Можно ли стерилизовать кошку по исламу

Опубликовано: 06.05.2024


Вопрос: Люди сплошь и рядом кастрируют животных: быков, баранов, коней, собак, кошек… На сколько целесообразна данная процедура – это другой вопрос. Меня же волнует дозволенность кастрации животных с точки зрения Шариата? Ответьте, пожалуйста, согласно положениям всех четырёх мазхабов.

Ответ:

Мазхаб Имама Абу Ханифы

Имам ‘Аляуддин аль-Хаскафи в книге «Ад-Дур аль-Мух’тар» пишет следующее:

‎ (و) جاز (خصاء البهائم) حتى الهرة. وقيدوه بالمنفعة وإلا فحرام.

«Разрешается кастрировать животных, даже кошку. Но учёные нашли это правомерным только при наличии пользы. Если же пользы от этого нет, то это запрещено».

Имам Ибн ‘Абидин в своих субкомментариях, комментируя слова аль-Хаскафи, пишет:

‎ . (قوله وقيدوه) أي جواز خصاء البهائم بالمنفعة وهي إرادة سمنها أو منعها عن العض.

Ветеринар

«Слова аль-Хаскафи о решении ученых подразумевают дозволенность кастрации животных, если есть надобность в увеличении мышечной массы (для животных, мясо которых дозволено употреблять) и если нужно снять агрессивность животного».

(См.: Хашия Ибн ‘Абидин, т. 6, с. 388).

Мазхаб имама Малика

Имам ‘Али бин Халяф аль-Малики в книге «Кифая ат-Талиб ар-Раббани» утверждает:

‎ الخصاء جائز في كل ما يؤكل لحمه من غير كراهة. (ونهي عن خصاء الخيل). يعني نهى النبي - صلى الله عليه وسلم - عن ذلك، قيل: نهي تحريم. وأما خصاء البغال والحمير فجائز.

«Дозволена кастрация любого животного, и в этом нет нежелательности (караха), чьё мясо разрешается употреблять в пищу. а кастрация лошадей запрещена (имеется в виду, что Пророк ﷺ запретил это). Некоторые учёные сказали, что это указывает на запретность. Что касается кастрации мулов и ослов, то это дозволено».

Имам Али аль-‘Адави в своих субкомментариях на эту книгу пишет следующее:

‎ قيل: ما حكاه صاحب التلقين من الكراهة فقد قال ويكره خصاء الخيل واقتصاره على الأول يفيد أنه الراجح إلا أن يكلب الفرس فيجوز خصاؤه.

«Некоторые учёные передали, что говорит автор книги „Ат-Талкин” о нежелательности кастрации лошадей. Воистину он сказал: “Нежелательно кастрировать лошадей, если только лошадь не бешеная. В этом случае разрешается её кастрировать”.

Ветеринар

То, что он (Ибн Халяф) ограничился первым мнением, говорит о том, что это мнение, более аргументированное».

(См.: Хашия аль-‘Адави ‘аля Кафая ат-Талиб ар-Рабани, т. 2, с. 496).

Мазхаб имама аш-Шафи’и

Имам ан-Навави в своих комментариях на «Сахих Муслим» отмечает:

‎ قال البغوي وكذا يحرم خصاء كل حيوان لا يؤكل وأما المأكول فيجوز خصاؤه في صغره ويحرم في كبره والله أعلم.

«Имам аль-Ба’гави сказал: “Запрещено кастрировать любое животное, мясо которого не дозволено употреблять в пищу. Что касается животного, чьё мясо можно есть, его можно кастрировать, пока оно детеныш, и запрещено, когда оно взрослое животное”»

(См.: Шарх Сахиху Муслим, т. 9, с. 177).

Кастрация скота

Мазхаб имама Ахмада

Имам аль-Бахути в книге «Кашаф аль-Кина’» пишет следующее:

‎ (ويكره خصي غير غنم وديوك) وقال في المنتهى ويكره خصاء، قال في الفروع وكره أحمد خصاء غنم وغيرها إلا خوف غضاضة، وقال: لا يعجبني أن يخصى شيء.

«Нежелательно кастрировать животных, кроме мелкого рогатого скота и петухов. Автор в книге "Аль-Мунтаха" утверждает: “Нежелательно кастрировать животных. Имам Ахмад не любил кастрации мелкого рогатого скота и других животных, если животное не обнаруживает какого-то недостатка. Также он сказал: “Мне не нравится кастрация любого животного”».

(См.: Кашшаф аль-‘Кина’, т. 5, с. 494).

Заключение:

Можно кастрировать любое животное, если в этом усматривают пользу.

Ветеринар

Кастрировать можно то животное, чьё мясо дозволено употреблять в пищу, а также ослов и мулов. Что же касается лошадей, то в вопросе дозволенности их кастрации есть полемика. Исключением является бешенство животного.

Кастрировать можно только те животные, чьё мясо дозволено употреблять в пищу, и только в раннем периоде жизни животного.

Кастрация всех животных, кроме мелкого рогатого скота и петухов, считается нежелательной.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

О допустимости кастрации домашних животных, мясо которых разрешено (халяль) употреблять в пищу, ученые-богословы высказали схожие мнения, отличающиеся между собой лишь в некоторых деталях.

В целом, по мнению большинства из них, эта процедура является дозволенной в Исламе, но при соблюдении некоторых условий. Так, например, ученые-ханафиты и ученые-маликиты высказались в пользу дозволенности подобной процедуры в отношении всех видов домашней скотины, не делая каких-либо исключений, например, в отношении баранов. Дозволенность подобной процедуры они, как и все остальные ученые-богословы, аргументировали некоторыми практическими причинами:

  • улучшение вкусовых качеств мяса животных, ведь, как известно, мясо некастрированных баранов имеет неприятный специфический вкус,
  • более быстрый набор веса животными,
  • снижение агрессивности животных и их общей активности.

Ученые-шафииты также высказались в пользу дозволенности подобной процедуры, но при условии, что она должна производиться только в отношении молодняка и не должна повлечь за собой какие-либо тяжкие последствия для животного.

Ученые-ханбалиты считают, что подобная процедура дозволена только в отношении мелкого рогатого скота, например, овец, баранов, коз и т. д.

Что касается крупных животных, например, лошадей, то, по их мнению, подобная процедура в отношении них является нежелательной (макрух). Нежелательность последнего они аргументировали изречением Ибн ‘Аббаса, видного сподвижника пророка Мухаммад, который сказал: «Посланник Аллаха строго запретил проводить кастрацию домашней скотины»[1]. По их мнению, запрет на кастрацию домашних животных в данном изречении связан с недопустимостью причинения животным физической боли и страданий[2].

Доказательством дозволенности кастрации домашних животных, по мнению ученых-богословов, служит изречение Джабира ибн ‘Абдуллах, другого видного сподвижника пророка Мухаммада, в котором сказано: «Как-то раз в день жертвоприношения (Курбан-байрам) пророк Мухаммад принес в жертву двурогих, пестрых и кастрированных баранов»[3].

Кастрация кошек, собак и других домашних животных

Что касается тех домашних животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу, например, кошек и собак, то, по мнению ученых-ханафитов, кастрировать их или стерилизовать допускается только при наличии крайней необходимости в этом или по медицинским показаниям ветеринара. В противном случае подобные действия будут считаться вмешательством в первозданный облик, созданный Всевышним.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Хайсами Н. Кашф аль-астар ‘ан заваид аль-Баззар. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1979. Т. 2. С. 274.

[2] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хыса’ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 122.

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 7 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2009. Т. 4. С. 421, хадис № 2795.

Facebook
Twitter
VK
LinkedIn

Что пьют ваши дети?

  • Аят дня
  • Хадис дня

Трехдневный вебинар

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Все о ветеринарии в исламе

«Котенок в животном мире — все равно, что розовый бутон в саду», – писал Роберт Саути. Действительно, животные облагораживают нас, взращивают терпение. Все, к чему поднимается рука человека: поговорим о стерилизации, усыплении и заботе о животных в соответствии с канонами шариата

Мы знаем, что бережное отношение к животным – одна из основополагающих правил ислама. По истории Сулеймана (мир ему), мы видим, как он любил каждое творенье Всевышнего. Сообщается, что Сулейман (мир ему) мог понимать язык животных и насекомых и разговаривать с ними. Ибн Абу Хатим передаёт от Абу ас-Сыддика ибн ан-Наджи, что во времена засухи Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его войско вышли на улицы, чтобы обратиться с мольбой к Всевышнему о дожде. Внезапно они услышали чей- то голос и Сулейман (мир ему) увидел муравья, который лег на спину на песке, протянув лапы к верху, и взывал к Аллаху со следующей мольбой: «О, Аллах, я одно из Твоих творений, и нам не обойтись без Твоего дождя. Если Ты не прольёшь на нас дождь, мы погибнем». Сулейман (мир ему) возвестил людей возвращаться домой по причине скорого дождя, который прольется с небес из-за мольбы муравья. Также по толкованию Ас-Саади сообщается, что пророк Сулейман (мир ему) производил осмотр птиц и увидел, что отсутствует удод. Это свидетельствует о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) лично управлял своими войсками и отличался проницательностью и внимательностью. Для него не осталось незамеченным даже отсутствие такой маленькой птички, как удод. Он сказал: «Почему это я не вижу удода? Я не вижу его потому, что он скрылся от моего взора посреди этой несметной рати, или потому, что он отсутствует без моего разрешения?». Об этом свидетельствует 20 аят суры Ан- Намль.

рис1.jpg

Многие знают пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) по тому, что у него была любимая кошка Муизза. Посланник Всевышнего (мир ему и благословение аллаха) не беспокоил ее понапрасну, и однажды, когда она заснула на рукаве его халата, он отрезал кусок от рукава, чтобы не будить ее. Также говорят, что во время проповедей она часто лежала на коленях Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Приводится сообщение, что ранее Абд аш- Шамс («Раб солнца») часто играл с котятами, заботился об их состояниях. Поэтому Мухаммад именовал его как Абу Хурайра («Отец котят»). Вода, с которой выпила кошка, считается пригодной для омовения, а ее шерсть на поверхности пола или земли не нарушает действительность поклонения.

Все эти пророческие истории и хадисы говорят нам о том, что животные и насекомые достойны лучшего обращения со стороны человека. В Коране пять сур названы в честь животных и насекомых: "Муравей", "Паук", "Пчела", "Корова" и "Слон". За каждый ущерб, нанесенный животному, человек, представший в Судный День перед Всевышним, понесет ответ.

Ветеринары выполняют предписанные шариатом положения: они избавляют животных от боли или проводят профилактику болезней. Однако, с другой стороны, ветеринары кастрируют питомцев, лишают их тех или других органов или же усыпляют, что не входит в рамки шариата.

Что касается стерилизации, то Ильдар-хазрат Аляутдинов в своем интервью с каналом Алиф ТВ высказался по данному поводу: «Общее мнение ученых касательно стерилизации кошек - нельзя. В какой-то степени мы нарушаем ту природу, который установил Всевышний Создатель. Однако некоторые улемы разных стран проговаривают 2 момента – в двух ситуациях стерилизация животных, особенно кошек, допустима: если в этом случае есть польза либо в случае, если ты отдаляешь какой- то вред. И как раз-таки большинство нынешних ситуаций подходят под данные установления. Когда кошек не стерилизуешь, возникает много проблем: они метят разные места, причиняют неудобства всем, кто вокруг них или когда появляются котята, хотя это и недопустимо, люди избавляются от них, путем убийств. Поэтому данные ситуации стерилизации подходят под категорию пользы. Это не мое решение, это фетва многих советов улемов. Все-таки к этому вопросу следует подходить настороженно, поскольку есть вмешательство в создания Всевышним, и в Коране есть повествование о том, что сатана подвергнет людей в замешательства: « Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха.. .» (Священный Коран, 4:119)».

В разных мазхабах хукмы ученых расходятся по данному вопросу. В большинстве сообщено, что кастрировать можно животных, мясо которых разрешено для употребления. Имам ‘Аляуддин аль-Хаскафи в книге «Ад-Дур аль-Мух’тар» пишет следующее:

«Разрешается кастрировать животных , даже кошку . Но учёные нашли это правомерным только при наличии пользы . Если же пользы от этого нет, то это запрещено».

Одним из доказательств, что размножение кошек не приведет к проблемам- является прекрасный город Стамбул. Турки очень любят кошек и котов, и накормить питомца, сидящего на крыше дома, капоте автомобиля или скамейки у фонтана- является для них обычным, а то и ежедневным делом, check - point ом в списке дел. У пролива Босфор рыбаки отдают большую часть улова своим пушистым сожителям, поэтому, если вы беспокоитесь, что для котенка на улице не найдется еды- зря, потому что это уже не ваша забота. Аллах дает пропитание всем земным существам, о чем говорится в Священном Писании: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ 11: 6). Аллах позаботился об уделе каждого, будь то человек, птица или животное.

рис2.jpg

Что касается усыпления, то насчет этого также есть установления в исламе. Нельзя усыплять животное просто потому, что оно заболело. От ‘Амра ибн Аш-Шарида передаётся, что он слышал, как Аш-Шарид говорил:

سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: من قتل عصفورا عبثا، عج إلى الله عز وجل يوم القيامة منه يقول: يا رب إن فلانا قتلني عبثا، ولم يقتلني لمنفعة

«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: " Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный День, обращаясь к Всевышнему Аллаху: "О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды "». ( Имам Ахмад , Ибн Хиббан )

Ученые вывели фетву, то усыплять можно, в крайнем случае, если нет никакой надежды на лучшую жизнь кота или кошки. Однако перед этим хозяину нужно приложить все усилия, чтобы не допустить причинения боли животному.

Чтобы уменьшить страдания бродячих животных, вы можете сделать минимум- подкармливать на улице, и максимум- стать самым лучшим другом и хозяином для него. Забирая одного питомца с приюта или подбирая и излечивая животное с улицы, люди последуют вашему примеру, к тому же каждое хорошее намерение и дело сопровождается савабом от Всевышнего. Ветеринары признаются, что им сложно усыплять или кастрировать питомцев, но вам они не покажут своих чувств будучи квалифицированными профессионалами. Знали ли вы, что часто хозяева приносят своих питомцев к ветеринарам для операций и не возвращаются за ними? Ветеринары же не могут после такого предательства в сторону питомца также отказаться от него, как и предыдущий хозяин, поэтому зачастую дома сотрудников ветклиник переполнены животными. Иногда ветеринары берут с вас меньшую плату, чтобы вы смогли себе позволить лечение животного- но вам они об этом не скажут. Также, пожертвования на содержания питомников послужат вам хорошим делом, и, возможно, в будущем когда- то пожертвованные копейки вернутся вам нечто лучшим.

«Не бросайте животных… прошу вас, они самые преданные и любят вас независимо от того, кто вы и сколько у вас денег», – Эльчин Сафарли.

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала


Вопрос: Люди сплошь и рядом кастрируют животных: быков, баранов, коней, собак, кошек… На сколько целесообразна данная процедура – это другой вопрос. Меня же волнует дозволенность кастрации животных с точки зрения Шариата? Ответьте, пожалуйста, согласно положениям всех четырёх мазхабов.

Ответ:

Мазхаб Имама Абу Ханифы

Имам ‘Аляуддин аль-Хаскафи в книге «Ад-Дур аль-Мух’тар» пишет следующее:

‎ (و) جاز (خصاء البهائم) حتى الهرة. وقيدوه بالمنفعة وإلا فحرام.

«Разрешается кастрировать животных, даже кошку. Но учёные нашли это правомерным только при наличии пользы. Если же пользы от этого нет, то это запрещено».

Имам Ибн ‘Абидин в своих субкомментариях, комментируя слова аль-Хаскафи, пишет:

‎ . (قوله وقيدوه) أي جواز خصاء البهائم بالمنفعة وهي إرادة سمنها أو منعها عن العض.


«Слова аль-Хаскафи о решении ученых подразумевают дозволенность кастрации животных, если есть надобность в увеличении мышечной массы (для животных, мясо которых дозволено употреблять) и если нужно снять агрессивность животного».

(См.: Хашия Ибн ‘Абидин, т. 6, с. 388).

Мазхаб имама Малика

Имам ‘Али бин Халяф аль-Малики в книге «Кифая ат-Талиб ар-Раббани» утверждает:

‎ الخصاء جائز في كل ما يؤكل لحمه من غير كراهة. (ونهي عن خصاء الخيل). يعني نهى النبي – صلى الله عليه وسلم – عن ذلك، قيل: نهي تحريم. وأما خصاء البغال والحمير فجائز.

«Дозволена кастрация любого животного, и в этом нет нежелательности (караха), чьё мясо разрешается употреблять в пищу. а кастрация лошадей запрещена (имеется в виду, что Пророк ﷺ запретил это). Некоторые учёные сказали, что это указывает на запретность. Что касается кастрации мулов и ослов, то это дозволено».

Имам Али аль-‘Адави в своих субкомментариях на эту книгу пишет следующее:

‎ قيل: ما حكاه صاحب التلقين من الكراهة فقد قال ويكره خصاء الخيل واقتصاره على الأول يفيد أنه الراجح إلا أن يكلب الفرس فيجوز خصاؤه.

«Некоторые учёные передали, что говорит автор книги „Ат-Талкин” о нежелательности кастрации лошадей. Воистину он сказал: “Нежелательно кастрировать лошадей, если только лошадь не бешеная. В этом случае разрешается её кастрировать”.


То, что он (Ибн Халяф) ограничился первым мнением, говорит о том, что это мнение, более аргументированное».

(См.: Хашия аль-‘Адави ‘аля Кафая ат-Талиб ар-Рабани, т. 2, с. 496).

Мазхаб имама аш-Шафи’и

Имам ан-Навави в своих комментариях на «Сахих Муслим» отмечает:

‎ قال البغوي وكذا يحرم خصاء كل حيوان لا يؤكل وأما المأكول فيجوز خصاؤه في صغره ويحرم في كبره والله أعلم.

«Имам аль-Ба’гави сказал: “Запрещено кастрировать любое животное, мясо которого не дозволено употреблять в пищу. Что касается животного, чьё мясо можно есть, его можно кастрировать, пока оно детеныш, и запрещено, когда оно взрослое животное”»

(См.: Шарх Сахиху Муслим, т. 9, с. 177).


Мазхаб имама Ахмада

Имам аль-Бахути в книге «Кашаф аль-Кина’» пишет следующее:

‎ (ويكره خصي غير غنم وديوك) وقال في المنتهى ويكره خصاء، قال في الفروع وكره أحمد خصاء غنم وغيرها إلا خوف غضاضة، وقال: لا يعجبني أن يخصى شيء.

«Нежелательно кастрировать животных, кроме мелкого рогатого скота и петухов. Автор в книге "Аль-Мунтаха" утверждает: “Нежелательно кастрировать животных. Имам Ахмад не любил кастрации мелкого рогатого скота и других животных, если животное не обнаруживает какого-то недостатка. Также он сказал: “Мне не нравится кастрация любого животного”».

(См.: Кашшаф аль-‘Кина’, т. 5, с. 494).

Заключение:

Можно кастрировать любое животное, если в этом усматривают пользу.


Кастрировать можно то животное, чьё мясо дозволено употреблять в пищу, а также ослов и мулов. Что же касается лошадей, то в вопросе дозволенности их кастрации есть полемика. Исключением является бешенство животного.

Кастрировать можно только те животные, чьё мясо дозволено употреблять в пищу, и только в раннем периоде жизни животного.

Кастрация всех животных, кроме мелкого рогатого скота и петухов, считается нежелательной.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Вопрос мусульманам! (см. вн.) Вот мне интересно, является ли харамом кастрация кошки? У меня один знакомый-мусульманин отказывается кастрировать своего кота ссылаясь на "харам". Но ведь бедный кот страдает больше от того, что он хочет да не может. Кот домашний и естественно, что никаких загулов у него никогда не было.
Это действительно харам, или он накручивает?


У нас есть кошка, которую мы очень любим. Еще котенком мы нашли ее на улице и забрали домой. Теперь она член нашей семьи, если так можно выразиться. Она выросла и несколько месяцев тому назад впервые родила. Котят было много. Когда они подросли мы с трудом смогли найти людей, готовых их забрать. Выкидывать их на улицу было жалко, поэтому пришлось искать им хозяев. Мы, конечно, очень любим нашу кошку, но содержать несколько кошек в доме для нас сложно, поэтому хотели узнать можно ли по Исламу стерилизовать/кастрировать кошек. Большое вам спасибо!

Ответ:

Максад Каримов, магистр исламских наук

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

Во-первых, хотел бы отметить, что разводить кошек в Исламе не запрещено, особенно если от них есть определенная польза как, например, ловля мышей, насекомых и т.д.

Во-вторых, если человек разводит кошек, то он обязан кормить их и не причинять им вред, иначе он должен отпустить их на волю, чтобы животные сами могли позаботиться о себе. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: « Одна женщина была подвергнута мучениям и оказалась в огне из-за кошки, которую она держала взаперти до тех пор, пока та не умерла от голода. Она не кормила и не поила ее, и не выпускала, чтобы кошка могла питаться тем, что сможет отыскать на земле». Хадис передают аль-Бухари и Муслим.

В-третьих, стерилизовать животных в основе не разрешается, так как сподвижник Абдулла ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запрещал использовать животных в качестве мишени, а также кастрировать их. Данный хадис приводится в сборнике хадисов имама аль-Баззара. Также в качестве довода ученые приводят аят, в котором речь идет о сатане: « Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха…» (Священный Коран, 4:119).

Некоторые сподвижники, интерпретируя данный аят, говорили, что под словами ". и прикажу им искажать творение Аллаха. " имеется ввиду их кастрация.

Поэтому в вашем случае можно с уверенностью сказать, что надобности в стерилизации кошки нет. Ведь если вы не нашли им нового хозяина, то это не повод для их кастрации, так как есть выход. Если не можете их держать по определённым причинам, то просто отпустите их на (волю) улицу, чтобы они сами смогли пропитаться.

Однако, если есть большая вероятность, что после отпуска их на волю животные не выживут, и при этом у вас нет возможности их содержать, то в этом случае можно прибегнуть к стерилизации, с условием что процесс пройдет безболезненно. Исходя из общего правила Ислама «из двух зол выбирается меньшее».

Кастрация (стерилизация) животных

Кастрация (стерилизация) животных

Сообщение Муслим » 12 авг 2017, 14:38

Поэтому, как говорит автор книги «Фикх ас-Сунна»: «Большинство учёных дозволяли кастрацию животных, если этим преследуется достижения благих целей, как например, увеличение мяса животного или других благих целей. Передаётся, что ‘Уруату ибн аз-Зубэйр кастрировал своё верховое животное (осла). Также кастрировать лошадей дозволял ‘Умар ибн ‘Абдиль-‘Азиз. Также передаётся, что имам Малик дозволял кастрировать баранов».
Спросили шейха аль-Фаузана (да хранит его Аллах): Дозволено ли тем, кто занимается разведением скота, кастрировать некоторых самцов стада, желая при этом увеличить количество его мяса? А также делать надрезы на ушах (или отрезают часть их), выжигают что-то на теле, дабы можно было их узнать, вместе с тем, что такие действия причиняют боль животному?
Шейх ответил: «Необходимо хорошо относиться к животным, и не причинять им вред или боль, без шариатской причины или пользы, узаконенной шариатом.
Что касается кастрации животных, с целью увеличить их мясо, или же сделать на их теле метки, путём отрезания части уха или прижигания, и т.п., то в этом нет проблем. Так как это делается для пользы. Однако, вместе с этим нужно использовать в этих действиях то, что причиняет минимум боли и вреда. И не нужно использовать во время кастрации и пометки животных то, что причинит им боль больше, или же делать это без пользы, узаконенной шариатом.
Также не дозволено делать метки на лице животного, и не дозволено прижигать лицо животного, отрезать какую-то его часть или бить его по нему!
Если же метка ставится на ухо, то в этом нет проблем, будь это путём надреза, прокалывания, отрезания части его или прижигания. Так как это делается для пользы. Но делать это нужно менее болезненными методами».

Однако нужно помнить, что цель в стерилизации (кастрации) должна быть благая. К этой цели, как я уже упомянул, относится увеличения веса животного, его мяса, а также улучшение его качества.
Что же касается цели уменьшить (прервать или сократить) потомство этих животных, то это не входить в понятие «благая цель». Поэтому в другом хадисе от Пророка ﷺ передаётся, что:

«Принёс в жертву двух кастрированных баранов»… Поэтому запрет стерилизации животных относится к сокращению их поголовья, прерывания потомства. Ибо призыв Посланника ﷺ жениться на любящих и многорожающих, косвенно указывает на запрет прерывать потомство, обрывать род. Это же относится и к животным, и именно этого касается запрет Пророка ﷺ.
Поэтому, нет проблем в кастрации, когда это делается с намерением увеличения веса животного, его массы, его мяса, так как запрет стерилизации не касается абсолютно всех случаев. А этот запрет (как было сказано) касается того, когда таким способом прерывается потомство…» (сл.: «Сильсиляту аль-Худа уаан-нур», запись 266, мин. 24) .
Что касается мнений 4-х мазхабов, то в «аль-Маусу’ату аль-фикъхыя» (19/112) говорится, что: «Ханафиты считали дозволенным кастрацию животных, так как в этом польза как для них, так и для людей (которые употребляют их мясо или используют их в качестве средств передвижения или в качестве рабочей силы).
Маликиты считали, что дозволено стерилизовать тех животных, которых дозволено употреблять в пищу, без какого-либо порицания. Так как в кастрации их есть польза мясу.
Шафи’иты разделяли между теми животными, мясо которых можно употреблять в пищу, и другими. Они считали, что можно стерилизовать животных, которых дозволено есть, в молодом возрасте (маленькими), при условии, что это не приведёт к их гибели (уничтожению стада).
Ханбалиты же считали, что дозволено кастрировать скот, так как в этом польза их мясу. Но при этом порицали стерилизацию верховых животных».
Возвращаясь к мнению маликитов, имам аль-Баджи (да пребудет с ним милость Аллаха) в «аль-Мунтакъа» (7/268), писал: «Имам Малик считал порицаемым кастрацию верховых животных. Но он говорил: Нет проблем в их стерилизации, если их готовят к употреблению в пищу».
Шейх аль-‘Усэймин (да пребудет с ним милость Аллаха) говорил: «Что касается кастрации животных, то это дозволено, если в этом есть польза. Однако нужно использовать для этого методы, которыми будет причинено животным меньше боли и страдания» (сл.: «Ликъау аль-баб аль-мафтух», 15/37) .

Что касается стерилизации животных, которых употреблять в пищу нельзя, как например, кошек и собак, то здесь также следует учитывать пользу и вред, как для самих животных, так и для их владельцев.
Шейха аль-‘Усэймина (да пребудет с ним милость Аллаха) спросили о дозволенности стерилизации кошек, по причине вреда исходящего от них.
Шейх ответил: «Если кошек становится много, и они причиняют вред, то нет проблем в их стерилизации, при условии, что она будет выполнена, причиняя минимальный вред животному. Ибо стерилизация лучше, чем их истребление.
Если же кошек много (их количество увеличивается), но они не причиняют вреда, то возможно неприменение стерилизации будет лучше» (см.: «Фатауа аль-Ислямия», 4/595) .
И если есть возможность удержать кошку или собаку от спаривания, без стерилизации их, то это проще и менее болезненно для животного.
И Аллаху всё это ведомо лучше!
И да восхвалит Он нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников, и да избавит их от всякого зла!

Читайте также: