Кого называли котом в 19 веке

Опубликовано: 25.03.2024

Э кзотический товар в дохристианскую эпоху и единственное животное в православном храме, охранник картинных галерей и персонаж русского фольклора. Вспоминаем, как кошки появились на Руси и стали «служить» в монастырях, царских дворцах и даже на городских рынках.

Кот на вес серебра


Первых кошек мореходы привезли на Русь еще в дохристианскую эпоху. Экзотические звери были ценным товаром: стоимость кота вплоть до XV века была сопоставима с ценностью здорового пахотного животного — вола. За кошку платили гривнами — серебряными слитками в 205 граммов. Если убил чужое животное, случайно или злонамеренно, приходилось платить ее хозяину компенсацию — одну гривну и здоровое животное взамен убитого.

Единственное животное в храме


В католических странах средневековой Европы кошек считали приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и сжигали их на кострах. В православных же странах к ним относились с точностью до наоборот. На Руси кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей можно было заходить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священников на долгие годы.

Портрет царского кота


Прижились кошки и при дворе. Они жили в царских покоях, с некоторых даже писали портреты. В 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет кота царя Алексея Михайловича. В Эрмитаже хранится гравюра, которую выполнил с этого рисунка чешский художник Вацлав Холлар. Долгое время считалось, что она создана во времена Ивана Грозного, однако это опроверг коллекционер и историк искусства Дмитрий Ровинский. В 1884 году он описал гравюру в своей книге «Материалы для русской иконографии»: «Лист этот очень редок. Чижев видел в Дрездене экземпляр этого кота, без года, обрезанный снизу, а потому и приписал его Царю Иоанну Грозному; Снегирев повторил эту ошибку в своих Лубочных Картинках».

Для охраны амбаров и устрашения мышей


Сын Алексея Михайловича Петр I считал котов животными, которые могут приносить пользу. В одном из указов он повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Любимого кота Петра I звали Василием. Царь взял его в 1724 году из дома голландского купца, который торговал на Вологде, — Петр Великий часто бывал у него в гостях.

Коты-крысоловы из Казани


Кошачью кампанию против вредителей продолжила императрица Елизавета Петровна. В 1745 году государыня приказала прислать специально для Зимнего дворца 30 кладеных (кастрированных) котов-крысоловов. Котов привезли из Казани: считалось, что казанские коты — искусные охотники на грызунов.

  • Домашние животные российских императоров
  • Книжные памятники России: от «Апостола» до первой рекламы
  • 5 историй любви известных художников

Охранники картинных галерей


Екатерина Великая кошек недолюбливала, однако без них было не обойтись. Императрица не только не изжила котов из Эрмитажа, но и придала им новый статус «охранников картинных галерей». Императрица повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет». В «комнатные» брали тех, что хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой — в основном это были кошки породы русская голубая.

Коты в русских пословицах


К концу XVIII века кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они жили не только при церквях и в домах богатых людей, но и в избах крестьян. Это отразилось и в фольклоре. В 1853 году русский естествоиспытатель, писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа» — кошки упоминались в 75 из них.

«Вроде спорта — у кого кот толще»


В городах кошки «работали» в основном на рынках. Им жилось вольготно и сыто. Журналист Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали ценных хранителей товара. Им даже разрешали сидеть на прилавках в перерыве между охотой на грызунов.

Кошки блокадного Ленинграда


В годы блокады почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Поэтому в городе быстро размножились крысы. В апреле 1943 года в Ленинград завезли 5 тысяч дымчатых котов из Ярославля, а потом еще эшелон котов из Сибири. Советский писатель Леонид Пантелеев в блокадном дневнике записал: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей». Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а сторож зарабатывал 120 рублей. Четырехлапых бойцов отправили в музеи и подвалы уцелевших жилых домов. Через некоторое время они очистили город от грызунов.

Кот как достопримечательность


Коты до сих пор «работают» в Эрмитаже — не в выставочных залах, но во дворах и подвалах. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, если приезжаешь в Петербург.

Котиков любят все. И даже многие цари. Так, Пётр I завёз в Россию не только картофель и обычай брить бороды дворянам, но и наших любимых усатых братьев меньших, чтобы они боролись с мышами в его резиденции.

Директор Московского музея кошки Андрей Абрамов рассказал порталу «История.РФ» о том, как пушистые питомцы впервые появились в нашей стране, почему им разрешали свободно разгуливать по царским покоям и как так вышло, что Елизавета Петровна ничего не понимала в породах.


«Пётр I сам был похож на кота»

– Андрей, можно ли считать, что история широкого распространения кошек в качестве домашних питомцев в России начинается с Петра I?

– Это произошло задолго до Петра. Это естественно, потому что проблема с хранением зерна, с мышами всегда волновала людей. Первично кошки появились в монастырях, а из монастырей они уже попали и в светскую часть жизни. Просто Пётр очень много жил в Голландии ещё до того, как стать царём, и есть такая информация, что оттуда он привёз с собой более европейское отношение к кошкам. Да и его самого часто сравнивали с котом и часто изображали так на картинках: он визуально был похож на кота. Если посмотреть какие-то старые памфлеты, то его там иначе как котом не называют – не важно, позитивную или негативную окраску это носит.

– Возможно, всё дело в его залихватских усах и немного хищном взгляде…

– С петровских времён, собственно, на кошку стали смотреть по-другому: она стала приобретать немного будуарный характер. А до этого её роль была сугубо утилитарна – ловля мышей, охрана запасов. За это ей предоставляли кров и так далее. При Екатерине II, например, кошек завозили в Москву и Петербург, когда было нашествие мышей, в так называемые «мышиные» годы. Я думаю, что кошек всегда заводили определённые люди, как и сейчас, просто сейчас таковых гораздо больше.


Придворный арап. Открытка Эльдара Закирова

«Императрица любила больших и пушистых котов»

– Дочь Петра I императрица Елизавета I известна своей пылкой любовью к кошкам и даже издала ряд указов о том, как их следует содержать во дворце. Такое серьёзное отношение к котам – царская причуда или необходимость того времени?

– Просто некоторые люди, в том числе Елизавета Петровна, имели к кошкам особую склонность. Кроме того, у нас в России всегда народ настраивался «вертикально»: если человек из элиты демонстрировал к чему-то какое-то расположение, то внизу старались соответствовать. Плюс, конечно, утилитарная роль кошек – ловля мышей для сохранения зерна – это тоже очень важный фактор, потому что тогда не было других животных, которые бы справлялись с этим лучше.

– В одном из своих указов Елизавета приказала кормить кошек не простой говядиной или бараниной, а поставлять для них дичь – рябчиков и тетеревов. Это вообще полезно для животных?

– Если это были просто свежедобытые тушки, то вполне нормально, а если их как-то готовили, например жарили, то это очень сильно сокращало бы срок жизни кошки. Факт занятный! Говорит он только о том, что, видимо, Елизавета Петровна питала к кошкам какую-то особую привязанность.


– Историки утверждают, что Елизавета Петровна ввела моду на кошек породы русская голубая, которых впоследствии часто дарили европейским правителям, в том числе королеве Великобритании. При дворе действительно держали только породистых котов?

– На самом деле породистых кошек как таковых тогда не было. Всё-таки порода кошек – это результат селекции, которая стала проводиться уже в XIX веке. Были, конечно, какие-то породистые кошки, но там, где они жили издревле. Например, больших денег стоили коты, привезённые из Персии, их так и называли – персидские. Мусульманский Восток их в очень маленьких количествах поставлял в Европу. Но в большинстве своём это были совершенно обычные кошки – например, те, которых мы сегодня называем сибирскими. Они были разными, потому что существовали в разных условиях обитания. Позже селекционеры с помощью целенаправленной селекции закрепили эти породы в поколениях и вывели новые. Я не думаю, что Елизавета Петровна очень сильно различала породы. Скорее всего, она любила пушистых, больших кошек, которых приятно гладить.

«Примитивный человек кошку не поймёт»

– В те времена, когда кошки только начали входить в дома как домашние питомцы, люди наверняка ещё не умели с ними правильно обращаться, не понимали, как кормить…

– Что касается кормления, то подавляющее большинство людей и сейчас кормит кошек неправильно. Естественная и идеальная еда для кошки – это свежепойманная добыча, которую она съедает. Но немногие кошки могут себе позволить, живя в городской квартире, свободно охотиться. Да и где сейчас возьмёшь столько дичи? Эта проблема всегда существовала. Вообще, до появления специализированного кошачьего питания кошки ели то же, что и люди. Что-то они ели, что-то не ели – они всегда были привередливы, в отличие от собак. Ну и конечно, охотились.


– То, что сегодня кошек почти не выпускают из дома, вредно для них?

– Традиция держать кошку в четырёх стенах, не выпуская её на улицу, – это уже совсем недавнее изобретение – наверно, середины XIX века. Когда появились породы, селекционеры перестали выпускать кошек на улицу, чтобы их не украли или не причинили им какой-то вред. Конечно, кошка должна охотиться, перемещаться, лазить по деревьям. Сейчас есть кошки, которые доживают до преклонного возраста (25–30 лет), их объединяет только то, что они все имеют выход на улицу.


Кот в образе придворного кондитера.
Открытка Эльдара Закирова

– Почему люди, которые раньше так нуждались в кошках, любили их и заботились о них как о защитниках продовольствия и борцах с грызунами, сегодня относятся к ним так пренебрежительно?

– Примитивный человек не может понять кошку – это сложно. Кошка с её свободным поведением во все времена у людей изначально зависимых вызывала негативные эмоции. А зависимые люди чувствуют свою неполноценность и пытаются компенсировать её в том числе проявлением агрессии к тем, кто слабее их. В исторической перспективе так было всегда. Скажем, Николай II регулярно убивал из огнестрельного оружия кошек, собак и ворон и описывал это в своих дневниках с удовольствием. Почитайте, и вы ужаснётесь, насколько обыденно и воодушевлённо он описывает, сколько животных он сегодня застрелил.

– Но с каждым годом человечество прогрессирует. Стала ли ситуация чуть лучше с появлением зоозащитников?

– Сейчас во многих странах очень эффективно работают законы по защите животных от агрессии и насилия. Эти законы применяются, и поэтому примитивные люди боятся проявлять эту агрессию, они вынуждены себя сдерживать.

Нет ли у читателя желания два дня искать в интернете сведения о своём народе и ограничиться двумя или тремя абзацами? Если нет, то займитесь своей историей, а ещё лучше родословной. После этого обратите своё внимание на потомков, расскажите им о своих предках, а также то, что я расскажу вам ниже…
Примерно таким был ход моих мыслей, когда занималась поисками сведений о коттах. Был такой народ. Вообще, было много народностей, которые исчезли, некоторые без следа, с лица и истории Земли.

Разные источники говорят о тринадцати народах России. Но я думаю, что их гораздо больше этой чёртовой дюжины, если только по берегам одного Енисея проживало несколько, сегодня уже неизвестных нам, народностей. Как они исчезали?
Легко назвать причины, труднее представить эти народы и жизнь их. Причин всегда три: исторические, политические, социальные. Внутри этих порождённых человеком «дьявольских мельниц» еще тысячи причин (механизмов), из которых возникают один за другим факты и факторы (жернова), которые медленно перетирают человека и народ. Попробуйте различить в этой «муке» особенности и цвета, которые были когда-то одним из украшений планеты Земля?

Сегодня на различных форумах и сайтах можно найти несколько фраз типа «Река Туманшет, там жили люди Котты», «Кто знает о ветви народности Кеты, проживавших некогда в верхнем течении Енисея?» «Кеты, живущие по Енисею пришли сюда из верховьев… На берегах Туманшета жили котты, одна из ветвей кетов. Они жили там до прихода русских, то есть до 17 века. Многие слова и названия, которые есть в нашей речи, когда-то принадлежали им. Например, Тагул, Тайшет, Туманшет. Характерны окончания таких слов…»

Остались нечастые упоминания и работы исследователей. Народа нет. По одним сведения Котты (или коту) были кочевым енисейским народом. Русские называли их канскими татарами. Они были заметны еще в 18 веке. Южная Сибирь, берега рек Бирюса и Кан, юго-восточная сторона Красноярского края и западная сторона Иркутской области – земли Коттов. Слова с окончаниями на «шет», «ул» - названия их местностей. Переводят соответственно – ключ, ручей, вода.
О коттах известно, что до встречи с колонизаторами они жили по берегам рек Кондома, Мрассы, Абакан, Бирюса, Кан. До этого жили в бассейнах рек Томь, Чуна, Уда.

Котты исчезли в 19 веке. Они растворились и рассеялись среди русских, татар, бурят. Слишком многого требовали от них окружающая власть и люди – русское государство и царь, киргизские и тубинские князья, Алтын-хан, который посылал войска для сбора дани, джунгарские ханы, забиравшие свою долю. Скот, орудия труда, изделия мастеров, пушнину – сильный отбирал всё.

Сколько было таких народов как котты?
Самих коттов по данным исследователей в 17 веке было около 1000 человек, Б. О. Долгих считает – 860 человек.
Они полностью обрусели и частично обурятились. В середине 19 века М. А. Кастер указывает только о пяти человеках, которые могли говорить на коттском языке.
Мы привыкли беспричинно ругать колонизацию и царскую власть, но вот исследователи рассказывая о коттах, указывают мимоходом, что сибирские аборигены платили властям меньше, чем русское население Сибири. Основание: сохранение народности. Многих ведь и в армию не брали. Но пятерым коттам это не помогло…
Все экспедиции советских лингвистов, занимавшихся енисейскими народами, обнаруживали разную местную топонимику, фиксировали исчезновения языка камасинцев. Но в 1960-х годах на Енисее уже никто не мог вспомнить и сказать что-нибудь о коттах.

В интернете можно найти сведения о том, что котты занимались кузнечным ремеслом, выплавляли железо и, видимо, были мастерами по изготовлению железных орудий. Конечно, они занимались охотой, рыболовством, собирательством, а также – скотоводством, коневодством. В общем, всем, чем занимались раньше сибирские народы.
Изучайте свою родословную. Котты растворились среди народов, населяющих Сибирь. Значит, они живут и в нас.
Не забудем и расскажем о них, ага?

2018. Публикации в блокчейн "Голос". Мой твинк @vikavs

Фотографий котту нет. Возможно, они были похожи на многих сибиряков, особенно, на камасинцев. Фотография из работы «Сибирская экспедиция» Кая Доннера, 1914 год. Камасу (камасинцы).

С одной стороны безусловно жаль, что исчезают малые народы. Малые - определение относящееся только к численности народов.
Но это нормальное течение исторического процесса. Народы рождаются, живут и умирают, если им не удалось достигнуть определенного уровня численности, гарантирующего выживание. Кроме того возможны захваты территорий более сильными народами, и тогда могут исчезнуть и вовсе не малочисленные народы.
Стоит ли горевать об этом? Наверное не больше, чем по осознанию того, что все люди смертны.
В цивилизованных странах власть заботится о выживании малых народов.
В СССР была, хотя бы формально, политика поддержки малых народов. В современной России катастрофически сокращается общая численность населения и власть не слишком переживает по этому поводу. А уж о судьбе малых народов вообще никто не вспоминает.
Для выживания северные народы вернулись к условиям жизни 19 века, перешли на кочевой образ жизни почти полностью. При этом их постоянно притесняют нефте и газо добытчики, отнимая у них привычные места кочевья.
Кто может себе представить, что такое огромному стаду оленей и десяткам нарт переехать насыпь с железной дорогой? Ладно зимой, на насыпь и рельсы мужчины набрасывают снег и по нему проводят оленей. А летом как переехать на нартах через всё это?
Государство использует недра и никак не помогает коренным народам этих территорий. Вот они и умирают.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Современному человеку трудно поверить в то, что еще тысячу лет тому назад домашних кошек на Руси практически не существовало. Это теперь бытует пословица: «Без кота – дом сирота». Но, в древние времена кошки настолько были редкостны, что их стоимость приравнивалась стоимости трех коров или стаду баранов. Хотя были и животные, которые ценились наравне с кошками. Об этих и многих других интересных фактах из жизни домашних питомцев - далее, в нашем обзоре.

Кот Алабрыс. Лубок, конец 17 в.

По предположению историков первых одомашненных пушистых зверьков в Россию начали завозить мореплаватели. Миграция кошек началась очень медленно, вначале с южной ее части, а потом постепенно распространилась на север и восток. По результатам раскопок, на территории современных русских городов Пскова и Ярославля, а также некоторых прибалтийских городов первые кошки появились к VI-VII векам, а к VII-IX столетию кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Иван Билибин. Пир у царя Салтана. 1904.

Кошка, появившаяся в русских землях еще до принятия христианства, почиталась как священное животное, сопровождавшее языческого бога Велеса. После принятия православной веры языческое божество заменили покровителем скота - святым Власием. Именно поэтому, кличка Васька стала самым распространенным именем для кота.

Кошка в православном храме

Борис Кустодиев. Московский трактир. 1916.

Так исторически сложилось, что Католическая церковь в Средневековье объявила кошек исчадьем ада, приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и призвала массово истреблять их, сжигая на кострах. А вот православные священнослужители сразу прониклись к «коткам» (именно так в старину называли кошек) и взяли под свою защиту.

Главной причиной такого покровительства было то, что пушистые зверьки охраняли съестные запасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в православные церкви. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для входа кошек.

Кошка – дорогой экзотический товар на вес серебра

К. Маковский. Разговоры по хозяйству.

Разумеется, что в самом начале "заселения" русских земель, кошки в жилищах простых смертных не водились вовсе, так как эти экзотические животные были им попросту не по карману. Их могли позволить себе царские семьи и очень зажиточные люди. Так, в патриархальной Москве кошка считалась ценным имуществом и непременным атрибутом благополучия и достатка в доме.

Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей.

Так, все же, сколько на самом деле стоила кошка в старину? Заглянув в историческую летопись, можно прочесть официальные записи, которые гласят, что стоило это существо громадных денег. До наших времен дошел уникальный документ, сделанный в XIV столетии, где была точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, и другого домашнего скота. Этот своеобразный исторический указ назван «Правосудьем митрополичьим», и является одним из древнейших, где кошка впервые была упомянута как домашний зверь.

К. Маковский. Утренний чай.1891.

В документе речь шла о денежных штрафах, предполагаемых за хищение домашних животных. Разумеется, что величина штрафа в полной мере зависела от ценности украденного животного и косвенно определяла его стоимость: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна».

Павел Федотов. Сватовство майора. 1848–1849. Государственная Третьяковская галерея.

В старину гривна приравнивалась слитку серебра массой 205 граммов, а кун составлял 50-ю часть гривны. Таким образом, кошка, оцененная в три гривны, приравнивалась к незаменимому в хозяйстве волу, а также собаке. К слову, в три гривны оценивались три резвых молодых скакуна, целое стадо баранов или же три коровы. А вот, чтобы заработать 3 гривны, даже при очень высоком жаловании, положенном князем Ярославом строителям древнего киевского храма, надо было трудиться, не разгибая спины около двух месяцев.

Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886.

Что любопытно, кошку в старину могли не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого народа имелось предостаточно. На редкостного зверя смотрели косо, так как был слишком подвижным и любознательным, с вредоносными и бесовскими повадками. Кошки шныряли по чужим погребам, чуланам да птичникам, пытаясь урвать лакомый кусок. Поэтому бедный люд считал, что от них исходит зло, и разумеется, совершенно не было грехом отплатить пронырам той же монетой.

Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха за чаем.

Тем не менее, кошка была в то время такой редкостью, что за ее кражу взимался огромный штраф, превышающий тот, который полагался за кражу коровы. За случайное или намеренное убийство чужой кошки кроме выплаты штрафа в одну гривну преступник был обязан приобрести потерпевшему другую кошку.

Именно из-за своей дороговизны, первоначально кошка, как редкостная невидаль и полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Но постепенно, зверь диковинный стал заселять и в дома победнее.

Царские коты

Портрет кота царя Алексея Михайловича. / Кот Петра Великого - Васька.

Разумеется, прижились кошки и при императорских дворцах, кладовые помещения которых также очень страдали от грызунов. Жили они и в царских покоях, а с некоторых любимцев даже писали портреты. Так, в 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет любимого кота царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого. В Эрмитаже и по сей день хранится гравюра, которую выполнил с графического рисунка чешский художник Вацлав Холлар.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 .

У Петра I был также любимый кот по кличке Василий. В 1724 году царь взял его у одного голландского купца. Царь, сразу же оценив пользу, приносимую этими животными, тут же издал указ: «Иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения».

А императрица Елизавета Петровна в 1745 году приказала казанскому губернатору доставить из Казани специально для Зимнего дворца 30 котов лучших пород и человека, который ухаживал бы за ними. В то время считалось, что казанские зверьки - лучшие крысоловы.

Николай Тархов. Кошки у окна. 1909.

А вот Екатерина II, хотя и не особо жаловала кошек, возложила на них еще более важную миссию: они стали хранителями картинных галерей, ведь от грызунов страдали не только кладовые со съестными припасами, но и произведения искусства, написанные маслом. Именно с того времени коты в Эрмитаже прижились и стали знамениты не менее, чем шедевры живописи или скульптуры.

Николай Бодаревский. Любимчик. 1905. Частное собрание.

А также императрица, придав животным новый статус, повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет» . К «комнатным» относились избранные, которые хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой. В основном к таковым относились кошки породы русская голубая.

Кошка - хозяйка в крестьянских избах, на рынках и любимый персонаж народного фольклора

Горохов Иван Лаврентьевич (1863-1934). В крестьянской избе.

И лишь концу XVIII столетия кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они хозяйничали не только при церквях, дворцах и домах богачей, но и массово появились в избах крестьян.

Кирилл Лемох, Утро в швейцарской, 1874г.

В городах кошки также "были при деле". "Работая" в основном на рынках, им жилось достаточно вольготно и сыто. Так, литератор Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали и гордились своими охранниками товара. Сытым, огромным котам даже разрешалось сидеть на прилавках. А между самими торговцами это было вроде состязания — у кого кот толще.

Иван Крамской. Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской). 1882 год.

Именно с того времени полюбившиеся всем ценные животные стали не только персонажами русского народного фольклора и литературы, а также значимыми образами изобразительного искусства. И что любопытно, когда в 1853 году русский писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа», выяснилось, что кошки упомянуты в нем 75 пословицах.

Павел Федотов. Офицер и денщик. 1850 год.

Как коты Ленинград спасли

Мало кто знает, но после снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной, кошки буквально спасли город от нашествия крыс. В блокадное время почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Вследствие чего город быстро наводнили крысы, что привело к ужасающим последствиям. Советский литератор Леонид Пантелеев в блокадном дневнике сделал запись: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей» . Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а зарплата сторожа составляла 120 рублей.

Николай Ярошенко (1846-1898), Женщина с кошкой.

В апреле 1943 года, после снятия блокады, правительством было принято экстренное решение - в Ленинград завезти пять тысяч дымчатых котов из Ярославля, а немногим позже - эшелон котов из Сибири. "Мяукающая дивизия" четырехлапых бойцов была распределена по музеям, подвалам и уцелевшим жилым домам города. Через некоторое время Северная столица, благодаря кошкам, была очищена от грызунов.

Богданов-Бельский Н. П. (1868-1945). Женский портрет.

К слову сказать, коты до сих пор состоят на "службе" при Питерском Эрмитаже, охраняя подвалы и запасники, где хранятся художественные экспонаты. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, приезжая Петербург.

Зинаида Серебрякова, Портрет Наташи Лансере с кошкой.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, давая интервью «Литературной газете» в 2014 году, отметил: «Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». И они действительно это заслужили.

Вот так, постепенно кошка в России стала хранительницей дома, приобретя славу вещуньи будущего и проводницы в потусторонний мир.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

-Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Музыкальный плеер
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

-Музыка

-

-Рубрики

  • Любимые стихи (878)
  • Илья Евтеев (48)
  • Стихи Ирины Самариной-Лабиринт (187)
  • Стихи. (586)
  • Циля Вайнер (11)
  • Юморные стихи (46)
  • Урок по Мозилле (18)
  • Сотовые операторы связи (6)
  • Музыка. Лучшие песни (5)
  • А знаете ли вы? (79)
  • Английский язык (10)
  • Моим внукам полезности. (4)
  • Русский язык (34)
  • Школьные программы (21)
  • В СКАЗКУ (4)
  • Виртуальному другу (41)
  • Всемирное наследие (9)
  • Всё для дневника (225)
  • Всё о Лиру (50)
  • Схемки (73)
  • Уроки блогерского мастерства (7)
  • Всё для дома (378)
  • Интерьер (37)
  • Проверенные советы (239)
  • Рукоделие (78)
  • Всё для компа (1087)
  • Владимир Шильников (555)
  • Все от Любаши К. (181)
  • БЕЛОЯР 2 (6)
  • Фотообои (3)
  • Всё для Фотошоп (113)
  • Paint.net (36)
  • Детское и о детках (63)
  • Поделки и раскраски (2)
  • Развитие (5)
  • Женские секреты (48)
  • Здоровье. (1637)
  • Видео (90)
  • Советы знахаря. Белояр 2. (21)
  • Гастрит (12)
  • Здоровье России (346)
  • Народные средства (964)
  • Позвоночник (156)
  • Фито (177)
  • Зимнее, новогоднее (25)
  • Интересные люди (48)
  • Котейки, собачки и. (124)
  • Кошачий юмор (26)
  • Красота природы (14)
  • КУЛИНАРИЯ (2663)
  • Рецепты от Джейми Оливера (17)
  • Рецепты от Сергея Поканевича (10)
  • Бальзамы (3)
  • Варенья, джемы (63)
  • Ведическая кулинария (11)
  • Видео-рецепты (54)
  • Второе из духовки (153)
  • Вторые блюда (156)
  • Выпечка (579)
  • Готовим быстро (10)
  • Грибная полянка (25)
  • Гриль (40)
  • Десерты (342)
  • Диетические блюда (67)
  • Заготовки (257)
  • Закуски (412)
  • Запеканки (19)
  • Каши (18)
  • Кулинарная книга (84)
  • Кухня от lj_stalic (16)
  • Меню для самых маленьких (7)
  • Молочные продукты. Яйца. (90)
  • Мультиварка (22)
  • Напитки (107)
  • Напитки, виноделие (215)
  • Овощи. Фрукты. (81)
  • Пасха (64)
  • Постная кухня (9)
  • Праздничное меню (152)
  • Домашняя колбаса и ветчина (80)
  • Рыбное меню. Морепродукты. (67)
  • Салаты (166)
  • Сладости (141)
  • Советы и полезности (181)
  • Соусы. Маринады. (83)
  • Специи (24)
  • Супы (26)
  • Хлеб и Хлебопечка (65)
  • Лаковая миниатюра (12)
  • Литература (53)
  • Магия и волшебство (303)
  • Гадания (16)
  • Практика, эзотерика (182)
  • Психолого - эзотерическое (45)
  • Славянские обереги (50)
  • Фен-шуй (5)
  • Мир вокруг нас (83)
  • Искусство (43)
  • Красивые места (2)
  • Красивые фото (16)
  • Мудрость (100)
  • Афоризмы и цитаты (44)
  • Притчи (42)
  • Сказки Эльфийки (6)
  • Музыка для всех (452)
  • Leo Rojas. (2)
  • Sergey_Tashebsky (1)
  • Медитативная музыка (8)
  • Музыка от Orfeus (8)
  • Музыка. Илья Евтеев (9)
  • Музыкальные альбомы (171)
  • Музыкальные открытки (7)
  • Новогоднее. (7)
  • Поющие чаши (4)
  • Старый, добрый шлягер (7)
  • Мультики и видео (213)
  • Любовь, романтика (24)
  • Новогоднее (10)
  • Ретро (37)
  • Фентези, приключения (16)
  • Нумизматика (20)
  • Память о войне (18)
  • Психология (325)
  • Гадание (5)
  • Джо Витале (3)
  • ОШО (20)
  • Психология взаимоотношений (51)
  • Психолого-эзотерическое (88)
  • Путь к себе (122)
  • Симорон/ Школа волшебников (51)
  • Разговор с мамой (60)
  • Размышления. (160)
  • Разное (115)
  • Религия (246)
  • Русь (250)
  • 100 красивых мест России. (5)
  • История Руси (116)
  • Мой Президент (27)
  • Наследие предков (85)
  • Официальная Россия (41)
  • Славянские Боги и Богини (9)
  • СВОИМИ РУКАМИ (4399)
  • Вышивка, шитьё (452)
  • Вязание. (69)
  • Вышивка ковровая (23)
  • Алмазная мозаика (6)
  • Арт-франчез (2)
  • Изонить (1)
  • Видео Мастер-классы (451)
  • Витражная роспись (9)
  • Декор (71)
  • Декупаж (223)
  • Декупаж на ткани (4)
  • Декупажные марафоны и конференции. 2 (140)
  • Иммитации (65)
  • Как фотографировать (1)
  • Картинки для декупажа (260)
  • Картинки КлипАрт (92)
  • Картинки. Ангелочки (11)
  • Картинки. Бордюр. (35)
  • Картинки. Винтаж (6)
  • Картинки. Дамское. (110)
  • Картинки. Детское (44)
  • Картинки. Для перевода (2)
  • Картинки. Коллажи. Принты (3)
  • Картинки. Кошечки (13)
  • Картинки. Кухонное (34)
  • Картинки. Монохром (6)
  • Картинки. Новогоднее (142)
  • Картинки. Пейзажное (10)
  • Картинки. Птички. (15)
  • Картинки. Страны. Города. (7)
  • Картинки. Фентези. Эльфы. (89)
  • Картинки. Цветочное (24)
  • Картинки. Эзотерика (13)
  • Декупажные марафоны и конференции. (416)
  • Конференции новогодние (140)
  • Декупажные марафоны и конференции. 3 (242)
  • Декупажные марафоны и конференции. 4 (209)
  • Конфетные поделки (3)
  • Кофейные поделки (6)
  • Кремоварение (35)
  • Мамины сокровища (1)
  • Марат Ка (7)
  • Мастер Галина Вакула (1)
  • Мастер-классы (376)
  • Мастера (53)
  • Мастерим из чего попало (14)
  • Декупажные марафоны. (57)
  • МК Дианы Январёвой (9)
  • Народные куклы обереги (36)
  • Наталья Полех (32)
  • Наталья Родина (30)
  • Натюрморты (13)
  • Новый Год. Рождество. (106)
  • Пасха (56)
  • Пейп-арт (1)
  • Переделка и обновление мебели (2)
  • Плетение из газет (3)
  • Поделки (115)
  • Полезности (104)
  • Польский декупаж (30)
  • Принты (4)
  • Работы мастеров (1)
  • Рамочки, узоры, орнаменты (12)
  • Свадебный декупаж (10)
  • Скрапбукинг (94)
  • Солёное тесто. Холодный фарфор (37)
  • Точечная роспись (56)
  • Трафареты, шаблоны (48)
  • Уроки Елены Пересторониной (76)
  • Фарфоровое (2)
  • Фоны (85)
  • Фотосъемка (7)
  • Художники (276)
  • Чайные домики (5)
  • Часики и для часиков (26)
  • Шкатулки и шкатулочки (47)
  • Секреты красоты (597)
  • Диеты (87)
  • Очищение организма (68)
  • Уход за собой (442)
  • Усадьба (501)
  • Своими руками (83)
  • Балконы в цветах (3)
  • Дом, участок (57)
  • Интерьер дома (51)
  • Русская баня (7)
  • Сад, огород, теплица (312)
  • Фен-шуй для дома (4)
  • Энциклопедия садовых растений (2)
  • Цветы (117)
  • Комнатные растения (50)
  • Мифы и Легенды (6)
  • Садовые цветы (42)
  • Ядовитые растения (4)
  • Это интересно (148)
  • Великолепные пейзажи и ландшафты нашей планеты (6)
  • Загадки природы (5)
  • Непознанное (67)
  • Подземное царство (1)
  • Удивительный мир морской глубины (1)
  • Юмор. (179)
  • Видео (8)
  • Еврейский юмор (32)
  • Я - бабушка (68)

-Цитатник

СЕЛЁДОЧКУ ПЕРЕДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА! ИСТОЧНИК: журнал " Наша ку.

СОУСЫ И ПРИПРАВЫ: подборка от Сватов №3 2021 Подборка соусов и приправ из журнала "Сваты.

НАЧИНКИ ДЛЯ БЛИНОВ И БЛИНЧИКОВ Блины с начинкой хороши тем, что могут стать отличной горячей з.

СОУСЫ К БЛИНАМ И БЛИНЧИКАМ Классическими соусами к блинам и блинчикам являются сметана, сгущен.

КУРИЦА ЧАРГА ПО-ЛАХОРСКИ: невероятно красивое и вкусное блюдо Пакистанская кухня знакома далек.

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

История кошек на Руси

История кошек на Руси

В жизни русского человека, да и не только русского, но и всех россиян, кошка кажется чем-то столь же незыблемым как русские народные песни, сказки (вспомнить хотя бы Кота ученого или Кота Баюна), да и сама русская история. Однако мало кому известно, что кошки на нашей территории являются пришлыми животными, причем, пришедшими относительно недавно.

Откуда взялось слово «кот» на Руси…
Несмотря на то, что такие страны как Китай или Англия находятся значительно дальше от Египта, чем Русь, с кошками жителям этих стран удалось познакомиться все же раньше, чем нам. То, что кошки имеют египетское происхождение знают многие. Но даже само слово «кот» не является исконно славянским и позаимствовано из латинского языка, где диких кошек обозначают словом «каттус». Именно от него и происходит слово «кот». Немногие знают и то, что самку домашней кошки вплоть до XVI-го века на Руси называли «котка». Кстати, в некоторых славянских языках по сей день сохранилась старинная форма этого слова.

На юге Руси кошки стали появляться примерно тогда же, когда эти земли стали осваиваться славянами, мгновенно попав в их мифологию.

Когда на Руси появились первые кошки

Некоторые источники утверждают, что первые кошки появились на Руси еще во II-V веках, но тогда они были невероятно редкими. Судя по останкам кошек найденным на Южной Украине, в VII-VIII веках они здесь точно обитали, хотя и неизвестно в каких количествах. Но это был юг современной Украины, который тогда только осваивался славянами, а что до территории современной России, то там кошки стали распространяться только в XI веке.


«Продвижение» домашней кошки с юга на север России происходило очень медленно. Самые древние останки кошек, найденные археологами на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей, относятся ко II-V векам новой эры - всего по одной кошке на несколько поселений. Однако результаты раскопок, относящихся к VI-VII векам, указывают уже на появление этих животных в Пскове, Ярославле и прибалтийских городах. По сведениям ученых, только в VII-IX веках кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье. Кошек ценили на Руси еще до принятия христианства. Так, одним из священных животных, сопровождавших бога Велеса, был кот. Кошка являлась хранительницей домашнего очага и проводником в потусторонний мир. С появлением на Руси христианства языческий бог Велес был запрещен. Его заменил покровитель скота святой Власий, именно поэтому имя Васька стало самой распространенной кошачьей кличкой.


Легенды говорят о том, что в этих местах до сих пор живут кошки, способные вылечить человека от всех недугов.
Почему кошки нет в библии

Библия призвана направлять и вдохновлять людей на созидательный путь развития. Речь идет об отношении к Богу, понятиях греха и праведности. Любое животное не должно играть в жизни человека определяющую роль. Упоминание о других животных существуют только в определенном библейском контексте: притчи, жертвоприношения, метафорические сравнения и т. д.
О кошках есть упоминание в неканонической книге «Послание Иеремии». Автор говорит об идолах: «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошкиИсторию кошек надо искать в этнографической литературе.

История появления кошек в России
Время, когда коты и кошки появились в России, точно указать трудно, хотя и установлено, что домашние кошки на территории Руси завелись еще до того, как наши предки приняли христианскую веру. Предполагается, что на Русь кошек завезли мореходы. Обаятельный зверек никого не мог оставить равнодушным, и он сразу же приобрел огромную популярность. Вскоре уже появилась поговорка, что без кошки нет и избы. Были предусмотрены огромные штрафы, которыми наказывалось похищение кошки. Причем он был даже выше, чем штраф за кражу коровы. Учитывая то обстоятельство, что размер штрафа всегда определяется стоимостью ущерба, можно предположить, что стоимость кошки значительно превышала стоимость коровы.

Предполагается, что к XII веку кошки уже водились в русских княжествах, хотя и в незначительном количестве. Кошку на Руси все еще ценили на вес серебра (в прямом смысле) даже в XIV веке. Она приравнивалась по себестоимости к пахотному животному – волу и стоила три серебряных гривны (гривна – слиток серебра весом 205 граммов). Большой штраф (гривна) взимался за убийство кошки, потому что сохранить зерно и сбрую от грызунов не мог никто кроме нее. Звали кошку тогда иначе – котка. Затем на смену этому слову пришло немного подправленное – коша, а после добавления буквы «к» получилось привычное слуху – кошка.
До ХIV в. кошка не упоминается ни в одном литературном источнике. Вероятно, она была достаточно дорогим животным и не всякий мог себе позволить ее купить. Однако, уже к XV-XVII векам кошка появляется в жилищах простых людей. Превратившись в доступное животное, кошка быстро распространилась в самых различных слоях общества.В письменных свидетельствах XV-XVI веков побывавших в России иностранных послов и путешественников не раз упоминаются кошки как домашние животные. В XVIII статус кошки еще возрос: о ней стали упоминать в специальных ученых книжках (например, «Лечебнике домашних животных»).
В XII-ом веке разведение кошек на Руси становится нормой. Причем, церковь даже поддерживала это дело, взяв животных до поры до времени под свое покровительство. Очевидно церковные закрома изрядно страдали от грызунов, и церковь увидела в кошках божью помощь. В итоге кошки стали жить не только при церквях, но и в царских палатах и даже в деревенских избах. Животное стало покровителем домашнего очага и ездовым животным самого домового. Примерно тогда же, вероятно, и появился обычай при переезде впускать кошку в новый дом первой.

Ближе к XIX веку кошки перестали быть редкостью, по деревням их развелось так много, что крестьяне сдавали лишних животных специальным объездчикам на шкурки. Интересно, что на Руси первыми оценили кошку служители церкви и поставили их под защиту церковного закона. Единственным животным, которому разрешено входить, в храм была и остается кошка. О признании кошки церковниками говорит и то, что во Владимире, Суздале и многих других русских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для удобства кошек.

Мрачный и загадочный Кот Баюн – уникальный персонаж русских сказок.

Со временем кошки широко распространились в крупнейших русских городах. Горожане всегда ценили и любили кошек. В патриархальной Москве атрибутом благополучия и достатка в доме считалась кошка. В. А. Гиляровский писал, что когда в начале ХХ века в торговом Охотном ряду было решено навести порядок, «первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. Это было вроде спорта – у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках». Отдавали должное кошкам и царские особы. В Эрмитаже и поныне хранится работа голландского художника Фредерика Мушерона — портретное изображение крупным планом кота царя Алексея Михайловича (1661 г). В одном из указов Петра I содержится высочайшее повеление «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». У него же жил привезенный из Голландии кот. Дочь его, государыня Елизавета Петровна, в 1745 году приказывала выписать из Казани специально для Зимнего дворца как особо искусных охотников котов-крысоловов местной породы. При дворе Екатерины Великой жили красавицы кошки пепельно-голубого окраса, короткошерстные, с ярко-зелеными глазами. Голубой кот по прозвищу Васька жил у императора Николая I.
Кошки на службе у императрицы
Указ российской императрицы Елизаветы Петровны от 13 октября 1745 года приказывает, чтобы казанский губернатор доставил в тогдашнюю российскую столицу восемьдесят самых лучших кошек и котов, а также человека, который ухаживал бы за ними. Столь странный указ имел очень простую причину – императорский дворец сильно страдал от мышей. Спустя некоторое время народная молва приукрасила этот факт массой подробностей полусказочного толка. В итоге стали рассказывать о трех сотнях котов, которые должны были нести службу во дворце.Правда, так и осталось неизвестным, почему эта миссия была возложена именно на казанского губернатора, но факт от этого не меняется. Возможно, в этой губернии обитало много кошек или они отличались какими-то выдающимися качествами. В пользу последнего говорит то, что сохранилась лубочная картинка с названием «Кот Казанский», косвенно указывающая на популярность казанских котов среди самых широких слоев российского населения.

Русич и кошка – братья навек!

С ростом популярности кошек стали появляться и различные связанные с кошками приметы, поговорки и пословицы. Кошки прочно вошли в народные сказки, возможно, вытеснив оттуда более древних персонажей взяв на себя их функции. Кошачья натура произвела на русичей достаточно сильное впечатление и кошкам стали приписывать различные магические способности.Много примет и суеверий про кошек дошло до сегодняшних дней. Восточнославянская мифология говорила о кошках почтительно, считала их добрыми помощниками домовых, правда, вороватыми. Вне конкуренции стояли кошки-чернушки. Только черным кошкам было под силу договориться с домовым, который через кошку узнавал все семейные дела. . Чернушек считали очень добрыми и хорошими мышеловами. Один из старинных обрядов, дошедших до наших дней, переезд в новый дом. Теперь обычно говорят, что есть такая примета – чтобы жить счастливо и с достатком, надо впускать в дом на новоселье первой кошку. Сначала запускают кошку в квартиру, а потом уж можно и самим зайти. Сейчас даже теоретическую базу под эту примету подвели, считая, что кошка – хороший «биоиндикатор», ощущает поля напряжения: укажет на отрицательные точки, видит геометрический рисунок места.

Читайте также: