Как у нашего кота ноты для скрипки

Опубликовано: 02.05.2024

Начальный курс игры на скрипке

Предлагаемый Курс предназначен для учащихся подготовительного и первого скрипичного классов детской музыкальной школы. Стимулом к ее созданию послужили глубокие качественные изменения, происходящие в методике преподавания, связанные с общим развитием музыкальной педагогики и с внедрением в педагогическую практику данных советской психологии и физиологии, в значительной степени расширивших наши представления о процессах, происходящих в человеческом организме. Именно это заставило пересмотреть ряд «привычных» педагогических приемов.

Начальный курс игры на скрипке

СОДЕРЖАНИЕ

Методическая часть . 3

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

1. Осенний дождичек. Музыка Т. Захарьиной. 11
2. Барашеньки. Украинская народная песня. 11
3. Красная коровка. Украинская народная песня. 11
4. Как у нашего кота. 12
5. Петушок. 12
6. Мы со скрипкой друзья. Музыка Л. Сигал. 13
7. Андрей-воробей. Русская народная песня. 13
8. Козочка. 14
9. Песенка моя. Музыка Л. Сигал. 14
10. Пастушок. 15
11. Четыре струны. 15
12. Вальс куклы. Музыка Я. Кепитиса. 16
13. Зарядка. 17
14. Колыбельная. 18
15. Лиса по лесу ходила. Русская народная песня. Обработка Т. Попатенко 19
16. Сорока. Русская народная песня. 20
17. Прогоним курицу. Чешская народная песня. Обработка Ан. Александрова 20
18. Часы. Музыка Е. Тиличеевой. 21
19. Скок, скок, поскок. Русская народная песня. 22
20. Ворон. Русская народная песня. Обработка Е. Тиличеевой. 22
21. Две тетери. Русская народная песня. Обработка В. Агафонникова . 23
22. Перекличка. Музыка В. Введенского. 24
23. А я по лугу гуляла. Русская народная песня. 25
24. Летел жук. Украинская народная песня. 25
25. Вежливый вальс (отрывок). Музыка Д. Кабалевского. 26
26. Савка и Гришка. Белорусская народная песня. 27
27. Пастушья песня. Музыка В. Моцарта . 27
28. Во саду ли, в огороде. Русская народная песня. 28
29. Два цыпленка. Литовская народная песня. 28
30. Ай-я, жу-жу. Латышская народная песня. Обработка В. Шипулина . 29
31. Добрый мельник. Литовская народная песня. 30
32. Цирковые собачки. Музыка Е. Тиличеевой. 30
33. Горошина. Музыка А. Карасевой. 31
34. Грибы. Обработка П. Чайковского. 31
35. Во поле береза стояла. Русская народная песня. Обработка П. Чайковского 32
36. По улице мостовой. Русская народная песня. Обработка К. Вильбоа 33
37. Гусята. Немецкая народная песня. Обработка Т. Попатенко . . 33
38. Сурок. Музыка Л. Бетховена. 34

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ

39. Машенька-Маша. Музыка С. Невельштейн. Обработка В. Герчик . 36
40. Качели. Музыка Е. Тиличеевой. 37
41. Киска. Музыка Викт. Калинникова. 37
42. Наша песенка простая. Музыка Ан. Александрова. 38
43. Пчелы мои. Русская народная песня. Обработка Ю. Кочурова . 39
44. Танцевать два Миши вышли. Польская народная песня. Обработка В. Сибирского . 40
45. Два кота. Польская народная песня. Обработка В. Сибирского 41
46. Баю-баю. Русская народная песня. Обработка М. Раухвергера . .42
47. Сапожник. Чешская народная песня. Обработка Ан. Александрова 43
48. Хохлатка. Немецкая народная песня. Обработка Ю. Черепнина . 44
49. Спи, малыш. Английская народная песня. Обработка В. Локтева . 45
50. Моется утка. Венгерская народная песня. Обработка Ю. Черепнина . 46
51. Паровоз. Музыка В. Введенского. 46
52. Ослик. Музыка В. Введенского. 48
53. Этюд. Музыка Ю. Сулимова. Обработка И. Мациевского. 49
54. У ворот, ворот. Русская народная песня. Обработка А. Гедике . 50
55. Колыбельная. Музыка А. Лядова. 51
56. Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка М. Иорданского . 52
57. Майская песня. Музыка В. Моцарта. 53
58. Дома ль воробей! Русская народная песня. Обработка Г. Портнова . 54
59. Янка. Белорусский народный танец. Обработка С. Полонского . 57
60. Шарманщик поет. Музыка П. Чайковского. 58
61. Старинная французская песенка. Музыка П. Чайковского. 60

Наталья Бычкова


Перед преподавателями ДМШ часто встаёт целый ряд вопросов. Как привлечь детей в музыкальные школы, как заинтересовать своим инструментом, как вовлечь ребёнка в процесс обучения и, главное, как продлить эту заинтересованность на все школьные годы и даже на всю жизнь? Это предмет раздумий, многолетних экспериментов, творческих поисков и находок любого неравнодушного педагога.

В последнее время, с открытием в музыкальных школах отделений раннего эстетического развития, обучаться музыке приходят совсем маленькие дети. Буквально с 4-х лет малыши имеют возможность заниматься на музыкальном инструменте. Нужно учесть, что не у всех детей изначально хорошие музыкальные данные, хотя общеизвестно, что со временем при систематических занятиях слух, чувство ритма и память развиваются. Занятия с маленькими учениками имеют свою специфику и в силу особенностей возраста. Малыши, несмотря на свою энергию, быстро устают от однообразной деятельности, порой не могут сконцентрировать внимание на деталях, то есть не могут сделать того, чего бы мы потребовали от более старших учеников. Кроме того, обращаться с малышами нужно ласково, доброжелательно, вести урок в игровой форме, стараться установить доверительные отношения.

Меня, как преподавателя, процесс обучения малышей тоже не обошёл стороной. Первая моя ученица, начавшая обучение с 4,5 лет, поступила в подготовительный класс музыкально школы. Она имела неплохие музыкальные данные, хорошо училась в школе. У девочки был очень хороший слух, голос, она чисто интонировала, это существенно облегчало нам работу на уроках. Так как приходилось работать с совсем маленьким ребенком, мне хотелось внести в уроки игровые моменты, развлечь и позабавить ученицу. Приходилось фантазировать на ходу, придумывать разные игровые элементы в обучении.

Набор нотной литературы для начинающих скрипачей традиционен: Хрестоматия 1–2 класс, «Начальный курс игры на скрипке» В. Якубовской, «Я буду скрипачом» С. Шальмана, «Начальная школа игры на скрипке» А. Григоряна, «Школа игры на скрипке» К. Родионова и другие издания. Это очень хорошие пособия, и я часто ими пользуюсь, но время не стоит на месте, новые стандарты требуют от нас, преподавателей, инновационных подходов к обучению. Последние годы преподавателей выручает интернет. Мы находим там нотный материал, а также знакомимся с интересными разработками педагогов-новаторов. Так в нашем репертуаре появился сборник пьес для начинающих скрипачей с картинками для раскрашивания «Разноцветные песенки» С. Ю. Сосина и Т. И. Шевченко, а также «Скрипичный букварь» Е. Рыбкина и другие подобные интересные издания.

Пользуясь этими нотами, я обратила внимание на то, с каким интересом дети рассматривают каждую картинку к песенке, фантазируют и с удовольствием включаются в работу. Стараясь сделать процесс обучения более занимательным, я решила попробовать внести свою лепту в общую копилку нотной литературы для малышей. Зная интерес детей к рисованию и учитывая фактор сохранения зрения, сочла важным «укрупнить» рисунок и нотные строчки с нотами, прибавить к каждой песенке стишок и разместить всё это в альбомном формате. Изначально ксерокопировалась картинка, сочинялась мелодия и коротенький стишок, подходящий к этой картинке, и от руки писались линеечки и ноты. В таком виде песенки преподносились на уроке ученикам. Все были счастливы. Дети от того, что им предстоит интересный, увлекательный и совсем не скучный урок, а я радовалась, что мне удалось заинтересовать ребёнка и подружиться с ним, и следующий урок он будет ждать с нетерпением. Материал накапливался в течение трёх лет и опробован в работе уже не одним ребёнком. И сейчас, продолжая им пользоваться, могу сказать, что он очень выручает.



Понятно, что первые уроки посвящены знакомству с инструментом и постановке. Одними из первых с музыкальной грамотой знакомят ребёнка преподаватели по специальности. Ставя на пюпитр первый нотный сборник, мы объясняем ребёнку, где пишутся ноты, как выглядит скрипичный ключ, и, конечно же, проходим основные длительности нот — целая, половинная четвертная, восьмая. С первоклассниками обычно проблем нет, они, как правило, знают счёт, и объяснить им всё традиционно, по схеме, не составит труда, но для младшего дошкольника это архисложно, поэтому 4–5-летним детям я объясняю, что четверть — это один шаг. Вместе за ручку мы идём по классу не спеша, ровным шагом. Также не спеша, «ровным шагом» играем ноты в песенках. Если ребёнок начинает торопить или замедлять темп, я подсказываю ему: «Ты побежал или отстаёшь». Далее объясняю, что ноты (длительности) бывают короткие и длинные .В «нашем случае» четверти — короткие, а половинные — длинные. При этом я отмечаю, что половинная нота в два раза длиннее четвертной, и длится она два удара. Мы «сидим на нотке и ждём», считаем два удара.

Хочется отметить один момент, касающийся проставления размера при ключе и деления пьес на такты. В рукописном варианте не было ни размера, ни тактовых черт, так как занятия проходили с совсем маленькими учениками, и на тот момент я считала нецелесообразным отвлекаться на что-либо, кроме нот. Кроме того, их отсутствие помогало работать с более продвинутыми и подготовленными учениками. У всех детей был свой экземпляр сборника, и мы, продвигаясь в изучении понятий длительность и размер, могли вместе с ребёнком проставлять и размер, и тактовые черты. По той же причине, чтобы не загружать малышей лишней и сложной для них информацией, при ключе не проставлены и знаки тональности. Но мелодия звучит «правильно», потому что при нотах всё-таки знаки альтерации стоят. Таким образом, я знакомлю ребёнка с диезом, бемолем и бекаром, объясняю их назначение и разбираю положение пальцев на грифе.

Условно, все песенки можно разделить на три раздела по уровню сложности.

Самые лёгкие — это песенки на открытых струнах. Для их исполнения достаточно знать названия струн и хорошо в них ориентироваться. Сначала обязательно читаем стихотворение, рассматриваем картинку, обсуждаем характер песенки (весёлая или грустная), давая понятия мажор и минор. Стихи, которые используются, запоминаются очень легко, достаточно повторить их 2–3 раза. Следующий этап — хлопаем в ладошки со словами. Один хлопок на один слог. Очень хорошо, если ребёнок умеет читать, и ещё лучше, если читает он по слогам, в этом случае дело пойдёт ещё быстрее. Слоги в словах бывают короткие и длинные (имеются в виду стихи), так получается, что на длинные слоги приходятся длинные половинные ноты. При хлопках мы на них задерживаемся, как бы удерживаем их в ладошках.

Изучить открытые струны на скрипке довольно легко, и дети быстро с этим справляются. Следующий этап — пропевание мелодии нотами с одновременной игрой щипком.

Понятно, что на каждом уроке идёт работа над постановкой, продолжается контроль за свободой рук, мышц спины, шеи, корректируется правильная игровая зона (ноги и руки смотрят в одну сторону). Делаем необходимые и всем известные упражнения (падение всех пальцев левой руки на гриф, затем на каждую струну; падение пальцев по очереди; скольжение по грифу и т.д; кроме того, и всевозможные упражнения для подготовки правой руки к игре смычком.)

Постепенно нотный материал усложняется, появляются песенки с 1-ым пальцем. Очень важно следить за тем, чтобы палец падал правильно и в одно и то же место. Необходимо изначально наглядно определить место его падения. Преподаватель должен объяснить, что палец падает легко и чётко, и также быстро и чётко поднимается (как бы обжигаясь), при этом не разгибаясь до конца. Разумеется, этому предшествуют упражнения на корпусе скрипки (верхней деке).

Далее в нотах используются 2-ой, 3-ий пальцы, расширяется звуковой, нотный запас маленького скрипача. Кроме того появляются знаки альтерации, как отмечалось ранее, при нотах они стоят с определённой целью: познакомить ученика с тоном и полутоном. Так как все песенки мы поём, то естественно ни один урок не обходится без фортепиано. Каждая мелодия сопровождается аккомпанементом. Ребёнок развивается гармонично, учится слышать свой голос и голос своей скрипочки в окружении гармонии. На уроках дети очень тянутся к клавишам фортепиано, и я стараюсь, чтобы они постепенно запоминали расположение нот в пределах одной октавы. Использование инструмента облегчает объяснение расстояний между двумя соседними нотами, имеется в виду тон-полутон, а это очень важно для чистой интонации на скрипке. Объясняю так: «Если клавиши находятся рядом, значит так же ставь и пальцы, если между клавишами расстояние — пальчики тоже ставь на расстоянии друг от друга. Всё очень просто». Я радуюсь, когда ученик делает это осознанно, а не по наитию.

Если ученик освоил игру смычком, эти же песенки можно играть arco, более того преподаватель может сам по желанию выбирать штрихи. Возможно, это будет деташе, легато или комбинированные штрихи. Важно учитывать характер пьесы и возможности ребёнка.

Таким образом, сборник решает, в основном, художественные задачи и служит лишь дополнительным пособием. Совокупность художественного и нотного материала развлекает ребёнка, делает образовательный процесс более интересным, развивает творческие способности, даёт образное представление об исполняемой песенке.

Хочется надеется, что мой скромный творческий опыт заинтересует молодых педагогов, и пособие «Весёлые нотки» станет им хорошим подспорьем в работе, внося в уроки по специальности атмосферу игры и развлечения.

Песенки, попевки:

На одном звуке:

hello_html_59db5975.jpg

Тихо сидим, ничего не говорим.

hello_html_m55e2bbcc.jpg

Кукушка кукушонку купила капюшон.

hello_html_62a25634.jpg

Ах ты, совушка-сова. Ты большая голова.

В пределах секунды:

hello_html_m7e32d0b9.jpg

Веники, веники, да веники-полмелики, да по печи валялися, да с печи оборвалися.

hello_html_m132c3fcf.jpg

Курочка Пеструшка, милая подружка.

hello_html_1dbabd77.jpg

hello_html_m78a4a618.jpg

Раз, два, три, четыре. Кошку грамоте учили. Не читать, не писать, а за мышками скакать.

В пределах терции:

hello_html_79c8c9e1.jpg

А у нас ве-е-сна. А у нас о-о-сень.

hello_html_2b3b6d99.jpg

hello_html_mdab677c.jpg

Я пою. Хорошо пою.

hello_html_m5fcc3e3b.jpg

Кукушка в лесу. Кукушка в лесу. Ку-ку. Ку-ку. Ку-ку

hello_html_m4c0db6f4.jpg

А мы просо сеяли, сеяли.

hello_html_m2d4a6262.jpg

Ох, и светлый день. Ночка тёмная.

hello_html_59edd1b0.jpg

У кота-воркота колыбелька хороша. У кота-воркота заболела голова.

hello_html_m1e7924a7.jpg

-Жук, жук, не жужжи, где ты прячешься, скажи! -Мой дом под кустом, под березовым листом.

В пределах кварты:

hello_html_m676b5bc7.jpg

Как под горкой, под горой торговал мужик золой.

hello_html_4bafd1f2.jpg

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. А за ней ребятки – жёлтые цыплятки.

hello_html_38221b86.jpg

Василёк, василёк, мой любимый цветок. Скоро ль ты, мне скажи, засинеешь во ржи?

hello_html_5bddd336.jpg

В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик.

hello_html_m18f96c3b.jpg

Шесть мышат в шалаше шуршат.

В пределах квинты:

hello_html_m5b0354a3.jpg

-Здравствуйте, ребята! -Здравствуйте.

hello_html_5156b47e.jpg

hello_html_m7c7288b.jpg

Кружатся листочки, осень к нам пришла

hello_html_m543a56d6.jpg

Едет, едет паровоз. Три трубы и пять колёс. Три трубы, пять колёс. Машинист – рыжий пёс.

hello_html_faceacc.jpg

hello_html_m2628ef9a.jpg

Мы перебегали бере- га, перебегали берега.

hello_html_13be6a65.jpg

Звонче, звонче пойте! Ля-ля-ля-ля-ля. Громко петь не надо! Ля-ля-ля-ля-ля.

hello_html_m62ab29f5.jpg

-Кошка, где была? -Молоко пила.

В пределах сексты:

hello_html_m21c9811.jpg

В погреб лезет Жучка, с нею кот. Если в небе тучка, дождь пойдет.

hello_html_3b8c560d.jpg

Милая мама. Милая мама. Милая мама. Милая мама.

В пределах септимы:

hello_html_m3bf74c40.jpg

До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Кошка села на такси. Заплатила пят рублей и поехала в музей.

В пределах октавы:

hello_html_666f4786.jpg
hello_html_74c9782.jpg

По дороге Петя шёл, он горошину нашёл. А горошина упала, покатилась и пропала. Ох, ох, ох, ох – где-то вырастет горох.

hello_html_ma3646c1.jpg

Я гуляю во дворе, вижу домик на горе. Я по лесенке взберусь и в окошко постучусь.

Трезвучия мажорное и минорное:

hello_html_24d9c4c0.jpg

А МАЖОР – светлый лад. А МИНОР – грустный лад

Тон, полутон:

hello_html_m77d40748.jpg

Полутон, полутон. Самый маленький он.

hello_html_70cd233a.jpg

Два полутона – это тон.

Знаки альтерации:

hello_html_faa5c9.jpg

Знак ДИЕЗ ноту повышает

hello_html_2d5bd4e0.jpg

Знак БЕМОЛЬ ноту понижает

hello_html_5b6f10b4.jpg

Знак БЕКАР все знаки отменяет

hello_html_34a85b30.jpg

Я зовусь ДИЕЗ, друзья. Повышаю ноту я.

hello_html_m7a070d26.jpg

Я зовусь БЕМОЛЬ, друзья. Понижаю ноту я.

hello_html_4a49dfec.jpg

Я зовусь БЕКАР, друзья. Отменяю знаки я.

Стишок на запоминание знаков в тональностях (до 2-х):

Мисс Элен сказала: - ЕС,

В СОЛЬ МАЖОРЕ ФА #.

В РЕ МАЖОРЕ ДВА ДИЕЗА:

- А у нас, - сказал король, -

В ФА МАЖОРЕ СИ ь.

В СИ БЕМОЛЬ МАЖОРЕ

ЦЕЛЫХ ДВА БЕМОЛЯ.

Песенка разрешений:

hello_html_m2833a6c7.jpg

Ре, Ре, Ре, Ре, До, До. Фа,Фа,Фа, Фа, Ми, Ми. Ля,Ля, Ля, Ля, Соль, Соль. Си, Си, Си, Си, До, До.

Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые (со словами и с названием ступеней):

hello_html_m4a53e798.jpg

Мы поём, окружая ступень. Опеванием это зовём.

VII-II-I, II-IV-III,IV-VI-V VI-IV-V,IV-II-III,II-VII-I

Попевка на изучение устойчивых и главных ступеней лада (мотив: Во поле берёза стояла):

1. Мы ступени все изучаем,

И устойчивые точно знаем,

Прозвучат они, мы их узнаем,

Первая, и третия, и пятая.

2. Главные ступени изучали,

Как красиво все они звучали,

Зазвучали, мы их и узнали,

Первая, четвертая и пятая.

Мы поём трезвучие тоническое (поётся по звукам трезвучия)

До, Ми, Соль, Ми, До.

Т3 5 или любые другие 3 звука: игра «Живые клавиши»:

3 ученика протягивают ручку (она соответствует клавише - ноте), а 4-ый ученик нажимает на их ручки в разбивку: на чью нажмёт, тот поёт каждый свою ноту.

Мы споём здесь не от скуки

(и разрешаем) Соль, Ми, До. (позже -: До, Ми, Ми, Соль)

В мажоре: Солнце взошло, кругом светло.

В миноре: Солнце зашло, кругом темно.




  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Логотип

Логотип

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей


Розыгрыш ЦЕННЫХ ПРИЗОВ среди ВСЕХ участников
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Герасименкова Ольга РобертовнаНаписать 19336 20.01.2016

Номер материала: ДВ-362373

  • Музыка
  • 2 класс
  • Другие методич. материалы
    20.01.2016 761
    20.01.2016 609
    20.01.2016 339
    20.01.2016 2621
    20.01.2016 3872
    20.01.2016 625
    20.01.2016 3246

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Содержание:

1. М. Магиденко - Петушок
2. Ходит зайка по саду. Русская народная песня. Обработка А. Комаровского
3. А. Мухамедов. Елочка
4. Как под горкой, под горой. Русская народная песня. Обработка Н. Баклановой
5. Сидит ворон на дубу. Русская народная песня. Обработка А. Комаровского
6. М. Красев, Топ-топ
7. В зеленйм саду. Русская народная песня. Обработка А. Комаровского
8. В. Герчик. Воробей
9. Т. Захарьина. Колыбельная
10. М. Магнденко. Народная мелодия
11. Н. Метлов. Две тетери
12. На зеленом лугу. Русская народная песня. Обработка Т. Захарьиной
13. Н. Метлов. Колыбельная
14. Котик. Детская песенка из сборника "Гусельки"
15. А. Комаровский. Песенка
16. Лисичка. Украинская народная песня. Обработка Н. Лысенко
17. В. Моцарт. Аллегретто
18. В. Ребиков. Воробушек
19. Как пошли наши подружки. Русская народная песня
20. Не летай, соловей. Русская народная песня. Обработка Г. Киркора
21. Во поле береза стояла. Русская народная песня. Обработка С. Стемпневского
22. 3. Робинсон. Песня о Джо Хилле
23. Л. Бекман. Елочка
24. На лугу зеленом том. Моравская народная песня
25. Ж. Люлли. Песенка
26. И. Гайдн. Песенка
27. Н. Бакланова. Песенка
28. Ой. джигуне, джигуне. Украинская народная песня
29. А. Филиппенко. Цыплятки
30. Ан. Александров. Гуси-гусенята
31. Перепелочка. Белорусская народная песня. Обработка С. Полонского
32. Виктор Калинников. Журавель
33. Во сыром бору тропика. Русская народная песня
34. А. Филиппенко. По малину в сад пойдем
35. Соловьем залетным. Русская народная песня. Обработка А. Комаровского
36. Н. Римскнй-Корсаков. Проводы зимы из оперы «Снегурочка»
37. Веселые гуси. Украинская народная песня Обработка М. Красева
38. Зайчик. Украинская народная песня. Обработка М. Красева
39. Уж как по мосту, мосточку Русская народная песня. Обработка Г. Киркора
40. Спи. малыш. Английская народная песня. Обработка В. Локтева
41. Р. Шуман, Маленькая пьеса
42. В. Моцарт. Тоска по весне
43. Финская народная песня. Обработка М. Феркельмана
44. Прилетай, прилетай. Украинская народная песня. Обработка С. Людкевича
45. Сеяли девушки яровой хмель. Русская народная песня. Обработка Н. Баклановой
46. Уж как во поле калинушка стоит. Русская народная песня. Редакция П. Чайковского
47. Ф. Шуберт. Вальс
48. Шведская народная песня. Обработка Г. Хегга
49. Ж. Люлли. Менуэт
50. Л. Бетховен. Сурок
51. Н. Бакланова. Колыбельная
52. Пастушок. Чешская народная песня. Обработка С. Стемпневского
53. Л. Иштван. Веселый лагерь. (Песня венгерских пионеров)
54. Н. Лысенко. Колыбельная
55. Журавель. Украинская народная песня. Редакция П. Чайковского
56. И. Брамс. Петрушка
57. Д. Шостакович. Хороший день
58. . Перселл. Ария
59. К. Глюк. Веселый хоровод
60. М. Глинка. Соловушко
61. К. Глюк. Веселый танец
62. Б. Барток. Танец. Обработка Э. Затурецкого
63. И. С. Бах. Гавот
64. Ах,не одна во поле дороженька. Русская народная песня. Обработка А. Егорова
65. Сенокос. Обработка П. Чайковского
66. Корейская народная песня. Обработка Син До Сона
67. Ж. Рамо. Ригодон
68. Я на камушке сижу. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова
69. К. Вебер. Виваче
70. Р. Шуман. Марш
71.Дж. Мартини. Гавот
72. В. Моцарт. Песня пастушка
73. Ф. Шуберт. Лендлер
74. В. Моцарт. Вальс
75. А. Гретри. Песенка
76. Словацкая народная песня. Оработка Э.Сухоня и В.Локтева
77. Ф. Шуберт. Вальс
78. Ф. Шуберт. Экосез
79. А. Гречанинов. Колыбельная
80. А. Гедике. Заинька. Русская версия
81. Н. Бакланова. Хоровод
82. Н. Бакланова. Романс
83. Н. Бакланова. Мазурка
84. М. Глинка. Песня Вани из оперы "Иван Сусанин"
85. Н. Римский-Корсаков. Песня из оперы "Майская ночь"
86. Й. Гайдн. Анданте
87. К. Вебер. Вальс
88. Ж. Рамо. Менуэт
89. Л. Бетховен. Два народных танца
90. Г. Гендель. Вариации
91. О. Ридинг. Концерт си минор, 1 часть
92. А. Комаровский. Анданте (2 часть концерта №3)
93. О. Ридинг. Концерт соль мажор, 1 часть

Композиторы Карл Вебер / Михаил Магиденко / Анатолий Комаровский / Георг Гендель / Жан-Филипп Рамо / Александр Гедике / Александр Гречанинов / Иоганн Себастьян Бах / Бела Барток / Михаил Глинка / Кристоф Глюк / Дмитрий Шостакович / Иоганнес Брамс / Пётр Ильич Чайковский / Николай Лысенко / Людвиг ван Бетховен / Жан-Батист Люлли / Франц Шуберт / Роберт Шуман / Николай Римский-Корсаков / Виктор Калинников / Анатолий Александров / Йозеф Гайдн / Владимир Ребиков / Вольфганг Амадей Моцарт / Михаил Красев / Наталья Бакланова
ИнструментСкрипка
Жанр Классическая музыка
УровеньСредний

Органная прелюдия и фуга до-минор

И. Бах - Органная прелюдия и фуга до-минор

Второй дуэт Яринки и Андрейки

Борис Александров - Второй дуэт Яринки и Андрейки

Разделы: Музыка

В последние десятилетия во всем мире резко вырос интерес к раннему развитию детей. Новейшие исследования в области психологии и педагогики раскрыли определяющую роль раннего периода в общем развитии ребенка. Музыкальный язык, освоенный в этом возрасте, становится родным наряду с речью, которой ребенок интенсивно овладевает именно в первые годы жизни. Поэтому раннее развитие детей на музыкальной основе целесообразно начинать как можно раньше. В Японии, к примеру, применяются методики музыкального развития детей с двухлетнего возраста, что позволяет детям уже в пять лет играть на скрипке собственные импровизации. Прием детей в российские музыкальные школы, в основном, проводится с пяти-шести лет. Обучение детей с трехлетнего возраста в настоящее время начинается редко, хотя потребность в этом становится все более необходимой. Важно также учитывать последние тенденции в политике нашего государства в отношении материнского капитала, который может быть израсходован и на образование ребенка. Можно прогнозировать рост рождаемости и будущую возрастающую потребность в занятиях по раннему музыкальному развитию детей.

В трех-четырехлетнем возрасте деятельность ребенка очень разнообразна, это время овладения навыками элементарного труда и учения. Ребенок любит рисовать, танцевать, фантазировать, играть со сверстниками. Он во всем подражает деятельности взрослых, с радостью участвует в сюжетно - ролевых играх.

Существует очень много разных методов и способов работы с малышами, но их выбор зависит от возможности ребенка. Для педагога-музыканта главной задачей является приобщение детей к миру музыки через мир сказок, что способствует их общему гармоничному развитию, создает возможность для творческого развития, а также решает проблему выявления ранней профессиональной ориентации музыкально одаренных детей.

В статье я хотела бы поделиться своим педагогическим опытом работы с малышами - скрипачами.

Порог вашего класса переступил малыш, которому три или четыре года. Он в ожидании чуда прикосновения к волшебному миру музыки! Вместе с мамой, которая присутствует на всех уроках, ребенок будет музыкально развиваться. Это и повышение интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений, первоначальное знакомство с музыкальной грамотой. Урок включает обучение игре на инструменте, слушание музыки, пение, развитие слуха и ритма. Этот принцип построения урока сложен, но интересен. Использование различных форм работы на уроке способствует активности восприятия ребенка, что в итоге скажется на его эмоциональном тонусе.

Итак, как же педагогу правильно подойти к этой непростой задаче? С чего начинать обучение?

Окружающий нас мир полон звуков, красок, запахов. Известно, что ребенок познает мир чувственным образом: глазами, руками, пробует на вкус. В возрасте трех - четырех лет у детей начинает развиваться способность к замещению образного мышления и воображения. В этот период героями историй становятся не только реальные персонажи, но и обыкновенная линия, музыкальный звук, пальчики, скрипка. Играя таким образом с малышом, педагог может одушевлять любой персонаж, что значительно ускоряет процесс познания. Можно говорить своим ученикам, что "скрипочка скучала", "плачет", "обиделась", "радуется". Детям будет интересно узнать, что пальчики - это "детки в песочнице", а большой палец - это "воспитательница", которая следит за их игрой.

Чем больше забавных и увлекательных историй на уроке, тем лучше идет процесс усвоения в такой сложной работе, как обучение юного скрипача. Важно создать ситуацию, при которой ребенок подключает свой эмоциональный и чувствительный опыт: "Я чувствую - я представляю. Я воображаю - я творю".

На первом этапе развития дети охотно играют маленькие песенки, которые были разучены ранее со словами. Детское мышление образное, а значит наглядное (зрительное, слуховое). Детей привлекают сказочные сюжеты, они с удовольствием фантазируют и изобретают. Музыкальное мышление подчинено словесному образу. Стихотворный текст в сочетании с музыкальной интонацией помогает лучше понять инструментальное произведение, освоить метроритм, музыкальную фразировку. Работа ученика становится творческой. Часто педагог предлагает ученику придумать свой текст, создать свой музыкальный образ. Так обучение на скрипке начинает приобретать развивающий, целостный характер.

Очень важный момент в развитии чувственного аппарата маленького ребенка и образных форм познания - это рисование. "Именно рисование предоставляет ребенку этого возраста легко выразить то, что им владеет" - писал Л.С. Выготский. К каждой песенке малыш с мамой делают рисунок. Например, к песенке "Как у нашего кота" рисуют котика, "Гриб Боровик" - гриб и так далее. Когда накапливается несколько рисунков, составляем сказку с проигрыванием песенок на разных инструментах - металлофоне, фортепиано, ксилофоне, скрипочке, бубне. Игра обязательно должна сопровождаться пением.

В период начальной постановки игрового аппарата большую роль для маленького ребенка играют упражнения, которые можно сопровождать стихами, сказками.

Упражнение для левой руки "Мальчик-с-пальчик": на большой пальчик по очереди ставятся ("кланяются") подушечками большой, указательный, средний, безымянный пальчики и мизинец. При этом читаются стихи:

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем кашу ел,
С этим пальцем песни пел.

Упражнение сначала можно разучить на столе. В дальнейшем оно выполняется на разных струнах инструмента.

Упражнение "Дятел" исполняется на верхней деке скрипочки - постукивание подушечками пальчиков одновременное со стихами:

Дятел жил в лесу густом,
Сук долбил как долотом.
Деловит был и красив,
И ничуть был не ленив.

Упражнение для правой руки "Теремок" (в сказке "Теремок" персонажи живут на разных этажах и к ним можно ходить в гости):

  • на первом этаже (струна МИ) живет Комар - пискун (локоток самый низкий),
  • на втором этаже (струна ЛЯ) - Лягушка - квакушка (локоток перешел на уровень повыше),
  • на третьем (струна СОЛЬ) живет Лисичка - сестричка (еще выше, на четвертом самый высокий локоток).

Это же упражнение можно выполнять со смычком, положив серединой на струну, "погулять по этажам". Локоток левой руки также может "погулять по этажам". Вторым пальчиком прикоснуться к струне и локоток переносит этот пальчик с "этажа" на "этаж". Интереснее для малыша, когда пальчик ходит по "этажам" вразброс, например, ЛЯ - СОЛЬ, РЕ - МИ. На начальном этапе обучения - игре на пустых струнах щипком (пиццикато) - важно малышу рассказать и показать, что кисть вместе с локтем (!) переходит со струны на струну.

В моем классе малыши учатся читать ноты естественно. По моему мнению, знакомство с нотами можно начинаться не только на нотоносце и бумаге, а также на клавиатуре фортепиано, струнах скрипки, пластинах ксилофона или металлофона. В период изучения нотной грамоты я использую цветные нотки. В практике некоторых педагогов используются

разные способы изучения нот. Например, ноты окрашивают в цветовую гамму радуги: До - красный, Ре - оранжевый, Ми - желтый, Фа - зеленый, Соль - голубой, Ля - синий, Си - фиолетовый. Я же взяла за основу цвета обмотки струн на скрипке: Ми - красный, Ля - синий, Ре - зеленый, Соль - коричневый (желтый), а Фа - фиолетовый, Си (как апельсин) - оранжевый, До - золотой (главная нота). Из цветного картона я вырезаю нотки, рисую на альбомном листе большой нотный стан - "домик" для нот. Вместе с ребенком мы начинаем расселять "жильцов" - нотки. Лучше всего сделать по несколько одинаковых по цвету кружочков, складывая их в "волшебную" коробочку. Малыш находит изучаемую нотку или несколько одинаковых и выкладывает их на нужный " этаж" или "окошко" на нотном стане. Затем мы играем эту ноту на скрипке (начинаем с пустых струн), находим на клавиатуре фортепиано, поем эту ноту вместе (!), потом играем на металлофоне или ксилофоне. Чтобы малышу было проще ориентироваться на клавиатуре, можно цветные нотки класть на клавиши, наклеить на пластины ксилофона. Так малыш без особого труда находит нужные нотки и с удовольствием играет на инструментах разучиваемые песенки. Для меня это наиболее удобный и естественный способ приобщения детей к нотной грамоте.

В процессе занятий обучения игре на скрипке в неразрывном единстве решаются общеразвивающие, обучающие, воспитательные задачи раннего развития ребенка. Здесь учитываются его возрастные особенности, происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Такие комбинированные уроки способствуют развитию певческих навыков, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкально - ритмических движений. Создание интереса к инструменту и формирование способности к музицированию способствуют ранней профессиональной ориентации будущих юных музыкантов, что отвечает возрастающим требованиям современного музыкального мира.

Список литературы.

  1. Г. Мищенко. Методика обучения игры на скрипке. С.-Пб, 2009
  2. И. Игнатова. Раннее развитие детей 3-4-х лет на музыкальной основе. С.-Пб, 2008
  3. Н. Люшкина, А.Хохлова. Веселый скрипач. Екатеринбург, 2002
  4. В. Якубовская. Вверх по ступенькам. Издательство "Музыка", 1981
  5. Т. Юдовина - Гальперина За роялем без слез. Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 1996
  6. Н.Соколова Малышам - скрипачам

Читайте также: