Какие из органов гомологи волос кошки

Опубликовано: 16.04.2024

Биологические объекты: Биологические объекты:

2.Передние конечности кошки

5.Крыло летучей мыши

15.Чешуйки на коже ящерицы

17.Перья на теле птицы

18.Чешуйки на ногах курицы

19.Иголки на теле ёжика

20.Волоски на теле бабочки

22.Волосы на теле тарантула(паук)

24.Верхняя губа и нос лошади

26.Передние ноги лошади

2.Передние конечности кошки

5.Крыло летучей мыши

15.Чешуйки на коже ящерицы

17.Перья на теле птицы

18.Чешуйки на ногах курицы

19.Иголки на теле ёжика

20.Волоски на теле бабочки

22.Волосы на теле тарантула(паук)

24.Верхняя губа и нос лошади

26.Передние ноги лошади

А) какие органы являются гомологами руки человека?

Б) какие из них являются аналогами руки шимпанзе?

В) какие органы являются гомологами губы и носа кошки?

Г) какие органы являются гомологами лёгких кошки?

Д) какие являются аналогами лёгких кошки?

Е) какие органы являются гомологами волос кошки?

Ж) какие органы являются аналогами волос кошки?

З) какие органы являются гомологами панциря речного рака?

А) какие органы являются гомологами руки человека?

Б) какие из них являются аналогами руки шимпанзе?

В) какие органы являются гомологами губы и носа кошки?

Г) какие органы являются гомологами лёгких кошки?

Д) какие являются аналогами лёгких кошки?

Е) какие органы являются гомологами волос кошки?

Ж) какие органы являются аналогами волос кошки?

З) какие органы являются гомологами панциря речного рака?




  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Логотип

Логотип

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей


Розыгрыш ЦЕННЫХ ПРИЗОВ среди ВСЕХ участников
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Дидактический материал для контроля по теме "Эволюция" в 11 классе предназначен для наработки у выпускников навыков решения экзаменационных материалов ЕГЭ по биологии.

Представленный материал помогает выработать у выпускников необходимые практические навыки для решения тестовых заданий на экзамене по биологии.

  • Фролова Наталья ВладимировнаНаписать 18743 07.07.2015

Номер материала: 315529

  • Биология
  • 11 класс
  • Другие методич. материалы
    07.07.2015 819
    07.07.2015 1290
    07.07.2015 364
    07.07.2015 356
    07.07.2015 494
    07.07.2015 508
    07.07.2015 1726

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Posted on 17.04.2011 by Борис Садыков


В этой небольшой заметке,
характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов, хотелось бы напомнить вам о двух основных типах эволюционных изменений, которые были подробно описаны еще Ч.Дарвиным.

Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований идет речь?

Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.

Дивергенция — это тип эволюционных изменений, основанный на постепенном расхождении тех или иных признаков организмов. Дивергенцией объясняется появление гомологичных органов, имеющих общее происхождение, но выполняющих, как правило, различные функции (пишу «как правило», потому что функции у гомологов могут быть как различные , так и сходные ).

Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

Почему приходится заострять на этом ваше внимание

Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.

Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.


Что неверного в этой таьблице? Первый и третий отличительные признаки «Происхождение» и «Путь образования» действительно подходят для сравнительной характеристики гомологичных и аналогичных органов.

А признак «Функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции (как написано в таблице), но и сходные .

Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная.

Какой вывод следует сделать

Как репетитор ЕГЭ по биологии, могу посоветовать всегда стараться выделять что-то главное, а что-то второстепенное.

Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.

Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.

Примеры заданий на гомологичные органы

  1. Крылья совы и крылья летучей мыши
  2. Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
  3. Конечности крота и конечности лошади
  4. Ласты китообразных и ластоногих
  5. Когти барсука и ногти обезьяны
  6. Киль летучей мыши и киль птицы
  7. Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
  8. Окраска крыльев бабочки павлиний глаз и бабочки крапивницы
  9. Ласты ихтиозавра и рука человека
  10. Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы
  11. Лепестки розы и листья капусты
  12. Листья паслена и усы гороха
  13. Видоизмененные листья: лепестки розы, усы гороха, иголки кактуса.
  14. Шишки ели и стробила хвоща
  15. Перистосложный лист гороха и прилистники-кувшинчики непентес
  16. Стеблевые чешуи хвоща и колючки барбариса
  17. Тычинки цветка мака и почечные чешуи
  18. Бутон цветка и почка
  19. Конечности позвоночных
  20. Гомологи передней конечности шимпанзе: 1) рука человека 2) крыло птицы 3) ласт кита
  21. Колючки кактуса и усики гороха
  22. Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
  23. Корневище ландыша клубни картофеля
  24. Китовый ус и усы сома
  25. Чешуя змеи и перо птицы
  26. Ноги бабочки и ноги жука
  27. Когти кошки и ногти обезьяны
  28. Нос обезьяны и хобот слона
  29. Предплечье лягушки и курицы
  30. Волосы человека и шерсть собаки
  31. Зубы кошки и зубы акулы

Примеры заданий на аналогичные органы

  1. Конечности позвоночных животных и насекомых
  2. Крылья птиц и насекомых
  3. Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
  4. Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи – аналоги
  5. Форма тела акулы и дельфина
  6. Передние конечности насекомого медведки и крота
  7. Шипы розы и иголки кактуса
  8. Листья и шипы
  9. Семена растений и споры мхов
  10. Усики клубники и воздушные корни
  11. Жабры рака и рыбы
  12. Роющие конечности крота и медведки
  13. Аналогами передней конечности шимпанзе являются: 1) хобот слона, 2) клешня рака, 3) щупальца осьминога, 4) ногощупальца скорпиона
  14. Колючки барбариса и колючки боярышника
  15. Хорда ланцетника и позвоночник человека
  16. Панцирь черепахи и раковина улитки
  17. Легкие амфибии и легкие пауков
  18. Усы рака и усы сома
  19. Глаза осьминога и собаки
  20. Крылья летучей мыши и стрекозы
  21. Плавник кита и хвостовой плавник рака

Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках даются противоположные ответы.

К данной статье было довольно много полезных комментариев, касающихся не четкости в критериях дивергентного и конвергентного путей образования гомологичных и аналогичных органов, которые я поместил в отдельную статью.

Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Рудименты – органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита – кости таза. У человека:

  • волосы на теле,
  • третье веко,
  • копчик,
  • мышца, двигающая ушную раковину,
  • аппендикс и слепая кишка,
  • зубы мудрости.

Атавизмы – органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека – волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость. Отличия атавизмов от рудиментов: атавизмы – это уродства, а рудименты есть у всех.

Гомологичные органы – внешне отличаются, потому что приспособлены к разным условиям, но имеют сходное внутреннее строение, поскольку возникли из одного исходного органа в процессе дивергенции. (Дивергенция – процесс расхождения признаков.) Пример: крылья летучей мыши, рука человека, ласта кита.

Аналогичные органы – внешне похожи, потому что приспособлены к одним и тем же условиям, но имеют разное строение, потому что возникли из разных органов в процессе конвергенции. Пример: глаз человека и осьминога, крыло бабочки и птицы.

Конвергенция – процесс схождения признаков у организмов, попавших в одинаковые условия. Примеры:

  • водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) имеют сходную форму тела;
  • быстро бегающие позвоночные имеют мало пальцев (лошадь, страус).

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие небольшого числа пальцев в конечности лошади и страуса служит примером
1) конвергенции
2) морфофизиологического прогресса
3) географической изоляции
4) экологической изоляции

Выберите один, наиболее правильный вариант. Пример рудиментарного органа у человека –
1) слепая кишка
2) многососковость
3) жаберные щели у эмбриона
4) волосяной покров головы

Выберите один, наиболее правильный вариант. В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела
1) дивергенции
2) конвергенции
3) ароморфоза
4) дегенерации

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая пара водных позвоночных животных подтверждает возможность эволюции на основе конвергентного сходства?
1) синий кит и кашалот
2) голубая акула и дельфин афалина
3) морской котик и морской лев
4) европейский осетр и белуга

Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие различных по строению конечностей у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам, – это пример
1) ароморфоза
2) идиоадаптации
3) регенерации
4) конвергенции

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой признак у человека считают атавизмом?
1) хватательный рефлекс
2) наличие аппендикса в кишечнике
3) обильный волосяной покров
4) шестипалая конечность

РУДИМЕНТЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят
1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

РУДИМЕНТЫ - АТАВИЗМЫ
1. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост
Д) сильно развитые клыки

2. Установите соответствие между эволюционными признаками человека и их примерами: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы ушной раковины
Б) хвостовые позвонки
В) волосяной покров на лице
Г) наружный хвост
Д) червеобразный отросток слепой кишки

3. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и сравнительно-анатомическими доказательствами его эволюции: 1) атавизмы, 2) рудименты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) складки мигательной перепонки
Б) добавочные пары молочных желёз
В) сплошной волосяной покров на теле
Г) недоразвитые ушные мышцы
Д) аппендикс
Е) хвостовидный придаток

4. Установите соответствие между структурами организма человека и свидетельствами эволюции: 1) рудимент, 2 атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ушные мышцы
Б) аппендикс
В) копчиковые позвонки
Г) густой волосяной покров на всем теле
Д) многососковость
Е) остаток третьего века


СОБИРАЕМ 5:
А) копчик

АНАЛОГИЧНЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примером аналогичных органов является
1) рука человека и крыло бабочки
2) колючки боярышника и колючки барбариса
3) ловчие листья росянки и колючки барбариса
4) крыло бабочки и крыло птицы
5) почечные чешуи и усики гороха
6) усики гороха и усики винограда

ГОМОЛОГИЧНЫЕ - АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие генетического родства
Б) выполнение различных функций
В) единый план строения пятипалых конечностей
Г) развитие из одинаковых эмбриональных зачатков
Д) формирование в сходных условиях

ГОМОЛОГИЧНЫЕ - АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Предплечье лягушки и курицы
Б) Ноги мыши и крылья летучей мыши
В) Крылья воробья и крылья саранчи
Г) Плавники кита и плавники рака
Д) Роющие конечности крота и медведки
Е) Волосы человека и шерсть собаки

2. Установите соответствие между формами приспособленности организмов к среде обитания и органами, которые у них сформировались: 1) гомологичные, 2) аналогичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обтекаемая форма головы акулы и дельфина
Б) крыло совы и крыло летучей мыши
В) конечность лошади и конечность крота
Г) глаз человека и глаз осьминога
Д) плавники карпа и ласты морского котика

3. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ходильные конечности раков и ложноножки гусениц
Б) чешуя ящерицы и перо птицы
В) глаза осьминога и собаки
Г) крылья птицы и стрекозы
Д) ноги бабочки и жука
Е) когти кошки и ногти обезьяны

4. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лист березы и усик гороха
Б) иголка кактуса и лист яблони
В) корнеплод моркови и корневище папоротника
Г) шип крыжовника и игла кактуса
Д) клубень картофеля и луковица тюльпана
Е) цветок лилии и зонтик чеснока

КОНВЕРГЕНЦИЯ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Если разные виды неродственных организмов обитают в схожих условиях, то у них могут развиться схожие приспособления. (2) У рыб и ракообразных в связи с обитанием в водной среде сформировались схожие органы дыхания – жабры. (3) Необходимость получать кислород в наземно-воздушной среде привела к появлению у позвоночных животных сначала мешковидных, а затем ячеистых лёгких. (4) Передние конечности пингвинов и тюленей преобразовались в ласты в связи с переходом к водному образу жизни. (5) Примером конвергенции может быть не только внешнее сходство, но и одинаковое поведение животных. (6) Например, броненосцы и некоторые виды тараканов, будучи потревоженными, сворачиваются в идеальный шар.

ДИВЕРГЕНЦИЯ - КОНВЕРГЕНЦИЯ
1. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзе
Б) крыло птицы и ласты тюленя
В) щупальце осьминога и рука человека
Г) крыло пингвина и плавники акулы
Д) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
Е) крыло бабочки и крыло летучей мыши

2. Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, который он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочек
Б) окраска шерсти у серой и черной крыс
В) жаберное дыхание у рыб и раков
Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц
Д) наличие роющих конечностей у крота и медведки
Е) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов

3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности пчелы и кузнечика
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки

4. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы

5. Установите соответствие между признаками организмов и формой эволюции, в результате которой этот признак сформировался: 1) дивергентная, 2) конвергентная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) строение зубов тигра и бобра
Б) крылья бабочки и ласточки
В) конечности дельфина и лошади
Г) обтекаемая форма тела у акулы и ихтиозавра
Д) усики винограда и усики гороха
Е) крылья стрекозы и пчелы

6. Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами: 1) конвергенция; 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневые шишки батата и корнеплоды моркови
Б) ногти приматов и копыта оленей
В) прыгательные конечности кенгуру и кузнечика
Г) иглы ежа и дикобраза
Д) клюв пеликана и дрозда
Е) ласты тюленя и пингвина

СОБИРАЕМ
А) грудные плавники кита и акулы
Б) жабры раков и моллюсков

Крылья птицы и бабочки


Рассмотрите рисунок с изображением крыльев у разных животных и определите: (А) как эволюционисты называют эти органы, (Б) к какой группе эволюционных доказательств относят эти органы и (В) в результате какого механизма эволюции они образовались.
1) гомологичные
2) эмбриологические
3) конвергенция
4) дивергенция
5) сравнительно-анатомические
6) аналогичные
7) движущая
8) палеонтологические

Акула, дельфин, пингвин, ихтиозавр


Рассмотрите рисунок с изображением обитателей вод разных классов позвоночных и определите, (А) какой способ эволюционного процесса иллюстрирует рисунок, (Б) в каких условиях протекает этот процесс и (В) к каким результатам приводит. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) гомологичные органы
2) конвергенция
3) происходит у родственных групп организмов, которые живут и развиваются в разнородных условиях среды
4) рудиментарные органы
5) происходит в одинаковых условиях существования животных, относящимся к разным систематическим группам, которые приобретают сходные черты строения
6) аналогичные органы
7) дивергенция



Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания органов, изображённых на рисунке. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Эти органы происходят из одного зародышевого листка.
2) Органы выполняют разные функции.
3) Это органы хордовых животных.
4) Органы имеют разное происхождение.
5) Животные, обладающие этими органами, живут в сходных условиях среды.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К терминам эволюционного учения относят
1) дивергенция
2) мониторинг
3) естественный отбор
4) плазмида
5) панспермия

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны сравнительно-анатомические методы изучения эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Аналогичные органы свидетельствуют о сходстве приспособлений к одинаковым условиям среды у разных организмов, возникающих в ходе эволюции. (2) Примером гомологичных органов являются передние конечности кита, крота, лошади. (3) Рудименты закладываются в эмбриогенезе, но полностью не развиваются. (4) Эмбрионы разных позвоночных в пределах типа имеют сходное строение. (5) В настоящее время составлены филогенетические ряды для слонов, носорогов.

Posted on 17.04.2011 by Борис Садыков


В этой небольшой заметке,
характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов, хотелось бы напомнить вам о двух основных типах эволюционных изменений, которые были подробно описаны еще Ч.Дарвиным.

Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований идет речь?

Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.

Дивергенция — это тип эволюционных изменений, основанный на постепенном расхождении тех или иных признаков организмов. Дивергенцией объясняется появление гомологичных органов, имеющих общее происхождение, но выполняющих, как правило, различные функции (пишу «как правило», потому что функции у гомологов могут быть как различные , так и сходные ).

Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

Почему приходится заострять на этом ваше внимание

Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.

Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.


Что неверного в этой таьблице? Первый и третий отличительные признаки «Происхождение» и «Путь образования» действительно подходят для сравнительной характеристики гомологичных и аналогичных органов.

А признак «Функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции (как написано в таблице), но и сходные .

Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная.

Какой вывод следует сделать

Как репетитор ЕГЭ по биологии, могу посоветовать всегда стараться выделять что-то главное, а что-то второстепенное.

Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.

Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.

Примеры заданий на гомологичные органы

  1. Крылья совы и крылья летучей мыши
  2. Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
  3. Конечности крота и конечности лошади
  4. Ласты китообразных и ластоногих
  5. Когти барсука и ногти обезьяны
  6. Киль летучей мыши и киль птицы
  7. Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
  8. Окраска крыльев бабочки павлиний глаз и бабочки крапивницы
  9. Ласты ихтиозавра и рука человека
  10. Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы
  11. Лепестки розы и листья капусты
  12. Листья паслена и усы гороха
  13. Видоизмененные листья: лепестки розы, усы гороха, иголки кактуса.
  14. Шишки ели и стробила хвоща
  15. Перистосложный лист гороха и прилистники-кувшинчики непентес
  16. Стеблевые чешуи хвоща и колючки барбариса
  17. Тычинки цветка мака и почечные чешуи
  18. Бутон цветка и почка
  19. Конечности позвоночных
  20. Гомологи передней конечности шимпанзе: 1) рука человека 2) крыло птицы 3) ласт кита
  21. Колючки кактуса и усики гороха
  22. Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
  23. Корневище ландыша клубни картофеля
  24. Китовый ус и усы сома
  25. Чешуя змеи и перо птицы
  26. Ноги бабочки и ноги жука
  27. Когти кошки и ногти обезьяны
  28. Нос обезьяны и хобот слона
  29. Предплечье лягушки и курицы
  30. Волосы человека и шерсть собаки
  31. Зубы кошки и зубы акулы

Примеры заданий на аналогичные органы

  1. Конечности позвоночных животных и насекомых
  2. Крылья птиц и насекомых
  3. Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
  4. Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи – аналоги
  5. Форма тела акулы и дельфина
  6. Передние конечности насекомого медведки и крота
  7. Шипы розы и иголки кактуса
  8. Листья и шипы
  9. Семена растений и споры мхов
  10. Усики клубники и воздушные корни
  11. Жабры рака и рыбы
  12. Роющие конечности крота и медведки
  13. Аналогами передней конечности шимпанзе являются: 1) хобот слона, 2) клешня рака, 3) щупальца осьминога, 4) ногощупальца скорпиона
  14. Колючки барбариса и колючки боярышника
  15. Хорда ланцетника и позвоночник человека
  16. Панцирь черепахи и раковина улитки
  17. Легкие амфибии и легкие пауков
  18. Усы рака и усы сома
  19. Глаза осьминога и собаки
  20. Крылья летучей мыши и стрекозы
  21. Плавник кита и хвостовой плавник рака

Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках даются противоположные ответы.

К данной статье было довольно много полезных комментариев, касающихся не четкости в критериях дивергентного и конвергентного путей образования гомологичных и аналогичных органов, которые я поместил в отдельную статью.

Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать в теоретическом туре, – 83.

Часть I

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Выделите правильный ответ:

  1. Образовавшиеся после деления новые клетки несут:
    • а) новую наследственную информацию;
    • +б) ту же наследственную информацию, что была в материнской клетке;
    • в) в два раза меньше информации;
    • г) в два раза больше информации.
  2. Исключите лишнее:
    • а) чума;
    • б) холера;
    • +в) грипп;
    • г) тиф.
  3. Из перечисленных растений устьица на обеих сторонах листа имеют:
    • +а) пшеница;
    • б) ряска;
    • в) слива;
    • г) элодея.
  4. Наибольшее количество белка содержится в семени:
    • а) подсолнечника;
    • +б) фасоли;
    • в) пшеницы;
    • г) льна.
  5. Венчик цветка скорее всего:
    • а) защищает главные части цветка;
    • б) привлекает опылителей яркой окраской;
    • в) привлекает насекомых запахом;
    • +г) выполняет первые две функции.
  6. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности:
    • а) вид – род – отдел – класс – царство — семейство;
    • б) род – семейство – вид – отдел – царство — класс;
    • +в) царство – отдел – класс – семейство – род — вид;
    • г) семейство – вид – род – класс – царство — отдел.
  7. Усики гороха – это видоизмененные:
    • а) стебли;
    • б) побеги;
    • + в) листья;
    • г) лепестки.
  8. Светочувствительный глазок хламидомонады расположен:
    • а) в оболочке;
    • б) в выделительной вакуоли;
    • в) целиком погружен в цитоплазму;
    • +г) на хроматофоре.
  9. У млекопитающих артериальная кровь течет по венам, а венозная – по артериям:
    • а) в большом круге кровообращения;
    • б) в воротной системе печени;
    • +в) в малом круге кровообращения;
    • г) при экстрасистолярном кровообращении, когда кровь начинает из желудочков сердца
    • перекачиваться в предсердия.
  10. Впервые у хордовых появляется следующая стадия эмбриогенеза:
    • а) морула;
    • б) бластула;
    • в) гаструла;
    • +г) нейрула.
  11. Нейстоном называют организмы:
    • а) пассивно парящие в толще воды;
    • +б) обитающие в поверхностной пленке воды;
    • в) активно плавающие в толще воды;
    • г) ведущие придонный образ жизни.
  12. Гомойтермия типична для представителей классов:
    • а) рыб;
    • б) амфибий;
    • в) рептилий;
    • +г) птиц.
  13. Полный метаморфоз в своем развитии не проходят:
    • а) чешуекрылые;
    • +б) прямокрылые;
    • в) веерокрылые;
    • г) ручейники.
  14. К вторичноротым относятся:
    • +а) иглокожие;
    • б) моллюски;
    • в) членистоногие;
    • г) кольчатые черви.
  15. У паукообразных нервная система представлена:
    • а) нервной трубкой;
    • б) звездообразным ганглием;
    • +в) брюшной нервной цепочкой;
    • г) брюшной и спинной нервными цепочками.
  16. В желудке начинают расщепляться:
    • а) только углеводы;
    • +б) частично жиры и белки;
    • в) только белки и углеводы;
    • г) белки, жиры и углеводы.
  17. Умеренное увеличение концентрации адреналина в крови приводит к уменьшению притока крови к:
    • а) мозгу;
    • +б) кишечнику;
    • в) мышцам;
    • г) сердцу.
  18. Для свертывания крови необходимы, помимо прочего:
    • а) ионы железа;
    • +б) ионы кальция;
    • в) ионы хлора;
    • г) аскорбиновая кислота.
  19. Парасимпатические нервы:
    • а) увеличивают частоту и силу сердечных сокращений;
    • б) усиливают в печени и мышцах расщепление гликогена с образованием молекул
    • глюкозы;
    • +в) увеличивают секрецию пищеварительных соков;
    • г) уменьшают частоту и силу сердечных сокращений.
  20. Расщепление питательных веществ завершается в:
    • а) желудке;
    • +б) толстом кишечнике;
    • в) 12-перстной кишке;
    • г) тонком кишечнике.
  21. При недостатке витамина К:
    • а) выпадают волосы;
    • б) выпадают зубы;
    • в) ухудшается зрение;
    • +г) нарушается свертываемость крови.
  22. При активации симпатической нервной системы не наблюдается:
    • а) расширение зрачков;
    • б) сужение кровеносных сосудов;
    • +в) сужение бронхов;
    • г) подавление функции пищеварения.
  23. Во время фазы общего расслабления сердца его клапаны:
    • а) полулунные – открыты, створчатые — закрыты;
    • б) полулунные – открыты, створчатые — открыты;
    • +в) полулунные – закрыты, створчатые — открыты;
    • г) полулунные – закрыты, створчатые — закрыты.
  24. У двух собак перекрестное кровообращение. Одной из них показали кусок мяса, при этом у второй собаки желудочный сок:
    • а) будет выделяться так же, как у первой;
    • +б) будет выделяться, но с опозданием;
    • в) выделяться не будет;
    • г) секреция сока второй собаки уменьшится.
  25. Торможение нервных клеток представляет собой:
    • +а) изменение потенциала клетки в сторону отрицательных значений;
    • б) изменение мембранного потенциала от отрицательных значений к положительным;
    • в) изменение знака мембранного потенциала с положительного на отрицательный;
    • г) изменение мембранного потенциала до нуля.
  26. Трение при движении костей в суставе снижается за счёт:
    • а) суставной сумки;
    • б) отрицательного давления внутри сустава;
    • +в) суставной жидкости;
    • г) суставных связок.
  27. При малокровии у человека наблюдается:
    • а) недостаток кальция в крови;
    • +б) уменьшение содержания гемоглобина в крови;
    • в) уменьшение содержание гормонов в крови;
    • г) нарушение деятельности поджелудочной железы.
  28. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:
    • а) образуется витамин А;
    • б) возникают зрительные образы;
    • в) черный пигмент поглощает световые лучи;
    • +г) формируются нервные импульсы.
  29. Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?
    • +а) теплокровность;
    • б) гетеротрофное питание;
    • в) легочное дыхание;
    • г) рефлекторная нервная деятельность.
  30. Энергия солнечного света преобразуется в химическую энергию в процессе:
    • +а) фотосинтеза;
    • б) хемосинтеза;
    • в) дыхания;
    • г) брожения.
  31. Главным компонентом ядра являются:
    • а) митохондрии;
    • +б) хромосомы;
    • в) рибосомы;
    • г) лейкопласты.
  32. Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоявшего из 180 аминокислот?
    • а) 90;
    • б) 180;
    • в) 360;
    • +г) 540.
  33. Ферментативную функцию в клетке выполняют:
    • +а) белки;
    • б) липиды;
    • в) углеводы;
    • г) нуклеиновые кислоты.
  34. У собак черная шерсть (A) доминирует над коричневой (a), а коротконогость (B) – над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.
    • а) AaBb;
    • б) aabb;
    • +в) AABb;
    • г) AABB.
  35. Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример:
    • а) дивергенции;
    • б) ароморфоза;
    • в) дегенерации;
    • +г) идиоадаптации.

Часть II

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Выделите правильный ответ:

1. Признаки, характерные для голосеменных:

  • I. В цикле развития преобладает спорофит. +
  • II. Хорошо размножаются вегетативным способом.
  • III. Эндосперм гаплоидный.+
  • IV. Эндосперм диплоидный.
  • V. Деревья, кустарники и травянистые растения.
  1. а) II, IV,;
  2. б) I, III;+
  3. в) I, II;
  4. г) IV, V.

2. Для проводящих клеток ксилемы характерны:

  • I. Крупные вакуоли.
  • II. Отсутствие цитоплазмы.+
  • III. Наличие перфораций в клеточных стенках. +
  • IV. Утолщенные клеточные стенки. +
  • V. Многоядерность.
  1. а) II, III, IV;+
  2. б) I, II, IV;
  3. в) III, IV, V;
  4. г) I, III, IV.

3. Представителей типа хордовые характеризуют:

  • I. Трехслойность;+
  • II. Вторичная полость тела;+
  • III. Вторичный рот;+
  • IV. Двусторонняя симметрия;+
  • V. Отсутствие внутреннего скелета.
  1. а) I, III, IV, V;
  2. б) I, II, III, V;
  3. в) I, II, IV, V;
  4. г) I, II, III, IV.+

4. Спорами размножаются:

  • I. Сенная палочка:
  • II. Улотрикс: +
  • III. Мукор: +
  • IV. Сальвиния; +
  • V. Хара;+
  1. а) I, II, III, IV;
  2. б) II, III, IV;
  3. в) I, II, IV;
  4. г) II, III, IV, V.+

5. Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими
свободноплавающих личинок, являются:

  • I. Кораллы. +
  • II. Губки. +
  • III. Асцидии. +
  • IV. Коловратки.
  • V. Усоногие раки. +
  1. а) I, II, III, IV;
  2. б) I, II, III, V; +
  3. в) I, III, IV;
  4. г) I, II, III, IV, V.

6. Гипофиз:

  • I. Состоит из одной доли.
  • II. Состоит из нескольких долей.+
  • III. Не связан с таламусом.+
  • IV.Не связан с гипоталамусом.
  • V. Состоит из нервной и железистой тканей.+
  1. а) I, II, III, IV;
  2. б) III, IV, V;
  3. в) II, III, V; +
  4. г) II, IV, V.

7. Содержимое глюкозы в крови животных и человека поддерживается на относительно постоянном уровне при участии:

  • I. Гипоталамуса; +
  • II. Почек; +
  • III. Надпочечников; +
  • IV. Печени; +
  • V. Поджелудочной железы; +
  1. а) I, II, III, IV, V;+
  2. б) II, III, IV, V;
  3. в) I, II, III, IV;
  4. г) I, II, III, V.

8. Показателями биологического прогресса группы организмов являются:

  • I. Усложнение организации;
  • II. Увеличение числа видов;+
  • III. Увеличение численности особей;+
  • IV. Расширение ареала; +
  • V. Снижение межвидовой конкуренции.
  1. а) I, III, IV;
  2. б) I, III, IV;
  3. в) I, II, IV, V;
  4. г) II, III, IV.+

9. В любой клетке фосфор всегда входит в состав:

  • I. Рибосом.+
  • II. Мембран.+
  • III. Белков.
  • IV. ДНК. +
  • V. РНК. +
  1. а) I, II, III, IV;
  2. б) I, II, IV, V;+
  3. в) II, IV, V;
  4. г) I, III, IV, V.

10. В защите организма от вирусной инфекции принимают участие:

  • I. Интерферон;+
  • II. Антитела;+
  • III. Т-киллеры;+
  • IV. Т-супрессоры;
  • V. Фибробласты.
  1. а) I, II, III; +
  2. б) I, IV, V;
  3. в) II, IV, V;
  4. г) II, III, IV.

Часть III

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которыхcледует либо согласиться, либо отклонить. Выделите ответ словами «да» или «нет».

Максимальное количество баллов, которое можно набрать — 20.

  1. Удаление трутовика избавляет растение от паразита. (нет)
  2. Низшие эукариоты и азотобактерии обнаруживают способность фиксироватьатмосферный азот (N2). (нет)
  3. Микоризообразующие грибы относятся к базидиомицетам.(да)
  4. Из хвойных деревьев, произрастающих в России, наибольшее число видов имеет род сосна. (да)
  5. Завершающим этапом эволюции стелы является атактостела. (да)
  6. Горизонтальный поток воды в корне контролируется клетками перицикла. (нет)
  7. У растений опадание листьев начинается в ответ на понижение температуры окружающей среды. (нет)
  8. Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется из молекулы углекислого газа. (нет)
  9. Гипогликемия может являться симптомом недостатка инсулина. (нет)
  10. В нейрогипофизе синтезируются гормоны окситоцин и вазопрессин. (нет)
  11. Желтое тело сохраняется, если оплодотворенная яйцеклетка имплантируется в эндометрий. (да)
  12. Плод у гороха стручок. (нет)
  13. Гетеродонтными являются исключительно млекопитающие. (нет)
  14. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.(нет)
  15. Крыло бабочки и крыло птицы – пример гомологичных органов. (нет)
  16. Реликтовые и эндемичные роды нередко включают один или несколько видов. (да)
  17. Женские особи медицинских пиявок крупнее мужских. (нет)
  18. Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков. (да)
  19. Летучие мыши ориентируются в полете с помощью обоняния. (нет)
  20. Фагоцителле – общий предок всех многоклеточных животных (по И. И. Мечникову). (да)

Часть IV

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать –8.

[мах. 2,5 балла] Соотнесите различные названия плодов растений (1–5) с их родовыми названиями (А–Д):

1 – Яблоко А) Арбуз
2 – Ягода Б) Лунарий
3 – Боб В) Карагада
4 – Стручок Г) Боярышник
5 – Тыквина Д) Крыжовник

Ответы

Названия плодов 1 2 3 4 5
Род растений Г Д В Б А

[мах. 2,5 балла] Соотнесите водоплавающих птиц (1–5), с характерными для них местами гнездования (А–Д):

1. Чомга А – в дуплах деревьев на различной высоте
2. Кряква Б – в норах животных
3. Пеликан В – плавучее гнездо
4. Огарь Г – на земле или в заломах тростника
5. Мандаринка Д – в старых гнездах цапель и ворон

Ответы

Птицы 1 2 3 4 5
Места гнездования В Д Г Б А

[мах. 3 балла] Какие органы являются гомологами (А) и аналогами руки человека (Б):

1 –передние ноги кошки, 2 – крыло птицы, 3 – хобот слона, 4 – клешня рака, 5 – ласт пингвина, 6 – передние ноги лошади.

Читайте также: