Сколько лап у трех кошек арифметический способ

Опубликовано: 25.04.2024

Викторина по математике 3 класс

Обобщение знаний по любому из школьных предметов лучше всего проводить в виде тестов или викторин. В этом случае учителю удается охватить как можно больше детей в учебный процесс, а дети с удовольствием принимают участие именно в таком формате обучения. В итоге все участники остаются довольными. Викторина по математике для третьего класса позволяет не только проверить базовые знания по предмету у учащихся, но и общеразвивающие вопросы на логическое мышление. В материалах этой статьи мы приведем примеры возможных блоковых вопросов для математической викторины для учащихся 3 класса с ответами, что поможет педагогам составить подобные вопросы для своих учеников.

Блок «Разминка»

Обычно любая викторина начинается с разминки. В этот блок стоит включить вопросы, которые не требуют долгого обдумывания и сложных расчетов. Вот примерные вопросы с ответами.

  1. Как в математике называют результат сложения? (правильный ответ – сумма)
  2. В каком из чисел имеется 80 десятков? (правильный ответ – 800)
  3. Какое число следует за числом 198 и предшествует числу 200? (правильный ответ – 199)
  4. В каком из месяцев года бывает 28 или 29 дней? (правильный ответ – во всех)
  5. Чему равна половина 150? (правильный ответ – 75)
  6. Чему равна четверть 160? (правильный ответ – 40)
  7. У столешницы отпилили два угла. Сколько углов стало на этой столешнице? (правильный ответ – 6)
  8. Сколько лет в одном столетии? (правильный ответ – 100)
  9. Сколько всего ног у паука и мухи вместе взятых? (правильный ответ – 14)
  10. Назовите девятый месяц от начала года (правильный ответ – сентябрь)
  11. Рассмотрите рисунок, найдите на нем такие геометрические фигуры, как прямоугольники и треугольники. Сколько их на рисунке (правильный ответ – 3 прямоугольника и 5 треугольников)
  12. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули репку и наконец вытянули. Сколько глаз увидело репку? (правильный ответ – 12)
  13. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось набить? (правильный ответ – 12)
  14. Один ослик несет 10 кг железных гвоздей, а другой – 10 кг ваты. Кому из них тяжелее нести свою поклажу? (правильный ответ – одинаково)
  15. Наступил долгожданный январь. Погода стояла прекрасная. В саду зацвели 4 сливы и 5 яблонь. Сколько всего зацвело деревьев в саду? (правильный ответ – в январе не цветут деревья)
  16. Возле супермаркета остановились лыжники, чтобы купить перекус перед тренировкой. В снежный сугроб воткнули 30 лыж и столько же лыжных палок. Сколько всего лыжников зашло в супермаркет? (правильный ответ – 15)
  17. В океане проплывало 26 акул. Увидев косяк рыб, половина из них нырнула на глубину. Сколько акул осталось в океане? (правильный ответ – 26, они все остались в океане, хотя и на разной глубине)
  18. В сарае четыре угла. В каждом углу сидит по одной кошке. Напротив каждой кошки сидит еще три кошки. Сколько всего кошек в сарае? (правильный ответ – четыре кошки)
  19. Сколько лет рыбачил старик из сказки Пушкина перед его судьбоносной встречей с золотой рыбкой? (правильный ответ – 33 года)
  20. Сколько ног у четырех жеребят? (правильный ответ – 16)
  21. Сколько лап у трех котят, стоящих на задних лапках? (правильный ответ – 12)
  22. На скамейке сидели два отца, дедушка и внучок. Сколько всего людей было на скамейке? (правильный ответ – 3)
  23. Один петух своим пением будит одного человека. Сколько нужно петухов, чтобы разбудить 10 человек? (правильный ответ – 1)
  24. Когда мы смотрим на цифру 9, а называем ее 21? (правильный ответ – когда смотрим на часы)
  25. Сколько углов имеет прямоугольник? А сколько их станет если у прямоугольника отрезать все углы? (правильный ответ – 4 и 8)

Блок «Вопрос-ответ»

В этот блок собраны вопросы, требующие быстрого ответа. Это могут быть какие-то логические задания или вопросы на простые арифметические действия. Можно проводить этот блок между командами или между капитанами команд.

Викторина с ответами по математике 3 класс

  1. Костя, Маша, Вика, Соня нашли пиратскую карту. Сколько глаз увидели сундук с сокровищами? (правильный ответ – восемь)
  2. Кузнец подковал четыре лошади. Сколько подков ему потребовалось? (правильный ответ – 16)
  3. Целый арбуз и половина весят 3 килограмма. Сколько весит целый арбуз? (правильный ответ – два килограмма)
  4. Три яблока весят, как один ананас. Что тяжелее: восемь яблок или два ананаса? (правильный ответ – восемь яблок)
  5. В каком числе 75 десятков? (правильный ответ – 750)
  6. Сколько лап у двух тигров? (правильный ответ – 8 лап)
  7. Назовите пятый месяц в году? (правильный ответ – май)
  8. Когда мы говорим 16 а смотрим на 4? (правильный ответ – когда на часах 4 часа дня)
  9. У пяти братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (правильный ответ – 6 детей)
  10. Когда сова стоит на одной ноге она весит 4 килограмма, сколько она будет весить если встанет на две ноги? (правильный ответ – 4кг)
  11. Сколько месяцев в году содержат тридцать дней? (правильный ответ – 11 месяцев)
  12. Если в полночь идет дождь, то можно ли ждать солнечной погоды через 48 часов? (правильный ответ – нет, будет ночь)
  13. Термометр показывает, что на улице 6 градусов. Сколько покажут два термометра? (правильный ответ – 6 градусов)
  14. Четыре машины ехали из города на дачу, навстречу им ехало три автобуса. Какое количество транспорта ехало в город? (правильный ответ – три)
  15. Одна свеча на именинном торте сгорает за 3 минуты. Сколько придется ждать Пете, которому исполнилось 12 лет чтобы все они сгорели? (правильный ответ – 3 минуты)
  16. Какое самое маленькое трехзначное число? (правильный ответ – 100)
  17. На школьном мероприятии участвовало 10 команд, две из них объединили. Сколько осталось команд? (правильный ответ – 9 команд)
  18. Какое количество вершин у шести кубиков? (правильный ответ – 48 вершин)
  19. Какое число необходимо увеличить в 19 раз чтобы получить 19? (правильный ответ – 1)
  20. Сколько пальцев у шести детей? (правильный ответ – 60 пальцев)
  21. Два мальчика конструировали скворечник четыре часа. Сколько работал каждый из них? (правильный ответ – четыре часа)
  22. Маша сидит справа от Пети, а Миша справа от Маши. Кто сидит посередине? (правильный ответ – Маша)
  23. У Кости 10 веточек, сколько у него будет веточек если три он сломает пополам? (правильный ответ – пятнадцать)
  24. Продолжите ряд следующим числом: 4,6,8,10…( правильный ответ – 12)
  25. Петух кричащий по утрам будит человека. Сколько петухов нужно чтобы разбудить пятерых людей? (правильный ответ – один)
  26. Как называется результат вычитания? (правильный ответ – Разность)
  27. На одной чаше весов 10 килограмм картошки, на другой – 10 килограмм сахарной ваты, какая чаша перевесит? (правильный ответ – Никакая)
  28. У Маши было три яблока. Она дала трем своим подругам по одному яблоку, а они ей вернули по половинке. У кого больше яблок? У Маши или ее подружек? правильный ответ – (у Маши)
  29. В школьной раздевалке 4 пары кроссовок и 2 пары туфель. Сколько обуви в раздевалке на правую ногу? (правильный ответ – Шесть)
  30. Какое число выбивается из ряда: 3,7,9,2,5? (правильный ответ – 2)

Блок «Юные математики»

В этом блоке собраны вопросы-задачи, для ответа на которые придется совершать математические действия. В каком формате проводить этот блок, решает учитель. Можно давать задания всей команде или вызывать попарно участников для решения задачи на доске или листочке. Приводим варианты возможных вопросов с ответами.

Викторина по математике с ответами для 3 класса

  1. К светофору подъехали: БМВ, Ауди, Фольксваген. В какой последовательности они остановились, если Фольксваген – не первый, а Ауди – не третья и не первая? (правильный ответ – БМВ, Ауди, Фольксваген)
  2. Для игры в ручеек дети разбились по парам. Маша увидела три пары слева и восемь пар справа, сколько детей принимает участие в игре? (правильный ответ – 24 ребенка)
  3. В бассейне 16 тонн воды. Из него откачали 5 тонн. Сколько тонн воды нужно долить, чтобы в бассейне стало 36 тонн воды? (правильный ответ – 21 тонну)
  4. В корзинке сидят десять щенков. Сколько корзин еще нужно взять чтобы рассадить по двое в каждую? (правильный ответ – четыре)
  5. На сколько изменится количество ручек, если взять два раза по десять, а положить обратно четыре раза по пять? (правильный ответ – ничего не изменится)
  6. Марине родители дали 150 рублей, а Вике в два раза больше. Что нужно сделать Вике чтобы у них стало одинаковое количество денег? (правильный ответ – отдать Маше 75 рублей)
  7. Конфета стоит 13 рублей, как расплатиться, если у покупателя только пятирублевые монеты, а у кассира только двухрублевые? (правильный ответ – дать 3 монеты и получить одну сдачи)
  8. Из пункта A в пункт B выехали пять машин. Они проехали 200 километров. Какое расстояние проехала каждая из них? (правильный ответ – 40 км.)
  9. Кувшин сока весит 2,5 килограмма. Когда половину сока выпили он стал весить 1.5 килограмм. Сколько весит кувшин? (правильный ответ – 500 грамм)
  10. За два часа дети съедают двенадцать килограмм торта. Сколько сладкого они съедят за двадцать минут? (правильный ответ – 4 килограмма)
  11. У Маши было 5 листочков картона, некоторые из них она разрезала пополам так, что получилось 9. Сколько листов разрезала Маша? (правильный ответ – 4 листа)
  12. На столе стоит четыре вазочки с конфетами. Дети съели одну вазочку сладкого и поставили ее обратно. Сколько вазочек стоит на столе? (правильный ответ – четыре)
  13. Чемодан весит больше сумки на один килограмм. Сколько весит полный чемодан, если масса сумки с аналогичным содержимым – три килограмма? (правильный ответ – 4 килограмма)
  14. Три футбольные команды участвуют в турнире. Каждая из них играет один матч с двумя другими. Сколько игр будет сыграно? (правильный ответ – три игры)
  15. В поезде было семь свободных купе. На станции зашло 12 человек. Сколько свободных купе осталось? (правильный ответ – 4 купе)
  16. Петя нарисовал две прямые линии, на одной поставил две точки, а на другой три. Общее число точек оказалось равным четырем. Как такое возможно? (правильный ответ – линии пересекаются)
  17. Кекс стоит дешевле пирожного, но дороже кусочка торта. Что дешевле пирожное или кусочек торта? (правильный ответ – кусочек торта)
  18. В двух комнатах пятьдесят кресел. Из одной из них вынесли десять кресел, и в обеих комнатах количество кресел сравнялось. Сколько посадочных мест было в каждой комнате? (правильный ответ – двадцать в одном и тридцать во втором)
  19. Гуляя по лесу, Петя увидел ручеек. Он шел по правому берегу, но три раза перепрыгивал его. На каком берегу в конечном итоге оказался мальчик? (правильный ответ – на левом берегу)
  20. Во дворе играют 11 мальчиков и 15 девочек. Сколько детей должно присоединиться чтобы можно было разделиться на 8 равных команд? (правильный ответ – 6 человек)

Блок «Капитанский конкурс»

Каждому капитану дается на решение одна из предложенных задач. Побеждает тот, кто решит ее быстрее других и правильно.

  1. На витрине цветочного магазина стоит четыре вазы с цветами. В каждой из них цветы определенного вида: розы, васильки, хризантемы и ромашки. Бабочка садится на букет не более одного раза. Сначала она садится на розы, но с хризантем на ромашки сразу она не перелетает. Сколькими способами бабочка может попить нектар со всех цветов? (правильный ответ – четырьмя)
  2. Петя с Леней прошли в финальный этап турнира по шахматам. Перед финалом они решили, что победитель получит пять очков, тот кто проиграет ничего не получит, а в случае ничьи каждый из них получит по два очка. Финал состоял из тринадцати игр и в сумме они набрали 60 очков. Количество очков Пети за выигранные им партии оказалось в три раза больше, чем за сыгранные в ничью. В каком количестве игр победу одержал Леня? (правильный ответ – в двух)
  3. Из книги выпало несколько страниц, первая из которых имеет номер 14, а номер последней – из тех же цифр, но в обратном порядке. Сколько страниц выпало из книги? (правильный ответ – 27 страниц)
  4. Из емкости взяли 21 ковшик воды, затем долили 24 ковшика и там стало 43 ковшика воды. Сколько ковшиков там было изначально? (правильный ответ – 40 ковшиков)
  5. Скорость ласточки составляет десять метров в секунду. Какое расстояние в километрах она пролетит за один час? (правильный ответ – 36 километров)

Блок «Для болельщиков»

Чтобы время, пока команды или капитаны выполняют задания не тяготило остальных участников викторины (а точнее болельщиков), можно предложить им быстрый блиц-опрос. За правильные ответы рекомендуется поощрять детей жетонами, а при подведении итогов викторины выбрать победителем того, у которого окажется больше всего жетонов.

Викторина по математике

  1. Пете 4 года, а Маше 7лет. Сколько лет будет Маше, когда Пете исполнится 10? (правильный ответ – 13 лет)
  2. От бочки до родника 12 метров. Коля принес четыре ведра воды. Сколько метров он при этом прошел? (правильный ответ – 96 метров)
  3. В пункте проката горнолыжного курорта есть 15 лыж и 20 палок. Сколько лыжников смогут взять экипировку в прокат? (правильный ответ – 7)
  4. В каждом углу прямоугольной комнаты сидит кошка. Напротив каждой из них – три кошки. Назовите общее число кошек в комнате? (правильный ответ – 4 кошки)
  5. Ленточку разрезали на шесть частей, сколько сделали разрезов? (правильный ответ – пять)
  6. Назовите число предшествующее 300 и следующее за ним? (правильный ответ – 299 и 301)
  7. У прямоугольника отрезали два угла. Сколько углов стало? (правильный ответ – шесть)
  8. В парке гуляли две мамы, две дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек гуляло в парке? (правильный ответ – трое)
  9. В поезде пятнадцать вагонов, класс Жени едет в 10 вагоне. Сколько вагонов перед ними и сколько за ними? (правильный ответ – девять и четыре)
  10. Сколько собрали груш, если половина была использована на сок, на варенье ушло 38 килограмм, а на фруктовые чипсы 4? (правильный ответ – 84 килограмма)
  11. На прямой линии отметили четыре. Сколько всего получилось отрезков? (правильный ответ – шесть)
  12. Сколько цифр 3 потребуется чтобы записать все числа между 30 и 65 по порядку? (правильный ответ – 17)
  13. Сумма четырех нечетных чисел равна 12. Напишите их если они равны. (правильный ответ – 3)
  14. Мама дала Даше четыре конфеты и разрешила кушать не более одной каждые полчаса. Даша послушала маму. На сколько ей хватило конфет? (правильный ответ – на два часа)
  15. Каким образом используя только один знак и пять единиц получить 100? (правильный ответ – 111-11)
  16. Маше задали вопрос: сколько тебе лет? Она ответила – день назад мне было 7, а в следующем году мне будет 9. Когда у Маши День Рождения? (правильный ответ – 31 декабря)
  17. Назовите числа, которые не меняются если их перевернуть (правильный ответ – 8, 69, 88)
  18. У какого числа трехзначных чисел при сложении цифр получится 2? (правильный ответ – у 3)
  19. За два часа дети съедают двенадцать килограмм торта. Сколько сладкого они съедят за двадцать минут? (правильный ответ – 4 килограмма)
  20. Достаточно ли десяти квадратных метро плитки чтобы положить пол 3,5м на 3 метра? (правильный ответ – нет)

Вместо заключения

Привлечение школьников в подобные викторины позволяет учителю продуктивнее строить уроки, вовлекать всех детей в игровой процесс обучения, повышать интерес к своему предмету и улучшать успеваемость учащихся. Дети могут самостоятельно придумывать вопросы к викторине и задавать их классу, команде или отдельным участникам. На основе наших вариантов вопросов вы тоже можете попытаться составить вопросы к викторине по математике с ответами для вашего класса. Надеемся, что материалы нашей статьи стали полезными для читателей, а педагоги с удовольствием воспользуются ими при организации подобного рода уроков.

Задания по математике для первого класса с ответами

ВложениеРазмер
olimpiadnye_zadaniya_po_matematike_1_klass.docx 63.03 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по математике 1 класс

Ф. И., класс _____________________________________________

1.У трёх братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье? Обведи правильный ответ:

2. Что тяжелее: 1 килограмм ваты или 1 килограмм железа? Обведи правильный ответ:

вата железо поровну

3. В пакет можно положить 2 килограмма продуктов. Сколько пакетов должно быть у мамы, если она хочет купить 4 килограмма картошки и дыню массой 1 килограмм?

4. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

Напиши ответ. __________________

5. Поставь знаки + или – ,чтобы получилось верное равенство:

6. Лестница состоит из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине?

7. Бревно распилили на 3 части. Сколько распилов сделали? Обведи правильный ответ:

8.У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги сзади,2 ноги спереди. Сколько всего ног у животного?

9. Три девочки готовили елочные игрушки к Новому году. Втроем они работали 3 часа. Сколько часов работала каждая из них?

10. Сумма трёх чисел равна 12. Напиши эти числа, если известно, что слагаемые не равны между собой.

____ + ____ + ____ = 12

Олимпиадные задания по математике 1 класс

Ф. И., класс _____________________________________________

1.У трёх братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье? Обведи правильный ответ: (2б)

2. Что тяжелее: 1 килограмм ваты или 1 килограмм железа? Обведи правильный ответ: (1)

вата железо поровну

3. В пакет можно положить 2 килограмма продуктов. Сколько пакетов должно быть у мамы, если она хочет купить 4 килограмма картошки и дыню массой 1 килограмм? ( 3б)

Напиши ответ . 3 пакета

4. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? ( 2б)

Напиши ответ . 2 кошки

5. Поставь знаки + или – ,чтобы получилось верное равенство: за каждый ответ (1б)

6. Лестница состоит из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине? ( 2б)

7. Бревно распилили на 3 части. Сколько распилов сделали? Обведи правильный ответ: (1б)

8.У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги сзади,2 ноги спереди. Сколько всего ног у животного? ( 2б)

Напиши ответ: 4 ноги

9. Три девочки готовили елочные игрушки к Новому году. Втроем они работали 3 часа. Сколько часов работала каждая из них? (2б)

Напиши ответ: 3 часа

10. Сумма трёх чисел равна 12. Напиши эти числа, если известно, что слагаемые не равны между собой. ( 2б)

Олимпиада по математике В 1 классе

Ф.И. ученика _________________________________________________

1.Я придумала 2 числа. Когда я их сложила, то получила 6. Когда же из одного вычел другое, то снова получил 6. Что же это за числа?

2 У Зины на 4 открытки меньше, чем у Гали. У Зины 6 открыток. Сколько открыток у Гали?

3.Лист бумаги согнули пополам, потом еще пополам и по линиям сгиба лист разрезали. Сколько получилось листочков?

4.Подумай, какой ряд лишний. Зачеркни его.

5.Сколько треугольников ты видишь на рисунке? __________________

6. Сколько всего четырёхугольников? _______________________


7. Кузнец подковал двух лошадей. Сколько подков ему потребовалось?

8. В воздухе летели орёл, голубь, муха и стрекоза. Сколько всего птиц летело в воздухе?_________________________________________________________

Олимпиада по математике В 1 классе ( ответы)

Ф.И. ученика _________________________________________________

1.Я придумала 2 числа. Когда я их сложила, то получила 6. Когда же из одного вычел другое, то снова получил 6. Что же это за числа? (2 б)

2 У Зины на 4 открытки меньше, чем у Гали. У Зины 6 открыток. Сколько открыток у Гали? ( 2 б)

3.Лист бумаги согнули пополам, потом еще пополам и по линиям сгиба лист разрезали. Сколько получилось листочков? ( 2б)

_____________ 4 листочка_________________________________________________

4.Подумай, какой ряд лишний. Зачеркни его. ( 1б)

5.Сколько треугольников ты видишь на рисунке? ( 3 б) 10 треугольников________

6. Сколько всего четырёхугольников? (3б)__ 9 четырёхугольников


7. Кузнец подковал двух лошадей. Сколько подков ему потребовалось? ( 2б)

Потребовалось 8 подков

8. В воздухе летели орёл, голубь, муха и стрекоза. Сколько всего птиц летело в воздухе? ( 2 б)_ 2 птицы______________________________________

Ф.И. ученика _________________________________________________

1.Назови все числа, которые встречаются при счете между числами 12 и 17.

2.Сколько ног у сказочного животного, если известно, что у него 2 ноги сзади, 2 ноги спереди, 2 ноги слева и 2 ноги справа? Обведи правильный ответ.

3. Найди закономерность и продолжи ряд:

4.Расставь цифры в порядке уменьшения.

5.Сколько лошадей пасутся на лугу, если всего у них 8 ног?

6.Каких фигур больше?

1) Звезд 2) Треугольников 3) Кругов 4) квадратов


7. У кота Матроскина, который ловил рыбу, было в коробке 5 червей. На трёх червей он поймал трёх рыб. Сколько рыб он поймает на остальных червей?

8. Мама купила детям три шарфа и шесть варежек. Сколько детей у мамы? ___________________________________________________________________

9. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? ____________________________________________________________

Нарисуй мячик левее белочки, а ёлочку – правее.

10.Вставь пропущенные числа:

а) 1, 2, …, 4, …, …, 7, …, …, 10

в) 11, …, 13, …, …, 16, 17, …, 19, …

Ф.И. ученика _________________________________________________( ответы)

1.Назови все числа, которые встречаются при счете между числами 12 и 17. (1б)

2.Сколько ног у сказочного животного, если известно, что у него 2 ноги сзади, 2 ноги спереди, 2 ноги слева и 2 ноги справа? Обведи правильный ответ. (2б)

3. Найди закономерность и продолжи ряд: (1б)

777777766666655555 4444 333 22 1

4.Расставь цифры в порядке уменьшения. ( 3б)

Ответ: 15 12 10 8 7 5 3

5.Сколько лошадей пасутся на лугу, если всего у них 8 ног? (3б)

Ответ : 2 лошади

6.Каких фигур больше? (1 б)

1) Звезд 2 ) Треугольников 3) Кругов 4) квадратов


7. У кота Матроскина, который ловил рыбу, было в коробке 5 червей. На трёх червей он поймал трёх рыб. Сколько рыб он поймает на остальных червей? (5б)

8. Мама купила детям три шарфа и шесть варежек. Сколько детей у мамы? (3б) _________________________трое детей_____________________________

9. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (2б) _______ 2кошки _____________________________________________

Нарисуй мячик левее белочки, а ёлочку – правее. (2б)

10.Вставь пропущенные числа: ( за каждую строчку по 1б)

а) 1, 2, 3 , 4, 5, 6 , 7, 8, 9 , 10

в) 11, 12 , 13, 14 , 15 , 16, 17, 18 , 19, 20

1. «Сказочная полянка»

Дай ответ на каждый вопрос так, чтобы слово начиналось с буквы « М»

*Самый маленький герой, чьи усилия помогли вытянуть репку______________

*радушная хозяйка, которая купила себе самовар и пригласила гостей_____________

*Девочка с голубыми волосами___________________________

* Кто попал в домик трёх медведей в лесу________________________________

*Он умоет чисто даже трубочиста________________________________________

*Кот, житель Простоквашино _______________________

*Кто раздавил теремок_______________________________

*Кто послал падчерицу в лес за подснежниками зимой______________________

( за каждый ответ 1 балл)

2. « В мире животных»

Соединив линией животного с его характеристикой, найдите «лишнее» слово.

Обведите название оставшегося животного овалом.

Душить свою жертву собака

Считается царём зверей удав

Живёт в конуре кенгуру

Является особо умным крыса

Носит своё потомство в сумке лев

3. « Математический компас» Разделите круг на 4 части таким образом , чтобы сумма чисел в каждой части была равна 15


Запишите примеры, которые подтверждают ваше решение.__________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. «Сказочная полянка» ( ответы) за каждый ответ- 1 балл

Дай ответ на каждый вопрос так, чтобы слово начиналось с буквы « М»

*Самый маленький герой, чьи усилия помогли вытянуть репку Мышка

*Радушная хозяйка, которая купила себе самовар и пригласила гостей Муха-Цокотуха

*Девочка с голубыми волосами Мальвина

* Кто попал в домик трёх медведей в лесу. Машенька

*Он умоет чисто даже трубочиста Мойдодыр

*Кот, житель Простоквашино Матроскин

*Кто раздавил теремок Медведь

*Кто послал падчерицу в лес за подснежниками зимой Мачеха

2. « В мире животных» За верную составленную пару -2 балла

Соединив линией животного с его характеристикой, найдите «лишнее» слово.

Обведите название оставшегося животного овалом.

Душить свою жертву собака

Считается царём зверей удав

Живёт в конуре кенгуру

Является особо умным крыса

Носит своё потомство в сумке лев

3. « Математический компас» Разделите круг на 4 части таким образом , чтобы сумма чисел в каждой части была равна 15. Запишите примеры, которые подтверждают ваше решение. 8+1+1+5=15, 7+2+1+5=15, 6+4+2+3=15, 4+4+2+5=15 За верное выполненное задание (целиком)-15 баллов. За каждый верно найденный (сектор)-3 б.






4. Объясни значение выражений:

Делать из мухи слона-_______________________________________________________

Как сонная муха-____________________________________________________________

У Ивана –царевича было 3 целых яблока, 4 половинки да 8четвертинок. Сколько всего яблок было у Ивана –царевича?

6.Найди слова, в которые спрятаны в словах.

7.* Отгадайте загадки « Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут»

а) ноги, б) глаза , в) пальцы

* Сколько ног у паука?

* В каком слове есть только мягкие согласные.

а) семь, б) письмо в) тетрадь г) лейка

8. Из толкового словаря.

В толковом словаре русского языка фамилии известных людей записаны сокращённо при помощи только согласных букв и букв Й и Ъ .

Например, Пшкн вместо Пушкин.

Расшифруйте такие сокращения:

Вспомни, кто все эти известные люди?

Все эти известные люди_____________________________________________

9. Маша с мамой по дороге из школы нашли 10 рублей. А сколько рублей нашла бы Маша , если бы шла одна?_______________________________________

4. Объясни значение выражений:

Делать из мухи слона- сильно преувеличивать что-либо, придавать чему- либо незначительному большое значение

Как сонная муха- вяло, медленно, еле-еле

(За каждый ответ -3балла).

У Ивана –царевича было 3 целых яблока, 4 половинки да 8четвертинок. Сколько всего яблок было у Ивана –царевича?

Решение: 4 половинки –это 2 целых яблока, 8 четвертинок –это 2 целых яблока.

3+2+2=7 (яблок) Ответ: всего у Ивана- царевича было 7 яблок

6.Найди слова, в которые спрятаны в словах. ( за каждое слово -1балл)

7. Отгадайте загадки ( за каждый ответ 1балл)

*« Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут»

а) ноги , б) глаза , в) пальцы

* Сколько ног у паука?

* В каком слове есть только мягкие согласные.

а) семь, б) письмо в) тетрадь г) лейка

8. Из толкового словаря.

В толковом словаре русского языка фамилии известных людей записаны сокращённо при помощи только согласных букв и букв Й и Ъ .

Например, Пшкн вместо Пушкин.

Расшифруйте такие сокращения:

Вспомни, кто все эти известные люди?

Все эти известные люди __ детские поэты и писатели .

( за каждый ответ 1 балл, всего 6баллов)

9. Маша с мамой по дороге из школы нашли 10 рублей. А сколько рублей нашла бы Маша , если бы шла одна ? ________тоже 10 рублей_____________________

I. Восприятие и анализ задачи.

II. Поиск и составление плана решения.

III. Выполнение плана решения.

IV. Проверка решения задачи.

В реальном процессе решения задачи эти этапы не имеют четких границ и не всегда выполняются в полной мере. Решая простые задачи по данным этапам, мы помогаем ребятам научиться правильно строить свои рассуждения и справляться с решением трудной для них задачи, готовим к работе с более сложными задачами. В результате выполненного решения необходимо научить детей формулировать (устно или письменно) ответ на вопрос задачи полным предложением.

I этап.

Основная цель первого этапа – понять ситуацию в целом, выявить объекты, величины и отношения, выделить усвоение и требование.

Возможны различные приемы осуществления этого этапа.

1. Постановка специальных вопросов по содержанию задачи. («О чем задача? Что требуется найти? Что мы знаем?»).

2. Переформулировка текста. Замена более ясной формулировкой с разбиением на смысловые части.

Пример: «У Коли и Марины –

Из них у брата – три.

А сколько у сестры?»

Используемые задачи-стихи часто приходится переформулировать: «У брата и сестры было 4 мандарина. Коля взял себе 3 мандарина. Сколько мандаринов досталось Марине?»

3. Моделирование ситуации. Применение наглядности непосредственно (мандарины) или предметов-заместителей (кружки) помогают детям понять задачу. Пример: «Представим, что кружок – это мандарин» (рис. 93). Для лучшего усвоения содержания задачи, анализа ее условия и требования часто используют краткие записи (рис. 94), таблицы, чертежи, схемы, которые являются вспомогательными моделями задачи.

у Коли у Марины

II этап.

Цель поиска плана решения – связать известные данные и неизвестные. Это можно сделать различными приемами:

- путем рассматривания модели;

- с помощью рассуждений.

Рассуждения можно вести: от вопроса к данным («Что нужно найти? Что для этого нужно сделать?»), от данных к вопросу («Что известно? Что из этого можно узнать?»). Рассматривая модель задачи или рассуждения, дети понимают, каким действием решается простая задача, или устанавливают порядок действий для решения составной задачи.

III этап.

Цель третьего этапа – выполнить требования, найти ответ на вопрос задачи. В зависимости от метода решения задачи это достигается различными приемами, например:

1) пересчет (практический метод);

2) устные вычисления или запись числового выражения и нахождение его значения (арифметический метод);

3) составление и решение уравнения (алгебраический метод);

4) построение и анализ чертежей, графиков (геометрический метод);

5) выстраивание цепочки рассуждений (логический метод).

Выкладывание примера при помощи цифровых карточек поможет дошкольникам в будущем правильно оформлять решение задачи и формулировать ответ:

4 – 3 = 1. Ответ: у Марины 1 мандарин.

IV этап.

Цель четвертого этапа – установить правильность выполненного решения и установить ошибки, если они есть.

Известно несколько приемов (способов), помогающих понять верно, ли решение задачи:

1. Прикидка – прогнозирование с некоторой степенью точности правильность результата.

Пример: «Если было 7 птичек, а часть улетела, то получится число меньше, чем 7». Если ответ был – 8, то ясно, что он неправильный. Если ответ был – 6, то прикидка не доказывает его правильность.

2. Соотнесение полученного результата и условия задачи.

Найденный результат вводится в условие задачи и на основе рассуждений устанавливается, не возникнет ли при этом противоречие.

Пример: «Если у Коли 3 мандарина, а у Марины – 2, то всего 5 мандаринов. По условию задачи их должно быть 4, значит, задача решена неверно».

3. Решение задачи другим методом или способом.

Дошкольники могут решить одну и ту же задачу разными методами (арифметическим и практическим) и сравнить полученные ответы. В начальной школе дети осваивают решение задачи разными способами, если она в два и более действий.

Задание 77

Ответьте на поставленный вопрос, решив задачу арифметическим методом, выделите этапы решения задачи и приемы их выполнения: «Сколько лап у трех кошек?»



Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0


  • Вы здесь:
  • Главная страница
  • Детям
  • Статьи
  • Задачи-соображалки

запись по телефону регистратуры (8172)53-03-70

Задачи-соображалки

Туркина Елена Николаевна,

Дорогие мальчишки и девчонки!

zadsoobr_1
Задачи-соображалки - это задачи-шутки, задачи с «секретом». Не торопитесь их решать как обычные задачки, выполняя те или иные математические действия. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понять юмор задачи-шутки. Попытайтесь порассуждать, подумать, представить предметы, о которых идет речь. Задачи–шутки помогут вам стать внимательными, сообразительными, научат наблюдать и замечать необычное в обычном, помогут весело и с пользой провести время.

Чтобы узнать ответы, просто наведите указатель мыши на слово " Ответ ".

zadsoobr_2
1. На одном берегу утята, на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?

zadsoobr_3
2. Кто быстрее долетит до цветка: бабочка или гусеница?

3. На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?

4. Сколько земляничек в пустом стакане?

zadsoobr_4
5. Огурец разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

6. На березе созрели три яблока, а на дубе - два. Сколько яблок созрело?

7. У стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько будет у стола углов?

zadsoobr_5
8. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

9. Горели всю ночь 5 свечей. Одна потухла. Сколько свечей осталось к утру?

10. Шли поросята. Один впереди двух, один между двух, один позади двух. Сколько шло поросят?

11. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного?

12. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

zadsoobr_6
13. Один ослик вез10 кг сахара, а другой ослик вез10 кг ваты, чей груз был тяжелее?

zadsoobr_7
14. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки?

15. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

16. 5 мальчиков расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?

zadsoobr_8
17. У стены стояли кадушки, в каждой было по лягушке. Если было семь кадушек, сколько было в них лягушек?

zadsoobr_9
18. Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из по­хода, стояло 10 лыж, а в снег было воткнуто 10 палок. Сколько лыжников ходило в поход?

19. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бель­чат сидело в дупле?

20. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дво­ре?

zadsoobr_10
21. В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате?

22. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине.

23. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сох­ло 14 мокрых варежек. Сколько детей лепили снежную бабу?

zadsoobr_11
24. Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше: во втором стакане или в кастрюле?

25. Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных де­ревьев были листья в букете?

26. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

zadsoobr_12
27. Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?

Использованная литература:

  1. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
  2. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи: рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. - ООО «ТЦ Сфера», 2004.
  3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1985.
  4. Синякина Е., Синякина С. Первые задачки. - М.: «Стрекоза», 2008.

Среди задач, часто вызывающих трудности у школьников, относятся задачи на совместную работу различных машин и механизмов вроде труб, бульдозеров, экскаваторов и т.п. или работников – машинисток, дровосеков, дворников и т.д. Причём задачи на эту тему – постоянно, как и задачи на движение, встречаются на вступительных экзаменах во многие лицеи и гимназии в 5-9 классы. Наиболее часто они решаются уравнением, подчас с помощью дробей. При этом дроби приводятся к общему знаменателю, что конечно же, не доступно четвероклассникам, поступающим в 5-й класс гимназии 1543. Но наши предки решали такие задачи обычно арифметическим способом. Как они это делали? Рассмотрим достаточно часто встречающуюся в различных учебниках задачу:

Задача 4.
За пять недель пират Ерёма
Способен выпить бочку рома
А у пирата, у Емели
Ушло б на это две недели.
За сколько дней прикончат ром
Пираты, действуя вдвоём?

Обычно эта задача адресуется 6-классникам и решается так:
5 недель — это 35 дней; 2 недели — это 14 дней, тогда пират Ерёма выпивает за день
1/35 бочки, а пират Емеля — 1/14 бочки. Вдвоём они выпивают за день:
Обратим внимание на то, что решение требует умения приводить дроби к общему знаменателю, что по программе обычной общеобразовательной школы проходится не ранее 6-го класса (например, по учебнику Виленкина).
Между тем, эту задачу можно легко решить арифметическим способом.
За 490 (35 * 14) дней Ерёма выпьет 14 бочек, а Емеля за то же время выпьет 35 бочек. Значит, за 490 дней они могут выпить 49 бочек. Откуда следует, что одну бочку они могут выпить за 10 дней (490 : 49 = 10).
Запишем решение по действиям:
1) 35 * 14 = 490 (дней) – пусть столько дней пили ром оба пирата.
2) 490 : 35 = 14 бочек – выпьет за 490 дней Ерёма.
3) 490 : 14 = 35 бочек – выпьет за 490 дней Емеля.
4) 35 + 14 = 49 бочек – столько бочек они могут выпить за 490 дней вместе.
5) 490 : 49 = 10 дней – за столько дней Ерема и Емеля выпьют одну бочку рома.

Почему в решении этой задачи присутствует число 490, а не, например, 70? Дело в том, что если шестиклассник знает, что такое НОК – это входят в программу 6-го класса, например, по «классическому» учебнику Виленкина, то четвероклассник может этого и не знать. Более того, наши предки решали такие задачи именно просто перемножая числа. Этот способ доступен и четверокласснику.

Рассмотрим ещё одну задачу, предлагавшуюся на вступительном экзамене в гимназию № 1543:

Задача 5. От Клина до Москвы 90 км. На полпути между Клином и Москвой находится деревня Простоквашино. Из Клина в Москву выбегает Шарик со скоростью 12 км/ч, а из Простоквашино в Москву одновременно с ним на велосипеде со скоростью 15 км/ч выезжает почтальон Печкин. Доехав до Москвы, Печкин тут же разворачивается и едет назад. На каком расстоянии от Москвы он встретится с Шариком?

Некоторые репетиторы предлагают решать такие задачи уравнением, в котором неизвестное находится в двух его частях, да ещё и агитируют школьных учителей за то, чтобы те учили четвероклассников пропорциям, приведению дробей к общему знаменателю и их сокращению, решению уравнений 6-го класса — таких, в которых неизвестная величина находится в обеих частях уравнения, забывая, что и то, и другое, и третье – методы 5-го или 6-го классов, но отнюдь не 4-го. В 4-м же классе от школьников требуется умение решать задачи арифметическим способом. К нему и обратимся.
Красным цветом показан путь Шарика, синим цветом — путь Печкина. Чёрно-жёлтым флажком обозначено место встречи Печкина и Шарика. В задаче требуется найти расстояние между жёлтым флажком и Москвой. Расстояние между городами равно 90 км, а деревня Простоквашино, согласно условию, находится посредине. Значит, расстояние между Простоквашино и Москвой равно 45 км:
1) 90 : 2 = 45 (км)
Нетрудно заметить, что Шарик вместе с Печкиным преодолели 135 км:
2) 90 + 45 = 135 (км)
Теперь найдём, сколько км в час преодолевают они вместе:
3) 12 + 15 = 27 (км/ч)
Найдём теперь через какое время они вместе преодолели 135 км (т.е. и расстояние, показанное красным цветом и расстояние, показанное синим цветом вместе):
4) 135 : 27 = 5 (ч)
Значит, Шарик пробежал до встречи:
5) 5 * 12 = 60 км.
Узнаем теперь, сколько километров он не добежал до Москвы:
6) 90 — 60 = 30 (км)
Это и будет искомое расстояние.


В заключение хочется отметить, что использование арифметического способа решения задач развивает у школьников логическое мышление и, зачастую, позволяет решать некоторые достаточно сложные задачи в уме, минуя уравнение и зачастую не укладывающиеся в голове школьника действия, связанные со всеми действиями с дробями от приведения их к общему знаменателю до деления и умножения. Встречаются ученики, которые настолько хорошо вникают в арифметический способ, что способны решать им не только задачи 4-5 классов, но и 6-7 классов. И в любом случае не стоит таких учеников вынуждать решать задачи уравнением. Наоборот, полезно развивать их навыки решения задач арифметически.
Однако исходя из моего опыта репетиторства могу отметить, что отношение школьных учителей к арифметическому способу неоднозначное. Когда-то у меня был ученик, который вплоть до 8-го класса решал задачи по математике в уме именно арифметическим способом, но при этом выше "тройки" в школе не имел. Его школьной учительнице очень не нравилось, если он решал задачи по-другому — не так, как она учила, и то, что он обычно писал правильные ответы задач, намного опережая своих одноклассников по времени, решавших задачи уравнением. Но его школьная учительница требовала в любом случае составлять уравнения.
С другим моим учеником — пятиклассником, произошёл такой случай, что школьная учительница в качестве домашнего задания предложила классу найти в литературе по математике какую-либо задачу и решить её. Мой ученик выбрал в качестве таковой задачу про пиратов (см. выше). Просто ученику эта задача понравилась занимательным сюжетом, навевающим интерес к приключенческой литературе с участием пиратов. Однако школьная учительница, не привыкшая решать задачи такого рода арифметическим способом, заявила, что в самом начале 5-го класса такие задачи решать еще рано — мол, пятикласснику ещё не знакомы действия с дробями. Пришлось объяснять моему ученику, как решить эту задачу по действиям.
В последнее время ситуация стала меняться. Встречаются школьные учителя, которые предлагают своим ученикам решать задачи исключительно логическими рассуждениями и арифметическим способом, одновременно даже запрещая им решать задачи уравнением. Однако далеко не все репетиторы учат своих учеников арифметическим способам решения. Если попадается какая-либо задача, которую, казалось бы, привычнее решать уравнением или системой уравнений (как, например, Задача 1 — см. выше), то её и решают так, как привычно, забывая, что в 4-м классе эти задачи принято решать иначе и гораздо проще. И поскольку четвероклассникам алгебраический способ еще не доступен, то это означает, что решать задачи они должны арифметическим способом. Роль репетитора в таких случаях состоит в том, чтобы объяснить решение какой-либо задачи понятным четверокласснику арифметическим способом.
И конечно же, уметь решать даже сложные задачи именно арифметическим способом полезно всем тем школьникам, которые поступают в 5-й класс сильных школ, в частности, гимназии № 1543.

Репетитор по математике в Москве, Александр Анатольевич, 8-968-423-9589, подготовка к поступлению в 5-й класс лицеев и гимназий.

Читайте также: