Как кура лапой прописи
Опубликовано: 14.04.2024
Исправить почерк у ребенка не просто, но возможно. Наш путь к хорошему почерку.
Можно сколь угодно долго спорить о том, надо ли в наш век уметь красиво писать, или не надо. Но, лично мне, не нравится расшифровывать чужую писанину. Считаю что, как минимум, почерк должен быть аккуратным и читаемым. Хороший, красивый почерк еще никому не помешал. А вот неряшливый может стать проблемой.
Своим детям хочется изначально заложить хороший почерк. Однако, со старшей дочкой этот момент мы совсем упустили.
Моя бабушка, учитель начальных классов, в свое время сказала, что перед школой можно учить детей читать, но нельзя учить писать (мол, родители учат не правильно и потом приходится переучивать). Эта фраза настолько запала мне в голову. что "письмом" до школы с дочкой я не занималась совсем, считая, что в школе научат.
Но. не учила я - дочка научилась сама. К моменту когда мои глаза раскрылись, оказалось, что она уже привыкла и руку как-то странно выворачивать при письме, и саму ручку держать не правильно. А буквы норовила написать снизу вверх. Школа же . не особо-то и учит.
Уже потом дошло, что бабушка-то говорила исходя из реалий своего времени, а нынешние реалии совсем другие.
___
Словом, по началу я пыталась как-то корректировать постановку руки, где-то просила прописать лишние строчки буковок, в добавку к домашнему заданию. В целом, думала, что со временем почерк наладится. Ведь никто не пишет красиво сразу. Однако, время шло, а почерк не налаживался. К концу второго класса решила, что пора вплотную заняться этим вопросом.
Обычные прописи, с палочками и крючочками брать уже было как-то не солидно, как шаг назад. А вот "Тренажер по исправлению почерка" Тарасовой - совсем другое дело. Задания там отличаются от обычных. видно, что не для малышей. Покупала в Лабиринте (тогда цена одной тетради была около 100р)
Тренажер по исправлению почерка состоит из 5 тетрадей. Хоть продаются они отдельно, но каждая следующая тетрадь логически продолжает предыдущую. Потому отзыв сразу на серию. здесь нет смысла писать на каждую тетрадь отдельно, ибо работать они должны в комплексе.
В чем последовательность, чем тетради отличаются?
-
В первой тетради - отработка присоединений к строчным и заглавным буквам. В плане написания она самая простая. ибо еще нет особых "виражей". Хотя это уже далеко не палочки/крючочки
Общее впечатление и просто информация о качестве
- На мой взгляд, в целом, в тетрадях основное внимание уделяется именно соединениям букв. Нигде нет ни одного задания, в котором надо было бы написать букву или крючок отдельно - даже единичная буква будет с элементом соединения. Наклон и форма отрабатываются скорее попутно.
- Много упражнений с различными петельками, завихрениями. Мне кажется, что такие вещи способствуют расслаблению руки.
- По качеству - к первым трем тетрадям вопросов нет. А вот в 4 и 5 есть косяк. Образцы для написания при печати не попали на строчки. Причем, такая история на многих страницах. Видела на просторах интернета другие фото такой тетради.. и там тоже есть этот косяк. То есть, это не единичный брак.
- В целом же полиграфия нормальная. Листы белые. не очень тонкие. По сути, листы и обложка такие же, как в обычной тетрадке среднего качества.
- В каждом тренажере по 32 странички. Из них первые 3 занимает всякая сопутствующая информация, руководство.
Тренажер на опыте ребенка 9 лет.
Итак, работать над прописями мы начали в конце 2го класса. Дочка писала по одному развороту в день. Для серьезности процесса (плюс для постановки руки, корректировки силы нажима) была куплена чернильная ручка.
Первую тетрадь она писала на энтузиазме, очень стараясь. Вторую - по моему настоянию.
Спустя две прописи результат был заметен. С той оговоркой, что результат был заметен, когда дочка старалась.
Дальше настало лето, и я не стала напрягать ребенка прописями. К третьей части мы вернулись только осенью. Но за лето почерк снова стал хуже, а третья пропись уже совсем не помогла. Дочь писала ее уже совсем "из под палки" и не регулярно (не хватало времени).
Заполнение четвертой тетради привело к тому, что дочка стала заметно мельчить. Почерк с каждым днем становился все мельче и мельче.
И. на этом наша работа над тренажером по исправлению почерка завершилась. 5ая тетрадка осталась не тронутой. И почерк дочери я оставила в покое.
Способ, который таки помог
Почерк я оставила в покое, пока он был более менее приемлемым. Но к концу третьего класса. он стал снова скатился. стал, пожалуй, хуже, чем был изначально. до прописей. Дочка в целом учится хорошо, и пишет почти без ошибок. но из-за почерка часто снижали оценки.
Во время дистанционного обучения мы взялись за него снова.
Раз уж тема о почерке, то поделюсь способом, который я нашла у одной блогерши.
Суть в том, что правильно написанный текст ребенок должен просто обводить по 15 минут в день.
В интернете есть бесплатный генератор рукописного текста. То есть, набираете текст, а он выдает вам страничку, где этот текст становится "рукописным". Распечатываем, и ребенку надо его обвести. Правда, полученные странички я еще дорабатываю (уменьшаю размер и добавляю прозрачности). Да, приходится повозиться, но результат того стоит. Вот таким почерк стал спустя месяц! Да, не идеальный, но разница-то существенная.
Летом дочка почерком не занималась. Буквально пару дней назад попросила написать страничку какого-то текста - и.. могу сказать, что почерк остался практически таким же, каким был в мае. Хотя все-равно еще будем обводить странички дальше. дабы закрепить и улучшить достигнутое.
ИТОГО
Ожидания, возложенные на данный тренажер по исправлению почерка, были куда выше, чем результат. Подправить почерк в итоге помог другой способ. Но. возможно этот способ не помог бы, если б до того я не замучила дочь прописями?
Думаю, эти прописи вполне могут дать лучший результат, если заниматься ими регулярно, без пропусков. Плюс не ограничиваясь лишь прописью. А попутно прописывать в тетрадке моменты, которые явно идут туго. А по окончании прописей, не расслабляться, а еще какое-то время работать над почерком уже в простой тетрадке, дабы добиться автоматизма.
Мы же, по сути, прошли только две тетради так как надо, а остальное делалось уже как попало, да еще и не до конца. После двух тетрадей результат был, но этот результат мы не закрепили.
Словом, прописи рекомендую. При должном подходе и усердии они станут хорошим подспорьем в борьбе за красивый почерк.
- начальная школа
- прописи
- почерк
- школа
Кажется, что вручную в 2020 году мы подписываем разве что документы, да и то не всегда. Но зачем тогда детей до сих пор заставляют страдать над прописями, да еще и оценки за почерк снижают? Мы поговорили с нейропсихологом, преподавателем каллиграфии и школьными учителями — и выяснили, почему важно писать от руки и как сделать почерк красивым.
Детям начальной школы правописание дается с большим трудом. Они даже не особо видят перспективу этого занятия, потому что многие уже привыкли набирать слова на телефоне или планшете. Но почерк — это не только про красоту и аккуратность. В процессе письма задействуются все три сенсорные системы нашего мозга: визуальная, кинестетическая и аудиальная. Когда мы пишем от руки, работает мозг, развиваются моторика и память, плюс это занятие тренирует усидчивость и при правильном подходе может даже считаться чем-то вроде медитации.
Почему дети стали писать хуже?
Во-первых, до реформы 1968 года дети в школах писали перьями. И уроки чистописания был у них каждый день — с 1-го по 3-й класс. Это была ежедневная практика, подкрепленная мотивацией: компьютеров тогда не было, а работы, написанные красивым почерком, очень ценились. Прописи тоже были другими: дети переписывали образец из них в чистовик до тех пор, пока результат не становился очевидным. В современных же прописях выделяются 3 строчки на одну букву — на этом упражнения по чистописанию заканчиваются. Так что зумеры ни в чем не виноваты: раньше дети писали чище просто потому, что работы выполняли гораздо больше.
Вместе с учителями мы выделили топ трудностей у учеников младших классов, которые только учатся писать:
- наклон букв;
- соединения;
- интервал между буквами (они либо слеплены, либо находятся далеко друг от друга);
- написание заглавных букв и их элементов.
Начинать писать можно и в 3, и в 4 года, и в 5 лет, только это не будет аккуратно. И скорее даже бесполезно. Нужна ежедневная практика, которой дети в таком возрасте вряд ли захотят заниматься. А отбивать желание не стоит. В этом возрасте важнее развивать функции, которые потом напрямую будут отражаться на письме: крупная и мелкая моторика, пространственное мышление, вестибулярный аппарат, тонус, графомоторные навыки.
Вообще, почерк начинает формироваться у человека только в 9–11 лет, окончательным становится лишь к 20–22 годам и даже на этом этапе может претерпевать некоторые изменения. Самый простой пример — врачи, у которых из-за большого объема документации меняется скорость, и сам почерк (в сторону нечитаемости, к сожалению).
Письмо от руки — важный навык, он развивает разные отделы мозга, интегрирует разные его функции
Конечно, есть вероятность, что электронные устройства скоро вытеснят ручное письмо, но пока такого не происходит, и это радует.
Если у ребенка плохой почерк, то нужно прописать с ним отдельные буквы. Не получаются буквы — вернуться к элементам. Если и здесь сложности — возвращаемся на этап развития графомоторных навыков, когда нужно раскрашивать, проводить прямые линии, рисовать круги и зигзагообразные элементы.
Почему школьники должны продолжать писать от руки
Если понятно, что ребенок младшего школьного возраста не справляется с этими задачами, вероятнее всего, ему нужна помощь специалиста и возвращение на более ранний этап развития — формирование крупной моторики и зрительно-моторной координации, связанной, например, с ловлей мяча.
Почему важны штрихи и чем плоха шариковая ручка
Артем Лебедев, преподаватель национальной школы искусства красивого письма, каллиграф:
Ровный почерк — это ровные буквы. Ровные буквы — ровные штрихи одинаковой высоты. Чтобы научиться их выполнять, нужно контролировать наклон, расстояние и высоту этих штрихов. Нужно поставить перо в одно место, провести в нужном направлении и поднять его, перенести и начать заново — то есть каждое движение делать осмысленно.
Упражнение: взять широкие ручки и фломастеры и закрашивать клеточку в одно движение. Это тренирует и глазомер, и точность, потому что закрасить нужно строго одну клетку.
Обычно если ребенок может провести несколько ровных линий без линейки, то научиться писать для него — дело времени
Чтобы научиться красиво писать, нужно правильно видеть форму. Чтобы детям было интересно, можно образовывать какой-то контурный силуэт: например, паровозы, автомобили, человечков, просто какие-то фигуры — не так важно. Идея — образовать фигуру из штрихов. Потому что просто рисовать по 50 штрихов в 10 строчках значит навсегда забыть про любовь к письму, можно чокнуться. А рисунки — это весело, и в то же время тренируется навык.
Вот только работать нужно карандашом или пером. Шариковая ручка в неокрепших руках может сыграть злую шутку. Это неуправляемое скольжение, шарик внутри нее вертится, и держать ее можно по-разному (и тремя, и четырьмя, и пятью пальцами, наклон тоже не важен) — писать все равно будет. Но рука устает, потому что находится в напряжении (на ручку же нужно нажимать), детей это постепенно раздражает. Они расслабляются, почерк портится.
А перьевая ручка пишет плавно и дисциплинирует. Чернила текут, если ее поставить ровно, а если наклонить — течь не будут, и никакое давление не поможет. Получается, основная задача — задавать пальцами правильный вектор движения. Такая ручка определяет правильный хват, плюс у нее нет крутящегося шарика (он есть, но он не вертится), и происходит некое сцепление с бумагой. Это немного тормозит движение: не сильно ощутимо, но этих микроторможений достаточно, чтобы сделать ровную линию. Поэтому у детей, которые начинают писать перьевыми ручками, почерк аккуратнее.
7 важных навыков, которые мы теряем, когда совсем перестаём писать от руки
Сейчас есть бюджетные школьные перьевые ручки. Туда вставляется чернильный картридж (они продаются во всех канцелярских магазинах). Еще можно учиться писать простым грифельным карандашом. То есть лучше использовать те инструменты, у которых нет шарика.
Ручку нужно держать тремя пальцами, чтобы кончик ее смотрел в правое плечо (у правшей)
Научно доказано, что именно 3 пальца отвечают за творческое развитие в коре головного мозга.
Поэтому чаще всего ручки трехгранные (есть и четырех-, и пяти-, но это декоративные). Даже перьевые ручки для детей сейчас делают с трехгранными насадками, чтобы их можно было держать тремя пальцами: корпус ручки кладется на средний, придерживается большим, сверху — указательный.
Левый угол тетради должен смотреть в середину груди. Сидеть нужно с прямой спиной, чтобы у ребенка формировалась правильная осанка. Как это проверить?
- ступни ног упираются в пол;
- колени находятся на одном уровне с бедрами;
- между краем стола и животом помещается кулак;
- в идеале кресло должно быть с высокой спинкой, чтобы в нее упиралась голова и спина была прижата. Главное — минимальный прогиб в пояснице;
- расстояние от глаз до стола не менее 30 см (длина локтя);
- локоть рабочей руки лежит на столе.
Спешка и безотрывное письмо
Наталия Романова-Африкантова:
Ребенку часто дают слишком мало времени на отработку навыков, прописывания отдельных элементов, пропускают этап формирования графомоторных навыков (ребенок готовит руку к письму: чертит прямые линии, зигзаги, рисует окружности и раскрашивает). На каждый этот этап нужно выделять достаточное количество времени, чтобы навык окончательно сформировался.
Еще одна ошибка — требование безотрывного письма. Поэлементное письмо дается детям проще, а по мере нарастания навыков и скорости оно автоматически становится непрерывным.
Новая канцелярия или эстетика
Артем Лебедев:
Мотивация — не менее важный вопрос. Мне в детстве очень нравилось писать в новых тетрадях, используя новый красивый инструмент — это было главной мотивацией. Мама постоянно разорялась на ручки, блокноты, карандаши, и эта страсть осталась у меня до сих пор. Но важно уточнить, что хороший инструмент не значит дорогой. Не нужно бежать в магазин, покупать ребенку Parker за немыслимые деньги и говорить: пиши, и никакие отмазки не принимаются.
У кого-то мотивация в эстетике и красоте, у кого-то — в этой самой канцелярии, кому-то обещают купить велосипед за хорошие оценки (не скажу, что это самый действенный способ, но он есть). Если ребенок хочет развиваться, он занимается, тогда и виден результат.
Мелкая моторика
Самая распространенная проблема почерка — плохо развитая мелкая моторика. Значит, нужно тренировать пальцы. Для этого есть несколько веселых и эффективных упражнений:
- Твистер. Поле с цветными кружками рисуется на листе бумаги, и вставать на них нужно не ногами и руками, а пальцами одной руки. Участники игры соревнуются по классическому принципу: кто будет успешнее переставлять пальцы, не выходя за границы кружков, тот и выиграл.
- Рисование по точкам. Это простое упражнение еще из советского детства помогает развивать координацию движений и проводить точные линии. Сперва можно обводить пунктирные линии, а потом уже соединять точки самостоятельно. Результат — красивый рисунок.
- Театр теней. Можно даже придумать игровой сюжет и изображать вместе с ребенком героев, попадающих в разные ситуации.
- Пальчиковая гимнастика. «Мы писали, мы писали» — упражнение для разработки пальцев и кистей, быстрое и эффективное.
- Разбор круп. В одной тарелке нужно смешать несколько видов круп и попросить ребенка перебрать их по видам.
- Попеременное поднятие пальцев. Ладони прижаты к столу, ребенку нужно по очереди отрывать пальцы, можно каждым рисовать в воздухе круг.
Пространственное мышление
Если ребенок не умеет визуализировать объекты и плохо воспринимает расположение, размер и форму вещей, то это тоже может отрицательно сказаться на почерке, потому что буквы вылезают за строчки, начинают скакать. Что делать?
- Буквы в воображении. Например, сидя в очереди вместе с ребенком, можно попросить его представить, как он пишет ту или иную букву в воздухе. Это полезно, потому что помогает представить идеальный вариант написания и стремиться к нему.
- Графический диктант. Две клеточки вправо, три клеточки влево… Дети не знают, какая фигура у них получится в итоге. Они рисуют линии по заданному алгоритму в предвкушении рисунка-сюрприза.
- Буквы из проволоки. Делаем объемные буквы из проволоки, а затем разбираем и делаем новые. Можно даже делать элементы и соединять их в одну букву.
- Поиск предмета. Следуя указаниям взрослого («поверни налево» или «дойди до стула»), ребенок ищет предмет в комнате. Новое направление дается только после выполнения предыдущего.
Что советуют учителя?
Анастасия Бондарева, МАОУ «Лицей 14» г. Владимира:
Почерк — это индивидуально: у кого-то буквы больше, у кого-то меньше, и их все нужно вписать в каноны узкой линейки, что вызывает у детей много затруднений.
Сейчас много действительно интересных прописей (например, прописи Пушкина). Косая линейка помогает задать правильную конфигурацию букв. Я на уроках использую мелкие логопедические шарики с шипами («су-джок») для стимуляции нервных окончаний. Хорошо помогают пальчиковые гимнастики. Все это развитие мелкой моторики, и только после этого можно приступать к упражнениям в тетрадях. Советую больше обводить: развивается и двигательная, и зрительная память.
Что делать, если будущий первоклассник не хочет писать от руки?
А еще у детей сегодня все чаще встречаются проблемы с речью, целеполаганием и различными психическими процессами. В век информатизации и компьютеризации очень многое перешло на автоматический режим. Именно поэтому письмо от руки — это развитие мозга. Почему в начальной школе детям часто исправляют почерк и снижают за него оценки? Потому что учителя заботятся не о формальности (красивые буквы), а о всестороннем развитии ребенка через письмо, то есть стараются сделать то, что современная школа ученикам не предлагает.
Екатерина Кравченко, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1530 («Школа Ломоносова») г. Москвы:
Во-первых, я бы рекомендовала следить за посадкой, наклоном тетради и держанием ручки. Звучит банально, но это правда работает. Сел ровно, тетрадь положил правильно — и вуаля, вот он, нужный наклон, вот они, красивые буквы. Во-вторых, удобная ручка. Не нужно покупать декоративные ручки с блестками, фигурками и прочим нагромождением: это отвлекает, да и держать их неудобно.
А еще детей нельзя торопить. Они хотят быстрее закончить работу и убрать тетрадь в дальний угол, а работать нужно не на скорость, а на результат. Вначале я использую тетради в частую линейку: в них нагляднее видны сами буквы и соединения. При переходе на широкую линейку можно подкладывать лист с разлиновкой: это поможет привыкнуть к новому формату и «не мельчить».
- Графические диктанты — отличное упражнение, которое помогает детям лучше ориентироваться в тетради и не писать откуда придется.
- Каждый урок можно начинать с минутки чистописания или графической разминки. Мне очень нравится сборник Тарасовой Л. Е. — в 1–2-х классах обычный, а с 3-го даю ребятам ее тренажер для старшеклассников (1-я ступень). Там задания усложняются.
- Из элементов букв можно рисовать интересные узоры — и не избито, и весело.
- Развивать мелкую моторику. Вырезать узоры ножницами, работать в технике квиллинг, оригами, лепить из пластилина, особенно мелкие элементы.
- Чаще писать!
Важно не надоесть детям с одним и тем же типом заданий, тогда ребенку будет нравиться все, что ты ему предлагаешь.
Почерк — работа не разовая. Исправить его можно в любом возрасте, нужно лишь определить этап, на котором сформировалась проблема, и устранить ее. Главное — упорство, время и желание.
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Ангелину Браун.
- начальная школа
- прописи
- почерк
- школа
Кажется, что вручную в 2020 году мы подписываем разве что документы, да и то не всегда. Но зачем тогда детей до сих пор заставляют страдать над прописями, да еще и оценки за почерк снижают? Мы поговорили с нейропсихологом, преподавателем каллиграфии и школьными учителями — и выяснили, почему важно писать от руки и как сделать почерк красивым.
Детям начальной школы правописание дается с большим трудом. Они даже не особо видят перспективу этого занятия, потому что многие уже привыкли набирать слова на телефоне или планшете. Но почерк — это не только про красоту и аккуратность. В процессе письма задействуются все три сенсорные системы нашего мозга: визуальная, кинестетическая и аудиальная. Когда мы пишем от руки, работает мозг, развиваются моторика и память, плюс это занятие тренирует усидчивость и при правильном подходе может даже считаться чем-то вроде медитации.
Почему дети стали писать хуже?
Во-первых, до реформы 1968 года дети в школах писали перьями. И уроки чистописания был у них каждый день — с 1-го по 3-й класс. Это была ежедневная практика, подкрепленная мотивацией: компьютеров тогда не было, а работы, написанные красивым почерком, очень ценились. Прописи тоже были другими: дети переписывали образец из них в чистовик до тех пор, пока результат не становился очевидным. В современных же прописях выделяются 3 строчки на одну букву — на этом упражнения по чистописанию заканчиваются. Так что зумеры ни в чем не виноваты: раньше дети писали чище просто потому, что работы выполняли гораздо больше.
Вместе с учителями мы выделили топ трудностей у учеников младших классов, которые только учатся писать:
- наклон букв;
- соединения;
- интервал между буквами (они либо слеплены, либо находятся далеко друг от друга);
- написание заглавных букв и их элементов.
Начинать писать можно и в 3, и в 4 года, и в 5 лет, только это не будет аккуратно. И скорее даже бесполезно. Нужна ежедневная практика, которой дети в таком возрасте вряд ли захотят заниматься. А отбивать желание не стоит. В этом возрасте важнее развивать функции, которые потом напрямую будут отражаться на письме: крупная и мелкая моторика, пространственное мышление, вестибулярный аппарат, тонус, графомоторные навыки.
Вообще, почерк начинает формироваться у человека только в 9–11 лет, окончательным становится лишь к 20–22 годам и даже на этом этапе может претерпевать некоторые изменения. Самый простой пример — врачи, у которых из-за большого объема документации меняется скорость, и сам почерк (в сторону нечитаемости, к сожалению).
Письмо от руки — важный навык, он развивает разные отделы мозга, интегрирует разные его функции
Конечно, есть вероятность, что электронные устройства скоро вытеснят ручное письмо, но пока такого не происходит, и это радует.
Если у ребенка плохой почерк, то нужно прописать с ним отдельные буквы. Не получаются буквы — вернуться к элементам. Если и здесь сложности — возвращаемся на этап развития графомоторных навыков, когда нужно раскрашивать, проводить прямые линии, рисовать круги и зигзагообразные элементы.
Почему школьники должны продолжать писать от руки
Если понятно, что ребенок младшего школьного возраста не справляется с этими задачами, вероятнее всего, ему нужна помощь специалиста и возвращение на более ранний этап развития — формирование крупной моторики и зрительно-моторной координации, связанной, например, с ловлей мяча.
Почему важны штрихи и чем плоха шариковая ручка
Артем Лебедев, преподаватель национальной школы искусства красивого письма, каллиграф:
Ровный почерк — это ровные буквы. Ровные буквы — ровные штрихи одинаковой высоты. Чтобы научиться их выполнять, нужно контролировать наклон, расстояние и высоту этих штрихов. Нужно поставить перо в одно место, провести в нужном направлении и поднять его, перенести и начать заново — то есть каждое движение делать осмысленно.
Упражнение: взять широкие ручки и фломастеры и закрашивать клеточку в одно движение. Это тренирует и глазомер, и точность, потому что закрасить нужно строго одну клетку.
Обычно если ребенок может провести несколько ровных линий без линейки, то научиться писать для него — дело времени
Чтобы научиться красиво писать, нужно правильно видеть форму. Чтобы детям было интересно, можно образовывать какой-то контурный силуэт: например, паровозы, автомобили, человечков, просто какие-то фигуры — не так важно. Идея — образовать фигуру из штрихов. Потому что просто рисовать по 50 штрихов в 10 строчках значит навсегда забыть про любовь к письму, можно чокнуться. А рисунки — это весело, и в то же время тренируется навык.
Вот только работать нужно карандашом или пером. Шариковая ручка в неокрепших руках может сыграть злую шутку. Это неуправляемое скольжение, шарик внутри нее вертится, и держать ее можно по-разному (и тремя, и четырьмя, и пятью пальцами, наклон тоже не важен) — писать все равно будет. Но рука устает, потому что находится в напряжении (на ручку же нужно нажимать), детей это постепенно раздражает. Они расслабляются, почерк портится.
А перьевая ручка пишет плавно и дисциплинирует. Чернила текут, если ее поставить ровно, а если наклонить — течь не будут, и никакое давление не поможет. Получается, основная задача — задавать пальцами правильный вектор движения. Такая ручка определяет правильный хват, плюс у нее нет крутящегося шарика (он есть, но он не вертится), и происходит некое сцепление с бумагой. Это немного тормозит движение: не сильно ощутимо, но этих микроторможений достаточно, чтобы сделать ровную линию. Поэтому у детей, которые начинают писать перьевыми ручками, почерк аккуратнее.
7 важных навыков, которые мы теряем, когда совсем перестаём писать от руки
Сейчас есть бюджетные школьные перьевые ручки. Туда вставляется чернильный картридж (они продаются во всех канцелярских магазинах). Еще можно учиться писать простым грифельным карандашом. То есть лучше использовать те инструменты, у которых нет шарика.
Ручку нужно держать тремя пальцами, чтобы кончик ее смотрел в правое плечо (у правшей)
Научно доказано, что именно 3 пальца отвечают за творческое развитие в коре головного мозга.
Поэтому чаще всего ручки трехгранные (есть и четырех-, и пяти-, но это декоративные). Даже перьевые ручки для детей сейчас делают с трехгранными насадками, чтобы их можно было держать тремя пальцами: корпус ручки кладется на средний, придерживается большим, сверху — указательный.
Левый угол тетради должен смотреть в середину груди. Сидеть нужно с прямой спиной, чтобы у ребенка формировалась правильная осанка. Как это проверить?
- ступни ног упираются в пол;
- колени находятся на одном уровне с бедрами;
- между краем стола и животом помещается кулак;
- в идеале кресло должно быть с высокой спинкой, чтобы в нее упиралась голова и спина была прижата. Главное — минимальный прогиб в пояснице;
- расстояние от глаз до стола не менее 30 см (длина локтя);
- локоть рабочей руки лежит на столе.
Спешка и безотрывное письмо
Наталия Романова-Африкантова:
Ребенку часто дают слишком мало времени на отработку навыков, прописывания отдельных элементов, пропускают этап формирования графомоторных навыков (ребенок готовит руку к письму: чертит прямые линии, зигзаги, рисует окружности и раскрашивает). На каждый этот этап нужно выделять достаточное количество времени, чтобы навык окончательно сформировался.
Еще одна ошибка — требование безотрывного письма. Поэлементное письмо дается детям проще, а по мере нарастания навыков и скорости оно автоматически становится непрерывным.
Новая канцелярия или эстетика
Артем Лебедев:
Мотивация — не менее важный вопрос. Мне в детстве очень нравилось писать в новых тетрадях, используя новый красивый инструмент — это было главной мотивацией. Мама постоянно разорялась на ручки, блокноты, карандаши, и эта страсть осталась у меня до сих пор. Но важно уточнить, что хороший инструмент не значит дорогой. Не нужно бежать в магазин, покупать ребенку Parker за немыслимые деньги и говорить: пиши, и никакие отмазки не принимаются.
У кого-то мотивация в эстетике и красоте, у кого-то — в этой самой канцелярии, кому-то обещают купить велосипед за хорошие оценки (не скажу, что это самый действенный способ, но он есть). Если ребенок хочет развиваться, он занимается, тогда и виден результат.
Мелкая моторика
Самая распространенная проблема почерка — плохо развитая мелкая моторика. Значит, нужно тренировать пальцы. Для этого есть несколько веселых и эффективных упражнений:
- Твистер. Поле с цветными кружками рисуется на листе бумаги, и вставать на них нужно не ногами и руками, а пальцами одной руки. Участники игры соревнуются по классическому принципу: кто будет успешнее переставлять пальцы, не выходя за границы кружков, тот и выиграл.
- Рисование по точкам. Это простое упражнение еще из советского детства помогает развивать координацию движений и проводить точные линии. Сперва можно обводить пунктирные линии, а потом уже соединять точки самостоятельно. Результат — красивый рисунок.
- Театр теней. Можно даже придумать игровой сюжет и изображать вместе с ребенком героев, попадающих в разные ситуации.
- Пальчиковая гимнастика. «Мы писали, мы писали» — упражнение для разработки пальцев и кистей, быстрое и эффективное.
- Разбор круп. В одной тарелке нужно смешать несколько видов круп и попросить ребенка перебрать их по видам.
- Попеременное поднятие пальцев. Ладони прижаты к столу, ребенку нужно по очереди отрывать пальцы, можно каждым рисовать в воздухе круг.
Пространственное мышление
Если ребенок не умеет визуализировать объекты и плохо воспринимает расположение, размер и форму вещей, то это тоже может отрицательно сказаться на почерке, потому что буквы вылезают за строчки, начинают скакать. Что делать?
- Буквы в воображении. Например, сидя в очереди вместе с ребенком, можно попросить его представить, как он пишет ту или иную букву в воздухе. Это полезно, потому что помогает представить идеальный вариант написания и стремиться к нему.
- Графический диктант. Две клеточки вправо, три клеточки влево… Дети не знают, какая фигура у них получится в итоге. Они рисуют линии по заданному алгоритму в предвкушении рисунка-сюрприза.
- Буквы из проволоки. Делаем объемные буквы из проволоки, а затем разбираем и делаем новые. Можно даже делать элементы и соединять их в одну букву.
- Поиск предмета. Следуя указаниям взрослого («поверни налево» или «дойди до стула»), ребенок ищет предмет в комнате. Новое направление дается только после выполнения предыдущего.
Что советуют учителя?
Анастасия Бондарева, МАОУ «Лицей 14» г. Владимира:
Почерк — это индивидуально: у кого-то буквы больше, у кого-то меньше, и их все нужно вписать в каноны узкой линейки, что вызывает у детей много затруднений.
Сейчас много действительно интересных прописей (например, прописи Пушкина). Косая линейка помогает задать правильную конфигурацию букв. Я на уроках использую мелкие логопедические шарики с шипами («су-джок») для стимуляции нервных окончаний. Хорошо помогают пальчиковые гимнастики. Все это развитие мелкой моторики, и только после этого можно приступать к упражнениям в тетрадях. Советую больше обводить: развивается и двигательная, и зрительная память.
Что делать, если будущий первоклассник не хочет писать от руки?
А еще у детей сегодня все чаще встречаются проблемы с речью, целеполаганием и различными психическими процессами. В век информатизации и компьютеризации очень многое перешло на автоматический режим. Именно поэтому письмо от руки — это развитие мозга. Почему в начальной школе детям часто исправляют почерк и снижают за него оценки? Потому что учителя заботятся не о формальности (красивые буквы), а о всестороннем развитии ребенка через письмо, то есть стараются сделать то, что современная школа ученикам не предлагает.
Екатерина Кравченко, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1530 («Школа Ломоносова») г. Москвы:
Во-первых, я бы рекомендовала следить за посадкой, наклоном тетради и держанием ручки. Звучит банально, но это правда работает. Сел ровно, тетрадь положил правильно — и вуаля, вот он, нужный наклон, вот они, красивые буквы. Во-вторых, удобная ручка. Не нужно покупать декоративные ручки с блестками, фигурками и прочим нагромождением: это отвлекает, да и держать их неудобно.
А еще детей нельзя торопить. Они хотят быстрее закончить работу и убрать тетрадь в дальний угол, а работать нужно не на скорость, а на результат. Вначале я использую тетради в частую линейку: в них нагляднее видны сами буквы и соединения. При переходе на широкую линейку можно подкладывать лист с разлиновкой: это поможет привыкнуть к новому формату и «не мельчить».
- Графические диктанты — отличное упражнение, которое помогает детям лучше ориентироваться в тетради и не писать откуда придется.
- Каждый урок можно начинать с минутки чистописания или графической разминки. Мне очень нравится сборник Тарасовой Л. Е. — в 1–2-х классах обычный, а с 3-го даю ребятам ее тренажер для старшеклассников (1-я ступень). Там задания усложняются.
- Из элементов букв можно рисовать интересные узоры — и не избито, и весело.
- Развивать мелкую моторику. Вырезать узоры ножницами, работать в технике квиллинг, оригами, лепить из пластилина, особенно мелкие элементы.
- Чаще писать!
Важно не надоесть детям с одним и тем же типом заданий, тогда ребенку будет нравиться все, что ты ему предлагаешь.
Почерк — работа не разовая. Исправить его можно в любом возрасте, нужно лишь определить этап, на котором сформировалась проблема, и устранить ее. Главное — упорство, время и желание.
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Ангелину Браун.
В международный День ручного письма и почерка публикую богатый список старинных прописей XIX века и файл с бланком для занятий (в конце). Сейчас такие бланки и прописи не делают, увы.
Современные дети, да и мы сами, отвыкнув от ручного письма, страдаем не только от «неразборчивости» почерка. Мощные нейронные связи «рука-мозг» выключены из нашей нейронной сети. Важное, ценное, требующее запоминания должно быть записано. Письмо структурирует мысль и закрепляет ее.
И еще очень важный критерий любой успешной деятельности: результат должен нам нравиться. «Красотою красоту творить». Не зря так популярна стала каллиграфия. Это таинственное действо приносит быстрое эстетическое удовольствие и, что очень важно, удовлетворение собой.
Конечно, у Льва Толстого тоже портился почерк от стремительного письма. Но у него был богатый опыт детства и сформированный навык последовательного «ручного труда».
Почему так важно работать над почерком? Буква – не просто элемент слова, это самостоятельный графический объект, он вызывает массу ассоциаций. Пока ты пишешь одну-единственную букву, вспыхивают связи со всеми связанными словами. И если создаешь самостоятельный достойный объект, ту же букву или письменное слово – получаешь емкий результат: и смысл, и красоту, точность его выражения.
Представьте себе, какими универсальными стратегиями овладевает ребенок, вырабатывая почерк. Только навскидку:
1. Концентрация внимания на задаче.
2. Терпение и старательность.
3. Опережающее моделирование действий.
4. Умение точно действовать в заданных параметрах.
5. Умение точно регулировать наклон, расстояние, нажим (особенно с перьевыми ручками), высоту и другие параметры.
6. Соотнесение целей и пространственных рамок. Развитие глазомера.
7. Быстрая коррекция ошибок.
8. Координация действий в соответствии с системой критериев.
9. Стратегия завершенности действия (редко буква остается недописанной).
10. Ориентация на спланированный результат.
11. Получение достойного, нравящегося результата.
12. «Искусство маленьких шагов» - быстрый и непродолжительный по времени усилий позитивный результат.
Продолжать можно еще и еще, но основное понятно: целый комплекс навыков успешной деятельности, который пригодится в любых контекстах!
Дополнительный бонус – удовольствие от красоты законченного самостоятельного произведения искусства ваших усилий. Напишите любимую фразу, высказывание красивым почерком, потренировавшись на прописи. Вы удивитесь полноте этого наслаждения результатом и чувству достойной завершенности. Когда наклоняешь голову, смотришь и говоришь: «Красиво!» :-). И это сделал ТЫ.
Пусть это чувство и универсальный навык распространяется на все, что мы делаем!
А сейчас собранные драгоценности.
Русские прописи .
Настоящий проект призван представить исследователю массив хранящихся в РНБ учебных пособий для обучения письму - прописей. Данные издания являются важнейшими источниками по истории письма, наиболее полно отражающими уровень и основные тенденции развития графики почерков.
Хотя прописи и содержат в себе текст, основное их содержание - графические композиции, представляющие собой результат творчества художников-каллиграфов и граверов.
Обратите внимание на последний учебник Яновский А., Мессер Ф. Основные правила скорописания: С примерами упражнений, сост. А. Яновским, пом. инспектора кл. С.-Петерб. батальона воен. кантонистов, Ф. Мессером, преп. скорописания в том же батальоне. СПб., 1853.
Он был составлен с учетом недостаточной подготовленности бывших крестьян, военных, поэтому содержит подготовительные упражнения. Одним словом, как раз для современного уровня :-).
Все учебники достаточно подробны и понятен основной принцип.
Нет иного способа, чем самостоятельно специально заниматься, прописывая сперва алфавит, затем типичные фразы, причем не долго - минут 10-20 в день - и за неделю почерк выправится.
Я сама сознательно 3 раза в жизни работала над почерком через эти прописи: в 10-м классе, в институте, когда сама перестала понимать свой почерк записи лекций, и более 10 лет назад, когда слишком привыкла к удобству компьютера.
Я люблю прописи приблизительно по образцу на фото. Мой почерк похож на них, хотя не нашла именно те прописи, по которым тренировалась в школе и в институте.
Если есть возможность найти ручку с пером, очень хорошо позаниматься каллиграфией.
А это прописи из учебника «Прописи для учащихся 1 класса начальной школы». Воскресенская А.И., Ткаченко Н.И. 1947 г.
Здесь образец уже слегка упрощенных букв, но по бланкам прописи, который я вкладываю.
Успешных и радующих занятий нам и нашим детям :).
Исправить почерк у ребенка не просто, но возможно. Наш путь к хорошему почерку.
Можно сколь угодно долго спорить о том, надо ли в наш век уметь красиво писать, или не надо. Но, лично мне, не нравится расшифровывать чужую писанину. Считаю что, как минимум, почерк должен быть аккуратным и читаемым. Хороший, красивый почерк еще никому не помешал. А вот неряшливый может стать проблемой.
Своим детям хочется изначально заложить хороший почерк. Однако, со старшей дочкой этот момент мы совсем упустили.
Моя бабушка, учитель начальных классов, в свое время сказала, что перед школой можно учить детей читать, но нельзя учить писать (мол, родители учат не правильно и потом приходится переучивать). Эта фраза настолько запала мне в голову. что "письмом" до школы с дочкой я не занималась совсем, считая, что в школе научат.
Но. не учила я - дочка научилась сама. К моменту когда мои глаза раскрылись, оказалось, что она уже привыкла и руку как-то странно выворачивать при письме, и саму ручку держать не правильно. А буквы норовила написать снизу вверх. Школа же . не особо-то и учит.
Уже потом дошло, что бабушка-то говорила исходя из реалий своего времени, а нынешние реалии совсем другие.
___
Словом, по началу я пыталась как-то корректировать постановку руки, где-то просила прописать лишние строчки буковок, в добавку к домашнему заданию. В целом, думала, что со временем почерк наладится. Ведь никто не пишет красиво сразу. Однако, время шло, а почерк не налаживался. К концу второго класса решила, что пора вплотную заняться этим вопросом.
Обычные прописи, с палочками и крючочками брать уже было как-то не солидно, как шаг назад. А вот "Тренажер по исправлению почерка" Тарасовой - совсем другое дело. Задания там отличаются от обычных. видно, что не для малышей. Покупала в Лабиринте (тогда цена одной тетради была около 100р)
Тренажер по исправлению почерка состоит из 5 тетрадей. Хоть продаются они отдельно, но каждая следующая тетрадь логически продолжает предыдущую. Потому отзыв сразу на серию. здесь нет смысла писать на каждую тетрадь отдельно, ибо работать они должны в комплексе.
В чем последовательность, чем тетради отличаются?
-
В первой тетради - отработка присоединений к строчным и заглавным буквам. В плане написания она самая простая. ибо еще нет особых "виражей". Хотя это уже далеко не палочки/крючочки
Общее впечатление и просто информация о качестве
- На мой взгляд, в целом, в тетрадях основное внимание уделяется именно соединениям букв. Нигде нет ни одного задания, в котором надо было бы написать букву или крючок отдельно - даже единичная буква будет с элементом соединения. Наклон и форма отрабатываются скорее попутно.
- Много упражнений с различными петельками, завихрениями. Мне кажется, что такие вещи способствуют расслаблению руки.
- По качеству - к первым трем тетрадям вопросов нет. А вот в 4 и 5 есть косяк. Образцы для написания при печати не попали на строчки. Причем, такая история на многих страницах. Видела на просторах интернета другие фото такой тетради.. и там тоже есть этот косяк. То есть, это не единичный брак.
- В целом же полиграфия нормальная. Листы белые. не очень тонкие. По сути, листы и обложка такие же, как в обычной тетрадке среднего качества.
- В каждом тренажере по 32 странички. Из них первые 3 занимает всякая сопутствующая информация, руководство.
Тренажер на опыте ребенка 9 лет.
Итак, работать над прописями мы начали в конце 2го класса. Дочка писала по одному развороту в день. Для серьезности процесса (плюс для постановки руки, корректировки силы нажима) была куплена чернильная ручка.
Первую тетрадь она писала на энтузиазме, очень стараясь. Вторую - по моему настоянию.
Спустя две прописи результат был заметен. С той оговоркой, что результат был заметен, когда дочка старалась.
Дальше настало лето, и я не стала напрягать ребенка прописями. К третьей части мы вернулись только осенью. Но за лето почерк снова стал хуже, а третья пропись уже совсем не помогла. Дочь писала ее уже совсем "из под палки" и не регулярно (не хватало времени).
Заполнение четвертой тетради привело к тому, что дочка стала заметно мельчить. Почерк с каждым днем становился все мельче и мельче.
И. на этом наша работа над тренажером по исправлению почерка завершилась. 5ая тетрадка осталась не тронутой. И почерк дочери я оставила в покое.
Способ, который таки помог
Почерк я оставила в покое, пока он был более менее приемлемым. Но к концу третьего класса. он стал снова скатился. стал, пожалуй, хуже, чем был изначально. до прописей. Дочка в целом учится хорошо, и пишет почти без ошибок. но из-за почерка часто снижали оценки.
Во время дистанционного обучения мы взялись за него снова.
Раз уж тема о почерке, то поделюсь способом, который я нашла у одной блогерши.
Суть в том, что правильно написанный текст ребенок должен просто обводить по 15 минут в день.
В интернете есть бесплатный генератор рукописного текста. То есть, набираете текст, а он выдает вам страничку, где этот текст становится "рукописным". Распечатываем, и ребенку надо его обвести. Правда, полученные странички я еще дорабатываю (уменьшаю размер и добавляю прозрачности). Да, приходится повозиться, но результат того стоит. Вот таким почерк стал спустя месяц! Да, не идеальный, но разница-то существенная.
Летом дочка почерком не занималась. Буквально пару дней назад попросила написать страничку какого-то текста - и.. могу сказать, что почерк остался практически таким же, каким был в мае. Хотя все-равно еще будем обводить странички дальше. дабы закрепить и улучшить достигнутое.
ИТОГО
Ожидания, возложенные на данный тренажер по исправлению почерка, были куда выше, чем результат. Подправить почерк в итоге помог другой способ. Но. возможно этот способ не помог бы, если б до того я не замучила дочь прописями?
Думаю, эти прописи вполне могут дать лучший результат, если заниматься ими регулярно, без пропусков. Плюс не ограничиваясь лишь прописью. А попутно прописывать в тетрадке моменты, которые явно идут туго. А по окончании прописей, не расслабляться, а еще какое-то время работать над почерком уже в простой тетрадке, дабы добиться автоматизма.
Мы же, по сути, прошли только две тетради так как надо, а остальное делалось уже как попало, да еще и не до конца. После двух тетрадей результат был, но этот результат мы не закрепили.
Словом, прописи рекомендую. При должном подходе и усердии они станут хорошим подспорьем в борьбе за красивый почерк.
Читайте также: