Какие чувства вызывает кот ворюга

Опубликовано: 16.05.2024

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

14.01.2019

"Кот ворюга"

Паустовский К., рассказ "Кот ворюга"

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа "Кот ворюга" и их характеристика

  1. Рыжий кот. Сперва ворюга, потом милиционер. Наглый, хитрый, благодарный.
  2. Автор и Рувим. Рыбаки, любители природы.
  3. Ленька. Бесстрашный сын сапожника.
  4. Горлопан. Наглый и голосистый петух.

План пересказа рассказа "Кот ворюга"

  1. Отчаяние героев
  2. Проделки рыжего кота
  3. Похищение окуней
  4. Кот на березе
  5. Кот в подвале
  6. Бесстрашный Ленька
  7. Кот пойман
  8. Роскошный обед
  9. Кот-сторож
  10. Кот Милиционер

Кратчайшее содержание рассказа "Кот ворюга" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Рыжий кот довел своим воровством героев до отчаяния.
  2. Он воровал все - мясо, рыбу, молоко, а под конец украл десять окуней.
  3. Кот стащил колбасу и забрался на дерево.
  4. Кот спрятался под дом и Ленка выманил его плотвицей.
  5. Кота накормили и он стал сторожить дом.
  6. Кот проучил кур и его прозвали Милиционером.

Главная мысль рассказа "Кот ворюга"
Даже самый закоренелый преступник может встать на путь исправления.

Чему учит рассказ "Кот ворюга"
Рассказ учит тому, что воровать плохо. Учит не брать чужое без спросу. Учит любить животных. Учит тому, что наказание не всегда лучший выход. Учит уметь прощать. Учит помнить добро и учит благодарности. Учит беречь свои вещи.

Отзыв на рассказ "Кот ворюга"
Мне понравился этот рассказ и конечно больше всего сам кот-ворюга. Этот кот был беспризорным и потому добывал себе еду как только мог. За это нельзя наказывать животное, ведь люди сами виноваты в том, что кот остался один. Поэтому меня порадовало решение героев, а кот доказал, что если к животному относиться с любовью, то и оно будет вести себя также.

Пословицы к рассказу "Кот ворюга"
Сколько вору не воровать, а расплаты не миновать.
Легко воровать, да тяжело отвечать.
Знает кошка, чье мясо съела.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Своя рубашка ближе к телу.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Кот ворюга"
Герои были в отчаянии. Они не знали как поймать наглого рыжего кота, который так ловко прятался, что его почти невозможно было выследить. А кот каждую ночь что-нибудь воровал.
Он крал сметану, рыбу, мясо, хлеб. Однажды он вырыл жестяную банку с червями и вскрыл ее. Червей кот не съел, но к ним сбежались куры и потом стонали от обжорства.
Целый месяц герои выслеживали кота и деревенские мальчики помогали им. Мальчишки и сказали, что кот украл кукан с окунями, и герои обнаружили пропажу десяти жирных окуней. Это был уже грабеж.
Кот попался тем же вечером. Он утащил кусок ливерной колбасы и забрался с ним на дерево. Герои окружили березу и стали ее трясти. Кот выронил колбасу и та упала на голову Рувиму. Кот сперва выл, а потом прыгнул вниз и заскочил под дом.
Дом был маленьким и герои в нем только ночевали в перерыве между рыбалкой. Кот попался в ловушку, ведь второго выхода из-под дома не было.
Герои перегородили выход сеткой и стали ждать. Но кот выл и не выходил. Темнело. Герои позвали Леньку, сына сапожника, который славился бесстрашием. Ленька привязал к леске плотвицу и забросил рыбу под дом. Послышалось жадное чавканье. Ленька потянул леску и вытащил наружу голову кота. Он схватил кота за шкирку и поднял его.
Кот поджал хвост и зажмурился. Герои впервые рассмотрели ворюгу. Кот оказался тощим с белыми подпалина на животе.
Рувим мрачно спросил, что с котом делать. Автор предложил кота выдрать. Ленька сказал, что это не поможет и предложил накормить кота. Герои дали коту роскошный ужин - свинину, рыбу, сметану, и кот ел больше часа.
Наевшись, он стал умываться, а потом тереться головой о пол. После этого кот лег у печки и захрапел.
С того дня кот прижился в доме и перестал воровать. Он даже совершил благородный поступок, когда куры проникли в дом и стали клевать гречневую кашу. Кот напал на кур и преследовал по двору петуха, прозванного Горлопаном. Кот был его лапой по спине и после этого Горлопана еле отлили водой.
Куры перестали воровать и сильно боялись кота. А кот ходил по дому и саду хозяином и сторожем и требовал благодарности. Герои даже переименовали его в Милиционера

Открытый урок по литературному чтению

Тема: К.Г.Паустовский «Кот Ворюга»

Подготовила учитель начальных классов

Зенкова Светлана Павловна

Урок литературного чтения в 4-м классе по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга "

1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;

2. Развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

1.Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;

2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание;

3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний, мотивация, постановка цели.

-Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.

И.А.Крылов «Слепая лошадь»

К.Г.Паустовский «Ворона и Лисица»

-Что их объединяет?

-Установите соответствие между словами первого и второго столбика.

Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока.

4. Открытие нового знания.

Сообщение об авторе.

Родился Паустовский в Москве, в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.

К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. Именно благодаря пребыванию Паустовского в Мещере был написан сборник рассказов «Летние дни».

Знакомство с произведением.

Дети прослушивают аудиозапись.

-Понравилось ли произведение?

-Какое настроение вызывает?

Учимся читать вдумчиво.

-Чтобы определить главную мысль произведения надо читать вдумчиво и внимательно.

Но сначала мы сделаем речевую разминку.

Чёрной ночью, чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота

Отыщи-ка там кота.

Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.

- Прочитайте первое предложение.

(Мы пришли в отчаяние.)

-Как вы понимаете слово отчаяние?

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

-Есть ли от чего приходить в отчаяние?

-Зачитайте, какие проделки совершал кот.

-Чтобы выяснить, почему у кота такие повадки, составим портрет главного героя.

-Что входит в понятие портрет? ( Изображение внешности главного героя, характер и авторская оценка)

5. Исследовательская работа в группах.

Дается задание 4 группам.

Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.

Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?

(Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет.)

Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

( Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник. Вор-воришка-ворюга.)

-Почему у кота были такие повадки?

Почему именно Лёнька смог выманить кота?

-Как хотели поступить с котом?

Подготовит выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.

7.Чтение по ролям, ответы на вопросы.

-Какое решение оказалось верным?

Как изменились повадки кота?

Каким он стал? Почему?

Кто и как помог в этом коту?

В заключение урока мне хочется вернуться к вашим сочинениям.

- Почему в рассказах, сказках коты - коварные, хитрые и даже злые, а в ваших сочинениях - добрые, ласковые, милые?

9. Осмысление авторской идеи.

-Какой же вывод можно сделать из всего сказанного?

-Какова главная мысль рассказа? (Спешите делать добро)

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота-милиционера.

-Какие пословицы можно подобрать к этому рассказу?

10. Домашнее задание.

Читать по ролям; написать письмо хозяину от лица кота. (Советы кота)


Рассказ Паустовского "Кот-ворюга" оказывается обычным рассказом о животных и следовательно самым главным, чему учит этот рассказ - это бережному отношению к животным. Учит любить природу.

Но этот вывод лежит на поверхности.

Между тем история кота, который прослыл самым наглым вором в округе, а в итоге стал ревностным хранителем имущества, имеет и много других интересных и поучительных моментов.

Прежде всего сам факт перевоспитания кота. Оно говорит о том, что в каждом есть и положительные и отрицательные качества, а какие из них берут верх зависит от того, в какую среду попадает человек или животное. На любовь и добро обычно отвечают также добром.

Еще один поучительный момент кроется в том, как поймали кота. От жадности кот так вцепился в рыбину, что не отпустил ее, даже понимая, что его вытаскивают из укрытия. Этот момент учит тому, что никогда не следует жадничать, а следует довольствоваться тем, что имеешь.


Рассказ Константина Паустовского поучительный и живой. Главный герой произаведения - рыжий кот, который таскает из дома все, что "плохо" лежит:


Кот повадился уносить еду: то рыбу, то банку червей дождевых для ловли рыбы. Но изловить бродягу никто не мог, так как тот отличался ловкостью, проворством и был пронырой, как любое уличное животное без своего дома. За его повадки назвали "Ворюгой".

Однажды, удалось заметить кота, который попался на глаза, влезши на дерево с кусочком колбасы, а с дерева забрался в подполье. Его выманили, но ввиду худобы главного героя, вместо наказания, - дали поесть.

Кот остался жить в доме, стал полезным и вместо "ворюги" превратился в "сторожа": караулил кур.

Эта история поучительная: воспитывает быть сострадательными, помогать братьям меньшим, проявлять доброту и чуткость. Только положительные поступки могут перевоспитать нехороший характер, как пказывает автор на примере персонажа.

Чему учит рассказ

В рассказе Константина Паустовского говорится о коте, которого все прозвали Ворюгой. Это неспроста. Кот действительно повадился воровать все, что плохо лежит. В итоге кот перевоспитался. Стал воспитанным, домашним котом.

Чему же учит нас этот рассказ ? Прежде всего доброму отношению к животным. Все домашние питомцы любят, когда к ним относятся с любовью и лаской, считают членами семьи. В ответ они также платят добром.

Также автор говорит о том, что проказничать - это плохо. Когда кот проказничал, его никто не любил, все только и придумывали способы, как его изловить.

Еще одна мысль: почему бы не попробывать перевоспитать хулигана. Иногда это удается.


Рассказ Константина Георгиевича Паустовского "Кот -ворюга" таит в себе глубокий смысл. Автор произведения пытается донести до читателей то, что не нужно сгоряча делать тот или иной поступок, а нужно выяснить причину, почему человек поступает тем или иным способом, который вам кажется неприемлимым.

В рассказе примером показан бездомный кот, который у людей воровал еду. Когда люди его поймали, они хотели его наказать, но потом подумали, и поняли, что кот воровал еду не со злости, а ему просто некуда было деваться, он хотел есть, ведь у него не было хозяина, и ему некуда было деваться. Люди проявили сострадание к животному, и помогли ему. А потом и кот ответил им добро и стал помогать.

Мораль - добро и сострадание способны творить чудеса. Будь добр к окружающим и они ответят тем же.


Правдоподобная история К.Г.Паустовского о рыжем коте учит читателей о внимательном отношении к братьям нашим меньшим.

В жизни коты ленивые животные. Предпочитают клубком полежать на кровати. Ловить мышей не любят, а с голодом начинают делать неприятности хозяевам и соседям. Одним движением лапы легко сбрасывают кирпич с крышки кастрюли и лакать содержимое.

О таком усатом проказнике автор повествует читателю. Брошенное животное повадился воровать еду во всей округе сельчан. В отсутствие хозяев стаскивал со стола мясные с рыбными продуктами. С удовольствием лакомился яйцами в курятниках. Однажды, его выманили из подвала. Хорошо накормили. Он почувствовал доброе отношение хозяев. И с той поры перестал проказничать.



В рассказе Паустовского "Кот-ворюга" мы знакомимся с рыжим котом, который не имел дома и был одинок. Поскольку хозяина у него не было, то и подкармливать его было некому. Вот голодный кот и воровал продукты из дома для того, чтобы выжить.

Когда Ворюгу удалось отловить, то люди обратили внимание на то, что он был тощ. Поэтому было решено наказание отменить, а кота накормить, что и было сделано. Когда кот наелся, то мирно заснул, видимо, поверил людям, которые его накормили и приютили. Он не убежал и остался с людьми, ведь теперь у него были хозяева. Отпала надобность коту воровать - хозяева кормили питомца и заботились о нем.

Кот был переименован в Милиционера, поскольку он нашел себе новое занятие - стал следить за порядком в доме и во дворе.

Рассказ Паустовского очень добрый и учит нас быть понимающими и отзывчивыми людьми. Автор поясняет нам, что наказание - это крайняя мера, до этого лучше попробовать другие, более мягкие методы воздействия. К животным и людям нужно относиться по-доброму, иногда доброжелательное отношение может совершить чудо. Даже бывший воришка и грубиян может стать добропорядочным человеком, если почувствует, что он не одинок и кому-то нужен.

А нализ художественного произведения — одна из ключевых проблем и филологии, и методики преподавания литературы. Об этом пишут всегда и много, пишут как большие учёные, так и рядовые учителя. Являясь в течение многих лет постоянным читателем методических изданий, сталкиваюсь с мнением, что анализ литературного произведения “отбивает” у учеников желание читать само произведение, что за анализом первичное впечатление от произведения отходит на задний план и его итоговое толкование отличается от первоначального. Но чтение без анализа не позволяет правильно осмыслить прочитанное, правильно истолковать то, что хотел донести до читателя автор.

Часто ученик испытывает чувство потрясения, радости не только от открывшегося ему смысла, но и от самого факта открытия. А это, на мой взгляд, очень важно в понимании литературы. Заражаясь авторскими чувствами, ребёнок определит для себя свою точку зрения, вступит с писателем в диалог, соглашаясь или не соглашаясь с ним. Это и есть цель литературного образования в школе — воспитание у учеников интереса к художественной литературе и глубокое понимание словесного искусства, где анализ литературного произведения является необходимым этапом в постижении литературы.

Рассказ «Кот-ворюга» — благодатный материал для обучения анализу художественного произведения в 5-м классе. Считаю, что на данном этапе не обязательно детально и глубоко исследовать текст всего произведения. Достаточно обратиться к нему избирательно.

Предварительное домашнее задание. Подготовить рассказ о жизни и творчестве К.Г. Паустовского (индивидуально); группе иллюстраторов — нарисовать каждому кота-ворюгу, выбрав любой эпизод рассказа (желательно по сюжету).

Статья опубликована при поддержке питомника "ZARRACOON", который предлагает стать Вам хозяином или хозяйкой кошки породы Мейн Кун. Внушительные размеры, роскошная шерсть, похожие на рысиные кисточки на ушах, пушистый длинный хвост, крупные лапы – красавица, а не кошка. Добавьте к этому дружелюбный нрав, очень спокойный и уживчивый характер, неприхотливость, ум, любопытство в меру. Вы еще не захотели купить котенка Мейн Кун? Тогда Мы продолжим перечислять достоинства этой прекрасной породы: шерсть, не требующая ухода, преданная натура с забавными привычками и поведением, готовностью «помочь» в любой деятельности, прекрасная уживаемость с собаками и другими животными. Уверены, кошка породы Мейн Кун - идеальный домашний питомец для любой семьи. С подробной информацией об особенностях породы и том, как приобрести котят, можно ознакомиться на сайте zarracoon.ru .

Ход урока

В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.
К.Г. Паустовский

I. Вступительная часть урока — небольшой разговор о творчестве К.Г. Паустовского. Ребята вспоминают уже прочитанные ими рассказы, делятся впечатлениями.

Продолжая разговор о творчестве писателя, предоставляю слово ученику, подготовившему материал о творчестве писателя.

Ученик. Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени — большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Родился Паустовский 31 мая 1892 года в Москве, в Гранатном переулке (до недавнего времени — улица Щусева), но вырос он на Украине, в Киеве. Писательская жизнь началась “с желания всё знать, всё видеть и путешествовать”. Он изъездил всю Россию ещё в молодости. Полярный Урал, сожжённые жестоким солнцем берега Каспийского моря, Волга, Украина, необозримые полесские болота, Карелия, Прионежье, Крым и Кавказ, Мещёра — всюду подмечал Паустовский красоту природы, а своей любовью к ней, выраженной в слове, вызывал это чувство и у своих читателей. Всюду знакомился он с разными людьми, многие из которых впоследствии стали прототипами его героев.

Творческая деятельность была многообразна: он — автор романов, повестей, рассказов, он — очеркист, драматург, публицист и критик. Книги писателя яркие, романтичные, читаются охотно, с увлечением. Но герои его обычны. Обычна русская природа — “мокрый от дождя куст на берегу Оки”, лёгкий шум ветра в мелколесье, сильный запах травы, хлеба, земли. Рассказы писателя лишены стремительного действия. В них нет необычных приключений, невероятных поворотов, острого конфликта, неожиданных концовок. Они требуют медленного, сосредоточенного чтения. Эмоциональность повествования невольно рождает ответный отклик; и лирическая атмосфера рассказов писателя пробуждает в читателе повышенную восприимчивость к прекрасному и в природе, и в людях.

Эпиграфом к творчеству К.Г. Паустовского могут быть поставлены слова Александра Блока: “Сотри случайные черты, и ты увидишь — мир прекрасен”. Его книги помогают находить и видеть прекрасное в окружающей нас повседневности, в картинах родной природы, в шедеврах искусства и, что самое важное, в человеке.

II. Анализ рассказа

В продолжение разговора о творчестве писателя отмечаем, что прочитанный дома рассказ «Кот-ворюга» — великолепный материал для подтверждения того, что сказано о творчестве Паустовского. Задушевность и лиризм, точность описаний, выразительно очерченный портрет главного героя, неожиданно разворачивающийся сюжет не оставляют читателя равнодушным.

— О чём этот рассказ?

Ответ, конечно, не вызывает никаких затруднений. Ребята кратко пересказывают сюжет, останется лишь подытожить — этот рассказ о взаимоотношениях людей и кота-беспризорника.

III. Организуем работу в группах, продумываем вопросы, которые помогут определить, какие художественные детали и приёмы использовал Паустовский в своём рассказе, каково их значение.

Карточка-задание группе 1

  • Кто рассказывает нам историю кота?
  • Что вы можете сказать о рассказчике? (Чем занимается, как проводит свободное время?)
  • Обратитесь к названию рассказа. О чём говорит такая деталь, как суффикс в существительном-определении? Проведите параллель подобной детали в русских народных сказках.
  • Как складывались взаимоотношения рассказчика с котом? Выпишите ключевые слова, подчёркивающие эти взаимоотношения.

Карточка-задание группе 2 (иллюстраторы)

(Задание — нарисовать кота — ребята получили заранее.)

  • Вспомните, что такое портрет в художественном произведении.
  • Прочитайте первый абзац рассказа. Нарисуйте кота таким, каким вы его себе представили.
  • Найдите детали портрета, приведённые далее в тексте.
  • Чем интересен цветовой контраст?
  • Поясните свои рисунки.

Портрет — изображение внешности героя (черты лица, одежды, фигуры, позы, особенности мимики, жестов, походки, манеры говорить, держаться), является средством его характеристики. В рассказе портретной зарисовкой главного героя является первый абзац, где обозначен внешний вид кота: рыжий кот с разорванным ухом и отрубленным грязным хвостом. Далее в тексте находим дополнения к его портрету: “тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе”, “с зелёными нахальными глазами”. Окрас кота неслучаен и является важной деталью для понимания его характера. Рыжий цвет (то есть огненно-красный) — символ отваги, мужества, бесстрашия. Животное с таким окрасом не может быть тихой, покладистой кошечкой. Это боец, сорванец. Оторванное ухо и обрубленный хвост — память о былых приключениях. Цветовой контраст — зелёные глаза у огненно-рыжего с белыми подпалинами (именно подпалинами) кота — важная деталь характеристики кота как необычного героя.

(Ребята защищают рисунки и определяют их место в тексте рассказа.)

Карточка-задание группе 3

  • Выпишите слова и выражения, которые раскрывают характер и поведение кота.
  • Сформулируйте вывод о характере животного.
  • Попробуйте определить, опираясь на характеристику кота, какой приём использовал писатель для изображения своего героя.
  • Как вы думаете, почему поймать ворюгу поручили именно Лёньке?

Немаловажными художественными приёмами для раскрытия образа являются характер и поведение героя. Кот-ворюга интересен нам прежде всего своим поведением, через которое можно судить о его характере. Выражений-характеристик в тексте много, все они яркие, запоминающиеся. Кот “ловко прятался”, “потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит”, “это было уже не воровство, а грабёж средь бела дня”, “смотрел сверху дикими глазами и грозно выл”, “решился на отчаянный поступок”, “зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя”, “выл и ругался”, “вцепился мёртвой хваткой” и т.д. Действительно, перед нами бродяга и бандит, справиться с которым не каждому под силу. И неслучайно вытащить кота из-под дома поручили Лёньке, который, как и кот, славился бесстрашием и ловкостью. Два храбреца и ловкача, два равных соперника. И только неуёмная жадность подвела кота, на что и рассчитывал Лёнька. Примечательно, что кот действует как животное, но вместе
с тем имеет свой собственный характер, черты которого во многом присущи человеку. Тем самым Паустовский “очеловечивает” кота, наделяет чертами человека.

Подводя итоги работы, отмечаем, что мы уже узнали. Во-первых, произошло знакомство с рассказчиком. Мы имеем представление о его занятиях, поведении, некоторых чертах характера. Во-вторых, проговариваем, что в описании кота автор использовал детали портрета и поведения, подчёркивая тем самым всю необычность героя. Перед нами не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот-ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.

Дальнейшее развитие сюжета кажется вполне понятным: кот будет наказан по заслугам. Но рассказ заканчивается замечательно: между двумя противоборствующими героями возникает дружба и взаимопонимание.

Эпиграфом к уроку взяты слова Паустовского: “В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного”.

— Как соотносится эпиграф с финалом?

Ребята без труда отметят, что доброта и милосердие — великие вещи. Первый раз в жизни почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось, оттаяло, и произошло чудесное его превращение в совсем другого кота — преданного, благородного, ласкового.

Вновь обратимся к групповой форме работы, на которую отводим 5–6 минут.

Карточка-задание группе 1

  • Подготовьте выразительное чтение по ролям отрывка со слов: “Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил…” до слов: “…с этого дня он у нас прижился и перестал воровать”.
  • Подумайте, почему накормить кота советует именно Лёнька?
  • Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?
  • Что явилось сигналом того, что в характере кота начались изменения?

Карточка-задание группе 2

  • Подготовьте выразительное чтение отрывка со слов: “На следующее утро он даже совершил благородный поступок…” до слов: “С тех пор куры опасались воровать”.
  • Продумайте, какие изменения произошли в характере кота. Найдите ключевые слова, подтверждающие эти изменения.

Карточка-задание группе 3

  • Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении.
  • Найдите пейзажную зарисовку. Попробуйте ответить, с какой целью в рассказе о взаимоотношениях кота и людей появляется пейзажная зарисовка?
  • Какой художественный приём использует автор, изображая дом?

Предполагаемый результат работы группы 3

Пейзаж — описание природы, имеющее изобразительное или символическое значение. Это изображение картин природы и местности, которое часто служит дополнительным средством для более выразительного изображения душевного состояния литературных героев, способствует раскрытию замысла автора. В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и главным героем есть связь. Писатель проводит параллель: заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. О коте вспоминали лишь тогда, когда он “досаждал”, а о доме — когда нужно было лишь переночевать. Дом был стар и захламлён старыми вещами. Но до него никому не было дела, все смирились с его старостью, беспорядком в нём и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было совсем не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом — дом шумел. “Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу”. Олицетворение в изображении дома подчёркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

Подводя итоги, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.

— О чём же рассказ Паустовского?

При всей видимой простоте, это не просто рассказ о приключениях кота, но история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно вслушиваться и вглядываться в окружающий нас мир: он такой же интересный, как и мир человека. Животное в нём действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер. Главные же герои рассказа выражают мысли писателя о жизни, экологии, отношении человека к другим живым существам, о нравственности людей.

В таком незамысловатом рассказе автору удалось сочетать лёгкость повествования с серьёзностью темы. Умело используя комизм сцен и глубокий лиризм пейзажной зарисовки, “очеловечивание” поведения кота и олицетворение в описаниях природы, К.Г. Паустовский раскрывает глубокую взаимосвязь человека и природы.

В качестве домашнего задания можно предложить написать сочинение-миниатюру на одну из тем.

  • Какие мысли и чувства вызвал у меня рассказ Паустовского «Кот-ворюга».
  • Каким я представляю себе кота-ворюгу.
  • В чём проявилось мастерство Паустовского в изображении кота?

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»

Автор рассказа К.Г.Паустовский. Мы знаем, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, доброте людей.

Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал. Но Паустовский называет рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.

Экспозиция в рассказе Паустовского разделена на две части: одна находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа , где начинается описание дома(Дом был маленький.) Именно здесь мы знакомимся с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. И вторая часть в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит с героями, знакомство с котом - Ворюгой.

Завязка - это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.

У героев встала цель во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент. Мы начинаем переживать за кота. Какая же будет над ним расправа - «вздуют»(как и обещали –«Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки») или будет другая расправа над котом.

Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.

В рассказе поставлена проблема - борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Кажется, что конфликт разрешён - кот прижился у рассказчика и перестал воровать. Но рассказ на этом не заканчивается. Рассказчик продолжает своё повествование. Делает это он преднамеренно, чтобы показать, что добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.

Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.

Скорее всего рассказчик (автор) молодой человек. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке(Все дна, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях). У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька (сын деревенского сапожника), которого автор называет бесстрашным и ловким. И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот - ворюга, который ворует всё подряд: и колбасу, и сметану, и червей, и рыбный улов, который так важен ребятам. Рассказчик даёт коту кличку Ворюга и в ней он выражает своё отношение к этому коту.

Уже в самом начале рассказа мы знакомимся с котом. Он описан как хулиган, боец. И результат этого отражён в строках «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. «Это кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, бандит». Затем мы узнаём, что кот имеет огненно-рыжий окрас. Не случайно Паустовский придаёт коту именно такой окрас. Он использует этот цвет, чтобы выразить через цвет характер кота, это важная деталь для его характеристики. Рыжий цвет - это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен. Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.

Для описания поступков, действий кота автор использует такие выражения «ловко прятался», «воровал всё подряд: рыбу, мясо, сметану », «протащил кукан с окунями», «решился на отчаянный поступок», «украл кусок ливерной колбасы», «грозно выл», «вцепился мёртвой хваткой», «ужасающий вой»,«ругался под домом». Для описания поступков использованы глаголы действия. Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган. Также автор сравнивает кота с подземным духом. С чем-то зловещим, со злом, с которым никто не может справиться. И одновременно он даёт его описание таким, чтобы мы посочувствовали коту (с оборванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста). Отношение автора к коту выражено не только в самом названии рассказа, но и в фразе «кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит». Он его осуждает в начале рассказа, удивляется его поведению, но и сопереживает ему.

Используя эпитеты, сравнения, олицетворение Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков - желание выжить, будучи никому ненужным.

Таким образом, нахальные действия Ворюги вводят рассказчика и его друзей в отчаяние (Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.) Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»). Они почти месяц выслеживали Ворюгу. И вот наконец-то кот попался. Здесь кот описывается так: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Здесь Паустовский начинает описывать дом, в котором живёт рассказчик и его друзья. Он это делает для того, чтобы показать, что в таком доме живут добрые люди, и скорее всего они не станут жестоко наказывать Ворюгу. Справится с этим «бандитом-котом» может не каждый. Поэтому и поручают это важное дело Лёньке, который славился своей ловкостью и бесстрашием, также как и кот. Противопоставляются друг другу два равных соперника- кот и Лёнька. Но Лёнька оказывается сильнее в борьбе. Кот попался только из-за своего голода, жадности (Кот не хотел выпускать вкусную рыбу, он вцепился мёртвой хваткой.) Но когда кота вытащили, Ворюгу смогли рассмотреть как следует. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.) Здесь автор использует описание кота для того, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла(вой сравнивается с воем подземного духа). Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить. Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Вот чего не хватало Ворюге- заботы и внимания. С того дня кот остался жить у рассказчика. С ним стали происходить изменения - перестал воровать, совершил неожиданный и благородный поступок. Ворюга стал на добро людей отвечать добром. Его не наказали за воровство, его приютили и тем самым его перевоспитали. Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности.) Но несмотря на перемены, он чувствовал себя «хозяином и сторожем». Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя - кота - есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом - никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме - когда нужно было переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами (завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями). Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом шумел. («Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу») Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

Вопросы к рассказу «Кот-Ворюга» К. Г. Паустовского для анализа с детьми

-Понравился вам рассказ?

-Кто в рассказе главные герои?

-От чьего имени в рассказе ведётся повествование?

-Как называется часть, в которой мы знакомимся с героями и местом действия?

-Найдите в рассказе экспозицию. Прочитайте её.

-Почему экспозиция поделена на две части? Зачем автор это делает, с какой целью?

-Что мы узнаём в начале повествования о рассказчиках?

-Что привело людей в отчаяние? Что случилось?

-Почему автор называет кота Ворюгой?

-Как автор описывает кота в начале рассказа? Каким он предстаёт перед нами? Прочитайте эти строки.

-С кем автор сравнивает кота? На кого он похож по описанию и поступкам?

-Попробуйте определить, опираясь на характеристику кота, какой прием использовал писатель для изображения своего героя.

-Как автор относится к коту, судя по тому, как он его называет?

-Прочитайте строку, в которой выражено отношение автора к Ворюге?

-Почему кот- Ворюга вынужден воровать? Что его на это подталкивает?

-Как называется часть, в которой завязывается главное действие, без которого не было бы дальнейшего развития действий?

-Прочитайте завязку. Что мы узнаём из этой части?

-Как вы думаете, почему кот попался на воровстве?

-Каким кот предстаёт перед нами в этом эпизоде? Прочитайте.

-Как вы думаете, почему автор называет поступок кота отчаянным?

-Как развиваются события? Что делает кот, рассказчики?

-Кот попался. Наказания не избежать. Почему автор даёт описание дома именно в этот момент, когда кот попался? С какой целью он это делает?

-Обратите внимание на то, как автор описывает дом. Каким мы его себе представляем?

-А теперь вспомните, как автор описывал кота? Что вы заметили?

-С какой целью автор использует сравнение кота с подземным духом?(выл как подземный дух)

-В какой момент рассказа вы особенно переживали за Ворюгу? Как называется самый напряжённый момент в рассказе?

-Прочитайте строки, как удалось выманить кота из-под дома?

-Как вы думаете, почему поймать кота- Ворюгу поручили именно Леньке?

-Автор пишет: «Мы впервые рассмотрели его как следует». Каким предстал кот перед людьми?

-Как вы думаете, какое впечатление произвёл Ворюга на рассказчиков?

-А какое впечатление произвёл на вас кот?

-Почему Паустовский для описания окраса кота выбрал именно рыжий цвет?

-Рассказчики долго выслеживали кота, хотели его наказать за проказы и вот кот пойман. Почему у них возникает вопрос «Что с ним делать?»

-Почему Лёнька решил, что выдрать кота не поможет ему?

-Подумайте, почему накормить кота советует именно Ленька.

-Какой путь выбрали ребята? Почему?

-Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?

-Что явилось сигналом того, что в характере кота начались изменения?

-Прочитайте, как кормили кота. Почему его так сытно накормили?

-Как вы думаете, почему после такого замечательного ужина кот пожевал свой хвост?

-Почему Паустовский не заканчивает рассказ на моменте, что кот прижился и перестал воровать?

-Почему поступок кота автор называет благородным? В чём заключается благородство?

-Как вы думаете, понимал кот, что совершает хороший поступок? Почему?

-С какой целью автор сообщает нам о том, что коту дали новую кличку -Милиционер?

-Произошли ли изменения с Ворюгой в конце рассказа по сравнению с тем, каким он был в начале?

-Что этому способствовало?

-Изменилось ли отношение рассказчика к коту?

-Где находится развязка в этом рассказе. Прочитайте её.

-Что мы узнаём из развязки?

-Как вы понимаете, что хотел сказать нам этим рассказом Паустовский?

Читайте также: