Кем была черная курица в подземном царстве

Опубликовано: 22.04.2024

Основные персонажи

Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.

Другие герои произведения:

  • Чернушка – курица с птичьего двора пансиона, друг Алеши. Птица на самом деле оказывается министром подземного королевства;
  • Король – монарх подземного царства, подаривший Алеше волшебное конопляное семечко;
  • Кухарка в закрытом учебном заведении;
  • Учитель.

Очень краткий пересказ

Алеше удается спасти курицу, которую хотят пустить под нож. Неожиданно она оказывается волшебной и приглашает его к себе. Ведь Чернушка – подземный житель. Под пансионом располагается тайное королевство, куда и проникает Алеша под предводительством Чернушки. Там живет очень маленький народец, вроде эльфов, ростом с половину аршина.

Правитель этого царства хвалит Алешу. Ведь он смог выручить его премьер-министра, который на поверхности земли превращается в курицу. Монарх говорит, что мальчик может просить у него любую награду. И тот заказывает чудо: знать любой урок, даже если его не учил. Тогда правитель дает ему заколдованное семечко, но просит не говорить ни одной душе о том, что он видел и слышал. В противном случае всех жителей подземного королевства постигнет большое горе.

Учителя не могут нарадоваться на знания Алеши. Но тот со временем забыл, кому обязан хорошими оценками. Он становится надменным и смеется над одноклассниками, когда они отвечают учителю неправильно. Но настал день, когда семечко пропало, и Алеша на уроках оказался беспомощным. Ночью он просит Чернушку найти утраченный подарок. Премьер-министр откликается на просьбу мальчика, но умоляет его учиться самому.

Когда настал следующий день, учитель счел, что мальчик из прихоти не захотел отвечать урок, который знал, и решил высечь его. Испугавшись порки, Алеша струсил и открыл ему тайну волшебного семечка, Чернушки и подземного мира. Из-за этого всем обитателям королевства пришлось бежать в неведомые края.

Оставшись без волшебных подарков, главный герой вынужден был прилежно учиться. И вскоре снова стал милым и старательным мальчиком.

Краткий пересказ повести «Черная курица или подземные жители» раскрывает лишь сюжет. Чтобы понять мотивацию и характер Алеши, ознакомимся с произведением более подробно.

Печальная развязка

На следующий день он с блеском ответил урок. Однако вместо того, чтобы похвалить ученика, наставник потребовал объяснить, когда тот выучил задание. В противном случае бедолаге грозила порка. Мальчик забыл обо всем на свете и рассказал о Чернушке, зернышке и Подземном мире. Итог оказался плачевным: его посчитали лгуном и все равно выпороли, жителям подземелья пришлось уйти, Чернушку заковали в кандалы на веки вечные, а зернышко исчезло навсегда. От чувства вины и раскаянья Алеша заболел и пролежал в горячке шесть недель.

После выздоровления мальчик снова стал добрым и послушным. Он вернул себе расположение товарищей и учителя. Он стал прилежным, хотя и не выдающимся учеником.

Так заканчивается удивительная сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание вы уже знаете, но почитайте полный текст, потому что в нем есть еще много интересного и загадочного.

Краткое содержание повести

О главных героях

Алеша вполне хорошо жил и учился в закрытом учебном заведении для мальчиков – круглосуточном пансионе. Но семья мальчика находилась далеко от Санкт-Петербурга, поэтому в субботу-воскресенье, на праздники или во время каникул, когда остальные ученики ехали домой к родителям, он оставался один. Тогда он читал рыцарские романы, а гулять ходил на птичий двор пансиона, где играл с курочками. Его любимицей была хохлатая Чернушка, прозванная так за черный цвет перьев.

Перед Рождеством женщина, работавшая на кухне, решила приготовить к празднику курятину. Кухарка стала выбирать себе жертву, и ею стала Чернушка, ведь она не снесла ни одного яйца. Но Алеша отговорил женщину убивать его друга, заплатив ей империал. Это был старинный золотой, подаренный ему бабушкой. Так он спас Чернушке жизнь, а курица, словно поняв это, не отходила от Алеши ни на шаг, словно пытаясь с ним заговорить.

Первая попытка пройти в подземное королевство

Однажды мальчик не мог заснуть, и тут кто-то позвал его. Он стал искать источник голоса и под кроватью увидел Чернушку. Она заговорила с ним и позвала за собой. Дорогу во тьме освещали ее горящие глаза, а запертые двери она открывала, хлопнув крыльями. Так они вышли из спальни, пересекли залу и зашли в помещение, где жили старушки-голландки. Чернушка приказала вести себя очень тихо и ничего не трогать. У голландок была кошка и норовистый попугайчик.

Алеша любил животных, и ему захотелось приласкать кошку. Она внезапно заорала, а проснувшаяся птица тоже завопила во все горло «Дуррак!» Ее крик превратил рыцарские латы, висевшие на стене, в настоящих воинов. Они стали нападать на курицу с Алешей. Но Чернушка внезапно увеличилась в размерах и храбро оборонялась. А вот мальчик от страха упал в обморок.

Другой мир

На следующую ночь курица опять явилась за Алешей. На этот раз он вел себя разумно, и они без приключений спустились в подземелье. Препроводив ребенка в богато убранную залу с маленьким золотым троном, курица ушла. Вдруг все вокруг наполнилось крохотными людьми в нарядных костюмах. Они выстроились возле трона, на который воссел человечек с золотой короной на голове.

Он стал восхвалять главного героя повести за то, что он вырвал из рук «жестокой и неизбежной смерти» премьер-министра. В подошедшем придворном в черных одеждах, с красным головным убором, Алеша внезапно увидел знакомые черты. Да это же курица, его друг!

Монарх решил наградить Алешу и сказал, что исполнит какое-нибудь его желание. И как уже упоминалось в очень кратком пересказе повести «Черная курица или подземные жители», герой выбрал безошибочно отвечать на уроке, при этом совсем не раскрывая учебника.

Правитель дал ему заколдованное зернышко конопли – пока оно будет с ним, правильный ответ так и будет отскакивать от зубов. Однако при одном условии: мальчик ни одной живой душе не имеет права говорить о том, что здесь видел, иначе всем без исключения обитателям подземного мира придется несладко.

Новый Алеша

На другой день стало ясно, что семя конопли работает. Теперь мальчик смог забросить учебу и целый день проводить в играх. Но постепенно характер Алеши стал портиться. Он стал капризным, заносчивым, все чаще смеялся над своими товарищами, которым учеба давалась не так легко.

Краткое содержание А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»


Алеша – всезнайка

Но настал роковой день, когда зернышко пропало. Утратив знания, Алеша не смог сказать ни слова в ответ на вопрос учителя. Тот запер его в комнате, чтобы он выучил 20 страниц учебника. Ночью к нему пришел Премьер-министр Чернушка, сетуя, что ребенок изменился не в лучшую сторону. Тот пообещал исправиться, но умолял найти волшебную вещицу.

Просьба была выполнена, и наутро наш герой продекламировал все заданное, слово в слово. Учителю же Алеша заявил, что ему хватило одного утра все это зазубрить. Однако одноклассники выдали его, закричав, что он ни одного учебника не открыл. Тогда наставник пришел в ярость, решив, что шалун просто капризничал и потому не захотел накануне отвечать урок. Поэтому он решил его наказать и взялся за розги.

Алеша был не храброго десятка. В надежде отвратить порку, он рассказал все – о Чернушке, волшебном зернышке и, само собой, подземном мире, в котором побывал. Но от такого рассказа учитель еще больше разозлился, сочтя его глупой выдумкой. Мальчик все равно был наказан.

К чему приводит предательство

Ночью к Алеше явилась Чернушка. На руках маленького человечка мальчик увидел кандалы. Чернушка сказала, что он теперь будет их носить вечно, а весь подземный народ вынужден теперь этот край и уйти в изгнание. Премьер-министр сказал, что ему будет легче терпеть наказание, если мальчик исправится.

Наутро от переживаний наш герой даже захворал. Целых полтора месяца он лежал с температурой, но все же выкарабкался и заметил одну странность: ни учителя, ни одноклассники не вспоминали о чудесном рассказе Алеши о Чернушке. Мальчик даже подумал – а действительно ли с ним все это произошло или это был горячечный бред? Он стал учиться с прежней прилежностью и вскоре вновь завоевал расположение учителей и любовь сверстников. Однако больше никогда не увидел Чернушки.

Краткое содержание А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»


Алеша прощается с Чернушкой

Подробный пересказ рассказа Черная курица, или Подземные жители

В мужском пансионате, находившемся в городе Санкт-Петербурге, жил и учился 10-летний мальчик. Звали его Алеша. Он был привезен родителями в столицу 2 года назад и с тех пор не виделся с родными. Сначала Алеша сильно тосковал по дому, но через некоторое время привык к обществу сверстников. Мальчик хорошо учился, имел сговорчивый нрав, поэтому все любили Алешу, и житье его вдали от родного дома было вполне приятным.

Свое одиночество мальчик ощущал лишь в выходные дни, когда все его одноклассники разъезжались по домам. Тогда его любимым занятием было чтение книг. Алешу захватывали приключения рыцарей, описанные в этих книжках, нередко он представлял себя героем прочитанных им волшебных историй.

Еще мальчику нравилось кормить курочек, живших во дворе. Он наблюдал за их повадками, разнимал куриные драки и даже знал имена каждой из птиц. Но среди куриного стада была у Алеши любимица – черная хохлатая курица. Ее так и звали – Чернушка.

Как-то раз, во время зимних каникул, Алеша играл во дворе. Ему захотелось поиграть с курочками, и мальчик начал их подзывать. Вдруг из дома показалась кухарка, в руке она держала большущий кухонный нож. Женщина стала ловить курицу, и Алеша понял, что именно Чернушка сейчас станет жертвой кухарки. В отчаянном кудахтанье он услышал мольбу о помощи.

Мальчик бросился на шею поварихе, ее руки разжались, и Чернушка была спасена. Мальчик ласковыми словами уговорил кухарку не трогать Чернуху, и даже подарил ей монету, которую очень берег. В этот день черная курица все время гуляла около Алеши и весело кудахтала.

Вечером мальчик побежал во двор, чтобы покормить курочек. Выходя из курятника, он услышал, как Чернушка тихо ему говорит: «Оставайся, Алеша, со мной».

Ночью Алеше не спалось. Он лежал в темноте и вдруг услышал какой-то шорох. Заглянув под кровать, мальчик увидел черную курицу. Чернушка предложила удивленному Алеше пойти с ней, обещая показать кое-что интересненькое.

Пройдя через весь дом, мальчик и Чернушка по длинной лестнице спустились в подземелье. Там оказался большой зал, который освещали огромные хрустальные люстры. Вдруг Чернушка сделалась очень большой… и тут Алеша проснулся. На утро он не нашел Чернушку во дворе.

На следующую ночь черная курица снова повела Алешу в подземелье. В зале она попросила на некоторое время оставила мальчика. Он начал разглядывать роскошное помещение: стены, двери и маленький трон – все было золотым.

Вот открылась дверь, и вошло множество нарядно и дорого одетых людей. Все они были очень маленького роста. Когда они построились вдоль трона, появился сам король. Он приветствовал Алешу и благодарил за то, что он спас от смерти главного министра короля. Когда главный министр подошел к Алеше, мальчик узнал в нем любимую Чернуху.

Король предложил Алеше исполнить любое его желание. Мальчик, подумав, попросил о том, чтобы, не уча уроков, отлично знать задания. Королю не понравилось, что мальчишка такой лентяй, но данное обещание пришлось выполнять.

Алеше вручили конопляное семечко, и король сказал, что пока оно у мальчика, тот всегда будет знать урок. Но при этом Алешу строго предупредили, что он никому не должен говорить об увиденном. Иначе жителей королевства постигнет беда, а Алеша лишится королевских милостей.

Потом Алеше показывали удивительный зверинец, чудесный сад. Угощали разными яствами. Затем повезли на охоту и всячески развлекали. Мальчик был счастлив.

Когда в школе Алешу вызвали отвечать урок, он с радостью обнаружил, что король сдержал свое слово – все ответы отлетали от зубов. Учителя с восторгом удивлялись превосходным знаниям своего ученика и хвалили его. Сначала Алешу мучила совесть, он знал, что эти похвалы незаслуженны. Но вскоре он заважничал, стал свысока смотреть на своих товарищей. Он стал гордым и непослушным – куда делся скромный, милый, добрый мальчуган…

Как-то раз он не смог отвечать урок. Оказалось, что он потерял семечко! Алеша позвал на помощь Чернушку, и она нашла семя. Курочка просила стать своего друга прежним добрым и прилежным мальчиком. Конечно, об обещанном исправлении он сразу забыл.

Когда учитель хотел наказать Алешу розгами, он испугался и рассказал о подземных жителях.

Из-за того, что Алеша не сдержал слова, подземным жителям пришлось покинуть родной край и переселиться далеко-далеко.

Эта сказка учит тому, что лишь труд и прилежание делают человека добрым и умным, а лень – распущенным и злым. Ценится лишь то, что досталось трудом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.

Прогулки с Чернушкой

Ночью Алёша долго не мог заснуть, неожиданно в комнате распахнулись двери, появилась Чернушка, которая человеческим голосом позвала мальчика. Курочка повела своего спасителя через комнаты старух, также проживавших в пансионате. Чернушка попросила Алёшу не шуметь, но мальчик позвал кошку, которая замяукала, отчего попугай проснулся и закричал. Сразу после этого отважные путешественники бросились наутёк.


По словам курочки, он своим шумом разбудил рыцарей стражников, теперь им придется идти другой длинной дорогой. Открылась дверь в большой зал, около стен которого стояли два огромных рыцаря. Как только Чернушка с мальчиком дошла до центра комнаты, статуи ожили и набросились на курочку, которая неожиданно увеличилась в размерах и вступила в бой. Алеша, не выдержав такого испытания, упал в обморок. Очнулся он уже утром в своей постели. За обедом учительница рассказала мальчику, что куда-то пропала черная курочка, они обыскали амбар, но так и не нашли её.

Днем Алеша занимался следующим:

  • подготовился к урокам;
  • поискал Чернушку во дворе;
  • послушал небольшую лекцию;
  • собрался в очередную прогулку с курочкой.

Следующей ночью Чернушка вновь пришла к Алеше, повела его короткой дороге, а мальчик, уже зная о том, что не нужно шуметь, вел себя тихо и осторожно.

Как только они вошли в огромный боковой зал, из двери стали появляться маленькие люди в разноцветных нарядных платьях, с перьями и шляпах.

Среди них был человек с венцом на голове и величественной осанкой. Это был король, который поблагодарил Алёшу за спасение их министра Чернушки от жестокой и неминуемой смерти. В качестве подарка мальчик попросил улучшить ему память, чтобы он мог с легкостью учить уроки. Король отдал Алеше волшебное семечко, но попросил у него никому не рассказывать об увиденном.


  • литература
  • книги
  • воспитание и образование
  • инста

«Черная курица» была любимой книгой маленького Льва Толстого, но написана была для его троюродного брата — будущего писателя Алексея Константиновича Толстого. В чем только не уличали одну из первых оригинальных книг русской детской литературы: в нравоучительности и в безнравственности, в масонстве и инфернальности, но, несмотря на все обвинения, «Черную курицу» Антония Погорельского любят и читают вот уже почти 200 лет.

Русский Гофман

Начнем с автора: никакого Антония Погорельского не существовало. Было имение Погорельцы в Черниговской губернии, фамилию от названия которого и взял в качестве псевдонима Алексей Перовский, старший внебрачный сын графа Алексея Разумовского. По обычаям того времени он воспитывался дома и блистал талантами: поступив в Московский университет в 1805 году, в 1807-м уже получил степень доктора философских и словесных наук, пройдя за два года весь курс. В то время Алексей увлекался ботаникой и системой классификации Карла Линнея и сделал несколько докладов о естествознании на немецком языке. Большой поклонник Карамзина, Перовский был дружен с Вяземским и Жуковским, в 20 лет перевел «Бедную Лизу» на немецкий.

В конце 1810-х он посещает научные и литературные общества (любителей природы, истории и древностей российских, российской словесности) и, как каждый порядочный юноша-идеалист, думает, что пользу обществу принесет служба на государственных должностях, а не литература.


В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, Алексей на волне патриотизма вступил в действующую армию (в казачий полк, вопреки сопротивлению отца), был награжден за отвагу и храбрость в боях, в том числе партизанских, и окончил войну адъютантом губернатора Саксонии. В Дрездене Перовский прожил больше двух лет, познакомился с Эрнстом Теодором Гофманом и стал поклонником его творчества. Когда по возвращении в Россию Алексей Перовский тоже попробует себя в писательстве, на его литературных опытах будет лежать отблеск гофмановского влияния.


После возвращения из Дрездена Перовский служил чиновником особых поручений, был близок с масонами и будущими декабристами, дружил с арзамасовцами, приятельствовал с Пушкиным.

В 1820-х годах Перовский начинает заниматься воспитанием и образованием своего племянника Алексея Толстого

Ходили слухи, поддержанные большим внешним сходством Перовского и Алеши Толстого, о романе Перовского с собственной сестрой, которая после рождения ребенка оставила мужа.

В 1820-х с сестрой и племянником Перовский переезжает на юг, в имение Погорельцы Черниговской губернии, и начинает писать фантастические повести — «Двойника» и «Лафертовскую маковницу» хвалил Пушкин, но публика их не оценила. В 1825-м Перовский ненадолго возвращается на службу, становится попечителем учебных заведений Харьковской губернии. Как и чему учить молодежь — вот что занимает его, и в 1826-м он подает Николаю I «Записки об образовании» — проект реформы школ, гимназий и университетов.

В это же время Алексей Перовский пишет прославившую его книгу — «Черная курица, или Подземные жители» — специально для своего племянника Алеши. Эта фантастическая сказка, одна из первых русских книг для детей и о детях, была опубликована в 1829 году и сразу стала очень популярна. Собственно, такой она и остается вот почти уже 200 лет.

«У Перовского есть презабавная и, по моему мнению, прекрасная детская сказка „Черная курица“. Она у меня. Выпросите ее себе».

Жуковский — Дельвигу, издателю альманаха «Северные цветы»

Масонская сказка об инициации или роман воспитания? Нет, волшебная повесть

Неудивительно, что «Курица» стала так известна: в ней счастливо соединились увлекательный сюжет, глубокий смысл, ощущение волшебства мира и близкие каждому ребенку переживания. Есть ли в «Черной курице» автобиографические мотивы, неизвестно, но главного героя зовут так же, как автора (и его воспитанника Алешу Толстого, кому адресована повесть), так что мы можем дать простор воображению. По семейным легендам, отданный в петербургский пансион Перовский бежал из него к своему воспитателю и во время бегства вывихнул ногу, так что всю жизнь хромал, как Байрон, культовая фигура той романтической эпохи.


Припомнить сюжет книги не составит труда любому ребенку, читающему по-русски: в 1780-х годах мальчик Алёша учится в петербургском пансионе. Его дом далеко, на каникулы он остается в пансионе (мир знает еще одного такого героя, взорвавшего детскую литературу XXI века, — Гарри Поттера), Алеше грустно и тоскливо. Он бродит по дому, кормит кур, привязывается к Чернушке, которую спасает от смерти в бульоне, отдав за ее спасение кухарке свое единственное сокровище — золотую монету.


Так начинается дружба Чернушки и доброго Алеши; черная курица оказывается главным министром подземного королевства, где живут небольшие человечки, которые на поверхность выходят только в замаскированном виде.

Кто не радовался в детстве открытию, что мир полон чудес! Признайтесь, вы тоже думали, что ваша кошка — принц в изгнании, а в горшке с маминым алоэ спрятан портал для входа в королевство чудес?

Двойственность мира, обычного с первого взгляда, но волшебного по сути, придает книге особенное очарование

Король подземного мира благодарит за спасение министра и награждает Алешу исполняющим желания конопляным семечком. Алеша загадывает всегда знать урок, ничего для этого не делая (ах, Алеша!). Король видит Алешины недостатки, но исполняет его желание с условием никогда и никому не рассказывать о подземных жителях, иначе человечкам придется пуститься в бега.


Алёша становится лучшим учеником пансиона, но из-за того, что за этим стоит его хитрость, а не честный труд, характер мальчика меняется — становится заносчивым и эгоистичным. Алеша теряет друзей. Под страхом наказания он выдает учителю тайну подземных жителей и тем самым обрекает народ на изгнание, а Чернушку — на вечное ношение кандалов. Кто не плакал над падшим Алешей, раскаявшимся в своем проступке, кто не жалел Чернушку?


Алеша тяжело переживает произошедшее, но исправляется и становится хорошим мальчиком, несмотря на то, что и дар, и друга он навсегда потерял.

Именно с оригинальной и вдохновенной «Черной курицы» Погорельского начинается большая русская литература для детей. Именно тогда дети стали полноценными героями книг — таким уважением и любовью к ним полна повесть.

Масоны и Сатана

В книге сразу увидели множество мистических, религиозных и конспирологических параллелей: путешествия Алеши в подземное царство сравнивали с опытом сошествия в загробный мир, находили сходство книги с ритуалом посвящения в масоны, инициацией новых членов.

Главный герой, Алеша, мечтатель с нежной душой и незаурядными дарованиями, в книге узнает, что такое добро и зло, предает и исправляется.

Падение Алеши — в духе протестантских произведений для детей — стало примером литературы греха в русской детской книге

Дети совершали неосмотрительные или опрометчивые поступки, руководствуясь сиюминутными желаниями, а потом проходили путь исправления — этот нравоучительный паттерн воспитания будет многократно воспроизведен в дальнейшем, но не каждому автору достанет таланта, фантазии и такта Погорельского (Перовского), чтобы написать сказку такой волшебной силы, как «Черная курица».

С другой стороны, в образе Чернушки видели Сатану, черта или его приспешников: курица уводит мальчика в подземный мир (ну, вы поняли), а значит, стать хорошим Алеша сможет, только порвав с искусителем. Конопляное семечко подозревали в близости к гашишу, а бегство подземных жителей — в том, что так был изображен запрет масонских обществ в России…

Несомненно одно: «Курица» осталась одной из самых странных, поэтичных и загадочных книг в истории русской литературы. Больше Алексей Перовский ничего столь же популярного не написал; в 1836 году он скончался от туберкулеза по пути в Ниццу и был похоронен в Варшаве. Все свое имущество писатель оставил сестре и племяннику. После смерти поползли разговоры, что управляющий имением извел архив барина на пустяки: котлеты и папильотки, — и как знать, не было ли там второй «Курицы»?


Спасём чёрную курицу от кухаркиного ножа

Новая жизнь пришла к «Курице» во второй половине ХХ века, когда оказалось, что ее до сей поры толком не проиллюстрировали. Зато потом книге повезло: ее нарисовали лучшие мастера книжной иллюстрации Ника Гольц, Виктор Пивоваров, Георгий Юдин, Борис Дехтерев, Алексей Рейпольский, Геннадий Спирин, и список далеко не полон. Существовали кукольный мультфильм, художественный фильм и диафильм с рисунками, а число потрясающих иллюстраций к «Курице» росло.

В начале девяностых возникло объединение детских писателей «Черная курица»: в него вошли Лев Яковлев и Юрий Нечипоренко, Николай Ламм, Лола Звонарева, Борис Минаев и Владимир Друк. С «Курицей» сотрудничали Марина Москвина, Сергей Седов, Тим Собакин, Марина Бородицкая, Саша Торопцев, Олег Кургузов. «Черная курица» просуществовала недолго, но выпустила манифест, где объясняла, что детская литература должна стать иной. И приводила важные и понятные каждому объяснения, цитируя Антония Погорельского, начало начал.

«ПУСТЬ БУДЕТ жить молодая литература ― растрёпанной, немытой, не очень-то важной птицей ― чёрной курицей, которая ходит повсюду, глотает всякую дрянь, копошится под ногами у кухарки, а та её бранит и не знает про неё главное, что на самом деле это самый настоящий принц, важный и могущественный в своём царстве, с кодексом чести и благородства.

Спасём чёрную курицу от кухаркиного ножа!»

Из манифеста литобъединения «Чёрная курица», 1990 год

Неснова Тамара Александровна

Материал к уроку в 5 классе

ВложениеРазмер
chernaya_kuritsa.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Антоний Погорельский и его сказка "Черная курица, или Подземные жители". Часть 1

Антоний Погорельский – замечательный русский писатель начала ХIХ века. Его знаменитое произведение «Черная курица, или Подземные жители» является одной из первых литературных сказок в русской прозе. Сам он называл её волшебной повестью. Сказка стала любимым чтением для детей и вошла в золотой фонд детской литературы. Однако, как и многие другие произведения, предназначенные для детей («Приключения Алисы» Л. Кэрролла, «Золотой ключик» А.Н.Толстого, «Синяя птица» М. Метерлинка и др.), оно мерцает многими смыслами, и за простым сюжетом с наивной моралью угадывается иное, более сложное повествование.

«Чёрную курицу» Погорельский писал в 1825-1826 годах, а опубликована она была в 1829 году и действительно стала одной из первых в русской литературе книг во многих смыслах – и одной из первых литературных сказок, и одним из первых мистико-фантастических произведений, и первым авторским произведением литературы для детей. Приемы введения фантастического, сочетание фантастического и реального в произведении, обыгрывание мотива сна, исторический принцип в основе повести – все эти находки Погорельского позже будут использованы и другими русскими писателями.

Антоний Погорельский, как известно, псевдоним писателя, настоящее имя которого – Алексей Алексеевич Перовский. Отец писателя, граф Алексей Кириллович Разумовский, был известным государственным деятелем при дворе Екатерины II, а мать – Мария Михайловна Соболевская (впоследствии по мужу – Денисьева) – простой мещанкой. Богатый вельможа, А.К.Разумовский добился дворянского звания для своих внебрачных детей и оставил им наследство.

Семья была исключительно литературной. Сам А.К.Разумовский послужил одним из прототипов старого графа Безухова в романе Л.Толстого «Война и мир». Он состоял в переписке с И.А. Поздеевым, с которого Толстой писал в своем романе образ масона Баздеева. На основании воспоминаний В.Перовского, родного брата Алексея Перовского, о его приключениях в захваченной французами Москве и встрече с генералом Даву написана часть романа Л. Толстого о похождениях Пьера в сожженной Москве. Кроме того, В.Перовский, бывший в 1833 году оренбургским военным губернатором, встречался с Пушкиным, когда тот, собирая материалы к «Истории пугачевского бунта», посетил Оренбург.

Племянник Погорельского, которого он очень любил и воспитанием которого занимался, – Алексей Константинович Толстой – стал выдающимся русским поэтом, писателем и драматургом. Три других племянника, сыновья сестры Ольги – Жемчужниковы – оставили в литературе яркий след, создав пародийный образ Козьмы Пруткова.

«Черная курица» была сочинена Перовским для его племянника Алеши Толстого, который стал своеобразным двойником дяди – носил то же самое имя и находился в том же возрасте, что и герой произведения, в котором угадываются черты самого автора. На создание сказки повлияло творчество Гофмана, произведения которого Перовский прочитал, скорее всего, в Германии, куда был переведен по службе в 1814 году. Здесь он и познакомился с первыми сборниками рассказов Э. Т. А. Гофмана «Фантазии в манере Калло» (1814), «Ночные рассказы» (1816). В сказке ощущается влияние и других немецких романтиков, в частности Тика, а также знаменитого английского писателя-сатирика Свифта.

С самых первых абзацев произведения проявляются два основных принципа творчества писателя, которые актуализируются в сказке, – сочетание фантастического с реальным и принцип историзма.

Сказочное «жил-был» в начале сказки сопровождается точным адресом и описанием Петербурга, причем автор создает два образа города – один в историческом ракурсе – это Петербург конца восемнадцатого века – и второй – современный рассказчику. Он пишет о том, как похорошел город, как изменился его облик: «В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко еще не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была Петербург тогдашний не то был, что теперешний».

В этих словах чувствуется и любовь к Петербургу, и гордость за столицу, которая за сравнительно недолгий срок (всего сорок лет) преобразилась и стала одним из красивейших городов мира. Говоря о Петербурге в историческом смысле, Погорельский, кроме прошлого и настоящего (которое для читающего сказку является уже историческим прошлым) имплицитно создает и третью проекцию – города будущего (который для читающего является настоящим), продолжающую мотив совершенства и могущества Петербурга. В любви к родному городу, который одновременно является и столицей могучей империи, проявляется патриотическое чувство, которое в полной мере было присуще Погорельскому.

С началом войны 1812 года Перовский, как и многие другие молодые дворяне, охвачен общим патриотическим порывом и вступает в армию: его зачисляют в 3-й Украинский казачий полк. Отец категорически запретил Перовскому принимать участие в военных действиях, угрожая, в случае неповиновения, лишить сына материальной поддержки и имения. Перовский отвечал отцу хоть и в лучших романтических традициях того времени, но, тем не менее, очень искренне: «Можете ли Вы думать, граф, что сердце моё столь низко, чувства столь подлы, что я решусь оставить своё намерение не от опасения потерять Вашу любовь, а от боязни лишиться имения? Никогда слова сии не изгладятся из моей мысли. »

Подобное поведение и настрой чувств говорят не только о патриотизме писателя, который храбро сражался против французов и в рядах регулярной армии, и в отрядах партизан – Погорельский находился в армии вплоть до 1816 года, – но и об особенном благородстве и чистоте помыслов этого человека. Участие в исторических событиях, безусловно, дало писателю ощущение причастности к большой истории, выработало в нем философское отношение к жизни. Философские ноты звучат уже в самом начале сказки: «…настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Все проходит, все исчезает в бренном мире нашем. ».

Исторические вехи в повести обозначены несколькими периодами – времена Петра I, которого знали и с которым даже беседовали старушки голландки, конец восемнадцатого века, когда происходили описанные в сказке события; время, соответствующее моменту повествования (30-тые годы ХIХ века), и, наконец, условное будущее, когда и «наши следы сотрутся с лица земного». Подобная временная композиция помогает протянуть нити от прошлого к будущему, показать их единство и взаимосвязь, включенность каждого персонажа в исторический процесс. Кроме того, она является одним из способов введения фантастики в реальность: столетние старушки, родившиеся в конце семнадцатого века, являются частью прошлого, которое становится легендарным и в какой-то степени фантастическим – недаром именно через их комнату надо пройти, чтобы попасть в сказочный мир. Голландские старушки связаны с темой масонского посвящения: как известно, Петр I был принят в масонскую ложу во время путешествия по Голландии. Сам Погорельский тоже был масоном, вступившим в Дрездене в ложу Трех мечей. Он неоднократно делал попытки вступить в масонство и раньше, но его отец, сам видный и влиятельный масон, препятствовал этому. Как бы то ни было, но в Дрездене во время заграничного похода Погорельский осуществил свою мечту.

Масонские мотивы занимают существенное место в «Черной курице». Один из героев сказки – министр подземного королевства. Однако в дневной земной жизни он предстает почему-то в виде курочки. Правда, курочка эта не обычная: по словам кухарки, она не несет яйца и не высиживает цыплят. Почему же министр является в виде курицы, а не, скажем, в виде петуха, что было бы логичнее с точки зрения здравого смысла? А дело в том, что символика курицы закладывает нужные писателю смыслы, которые концепт петуха мог бы исказить, да и само название сказки сразу же напоминает посвященным о другой знаковой книге.

«Чёрная курочка» — гримуар, содержащий в себе сведения о создании талисманов и волшебных колец. Используя эти предметы, люди якобы могли достигнуть неслыханной силы. Но главная тайна, которую раскрывает книга, — это создание некоей «Черной курочки», также известной как «курица, несущая золотые яйца». Такая курица могла принести владельцу огромные богатства.

Символика курицы амбивалентна. С одной стороны, она олицетворяет воспроизводство, материнскую заботу, а также провидение. Она является символом родительской любви: боязливая по натуре, курица, становится героиней, защищая своё потомство – она бесстрашно нападает на каждого, кто пытается нанести вред её малышам.

В христианстве наседка с цыплятами олицетворяет Христа со своей паствой. Курица — воплощение всепрощающей любви, символ доброты и сердечности Всемогущего, изливающего эти блага даже бездуховным и безнравственным людям, не преодолевшим своих страстей: « О, Иерусалим, Иерусалим! Я хотел бы так же часто собирать твоих детей вместе, как наседка собирает своих цыплят под крыльями, Но ты не хочешь!» ( Из словаря символов)

Старательная курочка в аллегорическом изображении "семи свободных искусств" символизирует грамматику, которая связана с усидчивым и кропотливым трудом (в сказке эта символика связана с мотивом учения).

Обычная курица, считающаяся недалекой птицей, в сказках может снести золотое яйцо, которое является аллегорией связанного с высшими силами сокровища (в том числе и подземного богатства – Алеша попадает к подземным жителям). Понятие «сокровище» имеет также и переносный смысл – имеется в виду духовное богатство человека: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут” (Матф.6:19-20)

С другой стороны, в символических словарях Черная курица – слуга дьявола или даже одно из его проявлений.

Черная курица недаром является именно Алеше. Это восприимчивый, чувствительный мальчик с тонкой и нежной душой, обладающий богатым воображением. Он остро чувствует свое одиночество, которое развивает в нем мечтательность, желание увидеть волшебный мир. Он ждет встречи с чудесным. В самых обыденных явлениях и реалиях окружающего мира он ощущает веяние таинственного: дырочки в заборе кажутся ему нарочно сделанными волшебницей, а переулок – сказочным пространством, в котором должны случаться необыкновенные происшествия. Фантазии его связаны также с любовью к чтению. Алеша читает немецкие волшебные повести и рыцарские романы. Один из основных циклов немецкого рыцарского романа – цикл о Парцифале и священном Граале. Он напрямую связан с некоторыми идеями масонов о совершенстве духа.

Погорельский показывает чувствительную душу мальчика, которая как бы вибрирует, ощущая дыхание двух миров – реального и вымышленного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки .Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители".

¨«Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него , когда он ст.


Анализ средств создания фантастики в романтической сказке Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"

Цель работы: систематизировать языковые средства, с помощью которых создаётся фантастический колорит, определить их функцию в тексте, а также роль в формировании романтического стиля сказки.


Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители».Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.


Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)

Конспект урока литературы в 5 классепо сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(УМК под редакцией В.Я. Коровиной) .

Конспект открытого урока по литературе по сказке Антония Погорельского "Черная курица или подземные жители". Урок рефлексии, обощения материала.


Литература. Технологическая карта урока Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»"

Данный урок нацелен напомнить учащимся о жанре сказки и видах сказок, определить отличие фольклорной сказки от литературной; познакомиться с биографией А. Погорельского и его сказкой « Чёр.


Есть ли у детской литературы какая-то высшая цель? Должна она поучать, воспитывать, образовывать, развлекать? Естественно, верного ответа тут быть не может: для разных целей есть разные книги, да и в принципе книги никому ничего не должны. Но первое авторское произведение для детей на русском языке – сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» – написано Антонием Погорельским в 1829 году с конкретной задачей: в качестве поучения для своего племянника Алёши (будущего писателя Алексея Константиновича Толстого). Чему же хотел автор научить своего племянника и актуально ли это для сегодняшних читателей?

 Медиапроект s-t-o-l.com

Карл Брюллов. Портрет Графа Алексей Перовского. Писатель работал под псевдонимом Антоний Погорельский

Главный герой – Алёша, мальчик лет девяти-десяти – живёт и учится в пансионе. Автор описывает его как мечту любого родителя или воспитателя: «Алёша был мальчик умненькой, миленькой, учился хорошо, и все его любили». Правда, оторванный от семьи (родители Алёши жили далеко от пансиона, поэтому, оплатив его обучение на несколько лет вперёд, скрылись с горизонта), мальчик чувствует себя одиноко. От скуки он часто заглядывает в курятник, где подолгу возится с его обитателями. Особую привязанность он испытывает к чёрной курице Чернушке, которая кажется ему ласковей и смышлёней своих собратьев. К сожалению, не все обитатели пансиона разделяют нежные чувства Алёши к Чернушке. Кухарка Трина считает её бесполезной и ленивой птицей, потому что она не несёт яйца, и из совершенно закономерных хозяйственных побуждений хочет пустить её на мясо.

Для Алёши эта новость становится настоящей трагедией. Он не может допустить гибели своей любимицы и любыми путями старается её спасти. Мольбы и уговоры на Трину не действуют, поэтому Алёша прибегает к крайним мерам: подкупает кухарку золотым империалом – своей единственной драгоценностью, доставшейся в наследство от бабушки.

После спасения Чернушки с Алёшей начинают происходить удивительные вещи. Ночью Чернушка пробирается к нему в комнату и… заговаривает с ним человечьим языком. В благодарность за избавление от смерти под кухонным ножом она обещает показать Алёше кое-что интересное.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Иллюстрация: Михаил Бычков

В этот момент начинается сказочное двоемирие – разделение миров на реальный и фантастический.

В фантастическом мире действуют свои правила. Чернушка проводит Алёшу через комнаты, полные разнообразных занимательных вещиц, но предупреждает, чтобы он ни в коем случае ничего не трогал. Однако Алёша оказывается не в силах совладать с искушением. Он просит у котика лапку, чем вносит хаос в волшебную действительность и подвергает опасности Чернушку.

Следующей ночью Алёше даётся второй шанс узнать, что же хотела показать ему Чернушка. Правда, перед началом путешествия Чернушка отчитывает мальчика:

Ты добрый мальчик,продолжала курочка,но притом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо! Вчера я говорила тебе, чтоб ты ничего не трогал в комнатах старушек,несмотря на то, ты не мог утерпеть, чтобы не попросить у кошки лапку. Кошка разбудила попугая, попугай старушек, старушки рыцарейи я насилу с ними сладила!

Алёша признаёт свою ошибку и впредь обещает быть более осмотрительным. Во время второго путешествия он изо всех сил старается сдержать слово, и это у него почти получается – он ничего не трогает, только кланяется китайской кукле. Этот жест тоже не одобряется Чернушкой, но не имеет таких роковых последствий, как его прошлая ошибка, и со второго раза Алёша попадает в волшебный мир и узнаёт тайну чёрной курицы.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Иллюстрация: Михаил Бычков

Оказывается, Чернушка вовсе не курица, а министр, а под землёй обитает крошечный народец, способный творить волшебство. В частности – исполнять желания. Именно это король и предлагает Алёше: в благодарность за спасение своего подданного он готов исполнить любое его желание.

Алёша просит никогда не учить урок и всегда его знать. Желание кажется мелочным, король недоволен и стыдит Алёшу: «Не думал я, что ты такой ленивец». Но в этой ситуации обвинять Алёшу трудно: когда тебе не дают времени на размышление, непросто придумать что-то стоящее, и Алёша произносит первое, что приходит в голову. Король даёт мальчику конопляное зёрнышко, и пока он будет его хранить, можно даже не заглядывать в книги – урок всегда будет выучен.

Правда, как это часто бывает в сказках, желание исполняется не просто так, а с условием. Алёша не должен никому рассказывать о подземных жителях. Иначе им придётся уйти с привычных мест и переселиться туда, где о них никто не знает.

У нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идтидалеко-далеко в другие страны. Ты легко представить себе можешь, что королю нашему невесело было бы оставить все здешние заведения и с целым народом переселиться в неизвестные земли. И потому убедительно тебя прошу быть как можно скромнее, ибо в противном случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня. Из благодарности я упросил короля призвать тебя сюда; но он никогда мне не простит, если по твоей нескромности мы принуждены будем оставить этот край…

Алёша даёт обещание, и у него начинается совсем другая жизнь. Если раньше он был просто хорошим мальчиком, то теперь становится настоящей звездой. Учителя не могут нарадоваться его успехам, а слухи о его необыкновенных способностях разносятся по всему Петербургу.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Иллюстрация: Михаил Бычков

Сперва мальчик стыдится своей славы: вряд ли он думал о таком исходе, загадывая желание, и теперь чувствует, что не заслужил похвал и почестей. Но стыд быстро проходит, а удовольствие от всеобщего восхищения становится всё больше, и постепенно Алёша полностью отдаётся своему тщеславию.

Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёшин от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!»

Конечно, по законам жанра такое поведение не может остаться безнаказанным. Однажды Алёша теряет заветное зёрнышко и перед всем классом не может вымолвить ни слова. Мальчик приходит в отчаяние. Впрочем, подземный король милостив и готов дать Алёше второй шанс: ночью Чернушка возвращает зёрнышко в обмен на обещание исправиться и вести себя достойно. Алёша искренне обещает, он и правда не хочет зла Чернушке, но мысль снова оказаться в центре внимания, снова принимать похвалы и почести слишком соблазнительна.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Иллюстрация: Михаил Бычков

Алёша, оставшись один, начал рассматривать своё зёрнышко и не мог им налюбоваться. Теперь-то он совершенно спокоен был насчёт урока, и вчерашнее горе не оставило в нём никаких следов. Он с радостию думал о том, как будут все удивляться, когда он безошибочно проговорит двадцать страниц,и мысль, что он опять возьмёт верх над товарищами, которые не хотели с ним говорить, ласкала его самолюбие. Об исправлении самого себя он хотя и не забыл, но думал, что это не может быть так трудно, как говорила Чернушка. «Будто не от меня зависит исправиться!мыслил он.Стоит только захотеть, и все опять меня любить будут…»

Но всё выходит совсем не так. Вместо того чтобы прийти в восторг от внезапных Алёшиных знаний, учитель приходит в ярость. Он уверен, что ученик просто обманывал его, из баловства не хотел отвечать урок раньше, не мог ведь он за ночь выучить двадцать страниц!

Чем более вы от природы имеете способностей и дарований,сказал он Алёше,тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтоб вы во зло его употребляли. Вы заслуживаете наказание за вчерашнее упрямство, а сегодня вы ещё увеличили вину вашу тем, что солгали. Господа!продолжал учитель, обратясь к пансионерам.Запрещаю всем вам говорить с Алёшею до тех пор, пока он совершенно исправится. А так как, вероятно, для него это небольшое наказание, то велите подать розги.

На самом деле перед Алёшей стоит сложный нравственный выбор: продолжать лгать учителю и настаивать, что он выучил всё за ночь, или предать подземных жителей. Причём решить надо за секунды. Совершает ли его Алёша? Формально – да. Он раскрывает учителю и товарищам тайну Чернушки. Но вовсе не потому, что он такой принципиально правдивый. Он настолько поражён недоброжелательной реакцией на свой блестящий ответ, что начисто забывает обо всём – и о данных обещаниях, и о любимой Чернушке, и о том, что волшебство теперь точно перестанет действовать.

Принесли розги… Алёша был в отчаянии! В первый ещё раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого жеАлешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!

 Медиапроект s-t-o-l.com

Иллюстрация: Михаил Бычков

Как же он должен был поступить, если любой путь тупиковый, если выбор стоит только между соврать или предать? Как измерить большее и меньшее из зол? Возможно, дело не в самом поступке, а в мотивах. Это же сказка, а сказочные правила часто меняются в зависимости от поступков и мыслей героев. Может, если бы Алёша открыл учителю правду не из собственного тщеславия, а от внутренней невозможности соврать, итог был бы другим. Перед похожим выбором стоял герой другой сказки – «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» Сельмы Лагерлёф. В начале повести Нильс был наказан гномом за свои хулиганские проделки и стал коротышкой. Чтобы вернуть обратно свой рост, ему надо было выполнить несколько условий, последним из которых было позволить зарезать своего верного друга – гуся Мортена. Нильс принимает решение пожертвовать собой, навсегда остаться маленьким, быть разлучённым со своей семьёй, но не погубить друга. И в награду за такую храбрость и великодушие получает прощение и снова становится большим. Алёша же своим выбором губит и Чернушку, и себя.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Иллюстрация: Михаил Бычков

Искушение успехом (классическое в русской сказочной традиции испытание медными трубами) оказывается Алёше не по силам. Он не может не только грамотно распорядиться щедрым подарком, который сделала ему судьба, но и теряет свои собственные лучшие качества. Впрочем, автор (в отличие от подземного короля) прощает Алёшу, и спустя некоторое время после описанных событий мальчик возвращается к обычной жизни, снова становится добрым, скромным, прилежным и примером для своих товарищей.

С точки зрения сегодняшнего восприятия сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» выглядит наивной и излишне морализаторской (исследователи отмечают, что произведение Погорельского даёт начало «литературе совести»). Да и ориентиры в обществе во многом сместились. Скромность и абсолютная послушность ребёнка больше не расцениваются как однозначно положительные качества – наоборот, психологи отмечают, что это может быть симптомом тревожности и подавления личности. Однако нельзя назвать первую авторскую сказку для детей совсем уж неактуальной. В наше время торжества социальных сетей и, как следствие, жизни напоказ, когда многие стараются превратить свою жизнь в красивую картинку в Инстаграме, когда «казаться» становится важнее, чем «быть», история мальчика Алёши может стать очень поучительной. Как для детей, так и для взрослых.

Куда пойти и что посмотреть на следующей неделе?

Говорят, это было не интервью, а настоящий перфоманс

Преподаватель Грайфсвальдского университета в Германии Екатерина Полякова – о превращении христианства в идеологию

Основные персонажи

Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.

Другие герои произведения:

  • Чернушка – курица с птичьего двора пансиона, друг Алеши. Птица на самом деле оказывается министром подземного королевства;
  • Король – монарх подземного царства, подаривший Алеше волшебное конопляное семечко;
  • Кухарка в закрытом учебном заведении;
  • Учитель.

Очень краткий пересказ

Алеше удается спасти курицу, которую хотят пустить под нож. Неожиданно она оказывается волшебной и приглашает его к себе. Ведь Чернушка – подземный житель. Под пансионом располагается тайное королевство, куда и проникает Алеша под предводительством Чернушки. Там живет очень маленький народец, вроде эльфов, ростом с половину аршина.

Правитель этого царства хвалит Алешу. Ведь он смог выручить его премьер-министра, который на поверхности земли превращается в курицу. Монарх говорит, что мальчик может просить у него любую награду. И тот заказывает чудо: знать любой урок, даже если его не учил. Тогда правитель дает ему заколдованное семечко, но просит не говорить ни одной душе о том, что он видел и слышал. В противном случае всех жителей подземного королевства постигнет большое горе.

Учителя не могут нарадоваться на знания Алеши. Но тот со временем забыл, кому обязан хорошими оценками. Он становится надменным и смеется над одноклассниками, когда они отвечают учителю неправильно. Но настал день, когда семечко пропало, и Алеша на уроках оказался беспомощным. Ночью он просит Чернушку найти утраченный подарок. Премьер-министр откликается на просьбу мальчика, но умоляет его учиться самому.

Когда настал следующий день, учитель счел, что мальчик из прихоти не захотел отвечать урок, который знал, и решил высечь его. Испугавшись порки, Алеша струсил и открыл ему тайну волшебного семечка, Чернушки и подземного мира. Из-за этого всем обитателям королевства пришлось бежать в неведомые края.

Оставшись без волшебных подарков, главный герой вынужден был прилежно учиться. И вскоре снова стал милым и старательным мальчиком.

Краткий пересказ повести «Черная курица или подземные жители» раскрывает лишь сюжет. Чтобы понять мотивацию и характер Алеши, ознакомимся с произведением более подробно.

Печальная развязка

На следующий день он с блеском ответил урок. Однако вместо того, чтобы похвалить ученика, наставник потребовал объяснить, когда тот выучил задание. В противном случае бедолаге грозила порка. Мальчик забыл обо всем на свете и рассказал о Чернушке, зернышке и Подземном мире. Итог оказался плачевным: его посчитали лгуном и все равно выпороли, жителям подземелья пришлось уйти, Чернушку заковали в кандалы на веки вечные, а зернышко исчезло навсегда. От чувства вины и раскаянья Алеша заболел и пролежал в горячке шесть недель.

После выздоровления мальчик снова стал добрым и послушным. Он вернул себе расположение товарищей и учителя. Он стал прилежным, хотя и не выдающимся учеником.

Так заканчивается удивительная сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание вы уже знаете, но почитайте полный текст, потому что в нем есть еще много интересного и загадочного.

Краткое содержание повести

О главных героях

Алеша вполне хорошо жил и учился в закрытом учебном заведении для мальчиков – круглосуточном пансионе. Но семья мальчика находилась далеко от Санкт-Петербурга, поэтому в субботу-воскресенье, на праздники или во время каникул, когда остальные ученики ехали домой к родителям, он оставался один. Тогда он читал рыцарские романы, а гулять ходил на птичий двор пансиона, где играл с курочками. Его любимицей была хохлатая Чернушка, прозванная так за черный цвет перьев.

Перед Рождеством женщина, работавшая на кухне, решила приготовить к празднику курятину. Кухарка стала выбирать себе жертву, и ею стала Чернушка, ведь она не снесла ни одного яйца. Но Алеша отговорил женщину убивать его друга, заплатив ей империал. Это был старинный золотой, подаренный ему бабушкой. Так он спас Чернушке жизнь, а курица, словно поняв это, не отходила от Алеши ни на шаг, словно пытаясь с ним заговорить.

Первая попытка пройти в подземное королевство

Однажды мальчик не мог заснуть, и тут кто-то позвал его. Он стал искать источник голоса и под кроватью увидел Чернушку. Она заговорила с ним и позвала за собой. Дорогу во тьме освещали ее горящие глаза, а запертые двери она открывала, хлопнув крыльями. Так они вышли из спальни, пересекли залу и зашли в помещение, где жили старушки-голландки. Чернушка приказала вести себя очень тихо и ничего не трогать. У голландок была кошка и норовистый попугайчик.

Алеша любил животных, и ему захотелось приласкать кошку. Она внезапно заорала, а проснувшаяся птица тоже завопила во все горло «Дуррак!» Ее крик превратил рыцарские латы, висевшие на стене, в настоящих воинов. Они стали нападать на курицу с Алешей. Но Чернушка внезапно увеличилась в размерах и храбро оборонялась. А вот мальчик от страха упал в обморок.

Другой мир

На следующую ночь курица опять явилась за Алешей. На этот раз он вел себя разумно, и они без приключений спустились в подземелье. Препроводив ребенка в богато убранную залу с маленьким золотым троном, курица ушла. Вдруг все вокруг наполнилось крохотными людьми в нарядных костюмах. Они выстроились возле трона, на который воссел человечек с золотой короной на голове.

Он стал восхвалять главного героя повести за то, что он вырвал из рук «жестокой и неизбежной смерти» премьер-министра. В подошедшем придворном в черных одеждах, с красным головным убором, Алеша внезапно увидел знакомые черты. Да это же курица, его друг!

Монарх решил наградить Алешу и сказал, что исполнит какое-нибудь его желание. И как уже упоминалось в очень кратком пересказе повести «Черная курица или подземные жители», герой выбрал безошибочно отвечать на уроке, при этом совсем не раскрывая учебника.

Правитель дал ему заколдованное зернышко конопли – пока оно будет с ним, правильный ответ так и будет отскакивать от зубов. Однако при одном условии: мальчик ни одной живой душе не имеет права говорить о том, что здесь видел, иначе всем без исключения обитателям подземного мира придется несладко.

Новый Алеша

На другой день стало ясно, что семя конопли работает. Теперь мальчик смог забросить учебу и целый день проводить в играх. Но постепенно характер Алеши стал портиться. Он стал капризным, заносчивым, все чаще смеялся над своими товарищами, которым учеба давалась не так легко.

Краткое содержание А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»


Алеша – всезнайка

Но настал роковой день, когда зернышко пропало. Утратив знания, Алеша не смог сказать ни слова в ответ на вопрос учителя. Тот запер его в комнате, чтобы он выучил 20 страниц учебника. Ночью к нему пришел Премьер-министр Чернушка, сетуя, что ребенок изменился не в лучшую сторону. Тот пообещал исправиться, но умолял найти волшебную вещицу.

Просьба была выполнена, и наутро наш герой продекламировал все заданное, слово в слово. Учителю же Алеша заявил, что ему хватило одного утра все это зазубрить. Однако одноклассники выдали его, закричав, что он ни одного учебника не открыл. Тогда наставник пришел в ярость, решив, что шалун просто капризничал и потому не захотел накануне отвечать урок. Поэтому он решил его наказать и взялся за розги.

Алеша был не храброго десятка. В надежде отвратить порку, он рассказал все – о Чернушке, волшебном зернышке и, само собой, подземном мире, в котором побывал. Но от такого рассказа учитель еще больше разозлился, сочтя его глупой выдумкой. Мальчик все равно был наказан.

К чему приводит предательство

Ночью к Алеше явилась Чернушка. На руках маленького человечка мальчик увидел кандалы. Чернушка сказала, что он теперь будет их носить вечно, а весь подземный народ вынужден теперь этот край и уйти в изгнание. Премьер-министр сказал, что ему будет легче терпеть наказание, если мальчик исправится.

Наутро от переживаний наш герой даже захворал. Целых полтора месяца он лежал с температурой, но все же выкарабкался и заметил одну странность: ни учителя, ни одноклассники не вспоминали о чудесном рассказе Алеши о Чернушке. Мальчик даже подумал – а действительно ли с ним все это произошло или это был горячечный бред? Он стал учиться с прежней прилежностью и вскоре вновь завоевал расположение учителей и любовь сверстников. Однако больше никогда не увидел Чернушки.

Краткое содержание А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»


Алеша прощается с Чернушкой

Подробный пересказ рассказа Черная курица, или Подземные жители

В мужском пансионате, находившемся в городе Санкт-Петербурге, жил и учился 10-летний мальчик. Звали его Алеша. Он был привезен родителями в столицу 2 года назад и с тех пор не виделся с родными. Сначала Алеша сильно тосковал по дому, но через некоторое время привык к обществу сверстников. Мальчик хорошо учился, имел сговорчивый нрав, поэтому все любили Алешу, и житье его вдали от родного дома было вполне приятным.

Свое одиночество мальчик ощущал лишь в выходные дни, когда все его одноклассники разъезжались по домам. Тогда его любимым занятием было чтение книг. Алешу захватывали приключения рыцарей, описанные в этих книжках, нередко он представлял себя героем прочитанных им волшебных историй.

Еще мальчику нравилось кормить курочек, живших во дворе. Он наблюдал за их повадками, разнимал куриные драки и даже знал имена каждой из птиц. Но среди куриного стада была у Алеши любимица – черная хохлатая курица. Ее так и звали – Чернушка.

Как-то раз, во время зимних каникул, Алеша играл во дворе. Ему захотелось поиграть с курочками, и мальчик начал их подзывать. Вдруг из дома показалась кухарка, в руке она держала большущий кухонный нож. Женщина стала ловить курицу, и Алеша понял, что именно Чернушка сейчас станет жертвой кухарки. В отчаянном кудахтанье он услышал мольбу о помощи.

Мальчик бросился на шею поварихе, ее руки разжались, и Чернушка была спасена. Мальчик ласковыми словами уговорил кухарку не трогать Чернуху, и даже подарил ей монету, которую очень берег. В этот день черная курица все время гуляла около Алеши и весело кудахтала.

Вечером мальчик побежал во двор, чтобы покормить курочек. Выходя из курятника, он услышал, как Чернушка тихо ему говорит: «Оставайся, Алеша, со мной».

Ночью Алеше не спалось. Он лежал в темноте и вдруг услышал какой-то шорох. Заглянув под кровать, мальчик увидел черную курицу. Чернушка предложила удивленному Алеше пойти с ней, обещая показать кое-что интересненькое.

Пройдя через весь дом, мальчик и Чернушка по длинной лестнице спустились в подземелье. Там оказался большой зал, который освещали огромные хрустальные люстры. Вдруг Чернушка сделалась очень большой… и тут Алеша проснулся. На утро он не нашел Чернушку во дворе.

На следующую ночь черная курица снова повела Алешу в подземелье. В зале она попросила на некоторое время оставила мальчика. Он начал разглядывать роскошное помещение: стены, двери и маленький трон – все было золотым.

Вот открылась дверь, и вошло множество нарядно и дорого одетых людей. Все они были очень маленького роста. Когда они построились вдоль трона, появился сам король. Он приветствовал Алешу и благодарил за то, что он спас от смерти главного министра короля. Когда главный министр подошел к Алеше, мальчик узнал в нем любимую Чернуху.

Король предложил Алеше исполнить любое его желание. Мальчик, подумав, попросил о том, чтобы, не уча уроков, отлично знать задания. Королю не понравилось, что мальчишка такой лентяй, но данное обещание пришлось выполнять.

Алеше вручили конопляное семечко, и король сказал, что пока оно у мальчика, тот всегда будет знать урок. Но при этом Алешу строго предупредили, что он никому не должен говорить об увиденном. Иначе жителей королевства постигнет беда, а Алеша лишится королевских милостей.

Потом Алеше показывали удивительный зверинец, чудесный сад. Угощали разными яствами. Затем повезли на охоту и всячески развлекали. Мальчик был счастлив.

Когда в школе Алешу вызвали отвечать урок, он с радостью обнаружил, что король сдержал свое слово – все ответы отлетали от зубов. Учителя с восторгом удивлялись превосходным знаниям своего ученика и хвалили его. Сначала Алешу мучила совесть, он знал, что эти похвалы незаслуженны. Но вскоре он заважничал, стал свысока смотреть на своих товарищей. Он стал гордым и непослушным – куда делся скромный, милый, добрый мальчуган…

Как-то раз он не смог отвечать урок. Оказалось, что он потерял семечко! Алеша позвал на помощь Чернушку, и она нашла семя. Курочка просила стать своего друга прежним добрым и прилежным мальчиком. Конечно, об обещанном исправлении он сразу забыл.

Когда учитель хотел наказать Алешу розгами, он испугался и рассказал о подземных жителях.

Из-за того, что Алеша не сдержал слова, подземным жителям пришлось покинуть родной край и переселиться далеко-далеко.

Эта сказка учит тому, что лишь труд и прилежание делают человека добрым и умным, а лень – распущенным и злым. Ценится лишь то, что досталось трудом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.

Прогулки с Чернушкой

Ночью Алёша долго не мог заснуть, неожиданно в комнате распахнулись двери, появилась Чернушка, которая человеческим голосом позвала мальчика. Курочка повела своего спасителя через комнаты старух, также проживавших в пансионате. Чернушка попросила Алёшу не шуметь, но мальчик позвал кошку, которая замяукала, отчего попугай проснулся и закричал. Сразу после этого отважные путешественники бросились наутёк.


По словам курочки, он своим шумом разбудил рыцарей стражников, теперь им придется идти другой длинной дорогой. Открылась дверь в большой зал, около стен которого стояли два огромных рыцаря. Как только Чернушка с мальчиком дошла до центра комнаты, статуи ожили и набросились на курочку, которая неожиданно увеличилась в размерах и вступила в бой. Алеша, не выдержав такого испытания, упал в обморок. Очнулся он уже утром в своей постели. За обедом учительница рассказала мальчику, что куда-то пропала черная курочка, они обыскали амбар, но так и не нашли её.

Днем Алеша занимался следующим:

  • подготовился к урокам;
  • поискал Чернушку во дворе;
  • послушал небольшую лекцию;
  • собрался в очередную прогулку с курочкой.

Следующей ночью Чернушка вновь пришла к Алеше, повела его короткой дороге, а мальчик, уже зная о том, что не нужно шуметь, вел себя тихо и осторожно.

Как только они вошли в огромный боковой зал, из двери стали появляться маленькие люди в разноцветных нарядных платьях, с перьями и шляпах.

Среди них был человек с венцом на голове и величественной осанкой. Это был король, который поблагодарил Алёшу за спасение их министра Чернушки от жестокой и неминуемой смерти. В качестве подарка мальчик попросил улучшить ему память, чтобы он мог с легкостью учить уроки. Король отдал Алеше волшебное семечко, но попросил у него никому не рассказывать об увиденном.

Читайте также: