Почему немцы называли танки в честь кошек

Опубликовано: 25.04.2024

-Рубрики

  • Автомобили Джеймса Бонда (1)
  • Все в мире музыки (17)
  • Вторая Мировая Война (128)
  • Латвия-наша Родина (1)
  • Мир мотоциклов и байкеров (7)
  • Мир роботов Battletech (0)
  • Монстры скорости (25)
  • Стихи Свирепого Ангела (8)
  • Elite Games (0)
  • HALO (0)
  • Mass Effect (0)
  • Аварии (0)
  • авиация второй мировой войны (1)
  • авиация первой мировой воны (0)
  • авиация современности (6)
  • Автомобили будущего (1)
  • Автомобили в кино. (10)
  • артиллерия (0)
  • Байкеры Латвии (3)
  • Бар Кантина (16)
  • блог обо мне (7)
  • блог Свирепого Ангела (0)
  • боги (8)
  • Боевая история Латвии.По местам укреп районов. (0)
  • боевые корабли (0)
  • броневики (1)
  • вертолеты (1)
  • военные статьи (13)
  • вопросы про это. (6)
  • Все о книгах (124)
  • все о спорте (19)
  • галерея динозавров (0)
  • Голубые береты (21)
  • гражданская авиация (0)
  • гражданский флот (0)
  • День Космонавтики (3)
  • динозавры (7)
  • домашние любимцы (4)
  • звездные войны:Архив истории старой кантины (4)
  • звездные войны:архив паба (48)
  • звездные войны:биография темных лордов ситхов (1)
  • звездные войны:дроиды (0)
  • звездные войны:другие корабли (9)
  • звездные войны:истребители (63)
  • звездные войны:космические станции (7)
  • звездные войны:крупные боевые корабли (43)
  • звездные войны:организации (0)
  • звездные войны:оружие и снаряжение (3)
  • звездные войны:персонажи (0)
  • звездные войны:планеты и места (0)
  • звездные войны:Подпольная база повстанцев. (1)
  • звездные войны:расы (29)
  • звездные войны:сила (5)
  • звездные войны:старая республика (0)
  • звездные войны:статьи (52)
  • звездные войны:танки (22)
  • звездные войны:технологии (15)
  • звездные войны:флора и фауна (0)
  • звездные войны:шатлы и транспорты (23)
  • звездные войны:эпохи галактической истории (0)
  • Знаменитости (0)
  • Кабинет Коммандора. (9)
  • Картинки (5)
  • Классификация инопланетных цивилизаций (42)
  • компьютерные игры (53)
  • Космические истребители (2)
  • кошки (78)
  • кошки:юмор (1)
  • красота женского тела (0)
  • Лучшие темы от сайта Elite-games (42)
  • Мир автогонок (0)
  • Мир мотогонок (0)
  • мир постапокалипсиса (50)
  • Мир фильмографии-аниме (0)
  • Мир фильмографии-боевики (1)
  • Мир фильмографии-катастрофы (1)
  • Мир фильмографии-Фантастика (12)
  • Мир фильмографии-Фильмография(статьи) (6)
  • мои стихи (автор До Вандейкер) (65)
  • мои увлечения (1)
  • мы за донбасс (16)
  • Мысли в слух (2)
  • обои эротика (0)
  • Память Афгана (3)
  • Память Русским Парням (2)
  • Пламя Чечни (0)
  • подводные лодки (0)
  • посвящается нашим котикам ушедшим в иной мир (10)
  • послания пришельцев (3)
  • ракетное вооружение (0)
  • Рэпигрообзор-КадеТ (0)
  • Солдатский быт (3)
  • сообщество геймеров (0)
  • спецназ (6)
  • Спецназ(стихи) (3)
  • ссылка (0)
  • сталкер:аномалии (0)
  • сталкер:аномалии (0)
  • сталкер:артефакты (0)
  • сталкер:артефакты (0)
  • сталкер:вооружение и снаряжение (2)
  • сталкер:кланы (4)
  • сталкер:мутанты (0)
  • статьи-девушки (13)
  • стихи и рассказы (28)
  • Стихи Иван Каренских(совместно с Андрей Васильев) (2)
  • стрелковое оружие (12)
  • тайна воин-ниндзя (1)
  • тайны космоса (579)
  • танки второй мировой войны (1)
  • танки первой мировой войны (0)
  • танки современности (0)
  • тест (0)
  • Технологии будущего (3)
  • фотка (2)
  • Фотографии космической тематики (5)
  • фотосессии (0)
  • фотосессии(ххх) (0)
  • Хоккей (2)
  • Хроники пропавших (4)
  • Эротические рассказы (4)

-Поиск по дневнику

-Статистика

823102 (700x525, 119Kb)

До_Вандейкер все записи автора "Тигры", "Пантеры" и "Леопарды" - все это не только животные семейства кошачьих, но и названия немецких танков. Почему именно кошки? Об этом мы и поговорим ниже.
.
Чаще всего, подобные названия даются еще на стадии разработки проекта его же конструкторами. Как правило, это делается, чтобы упростить общение, а также в целях секретности - в ранней документации фигурируют именно такие названия, из которых нельзя сделать вывод, что за оружие разрабатывается.

Впоследствии, удачно "прилипшие" имена становятся, в некотором смысле, традиционными. Так и случилось с немецкими танками - они кошки. Также, к примеру, советская, а позже и российская РСЗО получает имена в честь природных явлений: "Град", "Урага", "Смерч". В тех же США, танки принято называть в честь военачальников: "Шерман", "Шеридан", "Абрамс".

882391 (700x437, 147Kb)


Но почему именно кошки?

Ну, во-первых, это хищники. Тигры же (а именно они стали первыми "кошачьими" танками), в первую очередь, разрабатывались не как многоцелевые или танки прорыва, а для борьбы с советской бронетехникой. К слову говоря, Леопарды, в свое время, также создавались с расчетом на бои с советскими танками и были приспособлены только для этого. Уже позже, благодаря модификациям, Леопарды стали полноценными основными танками.

Во-вторых, мощь немецкого оружия широко использовалась в пропаганде, а грозные имена хищников способствовали куда более внушительному эффекту.

587415 (700x437, 126Kb)


В-третьих, Тигры и Пантеры, хоть и были тяжелыми танками, они были не похожи на своих собратьев из других стран. В те времена под тяжелым танком понималась медленная и неповоротливая махина, которой попросту не было места в немецкой армии, делавшей ставку на скорость и маневренность. "Кошки" же, как и настоящие животные, получились достаточно подвижными для своего класса, что еще больше ассоциировало их с животными.

Hellcat

Сегодня в огромном мире Интернета с каждый днем все больше и больше набирает популярность онлайн-игра World of Tanks в жанре MMO, и это можно сказать не только про Россию и стран СНГ, но и про весь мир. Разработчики говорят, что сейчас насчитывается примерно 150 миллионов активных игроков, которым нравится проводить свое свободное время за игрой. Конечно же, многие пользователи хотели бы попробовать данную игру, узнать, что нравится в ней, а что нет.

Рассмотрим, как можно правильно перевести название одного из самых известных танков в популярной игре World of Tanks – Hellcat, это все-таки ведьма или адский кот, узнаем ниже.

  1. Приключения «Ведьмы» в Европе
  2. Головная боль немцев
  3. Этап первый — перевод
  4. Этап второй — кто дал прозвище?
  5. Этап третий — правописание
  6. Этап четвёртый — мнение общественности
  7. Этап пятый — история
  8. Этап шестой — аналогии
  9. Источники

Приключения «Ведьмы» в Европе

Боевой дебют «Хеллкета» пришёлся на время Анцио-Неттунской операции в Италии (первая половина 1944 года). Всего в Италию перебросили пять самоходок. Машины прибыли в расположение частей в начале мая, а 23-го числа, с началом генерального наступления союзников, вступили в бой. На ход боевых действий в Италии несколько самоходок, конечно же, не повлияли, но приятно удивили командование батальонов продемонстрированной скоростью. Манёвренность ПТ-САУ гарантировала, что они не окажутся лёгкой целью для врага. Наряду с этим военные отмечали: места в танке явно не хватало, экипажам приходилось изо дня в день работать в тесноте. Проблема была и с размещением боекомплекта.

Тем не менее как истребители танков «Ведьмы» показывали себя блестяще. 18 сентября 1944 года в Нанси лейтенант Эдвин Лейпер, командир взвода М18 из 704-го батальона, возглавлял подразделение на марше к Монкуру. Неожиданно в клубах тумана он заметил немецкий танк. Взвод (скорее всего, три машины) был развёрнут по команде и открыл огонь.

На то, чтобы уничтожить пять немецких танков, «Ведьмам» понадобилось всего пять минут. С американской стороны была потеряна всего одна ПТ-САУ.

Позднее командир другого взвода «Хеллкетов» сержант Генри Хартман подбил 6 танков, большинство из которых были «Пантерами».

Важную роль М18 сыграли в ходе Арденнской операции, которую американцы называют «Битвой за Выступ». Одним из ключевых моментов сражения стала попытка немцев захватить около города Новилля топливные склады союзников, без которых наступление вермахта неизбежно бы забуксовало. На перехват внезапно обнаруженной группы немецких танков, продвигавшихся по второстепенной дороге, был направлен батальон «Хеллкетов».

В ходе форсированного марша эти самоходки продемонстрировали практически предельную скорость — 89 км/ч. Атака М18 близ Новилля увенчалась успехом: они уничтожили 24 немецких танка, включая несколько «Тигров». Противник потерял около полутысячи солдат и офицеров убитыми и ранеными. Фактически это означало, что планы немцев сорваны. Тактика применения самоходок «бей и беги» (shoot and scoot) в полной мере оправдала себя.

Головная боль немцев

Если говорить объективно, то 76-мм орудие «Ведьмы» было способно с дальней дистанции пробивать броню машин противника толщиной только до 88 мм. Этого вполне хватало для уничтожения танков PzKpfw IV, но было недостаточно для борьбы с новой тяжёлой бронетехникой врага — «Тиграми» и «Пантерами». Уже на расстоянии чуть меньше километра «Хеллкеты» не могли пробить лобовую броню этих танков, а попытка приблизиться к ним с фронта была для М18 настоящим самоубийством.

С другой стороны, орудие «Ведьмы» сравнительно легко пробивало «Пантеру» в борт или корму. Из-за крупной боковой проекции наводчикам М18 было проще целиться. Вероятность уничтожения «Пантеры» сильно повышалась из-за того, что боеукладка этого танка располагалась вдоль бортов.

Полностью оправдала себя ставка на манёвренность «Ведьм». Американские военные справедливо рассуждали, что вражеские пушки крупных калибров так или иначе пробивают броню любого танка союзников. А М18 могла не только сполна «вернуть долг» противнику своим огнём, но ещё и превосходила его в подвижности. Один из американских военных говорил о «Ведьме»: «Наша самая эффективная машина, что я видел в боях против немцев».

В годы Второй мировой войны США поставляли M18 Hellcat в Китай, поддерживая его борьбу против Японии. После окончания войны «Хеллкетами» вооружались армии Югославии, Южной Кореи, Венесуэлы. Причём в армиях последних двух стран M18 оставались вплоть до конца 2000-х годов. Если верить легендам, ведьмы вообще живут долго. Hellcat благодаря своей удачной конструкции и характеристикам — яркое тому подтверждение.

Этап первый — перевод

Вводим в Google Translate — hellcat.
Получаем перевод — ведьма.

Вводим — ведьма.
Первый перевод — witch, но если посмотреть ниже, то там можно встретить и hellcat.

По результатам первого этапа счет 1:0 в пользу ведьмы.

В огне

Балл ведьма получает с натяжкой. Грубо говоря, hellcat — это никнейм. Обратите внимание на формирование ников у многих пользователей. Можно ли к ним применять автоматические переводчики?

Этап второй — кто дал прозвище?

Такую погремушку танк получил от своего создателя — Бьюика. Он прозвал его за высокую скорость передвижения — вплоть до 90 км/ч.

Согласно Википедии, других уточнений нет. Так что Бьюик имел ввиду?

С одной стороны — кошки очень быстрые животные, среднестатистическая котяра может развивать скорость до 14 м/с, что составляет примерно 50 км/ч.

С другой стороны — ведьма на метле так же объект весьма скоростной. Я так и не смог найти достоверную инфу в интернете о скорости перемещения ведьмы на метле. Кто знает, с какой скоростью летает ведьма?

Во многих источниках ведьминский полёт сравнивают с невероятной или со скоростью ветра. По шкале Бофорта, ветер может развивать скорость от менее 2-5 км/ч до 90 км\ч (шторм) и более 117 км\ч (ураган). Так что, не имея четкого понятия о том, с какой скоростью летает на метле ведьма, но зная, что это перемещение в пространстве происходит так же очень быстро — Бьюик мог иметь ввиду и её тоже.

Результат второго этапа — 2:1, всё еще в пользу ведьмы.

Этап третий — правописание

Почему прозвище танка пишется в одно слово? Логичнее было бы, если речь идёт о коте, написать в два слова — hell cat. В этом нет ничего страшного. Hellcat — пусть и жаргонное слово, но всё же обозначает ведьму в таком написании.

Результат третьего этапа — 3:1 в пользу ведьмы.

Опять же достаточно спорный балл, отданный ведьме — из-за особенностей английского языка и любви тех же американцев комбинировать некоторые слова в одно. Но, об этом ближе к концу статьи.

Этап четвёртый — мнение общественности

Этому источнику доверять конечно можно, но не стоит, ибо очень похоже на помощь зала в небезызвестной теле передаче.

Итак, согласно многочисленным голосованиям, проведённым в интернете — большинство считает, что Hellcat — это всё же «адский кот».

Результат четвёртого этапа — счет 3:2, по прежнему лидирует ведьма.

Этап пятый — история

Самолёты, производства американской авиакомпании Грумман (Grumman), имели следующие названия: Wildcat, Hellcat, Tigercat, Bearcat, Tomcat — все котэ. Немецкие танки того времени так же назывались в честь животных: Panther, Jaguar, Tiger.

С другой стороны американцы любили называть танки в честь своих же генералов: Lee, Sherman, Jackson, Stuart, Chaffee, Walker, Pershing, Patton, Abrams. Непонятно, как в эту компанию мог попасть «адский кот» или «ведьма».

В википедии, в английской версии статьи про Hellcat, написано следующее:

The M18 originated in the design studio of Harley Earl from the Buick motor company division of General Motors, whose team also worked extensively on early camouflage paint. Even the Hellcat logo on the M18’s front corner and patches worn by its crew was designed by Earl’s staff. Flanked by the words “Seek, Strike, Destroy,” it depicts a wildcat biting down on crushed treads, signifying the Hellcat’s mission of targeting enemy tanks.

Над дизайном M18 работала студия Харли Эрла из компании Бьюик, подразделения Дженерал Моторс, эта же команда так же работала над ранней краской для камуфляжа. Даже логотип Hellcat’а на переднем углу танка и нашивки, которые носила команда, были так же спроектированы командой Эрла. Окруженный словами «Найти, Ударить, Уничтожить», логотип изображает дикую кошку, перекусывающую сломанные гусенницы, означающий миссию Хеллкета, которая заключается в выцеливании (поиске) вражеских танков.

Результат пятого этапа — 3:3, счет сравнялся!

Этап шестой — аналогии

До сих пор остаётся загадкой, когда именно танк получил своё прозвище. Работа над ним началась в 1942 году, а в производство он пошел с 1943 года.

В 1944 году, компания Marvel выпускает на свет серию комиксов, главным героем которых является девушка — Петси Вокер (Patsy Walker, Patsy — сокращение от Patricia /Патриция/) по прозвищу Hellcat. На всех постерах и снимках девушка представлена в костюме кошки, но никак не ведьмы:

Характерные кошачьи черты: маска с ушами, хвост, когти, ну и конечно же — женщина, которых часто сравнивают с кошками. На ведьму она точно не похожа. Как она связана с танком, спросите вы? Очень просто — одной культурой, эпохой и написанием.

Американцы очень часто комбинируют слово hell с другими словами. Не до конца понятно, зачем именно они это делают, возможно для придания слову большей жестокости. Примерами могут быть:

  • Hellhound — адская собака, адская гончая, дьявольский пёс ада, наиболее известный, вероятно, адский пес это Цербер;
  • Hellspawn — более мрачная серия комиксов про Спауна;
  • Hellfire — (буквальный перевод — адское пламя) американская ракета класса «воздух-земля».

Возвращаясь к самолётам, модель F4F Wildcat (дикая кошка, не поспоришь), была в своё время заменена на F6F Hellcat. Что подсказывает Вам логика? Что после дикой кошки идёт ведьма или всё же адская кошка? Мне кажется ответ очевиден.

Итак, учитывая последний, шестой этап расследования, итоговый счет составил — 4:3 в пользу адской кошки (кота).

На поле

M18 Hellcat — правильный перевод (значение) — адская кошка.







История рассказывает о том, что названия танков появлялись в зависимости от событий, которые происходили. Некоторые получали наименование благодаря своим характеристикам, другие – фамилии командиров. Как известно, Вторая мировая война стала катализатором развития танкостроения. Поэтому эти машины стали широко производить в Германии и Советском Союзе.

Исторический фундамент

Прежде чем мы разберёмся с тем, какие названия танков существовали, обратимся к истории. Впервые гусеничные машины появились во времена Первой мировой войны. Сейчас они мало узнаваемые и имеют лишь косвенные черты с современными конструкциями. Само понятие «танк» имеет английские корни. Оно означает «цистерна». Появилось во время британской контрразведки. Когда Англия решила отправить первые машины на фронт, ей нужно было скрыть этот факт. Тогда разведка пустила слух о том, что железная дорога занята цистернами, отправленными русским правительством. Поэтому британцы скрыли свои бронемашины с предупреждающей надписью и отправили их по рельсам.

названия танков

Впервые прототип танка появился ещё в Средние века, причём вариаций на эту тему было множество. Различные конструкции (на колёсах, со щитами и арбалетами) использовались в полевых условиях во время битвы. Первые бронемашины появились уже в начале XX века и стали чем-то само собой разумеющимся. Поэтому немцы, французы и британцы готовы были создавать на их базе боевой транспорт. Уже в 1915 году одновременно было принято решение конструировать танки сразу в нескольких странах.

Первые попытки

Вместе с французами и британцами Россия также стала заниматься проектированием гусеничной машины. Сын всемирно известного Дмитрия Менделеева был начинателем этого дела. Василий Дмитриевич разработал проект сухопутной боевой машины. Следующей попыткой стали интересные конструкции. Названия русских танков этого времени отличались особой оригинальностью: «Русский вездеход» и «Царь-танк». Эти машины появились лишь в одном экземпляре, так как были несколько неудачными попытками. Правительство старалось отследить проекты других стран, чтобы создать свой, более совершенный, транспорт боевого назначения.

названия немецких танков

Помимо неудачных решений, с 1917 года стали выпускать и более качественные машины с Рыбинского завода. В большинстве случаев названия советских танков стали появляться благодаря основателям машин. Так, был выпущен бронированный трактор Гулькевича. Чтобы не тормозить процесс усовершенствования армии, Россия приняла решение попросить помощи у Франции, у которой приобрела несколько боевых машин.

Легендарный лёгкий танк

Со временем названия танков стали меняться на более короткие. Так, первый боевой транспорт, который стали распространять широко, имел названия МС-1. Эта аббревиатура обозначала «малый танк сопровождения». Впервые она была услышана в конце 20-х годов XX века. Всего этот ЛТ насчитывал 960 экземпляров. Появился в бою в 1929 году. Тогда танку удалось распугать всю китайскую пехоту. Есть вероятность, что МС-1 прослужил армии во времена Великой Отечественной войны.

названия танков второй мировой войны

Быстрый, как молния

Ещё один, не менее легендарный, танк – БТ-7. Это также аббревиатура. Она обозначает «быстроходный танк». На поле боя дебютировал против Японии в 1938 году. Известность и успех обрёл год спустя на территории Монголии. Тогда в степи БТ-7 смог проявить себя в полной мере, а его скорость сыграла на руку солдатам. До 1942 года эта машина не уступала своим противникам и применялась в войне. С этого момента бронетанк стали использовать значительно меньше, так как появлялись более сильные модели.

названия советских танков

Массовое производство

Названия танков Второй мировой войны не отличались особой фантазией, особенно если говорить о советских машинах. Так, в 1940 году стали эксплуатировать Т-34, наверное, самый популярный вариант. Его боевая эффективность использовалась до 1942 года, пока противники не начали выпускать на поле боя более сильные танки. Поэтому в следующем году Т-34 модернизировали, улучшили бронирование и добавили место для ещё одного члена экипажа. Также поменяли орудие. В истории этот танк стал одним из самых известных. И хотя он не был достаточно мощным, всё же был очень прост в конструкции и эксплуатации.

названия танков россии

Страх для немцев

А вот названия танков серии КВ была связана со знаменитым Климом Ворошиловым, которые прославился своей политической деятельностью. В 1941 году КВ-1 стал настоящим монстром для немецких войск. Он два дня сдерживал дивизию, а найденные документы указывали на то, что машина получила 14 прямых попаданий с 50-миллиметрового орудия. При этом на ней не обнаружилось никаких повреждений – лишь небольшие вмятины. И всё же спустя двое суток фашисты хитростью навредили бронированной машине и уничтожили КВ-1. Их количество во время Второй мировой не было большим из-за того, что государство не могло найти средств на горючее и ремонт.

названия русских танков

Боевой «Иосиф Сталин»

Миру известна ещё одна победоносная мощная серия гусеничных машин. Названия российских танков ИС были посвящены Иосифу Сталину. ТТ создали специально для прорыва вражеских позиций. Поэтому каждый справлялся с поставленной задачей. ИС-2 был наиболее популярным среди всех ИСов. За пару дней он смог победить 17 вражеских машин и успешно прорывал оборону к Кенигсбергу и Берлину. Гусеничная машина прослужила российскому вооружению аж до 1995 года.

названия российских танков

Современные экспонаты

Уже после Второй мировой войны конструкторы проанализировали опыт боевых операций и стали разрабатывать ещё более мощные и крепкие машины. Первым из таких попыток стал Т-54. Он служил уже во второй половине XX века. И через несколько лет его модернизировали до версии 55. Эта гусеничная машина была настолько популярна, что служила до начала XXI столетия.

Названия танков России никогда не отличались особыми вариантами. Каждый из них имел лишь порядковый номер. Т-72 стал более поздним проектом. Танк проектировали в 1973 году и активно стали использовать через 10 лет. Он служил в Ливане и на Ближнем Востоке, а в 2008-м провёл успешную операцию в Цхинвале. В начале 90-х его усовершенствовали – был выпущен Т-90.

Немецкий опыт

Названия немецких танков всегда отличались яркими и запоминающимися именами. Так, во времена Второй мировой войны на вооружении Германии были «Пантера» и «Тигр» – наиболее популярные гусеничные машины. Они появились в 1943 году, чуть позже к ним присоединился модифицированный танк «Королевский тигр». Вообще, изначально немцы давали очень длинные имена своим бронированным машинам. Но на практике они их упрощали. Например, Pz.Kpfw. – это сокращённое слово Panzerkampfwagen, которое можно было перевести как «танк» или «бронированная боевая машина». Ausf – это Ausfuhrung, переводится с немецкого как «модификация». К таким длинным названиям обычно добавлялись ещё и буквенные обозначения прототипов. Помимо «Пантеры» и «Тигра» на немецком вооружении пребывали «Лев» и «Леопард-1».

Во время Второй мировой мир увидел и первые радиоуправляемые танки, которые назывались «Голиафами». Они были выпущены тиражом более 2500 штук. Их использовали с целью прохода по минному полю и разрушению защитных строений. Отдельного упоминания заслуживает легендарный «Маус», который должен был сносить всё на своём пути. Его бронезащита была максимальной, а по планам Гитлера это был проект «танка прорыва». В 1944 году было создано два опытных образца, которые могли бы послужить в боевых действиях. Но Гитлер приостановил производство из-за нехватки средств. Машине так и не суждено было поучаствовать в настоящем сражении.

Танк

«Маус»вовсе не походил на мышь. Это был 180-тонный монстр, который не мог пройти по мостам, но легко перемещался по дну реки. Когда Красная армия начала наступления, немцы не могли быстро эвакуировать два опытных образца и уничтожили их. Из частей разрушенных гусеничных машин собрали один, которые направили в Кубинку. Тут он остался навсегда – в Военно-историческом музее.

Оригинальные имена

Названия танков во времена Второй мировой войны и после неё были интересными. Обычно они популяризовали военачальников и других известных личностей. Американский М4 «Шерман» стал самым популярным в США и у их союзников. Он прославлял знаменитого генерала Уильяма Шермана. А вот в Англии знаменитым считался танк «Комета», который эффективно сражался с немецкими машинами и имел много родственных черт с «Шерманом» и «Файрфлаем».

Послевоенный период познакомил нас с усовершенствованными американцами: М26 «Першингом», названным так по имени генерала Джона Першинга, и М46 «Паттоном», его называли ещё «Генералом Паттоном». Британцы представили средний танк с оригинальным названием «Центурион». Эта гусеничная машина в 1960 года заменена на «Чифтена» (с английского переводится как «вождь»).

М46

Со временем конструкторы начали стараться сделать каждый танк специализированным. Поэтому одной из разведывательных машин стал «М41 «Уокер Бульдог», названный также в честь генерала. Его спроектировали уже после войны на смену знаменитому «Чаффику» или «Генералу Чаффи». Как показывает практика, в большинстве случаев танки во времена Второй мировой войны и после неё называли в честь великих генералов и тех, кто внёс огромный вклад в боевые действия. Особенно эта тенденция была популярна у британцев.

" src="https://static.life.ru/publications/2021/2/11/1102622679856.1377.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

12 марта 1944 года самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 была принята на вооружение РККА, а уже в апреле первые самоходки поступили в танковые части Красной армии. Этим машинам было суждено внести решающий вклад в разгром врага. Эффективность новейших "истребителей танков" оказалась значительно выше и позволила танкистам начать уничтожение немецкой бронетехники.

Расстрел на месте

ИСУ-122. Фото © Wikipedia

18 октября 1944 года Красная армия с боями ворвалась на территорию Восточной Пруссии. Первыми на восточно-германские земли вошли танковые части 1-й гвардейской Московско-Минской дивизии. Им навстречу были брошены лучшие и самые свежие резервы вермахта. Танки "Тигр" и "Пантера" были самым совершенным оружием рейха — их броня и орудия, доведённые до ума по итогам боевых действий на Восточном фронте, позволяли немцам яростно огрызаться и атаковать советские танки как в лоб, так и с фланга. Но постепенно эффективность немецких "кошек" начала падать — в конце января 1944 года на вооружение был принят танк Т-34-85, а уже в марте-апреле на передовой появились огромные самоходные пушки ИСУ-122.

Танк

Танк "Тигр". Фото © Getty Images / Interim Archives

"Летучий голландец": почему советские военные смертельно боялись самолёта Ан-22

Эта машина стала облегчённой версией "Зверобоя" — самоходки ИСУ-152, способной снести половину здания одним выстрелом. "Зверобой"-младший отличался от старшей версии машины возможностями по аннигиляции немецких танков: вместо 152-миллиметровой пушки в него установили 122-миллиметровое орудие, что позволило расширить боекомплект и увеличить эффективность. Но значительная часть "истребителей танков" до фронта так и не доехала. По словам военного эксперта, историка бронетехники Алексея Тарасова, боевая эффективность наступающих на Германию танковых армий была спорной.

Инженерное и техническое обеспечение было слабым, до места активных боевых действий большая часть "истребителей танков" так и не добралась. На фронт направлялись целые колонны самоходок, но почти всё сражение они отстояли по обочинам в состоянии "сломан и вытащить нечем". Полкам с такой техникой удавалось противостоять тяжёлой технике немцев, но нечасто — им для этого нужно было до немцев доехать

Военный эксперт, историк бронетехники

" ratio="1/1" src="https://static.life.ru/publications/2021/0/12/896556527964.0782.JPG" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

" ratio="1/1" src="https://static.life.ru/publications/2021/0/12/896556527964.0782.JPG" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

Прикрывавшие самоходки Т-34 не справлялись с огнём противника. Например, в одном из рапортов командиров 2-й танковой армии 1-го Украинского фронта эффективность "тигров" описана чёрным по белому.

© Память народа

Частично сместить баланс в свою пользу танковым войскам Красной армии помогли именно тяжёлые орудия и танки с более крупным вооружением, чем у Т-34. Пока "зверобои" ИСУ-152 пропалывали позиции противника 152-миллиметровыми снарядами, самоходки с 122-миллиметровой пушкой выходили в лоб и фланг к противнику, учиняя форменный геноцид. Этому способствовал не только талант командиров батарей, но и бедственное положение вермахта и Германии в целом. После 1943 года качество бронирования немецких танков заметно "просело" — "тигры" и "пантеры", выпускаемые на заводах, по своей надёжности значительно отличались от показанных Гитлеру машин.

"Морская Хиросима" и герой блокбастера: почему подлодку К-19 боялись советские и американские подводники

Проверку боем ИСУ-122 почти всегда проходили в условиях, когда группа прикрытия либо уничтожалась противником, либо не успевала подойти. Так, экипаж ИСУ-122 под командованием лейтенанта Ефима Дудника из 399-го гвардейского полка в битве за город Проскуров уничтожил восемь танков противника, а ИСУ-122 гвардии младшего лейтенанта Клименкова в одиночку с расстояния почти два километра расстреляла 11 танков противника.

Фото © Wikipedia

Расстрел "тигров" и "пантер" с дальней дистанции стал любимым занятием советских танкистов и в ходе наступления в последний год войны. Встречу с 25-килограммовым бронебойным снарядом не мог выдержать ни один танк. Даже крепкие САУ Ferdinand и Jagdtiger после попадания боеприпаса замирали на месте — энергии снаряда хватало, чтобы сорвать с креплений двигатель или трансмиссию. До сноса башен с корпуса, как после выстрела ИСУ-152, дело не доходило, но снаряды БР-471 позволяли ИСУ-122 выводить из боя даже "королевские тигры" — супертанки вермахта, созданные в противовес советским ударным машинам.

"Советский мул" и "летающий гроб": почему самолёт Ан-8 любили и смертельно боялись одновременно

Тактика быстрых прорывов и расстрела немцев из засады полностью оправдала себя. 20 января 1945 года в одном из последних боёв за Польшу ИСУ-122 под командованием лейтенанта Гущина уничтожила 11 танков противника под прикрытием тумана. Почти сразу после этого боя за "саблей" (так ИСУ-122 называли в войсках) закрепилось и другое прозвище — "сталинская молотилка". Эти машины сослужили службу и наступающим на Берлин пехотным частям: вместе с ИСУ-152 младшие самоходки занимались активной "расчисткой" той части столицы рейха, в которой враг упорно не желал сдаваться. Механик-водитель танка Т-34, ветеран Великой Отечественной Марк Злата так вспоминал об этой машине.

— Заняли перекрёсток. Два танка и две самоходки, разобрали сектора. Суток через двое примерно на нас немецкие танки пошли. По узким улицам маневрировать особенно некуда было — танки ещё могли двигаться, а вот у самоходок манёвра такого не было. Приняли бой, часа четыре перестреливались, в итоге потеряли один танк. Самоходки не шли на прорыв, выжидали, когда немцы высунутся. Как только они показались, одним махом три танка уничтожили: две "пантеры" и один "тигр", — вспоминал Злата.

И.Кошкин, январь 2002 г.

"Раз-два-три-четыре-пять
Вышел Шерман погулять"

Танк Шерман. Рис. Alex Lee
История танка Шерман начинается в 1939 году. Именно тогда американские военные, несколько ошарашенные масштабами танковых баталий Старого Света, вдруг вспомнили, что в американской армии количество этих полезных машин едва превышает три сотни. Причем с большинством из них европейские танки в одном ангаре бы не встали. Генералитет срочно потребовал дать армии средний танк. Надо сказать, что до этого момента американские конструкторы не делали средних танков и не знали чем последние должны отличаться, к примеру, от легких. Руководствуясь, в основном, слухами, которые разведка выдавала за разведданные, конструкторы решили, что средний танк должен быть больше чем легкий и иметь вооружение помощнее. Что понимается в Европе под мощным вооружением было неизвестно, поэтому было решено попросту воткнуть в танк восемь пулеметов и посмотреть, что получится. Так родился средний танк М2. Известно, что из шести членов комиссии Артиллерийского Департамента, первыми увидевшими новый танк, трое застрелились, двое упали в обморок, а один сделался буен и едва не загрыз главного конструктора. В результате вместо 1000 машин было изготовлено чуть меньше сотни, причем их сразу спрятали и никому не показывали. Некоторое их число чуть позже отправили в СССР. Русские в это время рубились с немцами где-то на Волге и готовы были считать танком любой фургон, лишь бы у него были гусеницы.

Поскольку в Америке русские методы управления конструкторским процессом считались предосудительными, то никого из конструкторов не расстреляли и даже не сослали на Юкон. Тем не менее, армии был нужен средний танк с мощным вооружением. Кто-то из конструкторов, брат которого воевал в Англии на Харрикейне, предложил довести число пулеметов до двенадцати, но всем уже было ясно, что основным оружием танка должна быть пушка. Оставался открытым воспрос - где эта пушка должна располагаться. Часть проектировщиков, так называемые "башнисты", считала, что согласно новейшим веяниям пушка должна располагаться в башне. Остальные, "корпусники", поднимали их на смех, утверждая, что только идиот воткнет мощную пушку в дурацкую вращающуюся конструкцию. По их мнению, лучшим местом для трехдюймового орудия будет какой-нибудь небольшой выступ на корпусе. В результате было принято компромиссное решение. На танк поставили две пушки, причем ту, что побольше - в корпус, а ту, что поменьше - в башню. При этом злые "корпусники", чтобы посмеяться над "башнистами" в ночь перед испытаниями присобачили на башню еще одну башенку, поменьше, с пулеметом. Дескать хотели башни - подавитесь. Танк назвали М3 "Генерал Ли", хотя многие возражали, считая, что в этом можно усмотреть китайское влияние. В этот раз никто из членов комиссии не застрелился, а в обморок упал только один, что сочли добрым знаком. Танки были отправлены в Африку, где в это время Роммель гонял англичан, останавливась только для того, чтобы намазаться кремом для загара и попить водички. Загнанные аж к Каиру англичане вежливо приняли заокеанский подарок, хотя что у них было на душе - не узнает никто. Эффективность танка превзошла все ожидания: при первом боевом столкновении экипажи трех новейших Pz IIIJ умерли от смеха и поле боя осталось за англичанами. Танк уважительно назвали "Последней надеждой Египта", на что кто-то из танкистов мрачно заметил, что если уж Египет может надеяться только на ЭТО, то Империи - конец. Скоро на театре боевых действий появились и американские танкисты. Немного повоевав, они потребовали, чтобы им дали танк с одной пушкой, но зато в башне. Многие инженеры возражали против такой революционной переделки конструкции, справедливо указывая на то, что в таком танке уже нельзя будет играть в бейсбол, а проекты оборудовать танк душевой окончательно канут в Лету. Но танкисты стояли на своем, указывая на то, что им стыдно воевать на танке, над которым смеются их английские и немецкие коллеги. На сторону танкистов стал генерал Паттон, пообещав пристрелить Главного Конструктора из своего любимого револьвера с перламутровой рукояткой, и инженеры, покряхтев, выдали, наконец, танк нормальной конструкции.

Немецкие солдаты потешаются над М3 Ли. Рис. А.Иванова
В этом танке как в зеркале отразились все особенности американской танкостроительной школы. В частности, американцы считали, что высота танка обязательно должна превышать его ширину. Кроме того, один из них, в свое время ездивший в командировку в Россию утверждал, что по русским требованиям пушка должна быть как можно короче, чтобы не втыкаться в землю. Ему указывали на то, что танк, обычно, ездит башней вверх, поэтому пушка никуда воткнуться не может, но конструктор уперся, и на танк воткнули пушку, которую у немцев или русских уже постеснялись бы поставить в танк. Новый танк назвали Шерман и отправили в Африку добивать немцев. Танки М3 опять загнали в РОссию - у русских на лето намечался крупный мордобой на какой-то дуге с труднопроизносимым названием, и они были готовы взять любой самоходный сарай, лишь бы у него была пушка. Немцы добивались с трудом, а их новейшие бронемонстры под названием "Тигр" быстро вбили в голову американских танкистов всемирную танкистскую мудрость: "Танки с танками не воюют. По-краней мере с "Тиграми" - точно". Американские танкисты чувствовали себя немного обманутыми - вроде получили, наконец, средний танк, и башня у него есть, а вот, опять не вытанцовывается. При высадке в Сицилии американские танкисты обогатились новым боевым опытом, который гласил, что в задницу можно подбить кого угодно, а также что наступать на врага, у которого нет нормальной противотанковой обороны - сущее удовольствие. Впереди была высадка во Франции.

Тем временем русские, выпрямившие, наконец, свою непонятную дугу, сообщили своим союзникам, что Тигр - это фигня, а вот есть у немцев еще одна кошка, "Пантера", так вот та - полный вперед. И вообще, в свете русского опыта, чем длиннее пушка на танке - тем лучше он справляется, если столкнется с танками противника. Конструкторы, наученные горьким опытом начали шевелиться быстрее и как раз к началу высадки в Нормандии представили два опытных образца с длинной, по американским меркам, пушкой. Но военные презрительно обфыркали новую машину, и с десантных катеров бодро запрыгали Шерманы с короткими пушками.

Первые же столкновения с немецкими танками вызвали шквал писем от танкистов к инженеров. Содержание большинства из них сводилось к перечислению того, что танкисты сделают с инженерами, если останутся живы. Надо сказать, что хитрые англичане, получавшие Шерманы от американцев, поставили в некоторые из них длиннющие противотанковые пушки и теперь смело дрались с немцами. Американцы же вынуждены были прибегать ко всевозможным тактическим приемам, военным хитростям и подлостям. В частности, однажды батальон Шерманов притворным бегством заманил несколько Пантер на берег моря. С трудом вскарабкавшиеся на гребень дюны Пантеры узрели наставленные на них жерла орудий главного калибра линкора "Нельсон". Линкор гнусно ухмыльнулся и со словами: "А ну, кто тут маленьких обижает", испарил две Пантеры, вынудив остальных спасаться бегством. Но, естественно, такое не могло продолжаться долго, Шерману была нужна более мощная пушка. Однако при проведении сравнительных испытаний выяснилось, что у длинной пушки слабее фугасный снаряд, меньше боекомплект и вообще, от нее дым и пыль. Военные заспорили. Одни утверждали, что танки с танками не воюют и вообще, пристрастие к длинным стволам говорит о проблемах в сексуальной сфере. Другие, особенно те, кто успел посидеть в Шерманах под огнем Пантер, лезли в драку и кричали, что сейчас разберутся, у кого какие проблемы. Паттон опять стал хвататься за револьвер, но наконец какой-то флегматичный техасец высказался в том смысле, что никто не мешает иметь во взводе и те и другие Шерманы. Снабженцы, которым не улыбалось снабжать танки двумя видами боеприпасов попытались, было, возбухнуть, но им пообщали устроить путешествие до Сен-Ло и обратно в Шерманах с короткими пушками, и те моментально заткнулись.

Ближе к осени 44-го года американские танкисты получили, наконец, Шерманы с длинной пушкой, хотя и немного. Проблемы это, однако, не решало, поэтому были придуманы новые хитрости. В частности, при столкновении с противником полагалось стрелять (и попадать) в него как можно чаще. Случалось, что молодые немецкие танкисты после этого вылезали из танков и ложились на землю, держась руками за уши. В это время их можно было брать голыми руками. Иногда американские танкисты обвешивали свой танк мешками с песком. Такой прием позволял резко увеличить скорость танка, сбросив все мешки разом, а также обмануть недалекий немецкий танк следующим диалогом:

Пантера: Простите, а Вы, случайно, не американский танк М4А3Е8 Шерман?

Шерман: Что Вы, мэм, мне такое и не выговорить.

Пантера: А кто же Вы тогда?

Шерман: По-моему, это очевидно. Я - кучка мешков с песком.

Пантера: А почему Вы тогда движетесь?

Шерман: Не вижу, почему кучка мешков с песком не может двигаться, если ей захочется. К тому же сегодня какой ветер.

Пантера: Так Вы точно не американский танк М4А3Е8 Шерман?

Шерман: Вы можете быть абсолютно уверены в этом.

После этого Пантера, обычно, отъезжала, только для того, чтобы получить бронебойный снаряд в корму. Еще одной военной хитростью было создание танка М4А3Е2 "Джумбо" (вопреки традиции называть свои танки в честь генералов - участников внутриамериканских разборок, этот танк был назван в честь слона, который умел летать на своих ушах). Этот танк, внешне похожий на обычный Шерман, был забронирован по самое не могу. В результате, один из немецких командиров, увидев, как Шерман движется после пятого попадания, заразительно рассмеялся, вылез из своего Тигра и сдался в плен. Говорят, он продолжал смеяться вплоть до самой репатриации.

В результате всех этих мероприятий, а также благодаря тому, что американские танкисты усвоили, наконец, мудрое правило, что семеро на одного - это в самый раз, большиство сражений американцы выигрывали. По-крайней мере, по очкам.

Несмотря на все эти недостатки, американские танкисты любили свои машины. Потому, что тех, кто их не любил переводили на "Стюарты", а с этих танков смеялись даже японцы. Кроме того танк был прост в обслуживании и фирма давала на него трехгодичную гарантию, а поврежденные танки обменивались в сервисных центрах на новые совершенно бесплатно. Танки неплохо ездили по ровным дорогам, а те, что были поставлены в РОссию - и по неровным. Кроме того, в Шермане командир имел отдельное рабочее место и мог во вемя боя вместо того, чтобы суматошно кидать снаряды в пушку почитать книжку или карту, послушать радио или посмотреть в наблюдательные приборы. Недаром, в СССР танк Шерман заслуженно получил почетное прозвище: "Лучший танк для службы в мирное время"

Наконец, нельзя не вспомнить и о темной странице в истории танка Шерман. Этот танк надолго стал символом угнетения чернокожего населения Америки. Дело в том, что заряжающим на Шерман часто ставили негра, и пока остальной экипаж двигал рычагами, стрелял из пушки и пулеметов, орал по радио и вообще занимался интересным делом, несчастный чернокожий танкист вынужден был монотонно кидать в пушку снаряды весом почти в семь кг. 90 снарядов, 600 кг переносил несчастный негр на руках от боеукладки к пушке. Некоторые расистски настроенные командиры Шерманов специально брали двойной запас снарядов, чтобы доставить несчастному заряжающему еще больше работы. И часто над полем битвы неслась, вплетаясь в гром выстрелов и рев двигателей, старинная песня, звучавшая когда-то над плантациями Алабамы и Луизианы:

Енота поймать нелегко, нелегко.
Хахай-эйхо.
Хозяин смеется а луна высоко
Хахай-эйхо.

Читайте также: