Какого греческого бога вскормила божественная коза амалфея

Опубликовано: 16.04.2024

Амалтея (Άμάλθεια), в греческой мифологии нимфа, по другой версии, коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на Крите, в пещере горы Ида (Hyg. Fab. 139; Ovid. Fast. V 115-128), где его спрятала мать Рея, спасая от Кроноса. Слуги Реи - куреты и корибанты бряцанием оружия и щитов заглушали плач ребёнка, забавляя его по просьбе А. своими плясками (Callim. Hymn. I 46-54). Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия, а её вознёс на небо (звезда Капелла в созвездии Возничего). В критской пещере А. была спрятана за то, что устрашила некогда титанов (Ps.-Eratosth. 13). Шкура А. служила Зевсу щитом-эгидой в борьбе с титанами, отсюда Зевс-Эгиох (Diod. V 70,6). Рог изобилия был символом богини мира Эйрене и бога богатства Плутоса. В мифе об А. Отразились древние зооморфные и тератоморфные черты греческой мифологии.
А. т.г.

В послеантичную эпоху миф об А. находил воплощение главным образом в изобразительном искусстве (Джулио Романо, С. Роза, Я. Иордане, Н. Пуссен и др.). Среди произведений пластики - «Младенец Юпитер, фавн и коза Амалфея» Л. Бернини.

Коза Амалфея с младенцем Зевсом и юным сатиром.

Коза Амалфея с младенцем Зевсом и юным сатиром.

Коза Амалфея с младенцем Зевсом и юным сатиром.
Скульптурная группа Л. Бернини.
Мрамор.
Около 1615.
Рим.
Галерея Боргезе.

Амалфея кормит младенца Зевса.

Амалфея кормит младенца Зевса.

Амалфея кормит младенца Зевса,
справа — Пан.
Мрамор.
II в. до н. э.
Рим.
Ватиканские музеи.

Джованни Бернини. Амалфея.

Джованни Бернини. Амалфея.

  • АМАЛИК
  • АМАНОР И ВАНАТУР

Смотреть что такое "АМАЛФЕЯ" в других словарях:

Амалфея — кормит младенца Зевса. Справа Пан. II в. до н. э. Амалфея кормит младенца Зевса. Справа Пан. II в. до н. э. Амалфея () в мифах древних греков нимфа, по другой версии, коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на Крите, в пещере горы Ида,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Амалфея — У этого термина существуют и другие значения, см. Амальтея. Коза Амалфея. Скульптура Бернини … Википедия

АМАЛФЕЯ — • Amalthēa, Άμάλθεια, 1. имя козы, которая вскормила Зевса на Крите и в награду за то была помещена в число созвездий, см. Ζευς 5, Зевс. Когда то она о дерево сломала себе рог, нимфа подняла его, обвила зеленью, наполнила… … Реальный словарь классических древностей

Амалфея — см. Амалтея … Античный мир. Словарь-справочник.

Амалфея — Амалтея в греч. миф. нимфа, по др. версии, коза, вскорм. своим молоком младенца Зевса на Крите, в пещере горы Ида, где его спрятала мать Рея, спасая от Кроноса. Слуги Реи куреты и корибанты бряцанием оружия и щитов заглуш. плач ребенка,… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Амалфея — – мифологическое имя козы, молоком которой вскормлен Юпитер. Рог ее, по сказанию, источал и амброзию. Слово замечательно тем, что употребляется в богослужебных книгах церковных в сочетании Амалфеев рог … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Амалфея (значения) — … Википедия

Амалфея (мифология) — … Википедия

Амалфея, Амалтея — (греч.) – коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на Крите, где мать Рея прятала его от отца Кроноса. Слуги Реи – куреты и корибанты – по просьбе А. заглушали плач ребенка бряцанием оружия и забавляли его плясками. После смерти А. была… … Мифологический словарь

Амалтея (Амалфея) — Нимфа, дочь критского царя, вскормившая Зевса козьим молоком в пещере горы Ида, куда младенца спрятала мать Рея от кровожадного отца Кроноса; позже Амалтея была превращена в звезду Капеллу в созвездии Возничего. Согласно иной версии, Амалтея… … Античный мир. Словарь-справочник.

-Рубрики

  • Фан-клуб wolfleo (11)
  • Украина (6)
  • Ретро-фото (5)
  • Интересные факты о кино (3)
  • Кулинарные рецепты. Необычные блюда (0)
  • (0)
  • 18+ для совершеннолетних (624)
  • Афоризмы (138)
  • Беларусь (48)
  • Видео (44)
  • Гороскопы (51)
  • Детям (298)
  • Дизайн, креатив, (207)
  • Для дачи (134)
  • Для дневника (31)
  • Женщины (388)
  • Живопись (85)
  • Загадки (153)
  • Заговоры (197)
  • Заготовки на зиму (286)
  • Здоровье (379)
  • Знаменитости (883)
  • Игры (97)
  • Иконы (12)
  • Интересные факты (3680)
  • Разоблачаем легенды и мифы. (105)
  • Интересные факты о животных (94)
  • Интересные архитектурные сооружения (43)
  • Тайны русского языка (8)
  • Самые,самые. (7)
  • Интересные факты о разных странах (642)
  • Япония (27)
  • Китай (25)
  • Эмиграция (1)
  • Искусство (9)
  • Исторические личности (445)
  • Исторические факты. (632)
  • Картинки (290)
  • Кино (147)
  • Документальный фильм (7)
  • Кино.Сериалы (20)
  • Кино зарубежное (56)
  • Кино СССР (16)
  • Кошки (74)
  • Кулинарные рецепты. (796)
  • Кулинарные рецепты. Мультиварка (21)
  • Кулинарные рецепты. Напитки (74)
  • Кулинарные рецепты. Рыба (4)
  • Кулинарные рецепты.Выпечка (922)
  • Пирожки (20)
  • Кулинарные рецепты.Закуски (2)
  • Кулинарные рецепты.Салаты (160)
  • Кулинарные рецепты.Сладкое (78)
  • Магия (253)
  • Гадание (57)
  • Молитвы (28)
  • Мужчины (71)
  • Мультфильмы (31)
  • Народная медицина (523)
  • Необычные люди (473)
  • Оптические иллюзии (15)
  • Оружие (135)
  • Полезные советы (1028)
  • Аквариум (4)
  • Полезные советы для вашего компьютера (57)
  • Праздники (99)
  • Прикольные животные (23)
  • Притчи (6)
  • Россия. (308)
  • Сделай сам (106)
  • Секреты красоты. (243)
  • События в мире (144)
  • СССР (285)
  • Ссылки (81)
  • Стихи (128)
  • Тесты (45)
  • Ужас (320)
  • Юмор (2033)
  • Из социальных сетей (299)

-неизвестно

-неизвестно

-Я - фотограф

Витебск




-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Статистика


Божественная коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса, которого его мать Рея укрывала от Кроноса на острове Крит. Когда Зевс стал главой олимпийцев, он взял козу на. небо, и она стала звездой Капеллой в созвездии Возничего.

Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия, ставшим популярнейшим символом достатка. Шкурой козы Зевс обтянул свой щит, который стал эгидой (символом могучей защиты) в борьбе с титанами.

Символика данных животных четко различается по половому признаку: у козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную материнскую заботливость, она позитивная, а у козла, символизирующего похоть, распутство и хитрость, — исключительно негативная.

Образ козы Амалфеи, вскормившей младенца Зевса своим молоком, ассоциируется не только с материнской заботливостью, но и с изобилием, поскольку именно ее чудесный рог, согласно одному из вариантов мифа, является легендарным Рогом Изобилия.


В козлином облике щеголял похотливый Пан — бог-покровитель стад, лесов и полей. Свиту Пана составляли козлоногие и рогатые сатиры, столь же сладострастные, как и их патрон. Сатиры буквально не давали проходу нимфам: навряд ли хоть одна из лесных красавиц избежала сексуальных домогательств с их стороны. Как истинные ценители спиртного, сатиры не гнушались и обществом Диониса, обладавшего по праву бога виноделия неистощимыми запасами веселящего напитка. Впоследствии за все их шалости и пьяные выходки ответ держать пришлось нив чем не повинному козлу.

В изобразительном искусстве Ренессанса козлы выступают только в качестве ездовых животных. Они везут колесницы богов: греческого Диониса, скандинавского Тора и персидского Пушана — божества солнечного жара и покровителя стад.


В языческой религии в разное время и у разных народов существовал культ козы и козла. При этом не обошлось без перегибов на местах. Так, Геродот обвиняет египетских жрецов, поклонявшихся козлу, в порочной практике скотоложества. Жители эллинского города Флиунта установили на главной площади медную козу, которой и поклонялись с усердием, достойным лучшего применения. У ингушей в облике козла обретается Муста-Гударг, божество дождя. Собираясь упросить его расщедриться на осадки, люди рядили в козлиную шкуру самого красивого юношу селения и нещадно поливали его водой.


Однако чаще всего коз и козлов использовали в качестве жертвенных животных. В Элладе, во время религиозных празднеств в честь бога вина и веселья Диониса, козлы исполняли для юбиляра свою последнюю козлиную песнь, после чего шли под нож. То была настоящая трагедия, поскольку в переводе слово «трагедия» буквально и означает «песнь козлов». Разумеется, вокальные партии за козлов, которым было не до песен, исполняли ряженые дублеры, но кровавый танец смертельной агонии на жертвенном алтаре приходилось демонстрировать самим несчастным животным.

В Древнем Риме с приносимых в жертву коз и козлов ежегодно спускали шкуру 15 февраля, в день празднования луперкалий. Римские жрецы-луперки, нарезав из этих шкур ремни, с воплями носились вокруг Палатинского холма, стегая ими всех встречных и поперечных представительниц прекрасного пола (см. раздел «Пояс»).


Но самым изуверским отношением к козлу отличались древние евреи, сделавшие из невинного животного пресловутого козла отпущения. У семитов козел отпущения — символ искупления чужих грехов. Ежегодно в День Очищения жрецы совершали торжественный молебен и символически возлагали на козла все греховные дела, совершенные за истекший год людьми, после чего отводили козла отпущения в пустыню и оставляли его там в качестве жертвы Азазелу — злобному демону пустыни. Брошенному в пустыне козлу оставался небогатый выбор: либо околеть от голода и жажды, либо накормить своим мясом хищников.


Христианство в презрении к козлу пошло еще дальше, придав черту внешность козла, а в православии само слово «козел» стало бранным. В Средние века в образе козла представляли самого прародителя зла. В Западной Европе дьявол по имени Леонард правил шабашем. Леонарда изображали в виде черного козла с тремя рогами, лисьими ушами и овечьей бородой. Вместо зада Леонард имел еще одно лицо, и ведьмы на шабаше целовали его в знак присяги на верность дьяволу.


Для христиан козлы также являлись аналогией грешников и нечестивцев. Апостол Матфей говорил, что в день Страшного суда Господь «отделит агнцев от козлищ», после чего отправит последних прямиком в адское пламя (Мф. 25: 32; 25:41).

Коза Амалфея и малафья

К вашему сведению, дорогой читатель, отрочество и часть юности я провёл среди блатных. Не так чтобы я совсем был вхож в их круг, но тёрся рядом. Поэтому их повадки, язык были мне более или менее знакомы. Среди прочих жаргонных слов, бывших тогда в употреблении в нашем кругу, было слово молофья, но произносили мы его как малафья (возможно, впрочем, именно так оно и пишется изначально). А обозначало оно то, что сейчас называется на приличном научном языке спермой.

Амалфея — малфея — малафья — как интересно, не правда ли? Сразу же встаёт вопрос: слово малафья произошло от имени Амалфея или наоборот? Сдаётся мне, что наоборот, имя Амалфея произошло от слова малафья.

Но ещё интересно то, что это слово сохранилось как жаргонное в мире блатных. Я заметил, что многие обычаи, традиции и слова, бытовавшие в доромановскую эпоху, сохранились именно в блатном воровском мире. Что, в общем-то, неудивительно, потому что, согласно логике, Романовы, придя к власти, должны были либо уничтожить, либо посадить в тюрьмы, сослать на каторгу всех, кто был в оппозиции к новой власти, всех, кто нёс в себе какие-то древние знания и пережитки уходящего мира и культуры Золотого века Орды.

Туда же, на каторгу и в тюрьмы, были отправлены скоморохи и офени, от языка которых произошла воровская феня. А скоморохи — мазыки, как они себя называли, — были жрецами бога Рода и владели древними знаниями об уме. Именно поэтому слово малафья меня заинтересовало. Что на самом деле оно обозначает?

Зевса вскармливала коза Амалфея… Рядом с младенцем Иисусом на иконах, изображающих Рождество, тоже рисуется коза… в Колядках существует такой ритуал, как «колядование с козой», а бог Коляда и Иисус — это одно и то же лицо (см. [57])… Почему коза и при чём тут малафья?

Всё очень просто. Козюлей на Руси называют змею, а Змей, как мы знаем, олицетворяет жизнь на земле. И коза ведь рогатая? А козьи рога — это вила, тоже знак жизни на земле и знак Велеса/Вия. И ещё коза — это намёк на сус, потому что буква К переходит в С, а О — в У: коза — сус. То есть через жизнь на земле человек познаёт суть вещей. И ещё: коза — каз — казать, а наш мир — это мир образов. В общем, вся эта информация вместе заставляет сделать вывод, что коза рядом с Зевсом и Иисусом символизирует Великого Змея, то есть жизнь на земле.

И уже позднее, когда новая христианская религия объявила в XVI–XVII веках войну старому учению, коза превратилась в козла и стала олицетворять собой Дьявола — властелина нашего мира. Верующие получили врага, с котором можно бороться бесконечно. Они заняты «благим делом», следовательно, ослеплены, и у них нет времени оглянуться и увидеть настоящее положение дел. Да и деньги тут играют наипервейшую роль.

Что касается малафьи, с ней тоже все просто. Малафья — это семя, дающее толчок зарождению жизни. Коза — Козюля — Змей — Велес — Волос — фаллос, а именно из уда извергается малафья — мужская Сила Жизни. То есть присутствие рядом с новорождённым Христом козы Амалфеи говорит о том, что его растит, охраняет и питает Сила Жизни Великого Змея. Великий Змей — Год/Гад — Бог.

Слова «Рядом с Зевсом находится коза Амалфея» означают: «Рядом с новорождённым Зевсом/Иисусом находится Бог с его Силой Жизни, охраняет и вскармливает его этой Силой».

Теперь нам ясно, кто такая коза Амалфея, и мы возвращаемся к Зевсу и его рождению.

Как Зевс (Исус) спасся от Крона? Он был вынужден ПРЕВРАТИТЬСЯ В ЗМЕЯ, А СВОИХ НЯНЬ ОН ПРЕВРАТИЛ В МЕДВЕДИЦ.

Смысл здесь прозрачен. Как можно спастись от рока? Мы уже знаем, а на семинарах я даже учу этому людей: нужно уйти вниз, к Великому Змею Велесу, где в огне Силы Жизни сгорает мёртвое «я» (именно оно и рождает рок). Рок/судьба и «я»/эго — это одно и то же.

А при чём тут медведицы? Одним из символов Великой Матери Макоши является медведица. Медведица — Мед-ведение — Ведение середины — Мудрость Великой Матери. Зевс — Исус — пребывал (прятался) в пещере у Великого Змея и, естественно, общался с Мудростью, так он спасся от рока — Крона.

Посмотрите на рис. 124. Видите, что Макошь и Волос находятся в противоположности друг к другу? Следовательно, они содержатся друг в друге. Если вы опустились на самое дно, под землю к Великому Змею, значит, вы обязательно встретитесь там с Мудростью.

Когда Зевс/Исус приобрёл достаточно мудрости, когда его «я» сгорело в огне Жизни, он свергнул Крона — рок. Круг разомкнулся, разорвался. Так Иисус освободился от рока. А потом он подарил свои знания людям, так появилось его Учение.


Рис. 124. Строение Вселенной Ума

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Животное-тотем – Коза

Животное-тотем – Коза Элегантные, артистичные, влюбленные в природу люди этих лет и этого знака могли бы стать самыми очаровательными, если бы не были одновременно пессимистами, беспокойными и надоедливыми в своих извечных сомнениях. Коза никогда не бывает довольна

Коза Годы Козы 17 февраля 1931 – 5 февраля 1932; 5 февраля 1943 – 24 января 1944; 24 января 1955 по 11 февраля 1956; 9 февраля 1967 – 29 января 1968; 28 января 1979 – 15 февраля 1980; 15 февраля 1991 – 3 февраля 1992; 1 февраля 2003 – 21 января 2004; 19 февраля 2015 – 7 февраля 2016; 6 февраля 2027 – 25 января 2028.Гороскоп Козы

КОЗА — ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ВЕЛОСИПЕДА

КОЗА — ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ВЕЛОСИПЕДА Если мы составим список всех изобретателей, то вряд ли что-нибудь поймем. А вот если составить список популярных изобретателей, тех, кто изобрел окружающие нас предметы — лифт, телефон, лампочку, швейную машинку, то с удивлением обнаружим,

ДАМА КУБКА КОЗА АМАЛФЕЯ Все о молоке

ДАМА КУБКА КОЗА АМАЛФЕЯ Все о молоке Символом Аркана является мифологическая коза Амалфея.Молоко – наиболее универсальный продукт в пищевом рационе, оно содержит, причем в пропорциях, близких к оптимальным, и в хорошо усвояемой форме, углеводы, белки и жиры. Однако

Коза Для составления структурного портрета Козы достаточно сложить нежную психологию, ортодоксальное общение, драматический темперамент и пионерский знак судьбы. Далее для мужчин берется реалистический тип мышления, а для женщин мистический. Вот, собственно, весь

Коза (От трех до семи)

Коза (От трех до семи) Сдвоенный (Петух — Обезьяна) период оживления мертвой материи создал изумительную «говорящую куклу». Маленький человечек умеет пить, ходить, говорить; у него даже есть фрагментарная память и пусть странное, но все же мышление. И все-таки он еще не

Коза Иньский знак, стихия – Земля, направления – юг и юго-запад, символизирует лето и месяц август. Стихия – Земля. Время деятельности —13:00–15:00.Год Козы (иногда его называют также годом Овцы) приходится на следующие даты:с 1 февраля 1919 года по 19 февраля 1920 года;с 17 февраля

Коза Годы Козы: 17 февраля 1931 – 5 февраля 1932; 5 февраля 1943 – 24 января 1944; 24 января 1955 – 11 февраля 1956; 9 февраля 1967 – 29 января 1968; 28 января 1979 – 15 февраля 1980; 15 февраля 1991 – 3 февраля 1992; 1 февраля 2003 – 21 января 2004; 19 февраля 2015 – 7 февраля 2016; 6 февраля 2027 – 25 января 2028

Коза Годы Козы: 17 февраля 1931 – 5 февраля 1932; 5 февраля 1943 – 24 января 1944; 24 января 1955 по 11 февраля 1956; 9 февраля 1967 – 29 января 1968; 28 января 1979 – 15 февраля 1980; 15 февраля 1991 – 3 февраля 1992; 1 февраля 2003 – 21 января 2004; 19 февраля 2015 – 7 февраля 2016.Гороскоп Козы до 2020 года.В год Козы (2015).

КОЗА (ОВЦА) (символизирует каприз)

КОЗА (ОВЦА) (символизирует каприз) Коза – наиболее элегантная и артистичная особа среди своих братьев и сестер по гороскопу. Она может нравиться, восхищать, вызывать зависть. Вот только есть у нее некоторые качества, сводящие на нет многие достоинства. К ним относится

ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНИКА. КОЗА (от трех до семи)

ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНИКА. КОЗА (от трех до семи) Сдвоенный (Петух – Обезьяна) период оживления мертвой материи создал изумительную «говорящую куклу». Маленький человечек умеет пить, ходить, говорить; у него даже есть фрагментарная память и пусть странное, но все же мышление. И

Великий Пан

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

"Умер, умер Великий Пан!" - этот вопль уже прозвучал из края в край по всей опечаленной и потемневшей земле богов, по волнам , омывающим светлый берег Лесбоса. Но для нас, людей 19 века, ожидающих в сумерках нового, еще неведомого солнца, предчувствующих, что Великий Пан, умерший пятнадцать веков тому назад, скоро должен воскреснуть. (Д.С. Мережковский. Предисловие к "Дафнису и Хлое").

Несколько могущественных богов и богинь Греции никогда не включались в состав двенадцати олимпийцев. Например, Пан — скромное божество, влачил свои дни вдали от городов в Аркадии.

Происхождение Пана является весьма темным. Считается, что Пан был сыном Гермеса и нимфы Дриопы (по другим мифам, Зевса и аркадской нимфы Каллисто, Зевса и нимфы Ойнои, Зевса и нимфы Гибрис).

По одной из легенд, Пан был сыном жены Одиссея Пенелопы, которую Гермес посетил в образе барана. По поздней версии, Пенелопа родила Пана от всех женихов сразу, которые ухаживали за ней в отсутствие Одиссея.

Cудя по облику Пана и его древности как мифологического героя, более логичной представляется версия о том, что матерью Пана была божественная коза Амалфея, вскормившая своим молоком ребенка-Зевса, который скрывался на Крите. В таком случае Пан оказывается столь же древним божеством, что и сам Зевс. Это же утверждает еще одна версия происхождения Пана: как сына Крона и Реи.

Нимфа Адрастея кормит маленького Зевса из рога козы Амалфеи. Сзади Зевса стоит маленький бог Пан играющий на свирели.

Пан родился покрытым волосами, с рогами, с козлиными копытами, кривым носом, с бородой и хвостом. Мать Пана, испуганная видом младенца, бросила его, но ребенка подобрал Гермес и отнес на Олимп. Ребенок рассмешил богов, понравился им, был принят в их число и получил имя Пан, что значит: "понравившийся всем". Мифом о рождении Пана пытались объяснить происхождение имени бога от греческого слова "пан" — "всё" (народная этимология). На самом деле имя Пана, по-видимому, связано с индоевропейским корнем "па" — "пастù". Пан почитался как покровитель пастухов, охотников, пчеловодов и рыболовов.

Согласно мифам, Пан — весёлый бог, сопровождаемый нимфами, бродивший по горам и лесам, плясавший, игравший на свирели.

В Гомеровском гимне к Пану мы находим следующее описание этого божества:
"С нимфами светлыми он — козлоногий, двурогий, шумливый—
Бродит по горным дубравам, под темною сенью деревьев.
Нимфы с верхушек скалистых обрывов его призывают,
Пана они призывают с курчавою, грязною шерстью,
Бога веселого пастбищ. В удел отданы ему скалы,
Снежные горные главы, тропинки кремнистых утесов.
Часто мелькает он там, на сверкающих, белых вершинах,
Часто, охотясь, по склонам проносится, с дикого зверя
Острых очей не спуская. Как только же вечер наступит,
Кончив охоту, берет он свирель, одиноко садится
И начинает так сладко играть, что тягаться и птичка
С ним не могла бы, когда она в чаще, призывно тоскуя,
В пору обильной цветами весны заливается песней.
Звонкоголосые к богу собираются горные нимфы,
Пляшут вблизи родника темноводного быструю пляску,
И далеко по вершинам разносится горное эхо".

В целом Пан был добродушен и ленив, больше всего на свете любил послеобеденный сон и мстил всем, кто мешал ему спать. При этом он издавал такой крик из глубины пещеры или грота, что всех охватывал ужас (отсюда выражение "панический страх"). Его гневу приписывалась "паника" - безумие стада, бросавшегося в пропасть, в воду из-за незначительной причины.

Защищая свои владения от пришельцев, Пан мог внушить ужас целому войску. Известно, что он сеял панику, по меньшей мере, два раза: первый раз он обратил в бегство титанов в войне с богами, а второй раз - нагнал страх на персов перед Марафонской битвой. Героическая личность, козья морда!

Пан помогал афинянам в войне с перса­ми и, согласно Геродоту, его видел на горном перевале бегун Фидиппид, спешивший попросить помощи у Спарты перед Марафонской битвой. После своей победы афиняне посвятили Пану пещеру на северном склоне Акрополя, сохранившуюся до наших дней.

Павсаний в "Описании Эллады" (книга 10) ярко описал нападение на Дельфы вторгшихся в 279 до н.э. кельтов (галатов). Потерпев неудачу в сражении под Дельфами, "варвары расположились лагерем там, где их во время отступления захватила ночь. И вот ночью на них напал "панический" страх: страхи, происходящие без всякого основания, говорят, они происходят по воле бога Пана. Смятение напало на войско поздним вечером; сначала немногие из них обезумели, и им казалось, что они слышат топот скачущих коней и чувствуют приближение врагов; в скором времени это безумие перебросилось на всех остальных". Это безумие, ниспосланное Паном, закончилось для галатов жестоким избиением.

Отличаясь непомерной похотливостью, Пан, в силу своей безобразной внешности, не пользовался особым успехом у прекрасного пола. По преданию, он был влюблен в прекрасную нимфу Сирингу, которая, однако, при виде Пана обратилась в бегство. Но путь ей преградила река. Сиринга умолила бога реки превратить ее в тростник. Из него Пан вырезал свою свирель и назвал ее сирингой.

Более счастливой была его любовь к нимфе Эхо, родившей ему дочь Иингу — птицу вертишейку (позднее Эхо пострадала от неразделенной любви к Нарциссу).

Но самой большой любовной удачей Пана было соблазнение богини Луны Селены, когда ему удалось скрыть черную шерсть и козлоподобное обличье под отмытым белым руном. Не узнав его, Селена согласилась прокатиться у него на спине и позволила ему удовлетворить все его желания.

Кормилица муз Эвфема родила ему Кротоса, ставшего созвездием Стрельца. Он также хвастался, что сочетался со всеми пьяными менадами из свиты Диониса.

На известной эллинистической статуе Пан изображен, пристающим к Афродите, которая грозит ему туфлей.

Пан преследовал своими домогательствами и пастухов, которым приходилось спасаться от него бегством.

Впрочем, сексуальная неразборчивость Пана заходила еще дальше. Так что опасности подвергались не только пастухи, но и стадо.

Пан был также фаллическим божеством, наряду с сатирами, Приапом, да и своим отцом Гермесом, изображавшимся на т.н. "гермах" с весьма характерными признаками.

Пан считается изобретателем свирели. Известен миф о музыкальном состязании Пана с богом Аполлоном, которого в свое время лесной бог научил искусству прорицания. Аполлон покорил всех своей игрой на кифаре, только один царь Мидас восхвалил скромную свирель Пана. Оскорбленный бог-кифаред наградил "судью" за это ослиными ушами.

Со времен античности Пан считается покровителем пасторальной поэзии и идеализированной Арка­дии - именно в этой роли Пан выступает в «Гимне Пану» Шелли и в «Эндимионе» Китса.

Пан, играющий на свирели. Фреска из Помпей (1 в. до н.э.).

В древнейшие времена Пан почитался как бог-покровитель лесов, позже его стали почитать как покровителя всей Природы. В Древнем Риме его культ слился с культами италийских божеств - Фавна и Сильвана.

Римские авторы, вслед за Плутархом, всерьез утверждают, что Пан не был бессмертным, а только долгожителем и умер в период царствования императора Тиберия в 1 веке нашей эры.

Как пишет Плутарх в сочинении "О повреждении оракулов", весть о его смерти принес некто Тамус (Фамуз), корабельщик, плывший в Италию мимо острова Паксос. Божественный голос прокричал через море: "Тамус, ты здесь? Когда ты прибудешь в Палодес, не забудь объявить, что великий бог Пан умер!" Так Тамус и сделал, и весть эта на берегу была встречена всеобщим плачем. Традиционно её толкуют как пророчество о гибели античного мира.

Похоже, однако, что все это основывается на элементарной ошибке - путеше­ственники просто не расслышали слово «панмегас» («всемогущий») - эпитет, относящийся к сирийскому богу Таммузу.

Раннее христианство, - по свидетельству А.Ф. Лосева, - причислило Пана к бесовскому миру, именуя его «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей. Образ Пана слился в христианской иконографии с Сатаной, которого изображали в виде козла или козлоподобного существа.

Философы-гуманисты обращаются к образу Пана, который символизирует для них языческий мир. Рабле отож­дествляет Пана с «Благим Пастухом», который есть «все, что есть» («все» по-гречески «Пан») - таким обра­зом примитивное полузооморфное-полуантропоморфное божество становится «божеством всего» или обожествленной природой в духе пантеизма. Начиная с эпохи Возрождения, образ Пана часто встречается в живописи. Наибо­лее известные картины, посвященные Пану, принадле­жат кисти Пуссена, Йорданса, Врубеля.

В конце 19 - начале 20 в., в связи с кризисом христианской культуры и распространением неоязычества, образ Пана становится весьма популярным. Можно вспомнить повесть английского писателя Артура Мейкена (1863-1947) "Великий бог Пан" (1894).

Юный Пан, играющий на сиринге. Худ. А. Бёклин (1827-1901)

АЛТЕМЕ́Н (Алфеме́н). В греческой мифологии Алтемен – сын критского царя Катрея. Катрею была предсказана смерть от руки одного из своих детей, поэтому Алтемен и его сестра Апемосина, чтобы не стать убийцами отца, покинули Крит и поселились на Родосе. Когда Апемосина объявила, что Гермес обесчестил ее и она беременна, Алтемен убил сестру. В старости Катрей отправился на Родос, чтобы призвать сына домой и передать ему трон, но пастухи сочли его пиратом и вступили с ним в схватку, а подоспевший на помощь пастухам Алтемен убил Катрея дротиком. Узнав потом о своем преступлении, Алтемен взмолился богам и был поглощен разверзшейся землей.

АЛФЕ́Й. В греческой мифологии Алфей – бог одноименной реки в Пелопоннесе, сын титана Океана и титаниды Тефиды. Однажды в реке купалась нимфа Аретуса, и Алфей влюбился в нее. Приняв образ охотника, он преследовал ее вплоть до острова Ортигия (вблизи Сицилии). Артемида превратила взмолившуюся о помощи Аретусу в источник, и влюбленный Алфей соединил с ним свои воды. По другой версии, речной бог Алфей отважился влюбиться в Артемиду и гонялся за ней по всей Греции. Тогда Артемида и все ее спутницы-нимфы измазали лица белой глиной и стали похожими друг на друга. Сконфуженный Алфей был вынужден убраться восвояси под торжествующий девичий смех. Воды Алфея повернул Геракл, чтобы очистить скотный двор царя Авгия.

АЛФЕСИБЕ́Я. В греческой мифологии:

1) Алфесибея – нимфа, в которую был влюблен Дионис, имевшая от него сына Меда;

2) Алфесибея – см. Арсиноя (2);

3) Алфесибея – дочь Феникса, мать Адониса, рожденного ею от собственного отца. По другим версиям, матерью Адониса была Мирра, дочь Кинира, или Смирна, дочь Тианта.

АЛФЕ́Я (Алте́я). В греческой мифологии Алфея – дочь плевронского царя Фестия, жена калидонского царя Ойнея, мать Мелеагра, про которого говорили, что настоящим его отцом был Арес, и нескольких дочерей, в том числе рожденных ею от Диониса Деяниры, вышедшей замуж за Геракла, и Горги. На седьмой день после рождения Мелеагра мойры предсказали Алфее, что ее сын умрет, как только догорит пылавшее в этот момент в очаге полено. Алфея выхватила полено из огня, погасила его и спрятала в ларец. Во время калидонской охоты и последовавшей за ней войны Мелеагр убил братьев матери. Мстя за них, Алфея бросила в огонь спрятанное полено. Когда оно догорело, Мелеагр, сражавшийся в это время, обессилел, и враги легко одолели его. Охваченная раскаянием, Алфея покончила с собой.

АЛЬСЕИ́ДЫ. В греческой мифологии альсеиды – нимфы рощ.

АМАЗО́НКИ. В греческой мифологии амазонки – женщины-воительницы, считавшие себя дочерьми Ареса. Обитали они на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия), или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море), или в Ливии. В царстве амазонок не было мужчин. Чтобы продолжить род, они вступали в брак, длившийся не более одной ночи, с мужчинами из соседних племен. Если через девять месяцев рождалась девочка, ее оставляли и воспитывали как будущую воительницу. Мальчиков или убивали, или отправляли к предполагаемому отцу, или просто бросали в лесу. По другой версии, мальчикам в младенческом возрасте ломали руки и ноги, чтобы лишить их возможности воевать и путешествовать. Вооружены были амазонки луками, боевыми топорами, копьями и небольшими легкими щитами в форме полумесяца, сами изготовляли из шкур диких зверей шлемы, плащи и пояса; амазонки впервые применили кавалерию. О чрезвычайной воинственности амазонок свидетельствует их обычай, согласно которому девушка сначала должна была убить врага, а потом искать себе мужа. Иногда амазонок неправильно именовали «безгрудые», поскольку они якобы для более удобной стрельбы из лука отнимали себе правую грудь. Против амазонок сражался Беллерофонт; Геракл осадил город амазонок Фемискару и добыл волшебный пояс Ареса у их царицы Ипполиты. Тесей во время одного из походов похитил и взял в жены царицу амазонок Антиопу. Стремясь отомстить, амазонки вторглись в Аттику, но потерпели поражение у Афин. В Троянской войне амазонки выступали на стороне троянцев, в одном из сражений их царица Пенфесилея была убита Ахиллом.

АМАЛФЕ́Я (Амалте́я). В греческой мифологии Амалфея – коза-нимфа, молоком которой нимфа Адрастея вскормила младенца Зевса на Крите, в пещере горы Дикта, где его спрятала мать Рея, спасая от Кроноса. Случайно сломанный рог козы Амалфеи Зевс, наполнив плодами и украсив цветами, сделал рогом изобилия, в котором по желанию его владельца всегда появляется любая еда и питье. Саму Амалфею Зевс вознес на небо, превратив в звезду Капелла в созвездии Возничего (по другой версии – в созвездие Козерог). В критской пещере Амалфея была спрятана за то, что устрашила некогда титанов. Шкура Амалфеи служила Зевсу щитом-эгидой в борьбе с титанами. Рог изобилия был символом богини мира Эйрены и бога богатства Плутоса.

Читайте также: