Почему гусь плавает а курица нет

Опубликовано: 25.03.2024

Cабирова Роза Гумеровна

Данный проект представляет собой исследование в области языкознания и естествознания. Содержит эксперименты и физическое обоснование несмачивания гусиных перьев.

ВложениеРазмер
proekt_pochemu_gus_suhoy_a_kurica_mokraya.docx 28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Филькино

Исследовательский проект на тему:

«Почему гусь сухой, а курица мокрая?»

Выполнила ученица 3 класса

  1. Курицы и гуси.

5. Список литературы.

Однажды мне нужно было приготовить загадки о животных. Я и раньше, конечно, знала многие из них. Но я никогда не придавала значения, почему про гуся говорят «купался, купался, а вышел из воды-сухим остался». К тому же я вспомнила выражение и про другую птицу: «Мокрая курица».

Мне стало интересно, почему гусь сухой, а курица мокрая?

Цель моего проекта-выяснить, почему гусь, когда выходит из воды сухой, а курица мокрая.

Для достижения цели, я поставила перед собой следующие задачи :

  1. Изучить литературу по данной теме,
  2. Провести опыты с перьями гуся и курицы,
  3. Собрать наиболее распространенные выражения о курице и гусе.

Я выдвинула следующую гипотезу : возможно, гусь остается сухим, потому что он –водоплавающая птица, поэтому у него особое состояние пера.

Работая над проектом, я использовала следующие методы:

  1. работа с печатной литературой, Интернет-ресурсами,
  2. беседа,
  3. анкетирование,
  4. эксперимент,
  5. обобщение.

Сначала я решила провести анкетирование одноклассников по следующим вопросам:

1)что общего между курицей и гусем?

2) в чем отличие?

3)действительно ли гусь в воде не намокает?

4)Что обозначают выражения «как с гуся вода и мокрая курица»

По результатам опроса получила следующие данные:

19 человек ответили, что гусь и курица - птицы, гусь-водоплавающая птица.

10 человек ответили, что гусь не мокнет в воде, 5 человек считают, что он намокает, 4 человека ответили, что не знают.

«Как с гуся вода» 5 человек ответили, что это все нипочем, «мокрую курицу» никто объяснить не мог.

Тогда я обратилась к словарю Ожегова.

Гусь-я, мн. -и, -ей, м. . Родственная утке крупная дикая и домашняя водоплавающая птица с длинной шеей. Белые, серые гуси.

КУРИЦА -ы, мн. куры, кур, курам и (обл. и прост.) курицы, -иц, -ам, ж. 1. мн. О домашненный вид птиц отряда куриных, с кожным выростом на голове (гребнем) и под клювом (сережками). Мясные, яйценоские (яичные), декоративные, бойцовские породы.

В словарных статьях оказалось очень много выражений, где употребляются слова «гусь и курица», я решила составить таблицу

Гусь свинье не товарищ

Разные по характеру, по натуре , по положению в обществе людей

Обозначение ловкача, мошенника

Намеренно вызывать у кого-нибудь раздражение, обиду

Как с гуся вода

О том, кому все сходит с рук, о безнаказанности

О коже, покрывшейся мелкими пупырышками от холода или волнения

Хитрый человек, плут

О жалком на вид или о вялом человеке

О том. Кто плохо видит

Как курица лапой

О плохом почерке

Денег куры не клюют

Как курица с яйцом

Уделять слишком много внимания чему-нибудь незначительному

О чем-то очень нелепом

О глупом человеке

Яйца курицу не учат

Говорится обычно с пренебрежением к совету того, кого считают моложе и неопытнее себя.

Работая с текстовой информацией, я узнала, что исторически гуси были приручены человеком раньше, чем куры. Однако в России наибольшее распространение имеют куры. Возможно, это связано с тем, что цыплята требуют меньшего ухода, чем гусята, яйценоскость кур намного выше, чем у гусей. У нас в поселке также разводят в основном куриц. Достаточно редко можно увидеть гусей.

Куры и петухи являются элементами русской культуры. Они используются в народных сказках, литературных произведениях: «Курочка Ряба», «Петушок-золотой гребешок», «Кочеток и Курочка».

Гуси тоже упоминаются в русской культуре, но гораздо меньше. «Гуси-лебеди», песня «Жили у бабуси 2 веселых гуся», потешка «Гуси-Гуси».

Главный вопрос моей работы - почему гусь сухой, а курица мокрая?

Я провела эксперимент. Подготовила перья гусиные и куриные.

Под действием воды

Перо намокло, стало некрасивым, потеряло форму

Куриные перья смачиваются

На большом пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим. Мелкие перья также сохранили свою форму, остались почти сухими.

Гусиные перья не смачиваются

Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная

Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной

Рука, пропитанная подсолнечным маслом

Вода собралась на поверхности руки крупными каплями. Нет ощущения влажности руки.

Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу

Куриное перо, пропитанное маслом

Это перо сохранило форму. Вода на поверхности пера собралась каплями.

Перо не смачивалось, так как было защищено жировой пленкой

Я пришла к выводу, что гусиные перья не намокают, потому что они покрыты жиром.

Я обратилась за разъяснениями к учителю. Мне сказали, что у водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья.

Эта инстинктивная процедура выполняется всегда в строгом порядке: сначала обрабатываются перья груди, а потом боков, спины, крыльев, живота, хвоста, бедер и в завершение – головы.

Пропитанные жиром перья не намокают. И благодаря этому птицы не тонут. А в жизни говорят « как с гуся вода» о таких людях, которые остаются безнаказанными.

Из Интернет- ресурсов я узнала, что « как с гуся вода»- не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, знахарка, обливая больных детей «наговорной водичкой», да и заботливые родители, купая их в бане, таинственно приговаривали: «С гуся вода, а с нашего Коленьки (или Петеньки) худоба (то есть болезнь)». И верили, что всякие напасти сбегут с их сынка или доченьки так же быстро и бесследно, как сбегает вода с гусиного оперения.

А уж вот сказать: «Как с курицы вода» - нельзя. Куриные перья после воды стали очень некрасивыми, жалкими на вид. Недаром и говорят про растерянных, испуганных людей: «мокрая курица».

Теперь я знаю, что принято объяснять это явление тонким слоем жира на оперении, который отталкивает воду. А собственно почему отталкивает?

Мне рекомендовали обратиться к науке под названием физика.

Вещества, которые подобно гусиному жиру практически не взаимодействуют с водой, получили название гидрофобных, то есть, если передать термин русским словом, водобоязненных.

Вода не смачивает жирные поверхности тел.

Когда наблюдается несмачиваемость, то это означает, что молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого тела.

Явления смачивания- несмачивания часто встречается в нашей обычной жизни: мы можем писать, вытирать мокрые предметы. Чтобы не происходило воздействия воды на металлические детали техники, их тоже обрабатывают специальными техническими маслами. Многие металлические запчасти продаются в специальной технической жировой смазке или упакованы в специальную водонепроницаемую бумагу. Бумага с повышенным сопротивлением проникновению воды. Водонепроницаемость достигается путем нанесения покровного жирного слоя, пропиткой бумаги или обработкой бумажной массы.

Гидрофобные вещества очень слабо растворяются в воде или не растворяются вовсе. Их поверхность даже не смачивается водой. Жир хорошо удерживается на такой поверхности и долго не смывается с неё водой, и это в конечном итоге позволяет выжить водоплавающим птицам.

Итак, проведя исследования, я убедилась, что моя гипотеза подтвердилась. У гуся как водоплавающей птицы особенное состояние пера .Это из-за особой железы, которая вырабатывает специальное жироподобное вещество, которым птица смазывает свое оперение.

Работа над проектом помогла мне узнать очень много нового о поведении гусей и куриц. Я также узнала о физическом явлении-смачивании, узнала значение многих новых для себя выражений, которые обогатят мою речь.

Книжный мир детства | Любимые детские книги

Книжный мир детства | Любимые детские книги запись закреплена
Зазеркалье – мир воображения, сказки, мечты

ПОЧЕМУ УТКА ПЛАВАЕТ? (хитрые вопросы из книги М. Булатова "Тридцать три пирога")

Игра на смекалку с детьми. Некоторые вопросы только кажутся простыми, над многими придётся серьёзно подумать.

1) Росло четыре берёзы,
На каждой берёзе – по четыре больших ветки,
На каждой большой ветке –
По четыре маленьких ветки,
На каждой маленькой ветке –
По четыре яблока.
Сколько всего яблок?
(Ни одного: на берёзах яблоки не растут.)
2) Что случилось тридцать первого февраля? (Ничего: тридцать первого февраля не бывает.)
3) Были у одного мужика волк, коза и капуста. И надо было ему переехать через реку в маленькой лодочке и перевезти их с собой по одному: либо волка, либо козу, либо капусту.
Если он перевезёт на тот берег волка, то коза в это время съест капусту. Если перевезёт козу, а потом волка – волк съест козу. Как же он их перевёз?
(Сперва перевёз козу, потом капусту, а козу отвёз обратно. Затем перевёз волка и снова козу.)
4) Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков – по мешку, а в каждом мешке – по коту. Сколько всего шло в Москву? (Одна бабка: старики шли в другую сторону.)
5) Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу.)
6) Почему человек назад оглядывается? (Потому что у него на затылке глаз нет.)
7) Что легче: пуд железа или пуд сена? (Одинаково весят.)
8) До какого места заяц бежит в лес? (До середины леса: от середины он уже бежит из лесу.)
9) Какой самый короткий месяц в году? (Май – всего три буквы.)
10) Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
11) Как из трёх палочек сделать четыре, не ломая их? (Сложить из них цифру 4.)
12) Под чем заяц лежит? (Под своими ушами.)
13) Чего не обнесёшь вокруг хаты? (Воду в решете.)
14) Что останется в коробке, если спички вынешь? (Дно.)
15) Что в горшок кидают перед тем, как варят в нём еду? (Взгляд: смотрят, чистый ли горшок.)
16) Отчего кошка бегает? (Не умеет летать.)
17) Может ли петух назвать себя птицей? (Нет: петух не умеет говорить.)
18) Сколько яиц можно съесть натощак? (Только одно: после первого уже не будет натощак.)
19) Где вода столбом стоит? (В бутылке, в стакане.)
20) Почему шляпу носят? (Потому что она сама не ходит.)
21) Чем до неба докинешь? (Взглядом.)
22) От чего гусь плавает? (От берега.)
23) По чему собака бегает? (По земле.)
24) По чему птицы летают? (По воздуху.)
25) По чему утка плавает? (По воде.)
26) По чему в лес ходят? (По земле.)
27) За чем во рту язык? (За зубами.)
28) За чем мы едим? (За столом.)
29) По чему поезд ходит? (По рельсам.)
30) По чему, когда хочешь спать, идёшь на кровать? (По полу.)
31) За чем вода в бутылке? (За стеклом.)
32) Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая.)
33) Какой ключ не бьёт и не отмыкает? (Нотный.)
34) Из какого полотна не сошьёшь рубашку? (Из железнодорожного.)
35) Кто на все руки мастер? (Перчаточник.)
36) Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)
37) На что Стёпа шляпу купил? (На деньги.)
38) Какой год продолжается всего один день? (Новый год.)
39) Что нужно для обеда? (Ложка.)
40) Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году? (Второго января.)
41) Из какой посуды не едят? (Из пустой.)
42) Тебе на то место не сесть, на которое я сяду! Почему? (Потому что место будет занято.)
43) Может ли дождь идти два дня подряд? (Не может, потому что ночь разделяет дни.)
44) У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (У гриба.)
45) Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться.)
46) Когда автомобиль едет, какое колесо у него не вертится? (Запасное.)
47) Что будет с вороной, когда седьмой год минет? (Пойдёт восьмой год.)
48) Что сделается с красным шёлковым платком, если его опустить на пять минут в воду? (Намокнет, только и всего!)
49) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
50) Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
51) Почему собака лает? (Потому что говорить не может.)
52) Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки.)
53) Каких камней в море нет? (Сухих: все мокрые.)
54) Под каким деревом сидит заяц в лесу во время дождя? (Под мокрым.)
55) Несла бабка на базар сто яиц, а дно упало. Сколько осталось в корзине яиц? (Ни одного: ведь дно-то упало!)
56) Когда сторож бывает цветком? (Когда он не за будкой – незабудкой.)
57) Изловил рыбак ерша – больно рыба хороша: ведь он с ухой больше полпуда вытянул! (Вместе с ухой.)
58) Как можно прочесть слово «загадка»? (Только слева направо.)
59) Когда человек стоит на часах? (Когда он часовой.)
60) Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу? (Надо подождать, пока она улетит.)
61) Какой колокольчик не звенит? (Цветок-колокольчик.)
62) Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит – соня.)
63) Три телёнка, сколько будет ног? (Сколько телёнка ни три – у него будет четыре ноги.)
64) Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна – сосна.)
65) Бежало сорок волков, сколько у них у шей хвостов? (Ни одного: у шей хвостов нет!)
66) Какой песок в Волге? (Сырой, мокрый.)
67) Сколько раз нужно взять букву «а», чтобы получить птицу? (Сорок «а» – сорока.)
68) Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком.)
69) Сколько надо букв «г», чтобы получилась большая куча сена? (Сто «г» – стог.)
70) Какая птица из сорока букв? (Сорока.)
71) Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)
72) Что посреди Волги стоит? (Буква «л».)
73) А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала – что осталось на трубе? (Буква «и».)
74) Какое слово состоит из полубуквы? (Полк – пол «к».)
75) Что находится между рекой и берегом? («И».)
76) Что у цапли спереди, а у зайца сзади? (Буква «ц».)
77) Как написать «я» и «ц», чтобы получилось название животного? (За «я» – «ц» – заяц.)
78) Когда полы бывают тремя местоимениями? (Когда они вы-мы-ты.)
79) Какие два местоимения портят мостовые? («Я», «мы» – ямы.)
80) Что нужно взять от паровоза и от кита, чтобы лодка поплыла? (Пар, ус – парус.)
81) Что нужно сделать, чтобы рыба лосось превратилась в зверя? (Выбросить «со» – и будет лось.)
82) В каком числе столько же цифр, сколько букв? (Сто.)
83) В каком слове, состоящем из пяти букв, пять «о»? (Опять.)


Полный текст
Вакансии
Курсы
Консультации

Управление образования Сергачского муниципального района МБОУ Сергачская СОШ №6

III районная научно – практическая конференция обучающихся «Шаг в науку» Секция «Окружающий мир»

ПОЧЕМУ ГУСЬ ИЗ ВОДЫ СУХИМ ВЫХОДИТ?


Илюхина Юлия, 10 лет

Научный руководитель: учитель начальных классов

Введение___________________________________________ 3 Основная часть:

2.1. Научно-аналитическая работа

2.1.1 Кто такие «гуси»___________________________________4

2.1.2. Гусиный секрет____________________________________5

2.1. 3. Строение гусиного пера____________________________6

2.2. Исследовательская работа

2.3 Опытно-экспериментальная работа_____________________ 8

Заключение___________________________________________ 12 Список использованной литературы______________________ 13

Это что за птицы


Плавают в водице?

Каждый из нас хотя бы однажды наблюдал за водоплавающими птицами. И я много раз приходила к пруду, чтобы посмотреть на этих удивительных птиц и покормить их. Меня удивляла их способность оказываться на берегу после купания абсолютно сухими. Сколько бы они ни плавали, ни ныряли — мокрыми не бывают!

Я заинтересовалась: Что же им в этом помогает? Поэтому тема моей исследовательской работы: «Почему гусь из воды сухим выходит?»

Обозначив тему, я задумалась над вопросами:

Кто такой гусь? Что ему помогает держаться на воде? В чём отличие гусиного пера от куриного?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, я решила провести исследовательскую работу, выбрав для этого объект исследования: гусиные и куриные перья.

Цель исследования: изучение причин непромокаемости гусиного оперения.

Пользуясь сетью Интернет, получить информацию о гусях, о строении гусиных перьев. Изучить оперение водоплавающих птиц.

3. Провести опыт с гусиным и куриным перьями.

4. Провести анкетирование одноклассников.

В основу работы положена гипотеза: гусь остается сухим, потому что у него особое состояние пера.

2. Основная часть

2.1. Научно-аналитическая работа

2.1.1 Кто такие «гуси»

Чтобы узнать интересующую меня информацию о гусях, я пошла в школьную библиотеку. И вот, что я узнала.

Домашний гусь — одомашненная форма серого гуся (Anseranser), с которым он образует общий вид. Как правило, домашние гуси неспособны к полёту.

Из-за перьев и вкусного мяса серый гусь был одомашнен довольно рано. Изучая библейские тексты, древнеегипетские и древнеримские источники, документы Древнего Китая, можно заключить, что это одна из древнейших домашних птиц, поскольку гусей одомашнили более трех тысяч лет назад. Однако гуси менее других домашних птиц изменены человеком, современный домашний гусь практически такой же, каким он разводился ещё древними римлянами и германцами.

У древних греков гусь был священным животным и держался в качестве домашнего любимца, красотой которого восхищались. По преданию, у Пенелопы было 20 домашних гусей, которые служили, скорее, как украшение двора, нежели как полезные животные. У римлян почитался гусь Юноны, из-за чего в храме на Капитолии содержались гуси. Именно они при нападении галлов своим шумом разбудили охранный гарнизон и спасли крепость.

Образование различных пород гусей проходило главным образом в Европе. Вначале главной целью являлось увеличение размеров гуся. Уже 150 лет назад домашние гуси насчитывали 8 кг веса. Позже в поле зрения всё больше попадало такое качество, как способность к массовому размножению.

Средняя продолжительность жизни гуся 25 лет. Сейчас насчитывается более 10 видов гуся, наиболее распространённые:

    Белолобый Белый Серый Пискулька Сухонос Белошей

2.1.2 Гусиный секрет

Гуси – очень красивые птицы, они живут рядом с человеком. Дело в том, что гуси действительно всегда выходят сухими из воды. У них густой пух и плотно прикрывающие его гладкие перья. У гусей есть копчиковая железа, которая находится около хвоста и она, как "тюбик" с жиром. Гусь выдавливает концом клюва этот жир и смазывает одно за другим каждое пёрышко.

Сидя на берегу, они долго занимаются своим туалетом: перебирают клювом, чистят, холят свое оперение. Эта инстинктивная процедура выполняется всегда в строгом порядке: сначала обрабатываются перья груди, а потом боков, спины, крыльев, живота, хвоста, бедер и в завершение – головы. Клюв у него очень удобный для этого дела, как гребешок - широкий и плоский, усаженный по краям сверху и снизу, роговыми зубчиками.

Получить полный текст
Подготовиться к ЕГЭ
Найти работу
Пройти курс
Упражнения и тренировки для детей

Только пятая часть перьев распределена на теле, остальные же – на голове и длинной шее. Поскольку смазать голову клювом невозможно, то и на этот случай существует своя, типичная для этого вида программа поведения. Гуси либо снимают когтями жир с клюва, и точно скоординированными осторожными движениями расчесывают ими перья на голове, либо определенными круговыми движениями потирают голову о спину.

Жировая смазка, оберегая перья от намокания, придает им эластичность, облегчает скольжение птиц по воде. Не только у гусей, но и у всех водоплавающих птиц такое оперение. И гуси или утки могут взлетать прямо с воды – их оперение остается всегда готовым к полету благодаря тому, что не намокает. Поэтому, сколько на гуся не лей воды, она с него скатится, как с любой масляной поверхности и не пристанет.

2.1.3 Строение гусиного пера


Как же устроено гусиное перо?

Перо гуся само по себе обладает водоотталкивающими свойствами. Щетинка пера похожа на дерево: от бородки первого ряда идут бородки второго, а от них следующие, которые, цепляясь друг за друга, делают перо цельным. Основание у пера пористое и задерживает воздух, а плотная структура кончиков препятствует выходу воздуха наружу. Воздух, который содержится в каждом перышке, содержится в таком количестве, что оперение гуся можно сравнить с воздушной подушкой. Кератиновые чешуйки, из которых состоит перо, имеют свойство в воде распушаться и чем больше, тем плотнее перо становится. При купании гусь взъерошивает перья, при этом вода омывает кожу и каждую чешуйку. Жир копчиковой железы при купании равномерно распределяется по всему оперению.

Иногда бородки разъединяются, появляется брешь или разрыв. Оказывается, птицы могут починить свое перо. Легко и быстро "застегнуть" эту брешь клювом, как замочком "молнии". Такие большие перья называются маховыми и рулевыми. С помощью этих перьев птица машет, рассекает воздух, и поворачивает тело в нужное направление, летит вверх или вниз, влево или вправо.

Для чего птице нужны маленькие и пушистые перышки?

Конечно же, они нужны им для сохранения тепла тела и называются они пуховыми.

Если птица лишена возможности плавать, она не может распределить жир по перьям равномерно, чешуйки не будут без воды распушаться, перо станет ломким и плавать птица не сможет. Купание – жизненно важная процедура для водоплавающих птиц. Но перья, очень подвижные, быстро стареют и поэтому гуси линяют два раза в год, при этом меняя оперение полностью.

2.1.Исследовательская работа. Анкетирование.

Чтобы узнать, что знают о гусях мои одноклассники, я провела анкетирование.

Разилова Елена Леонидовна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Почему гусь сухой а курица мокрая?»

Цель: Расширение представлений детей о домашних птицах, свойствах пера домашних птиц.

1. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.

2. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Материал: картинки с изображением домашних птиц (по количеству детей, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло)

Ход занятия:

В. : Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.

Давайте на минуточку сами превратимся в птиц.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает листву.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что- нибудь новое, интересное. Вы не против? Тогда пройдёмте.

Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.

В. : Потрогайте перо, какое оно?

В: Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

Закрепляем, что это перо «маховое»

В. : А какие перья лежат у вас ещё? - Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое) - Зачем такое перо птице? - Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

В. : «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?»Есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?

Выслушивает ответы детей. (Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья).

В. : Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.

Опыт 1. Дети опускают сухую руку в воду,затем вынимают и делают выводы.

В. :Что же произошло?

Д. :Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная.

В. :Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной

Опыт 2. Дети намазывают руку жиром, опускают руку в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.

В. : Что же произошло? Почему вода стекает с рук?

В. : Потому, что она превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира,который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них.Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».А ещёговорят: «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? А у курицы перья обычные, не защищённые жиром. Поэтому они пропускают воду и перо, намокая, становится тяжелее. Курица тонет в воде.

Проделаем опыт с перьями.

Опыт 3. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы.

Ответы детей: куриное перо намокло,стало не красивым,потеряло форму,гусиное перо не смачиваются, на пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.

В. :Почему?

Ответы детей (оно смазано жиром)

Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Что внутри яйца?» Тема: НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Что внутри яйца?» (для детей средней группы) Автор: Щетинова Елена.

«Фруктовая лаборатория» — конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности Современные образовательные технологии: - Мимические упражнения - Пальчиковая гимнастика - Двигательная гимнастика Задачи: Развивающие.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Конспект коллективного труда на участке в подготовительной группе о посеве семян гороха и фасоли. Цель: уточнить и расширить представление.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства магнита» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Программное содержание: Закреплять знания детей о свойствах песка:.

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности «Плыви, кораблик» (вторая младшая группа) Задачи: учить детей различать и называть качества предметов (тяжелый, легкий); их свойства (тонет,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Вода» Интегрированные задачи: Познавательное развитие. Способствовать формированию целостной картины мира, развитию познавательного интереса детей.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: Познание: Обобщить знание детей о назначении.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Изготовление цветных льдинок Мл. гр. Задачи: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Материалы и.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Остров чудес» Цель: Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами Задачи: 1. Уточнять и закреплять представления о свойствах твёрдых веществ.

Читайте также: