Какой мост упоминается в сказке черная курица

Опубликовано: 17.04.2024


Кто сказал, что сказки созданы лишь для детей? В произведениях этого жанра часто заложены подтексты и смыслы, понятные лишь взрослым. Один из таких примеров — сказка 1829 года “Черная курица” Антония Погорельского.

Своеобразной «визитной карточкой» Алексея Алексеевича Перовского, известного читателям под псевдонимом Антоний Погорельский, является детская сказка «Черная курица, или Подземные жители». При жизни автора она вышла лишь единожды (1829), но до сих пор ежегодно переиздается и входит в школьную программу. Однако мало кто подозревает о скрытом «взрослом» подтексте сказки – образе Петербурга и масонстве.

Отцом Погорельского был граф Разумовский, известный и влиятельный масон, член различных лож Москвы и Петербурга. Согласно одной из версий, через отца Погорельский познакомился с различными масонами того времени, по другим данным, будучи незаконнорожденным ребенком и стремясь сблизиться с отцом, Погорелький неоднократно пытался войти в круг масонов. Так или иначе, Погорельский все же стал членом трех лож: московской Ложи Благополучия, петербургской Ложи Елизаветы к добродетели и дрезденской Ложи трех мечей.

Погорельский переносит действие на 40 лет назад, в конец 1780-х годов, когда Великая Французская революция провозгласила три главных масонских лозунга: «Свобода! Равенство! Братство!». В момент написания повести, напротив, масонские ложи и тайные общества были запрещены указанием Александра I, а с 1826 года по распоряжению Николая I преследовались III Отделением. В таком контексте начало сказки с описанием Петербурга, в котором теперь уж «все переменилось», указывает на благоприятную для масонов эпоху.

Символика сказки постоянно отсылает к масонству – в описаниях Петербурга и скрытого от всех подземного королевства, жители которого обладают волшебством, много камня. Масоны, известные также как свободные каменщики, использовали камень и метафорику строительства в ходе заседаний ложи и в руководствах для обретения внутреннего света. Камень везде представлен в обработанном виде, что указывает на его сакральность и функционирование в качестве пути к Истине. Пансион с «минеральным кабинетом», где учится главный герой Алеша вместе с 30-40 мальчиками, становится ложей с оптимальным количеством братьев. Наконец, неоднократное упоминание старушек-голландок, видевших даже самого Петра, тоже акцентирует масонское начало, ведь именно при Петре I масонство пришло в Россию.

Важно и время действия – рождественские праздники, во время которых происходит волшебство. Волшебная курочка Чернушка, превращающаяся в королевского министра, связана с масонскими представлениями о мире. Она – одно из порождений трехликой богини Гекаты, которой была поручена забота о детях. За право входа в подземное королевство, где о мальчике позаботятся, Алеше приходится отдать драгоценный металл, как перед храмом Истины: именно своим империалом, подарком бабушки, Алеша спасает курочку от кухарки, которая хотела пустить Чернушку на суп. Главная функция Чернушки заключается в роли проводника в иной мир. Возможно, столь многозначный образ курочки был создан Погорельским под впечатлением от гримуара (колдовской книги) начала XIX века «Черная Курочка, или Курица, несущая золотые яйца».


Все испытания Алеши являются аллегорией обряда инициации в ложу, смысл которой заключается в приобщении к пониманию символики масонства. Погорельский показывает, что посвящение возможно и на уровне самых обыденных предметов, если быть готовым к перерождению и сменить угол зрения. Так, «попугай в «прекрасной золотой клетке» – это дух, заключенный в клетку плоти. Серая кошка, которую непременно хочется погладить, воплощает желание старушки – умирание и остановку в развитии, а фарфоровые куклы – ложные ценности, идолы материального мира. У иного мира есть стражи, рыцари в латах, преграждающие дорогу, если их разбудят старушки. Это – стереотипы, преграждающие путь к новому знанию.

Другим важным масонским атрибутом является Свет. Первое его упоминание заключено в Светлом Воскресенье (Пасхе), когда Алеша был один в пансионе на каникулах и читал. Далее свет исходит из глаз Чернушки, сначала в курятнике, а затем ночью, освещая путь как лучи. Благодаря Чернушке появляются маленькие свечки в комнате Алеши; свечи же освещают подземное королевство. Камень также важен для обретения света: бриллианты и драгоценные камни в подземелье, рассыпанные повсюду в саду и используемые для посуды, символизируют свет и великолепие. Черная курочка в гримуаре помогает находить сокровища и золото; это же делает Чернушка, приведя его в королевство, усыпанное золотом и камнями.

Несмотря на обряд, Алеша не смог преодолеть и победить в себе греховные начала. Волшебное зернышко, которое он получил в дар от короля за спасение Чернушки-министра, исчезает как символ сакрального знания, поскольку Алеша стал непослушным гордым мальчиком. Но главный грех заключается в том, что Алеша нарушил обещание и рассказал о подземных жителях и волшебстве учителю перед всем классом. Весь обряд оборачивается болезнью героя, во время которого и могли, согласно масонским взглядам, совершаться «путешествия» во сне. Финал сказки следует воспринимать как предостережение для того, кто осмелится нарушить обет молчания, один из главных масонских принципов.

Что касается описания Петербурга, то оно занимает меньше страницы, но отсылает к ряду архитектурных и культурных изменений, связанных с русскими императорами. Время – 1780-е года, место – Васильевский остров. Погорельский строит свое описание на противопоставлении вида Петербурга «того времени» и настоящего, то есть конца 1820-х годов, называя топографические реалии:

“Тогда на проспектах Васильевского острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост — узкий в то время и неровный — совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской церкви отделен был канавою; Адмиралтейство не было засажено деревьями; манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом; одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний". (Орфография сохранена – прим. ред. )

Что любопытно, так это возможная недостоверность описания, ведь сам Погорельский родился в 1787 году в Москве, то есть его картина основана на рассказах старшего поколения или чтении тогдашних описаний столицы. Несмотря на то, что конец 1780-х годов приходится на правление Екатерины II, у Погорельского Петербург напрямую связан только с именем Петра I, и других правителей он не называет. Более того, Петр будет упоминаться в тексте еще два раза в связи со столетними старушками-голландками, которые видели своими глазами Петра и даже разговаривали с ним. Погорельский выбирает для Петра титул «Великий», и повторение сочетания «Петр Великий» в столь небольшом фрагменте прочно связывает образ Петербурга с его создателем.

Автор как бы воздает дань Петру и его творению, в то время как действующим правителем России является Екатерина Великая, при которой и был установлен в 1782 году монумент Петру Великому – Медный всадник, материальное воплощение духа Петра и символ Петербурга. Неназываемая Екатерина проступает сквозь текст, если вчитаться в него внимательнее. Так, Погорельский упоминает Петра именно в скульптурном воплощении, каким его одобрила Екатерина, а Исаакиевская церковь, построенная при Петре, c 1768 года перестраивалась по указу императрицы. Церковь была символически перезаложена с целью создать на месте бывшего скромного сооружения грандиозный собор, который стал бы символическим и религиозным центром. У Погорельского Исаакиевская церковь и в 1780-e годы и в 1828 году не достроена и не является полноценным собором. В «настоящем» Погорельского церковь перестраивается уже по приказу Александра I. Возможно, для того, чтобы подчеркнуть многолетнюю недостроенность Исаакиевской церкви, Погорельский использует слово «канава».

Другой временной пласт «настоящего» соотносится с уже упоминавшимся преемником Екатерины «по законам и по сердцу» – Александром I. При нем изменились Исаакиевская площадь и мост, которые в 1780-х годах находились в удручающем состоянии в связи с наводнениями. Так, Исаакиевский наплавной мост, стоящий на барках, ежегодно разбирался и наводился заново вплоть до 1821 года, когда он был перестроен, увеличен и упрочен, в каком виде его и застал Погорельский. Что касается площади, то это была площадка для извозчиков. Сменив на престоле Павла I, Александр отказался от казарменного устройства жизни и вернулся к наследию Екатерины, в частности, к Исаакиевскому собору. При Александре началась массовая перестройка.

Сравнение нескольких эпох позволяет Погорельскому всего в нескольких словах создать объемную панораму центра Петербурга, который в общественном сознании идет «рука об руку» с Петром. Екатерина, назвавшая себя продолжательницей дела Петра, встает с ним в один ряд, благодаря подчеркнутой в архитектуре города преемственности. Александр – условный завершитель, при котором Петербург достигает еще большего расцвета. Во время написания сказки правит Николай I, при котором масонство подвергается преследованию.

Единственным названным правителем является Петр как главенствующий среди своих потомков, которым он оставил Российскую империю. К прошлому Погорельский относится с уважением и долей ностальгии, к настоящему, по-видимому, c сожалением. Впрочем, города, кто бы ими ни управлял, «перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее…».

Эти два подтекста – масонский и петербургский – позволяют увидеть сквозь волшебство скрытое обращение к взрослому, который поймет намек на «зашифрованный обряд» и политическую ситуацию. Именно поэтому привычная детская сказка на самом деле не так проста и адресована и детям, и взрослым, где каждый увидит что-то свое.

10. НАЗОВИТЕ НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО ОТВЕТ: Алексей Алексеевич Пе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

10. НАЗОВИТЕ НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО ОТВЕТ: Алексей Алексеевич Перовский НАЗАД

20. КАКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ЗАКОНЧИЛ АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ? ОТВЕТ: Московский университет НАЗАД

30. В КАКОЙ ВОЙНЕ УЧАСТВОВАЛ АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ? ОТВЕТ: Отечественная война 1812 г. НАЗАД

40. ДЛЯ КОГО СОЧИНИЛ СВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»? ОТВЕТ: Для племянника, Алексея, будущего писателя Алексея Толстого НАЗАД

50. ТВОРЧЕСТВО КАКОГО НЕМЕЦКОГО КОМПОЗИТОРА И ПИСАТЕЛЯ-СКАЗОЧНИКА ПРОИЗВЕЛО СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НА АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО? ОТВЕТ: Эрнст Теодор Амадей Гофман НАЗАД

10. СКОЛЬКО ЛЕТ БЫЛО АЛЕШЕ? ОТВЕТ: не более 9 или 10 лет НАЗАД

30. У АЛЕШИ БЫЛА ЗОЛОТАЯ МОНЕТА, СОСТАВЛЯВШАЯ ВСЕ ЕГО ИМЕНИЕ, КОТОРЫЙ ОН БЕРЕГ ПУЩЕ ГЛАЗА СВОЕГО. КТО ПОДАРИЛ ЕГО ГЕРОЮ? ОТВЕТ: Бабушка НАЗАД

40. СКОЛЬКО СТРАНИЦ ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫУЧИТЬ АЛЕША? ОТВЕТ: 20 страниц НАЗАД

50. КАКОЙ УРОК «ОСОБЕННО БЕСПОКОИЛ» АЛЕШУ? ОТВЕТ: Исторический урок НАЗАД

10. ЧТО ПОЛУЧИЛ В ПОДАРОК ОТ КОРОЛЯ АЛЕША? ОТВЕТ: Конопляное семечко НАЗАД

20. КЕМ ОКАЗАЛАСЬ ЧЕРНАЯ КУРИЦА? ОТВЕТ: Министр короля НАЗАД

30. НА КОГО ОХОТИЛСЯ АЛЕША В ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ? ОТВЕТ: Крысы НАЗАД

40. КТО ЖИЛ В КОМНАТЕ СТАРУШКИ ГОЛЛАНДОК? ОТВЕТ: Попугай НАЗАД

50. КАК НАКАЗАЛИ МИНИСТРА ЗА ТО, ЧТО АЛЕША ВСЕ ТАК ЖЕ УЖАСНО СЕБЯ ВЕЛ, ПОЛУЧИВ ВТОРОЕ ЗЕРНЫШКО? ОТВЕТ: Сковали руки золотой цепью НАЗАД

10. В КАКОМ ГОРОДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ? ОТВЕТ: Санкт-Петербург НАЗАД

20. НА КАКОМ ОСТРОВЕ НАХОДИТСЯ ПАНСИОН? ОТВЕТ: Васильевский остров НАЗАД

30. МОНУМЕНТ КАКОГО ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА УПОМИНАЕТСЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ? ОТВЕТ: Монумент Петр I Великий НАЗАД

40. КАКОЙ МОСТ УПОМИНАЕТСЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ? ОТВЕТ: Исаакиевский мост НАЗАД

50. СКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД СУЩЕСТВОВАЛ ПАНСИОН? ОТВЕТ: Лет 40 тому назад НАЗАД

10. ЧТО ТАКОЕ ИМПЕРИАЛ? ОТВЕТ: Золотая монета НАЗАД

20. ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ» ОТВЕТ: Повесть-сказка НАЗАД

30. КАК НАЗЫВАЛОСЬ ЗАВЕДЕНИЕ, В КОТОРОМ ЖИЛ И УЧИЛСЯ АЛЕША? ОТВЕТ: Пансион НАЗАД

40. ЧТО ТАКОЕ ДОРТУАР? ОТВЕТ: Спальные комнаты детей НАЗАД

50. ЧТО ТАКОЕ «ЗИМНИЕ ВАКАЦИИ»? ОТВЕТ: Каникулы НАЗАД

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Логотип

Логотип

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей


Розыгрыш ЦЕННЫХ ПРИЗОВ среди ВСЕХ участников
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Гуринова Анна АлексеевнаНаписать 2258 27.10.2018

Номер материала: ДБ-176369

  • Литература
  • 5 класс
  • Презентации
    17.10.2018 221
    02.10.2018 1100
    10.07.2018 2231
    19.06.2018 1134
    14.05.2018 1656
    12.05.2018 924
    12.05.2018 998
    27.04.2018 800

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Лет сорок тому назад, [1] в С.-Петербурге на Васи­льев­ском Ост­рове, в Пер­вой линии, [2] жил-был содер­жа­тель муж­ского пан­си­она, [3] кото­рый ещё до сих пор, веро­ятно, у мно­гих остался в све­жей памяти, хотя дом, где пан­сион тот поме­щался, давно уже усту­пил место дру­гому, нисколько не похо­жему на преж­ний. В то время Петер­бург наш уже сла­вился в целой Европе своею кра­со­той, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на про­спек­тах Васи­льев­ского Ост­рова не было весё­лых тени­стых аллей: дере­вян­ные под­мостки, часто из гни­лых досок ско­ло­чен­ные, засту­пали место нынеш­них пре­крас­ных тро­туа­ров. Иса­а­ки­ев­ский мост, узкий в то время и неров­ный, совсем иной пред­став­лял вид, нежели как теперь; да и самая пло­щадь Иса­а­ки­ев­ская вовсе не такова была. Тогда мону­мент Петра Вели­кого от Иса­а­ки­ев­ской пло­щади отде­лён был кана­вою; Адми­рал­тей­ство не было обса­жено дере­вьями, манеж Кон­но­гвар­дей­ский не укра­шал пло­щади пре­крас­ным нынеш­ним фаса­дом, [4] — одним сло­вом, Петер­бург тогдаш­ний не то был, что тепе­реш­ний. Города перед людьми имеют, между про­чим, то пре­иму­ще­ство, что они ино­гда с летами ста­но­вятся кра­си­вее… Впро­чем, не о том теперь идёт дело. В дру­гой раз и при дру­гом слу­чае я, может быть, пого­ворю с вами про­стран­нее о пере­ме­нах, про­ис­шед­ших в Петер­бурге в тече­ние моего века, теперь же обра­тимся опять к пан­си­ону, кото­рый лет сорок тому назад нахо­дился на Васи­льев­ском Ост­рове, в Пер­вой линии.

Дом, кото­рого вы теперь — как уже вам ска­зы­вал — не най­дёте, был о двух эта­жах, кры­тый гол­ланд­скими чере­пи­цами. Крыльцо, по кото­рому в него вхо­дили, было дере­вян­ное и выда­ва­лось на улицу. Из сеней довольно кру­тая лест­ница вела в верх­нее жильё, состо­яв­шее из восьми или девяти ком­нат, в кото­рых с одной сто­роны жил содер­жа­тель пан­си­она, а с дру­гой были классы. Дор­ту­ары, или спаль­ные ком­наты детей, нахо­ди­лись в ниж­нем этаже, по пра­вую сто­рону сеней, а по левую жили две ста­рушки-гол­ландки, из кото­рых каж­дой было более ста лет и кото­рые соб­ствен­ными гла­зами видали Петра Вели­кого и даже с ним гова­ри­вали. В нынеш­нее время вряд ли в целой Рос­сии вы встре­тите чело­века, кото­рый бы видал Петра Вели­кого; наста­нет время, когда и наши следы сотрутся с лица зем­ного! Всё про­хо­дит, всё исче­зает в брен­ном мире нашем… но не о том теперь идёт дело.

В числе трид­цати или сорока детей, обу­чав­шихся в том пан­си­оне, нахо­дился один маль­чик, по имени Алёша, кото­рому тогда было не более 9 или 10 лет. Роди­тели его, жив­шие далеко-далеко от Петер­бурга, года за два перед тем при­везли его в сто­лицу, отдали в пан­сион и воз­вра­ти­лись домой, запла­тив учи­телю услов­лен­ную плату за несколько лет впе­рёд. Алёша был маль­чик умнень­кий, милень­кий, учился хорошо, и все его любили и лас­кали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пан­си­оне, а ино­гда даже и грустно. Особ­ливо [5] сна­чала он никак не мог при­учиться к мысли, что он раз­лу­чён с род­ными сво­ими. Но потом мало-помалу он стал при­вы­кать к сво­ему поло­же­нию, и бывали даже минуты, когда, играя с това­ри­щами, он думал, что в пан­си­оне гораздо весе­лее, нежели в роди­тель­ском доме. Вообще дни уче­ния для него про­хо­дили скоро и при­ятно, но когда наста­вала суб­бота и все това­рищи его спе­шили домой к род­ным, тогда Алёша горько чув­ство­вал своё оди­но­че­ство. По вос­кре­се­ньям и празд­ни­кам он весь день оста­вался один, и тогда един­ствен­ным уте­ше­нием его было чте­ние книг, кото­рые учи­тель поз­во­лял ему брать из неболь­шой своей биб­лио­теки. Учи­тель был родом немец, в то время в немец­кой лите­ра­туре гос­под­ство­вала мода на рыцар­ские романы и на вол­шеб­ные пове­сти, и биб­лио­тека эта боль­шею частию состо­яла из книг сего рода.

Итак, Алёша, будучи ещё в деся­ти­лет­нем воз­расте, знал уже наизусть дея­ния слав­ней­ших рыца­рей, по край­ней мере так, как они опи­саны были в рома­нах. Люби­мое его заня­тие в длин­ные зим­ние вечера, по вос­кре­се­ньям и дру­гим празд­нич­ным дням было мыс­ленно пере­но­ситься в ста­рин­ные, давно про­шед­шие веки… Особ­ливо в вакант­ное время, [6] как, напри­мер, об Рож­де­стве или в свет­лое Хри­стово вос­кре­се­нье, — когда он бывал раз­лу­чён надолго со сво­ими това­ри­щами, когда часто целые дни про­си­жи­вал в уеди­не­нии, — юное вооб­ра­же­ние его бро­дило по рыцар­ским зам­кам, по страш­ным раз­ва­ли­нам или по тём­ным, дре­му­чим лесам.

Я забыл ска­зать вам, что к этому дому при­над­ле­жал довольно про­стран­ный двор, отде­лён­ный от пере­улка дере­вян­ным забо­ром из бароч­ных досок. [7] Ворота и калитка, кои вели в пере­улок, все­гда были заперты, и поэтому Алёше нико­гда не уда­ва­лось побы­вать в этом пере­улке, кото­рый сильно воз­буж­дал его любо­пыт­ство. Вся­кий раз, когда поз­во­ляли ему в часы отдыха играть на дворе, пер­вое дви­же­ние его было — под­бе­гать к забору. Тут он ста­но­вился на цыпочки и при­стально смот­рел в круг­лые дырочки, кото­рыми был усеян забор. Алёша не знал, что дырочки эти про­ис­хо­дили от дере­вян­ных гвоз­дей, кото­рыми прежде ско­ло­чены были барки, и ему каза­лось, что какая-нибудь доб­рая вол­шеб­ница нарочно для него про­вер­тела эти дырочки. Он всё ожи­дал, что когда-нибудь эта вол­шеб­ница явится в пере­улке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талис­ман, [8] или пись­мецо от папеньки или маменьки, от кото­рых не полу­чал он давно уже ника­кого изве­стия. Но, к край­нему его сожа­ле­нию, не являлся никто даже похо­жий на волшебницу.

Дру­гое заня­тие Алёши состо­яло в том, чтобы кор­мить куро­чек, кото­рые жили около забора в нарочно для них выстро­ен­ном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алёша очень коротко с ними позна­ко­мился, всех знал по имени, раз­ни­мал их драки, а забияк нака­зы­вал тем, что ино­гда несколько дней сряду не давал им ничего от кро­шек, кото­рые все­гда после обеда и ужина он соби­рал со ска­терти. Между курами он осо­бенно любил чёр­ную хох­ла­тую, назван­ную Чер­нуш­кою. Чер­нушка была к нему лас­ко­вее дру­гих; она даже ино­гда поз­во­ляла себя гла­дить, и поэтому Алёша луч­шие кусочки при­но­сил ей. Она была нрава тихого; редко про­ха­жи­ва­лась с дру­гими и, каза­лось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.

Одна­жды (это было во время вака­ций, между Новым годом и Кре­ще­ньем, — день был пре­крас­ный и необык­но­венно тёп­лый, не более трёх или четы­рёх гра­ду­сов мороза) Алёше поз­во­лили поиг­рать на дворе. В тот день учи­тель и жена его в боль­ших были хло­по­тах. Они давали обед дирек­тору учи­лищ, и ещё нака­нуне, с утра до позд­него вечера, везде в доме мыли полы, выти­рали пыль и вощили крас­ного дерева столы и комоды. Сам учи­тель ездил заку­пать про­ви­зию для стола: белую архан­гель­скую теля­тину, огром­ный око­рок и из Милю­ти­ных лавок киев­ское варе­нье. Алёша тоже по мере сил спо­соб­ство­вал при­го­тов­ле­ниям: его заста­вили из белой бумаги выре­зы­вать кра­си­вую сетку на око­рок и укра­шать бумаж­ною резь­бою нарочно куп­лен­ные шесть вос­ко­вых све­чей. В назна­чен­ный день поутру явился парик­ма­хер и пока­зал своё искус­ство над бук­лями, тупеем и длин­ной косой [9] учи­теля. Потом при­нялся за супругу его, напо­ма­дил и напуд­рил у неё локоны и шиньон [10] и взгро­моз­дил на её голове целую оран­же­рею [11] раз­ных цве­тов, между кото­рыми бли­стали искус­ным обра­зом поме­щён­ные два брил­ли­ан­то­вых перстня, когда-то пода­рен­ные мужу её роди­те­лями уче­ни­ков. По окон­ча­нии голов­ного убора наки­нула она на себя ста­рый, изно­шен­ный салоп [12] и отпра­ви­лась хло­по­тать по хозяй­ству, наблю­дая при том строго, чтоб как-нибудь не испор­ти­лась при­чёска; и для того сама она не вхо­дила в кухню, а давала при­ка­за­ния своей кухарке, стоя в две­рях. В необ­хо­ди­мых же слу­чаях посы­лала туда мужа сво­его, у кото­рого при­чёска не так была высока.

4. Литературная викторина (слайд 13-33)

Вопрос

Ответ

Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.

Алексей Алексеевич Перовский

Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”?

Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж

Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку

Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?

Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?

Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

Алёша разбудил рыцарей

“Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”?

Какие животные находились в королевском зверинце?

Большие крысы, кроты, хорьки

Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?

Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты

“Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…”

Это был разного рода мох

5. Анализ сказки А.Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”. Беседа с учащимися (Слайды 34-41)

– Расскажите о жизни Алёши в пансионе (словесное рисование или пересказ текста)

(“…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”, стр. 46-49).

– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма.

(Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу. В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку).

– Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?

(Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней).

– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Какие интересные деревья росли в сказочном саду?

(Были деревья, плоды которого могли сделать человека мудрым; на другом дереве созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил конопляное семечко?

(“С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”. Стр. 75-80)

– Почему похвала вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

(“Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!” Стр. 75-76)

– Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

(“Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой”. Стр. 81)

– Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?

(Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека. “Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”. Стр. 84)

– Почему Алёша предал Чернушку?

(Он испугался наказания). Просмотр фрагмента мультипликационного фильма.

– Сказка завершается трагично. Жители подземного королевства ушли, Алёша наказан за предательство. Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?

(Да. Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”. Стр.86-88)

– Исправился ли Алёша?

(Да. Он “старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей”. Стр. 88)

– Выводы. Запись в тетради.

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его.

Нравственные уроки жизни

  • Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
  • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
  • Надо быть строгим к себе.

6. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся работают на листочках в классе).

Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили бы Вы?

Ответы учащихся:

Я попросила бы зёрнышко здоровья, потому это здоровье – это самое главное. (3 человека).

Я бы попросил, чтобы никогда не было зимы.

Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать другим людям, хорошо учиться.

7. Работа с иллюстрациями учащимися. Рассказать, какой эпизод сказки изображён на рисунке. Почему выбран именно этот фрагмент.

8. Домашнее задание. По выбору учащихся. (Слайд 42)

1. Заполните таблицу “Истинные и ложные ценности жизни”

Алёша до получения конопляного семечка

Алёша после получения конопляного семечка

(Задание должно быть выполнено ориентировочно следующим образом:

Алёша до получения конопляного семечка

Алёша после получения конопляного семечка

Верит в волшебство

Остро чувствует своё одиночество

Его перестали любить товарищи

2. Сочините свой вариант продолжения сказки “Что могло быть дальше?

– Алёша стал милым, скромным мальчиком. И вот однажды сад снова появился, подземные жители вернулись. Узнав об этом, Алёша сразу побежал искать Чернушку. Он нашёл её. Так обрадовался, что даже заплакал и сказал: “Я думал, что не вижу тебя никогда!” На что Чернушка ответила: “Ну что ты, я вернулась, не плачь!” Вот так и закончилась эта поучительная история о мальчике Алёше. (Малыгина Светлана).

– …Через несколько лет за Алёшей приехали родители. За примерное поведение родители повезли его в путешествие по разным странам. Конечно, никто родителям об этой истории ничего не сказал. Потом Алёша вырос, поступил в известный университет, учился только на отлично. Родители были за него рады. (Коваль Оксана).

190 лет назад вышла в свет чудесная сказочная история Погорельского о чёрной курице и подземных жителях. Сказка переносит читателей в волшебный мир маленьких рыцарей и их короля: вот в тронном зале собрались придворные в парадных одеждах, и главный герой сказки Алёша узнал, что его любимая Чернушка вовсе не курица, а королевский министр в чёрном наряде и малиновой шапочке на голове. Мальчику посчастливилось проникнуть в сокровенные тайны волшебного мира в награду за доброту. Алёша однажды пожалел чёрную курицу, за что и попал в сказочное королевство. А полученное по просьбе мальчика волшебное семечко давало ему возможность осуществлять все свои желания без особого труда. И Алёша сделался заносчивым и надменным. Автор этой сказки Антоний Погорельский. Настоящее имя писателя Алексей Алексеевич Перовский.

Он был внебрачным сыном богача и вельможи - министра народного просвещения при Александре I графа Алексея Кирилловича Разумовского, сына последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского. У Алексея Перовского было ещё девять братьев и сестёр. Разумовский своим детям дал фамилию Перовских (возможно по названию одного из имений), его богатства хватило на всех. Перовские получили образование, были приняты в обществе. Одна из сестёр Анна Алексеевна не вполне удачно вышла замуж; случилось так, что, когда её сыну Алёше исполнилось всего полтора месяца, она уехала к брату - писателю Антонию Погорельскому (Алексею Перовскому) в имение Погорельцы Черниговской губернии. Маленький Алёша называл своего дядю папой. Да и сам дядюшка в племяннике души не чаял и серьёзно занимался его воспитанием. Средства позволяли нанимать для юного Алёши лучших учителей французского, немецкого, английского языков, латыни и прочего, чередуя занятия с верховой ездой, стрельбой, фехтованием. В 10 лет начались поездки в Италию, Францию, Германию. Стоит отметить, что Алёша не всегда отличался особым прилежанием в учёбе. Однако, он был мальчиком недюжинной физической силы, забавлялся тем, что разгибал подковы, мог пальцем загнать гвоздь в стену. Дядюшка старался воспитать в племяннике лучшие нравственные качества, в то же время готовил мальчика к придворной карьере. Но не всегда любимый племянник оправдывал надежды дяди, некая леность, проявления детского эгоизма и побудили Алексея Перовского под псевдонимом Антоний Погорельский посвятить в то время десятилетнему племяннику поучительную сказку «Чёрная курица или подземные жители». Читатели помнят, что к одноимённому герою сказки слишком поздно приходит осознание неотвратимого несчастья, обрушивающегося на человека, если он перестаёт быть добрым, забывает о долге. Трудно после этого стать прежним.

Стоит упомянуть, что через некоторое время Алёша – племянник Антония Погорельского сделает блестящую карьеру, станет известным писателем и поэтом. Всё то, что воспитывалось в мальчике, не пропало, а пробудило в ребёнке творческое начало. Кто не знает строки «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, тёмно-голубые?» или «Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты…», «Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли». Их автор Алексей Константинович Толстой – потомок графа Разумовского, сын советника Государственного Ассигнационного банка Константина Петровича Толстого, носившего титул графа и Анны Алексеевны Толстой (Перовской). Как известно, отец никакой роли в воспитании и становлении сына не сыграл. И познакомились они лишь спустя сорок лет на похоронах матери.

В судьбе Алексея Константиновича были и блестящие взлёты и разочарования: роман с замужней дамой, неприязненное отношение матери к избраннице сына, тесные дружеские отношения с императором Александром II, множество путешествий, жизнь за границей. Литературная деятельность Алексея Константиновича не ограничивалась поэзией. Широко известен его исторический роман «Князь серебряный», посвящённый эпохе правления Ивана Грозного. Кроме того, одна из его фантастических повестей «Упырь» получила высокую оценку самого именитого литературного критика 19 века В. Г. Белинского. Вместе с тем, сатирический талант Алексея Константиновича нашёл своё отражение на страницах литературных журналов «Современник», «Искра» под псевдонимом Козьмы Пруткова. Это некая литературная маска, в создании которой приняли участие 4 человека: Алексей Толстой, Владимир, Александр и Алексей Жемчужниковы.

Возвращаясь к истории о чёрной курице, стоит сказать, что Алексей Константинович часто вспоминал своё счастливое детство, был благодарен дяде за бесценные уроки, очень любил поучительную дядюшкину сказку и с удовольствием читал её своим детям. «Надёжно то, что делается трудом» - именно этому учит нас сказка.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.09.2019. история моей самой горячей молитвы
  • 29.09.2019. Композитор Рыбников о Марке Захарове
  • 28.09.2019. Умер Марк Захаров
  • 27.09.2019. Народные приметы
  • 25.09.2019. Виктор Марков. Улыбка увяданья
  • 24.09.2019. Глазированные сырки ядовиты
  • 23.09.2019. Именины и День ангела - в чем разница?
  • 22.09.2019. Кот вместо арбуза
  • 21.09.2019. Алта Белая. Кто-то должен.
  • 20.09.2019. Духовные наставления старца Кирилла Павлова
  • 17.09.2019. Григорий Остер. Вредные советы
  • 15.09.2019. Тётёля
  • 14.09.2019. Семён Альтов
  • 09.09.2019. А вы читали?
  • 07.09.2019. Подкормил ворону печеньем
  • 05.09.2019. О Пиноккио и Буратино
  • 03.09.2019. Согласно нему или согласно ему? И города на о
  • 02.09.2019. Кому посвящена сказка о Чёрной курице
  • 01.09.2019. О выражении шиворот-навыворот

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: