Можно ли кота умыть святой водой

Опубликовано: 16.05.2024


Москва, 28.03.2021, 16:05:40, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Наталья Язан.

Животные в жизни человека играют немаловажную роль. И речь идет не только о домашнем скоте, который обеспечивает ему пропитание. Многие люди содержат домашних любимцев и привыкают к ним настолько, что начинают воспринимать их как членов семьи.

Такая практика существует не только у одиноких людей, нуждающихся в общении. Животные часто появляются в семье, где есть дети. Родители учат их заботиться о питомцах, проявлять внимание и сочувствие. Но даже у самых заботливых хозяев питомцы время от времени болеют, и не всегда им может помочь ветеринар. Отсюда и возникает вопрос, а можно ли давать животным для исцеления святую воду.

  • Давать ли святую воду животным
  • Аргументы «против»
  • Аргументы «за»

Давать ли святую воду животным

Кот или собака в доме — это не только радость и положительные эмоции. Хозяева принимают их наравне с остальными членами семьи и очень огорчаются, когда любимец приболел. В этом случае люди готовы идти на любые условия, лишь бы их «очаровашка» выздоровел, готовы даже дать святую воду, только бы помогло. А вот можно ли ее пить животным, и что об этом говорит церковь – надо разобраться.

Оказывается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Даже некоторые священники затрудняются дать конкретное обоснование. На эту тему много дискуссий проводится в интернете, открываются целые форумы, в которых участвуют и обычные православные, и священнослужители. Есть много аргументов «против», но еще больше – «за».

Аргументы «против»

На одном из форумов участница рассказала историю о своем коте, который заболел, и ему ничем не смог помочь ветеринар. Животному стали давать святую воду (добавляли в питье), и, о чудо (!), кот пошел на поправку. Но все же хозяйка решила выяснить, можно ли это делать.

В своих ответах многие православные ссылались на писание от Матфея, где говорится, что «не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…». А поскольку святая вода относится к святыням, то значит ответ, якобы очевиден. Но не следует забывать, что в Писании очень часто используются метафоры, так называемые «иносказания». И под псом и свиньями вполне можно подразумевать людей, которые не принимают веру, которым бесполезно что-то объяснять.

С другой стороны, священники говорят о том, что принимать святыни (причастие, святую воду) можно лишь с «должным благоговением», то есть осознанно, понимая смысл данного действия. Человек может сопровождать ритуал молитвой, просьбой или раскаянием, животное же делает это бездумно, неосознанно. Поэтому, по мнению противников, давать им пить святую воду, в лучшем случае, бесполезно, а в худшем – считается богохульством.

Аргументы «за»

Наряду с этим существует и другое мнение, причем, тоже поддерживается служителями церкви. Речь идет, конечно же, не о ежедневном употреблении животными святой воды. Но в истории известны такие случаи, когда во время мора и поголовного падения домашнего скота священники сами окропляли животных и даже поили их. Ведь в этом случае речь шла и о жизни человека, которому скот просто необходим для выживания.

Существуют даже приходы, где верующим позволено молиться о животных, но, конечно, без упоминания его клички. В исключительных случаях, когда речь идет об угрозе жизни питомца, то святую воду ему давать можно. И это вовсе не богохульство, как утверждают некоторые категоричные фанатики. «Пути Господни неисповедимы», и точных пояснений сказанного им не существует. А вот поступать по зову сердца, и с добрыми намерениями никто запретить не может.

Понятное дело, что ни одно животное не в состоянии понять, что оно пьет святую воду, но это понимает человек, который ее дает. Давайте с молитвой и искренней просьбой помочь питомцу, который страдает, и будьте уверены, что Господь услышит, если Вы верите искренне, и ни в коем случае за это не накажет.

Что касается лечения животных, то, конечно о них нужно заботиться, поэтому ничего страшного не будет если таким образом Вы поможете ему.

Особое место в природе занимает животный мир. Животные, по Св. Писанию, имеют, как и человек, душу, но, конечно, отличную от души человека ( Быт. 1, 30 ).

И о животных также заботится Бог: "Не пять ли- малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога" ( Лк. 12, 6 ), - говорил Господь.

В животных вложена своя доля разума. А у высших животных, как, например, у собаки, имеются и такие свойства души, как самоотверженная любовь и такая преданность человеку, которая не останавливается перед тем, чтобы отдать жизнь за человека.

Животные были созданы как близкие друзья человека. В раю Господь "привел к человеку (всех животных), чтобы видеть, как он назовет их" ( Быт. 2, 19 ). Человек поставлен был "владыкою" ( Быт. 1, 26 ) над животными, но владыкою добрым, который не истреблял их и не употреблял в пищу ( Быт. 1, 29 ).

Также не было тогда на земле и взаимного истребления животных, и пищей их была лишь "зелень травная" ( Быт. 1, 30 ). У человека и животных тогда был общий язык и полнота взаимного понимания.

Эта способность понимать язык животных в редких случаях сохранилась и у позднейшего человечества.

В одном из американских журналов описывался мальчик, который обладал способностью постигать мысли животных. Интересно, что с возрастом эта способность понимать животных у мальчика ослабла, а к 11-12 годам совсем пропала. Очевидно, что она имелась у него только при наличии чистоты детской души.

Трагедия человека - грехопадение и смерть - не могла не отразиться и на подчиненном ему животном царстве. Началось и употребление в пищу одних животных другими, чего не было до грехопадения ( Быт. 1, 30 и 9, 3 ).

Как пишет ап. Павел: "Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" ( Рим. 8, 19-22 ).

Как говорит архиепископ Иоанн, "стенание твари есть одна только боль от потери надежды на человека и веры в него (т. е. доверия к человеку), потеря своего пути к Богу через него".

Итак, мы виноваты в растлении твари. Вместе с тем, следует заметить, что наше падение несравнимо глубже падения твари. У твари нет взаимной злобы и ненависти: убийство или воровство там существуют лишь для удовлетворения голода и поддержания своей жизни . И о животных также заботится Бог: "Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога", - говорил Господь ( Лк. 12, 6 ).

И напрасно М. Горький говорит, что "человек - это звучит гордо". В состоянии падения и греха человек ниже животного, и в этом может удостовериться всякий.

Вот мы видим картину, как бьет человек лошадь, не могущую сдвинуть с места перегруженный воз. Послушная кроткая лошадь выбивается из сил, но не может выполнить приказания. А владыка ее - человек - с дикой злобой и скверной руганью бьет ее беспощадно по голове и глазам. Отвратительная сцена, которой нечем гордиться человеку.

Я помню также другую сцену. На берег реки пришли купаться молодые люди 14-15 лет с собакой - умным, кротким животным. Юноши стали издеваться над собакой, заставляя ее проделывать разные штуки, дергали за хвост, обманывали посулами пищи и т.д. Все это они делали крайне непристойно, с криками и сквернословием, и нельзя было без горечи смотреть на них.

Собака же держалась кротко, была абсолютно послушна всем приказаниям юношей и смотрела на них ясными, доверчивыми, преданными глазами. Здесь также была картина позора человека и сохранения достоинства твари.

По закону связи животного мира с человеком, с искуплением и обновлением последнего должно наступить и освобождение твари.

Ап. Павел пишет, что тварь пребывает в "надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" ( Рим. 8, 20-21 ).

На примере святых мы видим новые взаимоотношения с тварью. В их лице человек вновь становится другом твари и изливает на нее свою любовь.

"У милующего, - пишет преп. Исаак Сирин, - горит сердце о всем творении - о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. он ежечасно со слезами приносит о них молитву, чтобы сохранились и очистились, а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблении в сем Богу.

Приближается ли смиренный к хищным зверям, и, едва только обратит взор свой на них, укрощается свирепость их; они подходят к нему, как к своему владыке, поникают своими главами, лижут руки и ноги его, потому что ощутили от него то благоухание, которое исходило от Адама до его преступления, когда звери собраны были к Адаму и нарекал он их имена в раю.

Это отнято было у нас; но обновил и даровал нам это опять пришествием Своим Иисус. Этим и помазано благоухание человеческого рода".

С любовью относился ко всему живому старец Силуан. Он пишет: "Дух Божий учит душу любить все живое. Один раз без нужды я убил муху, и она, бедная, ползала по земле больная, с выпавшими внутренностями, и трое суток я плакал за свою жестокость к твари и до сих пор все помню этот случай.

Как-то у меня в магазине (старец был на послушании эконома) завелись летучие мыши, и я облил их кипятком и снова пролил много слез из-за этого - и с тех пор никогда не обижал я тварь".

О египетских старцах-пустынниках рассказывается, что они осторожно обходили встретившееся им на дороге насекомое, чтобы не раздавить его.

Про авву Феофана Египетского есть такой рассказ: "Выходя по ночам в пустыню, он был окружен толпами зверей. Черпая воду из своего колодца, он поил их. Очевидным свидетельством тому было то, что вокруг его келий виднелось много следов буйволов, антилоп и диких ослов".

Преп. Сергий и преп. Серафим кормили хлебом своих друзей - медведей. Особенно поучительной является история льва преп. Герасима (память 4 марта ст. ст.).

Преп. Герасим, сжалившись над диким львом, вынул из его лапы занозу, промыл и завязал ее. Лев с тех пор не отходил от преподобного, слушал его во всем и питался только растительной пищей. Когда преподобный умер, лев не мог более жить и от скорби умер на могиле преподобного.

Так выполняли святые и праведники повеление Господа: "проповедуйте Евангелие всей твари" ( Мк. 16, 15 ). Они вели эту проповедь своим милостивым отношением к живой твари. Они несли "благую весть" животным своею любовью к ним и этим восстанавливали ту дружбу, которая была у них с человеком до грехопадения. Под влиянием обновленного человеческого духа обновлялся и дух животных. Они теряли свою свирепость, делались послушными человеку и переставали наносить вред другим животным.

Царства Божия святые достигали еще на земле. Поэтому и животный мир около них становился таким, каким он будет в Небесном Царствии.

Тогда, по словам пророка Исаии, "волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок и молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи" ( Ис. 11, 6-8 ). Что именно таким будет некогда животный мир, "говорит следующая картина из жизни преп. Павла Обнорского.

Когда преп. Сергий Нуромский пришел посетить последнего в его пустыне, то увидал картину, что "стая птиц вилась около чудного подвижника; мелкие пташки сидели на голове и на плечах старца, и он кормил их из рук. Тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника; лисицы, зайцы и другие звери бегали вокруг, не враждуя между собою и не боясь медведя.

Это было отображение жизни невинного Адама в Эдеме, владычество человека над тварью, которая вместе с нами стенает от нашего грехопадения и ожидает освобождения в свободу славы чад Божиих".

Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви. Ее оказывать мы им должны по заповеди Христа.

Не будем же пренебрегать и этой заповедью Господа - этим мы приобретем верных нам и любящих друзей, которых, кто знает, может быть, мы встретим потом и в том мире?

Любовь льва к преподобному была сильнее желания жить. Такая любовь не достойна ли Божия Царствия? Можно думать, не напрасно икону преп. Герасима рисуют вместе с его львом.

В заключение следует, однако, сделать и предупреждение. У иных людей тварь - животное (преимущественно собаки и кошки) - становится кумиром, вытесняет из их сердца все то, что должно преимущественно занимать сердце христианина. Вот это так описывает старец Силуан: "Есть люди, которые привязываются к животным, и гладят их, и ласкают, и разговаривают с ними, и оставили они любовь Божию.

Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, - и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками? Неразумно так делать.

Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь.

Звери, скотина и всякое животное есть земля, а мы не должны привязываться к земле, но "всем сердцем, всею душою, всем разумением" ( Мф. 22, 37 ) любить Господа, Его Пречистую Матерь, нашу Заступницу, святых, благоговеть перед ними".

Ответ на этот вопрос прочитали 2080 посетителей

Коровы, котики, собачки всегда считались младшими братьями человека, не только принося пользу не только домашнему хозяйству, но и душе. Никто точно не знает, есть ли у них дух или нет, но Создатель сказал: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Есть ли в православии молитва о животных или нет, узнаем прямо сейчас.

Есть ли у животных душа?

На этот вопрос пытались найти ответы многие богословы. Но поскольку живые существа не созданы по Образу и Подобию Божьему, как человек, о зверях не читают молитвы, как о людях. Умершим животным не ставят памятников, не строят склепов, не устраивают поминки, так как считается, что душа котов, собак, змей и прочих жива до тех пор, пока работает организм.

Однако животные посланы человеку не просто так. Если звери страдают, любящие хозяева должны молиться, делать все возможное, чтобы исцелить своего Мурзика или Шарика. В этом помогают как молитвы, так и обращение к ветеринарной помощи.

По мнению многих святых, таких как Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, животные нужны нам как уроки доброты, любви, посланные самой природой. Заботясь о них, люди становятся человечнее, мягче, начиная соблюдать христианские законы добродетели.

Молитва о животных — возможно ли такое в православии

Читать молитвы о братьях наших меньших – не грех, ведь они играют существенную роль в жизни человека. Однако об уже умерших котиках и собачках, даже коровах молитвы не заказывают в храмах, так как считается, что у них нет бессмертной души, но это спорный вопрос.

Животные не созданы по образу, Подобию Господа, в отличие от человека, однако это не значит, что о них нельзя заботиться и молиться. Домашние коровы, овцы нуждаются в нашей защите, добродетели, так как, благодаря им, смягчаются наши сердца.

молитва об исцелении животного кота

Изначально Бог предусмотрел любовь человека к животным, как к братьям, но в результате грехопадения природа изменилась. Убийство живых существ, увы, становится необходимым для выживания, поэтому не считается грехом, если это делается ради удовлетворения пищевого инстинкта.

Корова, свинья, петухи, куры нужны для еды, приготовления пищи, однако это не значит, что за них нельзя молиться. Здоровая скотина необходима как в масштабах сельского хозяйства, так и в жизни обычного сельского жителя. Убийство же кошек, собак, издевательства над животными греховны, уголовно наказуемы – подбирая котенка или собачку, новых хозяева в ответе за тех, кого приручили.

Господь создал их ради спасения наших душ, доброты, добродетели. Поэтому всем православным, кто держит в доме котика, собаку или в сарае петухов, кур, необходимо знать, какая молитва о здравии животного помогает питомцам чувствовать себя лучше и радовать своих хозяев.

Каким святым молятся о животных

Православие не обошло стороной тему животных. В христианстве известно несколько примеров святых, которые водили дружбу даже с дикими зверями. Серафим Саровский кормил медведей, которые не проявляли к нему агрессии, Герасим Иорданский вылечил раненого льва, который стал его защитником, другом в пустыне. Когда святой скончался, лев страдал от тоски и умер вместе с ним. Однако церковь молится совсем другим святым, которые помогают здоровью домашних питомцев.

Существует благословение для скота, чтобы животные не болели. Она читается Господу.

молитва о здравии собаке

Считается, что она помогает животным и птицам оставаться здоровыми, давать хорошие удои молока, нести яйца. Вот каким святым можно молиться не только о скотине, но и о домашних котиках, собачках:

  • Святому Власию Севастийскому;
  • Врачи Косма и Дамиан;
  • Николай Чудотворец;
  • Флор и Лавр.

Молитвенную жизнь Власий Севастийский провел в турецких пещерах. Его жизнь пришлась на 3-4 века, во время жесточайших гонений на христиан. Однажды к святому обратилась вдова, у которой ничего не было, кроме поросенка. Когда его украл волк, женщина не надеялась снова увидеть питомца. Святой Власий стал молиться, случилось чудо – дикий волк вернул вдовице животное целым и невредимым. В дальнейшем преподобный совершал множество чудес, своими молитвами исцеляя диких зверей, которые сами находили его в пещере.

Молитва о животных Власию Севастийскому считается одной из самых сильных. Существует несколько молитвенных текстов, которые можно читать как при здравии питомцев, так и время болезни.

молитва о здоровье животного

Существует даже молитва об исцелении кота. Ее можно найти в тропаре святого, сборниках молитв.

Кроме того, существует несколько общих обращений, которые помогают не только в болезнях животных, но от всяких скорбей.

молитва власию севастийскому о животных

Существует молитва о животных Флору и Лавру. На иконах их часто изображают вместе с конями, которых им удалось найти. В дореволюционной России этим святым молились о скорейшем возвращении приблудившегося животного. Считалось, что домашний пес или кот непременно возвратится назад, если только с ним ничего не случилось.

Существует и особый текст, который помогает спасти больное животное, например, пса:

“Мученики достохвальные, всечестные братья Флор и Лавр, услышьте всех притекающих к вашему заступлению, и как при жизни вашей вы исцеляли коней, так и теперь избавляйте их от всяких недугов. Внемлите мольбе прибегающих к вам, да от всех будет прославляемо пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Аминь.”

Молитва о болящих питомцах может быть услышала любым святым. Господь отзывчив на все просьбы и знает что нужно каждому из нас. Читать священные тексты можно перед иконами Нечаянной радости, молиться Николаю Чудотворцу, который слышит все просьбы людей.

молитва святому власию о животных

Самой сильной считается молитва святому Власию.

молитва о здоровье домашнего животного кошки

Этому же мученику молились при заболеваниях горла, дифтерита, который вредил маленьким детям. Считается, что искренняя молитва заканчивается выздоровлением, помогая предотвратить болезни, при которых животное может звереть, портить людей.

Косьма и Дамиан были святыми врачами-бессребрениками. Они помогали во Славу Божью не только людям, но и животным, поэтому перед их иконой молятся, если заболела не только кошка или собака, но и кролик, овца, поросенок, курица. Они помогают и людям, только в молитве о животных нужно добавить их название (живых существ).


Чтобы молитва помогла исцелить животное или найти, если оно потерялось, существуют определенные правила произнесения.

Как правильно молиться о животных перед иконами

Сначала нужно выбрать икону, молитву, тропарь к ней. Во время чтения важно уединиться, чтобы никто и ничто не отвлекало. Затем зажигается свеча, читается сильная молитва, которая направлена на то, чтобы Господь помог животному. Называть конкретные клички нельзя, как и называть кошек, собак, свиней человеческими, христианскими именами – это считается грехом. Лучше использовать нейтральные обращения, общие, которые формулируют просьбу. Бог услышит слова молящегося, даст исцеление или знак свыше.

Самое главное молиться, искренне верить, тогда Господь обязательно поможет.

Можно ли давать святую воду домашним собакам и кошкам?

В каких случаях допустимо давать освященную воду животным?


Освященная вода имеет особое значение для верующих и церковь рекомендует относиться к ней с благоговением. Даже расходовать святую воду нужно экономно, добавляя её по каплям в воду обычную.

Церковь не приветствует, если животные соприкасаются со святыней и считается, что они оскверняют воду. Поэтому давать домашним питомцам освященную воду нельзя, хотя в некоторых случаях церковь дает послабление.

Поскольку человек ответственен за здоровье своих питомцев, то священники разрешают давать святую воду, если животное больное и ослабленное. И правда, невозможно равнодушно смотреть на больную кошку или собаку, хочется хоть чем-то помочь.

При необходимости можно протирать раны животному святой водой и добавлять её в питье. Думаю, Господь простит нам этот вынужденный грех.



Традиция, когда освящают жилище, в том числе и находящихся там животных, особенно в Сочельник, считается вполне благочестивой, при этом нужна особая молитва (посмотрите в молитвослове, она так и называется - на освящение вещи). Но, животных следует все же только окроплять, а уж никак не поить, поскольку нужно понимать, что освященная вода - это вовсе не заряженная и структурированная жидкость, как считают многие, а святыня, которую дает Творец людям, чтобы их в вере укрепить и помочь. Отношение к святыне должно быть не потребительским, а с благоговением, потому и использовать освященную воду на бытовые нужды никак не следует без крайней на то необходимости. Разве что не верующему человеку можно дать такой воды, возможно это приведет его к вере, а животным давать не нужно.


Моя бабушка всегда тащила домой святой воды побольше(как и ее соседки), потому что надо было побрызгать ею корову и всю прочую живность в доме, равно как и нас, внуков). Ну нам еще и попить давали, живности не хватало обычно. Хотя всегда говорили, что от этой воды куры лучше несутся.

Да почему ж нельзя и кошкам-собакам. Вода настоянная на серебре обычно святится, вреда не будет точно.


Жаль конечно, что никто не ответил. Удалось узнать такую информацию: воду на Крещение Господне святят дважды - в предпраздничный день после вечерней молитвы, а затем в сам день Крещения Господня после утренней молитвы - тут уж совершается крестный ход на купели(иордани) и освящается там вода. Вот исходя из этой информации купели стоит посещать не раньше 11 часов дня в день Крещения. В ранние часы купели конечно открыты, но вода там еще не освящалась. Надеюсь я правильно поняла информацию.


Крещенскую святую воду раздают в храмах 18 и 19 января. И обычно еще 20 и 21 числа. Над водой совершили чин водоосвящения. Вода в Иорданях считается освещенной до 27 января. 27 января происходит Отдание Крещения. Христиане набирают Крещенскую Святую воду после посещения Литургии. Крещенской Святой водой можно окропить себя, родных, дом. Ее можно пить по глоточку на голодный желудок. Выливать Крещенскую воду в канализацию или место попираемое ногами нельзя. Святая вода сохраняет свои свойства долго. Хранить ее нужно в закрытой посуде в темном месте радом с иконами. Обычно используют святую воду год, а потом набирают новую.


Для начала нужно определиться, что считается святой (более точное название - освященной) водой? Это вовсе не вода, которую по суеверию набирают в ночь на 19 число января прямо из-под крана, наивно считая, что вся вода в этот день считается освященной. Вот такой водой можно мыть не только голову, она ничем не отличается от обычной. Другое дело, когда вы располагаете водой, которая была освящена в храме священником по особому чину (водосвятному). Такая вода уже становится для человека верующего святыней, а с ней обращение должно быть не только аккуратным, но и с благоговением. Ее принято понемногу (глоток, может быть - два) выпивать после соответствующей молитвы на принятие такой воды. Конечно, не возбраняется, если у вас болит голова, смочить виски, предварительно попросив у Творца помощи, но мыть голову в освященной воде точно не следует - это будет проявлением если не пренебрежительного, то магического отношения к святыне.


Освещение воды - это призывание на неё благодати Святого Духа - тогда крещенская вода становится особенной.

В Церкви всегда есть уже освящённая вода, которую можно, принеся свою посуду там взять. А можно просто купить воды в этот день или же набрать на источнике, а потом, принеся к Храму освятить её. У нас, к примеру так и делается. Все приходят к Церкви, приносят ёмкости с водой и ждут выхода батюшки, который подходит к каждому и святит воду.

Хранить такую воду лучше всего в отдельном месте, ближе к иконам и лучше в стеклянных ёмкостях - при благоговейном отношении к неё, она остаётся свежей и приятной на вкус долгое время. Ею умывают и окропляют.

Особенное свойство крещенской воды в том, что она, добавленная даже в небольшом количестве к обычной воде, даёт ей благодатные свойства, вот почему в случае нехватки святой воды, её разбавляют простой.


Меня тоже беспокоил этот вопрос, потому что свекровь из церкви обычно приносит большую банку с водой, которая стоит в шкафу целый год до следующего крещения. Но потом-то она снова приносит банку с водой. Значит старую надо куда-то девать.

Как я узнала, не правильно просто выливать воду в раковину или унитаз, нужно, например, полить цветы, вылить под дерево.

Поскольку некоторые вопросы, хоть и заданы искренне, но всё-таки звучат комично, то я позволю и себе начать с анекдота. В годы, когда повсеместно царил воинствующий материализм, особые свойства святой воды объясняли ионами серебра, которые, якобы, переходят от креста священника в воду. А дальше задачка. "Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина - десяти метров, скорость течения - 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, - деревянный?".

Ну а теперь о том, что такое святая вода, как её можно использовать, а как категорически нельзя.

1. Что такое святая вода? Обычная по происхождению и составу вода, которая после совершения особого молебна приобрела освящающие, благодатные и исцеляющие свойства. Молебен называется водоосвящением, или водосвятием.

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

2. На основании чего святой воде приписывают такую силу? На основании опыта миллионов. Специально не стану ссылаться на древних отцов Церкви, процитирую наших современников - людей не чуждых науке. "Освященная вода, - писал образованнейший человек XIX века, богослов, профессор, святитель Димитрий Херсонский (в миру Климент Иванович Муретов, 1811-1883 гг.), - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею". Другой наш святой, преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866-1949 гг.), на долю которого выпала жизнь в крайне сложный и трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, сам много болевший, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу. По свидетельству очевидцев, когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Считал, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.

А вот совет не только священнослужителя и богослова, но и гениального хирурга, основоположника метода региональной анестезии, автора всемирно известного учебника "Очерки гнойной хирургии", врача, спасшего без преувеличения в прямом медицинском смысле этого слова десятки тысяч больных. "Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине", - учил святитель Лука Войно-Ясенецкий (1877-1961 гг.).

3. Но как действует святая вода? Святая вода не магическая панацея, она имеет силу, только если в нас живет вера, покаяние, смирение и милосердие. В молитве на освящение воды есть такое прошение к Богу: ". соделай, чтобы она [вода] силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех, с верою пьющих ее, принимающих и окропляющихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней.." То есть святая вода не только исцеляет от болезней духовных и физических, но и освобождает нас от страстей, что, по мнению отцов Церкви, является причиной наших болезней, защищает от зла, направляет нас к добру. Только вот автоматизма тут нет: мол, выпил святой воды, окропил ею дом - и порядок. Святитель Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров, 1815 - 1894 гг.) сформулировал условия, при которых святая вода действует. "Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, - имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских", - пишет святой. Но если этого нет, если нет сердечной, искренней веры, если нет покаяния и покаянной молитвы, если нет смирения, нет служения людям и дел милосердия, то благодать этих святынь не спасет, "она не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан, лишенных этих добродетелей".

4. Отсюда ответ на вопрос: можно ли святой водой лечить животных, например, любимого котика? Можно ли лечить животных? Можно, - обычно шутливо отвечают священники, - если найти животных, которые будут пить её с верой. Вспомним еще раз слова из молитв на освящение воды и ключевую фразу - "… для всех, с верой пьющих…".

Фото: «Крещение Господне», иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Фото: «Крещение Господне», иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

С другой стороны, в прежние времена во время эпидемий, чтобы остановить мор, кропили святою водой и скот. Существовал даже особый молитвенный чин (правило), но это была помощь человеку, ведь падёж скота обрекал целые семьи на голод.

5. Как принимать святую воду? Водой нужно пользоваться благоговейно. По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе, книге, фиксирующей церковные правила, сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи: "Да будет известно всем: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи". То есть Церковь не запрещает пить святую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить ее не натощак нельзя. "В агиасме мы имеем не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовнотелесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное", - утверждает Церковь.

Святой водой можно помазывать больные места. Не делать компрессы, а помазываться, например, крестообразно. Дело не в количестве воды, не в длительности контакта ее с телом. Дело в соприкосновении со святыней, от которой вы тоже хотите получить благодать во исцеление. Делать все надо с молитвой.

6. Как хранить святую воду? Как обычную воду, только стоит подписать емкость, чтобы случайно не вылить и не использовать не по назначению, неблагоговейно.

7. Портится святая вода или нет? Есть достоверные свидетельства того, что святая вода у верующих в лагерях, где они берегли святыню, как зеницу ока, не портилась даже после многих разбавлений. Не портится святая вода у многих и сейчас. На это нет простых объяснений, скорее всего надо вспомнить слова Христа: "По вере вашей да будет вам".

8. Что делать, если святая вода испортилась? Святую воду не выливают в раковину, не выплескивают на землю. Ее выливают в "непопираемое" место, то есть в то место, по которому не ходят люди (не попирают ногами) и не бегают собаки. Можно вылить воду в реку, можно в цветочный горшок, в чистое место под дерево.

9. Существует ошибочное мнение, будто есть разница между водой, освященной в Крещенский сочельник, накануне праздника Богоявления, 18 января, и собственно Крещенской водой, освященной 19 января. Это миф: и 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же великим чином. Называется эта святая вода "великая агиасма", то есть великая святыня ("агиасма" на греческом - это "святыня"). В отличие от воды, освященной в другие дни. Такая вода называется "малая агиасма" и освящается она иначе.

10. Правда ли, что набирать воду для освящения нужно с 00-00 19 января строго до 01-30 того же дня, как об этом в запале благочестия строго пишут некоторые СМИ? Становится ли в это время святой вода из-под крана, в реках и других водоёмах? Освящение воды в Крещенский сочельник и на праздник Крещения Господня проходит в память о Крещение Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Предтеча узнал Христа среди множества людей. Об этом событии рассказано в Евангелии. Но вот о времени, когда сама собой становится святой вода в наших кранах, и уж тем более в наших водоёмах, никому, кроме авторов подобных статей, ничего неизвестно. Больше того, священники категорически не советуют проверять на себе эти благочестивые измышления, пытаясь в ночь праздника Крещения пить воду из каких-либо рек или прудов. С праздником!

Читайте также: