Почему котов называют васьками

Опубликовано: 14.05.2024

Почему кота Ваську зовут Васькой.

На Руси самыми распространёнными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка — понятно, мурлычет много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключено второе таинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто со славянской мифологией. До введения христианства на Руси наши предки почитали всемогущего бога подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных — Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат — медведь, например. Кот являлся спутником бога Велеса, священным животным, и с ним было связано немало обычаев и обрядов.

После введения христианства на Руси язычество долго сохранялось. Но имя Велеса было запрещено, и древний бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Белее. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками — в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть дух великого Велеса.

Собака — друг, а кошка — кто?

За тысячелетия жизни рядом с человеком собака приобрела почётный титул друга. А вот кошку почему-то в этот ранг человек никак не хотел возвести, хотя польза от неё в хозяйстве была немалая. Причина тут одна — кошку не только любили, но и боялись, так как предполагали, что она связано с волшебным потусторонним миром. Мифологическая причастность кошки к тайным силам подземного мира была известна даже до того, как на мяукающих зверьков обрушился гнев средневековой церкви, обвинившей кошек в связи с ведьмами.

На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым. Домовые, по вере предков, были разного звания, и каждый отвечал за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии славяне относились с трепетным уважением и страхом. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следил за порядком, был доброжелателен, но мог и каверзу какую или даже смертный конец ускорить.

Особая мистика окружала строительство нового жилья. Здесь непременно были нужны жертвы духу новостройки. Без обрядового подношения новосёлов и их родственников ожидала смерть. Кто первый порог — магическую черту — пересечёт, рискует с таинством судьбы столкнуться. Поэтому родился обычай впускать в дом первым кота, как зверя, связанного с могучим Велесом, повелителем душ людей и животных. Впускали кота, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». И шёл кот Васька через порог, защищая людей от всех превратностей судьбы, на себя все беды брал.

За овин в хозяйстве отвечал другой домовой — овинник. Страшен он был, так как имел власть над огненной стихией. В овине хлеб, солома сушится, и печка есть. Чуть что не так, взвоет в диком танце пламя, погибнет урожай. Свой-то домовой вреда не причинит, но, по легендам, пожары случались по вине чужого овинника, который по наветам беду хозяевам приносит. Задача своего овинника-домового было чужаку помешать и не как-нибудь, а при помощи огненных головешек. В образе овинника-защитника выступал всегда чёрный кот. Кстати, связь кошки с пожаром, огнем существует и в мифологии германских народов.

За причастность к магии подземного мира много бед на голову кота падало. С чародейством и магией была связана и окраска кошки. Белая масть означала связь с зарею, чёрная — с ночью. Даже тёмные грозовые тучи германцы зовут кошачьим именем (bullerkater). Вообще чёрной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы. Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого всё, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чёртом. У славян-язычников такого рокового отношения к чёрной кошке никогда не было.

По материалам группы «Дети Земли Русской»

Из серии "Северная Сказка": "Игры, в которые играют Боги".

СКАЗКА О ТОМ, КАК РОД СОТВОРИЛ КОШКУ.

Летние вечера у нас на севере долгие. Время позднее, а на дворе светло, воробьи суетятся, а за ними внимательно присматривают кошки, удобно расположившись на дощатом заборе.
Наша компания уже собралась чаевничать вокруг шипящего и брызгающего паром самовара. Кружки наполнились душистым чаем, оставалось решить, как пить — вприкуску или в накладку.
Вдруг Славка, мельком глянув на кошек, вслух удивился:
— А это чья? У нас в деревне такой нету!
— Ты что, всех кошек знаешь? — усмехнулся дед Матвей.
— Да, всех. И кошек и собак, — твердо ответил Славка. — Эта — чужая!
— Значит, прелагатай явился.
— Дед, а ну-ка поясни! Что ешё за прелагатай, — взвился любознательный дедов любимец.
— А это, Славка, древнее слово, от прадедов к нам пришло, а означает оно разведчик и посланец богов.
— Дед, ты что-то не того… Кошка — посланец богов! — засомневался Славка.
— Много ты знаешь, — обиделся дед.
— Так расскажи!
И непонятно было, кому интереснее — Славке послушать, или деду рассказать. Да и мы дружно поддержали парнишку. Дед дал себя поуговаривать, но вот, наконец, прозвучали волшебные слова:

— А дело было так:

Когда Род, Творец Всего Сущего, создал богов, сотворил и обустроил Землю с помощью своего старшего сына, Сварога, то решил отойти в сторонку, чтобы отдохнуть.

Род собрал вместе своих детей и внуков, объявил о своём решении и назначил своим заместителем Сварога. Так Сварог стал называться Небесным Отцом, а его супруга Лада — Небесной Матерью.

Были и другие распоряжения. Творец дал советы, как следить за порядком и как продолжать обустраивать Землю, заботиться о людях и во всем помогать им.

«Ну, что же, — подумал Род, — вроде бы все сказал, все объяснил, все правила огласил. Дети должны жить самостоятельно!»

Род уже поднялся, собираясь удалиться в свои хоромы, где он предполагал предаваться безделью, но вспомнил, что забыл сказать ещё об одном правиле — узнавать, что думают о новых правилах те, кого они касаются.

Правда, Род не очень-то верил, что услышит что-нибудь дельное, но, на всякий случай, вернулся к своему креслу и спросил:

— Может будут какие-то пожелания, может что-то не ясно, не понятно?

Все молчали, переглядывались, но ничего никому в голову не приходило. Творец Всего Сущего, уже предвкушавший блаженный отдых, очень обрадовался этому молчанию и с легкой душой повернулся к двери. В это время Макошь, Богиня Мудрости и Магии, негромко спросила:

— Мне вот что непонятно. Ты же сказал, что мы должны следить за порядком, помогать людям.

— Да, сказал, — резко прервал её Род, в душе ругнувшись на себя, что нарушил ещё одно правило — не возвращаться, а то пути не будет. — Дело-то в чем?

— А как мы будем узнавать, где и что происходит, передавать друг другу известия, узнавать, что у людей происходит? — не смутилась от резкого тона Творца Макошь. — Мы же друг другу не всегда можем известие передать, образы мутные получаются, часто понимаем их по-разному. Я вот, давеча, предупредила Ладу, Небесную Мать, чтобы она за дочкой присматривала. А как Лада это поняла, говорить не хочется…

Лада весело рассмеялась:

— Да уж, Макошь, ты права. И поняла я не так, и сделала не так, а что получилось, уж лучше помолчать.

Макошь тоже рассмеялась и продолжила:

— Сварог, так тот, после этого случая стал птицу Алконост с приказом присылать, а она пока облетит всех…

Боги задумались. Они что-то слышали о скандале с дочкой Лады и Сварога, дело было деликатное, много об этом не распространялись. Но Макошь права: все получилось из-за неправильно понятого предупреждения.

Род не любил, когда его перебивали, особенно так легкомысленно, лишь бы спросить. Все умолкли, машинально продолжая поглаживать зверьков, уютно устроившихся на коленях. Комната наполнилась негромким урчанием кошек, и незаметно все Боги ощутили чувство полного единения и согласия. Род и Сварог переглянулись. Велес перехватил этот обмен взглядами.

— Да, инструмент что надо! — подтвердил он. — Хорошо сработано, Род!

Тот довольно улыбнулся:

— Все, ребята! Пора мне на покой! — и ушёл, не оглядываясь.

Вот так — по воле Рода— Творца, по желанию Макошь, Богини Судьбы, были, созданы кошки — разведчики, посланцы Богов, соглядатаи Богов, колдовские и таинственные зверьки, но, в то же время, — хранители очага и жилища, в котором они решали поселиться.

И, вот тогда-то, благодаря кошкам, возникла пословица «Бог все видит, все слышит, все знает.»

Дед Матвей многозначительно замолчал, ожидая отклика. Но мы молчали, а на заборе все ешё сидели три кошки и, не отрываясь, внимательно следили за людьми. Вот чужая кошка равнодушно отвернулась, зевнула, показав острые зубки, и вдруг исчезла.
— Только что была и уже её нет! Пошла докладывать! — восхитился Славка.
— Точно, — подтвердил дед и принялся потягивать свой душистый медовый чай.

☜♡☞Эзотерика☜♡☞ Путь к себе☜♡☞
Кошка — одно из самых магических животных на земле. Аура ее настолько велика, что охватывает не только конкретного человека, но и его семью, дом и территорию, которую кошка считает своей. Поэтому нужно понимать, что когда кошка трется о ваши ноги, то она не только ластится, пытаясь добиться своего, это значит ещё и то, что она делится с вами своей магической, астральной силой. Тот же, кто отталкивает в этот момент кошку, говоря ей «пошла вон, не до тебя», просто-напросто отказывается от той положительной энергии, которую она хотела ему даровать. Но в следующий раз кошка уже не даст такому человеку часть своей астральной силы, а может даже, наоборот, забрать ее.
Кошка не только защищает дом от нечистой силы, не давая ей проникнуть на священную для кошки территорию, но она также и избавляет дом от нее, если таковая в ней была раньше. В особенности это полезно тем, кто переселяется в дом, в котором уже кто-либо раньше жил.

Обнаружив в доме нечистую силу, кошка сначала некоторое время наблюдает за ней, пытаясь определить ее намерения. Убедившись, что эта астральная сущность угрожает ее территории, кошка предпринимает все попытки изгнать ее посредством вытеснения своим энергетическим полем. И если у нее это не получается, тогда она как бы «втягивает» нечистую силу в себя и уводит из дома. Отсюда в некоторых традициях и появились мотивы, когда на кошках ездит нечистая сила. Поэтому, если вы видите, что кошка постоянно находится в каком-то месте дома, в напряженной позе, явно за чем-то наблюдая, знайте, — там нечистая сила. Чтобы помочь своему животному избавиться от нечистой силы, прочтите над тем местом какую-либо молитву или совершите очистительный ритуал. Если же вы не знаете молитв и не владеете ни одной магической очистительной техникой, то в таком случае хотя бы окурите это место полынью. Полынь — очень мощное средство, изгоняющее нечистую силу.

Астральные способности кошки настолько сильны, что она запросто может прогнать из дома привидение или астральное тело покойника. По этой причине маги не рекомендуют во время проведения спиритического сеанса держать в комнате кошку. Она может вспугнуть астральные сущности. Хотя в некоторых случаях присутствие кошек при магических ритуалах, наоборот, весьма поощряется.

Присутствие кошки также защитит вас от любого сглаза и порчи, но для этого хорошо в минуту предполагаемой опасности порчи или сглаза, или при разговоре с человеком, которого вы подозреваете в нечистых помыслах, держать руки на кошке, при этом гладя левой рукой загривок кошки, а правой — ее хвост. В таком случае вы будете находиться в полном контакте с животным, и ваши энергетические поля сомкнутся в единый контур, что поможет удержать даже очень сильный магический удар со стороны колдуна или ведьмы.

Так как кошки являются проводниками космической энергии, то они могут привносить в дом и те энергии, которые будут способствовать благосостоянию и процветанию всей семьи. Кошка любит находиться в местах сильного притока энергии, т.е. в геопатогенных зонах, причем зачастую выбирает те места, где в большом количестве собирается отрицательная энергия. Поэтому знающие люди используют это животное и для того, чтобы очистить пространство дома от негативных вибраций. В таком случае кошка, образно говоря, работает как некий «пылесос», беря на себя отрицательную энергию и преобразовывая ее в положительную. Можно сказать, что, если деревья трансформируют вредный для нас углекислый газ в кислород, то кошки выполняют ту же работу для человека, но в энергетическом плане. Это обусловлено тем, что собственное биополе кошки имеет отрицательный заряд. Недаром на Руси существовал такой обряд: при переезде на новое место жительства первой в дом пускали кошку. Если дом был старый, то кошка забирала на себя всю отрицательную чужеродную энергетику, оставшуюся от прежних хозяев. Если же дом был новый, то он требовал «выкуп», то есть мощный энергетический заряд, который и могла дать кошка.

Мельникова Наталья Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №6 г. Воронежа

РУССКИЙ ЯЗЫК

«Имена собственные, или Четыре с хвостиком» (1 класс УМК «Перспектива»)

Целевые установки урока: развивать языковое чутьё учащихся, внимание к значению имени, его смысловым оттенкам; закреплять умения в правописании имён собственных: заглавной буквы в именах, фамилиях, отче­ствах людей, кличках животных; познакомить детей с кавычками как пунктуационным знаком.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану.

Познавательные: составление словосочетаний на заданную тему; определение содержания текста по его заголовку; уточнение смысловых оттенков слова; правопи­сание имен собственных.

Коммуникативные: уметь осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: участвуют в творческом, созидательном процессе; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству со взрослыми, сверстниками; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Я рада приветствовать вас на занятии, и, надеюсь, наша работа будет дружной и творческой. А урок пройдет под девизом:

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой своей дорожи!

Как вы понимаете смысл пословицы? (Работать с душой, беречь время)

Дружно, активно, старательно будем делать все задания, а сейчас запишем на рабочих листочках число и классная работа.

А какой урок у нас по расписанию? (Русский язык)

В рамках жизненных ситуаций вам приходится использовать знания по русскому языку? Приведите примеры.

А теперь скажите, какую тему мы изучали на предыдущем уроке? («Имена собственные»)

А чему будет посвящен сегодняшний урок, узнаете из задания. Внимание на экран.

Орфографическая работа (Фронтальная работа.)

Выберите букву, которую нужно вставить в слово, объясните выбор.

(К, к)отенок (П, п)ушок нашел (П, п)ушок.

- Какие слова отвечают на вопрос кто? (Слова, обозначающие людей и животных.) Подчеркните эти слова одной чертой. Какие слова вы подчеркнули? (Котенок Пушок) На какой вопрос отвечает слово «пушок»? Почему? (Что? Это не человек и не животное.)

Запишите предложение на рабочем листе .

Как вы думаете, почему котенка назвали Пушок? (Он пушистый.) Представьте себе этого котенка. Опишите, каким вы его представили. (Заслушивают 2-3 рассказа.)

Итак, над какой темой будем работать? Имена собственные. Что будем пробовать составлять и о ком? Рассказы о кошках. Причем это будет продолжение проекта «О Барсиках и Мурках» и мы попробуем создать свои книжечки о своих котиках! Какие слова в рассказе напишем с большой буквы? Уточните, что относится к именам собственным?

Будем учиться отличать им. соб. от других слов, закреплять умения в правописании имён собственных, будем учиться составлять рассказ о кошках.

Подготовительные упражнения. Работа по чебнику

Упр. 53 (с. 27) Прочитайте заголовок.

1. После чтения заголовка текста (упр. 53) предугадывается его содержание: «Как вы думаете, о ком текст?» Текст читается выразительно, с подчёркиванием ритма и рифмы. После чтения дети рассказывают, каким они представили кота.

Котик-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр. У Васютки — ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки — что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

— Прочитайте, как автор называет Ваську. (Котик-коток, Вася, Васютка.)

Почему котика называют по-разному? (Если повторять слово «кот», будет некрасивый, неграмотный рассказ.

Объясняют, что обычная кличка Васька меняется на уважительное Вася, когда речь идёт о хитром и умеющем постоять за себя животном. Ласкательное обращение Васютка выражает любование котиком, его внешностью.)

П. Выполнение заданий (упр. 53) по составлению сло­восочетаний (все прилагательные лучше записать в полной форме: уши чуткие, усы длинные) направлено на анализ элементов описания, готовит учащихся к следующему творческому заданию.

Выберите из текста подходящие слова, запишите их на листочках, а к доске выходят по одному человеку для выполнения задания. Обратите внимание на элементы описания. Что описывает автор? Подобная работа ждет и вас.

• Лобок (какой?) серенький.

• Лапки (какие?) бархатные.

• Ушки (какие?) чуткие .

• Усы (какие?) длинные .

• Шубка (какая?) шёлковая.

Физкультминутка (Три кота Василия…)

Продолжение работы по теме урока Работа по развитию речи Упр. 54 (с. 28)

Прочитайте загадку, отгадайте, кто такой. (Кот.)

Выгнул спинку он дугой, замяукал. Кто такой?

Посмотрите, сколько замечательных кошек и котят на ри­сунках, фотографиях, на выставке.. Как вы считаете, почему люди любят их? (Они добрые, ласковые, красивые, забавные, игривые. ) У кого из вас дома есть кошки? Как вы относитесь к своим питомцам? (Ответы детей.)

Творческая переменка (упр. 55). (с. 28)

Свою симпатию к домашним питомцам вы выражали рисунком. Я предлагаю дополнить страничку с рисунком страничками с рассказом о котике и обложкой, и у каждого получится замечательная книжечка о его Барсике или Мурке.

Давайте опишем своего котика и воспользуемся вопросами учебника.

Начало описания котёнка (своего или какого-то другого) даётся в «жёлтой рамочке», а продолжение составляете самостоятельно. Пробуем сначала устно. Заслушивание высказываний сопровождается обсуждением: возник ли у вас перед глазами образ котёнка, или что-то осталось неясным?

55. У тебя дома, наверное, есть котик?

Какая у него кличка?

Какие у него лапки, шёрстка, хвостик?

Какой он по характеру?

Если у тебя котёнка пока нет, опиши котика, о котором ты мечтаешь.

У меня есть котик. Его зовут.

Запишите ответы на вопросы, и у вас получится продолже­ние рассказа.

- Кто хочет прочитать свой рассказ? (Заслушивают несколько сочинений.)

Какие слова вы написали с заглавной буквы? (Начало предложений и клички животных.)

Сравни свой текст с текстом К. Ушинского.

ОФОРМИТЕ ОБЛОЖКУ. Что напишете с заглавной буквы?

***Продолжите высказывание:

«Я люблю своего котика за то, что …»

«Тем, кто хочет завести котика, я посоветую …»

Рефлексия деятельности.

Минуты нашего урока истекают. Не даром говорят: «Не дорого начало, а похвален конец». Вспомните, с какой проблемой вы столкнулись в начале урока? Что мы делали для усвоения темы? Где может пригодиться новое знание? А вот и проверим, как усвоили тему.

Выборочный диктант (устно)

Послушайте стихотворение. О ком оно? (О кошках.) Назовите только клички кошек. (Манана, Снежана, Матро­скин, Золоток.)

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре, пять—

Будем кошек мы считать:

Раз — трехцветная Манана,

Два — пушистая Снежана,

Три — тигровый, весь в полоску,

Полосатый кот Матроскин.

Кот четвертый — Золоток,

Самый рыженький коток.

Стали дальше мы считать:

Только где же номер пять?!

Видно, мышку увидал.

Проверка. Сверка с образцом на доске.)

Подведение итогов урока

Чему вы сегодня научились?

Что на уроке вам показалось сложным?

Как считаете, вы научились писать имена собственные?

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 8 (с. 16),

дома оформить работу до конца.

СЛОВАРЬ

• Мягкие , бархатные , с острыми коготками…

• Длинная , короткая , гладкая , пушистая , блестящая , шёлковая , светлая , тёмная , белая , чёрная , кремовая , рыжая , коричневая , трёхцветная , полосатая…

• Пушистенький , гладкий , короткий , длинный , с тёмными пятнышками , со светлым кончиком • Характер

• Игривый , ласковый , капризный , своенравный , добродушный , кошечка ласковая , смелая…

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТРИАЛ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ

ЕГИПЕТ. Когда кошка умирала, ее бальзамировали и хоронили на кошачьем кладбище. Семья, которую постигало это горе, носила траур, В знак траура все члены семьи удаляли брови. В Египте было обнаружено кладбище кошек, которые похоронены примерно за 3 тыс. лет до н. э. Кладбище состояло из 300 тысяч мумий.

Считается, что нубийская, или ливийская, кошка является прародительницей современной домашней кошки. Ее привезли в Европу в XII веке, где она скрестилась с лесной дикой кошкой. С тех пор прошло много времени, появилось много разных пород кошек. И сегодня кошка занимает прочное место в сердцах людей и является верным нашим другом, способным не только лаской выказывать свою привязанность, но даже нас защищать.

Кошки делятся на короткошерстных и длинношерстных, или ангорских. Самые популярные породы: персидская длинношерстная, бирманская, русская голубая, абиссинская и сиамская.

Персидские кошки могут быть средних размеров и крупными. Природа их наделила очень сильными ногами. Настоящее богатство представляет их шерсть, которая не просто длинная, но и густая, и имеет красивую оборку вокруг груди, шеи и плеч. Встречаются как двухцветные, так и просто черные, белые, красные, кремовые, голубые кошки этой породы. Животные могут быть и черепахового или полосатого окраса. Цвет глаз персидских кошек зависит от цвета их шерсти. Кошки являются обладателями голубых, оранжевых, медных, цвета лесного ореха глаз.

Бирманская кошка тоже может похвастаться своей шубой. Ее шерсть на боках и спине длинная, но подшерстка не очень много. Шею этой кошки украшает жабо. Голубые глаза выделяются на фоне светло-бежевого (или «котик») цвета шерсти.

Прекрасными зелеными глазами обладает русская голубая кошка. Но глаза — не единственное ее достоинство. Кошка очень грациозна и элегантна. Свое вытянутое тело она красиво носит на тонких и высоких ногах. Ее шерсть короткая, но плотная и при этом очень шелковистая, гладкая и нежная.

Необычный вид имеет абиссинская кошка. У нее очень крепкое мускулистое тело и жилистые ноги. Сама кошка средних размеров. Носит плотно прилегающую к телу короткую шерсть, которая бывает красно-коричневого и темно-красного цвета. Глаза выразительные, желтого, зеленого цвета или цвета лесного ореха.

Сиамская кошка миниатюрна, имеет пропорциональное телосложение. Несмотря на свой небольшой размер, тонкие и длинные ноги, она очень крепкая. Животное обладает прилегающей к телу гладкой, короткой, блестящей шерстью. Окрас — цвета слоновой кости, кремовый, белый, «теплый» коричневый. Кончики лап, переносица, нос и уши отличаются по цвету, они более темные. Глаза могут быть зелеными или голубыми.


Современному человеку трудно поверить в то, что еще тысячу лет тому назад домашних кошек на Руси практически не существовало. Это теперь бытует пословица: «Без кота – дом сирота». Но, в древние времена кошки настолько были редкостны, что их стоимость приравнивалась стоимости трех коров или стаду баранов. Хотя были и животные, которые ценились наравне с кошками. Об этих и многих других интересных фактах из жизни домашних питомцев - далее, в нашем обзоре.

Кот Алабрыс. Лубок, конец 17 в.

По предположению историков первых одомашненных пушистых зверьков в Россию начали завозить мореплаватели. Миграция кошек началась очень медленно, вначале с южной ее части, а потом постепенно распространилась на север и восток. По результатам раскопок, на территории современных русских городов Пскова и Ярославля, а также некоторых прибалтийских городов первые кошки появились к VI-VII векам, а к VII-IX столетию кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Иван Билибин. Пир у царя Салтана. 1904.

Кошка, появившаяся в русских землях еще до принятия христианства, почиталась как священное животное, сопровождавшее языческого бога Велеса. После принятия православной веры языческое божество заменили покровителем скота - святым Власием. Именно поэтому, кличка Васька стала самым распространенным именем для кота.

Кошка в православном храме

Борис Кустодиев. Московский трактир. 1916.

Так исторически сложилось, что Католическая церковь в Средневековье объявила кошек исчадьем ада, приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и призвала массово истреблять их, сжигая на кострах. А вот православные священнослужители сразу прониклись к «коткам» (именно так в старину называли кошек) и взяли под свою защиту.

Главной причиной такого покровительства было то, что пушистые зверьки охраняли съестные запасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в православные церкви. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для входа кошек.

Кошка – дорогой экзотический товар на вес серебра

К. Маковский. Разговоры по хозяйству.

Разумеется, что в самом начале "заселения" русских земель, кошки в жилищах простых смертных не водились вовсе, так как эти экзотические животные были им попросту не по карману. Их могли позволить себе царские семьи и очень зажиточные люди. Так, в патриархальной Москве кошка считалась ценным имуществом и непременным атрибутом благополучия и достатка в доме.

Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей.

Так, все же, сколько на самом деле стоила кошка в старину? Заглянув в историческую летопись, можно прочесть официальные записи, которые гласят, что стоило это существо громадных денег. До наших времен дошел уникальный документ, сделанный в XIV столетии, где была точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, и другого домашнего скота. Этот своеобразный исторический указ назван «Правосудьем митрополичьим», и является одним из древнейших, где кошка впервые была упомянута как домашний зверь.

К. Маковский. Утренний чай.1891.

В документе речь шла о денежных штрафах, предполагаемых за хищение домашних животных. Разумеется, что величина штрафа в полной мере зависела от ценности украденного животного и косвенно определяла его стоимость: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна».

Павел Федотов. Сватовство майора. 1848–1849. Государственная Третьяковская галерея.

В старину гривна приравнивалась слитку серебра массой 205 граммов, а кун составлял 50-ю часть гривны. Таким образом, кошка, оцененная в три гривны, приравнивалась к незаменимому в хозяйстве волу, а также собаке. К слову, в три гривны оценивались три резвых молодых скакуна, целое стадо баранов или же три коровы. А вот, чтобы заработать 3 гривны, даже при очень высоком жаловании, положенном князем Ярославом строителям древнего киевского храма, надо было трудиться, не разгибая спины около двух месяцев.

Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886.

Что любопытно, кошку в старину могли не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого народа имелось предостаточно. На редкостного зверя смотрели косо, так как был слишком подвижным и любознательным, с вредоносными и бесовскими повадками. Кошки шныряли по чужим погребам, чуланам да птичникам, пытаясь урвать лакомый кусок. Поэтому бедный люд считал, что от них исходит зло, и разумеется, совершенно не было грехом отплатить пронырам той же монетой.

Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха за чаем.

Тем не менее, кошка была в то время такой редкостью, что за ее кражу взимался огромный штраф, превышающий тот, который полагался за кражу коровы. За случайное или намеренное убийство чужой кошки кроме выплаты штрафа в одну гривну преступник был обязан приобрести потерпевшему другую кошку.

Именно из-за своей дороговизны, первоначально кошка, как редкостная невидаль и полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Но постепенно, зверь диковинный стал заселять и в дома победнее.

Царские коты

Портрет кота царя Алексея Михайловича. / Кот Петра Великого - Васька.

Разумеется, прижились кошки и при императорских дворцах, кладовые помещения которых также очень страдали от грызунов. Жили они и в царских покоях, а с некоторых любимцев даже писали портреты. Так, в 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет любимого кота царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого. В Эрмитаже и по сей день хранится гравюра, которую выполнил с графического рисунка чешский художник Вацлав Холлар.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 .

У Петра I был также любимый кот по кличке Василий. В 1724 году царь взял его у одного голландского купца. Царь, сразу же оценив пользу, приносимую этими животными, тут же издал указ: «Иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения».

А императрица Елизавета Петровна в 1745 году приказала казанскому губернатору доставить из Казани специально для Зимнего дворца 30 котов лучших пород и человека, который ухаживал бы за ними. В то время считалось, что казанские зверьки - лучшие крысоловы.

Николай Тархов. Кошки у окна. 1909.

А вот Екатерина II, хотя и не особо жаловала кошек, возложила на них еще более важную миссию: они стали хранителями картинных галерей, ведь от грызунов страдали не только кладовые со съестными припасами, но и произведения искусства, написанные маслом. Именно с того времени коты в Эрмитаже прижились и стали знамениты не менее, чем шедевры живописи или скульптуры.

Николай Бодаревский. Любимчик. 1905. Частное собрание.

А также императрица, придав животным новый статус, повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет» . К «комнатным» относились избранные, которые хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой. В основном к таковым относились кошки породы русская голубая.

Кошка - хозяйка в крестьянских избах, на рынках и любимый персонаж народного фольклора

Горохов Иван Лаврентьевич (1863-1934). В крестьянской избе.

И лишь концу XVIII столетия кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они хозяйничали не только при церквях, дворцах и домах богачей, но и массово появились в избах крестьян.

Кирилл Лемох, Утро в швейцарской, 1874г.

В городах кошки также "были при деле". "Работая" в основном на рынках, им жилось достаточно вольготно и сыто. Так, литератор Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали и гордились своими охранниками товара. Сытым, огромным котам даже разрешалось сидеть на прилавках. А между самими торговцами это было вроде состязания — у кого кот толще.

Иван Крамской. Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской). 1882 год.

Именно с того времени полюбившиеся всем ценные животные стали не только персонажами русского народного фольклора и литературы, а также значимыми образами изобразительного искусства. И что любопытно, когда в 1853 году русский писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа», выяснилось, что кошки упомянуты в нем 75 пословицах.

Павел Федотов. Офицер и денщик. 1850 год.

Как коты Ленинград спасли

Мало кто знает, но после снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной, кошки буквально спасли город от нашествия крыс. В блокадное время почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Вследствие чего город быстро наводнили крысы, что привело к ужасающим последствиям. Советский литератор Леонид Пантелеев в блокадном дневнике сделал запись: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей» . Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а зарплата сторожа составляла 120 рублей.

Николай Ярошенко (1846-1898), Женщина с кошкой.

В апреле 1943 года, после снятия блокады, правительством было принято экстренное решение - в Ленинград завезти пять тысяч дымчатых котов из Ярославля, а немногим позже - эшелон котов из Сибири. "Мяукающая дивизия" четырехлапых бойцов была распределена по музеям, подвалам и уцелевшим жилым домам города. Через некоторое время Северная столица, благодаря кошкам, была очищена от грызунов.

Богданов-Бельский Н. П. (1868-1945). Женский портрет.

К слову сказать, коты до сих пор состоят на "службе" при Питерском Эрмитаже, охраняя подвалы и запасники, где хранятся художественные экспонаты. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, приезжая Петербург.

Зинаида Серебрякова, Портрет Наташи Лансере с кошкой.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, давая интервью «Литературной газете» в 2014 году, отметил: «Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». И они действительно это заслужили.

Вот так, постепенно кошка в России стала хранительницей дома, приобретя славу вещуньи будущего и проводницы в потусторонний мир.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



4.76 - средняя оценка.

Всего 17 оценок.

На Руси самыми распространёнными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка — понятно, мурлычит много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключено второе таинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто со славянской мифологией. До введения христианства но Руси наши предки почитали всемогущего бога подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных — Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат — медведь, например.

Кот являлся спутником бога Велеса, священным животным, и с ним было связано немало обычаев и обрядов.

После введения христианства на Руси язычество долго сохранялось. Но имя Велеса было запрещено, и древний бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Белее. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками — в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть знак древней европейской богини любви или дух великого Велеса.

Собака — друг, а кошка — кто?

За тысячелетия жизни рядом с человеком собака приобрела почётный титул друга. А вот кошку почему-то в этот ранг человек никак не хотел возвести, хотя польза от неё в хозяйстве была немалая. Причина тут одна — кошку не только любили, но и боялись, так как предполагали, что она связано с волшебным потусторонним миром. Мифологическая причастность кошки к тайным силам подземного мира была известна даже до того, как на мяукающих зверьков обрушился гнев средневековой церкви, обвинившей кошек в связи с ведьмами.

На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым. Домовые, по вере предков, были разного звания, и каждый отвечал за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии славяне относились с трепетным уважением и страхом. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следил за порядком, был доброжелателен, но мог и смертный конец ускорить.

Особая мистика окружало строительство нового жилья. Здесь непременно были нужны жертвы духу новостройки. Без обрядового подношения новосёлов и их родственников ожидала смерть. Кто первый порог — магическую черту — пересечёт, рискует с таинством судьбы столкнуться. Поэтому родился обычай впускать в дом первым кота, как зверя, связанного с могучим Велесом, повелителем душ людей и животных. Впускали кота, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». И шёл кот Васька через порог, защищая людей от всех превратностей судьбы, на себя все беды брал.

За овин в хозяйстве отвечал другой домовой — овинник. Страшен он был, так как имел власть над огненной стихией. В овине хлеб, солома сушится, и печка есть. Чуть что не так, взвоет в диком танце пламя, погибнет урожай. Свой-то домовой вреда не причинит, но, по легендам, пожары случались по вине чужого овинника, который по наветам беду хозяевам приносит. Задача своего овинника-домового было чужаку помешать и не как-нибудь, а при помощи огненных головешек. В образе овинника-защитника выступал всегда чёрный кот. Кстати, связь кошки с пожаром, огнем существует и в мифологии германских народов. Там, чтобы погасить пожар, в огненную стихию надо было бросить трёхцветную кошку.

За причастность к магии подземного мира много бед на голову кота падало. По славянским поверьям, если грянет мор или эпидемия, надо хутор или деревню опахать — охранительную черту провести. Потом для крепости колдовства живого кота в борозду закопать. Выручай, Вася, — замолви Велесу словечко, чтобы чуму или холеру стороной провёл. С чародейством и магией была связана и окраска кошки. Белая масть означала связь с зарею, чёрная — с ночью. Даже тёмные грозовые тучи германцы зовут кошачьим именем (bullerkater). Вообще чёрной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы. Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого всё, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чёртом. У славян-язычников такого рокового отношения к чёрной кошке скорей всего не было.

Наш портал оптимизирован для всех современных браузеров

Версия браузера Internet Explorer, которым Вы пользуетесь, устарела! У нее ограниченные возможности для отображения современных сайтов и проблемы с безопасностью. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров с официальных сайтов разработчиков.

Кошка в славянской культуре

Велес — один из центральных Богов в славянском пантеоне.
Верным спутником Велеса, его священным животным считается мохнатый кот.
Считается, что кошка — Зверь Велесов.
В старину на Руси кошка выступала и в роли созидателя, и в роли разрушителя. Одно из главных направлений ее деятельности — сохранение домашнего очага. Но и это не все — кошка у русских является еще и проводником в потусторонний мир.
В русских сказах, во многом вышедших из старославянских, кошка — один из основных персонажей, причем едва ли не самый умный зверь. Всем известный Кот Баюн сам слагал сказы, обладал уникальным голосом (слышным за семь верст), мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней.
Хотя у Пушкина Кот Ученый ходит вправо-влево, в русской мифологии он ходит вверх-вниз. И не по дереву, а по железному столбу.
Кот Баюн заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.
Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить», то есть — Баян. В сказах говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одном из сказов о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Йоги.
Существует большое количество сказов, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказы сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.
В славянсксх повериях Земляная Кошка (или Подземная Кошка) охраняет клады.
В сказах Бажова рассказывается о поверьях уральских золотодобытчиков, в которых Земляная Кошка охраняет подземные богатства — руды и минералы. Кошка живет под землей, иногда лишь можно заметить ее уши…
Согласно широко распространенной версии, европейское слово «кошка» произошло от африканского — «кадис». Считается, что первые домашние кошки родом из Египта, откуда их привезли в Древний Рим. Тут-то и начинается загадочная история кошачьего имени. Во-первых, во многих индоевропейских языках слово «кошка» звучит очень похоже: кот, кошка — у славян, кэт — у англичан (cat), катер — у германцев (kater), ша — у французов, но пишется — chat, катто — у прусов (catto), кате — у литовцев (kate), каке — у латышей (kake), котка — у болгар. По латыни дикую кошку называют катус (cattus).
кот Неужели на все эти названия повлияли североафриканские заимствования?
Вряд ли. Основа слова «кот» у европейцев древняя, поэтому столь одинаково
она звучит на многих языках.
Слово «кот» теснейшим образом связано с очень важным глаголом,
обозначающим рождение, — котиться, оно также является составной частью слова, обозначающего звериного детеныша — catulus (по латыни).
Действительно, это мы сейчас говорим, что «звери рожают». Для наших предков такое выражение было неприемлемо. Рожать могла лишь женщина. Дело в том, что слово «родить» — священное и магическое.
У славян оно связано с великим Богом умножения рода нашего — Родом (или Рудрой у древних индо-ариев).
Кошка, как и всякий скот, в том числе мелкий, может только котиться. Котятся, кроме кошки, козы, овцы, зайчихи, крольчихи, коровы и другие животные.
Беременная кошка называлась по древнерусски «сукотная».
Между словами кот, скот, окот (размножение домашних животных) есть некая связь, может быть, восходящая к началу распространения скотоводства в Европе, примерно, к 6-4 тысячелетию до нашей эры. В это же время, кстати, складывались и древние индоевропейские языки.
Слова «кошка» или «кот» в переводе с древнеевропейских языков должны были подразумевать «рожающий или рожающая». Оно указывало на прямую связь древних «мурок и васек» с культом плодородия.
кот Доказательством подобной версии служат народные поверия о кошке у древних германцев. В образе кошки у них выступала богиня любви, материнства и плодородия Фрея, супруга солнечного бога Фрейра.
Ничего удивительного здесь нет. Высокая воспроизводимость потомства у кошки хорошо известна.
На Руси самыми распространенными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка — понятно, мурлычит много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключено второе таинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто с народными ведами (знаниями).
До введения христианства на Руси наши предки почитали всемогущего Бога Навьевого царства, скота, богатства и всех лесных животных — Велеса.
Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат — медведь, например.
Кот является спутником Бога Велеса, священным животным, и с ним связано немало обычаев и обрядов.
кот После введения христианства на Руси язычество сохранялось долго, пока не пришлось ИсПоВедующим скрыться. Но имя Велеса было запрещено, и древний бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия (как и у Велеса имя от слова «волос») или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Велес.
Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками — в память о Велесе.
Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть дух великого Велеса.
На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым.
Домовые, по вере наших предков, имеют разные звания, и каждый отвечает за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии пращуры относились с трепетным уважением. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следит за порядком и доброжелателен, но может и смертный конец ускорить.
Особая мистика всегда окружает строительство нового жилья. Здесь непременно был нужен подарок духу новостройки. Без обрядового подношения новоселов и их родственников ожидала смерть. Кто первый порог — магическую черту — пересечет, рискует с таинством судьбы столкнуться. Поэтому родился обычай впускать в дом первым кота, как зверя, связанного с могучим Велесом, повелителем душ людей и животных. Впускали кота, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». И идет кот Васька через порог, защищая людей от всех превратностей судьбы, на себя все беды брал.
За овин в хозяйстве отвечает другой домовой — овинник. Страшен он, так как имеет власть над огненной стихией. В овине хлеб, солома сушится, и печка есть. Чуть что не так, взвоет в диком танце пламя, погибнет урожай. Свой-то домовой вреда не причинит, но, по повериям, пожары случаются по вине чужого овинника, который по наветам беду хозяевам приносит. Задача своего овинника-домового было и есть чужаку помешать и не как-нибудь, а при помощи огненных головешек. В образе овинника-защитника выступает всегда черный кот.
С чародейством и магией связана и окраска кошки. Белая масть означает связь с зарею, черная — с ночью.
Вообще черной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы.
Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого все, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чертом.
У славян-язычников такого рокового отношения к черной кошке нет.
Если ночью на грудь навалилась серая кошка — это домовой давит. Надо его сразу спросить: «К добру или к худу?» — и выслушать ответ.
(Народная примета)
До сих пор сохранилась на Руси вера, что в несчастном доме коты не ведутся, а кто убьет кота, тому семь лет ни в чем удачи не видать.
Кто любит и бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».
кот Много других истин связано с этим зверем, множество примет и пословиц. Без кошки не изба. На мышку и кошка зверь! Кошки дерутся — мышкам приволье! Кто кошек любит — будет жену любить! Напала на кошку спесь, не хочет и с печки слезть! Любит кошка молоко, да рыльце коротко!
Есть много поговорок, связанных с нравом, повадками кошек, примененных к всевозможным явлениям человеческой жизни: У них лады — что у кошки с собакой! — говорят о сварливой супружеской чете.
Захотел от кошки лепешки! — намекают на чью-либо сомнительную щедрость.
Поклонишься и кошке в ножки! — предупреждают гордеца, которому на роду написано переломить свою спесь-гордыню.
По народной примете: кошка свертывается клубком — к морозу, крепко спит брюхом кверху — к теплу, скребет лапами стену — к ветру непогожему, пол — к вьюге, умывается — к ведру, лижет хвост — к дождю, на человека тянется — обновку (корысть) сулит.
Как с огнем очага, так и с кошкою соединяются приметы о приезде гостей: если умывается кошка или загребает лапами, то ожидай гостей; если при этом лапы у нее холодные — то гости будут чужие и нежеланные, а если лапы теплые — то приедут друзья и родичи.
Существует сакральное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить до смерти.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку последних новостей и статей мира Магии!

Читайте также: