаров и устрашения мышей

Кошки на Руси

Кошки на Руси

Сын Алексея Михайловича Петр I считал котов животными, которые могут приносить пользу. В одном из указов он повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Любимого кота Петра I звали Василием. Царь взял его в 1724 году из дома голландского купца, который торговал на Вологде, — Петр Великий часто бывал у него в гостях.

Коты-крысоловы из Казани

Кошки на Руси

Кошачью кампанию против вредителей продолжила императрица Елизавета Петровна. В 1745 году государыня приказала прислать специально для Зимнего дворца 30 кладеных (кастрированных) котов-крысоловов. Котов привезли из Казани: считалось, что казанские коты — искусные охотники на грызунов.

«. Cыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества. И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам. »
«Указ о высылке ко двору котов», 1745 год

Охранники картонных галерей.

Кошки на Руси

Екатерина Великая кошек недолюбливала, однако без них было не обойтись. Императрица не только не изжила котов из Эрмитажа, но и придала им новый статус «охранников картинных галерей». Императрица повелела: «. разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет». В «комнатные» брали тех, что хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой — в основном это были кошки породы русская голубая.

Коты в русских пословицах

Кошки на Руси

Кошки на Руси

К концу XVIII века кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они жили не только при церквях и в домах богатых людей, но и в избах крестьян. Это отразилось и в фольклоре. В 1853 году русский естествоиспытатель, писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа» — кошки упоминались в 75 из них.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Доведется ж и коту с печи соскочить
.
Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить.
Собака крох подстольных, а кошка пролитого молока ждет.
Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать.
Он, как кошка, все на ноги падает.

1

И, кстати, их любили изображать живописцы.Кошки на Руси
Борис Михайлович Кустодиев Купчиха за чаем Кошки на Руси
Иван Крамской. Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской) Кошки на Руси
К. Маковский. Разговоры по хозяйству Кошки на Руси

Кошки на Руси

К. Маковский. Утренний чай.Б. Кустодиев Масленница

Кошки блокадного Ленинграда

Кошки на Руси

Кот как достопримечательность.

Кошки на Руси

Эрмитажные коты были непременным атрибутом Зимнего дворца с самой его постройки. Коты обитали в Эрмитаже и в период войны с Наполеоном, и после революции, и при советской власти, но во время блокады Ленинграда погибли, и Зимний буквально кишел крысами. После войны в Ленинград было привезено пять тысяч котов, часть которых попала в Эрмитаж. Вскоре крысы исчезли. Британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список самых необычных мировых достопримечательностей.Кошки на Руси
Коты до сих пор «работают» в Эрмитаже — не в выставочных залах, но во дворах и подвалах. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, если приезжаешь в Петербург.Кошки на Руси
«Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. „Лишних“ котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта».
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «Литературная газета», 2014 годКошки на Руси
Очень редко, но случается, что обитателей музейных подвалов становится больше, чем требуется для охраны народного достояния. (Контрольная цифра - 60, - тогда всем хватает рабрты и территории.) Кошки на Руси
Кошки на Руси
Кошки на Руси
Кошки на Руси
И тогда сотрудники Эрмитажа проводят специальную акцию - раздают петербуржцам часть своих легендарных котов. Однако стать обладателем эрмитажного кота совсем непросто - сотрудники музея изучают кандидатуры потенциальных хозяев и отдают животных только в надежные руки. Но если вы действительно любите котов и умеете за ними ухаживать, то вполне можете попытать счастья.

Кошки на Руси

Ну и последнее. Когда искала материалы про кошек нашла, что во многих городах есть кладбища для домашних питомцев. Я не знаю как к этому относиться, а что думаете вы?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: