Как сделать мумию из кошки

Опубликовано: 07.05.2024

Совсем недавно мы рассказывали о том, что в Египте было сделано самое крупное за последнее столетие археологическое открытие. Дело в том, что местным археологам удалось найти как минимум 30 мумий, которые не были тронуты разбойниками. Эта находка может рассказать нам очень многое о жизни древних египтян, но знаете ли вы, что тысячи лет назад на родине фараонов мумифицировали даже кошек? Правда, вскрыть внутренности таких мумий практически невозможно из-за их хрупкости, однако недавно французским ученым все-таки удалось взглянуть во внутренности бальзамированного тела животного. В этом им помогли рентгеновские снимки и технология 3D-моделирования.


Примерно так и выглядит большинство мумий кошек

По данным французского издания Le Figaro, изученная мумия кошки была найдена в начале XX века и хранилась в Музее изобразительных искусств города Ренн. Годами ранее ученым удалось только рассчитать примерный возраст мумифицированного животного — тело было подвергнуто бальзамированию около 2,5 тысячи лет назад. Однако узнать, в каком именно виде сохранилось тело под древними слоями бинта, ученым все никак не удавалось.

Как мумифицировали кошек?

Так как развязать слои тысячелетних повязок было крайне опасно из-за риска повреждения внутренностей, исследователи решили прибегнуть к помощи высоких технологий. Сначала они просканировали мумию при помощи рентгена и выяснили, что именно скрывается за слоями бинтов. На основе полученных данных ученые создали 3D-модели внутренностей кошачьей мумии и распечатали полупрозрачную модель бальзамированного тела.


Мумия кошки из музея изобразительных искусств

К удивлению исследователей, внутри мумифицированной фигуры не было кошачьего черепа — вместо него древние египтяне поместили шарик из ткани. Также внутри отсутствовали позвонки и кости ребер, но зато были пять задних лап и три хвоста. Впрочем, ученые затем поделились, что некоторые мумии кошек вовсе не содержат в себе скелета. Возможно, некоторые части животных использовались для какого-либо ритуала, а все остальные фрагменты тела оставались внутри мумифицированных фигурок.

Почему египтяне поклонялись кошкам?

Многим из нас еще со школьных времен известно, что в Древнем Египте кошки пользовались огромным уважением. Дело в том, что в те времена эти пушистые создания ассоциировались со множеством богов. Например, богиня веселья и радости Баст часто изображалась с головой кошки. Именно когда между этой богиней и кошками возникло равенство, пушистых созданий и начали мумифицировать.


Внутренности мумии древнеегипетской кошки

Кошки были настолько почитаемыми, что при ее смерти члены семьи в знак скорби сбривали себе брови. Также древнегреческий историк Геродот писал, что при пожарах люди иногда входили в горящие дома чтобы убедиться, что внутри не остались кошки.

Впрочем, со временем интерес к кошкам в Египте постепенно начал угасать. Они остались жить в некоторых домах в качестве питомцев, но поклоняться им и жертвовать своими жизнями во имя их здоровья уже мало кто хотел. А причиной потери интереса к этим животным стал императорский указ, подписанный в 390 году.


Трехмерная модель мумифицированной кошки

Напоследок хочется добавить, что о месте кошек в жизни древних египтян можно узнать в бельгийском документальном фильме «Кошки Египта. От божества до убожества» 2004 года. Там как раз рассказывается об их культовом статусе и причинах становления обычными домашними питомцами.


Свободное общение и обсуждение материалов




Ученые прочитали 300-летнее письмо, к которому боялись притрагиваться около 100 лет. 📩 Любое прикосновение могло повредить хрупкую бумагу, поэтому они провели его через сканер, используемый в стоматологии. Письмо было написано неким Жаком Сеннаком. Что же он писал?


Акулы 🦈 считаются одними из самых опасных хищников на Земле, даже люди не решаются подбираться к ним. Но каких животных боятся сами акулы? Оказывается, такие есть — и от одного только вида этих созданий бегут мурашки.


На языке пилотов «страйк» — вовсе не лучший удар, который можно сделать в боулинге. Как правило, этим словом в авиации обозначают столкновение птиц с самолет…

Расположенная на пересечении Африки, Азии и Европы, земля Египта включает в себя горячие, песчаные пустыни, пересекающиеся извилистыми ходами Нила, который держит свой путь в Средиземное море. Древние египтяне оставили огромное наследие, которое помогает нам понять множество интересных аспектов их жизни и культуры, одним из которых является своеобразное отношение к кошкам.

Кошек в Древнем Египте называли “Mau”, и с самого начала это животное занимало особое место в качестве защитника зерновых культур в стране, так как кошки убивали грызунов и змей. Благодаря этому кошки стали рассматриваться в качестве защитников и как результат, были одомашнены. Более того, сравнения ДНК показывают, что многие виды современных кошек являются потомками египетских.

Божественная роль кошек в Древнем Египте. Кот, Древний Египет, Длиннопост

Древние египтяне восхищались дружелюбными, игривыми и интеллектуальными чертами кошек. Существует достаточно исторических и археологических доказательств того, что кошка была неотъемлемой частью обычной древнеегипетской семьи.

Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший в Древний Египет, упомянул в одном из своих путешествий важность домашних кошек. Геродот писал, что в Древнем Египте любимая кошка считалась другом и членом семьи. Когда кошка умирала, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь.

В пустыне на окраине города Бени Хасан в 1888 году египетский фермер наткнулся на захоронение нескольких тысяч кошек. Их тела были искусственно мумифицированы, что говорит о трепетном отношении к ним со стороны хозяев.

Некоторые древние боги и богини изображены в виде больших кошек. В облике домашней кошки была представлена богиня Бастет. Все кошки считались ее проявлением, а сама Бастет изображалась в виде молодой женщины с кошачьей головой. По той причине, что домашние кошки были известны своим таинственным и скрытным характером, а также способностью видеть в темноте, Бастет и все ее земные проявления стали ассоциироваться с царством мертвых.

Божественная роль кошек в Древнем Египте. Кот, Древний Египет, Длиннопост

Согласно Геродоту, популяции кошек вокруг храмов города Бубастис были настолько большими, что их регулярно приносили в жертву богине, а тела мумифицировали и продавали паломникам в качестве реликвий. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, ее погребали с игрушками, любимыми ею при жизни и даже с мумиями мышей. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный в том числе и золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенные саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э).

Кошки стали очень важным и общим священным символом, стали появляться на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний.

Древнее египетское законодательство запрещало убийство кошек, за исключением, конечно, когда это делалось для жертвенных целей. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищени собственности фараона. Более того, когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

С кошками связана любопытная история, по которой (согласно историку Птолемею), в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они были хорошо видны (по другой версии кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога вплоть до завоевания страны греками.


Они живут рядом с нами уже более 10 тысяч лет и до сих пор остаются самыми таинственными и загадочными существами.

На протяжении веков к семейству кошачьих относились по-разному. Им приписывали сверхъестественные и мистические свойства, которые часто пугали и отталкивали суеверных граждан, доходя порой до кровопролития.


Но в истории было время, которое кошки, если бы могли говорить, смело бы назвали золотым — в прямом и переносном смысле.

Речь идет, конечно же, о Древнем Египте, где грациозных животных буквально обожествляли. Их увековечивали на папирусе и плитах гробниц. На эти цели не жалели никаких средств и драгоценных металлов.


Образ кошки был тесно связан с понятиями добра, любви, плодородия, материнства и защитной силы. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек и молились, чтобы боги послали им столько же детей, сколько котят изображено на их амулетах.

Богиня домашнего очага

Недалеко от дельты Нила в городе Бубастис находился религиозный центр богини-кошки Бастет. Она была дочерью верховных богов Осириса и Изиды и занимала особое место в египетской мифологии.


Богиню домашнего очага, олицетворявшую солнечный и лунный свет, часто изображали как женщину с кошачьей головой.

Дети носили амулеты с изображением Бастет, чтобы богиня защищала их от болезней и укусов скорпионов. В отдельных случаях, им даже делали татуировки с изображением кошки.

Но Бастет была не единственной богиней в кошачьем обличье. В древнеегипетской Книге мертвых можно встретить изображение Великого Мату – светлого кота, спасающего людей от змея Апопа, олицетворяющего хаос и зло.


Мумификация

Древнеегипетские кошки напоминали современных представительниц абиссинской породы. Они были среднего размера, худощавыми, рыжеватого окраса. Сегодня мы знаем об этом благодаря кошачьим мумиям, которых нашли археологи.


Смерть кошки была настоящей трагедией для любой египетской семьи. Траур по умершему животному длился около 70 дней, а члены семьи в это время брили головы и брови в знак утраты.

Умерших животных оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и бальзамировали. Чтобы домашние любимицы «хорошо себя чувствовали» в загробном мире, к ним в могилу клали игрушки, с которыми те любили играть при жизни.


Мумия помещалась в известняковый или деревянный саркофаг, иногда украшенный золотом, если животное обитало в доме богача.

Страсти по кошачьим

Культ кошки однажды сыграл с египтянами злую шутку. Персидский царь Камбиз II, зная о священном статусе животного, использовал запрещенный прием при осады пограничного города Пелузия в 525 году до н. э.

Армия персов, по рассказам греческих историков, не могла захватить укрепленный город, и пошла на хитрость. Камбиз велел каждому солдату нести кошку в качестве живого щита.


Фараон Псамметих III не мог отдать приказ атаковать, ведь от копий и стрел могли пострадать невинные кошки. Египтяне сдались без боя, а персидский царь Камбиз основал 27-ю династию, завоевав Египет.

Товарно-кошачьи отношения

На берегах Нила кошек приручили за тысячу лет до распространения в других странах. Египтяне сами всячески препятствовали тому, чтобы кошек вывозили, ведь это значило, что животных отняли у фараона — за это преступление грозила смертная казнь.

Зная о ценности египетских кошек, финикийские торговцы, рискуя жизнью, похищали и продавали животных в другие страны. Египетские путешественники, зная об этой нечистоплотности в товарных делах, покупали и выкрадывали кошек, если видели их в чужих краях.


Но настолько влиятельный и заразительный культ кошек не мог слишком долго оставаться в стороне. Статуэтки, амулеты и музыкальные инструменты с изображением кошек были найдены в Тулузе (Франция), а на территории Великобритании археологи обнаружили массовые захоронения кошек.

Около 1500 года до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму и Китай, но кошка оставалась редким зверем вплоть до начала нашего тысячелетия.


Запах весны.

Благодаря своей сообразительности и изобретательности, ловкости и хитрости это удивительное существо кардинально отличается от всех других животных, поэтому и попало не только в мифологию разных народов мира, в литературу и изобразительное искусство. Кошка в наши дни является любимым объектом для многих фотографов.

Очарованье.

В сегодняшнем обзоре мы представим нашему читателю целую фото-галерею очаровательных весенних котов и кошечек, расскажем несколько любопытных фактов из их истории, а также о том, как чествуют это удивительное животное в наши дни в разных странах мира.

Очаровашки.

Немного из глубин истории

Любопытным фактом является то, что на протяжении многих веков считалось: первыми, кто приручил этих удивительно грациозных животных, были древние египтяне, жившие около 2000 лет до нашей эры. Веками они поклонялись и боготворили кошек, возведя их в ранг священных. Однако последние исследования показали, что изначально дикие кошки были одомашнены людьми, населяющими Ближний Восток (современная Турция) около 10 веков тому назад. Следовательно, "кошачье завоевание" Восточной Европы началось около 6500 лет тому назад, через территорию современной Болгарии, Румынии и Греции.

Кошки в Древнем Египте

Абиссинская кошка.

Но, невзирая ни на что, самый высокий культ у кошек за всю историю развития был, безусловно, в Древнем Египте. Археологами были найдены мумии кошек, которые были захоронены вместе с фараонами в их гробницах. Кошек, живущих при дворцах, увешивали драгоценностями, приносили им дары, их почитали наравне с богами. Когда животное, проживавшее во дворце, умирало, то в стране объявляли траур на 70 дней. И даже сам фараон должен был обрезать брови в знак скорби, почтения и уважения к кошке.

Египет и кошки.

А если случалось так, что кто-то случайно убил кошку, с ним сразу же расправлялись, зачастую также предавая смерти. Убить кошку в ту эпоху было очень страшным преступлением и смертным грехом. Задокументированы даже случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри не осталось ни одной кошки. И это лишний раз доказывает, с какой любовью и глубоким почтением относились к этим животным в Древнем Египте.

К слову сказать, самого высочайшего религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры.

Его далеким предкам поклонялись словно богам.

Спросите, за что эти животные были удостоены такой высокой чести, какова была заслуга кошек перед древнеегипетской цивилизацией и, что сделало их такими важными и неприкосновенными? Да все банально просто: по утверждению ученых историков египтянам, хотя безмерно и нравилась грациозность, игривость и беззаботность этих существ, однако в первую очередь, они были благодарны кошкам за охоту на змей, грызунов (в особенности на крыс, переносящих чуму и другие заболевания), что было залогом сохранности запасов пшеницы. Одним словом - древние египтяне заводили кошек в своем доме, спасая свой урожай от грызунов, тем самым обеспечивая себе безбедное существование.

 Не достанешь.

А еще кошкам приписывали связь с темным потусторонним миром, используя их в предсказании будущего и определении воли богов. Кошка в этом отношении считалась особым вещим животным, за поведением которой внимательно наблюдали и по определенным приметам судили о предстоящих событиях.

Разумеется, в суевериях и поверьях, пришедших из глубины веков, безусловно, была и остается немалая доля истины, ибо кошка, как никакое другое животное, чувствует всевозможные перемены - как к хорошему, так и к худому.

Яблони в цвету.

Со временем, когда кошек стали олицетворять с египетской богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать, а также оказывать глубокие почести. Однако в 390 году уже нашей эры нашелся смельчак, который официальным императорским указом запретил культ кошек. В результате чего фанатическое их почитание, безмерная любовь и интерес стали потихоньку угасать. Но, египтяне, безусловно, сохранили теплое отношение к этим существам и по нынешний день.

Судьба кошек в Средневековье

 Красавец в черной шубке.

Со временем в европейских странах люди также поняли, насколько ценны такие помощники как кошки в борьбе за сохранность урожая от прожорливых вредителей. Таким образом, интересы человека и кошки совпали. И они, в конце концов, подружились.

Тем не менее, спустя столетия, у некоторых европейских народов сложилось неоднозначное отношение к кошкам. Так, в средние века в некоторых католических странах Европы кошек стали панически бояться, считая их злом и воплощением нечистой силы. Особенно европейцы опасались черных котов и кошек, так как те считались помощниками дьявола. Их заживо сжигали на кострах или выбрасывали с высоких башен колоколен. Такое массовое уничтожение несчастных животных в Средневековье привело к эпидемии чумы, разносчиками которой являлись грызуны. Тогда людям пришлось заплатить большую цену, расплачиваясь за вероломство по отношению к кошкам.

На охоту.

В православных же государствах к этим существам относились с точностью до наоборот. На Руси, к примеру, кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей дозволено было входить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священнослужителей на долгие годы.

Когда отмечается День кошки

Однако прошли века, а кошки, невзирая на то, что давным-давно утратили свой божественный статус, пользуются огромной популярностью и любовью у человечества всего мира.

Блаженство.

К слову сказать, последних несколько десятилетий различные общественные организации в разных станах добились введения в календарь для своих котиков неофициального праздника. Так, Международным Днём кошек почти два десятка лет является 8 августа. Его инициатором стал в 2002 году Международный фонд Animal Welfare. Помимо этого некоторые страны отмечают этот праздник и в совершенно другие числа календаря, обосновав выбор даты по-своему.

Все вижу.

Так, Италия празднует день черного кота 17 ноября. Именно - "черного", так как пытается загладить свою вину перед котами за инквизицию, которая постигла пушистиков в темное Средневековье. В Соединенных Штатах Америки этот день отмечается 29 октября. Национальный день кошки там начали отмечать с 2005 года при поддержке Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными.

Не простудиться бы.

В Японии день признания заслуг кошек отмечается 22 февраля. Это связано с тем, что на японском языке мяуканье кошки передаётся как «нян-нян-нян». «Нян» также может означать «два», а «два-два-два» можно расценить как 22 февраля. В этот день в Токио проводится фестиваль дня кошек, где кошки выигрывают призы за самое уникальное поведение. Праздник проводится с 1987 года, с инициативы исполнительного комитета по вопросу кошек совместно с организацией по производству кормов для домашних животных.

Витает в воздухе любовь.

В Польше день кота празднуется 17 февраля. Участники праздника играют с шерстяными клубками и в кульминации все оказываются обмотанными разноцветными нитками. Каждые три года во второе воскресенье мая, в Бельгии, в городе Ипр, проводится кошачий парад.

На завалинке пригрелась почитай, что вся семья.

А вот в России этот день приходится на первый день первого весеннего месяца - 1 марта. Согласно вековым традициям март считается "кошачьим" месяцем. Не зря же говорят: "мартовский кот". Впервые день кошек в России был организован Московским музеем кошки и редакцией журнала и газеты «Кот и пес» в 2004 году.

Пока не вернулись аисты.

Нужно также отметить, что еще Петр Первый в одном из своих указов повелел: «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Но это уже совершенно другая история, и о ней мы расскажем в следующем нашем обзоре.

Зачем нужна маска Анубиса и сосуды из алебастра? Почему мозг нужно вынуть, а сердце нельзя вынимать ни в коем случае? Как правильно провести обертывание? Ответы на эти и другие вопросы — в увлекательной инструкции от древнеегипетских мумификаторов

Древнеегипетский мумификатор (hery seshta) — это одновременно танато­практик, патолого­ана­том и хранитель ритуала. Роль эта невероятно почет­ная: не случайно hery seshta переводится как «мастер таинства». Для выпол­нения проце­ду­ры бальзамирования требовалось не только знание анатомии, но и понимание того, как устроен важнейший ритуал в жизни каждого чело­века — переход в загробный мир. Успеш­ность этого перехода зависела от мно­­гих факторов, но одним из главных считалась правильная сохран­ность телесной оболочки, ведь в загробном мире дух должен узнать себя и воссоединиться с телом. Процедура бальзамирования разнилась в зави­симости от финан­сового положения усопшего. В «Истории» Геродот описы­вает три процедуры разной степени дороговизны — бальзамирование начи­налось только после того, как родственники выбирали одну из трех опций. Самым дешевым и прос­тым способом мумифицирования было влить в брюш­ную полость умер­шего сок редьки, чтобы очистить кишки, а потом положить тело на 70 дней в натровый щелок, чтобы высушить. По истечении этого срока мумию возвращали родным — как правило, бедным крестьянам.

Второй способ стоил дороже и включал в себя больше этапов. В задний проход вставлялась специальная трубка, в которую заливалось кедровое масло, промывающее брюшную полость. После этого тело на несколько дней погружали в натровый щелок. Потом бальзамировщики выкачивали масло из кишечника. Вместе с ним выходили разложенные внутренности и желу­док. Высушенное тело — кожу и кости — возвращали родным.

Третья — самая дорогостоящая процедура, предназначенная для древне­египетской элиты, — требовала куда больше усилий и навыков. Эта инструк­ция, составленная из наблюдений Геродота и других древних историков, поможет провести ритуал правильно.

1. Соберите профессиональную команду. Вам понадобятся не только подма­стерья и персонал для очищения тела, извлечения органов и перевязки, но еще и жрец Осириса (hery heb), который прочитает заклинания и проведет духов­ную часть ритуала.

2. Наденьте маску Анубиса. Управляя процессом мумификации, вы испол­няете роль бога Анубиса — его легко узнать по голове собаки или шакала. Анубис как ответственный за погребение заведовал мумификацией самого бога Осириса, убитого и зверски расчлененного своим братом, злобным богом ярости Сетом. После того как тело Осириса было собрано по кусочкам и готово к мумификации, Сет несколько раз пытался его похитить, чтобы лишить Оси­риса шанса на вечную жизнь. Но Анубис каждый раз догонял и наказывал Сета, спасая мумию. Благодаря его профессионализму Осирис совершил удачный переход в загробный мир и возглавил его. С тех пор ведущие мумификаторы во время ритуалов надевают маску Анубиса.


Анубис с мумией. Фрагмент росписи саркофага. I век до нашей эры — I век Martin von Wagner Museum

3. Подготовьте тело к процедурам. Начните с омовения. Прикажите своим помощникам занести тело под отдельно стоящий тент (ibw). Здесь покойного нужно вымыть — для этого можно использовать раствор с карбонатом натрия, который в больших количествах содержится в озерах в дельте Нила. Постарай­тесь поторопиться: тело разлагается быстро. Все готово? Покойника можно перенести в зал бальзамирования (wabet).

4. Выньте мозг. Древние египтяне были невысокого мнения о мозге и не счи­тали этот орган необходимым для успешного существования в загробном мире — по их мнению, думали люди сердцем. Возьмите длинный железный крюк и просуньте через ноздрю в череп. Поводите крюком взад-вперед, чтобы максимально разжижить материю. Часть мозга удастся извлечь при помощи крюка, остальное вытечет само через ноздри — для этого тело нужно перевер­нуть на живот.


Мумия королевы Ахмос-Инхапи, дочери фараона Яхмоса المتحف المصري‎ / Египетский национальный музей, Каир

5. Извлеките другие ненужные органы. Теперь очередь желудка, кишечника, легких и печени. Сделайте надрез на левом боку и попросите помощников вы­нуть все лишнее. Как следует промойте полость пальмовым вином со специя­ми. После этого заполните ее ароматизаторами: особенно хороши мирра и корица, которые не только помогут сохранить тело, но и придадут будущей мумии приятный запах. Чтобы добавить объем и предотвратить тление, можно заполнить полость кусками ткани, пропитанной солью.

6. Положите извлеченные органы в сосуды из алебастра. Желудок, кишеч­ник, легкие и печень нужно высушить, завернуть в ткань, пропитанную смо­ла­ми, и сложить в четыре алебастровых сосуда — их называют канопи­чес­кими Термин «канопические сосуды» ввели в обиход антиквары и ранние египтологи в XIX веке. Греки писали, что в городе Кано­пус почитали божество в форме вазы с чело­веческой головой. Так и возникло название для ритуальных сосудов с головами людей и животных. Считается, что первым предна­значение сосудов понял один из осно­вате­лей египтологии Жан-Франсуа Шампольон в 1812 году. . Крышка каждой канопы соответствует одному из сыновей бога Гора. Желудок пойдет в вазу бога Дуамутефа с головой шакала, легкие — в сосуд с головой бога Хапи, которого изображали в виде обезьяны, для кишечника предусмо­трен сосуд с соколом, олицетворяющим бога Кебехсенуфа. Наконец, печень отправится в сосуд бога Амсета с человеческой головой. Печень пользо­валась особой привилегией: считалось, что она отвечает за эмоции и эмпатию. Потом все четыре сосуда покойник заберет с собой в загробный мир.


Канопы из гробницы Аафенмута. Около 712–664 годов до нашей эры The Metropolitan Museum of Art

7. Не трогайте сердце! Любой профессионал мумификации знает, что сердце должно остаться в теле. Этот орган играет важнейшую роль в процессе пере­хода — в частности, без него нельзя пройти суд Осириса, описанный в Книге мертвых процесс над душами умерших. Перед тем как решить, куда отправить покойного, Анубис и Тот взвешивают его сердце. На другую чашу весов кладет­ся перо Маат, богини справедливости, порядка и баланса. Если перевешивает перо, душа покойного, воссоединенная с телом, обретает бессмертие и начи­нает вести райскую жизнь рядом с богами. Если сердце — его сожрет Амат, чудовище с головой крокодила, торсом леопарда и лапами гиппопотама.


Суд Осириса над мертвым Хунефером. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum

8. Погрузите тело в натровый щелок. 40 дней достаточно, чтобы оно как следует засохло.

9. Проведите процедуру обертывания. Для этого вам понадобится много льняной ткани, смола, амулеты и профессиональный чтец заклинаний, ведь каждый круг обертывания сопровождается специальными молитвами. В ткань также нужно будет завернуть амулеты, папирусы с заклинаниями и все ценные вещи покойного, заранее переданные его родственниками С Тутанхамоном, например, завернули кинжал, лезвие которого было выплавлено из упавшего на землю метеорита. . Разогрейте смо­лу: она выполняет функцию клея. Начинайте обертывание с ног, но не по от­дельности, а в один бандаж.


Мумия фараона Рамзеса VI в саркофаге المتحف المصري‎ / Египетский национальный музей, Каир

10. Постарайтесь уложиться в семьдесят дней. В разных источниках встречаются разные сроки. Геродот советует держать тело в щелоке 70 дней, вероятно отводя на все остальные процедуры считаные дни. По другой вер­сии, только на обертывание уйдет 15 дней, поэтому засушка займет меньше. Главное, иметь в виду, что вся процедура от начала и до конца не должна значительно превышать 70 дней. Впрочем, объяснения, откуда берется именно такой срок, древние авторы не дают.


Церемония открывания рта мумии. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum

11. Передайте тело родственникам. Они уже сами организуют погребальную маску, саркофаги и торжественное прощание с открыванием рта мумии — ритуалом перед погребением, возвращающим умершему возможность гово­рить и есть в загробном мире. Ваша же работа на этом завершена.

Читайте также: