Какими приемами пользовался паустовский в коте ворюге

Опубликовано: 16.05.2024

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»

Автор рассказа К.Г.Паустовский. Мы знаем, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, доброте людей.

Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал. Но Паустовский называет рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.

Экспозиция в рассказе Паустовского разделена на две части: одна находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа , где начинается описание дома(Дом был маленький.) Именно здесь мы знакомимся с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. И вторая часть в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит с героями, знакомство с котом - Ворюгой.

Завязка - это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.

У героев встала цель во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент. Мы начинаем переживать за кота. Какая же будет над ним расправа - «вздуют»(как и обещали –«Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки») или будет другая расправа над котом.

Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.

В рассказе поставлена проблема - борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Кажется, что конфликт разрешён - кот прижился у рассказчика и перестал воровать. Но рассказ на этом не заканчивается. Рассказчик продолжает своё повествование. Делает это он преднамеренно, чтобы показать, что добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.

Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.

Скорее всего рассказчик (автор) молодой человек. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке(Все дна, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях). У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька (сын деревенского сапожника), которого автор называет бесстрашным и ловким. И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот - ворюга, который ворует всё подряд: и колбасу, и сметану, и червей, и рыбный улов, который так важен ребятам. Рассказчик даёт коту кличку Ворюга и в ней он выражает своё отношение к этому коту.

Уже в самом начале рассказа мы знакомимся с котом. Он описан как хулиган, боец. И результат этого отражён в строках «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. «Это кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, бандит». Затем мы узнаём, что кот имеет огненно-рыжий окрас. Не случайно Паустовский придаёт коту именно такой окрас. Он использует этот цвет, чтобы выразить через цвет характер кота, это важная деталь для его характеристики. Рыжий цвет - это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен. Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.

Для описания поступков, действий кота автор использует такие выражения «ловко прятался», «воровал всё подряд: рыбу, мясо, сметану », «протащил кукан с окунями», «решился на отчаянный поступок», «украл кусок ливерной колбасы», «грозно выл», «вцепился мёртвой хваткой», «ужасающий вой»,«ругался под домом». Для описания поступков использованы глаголы действия. Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган. Также автор сравнивает кота с подземным духом. С чем-то зловещим, со злом, с которым никто не может справиться. И одновременно он даёт его описание таким, чтобы мы посочувствовали коту (с оборванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста). Отношение автора к коту выражено не только в самом названии рассказа, но и в фразе «кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит». Он его осуждает в начале рассказа, удивляется его поведению, но и сопереживает ему.

Используя эпитеты, сравнения, олицетворение Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков - желание выжить, будучи никому ненужным.

Таким образом, нахальные действия Ворюги вводят рассказчика и его друзей в отчаяние (Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.) Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»). Они почти месяц выслеживали Ворюгу. И вот наконец-то кот попался. Здесь кот описывается так: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Здесь Паустовский начинает описывать дом, в котором живёт рассказчик и его друзья. Он это делает для того, чтобы показать, что в таком доме живут добрые люди, и скорее всего они не станут жестоко наказывать Ворюгу. Справится с этим «бандитом-котом» может не каждый. Поэтому и поручают это важное дело Лёньке, который славился своей ловкостью и бесстрашием, также как и кот. Противопоставляются друг другу два равных соперника- кот и Лёнька. Но Лёнька оказывается сильнее в борьбе. Кот попался только из-за своего голода, жадности (Кот не хотел выпускать вкусную рыбу, он вцепился мёртвой хваткой.) Но когда кота вытащили, Ворюгу смогли рассмотреть как следует. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.) Здесь автор использует описание кота для того, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла(вой сравнивается с воем подземного духа). Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить. Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Вот чего не хватало Ворюге- заботы и внимания. С того дня кот остался жить у рассказчика. С ним стали происходить изменения - перестал воровать, совершил неожиданный и благородный поступок. Ворюга стал на добро людей отвечать добром. Его не наказали за воровство, его приютили и тем самым его перевоспитали. Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности.) Но несмотря на перемены, он чувствовал себя «хозяином и сторожем». Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя - кота - есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом - никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме - когда нужно было переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами (завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями). Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом шумел. («Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу») Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

Вопросы к рассказу «Кот-Ворюга» К. Г. Паустовского для анализа с детьми

-Понравился вам рассказ?

-Кто в рассказе главные герои?

-От чьего имени в рассказе ведётся повествование?

-Как называется часть, в которой мы знакомимся с героями и местом действия?

-Найдите в рассказе экспозицию. Прочитайте её.

-Почему экспозиция поделена на две части? Зачем автор это делает, с какой целью?

-Что мы узнаём в начале повествования о рассказчиках?

-Что привело людей в отчаяние? Что случилось?

-Почему автор называет кота Ворюгой?

-Как автор описывает кота в начале рассказа? Каким он предстаёт перед нами? Прочитайте эти строки.

-С кем автор сравнивает кота? На кого он похож по описанию и поступкам?

-Попробуйте определить, опираясь на характеристику кота, какой прием использовал писатель для изображения своего героя.

-Как автор относится к коту, судя по тому, как он его называет?

-Прочитайте строку, в которой выражено отношение автора к Ворюге?

-Почему кот- Ворюга вынужден воровать? Что его на это подталкивает?

-Как называется часть, в которой завязывается главное действие, без которого не было бы дальнейшего развития действий?

-Прочитайте завязку. Что мы узнаём из этой части?

-Как вы думаете, почему кот попался на воровстве?

-Каким кот предстаёт перед нами в этом эпизоде? Прочитайте.

-Как вы думаете, почему автор называет поступок кота отчаянным?

-Как развиваются события? Что делает кот, рассказчики?

-Кот попался. Наказания не избежать. Почему автор даёт описание дома именно в этот момент, когда кот попался? С какой целью он это делает?

-Обратите внимание на то, как автор описывает дом. Каким мы его себе представляем?

-А теперь вспомните, как автор описывал кота? Что вы заметили?

-С какой целью автор использует сравнение кота с подземным духом?(выл как подземный дух)

-В какой момент рассказа вы особенно переживали за Ворюгу? Как называется самый напряжённый момент в рассказе?

-Прочитайте строки, как удалось выманить кота из-под дома?

-Как вы думаете, почему поймать кота- Ворюгу поручили именно Леньке?

-Автор пишет: «Мы впервые рассмотрели его как следует». Каким предстал кот перед людьми?

-Как вы думаете, какое впечатление произвёл Ворюга на рассказчиков?

-А какое впечатление произвёл на вас кот?

-Почему Паустовский для описания окраса кота выбрал именно рыжий цвет?

-Рассказчики долго выслеживали кота, хотели его наказать за проказы и вот кот пойман. Почему у них возникает вопрос «Что с ним делать?»

-Почему Лёнька решил, что выдрать кота не поможет ему?

-Подумайте, почему накормить кота советует именно Ленька.

-Какой путь выбрали ребята? Почему?

-Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?

-Что явилось сигналом того, что в характере кота начались изменения?

-Прочитайте, как кормили кота. Почему его так сытно накормили?

-Как вы думаете, почему после такого замечательного ужина кот пожевал свой хвост?

-Почему Паустовский не заканчивает рассказ на моменте, что кот прижился и перестал воровать?

-Почему поступок кота автор называет благородным? В чём заключается благородство?

-Как вы думаете, понимал кот, что совершает хороший поступок? Почему?

-С какой целью автор сообщает нам о том, что коту дали новую кличку -Милиционер?

-Произошли ли изменения с Ворюгой в конце рассказа по сравнению с тем, каким он был в начале?

-Что этому способствовало?

-Изменилось ли отношение рассказчика к коту?

-Где находится развязка в этом рассказе. Прочитайте её.

-Что мы узнаём из развязки?

-Как вы понимаете, что хотел сказать нам этим рассказом Паустовский?

Попова Марина Михайловна

Автор конспекта: Анисимова С.А. , учитель начальных классов

Предлагаемый конспект позволяет при минимальной подготовке провести глубокий анализ изучаемого произведения.

ВложениеРазмер
конспект "Кот-ворюга" К.Паустовский 3 класс 71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Изучение произведения К. Г.Паустовского «Кот-ворюга».

После урока учащиеся смогут:

1. освоить главную идею произведения

( добро всегда добром возвращается.)

2.дать оценку поступкам кота.

3.объяснить, что такое олицетворение, контраст (описание внешности кота в начале рассказа и в конце), кукан с окунями, погреб, Прорва, тесовая крыша, лаз.

Развитие воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения.

  1. Организационный момент

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

  1. Проверка домашнего задания

На доске портрет К.Г. Паустовского.

- Вспомните, что вы знаете о Паустовском, и подберите слова или выражения, которые ассоциируются с его именем.

путешествие по стране

каждая поездка - книга

любовь к своей земле

глухие леса, реки, озёра

(Вспоминая, дети комментируют некоторые события, даты, названия).

  1. Работа над произведением

А) подготовка к восприятию произведения

Поднимите руку, у кого дома есть кот или кошка?

Как он у вас появился?

Какие чувства возникают у вас, когда вы видите своего питомца?

А теперь послушайте, какая история приключилась с котом в рассказе К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Б) первое восприятие

Учитель читает произведение.

В) выявление восприятия

Что понравилось в рассказе?

Какие чувства вызывает кот? Менялись ли они по ходу чтения ?

Г) постановка учебной задачи

Вам кота стало жалко, а ведь Паустовский назвал его ворюгой.

Давайте разберёмся, а таков ли кот на самом деле?

Д) перечитывание и анализ произведения

1) Чтение 1 части

Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание.

( Кот , у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.)

О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)

Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать?

( Он описан как хулиган, боец).

Правильно, результат этого отражён в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство.

Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)

Чье мнение выражает автор?( Своё)

Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)

А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).

Что использует автор, для описания поступков?

(Для описания поступков использованы глаголы действия. )

Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.

Что сделал кот напоследок?

Как называет автор его последний поступок? ( отчаянный)

Почему он так называет?( спасения не было)

Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ кота создаёт автор?(образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)

Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков - желание выжить, будучи никому ненужным.

Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.

погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.

Прорва – у Паустовского - название реки

Физкультминутка про кота .

Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

- У него бесшумная походка.

- Умывается собственной лапой.

- Хорошо видит в темноте.

- Называют другом человека.

- Любит гулять сам по себе.

- Дружит с собаками.

2) Чтение второй части

Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?

Что в рассказе Паустовского является пейзажем?

Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку.

(В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)

Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?

Есть связь между домом и котом?

(дом заброшенный и кот беспризорник)

Что означает слово заброшенный?( Одинокий)

Между описанием дома- и главного героя –кота -есть связь.

Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.

Какой литературный приём использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)

Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое.

Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справиться.)_

Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.

тесовая крыша – крыша из тёса

лаз - это отверстие, ход, ведущий куда-то.

3) Чтение 3 части

- Что произошло с котом? (попался)

- Кому поручили вытащить кота?( Лёньке)

- Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)

- Есть сходство между Ленькой и котом?(Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)

Противопоставляются друг другу два равных соперника - кот и Лёнька.

Кто оказался сильнее?( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)

Почему кот попался? (Кот попался только из-за своего голода, жадности)

- Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте

Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)

После того, как кота вытащили, что удалось как следует сделать героям?

Как выглядел кот? Прочитайте (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)

Зачем автор использует описание кота?( чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).

Вспомните, какой он был в 1 части?

Этот прием называется - контраст .,т.е противопоставление.

Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)

-А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)

Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.

Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют.

- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)

- А что ждал кот?( Наказания)

- Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)

Так, чего же не хватало коту?( Внимания, заботы)

4) Чтение 4 части.

Что значит прижился?(остался жить)

Какие изменения произошли с котом?( перестал воровать)

Какой поступок совершил кот?(благородный и неожиданный)

Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно? (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)

Каковы же были действия кота? Прочтите.

Как автор описал действия кур?( взлетели с отчаянным воплем, бросились, теряя перья)

Прочтите, как автор описывает Петуха?

(длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).

Что помогает понять, что петух – трус?(Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)

Какие качества кота проявились в этом поступке? (смелость, храбрость .)

.Каким предстает кот после демонстрации «благородного поступка». (он – сторож, хозяин).

Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

Зачем кота переименовали в милиционера? (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .

Подходит ли ему эта кличка?(Да)

Что по этому поводу говорит Рувим?

Что поняли люди?(Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .)

Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?( Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота)

-Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту.

-Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.

Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.

Но потом – сочувствие, жалость.

- Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:

- Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.

Ответили мы с вами на вопрос, который возник в начале урока?

Так, какой же кот? ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.

Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.


Рассказ Паустовского "Кот-ворюга" оказывается обычным рассказом о животных и следовательно самым главным, чему учит этот рассказ - это бережному отношению к животным. Учит любить природу.

Но этот вывод лежит на поверхности.

Между тем история кота, который прослыл самым наглым вором в округе, а в итоге стал ревностным хранителем имущества, имеет и много других интересных и поучительных моментов.

Прежде всего сам факт перевоспитания кота. Оно говорит о том, что в каждом есть и положительные и отрицательные качества, а какие из них берут верх зависит от того, в какую среду попадает человек или животное. На любовь и добро обычно отвечают также добром.

Еще один поучительный момент кроется в том, как поймали кота. От жадности кот так вцепился в рыбину, что не отпустил ее, даже понимая, что его вытаскивают из укрытия. Этот момент учит тому, что никогда не следует жадничать, а следует довольствоваться тем, что имеешь.


Рассказ Константина Паустовского поучительный и живой. Главный герой произаведения - рыжий кот, который таскает из дома все, что "плохо" лежит:


Кот повадился уносить еду: то рыбу, то банку червей дождевых для ловли рыбы. Но изловить бродягу никто не мог, так как тот отличался ловкостью, проворством и был пронырой, как любое уличное животное без своего дома. За его повадки назвали "Ворюгой".

Однажды, удалось заметить кота, который попался на глаза, влезши на дерево с кусочком колбасы, а с дерева забрался в подполье. Его выманили, но ввиду худобы главного героя, вместо наказания, - дали поесть.

Кот остался жить в доме, стал полезным и вместо "ворюги" превратился в "сторожа": караулил кур.

Эта история поучительная: воспитывает быть сострадательными, помогать братьям меньшим, проявлять доброту и чуткость. Только положительные поступки могут перевоспитать нехороший характер, как пказывает автор на примере персонажа.

Чему учит рассказ

В рассказе Константина Паустовского говорится о коте, которого все прозвали Ворюгой. Это неспроста. Кот действительно повадился воровать все, что плохо лежит. В итоге кот перевоспитался. Стал воспитанным, домашним котом.

Чему же учит нас этот рассказ ? Прежде всего доброму отношению к животным. Все домашние питомцы любят, когда к ним относятся с любовью и лаской, считают членами семьи. В ответ они также платят добром.

Также автор говорит о том, что проказничать - это плохо. Когда кот проказничал, его никто не любил, все только и придумывали способы, как его изловить.

Еще одна мысль: почему бы не попробывать перевоспитать хулигана. Иногда это удается.


Рассказ Константина Георгиевича Паустовского "Кот -ворюга" таит в себе глубокий смысл. Автор произведения пытается донести до читателей то, что не нужно сгоряча делать тот или иной поступок, а нужно выяснить причину, почему человек поступает тем или иным способом, который вам кажется неприемлимым.

В рассказе примером показан бездомный кот, который у людей воровал еду. Когда люди его поймали, они хотели его наказать, но потом подумали, и поняли, что кот воровал еду не со злости, а ему просто некуда было деваться, он хотел есть, ведь у него не было хозяина, и ему некуда было деваться. Люди проявили сострадание к животному, и помогли ему. А потом и кот ответил им добро и стал помогать.

Мораль - добро и сострадание способны творить чудеса. Будь добр к окружающим и они ответят тем же.


Правдоподобная история К.Г.Паустовского о рыжем коте учит читателей о внимательном отношении к братьям нашим меньшим.

В жизни коты ленивые животные. Предпочитают клубком полежать на кровати. Ловить мышей не любят, а с голодом начинают делать неприятности хозяевам и соседям. Одним движением лапы легко сбрасывают кирпич с крышки кастрюли и лакать содержимое.

О таком усатом проказнике автор повествует читателю. Брошенное животное повадился воровать еду во всей округе сельчан. В отсутствие хозяев стаскивал со стола мясные с рыбными продуктами. С удовольствием лакомился яйцами в курятниках. Однажды, его выманили из подвала. Хорошо накормили. Он почувствовал доброе отношение хозяев. И с той поры перестал проказничать.



В рассказе Паустовского "Кот-ворюга" мы знакомимся с рыжим котом, который не имел дома и был одинок. Поскольку хозяина у него не было, то и подкармливать его было некому. Вот голодный кот и воровал продукты из дома для того, чтобы выжить.

Когда Ворюгу удалось отловить, то люди обратили внимание на то, что он был тощ. Поэтому было решено наказание отменить, а кота накормить, что и было сделано. Когда кот наелся, то мирно заснул, видимо, поверил людям, которые его накормили и приютили. Он не убежал и остался с людьми, ведь теперь у него были хозяева. Отпала надобность коту воровать - хозяева кормили питомца и заботились о нем.

Кот был переименован в Милиционера, поскольку он нашел себе новое занятие - стал следить за порядком в доме и во дворе.

Рассказ Паустовского очень добрый и учит нас быть понимающими и отзывчивыми людьми. Автор поясняет нам, что наказание - это крайняя мера, до этого лучше попробовать другие, более мягкие методы воздействия. К животным и людям нужно относиться по-доброму, иногда доброжелательное отношение может совершить чудо. Даже бывший воришка и грубиян может стать добропорядочным человеком, если почувствует, что он не одинок и кому-то нужен.

Выбранный для просмотра документ задачи.doc

Предмет: литературное чтение.

УМК : «Школа 21 век».

Тип урока : урок изучения нового материала.

Тема : К.Г. Паустовский «Кот Ворюга»,2урок.

Цель урока: 1. : формировать умение анализировать текст на примере произведения К.Г. Паустовского «Кот Ворюга».

Задачи урока:

Достижение личностных результатов учащихся:

Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

Формировать мотивацию к обучению и познанию;

Формировать осмысление и принятие основных базовых ценностей:милосердия,доброты.

4. Формировать умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Достижение метапредметных результатов обучающихся:

Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Формировать умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации ;

Формировать умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации ;

Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение предметных результатов:

Формировать умение читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного.

Формировать умение определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

Формировать умение использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Формировать умение прогнозировать содержание произведения;

Формировать умение находить различные средства выразительности, определяющие отношение автора к герою.

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, карточки для парной работы, конверты с заданиями для работы с группой, руководство по выполнению заданий для каждой из групп.

1. Организационный момент.

Начнем наш урок.

- Пожелайте удачи друг другу.

- Сегодня на уроке вы все получите оценки. Оценивать вы будете себя сами, в конце урока, по итогам работы.

Дети приводят в порядок рабочее место.

Хлопают с соседом в ладоши, желают удачи.

Личностные УУД: мотивация учения, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Регулятивные УУД :

выполнять учебные действия в зависимости от поставленной цели.

Коммуникативные УУД :согласованность свои действия с партнером .

2 . Мотивирование к учебной деятельности.

- Посмотрите на экран и назовите автора и произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке?

В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова К. Паустовского: Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек.

- Как вы понимаете эти слова?

- Я считаю, что эти слова подходят к сегодняшнему уроку.

По фото - узнают автора: К. Паустовский. По картинке с изображением главного героя - вспоминают название произведения:

В каждом человеке есть что-то очень доброе и хорошее

Познавательные УУД:

строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственные связи в устной форме;

Коммуникативные УУД:

в сотрудничестве с

учителем и одноклассниками, дети высказывают своё мнение, участвуют в обсуждении.

Личностные УУД :

устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

3.Целеполагание .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Определим задачи урока. Закончите предложения:

Узнать продолжение рассказа

Учиться работать с текстом произведения

Учиться вступать в диалог с автором. Понять основную мысль произведения, авторскую позицию.

Регулятивные УУД:

ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные УУД.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками, дети высказывают своё мнение, участвуют в обсуждении.

4.Актуализация

-Назовите главного героя рассказа.

Каким предстаёт перед нами кот?

Дома я вас попросила выписать особенности его характера и поведения (словами автора).

Найдите среди выражений

- Как вы думаете, почему автор использовал именно это сравнение?

- Кот - бандит, который постоянно ворует и его никак не могут поймать.

Один ученик зачитывает запись в тетради:

притворно выл, как подземный дух

ругался под домом

издавал хищное щёлканье

вцепился мёртвой хваткой

подскочил, как футбольный мяч

Под землёй живут духи зла, и сам кот предстаёт воплощением зла.

Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста;

Коммуникативные УУД: сотрудничестве с учителем и одноклассниками, дети высказывают своё мнение, участвуют в обсуждении.

Личностные УУД : нравственно-этическое оценивание: усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

5.Работа с текстом до чтения. Антиципация* по отрывку.

-На каком моменте рассказа мы остановились на прошлом уроке?

- Как вы думаете, какова его дальнейшая судьба.

-Давайте попробуем заглянуть в конец рассказа.

Прочитаем первое предложение последнего абзаца.

Как вы думаете, что же такого кардинального могло произойти с котом. Чтобы он получил такую кличку?

Ребятам удалось наконец-то поймать кота.

Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера.

Познавательные УУД.

строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной форме на основании собственного жизненного опыта;

Коммуникативные УУД.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками, дети высказывают своё мнение, участвуют в обсуждении.

Личностные УУД : нравственно-этическое оценивание. Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в устной форме.

6.Первичное восприятие.

Познавательные УУД.

Умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в зависимости от поставленной цели.

Личностные УУД : нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

7.Анализ произведения.

-Что показалось удивительным? необычным?

- Давайте разберёмся, почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?

- Когда ребята рассмотрели кота, как он выглядел? Найдите описание.

- Что чувствовал кот в этот момент?

-Какие слова подсказали вам это.

- Как относится автор к своему герою?

- Какое слово подсказало ответ на мой вопрос?

Почему же они его не выдрали?

-Каким оказался результат столь неожиданного «наказания»?

- Найдите выражения, которые характеризуют поведение кота.

В данной группе слов найдите сравнение.

-Паустовский хочет, чтоб мы поняли, что нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.

- Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя.

- Потому что Ленька, сын деревенского сапожника, сказал: «Не поможет. У него с детства характер такой».

Кот не только перестал воровать сам, но и не позволял этого делать другим. И его из Ворюги переименовали в Милиционера.

фыркал и терся головой мирно захрапел совершил благородный и неожиданный поступок

дрожал от негодования

передней лапой бил

требовал благодарности ходил как хозяин и сторож

Познавательные УУД.

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

находить нужную информацию в тексте;

строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

Коммуникативные УУД: в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, дети высказывают своё мнение, участвуют в обсуждении.

Личностные УУД : нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в зависимости от поставленной цели.

- Давайте вспомним, какое сравнение использовал автор в начале рассказа?

-Что хотел подчеркнуть автор, используя именно это сравнение? Какое волшебство смогло изменить так кота?

-Какими приёмами пользовался К.Г. Паустовский, рассказывая о коте Ворюге?

Паустовского в описании кота много цветовых эпитетов. Возьмите карточки и закрасьте клеточки тем цветом, какой указан в тексте. Работаем в парах.

- Каким кот получился по настроению и по цвету?

- Кота изменила доброта людей.

Работа по карточкам

с подпалинами на животе,

с hello_html_m4b1dcd2c.jpg
нахальными глазами.

яркий, весёлый, контрастный.

Познавательные УУД .

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

Коммуникативные УУД.

• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

Физкультминутка

- Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки в стороны. Если не согласны - поставьте на пояс.

У него бесшумная походка.

- Умывается собственной лапой.

- Хорошо видит в темноте.

- Называют другом человека.

- Любит гулять сам по себе.

- Дружит с петухом.

Дети выполняют движения.

Познавательные УУД .

выделять существенную информацию из речи учителя.

Регулятивные УУД :

• выполнять учебные действия в зависимости от поставленной цели.

8.Творческая работа в группах.

Я предлагаю вам поработать в трех центрах: Оригинального оформления - составить паспорт на Кота - Ворюгу по плану.

Творческого осмысления – сочинить синквейн про главного героя рассказа.

Собственного сочинения- познакомиться с письмом и придумать продолжение истории.

-Прошу представителей от каждой группы выйти к доске.

Дети расходятся по центрам и работают в них.

Правила работы в группах:

Один говорит – все СЛУШАЮТ.

В группе должен быть ЛИДЕР.

Своё несогласие высказывай ВЕЖЛИВО.

Каждый работает на общий РЕЗУЛЬТАТ.

Если не понял переспроси.

По одному представителю от каждой группы надевают галстуки, выходят к доске и обобщают результаты работы.

Коммуникативные УУД:

учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Личностные УУД : нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

9.Итог урока.

О чём же рассказ Паустовского?

-Какова главная мысль рассказа?

-При всей видимой простоте, это не просто рассказ о приключениях кота, но история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно вслушиваться и вглядываться в окружающий нас мир: он такой же интересный, как и мир человека.

Личностные УУД : представления об общих нравственных категориях (добре и зле), ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; эмпатия, понимание чувств других людей и животных сопереживание им;

Коммуникативные УУД:

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, дети высказывают своё мнение, участвуют в обсуждении.

10.Рефлексия

Возьмите листы оценки.

Оцените свою деятельность на уроке.

- У кого получилось 5 плюсов.

Кто на ваш взгляд работал на уроке лучше других?

Я думаю, что эти ребята заслужили аплодисменты. Заканчивается наш урок

Каким он получился?

Какой след оставил кот в вашей душе?

Напишите на лапке одним словом.

Оценивают собственное продвижение : ставят + или – в листах самооценки.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД :

на понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

11.Домашнее задание.

В качестве домашнего задания я предлагаю вам пересказать рассказ,

придумать историю из жизни знакомого вам животного.

-Урок окончен. Всем спасибо!

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в устной и письменной форме. Личностные УУД:

познавательная мотивация учения;

УУД - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Антиципация – предугадывание, предвосхищение, предположение чем закончится произведение.

Информационные ресурсы:

Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. — Ростов н/Д., 2003.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.

Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста. – Саратов, 1987.

Калинина О.Б. «Основная образовательная программа «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» для образовательных учреждений – Астрель,2010.

Выбранный для просмотра документ раздаточный материал.docx

Народная мудрость

Конструкторы

Народная мудрость

Собери и склей пословицы.

Прочитай внимательно каждую пословицу.

Выбери пословицу, которая наиболее точно выражает идею рассказа.

Конструкторы

Выполните модель обложки

Дополните краткую аннотацию к рассказу:

Автор этого рассказа_____________________.

В произведении рассказывается история о _______________________________________. Который превращается из _________________________

в _________________________________.

Аналитики

Составить синквейн (краткое представление главного героя)

Одно существительное: Кто? Что?

Два прилагательных: Какая? Какой? Какое?

Три глагола: Что делает?

Предложение из четырех слов (ваше отношение).

Верная, забавная

Защищает, играет, любит.

Собака – друг человека.

Литераторы

Прочитайте письмо. Придумайте продолжение истории.

Здравствуйте! Я огненно-рыжий кот по кличке Младший лейтенант. Огненно-рыжий, потому что мой папа был таким, а почему меня так зовут, сейчас объясню. Очень давно, когда мой папа был молод, его за глаза называли Кот Ворюга, потому что он воровал еду у всей деревни. Однажды его поймали, хотели выдрать, но один добрый человек предложил его накормить. После этого мой папа стал белым и пушистым, хотя оставался огненно-рыжим.

А вот не так давно мы вместе с папой совершили еще один благородный поступок… Однажды к нам во двор зашел _____________________. Он _________________ мяукал. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


30.05.2019
admin

1

Изучение языка художественного текста играет важную роль в процессе овладения иностранными языками, так как такого рода тексты дают представление об изобразительных средствах и возможностях языка, а также о национальной специфике восприятия тех или иных объектов действительности. Нам было интересно посмотреть, каким образом изображаются животные в русской литературе, и одним из шагов в этом направлении было обращение к рассказу К.Г. Паустовского «Кот-ворюга». Мы предприняли попытку выявить языковые средства создания психологического портрета кота в рассказе К.Г. Паустовского. Основным средством изображения кота в рассказе К.Г. Паустовского является приём олицетворения (приписывание свойств человека животным и неодушевлённым предметам), что можно увидеть уже в названии произведения: «Кот-ворюга».

Воровским наклонностям кота автор уделяет особое внимание, о чём свидетельствует не только характеристика, вынесенная писателем в сильную позицию (название рассказа), но и частотное употребление лексем с общим компонентом значения – воровство: «звали его за глаза Ворюгой», «он обворовывал нас каждую ночь», «он воровал все», «это было уже не воровство, а грабеж, «украл со стола кусок ливерной колбасы», «постоянное воровство». Преступные наклонности кота также подчеркиваются лексемами с корнем «банд»: «кот-бродяга и бандит», «бандитские проделки». Коту приписываются способность совершать поступки, основанные на нравственных качествах, что также приближает его к человеку: «это был кот, потерявший всякую совесть», «он совершил благородный и неожиданный поступок». В формировании портрета кота участвует и цветовая символика – «рыжий кот», «огненно-рыжий кот». Рыжий цвет – это цвет огня, он символизирует отважность, бесстрашие. Первая часть сложного прилагательного («огненно») показывает не

только интенсивность проявления цветового внешнего признака, но и, безусловно, его характера. Как известно, особую роль в изображении характера героя литературного произведения играет описание глаз. Наш герой «поглядывал зелеными нахальными глазами», «смотрел дикими глазами», что подчёркивает его свободолюбивый и непокорный нрав. Обращает на себя внимание определение «нахальный», вновь показывающее, что К.Г. Паустовский наделяет кота человеческими качествами. Для точной передачи звуков, издаваемых котом, писатель выбирает глагол выть и существительное вой, подчёркивающие их интенсивность. Кроме того, оценка выражена собственно-характеризующим наречием (противно), обстоятельственным наречием и сочетанием наречного типа со значением времени (непрерывно, без утомления), сравнительным оборотом с союзом как, качественным прилагательным (ужасающим): «он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без утомления», «кот выл и ругался под домом», «с ужасающим воем он сорвался с березы».

Глагол ругался опять-таки заставляет читателя увидеть в коте черты человека. Значения глаголов, с помощью которых К.Г. Паустовский изображает действия кота, содержат компонент «скорость»: «умчался под дом», «кот пронесся, приседая, через огороды», «кот несся за ним на трех лапах». Таким образом, анализ материала позволяет нам говорить о том, что портрет кота в рассказе К.Г. Паустовского создаётся с помощью описания его внешнего вида (окраса, цвета и выражения глаз), характеристики поступков, действий (движений и издаваемых звуков). Особую роль играют частотное использование слов одной лексико-семантической группы или лексем с общим компонентом значения, что позволяет выделить доминирующие характеристики героя рассказа, а также слова со значением высокой интенсивности проявления признака. Основным приёмом психологизации портрета является приём олицетворения: приписывания коту свойств человека.


Рубрика: Образование
Метки: искусство, текст, язык

Читайте также: