Какой мост упоминается в сказке черная курица
Опубликовано: 17.04.2024
Кто сказал, что сказки созданы лишь для детей? В произведениях этого жанра часто заложены подтексты и смыслы, понятные лишь взрослым. Один из таких примеров — сказка 1829 года “Черная курица” Антония Погорельского.
Своеобразной «визитной карточкой» Алексея Алексеевича Перовского, известного читателям под псевдонимом Антоний Погорельский, является детская сказка «Черная курица, или Подземные жители». При жизни автора она вышла лишь единожды (1829), но до сих пор ежегодно переиздается и входит в школьную программу. Однако мало кто подозревает о скрытом «взрослом» подтексте сказки – образе Петербурга и масонстве.
Отцом Погорельского был граф Разумовский, известный и влиятельный масон, член различных лож Москвы и Петербурга. Согласно одной из версий, через отца Погорельский познакомился с различными масонами того времени, по другим данным, будучи незаконнорожденным ребенком и стремясь сблизиться с отцом, Погорелький неоднократно пытался войти в круг масонов. Так или иначе, Погорельский все же стал членом трех лож: московской Ложи Благополучия, петербургской Ложи Елизаветы к добродетели и дрезденской Ложи трех мечей.
Погорельский переносит действие на 40 лет назад, в конец 1780-х годов, когда Великая Французская революция провозгласила три главных масонских лозунга: «Свобода! Равенство! Братство!». В момент написания повести, напротив, масонские ложи и тайные общества были запрещены указанием Александра I, а с 1826 года по распоряжению Николая I преследовались III Отделением. В таком контексте начало сказки с описанием Петербурга, в котором теперь уж «все переменилось», указывает на благоприятную для масонов эпоху.
Символика сказки постоянно отсылает к масонству – в описаниях Петербурга и скрытого от всех подземного королевства, жители которого обладают волшебством, много камня. Масоны, известные также как свободные каменщики, использовали камень и метафорику строительства в ходе заседаний ложи и в руководствах для обретения внутреннего света. Камень везде представлен в обработанном виде, что указывает на его сакральность и функционирование в качестве пути к Истине. Пансион с «минеральным кабинетом», где учится главный герой Алеша вместе с 30-40 мальчиками, становится ложей с оптимальным количеством братьев. Наконец, неоднократное упоминание старушек-голландок, видевших даже самого Петра, тоже акцентирует масонское начало, ведь именно при Петре I масонство пришло в Россию.
Важно и время действия – рождественские праздники, во время которых происходит волшебство. Волшебная курочка Чернушка, превращающаяся в королевского министра, связана с масонскими представлениями о мире. Она – одно из порождений трехликой богини Гекаты, которой была поручена забота о детях. За право входа в подземное королевство, где о мальчике позаботятся, Алеше приходится отдать драгоценный металл, как перед храмом Истины: именно своим империалом, подарком бабушки, Алеша спасает курочку от кухарки, которая хотела пустить Чернушку на суп. Главная функция Чернушки заключается в роли проводника в иной мир. Возможно, столь многозначный образ курочки был создан Погорельским под впечатлением от гримуара (колдовской книги) начала XIX века «Черная Курочка, или Курица, несущая золотые яйца».
Все испытания Алеши являются аллегорией обряда инициации в ложу, смысл которой заключается в приобщении к пониманию символики масонства. Погорельский показывает, что посвящение возможно и на уровне самых обыденных предметов, если быть готовым к перерождению и сменить угол зрения. Так, «попугай в «прекрасной золотой клетке» – это дух, заключенный в клетку плоти. Серая кошка, которую непременно хочется погладить, воплощает желание старушки – умирание и остановку в развитии, а фарфоровые куклы – ложные ценности, идолы материального мира. У иного мира есть стражи, рыцари в латах, преграждающие дорогу, если их разбудят старушки. Это – стереотипы, преграждающие путь к новому знанию.
Другим важным масонским атрибутом является Свет. Первое его упоминание заключено в Светлом Воскресенье (Пасхе), когда Алеша был один в пансионе на каникулах и читал. Далее свет исходит из глаз Чернушки, сначала в курятнике, а затем ночью, освещая путь как лучи. Благодаря Чернушке появляются маленькие свечки в комнате Алеши; свечи же освещают подземное королевство. Камень также важен для обретения света: бриллианты и драгоценные камни в подземелье, рассыпанные повсюду в саду и используемые для посуды, символизируют свет и великолепие. Черная курочка в гримуаре помогает находить сокровища и золото; это же делает Чернушка, приведя его в королевство, усыпанное золотом и камнями.
Несмотря на обряд, Алеша не смог преодолеть и победить в себе греховные начала. Волшебное зернышко, которое он получил в дар от короля за спасение Чернушки-министра, исчезает как символ сакрального знания, поскольку Алеша стал непослушным гордым мальчиком. Но главный грех заключается в том, что Алеша нарушил обещание и рассказал о подземных жителях и волшебстве учителю перед всем классом. Весь обряд оборачивается болезнью героя, во время которого и могли, согласно масонским взглядам, совершаться «путешествия» во сне. Финал сказки следует воспринимать как предостережение для того, кто осмелится нарушить обет молчания, один из главных масонских принципов.
Что касается описания Петербурга, то оно занимает меньше страницы, но отсылает к ряду архитектурных и культурных изменений, связанных с русскими императорами. Время – 1780-е года, место – Васильевский остров. Погорельский строит свое описание на противопоставлении вида Петербурга «того времени» и настоящего, то есть конца 1820-х годов, называя топографические реалии:
“Тогда на проспектах Васильевского острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост — узкий в то время и неровный — совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской церкви отделен был канавою; Адмиралтейство не было засажено деревьями; манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом; одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний". (Орфография сохранена – прим. ред. )
Что любопытно, так это возможная недостоверность описания, ведь сам Погорельский родился в 1787 году в Москве, то есть его картина основана на рассказах старшего поколения или чтении тогдашних описаний столицы. Несмотря на то, что конец 1780-х годов приходится на правление Екатерины II, у Погорельского Петербург напрямую связан только с именем Петра I, и других правителей он не называет. Более того, Петр будет упоминаться в тексте еще два раза в связи со столетними старушками-голландками, которые видели своими глазами Петра и даже разговаривали с ним. Погорельский выбирает для Петра титул «Великий», и повторение сочетания «Петр Великий» в столь небольшом фрагменте прочно связывает образ Петербурга с его создателем.
Автор как бы воздает дань Петру и его творению, в то время как действующим правителем России является Екатерина Великая, при которой и был установлен в 1782 году монумент Петру Великому – Медный всадник, материальное воплощение духа Петра и символ Петербурга. Неназываемая Екатерина проступает сквозь текст, если вчитаться в него внимательнее. Так, Погорельский упоминает Петра именно в скульптурном воплощении, каким его одобрила Екатерина, а Исаакиевская церковь, построенная при Петре, c 1768 года перестраивалась по указу императрицы. Церковь была символически перезаложена с целью создать на месте бывшего скромного сооружения грандиозный собор, который стал бы символическим и религиозным центром. У Погорельского Исаакиевская церковь и в 1780-e годы и в 1828 году не достроена и не является полноценным собором. В «настоящем» Погорельского церковь перестраивается уже по приказу Александра I. Возможно, для того, чтобы подчеркнуть многолетнюю недостроенность Исаакиевской церкви, Погорельский использует слово «канава».
Другой временной пласт «настоящего» соотносится с уже упоминавшимся преемником Екатерины «по законам и по сердцу» – Александром I. При нем изменились Исаакиевская площадь и мост, которые в 1780-х годах находились в удручающем состоянии в связи с наводнениями. Так, Исаакиевский наплавной мост, стоящий на барках, ежегодно разбирался и наводился заново вплоть до 1821 года, когда он был перестроен, увеличен и упрочен, в каком виде его и застал Погорельский. Что касается площади, то это была площадка для извозчиков. Сменив на престоле Павла I, Александр отказался от казарменного устройства жизни и вернулся к наследию Екатерины, в частности, к Исаакиевскому собору. При Александре началась массовая перестройка.
Сравнение нескольких эпох позволяет Погорельскому всего в нескольких словах создать объемную панораму центра Петербурга, который в общественном сознании идет «рука об руку» с Петром. Екатерина, назвавшая себя продолжательницей дела Петра, встает с ним в один ряд, благодаря подчеркнутой в архитектуре города преемственности. Александр – условный завершитель, при котором Петербург достигает еще большего расцвета. Во время написания сказки правит Николай I, при котором масонство подвергается преследованию.
Единственным названным правителем является Петр как главенствующий среди своих потомков, которым он оставил Российскую империю. К прошлому Погорельский относится с уважением и долей ностальгии, к настоящему, по-видимому, c сожалением. Впрочем, города, кто бы ими ни управлял, «перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее…».
Эти два подтекста – масонский и петербургский – позволяют увидеть сквозь волшебство скрытое обращение к взрослому, который поймет намек на «зашифрованный обряд» и политическую ситуацию. Именно поэтому привычная детская сказка на самом деле не так проста и адресована и детям, и взрослым, где каждый увидит что-то свое.
Описание презентации по отдельным слайдам:
10. НАЗОВИТЕ НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО ОТВЕТ: Алексей Алексеевич Перовский НАЗАД
20. КАКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ЗАКОНЧИЛ АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ? ОТВЕТ: Московский университет НАЗАД
30. В КАКОЙ ВОЙНЕ УЧАСТВОВАЛ АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ? ОТВЕТ: Отечественная война 1812 г. НАЗАД
40. ДЛЯ КОГО СОЧИНИЛ СВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»? ОТВЕТ: Для племянника, Алексея, будущего писателя Алексея Толстого НАЗАД
50. ТВОРЧЕСТВО КАКОГО НЕМЕЦКОГО КОМПОЗИТОРА И ПИСАТЕЛЯ-СКАЗОЧНИКА ПРОИЗВЕЛО СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НА АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО? ОТВЕТ: Эрнст Теодор Амадей Гофман НАЗАД
10. СКОЛЬКО ЛЕТ БЫЛО АЛЕШЕ? ОТВЕТ: не более 9 или 10 лет НАЗАД
30. У АЛЕШИ БЫЛА ЗОЛОТАЯ МОНЕТА, СОСТАВЛЯВШАЯ ВСЕ ЕГО ИМЕНИЕ, КОТОРЫЙ ОН БЕРЕГ ПУЩЕ ГЛАЗА СВОЕГО. КТО ПОДАРИЛ ЕГО ГЕРОЮ? ОТВЕТ: Бабушка НАЗАД
40. СКОЛЬКО СТРАНИЦ ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫУЧИТЬ АЛЕША? ОТВЕТ: 20 страниц НАЗАД
50. КАКОЙ УРОК «ОСОБЕННО БЕСПОКОИЛ» АЛЕШУ? ОТВЕТ: Исторический урок НАЗАД
10. ЧТО ПОЛУЧИЛ В ПОДАРОК ОТ КОРОЛЯ АЛЕША? ОТВЕТ: Конопляное семечко НАЗАД
20. КЕМ ОКАЗАЛАСЬ ЧЕРНАЯ КУРИЦА? ОТВЕТ: Министр короля НАЗАД
30. НА КОГО ОХОТИЛСЯ АЛЕША В ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ? ОТВЕТ: Крысы НАЗАД
40. КТО ЖИЛ В КОМНАТЕ СТАРУШКИ ГОЛЛАНДОК? ОТВЕТ: Попугай НАЗАД
50. КАК НАКАЗАЛИ МИНИСТРА ЗА ТО, ЧТО АЛЕША ВСЕ ТАК ЖЕ УЖАСНО СЕБЯ ВЕЛ, ПОЛУЧИВ ВТОРОЕ ЗЕРНЫШКО? ОТВЕТ: Сковали руки золотой цепью НАЗАД
10. В КАКОМ ГОРОДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ? ОТВЕТ: Санкт-Петербург НАЗАД
20. НА КАКОМ ОСТРОВЕ НАХОДИТСЯ ПАНСИОН? ОТВЕТ: Васильевский остров НАЗАД
30. МОНУМЕНТ КАКОГО ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА УПОМИНАЕТСЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ? ОТВЕТ: Монумент Петр I Великий НАЗАД
40. КАКОЙ МОСТ УПОМИНАЕТСЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ? ОТВЕТ: Исаакиевский мост НАЗАД
50. СКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД СУЩЕСТВОВАЛ ПАНСИОН? ОТВЕТ: Лет 40 тому назад НАЗАД
10. ЧТО ТАКОЕ ИМПЕРИАЛ? ОТВЕТ: Золотая монета НАЗАД
20. ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ» ОТВЕТ: Повесть-сказка НАЗАД
30. КАК НАЗЫВАЛОСЬ ЗАВЕДЕНИЕ, В КОТОРОМ ЖИЛ И УЧИЛСЯ АЛЕША? ОТВЕТ: Пансион НАЗАД
40. ЧТО ТАКОЕ ДОРТУАР? ОТВЕТ: Спальные комнаты детей НАЗАД
50. ЧТО ТАКОЕ «ЗИМНИЕ ВАКАЦИИ»? ОТВЕТ: Каникулы НАЗАД
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Розыгрыш ЦЕННЫХ ПРИЗОВ среди ВСЕХ участников
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Гуринова Анна АлексеевнаНаписать 2258 27.10.2018
Номер материала: ДБ-176369
- Литература
- 5 класс
- Презентации
-
17.10.2018 221
-
02.10.2018 1100
-
10.07.2018 2231
-
19.06.2018 1134
-
14.05.2018 1656
-
12.05.2018 924
-
12.05.2018 998
-
27.04.2018 800
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лет сорок тому назад, [1] в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, [2] жил-был содержатель мужского пансиона, [3] который ещё до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделён был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом, [4] — одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… Впрочем, не о том теперь идёт дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.
Дом, которого вы теперь — как уже вам сказывал — не найдёте, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали. В нынешнее время вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Всё проходит, всё исчезает в бренном мире нашем… но не о том теперь идёт дело.
В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно. Особливо [5] сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучён с родными своими. Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме. Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. Учитель был родом немец, в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, и библиотека эта большею частию состояла из книг сего рода.
Итак, Алёша, будучи ещё в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Особливо в вакантное время, [6] как, например, об Рождестве или в светлое Христово воскресенье, — когда он бывал разлучён надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, — юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по тёмным, дремучим лесам.
Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор, отделённый от переулка деревянным забором из барочных досок. [7] Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алёше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было — подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор. Алёша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, [8] или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия. Но, к крайнему его сожалению, не являлся никто даже похожий на волшебницу.
Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.
Однажды (это было во время вакаций, между Новым годом и Крещеньем, — день был прекрасный и необыкновенно тёплый, не более трёх или четырёх градусов мороза) Алёше позволили поиграть на дворе. В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах. Они давали обед директору училищ, и ещё накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды. Сам учитель ездил закупать провизию для стола: белую архангельскую телятину, огромный окорок и из Милютиных лавок киевское варенье. Алёша тоже по мере сил способствовал приготовлениям: его заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок и украшать бумажною резьбою нарочно купленные шесть восковых свечей. В назначенный день поутру явился парикмахер и показал своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой [9] учителя. Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон [10] и взгромоздил на её голове целую оранжерею [11] разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу её родителями учеников. По окончании головного убора накинула она на себя старый, изношенный салоп [12] и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая при том строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска; и для того сама она не входила в кухню, а давала приказания своей кухарке, стоя в дверях. В необходимых же случаях посылала туда мужа своего, у которого причёска не так была высока.
4. Литературная викторина (слайд 13-33)
Вопрос
Ответ
Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.
Алексей Алексеевич Перовский
Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”?
Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж
Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку
Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?
Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?
Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
Алёша разбудил рыцарей
“Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”?
Какие животные находились в королевском зверинце?
Большие крысы, кроты, хорьки
Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?
Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты
“Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…”
Это был разного рода мох
5. Анализ сказки А.Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”. Беседа с учащимися (Слайды 34-41)
– Расскажите о жизни Алёши в пансионе (словесное рисование или пересказ текста)
(“…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”, стр. 46-49).
– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма.
(Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу. В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку).
– Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?
(Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней).
– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Какие интересные деревья росли в сказочном саду?
(Были деревья, плоды которого могли сделать человека мудрым; на другом дереве созревали семена доброты; росло дерево здоровья).
– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил конопляное семечко?
(“С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”. Стр. 75-80)
– Почему похвала вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?
(“Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!” Стр. 75-76)
– Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?
(“Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой”. Стр. 81)
– Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?
(Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека. “Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”. Стр. 84)
– Почему Алёша предал Чернушку?
(Он испугался наказания). Просмотр фрагмента мультипликационного фильма.
– Сказка завершается трагично. Жители подземного королевства ушли, Алёша наказан за предательство. Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?
(Да. Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”. Стр.86-88)
– Исправился ли Алёша?
(Да. Он “старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей”. Стр. 88)
– Выводы. Запись в тетради.
Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его.
Нравственные уроки жизни
- Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
- Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
- Надо быть строгим к себе.
6. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся работают на листочках в классе).
Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили бы Вы?
Ответы учащихся:
Я попросила бы зёрнышко здоровья, потому это здоровье – это самое главное. (3 человека).
Я бы попросил, чтобы никогда не было зимы.
Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать другим людям, хорошо учиться.
7. Работа с иллюстрациями учащимися. Рассказать, какой эпизод сказки изображён на рисунке. Почему выбран именно этот фрагмент.
8. Домашнее задание. По выбору учащихся. (Слайд 42)
1. Заполните таблицу “Истинные и ложные ценности жизни”
Алёша до получения конопляного семечка
Алёша после получения конопляного семечка
(Задание должно быть выполнено ориентировочно следующим образом:
Алёша до получения конопляного семечка
Алёша после получения конопляного семечка
Верит в волшебство
Остро чувствует своё одиночество
Его перестали любить товарищи
2. Сочините свой вариант продолжения сказки “Что могло быть дальше?
– Алёша стал милым, скромным мальчиком. И вот однажды сад снова появился, подземные жители вернулись. Узнав об этом, Алёша сразу побежал искать Чернушку. Он нашёл её. Так обрадовался, что даже заплакал и сказал: “Я думал, что не вижу тебя никогда!” На что Чернушка ответила: “Ну что ты, я вернулась, не плачь!” Вот так и закончилась эта поучительная история о мальчике Алёше. (Малыгина Светлана).
– …Через несколько лет за Алёшей приехали родители. За примерное поведение родители повезли его в путешествие по разным странам. Конечно, никто родителям об этой истории ничего не сказал. Потом Алёша вырос, поступил в известный университет, учился только на отлично. Родители были за него рады. (Коваль Оксана).
190 лет назад вышла в свет чудесная сказочная история Погорельского о чёрной курице и подземных жителях. Сказка переносит читателей в волшебный мир маленьких рыцарей и их короля: вот в тронном зале собрались придворные в парадных одеждах, и главный герой сказки Алёша узнал, что его любимая Чернушка вовсе не курица, а королевский министр в чёрном наряде и малиновой шапочке на голове. Мальчику посчастливилось проникнуть в сокровенные тайны волшебного мира в награду за доброту. Алёша однажды пожалел чёрную курицу, за что и попал в сказочное королевство. А полученное по просьбе мальчика волшебное семечко давало ему возможность осуществлять все свои желания без особого труда. И Алёша сделался заносчивым и надменным. Автор этой сказки Антоний Погорельский. Настоящее имя писателя Алексей Алексеевич Перовский.
Он был внебрачным сыном богача и вельможи - министра народного просвещения при Александре I графа Алексея Кирилловича Разумовского, сына последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского. У Алексея Перовского было ещё девять братьев и сестёр. Разумовский своим детям дал фамилию Перовских (возможно по названию одного из имений), его богатства хватило на всех. Перовские получили образование, были приняты в обществе. Одна из сестёр Анна Алексеевна не вполне удачно вышла замуж; случилось так, что, когда её сыну Алёше исполнилось всего полтора месяца, она уехала к брату - писателю Антонию Погорельскому (Алексею Перовскому) в имение Погорельцы Черниговской губернии. Маленький Алёша называл своего дядю папой. Да и сам дядюшка в племяннике души не чаял и серьёзно занимался его воспитанием. Средства позволяли нанимать для юного Алёши лучших учителей французского, немецкого, английского языков, латыни и прочего, чередуя занятия с верховой ездой, стрельбой, фехтованием. В 10 лет начались поездки в Италию, Францию, Германию. Стоит отметить, что Алёша не всегда отличался особым прилежанием в учёбе. Однако, он был мальчиком недюжинной физической силы, забавлялся тем, что разгибал подковы, мог пальцем загнать гвоздь в стену. Дядюшка старался воспитать в племяннике лучшие нравственные качества, в то же время готовил мальчика к придворной карьере. Но не всегда любимый племянник оправдывал надежды дяди, некая леность, проявления детского эгоизма и побудили Алексея Перовского под псевдонимом Антоний Погорельский посвятить в то время десятилетнему племяннику поучительную сказку «Чёрная курица или подземные жители». Читатели помнят, что к одноимённому герою сказки слишком поздно приходит осознание неотвратимого несчастья, обрушивающегося на человека, если он перестаёт быть добрым, забывает о долге. Трудно после этого стать прежним.
Стоит упомянуть, что через некоторое время Алёша – племянник Антония Погорельского сделает блестящую карьеру, станет известным писателем и поэтом. Всё то, что воспитывалось в мальчике, не пропало, а пробудило в ребёнке творческое начало. Кто не знает строки «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, тёмно-голубые?» или «Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты…», «Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли». Их автор Алексей Константинович Толстой – потомок графа Разумовского, сын советника Государственного Ассигнационного банка Константина Петровича Толстого, носившего титул графа и Анны Алексеевны Толстой (Перовской). Как известно, отец никакой роли в воспитании и становлении сына не сыграл. И познакомились они лишь спустя сорок лет на похоронах матери.
В судьбе Алексея Константиновича были и блестящие взлёты и разочарования: роман с замужней дамой, неприязненное отношение матери к избраннице сына, тесные дружеские отношения с императором Александром II, множество путешествий, жизнь за границей. Литературная деятельность Алексея Константиновича не ограничивалась поэзией. Широко известен его исторический роман «Князь серебряный», посвящённый эпохе правления Ивана Грозного. Кроме того, одна из его фантастических повестей «Упырь» получила высокую оценку самого именитого литературного критика 19 века В. Г. Белинского. Вместе с тем, сатирический талант Алексея Константиновича нашёл своё отражение на страницах литературных журналов «Современник», «Искра» под псевдонимом Козьмы Пруткова. Это некая литературная маска, в создании которой приняли участие 4 человека: Алексей Толстой, Владимир, Александр и Алексей Жемчужниковы.
Возвращаясь к истории о чёрной курице, стоит сказать, что Алексей Константинович часто вспоминал своё счастливое детство, был благодарен дяде за бесценные уроки, очень любил поучительную дядюшкину сказку и с удовольствием читал её своим детям. «Надёжно то, что делается трудом» - именно этому учит нас сказка.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.09.2019. история моей самой горячей молитвы
- 29.09.2019. Композитор Рыбников о Марке Захарове
- 28.09.2019. Умер Марк Захаров
- 27.09.2019. Народные приметы
- 25.09.2019. Виктор Марков. Улыбка увяданья
- 24.09.2019. Глазированные сырки ядовиты
- 23.09.2019. Именины и День ангела - в чем разница?
- 22.09.2019. Кот вместо арбуза
- 21.09.2019. Алта Белая. Кто-то должен.
- 20.09.2019. Духовные наставления старца Кирилла Павлова
- 17.09.2019. Григорий Остер. Вредные советы
- 15.09.2019. Тётёля
- 14.09.2019. Семён Альтов
- 09.09.2019. А вы читали?
- 07.09.2019. Подкормил ворону печеньем
- 05.09.2019. О Пиноккио и Буратино
- 03.09.2019. Согласно нему или согласно ему? И города на о
- 02.09.2019. Кому посвящена сказка о Чёрной курице
- 01.09.2019. О выражении шиворот-навыворот
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Читайте также: