Как выглядели кошки в древнем египте

Опубликовано: 14.05.2024

К кошкам в стране пирамид было особенное отношение. Их почитали, боготворили, изображали на фресках, строили в их честь храмы. Зная любовь египтян к этим животным, царь персов Камбис II, хитростью одержал победу при Пелозеуме, приказав воинам привязать зверьков к щитам.

Фараон Псамметих III пришел в ужас от подобного кощунства и тут же объявил капитуляцию. Как же жили кошки в эпоху поклонения?

  1. Кошки в истории Древнего Египта: их значение
  2. Внешность египетской кошки
  3. Характер египетских кошек
  4. Кошки в древнем Египте: воспитание и дрессировка
  5. Уход и содержание египетских кошек
  6. Здоровье египетских кошек
  7. Мумификации и погребения кошек в Египте

Кошки в истории Древнего Египта: их значение

Кошки в истории Древнего Египта: их значение

Древний Египет славился зерновыми урожаями, мыши и крысы представляли серьезную угрозу для экономического благополучия страны, поэтому к котам, активно истреблявшим потенциальных «разорителей» и разносчиков заразы относились уважительно, с большим почтением.

Нередко усатые охотники уничтожали змей, коих на землях великого Нила водилось предостаточно. Благодарные жители оставляли котам рыбу, так постепенно дикие хищники приучились и стали обитателями домов египтян.

Покровительница женщин, любви, веселья и плодородия, богиня Басет изображалась с головой кошки. До популяризации одомашненных животных, ее представляли в виде львицы. Особым почтением пользовались особи с черной шерстью, считалось, что они имеют связь с Луной.

Бог Ра в «Книге Мертвых» перевоплощается в рыжего кота, переплывающего каждую ночь подземный Нил, чтобы утром озарить все своим дарующим жизнь светом. Убийство зверька для знатного египтянина оборачивалось большим денежным наказанием — вирой, а простому смертному стоило жизни. Вывозить животное за пределы страны было запрещено. Дом, где держали кошку, считался богатым.

Внешность египетской кошки

Прародителями домашних мурлык древнего Египта считают:

  • камышового кота (хуаса), достигающего роста в 75 см и весом до 15 кг, обладающего короткими лапами, покрытого однотонным серо-коричневым мехом.
  • африканскую кошку, вырастающую до 70 см с изящным телосложением, ведущую ночной образ жизни.
  • сервала, похожего на миниатюрного гепарда с маленькой головой, большими закругленными ушами, длинными конечностями и коротким хвостом.


Изображения и статуэтки, найденные археологами, действительно изображают котов того периода утонченными, грациозными животными с легким костяком, удлиненной мордой, высокими лапами. С мехом однотонного, преимущественно песочного, коричневого, черного окраса или покрытых темными мелкими пятнами на рыжем фоне.

Египетская мау – порода, насчитывающая более 3 тысяч лет, дает наиболее полное представление о внешности кошек, живших вместе с фараонами.

Характер египетских кошек

Характер египетских кошек

Образ жизни формировал характер любознательный, но осторожный. Постоянное внимание не способствовало привычке мяукать, зачем просить, когда все уже принесли и сделали по умолчанию.

Благосклонно принимая знаки внимания, коты не видели конкуренции друг в друге, собаках. Проникались симпатией к ухаживающим, нередко привязываясь к ним всем сердцем.

Кошки в древнем Египте: воспитание и дрессировка

Священным животным позволялось все. Им уступали дорогу, опасаясь нанести физический ущерб, не тревожили спящих в неудобных людям местах зверей. Назначали специальную прислугу для обхаживания кошачьего племени, обитающего при храме.

Должность передавалась по наследству, занимать ее дозволялось женщинам и мужчинам. В отличие от собак коты неохотно дрессируются, но известно, что некоторых древних египетских охотников на промысле сопровождали кошки, обученные добывать рыбу, птицу в густых травяных зарослях, обрамлявших берега плодородного Нила.

Уход и содержание египетских кошек

Некоторые участки земли «принадлежали» котам, весь доход, полученный от обработки поля, сбора урожая покрывал расходы на содержание, питание. Почитание кошачьим египтяне выражали тем, что после молитвы в храме Басет, граждане остригали волосы с голов детей (полностью или частично), протягивая их жрецу для взвешивания.

Равное им по весу количество серебра полагалось отдать, за это служительница кормила кошек. В прудах поблизости священных сооружений разводили породы рыб без чешуи, предназначенные для кормления зверьков.


Каста жрецов составляла элиту египетского народа, служителям Баст и кошек принадлежали важнейшие государственные посты. При храмовых кошках постоянно находился обслуживающий персонал, следящий не только за питанием и гигиеной божественных созданий, но и развлекающий их играми, музыкой.

Здоровье египетских кошек

Кошкам позволялось свободно бродить по городу, заходить в любые помещения, чужие дома. Особое положение животных давало им возможность не бояться травм, полученных от людей, однако драки за сердце дамы, территорию,конечно же происходили.

Естественный отбор фильтровал котят и взрослых животных, оставляя в живых самых крепких, сильных особей с крепким иммунитетом. Недалеко уйдя в эволюции от диких пращуров, египетские «Барсики» представляли собой физически выносливых, ловких животных, способных прекрасно жить без человеческой заботы, добывать пропитание, заботится о себе и потомстве.

В случае болезни домашнего любимца, хозяин отправлялся в храм для жертвоприношения. Для оплаты услуг жрецов, просящих богов об исцелении, отдавали крупный скот, семейные припасы продуктов. Принести в дар малую часть имущества означало оскорбить верховных существ и их служителей. Поэтому после обращения за «ветеринарной» помощью египтянин значительно беднел.

Мумификации и погребения кошек в Египте

Мумификации и погребения кошек в Египте

Когда умирала кошка, хозяин с семьей сбривали брови и носили траур по ушедшему в царство мертвых питомцу. Хоронили любимцев с почестями, на особенных кладбищах. Археологи находили мумии котов в гробницах некоторых фараонов.

Самое большое захоронение было обнаружено вблизи Бени-Хасана – скального некрополя, расположенного на восточном берегу Нила. Тут нашли последний приют более 180 000 забальзамированных миро животных. Именно благодаря мумиям современные ученые смогли доподлинно восстановить внешность мурлык эры фараонов.

Похороны совершались по особенному обряду, трупик оборачивали под пение молитв полосками льняной ткани, украшенной специальными рисунками, пропитанной благовониями, специями и маслами. Египтяне верили, что такая процедура дает кошачьей душе силы вернуться на землю в новом воплощении.


Богатые владельцы нередко надевали на умершего любимца маски из золота, заказывали специальные саркофаги из благородного металла, бронзы или дерева. Иногда туда же могли положить кошачьи игрушки, забальзамированную мышь.

Культ кошек пришелся на самый древний период Египетского царства, начался во времена второй династии и продолжался до 1 века н.э. В 390 году культ Баст попал под запрет фараона, интерес к усатым красавицам у жителей страны постепенно пропадал. Сегодня в Египте этих животных уже не почитают, но по старой памяти не обижают.

А как вы относитесь к такому поклонению кошкам?

Кошачья история полна взлетов и падений. Им поклонялись и люто ненавидели. Превозносили до небес, окружая заботой, а потом безжалостно сжигали на кострах.
Культ кошек в Древнем Египте., фото № 1
Но давайте поговорим о, возможно, самом лучшем времени для кошек за всю их историю.

Любовь древних египтян к кошкам можно без зазрения совести назвать безграничной. О них заботились, их почитали и в конце концов даже наделили богиню плодородия Баст кошачьим ликом. Кошку в египетской семье любили больше чем родных детей. Ее смерть считалась самым большим горем. Безутешные египтяне, нося траур по своей любимице, стригли волосы и сбривали брови.После смерти кошку полагалось забальзамировать и похоронить в саркофаге. Само собой, чем богаче были хозяева кошки, тем дороже был ее саркофаг и тем больше игрушек и еды давали ей с собой в “дорогу”.Культ кошек в Древнем Египте., фото № 2
Мумия кошки(Музей Лувр)

Кстати, египтяне были первые, кто придумал кладбища для животных. Самое большое захоронение было обнаружено в Бубастисе недалеко от храма богини Баст.Культ кошек в Древнем Египте., фото № 3

Небольшое отступление,хочется добавить о храме богини,как его описывает автор.

Культ кошек в Древнем Египте., фото № 4
945 год до нашей эры. Небольшая ладья плывет по спокойному Нилу. В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.
"Отец, расскажи мне об этом городе и зачем мы и тысячи других людей плывут сюда?" - "Сын мой! Мы плывем в прекрасный город Бубастис - нашу столицу, на ежегодный праздник богини-кошки Баст. Мягкосердечная Баст известна своими чудесами врачевания. Ее почитают как веселую богиню исцеления, музыки, счастья и радости. Тысячи паломников спешат на праздник Бубасис. Огромный храм воздвигнут в ее честь, рядом с храмом водный канал, все улицы пересекаются у этого святого места. Я научу тебя молитве: "О, Баст, луноликая, могучая целительница, возлюбленная миллионами. Ясная в храме своем, раствори двери свои предо мною, освети душу мою светом своим, проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги. " Ну, вот мы и приплыли, поспешим к храму".
Мальчик глубоко потрясен необыкновенным зрелищем, открывшимся ему. Великолепный храм сверкает на солнце, все любуются его белоснежными колоннами, прекрасными деталями. По всей округе разносятся смех и радостные возгласы. С песнями и хлопаньем паломницы поднимаются к храму, тряся своими трещотками - символом плодовитости. У главного входа - статуя богини-кошки, богини, обладавшей силой Солнца и Луны, приносящей умственное здоровье. Баст изображена в виде женщины с кошачьей головой, у ног которой расположились котята. Кругом продают статуэтки кошек, а в храме обитает множество кошек.Культ кошек в Древнем Египте., фото № 5

Почитание кошки не заканчивалось на уровне семьи. Оно было всенародным. Государственные законы охраняли кошек как могли. Например, строго- настрого было запрещено вывозить кошек за пределы страны. Наверное, египтяне хотели быть монополистами в области разведения кошек. Однако запретный плод всегда сладок. И чем строже были законы, тем больше охотников находилось вывезти кошку из Египта. Для финикийцев это даже стало делом чести. Благодаря из желаю выбесить египтян кошки вскоре распространились по всему Средиземноморью.
Возвращаясь к государственным законам, нельзя, конечно же, не упомянуть о смертной казни, которая полагалась за убийство кошки. Причем даже случайно задавив кошку колесницей, вы не могли бы рассчитывать на помилование.
Культ кошек в Древнем Египте., фото № 6
Такая любовь к кошкам однажды обернулась против египтян. Зная о том, что ни один египтянин не сможет убить кошку, коварные персы использовали это в войне с Египтом.

Камбизу (Персидскому Царю)пришла в голову блестящая мысль: по его приказу каждый солдат укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались. Так они одержали победу.

Расположенная на пересечении Африки, Азии и Европы, земля Египта включает в себя горячие, песчаные пустыни, пересекающиеся извилистыми ходами Нила, который держит свой путь в Средиземное море. Древние египтяне оставили огромное наследие, которое помогает нам понять множество интересных аспектов их жизни и культуры, одним из которых является своеобразное отношение к кошкам.

Кошек в Древнем Египте называли “Mau”, и с самого начала это животное занимало особое место в качестве защитника зерновых культур в стране, так как кошки убивали грызунов и змей. Благодаря этому кошки стали рассматриваться в качестве защитников и как результат, были одомашнены. Более того, сравнения ДНК показывают, что многие виды современных кошек являются потомками египетских.

Божественная роль кошек в Древнем Египте. Кот, Древний Египет, Длиннопост

Древние египтяне восхищались дружелюбными, игривыми и интеллектуальными чертами кошек. Существует достаточно исторических и археологических доказательств того, что кошка была неотъемлемой частью обычной древнеегипетской семьи.

Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший в Древний Египет, упомянул в одном из своих путешествий важность домашних кошек. Геродот писал, что в Древнем Египте любимая кошка считалась другом и членом семьи. Когда кошка умирала, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь.

В пустыне на окраине города Бени Хасан в 1888 году египетский фермер наткнулся на захоронение нескольких тысяч кошек. Их тела были искусственно мумифицированы, что говорит о трепетном отношении к ним со стороны хозяев.

Некоторые древние боги и богини изображены в виде больших кошек. В облике домашней кошки была представлена богиня Бастет. Все кошки считались ее проявлением, а сама Бастет изображалась в виде молодой женщины с кошачьей головой. По той причине, что домашние кошки были известны своим таинственным и скрытным характером, а также способностью видеть в темноте, Бастет и все ее земные проявления стали ассоциироваться с царством мертвых.

Божественная роль кошек в Древнем Египте. Кот, Древний Египет, Длиннопост

Согласно Геродоту, популяции кошек вокруг храмов города Бубастис были настолько большими, что их регулярно приносили в жертву богине, а тела мумифицировали и продавали паломникам в качестве реликвий. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, ее погребали с игрушками, любимыми ею при жизни и даже с мумиями мышей. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный в том числе и золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенные саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э).

Кошки стали очень важным и общим священным символом, стали появляться на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний.

Древнее египетское законодательство запрещало убийство кошек, за исключением, конечно, когда это делалось для жертвенных целей. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищени собственности фараона. Более того, когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

С кошками связана любопытная история, по которой (согласно историку Птолемею), в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они были хорошо видны (по другой версии кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога вплоть до завоевания страны греками.


Они живут рядом с нами уже более 10 тысяч лет и до сих пор остаются самыми таинственными и загадочными существами.

На протяжении веков к семейству кошачьих относились по-разному. Им приписывали сверхъестественные и мистические свойства, которые часто пугали и отталкивали суеверных граждан, доходя порой до кровопролития.


Но в истории было время, которое кошки, если бы могли говорить, смело бы назвали золотым — в прямом и переносном смысле.

Речь идет, конечно же, о Древнем Египте, где грациозных животных буквально обожествляли. Их увековечивали на папирусе и плитах гробниц. На эти цели не жалели никаких средств и драгоценных металлов.


Образ кошки был тесно связан с понятиями добра, любви, плодородия, материнства и защитной силы. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек и молились, чтобы боги послали им столько же детей, сколько котят изображено на их амулетах.

Богиня домашнего очага

Недалеко от дельты Нила в городе Бубастис находился религиозный центр богини-кошки Бастет. Она была дочерью верховных богов Осириса и Изиды и занимала особое место в египетской мифологии.


Богиню домашнего очага, олицетворявшую солнечный и лунный свет, часто изображали как женщину с кошачьей головой.

Дети носили амулеты с изображением Бастет, чтобы богиня защищала их от болезней и укусов скорпионов. В отдельных случаях, им даже делали татуировки с изображением кошки.

Но Бастет была не единственной богиней в кошачьем обличье. В древнеегипетской Книге мертвых можно встретить изображение Великого Мату – светлого кота, спасающего людей от змея Апопа, олицетворяющего хаос и зло.


Мумификация

Древнеегипетские кошки напоминали современных представительниц абиссинской породы. Они были среднего размера, худощавыми, рыжеватого окраса. Сегодня мы знаем об этом благодаря кошачьим мумиям, которых нашли археологи.


Смерть кошки была настоящей трагедией для любой египетской семьи. Траур по умершему животному длился около 70 дней, а члены семьи в это время брили головы и брови в знак утраты.

Умерших животных оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и бальзамировали. Чтобы домашние любимицы «хорошо себя чувствовали» в загробном мире, к ним в могилу клали игрушки, с которыми те любили играть при жизни.


Мумия помещалась в известняковый или деревянный саркофаг, иногда украшенный золотом, если животное обитало в доме богача.

Страсти по кошачьим

Культ кошки однажды сыграл с египтянами злую шутку. Персидский царь Камбиз II, зная о священном статусе животного, использовал запрещенный прием при осады пограничного города Пелузия в 525 году до н. э.

Армия персов, по рассказам греческих историков, не могла захватить укрепленный город, и пошла на хитрость. Камбиз велел каждому солдату нести кошку в качестве живого щита.


Фараон Псамметих III не мог отдать приказ атаковать, ведь от копий и стрел могли пострадать невинные кошки. Египтяне сдались без боя, а персидский царь Камбиз основал 27-ю династию, завоевав Египет.

Товарно-кошачьи отношения

На берегах Нила кошек приручили за тысячу лет до распространения в других странах. Египтяне сами всячески препятствовали тому, чтобы кошек вывозили, ведь это значило, что животных отняли у фараона — за это преступление грозила смертная казнь.

Зная о ценности египетских кошек, финикийские торговцы, рискуя жизнью, похищали и продавали животных в другие страны. Египетские путешественники, зная об этой нечистоплотности в товарных делах, покупали и выкрадывали кошек, если видели их в чужих краях.


Но настолько влиятельный и заразительный культ кошек не мог слишком долго оставаться в стороне. Статуэтки, амулеты и музыкальные инструменты с изображением кошек были найдены в Тулузе (Франция), а на территории Великобритании археологи обнаружили массовые захоронения кошек.

Около 1500 года до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму и Китай, но кошка оставалась редким зверем вплоть до начала нашего тысячелетия.

Кошки Древнего Египта

В Египте во время исследования пирамиды фараона Усеркафа найдено более двухсот мумий кошек и других животных. По мнению археологов, в период 664–332 годов до н. э. здесь проводились ритуальные захоронения кошек в честь Баст, или Бастет, — древнеегипетской богини радости, веселья, красоты, любви и плодородия.

Египтяне были одним из первых народов, занимавшихся крупномасштабным сельским хозяйством. Из года в год повторяющиеся в одно и то же время разливы Нила и плодородная почва его долины позволяли египтянам развивать высокопродуктивное по меркам Древнего мира сельское хозяйство, а на его основе строить общественные институты и государство.

Этот народ разработал и использовал особую форму управления водными ресурсами, известную как бассейновое орошение. Данная практика позволяла контролировать подъем и снижение уровня реки. В области посева была сформирована перекрестная сеть земляных валов. После разлива Нила вода оказывалась в ловушке в бассейнах, образованных валами. Эта сеть удерживала воду дольше, чем она задерживалась естественным образом, позволяя земле пропитаться влагой для последующего посева сельскохозяйственных культур. Затем остававшаяся в бассейне паводковая вода перенаправлялась в другие бассейны, нуждавшиеся в больших объемах воды.

Таким образом, несмотря на засушливый климат Северной Африки, бассейновое орошение позволяло египтянам выращивать как продовольственные культуры, особенно зерновые, такие как пшеница и ячмень, так и технические сельскохозяйственные культуры — лен и папирус. Садоводство и огородничество также развивались в качестве дополнения к полевой посадке. Посадки под огородные и садовые культуры, как правило, занимали места выше затопляемых участков, в отдалении от поймы Нила.

Богатые урожаи нужно было хранить и защищать от посягательств грызунов, и вот тут на помощь людям пришли кошки, которые прекрасно справлялись с этой задачей благодаря своим природным качествам охотника. Поэтому еще в III тысячелетии до н. э. древние египтяне начали одомашнивать кошек. Люди называли их Mau. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где хранилась пшеница, жизненно важная для этого сельскохозяйственного народа. А охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьезных заболеваний, таких как чума. Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

Вскоре многие египтяне начали оставлять для кошек еду, чтобы они навещали их дома более регулярно. Вскоре почти во всех египетских семьях появились эти животные, умевшие держать грызунов на расстоянии. Кошки наслаждались жизнью с людьми, поскольку у них всегда имелся доступ к пище (грызунам, а также к еде, оставленной для них человеком), и они могли избегать угроз, таких как крупные хищники, а египтяне получали союзника в борьбе с вредителями. Таким образом, выигрывали и кошки, и люди.

Спустя время в египетском пантеоне появилась богиня Баст, изображаемая с кошачьей головой, а домашняя кошка стала почитаться как символ и воплощение этой богини. Именно со времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Они были связаны со многими религиями во времена Древнего Египта. Например, богиня Мафдет, похожая на гепарда, была одним из самых ранних божеств Египта. Ей поклонялись те, кто искал защиты от ядовитых существ, таких как змеи, а также как воплощение справедливости.

Баст стала самой известной среди всех «кошачьих» богинь. Она была наполовину кошкой и наполовину женщиной, ей поклонялись как хранительнице домов, защитнице от зла и болезней. Также ее связывали с женственностью и плодовитостью, в ее честь регулярно проводился фестиваль, один из самых больших праздников в Египте. А еще Баст была единственной, кто представлял прирученную кошку.

Кошки превратились в священный символ, появляясь на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство Древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний.

Древнее египетское законодательство возбраняло убийство кошек. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищению собственности фараона. Более того, когда египтяне отправлялись в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

С кошками связана любопытная история, по которой (согласно Птолемею), в 525 году до н. э. эти животные решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепления и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Царь отдал приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они были хорошо видны (по другой версии, воины просто нарисовали кошек на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с кошками, фараон не осмелился обратить оружие против врагов, боясь убить священных животных. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее кошки в Египте не утратили своего положения вплоть до завоевания страны греками.

О египетских кошках писал даже Геродот: «К каждым священным животным египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Свое благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: после молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбу в пищу животным».

Также Геродот писал, что в Древнем Египте любимая кошка считалась другом и членом семьи. Когда кошка умирала, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, их погребали с игрушками и даже с мумиями мышей. А питомцы богачей заворачивались в тканое льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову им накладывались золотые маски. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный в том числе и золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. А еще есть свидетельство Геродота, что при пожаре египтяне первыми спасали именно кошек, а не людей.

Культ богини-кошки Баст в Древнем Египте был запрещен указом в 390 году. После этого интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, но больше не являлись объектами поклонения, а превратились просто в любимых домашних питомцев.

И вот недавно в пирамиде фараона Усеркафа при раскопках был обнаружен звериный некрополь, где было найдено более двухсот мумий кошек, а также их позолоченные статуи и бронзовая скульптура их покровительницы Баст. И это не удивительно: по оценкам археологов, количество мумифицированных животных в Древнем Египте достигает цифры в семьдесят миллионов. Помимо кошек в вечную жизнь отправлялись ибисы, крокодилы и собаки. А еще один священный представитель фауны, жук-скарабей, символизирующий счастье и успех, в мумифицированном виде ранее не попадался. Первое подобное открытие было совершено именно сейчас в некрополе пирамиды Усеркафа.

Сегодня кошки являются самыми популярными домашними животными. Согласно статистике, они живут примерно у 35% людей. Россия находится на третьем месте в мире по количеству домашних кошек, их у нас 12,5 миллиона! А на первом месте США — там на каждую семью приходится более двух пушистых мурлык. Причем только 3% американцев покупают кошек у заводчиков, большинство семей берут питомцев из приютов или с улиц. И это отличная традиция!

Читайте также: