Почему кошки не наступают на коран

Опубликовано: 02.05.2024

Отношение к кошкам в разных религиях было разным, но в основном их подозревали в связях с потусторонними силами и даже сжигали на кострах, как ведьм. Чуть реже — признавали божеством, как это было, например, в Египте. В исламе кошке тоже принадлежит особое место. Ей, единственной из животных, позволен вход в мечеть и полная свобода действий там. Где хочешь, там и валяйся. И никто не обидит, не прогонит.


Все началось еще с любимой кошки Пророка Мухаммада. Звали ее Муэцца и была она белоснежной разноглазой красавицей. Хотя, по некоторым легендам, она была абиссинской, табби, и даже сплошь черной. (легенды мало заботятся о том, чтобы соответствовать друг другу) Одно известно точно — она была кошечкой.

Пророк любил ее настолько, что никогда не тревожил ее сна, а воду, которую она пила, использовал для омовения перед молитвой. Так же она любила спать на его коленях во время проповедей. В общем, вела себя как любая любимая домашняя кошка. Однажды киска уснула на рукаве хозяйского халата, приготовленного для утренней молитвы. Не долго думая, Мухаммад отрезал рукав, на котором дремал зверек, и оделся. Когда Мухаммад вернулся после молитвы, Муэцца проснулась и поклонилась Пророку, а он трижды ее погладил. Хотя, я думаю, гладил он ее много раз.

Согласно легенде, котики лишали Мухаммада элементов одежды не единожды. Безвестный больной котенок пришел и умостился на краю халата Пророка, пока тот общался с учениками. Урчал, топтался, да так и уснул в тепле. Когда Мухаммаду нужно было уходить, он не смог заставить себя прогнать котенка, и опять отрезал полу одежды в угоду хвостатому.

Конечно, кошки платили ему добром за добро. Помимо обычной оплаты теплом и мурлыканьем, которым кошки одаривают нас, Пророку они спасали жизнь. Например, однажды кошка убила змею, забравшуюся в рукав и собиравшуюся ужалить Мухаммада. Опередив Пророка, собиравшегося надеть одежду с затаившейся в ней смертью, кошка отважно прыгнула на рукав, загрызла змею и гордо показала добычу Мухаммаду. Была ли это Муэцца? За свое спасение Пророк коснулся лба кошки и навсегда оставил на нем четыре четкие линии, отмечая благословенное животное.

Так и видится картина — дрожащая от волнения ладонь Мухаммада касается лба кошки, а в ответ раздается уверенное тррр-тррр… Кроме того, из-за того, что рука Посланника Аллаха коснулась спинки животного, коты почти никогда не падают на спину, но приземляются на лапки. Еще Мухаммад запретил продавать котов за деньги, или обменивать на товары. Это свободное существо, а не собственность, с уважением считал Пророк.

Любовь Мухаммада к котам разделяли и его близкие. Так, друг Пророка Абд аль Рахман даже заслужил прозвище Абу Хурайра, отец котов, поскольку всюду, куда бы он ни шел, с ним был котенок. Кроме того, будучи смотрителем мечети, он заботился о том, чтобы окрестные коты были всегда сыты. Из-за этого кошачье племя в самой мечети значительно увеличилось. Котопапа свое прозвище оправдывал.

Хадисы, предания ислама, передают рассказ Мухаммада о женщине, не кормившей кошку и запершей ее так, что кошка не могла ловить мышей. От голода кошка погибла, а женщина за это преступление направилась в ад. А вот другая женщина, проститутка, увидев бродячего пса, сняла свою туфлю и напоила из нее собаку, и за это благодеяние удостоилась прощения. Хоть пес и не кошка, но эта легенда учит относиться с добром ко всем живым тварям.

И вот, со времен Пророка кошки почитаются всеми мусульманами. И не просто почитаются! В их честь слагались стихи, мурлыканье кошки суфии сравнивали с исполнением зикра — ритмичным повторением имени бога, из-за чего усатых-полосатых использовали в больницах, веря в целебную силу их мурлыканья. Коты даже ставились в пример другим мусульманам.

Как-то грамматик ибн Бабшад сидел с товарищем на крыше Каирской мечети и перекусывал. Мимо по карнизу проходила кошка, и ученый бросил ей несколько кусочков. Кошка схватила их и убежала. Затем вернулась опять и мяуканьем потребовала добавки. Она возвращалась несколько раз, и ученые решили проследить за ней. Каково же было их удивление, когда кошка привела их к крыше, на которой сидел слепой кот. Ему она и носила угощение. Бабшад был так тронут этим, что в тот же день отказался от всего своего имущества, прожив остаток жизни в бедности, полагаясь только на милость Бога, который добр даже к слепым котам.

Суфийские легенды рассказывают также о коте шейха, помогавшем учителям наводить порядок в школе (чем не прообраз миссис Норрис из Гарри Поттера?). Однажды этот кот пожертвовал собой ради спасения дервишей. Другой шейх, Абу Бакр аль Шибли после своей смерти явился во сне одному из учеников и поведал, что попал в рай. Однако такой милости он удостоился не за религиозное рвение. Аллах сказал ему: "Помнишь ли холодный снежный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка. Ты взял его и согрел под плащом. Из-за этого котенка ты и прощен".

В XIII веке мамлюкский султан Египта и Сирии аль-Захир Бейбарс повелел основать особый "кошачий сад", где кошки Каира могли бы найти убежище, еду и питье в любое время. С тех пор это место многократно переходило из рук в руки, но указ султана исполнялся неукоснительно, и исполняется по сей день. Каждый вечер тысячи каирских кошек стекаются в сад, куда приходят люди с полными корзинами еды для них. Какие бы перемены ни сулил новый век, кошки должны быть накормлены.

С кошками связаны и суеверия. Согласно им, добрый дух гарина ночью поселяется в кошке. Поэтому ни копты, ни мусульмане не смеют ударить кота, особенно вечером, боясь разгневать гарину.

И сегодня многие исламские города наводнены кошками, которых холят, лелеют и пускают везде, куда бы это свободолюбивое, но удивительно ласковое существо ни решило пройти. Ведь после смерти кот попадает прямо в рай, где может рассказать о вашей доброте Пророку.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Сайт о современной мусульманской культуре "Исламосфера": Кошки, как известно, считаются неблагодарными, в то время как собаки известны своей преданностью. Однако в исламской и турецкой культуре это не так, и кошки с собаками занимают в ней совершенно другое место Кошки Стамбула так же известны, как и собаки. В наши дни новым увлечением среди жителей этого города стало кормление уличных кошек. Когда такие люди выходят на улицу, все соседские кошки собираются вокруг них с открытыми ртами, будто бы объявили мобилизацию. Они вовсе не думают о том, чтобы ловить крыс, не говоря уже о том, чтобы копаться в мусорных кучах.

Домашний любимец

Мыши всегда были нежелательными обитателями старых деревянных домов, а кошки были их смертельными врагами. В прошлом дом без кошки был просто немыслим. Не каждая кошка может поймать мышь, так как она должна была быть мышеловом.

Кошек кормили не только для того, чтобы они ловили мышей, но и чтобы они были друзьями детям и старикам. Люди, которые не видят преданности от своих родственников или друзей, или люди, у которых нет детей, проявляют особую любовь и сострадание к кошкам. Один из наследных принцев османского престола Шерефеддин Эфенди (ум. 1966) был изгнан со своей родины и обречен жить в Бейруте в одиночестве. Его неизменным спутником всегда был его кот, который уведомил соседей о смерти своего хозяина.

Любая домашняя кошка почти что считается в доме еще одним ребенком. Когда кто-то в семье проявляет немножко больший интерес к ребенку, она ревнует. В истории Стамбула были люди, которые присматривали за десятками и даже сотнями уличных кошек и кормили их. В городских историях, главными героями которых являются джинны, всегда присутствовали кошки, облик которых часто принимали джинны.

Кошки – умные животные с очень чутким восприятием. Даже если они уходят далеко от дома, они могут найти дорогу обратно. Согласно распространенному мнению, кошки неблагодарны, в то время как собаки славятся своей преданностью. Однако религиозные ученые предпочитают кошек, которые ожидают от Бога свое пропитание, не выражая никому благодарности, но не любят собак, которые оскверняют своих хозяев.

В исламе, если кошачья моча оставит пятно на одежде, та не считается грязной, в то время как слюна собаки считается грязной, и если она окажется на вашей одежде, вы не сможете в ней молиться в том случае, если пятно не смывается. На самом деле, согласно шафиитской правовой школе, если слюна собаки оставила пятно на одежде, это пятно необходимо смыть семь раз, чтобы иметь возможность молиться в ней снова.

Любовь к кошкам – признак веры в исламе

Кошки и люди

Любовь пророка Мухаммада (САВ) к кошкам передается в хадисе: “Любовь к кошкам – это часть веры”. Таким образом, любовь к кошкам – это признак того, что кто-то является верующим. Когда Пророк Мухаммад застал в пути черно-белую абиссинскую кошку за грудным вскармливанием котенка во время похода на Ухуд, он поменял маршрут движения своих солдат. На обратном пути он подобрал эту кошку и дал ей имя Муизза. Однажды он слегка наклонил свою чашку, чтобы проходившая мимо кошка могла выпить немного воды.

Одному из сподвижников Пророка Мухаммада дали имя Абу Хурайра, что означает «отец кошечки». Абу Хурайра получил это имя, потому что, куда бы он ни пошел, с ним всегда была его кошка. В народе говорят, что Пророк Мухаммад погладил спину кошки за удушение змеи, которая вот-вот могла причинить кому-то вред, а потому кошки приземляются на четыре лапы, а не падают на спину.

Один из преемников Руми по имени Пир Асад, известный своей любовью к кошкам, был прозван “Писили Султан” (Султан с кошочками). Когда умерла его любимая кошка, он похоронил ее прямо у ног. Говорят, однажды суфийский шейх Ахмад ар-Рифаи сидел, а его кошка пришла и уснула на рукаве халата. Когда пришло время пятничной молитвы, он не хотел беспокоить кота, а потому отрезал свой рукав, а не стал будить его.

Хадис пророка “Помилуйте создание Аллаха, и, быть может, Аллах помилует вас” стал девизом пожилых людей в Турции. Пророк также сказал, что женщина, которая держала кошку взаперти и не кормила ее, доведя до смерти, будет отправлена в ад, тогда как проститутка, давшая воду умиравшей от жажды собаке, получит прощение Аллаха.

Любовь к кошкам – признак веры в исламе

Кошка учителя

В Дамаске есть мечеть, которую называют Масджид Аль-Китат. “Китат” означает по-арабски “кошки”. Она также представляет собой вакф, который был создан, чтобы защитить кошек, выброшенных на улицу. Хранитель мечети покупает на часть доходов вакфа печень и кормит ей сотни кошек каждый день.

Исмаил Саиб Сенджер, начальник Библиотеки Баязида в Стамбуле, кормил сотни кошек. По этой причине Библиотеку Баязида называли “Библиотекой кошек”.

Нашлись и те, кто не слишком любит кошек. У Султана Абдульмеджида была аллергия на кошек, и он не хотел находиться в одной комнате с ними. История гласит, что однажды утром, читая Коран, он вышел на некоторое время, а когда он вернулся, то увидел, что кошка исцарапала и испачкала страницы книги. Это был последний раз, когда он подходил к кошкам. На самом деле, когда он и его люди однажды вошли во дворец Бейкоз, ему на встречу вышла кошка, и он сразу же приказал своим людям “повернуть назад”. Однако его сын Султан Абдулхамид обожал кошек. У этого султана была белая длинношерстная кошка по имени “Ага Эфенди”.

В стамбульском районе Зивербей установили скульптуру в память о недавно умершем стамбульском коте по кличке Томбили, прославившемуся в соцсетях благодаря своей характерной позе

В стамбульском районе Зивербей установили скульптуру в память о недавно умершем стамбульском коте по кличке Томбили, прославившемуся в соцсетях благодаря своей характерной позе

Реквием по кошкам

С появлением квартир славные дни в жизни кошек подошли к концу. Нынешние дома не подходят для того, чтобы кормить кошек. Кошки чистоплотные животные, но они хотят жить в доме с садом. Теперь, когда кошки служат лишь домашней игрушкой, они находятся в состоянии онемения и забвения своей истинной природы. Более того, хотя ислам не позволяет стерилизовать людей и животных, они вынуждены терпеть эту операцию так, чтобы хозяевам были комфортно.

Кошкам также отводится особое место в восточной литературе. Поэт Маали, живший во времена Султана Сулеймана Великолепного, написал целый реквием по кошкам. Намык Кемаль, один из видных турецких поэтов 19 века, написал другое стихотворение, в котором в юмористической манере описал достоинства и преимущества кошек.

Есть также множество историй, легенд и анекдотов о кошках. Как гласит одна история, однажды жена Ходжи Насреддина приготовила и съела 3 килограмма печени, которую он принес. Вечером, когда он вернулся домой, она обвинила кошку. Тогда он взвесил кошку, и весы показали 3 килограмма. “Дорогая, если это кошка, то где мясо? А если это мясо, то где кошка?” – спросил он у своей жены. Хотя кошки, действительно, славятся воровством, бедных животных обвиняют в любой пропаже.

кошки в Исламе

Всевышний Аллах создал животный мир разнообразным, и есть такие животные, которые вызывают у нас позитивные чувства, а есть такие, которые вызывают неприятные ощущения. Но для всех животных на земле Всевышний Аллах предписывает по Исламу хорошее обхождение и доброе отношение. Религия Ислама ценит абсолютно каждое живое создание, потому что каждое из них является творением Аллаха, и за доброе отношение к каждому живому созданию люди будут вознаграждены в Судный день.

Кошки являются любимыми домашними питомцами для огромного количества людей в мире, и мусульмане – не исключение, в истории сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ можно встретить кошек и собак, но в отличии от собак д ержать дома кошек по исламу является дозволенным, при соблюдении определенных условий и требований.

Кошки в хадисах

Любители передавать все что услышат приписывают к Посланнику Аллаха ﷺ историю, где рассказывается, что у него была любимая кошка, которую звали Муизза. Пророк Мухаммад ﷺ настолько любил кошку, что старался не потревожить ее сон, и даже использовал воду, которую пила она, для того, чтобы совершить омовение перед молитвой. Пока Пророк Мухаммад ﷺ проводил свои проповеди, кошка Муизза спала на его коленях. Также из недостоверных сообщений про кошек считается легенда, где кошка однажды спасла жизнь Пророка Мухаммада ﷺ , убив змею, которая забралась в рукав к Пророку Мухаммаду ﷺ и собиралась его ужалить.

Согласно другой легенде, котенок пришел и умостился на краю халата Пророка ﷺ , пока тот общался с учениками. Кошечка урчала, топталась, так и уснул в тепле. Когда Мухаммаду ﷺ нужно было уходить, он не решился будить котенка, и отрезал полу одежды в угоду котенка.

Все вышесказанное является недостоверным, однако это не говорит о том, что кошки в Исламе не несут в себе блага. Существуют достоверные сообщения, указывающие на то, что кошки являются домочадцами и чистыми животными в Исламе. Они упоминаются неоднократно и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ , и всегда отношение к ним очень хорошее и ласковое.

Известна в Исламе история сподвижника Посланника Аллаха ﷺ , который любил кошек, его звали Абдур-Рахман, но более знаком он мусульманам по своему прозвищу «Абу Хурайра», что в переводе означает «отец кошечек», ведь куда бы он ни направлялся, он везде носил с собой кошку в рукаве своей одежды.

Кошки в Исламе упоминаются и в связи с тем, что человек несет ответственность в День Суда за тех питомцев, которых берет в свой дом, и если человек притеснял своих питомцев, то он ответит за это перед Всевышним. В Судный день сами животные будут требовать ответа от тех людей, которые притесняли их при жизни, которые наносили им вред, и каждому в Судный день воздастся – человек ли это, джинн или любая живая тварь. В хадисе приводится история о том, как одна из женщин попала в Ад за то, что заперла кошку, лишив ее воды и еды, не позволяя ей найти себе пропитание.

Это интересно! Отличие кошек и других животных от людей в Судный день заключается в том, что после получения отчета о своих грехах, Всевышний обратит их в прах, за исключением тех животных, которых человек любил в своей мирской жизни и был к ним привязан.

Грязные ли кошки животные?

Кошки в Исламе – это животные чистые. По свидетельству Кабши бинт Ка‘б ибн Малик, когда к ней пришел Абу Катада, отец ее мужа, то она налила воды для того, чтобы он смог совершить омовение. К этой воде для омовения подошла кошка и стала пить эту воду, и тогда Абу Катада наклонил так сосуд с водой, чтобы ей было удобнее пить воду. На удивленный взгляд Кабши он сказал, что кошки нечистыми не являются: «Они одни из тех, кто ходит вокруг вас».

Во времена, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ , котам среди людей свободно передвигаться не воспрещалось, они могли свободно заходить в дома, и Пророк Мухаммад ﷺ не говорил, что они – наджас.

Вопрос о кошках задавали и Анасу ибн Малику, и он рассказал случай, когда вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ он отправился в Батхан, и Посланник Аллаха ﷺ сказал ему приготовить воду для совершения омовения. После того, как Пророк Мухаммад ﷺ приблизился к тому сосуду, в котором была приготовлена вода для омовения, он увидел, что из этого сосуда пьет кошка. Тогда Пророк Мухаммада ﷺ стал ждать, пока она не допьет воду. После этого Анас ибн Малик спросил у Пророка Мухаммада ﷺ , стоит ли ему заменить воду для омовения раз от нее попила кошка, но Посланник Аллаха ﷺ ответил: «О, Анас, кошки – чистые и они никогда ничего не загрязняют» (Табарани, иснад хадиса слабый).

мусульмане и кошки

Относительно кошек у мусульман периодически возникают вопросы религиозно-правового характера, касающиеся присутствия на одежде человека кошачьей шерсти во время произнесения им молитвы дома или в мечети. Будет ли по Исламу принята молитва от человека, чью ритуальную чистоту нарушает кошачья шерсть на одежде, даже если он не находится в мечети? Для ответа на этот вопрос приводят слова Абу Катады, который сказал своей снохе, что кошка является чистым животным – эти слова приведены в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, Ат-Тирмизи, ан-Насаи и другими. По словам Ат-Тирмизи, хадис этот достоверный, и на нем основывается мнение многих ученых Ислама относительно вопросов присутствия кошачьей шерсти на одежде.

Ан-Санани считал, что тем, что Пророк Мухаммад ﷺ назвал кошку животным чистым, он избавил мусульман в своей умме от многих трудностей, поскольку оно постоянно ведет свою жизнедеятельность рядом с человеком, живет в доме, поэтому то, что Всевышний Аллах сотворил такое животное, как кошка, удаленным от загрязнений и наджаса, - большое облегчение для человека. В Субулу-с-салям приводится хадис, в котором упоминается, почему Всевышний сделал кошку удаленной от загрязнений: кот среди людей подобен слуге – он все время присутствует среди людей, очень привязан к домочадцам. Раз остатки воды, которую пил кот, считают чистыми, то тем более чистыми считают шерсть кота, ведь, по словам Ибн Кудама, о чистоте животного, его кожи, шерсти, пота, волос можно судить по тому, чиста ли вода, в которой есть остатки его слюны. Об этом сообщается в Аль-Мугни.

По словам Шейху-ль-ислам- Ибн Теймийа, волосы всех животных, и тех, чье мясо в пищу можно употреблять, и других, является чистыми. Это же относится ко всем видам волос, пуха, перьев и шерсти, независимо от того, живо ли это животное или мертво. Он говорил о том, что волосы по их жизненным процессам можно сравнить с растениями, поскольку волосы подобно им растут и питаются, но чувств у них нет, и по собственной воле они не движутся. И пока волосы не расстанутся с животным, они не относятся к нему.

Содержание кошек в доме

Мусульманам следует помнить, что если человек собирается держать дома кошку, то за ними нужно тщательно следить и ухаживать, поскольку их содержание может привести к тому, что распространятся всевозможные заболевания и паразиты, и следует хозяевам кошек постоянно предпринимать необходимые меры для профилактики.

Также у мусульман возникают вопросы о содержании в доме животных и отношении шариата к этому вопросу. Этот вопрос касается не только кошек – сегодня часто у каждой семьи в доме живут домашние животные, птицы или аквариумные рыбки.

кошки в исламе дома

Ислам поощряет все то, что способствует наблюдению за красочным и разнообразным миром, созданным Всевышним, размышляя над Его знамениями и Его могуществе. Но шариат рекомендует внимательно отнестись к своему желанию завести дома питомца, ознакомиться со всей информацией, касающейся его содержания, обо всех трудностях, которые могут возникнуть на этом пути, и после этого решить, стоит ли это того.

Шариат предписывает помнить о том, то клетка и аквариум не является естественной средой обитания животного или рыбы, и действия животного в них ограничены и полностью зависят от воли хозяина. Исламская религия позволяет человеку украшать свой дом тем, что ему нравится, но не является запретным. Содержать дома кошек, рыб, птиц и прочих животных, не является запретным по Исламу до тех пор, пока человек заботится о них и создает для них все необходимые условия, чтобы они вели нормальную жизнь.

Шариат запрещает при содержании животных прекращать заботиться о них и создавать тем самым угрозу для их жизни, а также допускать их гибель. По шариату человек, который взял к себе животное, обязан о нем заботиться, поскольку теперь это животное зависит полностью от своего хозяина. Поэтому мусульманин, если он берет в дом кошку или другое животное, должен не только обеспечивать его едой и питьем, но и заботиться о его здоровье, обращаться к ветеринарам при необходимости, оказывать медицинскую помощь.

При содержании животных в доме, и это касается и кошек, мусульманин должен помнить, что существует ряд болезней, которые могут передаваться от животных к человеку, и если врач выяснит, что животное чем-то болеет, то его в доме содержать запрещено, поскольку существует угроза, что здоровью человека может быть нанесен вред, а Шариат запрещает любое нанесение вреда самому себе или другому человеку.

Предписано даже совершать таямум или омовение землей, если нет никакой воды, кроме той, которая нужна для питья животных, и использовать эту воду не следует.

Шариат сурово осуждает владельцев и работников тех зоомагазинов и зоопарков, у которых животные содержатся в ненадлежащих условиях и о них недостаточно заботятся, и по наступлении Судного Дня им придется держать ответ за свои действия по причине того, что животные испытывали страдания. Приводят хадис из «Сахихуль-Бухари», в котором Посланник Аллаха ﷺ говорит о том, что к тем из людей, кто не проявляет милосердие к творениям Аллаха, и Аллах не будет проявлять милосердие.

В отличие от многих других животных, кошки пользуются особым положением среди мусульман. Причина тому - отношение к ним самого Пророка Мухаммада и выросший на исламской почве народный фольклор

ДУШАНБЕ, 5 апр — Sputnik. Коран и шариат не только формируют религиозное мировоззрение сотен миллионов людей во всем мире, но и весьма подробно определяют повседневную жизнь мусульман. Какую одежду носить, с кем вступать в брак, как вести бизнес – ответы на все эти вопросы в той или иной форме исламские богословы предлагают искать именно в священных текстах.

Неудивительно, что регламентация быта коснулась и братьев наших меньших, в частности - кошек. "Как относится ислам к кошкам", "хадисы о кошках", "отношение ислама к домашним животным" - вот самые популярные запросы на тематических форумах для мусульман.

Кошка рядом с человеком

О том, что на самом деле говорит Коран и Сунна о пушистых любимцах и как отношение к кошкам может влиять на загробную жизнь, попытался разобраться Sputnik Таджикистан.

По примеру Пророка

Ислам позволил человеку украшать дом посредством того, что он пожелает, если это не является запретным. В принципе то же касается и животных: если оно не считается однозначно нечистым, его можно держать в качестве питомца.

Если брать собак – то здесь все непросто. Богословы столетиями спорят, является ли собака нечистым животным, так как существует очень уж много хадисов и аятов, дающих слишком широкий простор для толкования.

А вот с мурчащими питомцами все куда яснее – ислам относится к кошкам с большой теплотой. К примеру, кошка - единственное животное, которому разрешен вход в мечеть.

Чтобы понять, почему исламская традиция столь благостно относится к усатым и хвостатым, стоит упомянуть наиболее известные предания о жизни пророка Мухаммада.

Серая кошка

Так, существует одна легенда, прочно укоренившееся в исламской фольклорной традиции, о любимой кошен пророка Муиззе. Предание гласит, что пророк Мухаммад во время похода на Ухуд, увидел, как она вскармливает грудных котят, и дабы воины не затоптали ненароком пушистое семейство, поменял маршрут движения солдат.

А однажды Муизза улеглась спасть на полу халата Мухаммада во время его молитвы. И по окончании намаза пророк предпочел отрезать кусок от рукава, только бы не потревожить сон животного. После пробуждения кошка, как гласит легенда, — низко поклонилась пророку Мухаммаду за такой поступок.

Рай и ад за котят

Свидетельством благожелательного отношения к кошкам еще во время формирования исламской уммы является само имя одного из известных сподвижников пророка - Хазрати Абу Хурайра, что означает "отец котят". Приняв ислам, он прибыл в Медину и после все время находился рядом с Мухаммадом, посвящая себя изучению ислама и собирая хадисы.

Вообще при рождении его нарекли языческим именем Абд аш-Шамс - "раб солнца", но как-то он с котенком на плече (а Абу Хурайра с детства любил животных) шел по улице и встретил пророка Мухаммада, назвавшим мальчика "маленьким отцом котят". По легенде с этого момента и сам Абу Хурайра представлялся посторонним не иначе как "отец котят".

Также, согласно поверью, пророк запретил продавать кошек как товар, а один из питомцев Абу Хурайра спас пророка от смерти, убив змею, которая уже приготовилась напасть.

Молитва в мечети, архивное фото

В суфийской традиции есть еще одна легенда о неком Абу Бакре Аш-Шибли, которому во сне голос свыше сказал: "Тебе были отпущены грехи. Помнишь ли холодный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка? Ты взял его и спас от смерти, согрев под плащом. Из-за этого котенка прощены твои прегрешения".

К слову, в исламе вообще поощряет заботу о тех, кто не может помочь себе сам, а в священных текстах не раз отмечается, что сострадания заслуживает не только кошка.

Так, в хадисе, переданном богословом Мухаммадом аль-Бухари (2363 ), со слов упомянутого Абу Хурайра есть слова пророка Мухаммада: "Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю.

Увидев это, он сказал себе: "Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня". После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи - ред.)".

Слушатели Мухаммада спросили: "О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?" На что он ответил: "Награда полагается за все живое".

Котопоезд а Японии

Но если сострадательное отношение к животным может быть основанием для прощения прегрешений и вхождения в рай, то, напротив – тех, кто обидел беззащитное создание, может ждать жестокая кара. "К тому, кто не проявляет милосердия к творениям Всевышнего, Аллах также не проявит милосердия", - говорится в хадисе Бухари (5538).

В одном их достоверных хадисов, собранных аль-Бухари, пророк отмечает, что некая женщина была замучена и брошена в ад, из-за кота, которого она держала взаперти, не имеющего возможности поймать себе добычу, пока он не умер от голода.

Кошачья чистота

Согласно требованиям Корана, мусульмане очень щепетильно относятся к правилам религиозной чистоты. В случае, если человек перед молитвой не совершил ритуальное омовение или осквернил себя наджасом - веществом, к которому запрещено прикасаться без необходимости, - его молитва может быть не принята Господом.

Исламские улемы столетиями спорят о том, что вне четко оговоренного Кораном списка считать наджасом, а что нет. Однако богословы сходятся в одном: слюна кошки, в отличие от большинства иных животных, не является нечистой.

Так, Айша, жена пророка Мухаммада, во время намаза увидела, как кошка ела пищу, стоящую на полу. Завершив молитву, Айша, немало не брезгуя, стала есть после животного, сказав, что раз пророк делал молитвенное омовение водой, которую пили кошки, то и вкушать пищу, к которой они прикоснулись, – не грех.

Выставка самых редких домашних кошек в Ботаническом саду МГУ Аптекарский огород

В исламских источниках данное предание описывается обычно так: "Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привел слова матери о том, как ее послали с блюдом (харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала знак поставить блюдо на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Айша закончила молитву, то поела, взяв еду с того места, приведя слова Мухаммада: "Они не нечистые, они – ваши домочадцы!"

Есть предание и о раннем исламском богослове и хадисоведе Абуль-Хаттабе Катаде ибн Диама, который в присутствии своей племянницы дал кошке испить из сосуда, где была налита вода для омовения. На удивленный вопрос родственницы он также, как и Айша, привел слова Мухаммада "Кошки - не грязные. Они смешаны с вами". Таким образом он подчеркивал, что раз питомец делит с человеком кров, то и не стоит бояться делить с ним и стол.

Не плачь, я с тобой

Кроме того, в одном из самых достоверных сборников хадисов Сахих Муслима (511) четко говорится - "молитву разрывают (проходящие перед молящимся) женщина, осел и пес, а предохраниться от этого можно чем-то вроде прута для погона скота".

И если следовать принципу – что не запрещено, то разрешено, кошка никак не может нарушить молитву мусульманина.

Почтение к хвостатым

Исламская традиция наложила колоссальный отпечаток на национальные обычаи сотен восточных народов. Потому не трудно найти множество реальных примеров, когда кошки в той или иной мусульманской стране пользовались любовью как простых жителей, так и власть предержащих.

Особняком здесь стоит Турция, где покровительство пушистым питомцам граничит с обожанием.

Турецкий кот

Так, последний самодержавный султан Османской империи Абдул-Хамид II просто обожал кошек, а его любимцем был белый длинношерстный кот по прозвищу Ага Эфенди.

А насчет Исмаила Саиба Сенджера, начальника знаменитой Библиотеки Баязида в Стамбуле, точно известно, что ученый муж кормил сотни кошек. По этой причине Библиотеку Баязида называли "Библиотекой кошек".

А сам блистательный Стамбул, истинную столицу государства, многие справедливо называют "городом кошек". Обилие усатых и хвостатых хищников, свободно гуляющих по улицам и заходящих в дома и мечети, давно стало визитной карточкой города.


Каково шариатское решение по поводу содержания животных в неволе?

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Всё чаще и чаще в домах, в офисах, в магазинах и разных учреждениях можно увидеть красивые аквариумы, в которых плавают рыбы, и вольеры, клетки с птицами, игуанами, змеями и другими экзотическими животными. Это на первый взгляд очень красочное зрелище, приятное взору. К тому же психологами подмечено положительное воздействие аквариумных рыбок на психику человека. Наблюдение за рыбками в аквариуме оказывает успокаивающее воздействие, снимает усталость, а также даёт возможность поразмыслить о Величии Творца и о том, каким удивительным и неповторимым создал Всевышний этот мир.

Но прежде чем завести дома какое-либо животное, нужно изучить информацию о его содержании и хорошенько подумать о том, стоит ли вообще затевать это дело? Сможешь ли ты как положено содержать его и ухаживать за ним.

В первую очередь надо знать, что аквариум или клетка – это не естественная среда обитания животных, здесь они ограничены в своих действиях и полностью зависимы от хозяина.

Благородная религия Ислам позволила человеку украшать дом посредством того, что он пожелает, если это не является запретным. Ислам разрешает содержать дома птиц, рыб для красоты и других животных, которые являются дозволенными в Шариате, до тех пор, пока человек заботится о них, пока кормит их, потому что это души, творения Аллаха. Нужно беречь их и заботиться о них, создавать все необходимые условия для их нормальной жизни.

Для тех, кто хочет завести аквариумных рыбок, существует целая наука – аквариумистика, целью которой является описание аквариумных рыбок, признаков, профилактики и лечения их болезней. Также аквариумистика рассказывает о водорослях и кормах для аквариумных рыбок.

При выборе рыб и их количества надо учитывать размеры аквариума. Не достаточно просто запустить рыб в стеклянный дом, необходимо поддерживать определённую температуру и постоянную подачу воздуха. Также аквариум надо чистить и менять в нём воду. Обычная вода из-под крана, как правило, бывает хлорированной и может погубить рыб.

Хозяин должен знать, какой корм подобрать, как часто кормить рыб, какая должна быть температура воды в аквариуме и многое другое. Если не изучать все эти тонкости и пренебрегать правилами содержания животных, они могут умереть.

Перестать проявлять заботу о своих домашних животных, допускать их гибель однозначно запрещено в Шариате. Известно о милосердии Пророка (мир ему и благословение) к животным. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Некая женщина попадёт в ад по причине того, что она уморила голодом кошку, связав её, не кормила и не отпускала, чтобы та сама искала себе еду» (Джамиуль-ахадис, № 14085).

عذبت امرأة فى هر ربطته حتى مات ولم ترسله فيأكل من خشاش الأرض فوجبت لها النار بذلك

Животные в неволе беззащитны и полностью зависят от людей. По Шариату те, кто взяли животных к себе, обязаны заботиться о них, давать еду, питьё, оказывать своевременную медицинскую помощь, если требуется, обращаться за помощью к ветеринарам.

Необходимо знать, что существуют определённые болезни, передающиеся человеку от животных. Врач, специализирующийся на лечении животных, может определить, болеет ваш домашний питомец или нет. Если животное заражено какой-либо болезнью, то в этом случае запрещено дома держать его, так как есть угроза причинения вреда здоровью человека. По Шариату запрещено причинять вред себе либо кому-то другому.

Милосердие и забота о других – предписание Ислама, оно распространяется и на животных тоже. В Исламе есть такое понятие как таямум – ритуальное омовение землёй, которое совершается, если нет воды. У него есть много условий, среди которых и такое, что если нет другой воды, кроме той, что необходима для наших домашних животных или тех животных, что мы содержим для красоты, то в этом случае нельзя пользоваться этой водой для омовения и необходимо совершить таямум, то есть сделать омовение землёй.

Зоомагазины

Иногда в зоомагазинах или на птичьих рынках животных содержат в жестоких и не подходящих условиях. Владельцы зоомагазинов и продавцы живых существ должны знать, что в Судный день им придётся давать строгий отчёт за то, в каких условиях они содержали беззащитных животных и тем самым, возможно, причиняли им страдания.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «К тому, кто не проявляет милосердие к творениям Всевышнего, Аллах так же не проявит милосердие» («Сахихуль-Бухари», № 5538).

مَنْ لَا يَرْحَمُ لَا يُرْحَمُ

Будьте милосердны и относитесь хорошо к живым существам, которых вы взяли под свою опеку. Вы в ответе за тех, кого приручили.

Читайте также: