Кому кот бегемот оторвал голову

Опубликовано: 16.05.2024

Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению (они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости). Но еще их задача заключалась в том, чтобы делать всю «черную» работу за Воланда, прислуживать ему в т.ч. подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляли три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла. Откуда же появились столь странные существа в свите Воланда? И откуда почерпнул Булгаков их образы и имена?

Начнем с Бегемота. Это кот-оборотень и любимый шут Воланда. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. Сведения о Бегемоте Булгаков, видимо, почерпнул из исследований И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» и из книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом». В этих произведениях Бегемот – это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом имени». У Булгакова Бегемот стал громадных размеров котом-оборотнем, а реальным прототипом Бегемоту послужил домашний кот Л.Е. и М.А. Булгаковых Флюшка – огромное серое животное. В романе он черный, т.к. олицетворяет нечистую силу.
Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу-пажа, летящего рядом с фиолетовым рыцарем (преобразившимся Коровьевым-Фаготом). Здесь, вероятно, отразилась шуточная «легенда о жестоком рыцаре» из повести друга Булгакова С.С.Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В этой легенде наряду с жестоким рыцарем фигурирует и его паж. Рыцарь у Заяицкого имел страсть отрывать головы у животных, и эта функция в «Мастере. » передана Бегемоту, только по отношению к людям – он отрывает голову Жоржу Бенгальскому.

В демонологической традиции Бегемот – это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине. Так Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе и над собой (людей будто обуял демон Бегемот, и они спешат накупить деликатесов, тогда как за пределами столиц население живет впроголодь).

Бегемот в романе в основном шутит и дурачится, в чем проявляется поистине искрометный юмор Булгакова, а также вызывает у многих людей замешательство и страх своим необычным видом (в конце романа именно он сжигает квартиру №50, «Грибоедов» и Торгсин).

Коровьев-Фагот – старший из подчиненных Воланду демонов, первый его помощник, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора. Существует много версий о происхождении фамилии Коровьев и прозвища Фагот. Возможно, фамилия сконструирована по образцу фамилии персонажа повести А.К. Толстого «Упырь» статского советника Теляева, который оказывается рыцарем Амвросием и вампиром. Коровьев связан и с образами произведений Ф.М. Достоевского. В эпилоге «Мастера и Маргариты» среди задержанных по сходству фамилий с Коровьевым-Фаготом названы «четыре Коровкина». Здесь сразу вспоминается повесть Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», где фигурирует некто Коровкин. И еще ряд рыцарей из произведений авторов разных времен считают прототипами Коровьева-Фагота. Не исключено, что этот персонаж имел и реального прототипа среди знакомых Булгакова – слесаря-водопроводчика Агеича, редкого пакостника и пьяницы, который не раз вспоминал, что в юности был регентом церковного хора. И это повлияло на ипостась Коровьева, выдающего себя за бывшего регента и предстающего на Патриарших горьким пьяницей. Кличка же Фагот, безусловно, перекликается с названием музыкального инструмента. Этим, скорее всего, объясняется его шутка с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии, которые против своей воли запели хором, управляемым Коровьевым, «Славное море священный Байкал». Фагот (муз. инструмент) изобретен итальянским монахом Афранио. Благодаря этому обстоятельству резче обозначается функциональная связь между Коровьевым-Фаготом и Афранием (в романе, как мы уже говорили, выделяются три мира, и представители каждого из них вкупе образуют триады по внешнему и функциональному сходству). Коровьев принадлежит к триаде: Федор Васильевич (первый помощник профессора Стравинского) – Афраний (первый помощник Понтия Пилата) Коровьев-Фагот (первый помощник Воланда). У Коровьева-Фагота есть даже некоторое сходство с фаготом – длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить). В последнем полете Коровьев-Фагот предстает перед нами темно-фиолетовым рыцарем с мрачным, никогда не улыбающимся лицом. «Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом. Почему он так изменился? – спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал».

Драная безвкусная цирковая одежда, гаерский вид, шутовские манеры – вот, выходит, какое наказание было определено безымянному рыцарю за каламбур о свете и тьме!

Азазелло – «демон безводной пустыни, демон-убийца». Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа – книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелу женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому именно Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. Но главная функция Азазелло связана с насилием. Вот слова, которые он говорил Маргарите: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность. » Азазелло выбросил Степана Богдановича Лиходеева из Москвы в Ялту, выгнал из Нехорошей квартиры дядю М. А. Берлиоза Поплавского, убил из револьвера Барона Майгеля.

Гелла – младший член свиты Воланда, женщина-вампир. Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Характерные черты поведения вампиров – щелканье зубами и причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А. К. Толстого «Упырь», где главному герою грозит гибель со стороны упырей (вампиров). Здесь девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы. Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета. Жена писателя Е.С. Булгакова считала, что это – результат незавершенности работы над «Мастером и Маргаритой». Однако не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из сцены последнего полета как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции и в Театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на великом балу у сатаны. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы. К тому же Гелле не в кого было бы превращаться в последнем полете, она ведь, как и Варенуха, обратившись в вампира, сохранила свой первоначальный облик. Возможно также, что отсутствие Геллы означает немедленное исчезновение (за ненадобностью) после окончания миссии Воланда и его спутников в Москве.

Как Вы уже поняли,невозможно в стихах отобразить роман Булгакова так же образно и трагично,по крайней мере,я не смогу. Поэтому к Вам приходят плоды моего ланчтайма,из которых ,может быть,впоследствии я отберу 8-10 строф.которые и станут "Понтием Пилатом" с законченным смыслом и идеей. А пока продолжаем играться в свободное от работы время!

Накрыла тень холмы Иерусалима.
Под ветром пала рыжая трава.
В прохладе Храма,мило улыбаясь,
Искариот продал свои слова.

Глаза страдали,боль виски сжимала,
И всё вернулось на круги своя.
В пурпурной мантии,подбитой горностаем,
Наместник Рима сам казнил себя.

Философа просил в живых оставить,
Чтобы забрать его в далёкие края.
Ведь невозможно было обезглавить
Того,кого любил,боготворя.

Первосвященник оставался непреклонным,
И Всаднику не дал помиловать Христа.
Под жгучим солнцем,гневно-раскалённым,
Поднялись в небо сразу три креста.

Сбивалось с ритма сердце у Пилата,
Толкались тени,в факелах дрожа.
Начальник стражи выслушал в палатах
Вторую часть его инструктажа.

Земля крутилась,уходили люди,
И многих позабыли навсегда.
Предать Учителя. Страшней греха Иуды
Не будет в этом мире никогда!

И ничего нельзя было исправить,
И Аннушка уж масло разлила.
И Понтия Пилата Он не мог заставить,
Хоть понимал,что смерть к Христу пришла!

Под зноем плавились пруды на Патриаршьих,
Над всей Москвой от чёрного плаща
Лежала тень того,кто был Исуса старше,
Кто видел всё,и в ком жила душа!

Вопрос рождения как символ бытия
Решался остро на скамейке в парке,
Профессор магии смеялся как дитя,
Опровергая двух друзей догадки!

Луна на запад. Значит быть беде.
В пустынном поле ветер свищет колко.
Прогноз сложился! Вечером тебе
Отрежет голову простая комсомолка!

Душа и вера-это два креста!
И третий-чтоб носить в себе Христа!
Простой пример,когда в судьбу не верят,
Снимают голову,чтобы сломать в коленях!

Текла беседа,к финишу ведясь
Рукою твёрдой жёсткости безмерной.
В своей квартире скоро поселясь
Твой череп станет моей чашей мерной!

Привет читателям!
Как мне хотелось бы выдать вам сразу все 248 четверостиший по первой книге Булгакова.
Но никто полковнику не пишет. Вот и читайте отрывки! Найдётся 50 желающих получить всё сразу или слабо.

Продолжение следует. Хи-хи!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Кот Бегемот (персонаж романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита") уникален!
Встретить Кота Бегемота в том виде, в каком он описан, обычному нормальному человеку - не представляется возможным.

Кот Бегемот — один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного чёрного кота. В Библии Бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот — одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны.

Бегемот — оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами, ходящего на задних лапах», но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей».

Вспомним о том, каким предстаёт Бегемот в романе.

В виде «человека» Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине, Доме Грибоедова, избивает Варенуху в общественном нужнике. Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами.

Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на трамвае; затем перед испуганным Стёпой Лиходеевым пьёт водку, закусывая её маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает Варенуху.

Перед сеансом чёрной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет её на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала Бегемот приказывает дирижёру оркестра «урезать марш». После посещения Бегемотом кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм.

Поплавскому, посещающему квартиру покойного Берлиоза, Бегемот сообщает, что это он дал Поплавскому телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы. Бегемот крадёт из гроба голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Бегемот играет с хозяином в шахматы, причём, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения.

Бегемот даёт сигнал к началу бала, а во время приёма гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший её хозяин кафе. Во время бала Бегемот купается в бассейне с коньяком. За ужином после бала Бегемот угощает Маргариту спиртом и пьёт сам:

" — Ноблесс оближ, — заметил кот и налил Маргарите какой-то прозрачной жидкости в лафитный стакан.
— Это водка? — слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
— Помилуйте, Королева, — прохрипел он, — разве я позволил бы себе налить даме водки?
Это чистый спирт!"

Далее Кот рассказывает небылицы, «соревнуется» с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу. Реплики Бегемота пародийно отстраняют слова Воланда, и раздражённый Азазелло заявляет по поводу кота, что его «хорошо бы утопить».

Бегемот диктует Гелле справку для Николая Ивановича, ставит печать с надписью «УПЛОЧЕНО» и вместе с другими приветствует Маргариту. В дальнейшем он в квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, объявляет, что «кот древнее и неприкосновенное животное» и устраивает шутовскую перестрелку.

Вместе с Коровьевым он посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причём оба визита также заканчиваются пожарами, устроенными Бегемотом. В сцене на Воробьёвых горах Бегемот издает свист, подобный ветру.

Во время последнего полёта он принимает свой истинный облик: «худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире». Деятельность Бегемота служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять чёрных котов. Согласно тексту романа, их было уничтожено около ста.

Как видим из описания автора, несмотря на свой пушисто-хвостатый облик, кот Бегемот все таки является демоном-оборотнем, а значит оказывается не таким уж безобидным персонажем, каким кажется на первый взгляд. Ко всему прочему – он лучший шут мессира, а значит приспешник Сатаны. Кто же он, этот юноша, весельчак и озорник, демон-паж на самом деле? Попробуем разобраться.

Вспомним для начала, что черные кошки всегда являются символами чего-то магического и колдовского. Во многих преданиях они являются спутниками ведьм, нечистой силы и других различных сущностей, обладающих сверхъестественными возможностями. Благодаря этому факту, существует множество плохих примет связанных с этими хвостатыми созданиями.

Поэтому наличие черного кота в этой свите не вызывает абсолютно ни каких вопросов. И возможно, права Любовь Белозерская, вторая жена писателя, сказав, что прототипом Бегемота является его личный кот Флюшка. Правда, тот был серого цвета, но для лучшего магического восприятия, Булгаков изменил его окрас на черный.

Но почему тогда Бегемот? Очень уж не понятное имя для такого мистического кота. Может действительно из своих внушительных размеров?

Возможно, что образ толстого дьявольского кота писатель действительно срисовал со своего питомца. Но все же приписал ему много демонических качеств от одного из персонажей христианской мифологии.

По мнению литературоведов, при написании романа, автор не раз обращался за помощью к книге М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом. В этой книге есть множество легенд и историй о духах, демонах, ведьмах и прочих неведомых силах.

В одной из её глав, как раз и описывается образ Бегемота – демона сквернословия, плотских наслаждений и обжорства. Который является одним из слуг Дьявола и умеет менять свой облик.

В «Мастере и Маргарите», кот не сквернословит. Но ему присуще множество человеческих пороков. Он курит и пьёт, обожает врать, любит хвастаться.

Кроме того, он наглец, мошенник и плут, который не прочь обмануть даже самого Воланда, во время «знаменитой шахматной партии».

К прочему, он мастерски сумел своровать голову Берлиоза на виду у огромной толпы.

Но не смотря на многие отрицательные характеристики, кот Бегемот очень словоохотливый персонах, ему присуще чувство юмора, остроумия и справедливости.

В трамвае, кот не желает ехать бесплатно, поэтому пытается расплатиться с кондукторшей.

Несмотря на все свои шалости и болтовню, кот все же не так безопасен, как это кажется на первый взгляд.

Вспомним сцену в Варьете с надоевшим всей публике конферансье. Помните, как Бегемот в два счета оставил его без головы? Или как при помощи примуса он устраивает грандиозные пожары в «нехорошей квартире», в грибоедовском ресторанчике и валютном магазине.

Если происхождение его имени стало более-менее понятно, то о каком худеньком юноше вспоминает автор, если Бегемот по сущности своей кот?

По предположению литературоведа Альфреда Баркова, прототипом булгаковского кота стал молодой, талантливый пианист Николай Буренин. Одновременно он был членом вооруженного подполья РСДРП(б).

Возможно на это факт и опирался Булгаков, когда нарядил на балу своего персонажа в галстук?

В самом начале своей деятельности, Буренин, по поручению большевистской партии, занимался перевозом нелегальной литературы, из зарубежья в Россию, создавал явочные квартиры, тайные типографии. Впоследствии, он принимал активное участие в боевой технической группе, которая занималась покупкой и перевозкой оружия из зарубежных стран. О чудесах его находчивости и богатой фантазии в то время ходили многочисленные легенды.

Общительный, остроумный, молодой человек находил выходы из самых, казалось бы, провальных ситуаций. Благодаря своему большому артистическому таланту, он разыгрывал перед таможенниками, сыщиками и полицейскими такие сцены, что его товарищи только диву давались, после того как опасное дело благополучно завершалось.

Когда в "нехорошую квартиру" №50 явились сотрудники НКВД, кот Бегемот, наконец, предстал перед ними в своем реальном облике. Казалось бы, ему уже не уйти. Но что бы чекисты не делали, какие действия не предпринимали, поймать его так и не смогли. Револьверы стреляли впустую, сеть запуталась. Кот, нарезвившись, на виду у чекистов,поливает всю квартиру керосином и она загорается. После этого скрывается сам и заметает следы деятельности всей своей компании. Кстати, по рассказам Николая Буренина, на квартирах с нелегальной литературой всегда хранились канистры с керосином. В случае провала такой квартиры, весь компромат сразу же обливался горючей жидкостью и поджигался.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

МЕССИР ВОЛАНД И ЕГО СВИТА. КОТ БЕГЕМОТ

Мессир Воланд и его свита. Часть 1. Кот Бегемот.


«…Третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах».




Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – один из самых ярких и обаятельных персонажей, большой забавник, любимый шут Воланда. Как не улыбнуться, прочитав такие строки: «…на ювелиршином пуфе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой». Таким его особенно любят изображать художники-иллюстраторы.


Еще вспоминается сцена неудачной попытки ареста кота агентами ГПУ: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот…»


Если говорить о собственно кошачьей сущности Бегемота, то прототипом послужил домашний питомец Булгаковых – Флюшка, огромный серый котище. Вероятно, ленивая вальяжность Бегемота, его хитрость и чревоугодие навеяны характером булгаковского кота. Только масть ему писатель поменял: ведь Бегемот служит в свите князя темных сил, а черных котов издавна связывали с нечистой силой и недобрыми предзнаменованиями.


Но кот Бегемот имеет еще и человекоподобный облик, а иногда и вовсе оборачивается человеком – этакий кот-оборотень. Очеловечил кота уже Шарль Перро в знаменитой сказке «Кот в сапогах». Позднее Э.Т.А. Гофман (один из любимейших писателей Булгакова) сочинил «Житейские воззрения кота Мурра».


Но ближе всех к «бегемотовской» теме подступил русский писатель XIX века Антоний Погорельский, автор великолепной сказки «Черная курица». В 1825 году была опубликована его фантастическая повесть «Лафертовская маковница». У старухи-ведьмы жили черный кот и девушка-сирота. Этот черный кот был непременным участником магических ритуалов ведьмы. Девушка Маша не сразу поняла, в какой вертеп она угодила:


«Бросив нечаянно взгляд на черного кота, она увидела на нем зеленый мундирный сюртук; а на месте прежней круглой котовой головки показалось ей человеческое лицо…» Дальше – больше: кот превращается в «мужчину небольшого росту» с хитрым взглядом и вкрадчивым поведением, он представляется девушке чиновником Мурлыкиным и, по наущению ведьмы, даже сватается к ней. Но в самый ответственный момент слышится лай собаки, и Мурлыкин совсем по-кошачьи пускается наутек…


Впрочем, булгаковский кот Бегемот воспринимается читателями преимущественно как «комик в жизни», и немногие вспомнят, что он еще и «злодей на сцене». Именно он похитил голову Берлиоза, он же исполнил зловещий финал в фантастическом шоу на сцене театра-варьете. «Клетчатый» Коровьев-Фагот, тоже большой весельчак, указывая на надоевшего всем конферансье Бенгальского, спросил у зрителей: «Что бы нам с ним сделать?» «Голову оторвать!» – неосторожно посоветовали с галерки. «И произошла невиданная вещь. Шерсть на черном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул. Затем сжался в комок и, как пантера, махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил ему на голову. Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи».


Ай да кот! И, кстати, почему – Бегемот? Только ли оттого, что большой, «как боров»? И черный, как ночь? Высказывались предположения, будто это имя навеяно названием популярного в 1920-е годы юмористического журнала «Бегемот».


Нет, скорее всего, ответ кроется в самой природе «демонической» группы персонажей, возглавляемой Воландом. Свиту дьявола составляют, естественно, демоны, или бесы, по-русски выражаясь. А Михаил Булгаков был хорошо знаком с классической демонологией. Среди имен самых влиятельных и злобных демонов – Асмодей, Велиал, Люцифер, Вельзевул, Маммон и т.д. – есть и демон Бегемот.


Как большинство интеллигентов-естественников того времени, Булгаков не верил в бога, но знал историю христианства и с особенным интересом относился к персонажам инфернальным. Его любимыми произведениями были «Фауст» Гете и одноименная опера Шарля Гуно. В гимназические и студенческие годы Булгаков слушал оперу «Фауст» 41 (!) раз. Неудивительно, что в образе Воланда так много мефистофельского. Повлияли на молодого писателя и научные исследования его отца, либерального профессора Духовной академии, по истории европейской церкви и современному франкмасонству.


В набросках Булгакова к «Мастеру и Маргарите» содержится много выписок из книги М.А.Орлова «История сношений человека с дьяволом», опубликованной в 1904 году. В ней, в частности, есть глава о французском священнике Урбане Грандье и «луденских одержимых». Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причем пятый бес был Бегемот. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками.


Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени. Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное.Эта история имеет прямое отношение к теме, потому что в ней демон Бегемот показал себя во всей красе и силе.


Бегемот наверное самый очаровательный и смешной из персонажей романа. Ну и действительно образ говорящей киски весьма очарователен. Собственно ему и положено быть таким, ведь он не только паж рыцаря Коровьева, но еще и шут Воланда.


Лично мне Бегемот невероятно симпатичен, несмотря на всю его дьявольскую сущность..







Вот такая кукла была в фильме "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко -



(считаю- не очень удачная..)

Александр Баширов в роли Бегемота-


Марка с изображением Бегемота-


Памятники коту Бегемоту-



Памятник Бдительному гражданину и коту Бегемоту в Армавире.



Памятник Коту Бегемоту и Коровьеву, Москва



Кот Бегемот на Андреевском спуске в Киеве

А вот такой кот живёт в музее Булгакова сейчас, кстати зовут его- Стёпка.

Вано Миранян

Вано Миранян

Иван Саркисович Миранян. Родился 7 февраля 1959 года в селе Эдиссия Ставропольского края России. Российский цирковой артист, актер.

Иван Миранян родился 7 февраля 1959 года в армянском селе Эдиссия (арм. Եդեսիա), расположенном в составе Курского района (муниципального округа) Ставропольского края России.

В раннем детстве врачи диагностировали у Вано задержку физического развития, что обусловило его маленький рост.

В возрасте 12 лет он попал в цирковую группу, стал участником шоу лилипутов, с которым начал гастролировать по стране. Жонглировал, танцевал разные танцы.

В 1990 году создал свою шоу группу «Эдиссия».

С 1992 года начал сниматься в кино, дебютировав в фильме «Ка-ка-ду».

В 2005 году снялся в роли кота Бегемота в сериале «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко по роману Михаила Булгакова. Его герой - кот-оборотень и любимый шут Воланда. Перед сеансом чёрной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет её на место. В облике человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова, избивает Варенуху в общественном нужнике. Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами. Бегемот крадёт из гроба голову Берлиоза. Бегемот даёт сигнал к началу бала, а во время приёма гостей сидит у левой ноги Маргариты.

В костюме Кота-Бегемота Вано отвечал лишь за движение рук и ног, а голова представляла собой сложный механизм, который и отвечал за характерную мимику. В этом костюме, актеру приходилось прыгать, висеть на шторах и исполнять различные трюки - пригодился большой опыт работы в цирке.

Вано Миранян в сериале "Мастер и Маргарита"

Вано Миранян в сериале Мастер и Маргарита

Сыграл Фиделя в мюзикле «Иствикские ведьмы».

Снялся в картинах «И это всё Роберт», «Блокадный дневник» и др.

В начале 2000-х работал в Государственной Думе, занимался проблемами людей маленького роста. Был помощником Владимира Жириновского по вопросам инвалидов.

Является президентом благотворительного фонда «Ниночка», занимающегося проблемами людей маленького роста.

актер Вано Миранян

Рост Вано Мираняна: 120 сантиметров.

Личная жизнь Вано Мираняна:

Дважды был женат.

Первая жена - Надежда. Женился, когда ему было 20 лет. Она также была низкого роста. Познакомились во время работы в цирке.

В браке родилась дочь Нина. До первого класса дочь гастролировала вместе с родителями. Дочь Нина имеет нормальный рост.

С первой женой он расстался, когда дочери было 10 лет.

Дочь последовала примеру отца и тоже вышла замуж за карлика. Нина подарила ему двух внуков.

Вано Миранян и дочь Нина

Вано Миранян и дочь Нина

Вторая жена - Кристина Куличенко. Об их отношениях стало известно в 2012 году благодаря передаче канала НТВ «Говорим и показываем». Кристина имеет рост 163 см, при этом она младше на 33 года. Они познакомились в Интернете.

Кристина родила актеру двоих детей.

Вано Миранян и жена Кристина

Вано Миранян и жена Кристина

В квартире Вано Мироняна все сделано под его маленький рост. Раковина ниже стандарта на 40 сантиметров. У кухонного стола отпилены ножки. Шкафы тоже висят невысоко от пола. Весь ремонт в квартире Вано сделал своими руками. И даже свой автомобиль Вано переделал под себя, установив тумбочку, чтобы дотянуться до педалей.

Фильмография Вано Мираняна:

1992 - Ка-ка-ду - эпизод (в титрах - Миранов)
2005 - Мастер и Маргарита - кот Бегемот
2016 - Золушка (фильм-спектакль) - волшебник
2019 - И это всё Роберт - Слава Глыба
2020 - Блокадный дневник (A Siege Diary) - мужчина у столба

последнее обновление информации: 17.11.2020

Читайте также: