Как выступают кошки в цирке

Опубликовано: 26.03.2024

Когда цирк появлялся в городе, главной достопримечательностью обычно не был жонглирующий клоун или акробатический канатоходец. Вместо этого толпы людей стекались к палатке, чтобы увидеть экзотических больших кошек, а также отважных дрессировщиков, которые ими управляли. Нет сомнений, что работа укротителя львов была чревата опасностями, но многие наслаждались долгими карьерами на арене. Примерно в 1920-е годы методы дрессировки больших кошек начали меняться, и поощрению стало отдаваться предпочтение перед тактикой запугивания и наказания. Животные, используемые в цирковых представлениях, как правило, рождаются в неволе и работают с раннего возраста, что позволяет их дрессировщикам медленно завоевать их доверие, чтобы научить их впечатляющим трюкам, от которых не устанет толпа.

Методика обучения

Цирки часто путешествовали по стране, оставаясь на одном месте только в течение нескольких дней. После прибытия в цирковую палатку или во время установки палатки укротитель львов практиковал свои действия с большими кошками. До 1920-х годов, избиение животных в подчинении часто было предпочтительным методом обучения, но вскоре было обнаружено, что награждение их едой было гораздо более эффективным и более гуманным способом их обучения.

Хамада Кута и львёнок

Время кормления

Очень важно, чтобы большие кошки были хорошо накормлены и отдохнули перед выступлением, иначе они с большей вероятностью не подчинятся приказам и станут жестокими, если будут голодными и возбужденными.

История цирковых выступлений с участием хищников

Постройка клетки

В то время как укротители львов переодеваются в свои ослепительные костюмы, вокруг кольца устанавливают сетку или металлическую клетку, чтобы защитить зрителей от больших кошек или, по крайней мере, помочь им чувствовать себя непринужденно в присутствии животных. После выступления её нужно будет снять, чтобы не мешать обзору для публики.

История цирковых выступлений с участием хищников

Подготовка реквизита

Реквизит, такой как палки, кнуты и пистолеты, часто использовался для шоу или для использования в качестве последнего средства, если что-то пошло не так. Однако, одному американскому дрессировщику также требовался и стул. Львы были смущены его четырьмя ногами, не зная, на какой из них сосредоточиться, и поэтому были успешно отвлечены от нападения.

История цирковых выступлений с участием хищников

Главное событие

Некоторые укротители львов пытались втиснуть в свои действия как можно больше кошек, при этом на ринге одновременно находилось до 12 львов и тигров, иногда они образовывали пирамиду из животных. Другие сосредоточились на эффектных трюках с отдельными животными, заставляя их ходить по канатам, прыгать через обручи огня и даже ездить на лошади.

История цирковых выступлений с участием хищников

Шокирующие трюки

В то время как многие укротители львов держали безопасную дистанцию между собой и своими животными, другие подходили близко, пытаясь по-настоящему поразить толпу. Русская исполнительница Ирина Бугримова часто кормила львов из собственного рта, откидывалась на спинах и каталась с ними на трапеции или мотоцикле. Также видели, как она дралась со зверем на арене.

Ирина Бугримова на арене цирка

Хотя большинство выступлений заканчивалось без инцидентов, иногда львы бунтовали против своего дрессировщика. Это обычно приводило к нескольким незначительным царапинам и следам укусов, но после одной особенно жестокой атаки Мейбл Старк осталась с сапогами, полными крови и ран, которые требовали 378 швов. Тем не менее, она вернулась на ринг всего через несколько недель.

Укротительница хищников Мейбл Старк

Шоу должно продолжаться

Даже когда животные набрасывались, дрессировщики старались сохранять спокойствие и не паниковать, опасаясь, что их выступление будет отменено или их любимые животные будут убиты.

История цирковых выступлений с участием хищников

Литература: All about history (Issue 48, 2017)

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал, ведь дальше будет ещё интересней!

Есть сведения, что ещё в Древнем Египте охотники использовали дрессированных кошек, чтобы они в густых зарослях дельты Нила ловили и приносили птиц и рыб. Может быть, эти кошки принадлежали охотникам, а может быть, тем, кому шла добыча. Однако, для некоторых кошек египтяне выделяли участок земли, весь доходе которого шёл на их содержание.

Сведения о выступлении кошек «на потеху публике» появились значительно позже. К примеру, г-н Менье с 1872 по 1875 годы наблюдал на улицах Лондона маленький цирк на колёсах, где в клетке были канарейки, щеглята, воробьи. «Весь этот крохотный пернатый мирок, - пишет далее г-н Менье, - жил в замечательной дружбе с красивым котом тигровой масти, который безропотно позволял товарищам клевать себя и в то же время предобродушно посматривал на полдюжины маленьких мышат, преспокойно игравших между его лапами.»

Примеры выступления кошек в цирках можно найти и в художественной литературе. Откроем книжечку И. Деркачёва «Среди животных», изданной в 1905 г. В рассказе «Пантелен» читаем:

«Самая знаменитая труппа четвероногих актёров принадлежала одному французу. Он давал свои представления в окрестностях Парижа в 1865 году. Труппа состояла из пуделей, болонок и кошек.»

В другом рассказе «Кошка-танцор» Деркачёв пишет:

«Научить кошку какому-нибудь искусству очень трудно. Если хотите выучить её фокусу, то вы должны быть с нею очень кротки и гораздо терпеливее, чем этого требует от вас собака». Далее автор рассказывает про русского солдата, выучившего кота танцевать под дудочку камаринского, который не только ходил на задних лапках, но и перевёртывался, кувыркался.

Можно предположить, что солдат подсмотрел нечто характерное в поведении кота, закрепил это своей системой дрессуры и под плясовую веселил всю роту на привалах. Он учёл и использовал всё, что коту было дано природой, но более всего он «любил их, как только любят детей».

Знаменитый французский натуралист Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707-1788) полагал, что кошек нельзя дрессировать, ибо «нельзя побороть вложенные в них инстинкты праздности и разбойнических наклонностей». И только через 100 лет это заявление было опровергнуто. Кошки стали выступать: ходить по горлышкам бутылок, по канату, ездить верхом на собаках, участвовать в пантомимах и антрэ.

Настоящие цирковые дрессировщики считали дрессуру кошек скорее укрощением, подводя их под категорию маленьких хищников, и никогда не доверяли их когтям. Некоторые дрессировали кошек очень

Никогда не были уверены в их поведении на арене под звуки музыки, свет прожекторов, шум разновозрастной публики.

Поначалу номера с кошками предполагали показывать в клетках, но репетиции показали, что это будет жалким зрелищем. А почему бы не показать пародию на дрессировку хищников? Например, можно одну группу кошек покрасить «под тигров», другим - надеть на шею «гривы», вместо рослого дрессировщика выпустить карлика. Сказано- сделано, В1880 г в окрестностях города Лилля (Франция) на манеже показали первую пародию с использованием выкрашенных кошек и юноши-карлика 17-и лет, ростом в 62 см. Успех был ошеломляющим! Роль мнимого укротителя сводилась лишь к эффектной работе хлыстом и поклонам почтеннейшей публике. «Хищники», пугаясь щёлкающих звуков хлыста «очень натурально» прыгали и носились по клетке. С этим номером объездили всю Европу и всё шло хорошо, пока однажды на воскресном утреннике в бродячем цирке городка Бопре Сюр-Сон не произошло ужасное событие. Возможно, по неосторожности, хлыстом сильно задели одного кота (а может и подстегнули его - кто знает), и тот бросился на очередного «укротителя» лилипута, вцепившись ему в лицо. Это спровоцировало и других котов, которые в один миг оказались на маленьком человечке, облепив его, как муравьи. Исполнитель роли дрессировщика надолго выбыл из строя, замены ему после такого инцидента не нашли и номер больше не возобновляли.

Тем временем дрессура кошек делала большие успехи. Коты стали ходить по горлышкам бутылок, «служить», прыгать через горящие обручи и т. п. Пришёл громкий успех к новым «кошачьим повелителям»: Те-шоу, Бартон, Мисс Клэр, Мисс Аба-ди. Особенно прославился голландец Боннетти, который удивительно понимал природу кошек, их психику, инстинкты. Боннетти, изучив все кошачьи повадки, у одного из своих «артистов» использовал утончённую манеру брать пищу только с тарелки, у другого - сибаритство, у третьего - изысканную вежливость. Его группа из 20 артистов составилась, можно сказать из «отборных» котов. Дрессировщик был неутомим в работе. Он часами занимался с кошками, пользуясь только ласковыми словами и лакомством. Все животные выделывали самые замысловатые трюки и объездили со своим покровителем все города Европы.

Лучшим из лучших в его труппе был, несомненно, кот Томек, который прыгал через 14 стульев, как писали в афишах, «без разбега. », то есть по команде с места. К великому огорчению Боннетти, ранней весной в Брюсселе «любимец публики» исчез. Его долго искали, но безрезультатно. Было обещано вознаграждение и вот, на крыше одного из домов заприметили похожего кота в погоне за усатой красавицей. На «знаменитого артиста» организовали настоящую облаву, но всё было напрасно. Перепрыгивая на соседнюю крышу, Томек разбился насмерть. Боннетти был безутешен и в дальнейшем так и не нашёл замену талантливому коту.

Но уже в конце XIX в выступали и с такими номерами, которые иначе, как шарлатанство назвать нельзя. Например, популярностью, увы, пользовались знаменитые «поющие кошки». Непритязательная публика хохотала до упаду не думая, каким гнусным методом ублажает её слух так называемый «дрессировщик». Трюк основывался на действии электрических разрядов. Подготавливался помост подобие стола с несколькими ящичками (обычно хватало двух-трёх), в которые сажали наряженных кошек и пристёгивали так, чтобы зрители эту «хитрость» не заметили. В ящичках находились оголённые провода, соединённые с батареей, а сбоку помоста - кнопка, которой незаметно для публики пользовался «дрессировщик», он же дирижёр кошачьего дуэта, трио или целого хора.

В начале представления шёл рассказ о «трудностях спевки», потом объявлялся «репертуар» (какая-нибудь словесная абра-кадабра) и начинался концерт. Обычно «дирижёру» помогал ковёрный клоун (для отвлечения публики) или другой помощник, в то время, как незаметно нажимались кнопки. Кошки истошно вопили, публика «подтягивала», хлопала в ладоши, вызывала на «бис».

Такие номера варьировались и сошли с подмостков провинциальных театров только к 20-м годам XX в.

Кстати, набирать кошек для очередного «концерта» не составляло труда - их просто отлавливали перед представлением в нужном количестве, а после выступления отпускали на все четыре стороны. Подобные трюки, никак не связанные с настоящей дрессурой, проделывали с курами, гусями, зайцами, применяя к этим зверям разные другие «хитрые штучки».

До выхода на арену знаменитых братьев Дуровых, в конце XIX в с кошками в разные годы выступали в цирке Чинизелли клоун Вильям Ольшанский, клоун Козлов, у которого кошки мчались на спинах собак и перескакивали через горящие обручи. Очень простенький номер с кошкой показывал клоун Бабушкин. Он просто сажал ее на табурет и читал вот такие стишки:

Господа, вот картошка, Я даю ее кошке. Она повернется А вы бейте в ладошки И кричите: «Браво кошке!»

Перед первой мировой войной (1914 г) публику удивляла дрессировщица Смарагда с 14-ю кошками. Писали и о другой женщине - мисс Бранди, которая показывала 18 кошек. Они прыгали в огненные кольца, ходили на передних и задних лапах, лавировали между горящими керосиновыми лампами, а также балансировали на отверстиях этих ламп. Этот последний номер никогда более никто не повторил.

Дрессура русского цирка связана с именами Ан. и Вл. Дуровых, которые отбросили методы «выколачивания» нужных результатов из четвероногих. У Анатолия Дурова первоначально было мало животных, а 4-х кошек он добавил лишь в 1890 г, которые проделывали у него разные «фокусы» не хуже людей. Кот у него ходил, например, по канату. Владимир Дуров достигал поразительных результатов, по его выражению, только вкусотерапией. И у него в номере «Железная дорога крыс» (1892 г) участвовали кошки, где роль начальника станции доверили, конечно, коту. Все, что происходило на арене, клоун остроумно комментировал. Позже, в Театре зверей им. Дурова, в спектакле «терем-теремок», среди пятидесяти животных выступала серая пушистая кошка Дымка. По ходу действия она привозила на тележке мешки с мукой, которую перетаскивали на кухню поварята - крысы. А в концертном номере выступал кот Барсик. Он ловко ходил по колышкам, расстояние между которыми было порядочным - 20 сантиметров.

И сейчас цирковые артисты включают в программы отдельные номера с дрессированными кошками и даже строят целые представления,- рассчитанные на большой «творческий коллектив - усатых артистов». В 1991 г Ю. Куклачёв создал «Театр кошек», а впервые на арену с кошками клоун вышел в 1971 г. В одном из интервью Куклачёв сказал: «Кошки «родили» меня». Когда же его называют дрессировщиком, он вполне серьёзно отвечает: «Ещё не известно, кто кого дрессирует, я их или они меня.»

Очень многие владельцы кошек обучают их нехитрым трюкам. Во Франции, например, хозяин играет с котом в пинг-понг (эти кадры показывали по телевизору). Мужчина, как и полагается, с ракеткой в руке, а вот полосатый гладкошерстный кот отбивает через сетку шарик лапами. Киносъёмка запечатлела такие пассы кота, после которых его хозяин признал себя побеждённым. А ведь «техника обучения» проста. Известно, что все кошки любят погонять лёгкий шарик, а француз стал этот шарик поднимать с пола и бросать коту. Тот ударял по нему лапой, шарик опять попадал в пол и отскакивал. Потом хозяин взял в руку ракетку, кота приучили к поверхности стола и постепенно игра превратилась в интересное спортивное зрелище. Только последовательность, терпение и ещё раз, терпение помогли французскому хозяину сделать своего кота знаменитым теннисистом.

А чем хуже наши коты? Знавала я многих, которые и лапку умели подавать, и прыгали через обруч, но только один из них, кот с редкостным именем Мюллер, обучался цирковым премудростям, вероятно по методу дедушки Дурова - на любви к вкусненькому. Жил кот - красавец и умница - в семье супругов Мамыриных в Ленинграде. Его хозяин, наблюдательный Борис Александрович (по профессиифизик), играя с котом, закрепил многократным повторением, лакомыми кусочками и похвалой способности кота. Маленький домашний цирк создавался шаг за шагом для гостей, внучки, для себя и. .для самого кота. Кот подавал лапку, играл в перетягивание каната, танцевал лезгинку, выполнял команды: служи, ложись, кругом, барьер, кольцо, пора спать, пожар (бежал звонить в колокольчик) и многие другие. А ещё он крутил шарманочку, прыгал через обруч, , «музицировал» на пианино, звонил в колокольчик, приглашая к столу и ел, сидя на отдельном стуле, с вилочки. С тех пор прошло много лет, но я больше не встречала такого талантливого кота в отдельно взятой семье. Конечно, котов с цирковыми задатками много, вот только хозяевам их недосуг развивать.

Так с чего же начинать обучение кошки какому-нибудь не сложному трюку? С любви, ласки и терпения. С игр и наблюдений. Почаще берите в ладонь кошачью лапку - с этого когда-то начал обучение «хорошим манерам» нашего кота Акбара мой старший брат, и кот до конца своих дней приветствовал всех «лап-копожатием». И помните: никакого принуждения, нужно лишь учесть и использовать всё, что кошке дано природой. Только не ждите сиюминутных результатов.

Анастасия Мельникова

— Цирк многие не любят, потому что считают, что там издеваются над животными. Это мнение порой подкрепляют доказательствами — некими видео в интернете. Что вы отвечаете в таких случаях?

— Тема для меня очень актуальная. Я болен цирком и готов говорить об этом часами. Да, и мне дико обидно, ведь это — грязная политика, которая действительно работает. Ее цель — воздействовать на нормальных людей, манипулировать ими.

— Кто этим занимается?

— Так называемые зеленые организации, не «Гринпис», а другие, которые в нашей стране только зарождаются.

В мире они работают по определенной схеме: появляются новые кандидаты на какую-то определенную должность во власти, продвигаются какие-то партии и начинают придумывать ходы. Чтобы заявить о себе, им нужно создать проблему — политическое пугало — а потом заставить о ней рассуждать.

— Что вы отвечаете на обвинительные реплики вроде «вы перевозите животных в маленьких душных контейнерах, держите в неволе, дрессируете»?

— Давайте вопросом на вопрос. Что отвечают люди, перевозя собаку самолетом и сажая в маленькую переноску, которую еще не всегда разрешают брать в салон? И ведь эта собака тоже, по сути, в неволе живет и перевозится.

— Это же домашнее животное, а не дикое.

— Какая разница? Да, собакам и кошкам действительно удобно с людьми. Но почему те, кто пишет мне в соцсетях злобные комментарии, решили, что льву, который изначально рожден в цирке, среди людей, плохо живется? Он не знает другого, не знает дикой природы. Это по факту такое же домашнее животное, только экзотическое. Или, например, белые тигры. Они появились как исключение из правил, но потом люди решили их разводить. Такие животные не могут охотиться из-за отсутствия маскировки. Можно ли назвать их дикими?

Здесь такая логика просто ломается — и у хейтеров нет ответа на этот вопрос.

— А у вас есть.

— Да. Для меня нет разницы между так называемым домашним животным и экзотическим, воспитанным в неволе. Большинство собак живут в небольших квартирах. И их хозяева обычно думают: «Моей собаке со мной хорошо». Так и моим тиграм хорошо. Животное в цирке доживает до 16-18 лет — глубокой старости, его любят, за ним ухаживают, его хорошо кормят, лечат, если нужно. На воле они бы жили в лучшем случае до пяти-шести лет.

— Почему такая разница — там слишком опасно?

— В дикой природе у них — постоянная битва за выживание. Они должны искать себе еду, а это борьба, часто кровавая. Если зверь ранен, никто ему не поможет — не вылечит, не выходит. Он просто умрет — от болезней или от голода. Или найдется кто-то сильнее его, и тогда животное погибнет в схватке.

Чтобы понять реальную картину, достаточно посмотреть не пропагандистское видео, а любое профессиональное документальное кино о живой природе.

Мне пишут: «Посмотрите фильм «Дамбо». Отвечаю: «Вы хотите, чтобы дрессировщик, работая с животными всю жизнь, из фильма про компьютерного слона, который на компьютерных ушах летает по Африке, что-то для себя почерпнул?» Это то, что я называю мультяшным мышлением.

— Вы же смотрели ставшее вирусным видео с эпилептическим приступом у тигра на выступлении цирка Багдасаровых в Магнитогорске?

— Его приводят в пример, когда пытаются доказать, что дрессура способна вызвать эпилепсию. Но если это так, то где другие примеры, ведь сейчас у каждого второго есть камера в телефоне. Наберите в поисковике — и вы увидите только эти растиражированные кадры одного и того же случая. Никто не знает, отчего такие приступы случаются, их нельзя как-то остановить, можно только переждать.

На видео Артур Багдасаров сначала пытается понять, что с животным происходит: берет палку и проверяет зверя на чувствительность. Я бы тоже так сделал. Помощники пытаются вернуть тигра в сознание, обрызгав водой. Потом дрессировщик за хвост оттаскивает животное в безопасное место, подальше от других хищников, которые в такой момент будут инстинктивно пытаться броситься на слабого. Их, думаю, сдерживала Карина Багдасарова, которая также была на манеже.

Зоошизики, которые, в отличие от зоозащитников, с животными никогда не работали, пишут: «Тигру стало плохо, а его бьют палкой». Начинается хайп, и мало кто задается вопросом: «А зачем это дрессировщику? Он что, дебил — специально жестоко (как они думают) обращаться с животным на арене?»

— Как с этим можно бороться?

— Только информацией и призывом к здравому смыслу. Ведь кроме зоошизиков, тех, кто зарабатывает на этом деньги или хайп, есть и просто люди, поддающиеся влиянию. Если большинство информации, которая им попадается, против цирка, значит, они тоже против. Но если с ними пообщаться, они меняют мнение.

— Как вы относитесь к передвижным циркам, как нужно регламентировать их работу?

— Конечно, на уровне закона. Этим мы занимались, когда помогали готовить закон «Об ответственном обращении с животными». Правда, изначально некоторые странные «эксперты», которые попали на обсуждения, пытались вписать в него вещи вроде «лошадь не предназначена для того, чтобы на ней ездить» и провести запрет катания на них. Еще хотели прописать стандарты цирковых вольеров, практически невыполнимые в городе. Все цирки стали бы тогда вне закона.

— Есть ли у передвижных цирков отдельные стандарты?

— Нет, животные там считаются личными. Никто же не регламентирует проживание кошки в квартире. Как хочешь — так и обращайся. У вас есть обязательства по отношению к своей собаке? Здравый смысл. Вот и здесь пока так же, хотя надо регламентировать, кто имеет право дрессировать животных, и так далее.

— А что насчет лошадей для катания? Они не сидят в клетках, но их эксплуатируют…

— Смотря как драматизировать ситуацию. Я знаю, что подавляющее большинство людей, содержащих лошадей, безумно их любят. Любой нормальный человек, который работает с животными, он сердобольный.

Что скрывает Юрий Куклачёв

Перевод – knibolo

Замолчавшие свидетели, таинственные судебные разбирательства, исчезающие улики, учёные и доктора-шарлатаны, клоуны-садисты — что-то вроде фильма ужасов, не так ли? Возможно. Но, как выяснилось в ходе нашего расследования, такова мрачная реальность Московского театра кошек.

Нам кажется, что несмотря на заявления Куклачёва, будто «ни одна организация, защищающая права животных, не препятствовала деятельности цирка»[1], нелицеприятная правда такова, что существует достаточное количество людей опровергающих это, а также имеется опубликованная информация о жестоком обращении с животными в Театре кошек, которая замалчивается Куклачёвым.

Всё это началось, когда 34 блоггера со всей России получили уведомления, что против них могут быть поданы судебные иски, если они не уберут со своих сайтов сведения, якобы порочащие Юрия Куклачёва и Московский театр кошек [2]. В результате в настоящее время стало гораздо сложнее найти информацию о предмете. Мы решили отыскать пару человек, которые всё ещё выступают против Куклачёва, и то, что мы от них услышали, нас возмутило.
Миша Вербицкий, математик, блоггер и администратор сайта. Один из пользователей на его сайте опубликовал песню, в которой упоминался Куклачёв («…и этот …баный Куклачёв»), и получил грубое предупреждение, содержавшее требование удалить текст с его сайта.

Вот это требование.

«На вашем ресурсе размещена информация заведомо лживого, клеветнического характера, оскорбляющая честь и достоинство народного артиста России Юрия Куклачёва, а также порочащая репутацию государственного учреждения культуры города Москвы Театр кошек Куклачёва».

Для автора оригинальной песни этого было достаточно, чтобы изменить её текст, а Миша выложил эту историю в своём персональном блоге. Полгода спустя он получил повестку в суд, так как запись в его блоге «подрывает репутацию государственного института», что, как заметил Миша, «является в России серьёзным бизнесом».

Misha Verbitsky

Миша согласился ответить на наши вопросы о своих претензиях к цирку.

Здравствуйте, Миша. Вы можете описать акты жестокости, имевшие место в цирке?

Множество. Свидетель утверждает, что Куклачёв, чтобы выдрессировать кошек прыгать побыстрее, использует электронагреватели, что приводит к ожогам кошачьих лап, часто весьма опасным. Бывший куклачёвский ветеринар видел, как как Куклачёв, дрессируя кошек, чтобы те сидели неподвижно на своих местах, надевал им петлю на шею, поэтому, если кошки прыгали, они могли быть просто задушены (не до смерти, но приятного мало).

Вы выдвигаете серьёзные обвинения. Есть ли у вас надёжные источники, подтверждающие их?

У меня в суде есть свидетели, чтобы оппонировать по делу, начатому Куклачёвым. Судья отказался принять эти доказательства, ссылаясь на то, что это личное мнение свидетелей. Тем не менее, в случае ещё одного разбирательства у меня есть достаточно надёжные обоснования, я считаю.

Куклачёв утверждает, что он использует «любовь» для дрессировки кошек. Что вы об этом думаете?

Помимо прочего, Куклачёв является ещё и членом Российской академии естественных наук (РАЕН) [3], профессиональной организации, культивирующей разного рода лженауку, и он использовал своих кошек в химических опытах, проводимых одним самых бесстыжих шарлатанов РАЕН (Виктором Петриком) [4][5]. На сайте Петрика есть письма от Куклачёва, описывающие подробности этого химического эксперимента. Кроме того, Куклачёв является последователем [6] псевдоцелителя Мирзакарима Норбекова [7], тоже из РАЕН. Куклачёв применяет лечебную программу Норбекова к детям, посещающим его театр.

Полагаю, что такая «любовь» заслуживает такой же степени доверия, как «целительство» Норбекова или экзотическая химия Петрика.

Известно ли вам о протестах против цирка в других странах?

Нет, Израиль — это первый случай.

А как обстоят дела в России? Протестовали ли какие-либо организации, защищающие животных, против использования животных в цирке?

Нет, Куклачёв — это же настоящая икона для советских эмигрантов, которые были детьми в семидесятые годы, когда его было много на телевидении, и его представления были нацелены в основном на детскую аудиторию. В этой демографической группе не так уж и много защитников животных. Вот потому-то куклачёвская жестокость по отношению к животным стала достоянием гласности совсем недавно, а потом он пытался зажать информацию в интернете, но это дало обратный эффект.

Бизнес, построенный на цирке с животными, в России внушает ужас, но никого это особенно не заботит — публика изголодалась по развлечениям

После интервью с Мишей мы решили узнать побольше о Викторе Петрике, для которого, предположительно, Куклачёв ставил опыты на своих кошках. Мы нашли кое-какую интересную информацию: Петрик, самопровозглашённый «академик», считается близким многим политикам в Москве, включая г-на Путина. С другой стороны, учёные и академики считают его не более чем мошенником.

Подтверждение того, что Куклачёв и в самом деле ставил опыты, мы нашли на собственном сайте Петрика [8] — это письмо, направленное Куклачёвым Петрику, в котором, он поблагодарил Петрика за возможность поставить опыты и рассказал о результатах. Из письма очевидно лишь то, что Куклачёв давал своим кошкам неизвестный препарат с неизвестным эффектом.

Цитата из письма:

“«…Получив от Вас в 2008 году медицинский препарат… мы провели с ним эксперимент на питомцах нашего театра. В результате внутреннего (с питьём) и наружного (для лечения ран и царапин, наносимых кошками друг другу и работающим с ними людям)…»

Letter sent to Petrik from Kuklachev

Letter sent to Petrik from Kuklachev

Опыты на животных, с этической точки зрения, безнравственны, а испытания неизвестного вещества на животных театра является безответственным и опасным действием.

Однако у Куклачёва нет юридических проблем, так как в России не существует закона, защищающего животных. Попытка провести такой закон натолкнулось на вето президента Путина в 2000 году [9].

Таким образом можно объяснить, почему все дискуссии в российских судах, связанные с исками Куклачёва, ни разу не коснулись жестокого обращения животными.

Свидетельство ветеринара

Одним из главных свидетелей по делу является д-р Николай Логинов, известный ветеринар, работающий в этой области 33 года. Логинов — основатель и директор организации, обеспечивающей ветеринарную поддержку цирков в России. Он обслуживал Куклачёва в течение многих лет до те пор, пока тот в жёсткой форме не потребовал от него убраться.

Д-р Николай Логинов

Д-р Николай Логинов

В ответ на наше письмо доктор выразил радость от того, что история с жестокостью по отношению к цирковым кошкам стала достоянием гласности, так как теперь он «не чувствует себя одиноким в этой борьбе».

Д-р Логинов был рад ответить на наши вопросы:

Здравствуейте, д-р Логинов, не расскажете ли вы нам, какова была ваша роль в этом театре?

Я осуществлял ветеринарное лечение и оказывал связанные с этим услуги в Московском театре кошек с 1991 года. Куклачёв за лечение не платил, и наша клиника несла все расходы. Кроме того, я организовал поставки питания для животных из компании «MARS» в обмен на спонсорскую поддержку.

Вы можете рассказать о случаях жестокости в театре?

После того, как под давлением Куклачёва мы оставили нашу клинику, там в изоляторе оставались 25 больных и поправляющихся кошек. Лишь позже я узнал, что случилось с теми кошками. По распоряжению Куклачёва, эти кошки, которые приносили ему деньги в течение 10 лет, были убиты. Я был потрясён, и для меня было очень тяжело сосуществовать с этим фактом.

А что было со старыми кошками, которые по тем или иным причинам не могли участвовать в представлении?

Слишком старых кошек, а также тех, которые так или иначе не подходили, обычно убивали или выбрасывали, однако на людях Куклачёв утверждает, что находил им приют.

У вас есть какие-нибудь соображения, почему Куклачёв вас вдруг уволил?

Единственная причина конфликта между нами, когда я у него работал, было жестокое обращение с кошками. Так или иначе, я не мог оставаться в стороне.

Куклачёв попросил нас уйти из клиники, посте того, как убедил государственных чиновников в важности своего театра и начал получать от них бюджетное финансирование. На эти деньги, в том числе, он нанял трёх молодых ветеринаров.

Кое-кто думает, что вы говорите всё это о Куклачёве со злости. Что вы можете сказать этим людям?

Уверяю вас, у меня нет и мысли отомстить этому человеку. Я верю, что бог есть, и он всё видит. Единственная причина, по которой я настроен против Куклачёва, — это необходимость защитить кошек от него самого и его грязного бизнеса. В общем, я могу сказать этим людям, что моё отношение к Куклачёву основано на жестоком обращении с моими пациентами, которым была нужна моя помощь.

Спасибо вам большое! Можете ли вы что-либо добавить к сказанному?

Куклачёв рассматривает животных как механизмы, производящие деньги. Он смотрит на них с коммерческой, потребительской точки зрения. Чтобы бизнес был прибыльным, он рекламирует его пол всему миру как уникальный, особенно детям, как единственный такого рода в мире.

То, что мы услышали от д-ра Логинова, даёт очень неприятную картину холодного отношения к кошкам и свидетельствует о пренебрежении и жестокости.

Нет сомнений, что благодаря куклачёвским искам мы многого не знаем о Московском театре кошек. Тем не менее, представляется что реальность не такая радостная и счастливая, как это преподносится нам цирковыми публикациями.

А ведь существуют вещи, которые Куклачёв даже не пытается скрывать. «Борис сделал беременными 25 кошек», гордо заявляет он. Согласно Куклачёву, хотя бы одна беременность у кошки позволяет «предотвратить раковое заболевание» [10], на что любой ветеринар вам скажет, что у этого нет никаких научных обоснований. Каждый любитель кошек будет против такой практики, когда и так полным-полно выброшенных на улицу и умирающих там кошек.

Мы связались с импресарио театра в Израиле Леонидом Ландсманом, чтобы спросить его, что он может ответить на эти претензии, но он отказался разговаривать с нами.

Интерес израильских средств массовой информации

Средства массовой информации опубликовали несколько статей о цирке. Помимо этого, в четверг на телевизионном шоу «Uvda» обсуждались и цирк, и кампания против него.

На видео есть Леонид Ландсман, требующий от фотографов прекратить съёмку клеток, в которые были помещены кошки. Кроме того, мы не пустили их в апартаменты в Ашкелоне, где кошки содержались между представлениями.

behind the scenes

Перевод титров: “Ладно, Игал, хватит, прекращай съёмку. Ну, давай же, хватит.”

Другой интересный момент, освещённый программой, — то, что заместитель директора Иерусалимского театра не была уведомлена, что она будет принимать кошачий цирк. Как она сказала, ей только сообщили, что это «детское шоу».

Программу можно посмотреть здесь.

О кампании

Кампания против кошачьего цирка стала стихийной инициативой обычных граждан, получившей импульс в течение считанных дней и наделавшей шуму по стране и вызвавшей споры в русской блогосфере.

Мы хотим поблагодарить всех тех, кто принял участие в этой кампании и надеемся, что она станет тем толчком, который приведёт к полному запрету в Израиле цирков с животными.

laranow
laranow 561 4 января 2021, 22:24

На днях в комментах к одному посту кто-то написал, что идет на представление в театр кошек Юрия Куклачева. Я сразу вспомнила разговор с одним циркачом по поводу знаменитого "любителя кошек".

Этот парень-циркач оказался моим соседом по длительному перелету лет так 12-13 назад. Мы проговорили всю дорогу, в какой-то момент речь коснулась Юрия Куклачева, с которым тот пересекался за кулисами цирка. Свой точный вопрос я не помню, но врезался в память ответ моего соседа: он описал отношение Куклачева к своим "артистам" вне глаз публики как "печальное зрелище".

Комментарий сплетницы сподвиг меня на поиск более "обширной" информации о Куклачеве и его отношении к животным за кулисами его "уникального", "единственного в мире" театре кошек.

[Все фото сделаны во время представления в театре кошек Куклачева]


1. Из интервью Куклачева газете "Известия" о российском законе об ограничении использования животных в цирке и братьях Запашных:

— Многих цирковых деятелей возмутило решение власти внести поправки в закон о культуре, ограничивающий использование животных в творческой деятельности. Вы солидарны с коллегами?

— Люди, которые хотят принимать этот закон, рвутся к власти. «Зеленые» во всей Европе, используя власть, создают проблемы. Например, становится сложно вести дорогу. «Лес не вырубать»! Как не вырубать? А если дорога заканчивается, пешком дальше идти? Это маразм. Нужно дорога — вырубили лес, а рядом посадили столько же деревьев. И нет проблем. В Европе запретили использование животных, но на самом деле там всё хитро сделано. В Швейцарии запрещено выступать с животными, а Швейцарский цирк они сохранили. Но если ты приехал из России, то тебе тут же говорят про издевательство над животными. Идет уничтожение великого русского цирка. Лучшие дрессировщики мира были русскими. С Дуровыми, Запашными, Павленко никто в мире сравниться не может.


2. Из интервью с одним их самых известных и заслуженных ветеринаров России Николаем Логиновым.

Справка: благодаря инициативе Логинова, в СССР при Союзгосцирке была создана первая ведомственная ветеринарная служба. До этого около 80 тысяч цирковых животных в СССР рассматривались исключительно как сырье, а их лечение и вакцинация оставались на совести дрессировщиков - причем за свой счет. Как говорит Логинов, животные проживали короткую мученическую жизнь и часто умирали от инфекций. Оказавшись шефом всего этого хозяйства, Логинов взял курс на создание в каждом цирке ветеринарного пункта, при этом постоянно борясь с сопротивляющимися чиновниками.


В 1991 году Логинов основал ветеринарую службу в театре кошек Куклачева. Проработал он там до 2007 года, когда Куклачев его оттуда выгнал (причины ниже).

Итак, отрывки ветеринара из интервью организации Сatcircuscruelty, которая борется с использованием кошек в представлениях:

Вы можете рассказать о случаях жестокости в театре?

После того, как под давлением Куклачёва мы оставили нашу клинику, там в изоляторе оставались 25 больных и поправляющихся кошек. Лишь позже я узнал, что случилось с теми кошками. По распоряжению Куклачёва, эти кошки, которые приносили ему деньги в течение 10 лет, были убиты. Я был потрясён, и для меня было очень тяжело сосуществовать с этим фактом.

А что было со старыми кошками, которые по тем или иным причинам не могли участвовать в представлении?

Слишком старых кошек, а также тех, которые так или иначе не подходили, обычно убивали или выбрасывали, однако на людях Куклачёв утверждает, что находил им приют.

У вас есть какие-нибудь соображения, почему Куклачёв вас вдруг уволил?

Единственная причина конфликта между нами, когда я у него работал, было жестокое обращение с кошками. Так или иначе, я не мог оставаться в стороне.

Куклачёв попросил нас уйти из клиники, посте того, как убедил государственных чиновников в важности своего театра и начал получать от них бюджетное финансирование. На эти деньги, в том числе, он нанял трёх молодых ветеринаров.

Спасибо вам большое! Можете ли вы что-либо добавить к сказанному?

Куклачёв рассматривает животных как механизмы, производящие деньги. Он смотрит на них с коммерческой, потребительской точки зрения. Чтобы бизнес был прибыльным, он рекламирует его по всему миру как уникальный, особенно детям, как единственный такого рода в мире.


3. Высказывания этого же ветеринара одному из ведущих американских СМИ - VICE (перевод мой):

"Логинов рассказал VICE NEWS, что Куклачев-старший держал котов в голоде, чтобы они за еду выполняли его команды. Хотя Куклачев любит рассказывать, что кошек он тренирует "с любовью", Логинов рассказал, как он присутствовал на репетиции, во время которой Куклачев набрасывал на шеи кошек петли, чтобы научить их сидеть на высоких подставках: "Если кошка спрыгивала, она зависала на петле и не могла дышать".


Беседа с Логиновым был частью расследования, которое попытались провести журналисты VICE. На дрессировку их, конечно же, никто не приглашал. Журналисты посетили представление в Москве. Описывая его, они отметили экстремальность номеров, в которых участвуют кошки: ходьба на задних лапах, хождение по канатам и т.п. А также то, что десятки детей, посетивших представление, как минимум, вынесли из него несколько идей того, "как можно мучить своих питомцев".

Последнее замечание навело меня на мысль: что именно хотят донести родители до детей, когда ведут их на представления, где животные делают то, что категорически противоречит их природе?


4. В интервью другому крупнейшему американскому СМИ - Today, Куклачев упомянул, что пытается разглядеть в "своих" кошках конкретный "талант", предрасположенность и развивать это - например, ходить на передних лапах. Мысль журналиста Today по поводу этого высказывания циркача в контексте увиденного им представления (перевод мой):

"Исходя из увиденного, куклачевские кошки любят, когда он ими размахивает вокруг своей головы в то время как они пытаются удержать равновесие на кольцах, когда их запирают в кострюлях, а также любят ходить на задних лапах, толкая перед собой детскую коляску".


5. Любопытное высказывание Куклачева в интервью российскому новостному ресурсу BK55:

- Юрий Дмитриевич, а вы состоите в какой-нибудь организации по защите прав животных?

- Нет, вы знаете, я ни с кем не могу состоять, потому что сегодня организации по защите животных - это прикрытие, чтобы пробраться во власть. Так он вроде бы и никто, а тут - защитник. Вы думаете, почему в Европе так много подобных организаций? Потому что в них, большей частью, состоят геи. Парады с пропагандой их мировоззрения запрещены, а пропаганда защиты животных - нет. Вот так они через «зеленых» проникают во власть.


5. Какое-то время назад в Интернете стали появлятся свидетельства очевидцев о неподобающем отношении Куклачева в кошкам. Например:

"Кто-то упоминал о страшной вони и отчаянном голодном мяукании при перевозках, другие — о раскаленных плитках, на которые стряхивали животных, обучая вспрыгивать на плечи благодетелю. Упоминались выброшенные в мусорник утопленные котята".

Тут надо упомянуть, что сам Куклачев не скрывает, что животные театра не кастрированы, размножаются. Встает закономерный вопрос, куда деваются все ненужные циркачу и его театру котята?


Куклачев и его сын-приемник утверждают, что плохим обращением кошку невозможно заставить что-либо сделать. Тогда как именно можно "вежливо" показать кошке, как ходить на передних лапах - да еще и под огрушительный смех публики?

И вообще: если в театре кошек нет жестокости, почему бы не пригласить СМИ или блогеров на дрессировку, чтобы они поведали миру, что, да, кошек там любят? Вместо того, чтобы угрожать блогерам, которые опубликовали у себя в блогах показания свидетелей жестокого обращения с кошками в театре Куклачева, судом - как это делают представители главного любителя кошек России.

Читайте также: