Какой жанр у произведения кот ворюга

Опубликовано: 01.05.2024

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

14.01.2019

"Кот ворюга"

Паустовский К., рассказ "Кот ворюга"

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа "Кот ворюга" и их характеристика

  1. Рыжий кот. Сперва ворюга, потом милиционер. Наглый, хитрый, благодарный.
  2. Автор и Рувим. Рыбаки, любители природы.
  3. Ленька. Бесстрашный сын сапожника.
  4. Горлопан. Наглый и голосистый петух.

План пересказа рассказа "Кот ворюга"

  1. Отчаяние героев
  2. Проделки рыжего кота
  3. Похищение окуней
  4. Кот на березе
  5. Кот в подвале
  6. Бесстрашный Ленька
  7. Кот пойман
  8. Роскошный обед
  9. Кот-сторож
  10. Кот Милиционер

Кратчайшее содержание рассказа "Кот ворюга" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Рыжий кот довел своим воровством героев до отчаяния.
  2. Он воровал все - мясо, рыбу, молоко, а под конец украл десять окуней.
  3. Кот стащил колбасу и забрался на дерево.
  4. Кот спрятался под дом и Ленка выманил его плотвицей.
  5. Кота накормили и он стал сторожить дом.
  6. Кот проучил кур и его прозвали Милиционером.

Главная мысль рассказа "Кот ворюга"
Даже самый закоренелый преступник может встать на путь исправления.

Чему учит рассказ "Кот ворюга"
Рассказ учит тому, что воровать плохо. Учит не брать чужое без спросу. Учит любить животных. Учит тому, что наказание не всегда лучший выход. Учит уметь прощать. Учит помнить добро и учит благодарности. Учит беречь свои вещи.

Отзыв на рассказ "Кот ворюга"
Мне понравился этот рассказ и конечно больше всего сам кот-ворюга. Этот кот был беспризорным и потому добывал себе еду как только мог. За это нельзя наказывать животное, ведь люди сами виноваты в том, что кот остался один. Поэтому меня порадовало решение героев, а кот доказал, что если к животному относиться с любовью, то и оно будет вести себя также.

Пословицы к рассказу "Кот ворюга"
Сколько вору не воровать, а расплаты не миновать.
Легко воровать, да тяжело отвечать.
Знает кошка, чье мясо съела.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Своя рубашка ближе к телу.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Кот ворюга"
Герои были в отчаянии. Они не знали как поймать наглого рыжего кота, который так ловко прятался, что его почти невозможно было выследить. А кот каждую ночь что-нибудь воровал.
Он крал сметану, рыбу, мясо, хлеб. Однажды он вырыл жестяную банку с червями и вскрыл ее. Червей кот не съел, но к ним сбежались куры и потом стонали от обжорства.
Целый месяц герои выслеживали кота и деревенские мальчики помогали им. Мальчишки и сказали, что кот украл кукан с окунями, и герои обнаружили пропажу десяти жирных окуней. Это был уже грабеж.
Кот попался тем же вечером. Он утащил кусок ливерной колбасы и забрался с ним на дерево. Герои окружили березу и стали ее трясти. Кот выронил колбасу и та упала на голову Рувиму. Кот сперва выл, а потом прыгнул вниз и заскочил под дом.
Дом был маленьким и герои в нем только ночевали в перерыве между рыбалкой. Кот попался в ловушку, ведь второго выхода из-под дома не было.
Герои перегородили выход сеткой и стали ждать. Но кот выл и не выходил. Темнело. Герои позвали Леньку, сына сапожника, который славился бесстрашием. Ленька привязал к леске плотвицу и забросил рыбу под дом. Послышалось жадное чавканье. Ленька потянул леску и вытащил наружу голову кота. Он схватил кота за шкирку и поднял его.
Кот поджал хвост и зажмурился. Герои впервые рассмотрели ворюгу. Кот оказался тощим с белыми подпалина на животе.
Рувим мрачно спросил, что с котом делать. Автор предложил кота выдрать. Ленька сказал, что это не поможет и предложил накормить кота. Герои дали коту роскошный ужин - свинину, рыбу, сметану, и кот ел больше часа.
Наевшись, он стал умываться, а потом тереться головой о пол. После этого кот лег у печки и захрапел.
С того дня кот прижился в доме и перестал воровать. Он даже совершил благородный поступок, когда куры проникли в дом и стали клевать гречневую кашу. Кот напал на кур и преследовал по двору петуха, прозванного Горлопаном. Кот был его лапой по спине и после этого Горлопана еле отлили водой.
Куры перестали воровать и сильно боялись кота. А кот ходил по дому и саду хозяином и сторожем и требовал благодарности. Герои даже переименовали его в Милиционера


Рассказ «Кот-ворюга» был написан К.Г. Паустовским в 1935 году. Это произведение входит в сборник рассказов «Летние дни».

Жанр рассказа выбран автором не случайно, ведь рассказ – небольшое произведение, в котором описывается эпизод, случай из жизни героя. Случай из жизни рыжего кота описан в произведении. Этот эпизод, возможно, стал решающим в судьбе центрального образа.

Главным героем К. Г. Паустовского в рассказе «Кот-ворюга» является рыжий кот, доставивший немало хлопот, но в итоге ставший «хозяином и сторожем» в доме и в саду.

Почему героем выбран именно рыжий кот? В детских сказках кот – решительный, независимый и хитрый, но всегда вызывающий уважение. Именно таким он и описан К. Паустовским: «ловко прятался», «бродяга и бандит». Цвет также выбран не случайно. Со стародавних времен считалось, что рыжие коты приносят счастье. Также, желтый, оранжевый, рыжий – цвета солнца, веселья и добра. При прочтении о проделках рыжего кота возникает ассоциация с рыжим хулиганистым мальчишкой. Рыжий цвет выступает здесь как символ непослушания, озорства. Также можно провести параллель с еще одним героем сказок – рыжая лиса, ловкая и озорная.

Кличка – Ворюга – была дана коту за его проделки: «он воровал все», утащил кукан с окунями, «украл со стола кусок ливерной колбасы». Но звучание клички не несет осуждающей характеристики, скорее отношение автора к выходкам кота снисходительное.

«Оправдывает» народные приметы о рыжем коте главный герой только в конце рассказа. Что же предшествовало такому преображению?

Рассказ начинается с описания поступков и выходок кота, а также автор дает оценку тому, как ребята относятся ко всему происходящему: «мы пришли в отчаяние», «поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки». К. Г. Паустовский примерно одну треть рассказа отдает на то, чтобы рассказать о хулиганских действиях главного героя – это направлено на раскрытие его характера, постепенно нарастает и эмоциональное напряжение. Кот долгое время ухитрялся совершать свои «подвиги»: «через неделю удалось наконец установить..», «почти месяц мы потратили…».

Завязка сюжета вынесена в середину рассказа, когда кот крадет кусок ливерной колбасы и лезет с ним на березу. Он попадает в безвыходную ситуацию и решается на «отчаянный поступок»: ищет спасения под домом, хотя тем самым только усугубляет свое положение, так как «выхода оттуда не было».

Итак, кот-ворюга пойман. Здесь кульминация рассказа. Логично предположить, что рыжий кот понесет какое-то наказание за свои шалости. Но мудрым судьей выступает мальчик Ленька, который считает, что наказание кота не исправит («У него с детства характер такой») и предлагает путь добра. Почему же именно так решает автор поступить с хулиганом? Ответ кроется в описании кота, после того, как его поймали: «это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот», «кот ждал, зажмурив глаза». Глядя на него, к ребятам приходит понимание его поступков, ведь кот был никому не нужен и вел себя так от безысходности и одиночества. И воровал он не из-за хулиганского характера, а был вынужден сам добывать себе пищу. И если сначала читатель осуждает рыжего кота за его действия, но здесь осуждение уступает место жалости и сочувствию.

Последняя треть рассказа посвящена описанию преображения кота-беспризорника в «хозяина и сторожа». Ворюга оценил «наказание» добром и перестал воровать, прижился в доме и «даже совершил благородный и неожиданный поступок»: проучил кур, забравшихся на стол и клевавших гречневую кашу. Доброта ребят сменила настороженность и отчаяние кота на доверие и уверенность, на дружбу и понимание своей значимости и полезности. Ему не хватало внимания, заботы и любви людей. Эта часть рассказа является развязкой сюжета.

Надо отметить, что куры сначала выступают в качестве соучастников шалостей, эдакая веселая ватага мальчишек: кот разрыл банку с червями, «их он не съел, но… сбежались куры и склевали весь наш запас червей». После того, как кот прижился в доме, он стал выполнять правила сам и следить за дисциплиной во дворе, в связи с чем, куры и петух Горлач теперь «опасались воровать» и «увидев кота, …прятались под домом».

И если в начале произведения кот выступает как хитрый и наглый персонаж, то в конце читатель видит уже совсем другой образ. Это доброта, отзывчивость и великодушие мальчишек меняет главного героя, добро всегда побеждает зло!

В рассказе К. Паустовского мы видим всего две пейзажных зарисовки. Причем расположены в тексте они друг за другом. Первая – описание дома и сада вокруг: «дом маленький», «стоял в глухом заброшенном саду». Именно здесь и ищет спасения рыжий кот, когда попадает в сложную ситуацию. Рождаются параллельные образы: одинокий кот – заброшенный сад. На контрасте возникает второй пейзаж: «душистые высокие травы», озеро, желтая цветочная пыльца. Это мир вокруг рыжего кота, мир солнечный и яркий. Такой прием помогает понять глубину одиночества главного героя.

В ходе повествования встречается много юмористических зарисовок и комичных сцен: «кот, потерявший всякую совесть», «это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня», «кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму» и многие другие. Вероятно, такое изложение, как и краткость текста, выбрано К. Г. Паустовским для того, чтобы детям было интересно и легко прочитать рассказ и понять основную мысль произведения.

Гаврилова Алина, 3 класс, МАОУ гимназия № 12

У нас в семье сохранился старенький сборник рассказов К. Г. Паустовского. Он был издан в 1994 году, в городе Ростов-на-Дону, издательством Ростовского университета. Я взял его в руки только тогда, когда мы писали изложение к рассказу автора «Кот-Ворюга». В классе мы прочитали отрывок, а дома я вспомнил про тот сборник.

В заголовке «Кот-Ворюга» я сразу почувствовал, что этот кот, не простой кот. Автор называет его вором, ворюгой, это кот-бродяга, бандит. Он потерял всякую совесть. Он обворовывал, он грабил среди белого дня, у него были бандитские проделки. Какие темные краски сгущает автор и обрушивает на этого бедолагу! За что? Что заставило кота с дикими глазами совершать такие безобразия? Темные краски постепенно сгущались. Внутри меня как будто зазвучали напряженные ноты нижнего регистра моего кларнета. Полилась тревожная музыка со сложными пассажами и переходами.

Бегу глазами по тексту дальше. Вот автор рисует «портрет» этого бессовестного кота. Да! Те характерные эпитеты вполне соответствовали его внешнему виду: разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, сам рыжий. В какие же ситуации попадал наш «герой»? Мой кларнет «изнывает» от боли, пальцы пробегают по клапанам с тяжестью, с какой-то скрытой грустью и скорбью.

Жалко кота-ворюгу? Почему он дошел до такой жизни? Почему автор обрушивает на кота столько нелестных эпитетов? Или это авторская задумка, или он произносит эти слова немного, шутя и посмеиваясь, но кот-ворюга, действительно, постоянно вредил. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану, хлеб, даже утащил кукан с десятью жирными окунями и кусок ливерной колбасы.

Грабеж, да и только! Босяцкие выходки кота не давали покоя, и всем это действовало на нервы. И вот кот попален и предстал, наконец-то, во всей красе: Огненно-рыжий, с большими подпалинами на животе, уши прижаты, хвост под себя! Явно – кот-беспризорник. Да, это так. Что делать, как прожить этому коту? Картина мрачная, но мой кларнет почему-то «поет» победную мелодию. Среди мрачных нот нижнего регистра вдруг пробивается маленький луч света и смутной надежды. Веселее забегали по клапанам пальцы, ноты дружным строем устремились на верх.

Но люди-то думали-гадали, как наказать кота за его проделки, А кларнет все выводит и выводит. и не хочет согласиться с таким решением.

Вот приходит спасение: Не выдрать, а накормить. Это Ленька, босоногий мальчишка того времени, сын деревенского сапожника, тот который славился бесстрашием и ловкостью, именно Ленька нашел решение: накормить как следует.

Напряжение моего кларнета спадает совсем. Теперь он играет победный гимн. Играет восторженно, громко, радостно.

Накормить! Кот ел больше часа, потом стал мыться, поглядывать на всех. Он растянулся у печки и захрапел. Так кот прижился. Теперь автор показывает благородный поступок людей, которые вместо наказания – «плетки», дали Ворюге «пряник». Они обогрели оборванца, приютили его, дали ему кров. Всех поразил неожиданный поступок этого кота. Он стад охранять двор от ворюг-кур, и бил петуха-горлача. Кот стал чувствовать себя хозяином, сторожем и перестал бояться. Из Ворюги он был переименован в Милиционера. Да, теперь он блюститель порядка!

Перечитываю рассказ еще раз. Все события развиваются стремительно. Пальцы бегают.

Вот наш кот несется через огороды с окунями в зубах, то уже сидит на березе с куском ливерной колбасы, то он под домом, откуда несется непрерывная ругань нашею Ворюги. И вот, наконец-то, он из бродяги и Ворюги превращается в друга, помощника. Черные краски исчезают совсем. Воровские глаза его уже требуют благодарности.

Автор показывает стремительное перерождение кота-ворюги в хозяина и сторожа-милиционера. Все заканчивается благополучно: больше кот не воровал. А что потребовалось для этого? Накормить, обогреть, проявить внимание и заботу. К. Г. Паустовский мастерски представил нам эту развязку. Читать и перечитывать рассказ было интересно.

Может быть великие композиторы, читая подобные рассказы, и внутренне переживая как и я происходящее в них, после создавали прекрасные музыкальные шедевры, прошедшие через века и дошедшие до наших дней.

Буду рад встретиться с рассказами К. Г. Паустовского и дальше, в старших классах, дать оценку его мастерству по мере моего взросления и поучиться авторскому видению окружающей действительности.

Сырнев Марк, 4 класс, МБОУ СОШ № 197

На первом уроке после самостоятельного знакомства с текстом (этот “шаг” переносится на дом) предлагается тест, цель – проверить понимание текста на уровне содержания. Данный тест носит репродуктивный характер (выявление знаний сюжета, имен героев, литературоведческих терминов и понятий).

1. Жанр этого произведения:

  1. сказка
  2. рассказ
  3. повесть

2. От имени кого ведется повествование?

  1. Леньки
  2. кота
  3. автора

3. Кто главный герой рассказа?

  1. Ленька
  2. кот
  3. голенастый петух

4. Как звали кота?

  1. бандит
  2. бродяга
  3. ворюга

5. Что такое кукан?

  1. металлическая сетка
  2. палочка, на которую одевается пойманная рыба

6. Где кот попался?

  1. на березе
  2. в узком лазу

7. Чей совет тебе кажется более разумным?

  1. Леньки
  2. Рувима

8. Как повлиял ужин на кота?

  1. убежал из дома
  2. перестал воровать

Второй урок

Цель: воспитание доброты, доброго отношения к животным.

Задачи:

  1. Работа над образом литературного героя
  2. Развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано доказывать свое мнение
  3. Раскрытие гуманистической сути данного произведения

1. Работа с текстом после чтения. Работа над образом литературного героя. Раскрытие гуманистической сути произведения

– Посмотрите на наши рисунки (все рисунки разделены на две группы).

– Какие здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)

– А здесь? (Голодные, уличные, брошенные.)

– А у нас какой кот?

(На доске: злой, жестокий, беспризорник, настороженный, беспомощный.)

– Найдите и прочитайте описание кота в начале рассказа.

– Кто нам про него рассказал? В каком произведении?

– Как бы вы отнеслись к такому коту, если бы он оказался рядом с вами?

– Как к нему отнеслись сначала ребята? (Выслеживали, поклялись поймать кота, вздуть его за бандитские проделки.)

– Как называет кота Константин Георгиевич Паустовский?

(На доске: бандит, бродяга, ворюга.)

– Согласны ли вы с автором? Докажите свою точку зрения.

– Вот он наш кот (иллюстрация). Куда мы его отнесем? В какую семью запишем?

И вот кот уже пойман, ребята решают вопрос: что же с ним делать?

– Представьте себе, что вы уехали на 2–3 дня из дома, а своего кота оставили одного. Приготовили ему пищу, а он ее за 1 день всю съел. И был голодным, плохо себя вел: перевернул свою тарелку, поцарапал мебель, навел дома беспорядок. Как вы поступите? Что вы будете делать? Есть какой-нибудь выход из этой ситуации?

– Прочитайте разговор ребят, где они ищут ответ на этот вопрос “Что же с ним делать?”

– Кому из ребят вам хотелось бы доверить кота? Почему?

– Почему Ленька предложил накормить кота как следует? (понял, в чем причина его выходок)

– Как Ленька поступил по отношению к коту? (защитил)

– Был ли у вас такой случай, когда вам пришлось защитить свое животное (будь то кошка или собака)? Расскажите.

– Итак, коту дали замечательный ужин.

– Прочитайте, каким и как он вышел из чулана, наевшись?

Какой он стал, ребята? (на доске: довольный, веселый, доверчивый, добрый)

– И теперь мы нашего кота отнесем в какую семью (к каким рисункам)

– Что изменило кота? (доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин)

– Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую? (Изменило кота – добро людей)

– А что же нам делать с этими остальными котами?

КТО
ЧЕЛОВЕК
и ЧТО
ДОБРОТА
поможет этим котам перейти в нашу семью?

2. Проблемный вопрос.

А легок или труден путь к доброте?

Объясните, про какого человека говорят, что он ДОБРЫЙ, через подбор синонимов (с использованием толкового словаря).

Домашнее задание.

  1. Заполнить кроссворд (все слова по горизонтали) и отгадать ключевое слово (доброта)
  2. Какое качество в человеке больше всего ценил К.Г.Паустовский? (деликатность)
  3. Город, в котором родился К.Г.Паустовский? (Москва)
  4. Одно из самых любимых увлечений писателя, о котором он мог говорить часами? (рыбалка)
  5. Что считал Паустовский “ключом к пониманию человеческой души”? (природа)
  6. Какое качество в человеке находил К.Г.Паустовский самым отвратительным? (подлость)
  7. Как называется первое крупное произведение (роман) писателя? (“Романтики”)
  8. Газета, в которой в 30-е годы активно работал К.Г.Паустовский как журналист. (“Правда”)

Паустовский "Кот-ворюга": главные герои, главная мысль, что писать в читательский дневник?


Главная мысль рассказа Константина Паустовского "Кот Ворюга": надо уметь прощать, не держать зла, творить добро. К рассказу "Кот Ворюга" отлично подходит пословица: твори добро - не помни зла. Рассказ "Кот ворюга" учит доброте и бережному отношению к животным.

Герои рассказа Паустовского "Кот Ворюга": рыбаки (имя одного из них Рувим), жившие в небольшом деревенском домике и целые дни проводившие на реке, кот, воровавший у них провиант и Ленька, сын сапожника - ловкий мальчик, сумевший выманить рыжего кота Ворюгу из-под дома.

кот ворюга


Главные герои этой небольшой истории:

  • Кот-ворюга, в будущем переименованный в Милиционера
  • два друга и соседский мальчик Ленька.

Главная мысль рассказа - теплое, доброе отношение, ценят все, даже коты. Кот, ранее приносивший друзьям столько хлопот, оказался не просто самой милейшей животиной, но и настоящим другом и помощником.

Благодаря ему удалось поставить на место обнаглевших кур. Кот, почувствовав ласку, отвечал своим хозяевам тем же, стараясь из всех сил поддерживать в доме порядок и не допускать воровства, которым сам грешил раньше. За что и получил гордое звание сторож и новую кличку - Милиционер.


Рассказ Паустовского "Кот-ворюга" назван по главному действующему герою, которым оказался дворовый рыжий кот с разорванным ухом. Автор называет его ворюгой из-за того, что кот тащил все, что мог съесть у сельчан и рыбаков.

В рассказе "Кот-ворюга" описывается, как два друга не раз пытаются поймать кота, в чем им наконец помог соседский мальчик Ленька.

Дети поняли, что кот ворует не из-за хорошей жизни, а потому что он вечно голоден. Когда кота накормили и взяли жить в дом, он стал исправно служить людям, и даже прогнал кур.

Главная мысль рассказа заключается в том, что к животным надо относиться с добром. Каждое животное понимает доброе отношение и ласку. И не обязательно следует наказать кота за воровство, ведь он пытается пропитаться как может, а лучше проявить милосердие и накормить голодное животное.


В забавном рассказе Паустовского "Кот-ворюга" несколько главных персонажей-рыбаков, которые проживают в небольшом дачном домике. Рассказчик повествует о Рувиме и Леньке, о других персонажах сказано общими словами.

Главный герой повествования - беспризорный кот, который каждую ночь воровал из домика что-нибудь из провианта. Рыжий кот был наглым, ловким и смелым, поэтому рыбаки целый месяц не могли его поймать. И только находчивый Ленька смог придумать способ отлова хитрого Ворюги.

Ленька, сын сапожника, проявил смекалку и решительность при отлове кота. Он смастерил своеобразную удочку, прицепил на неё рыбу, и Ворюга "клюнул" на эту приманку. Ленька и предложил остальным героям отловленного кота не наказывать, а покормить. Такой воспитательный метод оказался действенным, вскоре кот улегся у печки и мирно заснул.

Ворюга остался жить в доме и больше ему не нужно было воровать еду. Наверняка он оценил доброе отношение к нему людей, и из благодарности стал им помогать охранять двор от домашних птиц.

Главная мысль рассказа состоит в том, что не всегда наказание может быть действенным, иногда лучше применить гуманный метод воздействия. Хорошее отношение понимают даже животные, поэтому лучше всегда идти к ним с добром. Добрые поступки могут изменить поведение и человека, и животного, а наказание - не самый лучший метод перевоспитания.

Вспомним пословицу о том, что доброе слово и кошке приятно, и будем относиться к животным и к людям доброжелательно, ласково и тепло.

Сопивская Елена Владимировна

ВложениеРазмер
mbou2.docx 22.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Старополтавская СОШ»

по литературному чтению

Учитель начальных классов:

11 марта 2014 года

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

-Рассказать наизусть монолог из сказки К.Г.Паустовского «Стальное колечко»

3.Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями К.Г.Паустовского. Мы прочитаем рассказ «Кот-ворюга»

4.Работа над первичным восприятием текста.

- Я буду рассказывать, а вы внимательно слушайте.

5.Проверка первичного восприятия.

-Какой это рассказ: веселый или грустный?

-Можно сказать, что он юмористический?

-Почему он юмористический?

(Произведение, в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки, называется юмористическим.)

-Назовите героев этого рассказа.

(Кот, Ленька, автор, Рувим, куры и петух Горлач)

-От чьего имени ведется рассказ?

(К.Г. Паустовский рассказал нам о том, что было в действительности).

-Как вы думаете, кто такой Рувим?

(Рувим Исаевич Фраерман – писатель, друг К. Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями).

6.Чтение рассказа учениками и ответы на вопросы учителя

(стр.91 – значение слов)

(Дима, Влада, Максим, Настя Грищенко, Артем, Даша, Арина. Ангелина, Олеся)

- Вокруг кого развиваются события в рассказе? (Вокруг кота)

- Почему его назвали кот-ворюга?

-Найдите и зачитайте отрывок о том, как кот упал с берёзы.

- Почему коту пришлось совершить отчаянный поступок? (Ему нужно было спастись любой ценой.)

- Найдите этот эпизод. Как автор показывает стремительность действий?

(С помощью глаголов: упал, подскочил, умчался).

7.Проверка знаний содержания текста

(Провели тест и подвели итог. Дети выходят по группам)

1. Жанр этого произведения:

  1. сказка
  2. рассказ
  3. повесть

2. От имени кого ведется повествование?

  1. Леньки
  2. кота
  3. автора

3. Кто главный герой рассказа?

  1. Ленька
  2. кот
  3. голенастый петух

4. Как звали кота?

  1. бандит
  2. бродяга
  3. ворюга

5. Что такое кукан?

  1. металлическая сетка
  2. палочка, на которую одевается пойманная рыба

6. Где кот попался?

  1. на березе
  2. в узком лазу

7. Чей совет тебе кажется более разумным?

  1. Леньки
  2. Рувима

8. Как повлиял ужин на кота?

  1. убежал из дома
  2. перестал воровать

8. Работа над анализом произведения.

– Как к нему отнеслись сначала ребята? ( Выслеживали, поклялись поймать кота, вздуть его за бандитские проделки.)

–И вот кот уже пойман, ребята решают вопрос: что же с ним делать?

– Почему Ленька предложил накормить кота как следует? ( понял, в чем причина его выходок)

– Как Ленька поступил по отношению к коту? ( защитил)

– Итак, коту дали замечательный ужин.

– Прочитайте, каким и как он вышел из чулана, наевшись?

Какой он стал, ребята? ( довольный, веселый , доверчивый, добрый)

– Что изменило кота? (доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин)

(Изменило кота – добро людей)

(Рома, Наташа Тищенко, Динара, Вика, Кристина, Айдар, Алина, Зеленская Настя, Тимур, Вамбольдт Наташа)

- Зачитайте.Почему же кот совершил благородный поступок? (Отблагодарил людей за доброту и понимание)

- Почему его прозвали милиционером? (Кот стал охранять дом от кур, а куры в рассказе– это мелкие воришки).

9.Обобщение знаний учащихся.

(Работа в группах, ответы в презентации)

  1. Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.
  2. Почему он так выглядит?
  3. Какие чувства вызывает у вас это животное?

  1. Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя.
  2. Почему он совершает их?
  3. Какие чувства у вас вызывают его поступки?

1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.

2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

3) Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?

Кот-ворюга. Какой он был в начале рассказа?

Каким он был в конце рассказа?

-Доброта и милосердие – великие вещи. В нашем случае, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу с котом произошло чудесное превращение из злого кота в преданного, благородного.

-Спасибо за работу на уроке. Задачи, которые стояли перед нами мы выполнили. Осталось только спросить.

-Какое настроение присутствовало у вас на уроке?

Если у вас прекрасное настроение, то вы подойдете к солнышку

А если вам грустно и скучно, то вы подойдете к тучке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок литературного чтения. К.Г. Паустовский "Кот - ворюга" 3 класс

На уроке используются приемы работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, формируются навыки работы в группах. Через учебно - дидактические игры идет развитие познавате.

Обучающиеся 3 класса познакомятся с произведением К. Паустовского "Кот - ворюга". Паустовский - писатель, без которого невозможно полноценное воспитание любви к родному краю, природе, животным. Они об.

Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. .

Тема урока: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (2 урок)Цель: воспитание доброты, доброго отношения к животным посредством литературного произведения.Задачи:Продолжить знакомство с рассказом К.Г.


Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский « Кот-ворюга».

3 класс УМК " Начальная школа XXI века".


Самоанализ урока по литературному чтению К.Г.Паустовский « Кот-ворюга».

3 класс УМК " Начальная школа XXI века".


Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга.

Читайте также: