Когда маршак написал кот и лодыри
Опубликовано: 06.05.2024
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака
Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.
Автор и название литературного произведения
Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»
Исторические факты и предпосылки создания
Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»
Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.
Тема, идея, основная мысль
Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.
Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.
Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.
Средства художественного наполнения
Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»
Композиция произведения
Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»
В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.
В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.
Размер, рифма
Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом
Поэтическая лексика
Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.
Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»
Используемые стилистические фигуры
Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.
Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».
Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»
Поэтическая фонетика в произведении
Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»
Образ героя, эмоционал, авторское «Я»
Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.
Литературное направление
Реализм, сатирическое произведение
Жанр
Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.
ЦЕЛИ: познакомить детей с некоторыми моментами жизни и творчества Маршака, его стихотворением "Кот и лодыри"; развивать навык чтения, творческие способности, внимание учащихся; формировать у детей устойчивый интерес к чтению.
МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: портрет поэта, выставка его книг, карточки с отрывками из произведений Маршака, карточки со строками стихотворения для игры "Составь стихотворение", таблички с записью названия стихотворения и слова "грифель", толковый словарь, учебник "Родная речь" Горецкого.
ХОД УРОКА
1) Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
2) Звуковая разминка.
Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
1. Чтение гласных: а о у и ы е
2. Чтение согласных: ж ш з щ с ц
Три сороки на пороге,
Три вороны на воротах.
- Произнесите скороговорку с интонацией радости, удивления.
- На что будете обращать внимание при составлении стихотворения?
ПРО ОДНОГО УЧЕНИКА.Пришёл из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
- Где твой дневник? - спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо!"
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Негодяй!
Чем заслужил ты единицу?
- Я получил её за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
- За это, - мать сказала строго, -
И единицы слишком много!
- У нас отметки меньше нет. -
Промолвил мальчик ей в ответ.
- За что вторая единица? -
Спросила старшая сестрица.
- Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
Ты очень скверный ученик,
Вздохнув, сказала мать.
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!
- Как вы думаете, справились ли мы с заданием? Докажите.
- Сложите полоски со строками стихотворения по порядку, прочтите имя автора этого стихотворения.
3) Основная часть.
1. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми моментами жизни и творчества С. Я. Маршака, прочитаем одно из его стихотворений. Но сначала я предлагаю вам вспомнить некоторые его произведения, с которыми вы знакомы с самого раннего детства, которые мы прочли в 1 классе.
2. Викторина по произведениям Маршака.
- Назовите произведение Маршака, из которого взят отрывок.
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
("От А до Я" Азбука в стихах)
Вот один иль единица -
Очень тонкая как спица.А вот это цифра два -
Полюбуйтесь какова.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
("Весёлый счёт")
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
("Мяч")
Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
("Багаж")
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки -
Оказалось это брюки.
("Жил человек рассеянный")
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
("Кошкин дом")
Где обедал, воробей?
В зоопарку у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы
("Где обедал, воробей?)
3. Рассказ учителя о Маршаке.
Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже, так что, по-праву, мы можем назвать его своим земляком. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.
4. Работа над статьёй в учебнике, стр. 24
а) Чтение "Спринт"
- Как можно быстрее, только глазами прочитайте статью в учебнике и найдите ответ на вопрос: Для кого писал свои произведения Маршак?
Чаще всего о Маршаке говорят, как о детском поэте. Однако его вклад в литературу гораздо больше. Не случайно К.И.Чуковский остроумно приветствовал в лице Маршака пять Маршаков: Маршака - детского поэта, Маршака - драматурга, лирического поэта, переводчика и, наконец, Маршака - сатирика.
б) Чтение статьи вслух.
- Сейчас громко и чётко прочитаем статью вслух и ответим ещё на один вопрос: Почему произведения Маршака нравятся и взрослым, и детям?
Физкультминутка.
5. Работа над стихотворением "Кот и лодыри" (вывешивается табличка с названием стихотворения)
- Кто такие лодыри?
а) Чтение стихотворения учителем. Беседа по первым впечатлениям.
- Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно вызывает?
б) Чтение стихотворения про себя. Словарная работа.
- Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слово, значение которого вам непонятно.
- Найдите значение слова "грифель" в толковом словаре. ( Если есть возможность - словари лежат на каждой парте. Если нет - один ученик находит в словаре и читает значение слова)
Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.
в) Чтение стихотворения "цепочкой" (по 2 строчки)
г) Чтение стихотворения по ролям. Работа над выразительностью чтения.
- Сколько человек нужно, чтобы прочитать стихотворение по ролям?
- Какой кот в начале встречи? Как он говорит?
- Как он говорит в конце встречи?
д) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.
- Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?
- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)
Сам Маршак - неутомимый труженик, не терпел "пустого" времени. Он писал:
Мы знаем - время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
6. Чтение "Сказки про двух лодырей" Маршака подготовленными учениками. Приложение 2.
- Сейчас я предлагаю вам послушать ещё одно произведение Маршака - "Сказку про двух лодырей", созвучную с данным стихотворением и подумать, к чему может привести лень, нежелание заниматься каким-либо делом.
Как говорится: сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Какой же урок можно вынести из стихотворения и сказки Маршака?
(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)
4) Проверка домашнего задания.
Дома вы пробовали свои силы в сочинении стихов на заданные рифмы.
- Кто выполнил задание? (Дети читают свои стихи)
- Чьё стихотворение вам понравилось больше всего?
5) Итог урока. Проверочный тест.
- О творчестве какого поэта мы говорили на уроке?
Проверочный тест.
- Имя и отчество поэта.
в - Лев Николаевич;
м - Самуил Яковлевич;
у - Корней Иванович;
- Где родился Маршак?
- Выберите название произведения Маршака.
- Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри".
- Куда попали лодыри вместо урока?
- Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?
- Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а
ы - лень портит;
а - два лучше;
е - говори меньше.
Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово:МОЛОДЦЫ!
Урок соответствует ФГОС
Вложение | Размер |
---|---|
kot_i_lodyri.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: С. Я.Маршак "Кот и лодыри".
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения узнавать произведение по опорным словам, прививать любовь к чтению.
Предметные: научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться: определять особенности юмористического произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.
Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат;
коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные: осваивают личностный смысл учения, желания учиться, развивают умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Оборудование : портрет писателя, книги С.Я.Маршака для выставки, карточки с заданием, текст речевой разминки, презентация.
1. Мотивация учебной деятельности.
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
У нас просторный водоем,
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прозрачна и свежа,
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене,
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
- Прочитайте стихотворение с разной скоростью: медленно, с ускорением, с замедлением - выразительно.
- Кто знает автора этих строк? Вы сможете его назвать, если выполните задания кроссворда. Вставляйте пропущенные слова.
1. Мой веселый, звонкий… ( м яч),
Ты куда помчался вскачь?
2. Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картинку, корзину, картонку
И маленькую …(соб а чонку).
3. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на …( р емне).
4. Не было в доме мышей,
А было много… (каранда ш ей)
5. Пообедал я сперва
За решеткою у… (льв а ).
6. Вместо шапки на ходу
Он надел …(с к овороду).
3.Определение темы, постановка цели урока.
- Совершенно верно, это Маршак. Вы правильно разгадали кроссворд. Маршак – автор не только этого стихотворения, но и строк, в которые вы вставляли пропущенные слова.
- Какова же тема нашего урока?
- Какие цели поставим?
4. Работа по теме урока.
1. С. 24 Самостоятельное чтение статьи о С. Маршаке.
- Для кого писал свои стихи С. Маршак?
- Как автор называет стихи С. Маршака?
- Что это значит: стихи – настоящие?
2. Рассказ учителя о С. Я. Маршаке.
Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге. Маршак написал очень много разных стихотворений. Произведения С. Я. Маршака интересны как детям, так и взрослым. Каждым своим произведением, Самуил Яковлевич помогает вам зорче, яснее, глубже увидеть и понять окружающий мир. Все, что есть в поэзии Маршака, пришло в нее из жизни, и все это нужно вам для жизни.
Маршак любил очень работать над своими произведениями. Он всегда был в работе, не знал отдыха и перерыва. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. Корней Чуковский однажды весело сказал, что знает не одного, а пятерых Маршаков:
Маршака – детского поэта,
Маршака – пишущего стихи ,
Маршака – автора пьес для театра ,
Маршака – переводчика , который сделал понятными для русских читателей многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, абхазском, итальянском, венгерском, польском языках. И, наконец. Маршака - сатирика .
На выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я. Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы. Назовите, какие стихи С. Маршака вам знакомы?
( «Мяч», « Где обедал воробей», « Сказка о глупом мышонке», «Почта», « Вот какой рассеянный», «Азбука в стихах», «Кошкин дом».)
Сегодня мы прочитаем стихотворение «Кот и лодыри».
-Кто знает, какого человека называют лодырем?
-Как по другому можно сказать о таком человеке?
-Какое из этих слов лишнее?
Лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, неряха, лежебока, ленивец, трус.
- Почему автор так назвал свое стихотворение? (Главные герои – лодыри и кот)
3. Первичное восприятие . Чтение стихотворения учителем.
- Интересно ли было слушать произведение? Чем оно необычно? Какую часть бы ты хотел перечитать?
4. Лексическая работа.
Лодырь – лентяй, бездельник. Лодыря гонять значит бездельничать.
Ранец – жесткая четырехугольная заплечная сумка.
Грамота – умение читать и писать. Выучиться грамоте.
Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске. «Мы не пишем грифелем на доске». В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.
5. Чтение цепочкой.
6. Выборочное чтение . Осмысление прочитанного и выделение главной мысли прочитанного.
-Кто главное действующее лицо стихотворения? Найдите отрывок, в котором дается описание кота. Какими словами автор описывает кота? ( Хмурый, ободранный, жалкий, красивый, умен, неграмотный, серый, милый, воспитанный.)
- Какие слова-характеристики вы можете подобрать для лодырей? Докажите свое мнение.
-Как вы думаете, на чьей стороне поэт? Как он относится к мальчишкам? За что он высмеивает лодырей? Подтвердите свое мнение отрывком из текста.
- Почему автор сделал главными героями не только мальчишек, но и кота?
- Как вы думаете, кто умнее, кот или лодыри? Докажите словами текста. Какая главная мысль этого произведения?
- Почему без грамоты пропадешь? Докажите словами текста.
7. Отработка навыков выразительного чтения. Чтение стихотворения по ролям.
- Как нужно читать слова кота? А лодырей?
8. Соотнесение пословицы с содержанием текста.
-Помогите лодырям разобраться. Может быть, они прислушаются к народной мудрости?
Творческая работа в группах. Выбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.
1 группа. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Родина – мать, умей за нее постоять.
2 группа. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.
3 группа. Учись смолоду – пригодится в старости .Жадность всякому горю начало.
4группа. Мудрым никто не родился, а научился. Робкого и тень страшит.
5группа. Учение - путь к умению. На языке медок, а на уме ледок.
6 группа. Корень ученья горек, да плод его сладок. Сметка дороже богатства.
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал….
- Я похвалил бы себя за…
-С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке?
Самуил Маршак — Кот и лодыри читать бесплатно
Самуил Маршак — Кот и лодыри Смотреть Видео запись стихотворения
Самуил Маршак — Кот и лодыри Стихотворение
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака
Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.
Автор и название литературного произведения
Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»
Исторические факты и предпосылки создания
Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»
Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.
Тема, идея, основная мысль
Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.
Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.
Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.
Средства художественного наполнения
Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»
Композиция произведения
Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»
В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.
В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.
Размер, рифма
Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом
Поэтическая лексика
Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.
Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»
Используемые стилистические фигуры
Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.
Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».
Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»
Поэтическая фонетика в произведении
Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»
Образ героя, эмоционал, авторское «Я»
Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.
Литературное направление
Реализм, сатирическое произведение
Жанр
Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.
Читать стихотворение Кот и Лодыри
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.
Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
План анализа стихотворения Кот и Лодыри
Напишите пару слов о личности автора стихотворения
Напишите доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.
Определите жанр
- Эпитафия — посмертное;
- эпиграмма — сатирический портрет;
- элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
- послание, поэма, баллада, роман в стихах;
- песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;
Выделите ведущую тему стихотворения
- Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
- Пейзаж — описывается красота природы.
- Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
- Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.
Определите сюжет
В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета — автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).
Раскройте тему стихотворения
Для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.
Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.
Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.
После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.
Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:
- Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
- Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
- Дактиль (‘_ _ _ )
- Амфибрахий (_ _’ _)
- Анапест (_ _ _’) и т.д.
Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.
Определим какую рифму использовал автор
- абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
- аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
- абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).
Проведем анализ лексики
Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:
- аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
- ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
- гипербола — художественное преувеличение;
- литота — художественное преуменьшение;
- метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
- олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
- сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.
Проведем анализ синтаксиса
Выявим специальные синтаксические средства — стилистические фигуры:
- повторение
- инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
- риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
- риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
- риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.
Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:
- аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
- ассонанс — повторение гласных звуков;
- анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
- эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом
Читайте также: