Когда маршак написал кот и лодыри

Опубликовано: 06.05.2024

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака

Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.

Автор и название литературного произведения

Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»

Исторические факты и предпосылки создания

Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»

Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.

Тема, идея, основная мысль

Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.

Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.

Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.

Средства художественного наполнения

Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»

Композиция произведения

Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»

В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.

В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.

Размер, рифма

Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом

Поэтическая лексика

Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.

Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»

Используемые стилистические фигуры

Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.

Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».

Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»

Поэтическая фонетика в произведении

Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»

Образ героя, эмоционал, авторское «Я»

Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.

Литературное направление

Реализм, сатирическое произведение

Жанр

Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.

ЦЕЛИ: познакомить детей с некоторыми моментами жизни и творчества Маршака, его стихотворением "Кот и лодыри"; развивать навык чтения, творческие способности, внимание учащихся; формировать у детей устойчивый интерес к чтению.

МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: портрет поэта, выставка его книг, карточки с отрывками из произведений Маршака, карточки со строками стихотворения для игры "Составь стихотворение", таблички с записью названия стихотворения и слова "грифель", толковый словарь, учебник "Родная речь" Горецкого.

ХОД УРОКА

1) Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

2) Звуковая разминка.

Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

1. Чтение гласных: а о у и ы е

2. Чтение согласных: ж ш з щ с ц

Три сороки на пороге,
Три вороны на воротах.

- Произнесите скороговорку с интонацией радости, удивления.

- На что будете обращать внимание при составлении стихотворения?

ПРО ОДНОГО УЧЕНИКА.

Пришёл из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
- Где твой дневник? - спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо!"
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Негодяй!
Чем заслужил ты единицу?
- Я получил её за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
- За это, - мать сказала строго, -
И единицы слишком много!
- У нас отметки меньше нет. -
Промолвил мальчик ей в ответ.
- За что вторая единица? -
Спросила старшая сестрица.
- Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
Ты очень скверный ученик,
Вздохнув, сказала мать.
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!

- Как вы думаете, справились ли мы с заданием? Докажите.

- Сложите полоски со строками стихотворения по порядку, прочтите имя автора этого стихотворения.

3) Основная часть.

1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми моментами жизни и творчества С. Я. Маршака, прочитаем одно из его стихотворений. Но сначала я предлагаю вам вспомнить некоторые его произведения, с которыми вы знакомы с самого раннего детства, которые мы прочли в 1 классе.

2. Викторина по произведениям Маршака.

- Назовите произведение Маршака, из которого взят отрывок.

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
("От А до Я" Азбука в стихах)

Вот один иль единица -
Очень тонкая как спица.

А вот это цифра два -
Полюбуйтесь какова.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
("Весёлый счёт")

Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
("Мяч")

Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
("Багаж")

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки -
Оказалось это брюки.
("Жил человек рассеянный")

Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
("Кошкин дом")

Где обедал, воробей?
В зоопарку у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы
("Где обедал, воробей?)

3. Рассказ учителя о Маршаке.

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже, так что, по-праву, мы можем назвать его своим земляком. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

4. Работа над статьёй в учебнике, стр. 24

а) Чтение "Спринт"

- Как можно быстрее, только глазами прочитайте статью в учебнике и найдите ответ на вопрос: Для кого писал свои произведения Маршак?

Чаще всего о Маршаке говорят, как о детском поэте. Однако его вклад в литературу гораздо больше. Не случайно К.И.Чуковский остроумно приветствовал в лице Маршака пять Маршаков: Маршака - детского поэта, Маршака - драматурга, лирического поэта, переводчика и, наконец, Маршака - сатирика.

б) Чтение статьи вслух.

- Сейчас громко и чётко прочитаем статью вслух и ответим ещё на один вопрос: Почему произведения Маршака нравятся и взрослым, и детям?

Физкультминутка.

5. Работа над стихотворением "Кот и лодыри" (вывешивается табличка с названием стихотворения)

- Кто такие лодыри?

а) Чтение стихотворения учителем. Беседа по первым впечатлениям.

- Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно вызывает?

б) Чтение стихотворения про себя. Словарная работа.

- Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слово, значение которого вам непонятно.

- Найдите значение слова "грифель" в толковом словаре. ( Если есть возможность - словари лежат на каждой парте. Если нет - один ученик находит в словаре и читает значение слова)

Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.

в) Чтение стихотворения "цепочкой" (по 2 строчки)

г) Чтение стихотворения по ролям. Работа над выразительностью чтения.

- Сколько человек нужно, чтобы прочитать стихотворение по ролям?

- Какой кот в начале встречи? Как он говорит?

- Как он говорит в конце встречи?

д) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.

- Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)

Сам Маршак - неутомимый труженик, не терпел "пустого" времени. Он писал:

Мы знаем - время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

6. Чтение "Сказки про двух лодырей" Маршака подготовленными учениками. Приложение 2.

- Сейчас я предлагаю вам послушать ещё одно произведение Маршака - "Сказку про двух лодырей", созвучную с данным стихотворением и подумать, к чему может привести лень, нежелание заниматься каким-либо делом.

Как говорится: сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Какой же урок можно вынести из стихотворения и сказки Маршака?

(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)

4) Проверка домашнего задания.

Дома вы пробовали свои силы в сочинении стихов на заданные рифмы.

- Кто выполнил задание? (Дети читают свои стихи)

- Чьё стихотворение вам понравилось больше всего?

5) Итог урока. Проверочный тест.

- О творчестве какого поэта мы говорили на уроке?

Проверочный тест.

- Имя и отчество поэта.

в - Лев Николаевич;

м - Самуил Яковлевич;

у - Корней Иванович;

- Где родился Маршак?

- Выберите название произведения Маршака.

- Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри".

- Куда попали лодыри вместо урока?

- Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

- Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а

ы - лень портит;

а - два лучше;

е - говори меньше.

Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово:МОЛОДЦЫ!

Урок соответствует ФГОС

ВложениеРазмер
kot_i_lodyri.docx 25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: С. Я.Маршак "Кот и лодыри".

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения узнавать произведение по опорным словам, прививать любовь к чтению.

Предметные: научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться: определять особенности юмористического произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат;

коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: осваивают личностный смысл учения, желания учиться, развивают умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Оборудование : портрет писателя, книги С.Я.Маршака для выставки, карточки с заданием, текст речевой разминки, презентация.

1. Мотивация учебной деятельности.

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

У нас просторный водоем,

Мы с братом плаваем вдвоем.

Вода прозрачна и свежа,

Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене,

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

- Прочитайте стихотворение с разной скоростью: медленно, с ускорением, с замедлением - выразительно.

- Кто знает автора этих строк? Вы сможете его назвать, если выполните задания кроссворда. Вставляйте пропущенные слова.

1. Мой веселый, звонкий… ( м яч),

Ты куда помчался вскачь?

2. Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картинку, корзину, картонку
И маленькую …(соб а чонку).

3. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на …( р емне).

4. Не было в доме мышей,
А было много… (каранда ш ей)

5. Пообедал я сперва
За решеткою у… (льв а ).

6. Вместо шапки на ходу

Он надел …(с к овороду).

3.Определение темы, постановка цели урока.

- Совершенно верно, это Маршак. Вы правильно разгадали кроссворд. Маршак – автор не только этого стихотворения, но и строк, в которые вы вставляли пропущенные слова.

- Какова же тема нашего урока?

- Какие цели поставим?

4. Работа по теме урока.

1. С. 24 Самостоятельное чтение статьи о С. Маршаке.

- Для кого писал свои стихи С. Маршак?

- Как автор называет стихи С. Маршака?

- Что это значит: стихи – настоящие?

2. Рассказ учителя о С. Я. Маршаке.

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге. Маршак написал очень много разных стихотворений. Произведения С. Я. Маршака интересны как детям, так и взрослым. Каждым своим произведением, Самуил Яковлевич помогает вам зорче, яснее, глубже увидеть и понять окружающий мир. Все, что есть в поэзии Маршака, пришло в нее из жизни, и все это нужно вам для жизни.

Маршак любил очень работать над своими произведениями. Он всегда был в работе, не знал отдыха и перерыва. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. Корней Чуковский однажды весело сказал, что знает не одного, а пятерых Маршаков:

Маршака – детского поэта,

Маршака – пишущего стихи ,

Маршака – автора пьес для театра ,

Маршака – переводчика , который сделал понятными для русских читателей многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, абхазском, итальянском, венгерском, польском языках. И, наконец. Маршака - сатирика .

На выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я. Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы. Назовите, какие стихи С. Маршака вам знакомы?

( «Мяч», « Где обедал воробей», « Сказка о глупом мышонке», «Почта», « Вот какой рассеянный», «Азбука в стихах», «Кошкин дом».)

Сегодня мы прочитаем стихотворение «Кот и лодыри».

-Кто знает, какого человека называют лодырем?
-Как по другому можно сказать о таком человеке?
-Какое из этих слов лишнее?
Лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, неряха, лежебока, ленивец, трус.
- Почему автор так назвал свое стихотворение? (Главные герои – лодыри и кот)

3. Первичное восприятие . Чтение стихотворения учителем.

- Интересно ли было слушать произведение? Чем оно необычно? Какую часть бы ты хотел перечитать?

4. Лексическая работа.

Лодырь – лентяй, бездельник. Лодыря гонять значит бездельничать.

Ранец – жесткая четырехугольная заплечная сумка.

Грамота – умение читать и писать. Выучиться грамоте.

Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске. «Мы не пишем грифелем на доске». В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.

5. Чтение цепочкой.

6. Выборочное чтение . Осмысление прочитанного и выделение главной мысли прочитанного.

-Кто главное действующее лицо стихотворения? Найдите отрывок, в котором дается описание кота. Какими словами автор описывает кота? ( Хмурый, ободранный, жалкий, красивый, умен, неграмотный, серый, милый, воспитанный.)

- Какие слова-характеристики вы можете подобрать для лодырей? Докажите свое мнение.

-Как вы думаете, на чьей стороне поэт? Как он относится к мальчишкам? За что он высмеивает лодырей? Подтвердите свое мнение отрывком из текста.

- Почему автор сделал главными героями не только мальчишек, но и кота?

- Как вы думаете, кто умнее, кот или лодыри? Докажите словами текста. Какая главная мысль этого произведения?

- Почему без грамоты пропадешь? Докажите словами текста.

7. Отработка навыков выразительного чтения. Чтение стихотворения по ролям.

- Как нужно читать слова кота? А лодырей?

8. Соотнесение пословицы с содержанием текста.

-Помогите лодырям разобраться. Может быть, они прислушаются к народной мудрости?

Творческая работа в группах. Выбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.

1 группа. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Родина – мать, умей за нее постоять.

2 группа. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.

3 группа. Учись смолоду – пригодится в старости .Жадность всякому горю начало.

4группа. Мудрым никто не родился, а научился. Робкого и тень страшит.

5группа. Учение - путь к умению. На языке медок, а на уме ледок.

6 группа. Корень ученья горек, да плод его сладок. Сметка дороже богатства.

Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал….

- Я похвалил бы себя за…

-С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке?

Самуил Маршак — Кот и лодыри

Самуил Маршак — Кот и лодыри читать бесплатно

Самуил Маршак — Кот и лодыри Смотреть Видео запись стихотворения

Самуил Маршак — Кот и лодыри Стихотворение

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака

Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.

Автор и название литературного произведения

Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»

Исторические факты и предпосылки создания

Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»

Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.

Тема, идея, основная мысль

Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.

Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.

Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.

Средства художественного наполнения

Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»

Композиция произведения

Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»

В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.

В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.

Размер, рифма

Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом

Поэтическая лексика

Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.

Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»

Используемые стилистические фигуры

Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.

Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».

Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»

Поэтическая фонетика в произведении

Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»

Образ героя, эмоционал, авторское «Я»

Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.

Литературное направление

Реализм, сатирическое произведение

Жанр

Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.

Читать стихотворение Кот и Лодыри

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

План анализа стихотворения Кот и Лодыри

Напишите пару слов о личности автора стихотворения

Напишите доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.

Определите жанр

  • Эпитафия — посмертное;
  • эпиграмма — сатирический портрет;
  • элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
  • послание, поэма, баллада, роман в стихах;
  • песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;

Выделите ведущую тему стихотворения

  1. Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
  2. Пейзаж — описывается красота природы.
  3. Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
  4. Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.

Определите сюжет

В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета — автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).

Раскройте тему стихотворения

Для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.

Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.

Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.

После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.

Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:

  1. Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
  2. Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
  3. Дактиль (‘_ _ _ )
  4. Амфибрахий (_ _’ _)
  5. Анапест (_ _ _’) и т.д.

Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.

Определим какую рифму использовал автор

  • абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
  • аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
  • абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).

Проведем анализ лексики

Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:

  • аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
  • ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
  • гипербола — художественное преувеличение;
  • литота — художественное преуменьшение;
  • метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
  • олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
  • сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Проведем анализ синтаксиса

Выявим специальные синтаксические средства — стилистические фигуры:

  • повторение
  • инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
  • риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
  • риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
  • риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:

  • аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
  • ассонанс — повторение гласных звуков;
  • анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
  • эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом

Читайте также: