Почему часто в колыбельных упоминается кот

Опубликовано: 15.04.2024

Колыбельные песни: зачем нужны и история происхождения

  1. Колыбельные песни: история происхождения
  2. Содержание
  3. Влияние колыбельных песен: зачем они нужны
  4. Проведённые исследования

Колыбельные песни: история происхождения

Колыбельные песни: история происхождения

Колыбельные песни появились давным-давно. Многие учёные предполагают, что подобие колыбельных было ещё у первобытных людей. Раньше такие песни выполняли защитную функцию, были чем-то наподобие оберегов для детей. Считалось, что мама должна была создать для ребёнка его собственную колыбельную, которая оберегала бы дитя на протяжении всей его жизни.

В древности предполагали, что произошедшее с ребёнком во сне не сбудется в жизни, именно поэтому по сей день в колыбельных часто встречаются пугающие персонажи. Но со временем эти песни утратили свой магический смысл.

Колыбельная призвана убаюкивать детей, поэтому в ней важно соблюдение определённого такта. Наши предки когда-то поняли, что при монотонном покачивании малыш лучше засыпает, так появились колыбельки и песни, которые стали напевать, чтобы ребёнок быстрее уснул. Название кроватки произошло от слова «колыбать», то есть качать.

Раньше колыбель представляла из себя лубяной ящик, который вешали на специальный гибкий шест. При помощи верёвки можно было качать дитя, занимаясь при этом домашними делами.

Содержание

В колыбельных песнях часто упоминается кот. Эта традиция появилась неспроста. Раньше, прежде чем положить малютку в колыбель, туда запускали кота, поскольку считалось, что это животное отгоняет злые силы. Очень часто в песнях присутствуют Сон или Дрёма. Эти персонажи играют роль оберега для сна ребёнка.

Иногда в колыбельных появляются образы птиц, предназначенные для быстрого и лёгкого укачивания детей на природе. Описание полёта птиц было направлено на создание убаюкивающего эффекта. Встречаются в песнях и названия различных растений, трав. Наши предки придавали им особое значение, ведь раньше детей купали в отварах трав, что действовало на малышей успокаивающе.

Содержание колыбельных периодически менялось. В одно время в них появлялись опасные персонажи, цель их внедрения — уберечь детей от влияния зла в реальной жизни. В другое время в колыбельных содержались пожелания добра, здоровья, счастливой жизни.

Но не только текст и образы, заключённые в песнях, являются важной частью колыбельной, ведь самые маленькие дети ещё не понимают, о чём поётся в песне. Поэтому нельзя недооценивать важность ритма, а также интонации. Песню нужно петь размеренно, спокойным голосом. Народные колыбельные содержат очень много шипящих звуков не просто так, поскольку это способствует усыплению ребёнка.

Влияние колыбельных песен: зачем они нужны

Влияние колыбельных песен: зачем они нужны

Какие же функции выполняют эти серенады перед сном? Для детей очень важны колыбельные, поскольку через песни он познаёт окружающий мир и сближается с матерью. У ребёнка появляется доверие к миру через доверие к своей маме. Малыш знает, что рядом есть близкий человек, который непременно защитит его от любых неприятностей.

Ещё колыбельные развивают мышление ребёнка, из них он выносит свои первые уроки. Колыбельная — не просто способ укачать малыша, а возможность передать ему знания о мире.

Колыбельные благоприятно отражаются на психическом и эмоциональном состоянии ребёнка. Повышается эмоциональная устойчивость, уходят стрессы, дети становятся более добрыми, чувствуют себя защищёнными. Некоторые учёные сравнивают колыбельную с медитацией.

Мама во время исполнения песни представляет образ той жизни, которую желает своему малышу. Затем она передаёт эту информацию своему отпрыску. В ранние годы формируется базовое доверие к миру, поэтому очень важно, чтобы ребёнок научился воспринимать его добрым, а не злым и опасным.

Проведённые исследования

Психологи провели исследование, чтобы выяснить, как колыбельные сказываются на детях. Для этого были собраны две контрольные группы. В первой мамы пели детям колыбельные перед сном, а во второй вместо песен, исполняемых мамами, малышам включали спокойные мелодии. В итоге разница между детьми из двух групп была значительной. Малыши, которым мамы пели колыбельные, были гораздо спокойнее, охотнее слушались родителей и были лучше развиты интеллектуально. Это можно объяснить несколькими обстоятельствами.

У детей из первой группы и их мам установились более доверительные отношения. Перед сном, когда малыш засыпает, ему очень важно ощущать материнскую заботу и ласку. При этом неважно, насколько хорошо мама поёт, главное, что ребёнка убаюкивает такой родной и любимый голос. Колыбельные помимо мамы могут петь и папы, бабушки, дедушки. Неважно, кто из близких будет это делать, главное — вкладывать в песни свои ласку и любовь. Колыбельные полезны не только детям, но и их мамам. Многие врачи заметили улучшение лактации у мам, которые поют своим малышам колыбельные.

Было доказано, что наиболее благоприятно на детей влияют фольклорные песни. Их лучше петь несколько раз в день в течение 10 минут. Для этого необязательно заучивать много колыбельных, ведь одну и ту же песню можно петь несколько раз подряд.

Когда малыш станет старше, начнёт воспринимать то, о чём идёт речь в песне, из колыбельных он начнёт узнавать об окружающем мире. Поэтому чем старше становится ребёнок, тем более содержательные песни нужно выбирать. Кроме того, детям постарше важно разнообразие, поэтому чем ярче образы и сюжеты будут встречаться в колыбельных, тем лучше.

Кроме того что колыбельные являются прекрасным снотворным, они еще способны оказать огромное влияние на развитие человека, на его память, языковое чутье, красноречие. Ученые считают, что те, кто засыпал под колыбельные, в жизни более успешны. О чем же пелось в русских колыбельных?

О сереньком волчке

Помните, «придет серенький волчок и укусит за бочок»? Волк во все времена был олицетворением жестокости и коварства, но одновременно являлся символом мужества и отваги. Однако в этой песенке речь идет вовсе не о звере, а о древнем священном предмете, который символизировал вечный круговорот жизни и постоянство мира в этой неустанно движущейся жизни. Позднее этот предмет стал детской игрушкой – «волчком», за вращением которого можно следить часами. Его размеренный и тихий «танец» подобен успокаивающему ритму колыбельной, которая несет магическое умиротворение. Кстати, хорошо петь колыбельные мог не каждый. На Руси даже была пословица: «Не всякий байкать умеет». Маленькие девочки лет с 6–7 начинали обучаться этому искусству, выступая в роли нянек у младших братьев и сестер.

Котики

Кот, пожалуй, главный персонаж детских колыбельных. И это не случайно. В сознании народа кошка олицетворяла огненную стихию, иначе – душу. Во многих народных поверьях она представала как созерцатель того, что не дано увидеть человеку. Например, именно кошки, по мнению наших предков, общались с домовыми и всячески наставляли их на добрый путь, не давали шалить и вредить хозяевам. Кошка была способна не только общаться с духами, но и изгонять их, если нужно. Отсюда и хорошо известная примета о необходимости пускать в новый дом кота, который до появления хозяев должен изгнать из дома различную нечисть. Животных ценили и за их умение уничтожать грызунов, которые постоянно угрожали запасам зерна. Опустошение амбара приводило к одному из самых страшных испытаний – голоду. Кошку, кстати, сажали и в новую колыбель, перед тем как опустить в нее младенца. Вот в такие «дезинфекционные свойства» животного верили наши предки.

Прилетели гуленьки

Голуби – еще один частый гость русских колыбельных. Птица всегда считалась символом странствующей души, которая, несмотря ни на что, обязательно возвращается обратно. В одном голубь схож с кошкой. Оба они умеют издавать удивительно умиротворенные звуки – воркование и мурлыканье, звуки, которые рождаются словно где-то в глубине души, сливаются с колыбельной песней и доходят до самого Господа – в это, по крайней мере, очень хотелось верить нашим предкам.

Благополучная жизнь

Ряд колыбельных повествовали о достатке и изобилии, несли пожелание будущей счастливой жизни ребенку. Конечно, ведь благим пожеланиям так легко сбываться во сне. Зачастую в таких песенках рисовалась в кратком виде вся жизнь пока еще крошечного человечка. Появлялась здесь и атрибутика, которая всегда была священна для русского человека – хлеб, каши, пряники, калачи, блины, а также зерно, которое символизировало воскресение. «Похороненное» в земле, оно давало росток – начало новой жизни.

Добрая Дрема и Злой Бука

Эти существа присутствовали в жизни малыша с самых ранних времен. Рогатое существо Бука, готовое унести ребенка за непослушание в мир злых духов, упоминалось в колыбельных, но весьма своеобразно – его посылали, например, в сарай или поручали выполнять какую-то работу. При этом мать всегда выступала защитником дитятки от Буки. Способы защиты были просты и понятны ребенку – веник в маминых руках мог творить чудеса. Такие колыбельные скорее призывали отгонять невидимых существ в отличие от тех, которые привлекали добрую сущность – покровительницу Дрему. Интересно, что чуть позже загадочный Бука был заменен заморской птицей – попугаем, который способен был, видимо, нагнать не меньший ужас на ребенка, чем рогатый дух.

Пожелание смерти

Встречаются среди колыбельных и очень необычные песни, которые современному человеку кажутся кощунственными и ужасными. В них ребенку желают смерти или во всех красках описывают малышу, как его будут хоронить. Чтобы сегодня успокоить нервы, следует вспомнить, что наши предки совсем иначе относились к смерти – для них она была делом привычным. «Даст Бог, будем живы, а даст Бог, помрем», – так они рассуждали. Зная о том, что Смерть приходит туда, где ее меньше всего ждут, мать пыталась обмануть Старуху – ведь туда, где о ней постоянно говорят, она приходить повременит. Пожелание смерти здесь является способом отогнать или обмануть Смерть.

Маленькое путешествие

Колыбельные являлись не только способом убаюкать малыша, но и прекрасным вариантом рассказать ему о мире, которого он пока не видел. Отсюда часто в русских колыбельных появляется мотив путешествия, а также упоминание стихий – ветра, дождика. Часто песня имела кольцевую структуру. Ветер начинал путешествие от порога родной избы, пролетал по всему миру и возвращался в люльку к малышу. К тому же ветер связывает землю и небеса, и он способен в этом случае донести песню-молитву до Бога. Нередко ветер выступал в образе няньки, которая помогает укачивать младенца. И это неудивительно – под завывание ветра и метели за окном рядом с теплой печкой так сладко спать.

Гущина Анжелика Леонидовна

ВложениеРазмер
integrirov_zanyatie.docx 24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «Детский сад №23»

«КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ, ДОБРЫЙ СВЕТ»

Автор - музыкальный руководитель

Гущина Анжелика Леонидовна

Цель: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и её разновидностях через развитие речи, пение, игру на музыкальных инструментах и активное слуховое восприятие.

Звучит колыбельная песня «Зелёная карета»

Дети свободно входят в зал рассаживаются на скамеечки вокруг колыбельки.

Воспитатель ( покачивая колыбельку)

Наш Ванюша устал,

Целый день играл.

А чтобы Ванечка уснул нужно спеть ему песенку.

-Ребята, а какую песенку нужно спеть малышу, чтобы он хорошо отдохнул?

-Правильно, конечно, колыбельную.

Котя, серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать:

«Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай».

Давным-давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы укладывая детей спать пели им баиньки. А баиньки эти были не простые, а волшебные, они усыпляли малыша. Баюкальщик собирал свою песенку, словно бусинки на нитку, ведь петь нужно было до тех пор, пока малыш не уснёт. А бусинки-то были удивительными, и похожими друг на друга и нет. Сверкали баиньки или колыбельные песенки неземными искорками. Недаром их так и называют: колыбельные или баюкашные.

- Как, вы думаете, зачем мамы пели колыбельные? (Ответы детей)

- Правильно, ведь колыбельные помогают маме уложить ребёнка спать. А ещё для того чтобы малышу приснился волшебный сон.

- А кто может исполнить баюкашную песенку?

Индивидуальное исполнение колыбельной песенки детьми

Ой, люли, люли, люленьки

Сели возле люленьки,

Они стали ворковать,

Воспитатель. А вам ребята, понравилось, как спела Света? (Ответ детей)

Воспитатель. А почему?

- А что вы почувствовали, когда колыбельную исполняла Света?

-Ребята, а какие нежные слова поются в песне?

Дети: Гуленьки, люленьки, ворковать, колыбелька.

Воспитатель. А почему же они такие ласковые?

Музыкальный руководитель. В колыбельных песенках часто упоминается кот, который ласково мурлычет, воркующие голуби-гули, сон, дрёма. А сейчас я вам спою баюкашную песенку послушайте её.

Ты собаченька не лай,

Белолапа, не гуди,

Мою детку не буди.

Ребята, прежде чем спеть с вами песню, давайте расскажем, как мы будем её исполнять?

-Как будем вести звук?

Дети. (показывают рукой) На легатто.

-С какими динамическими оттенками?

Дети. Тихо, на пиано.

Музыкальный руководитель. Правильно, исполнять будем вполголоса, напевно и мягко брать дыхание.

Исполнение колыбельной песни с детьми

Музыкальный руководитель. Молодцы, спасибо. Я думаю, что после такого исполнения детям будут сниться самые приятные сны.

А вот наши мальчики Антон и Саша знают, что колыбельная песенка поётся и исполняется так, как качается колыбелька.

-Саша, как нужно исполнять колыбельную песенку?

Ребёнок. Ритм должен быть правильным.

Музыкальный руководитель. Правильно, с точным соблюдением ритмического рисунка, это тоже помогает малышу крепко уснуть.

Игра на музыкальных инструментах

«У кота-воркота» р.н.п.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, как выглядит колыбелька и её постелька?

И постелюшка мягка,

Да подушечка беленькая.

Воспитатель. А почему, такие красивые слова встречаются в стихотворении? (Ответы детей)

-Да, конечно, эти слова говорят, что малыша любят и лелеют.

Музыкальный руководитель. А кто же создал такие красивые песни?

Музыкальный руководитель. Правильно. Мама сочинила и спела своей дочке, дочка передала своей подружке, а подружка напела своему младшему братику…Так и сохранились колыбельные песни до наших дней.

А вы ребята знаете, что колыбельные создаются и в наше время?

Современный композитор Андрей Варламов сочинил много колыбельных песен. Его колыбельные песни поют и дети нашего детского дома. Это «Волшебные сны», «Слон», «Речеёк» и др.

Песню «Ручеёк», композитора А. Варламова вы услышите в исполнении Анжелики Юпиной.

Колыбельная песня «Ручеёк» муз. А. Варламова

Музыкальный руководитель. Ребята мир музыки огромен.

А скажите мне, где в музыке мы встречались с вами с колыбельной песней?

Дети: В симфонической сказке «Кикимора», композитора Лядова.

Музыкальный руководитель. Кто в симфонической сказке поёт колыбельную песню?

Музыкальный руководитель. А кому он её поёт?

Музыкальный руководитель. А кто такая Кикимора?

Дети: Это злое, сказочное существо.

Музыкальный руководитель. Ребята, внимательно послушайте и определите, чья это тема звучит Кота или Кикиморы?

Слушание темы Кикиморы и темы Кота из симфонической сказки «Кикимора» композитора Лядова

Музыкальный руководитель. Как вы определили, что сначала звучала тема Кота, а затем Кикиморы?

Дети: У Кикиморы музыка злая, колючая, а у Кота мелодия тихая спокойная, похожая на колыбельную песенку.

Музыкальный руководитель. А давайте мы с вами изобразим, так как вам подсказывает музыка Кикимору и Кота-баюна.

Дети под музыку изображают, как двигается Кикимора и Кот Баюн

Музыкальный руководитель. А почему кот Баюн поёт такую красивую мелодию такому злому и коварному существу?

Дети: Кикимора исправится, слушая добрую, напевную мелодию.

Музыкальный руководитель. Да, ребята, если колыбельные песни поют мамы своим детям, сочиняют современные композиторы, встречаются они в таких крупных жанрах, как симфоническая сказка, то я думаю, что колыбельные песни нужны людям.

Светлана Евсеенкова
«Колыбельные песни». Занятие по развитию речи

Колыбельные

песни.

Воспитатель: Евсеенкова С. В

П. С. Познакомить детей с жанром народного творчества - колыбельной песней; Развивать у детей интерес и любовь к песенному народному творчеству; обогащать словарь детей. Воспитывать эмоциональный отклик на слова колыбельной песни.

Оборудование: кукла, колыбель.

Словарная работа: котенька, вызолочу, высеребрю, колыбель.

Дети сидят полукругом, воспитатель укладывает куклу, качает ее и тихонько напевает колыбельную песню.

Уж ты котенька, коток,

Котик - серенький лобок,

Приходи ко мне гулять,

Мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу: Д

ам кусок пирога

И кувшин молока,

Кукла «засыпает»и восп-ль обращается к детям:

Давным-давно мамы, укладывая спать своих малышей спать, стали петь им песенки. Кто знает, как они называются? Да, это колыбельные песенки, потому что они исполнялись у колыбели. Они должны были помочь маме уложить ребенка спать.

Дети, а вам пели колыбельные? Кто пел? Вам нравилось их слушать?

А кто может спеть колыбельную песню?

Воспитатель: А сейчас я вам спою еще одну колыбельную песню, а вы

представьте, что у вас на руках любимая игрушка и вы ее качаете.

Ой, люли, люли,люленьки,

Они стали ворковать,

Мою детку усыплять.

Дети, понравилась ли вам эта песенка? А почему эта песенка нравится вам?

(Ответы детей.)

Как она звучала?

(Ответы детей.)

Ведущий: Да, вот какую ласковую и добрую песенку поет мама своем> малышу,а слова какие ласковые подобраны: гуленьки, люленьки. И звучат они особенно — плавно, ласково, нежно, потому что каждая мама любит своего малыша. В колыбельных песенках часто упоминается котик, который гак ласково мурлычет, воркующие голуби — гули, сон, дрема. Давайте и мы с вами споем колыбельную песенку. Послушайте ее.

Исполнение песни педагогом.

Ты, собаченька, не лай,

Белолапа, не гуди.

Мою детку не буди.

Исполнение песни детьми.

Ведущий: Как мы спели эту песенку? (Ответы детей: нежно, ласково.)

Ведущий: Да, мы спели ее нежно и тихо, чтобы дать ребенку уснуть. Колыбельная песня поется ласково, нежно, потому что каждая мама любит своего малыша, желает ему спокойной ночи, хочет, чтобы сбились самые приятные сны.

Колыбельная песня поется так, как качается колыбелька (еще раз исполнить песенку под ритм качания с точным соблюдением ритмического рисунка песни). Это тоже помогает малышу скорее уснуть. А теперь я спою еще одну колыбельную, а вы послушаете внимательно и скажите, о чем пелось в песне.

У кота, у кота Колыбелька золота

И постелюшка мягка

А у дитятки мово,

У мово ли у дитя

У кота, у кота, Позолоченная, Одеялечко тепло,

У мово ли у дитя

И подушечка бела,

У мово ли у дитя,

О чем же пелось в колыбельной песенке?

(Ответы детей: по тексту песни.)

Как выглядят колыбель и постелька малыша?

(Ответы детей: по тексту песни.)

Ведущий: Смотрите, какие красивые слова употребляются здесь для описания колыбельки и постели малыша, и это потому, что все в доме малышу рады, все его любят и находят для него необыкновенные слова. Ребята, вы знаете, что у каждого произведения есть свой автор, композитор. А кто же создал колыбельную песню?

(Предположили дети ответят: мама.)

Ведущий: Да, дети вы, наверное, правы. Скорее всего, колыбельная песня была когда-то создана чьей-то мамой или няней, только имени ее мы не знаем. Затем от мамы перешла к дочке, а от дочке к ее дочке. Один человек сочинил, другой услышал, запомнил, добавил что-то свое и третьему передал. Так и сохранилась колыбельная до наших дней.

А вы знаете, что колыбельные песни создаются и сейчас? Их можно услышать по радио и телевидению. В какой детской передаче можно услышать колыбельную песню?

(Ответы: «Спокойной ночи, малыши»)

Исполнение песни «Спят усталые игрушки».

Да, ребята, если колыбельные песни сочиняются и исполняются в наше время то, наверное, они не устарели и действительно нужны людям. А еще я попрошу вас узнать дома у мам, бабушек, какие им в детстве пели колыбельные. И я думаю, что когда у вас будут дети, вы будете петь им добрые, ласковые, нежные колыбельные песни.

Фестиваль военной песни к 70-летию Победы «Песни нашей Победы»
Фестиваль военной песни к 70-летию Победы «Песни нашей Победы» Цель: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет, прививать чувство уважения.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект итогового занятия по развитию речи в.

Колыбельные песни Тема: «Колыбельные песни». Русские народные колыбельные песни складывались веками, и в них – самое оптимальное соотношение мысли, движения.

Конкурс патриотической песни «Песни, с которыми мы победили» Конкурс патриотической песни «Песни, с которыми мы победили» Ведущий: 9 Мая вся наша страна отмечает великий праздник-День Победы. 70 лет.

Музыкально-познавательное занятие «Песни Ямала» Что глаз мой видит О том и пою, Что ухо слышит " О том и пою Что сердце чует О том и пою Слушай песню мою – Узнаешь душу мою. Цель и задачи:.

Песни для развития речи детей в первой младшей группе С 2 лет ребенок особенно легко запоминает новые слова, иностранные языки и стихи. Выучить детскую песенку можно даже с самыми маленькими,.

Сценарий конкурса песни для старшей и подготовительной групп «Песни Победы»
Сценарий конкурса песни для старшей и подготовительной групп «Песни Победы» Дети с цветами (старшая) и флажками (подготовительная) под фонограмму «День Победы» входят в зал двумя концентрическими кругами и выполняют.

Занятие для детей 5–6 лет по развитию речи связной речи на тему «Жители Города добра» Задачи: Образовательные: - расширять и закреплять представления о профессиях людей, их своеобразие, атрибуты, результаты деятельности, способности.

Занятие по развитию речи в средней группе детского сада «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»
Занятие по развитию речи в средней группе детского сада «Звуковая культура речи. Звук [Ч]» Занятие по развитию речи в средней группе МДАОУ "Журавушка". Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи:звук [ ч ]. Цель:.

Во многих песнях говорится о вороватом коте:

Повадился коток
По сметану, по творог.
Как увидели кота
Два лакея из окна,
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Ударили чоботом.

Иногда кот оказывается не виноват в случившемся, бывает и так, что

Повар пеночки слизал,
На меня, кота, сказал.

В колыбельных песнях также рассказывается о двух лакеях, которые гонят кота, забравшегося в погреб "по сметанку и творог".

Другие животные упоминаются реже, иногда на месте кота оказывается зайчик, а в колыбельных северных губерний можно найти соболей, куниц, лисиц.

Персонажами колыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельных появляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. В песнях рассказывается, как голуби прилетают на колыбель ребенка и думают о том, чем бы его накормить, напоить, утешить и порадовать. Образ кроткого, нежно воркующего голубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных префиксов, повторение буквы "л" в словах передают их воркование:

Люли, люли, люлиньки,
Сели гули на люлиньку,
Стали гули ворковать,
Чем Ванюшу нам питать?
Чайком, молочком, сахарком,
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Ваню кормить.

Реже в колыбельных упоминаются другие птицы – куры, вороны, грачи:

Ай качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота
Ворота-то – скрыл, скрып,
А Коленька спит-спит.

В колыбельных песнях также встречается персонаж, которым пугают ребенка. В русском крестьянском быту им может стать и медведь, и "серый волк", и "бука", и другие страшные для ребенка существа:

Придет серенький волчок,
Схватит Катю за бочок,
Утащит ее в лесок,
Закопает во песок.
Станут Катеньку искать
По болотам, по мохам…

А.Н. Мартынова полагает, что буку нельзя безоговорочно отнести к мифологическим персонажам. "Возможно, бука – собирательный образ всякого шума, мешающего ребенку спать, или образ, выдуманный взрослыми, чтобы пугать непослушное дитя". Действительно, в текстах бука часто замещает образы Других животных. "Буку" обещают прогнать, если ребенок будет слушаться старших.

О.И. Капица приводит описание укачивания ребенка, записанное в 1927 году в Весьегонском уезде Тверской губернии. Мать уговаривает ребенка спать: "Спи, сынок, спи, пёстышек. Спи, а то бука придет". Ребенок плачет. Тогда мать говорит: "Писаный ты мой, спи. И кошка спит, и Жучка спит, и мама спит, и сыночку спать хочется-хочется". Ребенок продолжает плакать: "Сыночек, бука идет. Вон, вон, слушай!" Мать поет грубым голосом:

Я на липовой ноге,
На березовой клюке.
"Слышь, бука идет – спи, спи!"

Опять грубым голосом

Я на липовой ноге,
На березовой клюке.
И земля-то спит,
И вода-то спит!

Ребенок что-то испуганно спрашивает. Мать: "Спи, спи. А то вон она, букарка-то, идет. Закрой глазки, спи!" Ребенок пытается разговаривать. Мать опять поет грубым голосом:

Все по селам спят,
По деревням спят,
Одна баба не спит
Да наш Ванюшка,
И та бабочка не спит,
Мою шерсть прядет,
Мое мясо варит.

"Спи, вон, вон бука-то за тобой идет. Не дадим тебе, бука, Вани". Ваня спит. "Иди, бука, прочь. Ванюшка спит". Бука замещает медведя, поскольку текст колыбельной повторяет часть сюжета сказки "Медведь на липовой ноге". Описание построено на диалоге между матерью и ребенком.

Обычно к ребенку обращаются к пожеланиями сна, здоровья, роста, иногда содержатся просьбы слушаться окружающих, не ложиться на край, не капризничать, не поднимать головы:

А баю-баю, баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
Там птички поют,
Тебе спать не дают.

К животным, птицам, мифологическим персонажам обращаются с просьбой не пугать ребенка и помочь ему заснуть. Поэтому часто встречаются императивные формы: "Поди, муха, под сарай, / Нашу Маню не пугай. / Бай-бай-бай".

Ритмика. Древние колыбельные песни не имели рифмы, ее заменяли повторы однотипных слов или побудительных междометий ("Баю-бай, засыпай / Скоро глазки закрывай"). Позже появились припевы, основанные на междометиях ("Баю-бай", "Люли-люленьки", "А-а-а"), придавшие тексту монотонность и размеренность. "Они могут становиться зачином, концовкой, связующим элементом песен, исполняемых последовательно, а также выступать в роли самостоятельных попевок".

С помощью припевов создавался своеобразный ритмический рисунок, усиливаемый переносами, анафорами и эпифорами. Закономерное чередование ударных и безударных слогов отсутствовало. Каждый стих имел по два опорных ударения, вокруг которых свободно группировались безударные слоги. Рифма и размер прежде всего появились в запевах, припевах, концовках песен. Чаще всего в колыбельных песнях используется четырехстопный хорей с мужской или женской рифмой.

В колыбельных песнях XIX века, как правило, употребляется хорей с пиррихием или хорей и ямб. Дактилическая рифма встречается значительно реже. Данная рифмовка сближает песни с разговорной речью, делает их доступными для детей.

К особенностям колыбельных песен можно отнести преимущественное употребление существительных и глаголов.

В колыбельных песнях встречаются различные повторы: аллитерации, ассонансы, синонимы, тавтологические слова и выражения, повторы слов в одном стихе, повторы начальных слов смежных стихов, цепевидных повторений слов смежных стихов, повторений целых стихов, местоимений с предлогами и без предлогов, служебных слов, звукоподражаний. Одни участвуют в создании системы обращений, другие придают повествованию динамику и в то же время обеспечивают однотонный ритм.

Большую группу колыбельных составляют песни книжного происхождения. Поэзия "фольклора материнства", как назвал этот жанр Г.С. Виноградов, вдохновляла многих поэтов и композиторов. Часто их тексты теряли имя автора и исполнялись наравне с народными. Так, в Вологодской губернии записана от неграмотной крестьянки колыбельная песня А.Н. Майкова: "В няньки я тебе взяла месяц, солнце и орла". Встречаются также песни позднейшего происхождения, сочиненные непрофессиональным автором:

Спи, пока забот не знаешь,
Когда будешь ты большой -
Все узнаешь ты тогда.
Нынче Господу молись,
Уму-разуму учись.
В церковь Божию ходи,
И со всеми мир веди,
Почитай отца и мать,
Ближних бойся осуждать.

Рядом с традиционными колыбельными исполняются и другие песни, которым придается характер колыбельных благодаря мелодии и припеву "баю-баюшки" или "люли, лю-ли-лю". Так, в Архангельской губернии записана известная загадка о колоколе, которая используется как колыбельная.

Утешу царя в Москве,
Короля в Литве.
Старца в келье,
Младенца в люльке,
Красну девку в терему.

Возможности развития колыбельных песен исследователи видят в использовании как колыбельных семейно-бытовых, социально-бытовых песен, баллад, усилении влияния литературы. "Более половины современного репертуара колыбельных заимствовано из разных жанров – прибауток, потешек, песен, частушек, игровых приговорок, считалок. Можно говорить о контаминации и использовании жанровой структуры народных колыбельных профессиональными поэтами и композиторами", – считает М.Н. Мельников (Мельник., с. 22).

Контрольные вопросы

1. Когда появились колыбельные песни?

2. Почему колыбельные песни часто сравнивают с заговорами?

3. Для какой аудитории предназначались колыбельные песни?

4. Почему их связывают с обрядовой религией?

5. Какие основные классификации существуют? Какой признак и почему доминирует?

6. О чем рассказывается в колыбельных песнях?

7. Можно ли найти в колыбельных песнях элементы крестьянского уклада?

8. Как проникали описания быта в колыбельную песню?

9. Известны ли вам произведения художественной литературы, в которых рассказывается о влиянии колыбельных песен на формирование сознания автора?

10. Охарактеризуйте основных персонажей колыбельных песен.

11. Почему антропоморфизм стал ведущим признаком выделения персонажей?

12. Каковы основные особенности колыбельных песен?

13. Какие повторы вы встретили в колыбельных песнях? Проведите классификацию.

14. Почему колыбельные песни отличают картинность изображения, предопределенность сюжетной схемы, заданный повествовательный ритм?

Читайте также: