Что такое коза в электрике

Опубликовано: 22.04.2024

  • 12 Январь 2021
  • 8 минут
  • 55 131
  • 1

Короткое замыкание причины последствия механизм

Мы часто слышим «Произошло короткое замыкание», «В цепи коротнуло». Сразу понятно, что случилось что-то незапланированное и нехорошее. Но почему замыкание именно короткое, а не длинное? Покончим с неопределенностью и разберемся, что именно происходит при коротком замыкании в электрической цепи.

Что такое короткое замыкание (КЗ)

Электрический скат плавает в океане и не устраивает КЗ, вполне обходясь без знания закона Ома. Нам же для понимания природы и причин короткого замыкания этот закон просто необходим. Так что, если вы еще не успели, читаем про закон Ома, силу тока, напряжение, сопротивление и прочие прекрасные физические понятия.

Теперь, когда вы все это знаете, можно привести определение короткого замыкания из физики и электротехники:

Короткое замыкание – это соединение двух точек электрической цепи с различными потенциалами, не предусмотренное нормальным режимом работы цепи и приводящее к критичному росту силы тока в месте соединения.

КЗ приводит к образованию разрушительных токов, превышающих допустимые величины, выходу приборов из строя и повреждениям проводки. Почему это происходит? Детально разберем, что творится в цепи при коротком замыкании.

Возьмем самую простую цепь. В ней есть источник тока, сопротивление и провода. Причем, сопротивлением проводов можно пренебречь. Такой схемы вполне достаточно для понимания сути КЗ.

Простейшая электрическая цепь

В замкнутой цепи действует закон Ома: сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению. Иначе говоря, чем меньше сопротивление, тем больше сила тока.

Закон Ома

Точнее, для нашей цепи закон Ома запишется в следующем виде:

Закон Ома

Здесь r – внутреннее сопротивление источника тока, а греческая буква эпсилон обозначает ЭДС источника.

Что понимают под силой тока короткого замыкания? Если сопротивления R в нашей цепи не будет, или оно будет очень маленьким, то сила тока увеличится, и в цепи потечет ток короткого замыкания:

Что такое ток КЗ

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Виды коротких замыканий и их причины

В быту короткие замыкания бывают:

  • однофазные – когда фазный провод замыкается на ноль. Такие КЗ случаются чаще всего;
  • двухфазные – когда одна фаза замыкается на другую;
  • трехфазные – когда замыкаются сразу три фазы. Это самый проблемный вид КЗ.

Например, утром в воскресенье ваш сосед за стенкой соединяет фазу и ноль в розетке, включив в нее перфоратор. Это значит, что цепь замыкается, и ток идет через нагрузку, то есть через включенный в розетку прибор.

Если же сосед соединит провода фазы и нуля в розетке без подключения нагрузки, то в цепи возникнет КЗ, но вы сможете поспать подольше.

Тем, кто не знает, для лучшего понимания полезно будет почитать, что такое фаза и ноль в электричестве.

Короткое замыкание называют коротким, так как ток при таком замыкании цепи как бы идет по короткому пути, минуя нагрузку. Контролируемое или длинное замыкание – это обычное, привычное всем включение приборов в розетку.

Защита от короткого замыкания

Сначала о том, какие последствия может вызвать КЗ:

  1. Поражение человека электрическим током и выделяющимся теплом.
  2. Пожар.
  3. Выход из строя приборов.
  4. Отключение электричества и отсутствие интернета дома. Как следствие - вынужденная необходимость читать книги и ужинать при свечах.

КЗ - возможная причина пожара

Как видите, короткое замыкание – враг и вредитель, с которым нужно бороться. Какие есть способы защиты от короткого замыкания?

Почти все они основаны на том, чтобы быстро разомкнуть цепь при обнаружении КЗ. Это можно сделать с помощью разных аппаратов защиты от короткого замыкания.

Почти во всех современных электроприборах есть плавкие предохранители. Большой ток просто расплавляет предохранитель, и цепь разрывается.

В квартирах используются автоматы защиты от короткого замыкания. Это автоматические выключатели, рассчитанные на определенный рабочий ток. При повышении силы тока автомат срабатывает, разрывая цепь.

Для защиты промышленных электродвигателей от коротких замыканий используются специальные реле.

Автомат защиты от КЗ
Автомат защиты от КЗ

Теперь вы можете легко дать определение короткому замыканию, заодно знаете про закон Ома, а также фазу и ноль в электричестве. Желаем всем не устраивать коротких замыканий! А если у вас в голове «замкнуло» и совершенно нет сил на какую-то работу, наш студенческий сервис всегда поможет с ней справиться.

А напоследок видео о том, как НЕ НУЖНО обращаться с электрическим током.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 100 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 7950 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 1800 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 700 р. Узнать стоимость

Иван

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Если вы обратили внимание на данную статью, то наверняка не так давно задались вопросом – «Что такое УЗО и каково его предназначение?». Мы попытаемся максимально подробно ответить на данный вопрос. Ну а для начала скажем, что аббревиатура УЗО расшифровывается как устройство защитного отключения .

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

Что такое УЗО в электрике

Несмотря на то, что в наши дни электропроводка максимально защищена от контактов с людьми и печальных последствий, от утечек никуда не деться. Тут-то незаменимым помощником и станет УЗО. Прибор молниеносно среагирует на повышенное значение тока в месте утечки и перекроет подачу электроэнергии.

УЗО – это один из основных «винтиков» в защитной автоматике нынешних электрических сетей. Прибор коммутирует электроцепи и защищает их от токов, которые протекают по нежелательным при стандартных условиях проводящим путям. Это повысит шансы на то, что ваше жилье или предприятие будет защищено от пожаров, и никто не пострадает от разряда тока.

Отметим, что у данного аппарата есть функция включения или отключения электроцепей. Иными словами, он может производить их коммутацию. Соответственно, прибор является коммутационным.

Для чего устанавливают УЗО

Многие потребители слышали о существовании такого чудо-аппарата, как УЗО, но далеко не все знают, для чего оно нужно. Понять общие принципы функционирования агрегата можно даже без наличия глубоких познаний в электричестве. До недавних времен в жилых домах УЗО не использовали. Но в наши дни все изменилось, и теперь приборы всё чаще стали встречаться в квартирах, поэтому стоит узнать о них побольше.

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

Как уже было сказано, УЗО устанавливают для того, чтобы предотвратить утечки тока, приводящие к возгоранияю проводки и пожарам. Кроме того, УЗО убережет вас от удара током, что может привести к существенным проблемам со здоровьем или, не дай Бог, летальному исходу при контакте с неизолированными проводами и токопроводящими секциями электрооборудования.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! УЗО отличается от автоматов, защищающих проводку от перегрузок и коротких замыканий, его цель существенно повысить защищенность людей.

Принцип действия УЗО

Функционирование устройства построено на фиксации тока утечки на «землю» и отключении электросети в случае такого ЧП. Наличие утечки прибор фиксирует только по разнице между токами: теми, что вышли из прибора, и теми, что вернулись обратно.

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

Если с электросетью все в порядке, то токи идентичны по величине, однако разнятся по направлению. Как только появляется утечка — к примеру, вы дотронулись до незаизолированного на 100% провода — часть тока уходит «на землю» по другому контуру (в данном случае – посредством тела человека). Как результат, ток, вернувшийся в УЗО через нейтраль, будет меньше вышедшего.

То же самое происходит, если в одном из электрических приборов повредилась изоляция. Тогда под напряжением оказываются корпус или другая деталь. Задевая их, человек создает еще один контур «на землю». В этом случае часть тока будет двигаться по нему, то есть, баланс разрушится.

Конечно, если изоляция повреждена, то контур ответвления может появиться и без участия человеческого тела. В данной ситуации прибор также отреагирует на 100% и убережет участок сети от печальных последствий вроде перегрева и пожара.

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

Когда необходима установка УЗО?

Устройство показано к установке, когда существует необходимость защитить групповые линии, обеспечивающие питание розеток штепсельного типа для переносных электроприборов. Обязательно следует устанавливать УЗО, если автовыключатель или предохранитель не предоставляет время автоотключения 0,4 секунды с учетом номинального напряжения 220 В из-за малых показателей токов короткого замыкания.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рекомендовано применение дифференциального автомата, который представляет из себя единый прибор УЗО с автовыключателем, надежно защищающим от сверхтока и утечек.

Кроме того, рекомендуется устанавливать УЗО, если в вашей семье есть люди, «любящие» неосторожно обращаться с электропроводкой. Самый простой случай: человек сверлит стену, при этом опираясь босой ногой на батарею, и задевает фазный провод. Тот пролетает по цепочке «металлический корпус дрели — рука — грудная клетка — нога — батарея» и приводит к ужасным последствиям: параличу сердца или остановке дыхания (иногда – все вместе). Если у вас установлено УЗО, оно мгновенно «поймет», что часть тока не вернулась, и тут же отключит электричество. Да, удар током произойдет, но разряд будет минимальным.

Когда УЗО не поможет?

Впрочем, не стоит считать УЗО панацеей от любых бед с электричеством. Прибор не настолько умен, чтобы понять, что именно включено в электрическую цепь – лампочка или человек. Отключение произойдёт только при наличии утечки.

УЗО не спасает от перенапряжения, в т.ч. от импульсного, а также от низкого напряжения, которое «убивает» электродвигатели — в холодильнике, стиральной машинке и так далее.

Агрегат также не защищает от короткого замыкания. Эту задачу выполняет автоматический выключатель или дифференциальный автомат.

Сколько УЗО нужно устанавливать?

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

Чтобы определить точное количество УЗО, требуемое для конкретного помещения, понадобится специалист, который сможет провести соответствующие расчеты. Например, в 1-комнатной квартире, вероятнее всего, хватит одного такого прибора, рассчитанного на ток утечки в 30 мА. А вот в квартире с четырьмя комнатами при наличии 15 групп розеток понадобится не менее пяти УЗО, а также по одному устройству на всю группу освещения, электроплиту и водонагреватель.

Исходят обычно из того, что одна группа электроприборов — одно устройство защитного отключения 30 мА плюс одно противопожарное УЗО 100 или 300 мА.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чтобы контролировать электропроводку в целом, на входе в частный дом рекомендуется устанавливать одно общее УЗО с номинальным отключающим током 300 мА в дополнение к расчетным.

Когда установка УЗО нецелесообразна?

Иногда устанавливать устройство просто нет смысла. Одной из таких ситуаций является наличие старой и дряхлой проводки. Умение УЗО обнаружить утечку может стать головной болью, если прибор начнет срабатывать непредсказуемо (а именно это и происходит при плохой проводке). В таком случае лучшим решением будет поставить УЗО не в цепь электроснабжения квартиры в целом, а в местах с повышенной опасностью для использования розеток.

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

Нет смысла также покупать некачественное УЗО. На современном рынке можно обнаружить не только оригинальные устройства, но и широчайший ассортимент подделок неизвестного происхождения. Многие из таких приборов сделаны «на коленке за углом». Применение подобных устройств совершенно недопустимо и нецелесообразно. Перед покупкой внимательно изучите техническую документацию и сертификаты качества приобретаемого агрегата.

Не имеет смысла установка прибора в линиях, которые дают напряжение на стационарное оборудование и светильники, а также в общих электросетях.

Устройство

Устройство УЗО предполагает наличие:

  • датчика утечки;
  • поляризованного магнитного реле.

В основе действия прибора лежат законы, основывающиеся на входящей и выходящей электроэнергии в замкнутых цепях с предельно большими нагрузками. Это свидетельствует о том, что у тока должно быть только одно значение, вне зависимости от фазы прохождения.

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

Внутри устройства находятся три магнитные катушки. Через первую проходит фаза, через вторую нуль. Ток создает магнитные поля на входе и на выходе катушек прибора.

Если все работает, как должно, взаимные поля уничтожают друг друга. Если на одной из катушек происходит нарушение баланса, то есть образуется утечка тока, то это приведёт к действию третей катушки, имеющей реле для отключения питания.

Основные технические характеристики

Каждое УЗО обладает определенным набором технических параметров, которые следует изучить перед приобретением:

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

  • производитель;
  • наименование модели;
  • рабочий ток — предельная величина тока, которую прибор может коммутировать;
  • параметры электросети (напряжение и частота);
  • ток утечки — максимальная величина тока утечки, на которую реагирует прибор;
  • тип УЗО;
  • рабочий температурный диапазон;
  • номинальный условный ток короткого замыкания;
  • схема устройства УЗО.

Расшифровка маркировки

Маркировка наносится на корпус УЗО, что делает выбор нужной модели более удобным и легким. В первую очередь, указывается производитель, но там есть и другая важная информация:

  • «УЗО» или «ВД» — означает, что это устройство защитного отключения;
  • 16А – максимальный ток, на который рассчитаны контакты изделия и другие внутренние элементы;
  • In 30mA – ток утечки, при котором сработает УЗО;
  • 230В и 50Гц – напряжение и частота, при которых работает агрегат;
  • S — УЗО селективное;
  • знак «

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

» — это означает, что устройство срабатывает на утечки переменного тока.

Кроме того, имеются надписи около каждого контакта для правильного подключения УЗО:

  • N (сверху) – на этот контакт заводится приходящий нулевой проводник;
  • 1(сверху) – сюда подсоединяется приходящий фазный проводник;
  • 2 (снизу) – в это место подсоединяется фазный проводник, отходящий на нагрузку;
  • N (снизу) или отсутствие буквы – подключается нулевой проводник, отходящий на нагрузку.

Чтобы выбрать УЗО, которое идеально подойдет именно для вашей электросети, необходимо детально разобраться в маркировке, пусть эта задача весьма кропотлива и утомительна.

Виды и типы

Современные производители предлагают самые разные виды и типы УЗО. Два самых популярных типа агрегатов по своему внутреннему исполнению на рынке электротоваров – это электромеханические (не зависят от силы тока) и электронные (зависят). Также выделяют селективные и противопожарные устройства.

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

Электромеханическое

Электромеханические УЗО широко популярны в использовании и применяются в электрических цепях переменного тока. Чем это вызвано? Тем, что при обнаружении утечки такое устройство сработает, предотвратив печальные последствия даже при самом мизерном напряжении.

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

Такой тип УЗО во многих странах считается эталоном качества и тем, которое обязательно к повсеместному использованию. Немудрено, ведь такое УЗО будет работоспособным даже при отсутствии нуля в сети и может спасти чью-то жизнь.

Электронное

Такие УЗО легко найти на любом строительном рынке. Разница их от электромеханических в наличии внутри платы с усилителем, для работы которой необходимо питание.

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

Однако у таких УЗО, как уже было сказано, есть огромный недостаток – не факт, что они сработают при утечке тока (все зависит от напряжения в сети). Если отгорел ноль, а фаза осталась, то риск поражения током никуда не девается.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Мы ведем речь о преимуществах и недостатках УЗО в целом, а не конкретных моделей. Если сильно «повезет», вы можете стать обладателем некачественного УЗО как электромеханического, так и электронного.

Селективное

Главное отличие селективного УЗО от «собратьев» — наличие в схеме функции выдержки времени отключения цепи, которой питается нагрузка, т.е. селективности. Зачастую этот параметр не превышает 40 мс. Из этого мы делаем вывод, что селективные приборы не годятся для защиты от поражения при непосредственном прикосновении.

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

Ещё одной особенностью селективных агрегатов является хорошая устойчивость по реакции на скачки тока и напряжения (вероятность ложных срабатываний почти нулевая).

Противопожарное

Как следует из названия, такие УЗО используются в системах электроснабжения квартир и домов для предотвращения возгораний. Однако защитить человека они не в состоянии так как ток утечки, на который они рассчитаны равен 100 или 300 мА.

Что такое УЗО - назначение, принцип действия, маркировка и виды

Обычно эти агрегаты устанавливаются в щитах учета или в этажных распределительных щитах. Их основная задача:

  • защита вводного кабеля;
  • защиты линий потребителей, в которых дифференциальная защита не установлена;
  • как дополнительная ступень защиты (если стоящий ниже него аппарат вдруг не сработал).

Количество полюсов

Так как УЗО работает на сравнении токов, которые проникают сквозь дифференциальный орган, то численность полюсов у агрегата совпадает с числом токоведущих проводников. В некоторых случаях УЗО дозволено использовать с 4-мя полюсами для работы в двух- или трехпроводной сети.

При этом не забудьте оставить в запасе свободные полюса фаз. Агрегат будет благополучно делать свое дело не полностью, а частично, что, в общем-то, невыгодно с финансовой точки зрения, но возможно.

КОЗ -подразумевают изучение нового программного материала, без предварительного объяснения учителя,

-дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников,

-начинаются со стимула, который мотивирует учащихся на выполнение деятельности, эмоционально насыщает урок


Содержимое разработки

Основные составляющие КОЗ Автор : Донцова Наталия Георгиевна учитель начальных классов Специальная общеобразовательная школа-интернат №16 г.Горловка 2017

Основные составляющие КОЗ

Автор : Донцова Наталия Георгиевна

учитель начальных классов

 «Не снабжайте детей готовыми формулами - формулы пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения – успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия.»

  • «Не снабжайте детей готовыми формулами - формулы пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения – успешнее и дальше идёт тот, ктомучительно преодолевает себя и препятствия.»

Основные составляющие КОЗ Стимул КОЗ Задачная формулировка Источник информации Бланк для выполнения задания (если подразумевает структурированный ответ) Инструмент проверки Ключ – это четко зафиксированный ответ. Модельный ответ – это примерный ответ, с которым учитель может сравнить ответ ученика. Шкала – за что и в каких пределах устанавливаются баллы. Терминология -

Основные составляющие КОЗ

Задачная формулировка

Источник информации

Бланк для выполнения задания (если подразумевает структурированный ответ)

Инструмент проверки

Ключ – это четко зафиксированный ответ.

Модельный ответ – это примерный ответ, с которым учитель может сравнить ответ ученика.

Шкала – за что и в каких пределах устанавливаются баллы.

  • Терминология -

Требования к « КОЗ» 1. Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательная связь с практикой). 2. Формулировка задания: – текст задания должен начинаться с глагола ; – в тексте задания указано, ЧТО делать , и есть указание на то, КАК делать (в зависимости от уровня). 3. Информация, необходимая для решения данной задачи. 4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания). - задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания; - задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации; - задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания; - задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков.

Требования к « КОЗ»

  • 1. Введение в проблему(погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение,желательная связь с практикой).
  • 2. Формулировка задания:
  • текст задания должен начинатьсяс глагола;
  • в тексте задания указано,ЧТО делать, и есть указание на то,КАК делать(в зависимости от уровня).
  • 3. Информация, необходимая для решения данной задачи.
  • 4. Форма предъявления результатов КОЗ(задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания).

- задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания;

- задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации;

- задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания;

- задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА Стимул ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – погружает в контекст задания мотивирует обучающегося на его выполнение требования к формулировке стимула: -должен быть кратким; - не отвлекать обучающегося от содержания задания .

ЭФФЕКТИВНОСТИ

  • ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ –
  • погружает в контекст задания
  • мотивирует обучающегося на его выполнение

требования к формулировке стимула:

-должен быть кратким;

- не отвлекать обучающегося от содержания задания .

Задачная формулировка

  • – что именно сможет сделать обучаемый (инструкция) – глаголы для постановки целей: варьировать, видоизменить, модифицировать, поставить вопрос, систематизировать, упростить, выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подчеркнуть, продекламировать, произнести, прочитать, разделить на составные части, пересказать, выразить мысль, высказать согласие (несогласие), ответить, поблагодарить и т.д. – то есть, здесь идёт цель: что именно должен продемонстрировать ребёнок, чтобы учитель счёл его компетентным. Их должно быть достаточно для того, чтобы дети смогли показать то, что нужно учителю.
  • ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАЧНОЙ ФОРМУЛИРОВКЕ:
  • должна указывать ученику на ту деятельность, которую он должен совершить;
  • должна содержать требование к способу предоставления результатов работы;
  • должна быть интересной для учащихся;
  • должна соответствовать возрасту учащихся;
  • должна соотноситься с инструментом проверки.
  • Простая структура:
  • Простая структура:
  • Простая структура:
  • Простая структура:
  • Простая структура:
  • Простая структура:
  • Простая структура:
  • Простая структура:
  • Простая структура:
  • A) прочитай текст и составь памятку, инструкцию, таблицу…

Б) прослушай задачу и ответь на вопрос…

B) внимательно прочитай и найди 2 главных принципа…

Г) бегло просмотри текст и выбери непонятные слова, объясни их при помощи . (а,б,в - задачные формулировки простой структуры, но их можно перестроить в сложные структуры ).

  • Сложная структура:

A) прочитай текст и составь памятку, инструкцию, таблицу. подготовь выступление перед одноклассниками.

Б) прослушай задачу и ответь на вопрос. найди недостающие данные и введи их в условие задачи.

B) внимательно прочитай и найди три главных принципа. составь памятку для.

Требования к сточнику информации необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности интересен соответствует возрасту чтения Внимание! На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Ученик не должен быть знаком с источником до выполнения задания .

Требования к сточнику

  • необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности
  • интересен
  • соответствует возрасту чтения

Бланк для выполнения Бланк для выполнения задания задаёт структуру предъявления обучающимся результата своей деятельности по выполнению задания. Форма для фиксации ответа зависит от формы проведения контроля (письменной или компьютерной). Место, для фиксации ответа, должно быть чётко обозначено Возникающие при проектировании ошибки неоправданная громоздкость; использование источника, содержащего программный материал; несоответствие возрасту; избыточность формулировки; недостаток информации .

  • На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий.
  • Ученик не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

Бланк для выполнения

  • Бланк для выполнения задания задаёт структуру предъявления обучающимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Форма для фиксации ответа зависит от формы проведения контроля (письменной или компьютерной).

Место, для фиксации ответа, должно быть чётко обозначено

Возникающие при проектировании ошибки

Требования к оцениванию ключевых компетенций учащихся:

  • требования к оценке доведены до каждого учащегося;
  • задания должны проверять достиг ли учащийся ожидаемого результата;
  • соответствовать заявленным целям и ожидаемым результатам.

Инструмент проверки

  • Модельный ответ - для открытых вопросов обычно состоит из следующих элементов :

- пример формулировки правильного ответа,

-другие формулировки правильного ответа,

- подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ).

описывает критерии выставления баллов за ответ по некоторому набору параметров.

  • В параметры аналитической шкалы включены:

-параметры Единой шкалы (предъявляют общие требования к развёрнутому ответу),

-параметры Специфической шкалы (для конкретного тестового задания).

Экспертирование заданий

Как узнать, что это КОЗ ? Структура Задаётся определёнными элементами Моделирует практическую жизненную ситуацию Деятельностное Деятельностное задание задание Строится на актуальном материале

  • уровень воспроизведения (применение базовых знаний в стандартных ситуациях);
  • уровень установления связей (интеграция материала из разных тем, интерпретация информации, представленной в графиках и таблицах);
  • уровень рассуждения (обобщение, решение нестандартных проблем, обоснование выводов).

Структура

Задаётся

определёнными

элементами

Моделирует

практическую

жизненную

ситуацию

Деятельностное

Деятельностное

задание

задание

Строится на

актуальном

материале

Характеристика задания (учителю) Предмет Класс Название Формируемая компетентность Аспект Уровень РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОЗ: задания должны создавать условия для демонстрации компетенций, их проявлении в деятельности; давать возможность объективной оценки, независимой от частного мнения или суждения; быть комплексными, предоставлять возможность оценивать группы компетенций и др.

Характеристика задания

  • Предмет
  • Класс
  • Название
  • Формируемая компетентность
  • Аспект
  • Уровень

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОЗ:

Возможные ошибки при проектировании КОЗ: Не указан тип разработанного КОЗа. Путают типы КОЗов , нарушая их структуру. Например, указывают задание «классического типа», а сами в структуре пишут название задания : личностно-познавательный вопрос. Вместо оценки компетенции указывают компетентность. Наличие глаголов, ориентирующих на устный ответ (назови, расскажи). Неправильно поставлен стимул, который ориентирует на проверку знаний, а не на умение работать с информацией. Некоторые задачные формулировки начинают не с глагола действия и далее контекст задания, а наоборот . Использование формы представления результата, незнакомой обучающимся. У некоторых участников не разработана шкала переводов баллов в оценку и др.

  • задания должны создавать условия для демонстрации компетенций, их проявлении в деятельности;
  • давать возможность объективной оценки, независимой от частного мнения или суждения;
  • быть комплексными, предоставлять возможность оценивать группы компетенций и др.
  • Возможные ошибки при проектировании КОЗ:
  • Не указантипразработанного КОЗа.
  • Путаюттипы КОЗов, нарушая их структуру. Например, указывают задание«классического типа»,а сами в структуре пишут название задания: личностно-познавательный вопрос.
  • Вместо оценкикомпетенцииуказываюткомпетентность.
  • Наличие глаголов, ориентирующихна устный ответ(назови, расскажи).
  • Неправильно поставленстимул,который ориентируетна проверку знаний, а не на умение работать с информацией.
  • Некоторые задачные формулировки начинаютне с глаголадействияи далее контекстзадания,а наоборот. Использование формы представления результата,незнакомойобучающимся.
  • У некоторых участниковне разработана шкалапереводов баллов в оценку и др.

Технология проектирования КОЗ

При разработке компетентностно-ориентированных заданий учителю необходимо:

  • Первоначально определиться с компетенцией или компетенциями формируемыми на данном занятии,
  • Прописать планируемый результат с позиции компетенций,
  • Продумать на каком содержании предложить задания,
  • Выбрать или сформулировать компетентностно -ориентированное задание, нацеленное на формирование и оценивание той или иной компетенции,
  • Выбрать на каком этапе урока целесообразно включить данное задание,
  • Продумать формы работы учащихся на уроке способствующие формированию той или иной компетенции.
  • Возможные ошибки при проектировании КОЗ:
  • Не указантипразработанного КОЗа.
  • Путаюттипы КОЗов, нарушая их структуру. Например, указывают задание«классического типа»,а сами в структуре пишут название задания: личностно-познавательный вопрос.
  • Вместо оценкикомпетенцииуказываюткомпетентность.
  • Наличие глаголов, ориентирующихна устный ответ(назови, расскажи).
  • Неправильно поставленстимул,который ориентируетна проверку знаний, а не на умение работать с информацией.
  • Некоторые задачные формулировки начинаютне с глаголадействияи далее контекстзадания,а наоборот. Использование формы представления результата,незнакомойобучающимся.
  • У некоторых участниковне разработана шкалапереводов баллов в оценку и др.


-80%

КОЗА, -ы, вин. -у, мн. козы, коз, козам, ж. 1. мн. Одомашненный видкозлов (в 1 знач.). Домашние козы. Держать, разводить коз. 2. Самка козла.Дикая к. Доить козу. * Козу делать кому (разг.) - шутя пугать (обычноребенка), раздвинутыми пальцами подражая движениям бодающей козы. Драть какСидорову козу (прост.) - бить, сечь беспощадно. На козе (ни на какой козе)не объедешь кого, не подъедешь к кому (разг. шутл.) - о том, кого невозможноубедить, уломать. Коза-дереза - в сказках: то же, что коза (во 2 знач.). IIуменьш. козочка, -и, ж. II прил. козий, -ья, -ье. Козье молоко. К. сыр. *Козья ножка - 1) инструмент для удаления зубов; 2) самодельная папироса ввиде туго скрученной воронки с загнутым кверху концом. Свернуть козью ножку. смотреть

коза 1. ж. 1) а) Парнокопытное жвачное животное семейства полорогих. б) Самка такого животного. 2) перен. разг. Резвая, бойкая девочка или девушка. 2. ж. 1) Вагонетка или тележка для перевозки крепежного леса, рельсов и других частей оборудования относительно большой длины или для подвоза руды и кокса к доменным печам при ручной их загрузке. 2) разг. Приспособление для переноски на плечах некоторых грузов (кирпичей, теса и т.п.).

коза ж.goat, she-goat, nanny-goat

коза жидовская корова; вертуха, попрыгунья, козочка, дурочка, игруха, дура, дурочка с переулочка, непоседа, резвунья, дуреха, шалунья, вострушка, млекопитающее, вертунья, игрунья, козонька, вертушка, резвушка, стрекоза, вертячка, прелесть что за дурочка, дурында, петая дура Словарь русских синонимов. коза сущ. • резвунья • резвушка • вострушка девочка или девушка с живым, шаловливым нравом) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. коза сущ., кол-во синонимов: 44 • амальтея (4) • ар (2) • белогузка (2) • вагонетка (9) • велосипед (33) • вертунья (13) • вертуха (20) • вертушка (31) • вертячка (21) • вострушка (8) • девка (46) • девушка (126) • дура (72) • дуреха (27) • дурочка (19) • дурочка с переулочка (7) • дурында (55) • еманка (4) • жест (11) • жидовская корова (1) • игрунья (6) • игруха (5) • козонька (2) • козочка (3) • машка (15) • млекопитающее (202) • непоседа (54) • образец (41) • петая дура (8) • попрыгунья (19) • прелесть что за дурочка (8) • прикол (35) • резвунья (20) • резвушка (19) • рогатая (1) • розыгрыш (21) • серна (4) • стрекоза (43) • тележка (28) • фигура (112) • шаблон (29) • шалунья (34) • яманиха (4) • ямануха (4) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: амальтея, ар, белогузка, вагонетка, вертунья, вертуха, вертушка, вертячка, вострушка, дура, дуреха, дурочка, дурочка с переулочка, дурында, еманка, жест, жидовская корова, игрунья, игруха, козонька, козочка, машка, млекопитающее, непоседа, петая дура, попрыгунья, прелесть что за дурочка, прикол, резвунья, резвушка, розыгрыш, стрекоза, тележка, фигура, шалунья, яманиха, ямануха. смотреть

(Capra hircus),наиболее распространенное продуктивное домашнее животное, разводимое по всему миру, кроме приполярных областей; относится к жвачным млек. смотреть

КОЗА(Capra hircus), наиболее распространенное продуктивное домашнее животное, разводимое по всему миру, кроме приполярных областей; относится к жвачным млекопитающее семейства полорогих (Bovidae) отряда парнокопытных (Artiodactyla). В узком смысле коза - это самка данного вида, тогда как самцов (а также род Capra в целом и все его дикие таксоны) называют козлами. Коз держат и крупными стадами, и по одной-две в тех хозяйствах, где не могут позволить себе корову. Животное дает молоко, мясо, шерсть, мех и кожу. Питаясь молодыми побегами деревянистых видов, козы не дают закустариваться сенокосам и пастбищам. Однако на Ближнем Востоке стравливание ими (и овцами) растительности стало причиной широкомасштабной эрозии почвы.Считается, что коза впервые одомашнена на Ближнем Востоке по крайней мере 9000 лет назад, т.е. стала одним из первых прирученных человеком животных. Ее предок - дикий бородатый безоаровый козел (C. aegagrus), встречающийся от греческих островов в Эгейском море через Турцию, Ирак и Иран до Пакистана. Впрочем, одичавшие козы сейчас достигают значительной численности и в других регионах, включая Британские острова, континентальные штаты США, Мексику, Венесуэлу, Чили, Аргентину, Австралию, Новую Зеландию и множество океанических островов, в том числе Гавайи и Фиджи.Признаки. Коза мельче овцы и во взрослом состоянии весит 36-84 кг, тогда как масса овец колеблется от 41 до 136 кг. Рога овец спирально закручены, а у коз они идут более или менее вертикально у основания, а затем отклоняются назад. У большинства самцов рога посажены близко друг к другу на вершине головы, загибаются назад, а затем вверх и наружу. У самок они мельче и сжаты с боков. У некоторых пород рога исчезли в процессе искусственного отбора. Хвост козы мельче, чем у овцы, и обращен вверх.У большинства самцов и самок есть борода, а тело покрыто прямой шерстью. Ее длина и качество зависят от породы. Например, у ангорских коз шерсть длинная и шелковистая, а у кашмирских славится толстым пуховым подшерстком. Масть варьирует от чисто-белой до темно-бурой, черной и пестрой.Питаются козы травой и молодыми побегами деревьев и кустарников. Они быстро поглощают большое количество корма, а в промежутках между едой пережевывают жвачку. Как и у прочих жвачных, проглоченная пища накапливается в одном из отделов желудка - рубце, где частично переваривается и образует комок жвачки, которая отрыгивается и дожевывается во рту. Коза очень неприхотлива и способна выживать в местах, где другой скот страдал бы от голода. Она может переносить сильные морозы и жару, но плохо приспособлена к сырому климату. Оптимальные условия коза находит в полузасушливых районах.Размножение и продолжительность жизни. Случка обычно проводится раз в год, причем один козел может покрыть стадо из 30-50 самок. После беременности, длящейся 21-23 нед, рождается обычно пара козлят, хотя нередко и большее их число в помете (до пяти). Они появляются на свет зрячими, с хорошо развитым шерстным покровом и спустя несколько часов уже резво скачут. Отъем молодняка производят в возрасте 3-6 мес. В среднем коза доживает до 14 лет, тогда как овца - только до десяти.Шерстные и пуховые породы. На протяжении многих веков из козьей шерсти изготавливают ткани. Основная шерстная порода коз -ангорская, а пуховая - кашмирская.Ангорские козы. Первые европейские записи об ангорских козах сделаны в 1554, когда фламандский дипломат и путешественник Ожье Гилен де Бюбек вернулся из Константинополя, где был послом при дворе оттоманского султана. Из Турции он привез пару ангорских коз, которых подарил императору Священной Римской империи Карлу V.В 1838 эта порода была импортирована в Южную Африку, где производство ее шерсти (мохера) стало одной из ведущих отраслей хозяйства. В США ангорские козы были впервые завезены в 1849. В последующем их разведение превратилось в важную отрасль скотоводства главным образом в Техасе.Ангорские козы - одни из самых мелких. Взрослый козел весит не менее 57 кг при высоте в холке 76 см, а матка - от 34 кг при высоте 66 см. Оба пола рогатые, хотя ведутся работы по созданию комолой линии. Короткая шерсть на морде, нижних частях ног и ушах - белая, мягкая и шелковистая. Туловище целиком покрыто тонким, белым, шелковистым волосом (мохером) с сильным люстровым блеском; он свисает почти до земли прядями длиной 20-25 см. Копыта янтарного цвета. Рога довольно широкие, расходящиеся, хвост короткий, уши длинные, висячие.Разводят этих коз прежде всего ради мохера (этот термин происходит от арабского слова, означающего "избранный"), а кроме того, держат для борьбы с закустариванием пастбищ.Вопреки бытующему мнению, ангорские козы не отличаются неприхотливостью, однако это понятливые и простые для разведения животные.Нередко их можно видеть пасущимися вместе с коровами, овцами, а иногда и с лошадьми. Они приспособлены к различным типам пастбищ, но особенно хорошо - к холмистой, пересеченной местности. При питании сеном их шерсть становится легче и обезжиривается; на зеленом корме она тяжелеет и содержит больше природной смазки. Мелкое зерно служит прекрасным кормом, но при этом шерсть обычно грубеет.В районах, где невозможно круглый год держать животных на пастбище, коз подкармливают люцерновым сеном, кукурузным зерном и специальным гранулированным кормом со стандартным содержанием белка. Подкормку дают также, когда пастбище малопродуктивно.Ангорские козы могут поедать побеги многих древесных пород, включая дубы, ильмы, сумах, дикую сливу и можжевельник. Вечнозеленый дуб виргинский обеспечивает их круглогодичным свежим кормом: в тех районах, где этот вид произрастает в изобилии, коз используют для борьбы с закустариванием пастбищ, собирая весной и летом на участках, сильно засоренных дубовой порослью. Особенно любят животные свежеопавшие после заморозков дубовые листья и желуди, служащие хорошим кормом.Не потребляют козы побеги мескитового кустарника, полыни, хурмы и некоторых других древесно-кустарниковых видов, хотя едят свежеопавшие мескитовые листья и плоды (бобы). В сильную засуху они иногда кормятся опунцией, от чего во рту у них возникают язвы, и скотоводы специально поджигают заросли этих кактусов для уничтожения их шипов.Стада ангорских коз насчитывают от 25-30 голов на небольших фермах до нескольких сотен на обширных ранчо.Самки этих коз отличаются от большинства других сельскохозяйственных животных тем, что не приносят потомства в ущерб собственному здоровью. Если корма мало и беременная коза теряет вес, у нее происходит выкидыш. В результате средний выход козлят составляет около 70%, хотя хорошие хозяева умеют поддерживать его на уровне 100-150%. В помете нередки близнецы. Обычно матка кормит козлят молоком пять-шесть месяцев; если отнять их в двух-трехмесячном возрасте, они могут выжить, но скорее всего отстанут в росте.При хорошем уходе мохер растет со скоростью 2,5 см в мес, и годовой настриг с животного составляет 3,5-5,5 кг. Основные производители высококачественного мохера - ЮАР, США, Турция, Аргентина, Австралия и Новая Зеландия. Мохер используется в производстве пряжи, тканей, ковров.В большинстве стран ангорских коз стригут дважды в год (весной и осенью), но в областях с относительно холодным климатом - только один раз (весной). Хороший стригаль с помощью электрических ножниц может остричь животное за полторы-две минуты.Поскольку в течение шести недель после стрижки ангорские козы очень чувствительны к холодной влажной погоде, многие хозяева держат их в это время в сараях (кошарах), выпуская в хорошую погоду пастись на небольшие выгоны. В других случаях вдоль спины козы при весенней стрижке оставляют неснятую полосу мохера шириной 8-10 см: это в определенной степени защищает ее от плохой погоды.Когда ангорские козы перестают по возрасту давать хорошую шерсть, их обычно забивают на мясо, которое используется для изготовления различных колбасных изделий и консервировов.Кашмирские козы. Эту породу разводят главным образом на Тибете, в Иране, Монголии, Средней Азии и на севере Индии. Животные лучше всего чувствуют себя в холодных горных областях на высотах 3000-4500 м над уровнем моря. Держат их не только ради шерсти, но и как источник молока и мяса.Кашмирские козы мельче ангорских, и профиль у них более "орлиный". Уши крупные, висячие. Рога мелкие, несколько спирально изогнутые. Морда покрыта короткой шелковистой шерстью, а туловище - тонким и мягким пуховым подшерстком и длинным остевым волосом. В текстильной промышленности используется только пух. Цвет его - белый, серый, подпалый или серо-подпалый; наиболее ценится белый.Длина остевого волоса - до 13 см, а волокон подшерстка - 3,7-8,9 см. Диаметр этих волокон очень однороден, поперечное сечение их почти круглое. Благодаря высокой упругости кашмирского пуха ткани из него необыкновенно теплые и легкие.Каждый год животных стригут. Иногда пух собирают с земли и с кустарников, но чаще выщипывают или вычесывают после стрижки. К пуху примешивается значительное количество остевого волоса, который затем удаляют вручную. Животное дает в год примерно 0,2 кг смешанной шерсти, в которой пуха 85-142 г.В международном масштабе кашмировый пух закупают прежде всего у индийских крестьян и продают на двух главных мировых рынках - в Сринагаре (столице Кашмира) и Лондоне.Кашмирских коз иногда называют "шалевыми" - в честь знаменитых кашмирских ("кашемировых") шалей, славящихся красотой узора, яркими красками, мягкостью, легкостью и теплом. Изготовление шалевой ткани из кашмирового пуха возникло в Сринагаре еще в древности. Шали оттуда высоко ценились в Римской империи, а при европейских дворах появились в 16 в. и стали украшением знатных дам. Производство шалей в самом Кашмире пришло в упадок после 1877, когда голод заставил сринагарских ткачей покинуть родные места. Примерно с 1800 в Пейсли (Шотландия) было налажено изготовление их имитаций. Пейслийские шали тоже высоко ценились, но после 1870 вышли из моды и сегодня в широких масштабах не производятся.Из пуха кашмирских коз на севере Индии в прошлые столетия ткали также замечательные кашмирские ковры, которые сейчас стали редкостью и стоят очень дорого.Молочные породы. Козьего молока население нашей планеты потребляет больше, чем коровьего. В нем выше содержание белка и жира, а сливки в нем остаются распределенными по всему объему и не всплывают при отстаивании. Во многих странах из козьего молока делают масло, сыр и даже мороженое. В Испании козы - основной источник молока, а в Швейцарии выведены их высокопродуктивные молочные породы. См. также КОЗЛЫ. смотреть

Белая коза;Про белую козу. Жарг. муз. Шутл. Итальянская народная песня «O sole mio», которая начинается словами que bella cosa… БСРЖ, 267.Брянская коза. смотреть

КОЗА́, и́, ж.1. Невелика рогата жуйна тварина родини порожнисторогих, що дає молоко, м'ясо і т. ін.; самиця козла (у 1, 2 знач.).– Учора з кумом ходили. смотреть

всти́гнути (поспі́ти) з ко́зами на торг. Нема причини, потреби поспішати. — Та годі вже з вашими качанами. Тут їсти хочеться. — нетерпляче озвався Макар..— Встигнеш ще з козами на торг. Тобі аби їсти (С. Добровольський); Все частіше між санаторцями заводились розмови про домівку: — Нічого вже нас тут маринувати, додому відправили б. Більш розсудливі відказували: Встигнеш з козами на торг (Ю. Збанацький); Старі вже більш і не згадували (про сватання), бо і в Череваня, і в Шрама була така думка, що ще поспіють з козами на торг (П. Куліш). і вовки́ си́ті, і ко́зи ці́лі. Ніхто не зазнав шкоди, збитків, неприємностей і т. ін. Всі драпіжники аж легше відітхнули, почувши таку царську мову (про конституцію). Дух у них уступив, хоч і не знали ще, як властиво цар (Лев) міркує з тою конституцією поступити, щоб і Вовки були ситі, і Кози цілі (І. Франко); Гладко все в артілі — Й вовки, бач, ситі, й кози цілі. (С. Караванський). і ко́зи си́ті, і сі́но ці́ле. Ніхто не зазнав збитків, шкоди. Його натура була слаба: він хотів, як кажуть, щоб упасти і не забитися; щоб і кози були ситі, і сіно ціле (Панас Мирний). на коні́ (на козі́) не під’ї́деш до кого. Хто-небудь дуже гордовитий, пихатий; до кого-небудь неможливо знайти підхід. Прочита вона, що її похвалили, .. уже до неї і на коні не під’їдеш (М. Старицький); (Красовська:) Поки ти у мене не будеш як слід пристроєна, не буде моя душа спокійна! .. Люди знайшлись би, звісно, коли б не пішла чутка про твою гордість, що до тебе і на козі не під’їдеш! (Олена Пчілка). не на тій козі́ під’їжджа́ти / під’їхати до кого. Не знаходити належного, потрібного підходу до кого-небудь. Хан винувато пошкріб за вухом.— Виховував (водія). А от, виходить, не на тій козі під’їжджав до нього (В. Дарда). показа́ти, де ко́зам ро́ги пра́влять. Провчити кого-небудь, завдаючи йому неприємностей, прикрощів і т. ін. Терентій сердито сплюнув .. Шкода, що немає Бабака. Він би показав, де козам роги правлять! (М. Рудь). су́нутися зі свої́ми ко́зами на торг. Встрявати в щось, виявляти небажану цікавість, ініціативу. — У кожній хаті свої звичаї,— продовжував Захар Максимович.— Поважай їх, сину, не топчи. .. І не сунься з своїми козами на торг (В. Кучер). зі свої́ми ко́зами на торг. — Справді, Вітольде Станіславовичу, що все це означає? — І Федь Масюта зі своїми козами на торг (І. Головченко і О. Мусієнко). (там (туди́, зві́дти і т. ін.),) де ко́зам ро́ги пра́влять. Там, де важкі умови життя, де перебувають, куди потрапляють перев. не з власного бажання; далеко. Збирається (Ївга) на весілля, а жених там, де козам роги правлять! (Г. Квітка-Основ’яненко); Як то кажуть, протрубив від дзвінка до дзвінка там, де козам роги правлять, і разом з дружиною .. повернувся на Україну (З газети); — Досталося ж Денисові Лискотуну за усі його діла… .. і спроваджено .. до товариства, туди, де козам роги правлять (Г. Квітка-Основ’яненко); — Комашко заведе твою Саню туди, де козам роги правлять (І. Нечуй-Левицький); — Рубонеш одного, а вони селом наваляться на тебе, дадуть, скільки влізе духу, а потім відправлять туди, де козам роги правлять (М. Стельмах); (Гужій:) Здоров, Романе! Відкіля це з’явився? (Лановий:) Відтіля, де козам роги правлять (Я. Мамонтов). там, де Си́дір ко́зам ро́ги пра́вить. — Я думаю так: попадись ти оце кому-небудь з таким усі ко́зи в зо́лоті кому. Все здається, сприймається кращим, ніж є насправді. П’яному — всі кози в золоті (В. Речмедін). і ко́зи в зо́лоті хо́дять. — Еге ж, там (в Америці) і кози в золоті ходять,— безневинно каже Лесь Якубенко, і дядьки починають реготати (М. Стельмах). як си́дорову козу́, зі сл. би́ти, лупцюва́ти, чихво́стити і под. Дуже сильно, нещадно. (Митька:) І били ж мене батько за се, драли як сидорову козу. (М. Кропивницький); — Так мене мій покійний чоловіченько лупцював як сидорову козу (П. Рєзніков); Їдуть (дегустатори) звідси, їдуть звідти, ведеш їх у підвали, пригощаєш, а декотрий ще й каністру підмостить — наточи й додому! А тоді на всіх активах ще тебе ж і чихвостять як сидорову козу (О. Гончар). смотреть

ВОЛИ́НКА (народний духовий музичний інструмент, зроблений з козячої або овечої шкури і двох-трьох трубок), ДУДА́, КОЗА́, КОЗИ́ЦЯ розм., БАРА́Н діал., М. смотреть

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством компетентностно-ориентированных заданий

ВложениеРазмер
koz.doc 115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством компетентностно - ориентированных заданий.

Голикова Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

  1. Введение.
  2. Основная часть
  3. Заключение.
  4. Список использованных источников.
  5. Приложения.

Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать в начальной школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету.

Компетенция проявляется в новой деятельности, при переносе знаний в новую ситуацию, в нестандартной ситуации. Значит, если целью образования является компетенция, то универсальными способами деятельности будут компетентности, т.е. овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Поэтому образовательная деятельность должна быть построена как система неких учебных ситуаций, заданий, направленных на реализацию определенных видов учебной деятельности, таких, как: готовность осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда.

Путем создания специальных заданий, в которых наиболее полно возможно использовать потенциал обучающихся, и наряду с этим – формирование умений, знаний, навыков, отношения и приобретения опыта. А значит, первая задача учителя – включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования компетентностно - ориентированных заданий (КОЗ). Как раз формирование ключевых компетенций у обучающихся предполагает использование компетентностно - ориентированных заданий.

Вместе с тем таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление же компетентностно - ориентированных заданий достаточно трудоемко.

Таким образом, имеем противоречие между необходимостью обучения решению компетентностно - ориентированных заданий учащихся и неразработанностью методики их использования в процессе обучения. Разрешение противоречия определяет актуальность данной работы.

Каким в идеале должен быть ученик начальной школы? Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться.

Что же такое компетенция и компетентностно - ориентированное задание?

Компетенция - это системное образование в личности младшего школьника, которое включает в себя следующие компоненты:

  • когнитивный (знаниевый)- теоретические знания академической области;
  • деятельностный - практическое применение знаний в конкретной ситуации
  • ценностно - смысловой - оценивание, отношение, эмоции, воля

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий

Отличительные характеристики КОЗ от традиционных задач.

Таким образом, выделяют следующие отличительные характеристики компетентностно - ориентированных заданий от традиционных задач:

  • значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
  • условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;
  • информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;
  • указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;
  • по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
  • наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;
  • наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

на какой аспект компетенции направлено КОЗ

погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение

указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания

содержит необходимый материал для успешного выполнения задания

Бланк выполнения задания (если необходим)

Критерии оценки, модельный ответ…

1. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение (функции: мотивирует учащегося на выполнения задания; моделирует практическую, жизненную и др. ситуации; может нести функцию источника информации при необходимости). Должен быть кратким (не более трех предложений), и не отвлекать учащегося от содержания задания.

2. Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания (должна указывать ученику на ту деятельность, которую он должен совершить; должна содержать требование к способу предоставления результатов работы; должна быть интересной для учащихся; должна соответствовать возрасту учащихся; должна соотноситься с инструментом проверки).

3. Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания (должны содержать информацию, необходимую для успешного выполнения задания; должны быть достаточными для выполнения заданной деятельности; на одном источнике желательно основывать несколько заданий; источник должен быть интересным для учащегося; должны учитываться возрастные особенности учащихся).

4. Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке.

5. Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.

В связи с этим выделяют следующие требования к КОЗ:

  • задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к

самостоятельному пополнению знания . В таком задании предлагается

создать или исследовать новую для учащихся информацию на основе имеющихся знаний.

  • задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности , при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение , или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес .

  • задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания , например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.

  • задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков использования ИКТ).

А) Уровни построения компетентностно – ориентированных заданий.

1. Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.

2. Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации.

3. Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа,

синтеза, моделирования, оценки.

4. Действия в творческой ситуации.

Б) Типы компетентностно – ориентированных заданий.

  • задания, в которых имеются лишние данные;
  • задания с противоречивыми данными;
  • задания, в которых данных недостаточно для решения;
  • многовариантные задания (имеют несколько вариантов решения);
  • комплексные задания и др.

Основными принципами оценивания ключевых компетенций являются:

1. Важность – оценивание только самых важных ожидаемых результатов;

2. Объективность – оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях;

3. Открытость – ученики изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям;

4. Простота – формы оценивания должны быть просты и удобны в применении.

Требования к оцениванию ключевых компетенций обучающихся:

  • требования к оценке доведены до каждого учащегося;
  • задания должны проверять достиг ли учащийся ожидаемого результата;
  • соответствовать заявленным целям и ожидаемым результатам.

Рекомендации по проектированию КОЗ в начальной школе.

При разработке компетентностно - ориентированных заданий необходимо:

1.Первоначально определиться с компетенцией или компетенциями формируемыми на данном занятии,

2. Прописать планируемый результат с позиции компетенций,

3. Продумать на каком содержании предложить задания,

4.Выбрать или сформулировать компетентностно - ориентированное задание, нацеленное на формирование и оценивание той или иной компетенции.

5. Выбрать на каком этапе урока целесообразно включить данное задание,

6.Продумать формы работы учащихся на уроке способствующие формированию той или иной компетенции.

7. Задания должны создавать условия для демонстрации компетенций, их проявлении в деятельности;

8. Давать возможность объективной оценки, независимой от частного мнения или суждения;

9. Быть комплексными, предоставлять возможность оценивать группы

компетенций и др.

Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.

Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, осуществляется оценивание образовательных достижений (технология портфолио). Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат.

С первого класса учителя включают в свои уроки задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Таким образом, при использовании компетентностно – ориентированных заданий формируют следующие ключевые компетентности обучающихся

  1. Учебно-познавательная компетенция (совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идет о самообучении . Под учебно-познавательной компетенцией понимаем способность учащегося приобретать новые знания для решения учебных задач на основе использования методов познания конкретных предметов).
  2. Информационная компетенция (обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией при помощи реальных объектов (телевизор, принтер, магнитофон, компьютер, книга, журнал и др.) и информационных технологий (аудио-видео запись, электронная почта, СМИ, Интернет и др.). Формируются умения самостоятельно искать, анализировать и обирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать её).
  3. Коммуникативная компетенция (подразумевает владение учеником средствами коммуникации: владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление и др.;

письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми приемами оформления текста, умение работы с текстом и др.); продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

Использование компетентностно-ориентированных заданий результативно в том случае, если на уроке в целом осуществляется компетентностный подход к уроку.

Мы учим не для школы, а для жизни.

Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача.

Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи, а это и есть компетентностно-ориентированные задания.

Читайте также: