Последние месяцы дусе кошке уже описанной

Опубликовано: 14.05.2024

Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными: однородные придаточные.

Николенкова Н. В.

В сложноподчиненном предложении (СПП) может быть две части – одна главная, другая зависимая, придаточная. В этом случае сама постановка запятой проблем не вызывает, сложность здесь иного рода – способен ли пишущий увидеть, что его предложение сложное, состоит из двух частей. Другого рода сложности возникают при постановке знаков препинания в СПП, где к одной главной части относится несколько придаточных. Можно говорить о трех типах соединения придаточных частей с главной.

1. Все придаточные присоединяются к главной части, при этом между придаточными связи нет. Это неоднородное подчинение. Если выпадет снег, мы пойдем гулять, чтобы поиграть в снежки.

2. Все придаточные относятся к главной части, при этом являются однотипными, связаны между собой, относятся одному и тому же слову или одинаково характеризуют главную часть. Это однородное подчинение. Этой зимой все мечтают, когда же выпадет снег и люди смогут покататься на лыжах.

3. К главной части относится только первое из придаточных, остальные "по цепочке" связаны между собой. Это последовательное подчинение. Я расстроился, потому что услышал, что завтра опять будет идти дождь.

В данной работе мы хотели бы повторить правила расстановки знаков препинания в предложениях с однородными придаточными частями. Трудность для многих школьников заключается в том, что, научившись "считать" части СПП и ставить запятую на границе частей, они забывают следить за типом объединения придаточных частей с главной и между собой.

Между однородными придаточными частями знаки препинания ставят, используя правило расстановки запятых между однородными членами предложения [1] . Это означает, что:

1. Если части не соединены союзом, запятая ставится: Звери в лесу рассказывали друг другу, что у лисички избушка ледяная, что она растает с первыми лучами солнца, что тогда лисичка съест соседа и переберется к нему в дом.

2. Если две однородные части соединены неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, то между частями запятая не ставится: Добрый и глупый заяц надеялся, что за зиму они с лисой подружатся и что она уже не захочет есть ближайшего соседа и лучшего друга.

3. Если однородные части соединены повторяющимися союзами, перед каждой частью ставится запятая: Лиса мечтала, как она съест соседа, и как переберется в его добротную избушку, и как пригласит на новоселье всех подруг.

Несложное в своей формулировке правило создает, оказывается, массу проблем для пишущего. Дело в том, что часто школьники не способны увидеть однородности придаточных частей, не могут определить, как именно придаточные части характеризуют главную, к какому слову в ней относятся.

Для работы над правилом необходимо определять главную часть и обязательно задавать от нее вопрос для определения типа придаточных. Опираясь на собственный опыт, мы бы посоветовали начать работу с таких СПП, придаточные которых относятся к обстоятельственным типам (времени, причины, условия), но не с придаточных изъяснительных, однородность которых ряду школьников бывает труднее установить.

Однородность таких придаточных определяется тем, что они отвечают на один вопрос и вводятся одним и тем же союзным средством. У последнего в ряду придаточного союзное средство может быть опущено, но легко восстанавливается: Лиса съела зайчика (когда?), когда наступила весна и [когда] её домик растаял.

Задание 1. Найти главную часть, определить тип придаточных, расставить знаки препинания.

1. Мы сможем поехать на праздники домой если (во)время сдадим все зачеты если первый экзамен назначат не раньше 9 января и если нам выдадут ст…пендию.

2. Когда наступает время экзаменов и студенты заполняют библиотеки молоденькие библиотекарши пр…хорашиваются и стараются пр…нарядиться.

3. Сережа отрастил усы чтобы казаться старше своих лет и чтобы люди считали его студентом а не школьником.

4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни "тройки" мои родители будут расстроен…ы.

5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.

6. Онегину быстро наскучила деревня так как экономические реформы его не интересуют охоту он любит а красотой природы восхищаться не способен[2] .

7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны то в конце романа его ждал бы счастливый удел.

8. Чтобы дочь общалась в приличном с точки зрения отца обществе и чтобы нашла себе достойного жениха Фамусов устраивает дома балы.

9. Мцыри мечтает о жизни там где нет монастырских стен и жесткого расписания дня где дыш…т…ся воздухом свободы где люди вольны как орлы.

10. Печорин ухаживает за Мери чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедит…ся в своей способности оч…ровать любую девушку.

11. "Мертвые души" - поэма так как в ней присутствует (Л,л)ирический герой и так как многочисленные (Л,л)ирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему.

12. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони и когда утром следу…щего дня обнаруживает что старый дуб опять зазеленел в его сознании совершается переворот.

Однородность придаточных изъяснительных определить сложнее. Во-первых, не все школьники помнят, что придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы, поэтому задают вопрос к союзному средству, вводящему придаточное. К примеру, в предложении "Я спросил, почему он здесь" вопрос "о чем?" подменяется вопросом "зачем". Поэтому первая задача преподавателя – научить задавать вопрос. Во-вторых, однородные придаточные изъяснительные могут вводиться разными союзными средствами, например: "Я спросил, кто он и что он здесь делает". Для синтаксических разборов и построений схем дополнительную сложность создают неполные придаточные изъяснительные, когда несколько частей в ряду однородных представлены лишь одним союзным средством: "Я не знаю, кто, как, зачем и почему это сделал". В последнем примере перед нами 4 однородных придаточных, три из которых неполные.

Задание 2. Найдите однородные придаточные изъяснительные, расставьте знаки препинания.

1. Многие не понимают за(чем) надо учиться и по(чему) необходимо получить хорошее образование.

2. Он не предупредил нас что уезжает отдыхать и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке и что вернется на работу только в новом году.

3. Мне показалось будто из окна в доме (на)против на меня кто(то) пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим(то) наблюдением.

4. По заводу ходили слухи что руководство будет смещен…о что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде.

5. Читая роман я смог почу…ствовать что жизнь не изменилась с тех времен и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы [3] .

6. Ленский не понимает что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина лишь способ заставить Владимира злит…ся.

7. Пьер не знает еще как нужно вести себя в (П,п)етербургском обществе о чем можно и о чем нельзя говорить.

8. По описанию (М,м)осковского дворянства в 7 главе становится ясно что Пушкин опирается на (Г,г)рибоедовскую комедию и никаких новых черт в жителях Москвы поэт не видит.

9. Базаров не понимает (за)чем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь (не)нужными с его точки зрения вещами.

10. Обломов мечтает о том как будет проводить время в деревне как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрес…ным рощам.

Работа над однородными придаточными включает еще несколько более сложных моментов. Они отдельно разобраны в справочниках, но мы считаем, что их проработке в пособиях не уделяется должного внимания.

1. Союзы ЛИ…ИЛИ рассматриваются как повторяющиеся, следовательно, перед ИЛИ необходима запятая: "Надо подумать, надо ли есть его прямо сейчас, или это может подождать до лета", размышляла лисичка. Сложность применения этого правила заключается в том, что даже хорошо знающие теорию русского языка школьники забывают про ЛИ как подчинительный союз и часто просто не замечают его в предложении. Следовательно, надо лишь дать больше заданий с использованием союза ЛИ и союзов ЛИ…ИЛИ.

2. "Следует различать случаи, когда одиночный союз И соединяет однородныце придаточные части (запятая перед И не ставится), и случаи, когда союз И соединяет два независимых предложения или однородные члены в главной части, между которыми находится придаточная часть (запятая перед И ставится)" [4] . Пример, приведенный в справочнике Д.Э.Розенталя показывает, что есть предложения, которые можно истолковать двояко (В заметке указывается, что ожидаются заморозки и следует примять меры к защите овощей от холода – то есть информация об овощах есть в самой заметке. Постановка запятой перед И в том же предложении изменит смысл: заметка сообщает лишь о погоде). Возможность двоякого толкования говорит нам о том, что понимание фразы школьником и проверяющим вполне может быть разным, поэтому при отсутствии в тексте возможности однозначно понять фразу данный пункт правила следует рассматривать как факультативный. Такие проблемы могут вставать при разборе СПП с придаточными изъяснительными и меры.

Зато необходимость следить за постановкой закрывающей придаточную часть запятой в случае, если дальше идет продолжение главной части, гораздо более актуальна. Трансформируем пример Розенталя: В заметке указывается, что ожидаются заморозки, и даются советы по защите овощей от холода. Союз И соединяет однородные сказуемые главной части, внутри которой находится придаточная.

Проработке данных пунктов правила посвящено следующее задание.

Задание 3. Расставьте знаки препинания. Подумайте о том, в каких предложениях возможны два варианта: постановка запятой перед И и её отсутствие.

1. Трудно сказать стал ли бы Ленский настоящим поэтом или как и предполагал Пушкин его бы обыкновенный ждал удел.

2. Кто этот человек и (по)чему так разговаривает с ним Пьер не знает но чу…ствует что человек говорит правильно и это и есть нужная ему жизненная позиция.

3. Из монолога Чацкого мы можем узнать какие черты в (Ф,ф)амусовском обществе ему особенно чужды и делаем выводы о собственных взглядах героя на жизнь.

4. История Плюшкина так поражает читателей что на некоторое время заслоняет сюжет путешествия Чичикова и именно Плюшкин оказывается вторым главным персонажем "Мертвых душ".

5. Из письма Татьяны Онегин узнает что любим и понимает что Татьяна видит в нем романтического героя.

6. После разговора с князем Андреем Пьер размышляет станет ли он (по)прежнему придерживаться масонских позиций или надо принять взгляды друга на жизнь.

7. Обломов не понимает почему чтение современных книг и журналов оказывается столь важной частью "активной" жизни и именно это занятие должно доказать Ольге его любовь и пытается объяснить свою позицию Штольцу.

8. Наташа так сочувствует (С,с)онечкиному горю что принимается плакать вместе с ней и её лицо становится совсем (не)красивым.

9. Читая "Войну и мир" мы удивляемся что главные герои лишены внешней красоты и именно этот признак может служить критерием выявления любимых (Т,т)олстовских персонажей.

10. Герои "Вишневого сада" так (не)приспособлены к жизни что не видят неизбежности потери и даже постоянные напоминания Лопахина не заставляют их начать активные действия.

Из личного опыта. Есть еще одна ошибка, довольно часто встречающаяся в письменных работах. Её можно найти в такой фразе из сочинения: "*Андрей чувствовал, что Наташа очень хочет танцевать и, что она будет счастлива, если он пригласит её". Думается, подобная ошибка встречается часто и говорит о механической расстановке знаков перед каждой найденной частью СПП. Для борьбы с ней необходимо вспомнить о функции союза И в предложении – соединять между собой слова и части предложения. К сожалению, изучение правил и умение правильно дать их формулировки для устранения этой ошибки оказывается несколько бесполезным. Если пишущий не видит структуры предложения, она может вновь и вновь появляться.

Наш общий вывод заключается в следующем: при простоте формулировки правила о знаках препинания при однородных придаточных выполнение задачи отнюдь не такое уж и простое. Оно требует вдумчивого и внимательного отношения к предложению, его структуре и смыслу. Напоследок предлагаем задания, в котором собраны разные случаи разбираемого правила.

Задание 4. Расставьте знаки препинания. Определите типы придаточных. Найдите случаи однородного соединения придаточных.

Про Дусю и "Вискас".

Последние месяцы Дусе кошке уже описанной нами ранее стал надоедать её привычный рацион питания и она решила потребовать смены кошач…его корма. "Вискас" хотя и вкусный но несколько поднадоевший уже не мог удовлетворять всем её запросам и кошка стала думать о более изысканном питании. Дуся знала что рекламу консервов для кошек и собак показывают по телевизору и киска решила что никто не может лучше самого потребителя разобраться в рекламируемой продукции и что ей необходимо самостоятельно изучить новинки пищевой промышленности.

Когда хозяева ушли на работу кошка сразу же прыгнула на лежащий на журнальном столике пульт и телевизор включился. Такая ловкость сразу же увенчалась успехом и кошка просмотрела ролик о счастливом рыжем коте который питается только "Фрискасом" и которого хозяйка с трудом оторвала от пола в конце рекламной минуты. "Не знаю вкусны ли эти сухарики и содержаться ли в них необходимые моему кошачьему организму вещества но стать такой толстой я не желаю", - подумала грациозная Дуся и задремала ожидая когда закончится нудный фильм и начнут показывать рекламу.

Дуся не умела переключать каналы и ей пришлось ждать следующей рекламной паузы. К сожалению в двух следующих рекламных паузах ничего о кошачьей еде не было и Дусе пришлось ждать около получаса. Но зато были показаны сразу два ролика и Дуся послушала о питательных свойствах "Вкусных подушечек" и "Королевской кошки". Ей показалось странным что симпатичная белая киска не бежит к миске увидев в руках хозяйки голубой пакетик и что съев немножко она сразу же идет умываться. Ведь кошки не умеют врать и притворяться и в отличие от моделей они снимаются в рекламе просто из удовольствия.

После недолгих раздумий Дуся решила подкрепиться и перекусив привычным "Вискасом" вернулась в гостиную и еще немного посмотрела телевизор. Там как раз шла реклама в которой милая улыбчивая женщина открывала знакомый пакетик и изящная серая кошечка так похожая на саму Дусю стремглав неслась к миске. Киска из рекламы столь аппетитно поедала вкусные кусочки что Дусе захотелось добавки и она стремглав побежала на кухню доедать свою порцию.

Съев всю миску она вернулась на мягкий диван и легла спать уверенная что "Вискас" выпускается специально для таких грациозных красавиц как она и что это лучший кошачий корм на свете.

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Определите типы придаточных. Найдите случаи однородного соединения придаточных.

Никто в лесу уже и не помнит ела ли раньше Лиса зайцев или она предпочитала домашнюю птицу. Ведь непонятно почему вдруг Заяц и Лиса решили построить избушки рядом и отчего никто не сказал Зайцу что это опасно. Но факт остается фактом: избушки оказались так близко что из окошка одной было видно происходящее в другой и именно это стало первым шагом к трагедии.

Но звери смеялись сначала не над этим а над тем что Лиса оказалась глупой и её избушка была построен…а изо льда. Она же знала что после зимы наступает весна что на улице теплеет и лед сразу же та…т. Почему она выбрала столь странный материал и как ей отказал природный ум никому в лесу было неизвестно. Когда изба уже была построен…а и Лиса пригласила на новоселье звери начали тихонько посмеиваться. Лиса сразу даже не поняла что смешного в её домике и (от)чего гости хихикают.

Заяц тоже только после окончания строительства осознал как сглупил и отчаянно начал искать выход из создавшегося положения. Он почти не мог спать по ночам размышляя хорошо ли Лисонька поужинала или она вернулась из курятника голодной. Лисичка же не понимала что происходит в доме её соседа и почему он всю ночь ворочается и стонет и потом так стремительно пробегает мимо неё по утрам даже как следует не поздоровавшись. Она разволновалась и решила что потеря вежливости это следствие какой-то инфекции и необходимо купить энциклопедию про зайцев и изучить (З,з)аяч…и болезни.

Энциклопедия где описывались породы зайцев и в которой содержалась информация о болезнях этих зверей стоила так дорого что Лиса хотела отказаться от идеи разобраться со странным поведением соседа и только страх заразит…ся чем(то) (не)известным заставил совершить покупку. Читая толстую книгу Лиса узнала что зайцы имеют нежное мясо что могут считаться деликатесом и что они очень боятся Лис а Лисы любят на них охотиться. Лиса догадалась чем вызвано странное поведение Зайца и стала думать полакомиться ли соседом прямо завтра или она может потерпеть до лета когда по словам авторов книги зайцы имеют лучший вкус.

Когда солнышко начало припекать и Лиса каждое утро просыпалась с мокрой шерсткой из-за подта…вания избушки смеяться начал Заяц. Он решил что счастливо отделался от неуместного соседства и вся опасность позади так как за зиму Лиса ни разу и не попыталась на него поохотиться. Теперь по утрам он спрашивал у соседки как ей спалось и почему она неважно выглядит и что произошло с её нарядной шубкой. Хитрюга Лиса сетовала что спала плохо в домике мокро и что солнышко в окошко светит и не дает понежится и не знает она, Лисонька, как ей теперь быть. А сама принюхивалась пахнет ли от Зайца обещанным нежным ароматом или он должен еще немного попастись на лесных опушках.

Заяц так осмелел что и в дом к Лисе заходил и осматривал уже наполовину раста…вшее помещение. А Лиса размышляла как расставит мебель в домике Зайца и что надо купить для обновления (З,з)аяч…его интерьера.

Конец истории столь предсказуем что мы не будем излагать его подробно и наш рассказ не расстроит читателей до слез. Съев соседа Лиса согласилась с авторами энциклопедии что зайчатина должна входить в рацион любой уважающей себя лисы и данное мясо благотворно влияет на самочувствие хищницы и состояние её шубки. К тому же когда Лиса переселилась в лубяную избушку и по утрам на её шерстку не попадала влага она стала еще краше чем была прежде.

После этой истории Лиса поняла что ученье свет и только умение читать помогло ей не остаться бездомной. Она приспособила одну из комнат избушки под кабинет в котором учит читать разных лесных зверей (мышек птичек зайчиков) и где по вечерам пишет книги о влиянии разнообразного питания на организм лисичек.

1. Правило можно найти в: Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (любое издание). § 109; Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации (любое издание). § 35.

2. В заданиях используются цитаты из сочинений учащихся подготовительных курсов при филологическом факультете МГУ разных лет.

3. Продолжаем использовать реальные фразы школьников.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации (любое издание). § 35, примечание к п.3.

«Совсем недавно судьба в очередной раз свела меня с одним старым знакомым, Стасом, которого я не видел лет семь. В этой связи я и решил описать несколько епизодов из жизни этого беспезды знакового в моей жызни персонажа.

Когда мы с мишей учились в шестом классе, к нам привели Стаса. Человеком он был нихуя неадекватным, но вроде как не по своей вине. Страдал он от какого-то там отклонения типа нарколепсии (когда люди засыпают неожиданно), тока он не засыпал, а залипал. Наглухо причём. То исть сначала он во што-то фтыкал, а потом ни стого, ни с сего стопарился и пускал слюну. Приходил в себя только после того, как весь класс с криками «зырьте, ребза, у ебаната апять боторейки сели!» начинал отвешивать ему подзатыльники под затылок и подсрачники под сраку. За глаза ево называли дурачком, но говорить такое в лицо было как-то оскорбительно, поэтому обозвали стасика нейтрально - писюном.

Скоро в школе появилась и писюнова мама, которая почему-то слёту записала нас с мишей в писюновские друзья и много чё нам про нево поведала. Оказалось был целый список вещей - типа «цыклично движущихся блять объектов» и «изображений с яркой цветовой гаммой», - которые писюну нежелательно было наблюдать вапще, а то была опасность впасть в канкретна долговременный ступор или хуйвознаит чего ещё. Остаток того учебного дня миша провёл в тщетных потугах ввести писюна в кому - он ходил вокруг него кругами, изображая циклично двигающийся объект, а через равные промежутки времени вертел у того перед ебалом цветными карандашами, изображая яркую цветовую гамму. Периодически пристально смотрел в глаза. Хуй там. Писюн не поддавался.

После уроков мы втроём уже стояли в раздевалке. Раздосадованный такими несрастухами миша сурово, как блять берия, натягивал на себя свой любимый чудо-свитер, апогей суканах пост-модернизма, привезённый из каково-то Чуркистана. Это сейчас, с высоты, тыксызыть, своего опыта, я понимаю, што на етом предмете одежды силами таджикских ткачей, по совместительству наркоманов и дальтоников, художественными срецтвами был изображён героиновый приход, но в ту пору мы были свято уверены, што это пять зелёных всадников ловют чёрную рыбу в красном поле под палящим фиолетовым солнцем. Всякий раз, когда миша надевал ету паранойу, превращаясь в сплошное красно-фиолетовое пятно, у меня возникало навящивое желание обхватив голову руками бечь нахуй проч с криками типа «Нет! Нет! Только не мой мозг, ёбаные пришельцы!». Стоило мише выйти в етом свитере на улицу, как прохожие начинали шарахаццо в стороны, забывая о чём тока што думали, маленькие дети принимались плакать, а молодые барышни - обильно менструировать. У меня лично, как и у некоторых наших знакомых, свитер вызывал приступы тошноты и головокружения, поетому я старался смотреть по возможности в пол. То исть, как вы панимаити, на блёкло-сером раздевалочном фоне мишин свитер нихуёво выделялся. Да хули там, скажу больше - не существует в природе вапще такого фона, на котором этот ебучий аксессуар не выделялся бы нах. Хотя если вы блять нароете где-нить летающую тарелку с агромной надписью ЗЕМЛЯНЕ!МЫ ПРИШЛИ С МИРОМ! - то можете смело, одев мишин свитер, встать рядом - такие весчи идеально суканах дополняют друк друга.

Красное пятно блякнуло што-то вроде «щасливо, пацаны» и уплыло в сторону выхода. Оторвав глаза от пола, я увидел писюна. У писюна было такое ебало, как будто он всю сука ночь ловил чорную рыбу с зелёными всадниками и теперь стоял передо мной типа заёбанный - с подкашивающимися ногами, отклянченой губой и тупым взглядом. В тот раз он залип основательно, я ево минут 15 откачивал. Мише сказал сжечь свитер нахуй.
Дуся

Была у писюна кошка, звали Дусей. Дуся была нещадно пезданутое жывотное - въёбывалась с разбегу в стены, промахивалась нахуй мимо миски с молоком харей в пол, корчила непанятные ебала. Дусей, хстати, она была чиста формально, паскольку отзывалась и на Дусю, и на Васю с Петей, и на «пошла на хуй». В общем Дуся была не жилец палюбому - каску у неё снесло при рождении, и по законам природы она должна была скопытицца фпезду ещё в раннем децтве, когда вместо титьки тыкалась еблищем маме в сраку - но тут блять в планы естественнаго отбора вмешался известный гринписовец писюн. Дефективную Дусю он нарыл на какой-та памойке и припёр, естесна, в дом - ето паходу был ваще последний раз, когда писюн полноценно держал лохматую бестию в руках, патаму как, когда Дуся подросла и превратилась в трёхцветную лопоухо-косоглазую паибень, она начала двигацца и хуй ты её поймаешь блять. Двигалась Дуся оченно резво - создавалось впечатление што даже срала на ходу, а если задерживалась в адном месте больше десьти сикунд, значит либо спала, либо отъехала нахуй. Ну или задумалась - периодически с ней случались кратковременные приступы спокойствия: она ни с таво, ни с сево замирала, таращила косые банки в неизвесном направлении и напряжённо ожидала в какое полушарие ёбнет моча на етот раз - ну и в зависимости от результата через полторы секунды начинала отчаянно щемицца либо влево, либо вправо, затем обычно въёбывалась жбаном в стену, отскочив сломя голову хуярила в противоположную сторону, въёбывалась в дверь и ахуев от такого обилия препяцтвий начинала щемицца вверх па шторам. Там, где-нить сука под паталком вдруг опять замирала с таким ебалом типа «во, бля… где ето я. », снова задумывалась, неожиданно пукала, с перепугу въёбывалась тыквой в багету, падала сракой на подоконник и по новой начинала гонзать по жилплощади - шерсть дыбом, глаза на выкате блять. Мне думаецца, што именно так выглядел бы кошачий вариант гибрида Алины Кабаевой и Жанны сука Агузаровой. Наблюдая такую поеботу, миша неоднократно говорил писюну, типа «писюн, она у тебя походу слепая ваще…» «Да не, не… - успокаивал себя писюн - проста ёбнутая.»

Поначалу дусина движуха вызывала у меня дезориентацию и приступы марской болезни, а миша её ваще боялся и не любил совсем. Потомушто один раз, нихуя неразглядев Дусю на фоне писюновского ковра (связанного наверно тем же дальтоником, который мише свитер красный захуярил), миша наступил на ейный ебальник, а поскольку Дуся пачимуто мяукать не умела нихера, издавая заместо етого какие-то кряхтяще-пердящие гортанные звуки на манер тувинских духовых инструментов, она со всей своей кошачей пезданутости начала сцука страшным тувинским голосом орать - я, чесно признаюсь, малёха припустил жыдким в трусники, а вот 12-ти летний миша впервые в своей жызни схватился за серце, а когда отошёл, начал Дусю ненавидить лютой ненавистью.

И вот однажды, когда писюн в очередной раз ушёл посрать и залип в толчке на полчаса, разглядывая в унитазе чудные какашные узоры, мы с мишей остались тупить в писюновской комнате в два рыла. Тут я обратил внимание, што Дуся заговорщицки выглядывает из-за кресла и щуря один глаз палит в мишину сторону. Я мише ето дело показал и только хотел уже чё-то по этому поводу пиздануть, как вдруг миша, внук ворошиловского стрелка, нихуя не растерявшись, мощным вдохом собрал все плескавшиеся в голове сопли (грамм думаю 200, не меньше - зима была) и смачно с присвистом форчманул Дусе прям в летсо. Я даже растерялся как-то. Дуся пролетела всего-то метра полтора, зато с такими выебами, што Алине Кабаевой и не снилось нах.

Через пару дней Дуся начала по-маленьку облазить. Писюн говорил што ето на нервной почве, но мы-то с мишей знали, што после такого заряда гайморита в голову ваще не жывут - так што ей ещё повезло, можно сказать.

А писюновская мама походу стреманулась, што кошке настает постепенный пездец и купила писюну на замену большова такого хуйпойми африканского попугая по кличке Розелло нах. Продавец её пролечил што Розелло пездец какой умный и говорящий, схватывает типа всё на лету, хуй заткнёшь. Но Розелло почему-то оказался на редкость тупым ебланом. В течение недели мы с мишей учили его говорить одно единственное слово «писюн». День изо дня мы ебли ему мозг часа наверна по два, штоб не спизднуть, »… писюн, писюн, писюн,… говори сука ебаная - писюн, писюн… вот веть педораз… писюн, писюн» - ну и в таком духе; под конец даже нещасная облезлая Дуся, не выдержав такова напора, корча ебало и заикаясь начала гудеть што-то подозрительно напоминающее слово «писюн», лишь бы мы заткнулись нахуй. А Розелле хоть бы хуй - сидел в углу клетки, таращил полные непонимания глаза и обильно серил.

Миша уже хотел писюна разачаравать, типа «писюн, он у тебя походу глухой ваще.», но как выяснилось, Розелло был нихуя не глухой, а даже савсем наоборот. Всё это время хитрый пернатый слушал… набирался, тыксызыть, сеансу. Через пару недель етот пидар выдал всё - и «писюн», и «сука ебаная», и «педораз» с «мудаком», и ещё целый ряд окологинекологических терминов, смысл которых я узнал только несколько лет спустя. Писюн с мамой были в шоке канешна. И веть, што характерно, не наебал продавец - действительно хуй заткнёшь. В качестве бесплатного дополнения к выученным словам Розелло научился кряхтеть, пердеть, лихо подражать звуку проезжающего трамвая и звонко посвистывать. Причём делал он ето, походу, круглосуточно, потому как писюн приходил в школу с таким помятым видом, как будто всю ночь катался на трамвае в шумной компании милицейских свистков. К тому же, по ево словам, Дуся сильно нервничала.

А Дуся на самом деле сходила нахуй с ума. То исть она и так была припизднута нехуёво, но с появлением Розеллы её стали покидать последние остатки разума. Если раньше Дуся слушала тока то, што пиздят голоса в ейной голове, то теперь к этой неебической толпе добавился и левитан с крыльями, который походу наглухо забивал Дусе все сигналы с Марса. Ну и в один прекрасный день мы с мишей стали свидетелями таво, как Дуся, чуйствуя видимо близкую кончину от помутнения рассудка, решила напоследок во што бы то ни стало вточить говорящего окорока. Сам Розелло к тому моменту времени уже надрочился открывать клетку изнутри и по-хозяйски вылазить на крышу подышать воздухом, причём проделывал всё это не прекращая пездеть ни на секунду ваще. С крыши своей клетки Роз

III. Легче всего расставить знаки, если перед вами сложносочиненное предложением, части которого соединены более чем одним "и". В этом случае

Пунктуация в предложениях с союзом "и". (ставить ли запятую перед союзом?)

Другие материалы по предмету

Про Дусю и "Вискас".

Последние месяцы Дусе - кошке уже описанной нами ранее - стал надоедать её привычный рацион питания и она решила потребовать смены кошач…его корма. "Вискас" хотя и вкусный но несколько поднадоевший уже не мог удовлетворять всем её запросам и кошка стала думать о более изысканном питании. Дуся знала что рекламу консервов для кошек и собак показывают по телевизору и киска решила что никто не может лучше самого потребителя разобраться в рекламируемой продукции и что ей необходимо самостоятельно изучить новинки пищевой промышленности.

Когда хозяева ушли на работу кошка сразу же прыгнула на лежащий на журнальном столике пульт и телевизор включился. Такая ловкость сразу же увенчалась успехом и кошка просмотрела ролик о счастливом рыжем коте который питается только "Фрискасом" и которого хозяйка с трудом оторвала от пола в конце рекламной минуты. "Не знаю вкусны ли эти сухарики и содержаться ли в них необходимые моему кошачьему организму вещества но стать такой толстой я не желаю", - подумала грациозная Дуся и задремала ожидая когда закончится нудный фильм и начнут показывать рекламу. Дуся не умела переключать каналы и ей пришлось ждать следующей рекламной паузы.

К сожалению в двух следующих рекламных паузах ничего о кошачьей еде не было и Дусе пришлось ждать около получаса. Но зато в 14.32 были показаны сразу два ролика и Дуся послушала о питательных свойствах "Вкусных подушечек" и "Королевской кошки". Ей показалось странным что симпатичная белая киска не бежит к миске увидев в руках хозяйки голубой пакетик и что съев немножко она сразу же идет умываться. Ведь кошки не умеют врать и притворяться и в отличие от моделей они снимаются в рекламе просто из удовольствия. После недолгих раздумий Дуся решила подкрепиться и перекусив привычным "Вискасом" вернулась в гостиную и еще немного посмотрела телевизор. Там как раз шла реклама в которой милая улыбчивая женщина открывала знакомый пакетик и изящная серая кошечка так похожая на саму Дусю стремглав неслась к миске. Киска из рекламы столь аппетитно поедала вкусные кусочки что Дусе захотелось добавки и она стремглав побежала на кухню доедать свою порцию. Съев всю миску она вернулась на мягкий диван и легла спать уверенная что "Вискас" выпускается специально для таких грациозных красавиц как она и что это лучший кошачий корм на свете.

Комментарии

1. Для учителя: обычно в пособиях, где есть разбираемое правило, оно стоит после темы "Знаки в ССП". Есть несколько работ (не из самых распространенных), где правило вынесено после однородных членов. Мы настоятельно рекомендуем разбираться с "и" только после изучения всего объема знаков в простом и сложном предложении, особенно важно до начала работы с ним повторить сложноподчиненное предложение.

2. Ошибка в первом примере, запятая должна разделить части сложного предложения.

3. Использована подборка из авторской коллекции сочинений слушателей подготовительного отделения МГУ и подготовительных курсов филологического факультета МГУ разных лет. Многие фразы из задания, как и фразы в тексте статьи, специально составлены автором. В примерах есть несколько фраз, услышанных во время просмотра информационных программ на разных каналах.

4. Это А.С.Пушкин, далее мы продолжим сами.

5. Обращаем ваше внимание, что можно переделать фразу так, что и перед первым "и" запятой не будет: надо убрать "сегодня", тогда первое обстоятельство времени можно рассмотреть как общий член обстоятельство времени к двум частям сложного предложения.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. АСТ, М., 1997, С. 33; эта формулировка присутствует практически во всех изданиях справочника по пунктуации в разделе "Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами".

Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными: однородные придаточные.

Николенкова Н. В.

В сложноподчиненном предложении (СПП) может быть две части – одна главная, другая зависимая, придаточная. В этом случае сама постановка запятой проблем не вызывает, сложность здесь иного рода – способен ли пишущий увидеть, что его предложение сложное, состоит из двух частей. Другого рода сложности возникают при постановке знаков препинания в СПП, где к одной главной части относится несколько придаточных. Можно говорить о трех типах соединения придаточных частей с главной.

1. Все придаточные присоединяются к главной части, при этом между придаточными связи нет. Это неоднородное подчинение. Если выпадет снег, мы пойдем гулять, чтобы поиграть в снежки.

2. Все придаточные относятся к главной части, при этом являются однотипными, связаны между собой, относятся одному и тому же слову или одинаково характеризуют главную часть. Это однородное подчинение. Этой зимой все мечтают, когда же выпадет снег и люди смогут покататься на лыжах.

3. К главной части относится только первое из придаточных, остальные "по цепочке" связаны между собой. Это последовательное подчинение. Я расстроился, потому что услышал, что завтра опять будет идти дождь.

В данной работе мы хотели бы повторить правила расстановки знаков препинания в предложениях с однородными придаточными частями. Трудность для многих школьников заключается в том, что, научившись "считать" части СПП и ставить запятую на границе частей, они забывают следить за типом объединения придаточных частей с главной и между собой.

Между однородными придаточными частями знаки препинания ставят, используя правило расстановки запятых между однородными членами предложения [1] . Это означает, что:

1. Если части не соединены союзом, запятая ставится: Звери в лесу рассказывали друг другу, что у лисички избушка ледяная, что она растает с первыми лучами солнца, что тогда лисичка съест соседа и переберется к нему в дом.

2. Если две однородные части соединены неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, то между частями запятая не ставится: Добрый и глупый заяц надеялся, что за зиму они с лисой подружатся и что она уже не захочет есть ближайшего соседа и лучшего друга.

3. Если однородные части соединены повторяющимися союзами, перед каждой частью ставится запятая: Лиса мечтала, как она съест соседа, и как переберется в его добротную избушку, и как пригласит на новоселье всех подруг.

Несложное в своей формулировке правило создает, оказывается, массу проблем для пишущего. Дело в том, что часто школьники не способны увидеть однородности придаточных частей, не могут определить, как именно придаточные части характеризуют главную, к какому слову в ней относятся.

Для работы над правилом необходимо определять главную часть и обязательно задавать от нее вопрос для определения типа придаточных. Опираясь на собственный опыт, мы бы посоветовали начать работу с таких СПП, придаточные которых относятся к обстоятельственным типам (времени, причины, условия), но не с придаточных изъяснительных, однородность которых ряду школьников бывает труднее установить.

Однородность таких придаточных определяется тем, что они отвечают на один вопрос и вводятся одним и тем же союзным средством. У последнего в ряду придаточного союзное средство может быть опущено, но легко восстанавливается: Лиса съела зайчика (когда?), когда наступила весна и [когда] её домик растаял.

Задание 1. Найти главную часть, определить тип придаточных, расставить знаки препинания.

1. Мы сможем поехать на праздники домой если (во)время сдадим все зачеты если первый экзамен назначат не раньше 9 января и если нам выдадут ст…пендию.

2. Когда наступает время экзаменов и студенты заполняют библиотеки молоденькие библиотекарши пр…хорашиваются и стараются пр…нарядиться.

3. Сережа отрастил усы чтобы казаться старше своих лет и чтобы люди считали его студентом а не школьником.

4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни "тройки" мои родители будут расстроен…ы.

5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.

6. Онегину быстро наскучила деревня так как экономические реформы его не интересуют охоту он любит а красотой природы восхищаться не способен[2] .

7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны то в конце романа его ждал бы счастливый удел.

8. Чтобы дочь общалась в приличном с точки зрения отца обществе и чтобы нашла себе достойного жениха Фамусов устраивает дома балы.

9. Мцыри мечтает о жизни там где нет монастырских стен и жесткого расписания дня где дыш…т…ся воздухом свободы где люди вольны как орлы.

10. Печорин ухаживает за Мери чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедит…ся в своей способности оч…ровать любую девушку.

11. "Мертвые души" - поэма так как в ней присутствует (Л,л)ирический герой и так как многочисленные (Л,л)ирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему.

12. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони и когда утром следу…щего дня обнаруживает что старый дуб опять зазеленел в его сознании совершается переворот.

Однородность придаточных изъяснительных определить сложнее. Во-первых, не все школьники помнят, что придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы, поэтому задают вопрос к союзному средству, вводящему придаточное. К примеру, в предложении "Я спросил, почему он здесь" вопрос "о чем?" подменяется вопросом "зачем". Поэтому первая задача преподавателя – научить задавать вопрос. Во-вторых, однородные придаточные изъяснительные могут вводиться разными союзными средствами, например: "Я спросил, кто он и что он здесь делает". Для синтаксических разборов и построений схем дополнительную сложность создают неполные придаточные изъяснительные, когда несколько частей в ряду однородных представлены лишь одним союзным средством: "Я не знаю, кто, как, зачем и почему это сделал". В последнем примере перед нами 4 однородных придаточных, три из которых неполные.

Задание 2. Найдите однородные придаточные изъяснительные, расставьте знаки препинания.

1. Многие не понимают за(чем) надо учиться и по(чему) необходимо получить хорошее образование.

2. Он не предупредил нас что уезжает отдыхать и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке и что вернется на работу только в новом году.

3. Мне показалось будто из окна в доме (на)против на меня кто(то) пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим(то) наблюдением.

4. По заводу ходили слухи что руководство будет смещен…о что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде.

5. Читая роман я смог почу…ствовать что жизнь не изменилась с тех времен и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы [3] .

6. Ленский не понимает что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина лишь способ заставить Владимира злит…ся.

7. Пьер не знает еще как нужно вести себя в (П,п)етербургском обществе о чем можно и о чем нельзя говорить.

8. По описанию (М,м)осковского дворянства в 7 главе становится ясно что Пушкин опирается на (Г,г)рибоедовскую комедию и никаких новых черт в жителях Москвы поэт не видит.

9. Базаров не понимает (за)чем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь (не)нужными с его точки зрения вещами.

10. Обломов мечтает о том как будет проводить время в деревне как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрес…ным рощам.

Работа над однородными придаточными включает еще несколько более сложных моментов. Они отдельно разобраны в справочниках, но мы считаем, что их проработке в пособиях не уделяется должного внимания.

1. Союзы ЛИ…ИЛИ рассматриваются как повторяющиеся, следовательно, перед ИЛИ необходима запятая: "Надо подумать, надо ли есть его прямо сейчас, или это может подождать до лета", размышляла лисичка. Сложность применения этого правила заключается в том, что даже хорошо знающие теорию русского языка школьники забывают про ЛИ как подчинительный союз и часто просто не замечают его в предложении. Следовательно, надо лишь дать больше заданий с использованием союза ЛИ и союзов ЛИ…ИЛИ.

2. "Следует различать случаи, когда одиночный союз И соединяет однородныце придаточные части (запятая перед И не ставится), и случаи, когда союз И соединяет два независимых предложения или однородные члены в главной части, между которыми находится придаточная часть (запятая перед И ставится)" [4] . Пример, приведенный в справочнике Д.Э.Розенталя показывает, что есть предложения, которые можно истолковать двояко (В заметке указывается, что ожидаются заморозки и следует примять меры к защите овощей от холода – то есть информация об овощах есть в самой заметке. Постановка запятой перед И в том же предложении изменит смысл: заметка сообщает лишь о погоде). Возможность двоякого толкования говорит нам о том, что понимание фразы школьником и проверяющим вполне может быть разным, поэтому при отсутствии в тексте возможности однозначно понять фразу данный пункт правила следует рассматривать как факультативный. Такие проблемы могут вставать при разборе СПП с придаточными изъяснительными и меры.

Зато необходимость следить за постановкой закрывающей придаточную часть запятой в случае, если дальше идет продолжение главной части, гораздо более актуальна. Трансформируем пример Розенталя: В заметке указывается, что ожидаются заморозки, и даются советы по защите овощей от холода. Союз И соединяет однородные сказуемые главной части, внутри которой находится придаточная.

Проработке данных пунктов правила посвящено следующее задание.

Задание 3. Расставьте знаки препинания. Подумайте о том, в каких предложениях возможны два варианта: постановка запятой перед И и её отсутствие.

1. Трудно сказать стал ли бы Ленский настоящим поэтом или как и предполагал Пушкин его бы обыкновенный ждал удел.

2. Кто этот человек и (по)чему так разговаривает с ним Пьер не знает но чу…ствует что человек говорит правильно и это и есть нужная ему жизненная позиция.

3. Из монолога Чацкого мы можем узнать какие черты в (Ф,ф)амусовском обществе ему особенно чужды и делаем выводы о собственных взглядах героя на жизнь.

4. История Плюшкина так поражает читателей что на некоторое время заслоняет сюжет путешествия Чичикова и именно Плюшкин оказывается вторым главным персонажем "Мертвых душ".

5. Из письма Татьяны Онегин узнает что любим и понимает что Татьяна видит в нем романтического героя.

6. После разговора с князем Андреем Пьер размышляет станет ли он (по)прежнему придерживаться масонских позиций или надо принять взгляды друга на жизнь.

7. Обломов не понимает почему чтение современных книг и журналов оказывается столь важной частью "активной" жизни и именно это занятие должно доказать Ольге его любовь и пытается объяснить свою позицию Штольцу.

8. Наташа так сочувствует (С,с)онечкиному горю что принимается плакать вместе с ней и её лицо становится совсем (не)красивым.

9. Читая "Войну и мир" мы удивляемся что главные герои лишены внешней красоты и именно этот признак может служить критерием выявления любимых (Т,т)олстовских персонажей.

10. Герои "Вишневого сада" так (не)приспособлены к жизни что не видят неизбежности потери и даже постоянные напоминания Лопахина не заставляют их начать активные действия.

Из личного опыта. Есть еще одна ошибка, довольно часто встречающаяся в письменных работах. Её можно найти в такой фразе из сочинения: "*Андрей чувствовал, что Наташа очень хочет танцевать и, что она будет счастлива, если он пригласит её". Думается, подобная ошибка встречается часто и говорит о механической расстановке знаков перед каждой найденной частью СПП. Для борьбы с ней необходимо вспомнить о функции союза И в предложении – соединять между собой слова и части предложения. К сожалению, изучение правил и умение правильно дать их формулировки для устранения этой ошибки оказывается несколько бесполезным. Если пишущий не видит структуры предложения, она может вновь и вновь появляться.

Наш общий вывод заключается в следующем: при простоте формулировки правила о знаках препинания при однородных придаточных выполнение задачи отнюдь не такое уж и простое. Оно требует вдумчивого и внимательного отношения к предложению, его структуре и смыслу. Напоследок предлагаем задания, в котором собраны разные случаи разбираемого правила.

Задание 4. Расставьте знаки препинания. Определите типы придаточных. Найдите случаи однородного соединения придаточных.

Про Дусю и "Вискас".

Последние месяцы Дусе кошке уже описанной нами ранее стал надоедать её привычный рацион питания и она решила потребовать смены кошач…его корма. "Вискас" хотя и вкусный но несколько поднадоевший уже не мог удовлетворять всем её запросам и кошка стала думать о более изысканном питании. Дуся знала что рекламу консервов для кошек и собак показывают по телевизору и киска решила что никто не может лучше самого потребителя разобраться в рекламируемой продукции и что ей необходимо самостоятельно изучить новинки пищевой промышленности.

Когда хозяева ушли на работу кошка сразу же прыгнула на лежащий на журнальном столике пульт и телевизор включился. Такая ловкость сразу же увенчалась успехом и кошка просмотрела ролик о счастливом рыжем коте который питается только "Фрискасом" и которого хозяйка с трудом оторвала от пола в конце рекламной минуты. "Не знаю вкусны ли эти сухарики и содержаться ли в них необходимые моему кошачьему организму вещества но стать такой толстой я не желаю", - подумала грациозная Дуся и задремала ожидая когда закончится нудный фильм и начнут показывать рекламу.

Дуся не умела переключать каналы и ей пришлось ждать следующей рекламной паузы. К сожалению в двух следующих рекламных паузах ничего о кошачьей еде не было и Дусе пришлось ждать около получаса. Но зато были показаны сразу два ролика и Дуся послушала о питательных свойствах "Вкусных подушечек" и "Королевской кошки". Ей показалось странным что симпатичная белая киска не бежит к миске увидев в руках хозяйки голубой пакетик и что съев немножко она сразу же идет умываться. Ведь кошки не умеют врать и притворяться и в отличие от моделей они снимаются в рекламе просто из удовольствия.

После недолгих раздумий Дуся решила подкрепиться и перекусив привычным "Вискасом" вернулась в гостиную и еще немного посмотрела телевизор. Там как раз шла реклама в которой милая улыбчивая женщина открывала знакомый пакетик и изящная серая кошечка так похожая на саму Дусю стремглав неслась к миске. Киска из рекламы столь аппетитно поедала вкусные кусочки что Дусе захотелось добавки и она стремглав побежала на кухню доедать свою порцию.

Съев всю миску она вернулась на мягкий диван и легла спать уверенная что "Вискас" выпускается специально для таких грациозных красавиц как она и что это лучший кошачий корм на свете.

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Определите типы придаточных. Найдите случаи однородного соединения придаточных.

Никто в лесу уже и не помнит ела ли раньше Лиса зайцев или она предпочитала домашнюю птицу. Ведь непонятно почему вдруг Заяц и Лиса решили построить избушки рядом и отчего никто не сказал Зайцу что это опасно. Но факт остается фактом: избушки оказались так близко что из окошка одной было видно происходящее в другой и именно это стало первым шагом к трагедии.

Но звери смеялись сначала не над этим а над тем что Лиса оказалась глупой и её избушка была построен…а изо льда. Она же знала что после зимы наступает весна что на улице теплеет и лед сразу же та…т. Почему она выбрала столь странный материал и как ей отказал природный ум никому в лесу было неизвестно. Когда изба уже была построен…а и Лиса пригласила на новоселье звери начали тихонько посмеиваться. Лиса сразу даже не поняла что смешного в её домике и (от)чего гости хихикают.

Заяц тоже только после окончания строительства осознал как сглупил и отчаянно начал искать выход из создавшегося положения. Он почти не мог спать по ночам размышляя хорошо ли Лисонька поужинала или она вернулась из курятника голодной. Лисичка же не понимала что происходит в доме её соседа и почему он всю ночь ворочается и стонет и потом так стремительно пробегает мимо неё по утрам даже как следует не поздоровавшись. Она разволновалась и решила что потеря вежливости это следствие какой-то инфекции и необходимо купить энциклопедию про зайцев и изучить (З,з)аяч…и болезни.

Энциклопедия где описывались породы зайцев и в которой содержалась информация о болезнях этих зверей стоила так дорого что Лиса хотела отказаться от идеи разобраться со странным поведением соседа и только страх заразит…ся чем(то) (не)известным заставил совершить покупку. Читая толстую книгу Лиса узнала что зайцы имеют нежное мясо что могут считаться деликатесом и что они очень боятся Лис а Лисы любят на них охотиться. Лиса догадалась чем вызвано странное поведение Зайца и стала думать полакомиться ли соседом прямо завтра или она может потерпеть до лета когда по словам авторов книги зайцы имеют лучший вкус.

Когда солнышко начало припекать и Лиса каждое утро просыпалась с мокрой шерсткой из-за подта…вания избушки смеяться начал Заяц. Он решил что счастливо отделался от неуместного соседства и вся опасность позади так как за зиму Лиса ни разу и не попыталась на него поохотиться. Теперь по утрам он спрашивал у соседки как ей спалось и почему она неважно выглядит и что произошло с её нарядной шубкой. Хитрюга Лиса сетовала что спала плохо в домике мокро и что солнышко в окошко светит и не дает понежится и не знает она, Лисонька, как ей теперь быть. А сама принюхивалась пахнет ли от Зайца обещанным нежным ароматом или он должен еще немного попастись на лесных опушках.

Заяц так осмелел что и в дом к Лисе заходил и осматривал уже наполовину раста…вшее помещение. А Лиса размышляла как расставит мебель в домике Зайца и что надо купить для обновления (З,з)аяч…его интерьера.

Конец истории столь предсказуем что мы не будем излагать его подробно и наш рассказ не расстроит читателей до слез. Съев соседа Лиса согласилась с авторами энциклопедии что зайчатина должна входить в рацион любой уважающей себя лисы и данное мясо благотворно влияет на самочувствие хищницы и состояние её шубки. К тому же когда Лиса переселилась в лубяную избушку и по утрам на её шерстку не попадала влага она стала еще краше чем была прежде.

После этой истории Лиса поняла что ученье свет и только умение читать помогло ей не остаться бездомной. Она приспособила одну из комнат избушки под кабинет в котором учит читать разных лесных зверей (мышек птичек зайчиков) и где по вечерам пишет книги о влиянии разнообразного питания на организм лисичек.

1. Правило можно найти в: Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (любое издание). § 109; Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации (любое издание). § 35.

2. В заданиях используются цитаты из сочинений учащихся подготовительных курсов при филологическом факультете МГУ разных лет.

3. Продолжаем использовать реальные фразы школьников.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации (любое издание). § 35, примечание к п.3.

Будь у нас вИдение, как у просветленного буддийского монаха или младенца или кошки, то рано утром, в одной из ветеринарных клиник благословенного Бобруйска, мы бы наблюдали такую картину. В приемной появились трое. Юная девица с кричаще яркими фиолетовыми волосами и жуткой зеленой прядью, одетая в белое, оборванное платье, вся какая-то несуразная и острая: нос, коленки, локти, взгляд. Дополняли картину армейские берцы и старый двухкассетник, на ручке которого был кокетливо повязан голубой атласный бант, каковой одно время модно было нацеплять на изгиб, т.е. гриф гитары желтой. Такой же бант был и у стоявшей рядом с девицей кошке. На шее, естественно. И все бы хорошо, если бы кошка была красивой и изнеженной домашней кисой, но на этом трехцветном, ободранном и злобном представителе домашних Мурок бантик выглядел очень дико. Третье создание описать трудно. Это была Сущность, переливающаяся всеми цветами радуги. Оглядевшись, они подошли к компьютеру, девица включила его и, когда он загрузился, троица, переговариваясь и переругиваясь, нашла в нем график дежурств.

- Вот он, подлец! - прошипела кошка, - придет уже через, - она посмотрела на часы на мониторе, - через пару часиков.

- И что мы будем с ним делать? - спросила девица.

Сущность взволнованно заколыхалась и сказала, что у нее есть план.

А в это время ветеринар Сергей Павлович, с говорящей и широко известной фамилией Собакевич, мирно чистил зубы и собирался завтракать, даже не подозревая, что сегодня будет самый страшный день в его жизни. А все потому. Нет, начать надо с самого начала.

Муза Агриппина родилась музой, но, как и всем, пришлось ей ходить в школу и обучаться ремеслу. Какому? Вдохновенному, конечно! Чтобы правильно вдохновить, подкинуть идею, поддержать, когда никто в тебя не верит и разогнать особо рьяных хулителей. Училась она не 10 и не 15 лет, конечно, а намного больше, так как материя вдохновения - штука тонкая и суеты абсолютно не терпит. На выпускных экзаменах строптивая Агриппина прежде всего объявила, что отказывается от традиционной лиры и меняет ее на балалайку. Тут же предъявила инструмент, с кокетливым голубым бантом на грифе. Комиссия представила себе утонченную Музу с балалайкой и некрасиво и обидно рассмеялась, девицу выгнали под домашний арест и назначили переэкзаменовку. Агриппина озлилась, покрасила волосы в дерзкий фиолетовый, прибавив к нему прядь цвета зеленой травы, от чего на ее шевелюру больно стало смотреть, сбегала в подземное царство и слегка подразнила Цербера, паря над трехголовым псом и немузыкально тренькая на балалайке. Зная, что своих трогать нельзя, собака некоторое время мужественно терпела, но услышав "Реквием" Моцарта в балалаечном варианте, не выдержала и кинулась. Агриппина поворачивалась и тем боком и этим и платье страж подземного мира порвал ей мастерски. Раздобыв где-то старый магнитофон и записав "Орфея и Эвридику" на кассету, она предъявила этот набор и свою новую внешность комиссии и решительно отказалась что-то менять. О том, что в сумке у нее также есть кассеты с записями Rammstein и Led Zeppelin, для особо нечувствительных личностей, а так же о том, что берцы она выбрала, чтобы хорошенько пинать непонятливых людей, она умолчала. Комиссия глубоко задумалась и попросила Агриппину подождать за дверью.

- А давайте сделаем доброе дело? - сказал кто-то.

- Прикрепим к этой девчонке кошку Дусю.

- И что в этом будет доброго?

- Мы избавимся от обеих!

Каждому известно, что у Музы есть спутник - кошка - проводник в мир людей, иначе Музе - небесному и эфирному существу, никак бы не попасть в это грубое, материальное общество, где не слышат чужие мысли, где врут, где не верят в фей и карму и где все очень, очень запущено. А кошка, она везде найдет дорогу и уж ежели она не сможет достучаться до чьего-то сердца. То тут уже мало кто или что помочь может, но шанс дается всем.

Кошка Дуся прожила свои 9 жизней и за хорошее поведение и гармоничное развитие, была поощрена повышением - в спутницы вдохновительниц рода человеческого. Это небесные бюрократы считали, что она прожила 9 жизней, с этим Дуся была категорически не согласна. Судите сами, можно ли считать жизнью пару минут? Да и то, балансируя между мирами и, в конце концов, свалившись в темноту и новое перерождение? А все потому, что вселилась Дусина душа в котенка, который рос, рос у мамы кошки в животе, а потом эта прямо-таки скажем неидеальная и сильно беременная мамаша гонялась за бабочкой, случайно залетевшей в квартиру, да и устроила себе срочное кесарево сечение. Всех котят достали живыми, быстро реанимировали и все выжили, кроме Дуси. Неопытный молодой ветеринар замешкался и кошачья душа тихо покинула крошечное тельце. А жизнь засчитали, между прочим! Дуся негодовала и писала жалобы во все инстанции, требуя признать ту жизнь недействительной и отправить ее обратно на Землю. Вроде бы и жилось ей там иногда несладко, и всякое бывало: и мясо и сухой хлеб, ласки и колотушки, мягкие перины и сырые подвалы, любящие хозяева и безразличные, нескольких хозяев она переживала, один раз ведьма наложила на нее проклятье и послала делать гадости хорошим людям, и пришлось Дусе подчиниться. И все равно, любила она жизнь на Земле. Потому что дом, потому что котята, которых она рожала и воспитывала, потому что каждая ночь - или приключение или крепкий сон на мягком диване, потому что там водились мыши и рыбы, потому что там зеленая трава и деревья, созданные специально, чтобы кошка могла всласть размять лапки, потому что . Дуся долго могла бы перечислять почему и стремилась на Землю всем сердцем. Кроме всего прочего хотелось ей отомстить тому самому ветеринару. Только вот незадача, все ее данные, как и положено, строго засекретили и как она ни требовала, ни города, ни времени, ни имени человека, ей не сказали. Но кошка прожила на Земле целых 9, простите, 8 жизней и понимала: не подмажешь, не поедешь. Что и кому она подарила, так никто и не узнал, но Дусе тайно, на ушко сказали всего два слова. Кошка, разъяренная и взволнованная, выскочила из архива и завопила во все горло: "Бобруйск! Собакевиич!" (с интонацией: "Шииир! Бээггинс!") Чем и привлекла внимание некой Сущности - любимчика Главного, которая Бобруйск просто обожала и жаждала туда вернуться. Сущность была безработной, потому что даже Главный отчаялся пристроить ее к какому-нибудь делу и смирился с тем, что где бы не появлялось любимое Существо, там немедленно начинался хаос и скандал. Поэтому Сущность мирно летала по всему небесному своду и горе было тому отделу, куда она заглядывала попить чайку. Услышав Дусю, Сущность мгновенно встрепенулась и стала выпытывать у кошки подробности. У нее немедленно созрел план Кампании, а тут еще и Агриппину к ним прикрепили, то есть Дусю к Агриппине, а про Сущность никто не знал, потому что в это время она пряталась в бухгалтерии, где тут же наступил локальный конец света.

Агриппина, как и любой небесный служащий, своих в беде не бросала и узнав о несчастной кошачьей судьбе, загорелась отомстить и восстановить справедливость. Как потом они будут добиваться лишней жизни для Дуси, никто из них не подумал.

И вот наступил день и час Х.

Сергей Павлович Собакевич - ветеринар во втором поколении, человек умный, чуткий и талантливый, приехал в клинику в отличном настроении. Свою работу он обожал, работал много, всех тварей, бегающих, ползающих, летающих и плавающих любил так, что самому иногда страшно становилось. И самыми жуткими днями для него были те, когда он не смог или не успел кому-то помочь.

В приемной его встретила незнакомая девушка с ярко фиолетовыми волосами и враждебным взглядом.

- Я ее подменяю, ей к зубному надо было.

- А, да, да, что-то припоминаю, - соврал Сергей Павлович, которому до людей не было абсолютно никакого дела.

- Вас в операционной ждут, там что-то срочное.

- Ну, что же вы молчали? Уже бегу.

Он не стал переодеваться в хирургическую робу, просто накинул халат и побежал в кабинет. В операционной, на столе смирно сидела несчастная кошка с голубым бантом на шее.

- Где же твои хозяева, милая! - Ветеринар нежно погладил кошку и попытался ее осмотреть. Когти и зубы неожиданно, без предварительного шипения и рычания вонзились в его руку. Сергей Павлович сам зашипел от боли, схватил неадекватную больную за шкирку и уже было собрался позвать Леночку на помощь, как вдруг кошка выплюнула его руку и сказала:

- А вот звать никого не надо, сами разберемся.

Сергей Павлович не сказать, чтобы сильно удивился, он всегда подозревал, что кошки и собаки говорить умеют, просто не хотят, но что произошло потом, ему не снилось даже в самых кошмарных снах. Какая-то сила подняла его в воздух, бросила на операционный стол и прижала руки и ноги так, что он не мог пошевелиться. Кошка ловко заклеила ему рот лейкопластырем и промурчала:

- Ты же меня не помнишь? Не помнишь, конечно! И я тебя не помню, но за тобой есть должок. Ну, что выбираешь? Я бы советовала кастрацию. Быстрая, практически безболезненная операция и работать потом сможешь. а вот если.

Договорить она не успела. Невидимая рука подняла ее за шкирку, тут же Сергей Павлович понял, что может шевелить руками и ногами, упал со стола, вскочил, понял, что кричать не может, что ему не просто страшно, а сердце вот-вот остановится от ужаса и что надо скорее бежать отсюда. Куда - неважно. И он побежал.

Троих мстителей служба собственной безопасности поймала очень вовремя. Конечно, в совсем уж экстренном случае, людей даже оживляли, но это требовало огромного количества энергии, а потом столько писанины. Главный был очень доволен, что ветеринару не успели ничего отрезать и дело обошлось банальным изменением памяти, да отдыхом в санатории, где Сергею Павловичу, по большому небесному блату, быстренько сосватали хорошую и добрую девушку - тоже ветеринара и проследили, чтобы кошмары его не мучили и чтобы у молодоженов все в жизни складывалось. В общем, компенсация была щедрой.

Блат - он везде блат, даже на небе. Именно поэтому, Сущность не развоплотили, а просто сослали в бухгалтерию (как вы уже поняли, с ней у Главного были свои счеты), а Агриппину и кошку Дусю поместили под домашний арест. На самом деле Главному очень нравились их приключения, поэтому он решил, что попозже, когда он якобы перестанет злиться, он выдаст им персональное задание.

Читайте также: